Политические режимы (обществознание). Тест "политические режимы"

Тема: Переходный возраст. Задачи и трудности переходного возраста.
Цель: - дать представления об основных понятиях урока;
- определить границы подросткового возраста и дать его общую характеристику;
- выяснить, каковы задачи и трудности переходного возраста.
Основные понятия: тинэйджер, просвещение.
Ход урока
Эпиграф: Не умножающий знания умножает печаль.
Царь Соломон
Проверка выполнения домашнего задания, Подготовка учащихся к восприятию нового материала.
Учитель проверяет, завели ли учащиеся необходимые тетради, выбрали ли они темы рефератов. Стоит напомнить ученикам правила ведения конспекта.
Непосредственно перед объяснением нового материала целесообразно провести беседу по эпиграфу, выяснить, как учащиеся понимают его смысл.
Изучение нового материала
1. Общая характеристика подросткового возраста.
2. Учебная деятельность и труд подростка.
3. Задачи и трудности подросткового возраста.

1. Общая характеристика подросткового возраста. В психологии и педагогике подростковый возраст – это возраст примерно от 11 до 15 лет. В большинстве европейских стран (и у нас тоже) под определение «подросток» попадают те, кому от 13 до 19 лет. Подростковый возраст иначе называют переходным возрастом от детства к взрослой жизни. Подростка в последнее время называют английским словом тинэйджер.
Подростковый возраст – это особенный и очень важный для дальнейшего становления личности возраст. В это время происходит существенная перестройка всего организма подростка. Это период бурного и в то же время неравномерного физического развития: ускоренно растет тело и изменяются его пропорции, совершенствуется мускульный аппарат. Это вызывает и некоторые психологические проявления – подростков осознает и переживает свою угловатость, нескладность.
Целесообразно напомнить учащимся, что нельзя критиковать даже в шутливой форме физические недостатки человека.
В подростковом возрасте наблюдается также и несоответствие в развитии сердечно-сосудистой системы, следствием чего являются наблюдающиеся у некоторых подростков головокружения, сердцебиение, головные боли, слабость, утомляемость и т.д.
Для подросткового возраста характерны раздражительность, вспыльчивость. Нервная система подростка находится в стадии становления и перестройки и не всегда справляется с все возрастающими эмоциональными нагрузками.
Однако подростковый возраст – это не какой-то «инвалидный» возраст. Напротив, это возраст кипучей энергии, активного образа жизни.
Итак, подростковый возраст – это важный период становления личности, характера человека. Однако в связи с особенностями физического развития следует отметить обычную, вполне нормальную для подросткового возраста повышенную возбудимость, которая в соединении с бурной энергией и активностью при недостаточной выдержке приводит зачастую к нежелательным поступкам, нарушениям дисциплины и даже правовым нарушениям и преступлениям.
2. Учебная деятельность и труд подростка. В подростковом возрасте существенно перестраивается характер учебной деятельности.
Сознательно-положительное отношение учащихся к учению появляется тогда, когда учение удовлетворяет их познавательные потребности, благодаря чему знания приобретают для них определенный смысл как необходимое и важное условие подготовки к будущей самостоятельной жизни. Однако здесь порой наблюдаются и негативные моменты, то есть отрицательное отношение к учению. Это может быть своеобразной реакцией на те или иные неудачи в учении. Подросток обычно остро переживает неудачи в учебе и из-за самолюбия, хотя делает вид, что к успехам в учении он безразличен и равнодушен.
Чтобы учение было осмысленным и продуктивным, его надо сочетать с жизнью и практикой, постоянно ставить перед собой конкретные и перспективные задачи, цели, успешно разрешая возникающие на этом пути проблемы.
В процессе учения подросток должен приобретать способность к сложному аналитико-синтетическому восприятию (наблюдению) предметов и явлений.
Существенные изменения в подростковом возрасте претерпевают память и внимание. Развитие идет по пути усиления их произвольности. Учащиеся подростки должны наращивать умение организовывать и контролировать свое внимание, процессы памяти, управлять ими. Умение использовать специальные способы запоминания развито у подростков в гораздо большей степени, чем у младших школьников.
В подростковом возрасте значительно возрастает трудовая активность. Именно в серьезном труде подростки получают возможность реализовать формирующееся у них чувство взрослости. Труд, трудовая деятельность подростков обычно проходят в коллективе, а значение жизни и деятельности в коллективе для подростка очень велико.
