Рождество Христово: как празднуют православные. Рождество Христово: легенды, традиции, интересные факты

См. также: Наша эра Римский игумен Дионисий Малый От Рождества Христова, сокращённая запись от Р. Х. запись текущей эпохи, основанная на вычисленном римским игуменом Дионисием Малым годе рождения Христа из Назарета. В таком летоисчислении… … Википедия

Базилика Рождества Христова* Birthplace of Jesus: Church of the Nativity and the Pilgrimage Route, Bethlehem** Всемирное наследие ЮНЕСКО … Википедия

Рождественский сочельник. Канун (Навечерие) Рождества Христова преисполнен особенного трепетного ожидания пришествия в мир Спасителя. Этого ждут все: небо, земля, тварь, наши сердца. И вот возгорается звезда, и за ней устремляются ведомые ею… … Русская история

Православный храм Церковь Рождества Христова в Юркине Страна Россия Село Юркино, Истринский район Моск … Википедия

Церковь Церковь Рождества Христова на Архиерейском дворе … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Храм Рождества Христова. Храм Рождества Христова … Википедия

Церковь Церковь Рождества Христова … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Храм Рождества Христова. Православный храм Церковь Рождества Христова … Википедия

Православный храм Церковь Рождества Христова на Городище … Википедия

Традиции празднования Рождества Христова в православной церкви - Рождество Христово один из главных праздников православной церкви. Согласно Евангелию от Луки, Иисус Христос родился от Девы Марии в царствование императора Августа (Октавия) в городе Вифлееме. Август повелел сделать всенародную перепись во всей… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Памятник архитектуры (региональный) Православный храм … Википедия

Книги

  • Костюмы народов с древности до XIX века , Калмыкова В.В.. Мир людей прошлого – сколько привлекательного в этих словах для живущих сегодня! Какая панорама развертывается перед нами! Особенно если перед нами – зримые образы владык и простых людей,…
  • Жемчужина Востока. Люди тумана , Райдер Хаггард. События, описанные в романах настоящей книги, разделены веками и тысячами миль, но их объединяет одна тема - тема любви. Палестина первого века после Рождества Христова, от правления Агреппы…

Две тысячи лет назад родился Младенец. О Его Рождестве сначала знали только Мать, отчим, да еще несколько человек, которым дано было об этом знать. И все. Больше никто. Разве что царь-маньяк Ирод, увидевший в родившемся Мальчике конкурента и врага. С того момента прошло тридцать долгих лет, и лишь после омовения в водах Иордана от рук Иоанна Крестителя и гласа с Небес: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный» мир узнал имя этого Человека – Иисус.

Собственно, это не только Человек, но одновременно и Бог. Творец, пожелавший прийти к Своему творению, чтобы спасти его. Что было дальше, после того омовения – известно из Евангелия. Дальше была проповедь, восхищение одних и зависть других, любовь меньшинства и ненависть большинства. Дальше было поругание, страдания, смерть и победа над смертью. Дальше было все, о чем знает почти каждый. Но что было до того, как Христос вышел на проповедь? Что было между ангельским гласом на окраине Вифлеема и гласом Бога Отца на Иордане? Евангелие молчит об этих тридцати годах, и нам бы тоже стоило помолчать. И все же есть много вопросов, возникающих при изучении ранних лет жизни Спасителя.

Генеалогия Христа

Внимательный читатель Евангелия заметит, что списки предков Иисуса, которые приводят в своих книгах апостолы Матфей и Лука, в значительной мере разнятся. Например, Лука начинает родословную Спасителя от самого Бога Отца, а Матфей – от Авраама, опуская все те поколения, которые были до него. Еще одна странность – выпадения имен. Даже в рамках одной эпохи генеалогии по Матфею и по Луке содержат разное число родов, что тоже вызывает недоумение. Но самым интересным является то, что от Соломона и до самого Христа в родословные вписаны абсолютно разные имена. Такое впечатление, будто Матфей и Лука говорят о двух разных Личностях.

На самом деле у первых христиан эти противоречия сомнений не вызывали. С самого начала своей истории Церковь знала много смут, но вот вокруг генеалогий Христа споров не было никогда. Это значит, что и Луку, и Матфея одинаково считали достоверными источниками. Но почему? Ведь расхождения между двумя родословными налицо. Разрешение этой дилеммы лежит в нескольких плоскостях.

По утвердившемуся в Церкви взгляду, Матфей приводит генеалогию Христа юридическую, а Лука – биологическую. Юридически Иисус был сыном Иосифа – мужа Марии, а биологически имел отношение только к своей Матери, которая родила Его непорочно – без участия мужчины. По сути, Матфей излагает родословную Иосифа, а Лука – Пречистой Девы. Естественно, это предполагает и разных предков, и разные временные отрезки.

Такой шаг евангелистов объясняется очень просто. Матфей был иудеем до самой последней клеточки, и его задача как ученика Христова состояла в том, чтобы показать иудеям мессианское достоинство Спасителя, а это предполагало, что Иисус должен происходить от Авраама, Иуды, Давида и родиться в законной семье. Родословная первого Евангелия именно это и делает, каждым словом показывая, что Иисус и есть Наследник-Мессия.

Лука тоже был евреем, но образование и воспитание он получил уже эллинистическое, и на старинных преданиях особо не акцентировал свое внимание. Ему как ближайшему ученику апостола Павла была особо дорога мысль, что Христос пришел не к отдельно взятому народу, а ко всему миру. И поэтому рассказ Луки о предках Иисуса начинается не Авраамом, а самим Адамом. Более того, во главе всей этой цепочки стоит Сам Бог Отец – безначальный Родитель безначального Слова. Того Слова, которое, в конце концов, стало плотью ради спасения человечества.

Также существует легенда, что Лука наравне с Иоанном Богословом был в числе тех, кто заботился о Богородице в годы Ее старости, и Она ему часто рассказывала о своем прошлом. Вот почему евангелист и счел нужным привести не юридическую, а реальную генеалогию Спасителя – он помнил о том, что рассказывала Святая Дева.

И пришли волхвы с Востока…

Другой не менее важный вопрос связан с эпизодом, который относится непосредственно к моменту Рождества. Если Лука пишет о трогательной истории поклонения пастухов, то Матфей отводит роль «паломников» довольно странным персонажам – чужестранцам, язычникам, да еще и колдунам. Ведь именно так переводится всем примелькавшееся слово «волхв». Но не все так просто, и вот почему.

