Буддийские обряды и обычаи. Какие религиозные праздники отмечаются в буддизме

Ожидание в течение года

«Я просто не совершил ни одной ошибки дважды»

«Есть ли у кого что спросить?»

«Сколько листьев в руке?»

Три типа слушателей

Хитрая философия

Волк и олень

Ядовитая змея

Голова и хвост змеи

Благородный муж

О трёхэтажной постройке

Блудный сын

Притча о спрятанном жемчуге

Глупец и соль

Коровье молоко

Поджаренные семена

«Будьте сами светом для себя»

Несчастнейший на свете

Торговцы и проводник

Лекарство для взросления

Сахарный тростник

Молчание

Деревянная статуя

Подражание

Что ценнее?

Он женился

Три лепёшки

Покупатель плодов манго

Одно и то же положение тела

Ворота, верёвка и осёл

«Существует ли Бог?»

Мясо одного фазана

Управление судном

Сотня ног

Идти по пути

Камешки и гхи

Семя и плод

Черепаха

Богатый бедняк

Кривой молочный пудинг

Наказание

«Я находился возле тебя»

Осёл глупца

«Но практика ещё лучше»

Полбутылки масла

Рецепт врача

Золотые кирпичи

Четыре года от роду

Что такое ты?

Жадность сгубила

Принцип причины и следствия

«Благоговейте! Благоговейте!»

Неизбежность

Слезливая старуха

Каждый пусть оберегает себя

Что же случилось?

Смерть сына

Буддизм - это система религиозной практики и доктрина, созданная на основе древних религиозно-философских учений Индии, краеугольным камнем которых является вера в перевоплощение. Основная идея буддизма заключается в утверждении, что «жизнь есть страдание» и «существует путь к спасению». Канонический буддизм рассматривает человека как обособленный мир, «мир в себе», себя порождающий и себя же уничтожающий или спасающий.

Предлагаемый буддизмом путь постижения Истины называется «Срединным Путём». Этот путь действительно лежит посередине между крайностями ведической религии: её культами, обрядами и жертвоприношениями, с одной стороны, и аскетизмом отшельников древней Индии, истязавших в поисках Истины свою плоть, с другой стороны. Будда уже в юности понял, что такие категории, как добро и зло, любовь и ненависть, совесть и непорядочность, теряют свою конкретность и становятся относительными. Путь, избранный Буддой, пролегает между добром и злом, отсюда его название - Срединный.

Для достижения внутреннего спокойствия и обуздания мысли служит практика медитации: упражнения йоги, созерцание различных религиозных объектов, размышления на заданные темы, ритмическое и спокойное дыхание, разные стадии транса (14) и экстаза, культивирование дружелюбия, сострадания, симпатии ко всем живым существам.

14) Транс - изменённое состояние сознания.


Практика медитации и соблюдение норм морали позволяют сосредоточить внимание на размышлении о сущности бытия. Из этого состояния идущий по Срединному Пути может перейти в стадию начала просветления, постигнуть мудрость. Однако мудрость достигается не с помощью анализа, а благодаря интуиции и духовному прозрению, внезапному осознанию Истины. Случайно услышанное слово, случайно подмеченное явление, интуитивное чувство растворения, исчезновения своего «я» - все эти моменты могут оказаться толчком к прозрению.

Согласно традиции, основателем буддизма считается принц Сиддхартха Гаутама из рода Шакья, впоследствии получивший имя Будда - «Просветлённый». Слово «Будда» является производным от санскритского корня «будх» («будить», «пробуждаться») и обозначает переход от спящего, затемнённого сознания к пробуждению, т. е. к просветлённому состоянию.

Будда Шакьямуни (560-480 до н. э.) родился в аристократической семье рода Шакья, правившей небольшим государством, расположенным между Непалом и Индией. Мальчику дали имя Сиддхартха, а Гаутама - его фамильное имя. Отец построил для сына три дворца, дабы оградить его от неприглядных сторон окружающей жизни. Царевич возмужал, женился, у него появится сын, названный Рахулой, и дальнейшая жизнь сулила ему одни радости. Однако наблюдательный и впечатлительный Гаутама во время своих переездов из одного дворца в другой отметил для себя, что люди болеют, стареют, умирают, и задумался о смысле жизни.

Он решил помочь людям в поисках Истины и в двадцать девять лет ушёл из дома, став отшельником. Согласно традиции, Гаутама под руководством двух учителей обучался йоге - особой системе тренировки ума и тела, в процессе которой человек отвлекается от всех обычных физических и психологических впечатлений и переходит в состояние медитации. Гаутама пробовал также прибегнуть к суровому аскетизму, умерщвляя своё тело постом. Шесть лет бродил он по долине Ганга, беседовал с мудрецами и проповедниками, вёл строгий аскетический образ жизни, но, убедившись, что умерщвление плоти ведёт к угасанию разума, отказался от аскетизма. К тридцати пяти годам у него созрело убеждение в близости открытия Истины, и Гаутама погрузился в медитацию, в которой пребывал, по одной версии - четыре недели, по другой - семь недель без еды и питья. Он пришёл к практике того, что сам называл «памятованием», «удержанием в памяти» - к особого рода самонаблюдению, при котором, вместо того, чтобы пытаться подчинить или прекратить свои физические и психические впечатления, он просто сидел, наблюдая за своими чувствами и мыслями, за тем, как они возникают и складываются в случайные узоры.

Гаутама осознавал, что его существование является скоплением физических и психических состояний, сменяющих друг друга и находящихся в процессе беспрестанного возникновения и исчезновения. Он также осознал, что его опыт, связанный с переживанием боли и наслаждений, обусловлен его психическими состояниями -состояниями желаний. Он чувствовал наслаждение, когда его желания удовлетворялись, и боль - когда этого не происходило. Он знал, что определённый уровень боли неизбежен при физическом существовании, но он понял, что само его физическое состояние является результатом действия силы желания, что желание - это лишь поверхностное явление, отражающее сложную психическую структуру - «эго», или представление о собственном «я». Структура «эго», или структура сил, вызвавших его нынешнее существование, сама является плодом прежнего существования, результирующая энергия которого называется «кармой». При помощи практики напряжённого «памятования», подкреплённой определёнными приёмами сосредоточения, успокаивающими и очищающими сознание, Гаутама смог проследить поток своей кармы далеко в прошлое. Будда, подобно браминам, учил, что жизнь обусловлена кармой - «силой деяний». Закон кармы гласит, что всё, чем человек является, и всё, что он делает, представляет собой проявленный результат его прошлых действий, что все обстоятельства его жизни - умственные и физические способности, социальное и экономическое положение, в которое он попал с момента своего рождения, и все дальнейшие события его жизни - не случайны и не определяются влиянием какой-либо внешней силы, но являются плодом собственных поступков в прошлых и настоящей жизнях. Главным из того, что открылось Будде в момент просветления, стало понимание, что жизнь представляет собой сплошное страдание, порождённое желанием - желанием жизни, наслаждения, высокого положения в обществе, богатства. - которое коренится в вере в существование «я».

