Проблема в произведении толстого анна каренина. Cочинение ««Проблемы семьи» и образ Анны Карениной. Нравственная и философская проблематика романа

Анна Каренина – светская замужняя женщина, мать восьмилетнего сына. Благодаря своему мужу занимает высокое положение в обществе. Она живет, так же как и все из ее круга общения, обычной светской жизнью. Отличается от остальных моральной чистотой, неумением приспосабливаться к обстоятельствам, лицемерить. Она всегда чувствовала фальшь окружающих отношений, и это чувство усиливается после встречи с Вронским.

Любовь Анны и Вронского была не счастливой. Хотя они и закрывали глаза на светский суд, но все равно что-то им мешало, они не могли полностью погрузиться в любовь.

Толстой как реалист и тонкий психолог объясняет трагическую обреченность любви Анны и Вронского не только внешними причинами – пагубным влиянием общества, но и глубокими внутренними обстоятельствами, которые спрятаны в душах героев. Писатель избегает однозначных характеристик героев.

Анна – свободолюбивая, духовно одаренная, умная и сильная женщина, но в ее чувствах было «что-то жестокое, чужое, бесовское». Ради страсти она забывает про свой материнский долг, не замечает страданий Каренина. Живя с Вронским, Анна не понимает его желания иметь совместных детей, создать настоящую семью. В финале произведения ее уже трудно узнать: она не растворяется всем сердцем в своих чувствах, не дарит себя любимому мужчине, а наоборот требует лишь безропотного подчинения и служения себе, хотя и не перестает любить Вронского.

Завершив рассказ о героине, Толстой не решил всех волнующих вопросов: кто виноват в ее смерти? Что толкнуло ее на самоубийство? Почему Анна не смогла довольствоваться браком с Карениным и новыми семейными отношениями с Вронским? Почему женщина, которая превыше всего ценила любовь, в конце концов, от нее и погибла? Автор не заканчивает роман гибелью Анны Карениной, он осознает, что трагический конец жизни героини – следствие глубокого расстройства душевных ценностей, морального разрушения цивилизации.

Анна Каренина Предстает в романе как окончательно сло­жившаяся личность. Трактовки ее образа в литературоведении чаще всего соотносятся с тем или иным пониманием смысла эпиграфа и меняются в зависимости от исторически изменяю­щегося отношения к роли женщины в семейной и обществен­ной жизни и нравственной оценки поступков героини. В со­временных оценках образа героини начинает преобладать тра­диционный народно-нравственный подход, согласующийся с толстовским пониманием нравственного закона, в отличие от недавнего безусловного оправдания Анны в ее праве на сво­бодную любовь, выбор жизненного пути и разрушение семьи.

В начале романа Анна- примерная мать и жена, уважае­мая светская дама, жизнь которой наполняют любовь к сыну и преувеличенно подчеркиваемая ею роль любящей матери. После встречи с Вронским Анна осознает в себе не только новую пробудившуюся жажду жизни и любви, желания нра­виться, но и некую неподвластную ей силу, которая независи­мо от ее воли управляет поступками, толкая к сближению с Вронским и создавая ощущение защищенности «непроницае­мой броней лжи». Кити Щербацкая, увлеченная Вронским, во время рокового для нее бала видит «дьявольский блеск» в гла­зах Анны и ощущает в ней «что-то чуждое, бесовское и преле­стное».

Несмотря на цельность характера, доброту, спокойствие, мужество и настоящее благородство, Вронский- неглубокий человек, практически лишенный серьезных интересов и от­личающийся типичными для светской молодежи представ­лениями о жизни и отношениях к людям, когда искренние поступки и чувства, целомудрие, крепость семейного очага, верность кажутся смешными и устаревшими ценностями. Впечатление от встречи с Анной действует на Вронского, как стихия, но постепенно его чувство превращается в любовь. Нечто стихийное и ужасное, независимое от разума и воли, есть во Вронском и для Анны: первое знакомство во время траге­дии на железной дороге (ее образ приобретает в романе опре­деленный символический смысл как роковой знак времени; мотив смерти и железа сопровождает сюжетную линию героев с момента первой встречи), внезапное возникновение из тьмы и метели по дороге в Петербург, что прямо соотносится с древ­ними мифическими представлениями о «чертовой свадьбе» или пляске (по А.Н. Афанасьеву).

