Правда ли что на троицу выплывают русалки. По народным поверьям, можно защитить свою семью от русалок и всяких бед на воде, если на троицу одарить сирот калачами. О традициях и обрядах, соблюдаемых на Троицу

Кем только ни была населена земля наша в древности! Какие только необыкновенные тайны ни открылись далеким предкам нашим! Одна из них связана с героинями многочисленных легенд и страшных рассказов - русалками. Hеделя от понедельника троицыной недели до понедельника следующей недели, Духова дня, издавна называлась в народе "русальной".


Полагали, что до этого времени русалки спокойно живут в воде и без особой надобности из своих жилищ не выходят.


Происходят русалки из времен весьма древних, языческих. Можно предположить, что в те времена они были чем-то вроде местных речных богинь, подобных греческим нимфам. По представлениям наших предков- язычников, это были души умерших родственников: тогда было принято хоронить умерших не только в курганах, но и на распутье дорог, в лесах, а также спускать в воду. Для того, чтобы задобрить русалочьи души, ходили в лес, где на Духов день устраивали пиры-тризны, приносили жертвы душам-русалкам.


Существа, подобные русалкам, описаны в многочисленных преданиях и легендах - от Hила до Клязьмы. В Европе в существование нимф верили даже в век Просвещения, в XVIII столетии. Слово же, близкое по смыслу названию "русалка" - красавица или род духа, - есть почти во всех европейских языках.


Профессор В. Ф. Снегирев писал в прошлом веке, что все поверья о русалках имеют общее происхождение; разница в деталях возникла исключительно из разницы в климате, почве и народных традициях.


Самое древнее предание гласит, что русалки явились на свет в момент падения с неба сатаны. Hекоторые из его единомышленников, с ним вместе изгнанные, упали в воду, откуда и начали творить всякого рода козни против человечества. В языческие времена русалки считались не только речными богинями, которым приносились многочисленные жертвы, но также и владелицами сокровищ и чаровницами. Даже в XVII столетии веру в этих представительниц древней формы жизни официально именовали волхованием и очарованием. Им посвящена была прекрасная опера Даргомыжского "Русалка", созданная на сюжет одноименной поэмы Пушкина.


Слово "русалка" выводят из двух источников - от слова "русло" или от слова "русый", обозначающего цвет их волос. Русалки обладают прекрасными русыми волосами, длинными и густыми. Волосы эти роскошными волнами ниспадают с плеч, прикрывая все тело, обыкновенно совершенно нагое. Hа Западе (вероятно, более благопристойном) русалки чаще являлись изящно одетыми в рыбацкие сети. Существует предположение, что волосы у русалок все же зеленые, но это уж как кому видится. Особенно популярны днепровские русалки (их вообще на Украине в свое время было пруд-пруди). У них имеется даже своя роща Русалок над Днепром.


Русалки предпочитают жить в воде, но на Семик, до Петрова дня, они выходят на берега своих рек, избирая себе для временного жилья старые, ветвистые деревья, преимущественно дубы. Тут они раскачиваются на ветвях, разматывают пряжу, украденную у женщин, ложащихся спать без молитвы.


Отряд русалок непрерывно пополняется. Ими становятся все грудные девочки, родившиеся мертвыми или умершие без крещения, а также утопленницы-самоубийцы. В прежние времена становились русалками все, кто купался без нательного креста. Теперь, надо полагать, от такого способа пополнения русалочьих рядов придется отказаться - найти даму, купающуюся с крестом, весьма затруднительно.


А ведь и ныне многие легкомысленные особы наверняка захотели бы примкнуть к сему нечистому братству. Ведь русалки обладают даром вечной юности и необыкновенной красоты. Живут они в кристальных дворцах, сооруженных на дне водоемов и рек. Hад ними командует царица, назначенная (из русалок же) водяным царем. Иной раз она является и его женою. Существует предположение, что рядовые русалки без указания своей начальницы не могут ни погубить, ни даже испугать человека.


В канун Троицына дня русалки бегают по ржи, разумеется, без всяких признаков одежды, хлопают в ладоши и кричат: "Бух, бух! Соломенный дух! Мене мати породила, некрещену положила". Говорят, что урожайность сельскохозяйственных угодий от такого рода легкоатлетических упражнений резко улучшается, даже простая трава начинает лучше расти.


Есть у русалок еще одно привлекательное свойство. Они обладают умением превосходно петь, да так, что слушающие могут внимать им по нескольку лет, не замечая хода времени.


Впрочем, русалкам есть и полезное применение. Поскольку против их нападения помогает полынь-трава, а также крест, начерченный на земле, то некоторые практичные мужчины поступают так. Вокруг креста рисуют круг, встают в него и тем самым спасаются от весьма назойливых приставаний очаровательных дам. Если удастся одну из них схватить за руку, надеть на нее нательный крест и привести домой, то русалка будет выполнять всякого рода домашнюю работу, питаясь почти исключительно паром. Hо живет она так не более года; на следующую русалочью неделю получает свободу и скрывается на дне речном.


Вполне реальна и семейная жизнь с русалкой. Существует множество преданий, которые гласят, что для этого русалка до смерти должна защекотать будущего мужа, унести его на дно, в свой дом, где он благополучно оживает и остаток дней своих проводит в удивительной роскоши. Русалочьи свадьбы бывают на воробьиные ночи.


Hекрещенные младенцы, обратившиеся в русалок, оказывается, могут получить прощение. Когда им исполняется семь лет, они уносятся на воздух и трижды просят себе крещения. Если кто услышит это, то должен произнести: "Я тебя крещаю, Иван и Марья, во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа". Тогда детскую душу возьмут ангелы. А если никто просьбы не услышит - то силы нечистые.


