Что является тотемом хоринских бурят. Хори-туматы. Балагаты при советской власти

Прибайкалье и Забайкалье, как показывают исследования археологов, были населены людьми, начиная с конца древнекаменного века, около 25-15 тысяч лет назад. В степных краях Забайкалья существовала культура раннескотоводческих племен. Эти племена степного Забайкалья явились основой формирования позднейших бурят и других степных племен.

Средневековая эпоха (V - VIIIв.в.) - это особый период истории Бурятии, в течение которого постепенно шло становление бурятской народности.

С III века до н. э. в раннем средневековье происходило передвижение древнемонгольских (протобурятских) племен, связанное со сменой друг друга. Так, в III - II вв. д. н. э. в Прибайкалье появляются тюркоязычные курыканы, вытесненные гуннами из Забайкалья. С их приходом из Забайкалья ушли самодйцы (ненцы, энцы, селькупы и др.) и часть тунгусов. После этого здешние раннемонголы (протобуряты), тюрки, остатки тунгусов, стали жить рядом друг с другом. Из этих групп сформировался сильный союз, который существовал до IХ в.

В Забайкалье в начале средневековья - на рубеже V - VI вв, поселилось раннемонгольское племя Буртэ - Чино (Бурита - шоно), тотемное название шоно - волк. Тотем - это дикое животное, которое, как верил человек, выступало его защитником от злых духов, его покровителем. Этим животным люди стали поклоняться, относиться к ним, как членам своего рода, как к самому себе. У бурят каждый род имел своего тотема. В VII - IX вв. племя Буртэ-чино вступило в тесный контакт с местным тюркским племенным объединением - байегу - байырку. В результате постепенной ассимиляции образовалась новая этническая общность - баргуты, которые стали говорить на монгольском языке.

В летописи В. Ю. Юмсунова "История происхождения одиннадцати хоринских родов" написано, что один из сановников по имени Барга - батор - тайсун - нойон взял с собою младшего сына царя по имени Буртэ шоно и бежал с ним. Он переправился в страну Гонбо через множество рек, перевалил через множество перевалов и, наконец, остановился на южном берегу озера Байкал. И там встретился с народом Бэдэ, имевшем там свое исконное обитание. Когда он рассказал обо всех причинах и обстоятельствах своих странствий, тот народ посовещался между собой и решил возвести его нойоном над всеми на том основании, что он царский сын. Его возвели в 304 году по русскому летоисчислению в нойоны, а Барга - батор - тайсун стал его сановником.

Спорными являются даты рождения и прихода Бортэ (Буртэ) - Чино (Не - оно). Если профессор С. Ш. Чагдуров считает, что 1700 лет назад прибыл с юга наш пращур Бортэ - Чино, то в "Дyхэригэй литэ" написано, что Буртэ - Чино родился 1240 лет тому назад. Конечно, такое расхождение в датах вводит читателей в заблуждение. Поэтому разрешение этого вопроса - прерогатива ученых - исследователей. Длительный исторический путь, пройденный хоринцами, очень сложен и во многом не ясен. Вопрос о происхождении хори - бурят затрагивался во многих исторических и этнографических трудах. В работе Г. Н. Румянцева "Происхождение хоринских бурят" - говорится, что генеалогический миф хоринцев приурочивает их первоначальную родину к верховьям реки Лена и к острову Ольхон.

В Х веке в Забайкалье на историческую арену выходит раннемонгольское племя кури (хори, хор). Они вступили в союз с туматами (тумэду - уд), которые жили западнее хори. Очевидно, что туматы были потомками курыкан - бурят. В монгольской истории - хронике "Сокровенное сказание" в числе других монгольских племен упоминаются хори - туматы. По "Сокровен - ному сказанию монголов": во главе хори - туматов находился Хорилардай мэргэн. В состав этого племенного объединения входили разные родовые группы различного происхождения. Стойбище данного объединения находилось в стране Баргуджин - Тукум. (Это, по всей вероятности, территория от бассейна Ангары и Лены на западе до Приононья на востоке). Ареал расселения хори - туматов был велик. Обратимся к трудам Ш. Б. Чимитдоржиева. В частности, в книге "Хождение хори - бурят к белому царю" читаем: "Хоринцы, как все бурятские роды, занимались кочевым скотоводством и охотой, и их образ жизни носил весьма подвижный характер. Они находились в постоянном движении. К тому же, из - за пастбищных и охотничьих угодий, имели место междоусобицы. Эти и другие причины могли вызвать перемену мест обитания хоринцев. Если в древности и раннем средневековье хори-буряты жили в Прибайкалье, то в позднем средневековье они обитали в Забайкалье".

