Современная политическая элита России: краткий анализ. Cовременная элита РФ

Элита (от фр. elite) означает лучший, отборный, избранный. В повседневном общении этим словом можно охарактеризовать самые различные предметы и явления (например, элитный клуб, элитное зерно и т.д.).

Начиная с XVI в. слово «элита» стало употребляться для обозначения определенной избранной категории людей, занимающих в иерархической социальной структуре общества привилегированное положение. При этом в каждой сфере жизнедеятельности, как правило, имеется своя элита, например: «литературная элита», «научная элита», «творческая элита» и т. д.

Концепции элит возникали еще в глубокой древности. Например, Платон выделял особую привилегированную группу людей (философов-аристократов), которая знает, как управлять государством, и выступал против того, чтобы к управлению допускались выходцы из низов. В последующем подобные взгляды высказывали Н. Макиавелли, Ф. Ницше, Г. Карлейль, А. Шопенгауэр и др.

Система взглядов и представлений в виде теорий элит сформировалась в социологии и политологии на рубеже XIX-XX вв. Все теории элит сходятся в том, что в любом обществе, в любой сфере жизнедеятельности существует сравнительно немногочисленный высший слой людей, который доминирует над остальными.

В советском обществоведении на протяжении многих лет теория политических элит рассматривалась как псевдонаучное буржуазное учение, противоречившее принципам народовластия (народной демократии). В.И.Ленин, в частности, говорил о том, что в социалистической стране каждая кухарка сможет управлять государством. Поэтому политическая элита у большевиков ассоциировалась с политической аристократией буржуазного типа, которой в пролетарском государстве быть не должно. Но действительность опровергла иллюзии и догмы теоретиков бесклассового общества, и в СССР со временем была сформирована мощная и закрытая политическая элита.

Из всех видов элит политическая элита занимает особое место, так как она участвует в использовании государственной власти, обладает определенными властными полномочиями.

— немногочисленная, относительно привилегированная, достаточно самостоятельная, высшая группа (или совокупность групп), в большей или меньшей степени обладающая определенными психологическими, социальными и политическими качествами, необходимыми для управления другими людьми и непосредственно участвующая в осуществлении государственной власти.

Люди, входящие в политическую элиту, как правило, занимаются политикой на профессиональной основе. Элигизм как целостная система был сформирован в первой половине XX в. благодаря работам В. Парето, Г. Моски и Р. Михельса.

Вильфредо Парето (1848-1923) - итальянский экономист и социолог. Он утверждал, что все общества делятся на управляющих и управляемых. Управляющие должны обладать особыми качествами (гибкостью, хитростью, умением убеждать других), чтобы уметь подчинять себе других. Они также должны обладать готовностью использовать насилие.

В. Парето делил управляющих на два основных психологических типа: «лис» и «львов». «Лисы» — это элиты, которые предпочитают хитрость, изворотливость. Такие типы элит больше подходят для правления в стабильных демократических режимах власти. «Львы» — элиты, которые предпочитают жесткие методы руководства. Они больше подходят для принятия решений в экстре:мальных условиях.

В. Парето также обосновал теорию смены элит. Например, если «лисы» не могут эффективно управлять в сложившейся ситуации, то им на смену приходят «львы», и наоборот. Кроме того, он делил элиты на правящую (участвующую в управлении) и не правящую (контрэлиту) — людей, обладающих элитными качествами, но пока не имеющих доступа к руководящим функциям.

Гаэтано Моска (1858-1941) - итальянский социолог и политолог. В своей работе «Правящий класс» он утверждал, что все общества разделены на два класса: правящий (элиту) и управляемый. Правящий класс монополизирует власть, используя законные и незаконные методы для ее поддержания. Господство элит существует в любом обществе — это закон, который подтверждается всей историей человечества.

Г. Моска считал, что важнейшим критерием формирования господствующего класса является его способность к управлению другими людьми. Элита, которая сосредоточена исключительно на своих личных интересах, постепенно теряет свое политическое и идеологическое влияние и может быть свергнута.

По мнению Г. Моски, существует два основных способа обновления (пополнения) правящей элиты: демократический и аристократический. Первый является открытым и способствует постоянному притоку свежих достаточно подготовленных руководителей. Второй способ — аристократический (закрытый). Попытка правящего класса формировать элиту только из своих рядов приводит к се вырождению и застою в общественном развитии.

Роберт Михельс (1876-1936) - немецкий социолог, политик. В своей наиболее известной книге «Политические партии» он утверждал, что любая социальная организация подвергается господству олигархии. Власть элит зависит от организованности, а сама организация общества требует элитарности руководства и неизбежно воспроизводит ее. Так сформулиран «железный закон олигархии» Р. Михельса.

В ходе формирования элит в организации (обществе) происходит выделение руководящего ядра и аппарата, которые постепенно выходят из-под контроля рядовых членов. Во-первых, рядовые члены, по мнению Р. Михельса, в силу своей инертности и некомпетентности не в состоянии контролировать лидеров. Во-вторых, массам присуща психологическая потребность в лидерах и лидерстве, тяга к сильной власти и преклонении перед харизматическими качествами элит.

Р. Михельс считал, что демократия в строгом смысле невозможна. В лучшем случае она сводится к соперничеству двух олигархических групп.

Современные теории элит

В настоящее время существует много школ и направлений в развитии теории элит. Идеи Г. Моски, В. Парето, Р. Михельса и других, входящих в так называемую макиавеллистскую школу, объединяет то, что ими признавались:

  • элитарность любого общества, его разделение на властвующее творческое меньшинство и пассивное большинство;
  • особые психологические качества элиты (природный дар и воспитание);
  • групповая сплоченность и элитарное самосознание, восприятие себя особым слоем;
  • легитимность элиты, признание массами ее права на руководство;
  • структурное постоянство элиты, ее властных отношений. Хотя персональный состав элиты постоянно меняется, отношения господства и подчинения в своей основе остаются неизменными;
  • формирование и смена элит происходит в ходе борьбы за власть.

Кроме макиавеллистской школы в современной политологии и социологии существуют и многие другие теории элит. Например, ценностная теория исходит из того, что элита является наиболее ценным элементом общества и се господствующее положение отвечает интересам всего общества, потому что это наиболее продуктивная часть общества.

Согласно плюралистическим концепциям в обществе существует множество элит в различных сферах жизнедеятельности. Конкуренция между элитами позволяет массам контролировать деятельность элит и не допускать складывания единой господствующей группы.

Политическая элита делится на две основные категории. К первой принадлежат чиновники государственных органов и работники аппаратов партий и движений. Они назначаются на свои должности руководителями организаций. Их роль в политическом процессе сводится в основном к подготовке политических решений и юридическом оформлении уже принятых решений.

Ко второй категории относятся публичные политики, для которых политика не только профессия, но и призвание. Они не назначаются на должности, а завоевывают свое место в политической структуре в открытой политической борьбе.

Кроме того, политическая элита делится на правящую и оппозиционную (контрэлиту), на высшую, среднюю и административную.

В целом же элита является необходимым элементом в организации и управлении любого общества, любой социальной общности. Поэтому надо бороться не против элиты, а за качества самой элиты, чтобы ее формировали наиболее активные, инициативные, компетентные и обладающие моральными качествами люди. Одна из трагедий современного российского общества заключается в том, что у нас пока еще не сформировалась элита, отвечающая перечисленным выше требованиям. Поэтому можно согласиться с мнением Ж. Т. Тощенко, который считает, что нельзя называть элитой каждую обладающую политической властью группу и «что нами правят — и в политике, и в экономике — не элиты, а группы людей, к которым наиболее применимы и соответствуют их духу, целям и методам работы такие понятия, как «клика», «кланы», «касты». Они характеризуют специфические социальные образования, сплоченность которых базируется на корпоративном сознании, а не на общественных интересах».

Существуют три основных метола выявления политической элиты:

  • позиционный анализ - определение элиты по занимаемым позициям (должностям) в формальной политической структуре;
  • репутационный анализ - выявление тех групп политиков, которые вне зависимости от занимаемых формальных позиций оказывают реальное влияние на политический процесс;
  • анализ принятия решений - выявление тех политиков, которые реально принимают важнейшие политические решения.

Имеются и другие методы выявления политической элиты, например экспертный анализ, социологический опрос и пр.

С и политическим банкротством КПСС в России значительно увеличилась социально-экономическая и политическая мобильность. Если раньше в период господства партийно-государственной номенклатуры в СССР существовала закрытая система формирования (из узкого привилегированного слоя), то в условиях начавшихся реформ старая система формирования элит была в основном разрушена. На вновь возникшие политические «вакансии» стали претендовать и представители из низших социальных слоев общества.