Русалочьи проводы, или русалочье заговенье, обыкновенно происходило через неделю после Троицына дня. Для этого снаряжалась целая процессия. В разных местах России русалка погребалась то в виде куклы, то - девушки в одной рубахе. Последний раз являлась она в ночь Ивана-Купалы, а после уж затихала до нового года.


Казалось бы, все предания и легенды о русалках - дань российской старине. Hо вот в альманахе "Феномен", выпуск 3-й, находим весьма любопытную статью Д. Виноградовой "Русалки - кто они"? В ней описываются весьма многочисленные случаи недавних встреч с прекрасными представителями и представительницами подводного царства. "25 августа 1974 года в первом часу ночи житель деревни Александр Катаев шел по берегу реки Чусовой. Светила луна. Услышал: кто-то бултыхается в воде, подумал - большая рыба. Hо когда до него донеслось странное бормотанье, он подкрался ближе к берегу, залег в кустах. Метрах в пяти он увидел мужчину и женщину. Hо тут же понял, что это были не люди. Оба серого цвета, только у беременной самки волосы на голове сплошь в рыжих кудрях. "Мужчина" достал из кустов коробку из скрюченной бересты, протянул своей подруге. Они что-то ели, возможно, ягоды. При этом весело махали руками, дергали ногами, самка визгливо смеялась неестественным металлическим голосом. Стучали камнем о камень, искры летели, но огня не высекалось. Переговаривались звуками вроде "кы-кы", "ну-ну". Потом пошли в воду и поплыли бесшумно, были видны только головы. Переплыли реку и быстро полезли вверх по крутой скале. Затем исчезли в темноте.


В их краях, рассказывал впоследствии Катаев, ходит рассказ о том, что в пятидесятых годах, то есть лет тридцать тому назад, в сети рыбаков попал чертенок весь в шерсти. Его вытащили из сетей, но он так дико визжал, ревел и кусался, что его выпустили. Он сразу же убежал в реку. Жители вроде видели и сидящих на плотине у озера русалок. А вблизи этой деревни есть местность под названием Чертов Лог, куда ходить нельзя - там как-то пропал охотник вместе с собакой. Собрали народ, прочесали лес - ничего не нашли. А вот собаки с ними на поиски не пошли, чего-то забоялись..."


Автор приводит еще довольно много примеров такого рода, но главное - опираясь на анализ народных преданий, пословиц, поговорок, на указание предположительных мест обитания русалок и подобных им существ, делает весьма интересный вывод. Общий смысл его в том, что в глубинных карстовых пещерах, подземных полостях, войти в которые можно только через водные преграды (болота, реки, озера, водоемы) или через пещеры, щели, обитают некие земноводные млекопитающие с черно-желто- бурым мехом.


Современная наука данных об их существовании пока не имеет. Hайти их - задача для любителей сверхъестественного и чудесного.


Hу а пока - приближается "русальная неделя". Стоит воздерживаться от купания, как завещали наши предки, с большими предосторожностями ходить около водоемов, а главное - наблюдать, наблюдать тот неизвестный мир, который существует рядом с нами, являя собой или остатки былых земных цивилизаций или...


Алексей БУТОРОВ
Консорциум Прессы, 1994

Русальная Неделя празднуется прямо перед Купалой или летним солнцеворотом. По-другому Русальную неделю называют Гряной неделей, Проводами русалок, Зелёной Неделей, Зелёными Святками, Русалиями, Семик, укр. Клечальная неделя, поль., лит. Зелёная неделя, чех. слов. Русальда . В конце недели совершаются различные обряды, такие как Проводы Русалок, Похороны Костромы и так далее (подробнее в статье ), которые относятся напрямую к поверию, что в этот день русалки окончательно уходят в свои омуты и больше не трогают людей. Последним днём русальной недели считается сам праздник Купала или летнее солнцестояние.

Купальские дни — это особые праздники. Кроме того, что это встреча и провожание русалок, это ещё и поминание умерших. Причём не просто умерших, а заложных покойников, то есть умерших не своей смертью. По своей сути, русалки — это и есть духи людей, которые умерли не своей смертью. До Русалий они не покидают водоёмов, а вот прямо перед Купалой начинают выходить к людям и могут принести много бед. В связи с этим связано немало поверий, обрядов и даже предписаний, что нужно делать на русалии, а что категорически запрещается.

В письменных источниках первое упоминание о русальной неделе относится к Лаврентьевской летописи (около 1068 г.). Христианское писание осуждает день поминовения мёртвых: «Дьявол льстить, превабляя ни от Бога трубами и скоморохы, гусльми и русальи». В более поздних памятниках Русалии характеризуются как «бесовские игрища» и «потехи с плясанием», песнями, с ряжением в маски животных и т. п.

Считается, что на время этой недели землю или мир живых посещают нечистые духи, так называемые «заложные» покойники, существа из иного мира, встреча с которыми ничего хорошего не предвещает. В этот день они находились в непосредственной близи от людей, и их можно было встретить на берегу реки, в поле, где они резвятся или качаются на ветвях деревьев, на перекрёстках дорог и кладбищах. Считалось, что русалки (мавки, русалки-мавки, навки, русалки-навки) — это девушки, умершие не своей смертью или умершие до брака и малолетние дети. От того, что они не знают покоя в ином мире, они могут утащить с собой живых, утопив их в водоёме или защекотав до смерти, поймав в поле (время разгула русалок — это ещё и время цветения ржи) или лесу. Поэтому на время русалий не рекомендовалось в одиночку уходить в лес, и уж тем более купаться. По завершению Гряной Недели и совершении людьми всех подобающих ритуалов, русалки уходят в свой мир, и люди могут вздохнуть свободно, так как оттуда причинить вред живым они не могут до следующей русальной недели.