Все религии борются с ограниченностью - с непостоянством и несовершенством человеческой жизни. Буддизм обозначает эту проблему одним словом: страдание. Родиться - это страдание; расти - это страдание; болеть - страдание; стареть и умирать - страдание. Кроме физической боли существует более тонкая форма страдания: неудовлетворенность, несчастье, вызванное тем, что у нас есть то, чего мы не хотим, и нет того, чего мы хотим. Тревога (душевное страдание) присутствует даже в моменты наслаждения и довольства: мы знаем, или по крайней мере, предполагаем, что они не продлятся долго. Естественен страх потерять что-либо: своё положение, уважение других, своих любимых, своё имущество. И в самой глубине человеческого существа лежит смутное и грызущее предчувствие смерти, не только отнимающей жизнь, но и лишающей её всякого смысла. Именно эта тревога смерти мотивирует человеческие усилия, именно она движет миром.

В течение первых двухсот лет с момента своего возникновения буддизм развивался достаточно гармонично. Около 300 г. до н. э. в рамках сангхи (буддийского монашеского ордена) возникло несколько течений, ставших отдельными школами, впрочем, не оказавших сколько-нибудь значительного влияния на развитие буддизма. В начале II в. до н э. появились новые «Сутры» (букв. «Беседы»), притязавшие на то, что в них содержится «высшее учение Будды», которое до поры до времени хранилось в тайне, а теперь заново открыто. Так возникли два направления: Тхеравада («Путь старейшин»), или Хинаяна («Малая колесница»), и Махаяна («Большая колесница») (15).

15) Хинаяна... и Махаяна--поскольку «яна» буквально означает: «то, по чему движется», точнее эти направления назвать: Хинаяна («Малый путь») и Махаяна («Великий путь»). Соответственно далее нужно расшифровать термины Ваджраяна и Тантраяна. - Прим. ред.

Монахи-тхеравадины придерживались взглядов, представленных в ранних сутрах, согласно которым целью монашеской жизни является достижение состояния Архата, добиться которого можно лишь соблюдением монашеской дисциплины, но никак не жизнью в миру. Мирянин на время мог обрести небесное блаженство, но его снова ждало рождение в мире людей, чтобы вступить на монашеский путь. Архатом назывался тот, кто достиг Нирваны, то есть искоренил всякое страдание при помощи нравственной чистоты и прозрения, и не испытывает необходимости новых перерождений по окончании нынешней жизни. Большая часть текстов Хинаяны входит в так называемый палийский канон - «Типитаку» («Три корзины»). Из неканонических сочинений этого направления буддизма наибольшее значение имеют «Милиндапанхья», а также «Абхидхармакоша» Васубандху.

Монахи-приверженцы Махаяны выдвинули другую цель монашеской жизни, достижимую и для мирян, - обретение состояния Будды. Они считали, что полное освобождение от страдания возможно лишь при приобретении психологической установки бодхисаттвы. Бодхисаттвы («Те, чья сущность - - пробуждение») предаются подвижничеству не ради самих себя, но ради блага других. Махаяна отвергала стремление к личной выгоде, и прежде всего - личное стремление достичь Нирваны.

Согласно Махаяне, космическое тело Будды способно принимать разнообразные земные формы ради спасения от страданий всех живых существ и разъяснения учения всем, находящимся в цепях Сансары, в потоке неведения.

Махаяна разрабатывает и развивает исконное учение Будды о несуществовании вечного «я». Если нет неизменной личности, значит, жизненная форма пустотна, лишена собственной природы - она представляет собой непрерывный процесс, поток энергии. Это одинаково верно как в отношении вещей, так и в отношении людей. Видеть этот мир (вещи и людей) таким, каков он есть, то есть достичь цели восьмеричного Пути - значит осознать его пустотность. Это не означает, что следует считать, будто мира не существует; это означает - видеть, что всё существующее находится в отношениях взаимозависимости, а потому - в глубинном единстве.

Возникновение Махаяны отмечено появлением нескольких новых письменных памятников в I в. до н. э. -II в. н. э. Это «Махаваста», «Дивьявадана», «Лалитавиштара». Самыми значительными из ранних учителей Махаяны были Нагарджуна (II век н, э.), братья Асанга и Васубандху (IV век н. э.), Ашвагхоша, Арьяшура, Шантидева и другие.

В течение I-V вв. н. э. окончательно сформировались главные религиозно-философские школы буддизма. В Хинаяне - вайбхашики и саутрантики, а в Махаяне - йогачарьи, или виджнанавадины («Виджнана» - «Учение о различающем сознании»), и мадхьямики («Мадхьяма» -«Срединное учение»).

В V в. появляется особое, третье, направление буддизма - Баджраяна («Алмазная колесница»), или Тантраяна («Колесница особых обрядов»), параллельное индуистскому тантризму. В философских позициях Тантраяна согласуется с Махаяной и может считаться её ответвлением. Её особенность состоит в том, что она ввела в буддизм весьма древние ритуальные и йогические приёмы. Приверженцы Ваджраяны создали множество текстов, но подлинные знания этой «Колесницы» были известны лишь учителям, сиддхам («достигшим»). В противовес открытой передаче знания в Махаяне и Тхераваде, знания сиддхов передавались только через близкие отношения учителя и тщательно подготовленного ученика. Учителя Северной Индии принесли буддизм Ваджраяны в Тибет, где он получил новое рождение и стал называться тибетским буддизмом, или ламаизмом.

Слово «тантра» имеет в санскрите много значений, в том числе - «тайное знание», «хитросплетение», «поток», «непрерывность». Эго направление буддизма создало поразительное многообразие систем йогической практики, памятников литературы и искусства.

Согласно тантрической теории, главное ритуальное действие должно затрагивать три стороны живого существа: тело, речь и мысль. Тело действует с помощью жестов, движений; речь - через мантры; мысль-через медитацию. Тантризм сочетает в себе веру в авторитет духовного наставника, практику медитации, заимствованную у йогачарь-ев, и метафизику мадхьямиков. Наиболее известными ранними учителями Ваджраяны были Тилопа, Наропа, Марпа, Миларепа и др.