Однако старая советская номенклатура не спешила уступать свои позиции. Она быстро отошла от идей социализма и коммунизма, которые еще совсем недавно так настойчиво проповедовала, и, по сути, возглавила переход бывшего советского общества к «новому» капиталистическому обществу. Так, в большинстве бывших союзных республиках, ставших независимыми суверенными государствами, президентский пост заняли представители прежней высшей советской номенклатуры.

Большинство российских регионов () также возглавила местная партийно-государственная элита советского образца. А окружение российского Президента в начале 90-х гг. на 75 % состояло из представителей бывшей советской номенклатуры.

В отдельную социальную группу, из представителей которой также формировалась новая политическая элита, можно выделить так называемых хозяйственников (директорский корпус), которые сумели «приватизировать» предприятия и целые отрасли промышленности, ранее находившиеся под их формальным управлением. К их числу можно отнести и так называемых бывших «теневиков», имевших опыт полузаконной предпринимательской деятельности, который в условиях либерализации экономики способствовал их быстрому экономическому росту и политическому весу.

Наряду со старой партийно-государственной номенклатурой и хозяйственниками на роль новой российской политической элиты прете ндо ват и наиболее активные и амбициозные представители различных слоев общества. Например, представители научной интеллигенции, преимущественно с экономическим и юридическим образованием, стали активными участниками государственного и партийного строительства и основными идейно-теоретическими разработчиками и проводниками новых для постсоветской России либерально-демократических, рыночных реформ.

В ходе развития (трансформации) политической системы в 90-е гг. XX в. и в начале XXI в. социальный состав политической элиты и удельный вес политического влияния различных групп политиков и политических институтов меняется. Динамика изменения политического влияния различных групп политиков представлена в табл. 2.

Таблица 2. Удельный вес политического влияния в 1993-2002 гг., %

Группы политиков

Рассмотрим каждую из представленных в табл. 2 группу политиков и попытаемся проанализировать причины и динамику их трансформации.

В первую группу политиков входят Президент РФ, его помощники, советники, полномочные представители в федеральных округах, руководители Совета Безопасности и других органов, образованных при Президенте РФ.

В 1993 г. удельный вес первой группы составил 18,4 % к общему объему политического влияния. В 1994 г. наблюдался рост влияния первой группы (20,4 %). Это было обусловлено, во-первых, расстрелом Белого Дома и разгоном первого российского парламента в октябре 1993 г.; во-вторых, принятием 12 декабря 1993 г. новой Конституции РФ, в соответствии с которой Президент РФ наделен почти неограниченными полномочиями.

В последующем вплоть до 2000 г. наблюдался спад влияния первой группы политиков, которое в 1999 г. составило всего 12,2 %. Причины такого значительного падения заключаются в следующем: а) неэффективная внешняя и внутренняя политика президента и его окружения; б) поражение в первой чеченской войне (1994-1996 гг.); общее падение рейтинга Президента РФ Б. Н. Ельцина (к концу 1999 г. он составлял примерно 5 %).

С выборами в 2000 г. на пост Президента РФ В. В. Путина начинается последовательный рост политического влияния первой группы политиков, который связан прежде всего с общим укреплением вертикали власти: введение института полномочных представителей Президента РФ в административных округах (2000 г.); отмена прямых выборов глав субъектов РФ (губернаторов, президентов) и введение порядка их представления (назначения) Президентом РФ с последующим утверждением предложенной кандидатуры местным представительным органом власти (2004 г.); ограничение политического влияния других политических групп и институтов (парламента, средств массовой информации, «олигархов», глав регионов).

Вторая группа политиков — руководители Правительства РФ и основных министерств (кроме «силовиков») традиционно имеют в России значительное политическое влияние. Усиление влияния второй группы политиков, как правило, происходило в периоды ослабления политического влияния первой группы (1996 и 1999 гг.). В целом же в 2002 г. политическое влияние элит, возглавляющих основные исполнительные институты власти (группы 1, 2, 3), составило 54,1 %. В последующие годы их влияние продолжало усиливаться. Особенно заметное усиление всех трех указанных групп политиков произошло в ноябре 2005 г. после проведенных Президентом РФ В. В. Путиным значительных кадровых перестановок и назначений. Тогда Правительство РФ было усилено двумя дополнительными вице-премьерами.

К третьей группе политиков-«сиповиков» относятся руководители Минобороны России, Генштаба, МВД России, МЧС России, Минюста России, ГТК, Генпрокуратуры РФ, различных спецслужб, а также командующие военными округами. Удельный вес политического влияния третей группы колебался от 8 % в 1999 г. до 13,8 % в 2000 г. Значительный рост влияния «силовиков» в 1994-1995 гг. объясняется началом первой чеченской войны. Затем наблюдается значительный период (1996-1999 гг.) спада политического влияния «силовиков», который в значительной мере был обусловлен поражением федеральных войск в Чечне и последовавшими структурными изменениями и кадровыми перестановками в силовых органах.

Начало второй чеченской войны (август 1999 г.) и определенные успехи федеральных войск, а также избрание В. В. Путина Президентом РФ в 2000 г. — выходца из силовых структур значительно повысили удельный вес политического влияния «силовиков».

В последующие годы удельный вес политического влияния «силовиков» немного снизился (2002 г. — 11,8 %), но в целом оставался на достаточно высоком уровне; в 2004-2007 гг. наблюдалась тенденция его увеличения. В эти годы было значительно увеличено финансирование силовых структур, повысилось внимание со стороны государства к проблемам «силовиков».

Причины усиления влияния третей группы политиков видятся в следующем: необходимость борьбы с терроризмом; страх правящей элиты перед угрозой «цветной революции»; общая военная угроза со стороны различных внешних сил и назревшая необходимость укрепления обороноспособности страны.

Динамика изменения политического влияния четвертой группы политиков - парламента (без лидеров партий) — является вполне закономерной для государства, в котором доминирует исполнительная власть. Существенный удельный вес политического влияния парламент имел место только в 1993, 1994 и 1995 гг., когда Государственная Дума и Совет Федерации пытались противостоять диктату исполнительной власти. В последующие годы наблюдалось резкое снижение политического влияния парламента (1996 г. — 8,3 %; 2002 г. — 5,3 %), которое можно объяснить следующими причинами.

Во-первых, подчиненное положение Государственной Думы заложено уже в Конституции РФ, в соответствии с которой Президент РФ может распустить Государственную Думу после трехкратного отклонения ею представленных Президентом РФ кандидатур на пост Председателя Правительства РФ (ст. 111) или в случае выражения ею недоверия Правительству РФ (ст. 117). Поэтому перед угрозой роспуска Дума готова одобрить любые предложенные Президентом и Правительством РФ законопроекты.

Во-вторых, большинство субъектов РФ являются дотационными, т. е. зависимыми от исполнительной власти РФ, и делегируемые ими в Совет Федерации члены также вынуждены «лояльно» относиться к Президенту и Правительству РФ. Кроме того, с усилением вертикали власти и ослаблением политического влияния регионов (особенно после введения порядка «назначения» глав субъектов РФ Президентом РФ) Совет Федерации окончательно утратил свое былое политическое влияние.

В-третьих, с середины 90-х гг. XX в. парламент РФ стал ареной ожесточенных столкновений различных политических групп, которые, используя различные способы давления на законодателей, лоббируют принятие (непринятие) нужных им законов. В целях сохранения своего статуса или преследуя свои корыстные интересы, члены парламента нередко принимают (откладывают принятие) заказанные той или иной группой давления законы. Например, в 2001 г. был принят закон об амнистии осужденных, имеющих правительственные награды. В результате многие сотни опасных преступников оказались на свободе; в декабре 2003 г. была отменена ст. 52 Уголовного кодекса РФ, в соответствии с которой все незаконно нажитые средства подлежали конфискации. В результате преступники и коррупционеры перестали опасаться за наворованное ими добро; в то же время принятие закона о коррупции откладывается уже более 15 лет. Такое «законотворчество» не прибавляет авторитета и политического влияния парламенту.

Удельный вес политического влияния пятой группы политиков — представителей политических партий до середины 90-х гг. XX в. был весьма существенным (1993 г. — 10,3 %; 1995 г. — 10,5 %). Однако во второй половине 90-х гг. и в начале XXI в. наблюдалось постепенное снижение политического влияния партий. Так, в декабре 2004 г. политическим партиям доверяли только 5 % россиян, в сентябре 2005 г. — 7 %". Причина этого явления видится в следующем: партии не имеют действенных рычагов влияния на реальную политику; снижение влияния представительных органов власти, которые, как правило, формируются из партийной элиты; ограничение плюрализма в обществе значительно сократило политическое поле для партий, находящихся в оппозиции.