На Русальную Неделю существовал запрет на все женские дела, как то: рукоделия, стирка, уборка, полевые работы и т.д. Недобрые духи наверняка попытаются помешать такой хозяйке, и чем всё это обернётся страшно себе представить. «Кто будет пахать в эту неделю, у того скот будет падать; кто будет сеять, у того градом побьет хлеб; кто будет прясть шерсть, у того овцы будут кружиться; кто будет городить изгородь, вить веревки, вязать бороны, тот зачахнет и согнется в дугу. Дети лиц, нарушивших Русальную неделю, родятся уродами; приплод скота у этих хозяев будет ненормальным» (Зеленин Д.К. 1916. С. 186).

Эта неделя насыщена событиями, различными обрядами, ритуалами, праздниками, танцами, хороводами, застольями и так далее. Особым почитанием на этой неделе пользуется берёза. Вокруг неё водили хороводы, устраивали массовые гуляния, завивали ветви, оплетали разноцветными лентами, вешали разные вещи, брали ветки берёзы, чтобы украсить ими своё жилище. Считалось, что именно на берёзах — священных деревьях сидят духи на русальной неделе, поэтому здесь же вывешивали различную одежду, возлагали подношения и многое другое. Мёд, хлеб, яйца и другие угощения оставляли как в лесу, около или на берёзах, так и на перекрёстках дорог. Замечателен и такой традиционный обряд с берёзой, как кумление. Для этого одни девушки, либо девушки и парни, находили две молодые березки, пригибали их к земле и связывали верхушками. Из веток заплетали косы, завивали венки, под самим деревом раскладывалось угощение, которое елось и самими людьми, причём среди угощений обязательно должна быть яичница. Некоторые из ветвей связанных друг с другом берёзок заплетали в виде круга (венка) и пары поочерёдно целовались через такой венок, обменивались через него же различными вещами (кумились), после чего называли друг друга кумой (совр. исследователи называют такой обычай — посестримство).

Самые главные праздничные обряды, как то — похороны Ярилы, обряды и ритуалы связанные с кострами и другие, конечно же, приходятся на самый последний день русальной недели — Купалу. Молодые люди часто рядились в эти дни русалками и ходили по селениям, пугая и развлекая людей. Ряженые набрасывались на людей из-за укрытия, спрятавшись за углом, в кустах или поле. Само ряжение должно быть похоже на нечисть, то есть для нарядов парни и девушки использовали маски с жуткими физиономиями, пачкали лицо, надевали на себя рваную и грязную одежду, и традиционно — венки из трав, веток и цветов. Кроме того, это ещё и ритуал по отваживанию русалок. Лучше повстречать ряженого, чем настоящего духа. Чтобы задобрить разгулявшихся русалок, люди развешивали разноцветные лоскуты, рушники, одежду для русалочьих деток по кустам и деревьям вокруг рек, озёр и водоёмов.

Часто на Зелёные Святки пропадала скотина. Винили в этом, конечно же, русалок и для того, чтобы те вернули домашнее животное, делали «относ» в лесу. Для этого на дереве оставляли лапти, хлеб — соль, онучи из женской рубахи, при этом приговаривая:

«Прошу вас, русалки,

Мой дар примите,

А скотину возвратите».

Для тех же целей, чтобы задобрить русалок, попросить их о помощи, девушки и парни ходили в лес, плели венки, вешали их на березы, пели песни по берегам рек, водили хороводы, устраивали праздники, веселье. Всё это способствовало тому, что русалки-навки могли вместо того, чтобы вредить, помогать людям или, по крайней мере, не трогать их.

Во время Русальной Недели совершались разнообразные традиционные обряды, которые относились именно к поверьям в русалок. Называются они Похоронами Русалок или Проводами Русалок. Один из таких ритуалов, который носит ещё и игровой подтекст (что часто встречается в славянской традиции) выглядит примерно так: Девушку наряжают в ритуальную одежду, надевают венок и большой толпой ведут в поле. При этом поются песни, устраиваются пляски, бьют в барабаны, производят много шума (вспомните поверие в гром Перуна, который молниями убивает нечисть), а после того, как «русалку» привели в поле, с неё срывают венок, одежду и пихают в рожь. После этого люди разбегаются, а девушка, которая играет роль русалки, должна догнать кого-то из убегающих. Причём, поймав человека, она должна его щекотать. Сорванный с русалки венок и одежду, сжигают в костре, тем самым выполняя ритуальное провожание духа. Часто, перед тем как вести русалку в рожь, совершали игровой ритуал на кладбище. Для этого собирали цветы , плели венки и девушки вешали их на могилы. В это время появлялась русалка. Девчата разбегались, а притаившиеся парни ловили ряженую девушку, после чего уже вели в поле. Венки же, которые потом собираются с кладбища, используются для различных Купальских и русальных гаданий. Ещё одним вариантом последующих событий являлось то, что русалку привязывали к дереву или столбу и обмазывали дёгтем.

Часто вместо реальной девушки, ряженой в русалку, плели чучело русалки из соломы. С песнями, плясками, шумом, его относили на опушку леса, на окраину поля, либо на берег водоёма, разжигали костёр и сжигали. Иногда такую соломенную куклу вели под руки, а иногда несли на носилках, а то и вовсе в гробу. Вокруг костра водили хоровод всё с теми же праздничными песнями, которые ещё являлись и обрядовыми, обереговыми песнями-заклинаниями.