«Колдунами» волхвы были, прежде всего, в сознании наших предков-славян, которые в силу своего мировоззрения не делали различения между магическими действиями и естественнонаучными знаниями. Да что там славяне – в католическом Риме и православной Москве в старину существовали должности придворных астрологов, а врачи вплоть до эпохи Просвещения считали незазорным пользоваться разными заклинаниями и амулетами.

В оригинальном тексте Евангелия на месте слова «волхв» стоит слово «маг», а оно обозначало нечто иное, нежели привычного сейчас экстрасенса из газетного объявления.

Маг – это ученый человек, который в своих исследованиях постигал глубины мудрости и вникал в суть вещей. Конечно, деятельность любого ученого в древности так, или иначе была связана с оккультизмом. Ведь сами знания носили сакральный характер, а природа обожествлялась. Но все же для проведения настоящих магических манипуляций существовали другие люди – жрецы, колдуны, чародеи. Они могли и духа вызвать, и с демонами напрямую пообщаться, и жертвы принести. Ученые же этим, как правило, не занимались – они исследовали мир. Именно такими естествоиспытателями и были евангельские волхвы.

В их участии в рождественской истории можно выделить два принципиально важных момента. Прежде всего, они, сами того не подозревая, подтвердили чудо Рождества. Ведь обычных людей было легко удивить чудом, а мага – нет. И если бы Рождество было заурядным событием, три ученых мужа не проделали бы столь опасный путь от Междуречья (современный Ирак) до Палестины. Но в том-то и дело, что все обстояло совершенно иначе. Звезда была необычная – она сияла и двигалась, указывая путь к Божественному Ребенку. И это, не влезавшее ни в какие представления об астрономии явление уже само по себе словно бы подсказывало волхвам, что они придут и увидят чудо. А когда они пришли и увидели Спасителя, Его Мать и отчима, то поняли, что именно к Нему их манила яркая точка на небосводе. Чудо было налицо.

Во-вторых, волхвы были чужестранцами. По одной из легенд, они происходили из рода пророка Даниила, то есть имели еврейские корни. Но, понятное дело, это уже были не евреи, а вполне сложившиеся язычники, лишь смутно помнившие о своем далеком предке. И тут снова явился промысл Божий.

В Евангелии от Иоанна есть очень строгие слова: «Он пришел к своим, но свои не приняли Его». И это неприятие началось уже в момент, когда Мария искала место для родов, – ни одна хозяйка не приняла роженицу, и им с Иосифом пришлось ютиться в сарайчике на окраине города. Древние иудеи не заметили Рождества, и на фоне этого равнодушия приход волхвов стал символом того, что именно язычников в свое время Бог обратит к Себе и воссоздаст из этих людей Свою новую Церковь.

Хронология Рождества

С волхвами связан еще один вопрос: как увязать события, которые описываются в Евангелиях? Матфей рассказывает о мудрецах, о зверстве Ирода, о бегстве в Египет, о возвращении святого семейства после смерти Ирода. Лука повествует о пастухах, об обрезании Христа, о Его сретении старцем Симеоном и Анной пророчицей, о пребывании 12-летного Иисуса в Храме. То есть, как видно, события вполне конкретные, но плохо согласуемые друг с другом, поскольку евангелисты не указывают четких временных рамок.

Возникает и еще одна проблема – Церковь в литургическом цикле совмещает большинство этих происшествий в единую череду – Рождество, пастухи, волхвы, избиение младенцев, Обрезание, Крещение, Сретение… Стоп! Но ведь Крещение – событие взрослой жизни Христа. Как оно затесалось в этот ряд?

Отправной точкой в восстановлении хронологии Рождества является следующий факт: подавляющее большинство толкователей полагает, что Вифлеемская звезда не была небесным телом. Это был или ангел, или иное чудесное знамение. Но если оно появилось в момент Рождества, то необходимо было много времени, чтобы преодолеть путь от Ирака до Палестины. Поднимаем атлас мира. С помощью простой линейки обнаруживаем, что путешественники должны преодолеть минимум 1500 километров. С учетом скорости верблюда, на дорогу ушло около месяца, если не больше, так как в пути всякое бывает. Уже ясно, что милые картинки, где волхвы вместе с пастухами толпятся у входа в пещеру, – явно приукрашены. Гости с Востока вряд ли могли явиться в Вифлеем непосредственно в ночь Рождества. А если учесть, что сначала они пошли к Ироду, переполошив своей вестью всю столичную элиту, то к Спасителю чужеземцы, вероятно, пришли лишь через несколько месяцев после Рождества.

Есть еще одно немаловажное «но». Христос был мальчиком, причем, не просто мальчиком, а первенцем. Кроме обрезания над старшими сыновьями в семье производился дополнительный обряд – посвящение Богу: малыша приносили в Храм, и за него давалась особая жертва. Естественно, очень неудобно было с маленьким ребенком на руках дважды проделывать путь из Галилеи в Иерусалим – сначала на обрезание, затем на обряд сорокадневного очищения. И святое семейство решило последовать примеру многих других семей из отдаленных уголков Палестины – люди оставались жить в пригородах столицы, чтобы, исполнив весь Закон, уже потом, после сорока дней, вернуться домой. По преданию, Иосиф имел довольно внушительную родню, и месяц-другой мог побыть в гостях в одном из ближайших селений. Профессия у него была востребованной, и необходимости срочно уходить в Назарет у святого семейства не было. Есть вполне веские аргументы полагать, что некоторое время после Рождества Спаситель, Его Мать и Иосиф жили поблизости от Иерусалима, где их и нашли впоследствии волхвы.

Современные исследователи в такой последовательности размещают все события, которые описаны в Евангелии до Крещения:

– Рождество

– Поклонение пастухов

– Обрезание

– Сретение

– Поклонение волхвов

– Избиение младенцев и бегство в Египет

– Смерть Ирода и возвращение в Галилею

– Речь 12-летнего Иисуса

– Богоявление на Иордане

О том, что бегство в Египет произошло уже после Сретения, говорит краткий срок, который прошел с момента Рождества до того, как Симеон взял на руки Христа. Нереально было прийти из Египта, не попадаясь на глаза гвардии Ирода, посетить Храм и потом незаметно убежать обратно. Скорее всего, события происходили как раз наоборот – волхвы, пришедшие после Сретения, наделали много шума, и люди стали вспоминать о том Мальчике, которого благословил Симеон. Тогда и стал досадовать Ирод, что проглядел Богомладенца, дав жуткий приказ убить ни в чем неповинных малюток.

