Наглядно-образное мышление. Основные виды мышления и их особенности

Роль наглядно-действенного мышления постоянно меняется в жизни детей дошкольного возраста. С каждым годом они становятся все более самостоятельными выбирают и применяют способы, приемы решения практических задач, меняют отношение практического действия к умственной. С переходом мышления во внутренний план (интериоризация) перестраивается практическое действие. Наглядно-действенное мышление является видом мышления, непосредственно включен в практическое действие.

Младшие дошкольники не всегда используют действие, адекватную поставленной задаче. Например, при составлении фигурок на фоне часто беспорядочно передвигают, соединяют их, получают неожиданные для себя комбинации; иногда составляют совсем бессмысленные картины (фигурку лошади кладут вверх ногами, всадника размещают головой вниз). Одновременно с удовольствием делают вывод, что у них получилась красивая картинка. То есть конкретная задача они решают пробными действиями, а результат осмысливают после их окончания.

Дети среднего дошкольного возраста в процессе действия осмысливают задачи и способы его решения. их речь при этом является опорой действия или сопровождает ее.

Соотношение чувственного восприятия, практического действия и речи меняются у детей старшего дошкольного возраста. Не вдаваясь в практических манипуляций, они могут мысленно решить предложенное задание, потом вслух рассказать об этом. После найденного в уме решение ребенок быстро размещает фигурки на определенном фоне, а ее рассказ после выполненного действия повторяет то, что она сказала в ее начале, само действие ничего не добавила к решению задачи.

В дошкольном возрасте наглядно-действенное мышление не исчезает, а совершенствуется, переходит на более высокий уровень. В старших дошкольников действенном решению задачи предшествует словесно оформленное решение его мысленно. В связи с этим меняется и суть действий ребенка. Младшие дошкольники понимают только конечную цель, но не видят условий ее достижения. Этим обусловлена беспорядочность (пробнисть) их действий. Уточнение задачи делает действия проблемными, поисковыми. Действия старших дошкольников перестают быть пробными, теряют эвристический характер, становятся исполнительными (до начала ребенок решает проблему мысленно). В соответствии с этим меняется и его мышления, которое с действенного становится словесным, планирующим. Несмотря на то, действенное мышление не отмирает, а остается как бы в резерве. При необходимости решения новых умственных задач ребенок снова прибегает к нему.

Наглядно-образное мышление детей

В дошкольном возрасте у ребенка преобладает наглядно-образное мышление, что связано с овладением ею новыми видами деятельности: рисованием, игрой, конструированием и тому подобное. Оно помогает малышам решать задачи мысленно, без участия практических действий, а благодаря оперированию только образами, поскольку является видом мышления, в процессе которого человек оперирует имеющимися в своей памяти образами предметов и явлений.

Способность к мышлению в образах сначала реализуется как оперирование представлениями о конкретных предметах и их свойствах. При этом оно теряет свою связь с практическими действиями и непосредственным восприятием ситуации. В деятельности ребенка встают задачи нового типа, которые предусматривают непрямой результат действий, достижение которого требует учета связи между явлениями, происходящими одновременно или последовательно. Такие задачи возникают в играх с механическими игрушками, в конструировании и др.

Младшие дошкольники решают их с помощью внешних ориентировочных действий, то есть на уровне наочно.-дийо ного мышления. Во время выполнения задач по косвенным результатом дети среднего дошкольного возраста начинают переходить от внешних к умственным попыток. После ознакомления детей с несколькими вариантами решения задачи малыши могут использовать новый вариант, не прибегая к внешним воздействиям с предметами, а получая необходимый результат мысленно.

Решение задач с косвенным результатом способствует возникновению наглядно-схематического мышления, которое является следующим этапом в развитии наглядно-образного.

Наглядно-схематическое мышление - вид мышления, обеспечивает отображение предметов объективной действительности, независимо от действий, желаний и намерений ребенка.

Ребенок не создает их, а обнаруживает и учитывает при решении задачи. Такое мышление сохраняет образный характер, но сами образы становятся другими, в них отражаются не отдельные предметы и их свойства, а связи и отношения между ними.

Наглядно-схематическое мышление дошкольников среднего и старшего возраста оказывается во многих особенностях их деятельности. Один из его проявлений - схематичность детского рисунка, в котором передается в основном связь основных частей предмета и отсутствуют индивидуальные его признаки. Проявлением схематичности мышления также легкость понимания детьми различных схематических изображений, успешное использование их (узнают схематическое изображение предметов, используют схемы типа географической карты для выбора нужной дорожки в разветвленной их системе и т.д.).

Умение создавать и использовать схематизированные образы являются большим достижением в развитии мышления ребенка, поскольку наглядно-схематическое мышление открывает возможности увидеть недоступны наглядно-образном существенные стороны явлений.

Опыт ребенка обогащается неравномерно. С некоторыми предметами она имеет дело часто, неоднократно действуя с ними, распознает их качества, стороны, свойства, что приводит к их обобщенное представление. Другие предметы менее доступны детям, в результате чего они познают односторонне. Образы этих предметов есть слитыми и конкретными. Оперирование такими образами единичных вещей предоставляет мышлению маленького ребенка конкретно-образного характера. Это подтверждают детские суждения.

Таня (4 года), увидев у девочки очки, спрашивает: "Почему эта девочка бабушка?"; "Кошка может превратиться в человека?" - Спрашивает девочка Юля (4 года). - "Нет". - "Как жаль... Была бы такая мягкая, ласковая...".

Конкретная образность детского мышления послужила аргументом для некоторых психологов (К. Бюллер, В. Штерн, Дж. Сэлли), которые считали образность определенным видом мышления, этапом в развитии высших его форм. Наиболее характерным признаком такой образности является синкретизм. Не умея выделить в образе, сохранившийся существенных или основных признаков предмета, ребенок падает найакцентованиши для нее детали. По этим случайным признакам дошкольник узнает конкретный предмет.