Ещё одной характерной традицией было ряжение в коня. Конь также исполняет роль русалки, так как по древним поверьям водяные кони, которые служат водяному, являются умершими не своей смертью мужчинами. Для того чтобы изобразить коня, двое мужчин кладут на плечи жерди, а поверх материю или ткань, которая украшена вышивкой, колокольчиками и т.д. Тот, что находится спереди, держит маску коня, которая делается из сена, соломы, тряпок, так же есть упоминания о том, что вместо такой маски использовался реальный череп коня. Коня этого сопровождал специальный погонщик, который также рядился в одежды, надевал маску (водяной). Однако в разных областях и губерниях, а ранее — племенах, обряд этот в небольших мелочах различался. Всю эту троицу — русалок и водяного — прогоняла толпа празднично одетых людей, которые были вооружены палками, кнутами, ухватами и так далее. Ритуалы проходили ближе к вечеру, а то и вовсе ночью, что придавало им особое чувство реалистичности происходящего и даже трепета.

Кроме того, все эти обряды должны проходить весело. Кроме песен, постоянно слышались шутки, прибаутки, весёлые истории. В общем, всё было направлено на то, чтобы люди, весело, со смехом и без страха выпроводили русалок восвояси. Для этого в роли главных исполнителей ритуалов выбирались самые смешливые парни и девушки, которые могли подзадорить людей, рассмешить.

В двух словах о самих русалках:

В одном из ближайших выпусков выйдет статья, которая полностью посвящена , так что подробно останавливаться на этих существах-духах здесь не будем, но всё же в общих словах объяснить, что они из себя представляют и что о них думали наши предки всё же стоит.

В понимании современного человека, который воспитан на сказках о русалках, сказках не совсем русского происхождения, водяная дева представляет из себя такую полудевушку-полурыбу, верхняя часть которой человеческая, а нижняя представляется рыбьим хвостом. Однако это больше западноевропейские представления о водяных жителях. В традиции русских славян русалка выглядит практически так же, как и обычный человек. Так как живёт русалка на дне озера или другого водоёма, то волосы её зачастую окрашены в зелёный цвет, цвет лица и кожи лилейно белый, одежды либо нет вовсе, либо русалка одета в белое одеяние, что соответствует погребальному одеянию в похоронных традициях древних славян. Также на русалках можно увидеть налипшую тину, водоросли, кувшинки в роли украшений и, конечно же, венки. Кроме того, древние славяне верили, что русалки обладают необыкновенной красотой, которая настолько сильна, что может без труда влюбить в себя любого мужчину.

Из своих водоёмов они выходят только во время Русальной недели или во время цветения ржи. Там где водяные девы водят хороводы, рожь начинает колоситься и расти невероятными темпами, что относит русалок ещё и к покровителям плодородия, помощникам человека в этом деле.

Сами русалки — это люди, умершие не своей смертью, заложные, то есть те, кто не отжил свою жизнь как положено и вынужден доживать положенный на земле срок в виде духа под водой или бродя по земле в виде привидения или другого существа. Хозяином русалок традиционно считается водяной, который является очень могущественным и насчёт которого у славян были свои представления и масса традиций. С русалками живому человеку встречаться строго противопоказано. Для живых людей они представляют большую опасность не только в воде, но и на суше. Они могут утащить в омут, утопить, напугать или защекотать до смерти. Причём, во время встречи с русалкой человеку сложно рассчитывать на свою силу и умения, так как русалки умеют гипнотизировать, очаровывать людей своей необыкновенной красотой.

Говорят, что на Русалии можно услышать песни водяных дев. У них красивые голоса, а их песни очень похожи на песни обычных людей. Отличают их по тому, что во время их пения людей предупреждает сорока и постоянно стрекочет. Это своего рода предупреждение об опасности. Насчёт жертв русалок также есть особые представления. К примеру, если человека ловили в лесу и щекотали до смерти, то до тех пор, пока его бездыханное тело не обнаружат, русалки каждую ночь водят вокруг него хороводы, тело его украшают цветами и венками, а сама плоть не подвергается разложению до того времени, пока его не коснётся рука живого человека. Те люди, которых русалки утаскивали на дно озера, становились заложниками водяных дев, чесали для них лён и делали разную тяжёлую работу. Но иногда такие утопленники становились мужьями русалок. На так называемые воробьиные ночи и происходят свадьбы русалок. Такие люди до конца жизни пребывают на дне вместе со своей возлюбленной в невероятной роскоши.

Кроме того, существует поверие, что человек и русалка могут завести любовный роман. Однако ничем хорошим для живого это не заканчивалось. В основном всё оканчивалось тем, что влюблённого человека либо утаскивали на дно водоёма, либо он просто умирал, иссохнув от тоски, не в силах забыть красоты или поцелуя русалки.

Кем только не была населена земля наша в древности! Какие только необыкновенные тайны не открывались далеким предкам нашим… Одна из них связана с загадочными существами, ставшими героинями многочисленных легенд и страшных рассказов, – русалками. Неделя от понедельника Троицыной недели до понедельника следующей недели, Духова дня, издавна называлась в народе «русальной», или «грязной» неделей.

Полагали, что до этого времени русалки спокойно живут в воде и без особой надобности из своих жилищ не выходят.

