Что такое осознать свое я. Опыты осознания себя. Метод самоанализа из глубокой древности


Тест «осознание себя, своего «Я», своей жизни» - покажет Вам, насколько Вы пробудились, проснулись и видите мир ясно . Человек основную часть своей жизни «спит». Эго человека, его привычки, желания, подсознательные установки руководят его поведением. Делая какой-то выбор в жизни, человек руководствуется не своей интуицией, т.е. не спрашивает своё Высшее «Я» , а следует общепринятым нормам или начинает делать рациональный выбор, призывая логику. И такой выбор сводит человека с его истинного пути. Шаг за шагом человек всё дальше уходит от самого себя, следуя чуждым ему путём. Высшее «Я» человека скрыто под покрывалом потребностей его Эго. Каждодневные дела, материальные нужды отвлекают человека, заполняя его жизнь. Человек думает, что когда-нибудь он изменит свою жизнь. А сейчас он пускает свои дела на самотёк, следуя поговорке «Куда кривая вывезет», вот она и «вывозит» его не туда, куда бы он хотел. Как же проснуться? Как увидеть всё ясно? Как осознать себя и стать собой, прийти к себе? Чтобы пришло осознание своей жизни, чтобы было возможно пробуждение от сна Высшего «Я», чтобы можно было увидеть всё ясно , человеку всегда нужно следовать своим истинным желаниям, которые идут от души, а не навязаны кем-то. Чтобы проснуться нужно намерение - сильное, устойчивое и спокойное желание. Говорите себе каждый день - я хочу проснуться, я хочу видеть истинную реальность, я осознаю себя сейчас. И рано или поздно количество перейдёт в качество, т.е. накопившись в Вашем подсознании Ваше намерение, станет реальностью - Вы проснётесь .

А теперь ответьте на все вопросы теста «осознание себя, своего «Я», своей жизни - насколько Вы пробудились, проснулись и видите мир ясно», и Вы узнаете насколько Вы пробудившийся, проснувшийся, осознанный человек.

Тест представлен в виде шкалы, как это описывает Дарио Салас Соммер, вот цитата из его книги «Практика повышения уровня сознания»:

«Выделим два основных известных нам состояния сознания: сон и бодрствование. Давайте сравним сознание со шкалой термометра. Введем 20-градусную шкалу: 10 градусов выше ноля и 10 градусов ниже. Деления выше ноля обозначают степень бодрствования, а ниже - степень сна. Мы знаем, что существуют различные степени глубины сна. Никогда не принимается во внимание то обстоятельство, что наряду с существованием различных степеней глубины сна существуют также различные степени бодрствования. Человек в процессе своей обычной деятельности может быть более бодрствующим или менее бодрствующим». В данном тесте температура осознанности может колебаться от - 58 до 58 баллов.

Результаты ответов на вопросы теста разделены на 8 групп. Набрав определённое количество баллов, Вы можете оказаться в одной из этих групп: 1.Вы в глубокой спячке, 2.Крепкий сон, 3.Дремота, 4.Вы на грани пробуждения, 5.Вы начали пробуждаться, 6.Вы проснулись, 7.Вы осознанный человек, 8.Ваша воля в Ваших руках. . Расшифровка каждой группы даётся после прохождения теста. Для объективной оценки Вашей осознанности, Вам нужно ответить на все вопросы теста. Отвечайте на вопросы обдуманно и честно.

1. Имеете ли Вы вредную привычку курение:

курю ежедневно

никогда не курил

курю редко, но могу обойтись и без сигарет

бросил

2. Имеете ли Вы пристрастие к алкоголю:

Выпиваю по выходным или каждую пятницу

Вообще не пью

Могу выпить на праздник, но могу и не пить

Если начинаю выпивать, то не могу себя контролировать, бывают запои

Выпиваю каждый день

бросил пить

3. Довольны ли Вы своим весом:

Люблю вкусно поесть, но не переедаю, вес в норме

Имею лишний вес (недостаточный вес) (2-6 кг.)

Имею большой лишний вес или большой недостаточный вес (больше 6-10 кг.)