После 900 лет процветания (с 250 г. до н. э. по 650 г. н. э.) буддизм в Индии начал приходить в упадок. Однако ещё в III в. до н. э., благодаря посланцам императора Ашоки, буддизм распространился по всей Юго-Восточной и Центральной Азии, захватив отчасти Среднюю Азию и Сибирь. В период с III в. до н. э. до середины I тысячелетия н. э. буддизм утвердился на Цейлоне, в Индокитае и Индонезии; в первые века нашей эры буддизм начал проникать в Китай, Тибет; в IV-VI вв. - в Корею, Японию; в XVI- XVII вв. - в Монголию; в XVIII в. - в Бурятию.

Буддизм и ныне - живая и жизнеспособная религия. В разных частях земного шара и сейчас продолжают возникать новые буддийские общины, строятся храмы. Буддисты всего мира объединены в две международные организации - Всемирное Братство Буддистов (штаб-квартира в Бангкоке, Таиланд) и Азиатскую буддийскую конференцию за мир (штаб-квартира в Улан-Баторе, Монголия).

Альберт Эйнштейн считал буддизм «самой наукообразной религией», тем не менее в ней есть место такому распространенному понятию, как праздники. Несмотря на свое нежелание признавать наличие бога как верховной правящей сущности, буддисты испытывают глубокое уважение к различным силам природы, святым и учителям, а также к самому создателю этого очень глубокого и всеобъемлющего религиозно-философского учения - Будде.

Сиддхартха Гаутама, прозванный впоследствии царевичем Шакьямуни, - реальное историческое лицо, жившее за несколько сотен лет до нашей эры. Таким образом, буддизм можно считать одной из самых древних мировых религий, хотя «втиснуть» его в рамки обычной религии вряд ли удастся. За прошедшие многие столетия в учении Будды формировалось несколько течений и школ, поэтому праздники буддизма в них, а также в разных местностях, где он распространен, могут сильно отличаться друг от друга. Можно сказать, что лишь небольшая часть из них истинно религиозные праздники, как, например, Весак. Это 15 день второго месяца весны, в который, по преданию, родился, обрел просветление и умер, окончательно уйдя в нирвану царевич Гаутама, ставший Буддой, то есть просветленным. Праздник возник очень давно, в самом начале буддизма и относится к тхераваде - одной из самых ранних его версий. Согласно древнему преданию, все три события состоялись в один и тот же день года, который приходится на полнолуние в мае. Можно сказать, что этот день почитают все буддисты без исключения, ведь они относятся к Будде с глубочайшим уважением, пониманием и преклонением перед силой его ума и мудростью.

Традиции буддийских празднований

Для большинства христиан церковные праздники напрямую связаны с радостью и отдыхом. Праздники буддизма в этом плане отличаются от принятых у нас норм. Считается, что все, что делается или о чем думается в эти моменты, усиливается в 1000 раз. Соответственно, любой негатив, будь то в деле или в мысли, возрастет в такой же пропорции. Поэтому для истинных буддистов эти дни посвящены наиболее строгому и глубокому контролю на только за собственными действиями и поступками, но и за своими мыслями. Если любое положительное достижение в этот момент возрастает в 1000 раз, то момент праздника - лучший способ достичь цели буддизма - прерывания сансары и ухода в нирвану.

Второй момент, которым отличаются праздники буддизма, намного ближе нам по духу. Это ритуальная чистота. При этом чистота физическая ассоциируется с очищением духовным. В такие дни верующие и монахи тщательно убирают храмы и монастыри, очищают свои жилища и тела. Но эти действия нельзя считать простой генеральной уборкой. Это в самом высоком смысле священнодействие, с мантрами и извлечением особых звуков, призванных гармонизировать среду обитания и налаживать контакты с тонкими материями. Опытный ученый мог бы сказать, что праздничное очищение в буддизме - не что иное, как способ воздействия на мир на квантовом, глубинном уровне.

Из традиций, характерных и для праздников буддизма, и для многих других религиозных действий, можно назвать посещение храмов, раздача подношений самому Будде, учителям, монахам и членам общины. В эти дни все стремятся стать лучше, изгнать из себя пороки, мешающие просветлению.

Однако не существует никаких строгих требований относительно обязательного посещения храма или регламентации действий, как, например, в иудаизме, где вообще невозможно отступление от раз и навсегда принятого в незапамятной древности правила. В буддистской традиции праздник вполне можно встречать и дома, главное, чтобы он был наполнен глубоким внутренним смыслом, а не простым бездействием.

Самые известные и широко отмечаемые торжественные дни буддизма

Хотя в некоторых странах, где распространен буддизм, используется григорианский календарь, то есть тот, которым все мы привыкли пользоваться с самого детства, традиционный буддийский календарь лунный. В нем месяцы намного короче, чем в нашем, основанном на базе солнечного года, поэтому все даты имеют существенное смещение. Праздники буддизма рассчитываются по специальным астрологическим таблицам, что, кстати, делается и для некоторых христианских торжественных и памятных дней, например, Пасхи. Существуют и фиксированные праздники, как, например, не относящийся к каноническим, но очень почитаемый всеми буддистами, особенно тибетской традиции, день рождения нынешнего Далай-ламы X|V Нгагванг Ловзанг Тенцзин Гъямцхо, родившийся 6 июля 1935 года.

Полнолуния считались с древности особым временем, поэтому значительная часть праздников, пришедших из тьмы веков, приходится именно на эти дни месяца. Нужно отметить, что разные страны, где распространен буддизм, могут использовать различные даты и торжественные события, то есть единого календаря праздников буддизма не существует.

Среди самых распространенных и популярных дней можно назвать следующие:

  • Дончод-хурал или Весак - день, когда родился, стал просветленным и навсегда ушел в паринирвану Будда. Он традиционно празднуется на 15 день второго (четвертого)т месяца года.
  • Асапха - первый день, в который Будда даровал свое учение. Праздник отмечается в первое полнолуние, наступающее в восьмом месяце.
  • Абхидхамма - день восхождения Будды на небо Тушита для беседы со своей матерью. Праздник особенно популярен в Мьянме. Отмечается в полнолуние седьмого по счету месяца.
  • Лхабаб дуйсэн - день нисхождения Будды с неба Тушита.
  • Сагаалган - Новый год.
  • Сонгкран - праздник весны, когда принято очищать жилища и поливать душистой водой монахов и молодежь. Это Новый год в Таиланде, который приходится на 13 апреля. Считается одним из крупных семейных торжеств в буддизме. В этот день принято делать подношения из особых, с любовью приготовленных блюд буддийским священнослужителям, а также использовать чистую ароматную воду очищения и смены времен года. Ее настаивают на лепестках самых ароматных цветков, в основном жасмина и местных роз, а затем поливают ею статуи Будды. Такой же водой обрызгивают родных, друзей и прохожих с пожеланиями долгой жизни.
  • Праздник слонов - создан в память о том, как Будда сравнивал учение новичка у опытного учителя с контактами домашнего и дикого, необученного слона.