Таким образом, трудовая деятельность подростков – это деятельность, в полной мере отвечающая их возрастным особенностям и потребностям. Наблюдающиеся случаи лени, уклонения от труда, игнорирования своих обязанностей в школе и дома, нерадивого отношения к трудовым поручениям есть исключительно следствие неправильного воспитания и самовоспитания и оказывают негативное влияние на формирование личности подростка.
3. Задачи и трудности подросткового возраста. Взрослея, подростку приходится решать массу непростых задач. Среди них как школьные, так и жизненные задачи.
В учебнике приводятся задачи развития и образования подростка, которые выявил американский психолог Р.Хэвигхерст. Психолог считает эти задачи обязательными, и поэтому учитель дает задание ученикам записать эти задачи в тетрадь:
принятие своей внешности и умение эффективно владеть своим телом;
формирование новых и более зрелых отношений со сверстниками обоего пола;
принятие мужской или женской роли;
достижение эмоциональной независимости от родителей и других взрослых;
подготовка к трудовой деятельности, которая могла бы обеспечить экономическую независимость;
подготовка к вступлению в брак и к семейной жизни;
появление желания нести ответственность за себя и общество;
обретение системы ценностей и этических принципов, которыми можно руководствоваться в жизни.
Психологи считают, что эти задачи в свое время приходится решать каждому человеку. Все задачи жизни необходимо решать в свое время.
Продвигаться к решению более сложной задачи можно только после решения более легкой.
Далее необходимо рассмотреть, в чем заключается выполнение каждой задачи подросткового периода, и какие трудности ожидают подростка на пути решения этих задач.
Учитель раскрывает содержание этих задач в непринужденной беседе с учащимися, а затем предлагает им с помощью учебника выполнить программу (план) преодоления трудностей, включая также и процесс преодоления трудностей при решении задач, который происходит в три этапа следующим образом:
Первичная оценка ситуации.
Затем оцениваются собственные возможности, включая возможную поддержку со стороны окружающих.
На основе неудач или новой информации можно прийти к оценке проблемы, включающей новую постановку задачи и новые варианты поведения.
Для благоприятного разрешения всех задач и трудностей подросткового возраста очень важно соблюдать правильный распорядок жизни подростка, строгий режим его труда, сна, отдыха и питания, регулярно заниматься физкультурой и спортом.
Очень важна максимальная загрузка подростка хорошими делами (в том числе занятия в спортивных секциях, в различных кружках по интересам и т.д.).
Чрезвычайно важно переключение внимания подростка с негативных моментов на интересную и занимательную для него деятельность.
Неоценимую помощь в преодолении возникающих перед подростком трудностей может выполнить ведение личного дневника.
Личный дневник – это как бы отчет перед самим собой, ежедневный, самокритичный и не всегда лицеприятный.
Учитель может привести пример ведения дневника великим русским писателем Л.Н.Толстым. В своем дневнике Лев Николаевич очень критично относился к своей персоне, он буквально бичевал себя за распущенность, слабоволие, лень. Толстой намечал жесткий план по устранению своих недостатков, ставил перед собой максимально трудные задачи и во многом благодаря ежедневному контролю за собой посредством ведения дневника устранял эти недостатки и добивался выполнения всех намеченных целей. Так ковался характер великого гения, а недостатков у Льва Николаевича (по его собственному мнению) было очень много.
Учитель рекомендует ученикам вести свои дневниковые записи, а также ознакомиться с дневниками, биографиями выдающихся людей (например, из серии «Жизнь замечательных людей»).
Закрепление изученного материала Вопросы для закрепления
Каковы границы подросткового возраста?
Дайте общую характеристику подросткового возраста.
Каковы особенности учебной деятельности подростка?
Каковы особенности трудовой деятельности подростка?
Перечислите задачи, которые необходимо решать в подростковом возрасте.
Из каких этапов состоит процесс преодоления трудностей подросткового возраста?
Можно ли избежать подростковых проблем?
С помощью учебника дайте определение понятиям: малолетние, несовершеннолетние, юный, юность, тинэйджеры.
Домашнее задание: §1,2; ответить на вопросы, выполнить практикум.

— одна из форм политической системы общества с характерными для нее целями, средствами и методами реализации .