Особой оценки заслуживает так называемая партия власти — «Единая Россия». Благодаря мощному административному ресурсу на парламентских выборах 2003 г. она набрала 37 % голосов и стала в Государственной Думе доминирующей, способной единолично принимать или отвергать федеральные законы. В декабре 2007 г. за «Единую Россию» проголосовали 64,3 % избирателей. Основу «Единой России» составляют высшие государственные чиновники, число которых в се рядах стремительно увеличивается, так как членство в партии становится чуть ли не обязательным условием успешной карьеры. Так, если в 2003 г. в партии состояли примерно 30 руководителей субъектов РФ (президентов, губернаторов), то в конце 2007 г. их число увеличилось до 70. Поэтому политическое влияние «Единой России» заключается не столько в партийном потенциале, сколько в административном, государственном ресурсе. Такая позиция руководителей партии превращает ее в элемент системы государственного управления, а не в представительный политический институт.

Конституция РФ законодательно закрепила федеративное устройство России. Региональные элиты получили значительные полномочия для управления своими регионами. В некоторых субъектах РФ наблюдался рост сепаратистских настроений. Федеральная власть, ослабленная своими внутренними конфликтами, неудачами в проведении реформ и войной в Чечне, не уделяла должного внимания региональной политике. Поэтому с 1994 по 1999 г. включительно удельный вес политического влияния шестой группы политиков - представителей региональных элит можно оценить как значительный.

В 2000 г. Президент РФ принял решительные меры по укреплению вертикали власти:

  • вводятся полномочные представители Президента РФ в федеральных округах;
  • устанавливается новый порядок формирования Совета Федерации (главы исполнительной и законодательной власти регионов уже не входят в Совет Федерации в качестве его членов, а назначают своих представителей);
  • предусматривается отзыв руководителей и прекращение полномочий органов власти субъектов РФ и местного самоуправления;
  • предусматривается введение прямого президентского правления в регионах;
  • принимаются меры по восстановлению и укреплению единого правового поля на всей территории РФ.

Все эти меры способствовали повышению политического влияния исполнительных органов РФ и снижению влияния региональных элит. С началом применения порядка назначения глав субъектов РФ Президентом РФ (2005 г.) политическое влияние региональных элит еще больше уменьшилось.

В условиях демократизации и гласности с начала 90-х гг. наблюдался рост политического влияния седьмой группы политиков - представителей средств массовой информации, журналистов (1993 г. — 2,3 %, 1998 г. — 5,7 %). Однако вскоре происходит резкое снижение их влияния (2001 г. — 1,7%, 2002 г. — 0 %). Причина такой динамики видится в том, что одновременно с началом укрепления вертикали власти исполнительные органы РФ начали планомерное «наступление» на независимые средства массовой информации и оппозиционно настроенных журналистов. Особенно существенный урон понесло телевидение. Так, с 2000 по 2005 г. потеряли свою независимость (были перепрофилированы) такие телеканалы, как НТВ, ТВ-6, ТВС; сняты с эфира такие популярные телепередачи, как «Итоги», «Куклы», «Свобода слова», «Глас народа», «Поединок», «Основной инстинкт» и др. Многие известные журналисты вынуждены были покинуть телевидение.

Политическое влияние восьмой группы политиков - «олигархов» начинает проявляться только со второй половины 90-х гг., когда в результате приватизации государственной собственности небольшая группа приближенных к Б. Н. Ельцину лиц обрела миллиардные состояния и стала непосредственно влиять на политические процессы. Этому способствовало также слабое здоровье Президента РФ и его зависимость от так называемой «семьи» — приближенного круга людей.

Вторую половину 90-х гг. XX в. и начало XXI в. многие исследователи и политики называют периодом олигархического правления в России. Только в 2004 г. избранный на второй срок Президент РФ В. В. Путин решился нанести существенный удар по «олигархам», которые стали представлять для него и его команды непосредственную угрозу. Возбуждение уголовного дела против нефтяной компании ЮКОС и суд над ее руководителями снизили политическое влияние «олигархов», заставили их быть более лояльными к государственной власти (не считая тех, кто иммигрировал на Запад).

Что касается девятой группы политиков - руководителей судебных и финансовых органов и др., то следует сказать, что значительное влияние судебных органов в 1993 г. можно объяснить тем, что в споре между Президентом РФ и российским парламентом Конституционный Суд РФ выполнял роль арбитра. Новое повышение политического влияния судебных органов с 2000 г. связано с тем, что с приходом во власть В. В. Путина и его команды начинается новый передел собственности, в котором заметную роль играют и суды. Кроме того, суды стали использоваться властью для преследования оппозиции и отстранения неугодных кандидатов и партий от участия в выборах.

Рост политического влияния финансовых органов с 2000 г. связан с тем, что в результате высоких цен на нефть и роста налоговых сборов значительно увеличились финансовые поступления в бюджет страны и в стабилизационный фонд.

При анализе политического влияния тех или иных представителей элиты важна качественная характеристика оценки. Положительная оценка означает, что данный представитель элиты использует свое влияние на благо общества и государства, а отрицательная — негативное влияние. Так, в мае 2005 г. из 20 наиболее влиятельных представителей правящей элиты деятельность А. А. Кудрина — министра финансов, В. Ю. Суркова — зам. главы администрации Президента РФ, Р. А. Абрамовича — губернатора Чукотки, А. Б. Чубайса — главы РАО ЕЭС, Б. В. Грызлова — спикера Государственной Думы, В. В. Устинова — Генерального прокурора РФ, В. П. Иванова — министра обороны РФ была оценена со знаком отрицательного влияния.

Несколько иное представление о политическом влиянии элит в России имеют простые российские граждане. В ходе социологического опроса, проведенного Институтом социологии РАН в ноябре 2005 г., гражданам был задан вопрос: «В чьих руках находится реальная власть в России?» Ответы распределились следующим образом: народа — 0,8 %; парламента — 2,8 %; Правительства России — 7,2 %; западных кругов — 8,7 %; «силовиков» — 12,6 %; российской бюрократии — 15,6 %; президента — 18,9 %; олигархов — 32,4 %.

В приведенных данных обращает на себя внимание то, что Президент РФ В. В. Путин, имевший в 2005 г. весьма высокий рейтинг (в пределах 65-75 %), занимает лишь вторую позицию (18,9 %), а на первом месте с большим отрывом находятся олигархи (32,4 %). Возможно, что такое мнение у многих россиян сложилось из-за того, что олигархи и естественные монополии продолжают наращивать свои капиталы, а реального улучшения в жизни простых граждан почти не происходит и большинство обещаний Президента РФ остаются лишь благими пожеланиями.

Данные опроса также свидетельствуют о том, что народ фактически отстранен от власти (0,8 %). Следовательно, элита правит страной без всякого контроля снизу, преследуя прежде всего собственные интересы, не обращая внимания на просьбы и требования народа. Поэтому большинство преступлений, совершаемых представителями правящей элиты, остаются безнаказанными.

В современной России, по сути, сложилась ситуация, когда народ и правящая элита существуют как бы в параллельных мирах, не пересекаясь друг с другом. Один мир — мир безудержного обогащения и вызывающей роскоши; другой мир — мир унизительной нищеты и безысходности. Но такое положение дел не может продолжаться до бесконечности. В обществе зреет проте- стный потенциал, который может вызвать серьезные социальные потрясения.

Несомненно одно - нынешней российской элите присущи в большей мере, чем советской, такие качества, как корыстолюбие, склонность к коррупции (отмечают 44% респондентов), безответственность, склонность ставить свои интересы выше интересов народа (41%), космополитизм, податливость внешнему влиянию, презрение к интересам своей страны и своего народа (39%). Для советской же элиты, считают россияне, были характерны патриотизм, озабоченность судьбой страны (считает большинство респондентов - 57%), ответственность перед страной, народом (39%), трудолюбие, работоспособность (34%). Объединяют российскую и советскую элиту склонность передавать власть по наследству, только «своим» людям или даже детям (43%), закрытость от общества, кастовость, стремление решать все вопросы в узком кругу, без совета с народом (41%). То, что ни тем, ни другим не свойственны демократизм, близость к народу указывают 33% опрошенных; наличие открытости к новым людям, готовность привлекать к управлению страной талантливых и заслуженных профессионалов отмечает 31% опрошенных.