Имел ранее лишний вес (недостаточный вес), сейчас вес в норме.

4. Имеете ли Вы пристрастие к наркотикам:

Нет

Да

бросил

5. Имеете ли Вы вредную привычку игроманию:

Да

Нет

бросил

6. В каком состоянии Ваше здоровье:

отличное

удовлетворительное

плохое

7. Если Вы чувствуете недомогание, как Вы поступаете:

сразу обращаюсь к врачу

я веду здоровый образ жизни и редко болею

пробую лечиться сам, если нет результата, с неохотой иду к врачу

не хожу к врачам, даже если чувствую недомогание, пойду только в самом крайнем случае

никогда не пойду к врачу

8. Вы довольны своей внешностью:

Абсолютно доволен

Доволен, но не всем

Вообще не доволен

Моя внешность для меня не имеет особого значения

9. Занимаетесь ли Вы физическими упражнениями (спортом):

Да, регулярно

Нет, мне некогда

Время от времени

10. Ваша личная жизнь:

У меня есть любимый человек (муж/жена, друг/подруга), и я счастлив

Я в браке (в отношениях) и несчастлив

Я один и мне от этого плохо

Я один и доволен своей жизнью

11. Ваша работа:

Я занимаюсь любимым делом и полностью доволен (даже если бы не нуждался в деньгах, то всё равно бы занимался этим делом)

Я ненавижу свою работу, работаю только из-за денег

К своей работе отношусь лояльно, но если бы не нуждался в деньгах, там бы не работал

Работа не приносит радости, работаю по привычке (не знаю, чем буду заниматься, если уйду с работы)

У меня престижная работа, работаю из-за статуса и/или денег

12. Есть ли у Вас увлечения, хобби:

Да, у меня много увлечений

Есть одно хобби

Нет

13. Как Вы ведёте себя в споре:

Всегда яростно отстаиваю свою точку зрения, чтобы последнее слово было за мной

Спокойно выслушиваю чужую точку зрения, но остаюсь при своём мнении, не люблю спорить

Люблю поспорить, провоцирую окружающих к спорам, но сам спор воспринимаю, как развлечение

Всегда даю оппоненту возможность высказаться. Мне интересно выслушать точку зрения, отличную от моей - возможно, что-то пригодится.

Чаще отстаиваю свою точку зрения, но иногда могу и уступить

Боюсь спорить, избегаю споров

14. Как Вы отстаиваете свои права:

Могу устроить скандал, если мои права ущемлены

Буду искать компромиссы или пойду на уступки, чтобы не было конфликта

Не позволю ущемлять свои права, но буду вести себя спокойно и уверенно

Чаще отстаиваю свои права, но иногда пасую

15. Как Вы относитесь к общественному мнению (нужно быть замужем, иметь детей, престижную работу, высокий доход и т.д.):

Меня беспокоит мой статус, но я всегда поступаю так, как я хочу

Меня сильно тревожит, что говорят или думают обо мне другие люди

Я стараюсь всегда следовать социальным нормам

Мне всё равно кто и что обо мне думает

16. Когда Вы в компании знакомых оказались в ситуации, где выглядите глупо, смешно, как себя ведёте:

Смеюсь над собой от души, признаю свои промахи

Чаще мне стыдно, неприятно, но я делаю вид, что мне смешно или безразлично

Я сержусь, не люблю, когда надо мной смеются

Чувствую себя очень неловко, теряюсь

17. Авторитетный для Вас человек (или человек от которого Вы зависите) поступил по отношению к Вам некрасиво, что Вы сделаете:

18. Человек, который зависит от Вас, поступил по отношению к Вам некрасиво, что Вы сделаете:

Промолчу, чтобы не портить отношения

Спокойно скажу, что мне это неприятно

Выскажу всё, что думаю о нём, в резкой форме

19. Умеете ли Вы контролировать свои эмоции (обидчивость, вспыльчивость, гнев)