Политический режим дает представление о сущности государственной власти, установившейся в стране в определенный период ее истории. Поэтому не столь важна структура политической системы или государства, сколько способы взаимодействия общества и государства, объем прав и свобод человека, способы формирования политических институтов, стиль и методы политического управления.

Однотипные или схожие государственные структуры могут порождать разные по своей сути политические режимы, и, напротив, однотипные режимы могут возникать в различных по своей структуре политических системах. Например, многие страны Европы являются конституционными монархиями (Швеция, Норвегия, Бельгия и др.), но политический режим в этих странах соответствует республиканской структуре власти с демократическими методами правления. В то же время республика Иран, имея вполне демократическую политическую структуру организации государства, наделе является авторитарным государством.

Отличить подлинно демократический режим власти от авторитарного или тоталитарного бывает непросто. СССР длительное время был для многих народов мира олицетворением реального народовластия и оазисом демократических свобод. Истинное положение народа, пережившего самый страшный в истории человечества тоталитарный режим, открылось миру лишь в период гласности.

Характер и признаки политического режима

Важными характеристиками политического режима являются принципы организации институтов власти, намечаемые политические цели, способы и методы их достижения. Например, в тоталитарных режимах весьма популярны лозунги и установки типа: «цель оправдывает средства», «победа любой ценой» и т. д.

На характер политического режима значительное влияние оказывают исторические традиции народа и уровень политической культуры общества. Политический диктатор или правящая политическая элита могут узурпировать власть лишь настолько, насколько им позволяют это народные массы и институты гражданского общества. Трудно представить, чтобы в странах с давними демократическими традициями и высоким уровнем политической культуры установился бы авторитарный или тоталитарный режим власти. Зато в странах с преимущественно традиционной политической культурой авторитарные и тоталитарные режимы возникают естественным образом.

Формы и виды политических режимов

Разновидностей политических режимов бесчисленное множество, но в политических исследованиях обычно выделяют три основные формы политических режимов: тоталитарный, авторитарный и демократический.

Тоталитарный политический режим

(лат. totalis — весь, целый, полный) — политический режим, при котором государство полностью подчиняет себе все сферы жизни общества и отдельного человека. Именно всеохватностью своего надзора тоталитаризм отличается от всех других форм государственного насилия — деспотии, тирании, военной диктатуры и др.

Термин «тоталитаризм» был введен в 20-е гг. критиками Б. Муссолини, но с 1925 г. он сам стал использовать его для характеристики фашистского государства. С 1929 г. этот термин стал употребляться и применительно к режиму, сложившемуся в СССР.

Тоталитаризм возник в XX в. как политический режим и как особая модель социально-экономического порядка, характерная для стадии индустриального развития, и как идеология, дающая четкие ориентиры развития «нового человека», «нового экономического и политического порядка». Это своего рода «реакция» масс на ускоренное разрушение традиционных структур, их стремление к единению и консолидации перед лицом пугающей неизвестности.

В таком состоянии массы становятся легкой «добычей» различного рода политических авантюристов (вождей, фюреров, харизматических лидеров), которые, опираясь на фанатизм своих единомышленников, навязывают населению свою идеологию, свои планы решения возникших проблем.

Политическая система тоталитаризма, как правило, представляет собой жестко централизованную партийно-государственную структуру, которая осуществляет контроль над всем обществом, не допуская возникновения каких-либо общественных и политических организаций, стоящих вне этого контроля. Например, в СССР на каждом предприятии, в каждой государственной или общественной организации существовала партийная ячейка (КПСС).

При тоталитаризме гражданское общество полностью поглощается государством, а над самим государством устанавливается идеологический контроль правящей партии. Господствующая идеология становится мощной объединяющей и мобилизующей силой общества. «Кто не с нами — тот против нас!» — вот один из лозунгов, который не допускал никакого плюрализма мнений.

В зависимости от идеологических течений, тоталитаризм принято подразумевать на «левый» и «правый». «Левый» тоталитаризм, основанный на идеях марксизма-ленинизма, возник в коммунистических странах (СССР, странах Восточной Европы, Азии и на Кубе). «Правый» тоталитаризм в фашистской Германии основывался на идеологии национал-социализма, а в Италии — на идеях итальянского фашизма.