Но возникает вопрос: почему в литургическом цикле Православной Церкви эти события перемешаны? Ответ очень прост – праздники Рождества, Крещения и Сретения появились в разные эпохи и наполнились различным смысловым содержанием. Первым, как ни странно, возник праздник Богоявления, который объединял собою два момента – Рождество и Крещение. В Рождестве Бог явился во плоти, стал Человеком – зримым, осязаемым, во всем подобным нам. В Крещении же Бог явился во всей троичной полноте – во Христе, в возглашавшем с Небес Отце и в Святом Духе, Который …нисшел на Него в телесном виде, как голубь (Лк 3:22) . Явление Творца творению – общая идея обоих этих событий.

Со временем из Богоявленского блока выделили Рождество, перенеся его на день рождения Солнца – 25 декабря. Это было сделано в IV веке, ради пришедших в Церковь язычников. Чтобы они, отмечая привычную для себя дату, покланялись уже не небесному светилу, а Солнцу Правды – Христу. Прошли столетия. Рождество успело обрасти собственным циклом праздников, из-за чего теперь связь Крещения и Рождества практически незаметна. Они стали обособленными, как будто изначально были разными днями церковного календаря.

Особый разговор о Сретении. Это изначально богородичный праздник, и до сих пор в его уставе есть элементы почитания Пречистой Девы – например, небесно-синий цвет облачения, как и на Успение или на Введение. Сретение в понимании Церкви превратилось не просто в день памяти исторической встречи Христа и Симеона, а в день, когда христиане вспоминают саму идею встречи Бога и Человека. Лейтмотивом праздника стало то, что Симеон не только взял на руки Богомладенца, но и дождался исполнения древнего обетования о пришествии в мир Избавителя Вселенной.

Вообще в литургике много непонятного, но это только в том случае, если по привычке подгонять даты под календарный график. На самом деле Церковь объединяет праздничные дни не по хронологическому, а по логическому принципу, совмещая праздники родственные по своему значению.

Необычное Дитя

И, наконец, вполне закономерный вопрос: чем занимался Христос до Богоявления? Евангелие приводит лишь один эпизод из этого временного отрезка – паломничество 12-летнего Иисуса вместе с Матерью и отчимом в иерусалимский Храм. Это была первая Пасха Христа, ведь именно в 12 лет мальчиков начинали приучать к полноценной литургической жизни, когда они могли уже на равных участвовать в богослужении вместе со взрослыми.

И вот, на обратном пути Иосиф и Мария обнаружили, что Иисус пропал. Среди шумного восточного города мальчику из провинции затеряться ничего не стоило. А там зазевавшегося подростка могли схватить работорговцы. Представив все это, родители начали поиски. И только на третий день, отчаявшись и почти потеряв надежду, они нашли Христа в Храме, целого и невредимого, разговаривающего с раввинами, которые были ошеломлены эрудированностью Мальчика. Иисус подчинился воле нашедших его родителей и возвратился вместе с ними домой.

После этого рассказа евангелист Лука уже ничего не говорит о детстве Иисуса, добавляя лишь одну фразу: «Мальчик рос и укреплялся Духом до времени своего явления Израилю». С древних времен находились люди, которые стремились этот пробел восполнить и сочиняли разные версии того, чем якобы занимался «маленький Исусик» в детстве.

Объяснить это стремление можно. Понять – тоже. Ведь это так естественно – интересоваться чужими тайнами. Например, во многих апокрифах приводятся рассказы о том, как «Исусик» исцелял людей, какие у него были золотые руки, как он наказывал своих сверстников-сорванцов. Но, несмотря на такие умилительные подробности, Церковь отвергла все эти истории. Спрашивается – почему? В советское время ответ атеистической пропаганды был прост – чтоб не развенчивать ореол божественности вокруг Спасителя. Однако такой подход чужд христианству. Евангелие знает десятки эпизодов, когда Христос поступает сугубо по-человечески, словно забывая о Своем божественном достоинстве. Значит, проблема в ином. Но в чем же?

А в том, что жизнь Христа, начиная от Рождества и кончая Голгофой, есть не что иное, как кенозис – умаление Самого Себя. Бог в утробе простой земной Девушки воспринимает Себе человеческую природу, рождается в обычном сарайчике, подвергается преследованиям, поруганиям, насмешкам, улюлюканьям. И в конечном итоге – смерти, самой позорной и страшной. Мог ли такой Бог в детстве творить те «Геракловы подвиги», которые приписывают Ему апокрифы? Ответ очевиден.

Церковь категорически отрицает возможность постановки знака равенства между «чудесным младенчиком Иисусом» и Христом Страждущим. Господь пришел пострадать за людей. Чудеса же Он творил не ради прихоти, но для того, чтоб укрепить веру тех, кто был слаб. Не мог Христос, который в зрелом возрасте совершал чудо лишь в исключительных случаях, налево и направо творить чудеса в детстве.

А каким было его детство? Об этом знает только Он и Его Мать. По рассказам Богородицы, которые потом через Луку и других первых христиан передавались из поколения в поколение, детство Иисуса было обычным. Его семья знала нужду. На жизнь зарабатывал Иосиф. Богородица рукодельничала. Иисус с раннего возраста помогал отчиму, а после его смерти Сам взял молоток и тесак и стал кормильцем Своей Матери. Кое-какую помощь оказывали дети Иосифа от первого брака. Христа они поначалу чуждались, и лишь потом, после Голгофы, Воскресения и Вознесения они уверовали в Него и стали на путь апостольства. Вот такое детство – никаких сверхъестественных событий, чудес и демонстрации силы. Спаситель скрывал Свое божество, скрывал совершенно осознанно.

И открыл его людям лишь в Иордане, когда голос с Неба засвидетельствовал, что в воде стоит не просто человек, а долгожданный Мессия.

