Военно стратегическое положение китая. Угрозы для поднебесной и военная доктрина китая. Совместные учения, как разведывательная операция

По взглядам военно-политического руководства (ВПР) КНР, военно-морские силы НОАК представляют основу для ведения боевых действий на море и способны эффективно решать возложенные на них задачи: оборона побережья от ударов противника с моря; предотвращение высадки морских десантов; защита коммуникаций в прибрежной и ближней морских зонах, а также обеспечение защиты национальных интересов самостоятельно или совместно с другими видами вооруженных сил.


Китайские военные специалисты считают, что при строительстве национальных ВМС особое внимание должно уделяться совершенствованию оперативной и боевой подготовки органов управления и личного состава, внедрению современных информационных технологий и техническому оснащению флота.


Анализ публикаций специалистов и выступлений представителей ВПР страны показывает, что развитие ВМС НОАК на современном этапе осуществляется в соответствии с установками генеральной линии коммунистической партии Китая (КПК), основными документами по вопросам обеспечения национальной безопасности государства, концепциями применения ВС, а также с учетом возможных угроз и вызовов, с которыми КНР может столкнуться в будущем.


Согласно генеральной линии КПК развитие ВМС происходит в рамках: защиты суверенитета, безопасности и территориальной целостности государства; обеспечения мирного развития страны; достижения победы в войнах в условиях информатизации; совершенствования уровня боевой готовности; эффективного решения задач небоевого характера; углубления сотрудничества в области выполнения международных обязательств; применения вооруженных сил страны в строгом соответствии с законом, политическими установками КПК, положениями уставов и других руководящих документов.


В официальном документе КНР "Белая книга по национальной обороне" от 16 апреля 2013 года (предыдущая публикация "Белой книги" относится к 2011 году) обозначены базовые принципы диверсификации использования (разностороннего применения) вооруженных сил. Этими принципами определяется, что ВМС страны должны быть готовы к выполнению своих прямых задач по защите государственного суверенитета и территориальной целостности как в мирное, так и в военное время. Важными аспектами деятельности ВМС будут также взаимодействие с другими державами на море и выполнение международных обязательств.


Основные документы, определяющие роль и место ВМС в обеспечении национальной безопасности, задачи и ключевые направления развития, вопросы подготовки сил флота, в совокупности определили направления совершенствования национальных ВС, разрабатываемые с начала 1980-х годов и официально объявленные в 1995 году. В их основу была положена стратегия "активной обороны", предполагающая создание ВМС, способных не только отразить агрессию со стороны моря, но и нанести превентивные удары, в том числе и на океанском театре военных действий (ТВД). При этом командованием ВМС было заявлено следующее:


На первом этапе (до начала XXI века) предусматривалось создание группировок, способных поддерживать благоприятный операционный режим в пределах зоны, ограниченной "первой линией островов" - о-ва Рюкю и Филиппинские о-ва, а также в акватории Желтого, Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей;


На втором (до 2020 года) ВМС планируется усилить таким образом, чтобы они были способны осуществлять оперативные действия в пределах "второй линии островов" - Курильские о-ва, о-в Хоккайдо, о-ва Нампо, Марианские, Каролинские и Новая Гвинея, включая акватории Японского и Филиппинского морей, а также морей Индонезийского архипелага;


На третьем (до 2050 года) предполагается создать мощный флот, способный решать поставленные задачи в любом районе Мирового океана.


Проведенный анализ взглядов ВПР Китая на развитие национальных ВС позволяет сделать вывод, что первый этап программы к настоящему времени успешно выполнен. Строительство ВМС страны в ходе второго этапа осуществляется в рамках долгосрочных программ, основанных на реализации концепции "стратегических границ и жизненного пространства", согласно которой Китай должен иметь вооруженные силы, способные одержать победу в войне любой интенсивности и масштаба.


К числу факторов, способствующих активизации военно-морского строительства в государстве, зарубежные политологи и военные специалисты относят ряд событий, таких как включение территории восточного Китая и его акватории в операционную зону Тихоокеанского объединенного командования американских ВС; выход США из Договора по противоракетной обороне 1972 года; создание Соединенными Штатами в западной части Тихого океана системы ПРО с привлечением ВМС Японии, Республики Корея (РК), Австралии и Тайваня; проведение США и их союзниками воздушно-морских операций в ходе локальных конфликтов современности; наличие "тайваньской проблемы".


Приоритетные направления строительства и принципы оперативного применения ВМС КНР определены в принятых военным руководством страны концепциях "прибрежной обороны", "активного воздействия на противника на максимальных дальностях" и "ответного ядерного удара".


В основе концепции "прибрежной обороны" лежит установка на готовность ВМС к ведению боевых действий в первую очередь в акваториях прибрежных морей. "Активное воздействие на противника на максимальных дальностях" предусматривает подготовку флота к ведению боевых действий на всю глубину морских (океанских) ТВД, а "ответный ядерный удар" определяет участие флота в нанесении ядерного удара.


Значительной угрозой Китаю его руководство считает деятельность сепаратистских сил Тайваня, которые, опираясь на США, прилагают усилия по сохранению независимости от КНР. К угрозе национальной безопасности наряду с вышеназванными оно же относит интенсивное развитие крупными державами новых военных технологий.


В данных условиях ВМС НОАК будут наращивать свое присутствие в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), вести борьбу с терроризмом, всемерно противодействовать провокациям враждебных Китаю сил. Кроме того, этот вид ВС обеспечивает защиту морских торговых путей, ведет борьбу с пиратством, эвакуирует пострадавших сограждан и обеспечивает защиту национальных интересов КНР за пределами страны.


Китайские военные специалисты отмечают, что за последние 15 лет боевые возможности национальных ВМС заметно выросли, в том числе по решению задач в дальних морских зонах. В частности, ВМС НОАК постоянно участвуют в международной операции по борьбе с пиратством в Аденском заливе, все более активно реализуют политику установления национального суверенитета над спорными островными территориями в акваториях Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей, отстаивают экономические интересы государства, проводят мероприятия оперативной и боевой подготовки, участвуют в операциях по ликвидации последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф в зонах Тихого и Индийского океанов.


Военно-политическое руководство Китая планирует реализовать план развития национальных ВМС до 2020 года, который будет направлен в основном на их качественное совершенствование без существенного наращивания численности и боевого состава. Этот вид НОАК останется одним из наиболее оснащенных и многочисленных среди флотов стран АТР: около 280 тыс. военнослужащих, 270 боевых кораблей и 260 вспомогательных судов (для сравнения в ВМС Японии соответственно до 45 500 человек и около 110 единиц; в РК 63 тыс. человек и 170 единиц). Особое внимание будет уделено созданию авианосных сил, развитию подводных сил и морской авиации, увеличению продолжительности жизненного цикла корабельного состава.


Корабельный состав ВМС будет совершенствоваться за счет разработки новых проектов кораблей основных классов и их строительства, а также модернизации существующего корабельного состава путем оснащения его наиболее современным вооружением и оборудованием. Боевой потенциал родов сил ВМС намечается повысить за счет более качественного освоения вооружения и военной техники, совершенствования оперативной и боевой подготовки. Подводные силы получат приоритетное развитие в рамках строительства национальных ВМС. Сейчас завершаются работы по созданию ПЛАРБ нового поколения.


Активными темпами ведется строительство серии ПЛАРБ типа "Цзинь" (проект 094), имеющей на борту 12 ПУ БРПЛ нового поколения - "Цзюйлан-2" с дальностью стрельбы до 8000 км. Планируется, что их боевое дежурство будет организовано в районах западной части Тихого океана.


В настоящее время на вооружении подводных сил ВМС НОАК находятся пять многоцелевых атомных подводных лодок двух типов: "Хань" (проект 091) и "Шан" (проект 093). Перспективы развития таких ПЛ связаны со строительством модификации атомной подводной лодки типа "Шан". Серия данных ПЛА предназначена для замены устаревших подлодок типа "Хань", которые планируется вывести из состава флота к 2020 году.


