Конспект занятия развитие речи в подготовительной группе. Нод в подготовительной к школе группе по речевому развитию

Программное содержание :

  • Обобщить и систематизировать знания детей о временах года по основным, существенным признакам: продолжительность дня и ночи, температурные условия, явления природы через игры и игровые упражнения.
  • Учить составлять небольшой рассказ, используя ранее полученные знания и представления.
  • Учить образовывать наречия (весна теплая, а лето…теплее и т. д.)
  • Учить решать противоречия.
  • Учить подбирать определения к словам зима, весна, лето, осень.
  • Закрепить умение проводить звуковой анализ слов, различать гласные и согласные звуки.
  • Учить называть слова с заданным звуком.
  • Учить делить слова на слоги.
  • Развивать познавательные интересы, наблюдательность, любовь к природе, бережное к ней отношение.

Ход занятия

Один мой знакомый художник подарил мне картину. Вот она. Но вот я, чем больше на нее смотрю, никак не могу понять. Как же эту картину можно назвать? Может, вы мне поможете?

(Эту картину можно назвать «Зима»…)

Вы все правы. Здесь нарисована и весна, и лето, и осень, и зима. Если здесь нарисованы все времена года, значит, как можно назвать эту картину? (Времена года.)

А можно назвать ее «Круглый год»?

Сколько всего времен года?

Назовите времена года по порядку.

Игра «Кто больше?»

Какими словами можно сказать о зиме? Зима, какая? (Морозная, снежная, холодная, вьюжная, волшебная, сказочная, белая…).

Какими словами можно сказать о весне? Весна, какая? (Теплая, радостная, долгожданная, веселая, звонкая, цветущая, несмелая, затяжная, буйная, ранняя, поздняя, красивая …).

Какими словами можно сказать о лете? Лето, какое? (Знойное, теплое, жаркое, горячее, душное, щедрое, урожайное, засушливое, дождливое, солнечное…).

Какими словами можно сказать об осени? Осень, какая? (Золотая, дождливая, сырая, поздняя, долгая, нарядная, ненастная, ранняя, унылая, хмурая…)

Скажите, а какое время года вам нравится больше всего?

И это не удивительно, что вам всем нравятся разные времена года.

Вспомните рассказ К. Ушинского «Четыре желания». Мы с вами уже читали его на занятиии.

Что понравилось Мите осенью? (Осенью Мите понравилось собирать в саду плоды – румяные яблоки и желтые груши).

Что понравилось Мите зимой? (Мите зимой понравилось кататься на санках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке.)

Что понравилось Мите летом? (Мите летом понравилось ходить с отцом на сенокос, ловить рыбу, собирать ягоды, кувыркаться в душистом сене).

Каждое время года Мите казалось лучше, чем предыдущее. Лето было хорошее, а осень лучше.

Игра «Сравни»

Весна теплая, а лето… (теплее).
Осень холодная, а зима… (холоднее).
Июнь жаркий, а июль… (жарче)
Лето дождливое, а осень… (дождливее).
Вечером темно, а ночью… (темнее).

Игра «Узнай время года?»

Один ребенок будет рассказывать, а остальные должны будут угадать, какое это время года.

Это самое холодное время года. Дни короткие, ночи длинные. Выпадает снег, стоят морозы. Растения не растут. Деревья стоят голые, без листьев. У животных вырастает густой мех, чтобы им было теплее. Некоторые животные все это время года спят. Люди носят теплую одежду. Дети любят в это время года играть в снежки, лепить снеговиков, кататься на санках, на ледянках со снежной горы, на коньках по замерзшей реке. Какое это время года?

В это время года дни становятся длиннее и теплее. Природа оживает. На деревьях появляются почки, зеленеет травка, растения начинают расти. Птицы возвращаются из теплых стран. Они начинают ремонтировать свои гнезда. Медведица выходит из берлоги со своими медвежатами. Дети любят в это время года пускать кораблики в ручейки. Какое это время года?

Это самое теплое время года. Дни длинные, а ночи короткие. Все растет. Распускаются цветы, зреют фрукты, ягоды. У птиц и животных появляется много пищи. Люди проводят много времени на улице, купаются, загорают. Многие едут отдыхать на море. Какое это время года?

В это время года дни становятся короче и холоднее. Растения больше не цветут. С деревьев опадают листья. На деревьях и кустарниках много плодов и ягод. Не только люди, но и животные готовят запасы на зиму. Перелетные птицы улетают в теплые края. Часто идут холодные, моросящие дожди. Какое это время года.