Советская элита представляется общественному мнению более профессиональной, нынешняя российская - более инициативной. Тем не менее, именно советская партийная и комсомольская номенклатура (вкупе с чиновничеством периода президентства Б. Ельцина, а также криминалом) послужили главной базой для рекрутирования современной российской элиты, - так считают от 24 до 37% опрошенных. К числу главных «кузниц кадров» элиты отнесено ближайшее окружение президента В. Путина (24%). Пятая часть респондентов (20%) в число групп, на базе которых сформирована элита, включает руководителей бывших госпредприятий. Почти столько же (18 и 17%) в составе элит видят выходцев из силовых структур и детей высокопоставленных и богатых родителей. Научная и творческая интеллигенция, по оценкам россиян, стоит последней в списке социальных групп, из которых происходит российская элита (6%).

Что ж, развитие общества, наук, отношений между людьми рождает новые понятия и, следовательно, новые термины. Вполне закономерно разобраться с ними, найти смысл и причины их появления. Не надо только использовать их, чтобы скрыть, замаскировать пороки современного общества, проигнорировать те силы, которые неумолимая история призывает взять в свои руки управление этим обществом. Именно для того, чтобы увести сознание людей от данной необходимости и понадобилось придать давно известному понятию «элита» новую жизнь.

Политтехнологам постсоветского розлива пришлось менять терминологию, придумывать заумные формулировки с претензией на научность, чтобы выглядеть новаторами в сфере социальных преобразований.

Разобраться с апологетами нынешней элиты - дело полезное и необходимое. Ведь они все громче стараются задавать тон в жизни российского общества.

И здесь следовало бы отметить еще одну весьма существенную особенность проблемы элитарности в наше время.

В эпоху глобализации она перерастает роль и дела отдельных, даже самых влиятельных личностей или группировок и становится характерной чертой деятельности крупных международных или региональных организаций, которые задают тон и влияют на деятельность в сфере политики и экономики больших групп стран, которая к тому же носит не только открытый, но в ряде случаев и скрытый характер.

Она нередко приносит их лидерам более ощутимые результаты, нежели официально признанные организации. Их создатели и руководители (что характерно для США) используют свою элитарность в стремлении управлять всем миром. Именно поэтому, современная национальная и международная элита требуют особо внимательного изучения, к чему и стремятся авторы.

Элита общества в любой период истории человеческой цивилизации играла и играет первостепенную роль в формировании и функционировании институтов отдельно взятого человеческого общества.

Грубо говоря, государственная элита, как главенствующий социальный слой (класс) общества, призвана оказывать прямое воздействие на сущность, характер, возможности и ориентиры общества в целом.

С чего начинается "элита общества" в классическом понимании?

В первую очередь, это определённая группа, находящаяся на вершине условной пирамиды общественных классов и слоёв.

Во-вторых, элита должна иметь перед собою чётко поставленные и заданные ориентиры. Определённая и общая Идея, Цель, Задача - вот что сплачивает элиту, делает её той самой "элитой общества", которая получает универсальный и сложный инструмент в виде того самого общества для решения и достижения конкретных задач и целей (хочу сразу отметить, что идеология фашизма, имеющая сходную модель построения общественных институтов с формированием общественной элиты, здесь не имеется в виду).

Элита общества и конструктор, и прораб, и снабженец, и бригадир на стройке. От её грамотных действий во время строительства и зависит то, что в конечном итоге выйдет - Вавилонская башня или Тадж-Махал.

Элита не должна придавать жизненно важным общественным процессам хаотичный характер. Элита - пастырь, элита - путеводная звезда, элита - носитель духовного, морально-нравственного потенциала. И она не должна рассеивать свою такую первоначальную сущность.

В реальности должны существовать явные и скрытые механизмы формирования такой элиты. Что же представляет из себя элита современной РФ?

Во-первых, как и любая другая элита, она делится на две основных группы: элита властная (политическая), осуществляющая непосредственный контроль над государственными институтами, а так же над политическими и социальными процессами; элита светская, являющаяся потенциальным носителем духовных и моральных установок, задающая основные направления духовного развития остальному обществу. Каков же характер и сущность каждой из этих элит?

Политическая элита - это особая социальная группа, так же как и любая другая профессиональная группа, имеющая собственный корпоративный интерес и собственное корпоративное сознание. Вместе с тем никаких особых оснований считать ее отдельным классом нет. Политическая элита формируется из представителей не всех социальных слоёв и классов, а только тех из них, которые можно отнести к высшей политизированной прослойке общества.

В современной РФ такой прослойкой общества является гигантский чиновничий аппарат с отлаженной бюрократической машиной. Современный чиновник является одним из наиболее постоянных, "надёжных" и востребованных "рекрутов" в системе формирования властной элиты. Кроме "его величества чиновника" в формировании властной элиты принимает участие современная крупная промышленная и сырьевая буржуазия, крупные владельцы естественных монополий, небольшая часть светской интеллигенции. Но определяющую роль по-прежнему играет бюрократическое чиновничество. Ничего удивительного в этом факте нет. Скорее даже это привычная картина устройства любого государства.

Каковы в конкретных действиях на практике приоритеты властной элиты РФ?

Безусловно, таковыми являются современные мировые общепринятые экономические "рыночные ценности". Россия уже давно встроилась в кровеносную долларовую систему мировой экономики и заняла там не особо почётное место. Исходя из этого факта, строятся реальные действия властной элиты России.

Если говорить упрощённым языком, то основные проблемы, которая стремится решить властная элита - удержание власти в государстве любым способом и гармоничное сосуществование в экономической сфере с мировой системой. Остальные вопросы занимают второстепенное значение. Таким образом, становится очевидным отсутствие у такой элиты чётких морально-нравственных ориентиров в формировании общества, отсутствие четкой Цели и Идеи на государственно-национальном уровне (это не смотря на превалирующую в последние несколько лет риторику "патриотов", которая призвана создать иллюзию появления как таковой Цели и Идеи), о которой говорилось выше, в построении институтов такого общества, расплывчатость критериев и оценок своей деятельности, отсутствие осознанности своей пастырской миссии. Тоесть, остальные общественные процессы, которые не касаются двух вышеназванных проблем, по большому счёту, пущены на самотёк. Те проблемы, которые появляются из такого самотёка, властная элита решает не в причине их появления, а в следствии. И решает с применением преимущественно широкого спектра насильственных действий. Поэтому и устройство институтов государства построено по такому же принципу. Так в кратком виде можно охарактеризовать властную элиту современной РФ.

Основные проблемы такого общества - отсутствие роли общества в непосредственном контроле по формированию властной элиты, отсутствие условного института "санитаров", которые будут способны отделять и изолировать "паршивых овец" и, наконец, отсутствие настоящих общих целей и задач властной элиты с обществом. К сожалению, созданное и искусственно культивируемое общество потребления не имеет ничего общего с национальными интересами России и её будущими поколениями.

Светская элита современной РФ так же пропитана насквозь духом корпоративности и конъюктурщины. Она абсолютно оторвана, "варясь" в своём собственном соку, от реальной жизни общества. Однако в целом она склонна рассуждать о её "неоценимом влиянии" на различные процессы, протекающие в обществе, пафосно ставить себя в авангарде контроля над такими процессами, бравировать своей "миссианской" псевдоидеей.

Светская элита, состоящая из творческой интеллигенции, общественных деятелей, представляет собой, на первый взгляд, весьма политически аморфную среду. На самом деле властная элита фактически навязывает такую аморфность светской элите. Делается это всё для того же чёткого контроля за двумя вышеназванными проблемами. Ведь если элита светская предпримет шаги, направленные на активное участие во внутриполитической жизни страны, то непременно обратит на себя сёрьёзное внимание и вызовет пробуждение от спячки все основные социальные прослойки общества. А это уже ставит под большой вопрос удержание власти за современной властной элитой и мирное сосуществование с мировой экономической системой. Так что очевидно, что властная элита постаралась навсегда лишить элиту светскую своей первоначальной сущности, сущности "соли земли русской", заступницы за простой люд (такой она действительно была в XIX, XX веках).

В остальном, светской элите, не встревающей в решение внутриполитических и экономических проблем, предоставляется широкий круг свобод, целая система пафосных и убаюкивающих поощрений, почестей, внимания и т.д. Светская элита, как река, вдруг изменившая своё привычное русло, создала целый искажённый мирок абстрактной реальности, "общечеловеческих ценностей цивилизованного сообщества", потаскушного гламура, пропахшего дорогим шампанским и кокаином шоу-бизнеса. Всё это преподносится остальному обществу как настоящее откровение новых богословов, истину в последней инстанции.

