Кружок по литературе в школе. Программа кружка "литературная гостиная"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа литературно-поэтического кружка «Художественное слово» составлена на основе:

    Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основного общего образования, установленных в Федеральном Государственном образовательном стандарте основного общего образования 2012 года.

    Учебного плана общеобразовательной средней школы поселка Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области на 2015-2016 учебный год

    Примерной основной образовательной программы основного общего образования/ Программа подготовлена институтом стратегических исследований в образовании РАО. Научные руководители- член-корреспондент РАО А. М.Кондаков, академик РАО Л. П.Кезина. Составитель -Е. С. Савинов. М. «Просвещение», 2012

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования, признающего приоритетной духовно-нравственное развитие и воспитание для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ, язык и культуру и уважающего традиции и культуру других народов. В ней учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования.

Программа кружка детализирует и раскрывает содержание федерального государственного образовательного стандарта II поколения, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Программа адресована учащимся 5 класса общеобразовательной средней школы. Срок ее реализации – 2015-2016 учебный год. Данная программа рассчитана на 1 год реализации.

В программе предусмотрено развитие всех основных видов деятельности обучающихся, программа имеет особенности, обусловленные предметным содержанием системы общего образования и психологическими особенностями учащихся.

Данная программа опирается на такой учебный предмет как литература. Предмет «Литература», в свою очередь, входит в область «Филологические дисциплины», является одним из основных предметов общего школьного курса, что подробно отражено в программе.

Структура программы

Программа имеет следующую структуру:

    Пояснительная записка.

    Содержание программы.

    Содержание тем учебного курса (таблица тематического распределения часов на ступень обучения).

    Календарно-тематическое планирование учебного материала.

    Описание материально-технического оснащения.

Отличительные особенности данной программы

Главная отличительная особенность программы заключается в том, что изучение литературы как эстетического и национально-исторического явления и создание собственных поэтических текстов рассматривается не столько как цель преподавания, сколько как средство развития личности.

Предпосылки к разработке данной программы

Предпосылкам к разработке данной программы послужили следующие противоречия, выявленные в ходе предметного анкетирования учащихся 5-го класса в конце учебного года:

1. Между необходимостью принятия школьниками национальных духовных традиций и культурного опыта народа и несформированностью потребности в приобщении к культурным ценностям.

2. Между потребностью учащихся к самовыражению и успешной социализации в обществе и невладением ими знаниями и приёмами положительного самовыражения.

3. Между желанием учеников совершенствоваться в литературном творчестве и отсутствием целенаправленной работы в этом направлении.

После анализа выявленных противоречий была сформулирована проблема, с которой столкнулись учащиеся, имеющие потребность реализовать себя в литературном творчестве. Это проблема эстетического развития подростков с позиции системно-деятельностного подхода и в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.

Цели создания литературного кружка «Души прекрасные порывы»

Основная цель литературного кружка, как в целом и литературного образования, состоит в становлении духовного мира человека, создании условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих способностей. При этом ученик овладевает мастерством читателя, свободной и яркой собственной речью.

Помимо основной цели создания данного кружка можно выделить еще несколько дополнительных целей, которые должен ставить перед собой руководитель подобного литературного сообщества:

    формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

    развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

    постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

    поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

    овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

    овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

    использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Главная идея программы литературного кружка – изучение поэтического наследия разных авторов с целью выявления отличительных или сходных черт между стихотворными произведениями, сохранения литературных традиций и др.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи, в частности, такие как создание собственных стихотворений а также предложен перечень поэтических текстов для заучивания наизусть или выразительного чтения перед аудиторией.

Основные задачи литературного кружка

1) выявить талантливых детей, занимающихся литературным творчеством и представить им возможности для развития творческих способностей;

2) повысить интерес учащихся к литературе и русскому языку посредством приобщения к культурному наследию народа и творческих встреч с бардами, поэтами и писателями г. Ирбита;

3) предоставить возможность детям, занимающимся литературным творчеством, обмениваться опытом со своими сверстниками и педагогами;

4) развивать ИКТ – компетентность: умение пользоваться компьютерными программами, разрабатывать мультимедийные продукты.

Достижению целей и задач программы литературного кружка будет способствовать использование элементов современных образовательных технологий :

1. Активные методы обучения

2.Игровые технологии

3.Исследовательская технология обучения

4.Технология развития критического мышления на уроках русского языка и литературы

5.Метод проектов

6.Технология мастерских на уроках русского языка и литературы

7.Технологии уровневой дифференциации

8. Информационно-коммуникационные технологии

9.Здоровьесберегающие технологии.

Курс программы литературного кружка для 5 класса представлен следующими разделами:

    Поэтическое наследие русского народа

    Поэтическое ХIX века.

    Поэтическое наследие ХХ века

    Зарубежная поэзия

    Сведения из теории и истории литературы.

Предполагаемые результаты работы литературного кружка

Результаты работы литературного кружка представлены в Требованиях к уровню подготовки учащихся по предмету «Литература».. Они содержат следующие компоненты: уметь – перечень конкретных умений и навыков по литературе, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.

Система оценивания достижений учащихся

Система оценивания касается предметных, метапредметных и личностных достижений ученика.

А) Предметные достижения оцениваются с помощью выпуска литературных газет (печатных органов кружка), проводимых по окончанию изучения темы. За участие в создании выпуска газеты учащиеся получают поощрение.

При анализе предметных результатов необходимо руководствоваться принципом обучения через деятельность. Процесс анализа предполагает ответы на вопросы: «Что сможет сделать ученик, успешно освоивший материал?», «На какие вопросы он сможет ответить?», «Какие задачи сможет решать ученик?».

2) При определении метапредметных результатов целесообразно выделить те результаты, которые можно проанализировать. Это прежде всего сформированность у учащихся таких областей культуры, как проектная, исследовательская, коммуникативная.

Проектная деятельность направлена на приобретение опыта создания и реализации учебных проектов. Исследовательская деятельность включает в себя общеучебную культуру и культуру работы с информацией. Коммуникативные навыки предполагают владение всеми видами речевой деятельности.

3) Личностные достижения учащихся заносятся в таблицы личностных неперсонифицированных данных. Их рекомендуется оценивать по системе «зачёт»/»незачёт», при подведении итогов по разделам лично учителем.

Итоги работы

    создание печатного органа кружка (газет);

    чтение наизусть поэтических текстов;

    взаимоконтроль;

    самоконтроль;

    заседания кружка;

    участие в школьных творческих конкурсах.

    выставки

Методы

    наблюдение за увлечением учащихся, за общественной жизнью школы, города, страны;

    анкетирование с целью выявления интересов и потребностей подростков и коррекции тематического планирования работы кружка и содержания отдельных занятий;

    анализ полученных сведений и беседа на каждом занятии кружка.

Формы работы

    индивидуальная работа

    проекты,

    групповые занятия,

    исследования,

    Конкурсы,

    Презентации

    выставки.

Принципы, положенные в основу работы программы литературного кружка

Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.

Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.

Деятельностно - ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.

Место и роль литературного кружка в обучении:

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и в соответствии с Учебным планом МОУ «Средняя общеобразовательная школа поселка Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области» кружок «Художественное слово» ведётся в 5-х классах. Общее количество уроков в неделю составляет 1 ч. (34 учебных недель в году предполагает проведение 37 занятий – 34 занятия + 3 занятия в каникулярное время).

Описание ценностных ориентиров содержания литературного кружка

Литературный кружок в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Посещение литературного кружка в школе позволяет учащимся осознать литературу как величайшую духовно-эстетическую ценность; освоить идейно-эстетическое богатство родной литературы в ее лучших образцах и отдельных произведениях литературы народов России, познакомиться с шедеврами мировой классики; научиться анализировать и оценивать литературные произведения; получить представление о жизненном и творческом пути выдающихся писателей; развить и усовершенствовать коммуникативные навыки на основе осознания функций языка и художественной образности литературного текста.