О каком времени года я вам сейчас прочитаю стихотворение?

Если в поле ходят грозы,
Если травы расцвели,
Если рано утром росы
Гнут былинки до земли,
Если в роще над калиной
Вплоть до ночи гул пчелиный,
Если солнышком согрета
Вся вода в реке до дна –
Значит, это уже … (лето),
Значит, кончилась… (весна).

Ярко солнце светит,
В воздухе тепло,
И куда не взглянешь,
Все кругом светло.
По лугу пестреют
Яркие цветы;
Золотом облиты
Темные листы.
Дремлет лес:
Ни звука, -
Лист не шелестит,
Только жаворонок
В воздухе звенит.
(Летом)

Все мрачней лицо природы:
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Завалился медведь спать.
Что за время года к нам пришло опять?
(Осень)

Сыплет, сыплет снег охапками
На поля она,
До бровей накрылись шапками
Во дворе дома.
Ночью вьюга куролесила,
Снег стучал в стекло,
А сейчас – гляди, как весело
И белым-бело!
(Зимой)

Игра «Что будет, если…»

Что будет, если после осени сразу наступит весна?

Зимой природа отдыхает. Если не будет зимы, то у деревьев не будет силы для новых листьев. Птицы только прилетят в теплые края, а им уже надо возвращаться назад, они устали и могут не долететь. Медведь только заснул, а ему надо вставать, он не успеет выспаться.

Что будет, если после лета сразу наступит зима?

Если не будет осени, то с деревьев не успеют опасть листья и зимой под тяжестью снега, ветки поломаются. Перелетные птицы не успеют улететь в теплые края, и зимой им нечем будет питаться, они погибнут. Люди и животные не приготовят запасы на зиму.

Все времена года должны приходить каждое в свое время. Все времена года хороши по-своему.

Игра «Не ошибись»

Воспитатель бросает мяч и называет слово, а дети первый звук этого слова. (Зима, весна, лето, осень, дождь, снег, радуга, ветер и другие)

Физкультминутка «Прогулка под дождем»

Мы по улице гуляли
(Ходьба на месте.)
И под тучку забежали.
(Бег на месте.)
Кап-кап-кап-кап-капли,
(Руки в стороны, поочередное зажимание пальцев в кулачок.)
Мы промокли и озябли.
(Похлопывание себя по бокам, руки скрестно.)
Кап-кап-кап-кап-капельки,
(Поочередное разжимание пальцев.)
Не расстроились ни капельки.
(Махи руками над головой.)

Прошу отгадать загадку :

«В дверь, в окно стучать не будет,
А войдет и всех разбудит. Что это?»
(Солнце)

Штриховка «Солнце »

Прошу заштриховать солнце и нарисовать лучи.

Штриховать слева-направо, не выходить за контуры рисунка, соблюдать одинаковые расстояния между линиями (штрихами).

Упражнение «Разбери слово зима »

Какое время года нарисовано на картине?? Сколько нарисовано клеточек? Почему?

Какой первый звук? Каким кружком обозначим? Почему?

Какой второй звук? и т.д.

Назови согласные в этом слове? Назови гласные? Что можно рассказать об этом слове? (В этом слове два гласных звука и два согласных.).

Игра «Угадай-ка»

На мольберте прикреплены картинки и модели звукового состава. Прошу детей провести линии от выбранной картинки к соответствующей модели и объяснить выбор.

Игра «Волшебная поляна»

У меня на поляне живут разные предметы. Их названия начинаются с разных звуков.

Найдите те предметы, названия которых делятся на два слога.

Найдите те предметы, названия которых делятся на три слога.

Найдите те предметы, в названии которых один слог.

Анализ занятия.

Сегодня мы с вами поговорили о временах года. Теперь вы знаете, что все времена года приходят каждое в свое время. Все они хороши по-своему.

Много придумали определений к словам «лето», «осень», «зима», «весна».

Правильно определяли количество звуков в словах, делили слова на слоги.

Аккуратно заштриховывали, соблюдали расстояния между линиями, старались не выходить за контур.

Конспект НОД в подготовительной группе по развитию речи «В поисках сокровища»

Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная.

Цели : формировать умение детей работать в минигруппах и находить решения на поставленные вопросы.

Задачи:

Образовательные задачи:

    формировать образную речь.

    умения подбирать образные выражения.

    учить отвечать на вопросы, высказывать свои суждения.