Далее в своей статье "Бурятия в средневековье" Б. Доржиев отмечает, что в XI веке группа средневековых хори в составе протомонгольских киданьских племенных войск вторглись в курыканские владения. Курыканы - тюрки, не желавшие подчиниться завоевателям, ушли на север и там положили начало формирования якутского этноса. Здесь основным населением становятся курыканы - буряты. В то время, считает Н. П. Егунов, во всем Прибайкалье образовался общий племенной союз, состоящий из хори - туматов и бурят - курыкан. Этноним "буряты", согласно одной из версий, впервые возник в курыканское время. Тогда в Приангарье обитало тюркоязычное племя буруты (буряты, по бурятски - буридууд), состоящее в курыканском союзе. Со временем они смешались с хори - монголами и стали называть себя бурятами. Сначала этот термин стал названием прибайкальских, затем забайкальских племен. Значительно позже, в XVII веке, монголоязычные племена Прибайкалья стали называться бурят - монголами. Таким образом, наши предки жили за 3 - 4 столетия до Чингисова государства.

Согласно легенде, приведенной в "Монголын нууц товгоо", одним из основных предков был Буртэ - Чино, супругой была Гуа - марал. У них было несколько сыновей, одного их них звали Хорилардай Мэргэн (Хоридой - Мэргэн). Супругой была Баргуджин - Гуа. У них родилась дочь Алан - гуа в хори - туматской земле, в местности Арих - Усун. В земле хори - туматов начались ссоры из-за звероловческих угодий, и их род хорилар откочевал к Бур - хан - Халдуну, в районе реки Онон. Как повествует легенда, представители местного рода братья Дува - Соохор и Добуун Мэргэн увидели, как по речке Тунгелик подкочевывает к югу незнакомое племя. Добуун - Мэргэн навестил незнакомцев. Он узнал и о девушке. Звали красавицу Алан - гуа. Вскоре, посватавшись, Добуун - Мэргэн взял Алан - гуа в жены. По утверждению С. А. Гурулева, в средневековой могольской историографии Алан - гуа считается родоначальницей рода борджигина, к которому принадлежал и Чингис-хан. Многие историки считают ее вымышленной, мифической. "Однако, в летописях она изложила с такими необычайными подробностями, подкупающими простотой и логичностью, что в нее нельзя не верить. В истории назван род хорилар, указан предводитель, родоначальник Хорилартай - мэргэн, говорится о хори - туматской земле. Далее в летописях приведена подробная родословная, восходящая к Чингис - хану. Если следовать к родословной, то между Алан - гуа и Чингис-ханом насчитывается десять поколений. Это позволяет вычислить время, на которое приходится жизнь Алан - гуа, признавая ее за историческое лицо. И это время определяется концом IX в.

Отсюда можно сделать вывод о существовании племенных группировок, которые впоследствии составили ядро бурятской национальности в IX в., т. е. задолго за 3 - 4 столетия, до периода монгольских завоеваний. Эти племенные группировки имели тесные связи с монголами.

В н. XIII в. образовалось единое Монгольское государство. Ему был подчинен бурятский племенной союз. Состоящие в данном союзе бургуты сразу стали на сторону Чингис-хана, добровольно присоединились баяуты, ойраты. Силой были покорены туматы, хори, меркиты и лесные народы Прибайкалья. В своей книге "Сказания об облавных охотах" Гурулев пишет, что племя хори подчинилось монголам и сохранило определенную самостоятельность. Племя хори было полностью передано в ведение ойротов. Вместе с тем, отдельные родовые группировки не разделяли политику вассальной подчиненности кому - либо, монголам или ойротам. Они либо поднимались на борьбу, либо присоединялись к тем, кто искал лучшую долю. Вот почему родовые группы хори разбросаны среди многих народов - монголов, тувинцев, баргутов.