Кто же они такие, эти странные существа, так пугающие людей своим хохотом, умением защекотать буквально до смерти? Происходят русалки из времен весьма древних, языческих. Можно предположить, что в те далекие времена они были чем-то вроде местных речных богинь, подобно греческим нимфам. А являлись они на свет, как думали наши древние предки-славяне, в качестве душ умерших родственников. Тогда принято было хоронить умерших не только в особо насыпанных курганах, но и на распутье дорог, в лесах, а также спускать в воду. Чтобы задобрить русалочьи души – ведь от представительниц загробного мира никогда ничего хорошего ждать не приходится, – крестьяне ходили в лес, где устраивали пиры-тризны, приносили русалкам-душам скромные жертвы. Совершались такие походы в современный нам Духов, или Троицын день.

Существа, подобные русалкам, описаны во многочисленных преданиях и легендах – от Нила до Клязьмы. В Европе в существование нимф искренне верили даже в век Просвещения, в XVIII столетии. Слово же, близкое по значению к русалке – красавице или роду духов, есть почти во всех европейских языках.

Русский исследователь XIX века профессор В.Ф. Снегирев считал, что все поверья о русалках имеют одно, весьма близкое происхождение. Разница в деталях определяется исключительно разницей в климатических условиях, почве и народных традициях.

Самое древнее предание говорит, что русалки явились на свет в момент падения с неба сатаны. Некоторые из его единомышленников, также изгнанные из рая, упали в воду. Из нее они и начали творить всякого рода козни против рода человеческого. В языческие времена русалки считались не только речными богинями, требовавшими себе многочисленных жертв, но и владелицами сокровищ и чаровницами. Даже в XVII столетии в России веру в существование этих представительниц древней формы жизни официально именовали волхвованием и чарованием.

Слово «русалка» имеет двоякое происхождение. Первый вариант связан со словом «русло», второй происходит от слова «русый» и обозначает цвет волос этих «милых существ». Согласно легендам, русалки обладают прекрасными русыми волосами, длинными и густыми. Волосы роскошными волнами спадают у них с головы, прикрывая все тело, обыкновенно совершенно нагое. На Западе, как всегда, более цивилизованном, русалки чаще являются изящно одетыми в рыбацкие сети. Наши отечественные обитательницы рек и прудов, увы, на сети себе не заработали, даже на самостийной Украине, где, как говорят, русалок пруд пруди. Существует также предположение, что волосы у них все же зеленые, но уж это кому как видится.

Особенно популярны днепровские русалки . У них имеется даже собственная Роща Русалок над Днепром. Им посвящена прекрасная опера А.С. Даргомыжского «Русалка», созданная на сюжет одноименной поэмы А.С. Пушкина. Этим героиням посвящена и одна из лучших картин передвижника-демократа И.Н. Крамского.

Сообщество русалок в прежние, весьма богобоязненные, времена непрерывно пополнялось за счет всех грудных девочек, родившихся мертвыми или умершими без крещения, утопленниц и самоубийц. Также становились русалками все дамы, имевшие привычку купаться без нательного креста. Теперь, конечно, от такого способа пополнения русалочьих рядов пришлось отказаться – найти купающуюся с нательным крестом даму весьма затруднительно, а ведь и воды не бездонны.

В наше время, вероятно, многие легкомысленные особы захотели бы примкнуть к нечистому русалочьему братству. Ведь только русалки обладают даром вечной юности и необыкновенной красоты. Живут они в кристальных дворцах, сооруженных на дне водоемов и рек. Командует над ними царица, назначаемая из среды самих русалок водяным. Иной раз она является и его супругой. Существует предположение, что без указания своей начальницы рядовые русалки не имеют права ни погубить, ни испугать человека.

Есть у русалок одно весьма привлекательное свойство. Они обладают умением превосходно петь, причем так, что слушающие могут внимать им по нескольку лет кряду.

Жить русалки предпочитают в воде, но на Семик, до Петрова дня они выходят на берег водоемов, где обитают согласно прописке. В эту пору они живут на временных квартирах, которыми служат ветвистые деревья, чаще дубы. В эту пору русалки предаются всевозможным удовольствиям – качаются на ветках и разматывают пряжу, украденную у женщин, ложащихся спать без молитвы.

В канун Троицына дня приходит самая приятная пора земной жизни русалок. Они бегают по ржи, разумеется, без всяких признаков одежды, хлопают в ладоши и громко кричат: «Бух, бух! Соломенный дух! Мене мати породила, некрещену положила!» Говорят, что урожайность сельхозугодий резко увеличивается после таких легкоатлетических упражнений: даже простая трава начинает лучше расти, прямо как после принятия судьбоносной Продовольственной программы.

В эту пору русалки чаще всего нападают на людей, но против них есть несколько средств. Помогает полынь-трава, а также крест, начертанный на земле. Вокруг него рисуют круг, встают в него и тем самым спасаются от весьма назойливых приставаний очаровательных дам. Кстати, одну из них вполне можно схватить за руку, надеть на нее нательный крест и привести домой. Русалки весьма охотно выполняют всякого рода бабью домашнюю работу, при этом не ворчат по поводу и без оного, а питаются исключительно паром. Правда, живут они в таком рабстве всего год, на следующую русалью неделю они получают свободу и скрываются на дне речном.

Существует множество преданий, которые утверждают, что с русалкой вполне реальна и семейная жизнь. Для этого русалка должна до смерти защекотать своего избранника, унести его на дно в собственный дом, где супруг оживет и счастливо проведет остаток дней своих в необыкновенной роскоши. Свадьбы русалочьи устраиваются только в определенную пору – на воробьиные, то есть самые короткие, ночи.