Учебный предмет «Литература», который является основой программы литературного кружка – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Связь литературы с русским языком очевидна, т.к. освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Литература взаимодействует также с другими дисциплинами: музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой, историей, обществознанием, географией, биологией и даже с математикой.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

В результате освоения содержания литерного кружка учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников.

Достижение этой цели предполагает:

    чтение и изучение выдающихся произведений отечественной и мировой литературы;

    формирование у школьников знаний и умений, обеспечивающих самостоятельное освоение художественных ценностей;

    формирование представлений о русской литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;

    развитие художественно-творческих способностей, воображения, эстетического чувства школьников, воспитание их эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости при восприятии художественных произведений;

    развитие навыков грамотного и свободного владения литературной речью.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программного материала литературного кружка «Души прекрасные порывы»

Личностные:

§ положительное отношение к познавательной деятельности;

§ желание приобретать новые знания, умения;

§ освоение новых видов деятельности;

§ участие в творческом процессе;

§ осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.

Предметные:

§ готовность использовать знания предметных областей в творческой созидательной деятельности

Метапредметные

Владение всеми видами речевой деятельности

Регулятивные УУД:

§ умение планировать свою деятельность через совершение необходимых действий и операций;

§ умение ставить цели и реализовать намеченное;

§ умение вносить необходимые коррективы;

§ умение адекватно оценивать свои достижения (самооценка).

Познавательные УУД:

§ готовность осознавать познавательную задачу;

§ умение выполнять учебно-познавательные действия в материальной и умственной форме;

§ умение осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения;

§ умение делать обобщения, выводы.

Коммуникативные УУД:

§ умение участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

§ умение формулировать собственные мысли и слушать высказывания других;

§ умение высказывать и обосновывать собственную точку зрения;

§ умение работать в группах (определение цели и функций участников группы)

Требования к уровню подготовки учащихся после завершения работы литературного кружка

Результаты обучения

Результаты внеурочной деятельности литературного кружка «Души прекрасные порывы» представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников, которые содержат следующие компоненты: поучить возможность научиться/научится – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.

В результате освоения программы литературного кружка ученик научится следующему:

Узнает основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество, жанры фольклора; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение (развитие представлений); лирика как жанр литературы (развитие представлений); стихотворная речь и стихотворные размеры (начальные представления);метафора, звукопись и аллитерация; юмор; портрет, пейзаж (развитие представлений); лирический герой.

Учащиеся получат возможность научиться следующему:

анализировать лирическое произведение;

отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);

видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление, например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению;

выявлять основную нравственную проблематику произведения;

определять тему и идею лирического произведения, находить художественные средства, используемые в произведении автором;

прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;

воспринимать многозначность слов в поэтическом художественном тексте, определять их роль в произведении;

различать особенности построения и языка произведений (лирических стихотворений);

пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;

ориентироваться в незнакомой книге (автор, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие);

подготовить выразительное чтение лирического стихотворения наизусть с последующим анализом;

аргументировать своё отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;

написать творческую работу (заметку) на материале жизненных и литературных впечатлений;

сочинять небольшие лирические произведения;

создавать газеты как форму отчетности работы кружка..

Для удобства работы в программе используется система сокращений (условных обозначений). С их помощью обозначены формы контроля на занятий и типы занятий (за основу взята типология уроков)..

Сокращения (условные обозначения), используемые в программе

Формы текущего и промежуточного контроля

    ФО – фронтальный опрос;

    РГ – работа по группам;

    СГ – создание газеты;

    ВЧ – выразительное чтение;

    ЧН – чтение наизусть

Типы уроков (занятий)

    УОНЗ – урок ознакомления с новыми знаниями;

    УОНР – урок отработки навыков и рефлексии;

    УОМН – урок общеметодологической направленности;

    УРК – урок развивающего контроля

Содержание программы

    Введение (1 ч.) «Литературный калейдоскоп» . Эвристическая беседа. Заполнение анкеты

    Поэзия есть жизнь (16 ч.) Творческая мастерская (сочинение стихотворений и мини-поэм, посвященных Дню учителя, юбилею школы, памятным датам) . Краткий разбор анкет и беседа: "Какова главная примета поэзии?" Знакомство с литературной критикой (анализ поэтического содержания стихотворения Л. Мартынова "Богатый нищий" и "В ядре").
    Конкурс чтецов
    «Очей очарованье». Чтение учащимися стихов собственного сочинения. "Что такое поэзия?" Внимательность и воображение читателя поэзии. Рекомендации по комплексному анализу текста. Лингвистический анализ стихотворений Есенина, Друниной.

    Сопоставление произведений разных авторов на одну и ту же тему "Что такое счастье?" Э. Асадова и Н. Асеева. Конкурс штампов. Работа над выпуском газеты «Вдохновение»

    Все о стихотворении (19 ч.)

Для чего людям нужна речь? Для чего людям нужны стихи? Стопа, метр, двухсложные стихотворные размеры. Главное в произведении - идея, основная мысль. Как связать предложения в тексте, образы в стихотворении? Трёхсложные стихотворные размеры. Разностопный размер стиха. Образы вокруг нас. Литературная игра "Что на что похоже?". Рифма, способы и типы рифмовки. Конкурс стихов, посвящённый временам года. Стили речи. Художественный стиль.. Смешение стилей. Форма и содержание. Что важнее? Гласные и согласные звуки в стихотворении.. Поэтические жанры, их художественное своеобразие. Что такое строфа? Конкурс стихов, посвящённый природе. Пародия. Ирония, юмор, сарказм, сатира в поэтическом произведении. Роль музыки и живописи в создании поэтических произведений "Это надо увидеть! Это надо услышать!"Повествовать - значит рассказывать (умение строить стихотворение повествовательного характера на основе текста, серии рисунков, воображаемого сюжета) Почему мы так говорим? (сочетаемость слов, слово в тексте). Конкурс чтецов «Счастливая пора детства». Работа над выпуском газеты «Вдохновение» ко Дню защиты детей».

    Подведение итогов (1 ч.)

Содержание тем учебного курса. Таблица тематического распределения часов на ступень обучения

Раздел учебного курса, количество часов. Элементы содержания

Характеристика деятельности обучающихся

УУД

Формы контроля

Раздел 1. Введение

Литературный калейдоскоп . Эвристическая беседа. Заполнение анкеты (1 ч.)

Беседуют с учителем. Приводят в качестве аргументов примеры из художественной литературы, осознанно строят высказывания и выслушивают мнения одноклассников.

Регулятивные : умение планировать свою деятельность через свершение определенных операций; постановка учебной цели и задачи;

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль процесса и результатов деятельности; осознанное построение речевого высказывания; анализ и синтез полученной информации; готовность осознавать познавательную задачу;

Коммуникативные :

определение цели, функций участников, способов взаимодействия умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации;Личностные ; м етапредметные : ; предметные :

ФО

Раздел 2. Поэзия есть жизнь

Поэзия есть жизнь (16 ч.)