Постепенно искренняя и ненавидящая всякую ложь и фальшь Анна, за которой в свете прочно укрепилась репутация мораль­но безукоризненной женщины, сама запутывается в лживых и фальшивых отношениях с мужем и светом. Под влиянием встречи с Вронским резко меняются ее отношения со всеми ок­ружающими: она не может терпеть фальши светских отноше­ний, фальши взаимоотношений в своей семье,(но существую­щий помимо ее воли дух обмана и лжи увлекает ее все дальше и дальше к падению. После неоднократно проявленного Каре­ниным по отношению к ней великодушия Анна начинает не­навидеть его, больно чувствуя свою вину и сознавая его нрав­ственное превосходство. Она привыкла видеть в муже лишь «министерскую машину».

Однако образ Каренина не так однозначен. Увлечение Ан­ны непосредственно сказывается и на его жизни. Каренин был преуспевающим чиновником, постоянно поднимавшимся по служебной лестнице, уважаемым в обществе за честность, по­рядочность, трудолюбие и справедливость. По мере развития и углубления семейного разлада герой переживает настоящую трагедию, душевное смятение, то поднимаясь до сострадания и прощения жены, то втайне желая ее смерти. Вначале он по привычке пытается найти разумное решение всех вопросов, но постепенно становится смешным в глазах света, колеблется в своих решениях, теряет служебный престиж, замыкается, постепенно утрачивает свою волю, попадая под чужое влияние.

Окончательный разрыв с мужем не приносит счастья и самой Анне, пытавшейся найти его в союзе с Вронским, в поездке в Италию, жизни в Москве и в имении. Новая жизнь приносит ей лишь унижения, как во время посещения театра, и осозна­ние глубины своего несчастья прежде всего от невозможности соединить вместе сына и Вронского. Ничто не может изменить двусмысленности ее общественного положения, постоянно уг­лубляющегося душевного разлада. Постоянно чувствуя свою зависимость от воли и любви Вронского, Анна постепенно ста­новится раздражительной, подозрительной, привыкает к ус­покоительным лекарствам с морфием. Постепенно она прихо­дит к полному отчаянию, мыслям о смерти, желая тем самым наказать Вронского и остаться для всех не виноватой, а жал­кой, и, наконец, к самоубийству. Начавшееся на железной до­роге знакомство с Вронским, история любви, развивающаяся параллельно с осознанием Анной своей вины (во многом под впечатлением кошмарных сновидений, в которых ей и Врон­скому виделся страшный мужик с железом), гибель под коле­сами поезда замыкают символический круг жизни главной ге­роини-ее свеча гаснет.

Не осуждая Анну, Толстой предостерегает от этого и чита­теля, но в оценке ее жизни, поведения, выбора стоит на тради­ционных глубоко нравственных народных позициях, согла­сующихся не только с религиозно-этическими, но и с поэтиче­скими представлениями народа. В сюжетной линии героини он выявляет связный и прочный подтекст, восходящий к мифопоэтическим народным представлениям и однозначно трак­тующим образ Анны как грешницы, а ее жизненный путь как путь греха и погибели, несмотря на ту жалость и симпатию, которые она вызывает.

Роман открывается взятым из Библии эпиграфом «Мне от­мщение, и Аз воздам». Вполне ясный смысл библейского из­речения становится многозначным, когда его пытаются трак­товать применительно к содержанию романа. В этом эпиграфе виделись авторское осуждение героини и авторская же защи­та ее. Эпиграф воспринимается и как напоминание обществу о том, что не ему принадлежит право судить человека. Много лет спустя Толстой признавался, что выбрал этот эпиграф для того, «чтобы выразить ту мысль, что то дурное, что совершает человек, имеет своим последствием все то горькое, что идет не от людей, а от Бога и что испытала на себе и Анна Каренина».