Синкретизм проявляется в восприятии и мышлении ребенка. По мнению Ж. Шаже, он является основным качеством детского мышления, характеризующий его доаналитичний степень. Ребенок мыслит схемами, слитыми (нерасчлененными) ситуациями в соответствии с образом, который у нее сохраняется на основе восприятия, без его анализа. Преодолению синкретичности образов способствует правильно организованное обучение.

Слитность образов особенно заметно проявляется в восприятии детьми малознакомого содержания. Например, они неправильно понимают синкретично образные литературные высказывания, сложные метафоры, аллегории: "И веселый, и крылатый ходит ветер над землей. Это мощный вентилятор бьет в лицо струей" (Е. Тараховская). Прослушав это, 5-летние дети спрашивают: "Почему он бьет?", "Кого он побил?", "А где у ветра ножка?", "Где он ходит?", "Ветер смеется?", "Почему он веселый? ". Такие вопросы и замечания детей свидетельствуют, что слово выражает конкретный образ единичного предмета, которого оно касается. Этот образ слит, нерасчлененный (проанализирован), поэтому используется целостно (если "ходит", должен иметь ноги, если "веселый" - смеется). Впервые образ распадается не из выделение существенной или характерного признака предмета или явления, а признаки, получила в опыте ребенка сильнее подкрепление. Поэтому, не умея абстрагировать идею с чувственно сохраненным образом, ребенок не понимает поэтических образов.

По мнению Л. Выготского, синкретизм имеет большое значение в развитии детского мышления, поскольку синкретические связи является основой выделения связей, проверяются практикой и отражают действительность.

В процессе игры, рисования, конструирования и других видов деятельности дошкольник начинает овладевать построением наглядных пространственных моделей - особых знаков, в которых отражаются связи и отношения объективных вещей. Многие виды знаний, которые ребенок не может усвоить на основе словесного объяснения взрослых или в процессе организованных ими действий с предметами, она легко усваивает во время действий с моделями, которые отражают существенные признаки предметов и явлений. Например, во время обучения 5-летних дошкольников математике было чрезвычайно трудно объяснить им отношение частей и целого. В процессе ознакомления с ними с помощью схематического изображения разделения целого в части и его восстановление из частей дети легко поняли, что любой предмет можно разделить на части и восстановить из них. Эффективным оказалось использование пространственных моделей и при формировании у детей анализа слова в процессе изучения грамоты.

Итак, при соответствующем обучения образное мышление становится основой усвоения дошкольниками обобщенных знаний, а также совершенствуется в результате использования этих знаний при решении познавательных и практических задач. Приобретенные представления о существенных закономерности помогают ребенку самостоятельно разбираться в частных проявлениях этих закономерностей. Так, усвоив представление о зависимости строения тела животных от условий жизни, старшие дошкольники могут по внешним признакам установить, где живет животное, как добывает пищу.

Развитие образного мышления дошкольников характеризуется тем, что их представления приобретают гибкости, подвижности, дети овладевают умением оперировать наглядными образами: представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно изменять их взаимное расположение.

Модельно-образные формы мышления достигают высокого уровня обобщенности, благодаря чему помогают ребенку понять существенные связи и зависимости вещей. Однако они малопродуктивные, если ребенку необходимо выделить свойства, связи и отношения, которые невозможно представить наглядно, образно. Попытки достичь этого с помощью образного мышления вызывают типичные для дошкольника ошибки. К таким ошибкам приводят, например, задача установить, изменяется количество сыпучего вещества при перемещении ее из сосуда одной формы в сосуд другой, меняется количество глины, пластилина при изменении вылепленного из них объекта. Примерно так же соответствуют дошкольники на вопрос, где больше пластилина: в шарике или в розплесканому кусочку, сделанном из того же шарики у них на глазах. Это вызвано неспособностью дошкольника выделить видимый им уровень вещества в посуде от общего ее количества. В образном мышлении они оказываются слитыми, поэтому количество нельзя увидеть, наглядно представить выделенной от воспринятой величины. Правильное решение таких задач требует перехода к суждениям на основе образов, которые используют словесные понятия.

Таким образом, наглядно-образное мышление преодолевает в своем развитии стадию перцептивных преобразований ребенком объекта с внешней помощью, а также стадию превращения ситуации на образном уровне по собственной инициативе. Переход от наглядно-действенного к наглядно-образного мышления может ускорить специальное обучение с использованием схем-заменителей.

Объектом умственной деятельности человека являются познавательные задачи, которые имеют разное содержательное основание и обуславливают разное соотношение предметно-действенных, перцептивно-образных и понятийных компонентов в их решении.

В зависимости от этого различают три основных вида мышления:

– характерно тем, что при решении задач используются предметно-практические процедуры, - действия с предметами. Генетически это наиболее ранняя стадия развития мышления – в филогенезе и онтогенезе (младший возраст) оно свойственно и взрослым.

Наглядно-действенное мышление - это особый вид мышления, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей, занятых производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо материального продукта.

Особенности наглядно-действенного мышления проявляются в том, что задачи решаются с помощью реального, физического преобразования ситуации, апробирования свойств объектов. Эта форма мышления наиболее характерна для детей до 3 лет. Ребенок этого возраста сравнивает предметы, накладывая один на другой или приставляя один к другому; он анализирует, разламывает по частям свою игрушку; он синтезирует, складывая из кубиков или палочек «дом»; он классифицирует и обобщает, раскладывая кубики по цвету. Ребенок не ставит еще перед собой цели и не планирует своих действий. Ребенок мыслит действуя.

Движение руки на этом этапе опережает мышление. Поэтому этот вид мышления еще называют ручным». Не следует думать, что предметно-действенное мышление не встречается у взрослых. Оно часто применяется в быту (например, при перестановке мебели в комнате, при необходимости пользоваться малознакомой техникой) и оказывается необходимым, когда заранее невозможно полностью предусмотреть результаты каких-нибудь действий (работа испытателя, конструктора).

Наглядно-образное мышление связано с оперированием образами. Об этом виде мышления говорят, когда человек, решая задачу, анализирует, сравнивает, обобщает различные образы, представления о явлениях и предметах. Наглядно-образное мышление наиболее полно воссоздает все многообразие различных фактических характеристик предмета. В образе может быть одновременно зафиксировано видение предмета с нескольких точек зрения. В этом качестве наглядно-образное мышление практически неотделимо от воображения.