Некрещеные младенцы, обратившиеся в русалок, могут получить прощение. Когда им исполняется семь лет, то они уносятся из воды на воздух и трижды просят себе крещения. Если кто услышит это, то должен произнести: «Я тебя крещаю, Иван и Марья, во Имя Отца, и Сына, и святого Духа». Тогда детскую душу возьмут ангелы, а коли никто не услышит ее призыва – то силы нечистые.

Русалочьи проводы, или русалочье заговенье, после которых они отправляются назад в воду, на Руси устраивались обыкновенно через неделю после Троицы. Для этого снаряжалась целая процессия. В разных местах русалка погребалась по-своему – в виде куклы или девушки в одной рубахе. Последний раз дозволялось русалкам явиться на землю в ночь на Ивана Купалу, после чего они затихали уже до будущего года.

Казалось бы, все предания и легенды, связанные с русалками, – не более чем дань российской старине, но вот альманах «Феномен» в третьем выпуске опубликовал любопытное свидетельство Д.Виноградова «Русалки – кто они?». В материале описываются весьма многочисленные случаи современных встреч с прекрасными представительницами подводного царства.

«25 августа 1974 г. в первом часу ночи житель деревни Александр Катаев шел по берегу реки Чусовой. Светила луна. Услышал: кто-то бултыхается в воде, подумал: большая рыба. Но когда до него донеслось странное бормотание, он подкрался ближе к берегу, залег в кустах. Метрах в пяти он увидел мужчину и женщину. Но тут же понял, что это были не люди. Оба сплошь серого цвета, только у беременной самки волосы на голове сплошь в рыжих кудрях. «Мужчина» достал из кустов коробку из скрюченной бересты, протянул своей подруге. Они что-то ели, возможно, ягоды. При этом весело махали руками, дергали ногами, самка визгливо смеялась неестественным металлическим голосом. Стучали камень о камень, только искры летели, но огня не высекалось. Переговаривались звуками вроде «кы-кы», «ну-ну». Потом пошли в воду и поплыли бесшумно, были видны только головы. Переплыли реку и быстро полезли вверх по крутой скале. Затем исчезли в темноте.

В их краях, рассказывал впоследствии Катаев, ходит рассказ о том, что в 1950-е годы, то есть 30 лет тому назад, в сети рыбаков попал чертенок, весь в шерсти. Его вытащили из сетей, но он так дико визжал, ревел и кусался, что его выпустили. Он сразу же убежал в реку. Жители вроде видели и сидящих на плотине у озера русалок. А вблизи этой деревни есть местность под названием Чертов Лог, куда ходить нельзя – там как-то пропал охотник вместе с собакой. Собрали народ, прочесали лес – ничего не нашли. А вот собаки с ними на поиски не пошли, чего-то забоялись…»

Автор приводит еще много примеров подобного рода. Опираясь на анализ многочисленных источников, он указывает и на предположительное место обитания русалок и подобных им существ – это глубинные карстовые пещеры, подземные полости. Вход в них зачастую бывает через водные преграды – болота, реки, озера, а иногда через пещеры или щели. «Искомый примат – это млекопитающее полуводное животное, имеющее черно-желто-бурый мех». Автор делает вывод, что зоологический прототип мифического персонажа существует в реальности.

Современная наука пока не в состоянии ответить на все вопросы, связанные с такими животными, а потому необходим поиск новых данных. Быть может, наблюдая этот неизвестный мир, существующий рядом с нами, кому-то и доведется узнать, являет ли он собою остатки былых земных цивилизаций или…

18.01.2017 15:52

Русалки являются персонажами славянского фольклора. Сейчас мы относимся к ним к некоторым скептицизмом, однако наши предки в них верили и относились весьма серьезно.

Согласно поверьям, русалки живут в реках, в лесах и полях, а потому для наших прабабушек, которые жили в деревнях рядом с природой, встречи с ними были не таким уж редким явлением, а истории про русалок были у всех на слуху. Сейчас мы живем в современном мире, и многие из нас проживают в городских квартирах, которые далеки от дремучих лесов и таинственных озер. Но кто знает, что таится в этих местах на самом деле? Может быть, наши прабабушки были не такими уж и сказочницами?

В этой статье женского Интернет-журнала «100 миров» мы познакомимся с некоторыми историями про русалок, которые дошли до наших дней из фольклора.

Русалка на поле

Был на окраине одной деревни перекресток, который имел дурную славу. Одна из дорог вела прямо в город, и люди ходили по ней в монастырь, чтобы помолиться. И именно это место облюбовала нечистая сила - говорят, что здесь случалось всякое. И в первую очередь нечисть приставала к тем, кто шел молиться - старалась сбить людей с пути истинного.

Шел как-то мужик один в город, хотел добраться засветло, но не получилось. Уже смеркалось, и показался месяц, когда он дошел до перекрестка. Видит - сидит у дороги молодая девушка, совсем одна. Расчесывает волосы, а сама плачет.

Подошел он к ней и спросил, что случилось. Она ответила ему, что шла к монастырю и заблудилась. Мужик не бросил красавицу в беде и обещал ее отвести, все равно ведь им по пути.

Пошли они дальше вместе. Дорогу до монастыря он знал прекрасно, но чудеса какие-то - уже час прошел, а дорога все не заканчивается. Начал мужик нервничать, а девушка повеселела - идет себе и смеется, песни поет. Стала она с ним кокетничать, да только до нее рукой не дотронешься - так она быстро и ловко идет, что ее не догнать.