Творческая мастерская (сочинение стихотворений и мини-поэм, посвященных Дню учителя, памятным датам). Создание литературной газеты. Краткий разбор анкет и беседа: "Какова главная примета поэзии?" Знакомство с литературной критикой (анализ поэтического содержания стихотворения Л. Мартынова "Богатый нищий" и "В ядре").
"Я знаю силу слов…" Беседа о назначении поэта и поэзии. Выступления учащихся с сообщениями о любимых поэтах. Диспут «Как понимать - "Поэтом можешь ты не быть"?
Конкурс чтецов «Очей очарованье».
Поэзия и мы". Чтение учащимися стихов собственного сочинения. Литературная дискуссия. (О, раскройте глаза свои шире, нараспашку вниманье и слух, - это ж самое дивное в мире, чем вас жизнь одаряет вокруг!)
"Что такое поэзия?" Внимательность и воображение читателя поэзии. Рекомендации по комплексному анализу текста. Лингвистический анализ стихотворений Есенина, Друниной.
Поэзия и штампы. Разбор неудачных стихов, несовершенных поэтических произведений, подобранных учителем и учащимися (штампы, стилистические неточности, назидательность).
Сопоставление произведений разных авторов на одну и ту же тему "Что такое счастье?" Э. Асадова и Н. Асеева. Конкурс штампов.

Читают текст, выявляют отличительных композиционных и художественных черт былин разных циклов, и анализируют художественный текст. Подбирают цитаты для ответа на поставленный вопрос, пересказывают художественные тексты. Анализируют образы героев, самостоятельно оценивают литературное произведение, ищут материал для проекта, подготавливают проект и газеты.

Регулятивные : , умение планировать свою деятельностьчерез свершение определенныхопераций; умение вносить необходимые коррективы.

Познавательные:

Коммуникативные :

планирование учебного сотрудничества,

Личностные : использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации; формирование чувства прекрасного, любви к литературе и Отечеству, ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение; м етапредметные : владеть всеми видами речевой деятельности; предметные : осознанно воспринимать поэтический текст

ФО, РГ, СГ, ВЧ, ЧН

Раздел 3. Все о стихотворении

Все о стихотворении (19 ч.)

Для чего людям нужна речь? Для чего людям нужны стихи? Стопа, метр, двухсложные стихотворные размеры. Главное в произведении - идея, основная мысль. Как связать предложения в тексте, образы в стихотворении? Трёхсложные стихотворные размеры. Разностопный размер стиха. Образы вокруг нас. Литературная игра "Что на что похоже?" Силлабо-тоническое стихосложение. Рифма, способы и типы рифмовки. Конкурс стихов, посвящённый временам года. Стили речи. Художественный стиль. Смешение стилей.. Форма и содержание. Что важнее? Инструментовка стиха: аллитерация, ассонанс. Поэтические жанры, их художественное своеобразие. Что такое строфа? Конкурс стихов, посвящённый природе. Пародия. Ирония, юмор, сарказм, сатира в поэтическом произведении. Роль музыки и живописи в создании поэтических произведений "Это надо увидеть! Это надо услышать!" Повествовать - значит рассказывать (умение строить стихотворение повествовательного характера на основе текста, серии рисунков, воображаемого сюжета) Почему мы так говорим? (сочетаемость слов, слово в тексте). Конкурс чтецов «Счастливая пора детства». Работа над номером газеты «Вдохновение»

Читают текст, выявляют отличительных композиционных и художественных черт былин разных циклов, и анализируют художественный текст. Подбирают цитаты для ответа на поставленный вопрос, пересказывают художественные тексты. Анализируют образы героев, самостоятельно оценивают литературное произведение, ищут материал для проекта, подготавливают проект

Регулятивные : способность к целеполаганию, постановка учебной задачи; умение вносить необходимые коррективы.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль процесса и результатов деятельности; осознанное построение речевого высказывания; анализ и синтез полученной информации.

Коммуникативные :

планирование учебного сотрудничества,

определение цели, функций участников, способов взаимодействия умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации; создание поэтического текста собственного сочинения по определенным канонам; работа над созданием литературных газетЛичностные : использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации; формирование чувства прекрасного, любви к литературе и Отечеству, ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение; м етапредметные : владеть всеми видами речевой деятельности; предметные :

ФО, РГ, СГ, ВЧ, ЧН

Итоговое занятие. Игра «Юные поэты»

Участвуют в игре, доказывают свою точку зрения, привлекая ранее изученный литературный материал.

Регулятивные : способность к целеполаганию, постановка учебной задачи; умение вносить необходимые коррективы.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль процесса и результатов деятельности; осознанное построение речевого высказывания; анализ и синтез полученной информации.

Коммуникативные :

планирование учебного сотрудничества,

определение цели, функций участников, способов взаимодействия умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации; создание поэтического текста собственного сочинения по определенным канонам Личностные : использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации; формирование чувства прекрасного, любви к литературе и Отечеству, ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение; м етапредметные : владеть всеми видами речевой деятельности; предметные : осознанное восприятие поэтического текста

РГ

ВСЕГО ЧАСОВ 37

КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО КРУЖКА

«ДУШИ ПРЕКРАСНЫЕ ПОРЫВЫ» В 5 КЛАССЕ

п/п

Дата план

Дата факт

Тема урока

Тип занятия (урока)

Текущий и промежуточный контроль

1 четверть (7, 5 недель) 8 занятий + 1 занятие в каникулярное время

Раздел 1. Введение

1.1 (1)

Вводное занятие. Знакомство "Литературный калейдоскоп"

УОНЗ

ФО

Раздел 2 Поэзия есть жизнь (16 ч.)

2.1 (2)

Сочинение стихотворений, посвященных школе

УОНЗ

ФО, РГ

2.2 (3)

УОНЗ

РГ

2.3 (4)

Создание газеты «Вдохновение» о школе

УОНР

РГ

2.4 (5)

Сочинение стихотворений и мини-поэм, посвященных Дню учителя

УОНР

ФО, РГ

2.5 (6)

Беседа «Какова главная примета поэзии?». Знакомство с литературной критикой.

УОНЗ

ФО, РГ

2. 6 (7)

Анализ поэтического содержания стихотворения Л. Мартынова "Богатый нищий" и "В ядре"

УОНЗ

ФО, РГ

2. 7 (8)

«Я знаю силу слов…» Подготовленные проекты выступлений учащихся о любимых поэтах.

УОНЗ

ФО, РГ

2. 8 (9)

Я знаю силу слов…» Подготовленные проекты выступлений учащихся о любимых поэтах

УОНР

ФО

2 четверть (8, 5 недель) – 9 занятий + 1 занятие в каникулярное время

2. 9 (10)

Диспут «Как понимать слова «Поэтом можешь ты не быть?»

УОНЗ

ФО, РГ

2. 10 (11)

Конкурс чтецов «Очей очарованье»

УОНЗ

ФО

2. 11 (12)

«Поэзия и мы». Чтение стихотворений на свободную тему

УОНЗ

ФО

2. 12 (13)

Что такое поэзия? Лингвистический анализ стихотворений С. Есенина, Ю. Друниной

УОНЗ

ФО, РГ

2. 13 (14)

Поэзия и штампы, Конкурс штампов

УОМН

ФО, РГ

2. 14 (15)

Сопоставление произведений разных авторов на одну и ту же тему "Что такое счастье?" Э. Асадова и Н. Асеева

УОНР

ФО, РГ

2. 15 (16)

Работа над выпуском газеты «Вдохновение» «Когда зажигаются елки»

УОНР

СГ

2.16 (17)

Работа над выпуском газеты «Вдохновение» «Когда зажигаются елки»

УОНР

СГ

Раздел 3 Все о стихотворении (20 ч)

3.1 (18)

Для чего людям нужны стихи? Стопа, двусложные размеры

УОНЗ

ФО

3.2 (19)

Главное в стихотворении – тема и идея

УОНЗ

РГ

3 четверть (11 недель) – 11 занятий + 1 занятие в каникулярное время

3.3 (20)

Как связать предложения в тексте и образы в стихотворении? Трехсложные размеры стиха

УОНЗ

ФО, РГ

3.4 (21)

Образы вокруг нас. Литературная игра «Что на что похоже?»