«В простейшей форме наглядно-образное мышление проявляется у дошкольников в возрасте 4-7 лет. Здесь практические действия как бы отходят на второй план и, познавая объект, ребенку вовсе не обязательно трогать его руками, но ему необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Именно наглядность является характерной особенностью мышления ребенка в этом возрасте. Она выражается в том, что обобщения, к которым приходит ребенок, тесно связаны с единичными случаями, являющимися их источником и опорой. В содержание его понятий первоначально входят только наглядно воспринимаемые признаки вещей. Все доказательства носят наглядный, конкретный характер. В данном случае наглядность как бы опережает мышление, и когда ребенка спрашивают, почему кораблик плавает, то он может ответить, потому что он красный или потому что это Вовин кораблик».

Взрослые также пользуются наглядно-образным мышлением. Так, приступая к ремонту квартиры, мы заранее можем представить себе, что из этого выйдет. Именно образы обоев, цвета потолка, окраски окон и дверей становятся средствами решения задачи, а способами становятся внутренние пробы. Наглядно-образное мышление позволяет придать форму изображения таким вещам и их отношениям, которые сами по себе невидимы. Так были созданы изображения атомного ядра, внутреннее строение земного шара и тд. В этих случаях образы носят условный характер.

Словесно-логическое мышление функционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболее поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления. Для словесно-логического мышления характерно использование понятий, логических конструкций, которые иногда не имеют прямого образного выражения (например, стоимость, честность, гордость и т.д.). Благодаря словесно-логическому мышлению человек может устанавливать наиболее общие закономерности, предвидеть развитие процессов в природе и обществе, обобщать наглядный материал.

В то же время даже самое отвлеченное мышление никогда полностью не отрывается от наглядно-чувственного опыта. И любое абстрактное понятие имеет у каждого человека свою конкретную чувственную опору, которая, конечно, не может отразить всей глубины понятия, но в то же время позволяет не отрываться от реального мира. При этом чрезмерное количество ярких запоминающихся деталей в объекте может отвлекать внимание от существенных основных свойств познаваемого объекта и тем самым затруднять его анализ.

По характеру решаемых задач мышление делят на теоретическое и практическое . В психологии, например, долгое время изучался только теоретический аспект мышления как направленного на открытие законов, свойств объектов. Теоретические, интеллектуальные операции предшествовали практической деятельности, направленной на их реализацию, и в силу этого противопоставлялись ей. Всякое действие, не являющееся воплощением теоретического мышления, могло быть лишь навыком, инстинктивной реакцией, но только не интеллектуальной операцией. В результате сложилась альтернатива: либо действие не носит интеллектуального характера, либо оно является отражением теоретической мысли.

С другой стороны, если вопрос о практическом мышлении и ставился, то обычно сужался до понятия сенсомоторного интеллекта, который рассматривался неотрывно от восприятия и от прямого манипулирования с предметами. Между тем в жизни мыслят не только «теоретики». В своей блестящей работе «Ум полководца» Б.М.Теплов показал, что практическое мышление - это не начальная форма мышления ребенка, а зрелая форма мышления взрослого. В работе любого организатора, администратора, производственника и т.д. ежечасно встают вопросы, требующие напряженной мыслительной деятельности. Практическое мышление связано с постановкой целей, выработкой планов, проектов и часто развертывается в условиях дефицита времени, что подчас делает его еще сложнее, чем теоретическое мышление. Возможности пользоваться гипотезами у «практики» несравненно более ограничены, так как проверяться эти гипотезы будут не в специальных экспериментах, а в самой жизни, и не всегда есть даже время для подобных проверок. По степени развернутости мышление может быть дискурсивным, поэтапно развернутым процессом, и интуитивным, характеризующимся быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, минимальной осознанностью.

Если рассматривать мышление с точки зрения новизны и оригинальности решаемых задач, то можно выделить мышление творческое (продуктивное ) и воспроизводящее (репродуктивное ). Творческое мышление направлено на создание новых идей, его результатом является открытие нового или усовершенствование решения той или иной задачи. В ходе творческого мышления возникают новообразования, касающиеся мотивации, целей, оценок, смыслов внутри самой познавательной деятельности. Необходимо отличать создание объективно нового, т.е. того, что еще никем не было сделано, и субъективно нового, т.е. нового для данного конкретного человека. Так, например, ученик, выполняя опыт по химии, открывает новые, неизвестные ему лично свойства данного вещества. Однако то, что эти свойства были неизвестны ему, не означает, что они были неизвестны учителю. В качестве препятствий развитию творческого мышления может выступать излишняя критичность, внутренняя цензура, желание найти ответ немедленно, ригидность (стремление пользоваться старыми знаниями) и конформизм (боязнь выделиться и стать смешным для окружающих). В отличие от творческого мышления репродуктивное представляет собой применение готовых знаний и умений. В тех случаях, когда в процессе применения знаний осуществляется их проверка, выявление недостатков и дефектов, говорят о критическом мышлении.

Рис.2. Основные виды мышления

Мышление, как сложный процесс отражения и познания действительности, является источником новых знаний, таких, которые человек не может получить в непосредственном опыте. Современное мышление, способное решать сложнейшие задачи и оперировать абстрактными понятиями, прошло длительный путь формирования. Мышление наглядно-действенное - это генетически первая, наиболее ранняя ступень его развития.

Виды мышления

Человеческий мозг непрерывно получает из окружающего мира и обрабатывает огромное количество информации. Эта обработка происходит как бы на двух уровнях: на уровне непосредственного чувственного познания (ощущение и восприятие) и на уровне мышления.

От простого чувственного познания мышление отличает опосредованный характер. «Посредниками» в мыслительном процессе могут выступать образы (зрительные, слуховые, тактильные и т. д.) и знаки - слова и понятия.