Сейчас на вооружении подводных сил ВМС состоит около 50 дизельных подводных лодок (ДПЛ) пяти типов: "Мин" (проект 035), "Кило" (российский проект 877/633), "Ромео", "Сун" (проект 039) и "Юань". Дальнейшее развитие ДПЛ связывается с проведением работ по модернизации подлодок типа "Сун" (проект 039) и продолжением строительства серии ПЛ типа "Юань" (проект 041).


Надводные силы будут совершенствоваться в нескольких направлениях, основным из которых станет строительство серии авианосцев и создание авианосных ударных групп. Развитие авианесущих кораблей связано со строительством серии из трех авианосцев собственной разработки. Первый китайский авианосец "Ляонин" вошел в состав флота в 2012 году. Он был восстановлен и переоборудован из тяжелого авианесущего крейсера "Варяг" (пр. 1143.6) ВМС Украины. Данный корабль, степень готовности которого в 1993 году достигала 70-80 %, продали Китаю в 2001-м. Первый авианосец, полностью построенный в КНР, намечается ввести в боевой состав в 2018-2020 годах.


Таким образом, планами ВПР страны предусматривается наличие во флоте двух авианосцев к 2020 году. Китайские военные специалисты предполагают, что в перспективе авианосцы национальной постройки будут оснащены ядерной энергетической установкой и катапультой (паровой или электромагнитной). Всего намечается сформировать три авианосные ударные группы.


Сейчас "Ляонин" не в полном объеме укомплектован авиационной техникой (палубный истребитель "Цзянь-15" завершает программу испытаний). Планируется, что авиакрыло авианосца образуют вертолеты "Чжи-8" различных модификаций (в том числе для решения задач дальнего радиолокационного обнаружения), а также "Чжи-9" для обеспечения противолодочной обороны.


В настоящее время на базе учебной авианосной группы проводятся тренировки. Отрабатываются вопросы совершения дальнего похода, тестирования бортового оборудования, организации управления, взлета (посадки) самолетов и вертолетов палубной авиации.


Надводные силы ВМС страны будут усилены за счет ввода в строй новых кораблей. Перспективы развития эсминцев УРО связаны со строительством кораблей данного класса типа "Куньмин" (проект 052D) с универсальными установками вертикального пуска (КР "Дунхай-10", ЗУР "Хунци-9", ПКР "Инцзи-62" и противолодочными ракетами). Они оснащены многофункциональной системой управления оружием, являющейся китайским аналогом американской "Иджис". В ближайшие пять лет намечается построить 10 эсминцев данного проекта, которые станут основной боевой составляющей китайских военно-морских сил.


Командование ВМС планирует вывод из боевого состава фрегатов устаревших типов и строительство на замену им кораблей новых проектов - 054А и 056.


Количество вспомогательных кораблей намечается увеличить за счет ввода в строй новых разведывательных кораблей, гидрографических судов, транспортов снабжения, плавучих баз, судов аварийно-спасательного обеспечения, обеспечения базирования кораблей и других.


Авиация ВМС располагает значительным парком самолетной техники: бомбардировщики "Хун-6"; истребители-бомбардировщики "Цзяньхун-7"; истребители Су-30, "Цзянь-7, -8 и -10"; самолеты ДРЛО "Кунцзинь-200"; транспортные самолеты "Юнь-5, -7, -8 и -12". Основой парка вертолетной техники ВМС является противолодочные вертолеты "Чжи-9" и Ка-28, а также техника вспомогательной авиации: транспортный вертолет "Чжи-8" и поисково-спасательный Ка-27.


Командование ВМС рассчитывает, что морская авиация будет усилена за счет разрабатываемой в настоящее время техники, в частности истребителей "Цзянь-15 и -15С", самолетов ДРЛО, а также модификаций вертолетов "Чжи-8 и -9". Ведутся работы и по созданию противолодочных самолетов на основе "Юнь-8", новых образцов базовой патрульной авиации и БЛА.


Возможности ПВО ВМС будут повышены за счет совершенствования средств противовоздушной обороны кораблей. В настоящее время на шести эсминцах проекта 052С установлен комплекс ПВО "Хунци-9" (дальность действия до 100 км), на 15 сторожевых кораблях проекта 054А - "Хунци-16" (40-75 км). Все они оснащаются радиолокационными станциями с фазированной антенной решеткой, характеристики которых схожи с зарубежными аналогами типов "Си Игл" и "Дрэгон Ай".


На сегодняшний день использование формирований основных родов сил флотов отрабатывается в составе оперативных эскадр (флотилий), которые относятся к категории оперативных соединений, решающих задачи в акваториях. Эскадры могут включать бригады и дивизионы подводных лодок, надводных кораблей, а также суда обеспечения.


В целом, строительство ВМС как вида ВС осуществляется в соответствии с долгосрочной программой развития НОАК, основанной на реализации концепции "стратегических границ и жизненного пространства". Согласно ей КНР должна иметь вооруженные силы, способные одержать победу над любым противником в АТР в войне любого масштаба и продолжительности с помощью всех средств и способов ведения вооруженной борьбы.


Анализ взглядов военно-политического руководства Китая на роль ВМС в обеспечении национальной безопасности показал, что строительство данного вида вооруженных сил направлено на комплексное наращивание его боевых возможностей. Командование флота оптимизирует оргштатную структуру имеющихся формирований и уделяет большое внимание их техническому переоснащению современными образцами военно-морской техники. Реализация намеченных мероприятий позволит уже в ближайшие годы существенно сократить отставание в технической оснащенности и боевых возможностях ВМС НОАК от флотов ведущих государств мира.


Зарубежное военное обозрение. 2015, №7, С.71-77

Международная «дискуссия» о насыпании китайцами островов в спорном районе Южно-Китайского моря продолжается. Вашингтон против островов возражает, указывая на «дестабилизацию обстановки», Пекин в ответ говорит о мирной и стабильной ситуации в регионе. Заявления и деятельность Пекина вполне вписываются в новую «доктрину активной обороны». О ней-то и пойдёт речь в обзоре.

На днях американский министр обороны «попросил» власти Китая прекратить строить искусственные острова в Южно-Китайском море. Он заявил, что военно-воздушные и военно-морские силы США продолжат патрулировать международное воздушное пространство и воды региона. В Министерстве иностранных дел КНР посоветовали Белому дому изучить морское законодательство, а также не нарушать его.

Позднее сделали заявление и военные.

Заместитель начальника генерального штаба Народно-освободительной армии Китая Сунь Цзяньго объяснил, что ситуация в районе Южно-Китайского моря мирная и стабильная. никаких ограничения навигаций в этой акватории вводить на планируется. По его словам, которые приводит , на островах будут работать рыбаки и учёные: метеорологи, океанологи и другие.

Заявления Пекина, добавим к этому, вписываются в новую доктрину, изложенную в «Белой книге». Этот официальный документ по вопросам военной стратегии КНР был опубликован в конце мая. Напомним, первая такая книга вышла в свет в 1998 году.

«Книга» 2015 года по сути является документом, зафиксировавшим существенные изменения в военной доктрине Поднебесной. Недаром одним из приоритетов новейшего времени названо сотрудничество с Россией. Кроме того, важным моментом является переход от «народной войны» к стратегии «активной обороны». Последнее в документе поясняется просто: Пекин не планирует нападение, однако в случае нападения на него получает право на контратаку. И будто нарочно для США указывается: КНР не стремится к мировой гегемонии.

Что касается сотрудничества с Россией, то в документе речь идёт о создании комплексной базы для дальнейшего развития отношений Пекина с Москвой в военной сфере.

Пекин называет важным будущее тесное и всестороннее сотрудничество с вооружёнными силами РФ. «Вооружённые силы КНР будут способствовать взаимообмену и сотрудничеству с российской армией в рамках всеобъемлющего стратегического партнёрства и координации между Китаем и РФ», - сообщает документ.