Мне очень трудно контролировать свои эмоции

Часто мне бывает сложно контролировать свои эмоции

Я спокойный человек

Иногда мои эмоции выходят из под контроля, но это бывает крайне редко

20. Как Вы относитесь к неожиданным переменам (в работе, в личной жизни):

Я боюсь перемен, сопротивляюсь им, долго переживаю

Воспринимаю перемены, как новые возможности

Если перемены произошли - переживаю недолго, стараюсь быстрее к ним приспособиться

21. Планируете ли Вы свои дела:

Планирую всегда, даже повседневные дела

У меня не получается жить по плану, постоянно откладываю дела на потом

Планирую важные дела

У меня редко получается придерживаться намеченного плана

22. Если ли в Вашем близком окружении есть люди, поведением которых Вы недовольны, что Вы будете делать:

Пытаюсь изменить их (силой или настойчивыми уговорами)

Осуждаю их

Закрываю глаза на их поведение, чтобы не портить отношения

Перестану общаться с ними

Принимаю людей такими, какие они есть

23. Как Вы выполняете данные обещания:

Я рассеянный человек, могу забыть о данном обещании

Я всегда выполняю данные обещания, даже в ущерб себе

Если по каким-то веским причинам, я не могу выполнить обещание, то скажу об этом

Если по каким-то причинам, я не могу выполнить обещание, буду избегать человека, которому дал обещание

24. Вспомните самое неприятное событие в своей жизни, когда Ваши планы сорвались, цели не были достигнуты. Кто, по Вашему мнению, был причиной этого:

Другие люди и обстоятельства

Я сам был виноват

Никто не был виноват, так сложилась судьба

25. Есть ли в Вашем окружении люди, которые раздражают Вас, злят или те, которых Вы боитесь:

Да

Нет

26. Как долго Вы можете быть без общения:

Неограниченно долго

Недолго

Вообще не могу, мне необходимо общение постоянно

27. Как часто Вы употребляете в своей речи нецензурные выражения:

Среди близких людей или друзей

Никогда не употребляю

Часто, даже в общественных местах

Очень редко

28. Сможете ли Вы высказать своё мнение без подготовки перед большой аудиторией:

Испытываю стеснение, но смогу

Не смогу

Смогу легко



Онлайн-сервис:
Венера в знаках зодиака

Онлайн-сервис:
Марс в знаках зодиака

Онлайн-сервис:
Луна в знаках зодиака

Я часто спрашивал себя: "Кто я?". Сколько дней и ночей потрачено на этот вопрос! Я даже не могу начать считать их. Мой интеллект давал мне ответы, пользуясь тем, что я слышал где-то; все решения были следствием моих ранних обусловленностей. Все слова были заимствованные, безжизненные и они совершенно не удовлетворяли меня. Все они касались только поверхности, а затем исчезали. Но ни одно из них не затрагивало моей внутренней сущности. Ни одно из них не было слышно в глубине моего существа. Они совершенно не влияли на меня. Они даже не соответствовали важности вопроса.

Потом я понял, что вопрос касался центра моего существа, а ответы затрагивали только периферию. Вопрос был моим, а ответы приходили извне. Но само то, что я спрашивал, разбудило что-то внутри меня. Я пытался навязать себе ответы, которые приходили снаружи. Эта идея произвела революцию, но одновременно совершенно новое направление открылось для меня. Я увидел, что все ответы, которые дает ум, совершенно бесполезны. Они не имели ничего общего с проблемой, какой бы она не была. И иллюзия была разбита вдребезги. Какое облегчение!

Как будто рывком распахнули дверь, как будто внезапный прилив света рассеял тьму. Моя ошибка была в том, что я не видел, что это ум дает все ответы. И из-за этих псевдо-ответов, настоящие не могли выйти на поверхность. Я знал, что правда борется за то, чтобы выйти на свет, что в глубинах моего сознания какое-то семя ищет свой путь, пробиваясь через почву, чтобы достичь света. Мой интеллект был помехой этому. Когда я осознал это, ответы стали приходить все менее часто и заимствованное знание начало испаряться. Вопрос шел все глубже и глубже. Я ничего не делал, просто наблюдал. Я чувствовал, происходит какой-то процесс самовыражения. Я был в нем. Что делать? Я просто наблюдал. Периферия отбрасывалась, умирала, исчезала. И центр становился все более активным.