Это только малая толика из множества ритуалов и празднований, принятых в буддийской традиции. Существует множество менее значимых торжеств, посвященных локальным божествам или местным событиям, святым и покровителям.

Особенности буддийской традиции

В этом учении также достаточно четко регламентированы дни, когда лучше всего стричь волосы, лечиться, отправляться в долгий путь или начинать новое дело. Это такая своеобразная буддийская астрология, советующая самый оптимальный способ проведения важных для человека мероприятий. Также во всех странах, где принят буддизм, отмечаются дни перехода из одного возраста в другой, особенно взросление (вспоминается бар-мицва и бат-мицва в иудаизме и первое причастие в католичестве), свадьбы, рождения детей и похороны. Как и в других религиозно-этических группах, у буддистов существуют особые, веками выработанные ритуалы и нормы празднования этих важных для людей событий.

Интересными особенностями отличаются такие важные события, как буддийские свадьбы. Точная их дата, а также время проведения обряда рассчитывается, исходя из момента рождения обоих брачующихся. В результате празднование может проходить как днем, так и среди ночи. Считается, что такой подход способствует идеальной гармонии отношений в новой ячейке общества.

Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что в такой огромной семье народов, которых объединяет буддизм, можно встретить множество различных типов празднований и обрядовых действий. При этом они совершенно необязательно должны выполняться по единой схеме, ведь места обитания, традиции и условия жизни буддийских народов резко отличаются друг от друга. Достаточно сравнить обычаи Бурятии и Таиланда, Тибета и Шри-Ланки, чтобы понять, что в каждом государстве обязательно не только будут собственные особые праздники, но и традиционно отмечаемые повсюду в буддийском мире торжества также приобретут персональные черты, своеобразную национальную окраску. Нельзя сказать, что это является чем-то негативным, напротив, говорит о том, что мировой буддизм - не застывшая навеки инертная масса, а живое, развивающееся и прогрессирующее, изменяющееся, не меняя своей сути, светлое и чистое учение.

Учение Будды возникло в середине I тысячелетия до новой эры в Индии. Тем не менее, на протяжении многих веков буддизм органично являет себя на территории России. Значительно повлиял на культуру и обычаи Средней Азии и Сибири, ассимилировав элементы брахманизма, даосизма и др. В бурят-монгольской культуре тесно связан с шаманизмом, основные принципы которого, такие как стремление к гармонии с собой и окружающим миром (природой) совершенно не мешали, и, даже более, раскрасили новыми яркими красками старинные обычаи и культуру. Жизнь Будды стала известна в Древней Руси по тексту «Повести о Варлааме и Иоасафе». Царевич Иоасаф, прообразом которого послужил Будда, стал христианским святым (память его отмечается Русской православной церковью 19 ноября). В XIX — начале XX вв. Россия стала одним из крупнейших центров изучения буддизма. В ту пору издавались источники и велись археологические раскопки памятников буддизма в Средней и Центральной Азии. На территории Российской Федерации буддизм распространен в Бурятии, Туве и Калмыкии (в последней — государственная религия). Наиболее обширно представлена одна из классических школ буддизма - тибетская «школа добродетели» (гелуг, желтошапочники). Основоположник буддизма — реальная историческая личность. Сиддхартха Гаутама родился и жил в Северной Индии. Исследователи полагают, что годы его жизни — 566-473 гг. до н.э. Другое имя — Шакьямуни — напрямую связано с местом рождения и родственными отношениями будущего Будды. Он родился в стране Шакьев — маленьком провинциальном государстве, где господствовал клан Шакьев. Отец Сиддхартхи был раджаном — членом правящего собрания, состоявшего из представителей воинской аристократии. Стоит отметить, что более поздняя буддийская традиция считает его раджой (царем), а Сиддхартху — принцем, но в стране Шакьев правление строилось по республиканскому типу.

Жизненный путь благополучного Сиддхартхи Гаутамы, выросшего в неге, изменился после того, как он, тайно покинув дворец, где его опекали и ограждали от «лишней информации», узрел мучения больных, безобразие старости и облик бездвижного трупа. Он осознал, что не существует ничего неизменного, а счастье не сможет быть вечным. Сиддхартха решил искать путь избавления от страданий. После различных опытов и поисков истины, не принесших желаемого результата, он погрузился в состояние глубокого сосредоточения, сидя под священным деревом. На сорок девятый день сознание Сиддхартхи абсолютно просветлело, и он обрел состояние будды. Он осознал, что ни в одной сфере космоса нельзя достичь стабильности — вечного блаженства, ибо в природе живых существ нет ничего вечного, а вера в реальность «Я» — вечной души, обретающей с течением времени новые рождения, безосновательна и бессмысленна. Также ему открылось высшее абсолютное знание, устраняющее причины страдания, и эту истину Будда Шакьямуни решил передать живым существам. Стоит отметить, что само понятие «будда» означает «просветленный» и, соответственно, не является именем конкретного божества. Само слово «будда» может использоваться во множественном числе и также может быть написано с маленькой буквы. Также существует понятие «сиддхи» — экстраординарные способности буддийских монахов и лам. Это понятие — память о первом будде — Сиддхартхе.

В центре буддизма как философской системы находится учение о «четырех благородных истинах »: существуют страдание, его причина, состояние освобождения и путь к нему. В ходе развития буддизма в нем постепенно сложились культ Будды и бодхисаттв («просветленных», наставников), ритуалы, которые сопровождают познание Дхармы (Учения), появились Сангхи (монашеские общины). Одна из важнейших молитв - благопожеланий, являющихся своего рода выражением желания «принять Прибежище», звучит так: «Намо Будда, Намо Дхарма, Намо Сангха» — «Я принимаю Прибежище в Будде, я принимаю Прибежище в Учении, я принимаю Прибежище в Общине». На сегодняшний день в России, в соответствии с законом о свободе совести и вероисповедания, существует так называемая Традиционная Сангха России. Главой этой организации является Пандидо Хамбо лама Дамба Аюшев — он входит в конфессиональный религиозный совет при Президенте РФ. Но, с учетом сумятицы, внесенной эпохой атеизма в административную схему буддийских монастырей и сообществ, многие буддисты не признают существующую Сангху действительно традиционной. Законы РФ позволяют официально регистрировать любые традиционные буддийские сообщества, и поэтому сегодня существует достаточное количество сангх, многие из которых действительно верны историческим традициям и культуре буддизма. Буддийская философия раскрывает принципы бытия (причинно-следственную связь, которая существует независимо от нашего знания о ней), и все его усилия направлены на то, чтобы человек жил в этом мире осознанно, в гармонии с природой, космосом, отдельными людьми и человечеством в целом. За каждое совершенное дело — как хорошее, так и плохое, люди несут ответственность во всей полноте, каждый фактический момент, кажущийся реальностью, является своеобразной тенью прошлых свершений или же последствий, ожидающих в будущем. Сегодняшние буддийские ученые часто говорят, что эпоха буддизма как религии, да и всех религий вообще, осталась в прошлом — будущее за учеными и их свершениями. Но так или иначе, правильный взгляд на себя и свои поступки, гармония с собой и окружающим миром — безвредное существование — это цели каждого буддиста. На достижение этих же целей направлена и праздничная культура буддизма.