В «Белой книге» назван и внешнеполитический источник китайского беспокойства: в регионе растёт военная активность США и Японии. Поэтому Поднебесная намерена соответствующим образом скорректировать свою политику в области безопасности.

Документ затрагивает и вопрос морских территорий. В тексте они, разумеется, не называются спорными. Китайское видение вопроса формулируется так: «Ряд соседей Китая предпринимает провоцирующие действия, увеличивая своё военное присутствие на незаконно оккупированных китайских островах».

Ну, а коли речь зашла об островах, Поднебесная рассчитывает противодействовать «оккупантам» на море. Для этого Пекин будет развивать свой флот. Как именно развивать? В «Книге» скупо сообщается о сочетании оборонительной стратегии в ближней морской зоне и повышении возможностей флота в море.

Внешней опасностью объявляется неурегулированная ситуация на Корейском полуострове. Выделена также проблема Тайваня.

Из современных внутренних проблем в документе отмечается напряжённость в Синьцзян-Уйгурском автономном районе.

Аналитик Евгений Крутиков (газета ) считает, что изменение военной доктрины существенным образом скажется на военно-морском флоте Поднебесной.

Пекин уже перешёл от стратегии «прибрежной обороны» к стратегии «обороны в прибрежных водах». По сути, это свершившийся переход китайского флота на новый качественный уровень. Если до второй половины 1980-х годов Китай не располагал кораблями морской зоны, то теперь он стремится на постоянной основе присутствовать в глубине Жёлтого, Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей. С другой стороны, несмотря на прогресс, китайскому флоту много не хватает.

«Без океанского флота нельзя решить ни проблему Тайваня, ни Спратли, ни Сенкаку. Но на данный момент китайский флот больше симулякр, чем реальная боевая сила. Кроме кораблей российской постройки, многое из остального, что плавает, оснащено устаревшим вооружением и, что особенно важно, практически не имеет современного ПВО и противолодочной обороны. Поэтому-то так необходимы искусственные аэродромы на островах Спратли, без них китайские эскадры - лёгкая мишень для авиации и подводных лодок потенциальных противников».

Аналитик отмечает, что Китай признает технологическое отставание и в ядерном вопросе. Правда, Китай - не США, и отнюдь не намерен стремиться к паритету с мировыми лидерами. В оборонной концепции КНР в этом смысле нет изменений: ядерные силы должны нанести противнику неприемлемый для него ущерб. Исходя из этой установки, они и поддерживаются «на достаточном для этого количественном и техническом уровне».

Наконец, военно-воздушные силы.

«Современные ВВС для Китая - пока лишь цель. Ускоренное переоснащение предполагает формирование новых ВВС и ПВО, более гибких и современных, обладающих большим радиусом действия. В настоящий момент современные самолёты составляют не более 15% авиапарка ВВС КНР, примерно такова и доля современных средств ПВО в общем арсенале. В большинстве своём это либо российские самолёты, либо их китайские аналоги, которые в основном хуже оригинала из-за опять же технологического отставания. В нынешнем виде китайские ВВС направлены на выполнение очень ограниченного круга задач, в основном по охране границ и поддержке сухопутных войск. Средства дальнего обнаружения только сейчас начинают поступать в армию, что позволит увеличить и радиус действия китайской авиации».

Также китайцы намерены полностью компьютеризировать систему управления, вплоть до ядерных сил. КНР, полагает аналитик, «до сих пор не наладила собственные современные системы взаимодействия между родами войск и не имеет возможности использовать высокоточное в должной степени». «Белая книга» подчёркивает необходимость ведения «информационных войн»: предполагается создать род войск, ориентированный на пропаганду.

Что касается сроков реализации компьютеризации 2,5-миллионной армии, то по плану эту цель достигнут к 2020 году.

Параллельно с модернизацией в военной области Пекин озаботился реформами в экономике. Как и обещала партия, было решено сделать упор на стимулировании внутреннего спроса. Для этого правительство даже готово пустить в страну иностранный товар.

Как сообщило 26 мая , с июня 2015 г. запланировано снижение более чем на половину импортных пошлин на ряд потребительских товаров, в частности на импортную одежду, обувь и косметику. Согласно заявлению, опубликованному на сайте министерства коммерции КНР, с 1-го июня импортные тарифы на косметическую продукцию снижаются с 5% до 2%; импортные тарифы на одежду и спортивную обувь - почти на половину.

Научный сотрудник института финансов и торговли Академии общественных наук КНР Ян Чжиюн полагает, что это сделано для стимулирования потребления на внутреннем рынке: «Многие из нас едут за рубеж на шоппинг. Деньги утекают из страны. Для того, чтобы удержать потребителя, самый эффективный метод - сократить разницу в цене за рубежом и в Китае. Например, в США этот товар стоит 100 юаней, а в Китае его цена составляет 110 юаней. Чтобы сэкономить 10 юаней, человек за границу не поедет».

Аналитик Саид Гафуров () говорит о смене модели развития: от наращивания экспорта любой ценой КНР переходит к стимулированию внутреннего спроса.

Оценки смены эпох на Западе позитивны. Например, МВФ отмечает, что рынок труда в Китае «стойко перенёс снижение темпов роста и тем самым заложил прочную основу для потребления». С другой стороны, Пекину есть к чему стремиться: по объёму ВВП на душу населения Китай находится «ниже 80-й строчки мирового рейтинга». Вот данные Всемирного банка: в Китае почти двести миллионов человек живут за чертой бедности.

Сегодня модель экстенсивного роста сменяется ориентиром на интенсивное развитие инновационных отраслей. В ход идёт накопленный потенциал.

Ну, и пресловутая коррупция.

«И, как всегда, в КНР требуют нулевой терпимости к коррупции. Ли Кэцян считает, что одной из важнейших её причин является «рентоориентированное поведение представителей власти», поэтому необходимо за счет «похудения» (в смысле отказа от нецелесообразных властных полномочий) «укреплять организм неподкупного правительства», а на основе прочных институциональных ограничений «безжалостно устранять пространство для рентоориентированного поведения».

Одна из опор Си Цзиньпина - популярность в народе, вызванная в том числе и антикоррупционными действиями. Если запущенный механизм заработает в полной мере, «через считанное количество лет Китай будет совсем другой страной - не просто экономическим гигантом, а привлекательным для жизни государством», считает аналитик.

Как представляется, добавим от себя, доктрина «активной обороны» и экономические новации Пекина прекрасно сочетаются. Китай не намерен ни на кого нападать, но и нападения на свою территорию (включая спорную) не потерпит. Сильная зависимость Китая от внешних рынков (в том числе от рынка США, стратегического противника Поднебесной) будет с годами и десятилетиями снижаться при условии роста в стране внутреннего спроса. Последнее, разумеется, является задачей трудновыполнимой. Однако народ, объединённый общей целью и национальной идеей, способен горы свернуть.

Китайский стратег древности Сунь Цзы учит: «Война есть бесконечный Путь хитрости». А вершина военного искусства - это победа без применения оружия.

В современном Китае ежегодно публикуются «Белые книги по обороне», тогда как в 1993 году Военный Совет ЦК КПК принял тайную военную доктрину «Три севера, четыре моря», о которой нигде и ничего открыто не говорится.

В 2010 году в РФ принята новая военная доктрина. Её открытая часть внушает решимость силой отстаивать конституционный строй, суверенитет и целостность территории государства, сложившегося на обломках Союза ССР под именем Российская Федерация, и которое Конституция 12.12.1993 г. (после расстрела Верховного Совета) превратила из советской в президентскую республику.

Главным отличием новой доктрины президента Медведева Д.А. выступает декларация готовности верховной власти РФ в случае агрессии против России в региональной и даже локальной войне применить ядерное оружие первым.