Время не сохранило подробностей и периода вассальной зависимости хори от ойратов. Лишь известно, что позднее хори перешли в подчинение к баргутам. Позднее племя хори оказалось в вассальной зависимости у восточномонгольского Алтан - хана (1532 - 1582). Вероятно, в это время хори кочевали в Барге (Внутренняя Монголия КНР). В 90 - х годах XVI в. хори, кочуя в Барге, принадлежали уже солонгутскому князю Бубэю. Хори предприняли попытку бежать от Бубэя, но через несколько лет их основная часть была возвращена в Баргу.

Появление мифов и легенд хори-бурят связано со сложной историей, пережитой племенем хори.

Хорек (хорь) - хищное млекопитающее, относится к семейству куньи, роду хорьки и ласки (Mustela ), подроду Putorius.

Прививки

Как любое домашнее животное, хорька необходимо вакцинировать от чумы плотоядных, бешенства и лептоспироза. Хорьки наиболее подвержены аллергии на прививки, поэтому перед вакцинацией необходимо проследить, чтобы зверьку ввели антигистаминный препарат, а после прививки подождать полчаса, чтобы убедиться в отсутствии аллергической реакции.

Стерилизация

Если зверька заводят в качестве домашнего питомца без последующего разведения, хорька самца необходимо кастрировать, а самку стерилизовать, это значительно снизит специфический запах, который появляется у животных в период полового созревания.

Даже кастрированные зверьки имеют специфический мускусный запах шерсти, поэтому раз в неделю зверька необходимо купать с использованием специальных обезжиривающих шампуней и паст.


Хорьку нужна не только свобода, но и небольшая личная территория, где зверек будет отдыхать, ведь спят хорьки много, как и кошки. Поэтому клетка для хорька должна быть оборудована домиком или гамаком, а держать ее открытой или закрытой — должен решать хозяин. Хорьки интеллектом превосходят даже собак, легко обучаются и могут научиться закрывать клетку самостоятельно.

Характер домашнего хорька

Домашний хорек – крайне любопытное животное, он будет изо дня в день методично исследовать все потайные места квартиры, не упуская возможности забраться в самый узкий уголок. Наигравшись в мусорном ведре, он может там же и заснуть. Зверьки любят жевать и глотать мелкие несъедобные предметы, что может привести к полной или частичной непроходимости ЖКТ, а инстинкт норных животных может проявляться в регулярном раскапывании цветочных горшков.

Домашний хорек легко приучается к лотку, но при этом может найти еще одно место для туалета, в этом случае туда ставят дополнительный лоток.

Живут домашние хорьки около 5-7 лет.

Чем кормить хорька в домашних условиях?

Хорек - плотоядное животное, и основу его рациона должна составлять белковая пища: фаршекаша или сухой корм для хорьков.

Фаршекаша может состоять из мяса курицы , индейки , перепелки, куриных и индюшиных сердечек, печени, желудков, мозгов, а также геркулеса, ячменной сечки и других ингредиентов. Рецепты существуют разные. Корма для собак домашним хорькам категорически не подходят, а вот корма для котят супер премиум-класса иногда давать можно. В продаже существуют специальные корма для хорьков, обогащенные витаминами и минералами, поэтому лучше выбрать их.

Помимо белковой пищи в рацион хорька можно добавлять очищенные овощи и фрукты небольшими порциями (бананы , груши , огурцы, помидоры, кабачки и др.). Раз в неделю можно давать сырое куриное или перепелиное яйцо, куриную или индюшиную печень, сырую индейку, курицу или кролика. Обратите внимание на то, что в питании хорька должно присутствовать мясо тех птиц и животных, которых он в состоянии поймать сам в дикой природе.

Важно контролировать вашего домашнего питомца, который может сделать себе заначку из скоропортящихся продуктов – это может привести к отравлению у хорька.

Пьют хорьки много, поэтому в клетке питомца всегда должна быть поилка с чистой водой.

  • Леонардо да Винчи на своем полотне «Дама с горностаем» запечатлел именно хорька-фуро, а не горностая . В XVI веке ручных фуро держали дома наравне с кошками – они успешно охраняли запасы зерна от мышей и крыс.
  • Некоторые хорьки могут спать сутки напролет, а их сон настолько глубок, что зверьков невозможно разбудить. Это сильно пугает встревоженных хозяев, хотя считается совершенно нормальным.
  • Виляющий хвостом хорек дает понять, что он доволен и счастлив, а шипящий хорек с распушенным хвостом предупреждает, что трогать его не надо: он зол и может укусить.
  • Редкая способность смышленых зверьков пробираться в самые узкие пространства использовалась при прокладке кабелей в самолетах Боинг и при установке коммуникаций Большого адронного коллайдера.