    актуализация словаря по теме;

    совершенствование грамматического строя (упражнять в подборе определений к заданному слову, учить образовывать притяжательные прилагательные, расширять словарный запас);

Развивающие задачи:

    развивать речь, память.

    образное мышление, фантазию и творчество.

Воспитательные задачи:

    воспитывать эстетические качества.

    учить выслушивать высказывания товарищей .

    Формировать умение работать в команде.

Ход НОД

Воспитатель. Ребята раскажите какая погода бывает осенью чаще всего?

Дети. Холодная, дождливая , пасмурная.

Воспитатель. Какое настроение бывает у человека человека пасмурную погоду?

Дети. Грустное, печальное, тоскливое…

Воспитатель. Чтобы пасмурное настроение не поселилось у нас в группе, предлагаю вам взяться за руки, улыбнуться друг другу и сказать ласковые и добрые слова.(выполнили). Ребята а теперь что вы чувствуете?

Дети. Нежность, радость….

Воспитатель. И в группе стало светло, радостно, уютно и тепло от ваших улыбок. Как еще можно сказать о хорошем настроении?

Дети. Доброе, веселое, теплое, ласковое, радостное…

Раздается стук в дверь. (воспитатель открывает дверь, а под дверью лежит конверт).

Воспитатель. Посмотрите, вот что сейчас я нашла на пороге нашей группы. Это конверт. Посмотрим, что в нем лежит? Письмо и карта. Я сейчас вам его прочитаю.Ребята садитесь на стульчики.

Все садятся в круг, воспитатель читает.

Воспитатель читает : «Здравствуйте, ребята! Я принес это письмо, но не знаю: туда я попал или нет? Нес я его в подготовительную группу №5. Если вы веселые, умные, находчивые, тогда прочитайте письмо.А для начала отгадайте загадку и узнаете как меня зовут.

Дети отгадывают загадку. Этот сказочнй герой

С хвостиком, усатый,

В шляпе у него перо,

Сам весь полосатый,

Ходит он на двух ногах,

В ярко красных сапогах.

Ребята, маркиз Карабас, мой добры знакомый, рассказал мне, что вы любите играть, отгадывать загадки, решать задачи, читать книги. А еще умные и трудолюбивые, не боитесь никаких трудностей и вообще – смелые и дружные ребята. Поэтому я решил подарить вам «самое ценное на свете сокровище», и чтобы оно не досталось Великану Людоеду, я спрятал его у вас в группе. Я посылаю вам карту поиска сокровища. Будьте внимательны: вас ждут трудности. Если вы ответите на мои вопросы, которые я спрятал в группе, то найдете сокровище. Желаю удачи ».

Воспитатель. Ребята, что вы решили, мы будем искать сокровище?

Дети. Да!

Воспитатель. И так, вперед. Посмотрите по карте, где находится первое задание. Там должна находиться цифра 1 и записка.

Дети идут на поиски задания. Находят записку и мяч.

Воспитатель. Слушайте задание: «Я предлагаю вам игру с мячом «Отвечай быстро» Дети встают в круг; воспитатель кидает мяч по очереди и задает вопросы.

Цель: Закреплять умение детей классифицировать предметы(по цвету, форме,качеству),развивать умение детей быстро отвечать на вопросы.

Ход игры. Воспитатель держа в руках мяч, обьясняет правила игры.Если я назваю цвет, тот кто поймает мяч, должен назвать предмет этого цвета(на пример зеленый-зеленая трава). и предложить свой цвет следующему игроку. Аналогично с качеством премета и формой (каменный- дом, круглое – солнце).

Воспитатель. Молодцы! Ребята а вместе с первым заданием карточка с буквой К. Идем дальше, узнаем. Второе задание, где у нас находится? Давайте смотреть по карте. Вот, нашли. Слушайте следующее задания – игра «Скажи по другому» Цель. Закреплять умение детей подбирать слова синонимы (Большой-огромный,крупный… )

Воспитатель. И с эти заданием мы справились. Можно идти дальше, но и здесь есть буква -это «Н», с № 2, берем ее с собой. Смотрим карту дальше. Нашли место с третьим заданием? Нашли.

Ребята, я думаю, что нам нужно немного отдохнуть и сделать небольшую разминку.

Эй! Попрыгали на месте.(прыжки)

Эх! Руками машем вместе.(«ножницы»)

Эхе-хе! Прогнули спинки (наклон в перед,рукина поясе, спину прогнуть)

Посмотрелина картинки.