Однако в современных условиях финансово-экономической и информационно-психологической войны нового типа. При смене технологического уклада и переводом угроз на нано уровень. С появлением вместо танков и ракет «боевой молекулы» и переносом центра борьбы на управление поведением людей без их массового поражения. Ядерное оружие, как апофеоз высоких технологий эпохи индустриального общества, скорее всего, так и останется невостребованным жупелом на боевом дежурстве и в арсеналах хранения, поскольку одоление врага произойдет мирно, через удушение «в объятьях дружбы».

То же о чем официальный текст новой доктрины не говорит, по признакам сущности, проявившимся сквозь маскировочные сети формальных деклараций, сводится к следующему:

а) Россия через военную реформу встраивается в планы глобализации по-американски.

б) Ликвидируется организационно-штатная специфика русской армии.

в) Исподволь, в помощь США, Россия готовится открыть «второй фронт» против Китая.

Лозунг глобализации по-американски “E PLURIBUS UNUM” («из множества - одно») начертан на ленте, которую, как добычу, держит в клюве американский белоголовый орел на большой печати США. Где «одно» - это «новый мировой порядок » с центром в «Новом Риме». Это имя, которые отцы основатели дали главному городу «нового мирового порядка» (ныне - столица США город Вашингтон). А «множество» - это провинции «Нового Рима», во главе с туземными лидерами, но под контролем наместников (прокураторов). Главным инструментом силового контроля американских наместников ситуацией на местах выступает военный механизм. А одним из путей превращения территорий в провинции «Нового Рима» является развал государств имперского и федеративного типа по национальному или конфессиональному принципу, давно сформулированному как «разделяй и властвуй». Победами белой англосаксонской глобализации стали: секуляризация (отказ от христианских корней) Евросоюза; роспуск Союза ССР; «бархатные», «оранжевые» и прочие «цветные» революции на территориях бывшего «советского блока»; силовой развал Федеративной Республики Югославия; «продвижение НАТО на восток».

Для удобства контроля наместниками (прокураторами Нового Рима) обширной территории России стране навязывается внеконституционный механизм де-факто конфедеративного устройства восьми - десяти субгосударств, в которые, в обстоятельствах форс-мажора мирового финансового кризиса, естественным ходом вещей, могут превратиться нынешние федеральные округа и некоторые национальные республики.

Основным препятствием для фрагментации России на субгосударства выступает традиционная «имперская» организация военной власти, доставшаяся либеральной России от великодержавного устройства Российской Империи и Советского Союза. В демократиях англосаксонского типа власть делится на законодательную, исполнительную и судебную, как и в нынешней Новой России. А у русских власть традиционно делилась на военную, светскую и духовную: «Хозяин земли русской» - царь. Генерал-губернатор военного округа. Светский губернатор и Правящий Архиерей (владыка душ) на местах, - такова была властная вертикаль при царях православных. Так вот, русская евразийская военная система власти с опорой на военный округ в латентном виде сохранилась в РФ до 2010 года. Она-то по новой доктрине и подлежит окончательному слому.

Трехзвенная система управления войсками (силами): военный округ - дивизия - полк в теории «геополитики суши» соответствует задачам силового контроля территорий и отражения внешней агрессии стран континентального евразийского блока. Тогда как в теории «геополитики моря» англосаксонского атлантизма, страны которого от внешней агрессии охраняет океан, организационную основу управления вооруженными силами составляют оперативные командования в зонах (Европейской, Тихоокеанской и др.) и бригадная организация войск (сил).

Встраивание России в планы глобализации по-американски в соответствии с новой доктриной берет за образец США и предусматривает ликвидацию военных округов и флотов. Вместо округов и флотов появятся Дальневосточное, Северное, Западное и Южное оперативные командования. При этом окончательно рухнет и ненавистная «гражданскому обществу» военная власть, сохранявшая в РФ свое влияние на местах за счет системы мобилизационного развертывания (в истории - ополчения) и резервов перевода экономики с мирного на военное положение.

Переформирование же дивизий и полков ВС России в бригады в 2010 году завершилось. А с переформированием в «бригады постоянной готовности» русская армия лишилась преимуществ полковой структуры, выгодной для наступления. Ибо боевая готовность бригад отнюдь не равна боевой способности.

Психологические особенности «человека-разумного» позволяют ему надежно удерживать во внимании одновременно не более трех объектов. Исходя из этой природной особенности человеческого разума, строилась и нацеленная на наступление система управления тактического звена, где взвод состоит из трех отделений, рота - из трех взводов, батальон - из трех рот, а полк из трех батальонов. История воин и военного искусства показывает, что в войне оружия к победе ведут только наступление и встречный бой. В этих видах боевых действий требуется концентрация воли бойцов и их полное подчинение единой воле командира. Только так стяжается Дух, а с ним и полная опасностей победа наступлением. Ни оборона, ни отход к победе в традиционной войне не ведут.

Если объектов управления более пяти, то командир объективно не может удерживать их все во внимании, а это значит потерю единой воли в едином ударе.

В бригадах же новой русской армии объектов управления от семи до двенадцати.

И это обстоятельство по причине потери управления делает русскую армию неспособной к эффективному наступлению. Что соответствует оборонительному характеру доктрины, приоритету безопасности (наступать - опасно) и в целом годится лишь для постоянной готовности войск выполнять задачи охраны района.

Что же касается Китая, то новая военная доктрина президента Медведева Д.А. провозгласив возможность нанесения Россией ядерного удара первой, как бы предусматривает и первую наступательную операцию стратегических ядерных сил (ведь первый удар должен иметь какой-то замысел). А также операции поддержки других видов ВС РФ или даже ВС других стран, вовлеченных в чрезвычайную ситуацию первого ядерного удара и стремящихся использовать этот удар в своих интересах. А поскольку основное противостояние за роль глобального лидера в ближайшие годы развертывается между США и Китаем (здесь главный фронт), то Россия в рамках новой доктрины может стать или стратегическим тылом Китая. Или в угоду США держать «второй фронт» против Китая. Или, устранившись от выбора, невольно стать театром военных действий и объектом раздела на сферы влияния и доступа к её ресурсам в рамках «активного и всеобъемлющего сотрудничества» этой «Группы Двух» (G-2).

Военная реформа, осуществляемая в России по американскому образцу, на первый взгляд готовит ВС РФ к действиям, согласованным с глобальными планами США. Однако трезвая оценка реальных возможностей новых оперативных командований выполнять лишь ограниченные задачи охраны района от «злых сил терроризма, сепаратизма и экстремизма» будет подталкивать реальную политику России к принятию роли стратегического тыла Китая.

Верным признаком прагматичного выбора РФ в пользу Китая будет передача туда для внедрения инноваций когнитивной сферы и наращивание подачи сырья и топлива на китайскую фабрику XXI века. Блокирование же сотрудничества с Китаем в сфере высоких гуманитарных технологий и стратегический саботаж в деле подачи в Китай сырья и топлива будут признаками открытия Россией «второго фронта» против Китая.

Андрей Девятов , постоянный заместитель директора института российско-китайского стратегического взаимодействия, член Союза писателей России, полковник

«Замаскировать амбиции и спрятать когти»

Дэн Сяопин,

китайский государственный деятель, национальный лидер, идеолог экономических реформ (1978-1997)

За последние 30 лет Китай совершил стратегический рывок во всех сферах жизнедеятельности. Реформы в Китае не могли не коснуться военной сферы. Рассматривать основные положения военной доктрины такого государства правильнее на фоне некоторых объективных данных о развитии КНР. Что же представляет собой эта самая многонаселенная и динамично развивающаяся страна мира?

По площади территории Китай уступает лишь России и Канаде. При этом плотность населения в 1 млрд 322 млн человек относительно невелика - 76-е место в мире (США - 172, РФ - 213). Кроме демографических у КНР есть ряд проблем в ресурсной области.