Иллюстрация: Герберт Джон Роджерс

Святки

Святки - это особое праздничное время после Рождества и до Крещенского сочельника. Но, к сожалению, многие воспринимают святочные дни как дни необузданного веселья, праздности. К изначальному смыслу Святок это не имеет никакого отношения.

Рождество продолжается три дня. Благочестивые верующие стараются провести их в храме. Второй день после Рождества называется Собором Пресвятой Богородицы, христиане в храмах прославляют Ту, от которой родился Спаситель.

Они наступали после Рождества Христова и длились две недели. По преданию, в течение восьми дней после рождения Иисуса Христа бродит по земле нечистая сила, рыскает по улицам, пугает прохожих. Ряженые, представляли нечистую силу, надевали рогатые и бородатые маски, пугали и веселили людей. Во время святок устраивались веселые маскарады. Этот обычай завез в Россию из Европы Петр I.

Зимние святки начинались с колядования. Парни и девушки ходили по деревне и у каждого двора "кликали" Коляду. Хозяевам дома песней желали жизненных благ и требовали вознаграждения. Коляда и Овсень - мифологические персонажи песен - должны были принести крестьянам обильный урожай и домашнее счастье.

Зимние святки были шумным и веселым праздником. Молодежь обходила все дома в деревне со святочными песнями. Жгли костры, рядились. Собирались на игрища, устраивали посиделки, девушки гадали.

Святки - дни радости о том, что родился для нашего спасения Господь Иисус Христос. Принято ходить в гости, навещать больных, стариков, заключенных, бедняков, дарить подарки, чтобы и они могли разделить с нами счастье Рождества Христова.

На Святки отменяются все посты, трапезы обильны, разнообразны. Специально к этим дням с детьми разучивают духовные стихи, песнопения, рождественские сценки.

По неведению святость этих дней часто нарушается "народными обычаями": гаданиями переодеваниями в шутовские костюмы и т.д.

Традиции Рождества

Накануне Рождества детям читали Евангелие или рассказывали о рождении Христа. В Сочельник и рождественскую ночь зажигали и ставили на окна свечи. А на улицах жгли костры, чтобы согреть в морозную зимнюю ночь новорожденного Иисуса Христа. Зажгите и вы в сочельник свечи. Это объединит вас с вашими предками и миллионами людей во всем мире, кто празднует в этот день наступающее Рождество и, может быть, именно в этот момент тоже зажигает свечи. Накануне Рождества дети с бумажными звездами и фонариками в сопровождении взрослого ходили по городу и стучались в те дома, где на окнах были зажженные свечи. Они пели рождественские песни, славящие Христа, шутили, разыгрывали целые спектакли, плясали. А хозяева были рады пригласить певцов в дом, к столу, или щедро наградить их рождественскими лакомствами. Не принять христославов считалось грехом для хозяев. Этот обычай называли колядованием - по одной из версий, в честь языческого бога пиршеств и мира Коляды, а песни - колядками.

Рождество Христово называют «матерью всех праздников», и это справедливо: ведь с рождением Иисуса Христа -- сына Божьего, Спасителя мира -- начинается его земная жизнь, ведущая через страдания и смерть к чудесному Воскресению. Значение этой святой ночи трудно переоценить. От нее берет начало весь ход новой истории и само наше летосчисление.

Уже более двух тысяч лет прошло с тех пор, как в небольшом городке Вифлееме появился на свет Сын Божий. Иисус Христос родился сверхъестественным образом от Девы Марии, которую мы с тех пор называем Богородицей. Придя на землю, Он не был встречен почетом. У Него не было ни колыбели, ни даже пристанища -- Он родился в пещере и был положен в ясли, куда кладут корм для животных.

Первыми гостями Богомладенца стали простые пастухи, которым Ангел возвестил о Рождестве Христовом, и волхвы (древние мудрецы), шедшие с дарами Царю Мира с востока. Вифлеемская звезда указала им путь в Иерусалим.

Праздник Рождества был установлен в IV веке римским императором Константином, который принял христианство и специальным указом его узаконил. С тех пор христиане благоговейно относятся к святой ночи Рождества Христова. Дома и храмы заранее украшают еловыми ветками, вечная зелень которых издавна считается символом древа жизни. Во всех храмах, в больших и малых церквах, в рождественскую ночь повсеместно совершаются торжественные богослужения, прославляющие Христа, а главные торжества в России проходят в храме Христа Спасителя в Москве. Праздничная служба начинается в 22.00: звонят колокола, горят все подсвечники и паникадила, читаются главы из Евангелия, повествующие о рождении Младенца Христа. Хор радостно поет славословия, и особенно трогательно звучат в нем детские голоса. Церковные песни, объясняющие смысл праздника, поют и в ночь Рождества, и в последующие дни на протяжении недели.

Из всех православных праздников день Рождества -- самый «детский», ведь он связан с памятью о пребывании Спасителя нашего во младенческом возрасте. В это время детям уделяется особенное внимание. В день Рождества они находят под елкой подарки, а в период Святок в храмах проводятся детские утренники.

Рождество Христово празднуется соответственно раз и навсегда заведенному порядку, так же как и другие православные праздники: ему предшествует сорокадневный пост, во время которого христиане больше молятся, читают Закон Божий и воздерживаются от «скоромной» пищи. Канун Рождества -- рождественский сочельник. Такое название объясняется тем, что в этот день едят сочиво -- постную кашу с овощами. С утра принято убирать в доме, ставить тесто, мыться, а садиться за стол можно только тогда, когда на небе появится первая вечерняя звезда.

Собравшись за праздничным столом, христиане встречают Рождество Христово. Принято обмениваться подарками (эта традиция пошла от волхвов, которые преподнесли дары Младенцу Иисусу), поздравлять друг друга и загадывать заветные желания. Считается, что в эту священную минуту небо раскрывается навстречу земле и сами силы небесные внемлют просьбам людей: ни одно их желание не останется неисполненным. Разумеется, это касается только добрых желаний.