(нагнувшись, поднять голову как можно выше)

Эге-ге нагнулись ниже. (глубокий наклон вперед, руки на поясе)

Э-э-э! Какой лентяй (выпрямиться и погрозить друг ругу пальцем)

Потянись и не зевай (руками тянутся в верх,поднявшись на носки)

Повернись на месте ловко (поворот кругом)

В этом нам нужна сноровка.

Воспитатель. Смотрим что в нашем задании. «Жили – были, а кто отгадайте:

У меня одна привычка –

Я с утра несу яичко.

Это, думаешь легко?

Ко –ко- ко. (Курица)

По лужку он важно бродит,

Из воды сухой выходит,

Носит красные ботинки,

Дарит мягкие перинки. (Гусь)

Воспитатель. Это, какие птицы?

Дети. Домашние.

Воспитатель. Еще загадки послушайте:

Она маленькая птичка,

А зовут ее…..(синичка)

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь)

Воспитатель. А, это какие птицы? Вот вы выполнили третье задание. И нашли букву «И» под № 3. Не забудьте ее.

Воспитатель. Ищем четвертое задание? Смотрим карту. Вот место с четвертым заданием. В этой записке написаны вопросы, нужно на них ответить.

Кто знает, где живет белка? (в дупле.) А дупло где находится? (на дереве.) А орешки где белка собирает? (под деревом.) Прячется она где? (за деревом.) Прыгает белка как? (с ветки, на ветку.)

Воспитатель. Молодцы, ответили на все вопросы. И получаем карточку с буквой «Г» под № 4. Спешим дальше. Нас ждет последнее задание. Где же оно спрятано? Посмотрим нашу карту. Пойдемте, проверим. Вот, записка, а в ней игра «Наоборот». Мы же знаем эту игру?

Дети. Да!

Воспитатель. Давайте играть, встаем в круг.

Воспитатель кидает мяч детям и говорит слова: высокий – низкий, широкий – узкий, влево – вправо, впереди – сзади, большой – маленький, внизу – вверх и т.д.

Воспитатель. Вот мы и выполнили все задания кота в сапогах. И получили с последним заданием букву «А» с № 5. Но для чего нам нужны эти буквы с номерами? Ребята, посмотрите, в конверте есть еще одно письмо. Давайте его почитаем.

«Поздравляю! Вы ответили на все мои вопросы и выполнили задания, можете забрать «сокровище». Но чтобы узнать, что это такое, вам нужно из букв с номерами от 1 до 5 выложить слово. А еще я приготовил вам медали «За выполнение особо важного задания». До встречи. Ваш кот в сапогах».

Рефлексия: Понравилось ли вам сегодняшнее занятие? Что вам понравилось? Что было трудного в заданиях? Какие задания показались легкими?

А также на прогулке (южные районы страны) детям читают стихотворения о наступившей осени, программные сказки А. Пушкина («Сказка о царе Салтане…», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»). После прочтения сказок желательно прослушать эти произведения в аудиозаписи в благоприятствующее этому процессу время.

Если в детском саду существует традиция читать детям перед сном, лучше выбирать небольшие спокойные произведения, которые чаще всего читаются в одной тональности. Это могут быть и книги, которые читаются по главам: А. Гайдар, «Чук и Гек», А. Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел» (пер. с швед. Л. Лунгиной), Т. Энгер, «Приключения в лесу Елки-на-Горке» (пер. с норвеж. Л. Брауде) и т. д.

Следует познакомить детей с новыми играми. Научив нескольких детей игре, нужно поручить им объяснить правила игры сверстникам. Для ребенка это престижно и полезно, так как умение что-то понятно объяснить, при этом не раздражаясь, – задача не из простых.

Игра «Достань приз»

На пол кладется канат, на конце его ставится приз. Кто пройдет по канату с завязанными глазами, не оступившись, получит этот приз.

Игра «Веселые художники»

С завязанными глазами на листе ватмана или доске надо нарисовать автопортрет (или просто веселую мордочку). Тот, чей портрет будет удачнее, побеждает в этой игре.

Игра «Смотай шнур»

На середине шнура завязывают узелок, на концах прикрепляют по простому карандашу. Нужно намотать свою часть шнура на карандаш. Кто быстрее дойдет до узелка , побеждает.

Игра «Ну-ка, попади!»

На пол ставят неглубокую миску. Каждый игрок должен забросить в нее три теннисных шарика с расстояния пяти шагов. Забрасывают по очереди, друг за другом. Побеждает тот, кто забросит больше всего шариков.