Китай входит в число 13 государств мира, испытывающих дефицит пресной воды в пересчете на душу населения (25% потребления от среднемирового на одного человека - 109-е место в мире). При этом 70-80% водных ресурсов используют для орошения. По доле орошаемых земель Китай на 2-м месте (1-е - Индия, 3-е - США, ..., 12-е - Россия). Доля пригодных для сельскохозяйственного использования земель достаточна мала - Китай на 77-м месте в мире по соотношению пахотных земель к общей площади (Индия - 7-е место, 49%; США - 60-е, Россия - 128-е, 7,17%).

Китай обладает самыми большими в мире трудовыми (а значит и военными мобилизационными) ресурсами - 804 млн человек. У Китая самые большие золотовалютные запасы в мире - 1 трлн 495 млрд долл. (2-е место Япония - 881 млрд долл., 3-е место Россия - 470 млрд долл.,..., США на 21-м месте, 65 млрд долл.).

Рост ВВП в Китае 14,2% в 2007 г. и 7,6% в 2014 г. - это 6-е место в мире (Россия с 3,2% в 2013 г. и 1,3% в 2014 г.).

По объему добываемой нефти Китай вышел на 6-е место в мире, а по экспорту нефтепродуктов на 4-е место. В 2007 г. Китай впервые за 100 лет обогнал ЮАР в золотодобыче - 276 т в год. По уровню грамотности Китай занимает 50-е место в мире (90,9% китайцев грамотны). По уровню инвестиций в науку Китай 6-й в мире.

Динамично развивается культура Китая. Сегодня в Китае 40% самых «дорогих» художников мира (15 из 35). К 2010 г. открыто 1200 новых музеев (всего их более 3500, из них более 500 - бесплатные).

Вместе с тем в Китае достаточно глубоких проблем эколого-ресурсных, демографических, социально-экономического характера.

Вот такой мощный в экономическом и военном отношении южный сосед у России на юго-востоке страны. Протяженность государственной границы РФ с Китаем 4209,3 км (при этом у РФ с Казахстаном у нас почти 7500 км фактически «открытой» границы).

В конце 1970-х годов КНР придерживалась стратегической концепции «народной войны» (идеи Мао Цзэдуна: «весь народ - солдаты», «сегодня дети - завтра народ»). Характер стратегии был оборонительный и континентальный. В основе - обобщенный опыт антияпонских и гражданских войн. Предполагалось иметь многочисленную армию и резерв. Решающее значение отдавалось численному превосходству над противником в живой силе, которое должно было компенсировать отставание в военно-технической сфере.

На смену этой доктрине пришла новая стратегия «активной обороны». Это стратегия XXI века, которая заключается в осуществлении превентивных (упреждающих) мер политического, дипломатического, экономического и военного характера, направленных на создание благоприятных внешних условий и минимизации факторов нестабильности. Китай взял курс на совершенствование качественных параметров оборонного потенциала на базе достижений науки и передовых технологий.

Согласно новой стратегии, Китай должен обладать сравнительно компактными, хорошо сбалансированными по видам и родам вооруженными силами, готовыми как к оборонительным, так и к наступательным действиям в соответствии с формулой: «Китай не собирается ни на кого нападать, но в случае агрессии ответит контрударом».

Ядерная стратегия Китая, обязавшегося не применять ядерное оружие первым, отвечает концепции «ядерного сдерживания»: «КНР не стремится достичь ядерного паритета с развитыми странами, но его ядерные силы при любом развитии военно-политической обстановки должны быть способны нанести неприемлемый ущерб противнику, что заставит последнего отказаться от применения ядерного оружия».

При этом надо понимать, что по своим боевым возможностям стратегические ядерные силы Китая являются наступательным оружием.

Анализируя изменения в военно-политической обстановке мира китайское руководство, рассматривает будущую войну как согласованные действия разнородных сил, сочетающиеся с широким применением высокоточного оружия. Войсковые операции увязываются с операциями специального назначения, психологическими операциями, «информационной войной».

В XXI веке Китай имеет развитую структуру ВС и систему органов управления. ВС КНР состоят из Народно-освободительной армии Китая (НОАК), народной вооруженной полиции и народного ополчения.

В НОАК входят стратегические ракетные войска (81 пусковая установка мобильного типа для запуска межконтинентальных баллистических ракет), сухопутные войска - 20 пехотных дивизий, девять танковых, 24 мотопехотных и три воздушно-десантных дивизии (ВДВ); военно-воздушные силы включают в себя 20 самолетов стратегической авиации типа Ту-16 и 2600 самолетов и вертолетов различных классов; военно-морские силы - две подводные лодки атомных ракетного базирования (морская составляющая ядерной триады КНР), 134 корабля, 58 многоцелевых дизель-электрических подводных лодок, 28 эскадренных миноносцев и 800 самолетов морской авиации, кроме того две бригады морской пехоты и три пехотных дивизии амфибийных сил. Общая численность НОАК - 2,3 млн человек, а резерв сухопутных войск - 800 тыс. человек.

Полицейские формирования, обеспечивающие внутреннюю безопасность и общественный порядок, насчитывают в своем составе около 1,5 млн человек.

Народное ополчение в мирное время выполняет задачи по поддержанию общественного порядка, а в военное - выполняет задачи оборонительного характера и различные вспомогательные, обеспечивающие функции. Руководство ВС осуществляет Центральный военный совет (ЦВС) КНР. При этом в ЦВС и в Военный Совет Коммунистической партии Китая входят одни и те же лица. Свои управленческие функции ЦВС осуществляет через входящие в него структуры: Генеральный штаб НОАК, Главное политическое управление, Главное управление тыла и Главное управление вооружений. Министерство обороны выполняет функции по реализации установок военно-политического руководства страны по техническому обеспечению строительства ВС, их комплектованию, планированию, распределению, расходованию военного бюджета, поддерживает межгосударственные военные связи. Вопросами военной науки и техники занимается управление, созданное в самом новом министерстве КНР - Министерстве промышленности и информатизации. Здесь есть принципиальное отличие от принципов военного строительства в РФ.

Наиболее боеспособными считаются мобильные силы (силы быстрого развертывания и силы быстрого реагирования) НОАК, которые предназначены для действий в локальных войнах по периметру государственной границы, а также для поддержки полицейских формирований в операциях по обеспечению внутренней безопасности общественного порядка. Силы быстрого реагирования НОАК - это морская пехота, корпус ВДВ, шесть пехотных дивизий, семь батальонов спецназа окружного подчинения. Время прибытия в любую точку границы до 10-ти часов. Силы быстрого развертывания - это две общевойсковых армии. Время развертывания от 2 до 7 суток.

Современное состояние мобильных сил НОАК нашло отражение в формулировке военной доктрины КНР: «...Китай должен занять доминирующее положение в регионе на основе эффективной системы внутренней безопасности, способной решать внутренние и внешние проблемы. К 2050 г. ВС КНР должны быть готовыми побеждать в военных конфликтах любой интенсивности, любого противника».

Военно-политическое руководство РФ и каждый гражданин должны осознавать, на перспективу, сложный и противоречивый характер взглядов руководства Китая на лидерство в Азии и в мире в целом. В заключении предлагаю обучающимся еще раз прочитать эпиграф к прочитанной главе.

П. Каменнов

Справка

Китай - третья по величине страна в мире, по площади он уступает лишь России и США.

По долеорошаемых земель КНР на втором месте в мире, на первом месте - Индия, США - на третьем, Россия - лишь на 12-м. Однако земель, пригодных для сельскохозяйственного использования, в Китае мало, КНР занимает лишь 77-е место в рейтинге процентного соотношенияпахотных земель к общей площади, тогда как Индия - на 7-м (48,8% ее земель - пахотные), США на 60-м месте, а Россия занимает 128-е место (7,17% земель - пахотные), стремительно приближаясь к самой безнадежной в этом отношении Сахаре.