"Кто я?". Все мое тело пульсировало одной этой жаждой. Это было такой бурей! Тело дрожало и трепетало с каждым вдохом.

"Кто я?". Как стрела вопрос пронизывал все препятствия внутри меня.

Снова пришло чувство острой жажды. Вся моя энергия обратилась в жажду. Все.

И как язык пламени вопрос выпрыгивал изнутри: "Кто я?".

Это было удивительно! Ум молчал. Прекратился безостановочный поток мыслей. Что произошло? Периферия была спокойна. Никаких мыслей, никаких впечатлений. Я был там и вопрос был там. Нет, это не точно. Я сам был этим вопросом. А потом произошел взрыв. За секунду все изменилось. Вопрос исчез. Ответ пришел неизвестно откуда. Истина не познается постепенно, она приходит неожиданным взрывом. Ее нельзя принести, она приходит. Ответ - это тишина, а не слова. Когда вы не отвечаете - это и есть ответ.

Осознание своего «Я» — чрезвычайно сложное явление. Его можно добиться при помощи упражнений, описанных ранее, или же непосредственно создав ощущение «Я». означает чувствовать собственную сущностную индивидуальность (то, чем человек действительно является и что отличает его от всех остальных людей). Эта сущностная индивидуальность не имеет ничего общего ни с личностью, ни с телом, ни с интеллектом, ни с эмоциями. Ее также нельзя назвать , хотя она и основывается на нем. Осознание своего «Я» — гораздо более глубокое и обширное понятие.

Известно, что в течение дня у нас иногда бывают моменты самоосознания (но они редки) и периоды «самонеосознания». Например, когда начальник внезапно делает выговор на виду у всех сослуживцев одному из своих подчиненных, тот внезапно пробуждается, осознает себя, одновременно с этим чувствуя стыд, страх, разочарование и неловкость.

Давайте вспомним, что мы говорили о «Я» в прошлых главах: «Я» — это то, что принадлежит сущности человека, «мы» — это то, что не принадлежит ей.. У всех людей есть свое «Я», но обычно оно не участвует в работе интеллекта. К тому же это «Я» неразвитое, незрелое, маленькое, хрупкое и астеничное»

Что произошло со служащим, которому начальник сделал выговор? Почему он почувствовал себя так неудобно, глупо и беззащитно? Проанализируем эту ситуацию более подробно. Человек работал как обычно’ его «Я» спало, а его «мы» бодрствовало. Внезапно он оказывается в центре всеобщего внимания, вынужден пассивно выслушивать начальника и испытывает эмоциональный шок. Его спавшее «Я» вдруг просыпается (любой эмоциональный шок «стряхивает» с человека обычное состояние сна) и вытесняет «мы» из сознания. В этот момент человек ясно видит себя, то есть свою подсознательную структуру «мы», и отождествляет себя с ней. Он чувствует себя бессильным ребенком, обнаженным и сгорающим от стыда. Маска его личности спала, и он сам, как и окружающие, видит себя таким, какой он есть на самом деле, а не каким хочет казаться. (Слово «личность», по-гречески «просопон», означает «театральная маска»).

«Я» скрыто под густой вуалью личности, не позволяющей человеку познать самого себя (познать свое «Я»). Известно, что в толпе человек ведет себя гораздо более спонтанно и демонстративно, чем когда он один. Нам нравится знакомиться и общаться с людьми, ведущими себя спонтанно, поскольку они кажутся более человечными и приятными. Однако спонтанность — это результат хорошо отлаженного автоматизма. Человек способен на спонтанную реакцию в обществе лишь если его социальные автоматизмы отлично функционируют. Когда человек оказывается в ситуации, на которую он не готов отреагировать «автоматически», спонтанность поведения пропадает. По сравнению с животными человек наименее спонтанен, и от них его отличает именно способность к глубокому сознательному размышлению. Так, животные и дети абсолютно спонтанны, но это не означает, что у детей больше человеческих качеств.