Сентябрь

Занятие 1. Подготовишки

Цель. Побеседовать с детьми о том, как теперь называется их группа и почему, выяснить, хотят ли они стать учениками. Помогать детям правильно строить высказывания.
Ход занятия
«Вы теперь самые старшие в детском саду, – начинает беседу педагог. – А как называется наша группа? Подготовительная к школе.

Как вы думаете, что нужно уметь, чтобы было легче учиться в школе? Не забывайте, отвечая на вопросы, контролировать свою речь. Теперь вам это уже по силам. Итак, что, на ваш взгляд, необходимо уметь будущему школьнику?»

Воспитатель заслушивает ответы детей, привлекает их к обсуждению высказываний сверстников. Педагог напоминает, что желательно употреблять в речи такие формы обращений, как: «Я думаю, что…», «Мне кажется, что…».

«Это позволит не обидеть товарища, высказывая сомнение в правильности его суждений», – объясняет воспитатель.

«Читать и писать вас обязательно научат в школе, – продолжает разговор педагог. – А сейчас нам надо научиться слушать и слышать педагогов; работать не отвлекаясь; толково, понятно рассказывать о чем-либо, пересказывать; быть самостоятельными в своих суждениях и поступках. Справимся? Давайте проверим, умеете ли вы слушать и слышать».

Воспитатель читает первые две строки из четверостишия М. Лапыгина:


«Кран открой – пойдет вода.
Как она пришла сюда?

Отвечайте! (Дети часто не обращают внимания на слово «кран» и делятся своими познаниями о том , откуда берется вода.)

А ответ прост:


В дом, сад, огород
Провели водопровод».

Затем воспитатель показывает детям любую картинку-путаницу и объясняет задание: «Я даю вам три минуты на то, чтобы вы рассмотрели картинку. Разговаривать при этом нельзя. Потом вы расскажете, что на ней не так. Я засекаю время… Покажите (на пальцах, на карточках из математического набора), сколько несуразиц вы обнаружили. А теперь перечислите, что не так на картинке».

Сначала педагог заслушивает тех детей, которые заметили меньше всего неправильностей.

В конце занятия педагог подводит итог: «Убедились, что быть внимательными совсем не просто. На наших занятиях мы научимся быть внимательными».

Занятие 2. Летние истории

Цель. Помогать детям составлять рассказы из личного опыта, учить подбирать существительные к прилагательным.

Предварительная работа. «Школьникам задают домашние задания, – говорит педагог, – и я тоже хочу дать вам задание на дом. Вспомните какой-нибудь интересный случай, который произошел с вами летом. Можно посоветоваться с родителями».

Ход занятия
«Сегодня мы заслушаем ваши летние истории, – начинает разговор воспитатель. – Но сначала подумайте о том, как начать рассказ. Какие будут предложения?»

Педагог выслушивает детей и оценивает их ответы. Напоминает, что надо контролировать свою речь, избегать повторов и лишних, ненужных слов.

Воспитатель может предложить детям свою летнюю историю в качестве образца.

Затем заслушивается несколько рассказов.

Заметив, что дети начинают уставать, воспитатель может предложить им выполнить дидактическое упражнение «Подбери слово», предварительно сообщив, что остальные летние истории будут обязательно заслушаны позже.

«Русский язык очень богат, – говорит педагог. – Как вы думаете, чем он богат? Деньгами? Драгоценными камнями? Русский язык богат разнообразием слов. К одному и тому же слову можно подобрать много других слов. Например, я произнесу слово голубой , а вы добавите… Голубое небо, голубые глазки, голубой шарф… А какие слова можно подобрать к слову свежий (глубокий…)

Занятие 3. Звуковая культура речи (проверочное)

Цель. Выяснить, как дети владеют умениями , которые были сформированы в старшей группе.
Ход занятия
Педагог просит детей объяснить, что за предметы лежат перед ними и для чего они нужны на занятии по развитию речи (фишки (мелкие предметы), картинки из математических наборов, листочки бумаги, карандаши).

Воспитатель следит за правильностью употребления детьми слов, конструированием предложений.

Затем читает «Считалочку» А. Шабунина:


Шли
Бараны
По дороге,
Промочили
В луже
Ноги.
Раз,
Два,
Три,
Четыре,
Пять.
Стали
Ноги
Вытирать.
Кто платочком,
Кто тряпицей,
Кто дырявой рукавицей.

Педагог объясняет детям задание: «Послушайте забавную считалку еще раз. Будьте внимательны. Сосчитайте слова со звуком ц и поднимите нужную карточку(Два слова.) Сейчас я повторю считалку, а вы сосчитайте слова со звуком ч и поднимите соответствующую карточку. (Три слова.)