Китай входит в число 13 государств, испытывающих дефицитводных ресурсов в пересчете на душу населения. Показатель КНР составляет одну четвертую от среднемирового, и по нему страна занимает 109-е место. 70–80% водных ресурсов страны используется для орошения, при этом коэффициент эффективности составляет всего 30%.

Плотность населения в Китае относительно невелика - 76-я позиция в рейтинге (лидирует Монако, Индия на 30-м месте, США - на 172-м, Россия - на 213-м, а замыкает список Австралия).

Согласно прогнозам United Nations Population Fund (UNFPA), Китай, являющийся на сегодня самой населенной страной - 1 млрд 321 млн 851 тыс. 888 человек - останется таковой вплоть до 2050 года, когда, по расчетам специалистов, его обгонит Индия, прогнозируемое население которой составит 1572055000 человек против расчетных же 1462058000 китайцев. На третьем месте в этом рейтинге США, на четвертом - Пакистан. Россия занимает сегодня десятую строку в рейтинге численности населения, а к 2050 году, согласно прогнозу, спустится на 17-ю позицию.

По показателю «средний возраст жителя страны» Китай в мировом рейтинге занимает 53-е место, а средним возрастом китайца следует считать 33 года. Индия намного «моложе»: «среднему индийцу» всего 24,8 года (95-я строка в рейтинге), «среднему американцу» - 36 с половиной лет (38-е место), «среднему россиянину» - 38,2 лет (30-е место).

В рейтингетемпа прироста населения у Китая 142-я позиция - 0,61% прироста в год (у Индии 83-я позиция - 1,61% прироста, у США - 129-е место: 0,89%; Россия на 213-м месте с отрицательным показателем: ее население убывает на 0,48% в год).

По уровню репродуктивности Китай занимает 131-е место в мире: на каждую китаянку приходится 1,75 ребенка. Самая плодовитая страна в мире - Мали, где на женщину приходится более семи младенцев, наименее плодовит Гонконг (0,98), Индия и США опережают Китай по этому показателю, Россия - отстает (1,39).

По уровню рождаемости (из расчета одни роды на 1 000 человек) Китай на 157-м месте в мире (Индия - на 86-м, США на 150-м, Россия на 175-м). Самый высокий уровень рождаемости - в Нигере.

По уровнюсмертности Китай со своим 128-м местом в мировом рейтинге существенно благополучней России (22-е место) и США (99-е место), но уступает Индии, которая на 136-м месте. Самый высокий уровень смертности в мире зарегистрирован в Свазиленде, а самый низкий - в Объединенных Арабских Эмиратах. По уровню детской смертности в младенчестве Китай занимает 101-е место из 214 (самая высокая смертность младенцев в Анголе, самая низкая - в Сингапуре), Индия занимает в этом ряду 72-е место, Россия - 145-е, США - 174-е.

Ожидаемая продолжительность жизни для китайцев составляет 72,88 года (для сравнения: 68,59 лет в Индии, 65,87 лет - в России и 78 лет в США). Китай занимает 96-е место в мировом рейтинге продолжительности жизни. Абсолютный мировой чемпион по этому показателю - Андорра, где ожидаемая продолжительность жизни мужчин составляет 80,62 года, женщин - 86,62 года.

По данным китайского Минздрава, наиболее частой причиной смерти жителей китайских городов являются рак (25,03%), инсульт (22,06%), различные сердечные заболевания (16,91%), заболевания дыхательной системы (13,26%), ранения и отравления (8,11%). У жителей сельских районов ситуация выглядит несколько иначе: от инсульта умирает 22,64%, от рака 20,98%, от заболеваний дыхательной системы 17,08%, от сердечных заболеваний 13,79%, от отравлений и ранений 11,09%.

В Китае курит около 350 млн чел., таким образом, каждый третий курильщик планеты - житель КНР.

Ежегодно в Китае кончают жизнь самоубийством почти 300 тыс. чел.

Китай обладает самыми большими в мире трудовыми ресурсами - 803 млн 300 тыс. чел., опережая по этому показателю Индию, весь Европейский союз, США и Россию.

Золотовалютный резерв КНР так-же превышает резервы всех других стран - 1 трлн 493 млрд долл. Для сравнения: на втором месте Япония (881 млрд долл.), на третьем - Россия (470 млрд долл.). США занимают 21-ю позицию (65 млрд 890 млн долл.)

Китай находится на седьмом месте в мире как по размерамдоходов бюджета ,так и по объемам бюджетных трат (640 млрд 600 млн долл. и 634 млрд 600 млн долл.), уступая лишь США, Японии, Германии, Франции, Великобритании и Италии и существенно опережая Россию и Индию.

При этом в рейтинге ВВП на душу населения , который возглавляет Люксембург (80 тыс. 800 долл.) и в первую десятку которого едва попадают США (9-я позиция, 46 тыс. долл.), Китай занимает лишь 111-е место (5 тыс. 300 долл.). Россия в этом рейтинге занимает 67-ю строку (14 тыс. 700 долл.), а на последнем 152-м месте республика Конго - 300 долл.

По мнению директора Китайского центра экономических исследований при Пекинском университете Линь Ифу , к 2030 году среднедушевой ВВП КНР составит половину от показателя США, а объем китайского ВВП будет в два с половиной раза больше, чем у США.

В индексе Глобальной конкурентоспособности , издаваемом Мировым экономическим форумом на основе комплексного ислледования экономической, политической и социальной ситуации в 131 стране, Китай занимал в 2007–2008 годах 14-е место (на первом месте США, Индия на 48-м, Россия - на 58-м).

По данным статистического управления Пекина, среднегодовая зарплата жителей китайской столицы составляет 5 670 долл. При этом 43% пекинцев получают больше этой суммы, а 57% - меньше.

Разрыв между доходами богатых и бедных в целом по Китаю составляет 11,8 раз, между горожанами и сельскими жителями - 6 раз, между приморскими и западными регионами - 3,2 раза. По официальным данным, 10% самых богатых жителей КНР принадлежит до половины всех имущественных и финансовых активов населения в городах, а на беднейшие 10% приходится всего 1,4%.

Согласно официальной статистике, в стране не имеют в достаточном количестве еды и одежды 21,48 млн крестьян.

Как следует из доклада компании Merrill Lynch , в КНР на конец 2006 года насчитывалось 345 тыс. миллионеров (лица, обладающие капиталом свыше 1 млн долл. без учета стоимости недвижимости). Капитал 4 935 из них превышает 30 млн долл.

По данным www.forbes.com, из десяти самых крупных миллиардеров континентального Китая (без Гонконга, Макао и Тайваня) пять сделали состояние на сделках с недвижимостью. Первый номер в этом списке Ян Хуйюань , состояние которого оценивается в 7,4 млрд долл.

Что касается динамики развития, то КНР занимает 6-е место в мире по реальному росту ВВП (11,4% в год). На первом месте Азербайджан (31%), Индия на 16-м месте (8,5%), Россия - на 25-м (7,4%).

По темпам роста промышленного производства Китай занимает 6-е место в мире (Россия - 17-е, Индия - 18-е).

При этом по паритету покупательной способности Китай находится на 3-м месте после стран Евросоюза (совокупно) и США. Индия - на 6-м месте, Россия - на 9-м.

По данным департамента внешнеэкономического сотрудничества Минкоммерции КНР, накопленные за шесть лет, с 2002 по 2007 год, китайские инвестиции за рубежом составили 59,7 млрд долл. (ежегодный рост - 60%). В 172 странах и регионах мира китайцами было создано более 12 тыс. совместных предприятий.

По такому показателю, как рыночная стоимость акций, находящихся в свободной торговле , КНР на 4-м месте (2 трлн 426 млрд долл.) после США, Японии и Великобритании.