Подошли они к полю, на котором были разложены копны собранной ржи, а она вдруг взяла да шмыгнула за копну и вновь начала как будто плакать. Стал мужик ее искать, а ее голос то за одной, то за другой копной слышится - и нигде ее нет.

Так и искал он ее до самой зари, забыв о том, куда шел. Завела его русалка за город, за тридцать верст - только утром он и опомнился.

История про русалку в бане

Отправился как-то один мужик в баню помыться. Дело было зимой, а время было уже позднее, ночь - двенадцать часов. Ушел - и нет его.

Забеспокоилась его жена - почему мужа нет так долго? Пошла в баню его искать, а его внутри не оказалось.

Смотрит - а от бани ведут следы, прямо к реке. Пошла она по следам и увидела, что муж ее сидит на камне среди воды, совсем голый. А на дворе - зима, кругом снег!

Спросила она его, как он там очутился и зачем. И он сказал, будто в баню пришла русалка и позвала его за собой, а он и пошел следом почему-то. Русалка шмыгнула куда-то, а он так и сидит нагой на холоде. Стала жена говорить: «Аминь», и «зааминила» - он очнулся и встал. Однако как ему выбраться? Вокруг холодная вода, и глубина большая. Как он туда попал - сам не знает, а обратно без посторонней помощи ему никак.

Пришлось супруге знакомых звать на помощь, мужа вытаскивать. Люди веревку ему кинули и сумели вытянуть бедолагу обратно на берег.

А ведь недаром говорят, что - место нехорошее, нечистое, страшное…

Несчастье грубого рыбака

Поставил как-то один рыбак сети на озеро, да все ему не везло. День прошел, два - а рыбы нет. На третий день он разозлился - убрал сети, плюнул в воду и выругался.

Пришел он домой и вдруг начал болеть неизвестной болезнью. Силы его стали покидать, а чем болеет - непонятно. Пошла его жена к знахарке, та дала ей заговоренной водицы и велела умываться. Да только все без толку. Супруга как пришла домой к вечеру, так и заснула от усталости. И приснилось ей, что дверь в их избу отворилась, и вошли русалки. И велели они ей воды этой мужу не давать и не помогать ему - обижены они на него, поскольку он на их свадебный стол плюнул!

Проснулась жена и увидела, что их ягнята, что стояли в стойле при доме, мертвые лежат - ноги выдернуты. А потом и муж умер, и никак ему помочь было нельзя.

Вот такая страшная история про русалок! Говорят, русалки - народ злой, обидчивый. И в воду плевать нельзя, да и ругаться тоже - так можно и накликать беду…

История про плен у русалок

На Руси с давних времен существовало поверье - нельзя никого проклинать, иначе за проклятым могут явиться русалки и утащить в свое логово.

Однажды портной поссорился с женой и в сердцах послал ее к шутам. Ночью, около полуночи, женщина вышла во двор по малой нужде - и обратно не вернулась.

Искали пропавшую жену портного две недели, но никто ее не видел. Тогда стали люди за нее молиться и беднякам милостыню подавать. И вот, через несколько недель, в полночь подкатила к их дому телега - скинула она что-то с возу, да и укатила.

Смотрит портной - а это супруга его, худая и измученная. И рассказала женщина, что после того, как муж ее послал к шутам, она вышла во двор - и там ее окружила какая-то потустороння сила и уволокла прочь. Утащили ее к реке и затянули в воду, прямо в гнездо русалок-шутовок.

Так и жила она с ними несколько недель. Рассказала, что живут русалки подобно людям - шьют, едят, заводят семьи. Да только по ночам вылезают они из своего гнезда да ходят по деревням - высматривают, где люди без молитвы есть садятся, смеются за трапезой и еду на пол кидают. Смотрят, у кого двери и окна не «зааминили», и к кому в дом можно проникнуть. Ходят - и воруют детей, а также тех, кого прокляли близкие.

Сначала русалки женщину не обижали. Но потом, когда близкие начали за нее молиться, стали они ее морить голодом да издеваться. Но близкие отмолили родную душу - тогда они и вернули женщину домой.

Вот такие рассказывают жуткие истории про русалок! Однако в них есть своя мораль, не так ли?

А вы верите в истории про русалок?

Статья написана с использованием материалов книги про русский фольклор «Ангел-хранитель, дух-искуситель и домовой».

Анастасия Черкасова, женский сайт "100 миров"

Перейти к разделу:

Русальная неделя, которую в некоторых областях называют Троицкой или также Прощальной, в календаре восточных славян приходится на дни, начиная с праздника Троицы или сразу после нее.

Хотя русалки и не имеют никакого отношения к христианству, этот праздник тесно переплелся с православием от языческих времен. Никакие проповеди в храмах и грозные предостережения священников не смогли стереть из народной памяти языческие обычаи и традиции, связанные с явлениями природы и темными силами.

Разумеется, уже не все эти обычаи соблюдают, большинство людей даже не подозревают об их существовании. Тем не менее русальная неделя имеет место быть, в разных областях ей придают разное значение. Где-то русалок опасаются, где-то, наоборот, обращаются к ним за помощью в делах сердечных или хозяйственных.

Кто такие русалки?

Славянские русалки лишь отдаленно похожи на андерсеновскую русалочку. Общее между ними только одно - они живут в воде, да то не всегда. У некоторых народов считалось, что это лесные девы. Русалочки славянские по поверью - это души умерших от несчастной любви девушек и женщин, неупокоенные души утопленниц и самоубийц. Раз в год, на русальную неделю, души в виде прекрасных девиц выходят на божий свет, бродят по берегам рек и озер, лесным чащам, веселятся, водят хороводы. Ради развлечения эта красивая нечисть не против и пообщаться с людьми. Итоги такой встречи считались непредсказуемыми. Гнев русалок страшен - они могут испортить урожай, лишить красоты, свести с ума и самое страшное - защекотать до смерти или утащить с собой в пучину или лесную чащу. В то же время, понравившемуся человеку они могут указать клад, сделать так, чтобы любимый ответил взаимностью.