Для любого тоталитарного режима характерными чертами являются: военная и полувоенная организация общества; постоянный поиск внутренних и внешних «врагов», периодическое создание экстремальных ситуаций; перманентная мобилизация масс на выполнение очередных «неотложных» задач; требование беспрекословного подчинения вышестоящему руководству; жесткая вертикаль власти.

Авторитарный политический режим

(от лат. auctoritas — власть, влияние; auctor — зачинатель, основатель, автор) — политический режим, характеризующийся сосредоточением всей полноты власти у одного лица (монарха, диктатора) или правящей группы.

Для авторитаризма характерны высокая централизация власти; огосударствление многих сторон общественной жизни; командно-административные методы руководства; безоговорочное подчинение власти; отчуждение народа от власти; недопущение реальной политической оппозиции; ограничение свободы печати.

При авторитарных режимах сохраняется конституция, но она носит декларативный характер. Существует также система выборов, но она выполняет показательно-фиктивную функцию. Результаты выборов, как правило, заранее предопределены и не могут повлиять на характер политического режима.

В отличие от тоталитаризма при авторитаризме не существует тотального контроля над всеми общественными организациями. В идеологии допускается ограниченный плюрализм, если он не наносит вреда системе. Репрессиям подвергаются в основном активные противники режима. Люди, занимающие нейтральные позиции, не считаются врагами. Существуют определенные личные права и свободы, но они носят ограниченный характер.

Авторитаризм является одним из наиболее распространенных типов политической системы. По своим характеристикам он занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. Поэтому он возможен как при переходе от тоталитаризма к демократии, так и наоборот, от демократии к тоталитаризму.

Авторитарные режимы весьма разнообразны. Они различаются по целям и методам решения проблем, по формам организации власти и могут быть реакционными, консервативными или прогрессивными. Например, такие страны, как Чили, Бразилия, Южная Корея, через авторитаризм пришли к демократическому режиму власти.

Демократический политический режим

(от греч. demos — народ и kratos — власть) — власть народа, или народовластие. Это такая форма государства, его политический режим, при котором народ или его большинство является (считается) носителем государственной власти.

Понятие «демократия» многогранно. Под демократией понимают и форму устройства государства или организации, и принципы управления, и разновидность социальных движений, предполагающих реализацию народовластия, и идеал общественного устройства, в котором граждане являются основными вершителями своих судеб.

Демократия как способ организации и форма управления может иметь место в любой организации (семье, научном отделе, производственной бригаде, общественной организации и т. д.).

Демократия ассоциируется со свободой, равенством, справедливостью, соблюдением прав человека, участием граждан в управлении. Поэтому демократию как политический режим принято противопоставлять авторитарным, тоталитарным и другим диктаторским режимам власти.

Слово «демократия» нередко употребляется в сочетании с другими словами, например, такими, как социал-демократ, христианский демократ, либерал-демократ и т. д. Это делается для того, чтобы подчеркнуть приверженность тех или иных социальных движений демократическим ценностям.

Важнейшими признаками демократии являются:

  • юридическое признание верховной власти народа;
  • периодическая выборность основных органов власти;
  • всеобщее избирательное право, в соответствии с которым каждый гражданин вправе принимать участие в формировании представительных институтов власти;
  • равенство прав граждан на участие в управлении государством — каждый гражданин имеет право не только избирать, но и быть избранным на любую выборную должность;
  • принятие решения большинством голосов и подчинение меньшинства большинству;
  • контроль представительных органов за деятельностью исполнительной власти;
  • подотчетность выборных органов своим избирателям.

В зависимости от того, как, каким образом народ осуществляет свое право на власть, можно выделить три основных способа реализации демократии.

Прямая демократия - весь народ (имеющие право голоса) непосредственно принимает решения и следит за их исполнением. Такая форма демократии наиболее характерна для ранних форм демократии, например, для родовой общины.

Прямая демократия существовала и в античные времена в Афинах. Там главным институтом власти было Народное собрание, которое принимало решения и нередко могло организовывать их немедленное исполнение. Такая форма народовластия иногда походила на произвол и самосуд толпы. Очевидно, этот факт являлся одной из причин того, что Платон и Аристотель негативно относились к демократии, считая ее «неправильной» формой правления.

Подобного рода демократия существовала в Древнем Риме, в средневековом Новгороде, во Флоренции и ряде других городов-республик.

Плебисцитарная демократия - народ принимает решение лишь в определенных случаях, например во время референдума по какому-то вопросу.