С благословенным днем Рождества связано множество примет и обычаев. Как и в другие большие православные праздники, в Рождество нельзя заниматься домашними делами. С Рождества до самого Крещения грех охотиться в лесу. В деревнях пастухи с утра «обсевали» избы -- разбрасывали горстями овес, приговаривая: «По полу теляток, под лавкою ягняток, на лавке -- ребяток!», или: «Ягнята за лавочкой, телятки у лавочки, а поросятки по всей избе!» Это действие способствовало тому, чтобы в Доме всегда был достаток. Следовало обильно посыпать зерном всех членов семьи, а хозяйке нужно было успеть наварить к завтраку большой горшок каши. На Рождество принято принимать гостей. В старину посиделки, игры, песни, обходы домов продолжались весь период, называемый Святками, который начинается в день Рождества, 7 января (25 декабря по старому стилю), и заканчивается 18 января (5 января по старому стилю). Святки -- значит «святые вечера».

Молодежь собиралась на посиделки, чтобы только веселиться -- девушки даже не брали с собой рукоделия, -- и развлекалась песнями, гаданиями и играми.

Настали святки. То-то радость!

Гадает ветреная младость,

Которой ничего не жаль,

Перед которой жизни даль

Лежит светла, необозрима;

Гадает старость сквозь очки

У гробовой своей доски,

Все потеряв невозвратимо;

И все равно: надежда им

Лжет детским лепетом своим.

(А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»)

Ряженые разыгрывали целые представления. Одно из самых популярных называлось «игрой в кузнеца». В дом входил «кузнец» -- парень с перемазанным сажей лицом и с большим деревянным молотом в руках, а с ним -- «старики» с приклеенными бородами. Сначала «кузнец» предлагал девушкам постарше «перековать» их на молодых, а когда те отказывались -- принимался «перековывать» пришедших с ним «стариков». Один из них залезал под накрытую покрывалом лавку, а «кузнец» бил по ней молотом, и в результате вместо «старика» из-под лавки появлялся молодой парень. После того как все «старики» становились молодыми, «кузнец» принимался «ковать» девушкам подарки, а те должны были выкупать их поцелуями, перемазываясь при этом сажей на потеху всей компании. Играли также в «молчанку», в «фанты» и другие игры. Как правило, все они способствовали психологическому раскрепощению стеснительных молодых людей, которые в процессе игры могли познакомиться с девушками как бы «невзначай».

На протяжении Святок отменяются однодневные посты в среду и пятницу.

Рождество Христово -- всенародно любимый праздник. Сейчас, когда к нам вернулись подзабытые на время обычаи предков, мы снова посещаем Рождественские богослужения, отправляем детей колядовать, устраиваем дружеские посиделки за праздничным столом и с неподдельным интересом гадаем на свою судьбу... В этот праздничный день рассказывайте детям о том, как появился на свет Младенец Христос, полистайте вместе с ними Библию в картинках...

Ярко звездными лучами

Блещет неба синева...

«Отчего, скажи мне, мама,

Ярче в небе звезд сиянье

В ночь святую Рождества?

Словно елка в горном мире

В эту полночь зажжена,

И алмазными огнями,

И сияньем звезд лучистых

Вся украшена она...»

«Правда, сын мой.

В Божьем небе

Ночью нынешней святой

Зажжена для мира елка

И полна даров чудесных

Для семьи она людской.

Посмотри, как ярко звезды

Светят миру там вдали:

Светят в них дары святые --

Для людей благоволенье,

Мир и правда для земли...»

Г Гейне

Стояла зима.

Дул ветер из степи.

И холодно было

Младенцу в вертепе

На склоне холма.

Его согревало дыханье вола.

Домашние звери

Стояли в пещере.

Над яслями теплая дымка плыла.

Доху отряхнув от постельной трухи

И зернышек проса,

Смотрели с утеса

Спросонья в полночную даль пастухи

А рядом, неведомая перед тем,

Застенчивей плошки

В оконце сторожки

Мерцала звезда по пути в Вифлеем.

Растущее зарево рдело над ней

И значило что-то.

И три звездочета

Спешили на зов небывалых огней.

За ними везли на верблюдах дары.

И ослики в сбруе,

Один малорослей

Другого, шажками спускались с горы.

Светало. Рассвет, как пылинки золы,

Последние звезды сметал с небосвода,

И только волхвов из несметного сброда

Впустила Мария в отверстье скалы.

Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба,

Как месяца луч в углубленье дупла.

Ему заменяли овчинную шубу

Ослиные губы и ноздри вола.

Стояли в тени, словно в сумраке хлева,

Шептались, едва подбирая слова.

Вдруг кто-то в потемках немного налево

От яслей рукой отодвинул волхва,

И тот оглянулся: с порога на Деву,

Как гостья, смотрела звезда Рождества.

Рождество Христово - один из двенадцати главных, так называемых двунадесятых, праздников христианской церкви. Рождество приходится на . В этот день церковь отмечает рождение Иисуса Христа. Иисус Христос, родился от Пресвятой Девы Марии в городе Вифлееме.

Установление празднования Рождества Христова относится к первым векам христианства. До IV века в Восточных и Западных Церквах праздник Рождества Христова праздновался 6 января, был известен под именем Богоявления и вначале относился собственно ко Крещению Спасителя. Позже Рождество Христово было выделено как самостоятельный праздник.
Празднование Рождества Христова 25 декабря в Восточной Церкви было введено позже, чем в Западной, а именно – во второй половине IV века. Впервые раздельное празднование Рождества Христова и Крещения Господня было введено в Константинопольской Церкви около 377 года по указанию императора Аркадия по обычаю Римской Церкви и благодаря энергии и силе красноречия святого Иоанна Златоуста. Из Константинополя обычай праздновать Рождество Христово 25 декабря распространился по всему православному Востоку.

Празднованию Рождества Христова предшествует сорокадневный пост, являющийся подготовкой христианина к этому событию. Пост установлен для единения с Богом, он служит для того, чтобы в день Рождества Христова, все христиане были очищены молитвою, покаянием и чтобы сердце их было очищено пред родившемся и появившемся в нашем мире - Иисуса Христа.
Длительность Рождественского поста установилась не сразу. Только при константинопольском патриархе Луке и византийском императоре Мануиле для всех христиан установился окончательный срок поста в сорок дней. Пост начинается 15 ноября и проходит до 25 декабря - это по старому стилю, а по новому стилю - с 28 ноября и заканчивается . Так же, в Церковном уставе пост имеет название как - Четыредесятница.