Таким образом, в современной РФ первопричиной всех проблем и общественных неустройств является отсутствие настоящей национальной государствообразующей элиты общества. Нет, конечно, сегодняшняя элита тоже вполне настоящая элита - она управляет, распоряжается, решает важные для неё проблемы. Но эта элита ничего общего не имеет с настоящими интересами России, её будущими поколениями. А ведь это первый показатель качественности и дееспособности элиты общества в критические эпизоды человеческой истории. Просто пока такие по настоящему критические моменты не вставали перед современной элитой РФ. Я уверен, что как только такие проблемы появятся, то такая элита будет не способна их решить.

В идеале такие проблемы в будущем, как мне думается, должна решить группа отчаянных храбрецов-"экстремистов", "интеллектуальных отморозков" во главе с Учителем либо Вождём, посредством сопутствующих событий резко меняющейся действительности и той самой кризисной ситуации, которая провозгласит на словах и на деле: "Истину говорю вам: должно быть так!".

Помнить надо одно - элита, в первоначальной сущности, представляет скелет любого общества. Поэтому формироваться она должна ни по клановому, ни по сватско-дружескому, ни по каким любым другим принципам, кроме как принципа полезности и преданности общей Идеи, общей Цели, ради которой не жалко будет пожертвовать собственной жизнью.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых

Юридический институт им. М.М. Сперанского

по дисциплине «Политология»

Современная политическая элита в России

Владимир 2015

С одержание

Введение

1. Возникновение понятия и теории политических элит

1.1 Основные направления современной элитарной теории

1.2 Типология политической элиты

1.3 Основные функции политической элиты

2. Виды политической элиты в России

2.1 Характерные черты и особенности политической элиты в России

2.2 Структура политической элиты в России

Заключение

Литература

В ведение

Элита, как часть общества, занимает ведущее место в системе выработки общественных ценностей и норм, по которым вынуждены жить все слои населения. Без элиты общество не может существовать в принципе. Любое общество всегда делится на господствующее меньшинство (элиту) и подконтрольное, управляемое, ориентированное на ценности меньшинства большинство (массы) .

Поэтому в современной политической науке особо пристальное внимание отводится элитологии. К пониманию элиты существует множество подходов. В российской политической науке используется структурно-функциональный подход, когда члены элиты рассматриваются с точки зрения их положения в иерархической системе общественных структур.

Фактически элита представляет собой полноценную социальную группу, обладающую сложной структурой. Политическая же элита - это сравнительно немногочисленный слой людей (меньшинство), занимающий руководящие посты в органах государственной власти, политических партиях, общественных организациях, обладающий политической властью, всеми ресурсами политического влияния, и влияющий на выработку государственных управленческих решений, осуществление политики в стране.

И в этой связи роль политической элиты в общественной жизни страны, в происходящих политических процессах огромна. Как заметил Цицерон, «..достаточно малого, очень малого числа людей, поставленных во главе государства, чтобы исправить или испортить нравы народа».

В настоящей работе приведены общие идеи концепций формирования политических элит, приведена типология элит, функции, отражены характерные черты российской политической элиты, ее проблематика, ее структура, и на этой основе сделаны соответствующие выводы.

1. Возникновение понятия и теории политических элит

1.1 Основные направления современной элитарной теории

Политическая элита представляет собой сравнительно небольшую социальную группу, ядром которой является довольно значительный объем политической власти, обеспечивающую интеграцию, субординацию и отражение в политических установках интересов различных слоев общества и создающую механизм воплощения политических замыслов. Иными словами, элита - это высшая часть социальной группы, класса, политической общественной организации.

В переводе с французского «элита» означает "лучшее", "отборное".

Во-первых, одно из значений этого слова подразумевает обладание какими-то наивысшими чертами по установленной ценностной шкале.

Во-вторых, «элитой» в повседневной жизни принято называть лучшую, наиболее ценную для общества группу, возвышающуюся над массами и призванную массами управлять.

К примеру, в рабовладельческом и феодальном обществах в качестве элиты выступает аристократия. («аристос» означает «лучший», аристократия - «власть лучших».)

В политической науке термину «элита» присуще первое, более нейтральное, значение. Представители политической элиты являются наиболее яркими обладателями управленческих качеств в сфере политики и функций.

Теория политической элиты предполагает приоритет политики над экономикой, социальной структурой общества, поэтому ей присуща абсолютная несовместимость с идеями экономического и социального детерминизма, представленного, к примеру, марксизмом, трактующим политику всего лишь как надстройку над экономическим базисом.

В этой связи отношение к исследованию понятия политической элиты, структуры правящей номенклатурной элиты в советском обществоведении, рассматривалось как нечто псевдонаучное, не отличающееся позитивными чертами.

На первоначальных этапах становления политической науки французский термин «элита» получил распространение в начале XX в. благодаря трудам Сореля и Парето, хотя идеи политического элитизма возникли вне Франции еще во времена глубокой древности. Идеи элитизма нашли свое обоснование в трудах Конфуция и Платона, Аристотеля, Макиавелли, Карлей-ля, Ницше.

К примеру, у Конфуция общество разделено на «благородных мужей» (элиту) и «низких людей» (простолюдинов). В идеях Платона элита -- это правящее над большинством меньшинство.

По мнению Аристотеля народовластие являлось утопичной идеей, а вот демократия должна быть представительной. То есть из всеобщей массы должны выделяться лидеры.

Более осмысленными предстали идеи элитизма в концепциях элит кон. XIX -- нач. XX в. Г.Моска, В.Парето, Р.Михельса.

В идеях Г.Моски сформулирован впервые термин «политический класс». По его мнению, политическая элита представляет собой группу политически активных людей, ориентированных исключительно на власть. Доступ к политическому классу, элите имеют лишь люди, обладающие богатством, военной доблестью и священничеством. При этом все политические классы ориентированы на наследование.

В. Парето утверждал о существованиее двух видов элиты, господствующей и потенциальной. Внутри господствующей элиты произошла уже утрата активной деятельности, а в потенциальной происходит стремление к данной деятельности. И подобная взаимоборьба приводит к постоянному обновлению элит. То есть люди, обладающие наивысшей результативностью в своей деятельности, и составляют элиту. Одаренные люди из «низов» поднимаются в элиту, а члены уже имеющейся элиты деградируя, опускаются вниз, в массы.

Согласно концепции Р.Михельса элита -- неотъемлемый спутник демократии. Власть никогда не уступается «массам», лишь переходит от лидера к лидеру. В обязательном порядке в государстве создается организационный аппарат для непосредственного осуществления управления. Данный аппарат все более расширяется и в конце концов заменяет саму идею демократии. Концепция Михельса -- своего рода концепция бюрократизации правящей элиты.

Итак, в конце ХХ в. сложилось несколько основных концепций проблемы элитарности общества, которые будут рассмотрены ниже.

Первую группу составляют последователи макиавеллистского подхода к исследованию рассматриваемой проблемы, получившего свое название благодаря идеям Н.Макиавелли.

Приверженцы концепции Н.Макиавелли объединены следующими идеями:

– элите присущи особые качества, природные дарования и таланты, исключительное воспитание в работе в борьбе за власть;

– элита объединена в группу, отличающуюся общностью идей, интересов, социального и профессионального статусов;

– признание элитарности любого общества, его неизбежного разделения на привилегированное властвующее творческое меньшинство и пассивное, нетворческое большинство. И такого рода разделение является вполне закономерным естественным для природы человека явлением.

И несмотря на смену персонального состава элиты, господствующее отношение к массам остается всегда неизменным. Так, например, в ходе истории сменялись вожди племен, монархи, бояре и дворяне, народные комиссары и партийные секретари, министры и президенты, но отношения господства и подчинения между ними и простолюдинами сохранялись и всегда преобладали.

Борьба за власть (латентная или явная, по своей природе неизбежная) является главным явлением формирования и смены элит. Такая борьба будет существовать всегда. Обязательно найдутся люди с определенным набором исключительных качеств, со стремлением занять привилегированное положение в обществе. И не все уже занимающие такое положение готовы уступить его в добровольном порядке.

Элита принимает на себя господствующую, руководящую роль в обществе и стремится передавать по наследству свое привилегированное положение, что, в свою очередь, приводит к вырождению выдающихся качеств элиты.