Встречи с этими красивыми наядами искали только самые отчаянные головы, которым терять было нечего.

Чего стоит опасаться в русальную неделю

Какими бы красивыми не представляются русалки, все же это нечистая сила. Наиболее богобоязненные люди старались избегать встреч с ними.

— В эту неделю не купались в реках и водоемах и старались даже не подходить к ним, чтобы не попасть в вечный плен водяных. Особенно это касалось юношей: не дай бог понравиться нечистой силе - утащит в воду, женит на себе и не выпустит!

— Лесные чащи тоже считались опасными, в эти дни никто ходил в лес без особой нужды, и всегда брали с собой компанию. Даже проехать на лошади лесом представлялось делом рискованным.

— Невестам, беременным женщинам и кормящим мамам традиции вообще запрещали выходить со двора. Древние люди считали, что русалки из зависти могут навредить женщине или младенцу.

— В некоторых регионах считалось, что лесным девам присуще что-то вроде женской солидарности. К примеру, если женщина, обиженная мужчиной, пожалуется наяде, то этого изменщика или домашнего деспота могут так наказать, что он сойдет с ума или окажется на кладбище.

— Бегали девушки к русалками и за помощью в любовных делах. Правда, по преданиям, русалки помогали не просто так, им нужно было заплатить. Иногда дело ограничивалось красивым платочком или бусами, а иногда и более серьезными вещами - например, жизнью ребеночка.

— В русальную неделю крестьяне старались защитить свои посевы и домашнее хозяйство. Существовало стойкое поверье, что русалки могут наслать неурожай и падеж скота. Защищали свое хозяйство оберегами и подношениями речным и лесным девам.

Как защититься от русалок?

Самой верной защитой от нечистой силы всегда было крестное знамение. Примерно так же, как в повести Н.В. Гоголя «Вий», люди очерчивали круг вокруг себя или дома, и крестили его. Вешали крестик не только на грудь, но еще и на спину.

Те, кто не сильно надеялся на божью защиту, обвешивали себя травами против нечистой силы. С собой и на себе носили всю неделю пучки полыни, молодой чеснок, листья любистока и крапивы. В кармане или на шее держали осиновый крест.

В некоторых народах русалок было принято задабривать подношениями. Почему то считалось, что аромат свежего каравая задобрит лесную нечисть. Люди клали свежий разломленных хлеб у ворот или на крыльцо, чтобы русалки прошли мимо.

Во дворе на деревьях развешивали лоскуты красной ткани, а дома украшали венками из трав снаружи и внутри.

В северных деревнях на Руси с русалками было принято «кумиться», то есть как приглашать породниться. Считалось, что имея в родственниках нечистую силу, можно не опасаться от нее вреда.

Для этого выбирали молодую березку, украшали ее лентами и водили вокруг нее хороводы. Обязательно делали качели из веток, чтобы лесные девы могли вдоволь развлечься. Но после праздников все это тщательно убиралось, чтобы русалки отправлялись восвояси и устраивались проводы русалки - с песнями и плясками молодежи, играми у костра.

Гадания на русальную неделю

Где нечистая сила, там и ворожба! Девушки использовали русальные дни, чтобы погадать на свою судьбу. В первую очередь их интересовало замужество и достаток в доме. Именно с этим и связаны гадания на русальную неделю.

Из луговых или лесных цветов плели венок и забрасывали его на крышу своего дома. Если венок падал на землю, это означало, что девушка в этом году выйдет замуж. А если же он застревал на крыше, то подвенечное платье в этом году не потребуется.

А если суженный у девицы уже имелся, но она сомневалась в его чувствах, то гадала на соке зверобоя. Несколько цветков этого растения срывали, сжимали из всех сил в руке, чтобы появился сок. Если сок был красного цвета, то это означало страсть и верность. Ну а если сок был бесцветным, то увы, — сердце избранника было холодным.

Если девушку такое положение вещей не устраивало, то она обращалась к русалкам за помощью. В ночь на четверг русальной недели девицы, которые страдали от неразделенной любви, отправлялись в лес или на берег реки и оставляли там своеобразный сигнал о помощи в любовных делах. В качестве платы за услугу в красную тряпицу заворачивали бусы, новую ленту или монетку, клали ломоть свежего каравая. А под узелок клали прядь своих волос. Считалось, что русалка, как экстрасенс, сама догадается что нужно сделать.

В областях, где росли хвойные деревья, девушки гадали на смоле. Несколько девиц на рассвете шли в лес. Найдя старую сосну или ель собирали с одного дерева смолу. Дома в укромном месте смолу рассматривали.

Чем светлее и жиже смола, тем лучше - это означает, что жизненный путь пройдет легко, без препятствий. Чем темнее и гуще смола, тем сложнее придется: встретится много преград и неудач.

Можно по-разному относиться к древним поверьям, а уж надеяться встретить сегодня в лесу или возле водоема русалку, вряд ли приходится. Тем не менее, старинные обычаи почему то не канули в лету, а наоборот, оживают. Это может быть вечным желанием людей верить в чудеса или перипетиями генетической памяти. Но вряд ли случится что-то дурное, если поддержать традиции предков в русальную неделю.