Оформление батика — важное в искусстве росписи тканей. Рамы для батика Вопрос о подрамнике является важнейшим в деле батика

Если вы только-только начали постигать роспись ткани и не знаете, как сделать большую раму для батика , то этот пост обязательно вам поможет! Существует несколько видов рам: от недорогих и довольно простых до профессиональных, которые делаются на заказ. У каждого такого приспособления, если говорить о любительских вариантах, есть свои преимущества и недостатки.

По опыту знаю, что купить профессиональную рамку для ручной росписи ткани не всегда спешат даже очень опытные мастерицы. Просто потому, что они привыкли к своим инструментам и не хотят их менять. Что до новичков, то тратить сразу столько денег на раму для настоящих художников не стоит. Во-первых, это дорого. Во-вторых, многие бросают искусство росписи шелка , т.к. ничего не выходит, нет времени или возможности (батик , как известно, — удовольствие не из дешевых).

Вот так выглядит фрагмент профессиональной рамы, изготовленной из металла:


Мне удалось найти только одного человека, который привозит такой инструмент из-за границы. Была названа сумма в 550$ за 2 м. Имеются в виду большие рамы для батика , чтобы расписывать палантины или парео.

Чуть позже в Интернете отыскался мастер из Санкт-Петербурга. Деревянная рама длиной в 2 м у него стоит 2400 руб.


Думаю, есть и другие мастерские, но не все из них публикуют информацию в Сети и, уж тем более, имеют сайты.

Рама для батика своими руками

Для того, чтобы сделать большую раму для росписи шарфов и палантинов, можно прибегнуть к одной маленькой хитрости.

1. Купите 3 раздвижные рамы. Две из них должны быть не меньше 90х90 см. Моя третья рама имеет размеры 35х35. К тому же, у нее — тоньше рейки, а это важно.

2. Выложите на полу параллельно друг другу по 2 длинные рейки в одну линию.

3. Наложите на стыки по одной тонкой рейке.

4. Прикрутите. Я использую по 4 болта для планок.

5. Соедините раму по бокам, рассчитав длину и ширину. Так как рама для батика раздвижная , то вы сможете регулировать её, как угодно.

Крепить шелк можно как при помощи кнопок, так и с использованием «кошек» — профессиональных крючков. Обычно использую последний вариант, т.к. удается идеально прокрашивать края и не тратить понапрасну. С другой стороны, кнопки делают натяжение еще лучше. Кстати, вот что получилось в итоге (не забываем перевернуть раму):

Такая рама для батика обошлась в 20$. Чувствуете разницу? Итак, если вы не нашли в продаже большой раздвижной инструмент, то статья о том, как сделать раму для батика своими руками поможет решить этот вопрос в два счета, даже если вы живете в маленьком городке (где выбор в магазинах для хобби обычно бывает не слишком большим).

Художественное творчество возможно не только на бумаге и холстах, но и на тканях - можно взять в качестве примера российские сарафаны, индийские сари, японские кимоно. Батик - это ручной способ росписи ткани, появившийся в далеком прошлом в Индонезии.

Исторические корни батика

Техника батика уходит своими корнями в глубину столетий. Веками она совершенствовалась и усложнялась. Она имеет свои вариации у различных народов, но имеет и общие черты - использование воды и воска.

Используется физическое свойство тканей, которые покрыты воском, не впитывать краску. В некоторых вариациях используется сочетание воска с глиной и рисовым клейстером. Используется ручное нанесение воска с использованием таких предметов, как бумажные конусообразные пакетики, используется также метод чантинга. В целях повторения рисунка используются штампы на основе дерева или меди.

Вообще, первые упоминания о батике датируются 17 веком и появляются в текстах голландского происхождения.

Вопрос о подрамнике является важнейшим в деле батика

Поведение ткани по своим физическим свойствам резко отличается от поведения бумаги. Ткань не предназначена для того, чтобы просто ее положить на поверхность стола и далее работать с ней. Неизбежно возникает вопрос о креплении ткани. И ответом на этот вопрос является подрамник для батика.

Если посмотреть на процесс работы горячим воском индонезийских мастериц, то рам вы там не увидите. Ткань накидывается на перекладину и расписывается при помощи чантинга на весу. В принципе многие работы в горячем батике можно делать, не натягивая ткань на раму, а просто раскладывая ее на горизонтальной поверхности, застеленной чистой бумагой. Если ваша работа предполагает окрашивание путем погружения в емкость с красителем, то в таком случае для нанесения воскового резерва ткань можно закрепить на бумаге при помощи бумажного двустороннего скотча, а можно и не закреплять совсем, особенно хлопок. В любом случае она должна быть тщательно выглажена, не морщинить и не образовывать складки. Но в большинстве случаев при современной технике горячего батика ткань все-таки натягивается на раму.

Сначала рассмотрим основные виды рам, которые можно использовать для натяжения ткани.

1.Самые распространенные - это специальные рамы для росписи ткани с прорезями и винтами, так называемые раздвижные рамы. Бывают самых разных размеров. Отличаются размерами прорезей и винтами - есть конструкции с металлическими винтами, а есть с деревянными.