Макиавеллистские теории элит небезосновательно подвергаются научной критике за преувеличение значения психологических факторов, неприятие демократических принципов, недооценку потенциальных возможностей и активности масс, негативное отношение к борьбе за власть.

Для преодоления и усовершенствования слабых сторон идей Макиавелли были призваны ценностные теории элиты. Как и макиавеллистские концепции, они считают элиту главной конструктивной силой общества, однако смягчена позиция по отношению к демократии.

Ценностная концепция многовариативна, однако существует несколько основных, объединяющих всех приверженцев идей:

– в первую очередь, высокопрофессиональный состав элиты, люди, обладающие выдающимися способностями в различных сферах жизнедеятельности. Состав элиты обладает способностью к обновлению предъявляемых требований к участникам ввиду постоянной непрерывной духовной, ценностной, материальной эволюции общества.

– элита представлена исключительно взаимосотрудничеством лиц, проявляющих заботу о благе общества, а не преследующих свои эгоистические цели в борьбе за власть.

– взаимоотношения между элитой и массой основаны на господствующем, авторитетном начале правящей элиты и послушании ее власти народом. Элита должна внушать к себе уважение масс, подтверждаемое на свободных выборах.

– формирование элиты происходит в результате естественного отбора обществом наиболее ценных представителей, а отнюдь не в результате борьбы за власть. В этой связи общество должно стремиться совершенствовать механизмы такой селекции во всех социальных слоях.

– наличие элитарности как одно их главных условий эффективного функционирования любого демократичного общества. Изначально людям в демократическом государстве предоставляются равные жизненные условия для старта (социальное равенство) и благодаря своим усилиям, активности они будут иметь свои финишы. В этом случае и появляются либо лидеры, либо аутсайдеры.

На некоторых существенных положениях ценностной теории элит основаны концепции демократического элитизма (элитарной демократии), получившие широкое распространение в современном мире. Истоки данной концепции - в предложенном Й. Шумпетером понимании демократии как конкуренции между потенциальными руководителями за доверие избирателей.

Согласно концепции демократического элитизма существование реальной демократии невозможно без элиты как гаранта высококачественного руководящего состава, избранного населением. И именно качество элиты напрямую влияет на качество социальной ценности демократии.

Руководящий состав в достаточной степени обладает всеми необходимыми для управления качествами, является носителем и обеспечителем защиты демократических принципов и ценностей.

В 1960-1970 г.г. утверждения о сравнительном демократизме элиты и авторитаризме масс были в значительной мере опровергнуты конкретными исследованиями. Оказалось, что хотя представители элит обычно превосходят низшие слои общества в принятии либерально-демократических ценностей (свободы личности, слова, конкуренции и т.д.), в политической толерантности, терпимости к чужому мнению, в осуждении диктатуры и т.п., но они более консервативны в признании социально-экономических прав граждан: на труд, забастовку, организацию в профсоюз, социальное обеспечение и т.п. Кроме того, некоторые ученые (П. Бахрах, Ф. Нашольд) показали возможность повышать стабильность и эффективность политической системы с помощью расширения массового политического участия.

Наиболее распространенными в современной элитарной мысли являются идеи ценностной теории о ценностно-рациональном характере отбора элит в современном демократическом обществе. Также они могут носить название функциональных теорий элиты.

Элитарную теорию в целом приверженцы данной концепции не отвергают, однако стоят за необходимость пересмотра основополагающих ее установок.

Основными постулатами плюралистической концепции элиты являются следующие:

– политические элиты рассматриваются исключительно как функциональные, то есть как группы, члены которых обладают определенной особой квалификацией для занятия определенных руководящих позиций в обществе. Главным качеством, определяющим принадлежность к элите, является именно высокая квалификационная подготовленность к выполнению функций управления конкретными общественными процессами, в чем и заключается их превосходство над другими членами общества.

– элита не подлежит рассмотрению в качестве единой интегрированной привилегированной группы. В современном демократическом обществе присутствует плюрализм элит, поскольку власть действует между разнообразными группами и институтами, которые с помощью непосредственного участия, могут отстаивать свои интересы, находить компромиссы. В каждой из базисных групп, профессиональной, религиозной, региональной, демографической и других, формируется собственная элита с присущими только ей ценностями и интересами.

– четкого, ярко выраженного деления на элиту и массу не существует. Эта теория отрицает форму «верховенство-подчинение» в их взаимоотношениях, скорее речь идет об отношениях представительства. Элиты подконтрольны своим базисным группам. С помощью использования демократических механизмов выборов, референдумов, опросов, прессы, групп давления и т.д., в обществе существует социальная конкуренция элит. Все это препятствует формированию единой господствующей группы и предоставляет возможность подотчетности элит массам.

– в руководящий слой базисных групп открыт доступ лицам с высоким социальным статусом, большими финансовыми возможностями, обладающими ислючительными личными способностями, знаниями, умениями, имеющими высокий индикатор активности.

– в демократических государствах элиты задействованы на выполнении важных общественных функций, связанных с управлением.

Концепции плюрализма элит довольно широко используются для теоретического обоснования современных западных демократий. Однако действительность в этих теориях значительно идеализирована.

Согласно проведенным многочисленным исследованиям обнаружена явная неравномерность воздействия различных социальных слоев на политику, господство капитала.

Идейным антиподом плюралистического элитизма выступают леволиберальные теории элиты. Важнейший представитель этого направления Р.Миллс еще в 1950-х г.г. пытался доказать, что в США управление принадлежит не нескольким, а одной господствующей элите. Эта элита является центральным ядром действующей системы общества.

Разделяя некоторые положения макиавеллистской школы, леволиберальный элитизм имеет и специфические черты:

– главным элитообразующим признаком выступает обладание командными позициями и руководящими постами, должностями в различных сферах деятельности.

– разнообразие состава властвующей элиты, включающей в себя и полических лидеров, и руководителей корпораций, политиков, высших государственных служащих и высших офицеров. Всех этих лиц должно объединять стремление сохранить за собой привилегированное положение в обществе, обеспечивать отличный от масс стиль жизни, поддержание образовательного и культурного уровня, формирование родственных, личных связей.

Внутри правящей элиты сформированы иерархические отношения. Несмотря на острую критику господствующей элиты США, наличия связей политиков с крупными собственниками, Миллс все же не является сторонником марксистского классового подхода.

– признание глубокого различия между элитой и массой. Однако выходцы из народа имеют шансы, пусть и небольшие, стать участниками элиты, лишь добившись высоких постов. Используя финансы, знания властвующая элита фактически бесконтрольно управляет массами.

– обновление состава элиты осуществляется исключительно в своей среде на основе принятия ее социально-политических ценностей. Важнейшими критериями отбора являются обладание определенными ресурсами влияния, а также деловые качества.

– первейшая задача и функция властвующей элиты в обществе -- это обеспечение своего собственного верховенства в обществе государства. И решение многих управленческих задач подчинено именно этой функции. Однако Миллс отрицает неизбежность элитарности общества, подвергает ее критике демократических позиций.

Сторонники леволиберальной теории элиты зачастую отрицают наличие прямой взаимосвязи представителей экономической элиты и политической. Однако политические руководители стран развитого капитализма согласны с основными принципами рыночной системы и видят в ней оптимальную для современного общества форму социальной организации. Поэтому в своей деятельности они стремятся гарантировать стабильность общественного строя, основанного на частной собственности и плюралистической демократии.

Западная политология подвергает острейшей критике основные положения леволиберальной концепции элиты, в особенности утверждения о закрытости властвующей элиты, об отрицании ее связи с крупным бизнесом. В марксистской же литературе, напротив, это направление оценивалось весьма положительно.

Таким образом, основная пронизывающая все существующие концепции политического элитизма идея заключена в том, что существование элит связано с тем, что невозможно предоставить власть каждому, осуществить прямое участие масс в принятии управленческих государственных решений, осуществлении властных полномочий. Если бы эта власть элиты была доступна всем и вся, терялась бы ее исключительность.

1.2 Типология политической элиты

По роду деятельности все элиты подразделяются на политическую, экономическую, военную, бюрократическую и культурно-информационную.

Политическая элита призвана осуществлять руководство в сфере разработки и реализации политических решений. Большинство исследователей называют политическую элиту правящей, влавствующей.

По способу рекрутирования (отбора) элиты существует открытая (антрепренерская) и закрытая (гильдии) элита.