УОНР

РГ

3.5 (22)

Рифма, способы и типы рифмовки. Конкурс стихов, посвящённый временам года

УОНЗ

ФО

3.6 (23)

Стили речи. Художественный стиль. Смешение стилей

УОНЗ

ФО

3.7 (24)

Форма и содержание. Что важнее в стихотворении?

УОНЗ

ФО, РГ

3.8 (25)

Повтор согласных и гласных в поэтических текстах

УОНЗ

ФО, РГ

3.9 (26)

Поэтические жанры, их художественное своеобразие

УОНЗ

ФО, РГ

3.10 (27)

Что такое строфа?

УОНЗ

ФО, РГ

3.11 (28)

Сочинение стихотворений собственного сочинения на свободную тему

УОНР

ФО

3.11 (29)

Конкурс стихов о природе

УОНР

ФО

3.12 (30)

Пародия. Ирония и юмор в поэтическом произведении

УОНЗ

ФО, РГ

4 четверть (8 недель) – 8 занятий

3.13 (31)

Сарказм и сатира в поэтическом произведении

УОНЗ

ФО, РГ

3.14 (32)

Роль музыки и живописи в создании поэтических произведений. Защита проектов

УОНЗ

ФО, РГ

3.15 (33)

Повествовать - значит рассказывать (умение строить стихотворение повествовательного характера на основе серии рисунков и воображаемого сюжета)

УОНР

ФО, РГ

3.16 (34)

Конкурс чтецов «Счастливая пора детства!»

УОНР

ФО

3.18 (35)

УОНР

ФО, РГ

3.19 (36)

Работа над выпуском газеты «Вдохновение» «День защиты детей»

УОНР

ФО, РГ

Раздел 4. Подведение итогов (1 ч)

4.1 (37)

Итоговое занятие. Игра «Юные поэты»

УОМН

РГ

ВСЕГО ЧАСОВ 38

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОСНАЩЕНИЯ

Список литературы для учителя

    В. И. Анисимов. Поэзия правды и мечты. – М.: Художественная литература, 1988

    Каплан И. Е. Анализ произведений русской классики. – М.: Художественная литература, 1995

3 . Карсалова Е. В. "Стихи живые сами говорят…". – М.: Просвещение, 2002

4. Лянцман О. Я. Здесь живет поэзия. – Волгоград: Учитель, 2009

4. Е. Эткинд. Разговор о стихах. – М.: Просвещение, 2008

Список использованной литературы для учащихся.

1. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе. 6 класс. – М. Дрофа, 2010
2. Воителева Т. М.. Русский язык. Дидактические материалы. – М. Дрофа, 2009
3. Никитина Е. И.. Русская речь. Развитие речи. – М. Дрофа, 2011

4. . Т. В. Матвеева. От звука до текста. – М. Дрофа, 2011

Приложения к программе

Темы проектов, творческих работ

    «Я знаю силу слов…». Мой любимый поэт XIX – XX века.

    Роль музыки и живописи в создании поэтических текстов.

Наталья Николаевна Куклова
Программа литературного кружка «Реченька» для старших дошкольников.

Пояснительная записка.

В каждый период жизни ребенка деятельность его организма связана с решением определенных приоритетных, жизненно важных задач. В дошкольный период это задачи социальной значимости, например, развитие речи.

Речь является одной из самых сложных высших психических функций человека, от степени, сформированности которой в раннем детском возрасте во многом зависит уровень общей подготовленности ребенка к успешному обучению в общеобразовательной школе. Если речь начинает интенсивно развиваться на втором году жизни, то к шести годам ребенок уже будет в состоянии управлять своим поведением на основе словесно обобщенной информации.

Однако статистика показывает, что процент детей с речевыми нарушениями неуклонно растет. На сегодня, по данным Всемирной организации здравоохранения, различные нарушения речи отмечаются у 30% детей, пришедших в 1-й класс, т. е. объективно в течение дошкольного периода у трети всех детей речевая функция не достигает нормы и требует дополнительных корригирующих воздействий специалистов.

Известно также, что отклонения легче предупредить, чем исправлять уже сформировавшиеся. Поэтому развивать речь необходимо с раннего детства и в тесном взаимодействии всех специалистов, так как именно первые годы жизни ребенка имеют решающее значение для его дальнейшего развития.

К числу одной из важнейших задач воспитателя с дошкольниками , имеющими ОНР, относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо как для более полного преодоления системного речевого недоразвития , так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению. К сожалению фронтальных и индивидуальных занятий с детьми с нарушениями речи недостаточно для решения проблем. Учитывая данный факт, был создан кружок «Реченька » , который включает в себя следующие виды детской деятельности :

Чтение сказок, рассказов, стихов, потешек, скороговорок, отгадывание загадок

Наблюдение, демонстрация, ТСО

Игры, упражнения

Беседы; объяснения, рассказ, чтение

Инсценировки и драматизации.

Актуальность.

Особое значение придаётся работе с художественной литературой , так как это и таинственный мир, в который погружается каждый ребёнок, и источник информации об окружающем , и необходимое условие нормального речевого развития . Дети учатся не только разучивать стихотворения, отгадывать загадки, пересказывать сказки, но и знакомятся с эпитетами, метафорами, сравнениями, другими средствами художественной выразительности, учатся фантазировать, сочиняя необычные продолжения известных сказок, придумывая свои, оригинальные сказки или истории на заданную тему.

Разработка оптимальных путей преодоления общего недоразвития речи у старших дошкольников через ознакомление с художественной литературой .

Задачи кружка .

1. Показать особенности развития выразительности образной речи дошкольников с ОНР на основе произведений и фольклорного жанра.

2. Развивать творческие способности ребёнка через театрализованную деятельность, совершенствовать артистические навыки детей.

3. Развивать коммуникативные качества детей посредством народных сказок, фольклора, игр, забав.

4. Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей.

На занятиях кружка с детьми учимся говорить ярко, образно, выразительно, привлекая внимание слушателей. Играем в пальчиковые игры по мотивам народных и авторских сказок. Показываем театральные представления с использованием кукол - перчаток. Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому , что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение.

Занятия театрализованной деятельностью помогают развивать интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способ действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогают ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.

Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка . Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир .

Структура.

Кружковая работа позволяет занять детей в свободное от организованной образовательной деятельности время, раскрепостить детей, снять «установку» на образовательную деятельность, позволяет воспитателю избегать шаблонного начала образовательной деятельности.

Этапы работы :

Установочный этап (дети знакомятся с темой, у них формируется положительная установка на деятельность, активизируется внимание. С помощью специальных бесед, игр воспитатель вместе с педагогом - психологом и учителем-логопедом формируют у детей эмоционально-доверительный контакт со сверстниками).

Коррекционный этап (включает преодоление основных проблем, существующих в развитии речи и поведенческой сферах детей с ОНР. Предлагаются задания на формирование дружеских контактов в группе, умение взаимодействовать в игре, участие в исполнении ролей в играх).

Завершающий этап (подводится итог, работа всех детей оценивается положительно) .