Человеку с «западным» складом ума могут показаться странными изображения защитников и божеств в устрашающих ипостасях. В то же время стоит понимать, что, по восточной логике, чем более страшен лик защитника, тем вероятнее, что защитник способен победить зло или грех. Что же касается танок, на которых изображены будды и бодхисаттвы, то здесь крайне редко печальное выражение лица — чаще всего лики улыбчивы и спокойны. Для понимания смысла буддийских праздников также следует отойти от привычной установки — «сегодня праздник, и, значит, надо радоваться и отдыхать». В праздничные дни накладываются строгие ограничения на поведение людей. Человек должен еще более внимательно следить за собой, так как считается, что в эти дни сила всех деяний, физических и мыслительных, увеличивается в 1000 раз. Увеличиваются в 1000 раз последствия совершенных негативных действий, но и в это же количество раз увеличиваются и заслуги при совершении добрых, благих деяний. Во время крупных буддийских праздников можно наиболее близко подойти к сути учения, к Природе и Абсолюту. Празднование каждой даты носит, в первую очередь, четко практический характер и направлено на создание чистого пространства в храме, в домах буддистов, в их душах и телах. Это достигается путем совершения обрядов, чтения мантр, извлечения звуков из различных музыкальных инструментов, использования символических цветов и культовых предметов. Вся обрядовая практика имеет силу и свойство квантово-полевого воздействия на участвующих в празднике людей, очищая и восстанавливая их тонкую структуру. В такие дни принято посещать храм, делать подношения Буддам, Учителю и Общине. Однако, стать участником празднования можно и находясь дома. Для этого нужно обладать знаниями о внутреннем смысле праздника, соответственно мысленно настроиться и включиться, таким образом, в единое поле праздника, которое охватывает всех заинтересованных в нем. Результаты подобного взаимодействия будут даже выше, чем бессмысленное и бездейственное присутствие на церемонии. В буддийской обрядовой традиции принят лунный календарь. Из-за того, что лунный календарь почти на месяц короче солнечного, даты праздников, как правило, смещаются в пределах полутора-двух месяцев, и вычисляются заранее по астрологическим таблицам. В некоторых буддийских странах существуют расхождения в системах расчета. Кроме того, в буддийской традиции первый месяц года является первым месяцем весны. Большинство праздников приходится на полнолуния (15-й день лунного месяца).

Главными праздниками буддистов являются:

  • Сагаалган — Новый год
  • Дуйнхор-хурал — праздник Калачакры
  • Дончод-хурал — День рождения, Просветления и Паринирваны Будды Шакьямуни
  • Майдари-хурал — Круговращение Майтреи
  • Лхабаб дуйсэн — нисхождение Будды с неба Тушита
  • Зула-хурал — День нирваны Будды Цонкапы.

Также отмечается День рождения Далай-ламы XIV , но он не является каноническим праздником. Одновременно этот праздник фиксированный — Далай-лама родился 6 июля. В буддийском лунном календаре также существуют дни для особых молебнов — дни Отошо, Ламчиг Нинбо и Мандал-Шива, которые проводятся каждый восьмой, пятнадцатый и тридцатый лунный день месяца соответственно. Также есть дни для особого почитания некоторых божеств, к примеру, Бальжинима — хозяина великолепия и счастья, или Луса — хозяина воды. На каждый день календаря астрологами просчитана комбинация и следствия дня — помечены дни для стрижки волос, приема лекарств, благополучной дороги или удачного завершения судебных тяжб. Не стоит также забывать, что практически у всех народов, исповедующих буддизм, возведены в ранг праздников и особых ритуалов такие события как переход из одной возрастной группы в другую, постройка нового дома, свадьбы, похороны и другие.

Даты праздников на 2015 год.

Самых основных направлений в буддизме два (в неких школах выделяют три) - буддизм традиции Махаяна и буддизм традиции Тхеравада (в буддизме Тхеравады очень воздействие нумерологии).

В традиции Тхеравады считается, что, восприняв учение Будды, некие последователи также смогли добиться состояния полного просветления. Подобных свидетельств насчитывается 28 за всю историю буддизма. Потому в религиозной практике многих народов (в особенности в Бирме) почитается 28 Будд.

Традиция Махаяны базирована на религиозном каноне, исполненном на языке санскрит, а Тхеравада - на древнем языке пали. В этих 2-ух традициях имеются как несущественные, так и глубинные различия, о которых будет сказано немного позже. Соответственно наибольшее распространение буддизм Махаяны получил в подобных странах, как Индия, Пакистан, Непал, Китай, Монголия, Бурятия, а буддизм Тхеравады - в Камбодже, Бирме, Лаосе, Тайланде, на Шри-Ланке. Но в базе обеих традиций лежит признание принципа боттхисатвы - величавого человека, учителя, который своим актуальным примером и миропониманием заслужил перевоплощения в Будду путём ухода в нирвану, однако остаётся в этом мире перерождений и воплощений для оказания духовной помощи остальным.

Буддистская традиция , так же как и фактически неважно какая религия, в собственной философии, назиданиях, правилах, церемониальной практике и религиозных медитациях базирована на священных текстах. У буддистов подобным текстом является канон Типитака. Канон состоит из трёх частей: виная-питака (корзина правил либо дхарма - закон), сутта-питака (корзина назиданий) и абидхама-питака (корзина незапятнанного познания, т.е. истолкование учения).

Буддизм Тхеравады признаёт два главных состояния Будды - Будда поучающий (самьяксан) и Будда безгласный (пратьека). Отсюда различия в изображаемых видах Будды.

Обычно Будда изображается в трёх позах - стоя, лёжа либо сидя. Истощённым (в сидящей позе) он изображается в символ предпринятой им аскезы во время медитации. Также в главном в Китае всераспространено изображение Хотей (веселящийся упитанный Будда). Будда как принцип - вечен, он уже не один раз (около 500 раз) воплощался в земной жизни. Будда как человек - реальный исторический персонаж. Часть буддистского учения, изложенная в Дикха Никая (Сутра Символов) разработала даже систему физических признаков Будды - 32 главных и 80 дополнительных анатомо-физиологических признаков, по которым есть возможность найти еще одно земное воплощение Будды. Согласно учению считается, что Будда - единственно пробуждённое состояние, целиком свободное от заблуждений, пороков и желаний и постигшее сущность природы вещей.