А теперь очень сложное задание. Сосчитайте слова со звуком р . (Десять слов.) То, что вы ошиблись, не беда. А вот то, что вы работаете несамостоятельно, плохо.

Теперь новое задание. Быстро нарисуйте решетку из трех ячеек. Отметьте фишкой (фишками), где в слове сундучок (или сучок ) слышится звук ч ; в словеплащ – звук щ , в слове жужелица – звук ж .

Покажите (можно на пальцах), сколько звуков вы слышите, когда я произношука- . Как вы думаете, это слово или часть слова? Попробуем вспомнить слова, начинающиеся на ка- : каша, камыш, канарейка- . Вы вспомнили, да и то с моей подсказкой, лишь несколько слов, начинающихся на ка-. В действительности в русском языке таких слов очень много. Давайте откроем словарь: кабан, каблук, кавалер, камень, калитка, кадет, кактус, казус .

Все ли слова вы знаете? А кто такой кадет? А кавалер? Что такое казус?»

Затем воспитатель уточняет, какое сейчас время года и какой месяц.

«Сентябрь – первый месяц осени. Как вы думаете, слово или предложение я сейчас произнесла? В предложении чаще всего несколько слов. В этом предложении их..? (Четыре.) Назовите слова в том порядке, в котором они стоят в предложении».

Завершая занятие, педагог выясняет у детей, чему они сегодня научились.

«А еще, – добавляет воспитатель, – мы тренировали внимание».

Занятие 4. Лексико-грамматические упражнения

Цель. Активизировать словарь детей. Помогать дошкольникам точно характеризовать предмет , правильно строить предложения.
Ход занятия
Воспитатель говорит детям, что сегодня он будет выяснять, насколько успешно будущие школьники овладевают родным языком и насколько богат их словарь. Затем дает детям задание: «Какими словами можно ответить на вопрос „кто это“? (Иногда детям необходима подсказка, например, название какого-либо животного.) А на вопрос „что это“?

Вспомните слова, отвечающие на вопросы: „Какой?“ (Синий.) , „Какая?“(Сладкая.) , „Какое?“ (Холодное.)

Перечислите, что может делать человек. Вспомните повадки животных».

«А кому и для чего нужны остальные сумки?» – уточняет воспитатель.

Предлагая рассмотреть картинку с изображением головных уборов (из того же пособия), педагог спрашивает: «Кто в какой шапочке отправится в школу? А кому и в каких случаях потребуется шляпа (платочек в горошек)?»

Занятие 5. Для чего нужны стихи?

Цель. Побеседовать с детьми о том, зачем люди сочиняют, читают и декламируют стихи. Выяснить, какие программные стихотворения дети помнят.
Ход занятия
Педагог показывает детям сборники стихов: одного автора и разных авторов, обычные и подарочные издания. Поясняет, что во всех этих книгах напечатаны стихи: о любви, природе, человеческих радостях и огорчениях, стихи серьезные и шуточные. Затем предлагает обсудить ряд вопросов:

– Зачем люди пишут стихи?

– Как вы узнаете стихотворение на слух? (В стихотворении строчки рифмованные, очень ритмичные. Лишнее или не очень точное по смыслу слово может нарушить эту ритмичность.) Вспомните, как сочинял стихи Незнайка, как он мучился и потом отказался быть поэтом.

– Все ли могут писать по-настоящему хорошие стихи? Вот такие, например:


Зимнее утро
(отрывок)

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит,
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
А. Пушкин

– Слушать стихи, конечно, приятно, а вот стоит ли их учить наизусть?

Выслушав рассуждения детей, воспитатель обобщает: «Чем больше хороших стихотворений вы услышите и запомните в детстве, тем богаче, ярче и выразительнее будет ваша речь. Окружающим всегда приятна беседа с доброжелательным культурным человеком. А культурный человек – это человек с хорошими манерами и богатой, образной речью.

В средней и старшей группах мы учили очень хорошие стихотворения. Давайте вспомним их».

Педагог читает первые строчки из русских народных песенок: «Тень-тень-потетень», «Дед хотел уху сварить»; из стихотворений Ю. Кушака «Олененок», А. Барто «Я знаю, что надо придумать», И. Сурикова «Детство», В. Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная», И. Белоусова «Осень».

Занятие 6. Пересказ итальянской сказки «Как осел петь перестал»

Цель. Познакомить детей с итальянской сказкой «Как осел петь перестал» (в обр. Дж. Родари). Помогать детям пересказывать небольшие тексты без существенных пропусков и повторов.