То, что мы обычно считаем «спонтанностью», на самом деле является ее противоположностью, поскольку в действительности это компульсивная реакция, являющаяся лишь результатом преобладающих автоматизмов. Истинные общение и эмоции не бывают спонтанными, им нужно учиться. При первых попытках тренировки сознания своего «Я» неизбежна некоторая неестественность. Это происходит потому, что человек учится по-новому себя вести, думать и реагировать. Таким образом, самоосознание лишает человека естественности до тех пор, пока он не привыкнет осознавать себя и действовать от имени «Я», а не от имени личности. Не каждый может достичь , этого добиваются лишь те, кто действительно хочет быть настоящей индивидуальностью.

Самосознание — это отождествление человека со своим «Я», являющимся точкой соединения прошлого и будущего. Сознание «Я» означает также отказ от отождествления со своим восприятием, эмоциями и мыслями, не связанными с истинным «Я». Это не имеет ничего общего с эгоизмом, поскольку представляет собой явление ментального характера, не связанное ни с эмоциями, ни с инстинктами. Мы имеем в виду не то «Я», которое говорит: «я хочу эту машину», «я хочу фруктов» или «я хочу сигарету», «я в отчаянии» или «я счастлив». Наше «Я» — чистый и абстрактный разум, который наблюдает, познает, анализирует и делает выводы.

Человек не может быть эгоистом, если его разумом управляют действительно сознательные и разумные элементы, без собственнических инстинктов, которые обычно определяют поведение людей. С точки зрения истинного значения «Я», мы неверно употребляем слово «эгоизм». Настоящий эгоист — это человек, который существует не как индивид, а как «антииндивид», поскольку все его желания направлены на удовлетворение компульсивных потребностей и питание его ложного «я», которое, как ненасытный идол, требует слепого поклонения и приношения в жертву духовного «Я».

Обычно человек отождествляется со всем, что попадает в поле его внимания, особенно когда это производит на него сильное впечатление. Логично, что такое отождествление приводит к потере самоосознания. У человека, отождествляющегося с происходящим, или, другими словами, проецирующего свое «Я» на происходящее, любое неприятное происшествие вызывает потрясение. Зритель невольно превращается в актера, хотя физически он не участвует в событии. Истинное «Я» является мыслителем и всегда должно им оставаться, в противном случае оно перестает быть «Я» и превращается в «мы».

Рассмотрим интересный факт, который может значительно прояснить явление отождествления. С точки зрения психики, главнейшее отличие состояния сна от состояния бодрствования заключается в том, что бодрствующий человек сохраняет в определенной степени способность отделять себя от своего воображения для того, чтобы наблюдать за ним и анализировать его. Если же человек спит, он полностью теряет способность наблюдать за калейдоскопом своего воображения и превращается в актера, втянутого в действие. Это полностью совпадает с нашей теорией уровней сознания, так как если бы человек был полностью пробужден, он смог бы наблюдать, контролировать и управлять деятельностью своего воображения, чего на практике не происходит. Именно днем, когда человек, казалось бы, находится в состоянии бодрствования, он постоянно теряет способность быть наблюдателем и эмоционально отождествляется с событиями, непосредственно его не затрагивающими. Превращение зрителя в актера всегда происходит из-за проекции его «Я» на происходящее. Таким образом, сон можно определить как проекцию «Я» на подсознание. Периоды сна и бодрствования характеризуются чередованием проекций «Я», которое в течение дня проявляется (хотя и слабо) в сознании, а во время сна — в подсознании. В действительности наше «Я» почти не видит реальный мир, поскольку оно обычно находится в подсознании. Чередование проекций «Я» обеспечивает необходимый гомеостатический баланс организма при переходе от состояния возбуждения (бодрствования) к стабилизации (сну).