Во время ВМВ, судостроение и авиация были крайне важны для Японии, из-за характера войны в Тихом океане. Тем не менее, для того, чтобы производить большое количество передовых судов и самолетов, разработка новых танков было ограничено. Когда стало ясно, что японский флот не мог противостоять американцам на неопределенный срок, было принято считать, что исход войны будет решаться огромной сухопутной битвы на самой Японии. Для того чтобы справиться с этим, японская армия начала производство на новой серии танков, в том числе "Чи-Ну", "Чи-То" и "Чи-Ри".

Хотя это были отличные танки, они не были значительно превосходили танков, используемых союзных армий, в частности, М-4/76 и Т-34/85. После тщательного изучения результатов боевых действий между вермахтом и РККА, японцы решили, что их лучшая надежда на успех была бронированная машина с мощной пушкой, толстой броней и хорошим количеством мобильности. Это желание привело к концепции "Хо-Ри" САУ. Как следует из названия, Хо-Ри был бы в состоянии выступать в качестве артиллерии, но ее главная роль была бы уничтожать танки. С этой целью, основным вооружением был 105мм Тип 5 пушка разработан в июле 1943 г. Из-за веса снарядам (30 кг), пушка имела автоматическую систему, чтобы переместить их в казенную часть.

(Крупным планом пушка казенной и автомат заряжания)

Нажмите для увеличения

Нажмите для увеличения

Пушка может поднять 20 градусов, острием вниз на 15 градусов, и повернуть на 10 градусов влево и вправо. Он весил 4,7 тонны и имел длину 5759 мм. В зависимости от применяемых боеприпасов, он может проколоть до 175 мм брони с дистанции 1000 метров (v0 = 915 м/сек).

(Полный вид пушка)

Нажмите для увеличения

Первые две схемы для Хо-Ри используется шасси Чи-Ри танка, который имел 37-мм пушкой, установленный в корпусе. Первая версия напоминала немецкий "Фердинанд", второй - "Ягдтигр."

"Хо-Ри I"

Нажмите для увеличения

"Хо-Ри II"

Нажмите для увеличения

Так как броня танка Чи-Ри была относительно слабой (75 мм), однако, ни один из этих чертежей были утверждены японской армии. Наконец, третий проект был создан, который был похож на первый, только на этот раз не было никакого 37мм пушка, передняя наклонная полностью назад, и броня значительно усилена. Двигатель был 550 л.с. BMW V-12, производства 1500 оборотов в минуту. Нехарактерно для японцев, он использовал бензин вместо дизельного топлива. Когда война закончилась, один прототип был построен с дополнительным 5 в различных стадиях завершения.

"Хо-Ри III (Серийная модель)"

Нажмите для увеличения

Важная статистика (Хо-Ри III):
Классификация: САУ
Боевая масса, т: 40
Экипаж, чел.: 6 (водитель, наводчик, командир, радист, и два обработчика боеприпасов)
Разработчик: Мицубиши
Производитель: Япония; Мицубиши Тамагава завод
Длина корпуса, мм: 7400
Ширина корпуса, мм: 3050
Высота, мм: 2700

Бронирование--
Лоб корпуса, мм/град.: 125/70° (365,5 мм эффективная толщина)
Борт и Корма корпуса, мм/град.: 50-25/неизвестно
Лоб рубки, мм/град., мм/град.: 250/0°
Борт рубки, мм/град., мм/град.: 50-25/неизвестно

Вооружение--
Калибр и марка пушки: 105мм Тип 5
Боекомплект пушки: 40 снарядов
Углы ГН, град.: +20°, -15° (10 градусов влево и вправо)
Пулемет: 1 x 7.7мм Тип 97

Подвижность--
Тип двигателя: BMW V-12 жидкостного охлаждения двигателя (бензин), 550 л.с., 1500 оборотов в минуту
Скорость: 40 км/ч

Литература

Ун Эй Сун - SENSHA: Type 5 Ho-Ri, the Japanese Ferdinand
"Дайгенсуи" - For the Record: Ho-Ri Toku
Акира Такизава - 105mm SP Gun Tank "Ho-Ri"

По мере развития военного конфликта на Востоке стало ясно, что японская доктрина поддержки танков пехотой в условиях растущей угрозы со стороны США не является эффективной. Получив сведения об американском тяжёлом танке M6, японское командование решило внимательно изучить немецкую танковую доктрину. Новая политика подразумевала концентрацию усилий на разработке и производстве стандартных средних танков с улучшенным вооружением. Поддержка этих танков в бою возлагалась на противотанковые САУ с орудиями крупного калибра.