Рождество - день примирения, доброты, миролюбия, день прославления Христа. В храмах в Рождественскую ночь повсеместно проходят богослужения. Горят все подсвечники, паникадила, хор исполняет славословие. И в былые времена, когда часы били полночь, все обменивались подарками, поздравляли друг друга, загадывали желания. Считалось, что на Рождество небо раскрывается земле, и силы небесные исполняют все задуманное, пожелания при этом должны быть обязательно добрыми.

День Рождества Христова издревле причислен Церковью к великим двунадесятым праздникам, согласно с Божественным свидетельством Евангелия, изображающего празднуемое событие величайшим, всерадостнейшим и чудесным. Святые отцы в своих писаниях именуют его началом и основанием для прочих праздников.
Празднование предваряет Навечерие или Рождественский сочельник - особая служба с чтением царских часов, на которых воспоминаются пророчества и события, относящиеся к Рождеству Христову.
Рождественский сочельник - день строгого поста, им заканчивается предшествующий празднику Рождественский пост. Само название «сочельник» происходит от слова «сочиво». Это - особое постное блюдо, которое готовят в этот день, иначе называемое кутьей и представляющее собой пшеничный или рисовый взвар с медом и фруктами. По давней традиции в этот день не едят до появления на небе первой звезды - в воспоминание о Вифлеемской звезде, указавшей волхвам путь к месту Рождества Христова.
В рождественскую ночь совершается праздничная Божественная литургия. В самый день праздника Рождества верующие разговляются (вкушают не постную, а скоромную пищу).

Празднование Рождества в кругу семьи начиналось с прослушивания всенощной в церкви. Посещение храма считалось у крестьян делом желательным, но не строго обязательным. Крестьянские семьи, не сумевшие попасть в церковь на рождественскую службу, молились в эту ночь перед домашними иконами.
Рождество также отмечалось двумя трапезами: в рождественский сочельник и непосредственно в Рождество.
Трапеза, устраивавшаяся накануне Рождества, всегда носила семейный характер. Приход в дом во время трапезы посторонних людей или даже близких родственников, живших отдельно, не одобрялся. В некоторых деревнях считалось, что это может принести несчастье дому, Трапеза начиналась с появлением на небе первой вечерней звезды. Хозяин дома, увидев ее на небе, читал молитву. Все члены семьи крестились и в торжественной тишине принимались за трапезу. На стол подавали блины или оладьи с медом, постные пироги с грибами, картофелем, кашей, сочни - пресные пирожки с ягодами, а также кутью из крупных зерен пшеницы с ягодами. Во многих деревнях на стол ставили также кашу, сваренную на воде. Все эти блюда считались ритуальными. Их подавали в самые важные моменты семейной жизни: во время свадеб, родин, поминок, в поминальные дни.

Трапеза, проходившая в день Рождества, после окончания всенощной, была уже скоромной и предполагала богатый и разнообразный обед, во время которого подавалось множество мясных и молочных блюд, пирогов, в изобилии ставилось пиво, брага, вино.
По окончании трапезы часть оставшейся кутьи дети разносили по домам бедняков, чтобы и они могли отпраздновать событие Рождества Христова. После вкушения пищи до утра не убирали ни посуду, ни еду, ни скатерть, полагая, что к столу придут покойные родители, чтобы тоже поесть.

В глубокой древности застолье рождественского сочельника являлось поминальной трапезой и посвящалось предкам. Верили, что в этот день в доме собирались все умершие предки семьи для совместной трапезы с живыми. Она скрепляла сакральный союз предков и потомков, была своеобразным обращением к умершим с просьбой о помощи. Кроме того, трапеза рождественского сочельника завершала прошедший год, заканчивала строгий Рождественский пост и была своеобразным переходом к праздничному пиршеству следующих дней. Она осмыслялась и как повторение скромной трапезы Святого семейства в ночь рождение Иисуса Христа.

Следующий день после Рождества посвящается Матери Христа Спасителя Пречистой Деве Марии. От собрания верующих в храм для прославления и благодарения Ее, этот день называется Собором Пресвятой Богородицы. Прославляя Божию Матерь, Церковь вспоминает бегство Святого Семейства в Египет.

Рождество Христово в крестьянском календаре было одним из самых больших праздников, свидетельствует народное представление о том, что в этот день "играет солнце". В народе верили, что это явление бывает помимо Рождества еще четыре раза в году: в праздники Богоявления (см. Крещение), Благовещенья, Пасхи и Ивана Купалы.

Двенадцать последующих дней после Рождества называются святыми днями или святками (до 17 января). Пост в эти дни отменяется. Рождество, открывавшее святки, было первым днем выполнения различных обрядов, которые должны были обеспечить благополучие в наступающем солнечном году, предохранить от бед и несчастий дом, семью, скот, узнать будущее. В рождественский сочельник начинали колядовать (“кликать овсень”, “петь виноградье”, “звать Коляду”), гадать о судьбе.

Сегодня православный церковный праздник:

Завтра праздник:

Ожидаются праздники:
06.03.2019 -
07.03.2019 -
08.03.2019 -

Православные праздники:
| | | | | | | | | | |

7 января православные отмечают праздник Рождества Христова. Это один из самых главных христианских праздников, по своей значимости он стоит вторым после светлого праздника Пасхи.

Название его говорит само за себя – Рождество Христово – значит день рождения Иисуса Христа Сына Божьего, который пришел в наш мир, чтобы спасти людские души.

По христианским убеждениям, Иисус был послан Богом на землю для искупления грехов и спасения человечества. День его рождения поделил историю на «до» и «после»: с этого момента началось современное летоисчисление – «наша эра».

Евангельская история рождения Иисуса Христа ^

В маленьком городке Вифлееме, недалеко от Иерусалима, в семье благочестивых родителей появилась на свет Дева Мария. С трех лет воспитывалась она в храме. Выйдя из храма в возрасте 14 лет, она дала обещание никогда не выходить замуж и служить только Богу. Священники перепоручили ее 80-летнему старцу, вдовцу Иосифу из Назарета, который имел взрослых детей, а Марии стал вместо отца.

Вскоре в дом Иосифа, где жила Мария, явился архангел Гавриил и сказал ей: «Ты родишь сына и назовешь его Иисусом. Он будет велик и назовется Сыном Всевышнего, и даст ему Господь Бог престол…»

В стране Иудее тогда правил царь Ирод, подвластный Риму. По указу римского императора Августа в Иудее началась перепись населения, и каждый должен был пройти перепись там, где жили его предки. Иосиф и Мария отправились из Назарета на родину родителей, в Вифлеем.