Зародившись как религиозное направление в Индии, буддизм ранее всего распространился на Цейлоне, где в первый раз был сотворен священный текст учения Тхеравады - палийский канон Типитака. Понятно, что в монском царстве Суфаннапум уже в III веке до н.э. существовал культ поклонения Будде, пришедший сюда с Цейлона. Монский люд первым адаптировал буддизм на полуострове Индокитай. В XI веке монское правительство пало в борьбе с бирманцами, их столица Татон перебежала под контроль завоевателей. Повелитель монов Мануха передал Типитаку и священные реликвии Будды (немного волос и 4 зуба) бирманскому королю Багана Анаврате, который восприняв учение буддизма Тхеравады от покорённых им монов, сделал его гос религией в первой бирманской империи.

С конца XIX века в Тайланде получила распространение и лесная традиция буддизма - некие монахи уходили в тропические заросли для медитации в целях заслуги просветления. Они становились особо почитаемыми и часто их почитали как святых. Их аскеза считается наивысшим духовных подвигом. Всего в Тайланде почитается 13 подобных старцев, в различные периоды практиковавших лесную традицию. Их изображения нередко есть возможность видеть в тайландских домах подобно иконам.

Основателем таковой практики являлся монах Пра Ачан Сао Катасило Махатхера (1861-1941). Его наставления не были записаны и передаются в устной традиции верующих и монахов. Его ученик и последователь монах Пра Ачан Мун Пхуридатто (1870-1949) имел уже большущее число почитателей и учеников, его наставления стали потом предметом исследования, в том числе и в Буддистских Институтах.

Во 2-ой половине XX века стала распространённой традиция отдавать мальчиков-подростков (не младше 8 лет) в монастыри на временное послушничество и обучение языку пали и основам религиозного учения. Их именуют «дек ват» (монастырские дети). Некие потом избирают себе путь неизменного монашества. Вообщем же, даже взрослые временами проходят временное послушничество в монастырях. Чаше всего, это связано с серьёзными событиями в жизни (погибель близких и проч.).

В Тайланде (в отличие от буддизма Махаяны ) признаётся учение о наградах и потому временное послушничество рассматривается как путь облегчения загробной участи погибших. В отличие от бирманской традиции в Тайланде не так обширно всераспространено послушничество и монашество женщин - есть всего три дамских монастыря. Наименьшим возрастом полного посвящения в монашество является 20 лет. Монахам предписано соблюдение 227 монашеских правил, а монахиням - 311.

Церковный календарь основан на лунном календаре. Потому время пришествия большинства праздничков исчисляются по фазам луны и имеют переходящую дату. Более значимые празднички всегда приходятся на полнолуние, которое ещё по древней традиции именуют днём восковой луны.

Макха Пуча - один из основных праздничков, отмечаемый в память действия из жизни Будды, когда 1250 последователей его учения из различных концов света - монахов арахантов (просветлённых), не договариваясь и не будучи приглашёнными, вместе с этим пришли в храм Велуват в Индии, чтоб слушать наставления Будды. В сей день отдельно стараются сделать добрые дела, посодействовать нуждающимся, жертвуют монастырям облачения, деньги и нужные предметы.

Висакха Пуча (Весак) - день рождения Будды. Формально дата дня рождения Будды была установлена на Глобальной Буддистской конференцией исключительно в 1950 г. Потому по традиции с этим праздничком связывают не только лишь рождение Будды, да и его просветление и уход в нирвану. Во время церемонии празднования отдельно вспоминают 8 заповедей буддизма: не убий, не укради, не прелюбодействуй, не потворствуй запятанным речам, не воспринимай вреда вовнутрь себя (алкоголя, дурманов), воздержись от лишнего чревоугодия, воздержись от чувственных соблазнов, воздержись от лишней роскоши. Считается особенной добродетелью в сей день доставить удовлетворенность злосчастным. Потому, не считая содействия нуждающимся и одаривания их, обязательной частью церемоний является отпускание на волю из клеток птиц, животных.

Асалкха Пуча (Асанха) - празднуется в память о проповеди Будды и обретения священной Сангхи (текста правил).

Паварана - празднуется в ознаменование окончания сезона дождей в Юго-Восточной Азии. Предание говорит, что в сей день Будда учил монашествующих искусству безмолвия и они все хранили молчание три месяца. В сей день принято просить прощения у всех, кому за длинный период сезона васса (сезон дождей, однако не по реальному погодному, а по буддистскому календарю) были причинены обиды и несправедливости.

Анапанасати - последний в году большой буддистский праздничек в ознаменование того, как Будда призвал учеников последовать уединению и медитации.

Сонгкран . Этот праздничек приходится на середину апреля и продолжается 3-5 дней. Праздничек символизирует чествование воды как незапятанной стихии. По традиции люди собираются на берегах рек либо на морских пляжах и обливают друг друга водой. В эти дни монахам преподносятся дары с обязательным подарком - туалетной водой. Атмосфера праздничка отличается необыкновенным весельем. Также центральной церемонией праздничка является выпускание в водоёмы рыб для разведения.

Лой Кратонг. Символизирует поклонение священным следам ног Будды, оставленным на берегу реки Намада в Индии. Фестиваль - один из самых ярких в Тайланде. По воде вечером пускаются специально сделанные венки из цветов, увенчанные зажжёнными свечками. Также в небо отпускаются парящие вверх пламенные фонарики. В народе этот фестиваль также ассоциируется как праздничек влюблённых - многие, пуская по воде кратонги (венки) загадывают на возлюбленных и требуют Будду отправить обоюдную любовь и верность.

Рек На. Этот праздничек есть возможность было бы по-русски именовать фестивалем первой борозды. Он знаменует собой начало сельскохозяйственного года. Запряжённые парой белоснежные быки с окрашенными золотом рогами, ведомые брахминами, вспахивают 1-ые полосы рисовых полей. Праздничек символизирует роль семилетнего Будды в аналогичной церемонии, проводимой его папой. Церемония носит праздничный нрав, происходит при большенном стечении людей, монахов из близкорасположенных монастырей. Поля благословляются монахами и членами царской фамилии в ожидании плодородия.

Уламбана. Этот фестиваль больше свойственен странам с традицией Махаяны, однако празднуется также в Бирме и в Тайланде. Считается, что в сей день открыты ворота ада и бесы имеют власть выйти и спуститься на землю для искушения праведников. Верующие прогуливаются на кладбища, поминают собственных погибших, оставляя продукты, цветочки и зажжённые свечки и благовония.