Результатами проводимой работы является положительная динамика показателей качества обучения и воспитания. Ребята используют в активной речи потешки, считалки, имеют запас знаний сказок и сказочных героев, используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности, принимают активное участие в народных праздниках. Дети научились видеть красоту русского народного слова через игры, беседы, занятия. Постоянно расширяют свой кругозор, речь становится грамотной, используют народные слова и понимают их смысл. В своей работе использую современные образовательные технологии : личностно-ориентированные (обеспечиваю комфортные, безконфликтные и безопасные условия её развития); гуманно-личностные (отвергаю принуждение, исповедую идеи всестороннего уважения и любви к ребёнку); сотрудничества (реализую демократизм, равенство, партнёрство в отношениях педагога и ребёнка); здоровьесберегающие (гимнастика, физминутки, гимнастика после сна, пальчиковые игры, прогулки на свежем воздухе с использованием подвижных игр, контролирую проветривание помещений); свободного воспитания (делаю акцент на предоставление ребёнку свободы выбора и самостоятельности, осуществляя свой выбор ребёнок заявляет свою позицию); игровые; развивающее обучение, позволяющее развивать творческую личность, готовой к жизни в современном обществе; дифференцированное обучение, согласно которому даю детям знания по принципу : каждому на уровне его возможностей и способностей, учитываю индивидуальность каждого ребёнка; интерактивные технологии, которые используются мною на занятиях, кружковой работе , в работе с родителями. Благодаря современным педагогическим технологиям образовательный процесс осуществляется эффективно.

В рамках программы кружка «Реченька » с детьми старшего дошкольного возраста был разработан план мероприятий с детьми и родителями. В ходе наших встреч дети узнали, как появилась книга, знакомились с русским фольклором, путешествовали по русской ярмарке, рассказывали любимые сказки, побывали в стране «Загадай-ка» , участвовали в драматизациях и инсценировках, постановке кукольных спектаклей.

Форма организации занятий в кружке «Реченька » .

Занятия проводятся один раз в неделю.

Продолжительность - 25-30 минут

Количество детей – все присутствующие в группе

Возраст – 5-6 лет

Взаимодействие со специалистами и родителями.

Работа кружка проходит более эффективно и результативно при участии специалистов ДОУ : к консультации педагога-психолога прибегаем для решения социально-нравственных проблем у детей. Советы логопеда помогают совершенствовать речевые навыки дошкольников . Другие педагоги принимают участие в праздниках, развлечениях в роли персонажей. Родители оказывают помощь в изготовлении атрибутов, костюмов к праздникам; участвуют в качестве персонажей.

Беседы с родителями, их участие в работе кружка помогают и дома закреплять знания и навыки, полученные детьми на занятиях и, тем самым, достичь желаемых нами результатов.

Ожидаемые результаты.

Предполагаемые результаты :

1. Развитие монологической и диалогической речи детей с ОНР

2. Развитие творческих способностей ребёнка с ОНР через театрализованную деятельность, совершенствовать артистические навыки

Дети овладевают умением :

1. Пересказывать литературные произведения , самостоятельно передавая идею и содержание, выразительно воспроизводя диалоги действующих лиц.

3. Различать литературные жанры : сказка, рассказ, загадка, пословица, стихотворение

4. Проявлять в рассказах индивидуальные способности к творческой речевой деятельности .

Анализ работы кружка «Реченька » показал положительную динамику в коррекции речевых и психических нарушений у старших дошкольников . Поэтому опыт работы кружка может использоваться в работе психологов, педагогов, специалистов дошкольного образования , а также будет полезен родителям, заинтересованным в гармоничном развитии своих детей.

Перспективный план работы кружка :

Сентябрь :

Диагностика развития речи детей

- «Театр звуков»

Октябрь :

- «Как появилась книга»

- «Как рождается книга»

- «Знакомство с русским фольклором : «Песенки, потешки «Кисонька – мурысенька» , «Пошел котик на Торжок»

Знакомство с загадками

Игры на развитие слуха, звукоподражания, преметноигровых действий, формирование речи

Ноябрь :

Знакомство со сказками разных народов

-

- «Путешествие по русской ярмарке»

- «Путешествие по русской ярмарке»

Декабрь :

Придумывание детьми сказок

- «Учимся говорить по-разному»

Путешествие по стране «Загадай-ка»

Подготовка к Новогоднему празднику»

Январь :

Игры на формирование актерского мастерства, обучение кукловождению

- «Учимся четко говорить

Театрализованное фольклорное представление

Февраль :

- «Раз, два, три, четыре, пять – вы хотите поиграть?»

Инсценировка «Лесные звери»

Подготовка к празднику

Праздник русского валенка

Март :

- «Составление описательного рассказа о маме»

Инсценировка «Сорока – белобока»

Инсценировка «Кошки – мышки»

Апрель :

- «Раз, два, три, четыре, пять – стихи мы будем сочинять»

- «Веселые стихи читаем и слово – рифму добавляем»

-«Друг всегда придет на помощь»

- «Пластилиновая сказка»

Чтение любимых книг

Викторина «Мы любим сказки»

- «Рассказываем про любимые игры и сказки»

Подготовка к спектаклю

Спектакль с участием взрослых (родителей) и детей группы

Работа с родителями :

Сентябрь : Анкетирование «Речевое развитие ребенка

Октябрь : Создание мини-библиотеки на тему «Устное народное творчество»

Ноябрь : Оформление альбома «Сказки» (сочиненными родителями вместе с детьми)

Декабрь : Предложить родителям вспомнить речевые игры из своего детства и оформить альбом

Январь : Предложить помочь в организации, оформлении театрализованного представления «Милости просим в нашу светлицу»

Февраль : Совместная подготовка к празднику «Русского валенка»

Март : Консультация «Развитие речи ребенка – важнейшая задача»

Апрель : Сочинение стихов, загадок, различных рифмовок

Май : Организация и проведение вместе с детьми и родителями спектакля

Мухаметова Лариса Анатольевна,
Иванова Клавдия Алексеевна,
Республика Татарстан, г. Нурлат,
учителя начальных классов
МАОУ «СОШ № 2»

Программа
литературного кружка
«Учимся любить книгу»
в рамках внеурочной деятельности
по ФГОС

Пояснительная записка.

Современная школа переживает новый этап своего развития. Перед учителем начальных классов стоит задача построить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы общество получало высококультурных, глубоко нравственных и социально активных граждан, для которых умение и стремление учиться должны стать устойчивыми качествами личности. Это не может быть достигнуто без серьёзной работы учащихся с первых дней обучения не только с учебником, но и с детскими книгами из доступного круга чтения. Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. В наш век научно-технического прогресса, где господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Мы наблюдаем:

  • изменение характера чтения;
  • преобладание «делового» чтения над «свободным»;
  • возрастание числа учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе;
  • в настоящее время нет официального урока внеклассного чтения, работа с книгой введена в структуру уроков литературного чтения.

Проблема формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную (если не доминирующую) роль в образовании и развитии личности ребенка.

Что происходит с современным детским чтением в плане перспектив рождения нового поколения детей информационного общества? Этот вопрос глубоко волнует взрослых. Многие учителя и родители недовольны тем, что дети не любят читать, но заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь! И это совершенно справедливо. Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остается в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие человека? Особую актуальность приобретает эта проблема в начальной школе. Каждая книга должна прийти к ребенку в определенном возрасте, иначе дружба с ней может и не состояться!

Педагоги всерьез озабочены проблемой детского чтения. Многие родители не знают, что читают их дети, и не интересуются, какими книгами они увлекаются, в подавляющем большинстве не выписывают своим детям периодические издания. Сами же школьники предпочитают покупать сканворды, комиксы.

Для решения данной проблемы нами создана программа литературного кружка для учащихся 1-4 классов «как хорошо уметь читать…»в рамках внеурочной деятельности по ФГОС.

Программа нацелена на решение следующих задач:

Развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

Учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

Формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный слух;

Формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

Обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

Формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

Обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

Расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;

Обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;

Работать с различными типами текстов;

Создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.

Цель программы – углубленно знакомить учащихся с детской литературой и книгой, обеспечивать литературное развитие младших школьников, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, выработать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.