У них есть один существенный недостаток - как бы сильно вы не завинчивали винт, раму все равно будет перекашивать вместе с натянутой на нее тканью, при этом из нее часто вылетают кнопки, поэтому раму все время приходится поправлять, возвращая ее в первоначальное положение, иногда подтягивая при этом ткань.

2.Очень простая по конструкции рама с вырезанными пазами, несмотря на свою простоту, а может и благодаря ей, одна из лучших конструкций


3.Обыкновенный подрамник для натяжки холстов в масляной живописи.


По моему, это лучший вариант при росписи панно. Лучше иметь несколько подрамников самых часто используемых размеров, например 4050, 50 60, 4060, 50 50, 40*70 и т.д. Они достаточно дешевы и 4-5 подрамников по цене равны средней по качеству раме. Кроме этого, все эти подрамники разборные и в принципе можно просто иметь набор реек и уже собирать из них при необходимости подрамник нужного размера. Но если вы часто изготавливаете панно, то пусть у вас будет набор готовых подрамников.

При этом при сборке подрамника рейки в пазах лучше немного проклеить, чтобы подрамник держался жестче, и его не перекашивало. Отличие росписи по ткани от акварели и масляной живописи, кроме отличия в технике исполнения, еще и в том, что вы не можете просто установить подрамник с тканью на мольберт и работать, ваша работа все время находится в движении. Поэтому лучше чтобы собранная вами рама была жесткой конструкции. При росписи панно я натягиваю ткань, втыкая кнопки в боковую сторону рамы.


4.Самодельная рама. Тоже очень хороший вариант рамы. Рама просто сколачивается из 4-х брусков дерева (сосны). Лучше если бруски будут иметь квадратное сечение 5*5 см, чтобы рама отставала от стола (если вы любите работать на горизонтально лежащей раме) на 5 см. Вобщем-то, именно с такой рамой можно начать заниматься батиком. Если вы не уверены, что батик станет вашим хобби надолго, а вам хочется лишь попробовать свои творческие силы, то для начала не стоит покупать дорогих рам (а все хорошие профессиональные рамы довольно дороги). Вполне подойдет и аккуратно сколоченная самодельная рама.

5.Пяльцы. Они не очень подходят для работы в горячем батике, даже для пробных работ. Во всяком случае, выбирать тогда нужно пяльцы самого большого диаметра (35-40 см).


6.Пластиковые рамы с крючками.


Достаточно удобные рамы, к тому же их очень удобно мыть после работы. По конструкции похожи на рамы, в которые по бокам реек вбиты маленькие гвоздики.


Такие гвоздики позволяют очень щадяще относиться к шелку, то есть возможность прорывов и дырок, которые часто остаются на шелке в местах крепления его к раме кнопками или «когтями», здесь сводится к минимуму. Но они довольно дороги.

7.И наконец самая лучшая рама, во всяком случае для росписи шарфов и платков - профессиональная рама для росписи.


Она имеет жесткое крепление винтами и крючки вдоль реек. Эти крючки практически не повреждают шелк, но заставляют крайне осторожно работать (особенно натягивать и снимать шелк), так как они очень острые.

Теперь об общих основных требованиях к рамам:

    Деревянные рамы должны быть сделаны из мягкого дерева (сосны), чтобы было удобно втыкать кнопки при натяжении ткани.

    Рамы должны иметь жесткую конструкцию, чтобы их не перекашивало в процессе работы.

    Рамы должны иметь подходящий для работы размер. Например, вот с такой рамой чрезвычайно неудобно работать.

Вам все время будут мешать длинные выпирающие рейки, во-первых трудно дотянутся собственно до самой работы, а во вторых эти торчащие концы реек обязательно за что-то задевают на рабочем столе - то за банку с краской, то за миску с горячим воском. Поэтому старайтесь размер рамы подобрать под размер работы, чтобы оставшиеся свободными концы реек не превышали 5-7 см.

4.По возможности не ленитесь обклеивать раму бумажным скотчем перед началом работы, чтобы не испачкать ее краской и воском. Если воск еще можно соскрести с рамы ножом, то краски (особенно термозакрепляемые, то есть по сути акриловые) практически невозможно отмыть. Парозакрепляемые красители частично впитываются в дерево, а частично остаются на поверхности рамы и при контакте с водой растворяются. Так что когда вы будете выполнять вашу следующую работу, нет никаких гарантий, что такой растворившийся и потекший краситель не испачкает ее. Да и работать с чистой рамой, согласитесь, гораздо приятнее.

********************************************************************************************************

Этим вопросом задается, мне кажется, каждый кто рисует на шелке))))
И каждый для себя находит свой приемлемый вариант.
Но вот если объективно, какие свойства должна иметь идеальная рамка для батика?