Наглядно-действенное мышление - это своеобразный тип познавательного процесса, в котором в качестве «посредников» используются объекты материального мира. В этом его качественное отличие от других видов мышления. Это мышление называют также сенсомоторным, подчеркивая, тем самым, его связь с чувственной и двигательной сферами.

Высшим считается абстрактно-логическое, понятийное, которое носит отвлеченный характер. Однако никакой, даже самый интеллектуально развитый человек не мыслит исключительно при помощи слов-понятий. Процесс познания действительности обязательно включает образы, более того, творческий процесс связан именно с наглядно-образным мышлением.

Следовательно, в сознании современного человека постоянно взаимодействуют два типа и наглядно-образное мышление. Наглядно-действенное, казалось бы, остается в стороне. Или оно вообще не играет роли в психической жизни взрослого человека?

Особенности сенсомоторного мышления

Во-первых, оно тесно связано с деятельностью и включено в непосредственные операции с предметами, в результате которых человек их преобразует, комбинирует, создавая новые объекты.

Во-вторых, мышление наглядно-действенное - это оно возникает только в момент манипуляции с предметами и позволяет осмысливать исключительно конкретные действия. В отличие от него, и абстрактное, и наглядно-образное носят отвлеченный характер. Они позволяют человеку уйти в своих мыслях от той ситуации, в которой он находится, представить вещи, в данный момент несуществующие, фантазировать и планировать деятельность.

В-третьих, наглядно-действенное мышление - это ситуативный познавательный процесс. Вывести человека за рамки конкретной ситуации оно не может. Это мышление «здесь и сейчас». Оно как бы ограничено, сковано теми условиями, в которых находится человек.

Самая древняя форма осмысления мира

Сенсомоторное мышление появилось еще у наших очень далеких предков. Палеопсихологи считают, что им обладали первобытные люди, и оно во многом определяло психическую деятельность отсталых народов, еще в XIX веке находившихся на стадии первобытного общества. Например, этнографы (М. Вертхаймер, Р. Турнвальд), описывая мышление дикарей, отмечали, что они неспособны к абстрактному счету. Для них было важно знать, какие предметы надо считать. Медведей можно сосчитать только 6 штук, так как ни одному человеку, не удавалось увидеть больше этих животных одновременно. А вот коров можно считать и до 60.

Именно поэтому в языке многих архаичных народов отсутствовали общие понятия, зато было множество слов, обозначавших конкретные объекты, действия, состояния. К. Леви-Брюль, изучавший первобытное мышление, насчитал в языке одного из африканских племен 33 слова для обозначения ходьбы. Глаголы менялись в зависимости от того кто, куда, с кем и зачем идет.

Мышление наглядно-действенное - это своеобразное «предмышление», которое в зачаточной форме существует и у животных. Еще в начале XX века исследования поведения шимпанзе, проведенные немецким психологом В. Келером, показали, что способны в процессе манипулирования предметами решать простые мыслительные задачи.

Детское мышление

Наиболее ярко и отчетливо проявление этого действительности можно увидеть у малышей до 3 лет. У таких крох мышление наглядно-действенное - это игра. Все их мыслительные действия происходят в процессе манипуляции с предметами. Основные доступны ребенку, но только как непосредственные практические действия.

Вот малыш с увлечением разбирает домик, только что построенный мамой из кубиков. Не стоит на него обижаться, ведь именно так у ребенка происходит анализ - расчленение целого на отдельные элементы.

Потом малыш перебирает кубики - сравнивает их, отбирает нужные, откидывая, с его точки зрения, лишние. Это сравнение, а следом приходит очередь и более сложной мыслительной операции - синтеза. Ребенок начинает строить, возводя, казалось бы, ни на что не похожую фигуру.

Конструкция растет, с каждым кубиком становясь все выше. Малыш с интересом разглядывает ее и в какой-то момент радостно восклицает: «Это башня! Мама, смотри, я построил башню!». Сравнив свою постройку с имеющимся в его памяти образом, ребенок произвел операцию обобщения и сделал вывод.

Это маленький мыслитель, только мышление у него пока наглядно-действенное, неотделимое от предметной, «ручной» деятельности. Поэтому так нужны ребенку разбирающиеся и снова собирающиеся игрушки, ведь именно в игре с ними происходит развитие наглядно-действенного мышления.

Формирование мышления у детей

Манипулируя различными предметами, ребенок учится устанавливать связи между ними, выделять их главные и второстепенные качества. Но самое главное - он сохраняет в памяти образы однажды совершенных действий и использует их потом для решения новых задач. Так начинается формирование более сложного, образного мышления.

Сенсомоторное мышление не только предметно, но и эмоционально. Удивление новому, созданному своими ручками, раздражение от неудавшегося действия и восторг, когда удается добиться нужного результата - все это обогащает и развивает внутренний мир малыша.

Роль сенсомоторного мышления в психике современного взрослого человека

Психика человека едина, так же как едино мышление, и вычленить из этого гармоничного процесса какой-либо вид невозможно. Каждый из них важен и выполняет свою функцию.

Но довольно часто у того или иного человека доминирует определенный вид мышления. Для людей творческих, фантазеров характерно высокоразвитое образное мышление. А математикам и экономистам свойственен высокий уровень мышления понятийного.

Люди с преобладанием сенсомоторного мышления тоже встречаются. Это те, о которых говорят, что у них золотые руки. Мастера «от бога», способные, ничего не зная о принципах работы того или иного механизма, разобрать его, починить, снова собрать, да еще и усовершенствовать в процессе сборки.

Можно ли сказать, что абстрактное и образное более важные виды мышления? Наглядно-действенное также необходимо любому человеку, оно сопровождает все предметные действия. Без него невозможно, ни сделать ремонт в квартире, ни прополоть грядку в огороде, ни связать шапку. Даже суп без этого мышления сварить невозможно.

Возникнув в детстве, сенсомоторное мышление не остается на примитивном уровне, а развивается так же, как и другие виды познавательной деятельности.

Posted On 07.11.2017

наглядно-образное и словесно-логическое мышление

1. Наглядно-действенное мышление – это особый вид мышления, процесс которого сводится к реальным, практическим действиям человека с материальными предметами в наглядно воспринимаемой ситуации.