На конец 2007 года в КНР насчитывалось 286,2 тыс. предприятий с участием иностранного капитала, на 4,14% больше, чем в 2006 году. Объем реально использованных инвестиций в них составил 2,11 трлн долл. В том числе, предприятий сферы недвижимости с участием иностранного капитала – 14 700, банков – 18; предприятий, созданных путем слияния и поглощения, - 21 800.

В КНР зарегистрировано свыше 4,3 млнмалых и средних предприятий , которые производят 58,5% ВВП страны.

Китай - четвертый в мире импортер (917 млрд 400 млн долл. в 2008 году) и второй крупнейшийэкспортер (после Германии) - в этом году доходы от экспорта составили 1 трлн 221 млрд долл.

Китай - второй в мире по потреблению электроэнергии (на первом месте США, Россия на 5-м, Индия - на 8-м) и третий по ее производству (у США первая позиция, у России - 5-я, у Индии - 6-я).

По объему потребляемой нефти - 7 млн баррелей в день - Китай третий в мире (для сравнения, Россия - 5-я с 2 млн 916 тыс. баррелей в день), а по производству нефти шестой (Россия на втором месте, после Саудовской Аравии) и четвертый в списке мировых импортеров нефти .

В 2007 Китай произвел 276 тзолота , обойдя Южную Африку (272 т), которая держала мировое лидерство более ста лет.

В 2007 году китайские компании выполнили строительно-подрядных работ за рубежом на сумму 40,6 млрд долл. (+35,5%), заключили новые подрядные контракты на сумму 77,6 млрд долл. (+17,6%).

На Китай приходится 70% продукции мировой часовой промышленности и лишь 10% мировой прибыли этой отрасли.

Китай занимает третье место в мире, после США и России, по протяженности железных дорог , четвертое место - по протяженности автомобильных (на первом месте в мировом рейтинге Индия, Россия - на 10-м), 16-место в мире по числуаэропортов .

Телефонные линии Китая - самые длинные в мире. По числу обладателей мобильных телефонов Китай также занимает первое место - 461 млн 100 тыс. китайцев пользуются мобильниками (на втором США, на третьем Индия, на четвертом - Россия). По данным корпорации WPP, китайский сотовый оператор China Mobile вошел в десятку самых дорогих брендов мира (41,2 млрд долл.). Он занял пятое место между Coca-Cola и Marlboro .

КНР занимает второепосле США место в мире по числуинтернет-пользователей (162 млн человек). Индия на 5-м месте, Россия - на 13-м (25 млн человек). Всего в мире насчитывается приблизительно 1 млрд 19 млн пользователей Сети.

Грамотность населения в Китае чрезвычайно высока. 50-е место в мировом рейтинге, которое занимает КНР, означает, что 90,9% китайцев грамотны.

По данным компании Arton , в 2007 году объем китайского рынка произведений искусства составил 23,7 млрд юаней. Это третье место в мире после США и Великобритании. По информации той же компании, из 35 самых «дорогих» современных художников 15 - китайцы.

В КНР научной деятельностью занято 38,5 млн человек (первое место в мире), из которых 10,93 млн занимаются оригинальными исследованиями (второе место). По объемурасходов на научные исследования Китай находится на шестом месте в мире.

Китайские рекорды. В 2007 году в Китае в рамках реализации политики озеленения страны было высажено деревьев на площади 5,2 млн га (более 2 млрд деревьев). В 2008 году планируется посадить 2,5 млрд деревьев на площади 5,3 млн га. В настоящее время в Китае леса занимают 18,21% площади страны. Целью политики озеленения является увеличение к 2010 году площади лесов до 20% территории.

Ежегодно на полный курс обучения в вузы США выезжает 6 тыс. граждан КНР, а для учебы в аспирантуры американских вузов - 60 тыс.

Китайский язык, самый распространенный в мире по числу носителей,стал третьим наиболее распространенным языком Канады после английского и французского: китайцы составляют 3,3% жителей страны (1 млн 34 тыс. человек).

В 64 странах и регионах мира Китай открыл 210Институтов Конфуция , главной задачей которых является популяризация китайского языка.

До 2010 года в Китае будет открыто 1 200новых музеев . Сейчас их в стране 2 300. В 500 из них недавно была отменена входная плата.

Ежегодно жители КНР выбрасывают 15 млн холодильников, 10 млн кондиционеров, 18 млн стиральных машин, 35 млн телевизоров и 30 млн компьютеров.

Китай прочно удерживает лидерство в мировом рейтинге самых загрязненных городов мира, пропустив вперед лишь Каир, Дели и Калькутту, они занимают следующие 11 позиций из 20.

Чем обеспокоены китайцы. По данным опроса общественного мнения, опубликованным в журнале «Сяокан », из социально-экономических вопросов жители КНР наиболее обеспокоены состоянием медицинского обслуживания (73,16%), ростом потребительских цен (68,87%), ростом цен на недвижимость (65,63%), разрывом в доходах богатых и бедных (62,52%), коррупцией (62,12%), состоянием окружающей среды (59,25%), состоянием системы социального обеспечения (57,35%), безопасностью продуктов питания (52,13%), вопросами занятости (48,36%), состоянием общественной безопасности (45,62%).

Что касается Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), то там факторами нестабильности являются незавершенность процесса мирного урегулирования на Корейском полуострове, а также Тайваньская проблема.

Внутри Китая озабоченность руководства страны вызывает расширение масштабов деятельности на территории КНР и за ее пределами террористической организации «Восточный Туркестан», целью которой является создание на территории Синьцян-Уйгурского автономного района, а также прилегающих к нему районов Казахстана и Кыргызстана независимого исламского государства . В последние годы Китай столкнулся также с проблемой пиратства на морских путях в Южно-Китайском море. По этим путям осуществляется транспортировка в Китай до 80% импортируемой нефти, необходимой для нормального функционирования китайской экономики. Наряду с этим, беспокойство Пекина вызывает активизация тибетских сепаратистов. Они, как утверждает китайское руководство, получают поддержку извне и наносят серьезный ущерб социальной стабильности в стране, что заставляет пресекать их выступления силой.

Основываясь на анализе происходящих в мире революционных изменений в военной сфере, китайское военно-политическое руководство рассматривает будущую войну как согласованные действия разнородных сил, сочетающиеся с широким применением высокоточного оружия. Войсковые операции в ней увязаны с операциями сил специального назначения, психологическими операциями, «информационной войной». Боевые действия ведутся в многомерном пространстве, включающем сушу, море, воздух, космос и электронную среду, одновременно на всю глубину зоны конфликта. Границы между фронтом и тылом в такой войне становятся размытыми, темп боевых действий, по сравнению с прежними войнами, возрастает, а их продолжительность сокращается. Основным средством обеспечения боевых операций становятся системы разведки и управления войсками и оружием, включающие элементы космического базирования.

В соответствии с этими представлениями Китай проводит ускоренную модернизацию вооруженных сил. Акцент делается на информатизации и компьютеризации войск и флота, усилении боевых возможностей ВС в целом за счет повышения эффективности взаимодействия видов вооруженных сил и родов войск.

В XXI век Китай вступил с развитой структурой ВС и системой органов военного управления. Вооруженные силы страны состоят из Народно-освободительной армии Китая (НОАК), народной вооруженной полиции и народного ополчения. В НОАК входят стратегические ракетные войска, сухопутные войска (СВ), ВВС и ВМС общей численностью 2,3 млн чел., плюс резерв (СВ) - 800 тыс. На полицейские формирования (1,5 млн чел.) возложены функции по обеспечению внутренней безопасности и общественного порядка. Народное ополчение в мирное время выполняет задачи по поддержанию общественного порядка, а в военное - задачи оборонительного характера и различные обеспечивающие функции. Наиболее подготовленная в военном отношении часть народного ополчения является организованным резервом НОАК.