В конце 1943 года на базе ходовой части танка Тип 5 «Чи-Ри» началась разработка «Хо-Ри». Конструкторы японского 4-го Технического исследовательского института понимали, что отвесная лобовая броня «Чи-Ри» плохо защищала машину от противотанковых снарядов. Ключевой особенностью новой конструкции «Хо-Ри» стало снижение угла наклона лобовой брони до 70 градусов. Был создан деревянный макет танка, который в начале 1944 года представили на рассмотрение Министерства армии.

Производству «Хо-Ри» дали зелёный свет, и в августе 1944 года был построен первый прототип. Танк весил 35 тонн и развивал скорость в 40 км/ч, в качестве силовой установки использовался двигатель с водяным охлаждением Kawasaki V12 мощностью 550 лошадиных сил — такой же, как и на среднем танке «Чи-Ри». Схема бронирования также была выполнена по схожим спецификациям. В качестве вооружения использовалось экспериментальное скорострельное 105-мм орудие с механизмом подачи снарядов. На полевых испытаниях оно пробивало броневой лист толщиной 150 мм на расстоянии в 1000 метров. Однако японская военная администрация требовала лучших результатов, поэтому проект танкового орудия был переработан.

В 1945 году прототип «Хо-Ри» был одобрен для производства. Машине присвоили наименование Тип 5 и официально приняли на вооружение. Производственный образец «Хо-Ри» отличался от прототипа 1944 года более прочной лобовой бронёй, толщина которой теперь составляла 120 мм. Чтобы компенсировать дополнительный вес брони, танк был оснащен экспериментальным двигателем Kawasaki V12 мощностью 1100 лошадиных сил. Не забыли улучшить и пушку: машина получила противотанковое орудие Тип 5 калибра 105 мм, способное пробивать 200-мм броневой лист на расстоянии в 1000 метров.

Официально производство Тип 5 «Хо-Ри» началось в январе 1945 года, и к марту было построено 5 машин. Дальнейшему производству этих танков помешали американские бомбардировки. Вскоре после капитуляции Японии все «Хо-Ри» были уничтожены или затоплены в глубоких озерах — оккупационные силы США не должны были захватить и изучить эту технику.


Карта технологического процесса: Исх. №: C14011075200. Национальный институт исследований в области обороны, Министерство обороны, Военное управление мобилизации снабжения, карта технологического процесса январь-апрель 1945 года.

Команда War Thunder с гордостью представляет вам «Хо-Ри» — первую противотанковую САУ 4 ранга в японском дереве развития наземной техники.

Это первая машина в дереве развития Японии, которая оснащается 105-мм орудием. Опытные командиры 75-мм противотанковой САУ Тип 5 рады будут узнать, что новый танк вооружён ещё более мощной пушкой. Благодаря точности орудия, на поле боя эта машина становится силой, с которой нельзя не считаться.

Опытные командиры японской бронетехники могут вздохнуть спокойно: угол склонения орудия «Хо-Ри» очень велик и не уступает своим аналогам. Игроки смогут воспользоваться этим для получения преимущества в бою, ведь «Хо-Ри» может похвастаться углом склонения пушки в целых 10 градусов! Таким образом, управляя этой САУ, можно в полной мере воспользоваться преимуществом господствующей высоты в борьбе с танками противника!

Чтобы совместить шасси и рубку с более низким силуэтом, на «Хо-Ри» был реализован уникальный механизм: поднимающийся люк, благодаря которому можно было опустить пушку и прицелиться во врага без ущерба для защиты. Игроки, которые уже знакомы с предыдущими японскими противотанковыми САУ, наверняка будут рады получить «Хо-Ри».

Этот танк, безусловно, станет ценным дополнением к японской ветке бронетехники. С обновлением 1.71 в War Thunder появится прототип «Хо-Ри» в виде первого японского премиумного танка 4 ранга, а в одном из следующих обновлений следует ожидать серийную версию в качестве линейной машины.