Отбор литературного содержания ориентируется на ценность произведений, учитывает возрастные возможности и социальный опыт младших школьников. Именно поэтому наряду с классической русской и зарубежной литературой отводится место произведениям устного народного творчества и современной детской книге.

На занятиях дети так же знакомятся с литературой родного края, произведениями устного народного творчества, отражающими быт и традиции, богатство и своеобразие языка людей, проживающих в данной местности, что не только окажет влияние на формирование личностного самосознания подрастающего человека, но и поможет освоить образную специфику литературы как вида искусства.

Педагоги, которые работают с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но ещё труднее воспитать увлечённого читателя. Необходимо организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развитая личность испытывает потребность в чтении как в источнике дальнейшего развития. Чтение и рассказывание книг организуется во все моменты жизни в школе, его связывают с играми и прогулками, с бытовой деятельностью и трудом.

Формы работы с книгой разнообразны и определяются творчеством педагога. Для формирования интереса к чтению в нашем арсенале есть разнообразные формы организации занятий:

v занятие-диспут,

v занятие-спектакль,

v занятие-праздник,

v занятие-интервью,

v интегрированное занятие,

v конференция,

v устный журнал,

v конкурсы,

v литературные встречи,

v литературная гостиная,

v литературный ринг и т. д.

Представленная в программе система работы позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, повысить учебную мотивацию детей и, главное, воспитать грамотного читателя. Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повысит эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению.

Учитель должен создавать условия для современного ребенка, гарантирующие ему открытие целостной картины мира благодаря актуальному своду детской книги, развитие мотивов отношения к чтению, чтобы не нарушалась культура понимания ценности и приоритетности чтения, читательской деятельности.

Изучив работы учёных, педагогов-исследователей и новаторов, мы разработали свою систему проведения занятий, основой которого является правило «вдумчивого чтения».

Сроки и этапы реализации программы, ориентация на конечный результат:

Данная программа реализуется в течение 4 лет во внеурочной деятельности. В конце учебного года проводится диагностирование в виде тестов, анкетирования, бесед.

1. Круг чтения.

2. Работа с детской книгой (УУД)

Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности».

При обучении детей чтению их знания должны пополниться и элементарными

понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе – писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получат первоначальные представления об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о «живописании словом», о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи).

Занятия кружка нацелены на развитие коммуникативности ребенка,
умение вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять товарищей, высказывать суждения и доказывать их правоту. При этом необходимо сохранять доброжелательный тон, эмоциональный характер речи, упражняясь во владении литературными нормами родного языка.

Круг чтения: художественная и научно-популярная литература, произведения для самостоятельного чтения учащихся про себя и выборочного перечитывания вслух, стихи, рассказы, сказки о Родине, о детях, о подвигах, о животных и растениях, о приключениях и волшебстве, книги писателей родного края.

Работа с детской книгой: ориентировка в книге, умение различать основные элементы книги, определение содержания по названию (автор, заглавие), умение дать правильный ответ, о ком или о чем прочитанная книга. Ориентировка в группе книг, определение темы чтения, выбор книг по заданным признакам, по рекомендательному плакату и книжной выставке. Закрепление навыка коллективного воспроизведения прочитанного по вопросам учителя. Нравственная оценка ситуаций, поведения и поступков героев. Умение соотносить фамилии авторов с их книгами. Закрепление положительного отношения к самостоятельному чтению детских книг на уроке и во внеурочное время, самостоятельное разучивание игр из книг-сборников, участие в подготовке выступления на утреннике, умение содержать в порядке классный уголок чтения.

Ведущие принципы программы литературного кружка

Программа предполагает такое содержание книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов:

художественно-эстетического;

литературоведческого;

коммуникативно-речевого.

Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное

установление связей между всеми другими видами искусства.

Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.

В начальной школе анализ художественного произведения должен помочь детям почувствовать целостность художественного образа и адекватно сопереживать герою.

Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа

охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни,

драматические произведения (в отрывках). При анализе произведения этот принцип нацеливает на обогащение учеников первыми представлениями о проблематике.

Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача занятий по литературному чтению заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громко речевой формы чтения до чтения про себя.

Условия реализации программы

Реализация целей невозможна без использования ресурсов: наличия художественной литературы в школьной и городской библиотеках, учебно-методических материалов, наглядных демонстрационных пособий и таблиц, Интернет, электронных презентаций.

Учет возрастных и психологических особенностей детей.

Отбор и расположение учебного материала, применение различных методов и педагогических технологий в данной программе соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей младшего школьного возраста, для которого ведущей деятельностью является общение в процессе обучения.

Программа ориентирована на чувства, образы и мысли детей, возникающие у них на занятии. Процесс работы с произведением – это обобщение, поиски и открытия истин, сотрудничество по схеме ученики – учитель – автор . Неиссякаемым источником для речевого, интеллектуального и нравственного развития детей должен стать язык произведений нашей классики.

Ожидаемые результаты (ключевые и общепредметные компетенции).

Ученик должен «уметь»:

искать:

опрашивать окружение;

консультироваться у учителя;

получать информацию;

думать:

устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями;

критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению;

уметь противостоять неуверенности и сложности;

занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать свое собственное мнение;

оценивать произведения искусства и литературы;

сотрудничать:

уметь работать в группе;

принимать решения;

улаживать разногласия и конфликты;

договариваться; разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;

приниматься за дело:

включаться в группу или коллектив и внести свой вклад;

доказать солидарность; организовать свою работу;

адаптироваться :

использовать новые технологии информации и коммуникации;

стойко противостоять трудностям; находить новые решения.

Из этого следует, что обучающиеся должны проявить способность мобилизовать полученные ранее знания, использовать практический опыт взрослых, проявить способность доказывать (обосновывать свою точку зрения), суметь организовать взаимосвязь прошлых и настоящих знаний в решении конкретной ситуации, т. е. пользоваться приобретенными ранее компетенциями. Знания, полученные таким образом, оказываются более прочными и качественными.

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ САКСКОЙ РАЙОННОЙ ГОСАДМИНИСТРАЦИИ

ЗЕРНОВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА I - III СТУПЕНЕЙ

Программа

литературного творческого кружка

«Проба пера»

языка и литературы

Мустафаева Зуре Ибрагимовна

с. Зерновое,2011

ПРОГРАММА КРУЖКА

«Проба пера»

Пояснительная записка.

Количество часов 40 (занятия проводятся 1 раз в неделю)

Программа предназначена для учащихся среднего и старшего звена.

Цель : создание системы творческого развития учащихся через уроки литературы и внеклассную деятельность по предмету.

Задачи :

Обучающие задачи

Приобщение учащихся к лучшим образцам лирики отечественных и зарубежных поэтов;

Развитие навыков и приемов анализа лирического произведения;

воспитательные задачи

Формирование общественной активности личности, культуры общения и поведения в социуме;

развивающие задачи

Актуализация личностных качеств школьников, помогающих раскрытию их творческих способностей;

Формирование у школьников положительной мотивации к обучению.

Знакомство с поэтами Крыма.

Данная авторская программа разработана с целью реализации внеклассной работы по предмету, дополнения к урокам литературы, не позволяющим в рамках урока заниматься творческой поэтической деятельностью учащихся.

Занятия по программе позволят ученикам, проявившим склонность к поэтическому творчеству, учиться создавать стихотворения на примере образцов знаменитых поэтов Украины и зарубежья. Школьники познакомятся с теоретическими знаниями стихосложения: стихотворным размером, рифмой, строфой и т. д.

В кружке предусмотрено объединение разных возрастных групп школьников (5-11 классы), что позволит осуществлять преемственность и реализовать технологию метода обучения в сотрудничестве в небольших гетерогенных группах учащихся.