В зависимости от занимаемого места в политической системе общества существует правящая, оппозиционная (контрэлита) и неправящая интеллектуально-культурная элиты. Правящая элита принимает непосредственное участие в принятии политических решений, контрэлита продвигает свою оппозиционно настроенную линию. Интеллектуально-культурная элита решающей роли в государственном управлении не играет, но ее влияние на умы общественности, на поведение в обществе велико.

По характеру внутриэлитных взаимоотношений различаются объединенная элита, идеологически объединенная, консенсусно объединенная, и разъединенная политические элиты. В объединеной элите отсутствует открытая конфронтация, существует единство мнений, взглядов. Консенсусно элита формирует определенного рода решения по отдельно выделенным направлениям политики. В разъединенной элите присутствует постоянная конфронтация между группировками.

По степени представительства существуют политические элиты с высокой степенью представительства и низкой.

Элиты с высокой степенью представительства выражают интересы значительных слоев общества, с низкой степенью представительства -- интересы ограниченного круга социальных слоев общества.

По уровню компетенции обозначают высшую (федерального уровня), среднюю (региональную) и местную (муниципальную, краевую, республиканскую) политические элиты.

По типу правления различают тоталитарную (с применением авторитарной власти), либеральную (с применением демократичного разделения властей) и доминантную (компромиссную), демократичную элиты.

Все политические элиты тесно взаимосвязаны между собой, и не могут существовать друг без друга.

1.3. Функции политической элиты

Политические элиты выполняют в обществе следующие функции:

– выражение совокупного интереса всех классов и слоев общества, выработка идей реформирования сфер жизнедеятельности страны;

– определение политического курса, протежирование политических и управленческих решений (стратегическая и организаторская функции);

– проведение кадровой политики на высшем уровне, выдвижение политических лидеров;

– рациональное распределение ценностей и ресурсов в обществе;

– обеспечение защиты ценностей, идей, специальных целей общества страны (коммуникативная функция);

– проведение политики недопущения в обществе конфликтных ситуаций и мероприятий по их разрешению, обеспечения устойчивости политической и экономической систем (интегративная функция).

2. Виды политической элиты в России

2.1 Характерные черты и особенности политической элиты в России

На основе анализа вышерассмотренных теорий элитизма О.Крыштановская дает следующее определение элите, представляя ее правящей группой общества, являющейся верхней стратой политического класса и обладающей масимумом власти. По ее мнению, эта группа не обладает особенными качествами, и в нее могут входить как люди выдающихся качеств, так и бездарные личности.

Как правило, главными принципами вхождения в элиту являются наличие денег, власть, происхождение и т.п., но, отнюдь, не самым достойнейшим личностям открыт доступ в элиту общества.

В политическую элиту преодолен оценочный подход и принято включать в нее лишь лиц, занимающих определенный статус в политической системе, позволяющий принимать соответствующие политические решения.

Современная политическая элита России начала свое формирование еще в начале 1990-х г.г. Именно в тот период перехода к рыночной экономике произошли коренные преобразования в структуре политической элиты страны.

Служебно-номенклатурный принцип образования политической элиты сменился принципом элитного плюрализма (создание множественности центров власти).

Соответственно, исследователи теории элитизма выделяют «ельцинский» и «путинский» периоды становления элиты в стране.

В «ельцинский» период произошел распад верховной власти, ее интеграции так и не произошло. «Путинский» период разрешил проблемы «ельцинского». Федеральному центру был возвращен необходимый объем власти над регионами, была создана крепкая система исполнительной власти без нарушения демократических принципов.

Отличительной особенностью рекрутирования элит при В.Путине стало доминирование «силовиков» и уменьшение «интеллектуалов».

Все наиболее острее встает проблема формирования высокопрофессиональной политической элиты, которая не безучастна в судьбе страны и пользуется доверием населения. В этом случае должен проводиться более жесткий отбор политиков, способных взять персональную ответственность за принимаемые решения и преобразования в стране.

В настоящее время четко сформированы требования к профессионализму участников элиты, правящих групп, к эффективности их правления, к уровню нравственного и образовательного уровня, способности к поступательному развитию. Одной из важнейших проблем по линии развития элиты стала кадровая политика, система подготовки, переподготовки и повышения квалификации.

Персональный состав политической элиты постоянно меняется. Формирование и воспроизводство элиты представляет собой непрерывный процесс. Однако ее должностная структура остается практически неизменной.

Возглавляет современную политическую элиту России президент. Далее стоит премьер-министр, члены правительства, депутаты Федерального собрания, судьи Конституционного, Верховного, Высшего арбитражного судов, аппарат администрации президента, члены Совета безопасности, полномочные представители президента в федеральных округах, главами властных структур в субъектах федерации, высший дипломатический и военный корпус, некоторые другие государственные должности, руководство политических партий и крупных общественных объединений, и другие не менее влиятельные лица.

Говоря о российской правящей политической элите, необходимо заметить, что груз исторических традиций политической культуры во многом предопределяет методы политической деятельности, политического сознания и поведения новой волны "российских реформаторов", по природе и сущности своей не воспринимающих иных методов действий, кроме тех, которые были успешно использованы как ими самими, так и их предшественниками.

Политическая культура многослойна, она складывается веками, она заложена в истории России в традиционализме, коллективизме, патернализме, и подвергнуть ее коренной модернизации за короткий промежуток времени не представляется возможным. В настоящее время наблюдается попытка механического переноса на российскую почву западноевропейской либеральной идеологии.

В современной России остро встал вопрос создания системы государственного управления с соответствующей инфраструктурой подготовки кадров для нее. Таким образом, одной их главных проблем элитной среды является проблема повышения управленческого потенциала современной политической элиты. И в этом случае немаловажным фактом такого повышения является расширение базы элитной рекрутизации за счет субэлиты.

Актуальной является проблема наращивания интеллектуального капитала, формирования комплекса компетентной, лояльной элиты, способной к эффективному, положительно результативному управлению. Необходимо продолжать проводить мероприятия по снижению в кругах политической элиты фактов коррупционных проявлений.

Чрезвычайно важно превносить в политическую элиту демократические ценности, принципы гуманизма, ориентировать работу элитных кругов на защиту общественных интересов.

Слабость современной российской политической элиты проявляется в отсутствии четкой идеологической ориентации. Состав элиты на постоянной основе должен обновляться, поскольку именно застаревшие слои элиты зачастую являются ярыми противниками модернизационных мероприятий. А ведь по историческим фактам видно, что многие крупные модернизационные мероприятия в странах происходили благодаря эффективной работе модернизационно настроенной политической элиты.

В составе политической элиты должен создаваться «центр модернизации», определенная группа единомышленников, объединенных едиными идеологическими идеями.

Согласно проведенным научным исследованиям многие модернизационные проекты в стране терпели крах и во многом по причине слабости модернизационных установок в политической элите.

В этой связи в настоящее время реализуется масштабная программа реформирования государственного управления и государственной службы.

2.2 Структура политической элиты в России

Политическая элита России неоднородна по своей сути и внутренне дифференцирована и многообразна. Делится она на

– правящую федерального уровня, обладающую государственной властью;

– региональную правящую;

– оппозиционную (контрэлиту);

– неправящую интеллектуально-культурную;

– околоэлитное окружение. И иное деление на:

– высшую, принимающей значимые для государства решения;

– среднюю, учитывающую общественное мнение;

– низшую (местную);

– административную (бюрократию).

Правящая элита представлена Президентом страны, вице-президентом, всеми членами президентского состава, руководителей представительных органов власти, премьер-министра, его заместителей, депутатов, руководителей министерств, администраций, высшего военного чиновничества, глав дипломатических предстаительств за рубежом, лидеров политических партий, общественных движений, ведущих средств массовой информации.

Контроэлиту наполняют члены оппозиционных партий, движений, представители творческой интеллигенции, ученый состав. Как таковой властью контрэлита не наделена и доступа к управленческим функциям не имеет.

Интеллектуально-культурная политическая элита является наиболее творческой и социально-продвинутой. К ней причисляются творческая интеллигенция, активные бизнесмены, театральные деятели, художники, журналисты.

Околоэлитное окружение представляют помощники (советники, консультанты, юристы, менеджеры, ученые и т.д.) лиц, непосредствено занимающихся политикой, имеющие взможность косвенно оказывать влияние на принятие управленческих решений. Эти представители являются своего рода проводниками между представителями иных групп.

Фактически ниша высшей политической элиты заполнена ведущими политическими руководителями, лицами, занимающими высокие посты в законодательной, исполнительной и судебной ветвях власти (непосредственное окружение президента, премьер-министра, спикеры парламента, руководители органов государственной власти, ведущих политических партий, фракций в парламенте).