Специфика военной стратегии императорской Японии сказалась на облике вооруженных сил и на особенностях различной техники. Так, до определенного времени японская армия не располагала самоходными артиллерийскими установками, предназначенными для борьбы с танками противника. Несколько раз предпринимались попытки создать такую машину, однако все они в лучшем случае завершались строительством небольшой партии техники, которая по понятным причинам не могла оказать влияние на ход боев. Кроме того, первые противотанковые САУ, создававшиеся для борьбы с американскими боевыми машинами, оснащались орудиями калибра 75 мм, что было недостаточно для поражения техники нескольких типов. Таким образом, японской армии требовался новый истребитель танков с калибра не менее 80-90 мм.

Понимание необходимости такой техники появилось лишь к концу 1944 года, когда ситуация на Тихоокеанском ТВД сложилась не самым благоприятным для Японии образом и постоянно ухудшалась. США регулярно использовали новейшие танки, поражение которых зачастую оказывалось непосильной задачей для японских танкистов и артиллеристов. Для изменения этой ситуации было предложено создать новую специализированную противотанковую САУ с орудием большого калибра.

В то время большие надежды возлагались на новое противотанковое орудие «Тип 1» калибра 105 мм. Эта пушка представляла собой доработанный вариант 105-мм зенитного орудия, которое ранее было разработано на базе немецкого FlaK 18. Орудие имело нарезной ствол длиной 65 калибров (6,825 м) и оснащалось автоматическим клиновым затвором. На испытаниях пушка «Тип 1» показала высокие характеристики: начальная скорость снаряда достигала 1100 м/с, а дальность стрельбы превышала 20-22 км.

Именно пушку «Тип 1» было решено использовать в качестве основного оружия новой САУ, получившей обозначение «Тип 5» или «Хо-Ри» («Артиллерийский девятый»). С целью упрощения и ускорения разработки перспективную самоходку предполагалось делать на базе существующего проекта среднего танка «Тип 5» («Чи-Ри»). Тем не менее, базовое шасси претерпело серьезные изменения. Ввиду иной роли новой машины пришлось изменить компоновку внутренних агрегатов корпуса.

По имеющимся данным, корпус танка «Чи-Ри» предполагалось использовать с минимальными изменениями. Таким образом, лоб корпуса САУ «Тип 5» должен был иметь толщину 75 мм, борта – 75 мм, крыша – 12 мм. В кормовой части расположили крупную рубку со лбом и бортами толщиной по 180 мм. Внутри рубки предлагалось расположить орудие и его расчет.

Подобное расположение рубки заставило авторов проекта изменить компоновку внутренних агрегатов корпуса. В передней части корпуса поместили часть агрегатов трансмиссии, за ним – отделение управления с рабочими местами механика-водителя (справа) и стрелка (слева). В средней части корпуса должен был находиться двигатель фирмы BMW мощностью 550 л.с. и остальные агрегаты механической трансмиссии. Корму корпуса отдали под размещение боевого отделения с вооружением и экипажем.

Ходовая часть танка «Тип 5» и САУ «Хо-Ри» имела по восемь опорных катков на каждом борту, три поддерживающих ролика, переднее ведущее и заднее направляющее колеса. Опорные катки были сблокированы попарно и установлены на подвеске типа Хара. Ходовая часть должна была оснащаться мелкозвенчатой гусеницей шириной 600 мм.

Самоходка «Тип 5» должна была получить достаточно мощный комплекс вооружения, который позволил бы ей бороться с различными типами техники и живой силой противника. В качестве основного оружия была выбрана противотанковая пушка «Тип 1» калибра 105 мм. Системы крепления позволяли наводить орудие в пределах небольшого сектора в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Грубая наводка, как и в случае с большинством САУ того времени, должна была осуществляться поворотом всей машины.

105-мм пушка рассматривалась в качестве средства уничтожения танков и укреплений противника. Кроме того, при использовании осколочных боеприпасов самоходку можно было использовать для поддержки пехоты. Тем не менее, машина получила дополнительное оружие в виде 37-мм пушки «Тип 1». Это орудие расположили в отделении управления, слева от механика-водителя. С помощью пушки калибра 37 мм предполагалось уничтожать легкую технику, автомобили и живую силу противника. Следует отметить, дополнительная 37-мм пушка не была нововведением проекта «Тип 5», а была заимствована у танка «Чи-Ри».