Некоторые психиатры утверждают, что ночной сон — необходимое бегство от реальности. Точнее сказать, сон — это временное исчезновение «Я», которое в этот момент проецируется на подсознание, чтобы поддержать и укрепить вегетативные функции организма. Без этих функций жизненный тонус значительно бы снизился. Но что происходит с ребенком, у которого еще нет «Я»? Движущая сила «Я», или динамическая энергия, которая является основой формирования «Я», — это порождающая сексуальная энергия (энергия, а не секс). Таким образом, ребенок имеет исключительно либидинальное «Я» (сформированное из либидо), которое проецируется на подсознание, или на бессознательное, чтобы укрепить слабый организм. Ребенок спит намного больше, чем пожилой человек, организм которого уже изношен. Либидо обеспечивает строительный материал для построения «Я», но когда «Я» достигает своей зрелости, оно оказывается связанным с инстинктивной энергией не более, чем дерево связано с семенем.

Как достичь осознания «Я»? Оно приобретается постепенно в результате отказа от некоторых вредных привычек. Среди них на первое место можно поставить привычку делать несколько дел одновременно и особенно привычку проецировать «Я» на прошлое или будущее, позволяя воображению блуждать. Необходимо все делать по порядку, одно дело за другим, полностью сосредоточивая свое внимание на настоящем моменте. В то же время необходимо отделять восприятие внешнего мира от своего «Я». Например, при просмотре фильма попытайтесь сохранять мысль: «Я» смотрю этот фильм». Обсуждая что-то интересное, наблюдая какое-то особенно впечатляющее событие, читая книгу, принимая пищу, человек должен всегда осознавать: «Я это делаю». Необходимо стараться не терять «Я», то есть не терять осознания своей сущности.

должно происходить одновременно с «самовосприятием», человеку следует воспринимать себя как некую ментальную сущность, отделенную от окружающего. «Я» должно быть здесь, а все внешнее — там. В этом и заключается .

по материалам из книги: Джон Бейнс — «Гипсосознание»

Кто я? Почему я здесь? Куда я стремлюсь, чего хочу? Каковы мои способности и таланты? Какой вклад я могу внести (или уже вношу) в этот мир? Мы задаем себе эти вопросы, когда приходит время меняться, выдвигаться за пределы своих границ. Часто это происходит во время кризисов – возрастных, личностных, финансовых, духовных. И, порою, от ответа на эти вопросы зависит наша жизнь. Может, поэтому как детей, так и взрослых так трогают истории про Чебурашку, Лунтика, Гадкого Утенка?

Одна из моих любимых книг начинается с того, что главный герой приходит в себя в палате психиатрической лечебницы. Он привязан к кровати, и не может вспомнить, как его зовут, откуда он родом и почему он здесь. Однако, он ощущает, что обладает какими-то необычными способностями и может их задействовать. Его задача – выбраться из создавшейся ситуации и понять, как он туда попал. «Девять Принцев Амбера» Роджера Желязны открывает собой удивительный цикл романов о противостоянии Порядка и Хаоса, о параллельных мирах и людях, способных перемещаться между ними. Еще в начале первой книги главный герой узнает о себе и своих близких такое, отчего волосы на голове дыбом становятся. Хорошо, что незадолго до этого он все-таки успел понять, кто он, в чем его сила, особенности и способности. И осознать свою цель.

А вам приходилось задавать себе или Чему-то Большему внутри или вне себя вопрос: «Кто Я?» вкладывая в это все свои силы, энергию, весь свой внутренний огонь? Бывало ли, что вы получали ответ, а потом забывали его? И спрашивали снова, потому что поменялись и вы, и ситуация?

Кто Я?

Этот вопрос помогает осознать, куда мы движемся. Делаем ли мы то, что умеем и любим? Или «тянем лямку», «несем крест», «проходим испытание» и, попутно, задаем себе «два вечных вопроса русской интеллигенции»: Кто виноват и Что делать? Ощущаем ли удовольствие как от процесса, так и от результата своей деятельности? И получаем ли знаки от Вселенной, что идем в верном направлении: благодарность и радость окружающих, деньги, новые возможности?