Программой также предусматривается индивидуальный подход к каждому ребенку, суть которого заключается в том, чтобы идти не от учебного предмета к ученику, а от ученика к учебному предмету. Развивать те творческие возможности, которыми располагает ребенок. Обучать его с учетом потенциальных возможностей, которые необходимо совершенствовать, обогащать.

В современных условиях гуманитаризации образования, поиска личностно-ориентированных подходов в обучении растет интерес учащихся к поэтическому творчеству, теоретическим знаниям литературоведческих понятий, что ведет к раскрытию внутреннего «Я» ребенка, самопознанию личности.

В результате реализации программы учащиеся должны:

Знать:

Основные сведения о жизни и творчестве некоторых великих поэтов, а также поэтов, чье творчество связано с нашим краем.

Уметь:

Анализировать поэтические художественные произведения;

Создавать самостоятельно стихотворные художественные тексты;

Развивать в себе потребность к самопознанию и самосовершенствованию.

Продуктом деятельности кружка является Литературный альманах «Поэтическая мозаика», создание макетов собственных сборников стихов, а также участие школьников в творческих конкурсах разного уровня.

1 час

Введение. Значение поэзии в литературе и культуре.

1 час

Влияние западной поэзии на творчество русских поэтов. Байрон и Пушкин, Лермонтов. Подражательные ранние стихотворения и становление реализма в творчестве великих писателей.

2 час

4 часа

Основы стихосложения. Законы создания поэтического произведения.

Стихотворный размер. Понятие о ямбе, хорее, анапесте, гекзаметре, амфибрахии. Понятие о рифме, Рифма мужская и женская, полная, неполная. Рифма парная, перекрестная, окольцовка.

Понятие о строфе. Разновидность строф. Онегинская строфа.

4 часа

Средства художественной выразительности. Понятие о тропах и стилистических фигурах. Тропы: эпитет, метафора, олицетворение, гипербола, литота, синекдоха, оксюморон.

Стилистические фигуры: сравнительный оборот, инверсия, риторические вопрос и восклицание.

2 часа

Жанры лирических произведений: поэма, баллада , ода, басня, послание, эпиграмма, эпитафия, элегия, стансы, песня, сонет, рубаи.

6 часов

Практическая работа по отработке теоретических литературоведческих понятий.

6 часов

Проведение праздников, литературных гостиных, посвященных поэтам-юбилярам.

8 часов

Проведение читательских конференций:

«Черноморское побережье» -2 часа

«Над Черным морем, над белым Крымом» (Владимир Смоленский) – 2 часа

«Бахчисарайский фонтан» (А. Пушкин в Крыму) – 2 часа

«Здесь в печальной Тавриде, куда нас судьба занесла…» (Осип Мандельштам и Крым) – 2 часа

А также программа включает:

экскурсии в музеи Крыма

- Ханский дворец;

- дом-музей А. Грина;

- дом-музей

организацию конкурсов

На лучшее тематическое стихотворение;

- на лучшего чтеца собственного стихотворения;

На лучшее посвящение к юбилею поэта;

На лучший макет собственных сборников стихов;

На звание «Мисс-поэзия»

На лучшую стенгазету, посвященную творчеству поэта.

Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Дата проведения

Место и значение поэзии в русской литературе и культуре.

Влияние западной поэзии на творчество русских поэтов. Байрон и Пушкин, Лермонтов.

Подражательные ранние стихотворения и становление реализма в творчестве великих поэтов.

Краеведение. «Кто передаст потомкам нашу повесть?» Крымх годов в русской поэзии

Поэт и художник Максимилиан Волошин, воспевший Коктебель

Основы стихосложения. По каким законам создаются поэтические произведения. Каковы основные темы стихотворений.

Подготовка к презентации проекта «Поэты-юбиляры года»

Презентация проекта «Поэты-юбиляры года»

Стихотворный размер. Понятие о ямбе, хорее, гекзаметре, амфибрахии, анапесте.

Практическая работа. Анализ стихотворений по определению стихотворного размера.

Читательская конференция «Черноморское побережье»

Понятие о рифме. Рифма мужская и женская. Рифма парная, перекрестная, окольцовка.

Практическая работа. Анализ стихотворений по определению рифмы.

Читательская конференция «Бахчисарайский фонтан»

Строфа. Разновидности строфы. Онегинская строфа.

Средства художественной выразительности. Тропы. Эпитет, метафора, олицетворение, гипербола, литота, синекдоха, оксюморон.

Поэтические фигуры. Инверсия, сравнительный оборот, риторический вопрос, восклицание.

Практическая работа. Анализ стихотворения по определению средств художественной выразительности.

Читательская конференция «Здесь в печальной Тавриде, куда нас судьба занесла…» (Осип Мандельштам и Крым)

Жанры лирических произведений. Поэма, баллада, басня, элегия, ода, ноктюрн, стансы, песня, эпитафия, эпиграмма, рубаи, сонет.

Практическая работа. Определение жанров лирических произведений разных авторов.

Исследовательская работа. Определение стиля поэта, жанровое своеобразие, своеобразие языка (по выбору учащихся)

Читательская конференция «Над Черным морем, над белым Крымом» (Владимир Смоленский)

Литературная гостиная. Проект. Презентация собственного творчества.

10 часов отводится на экскурсии по музеям Крыма.

Кружок
«Литературная мастерская Ученого Кота»

Направление:
Чтение художественной литературы; коммуникация (связная речь - развитие свободного общения с детьми и взрослыми); развитие эстетического вкуса;

Возрастная группа:
разновозрастная - для детей с 2,5 до 4 лет

Пояснение

«Литературная мастерская ученого кота» - подразумевает не просто дополнительное образование, а помощь ребенку в освоение учебного материала детского сада. Даст ребенку возможность освоить, с самого раннего возраста, техники запоминания стихотворных произведений, каждый из детей найдет именно свой способ, из предложенных.

А так же именно литературно-художественная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, воспитания интеллектуального и художественно-эстетического вкуса.

Основой любой национальной культуры являются фольклорные произведения, создаваемые народом на протяжении многовековой истории. Устное народное творчество или фольклор (от английского ¬"folklore"), в буквальном переводе означает «народная мудрость», «народное знание». Устное народное творчество включает произведения всех родов и жанров, которые имеют огромное познавательное и воспитательное значение. Они обогащают понимание детей о прошлом и настоящем Родины, помогают усвоить высокие нравственные принципы.

Фольклор любого народа необычайно богат и разнообразен. Он представлен героическим эпосом, сказками, колыбельными песнями, потешками, прибаутками, скороговорками, дразнилками, считалками, пословицами и поговорками, загадками.

«Литературная мастерская» будет проводится в уютном стиле, в гостиной-мастерской ученого кота (предполагаются декорации) , для достижения большего эффекта попадания в сказку.

Участвуя в играх, слушая сказки, просматривая показываемые сказочные произведения, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает возможность глубже познать красоту и многообразие окружающего мира. Одновременно, игра в литературных героев, прививает ребенку устойчивый интерес к произведениям, родной культуре, театру. Огромно и воспитательное значение художественного чтения. Заучивания стихов, пересказы, формируют уважительное отношение друг к другу. Дети познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей развивает их внутренний комфорт, раскованность, способствует легкому общению взрослого и ребёнка.

Цель:
Формировать связную речь, развитие творческих, эстетических способностей, через чтение художественно-литературных произведений. Формировать целостную картину мира, Заучивания стихов используя различные техники запоминания.