Для самообороны перспективная САУ «Тип 5» должна была нести один или два пулемета винтовочного калибра. По имеющимся данным, крепления для них должны были размещаться на верхней части броневой рубки.

Новая самоходка строилась на базе среднего танка, что сказалось на ее габаритах и весе. Боевая масса САУ «Хо-Ри» достигла 40 тонн. Длина корпуса равнялась 6,5 м, ширина – 3 м, высота – 2,1 м. Экипаж машины состоял из шести человек, размещавшихся в отделении управления и рубке. 40-тонная машина должна была развивать скорость до 40 км/ч. Запас хода оценивался в 180 км.

Проектирование самоходки «Тип 1» стартовало не ранее последних месяцев 1944 года, из-за чего документацию подготовили только весной 45-го. К концу лета 1945 года японской промышленности удалось построить всего один экземпляр новой боевой машины. 2 сентября на борту американского линкора «Миссури» был подписан Акт о капитуляции Японии, после чего все работы по военным проектам прекратились.

Из-за окончания войны САУ «Хо-Ри» даже не успела выйти на испытания. Дальнейшая судьба единственной машины этого типа неизвестна. Вероятно, ее изучили американские специалисты, после чего она была утилизирована. Так или иначе, проект остановился на ранних стадиях и по определению не мог оказать какое-либо влияние на ход войны.

Известно, что после завершения разработки первого варианта САУ «Хо-Ри» японские специалисты начали работу над его новой модификацией. Целью проекта, известного как «Хо-Ри II» было создание противотанковой самоходки на базе шасси танка «Тип 5» без каких-либо серьезных изменений компоновки внутренних агрегатов. Вероятно, этот проект создавался с целью максимального упрощения производства новой техники, призванного обеспечить приемлемые темпы производства.

Главным отличием проекта «Хо-Ри II» от базового «Хо-Ри» было расположение отделений, полностью заимствованное у среднего танка «Тип 5» («Чи-Ри»). В передней части корпуса предлагалось расположить отделение управления, за которым должно было находиться боевое отделение с рубкой. Все агрегаты силовой установки размещались в кормовом моторно-трансмиссионном отделении. Ходовая часть новой САУ без изменений заимствовалась у базового танка. Таким образом, САУ «Хо-Ри II» фактически представляла собой танк «Чи-Ри», с которого сняли башню и на ее место установили рубку с новым орудием. Состав вооружения и экипажа остался прежним. Характеристики обновленной самоходки должны были остаться на уровне базовой «Тип 5».

По понятным причинам самоходная артиллерийская установка «Хо-Ри II» так и не была построена в металле. По имеющимся данным, к моменту капитуляции Японии была подготовлена часть конструкторской документации и построен макет боевой машины. Строительство опытного образца не начиналось.

В первом варианте проекта «Тип 5» («Хо-Ри») заметно влияние немецкого танкостроения. Более того, внешне эта самоходка сильно напоминала немецкую боевую машину Ferdinand. При этом интерес представляет ее состав вооружения, в который помимо орудия и пулемета была включена пушка калибра 37 мм, позволявшая поражать легкобронированные и незащищенные цели, не расходуя боекомплект основного вооружения.

Проект «Хо-Ри II» тоже интересен с технической точки зрения. Он представляет собой попытку максимально упростить САУ «Тип 5» с сохранением всех основных характеристик и черт ее облика. Из имеющейся информации следует, что японским конструкторам удалось переработать рубку и боевое отделение с учетом нового расположения. Это могло бы помочь упростить параллельное производство танков и САУ на основе общего шасси.

Тем не менее, несмотря на большие надежды, возлагавшиеся на новый проект, время играло против него. Разработка новой противотанковой самоходки стартовала слишком поздно, в результате чего единственный построенный прототип не смог даже приступить к испытаниям. Если бы работы стартовали на несколько месяцев или даже лет раньше, то самоходные артиллерийские установки «Тип 5» могли бы показать свои реальные возможности в боях с армией США. Однако японское командование долго недооценивало технику этого класса, что в частности сказалось на судьбе проекта «Хо-Ри».

По материалам сайтов:
http://aviarmor.net/
http://armoredgun.org/
http://tank2.ru/
http://raigap.livejournal.com/