Кроме этих праздничков, верующие, приверженные лесной традиции и Дхаммаютике (направление, основанное королём Монгкутом - Рамой IV в годы его монашества), отмечают свои особенные дни, не являющиеся неотклонимыми праздничками всей тайландской Сангхи. Отмечаются и так именуемые "местные" празднички, посвящённые святым монахам-арахантам, мощам, определенным монастырям либо местныс священным артефактам.

Обрядово-церемониальная практика у буддистов разных направлений имеет некие различия, однако в базе собственной ритуалы включают назидания монахов, чтение мантр, медитации, поклонение скульптурам Будды. Личные беседы с монахами верующих немного похожи на христианские исповеди. Окончанием монастырских обрядов для верующих является выливание воды (поначалу во время чтения монахом мантры вода выдивается из 1-го сосуда в иной узкой струйкой, потом монах произносит мантру над этой водой, а потом верующий должен вылить её под дерево). Существует огромное количество особых обрядовых церемоний, посвящённые особенным событиям.

Меж традициями Махаяны и Тхеравады длительное время существовали острые противоречия, касающиеся «чистоты» учения. Но в современном буддистском мире достаточно умиротворенно уживаются обе традиции. Более того, буддизм не отторгает как «ложные» учения других глобальных религий, воспринимая определённые универсальные правды и проповедуя их.

Буддизм Тхеравады содержит много символических верований в знаки, талисманы, признаки сопутствия фортуны. Существует выработанная веками система знаков, в большинстве случаев основанная на вере в то, что людям, рождённым в определённые дни недели, следует придерживаться «своих» знаков и признаков фортуны в жизни. Такая система знаков получила заглавие Прачам ван. Согласно этой системе, каждому дню недели соответствует собственный определённый цвет, планетка, символическое либо реальное животное, божество. 8 главных поз Будды также относятся любая к определённому дню недели. Для среды существует 2 изображения позы Будды (дневное и ночное). Соответственно, каждый родившийся в определённый день недели (а родившийся в среду - ещё и в определённое время суток) должен отдельно поклоняться и испрашивать актуальной фортуны у определённого изображения позы Будды.

Использованные материалы:

topasia.ru - описание буддийских праздничков и традиций

sunhome.ru - статья о буддизме и его главных направлениях

krugosvet.ru - справочный материал на тему «Будда и буддизм»

Цели урока:

а)образовательные: знакомить учащихся с буддейскими направлениями и традициями.

б) развивающие: способствовать развитию памяти, внимания, логического мышления и устных речевых навыков.
в) воспитательные:

  • воспитывать культуру поведения при работе в группах;
  • способствовать развитию интереса к буддейской культуре; умения видеть красоту и гармонию мира глазами буддистов.

Тип урока: формирование знаний.
Форма урока: урок - ассорти.

Средства обучения: доска, мел, карточки по теме «Буддизм», краски,кисточки, маркеры, раздаточный материал, плакат с текстом «Буддизм», магнитофон и кассета, .

Метод обучения: индивидуальная,групповая,фронтальная формы работы.

Виды деятельности: беседа, лекция, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы, участие в учебном диалоге.

Основные термины и понятия: культура, религия, буддизм, учение, махаяна,хинаяна,ваджраяна.

Материал: А. Н. Сахаров, К. А. Кочегаров учебник стр.134-142.

Ход урока

l . Организация деятельности учащихся.

1. Приветствие детей. Психологический настрой

Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас, своих добрых и умных учеников! Но не только я рада вас видеть. Посмотрите, как удивительно ласково и нежно улыбается вам солнышко! Давайте улыбнемся ему в ответ?! А теперь улыбнитесь друг другу. Видите, как весело, приятно и тепло стало всем нам? А чтобы этот день и урок оставались радостными и приятными, пожелайте всего доброго и хорошего себе и своим друзьям. Прикоснитесь ладошками к ладошкам своего соседа по парте и пожелайте успехов ему сегодня.

II. Актуализация знаний.

1. На прошлых уроках мы с вами говорили о том, как возникла религия, какие бывают религии и кто является основоположником тех или иных религий.

Назовите, какие мировые религии вам известны и расположите их на ленте времени по мере их возникновения.

Христианство

(Иудаизм буддизм христианство ислам)

А слышали ли вы о такой религии как буддизм? Что вы о ней знаете?

Как могут достичь свободе буддисты?Для этого надо знать какие правила?Что такое сансара и карма?

3. Игровая ситуация(задание 4,стр.133 из учебника)Ваши родители купили самую нужную вещь,но через некоторое время оно становилось лишним.Охарактеризуйте ваши впечатления по правилам буддистов.
4. Выставка книг, иллюстративный материал к теме.

lll . Работа над новым материалом
Лекция учителя: Учащиеся «отбирают» лексику, которая может войти в словарь понятий и терминов.

Примерный план лекции:

А) Махаяна; (Слайд 3)

Б) Хинаяна; (Слайд 4)

В) Ваджраяна.(Слайд 5)

2.Монастыри (Слайды 6-9)

3.Праздники. (Слайды 10,11)

4.Традиции буддизма(Слайд 12)

Традиционно буддизм делят на Хинаяну («малую колесницу») и Махаяну («великую колесницу»). Хинаяна также делится на колесницу шравак и колесницу пратьекабудд, образуя таким образом Три колесницы. Также три колесницы можно образовать и при другой классификации, когда хинаяна считается единой колесницей, а из махаяны выделяется алмазная колесница «Ваджраяны » (или тантрический буддизм).

Хинаяна («Малая колесница») — колесница последователи которой стремятся к личному освобождению. Называется «малой колесницей», поскольку способна привести к освобождению только самого последователя.

  • Чтобы проделать путь будды, необходимо пробудить и сохранить в себе глубокое и искреннее стремление к Просветлению во имя других живых существ (бодхичитта). Суть этого стремления выражает формула: «Да стану я Буддой на благо всех живых существ!».
  • В буддизме Махаяны считается, что бодхисаттва — тот, кто сознательно отказывается от нирваны, чтобы снова и снова перерождаться ради спасения всех живых существ от страданий .