В этом виде мышления внутренние, умственные действия практически минимальны или полностью отсутствуют.

А задача решается за счет практических манипуляций с предметами.

Это простейший вид мышления, свойственный многим животным, и доминирующий у первобытных людей.

Его можно заметить у детей раннего возраста, начиная с 6-8 месяца жизни.

Пример:

Доставание удаленных предметов путем преодоления физических препятствий на пути к ним

Если ребенок хочет взять игрушку, но не может достать ее рукой, то он может воспользоваться палкой

Если предмет находится высоко мы берем стул

2. Наглядно-образное мышление – это вид мыслительного процесса при котором задачи человеком решаются путем внутренних, психологических действий и преобразований образов этих предметов.

Осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности и без этого осуществляться не может.

Например:

когда мы хотим переставить мебель в комнате, мы не будем ее двигать, что бы увидеть конечный результат, а мысленно представим конечную картину

Когда мы мыслим наглядно-образно , мы привязаны к действительности , а необходимые образы представлены в кратковременной и оперативной памяти.

Данная форма мышления проявляется у детей в возрасте 3-4 года и является доминирующей у детей дошкольного и младшего школьного возраста .

3. Словесно-логическое мышление – это высший по уровню развития вид мышления человека, возникающий лишь в конце дошкольного возраста и совершенствующийся на протяжении всей жизни не только у отдельного человека, но и всего человечества.

Данный вид мышления характеризуется:

1. Мышление имеет дело с понятиями о предметах и явлениях , а не с самими предметами и явлениями и их образами.

2. Этот вид мышления протекает полностью во внутреннем, умственном плане.

3. Для него не является обязательной опора на наглядно воспринимаемую ситуацию, а наоборот человек должен отвлечься от восприятия реальной ситуации.

4. Такое мышление осуществляется по определенным законам, строгое соблюдение которых приводит к правильным решениям . (в качестве таких законов выступают правила логики мышления)

Длительное время словесно-логическое мышление было единственным видом мышления, существование которого признавалось у человека.

И только после изучения интеллекта животных и маленьких детей , стали выделять другие, менее развитые виды мышления: наглядно-действенное и наглядно-образное.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Читайте также:

В психологии различают несколько видов мышления, которые возникают в определенных ситуациях и их характеристика различна. Они зависят от разнообразия механизмов и способов мыслительных задач.

Виды мышления и их характеристика

Главная страница / Инструкция по работе / Высшие познавательные функции / Словесно-логическое мышление

Словесно-логическое мышление

Мышление является высшей ступенью человеческого познания, процессом отражения внешнего мира. Оно основано на двух различных психофизиологических механизмах: образования и пополнения запаса понятий, представлений и вывода новых суждений и умозаключении.

Наглядно-действенное мышление – первый вид мыслительной деятельности человека

Мышление дает знание об объектах, свойствах и отношениях окружающего мира.

Человеческое мышление — это речевое мышление. Его становление происходит в процессе общения людей друг с другом.

Формирование человеческого мышления в процессе развития возможно лишь в совместной деятельности взрослого и ребенка.

В зависимости от того, какие средства используются для решения задач, принято выделять наглядное и словесно-логическое (вербальное мышление). Установлено, что для полноценной мыслительной работы одним людям необходимо видеть или представлять предметы, другим — оперировать словами, т.е. отвлеченными знаковыми структурами.

Словесно-логическое (вербальное) мышление - одно из видов мышления, использующее понятия и логические конструкции. Функционирует на базе языковых средств и представляет собой самый поздний из этапов исторического и онтогенетического развития мышления. В его структуре формируются и функционируют различные виды обобщений. Словесно-логическое мышление полностью протекает во внутреннем, умственном плане.

Словесно-логическое мышление действует на базе языковых средств и представляет собой наиболее высокий этап развития мышления. Благодаря вербальному мышлению человек может устанавливать наиболее общие закономерности, обобщать различный наглядный материал.

Словесно-логическое мышление формируется постепенно. В ходе обучения происходит овладение приёмами мыслительной деятельности, приобретается способность действовать «в уме» и анализировать процесс собственных рассуждений. В процессе решения учебных задач формируются такие операции словесно-логического мышления как анализ, синтез, сравнение, обобщение и классификация.

Анализ - это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части и выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, свойств, связей, отношений.

Синтез - это мыслительная операция, позволяющая в процессе мышления переходить от частей к целому. В отличие от анализа синтез предполагает объединение элементов в единое целое.

Анализ и синтез обычно выступают в единстве. Они неразрывны, не могут существовать друг без друга: анализ, как правило, осуществляется одновременно с синтезом, и наоборот.

Сравнение - это мыслительная операция, заключающаяся в сопоставлении пред-метов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и, таким образом, в выявлении общности или различия между ними.

Обобщение - это мыслительная операция, заключающаяся в объединении многих предметов или явлений по какому-то общему признаку. В ходе обобщения в сравниваемых предметах в результате их анализа выделяется нечто общее.

Классификация - это мыслительная операция, заключающаяся в группировке объектов по существенным признакам. В отличие от классификации, основанием которой должны быть признаки, существенные в каком-то отношении, классификация иногда допускает выбор в качестве основания признаков малосущественных (например, в алфавитных каталогах), но удобных в оперативном отношении.

Необходимость развития мышления у детей старшего дошкольного возраста в первую очередь обусловлена тем, что дети готовится к поступлению в школу. Уже с первого класса они начнут изучать сложную для них школьную программу, в которую включены начальные элементы логики, и детям с неразвитым вербальным мышлением сложно будет усвоить новые знания.

Недоразвитие словесно-логического мышления приводит к трудностям анализировать, сравнивать явления, предметы, ситуации, оценивать предметы, ситуации, явления. Нарушение данного вида мышления препятствует формированию у детей общей способности к усвоению знаний, приводит к неумению правильно и точно выразить свою мысль, полно и последовательно раскрыть ее содержание, мешает становлению полноценных коммуникативных связей с окружающими, полноценному развитию ребенка.