Задачи обучения и воспитания

1. Формировать у детей эмоциональное восприятие литературных произведений
и интерес к ним.
2. Развивать умение слушать художественный текст и реагировать на
его содержание вместе с группой сверстников.
3. Учить детей выполнять игровые действия, соответствующие тексту
знакомых произведений.
4. Вызывать у детей эмоциональный отклик на ритм, музыкальность
народных произведений (стихов, песен).
5. Учить детей узнавать при многократном чтении и
рассказывании литературные произведения и их героев.
6. Стимулировать ребёнка повторять отдельные слова, выражения,
предложения, по возможности производить пересказ произведения.
7. Учить рассматривать иллюстрации, узнавать в них героев произведений
и отвечать на вопросы по содержанию иллюстраций.

Кружок предполагает чтение художественной литературы, в уютной гостиной созданной декорацией, занятия проводятся в форме: совместной игровой, подражательной деятельности воспитателя с детьми.

Занятия проводятся 1 раз в неделю, во вторую половину дня.

Длительность одного занятия составляет:

От 2,5 до 4 лет – 10-15 минут,

Количество занятий в год – 34.

Тематическое планирование

Месяц № Тема Задачи:
Сентябрь
1 Игра «Давайте познакомимся»
Потешка «Повстречались» (Развиваем мелкую моторику, стр. 21)
Учить детей знакомиться с окружающими, друг с другом, эмоционально реагировать на произведение.
2
Рассматривание картинок (сборник русские народные потешки), Знакомство с основными эмоциями.
Вырабатывать интерес к книжной графике. Вызвать у детей радостный, эмоциональный настрой.
3 Потешка «Заиньки» (Развитие мелкой моторики, стр.35) Развитие мелкой моторики с помощью движения рук. Дать представление о появлении морковки, определение «овощи».
4 Чтение и инсценировка сказки «Репка».
Беседа по прочитанной сказке. Продолжать учить эмоционально воспринимать содержание сказки, пробуем участвовать в сказке, запоминать действующих лиц и последовательность событий.
Октябрь
5 Стихотворение «Осень». Беседа о времени года, приметах осени, Учимся слушать стихотворение, пробуем выучить, с помощью техники рисования. Закрепляем понятие - осень
6 В гостях у бабушки-хозяюшки, потешка «Чайничек» (Развитие мелкой моторики стр. 39) Связная речь, рассказ по образцу воспитателя, стараемся запомнить потешку с помощью игровой техники
7 В гостях у бабушки-хозяюшки, потешка «Пирожки» (Развитие мелкой моторики стр. 51) Развивать умение слушать и реагировать на содержание сказки.
8 Игра «Весёлые превращения» (угадай и назови животного). Продолжать закреплять знания о животных их повадках. Учить отгадывать загадки.

Ноябрь
9 Упражнения на изменения голоса «Гости теремка». Формировать интерес к тексту сказки. Развивать умение подражать голосом героям сказки.
10 Настольная картотека «узнай и назови», по теме осень. Учить детей составлять рассказ из нескольких предложений, отвечать на вопросы.
11 Чаепитие с «Зайкой, мишкой, лошадкой» (Стихи А. Барто) Уметь задать детям праздничное настроение. Учить детей выразительно повторять строчки.
12 Слушание сказки «Сказка о том, как зайчик шубку сменил» Пробуждать интерес детей к сказке, прививать умение слушать сказку.

Декабрь
13 Беседа о приметах зимы, загадки о зиме.
Игра импровизация «Снежинки». Выявить знания у детей о приметах зимы, развивать умение отгадывать загадки. Создавать весёлое настроение детям.
14 Потешка «Снежный ком», (Развитие мелкой моторики, стр.47) Формировать интерес к тексту, Развивать пластику движений.
15 Потешка «Хлопушки» (Развитие мелкой моторики, стр. 63). Развивать умение участвовать в сказке с помощью воспитателя, стараться запоминать стихи с помощью техники движения.
16 Игра «Найди по описанию» (изменения животных зимой).
Слушаем стихотворную сказку про новогодний праздник «Ёлка».
Понимать текст загадки, запоминать отдельные слова, произносить их вслух. Пробуждать интерес к сказке, поддерживать хорошее настроение.

Январь
17 Пальчиковая игра «Зайчики» (Развиваем мелкую моторику ст. 32.)
Развитие моторики ручек
18 Драматизация сказки «Рукавичка» (настольный театр). Стимулировать повторять движения за взрослыми. Закреплять умения работать коллективом.
19 Беседа «Кому зимой хорошо»
Подвижная игра «Кому не хватило рукавички». Учить детей выполнять игровые действия соответствующие заданию.

Февраль
20 Заучивание потешки «Моя семья» (Развиваем мелкую моторику стр.9) .
Развиваем понимание любви к семье. Учимся заучивать с помощью техники рисования
21 Заучивание стихотворения к 23 февраля
Учим стихотворения для папы, дедушки, с помощью техники рисования.
22 Обыгрывание сказки «Теремок». Учить детей подражать героям сказки. Почувствовать сказку в жизни. Понимание начала и конца сказки.
23 Чтение сказки «Заюшкина избушка» Формировать интерес к тексту сказки, развивать умение сопереживать героям.

Март
24 Заучивание стихотворения к 8 марта Запоминаем стихи с помощью техники рисования
25 Пальчиковая игра, стихотворение «Пирожки» (Развиваем мелкую моторику стр.51). Побуждать интерес слушать.Умение работать по подражанию.
26 Чтение и обсуждение потешки «Солнышко». (Развитие мелкой моторики, стр.50) Обогатить речь детей, показать напевность, мелодичность потешки.
Развивать умение играть дружно.

Апрель
27 Сказочная разминка - чтение отрывка из сказки «Заюшкина избушка» - дети отгадывают название).
Формировать навыки внимательного прослушивания, осмысленно воспринимать текст и содержание.
28 Дидактический материал «У кого, какой домик»
П /игра «Займи свой домик». Развивать умение правильно выполнять упражнения.
Формировать эмоциональное восприятие и интерес к сказке которую играем.
29 Потешка «Лодочка»,(Развитие мелкой моторики, стр. 62) Стимулировать детей повторять упражнения, играть друг с другом. Развивать наблюдательность.
30 Стихотворение «Радуга»,(Развитие мелкой моторики, стр. 52) Развиваем умение правильно выполнять движение пальцами, развитие памяти. Поддерживаем позитивное эмоциональное настроение.
31 Упражнение на внимание (Кого не стало), стихотворение «Воробьи» (Развитие мелкой моторики стр.64) Развивать внимание, память, движение пальцев.

Май
32 Игра «Волшебные превращения».(с использованием
элементов костюма) Развивать у детей наблюдательность,
логику, внимание. Умение уступать в игре сверстникам.
33 Занятие развлечение «Волшебная прогулка по весеннему
лесу» Формировать у детей навыки поведения в коллективе.
34 Чаепитие - «экзамен», (беседа - что такое сказки)
Отвечать на заданные вопросы. Доброжелательная атмосфера,
позволяющая верить в сказку.

Требования к уровню подготовки:

К концу года дети должны научиться:
Проявлять интерес, любовь к книге, к произведениям,
художественному слову;
Слушать художественный текст и эмоционально реагировать
на его содержание;
Выполнять элементарные игровые действия, соответствующие
знакомому тексту;
Узнавать и называть знакомых героев литературных произведений
на иллюстрациях;
Сопровождать произведение жестами, отдельными словами, предложениями;
Находить книгу с заданной сказкой, делая самостоятельный выбор
из нескольких имеющихся (трёх - четырёх).
Так же к концу года дети освоят технику запоминания стихов, что
очень пригодится им в дальнейшем обучении.

Список средств обучения; материал –
стихи, художественные произведения, народный фольклор, сказки;
иллюстрации, альбомы, открытки;
настольный, пальчиковый, кукольный театр;
игрушки;
развивающие игры;
элементы театрального костюма.