Во имя всех живых существ (Фото: Gina Smith, Shutterstock)

Праздники
Для понимания смысла буддийских праздников также следует отойти от привычной установки — «сегодня праздник, и, значит, надо радоваться и отдыхать». В праздничные дни накладываются строгие ограничения на поведение людей. Человек должен еще более внимательно следить за собой, так как считается, что в эти дни сила всех деяний, физических и мыслительных, увеличивается в 1000 раз. Увеличиваются в 1000 раз последствия совершенных негативных действий, но и в это же количество раз увеличиваются и заслуги при совершении добрых, благих деяний. Во время крупных буддийских праздников можно наиболее близко подойти к сути учения, к Природе и Абсолюту.
Празднование каждой даты носит, в первую очередь, четко практический характер и направлено на создание чистого пространства в храме, в домах буддистов, в их душах и телах. Это достигается путем совершения обрядов, чтения мантр, извлечения звуков из различных музыкальных инструментов, использования символических цветов и культовых предметов. Вся обрядовая практика имеет силу и свойство квантово-полевого воздействия на участвующих в празднике людей, очищая и восстанавливая их тонкую структуру. В такие дни принято посещать храм, делать подношения Буддам, Учителю и Общине.
Однако, стать участником празднования можно и находясь дома. Для этого нужно обладать знаниями о внутреннем смысле праздника, соответственно мысленно настроиться и включиться, таким образом, в единое поле праздника, которое охватывает всех заинтересованных в нем. Результаты подобного взаимодействия будут даже выше, чем бессмысленное и бездейственное присутствие на церемонии.
В буддийской обрядовой традиции принят лунный календарь. Из-за того, что лунный календарь почти на месяц короче солнечного, даты праздников, как правило, смещаются в пределах полутора-двух месяцев, и вычисляются заранее по астрологическим таблицам. В некоторых буддийских странах существуют расхождения в системах расчета. Кроме того, в буддийской традиции первый месяц года является первым месяцем весны. Большинство праздников приходится на полнолуния (15-й день лунного месяца).

Главными праздниками буддистов являются:
Сагаалган — Новый год
Дуйнхор-хурал — праздник Калачакры
Дончод-хурал — День рождения, Просветления и Паринирваны Будды Шакьямуни
Майдари-хурал — Круговращение Майтреи
Лхабаб дуйсэн — нисхождение Будды с неба Тушита
Зула-хурал — День нирваны Будды Цонкапы.
Также отмечается День рождения Далай-ламы XIV, но он не является каноническим праздником. Одновременно этот праздник фиксированный — Далай-лама родился 6 июля.
В буддийском лунном календаре также существуют дни для особых молебнов — дни Отошо, Ламчиг Нинбо и Мандал-Шива, которые проводятся каждый восьмой, пятнадцатый и тридцатый лунный день месяца соответственно. Также есть дни для особого почитания некоторых божеств, к примеру, Бальжинима — хозяина великолепия и счастья, или Луса — хозяина воды.
На каждый день календаря астрологами просчитана комбинация и следствия дня — помечены дни для стрижки волос, приема лекарств, благополучной дороги или удачного завершения судебных тяжб. Не стоит также забывать, что практически у всех народов, исповедующих буддизм, возведены в ранг праздников и особых ритуалов такие события как переход из одной возрастной группы в другую, постройка нового дома, свадьбы, похороны и другие.

3. Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся.

4. Ответы на вопросы из пособия для учащихся.

Физкультминутка.

Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)
Мы колени поднимаем —
Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)
От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)

5. Работа в тетрадях (записать краткие понятия) Составление словаря понятий и терминов, его обсуждение.

Тхеравада или хинаяна («учение старейшин»; «малая колесница») : Достижение нирваны видится через строгое следование образу жизни Будды Гаутама и его практике созерцания. Оно доступно только тем, кто полностью отказался от мирской жизни (стал монахом

  • Махаяна (в пер. - «великая колесница») учит, чтолюбой буддист, в т.ч. мирянин, может стать бодхисаттвой.
  • Ваджраяна (в пер. - «алмазная колесница») - особое направление махаяны, сложившееся в Северной Индии в 1 в. н.э. В 7 веке легло в основу тибетского буддизма (ламаизма), распространившегося позднее также в Бутане. Непале, Монголии, Бурятии, Туве, среди калмыков.

Бодхиса́ттва (Бодхиса́тва, Бодиса́тва) - человек (или иное существо), поставивший цель выявить в себе Будду, повторив его путь. Побуждение к тому, чтобы проделать этот путь, является не стремление обрести личную нирвану, а любовь ко всем живым существам и искреннее желание спасти их от страданий перерождения.

6. Работа в группах:

1 группа: основные постулаты буддизма. Согласен ли ты с тем, что только постоянно работая над собой, внутренне совершенствуясь, человек может стать лучше?

2 группа: 4 истины буддизма. Согласен ли ты с тем, что любое излишество опасно для человека? Можешь ли ты привести пример из собственной жизни

3 группа: взять конверт. Из деталей собрать мозаику. Определить к какой религиозной культуре относится сооружение и подготовить сообщение об этом сооружении из учебника

Примерные ответы детей:

Основные постулаты буддизма.
1. Жизнь во всех ее проявлениях есть зло и источник страданий для всех живущих.
2. Прекращение страданий в освобождении от желаний (прежде всего от желаний суетных).
3. Освободиться от желаний может тот, кто ведет праведную жизнь (5 обязательных требований: не лгать, нет красть, не причинять зло ближнему, воздержаться от чувственных излишеств и алкоголя).
4. Спасение состоит в достижении нирваны (Особого состояния свободы, покоя и блаженства). Нирваны можно достичь и при жизни, но полностью переход возможен только после смерти.

Будда изложил четыре истины:

1. Жизнь есть страдание (рождение, любовь, болезнь, смерть - все приносит страдание человеку)

2. Причина страданий человека - жажда жизни (жизнь и так все дает человеку, но он хочет большего, отсюда появляются все пороки, которые приносят страдания: гнев, зависть, ревность, злость и т.п.)

3. Чтобы уничтожить страдания нужно уничтожить жажду жизни, т.е. все пороки

4. Путь для уничтожения этой жажды - серединный «восьмиричный» путь, предполагающий правильные воззрения, правильную речь, правильное поведение, правильную жизнь.

Только тогда человек может достигнуть нирваны, остановить цепь страданий.

Обсуждение и взаимооценивание результатов работы групп.

7. Выполнение теста по теме «Буддизм»

Тест

1.Буддизм-самая древняя религия в мире.

а) да

2. Когда и где сформировалась буддейская религия:

а)2500 лет тому назад в Индии

б)1000 лет тому назад в Китае

3.Кто является основоположником:

а)Авраам Ной

б)СиддхартхаГаутама

4.Кого называют Буддистами?

а)любого человека;

б)последователей Учения Будды.

5.Каждый буддист верит:

а)на 4 истины ;

6.Сиддхарта Гаутама решил стать:

б)отшельником

7.Первая истина Будды:

а)сансара;

б)неудовлетворённость,разочарование .