Предварительная работа. Попросить музыкального руководителя рассказать детям о том, что у мужчин-певцов разные голоса – бас, баритон, тенор, и подтвердить рассказ музыкальными фрагментами.

Ход занятия
«Сегодня я познакомлю вас с очень умной итальянской сказкой „Как осел петь перестал“ в обработке Джанни Родари. Мы знаем его сказку „Волшебный барабан“», – начинает занятие воспитатель.

Педагог читает или рассказывает новую сказку.

В давние времена осел , как рассказывает сказка, пел получше тенора.

Однажды собрались все звери на совет, и лев, который был у них царем, спросил:

Кто из вас самый красивый?

Я, йя! – сразу же закричал осел.

Хорошо, ты самый красивый.

А кто же самый сильный?

Я, йя! – закричал осел раньше, чем остальные звери успели раскрыть рты.

Ладно, – сказал лев. – А кто здесь самый глупый?

Я, йя, йя! – второпях заревел осел, испугавшись, как бы его не опередили.

Все звери так и покатились со смеху, а бедняга осел со стыда потерял свой красивый голос. И с тех пор он только и умеет реветь:

Я, йя, йя!

«Кто из вас, как и я, считает, что это очень умная и поучительная сказка? – продолжает разговор воспитатель. – Доказать можете?

(Следит за правильностью речи.) А как вы понимаете слово поучительная (история)?

Давайте вспомним, что хотел выяснить у зверей лев? (Кто самый красивый, самый сильный и самый глупый.) И что случилось? Жаль, конечно, что осел потерял свой красивый голос и с тех пор все ослы во всех странах мира ревут: „Иа! Иа! Иа!“

А как люди зовут тех, кто ведет себя подобно ослу из сказки?»

Воспитатель читает сказку еще раз. Затем предлагает пересказать ее в лицах. Педагог выбирает ребенка на роль осла, а «осел» назначает льва. Воспитатель рассказывает сказку за автора.

Потом пересказ повторяется с новыми исполнителями.

Занятие 7. Работа с сюжетной картиной

Цель. Выяснить, как дети освоили умение озаглавливать картину и составлять план рассказа.
Ход занятия
Педагог предлагает вниманию детей любую картину из серий, предназначенных для работы по развитию речи в детском саду. Спрашивает, о чем картина и как ее озаглавить. При этом он напоминает, что название картины должно отражать ее содержание и по возможности оно должно быть кратким.

Воспитатель заслушивает ответы детей и предлагает им выбрать самое удачное название. Если необходимо, дает свой вариант названия.

«Представьте, что вам предстоит составить рассказ по этой картине, – продолжает разговор педагог. – С чего вы начнете? Помните о том, что первая фраза может очень украсить рассказ».

Выслушивает ответы детей и при необходимости предлагает свою вступительную фразу.

Далее педагог напоминает детям о том , что в прошлом году они учились составлять план рассказа по картине. Интересуется, что это такое, и предлагает составить план рассказа. Затем оценивает предложенные варианты (3–4 ответа).

«Вступление есть, план есть. Остается завершить рассказ оценкой картины в целом. У кого какие варианты?»

Педагог предлагает кому-нибудь из детей составить рассказ по картине. Затем интересуется у ребенка, легко ли ему было рассказывать.

Воспитатель объясняет детям, что, руководствуясь планом, можно избежать повторов и ненужных в рассказе слов, например, таких: «а потом», «а еще», «и вот».

«Итак, чему мы сегодня учились?» – спрашивает педагог.

В конце занятия предлагает поиграть в игру «Я задумала предмет».

Воспитатель загадывает предмет, а дети, пытаясь отгадать его, задают наводящие вопросы, например: «Живой? Неодушевленный? В помещении? На улице? Большой? Тяжелый? Сделан из…»

Если останется время, педагог может предложить детям угадать другой задуманный им предмет.

Занятие 8. Беседа о А. Пушкине

Цель. Рассказать детям о великом русском поэте; вызвать чувство радости от восприятия его стихов и желание услышать другие произведения поэта.
Ход занятия
Педагог читает детям 2–3 фрагмента из произведений А.Пушкина: «Унылая пора! Очей очарованье…» (из стихотворения «Осень»), «Буря мглою небо кроет…» (из стихотворения «Зимний вечер»), «У лукоморья дуб зеленый…» (из поэмы «Руслан и Людмила»). Затем спрашивает у детей, не знают ли они автора этих поэтических строк. И уточняет: «Что вы знаете об Александре Сергеевиче Пушкине?»