Из-за большого скопления народа, прибывшего в городок, они вынуждены были укрыться за городом, в пешере, где пастухи в ненастную погоду держали скот. Ночью Дева Мария родила младенца - Сына Божьего. Мария спеленала его и положила в ясли, куда кладут корм для скота.

Первыми о рождении Спасителя мира узнали вифлеемские пастухи. В поле, где пасли они свои стада, в ярком свете явился ангел. Он сказал испуганным пастухам: «Не бойтесь! Я возвещаю вам великую радость: ныне родился Спаситель, который есть Христос. Вы найдете младенца в пеленах, лежащего в яслях».

Пастухи нашли пещеру и поклонились лежащему в яслях младенцу, а затем, радостные, возвратились к своим стадам. На восьмой день после рождения младенца Иосиф и Мария дали ему имя Иисус, что означает «Бог спасает», или «Спаситель»

Как праздновать Рождество ^

Все с нетерпением целый год ждут день навечерия Рождества Христова, называемый сочельником, который заканчивается святой ночью (24 декабря/6 января). По традиции именно в сочельник после первой звезды на небосклоне (в память о чудесной Вифлеемской звезде, возвестившей весь мир о рождении «божественного дитяти») заканчивается строгий Рождественский пост, который начинается 28 ноября и заканчивается 7 января.

Поскольку последний день перед постом припадает на день памяти святого апостола Филиппа, то сам пост принято называть Филипповкой (Пилиповкой). Рождественский пост установлен для того, чтобы к Рождеству люди физически и духовно очистились покаянием, молитвами и воздержанием от еды, страстей, пороков, обид, зла и других грехов.

Вообще праздники рождественского цикла начинаются 2 января, в день Игната. Девушки тщательно прибирают жилье. К 4 января, дню Анастасии, дом должен быть празднично убран. Именно в этот день заготавливают все для приготовления будущего праздничного ужина. Нередко на Анастасию кололи свинью, то есть, проводили «свежину». И, в конце концов, - кульминация праздника - Сочельник или, по-другому, Богатая кутья (6 января).

Накануне Рождества Христова 6 января принято садиться за щедрый, но постный стол. Одна из главных традиций празднования Рождества – Святой Вечер. После наведения порядков в доме готовят двенадцать праздничных блюд в честь двенадцати апостолов.

Наши предки готовили в Сочельник борщи, рыбу, капусту, вареники и пироги с яблоками (капустой), а также другие постные блюда. Согласно традиции, только когда наступит 7 января на стол можно поставить из мяса. Так на стол подавались домашняя колбаса, буженина, окорок, фаршированные гусь, утка или поросенок, студень, пряники и т.д.

  • Завтракать и обедать 6 января не принято, легкий перекус позволен только детям.
  • Садиться за рождественский стол необходимо с появлением первой звезды. Святой Вечер начинается молитвой и зажжением рождественской свечи. В компании всей семьи, в том числе и младенцев, хозяин дома благословляет ужин.
  • По традиции каждый член семьи в этот вечер должен быть дома, причем, нельзя опаздывать к праздничному столу, так как, считается, что будешь весь год блуждать.
  • Во время ужина нельзя выходить из-за стола и громко разговаривать.
  • Праздничный стол должен поражать своим многообразием, но не надо забывать, что еще продолжается пост, поэтому любителям рюмки придется немного подождать.
  • Ни одно из блюд не должно остаться нетронутым.
  • Нельзя убирать со стола до самого наступления Рождества 7 января.

  • Главным кушаньем на столе этого вечера является, безусловно, кутья. На протяжении всех праздников, вплоть до Крещения, кутья должна стоять на самом почетном месте в доме.
  • После окончания ужина дети несли обед к своим крестным, взрослые готовились к вечерней церковной службе.
  • Лишь девчатам, которые всегда хотят узнать о своей судьбе, не было покоя. Постепенно заканчивается вечер и наступает волшебная рождественская ночь, во время которой нельзя спать, так как можно «проспать» все счастье.
  • Утром 7 января люди радостно здороваются фразой «Христос родился!», а в ответ слышат – «Славим его!».

Чего нельзя делать на Рождество

  • Под страхом всевозможных бед в Рождество нельзя было ничего гнуть, плести или шить.
  • Ножки обеденного стола связывали друг с другом верёвкой, чтобы скотина не убегала из стада.
  • Остатки вечерней трапезы выносили за ограду - «чтобы волки не вредили крестьянской скотине».
  • Народная пословица гласит: Кто в Рождество скотину забьет — тот через три года умрет.
  • Нельзя давать в сочельник под Рождество взаймы то, что связано с огнем, например, огниво, спички, зажигалку, ведро угля или дров и т. д., иначе вас постигнет несчастье.
  • Никогда не шейте, не мойте голову, не стирайте и не давайте взаймы в трехдневные святые праздники (Рождество, Пасха и Троица), иначе наживете себе слез и нищеты.
  • В канун Рождества не одалживают из дома хлеб, соль и денег, иначе все добро будет идти мимо ваших рук.

  • Не стригут волосы и не прядут шерсть.
  • Не стирают и не кипятят белье.
  • Верующие всю грязную работу к этому дню должны закончить еще в Чистый четверг, а кто в канун Рождества «тягает» грязь, тот за это весь год в ней будет сидеть.
  • За рождественский стол нельзя садиться в траурной, то есть в черной одежде — беду накличете.
  • Если в этот светлый день в вашем дворе завоет собака, то быть беде. Чтобы от нее отвязаться, нужно тут же подойти к собаке, отвязать ее и сказать: «Как тебя веревка не держит, так бы и беда за мой дом не держалась!».
  • Не покупайте 8 января, на второй день Рождества, веревки, чтобы никогда в роду вашем не было повешенных или удавленников.
  • Не варите и не ешьте в этот день кисель, чтобы не зазвать в дом покойника.
  • Девятого января, в третий день Рождества, до заката ни в коем случае не рубите дрова.