Вообще, могу ли я сказать о себе, что я на своем месте, в свое время, делаю свое дело? Если мой ответ отрицательный, (чаще всего это ощущается как ноющая пустота внутри, как будто чего-то недостает) – я все интенсивнее спрашиваю себя, кто я, и что мне стоит делать, чтобы получать положительный ответ.

Как это было у меня

Совсем недавно я осваивалась в незнакомом городе, вдали от близких, без денег, личных вещей, своих инструментов и «атрибутов силы». Помимо паспорта, при мне были лишь мои способности, умения и навыки, и огромное желание по-новому ответить для себя на вопросы «кто я?» и «в чем мое предназначение?». В теории я знала, что нужно делать. Заниматься тем, что мне нравится, приносить пользу миру, и чтобы была счастлива и я, и окружающие меня люди. Когда-то раньше мне это удавалось. А когда я чересчур увлеклась «рутиной», заработком денег, игрой в «себя-самую-умную», и подумала, что я действительно знаю , кто я… случилось нечто. Это можно охарактеризовать как кризис, после которого Чебурашка оказывается в посылке с мандаринами, а Корвин из Амбера – в закрытой палате дурдома. В позитивном ключе можно назвать этот кризис трансформацией. Ведь тот, кто сейчас спрашивает «Кто я?» – это уже совершенно не тот «Я», что был раньше. И как по мне, это – прекрасно!

Разные мы

Мы можем отвечать на вопрос о своем предназначении по-разному, покоряя горную вершину, играя в футбол, рисуя картину, сидя за компьютером в офисе, занимаясь ремонтом, готовкой и уборкой, общаясь с детьми, родителями, друзьями, партнером. В каждый из этих моментов мы воплощаем свои цели и развиваем свои способности – и это уже наш ответ на вопрос. Говорят даже, что в каждом из нас от рождения заложено 120 (и более!) талантов, и наша задача – открыть хотя бы 12 из них.

Наши ответы могут также отличаться, когда мы юные, взрослые или старые. У наших предков-славян существовали специальные инициации, облегчающие переход из одной возрастной категории в другую и помогающие сохранить и развить наши уникальные умения, способности, таланты, убеждения, идеалы. Мы можем отвечать на этот вопрос по-разному, ощущая прилив сил и вдохновение, или усталость и раздражение. Спрашивая других, мы также можем услышать о себе разные мнения. Однако, люди могут лишь предполагать – какие мы , наблюдая за нашими действиями и словами.

Кто Я? – могу себе ответить только я, когда смотрю в свое сердце и спрашиваю себя: «Соответствует ли моя жизнь тому, чего я хочу на самом деле? И что мне сделать, чтобы это действительно было так?»

Прямо сейчас, я спрашиваю себя:

– Что я делаю или делал(а) такого, что приносит мне радость и истинное удовольствие?

– На какие виды деятельности я обычно обращаю больше внимания?

– В чем у меня есть вкус? Где мне интересны детали?

– Чем мне нравилось заниматься в детстве?

– Какие люди меня окружают? Как они на меня реагируют? Чему они меня учат? Какие подарки дарят? Что рекомендуют делать?

– Как меня зовут? Когда я родился (родилась)? Ведь в имени и дате рождения может быть заложена программа нашей жизненной миссии.

– Какой у меня тип фигуры? Какие болезни для меня характерны?

– Какие задачи окружают меня? Как, решая их, я могу увидеть свое предназначение?

– За что мне платят? За что мир дает мне поддержку в виде радости, благодарности, состояния счастья?

Каждый раз, задавая себе эти вопросы, я углубляю осознание своей сущности, целей и жизненных задач. И понимаю, какие внутренние ресурсы помогут мне их воплотить. И как, с помощью моих действий, я могу сделать этот мир на капельку светлее и счастливее.

Кто Я?

Каждую минуту и секунду

Я определяю, кто я есть.

Путь мой в никуда из ниоткуда.

Важно то, что есть сейчас и здесь.

Каждую минуту и секунду

Я Вселенной делаю заказ.

Я не помню, кем я был и буду,

Но хочу узнать, кто я сейчас.