Воспитатель рассказывает детям о великом русском поэте: «В нашей стране нет человека, который не читал бы произведения Пушкина. Многие из вас уже слышали сказки о попе и его работнике Балде, о мертвой царевне и семи богатырях, о золотом петушке, о Руслане и Людмиле. Эти сказки вы услышите еще не раз, так как их часто читают по радио, спектакли по ним ставят в театрах. По произведениям Александра Сергеевича Пушкина созданы мультфильмы и фильмы. А очень скоро вы сможете самостоятельно прочитать эти чудесные сказки».

Заканчивая занятие, педагог читает отрывки из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» и «Сказки о царе Салтане…» (по выбору детей).

Конспект ОД по развитию речи в подготовительной группе «Найди для каждого слова свой домик".

Коржова Анна Сергеевна, воспитатель МБДОУ МО №116 г. Краснодар

Цель: Повторение и закрепление навыка детей в делении слова на слоги, расширять словарный запас.

Задачи:
Образовательные задачи:
1.Формировать у детей богатый и активный словарный запас;
2. Учить отвечать на вопросы, высказывать свои суждения;
3. Побуждать детей к активному участию.

Развивающие задачи:
1.Развивать речь, внимание, воображение;
2.Развивать зрительное восприятие;
3.Развивать фонематический слух.

Воспитательные задачи:
1. Воспитывать эстетические качества.

Атрибуты: На интерактивной доске картинка с лесом и заблудившимися буквами на ней и картинка с пустым лесом, картинки с изображением 3-хмдомиков - с открытым окошком, двумя ставнями и тремя ставнями, карточки со словами- с одним слогом, двумя, тремя слогами и одно слово с четырьмя слогами (для создания трудности)

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация».
Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: Ой ребята, что это? Откуда доносится этот звук? (Воспитатель обращает свое внимание на коробку стоящую на столе. Подносит коробку к уху, слушает. Открывает коробку.) Да это же слова, они потерялись в лесу и хотят попасть в свои домики. Кто же им сможет помочь?

Дети: ответы детей

Воспитатель: Конечно же мы им поможем. Для того, чтобы попасть словам в свои домики, нужно выполнить задания:
1.В домике с открытым окошком живут слова содержащие один слог;
2.В домике с двумя ставнями живут слова содержащие 2 слога;
3.А в домике с тремя ставнями живут слова содержащие 3 слога.
Ребята какие слова мы поселим в первый домик?

Дети: ответы детей

Воспитатель: Правильно, а какие слова во второй домик?

Дети: ответы детей

Воспитатель: Молодцы! А какие в третий домик?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: А вот и наши домики (воспитатель раздает детям домики, затем слова). А теперь приступаем к заданию! (дети выполняют задание, воспитатель при затруднении оказывает помощь). Все всё закончили?





Дети: ответы детей

Воспитатель: Ну-ка, давайте все вместе проверим в свои ли домики попали слова? Ребята, а куда вы поселили слово черепаха?

Дети: Никуда

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому что в слове черепаха 4 слога, а у нас нет такого домика с 4-мя ставнями.

Воспитатель: Здорово, давайте подумаем, как мы сможем помочь этому слову?

Дети: Можно смастерить домик с 4-мя ставнями (и разнообразные ответы детей)

Воспитатель: Какие Вы молодцы не оставили в беде слово с 4-мя слогами. (Воспитатель вызывает одного из детей у которого в ходе выполнения задания были затруднения)

Воспитатель: Так в первый домик Таня поселила слово дом.Танюша расскажи почему слово дом у тебя «живет» в первом домике?

Дети: ответы Тани

Воспитатель: Правильно! Ребята, а у вас слово дом поселилось в первом домике?

Дети: ответы детей

Воспитатель: Почему слово дом в первом домике Саша?

Дети: потому что оно состоит из одного слога.

Воспитатель: Ребята у кого в ходе выполнения задания возникли трудности? Почему?

Дети: ответы детей

Воспитатель помогает разобраться деткам у кого возникли трудности.

Воспитатель: Какие вы молодцы, что справились с этим заданием. Посмотрите все слова попали в свои домики (показ картинки пустого леса)

Как вариант:

Математическая игра.
Вместо карточек со словами используются карточки с примерами. В окошки вставляется задание, например, какое-то число. И тогда требуется разложить примеры, ответами на которые является число в окошке.
И многие другие игры с домиками –это воображение каждого.