Что нужно делать на Рождество

Согласно народным поверьям, чтобы ваши родные люди были счастливы и здоровы в течение целого года, в праздник Рождества Христова 7 января попросите самого старшего члена семьи угостить всех родственников молоком. Поднося кому-то молоко, он должен каждый раз говорить: «Господь родился, народ крестился. Будь ты весел и здоров. Аминь».

Накануне Рождества в прежние времена выносили и оставляли еду для нуждающихся людей или раздавали угощенье — считалось, что таким образом все умершие предки, не успевшие поесть перед своей смертью, утоляли свой голод.

  • Еду после праздничного застолья не убирали со стола, чтобы и души мертвых родственников откушали праздничной пищи, и за это они будут о вас молиться.
  • В той семье, где нет мира и лада, в Рождественскую ночь выставляют ведро на мороз, а утром ставят на огонь и говорят: «Лед растает, вода закипит, а у [такого-то] по мне душа заболит». Воду эту дают мужу умываться или в виде чая/супа, а также стирают в ней белье мужа. Святая рождественская вода всегда помогает женской беде.
  • Просите у Бога под Рождество то, что очень нужно. Просите семьдесят семь раз — и вам будет дано. Кто в Рождество в три часа ночи попросит о чем-либо Бога, тому это будет дано.
  • Если в Рождественскую ночь высмотреть в небе летящую звезду и загадать желание, то оно обязательно сбудется.
  • 7 января в мороз выскочите на улицу налегке и, как только на теле выступят мурашки, скажите: «Как пупырышек много на моей коже, так чтобы и денег было столь много у меня тоже».

Рождественские традиции и приметы ^

Эти дни считались особыми, так как неокрепший еще некрещеный мир был населен духами, готовыми поведать людям о будущем, об их судьбе. Поэтому издавна Святки сопровождались гаданиями, следованием приметам и магическими обрядами.

Колядование

С 25 декабря целую неделю ходили ребята со звездой, сделанной из бумаги, и вертепом. Звезда величиной в аршин делалась из бумаги, раскрашивалась и освещалась изнутри свечой. Вертеп - двухъярусный ящик, в котором деревянные фигуры изображали сценки, связанные с рождением Христа.

Придя под окна дома, они пели сначала тропарь и кондак празднику, а потом виноградье; между тем звезда беспрестанно вращалась по кругу — Пропев виноградье, хозяина и хозяйку поздравляли с праздником, наконец, восклицали на славу Божию, тем самым прося себе подачи. Тогда хозяин разрешал одному из славильщиков зайти к себе в дом и давал ему денег.

Ряженые

По домам ходили ряженые. Устраивались гадания и другие забавы. Рядились все - молодые и старые, мужчины и женщины. Наряжались солдатом, мужиком, цыганкой, барыней, кучером и т.п.

  • Замужние и нестарые женщины ходили ряжеными в другие деревни, позволяя себе то, что в обычное время считалось предосудительным и даже весьма неприличным.
  • Чтобы не быть узнанными, лицо либо разрисовывали сажей, либо наклеивали усы и бороду из пакли, либо надевали самодельные маски.
  • Обязательно среди ряженых были медведь с поводырем.
  • По вечерам с гармонью и балалайкой ряженые ходили в гости к знакомым и родственникам, пели, плясали, величали хозяев.

Колядки

«Колядками» называли и печенье, которое пекли в виде фигурок животных и птиц - «коровки», «козули» и т.д.

  • Самую большую «колядку» уносили в хлев и оставляли там до Крещения.
  • На Крещение ее крошили в святую воду и кормили скотину, чтобы не болела, хорошо плодилась, знала дом.
  • Коми-пермяки хлебные «козульки» хранили до Крещения в божнице, а затем также скармливали животным, которых та или иная «козулька» изображала.
  • Остальными «колядками» награждались ряженые и колядовщики, приходящие в дом, за их песни.

Приметы

Существует очень много рождественских примет:

  • Если на Рождество хорошая погода, снег - к урожайному году; день теплый - хлеб будет темный, густой.
  • Если Рождество на новом месяце, то год будет неурожайным.
  • На Рождество метель - пчелы хорошо роиться будут.
  • Какова погода после Рождества, такая же будет и после Петрова дня (12 июля).
  • На Рождество, считалось, нехорошо, если первой войдет в дом женщина (из чужих) - весь год будут хворать бабы в той хате.
  • На Рождество обычно надевают красивую, чистую рубаху, но не новую, а то не жди урожая.
  • Большой удачей на весь год считалось, если в рождественскую ночь овца принесет ягненка. Овцы вообще почитались в христианстве в память о рождении младенца Иисуса, который появился на свет в пещере пастухов и был положен в овечьи ясли.

Когда празднуют католическое Рождество

Празднование Рождества Христова у православных происходит после католиков из-за различий в календарях: старом – юлианском и новом – григорианском. Принято считать, что григорианский календарь точнее отражает движение Земли вокруг Солнца, потому более соответствует смене времен года и сезонной смене температур.

  • Календарные реформы, впрочем, как и сами календари, изначально воспринимались людьми в религиозном контексте. Обсуждение «нового стиля» происходило в 1563 году в реформационной Западной Церкви в Тридентском соборе.
  • Использование нового календаря было предписано папой Григорием XIII в 1582 году, именно с этим человеком связано и название самого календаря – григорианский. Папа Григорий XIII сделал предложение поддержать его нововведение всем христианским государям.
  • При коррекции смещения дат в 1582 году прибавилось сразу 10 дней, благодаря чему после 4-го октября сразу же следовало 15-е.

Общество не сразу приняло новый календарь, так как сначала восприняло его как непонятную папскую задумку. Только в XVIII столетии григорианский календарь был принят протестантскими странами. Православные же приняли новый календарь на рубеже XIX-XX веков и многим такой переход на «католическое» летоисчисление казался практически вероотступничеством.

Сегодня григорианский календарь воспринимается нами как обычный общепринятый календарь. В нашей стране новый стиль ввела Советская власть, однако Русская Православная церковь, оставаясь в старом календаре, сознательно не пожелала подчиниться законам нехристианского в те времена государства.

Поэтому так исторически и сложилось, что государственные праздники, такие как 23 февраля, 8 марта или 1 мая, мы празднуем по новому календарю, а религиозные праздники, также как и посты, соблюдаем согласно старому летоисчислению.