1. Легкая и мобильная
2. Чтобы было легко крепить ткань, чем легче/быстрее - тем лучше, но чтобы при этом натяжение ткани было хорошим
3. Чтобы шелк использовать по минимому, в идеале без обрезков вообще
3. Хорошо когда рама регулируется под разные размеры. Либо она с пазами, либо модульная
4. Ещё один пункт, необязательный, но когда нет стола подходящего - очень актуальный! Это чтобы рамка могла быть сразу и столом.
5. Тоже важный пункт))) очень не хочется покупать рамку за 100 баксов или около того)))

Мне кажется я такой вариант нашла, во всяком случае она соответствует всем этим пунктам))))
Батюковские встречи, которые я устраиваю для тех кто продолжил заниматься батиком после прохождения курса, приносят пользу и мне.
Вот, например, наводку на такую рамку и замечательную художницу Karen Sistek мне дала одна из моих учениц - Наталья, спасибо ей.

1.В общем-то все довольно просто. Она использует трубы разной длины. Обычные метало-пластиковые, мне кажется. Легкие и места занимают -минимум)))
Скрепляет их между собой тройниками, это позволяет приподнять раму над столом, при желании поставить ее под углом, или даже пойти дальше и сделать рамку -стол!!!
Полюбуйтесь!

2.Интересно мне только, как они работают по наклонной поверхности, грунтуют? Ведь иначе все бы текло...
Грунтуют видимо вот этим, но что это???

Если рама большая, она использует крюки из-под потолка, сплошная фантастика)))

3.Процесс натягивания шелка, очень экономный))) Берется простой бумажный скотч, который на пластмассе хорошо держится и обычные булавочки.

4. И может кто-то поймет как у неё запариватель устроен?
Ни на одной фотке не нашла, какой он внизу...

5. То как она оформляет свои работы тоже очень интересно, необычный способ. Она их приклеивает.., вроде как на холст, но не понятно, потому что на фотках фактуру холста не видно...
Не уверенна, что мне этот способ по душе, может во мне говорят стереотипы? Типо "Батик должен дышать" и т.п......

Натягивают холст или ещё что.

Чем-то его грунтуют, накладывают работу, но не понятно уже на сухую поверхность или ещё на влажную...
Наверное на сухую..
Потом кистью разравнивают шелк.

Что-то распыляют... Может просто воду? чтобы увлажнить ткань...

Затем прямо на работу наливают...похоже на клей ПВА...?

И приклеивают.

Разравнивают, убирают пузырики)))

Сушат феном.

И вот что получается.

6. На последок немного поною: "Хочу такие баночкииии, многоооооо, сразу с пипеткоооой"
Потому что я неисправимая не знаю кто! Лезу кисточкой сразу в баночку, и не всегда чистой.
Не могу по-другому. Все способы со шприцами и пипетками в банках не для меня. Потому что у меня открыты сразу почти все цвета, потому что они почти все мне нужны прямо сейчас. И все эти шприцы и пипетки мне мешают и вообще это долго и нудно при начале и конце работы. Особенно если подошла что-то сделать на 30 минут.... А вот если сразу с пипеткой - очень удобно, наверное))))

Производитель: Невская Палитра

Для того чтобы сделать процесс росписи удобнее, используют подрамники. Они создают ровную поверхность для натягивания тканей. Подрамники представляют собой деревянные рамки. Бывают раздвижными (т.е., их можно уменьшать и увеличивать до нужного размера с помощью раздвижных реечек) и не раздвижными. Ткань для работы прикалывают кнопками. Натягивая батик, необходимо использовать технологические приемы, предотвращающие появление повреждений от скоб. Еще необходимо учитывать, что батик рисуют на тонкой ткани, поэтому перед тем, как натянуть ткань, необходимо подложить под нее картон (чтобы избежать просвечивания под батиком подрамника). Подрамники делают из дерева, поэтому они легко пропитываются краской . Чтобы не допустить этого, дерево необходимо пропитать грунтовкой. Преимуществами раздвижных подрамников являются: удобство при хранении (разбираются на 4 рейки и занимают мало места), возможность использования под разные размеры батика и комфорт в работе (создается ровная поверхность).

Товары для художника с доставкой по России

Увы, но ассортимент материалов для творчества в регионах намного скромнее, нежели в Москве, цены же, напротив, на порядок выше. Решение этой проблемы простое: закажите художественные товары в нашем магазине, и мы доставим их почтой в любую точку страны.

К вашим услугам:

  • Почта России
  • Ускоренная EMS-почта
  • Транспортные компании. При заказе на сумму свыше 4000 рублей мы доставим товары до терминала любой из них бесплатно.

Оплата

Доставляя художественные товары по всей Москве и за ее пределами, мы стремимся к простоте расчета и комфортных условиях для своих клиентов.

  • Если ваш заказ доставляет курьер, то вы можете рассчитаться непосредственно с ним при получении.
  • Доставка в регионы России осуществляется на условиях предоплаты с помощью безналичных инструментов расчета

√ Перевод на расчетный счет

√ Перечисление оплаты на карту Сбербанка

√ Электронные деньги – WebMoney, Яндекс.Деньги

Вам не подходит ни один из перечисленных способов? Позвоните нам, и мы вместе решим эту проблему!

Мы твердо уверены: счастье человека в его самореализации, творчестве и воплощении фантазий. Наш художественный магазин работает для того, чтобы в мире стало больше счастливых людей!

Содержимое второго блока