В соответствии с Конституцией КНР руководство ВС осуществляет государственный орган - Центральный военный совет (ЦВС) КНР. Особенностью высшего военного управления КНР является высокая степень централизации: в ЦВС КНР и Военный совет ЦК КПК входят одни и те же лица. Это фактически единая структура, осуществляющая руководство вооруженными силами по партийной и государственной линиям; оба этих органа возглавляет одно и то же лицо - председатель КНР Ху Цзиньтао .

Свои функции ЦВС осуществляет через входящие в него структуры: Генеральный штаб НОАК, Главное политическое управление, Главное управление тыла и Главное управление вооружений. Что касается Министерства обороны, то оно реализует установки военно-политического руководства страны по техническому обеспечению строительства вооруженных сил, их комплектованию, планированию, распределению и расходованию военного бюджета, поддерживает межгосударственные военные связи. Непосредственно вопросами оборонной науки, техники и промышленности занимается сформированное в марте 2008 года Министерство промышленности и информатизации, в котором создано соответствующее управление.

Вооруженные силы

Территория Китая разбита на семь военных округов (Шэньянский , Пекинский, Ланьчжоуский , Цзинаньский , Нанкинский , Гуанчжоуский и Чэндуский ), 28 провинциальных военных округов и 4 отдельных гарнизона.Командования военными округами играют роль командований на театре военных действий (ТВД) и имеют в своем подчинении одну или несколько общевойсковых армий, соединения и части различных видов ВС, части тылового обеспечения, а также командования провинциального уровня (или командования отдельных гарнизонов).

НОАК обладает всеми компонентами, присущими современной армии, включая стратегические ядерные силы, однако по уровню подготовки командного состава, информатизации, технической оснащенности и мобильности она продолжает отставать от вооруженных сил развитых в военном отношении стран.

Стратегические ядерные силы находятся в прямом подчинении Центрального военного совета КНР и включают в себя наземный, воздушный и морской компоненты - в общей сложности 113 носителей. Основа ядерных сил - стратегические ракетные войска, на вооружении которых 81 наземная пусковая установка (ПУ) ракет, в том числе 46 ПУ МБР (часть из них - новые мобильные твердотопливные МБР «Дунфэн-31» (CSS-9) с моноблочной боевой частью и дальностью 8000 км). В составе стратегической авиации 20 устаревших самолетов-носителей «Хун-6» (H-6). Морской компонент включает одну атомную ракетную подводную лодку с 12 пусковыми установками ракет «Цзюйлан-1» (JL-1) . Ведется строительство нескольких лодок проекта 094, оснащенных ракетами «Цзюйлан-2» (JL-2) с дальностью 8000 км .

Сухопутные войска НОАК (56 общевойсковых дивизий полевых войск, в том числе 9 танковых, 24 мотопехотных, 3 воздушно-десантных) - наиболее многочисленный вид вооруженных сил Китая. В результате модернизации уровень их механизации в последние годы существенно вырос: число мотопехотных дивизий увеличилось на 17 единиц и на столько же уменьшилось число пехотных. Вместе с тем необходимо отметить, что парк вооружения этого вида ВС представлен в основном устаревшими образцами; исключение составляют соединения и части, входящие в состав мобильных сил НОАК.

Военно-воздушные силы НОАК включают бомбардировочную, истребительную, транспортную и разведывательную авиацию, силы и средства ПВО. Это около 2 600 боевых самолетов, в том числе бомбардировщиков - 200, истребителей-бомбардировщиков – 1200, истребителей ПВО – 1 180 ; приблизительно 700 пусковых установок зенитных ракет, в том числе 128 пусковых установок зенитных ракетных систем С-300 ПМУ, С-300 ПМУ1 и С-300 ПМУ2, закупленных в России .

В прошлом ВВС выполняли ограниченный круг задач - это в основном защита воздушных границ Китая и, в меньшей степени, поддержка сухопутных войск. В настоящее время командование НОАК активно занимается формированием более гибких и современных военно-воздушных сил, обладающих наступательным потенциалом и способных принимать участие в совместных тактических операциях, включая воздушно-десантные. ВВС оснащаются истребителями-перехватчиками и ударными самолетами большого радиуса действия, средствами дальнего обнаружения воздушного и космического базирования. Модернизируются самолеты старых типов, такие как «Цзянь-7» (J-7) и «Цзянь-8» (J-8), и принимается на вооружение новая техника: истребители Су-27, Су-30, «Цзянь-11» (J-11), транспортные самолеты Ил-76, самолеты-заправщики «Хун-6» (Н-6), крылатые ракеты класса «воздух - земля». Самолеты-истребители четвертого поколения составляют уже около 15% парка истребительной авиации Китая. Бомбардировочная авиация оснащается крылатыми ракетами класса «воздух - земля».

В состав ВВС входят силы и средства противовоздушной обороны (ПВО), включающие в себя истребительную авиацию, зенитные ракетные и радиотехнические войска. ПВО прикрывает с воздуха важнейшие районы и объекты, большинство которых расположены в центральных и восточных (приморских) провинциях. В последние годы силы и средства ПВО пополняются истребителями «Цзянь-10» и «Цзянь-11» китайского (в том числе лицензионного) производства, а также российскими Су-27 и зенитными ракетными комплексами С-300 ПМУ-2 (всего Китай должен получить 28 дивизионов этих комплексов, из них 12 уже поставлены ).

Китайские военно-морские силы состоят из трех флотов - Северного (главная военно-морская база Циндао ), Восточного (Динхай ) и Южного (Чжаньцзян ).

В боевом составе ВМС 134 боевых корабля основных классов, в том числе 58 подводных лодок и 28 эскадренных миноносцев, оснащенных ракетным вооружением; боевых самолетов морской авиации - около 800; амфибийных пехотных дивизий - три, бригад морской пехоты - две.

В середине 1980-х годов китайские ВМС перешли от стратегии «береговой обороны» к стратегии «обороны в прибрежных водах», в которые китайское руководство включает, в частности, Желтое, Восточно-Китайское и Южно-Китайское моря. Смена стратегии потребовала обновления корабельного состава (в частности, в России были приобретены четыре эскадренных миноносца типа «Современный», 12 дизель-электрических подводных лодок и другая техника и вооружение). В результате возможности основных сил значительно выросли, чего нельзя сказать о средствах поддержки: по-прежнему ВМС не имеют достаточно мощной противолодочной обороны, а надводные корабли уязвимы для атак авиации и противокорабельных ракет.

Наиболее боеспособным компонентом китайских вооруженных сил являются мобильные силы НОАК , предназначенные для действий в локальных войнах по периметру государственной границы, а также для поддержки полицейских формирований в операциях по обеспечению внутренней безопасности и общественного порядка. Мобильные силы НОАК обладают повышенной маневренностью и огневой мощью и состоят из сил быстрого реагирования и сил быстрого развертывания.

В силы быстрого реагирования , общая численность которых более 285 тыс. человек, входят воздушно-десантный корпус, шесть пехотных дивизий, батальоны специального назначения окружного подчинения, морская пехота ВМС. Эти силы, по сообщению китайской армейской печати, «способны десантироваться с воздуха в любой точке Китая не позже чем через десять часов после получения приказа»; время переброски по железной дороге может составлять от одних до четырех суток; возможна переброска морем. Силы быстрого развертывания выполняют роль второго оперативного эшелона и предназначены для наращивания сил быстрого реагирования. Они имеют тяжелое вооружение и перебрасываются в назначенный район в основном по железной дороге за 2–7 суток. В настоящее время в их состав включены две общевойсковые армии.

B конце 2006 года Китай принял программу модернизации национальной обороны и вооруженных сил, рассчитанную на период до середины XXI века. В ней три этапа: до 2010 года - создание фундаментальных основ преобразований, до 2020 года - достижение общего прогресса по основным направлениям модернизации, до 2050 года - достижение в основном стратегической цели создания информатизированных вооруженных сил.

Issues & Studies / By Institute of International Relations , Taipei . , 2007. P. 346–350.