Кто я? Кто я? – Спрашивает ветер,

Обрывая листья и кружа. –

Может, я один такой на свете? –

Ни остановить, не удержать…

Кто я? Кто я? – Спрашивает пламя, –

Может, тот, кто спичку подносил?

Или я есть то, что я сжигаю?

Или тот, кто помнил и спросил?

Кто мы? Кто мы? – Спрашивают звёзды,-

Для кого мы светим в вышине?

И ответ на все эти вопросы

Снова зарождается во мне.

Каждую минуту и секунду

Я воспринимаю свой ответ:

Наша жизнь задумана как чудо,

В этом ее сущность и секрет.

Кто ты? Кто я? Кто мы друг для друга? –

Спутники, друзья, учителя?

Если по пути нам, дай мне руку.

Если нет, – не спрашивай, кто я.

ФОТО Getty Images

1. Сократ (470–399 год до н.э.)

Знаменитое изречение на фронтоне храма в Дельфах, которое так нравилось Сократу, гласило: «Познай себя, и ты познаешь богов и Вселенную». Однако этот афоризм призывает не столько к индивидуальному самопознанию, сколько к познанию человеческой природы в общем смысле: человек должен отличать то, что ему известно, от того, чего он не знает.

2. Марк Аврелий (121–180)

В «Рассуждении о самом себе» император и стоик Марк Аврелий напоминает о важности реалистичного взгляда: надо уметь отделять то, что зависит от меня, от того, что от меня не зависит. Чтобы провести это разграничение, необходимо понимать, кто я и чего я хочу. Он утверждает, что познание себя начинается с умения управлять собой и своими страстями.

3. Блаженный Августин (354–430)

«Исповедь» – одно из первых произведений западной культуры, написанное от первого лица. В ней Блаженный Августин открывает свои грехи, ничего не приукрашивая и не утаивая. Это подлинный диалог с самим собой – который при этом полностью обращен к Богу и прославляет его. «Исповедь» Блаженного Августина создает новый жанр: интроспекцию, или самоанализ… Однако для Августина его «Я» существует только в соотнесении с Богом. Появление отдельного «Я» и субъективизма мы увидим только с приходом Ренессанса и гуманизма.

4. Мишель Монтень (1533–1592)

«Кто я?» – этот важнейший вопрос ставится в «Опытах» Монтеня. Уже в обращении «К читателю» философ признается: «Содержание моей книги – я сам». Исследуя собственное «Я» («Я изображаю именно себя»), Монтень старается понять, в чем состоит «удел человека». Позже Паскаль критиковал его обращенность на себя, возражая: «Я» ненавистно». И тем не менее: это лишний раз подтверждает, что «Я» благополучно существует! Так наступила эпоха индивидуальности и субъективизма.

5. Рене Декарт (1596–1650)

Признанный «отцом рационализма», Декарт не меньший вклад внес в субъективизм, развернув философию в сторону личности. Стремясь обобщить наши знания о мире, философ исходит из пресуппозиции, что ничто не существует. Однако, чтобы сказать «Я сомневаюсь во всем», необходимо наличие «Я», субъекта сомнения. Таково его «cogito» – осознанная субъективность мысли: я сомневаюсь, следовательно, «я мыслю, следовательно, я существую». Вот оно, «Я» личностное и конкретное, – «Я» Рене Декарта. Субъективное осознание самого себя становится первым достоверным знанием и основой любого познания.

6. Жан-Жак Руссо (1712–1778)

Автобиографию он вслед за Блаженным Августином называет «Исповедью». Она описывает первые 53 года жизни философа эпохи Просвещения. Далекий от религиозных догм, Руссо прежде всего стремится к искренности, он озабочен тем, чтобы исследовать и рассмотреть самого себя во всей своей уникальности («Я осмеливаюсь верить, что я не похож абсолютно ни на кого, кто когда-либо существовал»). Его книга считается первой автобиографией в полном смысле этого слова. В ней «Я» становится основным вопросом современности, а субъективность – той линзой, через которую человек смотрит на мир. С этого момента путь к психоанализу открыт…