МЫШЛЕНИЕ - направленный процесс переработки информации в когнитивной системе живых существ. М. реализуется в актах манипулирования (оперирования) внутренними ментальными репрезентациями, подчиняющимися определенной стратегии и приводящими к возникновению новых ментальных репрезентаций.

Рассмотрим основные виды мышления.

Наглядно-действенное мышление – вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами.

Наглядно-образное мышление – вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. Очень важная особенность образного мышления – становление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств. В отличие от наглядно-действенного мышления при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа.

Словесно-логическое мышление – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.

Различают теоретическое и практическое, интуитивное и аналитическое, реалистическое и аутистическое, продуктивное и репродуктивное мышление.

Теоретическое и практическое мышление различают по типу решаемых задач и вытекающих отсюда структурных и динамических особенностей.

Виды мышления.

Теоретическое мышление – это познание законов, правил. Основная задача практического мышления – подготовка физического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы. Теоретическое мышление иногда сравнивают с мышлением эмпирическим . Здесь используется следующий критерий: характер обобщений, с которыми имеет дело мышление; в одном случае это научные понятия, а в другом – житейские, ситуационные обобщения.

Проводится также различие между интуитивным и аналитическим (логическим) мышлением. Обычно используются три признака: временной (время протекания процесса), структурный (членение на этапы), уровень протекания (осознанность или неосознанность). Аналитическое мышление развернутого времени имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.

Реалистическое мышление направлено в основном на внешний мир, регулируется логическими законами, а аутистическое связано с реализацией желаний человека (кто из нас не выдавал желаемое за действительно существующее). Иногда используется термин "эгоцентрическое мышление" , оно характеризуется прежде всего невозможностью принять точку зрения другого человека.

Важным является различение продуктивного и репродуктивного мышления, основанного на "степени новизны получаемого в процессе мыслительной деятельности продукта по отношению к занятиям субъекта".

Необходимо также отличать непроизвольные мыслительные процессы от произвольных : непроизвольные трансформации образов сновидения и целенаправленное решение мыслительных задач.

По С.Л.Рубинштейну, всякий мыслительный процесс является актом, направленным на разрешение определенной задачи, постановка которой включает в себя цель и условия .

Мышление начинается с проблемной ситуации, потребности понять. При этом решение задачи является естественным завершением мыслительного процесса, а прекращение его при недостигнутой цели будет воспринято субъектом как срыв или неудача. С динамикой мыслительного процесса связано эмоциональное самочувствие субъекта, напряженное в начале и удовлетворенное в конце.

Начальной фазой мыслительного процесса является осознание проблемной ситуации. Сама постановка проблемы является актом мышления, часто это требует большой мыслительной работы.

Первый признак мыслящего человека – умение увидеть проблему там, где она есть. Возникновение вопросов (что характерно у детей) есть признак развивающейся работы мысли. Человек видит тем больше проблем, чем больше круг его знаний. Таким образом, мышление предполагает наличие каких-то начальных знаний.

От осознания проблемы мысль переходит к ее разрешению. Решение задачи осуществляется разными способами. Есть особые задачи (задачи наглядно-действенного и сенсомоторного интеллекта), для решения которых достаточно лишь по-новому соотнести исходные данные и переосмыслить ситуацию.

В большинстве случаев для решения задач необходима некоторая база теоретических обобщенных знаний. Решение задачи предполагает привлечение уже имеющихся знаний в качестве средств и методов решения.

Применение правила включает две мыслительные операции:

  • определить, какое именно правило привлечь для решения;
  • применение общего правила к частным условиям задачи.

Автоматизированные схемы действия можно считать навыками мышления . Важно отметить, что роль мыслительных навыков велика именно в тех областях, где имеется очень обобщенная система знаний, например при решении математических задач.

Вопрос

Воображение – это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи .

Человек может мысленно представить себе то, что в прошлом не воспринимал или не совершал, у него могут возникать образы предметов и явлений, с которыми о" раньше не встречался. Будучи теснейшим образом связанным с мышлением, воображение характеризуется большей, чем при мышлении, неопределенностью проблемной ситуации.

Процесс воображения свойствен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности .

Воображение всегда направлено на практическую деятельность человека. Человек, прежде чем что-либо сделать, представляет, что надо делать и как он будет это делать, Таким образом, он уже заранее создает образ материальной вещи, которая будет изготовляться в последующей практической деятельности человека. Эта способность человека заранее представлять конечный итог своего труда, а также процесс создания материальной вещи резко отличает человеческую деятельность от "деятельности" животных, иногда очень искусной.

Воображение всегда есть определенный отход от действительности. Но в любом случае источник воображения – объективная реальность .

Воображение – это образное конструирование содержания понятия о предмете (или проектирование схемы действий с ним) еще до того, как сложится само понятие (а схема получит отчетливое, верифицируемое и реализуемое в конкретном материале выражение).

Для воображения характерно то, что знание еще не оформилось в логическую категорию, тогда как своеобразное соотнесение всеобщего и единичного на чувственном уровне уже произведено. Благодаря этому в самом акте созерцания отдельный факт открывается в своем универсальном ракурсе, обнаруживая свой целостнообразующий по отношению к определенной ситуации смысл. Поэтому в плане воображения целостный образ ситуации строится раньше расчлененной и детализированной картины созерцаемого.

Ведущим механизмом воображения служит перенос какого-либо свойства объекта. Эвристичность переноса измеряется тем, насколько он способствует раскрытию специфической целостной природы другого объекта в процессе его познания или создания человеком.

В психологии различают произвольное и непроизвольное воображение. Первое проявляется, например, в ходе Целенаправленного решения научных, технических и художественных проблем при наличии осознанной и отреферированной поисковой доминанты, второе – в сновидениях, так называемых неизменных состояниях сознания и т.д.

Особую форму воображения образует мечта. Она обращена к сфере более или менее отдаленного будущего и не предполагает немедленного достижения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого. Вместе с тем мечта может стать сильным мотивирующим фактором творческого поиска.