Представительная демократия - народ избирает своих представителей, а они от его имени управляют государством или каким-то органом власти. Представительная демократия является наиболее распространенной и эффективной формой народовластия. Недостатки представительной демократии заключаются в том, что народные избранники, получив властные полномочия, не всегда выполняют волю тех, кого они представляют.

1. Что объединяет следующие понятия: тоталитаризм, авторитаризм, демократия?

1) форма правления

2) политический режим

3) государственно-территориальное устройство

2. В переводе с латинского языка тоталитаризм (totalis) означает

1) власть 2) народовластие 3) целый

3. Какой политический режим выражен в знаменитой фразе французского короля Людовика XIV «Государство – это я»?

4. Найдите в приведенном списке черты, характерные демократическому режиму. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. свобода

2. плюрализм

3. контроль над обществом

4. монополия на власть одной партией

5. народ-источник власти

6. разделение властей.

5. Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий.

1) форма правления

2) форма государства

3) политический режим

4) принцип государственного устройства

6. При каком политическом режиме идеология правящей партии является официальной идеологией в государстве?

1) тоталитаризм 2) парламентская монархия 3) абсолютизм 4) демократия

7. Политический режим, при котором правитель контролирует лишь некоторые сферы общества

8.Закончите определение: «Тоталитаризм – это политический режим, при котором

    торжествует порядок при соблюдении прав человека;

    осуществляется абсолютный контроль над всеми областями общественной и даже личной жизни;

    народ объединяется в единый кулак для решения своих насущных проблем».

    безраздельное господство исполнительной власти;

    полное подчинение личности властвующей группировке;

    деятельность государства на основе закона;

10. Какой режим в Российской Федерации? Приведите доказательства указанного вами режима.

11.При тоталитарном режиме в отличие от демократического:
1) существует суверенное государство,
2) гарантируется широкий спектр прав и свобод граждан,
3) существует свободная пресса,
4) осуществляется всесторонний контроль над жизнью общества

12. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о то­та­ли­та­риз­ме?

А. То­та­ли­та­ризм - это ре­зуль­тат раз­ви­тия пост­ин­ду­стри­аль­но­го об­ще­ства.

Б. Идео­ло­гия пра­вя­щей пар­тии ста­но­вит­ся в то­та­ли­тар­ном об­ще­стве офи­ци­аль­ной идео­ло­ги­ей го­су­дар­ства.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

13. Ниже при­ведён пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, свя­за­ны с по­ня­ти­ем «по­ли­ти­че­ский режим».

14Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между по­ли­ти­че­ским ре­жи­мом и его при­зна­ка­ми: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­ветству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца

ПРИ­ЗНА­КИ

ТИПЫ ПРИ­ЗНА­КИ ПО­ЛИ­ТИ­ЧЕ­СКИХ РЕ­ЖИ­МОВ

А) власть осу­ществ­ля­ет­ся груп­пой лиц

Б) га­ран­ти­ро­ва­но ра­вен­ство всех перед за­ко­ном

В) граж­да­нам предо­став­ля­ет­ся право на мно­го­об­ра­зие об­ще­ствен­ных объ­еди­не­ний

Г) власть и по­ря­док це­нят­ся боль­ше, чем права и сво­бо­ды че­ло­ве­ка

Д) осо­бая роль в го­су­дар­стве при­над­ле­жит таким ин­сти­ту­там, как армия и цер­ковь

Е) осу­ществ­ля­ет­ся го­су­дар­ст кон­троль за сфе­рой по­ли­ти­ки, ду­х.жизнью об-­ще­ства

1) де­мо­кра­ти­че­ский

2) ав­то­ри­тар­ный

Который отражает отношения власти и общества, уровень политической свободы и характер политической жизни в стране.

Во многом эти характеристики обусловлены конкретными традициями, культурой, историческими условиями развития государства, поэтому можно говорить, что в каждой стране сложился свой уникальный политический режим. Однако у многих режимов в различных странах можно обнаружить сходные черты.

В научной литературе выделяют два вида политического режима :

  • демократический;
  • антидемократический.

Признаки демократического режима :

  • господство закона;
  • разделение властей;
  • наличие реальных политических и социальных прав и свобод граждан;
  • выборность органов государственной власти;
  • существование оппозиции и плюрализм.