В количественном отношении это достаточно ограниченный круг людей, принимающих наиболее значимые для общества, государства в целом политические решения. Принадлежность к высшей элите определяется сложившейся репутацией в общественной системе, финансовым положением (так называемые «олигархи»), а также положением в структуре власти.

Средняя политическая элита сформирована из большого количества выборных должностных лиц: депутатов Государственной думы, членов Совета федерации, глав администраций и депутатов законодательных собраний субъектов федерации, мэров крупных городов, лидеров различных политических партий и общественно-политических движений, руководителей избирательных округов.

Правящая политическая элита в России по своей структуре также состоит из ряда группировок, между которыми постоянно идет борьба за господство в верхних эшелонах власти. Горизонтальная интегрированность политической элиты довольно низка. Здоровой политической конкуренции в своем роде в элитной и субэлитной среде пока не существует на достаточном уровне.

Среднюю элиту составляют примерно 5% населения, одновременно обладающих тремя качествами: доходом, профессиональным статусом и образованием. Люди с высоким уровнем образования и низкими доходами более критичны к существующим общественным отношениям и тяготеют к левому радикализму или центризму. Представители средней элиты, у которых доход превышает уровень образования, являются приверженцами правых политических позиций и наиболее критичны к своему общественному статусу.

В современных условиях также наблюдается тенденция возрастания роли средней элиты, государственных служащих, менеджеров, ученых, администраторов, в формировании общественного мнения, подготовке, принятии и реализации политических решений. Именно эта "субэлита" обгоняет высшую элиту в информированности и способности к солидарным действиям. Однако развитие этой тенденции, как правило, сдерживается авторитарными политическими режимами, стремящимися всеми средствами удержать "субэлиту" в русле своей политики. Поэтому процесс формирования стабильной демократической элиты весьма сложен. А только такой тип политической элиты способен иметь тесную связь с народом, высшую ступень взаимодействия со всеми слоями общества.

Местная политическая элита включает политических деятелей местного масштаба (районов, городов, сел и. т.д.).

Административная функциональная элита (бюрократическая) - это высший слой государственных служащих (чиновничества), занимающих высшие позиции в министерствах, департаментах и других органах государственного управления. Их роль заключена в подготовке общеполитических решений и организации их осуществления в тех структурах государственного аппарата, которыми они непосредственно руководят.

Структура политической элиты России также включает в себя многообразие группировок. Идеи справедливости, государственного порядка, эффективности власти разделяют все партии, в чем именно и схожи друг с другом, несмотря на различия в основаниях.

В состав политической элиты помимо перечисленных входят представители правящего класса, формально не связанные с политикой, но оказывающие на нее косвенное влияние.

Заключение

Резюмируя вышеизложенное, необходимо отметить, что завершенной, слаженно работающей системы пополнения политической элиты не существует до сих пор в современной России, что свидетельствует о недостаточной зрелости в целом политической системы страны. Элитообразующий процесс в нашей стране продолжается и в настоящее время.

Выходом из сложившейся ситуации послужит введение новой системы рекрутирования элит, основанной на конкурентных началах, иснтитуционализации требований к деловым и нравственым качествам членов, что позволит создать элиту высокопрофессиональную с набором наилучших профессиональных, деловых, нравственных качеств, что несомненно окажет положительное влияние на результативность развития России.

Именно от элиты напрямую зависит эффективность стратегии модернизации страны. Следовательно, неэффективная элита способствует лишь демодернизации общества.

С приходом к власти В. Путина правящая элита предприняла немало шагов по преобразованию и политической системы, и политической элиты страны в авторитарно-демократическую. Подконтрольными главе государства оказались Федеральное собрание, основные политические партии, бизнес-элита, большинство региональных лидеров, основные электронные средства массовой информации.

Для демократического государства, к коим причисляется Россия, в настоящее время первостепенной является задача формирования наиболее квалифицированного состава элиты, политически полезного для общества, авторитетного, нравственно-здорового, заинтересованного в стабильности общества, преданного идее процветания России, пресекания процесса превращения элиты в закрытую господствующую привилегированную группу.

«В стране обязательно появится элита настоящих лидеров, действительно та лантливых политиков и грамотных управленцев государственного масштаба. Одних волевых качеств, преданности делу и даже порядочности для такой элиты мало. Нужна высокая правовая, управленческая и духовнонравственная культура. Только элита, состоящая из людей таких качеств, в тесном союзе с теми, кто до бился успехов в науке, культуре и бизнесе, сможет обеспечить безопасность страны и достойную жизнь людей, успешно бороться с коррупцией и терроризмом, гарантировать неуклонное укрепление роли России в международных делах.»

Таким образом, представляется, что будущее российской политической элиты будет зависеть от лиц, в нее входящих, и социальных мотивов, которыми эти лица будут руководствоваться в своей деятельности. Политическая элита ради собственного выживания, совершенствования, должна проводить мероприятия по оздоровлению общества в целом, рекрутированию их него своих представителей. Именно в этом и состоит залог сохранения России как государства.

Литература

1. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации//Российская газета.2007.27 апр.

2. Ашин Г. К., Понеделков А. В., Игнатов В. Г., Старостин A. M. Основы политической элитологии: Учебное пособие. - М.: ПРИОР, 1999

3. Баранов Н.А. Учебное пособие. Политические отношения и политический процесс в современной России: Курс лекций. СПб: БГТУ, 2004.

4. Горбач К. Постсоветские элиты: конвульсии народившегося ребенка. М., 2005

5. Крыштановская О. Анатомия российской элиты.М.: Захаров, 2005

6. Ожегов. С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов. М.Ю. Шведов. -М.: 2004

7. Понеделков А. В., Старостин А. М. Элитологи об элитах. Ростов-на-Дону: Изд-во СКАГС, 2007

8. Горелов. А.А. Политология в вопросах и ответах / А.А. Горелов.-М.: Эксмо, 2009

9. Абрамова И.Е., Пономаренко Т.В. Российская политическая элита в контексте современного политического развития // Теория и практика общественного развития. 2013. № 12. Т. 2.

10. Ашин Г. К. Рекрутация элит // Власть. - 1997. - №4.

11. Ашин Г. Правящая элита и общество // Свободная мысль. - 1993. - №7

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Структура политически активной части населения страны, значение в ее организации политической элиты. Характерные черты и назначение политической элиты, порядок ее взаимодействия с остальной частью общества. Типология и рекрутирование политической элиты.

    реферат , добавлен 22.11.2009

    Возникновение понятия и теории элит. Механизм формирования российской политической элиты. Формирование современной российской политической элиты регионального уровня: особенности и тенеденции. Возможные направления развития российской политической элиты.

    реферат , добавлен 06.04.2008

    курсовая работа , добавлен 09.11.2010

    Характеристика основных научных концепций элит. Структура, функции, типология и механизмы формирования политических элит. Специфика формирования политической элиты белорусского общества. Взаимосвязь положения в обществе с политическим мастерством лидера.

    контрольная работа , добавлен 28.08.2011

    Понятие элиты и основные теории возникновения идей элитизма, их сходные и отличительные черты. Происхождение, виды и функции политических элит, их классификация по различным признакам. Механизмы рекрутирования политических элит и их состояние на Украине.

    реферат , добавлен 01.08.2009

    Основоположники теории политической элиты и проявление аристократической тенденции в обществе. Положения классической концепции и процесс формирования "верхушки власти" в России. Значение политических элит в переходные и кризисные для страны периоды.

    контрольная работа , добавлен 19.12.2010

    Изучение понятия "политическая элита" - группы, слоя общества, который концентрирует в своих руках государственную власть и занимает командные посты, управляет обществом. Типология элит. Социальная результативность элиты. Системы рекрутирования элит.

    реферат , добавлен 06.09.2010

    Трансформация общественных отношений. Сущность, природа и ведущие признаки политической элиты. Исторический аспект. Типологическое многообразие, классификация политической элиты. Современная политическая элита России, ее отличительные черты, особенности.

    контрольная работа , добавлен 28.10.2008

    Понятие "политическая элита", ее функции и качества. Типы политических элит. Властвующая элита. Рекрутация, репродукция и циркуляция элит. Автономия элит и проблема их консенсуса. Механизм взаимодействия элит и граждан демократического общества.

    контрольная работа , добавлен 18.02.2008

    Элита как ценностный элемент социальной системы. Административно-бюрократическая, духовная, политическая, военная, финансово-экономическая элита. Значение, структура и функции политической элиты. Теории политической элиты, олигархические тенденции.