Дата публикования: 2014-12-10; Прочитано: 242 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2018 год.(0.002 с)…

Развитие наглядно-образного мышления у дошкольников

В психологии существует несколько классификаций видов мышления. Наиболее распространенной является выделение видов мышления по различным основаниям.

1. По форме – предметно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое (отвлеченное, логическое, судящее по Майеру).

2. По характеру решаемых задач – теоретическое (теоретическое понятийное, теоретическое образное) и практическое.

3. По степени развернутости – дискурсивное, интуитивное.

4. По степени новизны и оригинальности – репродуктивное (воспроизводящее), продуктивное (творческое).

1. Эти виды мышления можно рассматривать как (предметно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое) – три этапа развития мышления в онтогенезе. А также в зависимости от того, какое место в мыслительном процессе занимают слово, образ и действие, как они соотносятся между собой, выделяют три вида мышления: конкретно-действенное, или практическое, конкретно-образное и абстрактное. Эти виды мышления выделяются еще и на основании особенностей задач - практических и теоретических.

Предметно-действенное – мыслительная задача решается непосредственно в процессе деятельности. Практически-действенное мышление является и исторически и онтогенетически наиболее ранним видом мышления человека. Именно с этого вида начиналось развитие мышления у человека в процессе зарождения его трудовой деятельности, когда умственная деятельность не выделилась еще из предметно-практической деятельности. С этого вида начинается развитие мышления и в онтогенезе. Первоначально ребенок решает задачи, непосредственно действуя с предметом. Однако ошибочно думать, что этот вид мышления является примитивной формой мышления. Возникнув на заре человечества и появляясь у каждого человека в первые годы его жизни, оно сохраняется и развивается на протяжении всей истории человечества, на всех возрастных ступенях каждого человека. Этот вид мышления незаменим, когда целесообразным оказывается решение мыслительной задачи непосредственно в процессе практической деятельности.

Наглядно-образное , или художественное, мышление характеризуется тем, что здесь содержание мыслительной задачи основано на образном материале. Этот вид мышления проявляется тогда, когда человек, решая задачу, анализирует, сравнивает, стремится обобщить различные образы предметов, явлений, событий.

Абстрактное, или словесно-логическое , мышление характеризуется тем, что задача здесь решается в словесной (вербальной) форме. Используя словесную форму, человек оперирует наиболее отвлеченными понятиями, которые не имеют образного выражения: цена, стоимость и т.д.

Вывод: Все три вида мышления тесно связаны друг с другом. У многих людей в одинаковой мере развиты конкретно-действенное, конкретно-образное и теоретическое мышление, но в зависимости от характера задач, которые человек решает, на первый план выступает то один, то другой, то третий вид мышления.
Если мышление рассматривать в процессе развития его у детей, то можно обнаружить, что раньше всего возникает мышление конкретно-действенное, потом конкретно-образное и, наконец, абстрактно-логическое. Но особенности каждого из указанных видов мышления у детей несколько иные, связь их проще.

2. Практическое мышление – постановка целей, выработка плана, осуществляемая при дефиците времени. Главное отличие между теоретическим и практическим мышлением – они по-разному связаны с практикой.

Наглядно-действенное мышление: родом из детства

Работа практического мышления на разрешение частных, конкретных задач, работа теоретического мышления направлена на нахождение общих закономерностей. Практическое мышление вплетено непосредственно в практику, подвергается постоянной проверкой практикой, а теоретическое подвергается проверкой практикой в конечном результате.

Теоретическое понятийное мышление - это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Он обсужда-ет и ищет решение задачи с начала и до конца в уме, пользуясь готовыми знаниями, полученными другими людьми, выраженными в понятийной форме, суждениях, умозаключениях. Теоретическое поня-тийное мышление характерно для научных теоретических иссле-дований.

Теоретическое образное мышление отличается от понятийного тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Они или непосредственно извлекаются из памяти, или твор-чески воссоздаются воображением. Таким мышлением пользуются работники литературы, искусства, вообще люди творческого труда, имеющие дело с образами. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, чтобы чело-век в результате манипулирования ими смог непосредственно усмот-реть решение интересующей его задачи.

3. Дискурсивное – поэтапное развертывание мыслительного процесса. Интуитивное – минимальная осознанность, быстрота протекания мыслительного процесса, непоэтапное развертывание.

4. Репродуктивное – применение уже готовых знания, умений. Творческое – направленно на создание новых идей или усовершенствование какой-либо старой задачи.

Вывод: все виды мышления взаимообусловлены, переходят друг в друга, зависят друг от друга, в одном виде мышления могут встречаться элементы других видов мышления.


Высшей ступенью познания у человека считается мышление . Развитие мышления это психический процесс создания очевидных, не требующих доказательств закономерностей окружающего мира. Это мыслительная деятельность, у которой есть цель, мотив, действия (операции) и результат.

Развитие мышления

Ученые предлагают несколько вариантов определения мышления:

  1. Наивысший этап усвоения и переработки человеком информации, установление причинно-следственных связей между объектами действительности.
  2. Процесс отображения явных свойств объектов и, как следствие, создание представления об окружающей реальности.
  3. Это процесс познания реальности, в основе которого лежат полученные знания, постоянное пополнение багажа представлений и понятий.

Мышление изучают несколько дисциплин. Законы и виды мышления рассматривает логика, психофизиологическую составляющую процесса – физиология и психология.

Мышление развивается в течение всей жизни человека, начиная с младенчества. Это последовательный процесс отображения реалий действительности в человеческом мозге.

Виды мышления человека


Чаще всего психологи разделяют мышление по содержанию:

  • наглядно-образное мышление;
  • абстрактное (словесно-логическое) мышление;
  • наглядно-действенное мышление.


Наглядно-образное мышление


Наглядно-образное мышление подразумевает зрительное решение проблемы, не прибегая к практическим действиям. За развитие этого вида отвечает правое полушарие мозга.

Многие считают, что наглядно-образное мышление и воображение – одно и то же. Вы заблуждаетесь.