Признаки антидемократического режима :

  • господство беззакония и террора;
  • отсутствие политического плюрализма;
  • отсутствие оппозиционных партий;

Антидемократический режим подразделяется на тоталитарный и авторитарный. Поэтому мы будем рассматривать характеристики трёх политических режимов: тоталитарного, авторитарного и демократического.

Демократический режим основан на принципах равенства и свободы; основным источником власти здесь считается народ. При авторитарном режиме политическая власть сосредоточивается в руках отдельного человека или группы людей, однако вне сферы политики сохраняется относительная свобода. При тоталитарном режиме власть жестко контролирует все сферы жизни общества.

Типология политических режимов:

Характеристика политических режимов

Демократический режим (от греч. demokratia — народовластие) основан на признании народа основным источником власти, на принципах равенства и свободы. Признаки демократии следующие:

  • выборность - происходит избрание граждан в органы государственной власти путем всеобщих равных и прямых выборов;
  • разделение властей - власть разделяется на законодательную, исполнительную и судебную ветви, независимые друг от друга;
  • гражданское общество - граждане могут воздействовать на власть при помощи развитой сети добровольческих общественных организаций;
  • равноправие - все имеют равные гражданские и политические
  • права и свободы, а также гарантии их зашиты;
  • плюрализм — господствует уважение к чужим мнениям и идеологиям, в том числе к оппозиционным, обеспечены полная гласность и свобода прессы от цензуры;
  • согласие - политические и другие социальные отношения направлены на поиск компромисса, а не на насильственное решение проблемы; все конфликты решаются правовым путем.

Демократия бывает прямой и представительной. При прямой демократии решения принимаются непосредственно всеми гражданами, имеющими право голоса. Прямая демократия была, например, в Афинах, в Новгородской республике, где люди, собираясь на площади, принимали общее решение по каждой проблеме. Сейчас прямая демократия реализуется, как правило, в виде референдума — всенародного голосования по проектам законов и важным вопросам государственного значения. Например, действующая Конституция Российской Федерации была принята на референдуме 12 декабря 1993 г.

В условиях большой территории прямую демократию слишком сложно реализовать. Поэтому государственные решения принимаются специальными выборными учреждениями. Такая демократия называется представительной , поскольку выборный орган (например, Государственная Дума) представляет избравший его народ.

Авторитарный режим (от греч. autocritas — власть) возникает, когда власть сосредоточивается в руках отдельного человека или группы людей. Обычно авторитаризм сочетается с диктатурой. Политическая оппозиция при авторитаризме невозможна, однако в неполитических сферах, например в экономике, культуре или частной жизни, сохраняются автономия личности и относительная свобода.

Тоталитарный режим (от лат. totalis — весь, целый) возникает, когда все сферы жизни общества контролируются властью. Власть при тоталитарном режиме монополизирована (партией, вождем, диктатором), единая идеология обязательна для всех граждан. Отсутствие всякого инакомыслия обеспечивается мощным аппаратом надзора и контроля, полицейскими репрессиями, актами устрашения. Тоталитарный режим формирует безынициативную личность, склонную к подчинению.

Тоталитарный политический режим

Тоталитарный политический режим — это режим «всепоглощающего властвования», который беспредельно вмешивается в жизнь граждан, включая всю их деятельность в объеме своего управления и принудительного регулирования.

Признаки тоталитарного политического режима:

1. Наличие единственной массовой партии во главе с харизматическим лидером, а также фактическое слияние партийных и государственных структур. Это своего рода « - », где на первом месте во властной иерархии стоит центральный партийный аппарат, а государство выступает в качестве средства реализации партийной программы;

2. Монополизация и централизация власти , когда такие политические ценности, как подчинение и лояльность по отношению к «партии-государству», являются первичными по сравнению с ценностями материальными, религиозными, эстетическими в мотивации и оценке человеческих поступков. В рамках этого режима исчезает грань между политическими и неполитическими сферами жизни («страна как единый лагерь»). Вся жизнедеятельность, включая уровень частной, личной жизни, строго регламентируется. Формирование органов власти на всех уровнях осуществляется через закрытые каналы, бюрократическим путем;

3. «Единовластие» официальной идеологии , которая посредством массированной и целенаправленной индоктринации (СМИ, обучение, пропаганда) навязывается обществу как единственно верный, истинный способ мышления. При этом упор делается не на индивидуальные, а на «соборные» ценности (государство, раса, нация, класс, клан). Духовная атмосфера общества отличается фанатичной нетерпимостью к инакомыслию и «инакодействию» по принципу «кто не с нами — тот против нас»;

4. Система физического и психологического террора , режим полицейского государства, где в качестве базового «правового» принципа господствует принцип: «Разрешено только то, что приказано властью, все остальное запрещено».