В основе мышления лежит реальный процесс, предмет или действие. Воображение же включает в себя создание выдуманного, нереального образа, того чего нет в действительности.

Развито у художников, скульпторов, модельеров – людей творческой профессии. Они преобразовывают реальность в образ, и с его помощью у стандартных предметов выделяются новые свойства, устанавливают нестандартные сочетания вещей.

Упражнения на развитие наглядно-образного мышления:

Вопрос-ответ

Если заглавную букву N из английского алфавита перевернуть на 90 градусов, какая в результате получится буква?
Форма ушей у немецкой овчарки?
Количество комнат в жилой комнате вашего дома?

Создание образов

Создайте образ последнего семейного ужина. Мысленно нарисуйте событие и ответьте на вопросы:

  1. Сколько членов семьи присутствовало, кто в чем был одет?
  2. Какие блюда подавались?
  3. О чем была беседа?
  4. Представьте вашу тарелку, где лежали ваши руки, лицо рядом сидящего родственника. Ощутите вкус блюд, которые вы ели.
  5. Представленная картинка была черно-белой или цветной?
  6. Опишите зрительный образ помещения.

Описание предметов

Опишите каждый из представленных предметов:

  1. зубная щетка;
  2. сосновый лес;
  3. закат;
  4. ваша спальня;
  5. капли утренней росы;
  6. парящий в небе орел.

Воображение

Вообразите Красоту, Богатство, Успех.

Опишите выделенный образ при помощи двух существительных, трех прилагательных и глаголов, одного наречия.

Воспоминания

Представьте людей, с которыми вы сегодня (или когда-нибудь) общались.

Как они выглядели, в чем были одеты? Опишите их внешность (цвет глаз, волос, рост и телосложение).


Словесно-логический тип мышления (Абстрактное мышление)

Человек видит картину в целом, выделяет только значимые качества явления, не замечая несущественных деталей, которые лишь дополняют предмет. Такое мышление хорошо развито у физиков, химиков – людей, которые имеют прямое отношение к науке.

Формы абстрактного мышления

У абстрактного мышления выделяют 3 формы:

  • понятие – предметы объединяются по признакам;
  • суждение – утверждение или отрицание какого-либо явления или связи между предметами;
  • умозаключение – выводы на основе нескольких суждений.

Пример абстрактного мышления:

У вас есть футбольный мяч (вы можете даже взять его в руки). Что можно сделать с ним?

Варианты: поиграть в футбол, бросить в кольцо, сесть на него и т.д. – не абстракты. А вот, если представить, что хорошая игра в мяч привлечет внимание тренера, и вы сможете попасть в известную футбольную команду…это уже запредельное, абстрактное мышление.

Упражнения на развитие абстрактного мышления:

«Кто лишний?»

Из ряда слов выберите одно или более слов, которые не подходят по смыслу:

  • осторожный, быстрый, веселый, печальный;
  • индюк, голубь, ворона, утка;
  • Иванов, Андрюша, Сергей, Владимир, Инна;
  • квадрат, указка, окружность, диаметр.
  • тарелка, кастрюля, ложка, стакан, бульон.

Нахождение отличий

Чем отличаются:

  • поезд – самолет;
  • лошадь-овца;
  • дуб-сосна;
  • сказка-стихотворение;
  • натюрморт-портрет.

У каждой пары найдите минимум 3 отличия.

Главное и второстепенное

Из ряда слов выберите одно или два, без которых понятие невозможно, не может существовать в принципе.

  • Игра – игроки, штраф, карты, правила, домино.
  • Война – пушки, самолеты, сражение, солдаты, командование.
  • Юность – любовь, рост, подросток, ссоры, выбор.
  • Сапоги – каблук, подошва, шнурки, застежка, голенище.
  • Сарай – стены, потолок, животные, сено, лошади.
  • Дорога – асфальт, светофор, движение, автомобили, пешеходы.

Прочитайте словосочетания наоборот

  • завтра премьера спектакля;
  • приходи в гости;
  • пойдем в парк;
  • что на обед?

Слова

За 3 минуты напишите как можно больше слов на букву ж (ш, ч, я)

(жук, жаба, журнал, жестокость…).

Придумайте имена

Придумайте по 3 самых необычных мужских и женских имен.


Наглядно-действенное мышление

Подразумевает решение мыслительных задач через преобразование возникшей в реальности ситуации. Это самый первый способ перерабатывать полученную информацию.

Такой вид мышления активно развивается у детей дошкольного возраста. Они начинают объединять различные предметы в единое целое, анализировать и оперировать ими. Развивается в левом полушарии мозга.

У взрослого человека этот вид мышления осуществляется через трансформацию практической пользы у реальных предметов. Наглядно-образное мышление крайне развито у людей, которые занимаются производственным трудом – инженеров, сантехников, хирургов. При виде предмета они понимают, какие действия с ним надо совершать. В народе говорят, что у людей подобных профессий «набита рука».

Наглядно-образное мышление помогало древним цивилизациями, например, измерять землю, ведь во время процесса задействованы и руки, и мозг. Это так называемый ручной интеллект.

Отлично развивает наглядно-действенное мышление игра в шахматы.

Упражнения на развитие наглядно-действенного мышления

  1. Самое простое, но очень эффективное задание на развитие этого вида мышления – это сбор конструкторов. Деталей должно быть как можно больше, не менее 40 штук. Можно использовать наглядную инструкцию.
  2. Не менее полезны для развития такого вида мышления и различные пазлы, головоломки . Чем больше будет деталей, тем лучше.
  3. Составьте из 5 спичек 2 равных треугольника, из 7 – 2 квадрата и 2 треугольника.
  4. Превратите в квадрат, разрезав один раз по прямой линии, круг, ромб и треугольник.
  5. Слепите из пластилина кошку, дом, дерево.
  6. Определите без специальных приборов вес подушки, на которой вы спите, всей надетой на вас одежды, размер комнаты, в которой вы находитесь.

Заключение

У каждого человека должны быть развиты все три типа мышления, но преобладает всегда один вид. Определить это можно еще в детстве, во время наблюдения за поведением ребенка.