К тоталитарным режимам традиционно относятся коммунистические и фашистские.

Авторитарный политический режим

Основные признаки авторитарного режима:

1. В ласть носит неограниченный, неподконтрольный гражданам характер и концентрируется в руках одного человека или группы лиц. Это может быть тиран, военная хунта, монарх и т.д.;

2. Опора (потенциальная или реальная) на силу . Авторитарный режим может и не прибегать к массовым репрессиям и даже пользоваться популярностью среди широких слоев населения. Однако, в принципе, он может позволить себе любые действия по отношению к гражданам с тем, чтобы принудить их к повиновению;

3. М онополизация власти и политики , недопущение политической оппозиции, независимой легальной политической деятельности. Данное обстоятельство не исключает существования ограниченного числа партий, профсоюзов и некоторых других организаций, но их деятельность строго регламентируется и контролируется властями;

4. П ополнение руководящих кадров осуществляется путем кооптации, а не предвыборной конкурентной борьбы; отсутствуют конституционные механизмы преемственности и передачи власти. Смена власти нередко происходит через перевороты с использованием вооруженных сил и насилия;

5. О тказ от тотального контроля над обществом , невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы, и, прежде всего, в экономику. Власть занимается, в первую очередь, вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны и внешней политики, хотя она может влиять и на стратегию экономического развития, проводить активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного саморегулирования.

Авторитарные режимы можно подразделить на жестко авторитарные, умеренные и либеральные . Выделяют еще и такие типы, как «популистский авторитаризм» , опирающийся на уравнительно ориентированные массы, а также «национал-патриотический» , при котором национальная идея используется властями для создания либо тоталитарного, либо демократического общества и др.

В число авторитарных режимов включают:
  • абсолютные и дуалистические монархии;
  • военные диктатуры, или режимы с военным правлением;
  • теократию;
  • персональные тирании.

Демократический политический режим

Демократический режим — это режим, в котором власть отправляется свободно выражающим себя большинством. Демократия в переводе с греческого означает буквально «власть народа» или «народовластие».

Базовые принципы демократического режима власти:

1. Народный суверенитет , т.е. первичным носителем власти выступает народ. Всякая власть от народа и делегируется им. Этот принцип не предполагает принятия политических решений непосредственно народом как, например, на референдуме. Он лишь предполагает, что все носители государственной власти свои властные функции получили благодаря народу, т.е. непосредственно путем выборов (депутаты парламента или президент) или косвенно через выбранных народом представителей (формируемое и подчиненное парламенту правительство);

2. Свободные выборы представителей власти, которые предполагают наличие, по крайней мере, трех условий: свободу выдвижения кандидатур как следствие свободы образования и функционирования ; свободу избирательного права, т.е. всеобщее и равное избирательное право по принципу «один человек — один голос»; свободу голосования, воспринимаемую как средство тайного голосования и равенство для всех в получении информации и возможности вести пропаганду во время избирательной кампании;

3. Подчинение меньшинства большинству при строгом соблюдении прав меньшинства . Главная и естественная при демократии обязанность большинства — это уважение к оппозиции, ее праву на свободную критику и праву сменить, по итогам новых выборов, бывшее большинство у власти;

4. Реализация принципа разделения властей . Три ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная — имеют такие полномочия и такую практику, что два «угла» этого своеобразного «треугольника» при необходимости могут блокировать недемократические, противоречащие интересам нации действия третьего «угла». Отсутствие монополии на власть и плюралистический характер всех политических институтов — необходимое условие демократии;

5. Конституционализм и господство закона во всех сферах жизни . Закон главенствует невзирая на лица, перед законом все равны. Отсюда «фригидность», «холодность» демократии, т.е. она рациональна. Правовой принцип демократии: «Все, что не запрещено законом, - разрешено».

К демократическим режимам относят:
  • президентские республики;
  • парламентские республики;
  • парламентские монархии.