Это признание писателя является, по сути дела, определе­нием того, что есть нравственный закон как закон воздаяния человеку за все им совершенное. Нравственный закон и есть тот смысловой центр романа, который создает «лабиринт сце­плений» в произвёдений одним из современников Толстого оставлена запись более позднего, но важнейшего суждения пи­сателя: «Самое важное в произведении искусства - чтобы оно имело нечто вроде фокуса, - то есть чего-то такого, к чему схо­дятся все лучи или от чего исходят. И этот фокус должен быть недоступен полному объяснению словами. Тем и важно хоро­шее произведение искусства, что основное его содержание во всей полноте может быть выражено только им». В «Войне и мире» Толстой определил, что есть «настоящая жизнь» и в чем смысл жизни каждого отдельного человека. Философ­ский смысл «Войны и мира» продолжается и расширяется в «Анне Карениной» мыслью о том, что жизнь людей скрепля­ется и держится исполнением нравственного закона. Эта мысль обогащала новый роман Толстого, делая его не только социаль­но-психологическим, но и философским. Своим отношением к пониманию и исполнению нравственного~зак6на определя­ются все персонажи романа «Анна Каренина». Этот же при" знак определяет ведущее положение двух главных героев.

48. Проблематика романа Л.Н.Толстого «Анна Каренина»

По лекции. «Анна Каренина» (1873 – 1877) - трагическое произведение. Здесь уже нет светлой, гармоничной мысли.

В романе уже нет гармонии и единства. Принцип Толстого: нераздельность жизни исторической и частной. Толстой здесь исследует жизнь.

«Анна Каренина» - единственное произведение в мировой литературе, которое соединило в себе: 1) внутреннюю историю страсти и 2) злободневные вопросы общественной жизни, хозяйства, науки, философии, искусства. Здесь очень простой композиционный прием: открытый параллелизм сюжетных линий: Анны и Левина. Связь не внешняя, а внутренняя.

Наблюдается продолжение европейских традиций. Это чисто русский тип социально-психологического романа. Источник его – творчество Пушкина (стиль, язык, тон холодного наблюдения, лаконичность, психологизм). Психология показана через внешний жест, а не через внутренние монологи.

По монографии М.Н. Дунаева «Вера в горниле сомнений». Роман "Анна Каренина" есть повествование о цепи больших и малых преступлений (не в уголовном, разумеется, смысле): о постоянном переступании через некую черту, ограничивающую своеволие человека сознанием его ответственности. А на то, что речь в романе идёт именно о преступлении (преступлениях) - и неизбежном наказании - и что преступление здесь не перед законом человеческим обнажается, а перед законом высшим, от Бога идущим, указывается изначально эпиграфом "Мне отмщение, и Аз воздам".

Разделение персонажей автор совершает прежде всего по их отношению к мысли семейной. Семья - тот оселок, на котором проходит проверку едва ли не каждый, включая и периферийных действующих лиц "Анны Карениной". Два противоположно различных типа отношения к семье символизированы характерами и мирочувствием Алексея Вронского и Константина Лёвина.

Толстой осуществляет теперь основное противоположение различных типов жизнепонимания по преобладанию в них либо рассудка, либо сердца. Однако сердце в толстовском художественном восприятии сопряжено не с духовными, но преимущественно (хотя и не исключительно) с эмоциональными переживаниями его героев - даже когда они живут в ощущении своей связи с Богом. Связь эту они переживают скорее эвдемонически, а не в полноте веры. Внутренний мир человека Толстой отражает на уровне эмоционального состояния, наследуя тип восприятия "внутреннего человека" от сентиментализма (в котором точное соответствие нашло для себя художественное мировидение Руссо).

Ум героев Толстого направлен обычно на поиск и оправдание удовольствий, не обязательно чувственного свойства, но и рационального, интеллектуального, но и наслаждения приверженностью форме. Таков ум Стивы, но таков же и ум Каренина. Особенно своеобразен Каренин, гедонист рациональной формы, в которую он облекает жизнь. Каренин пребывает в холодной чистоте рациональной сферы бытия, тогда как почти все прочие, наполняющие собою светское общество, затемняют свой разум, оправдывая собственную греховность, то есть лицемерия. Но этому обществу Алексей Александрович противостать не в силах.

Толстой прослеживает движение греховного стремления в душе Анны, и психологический анализ внутреннего состояния героини поразительно совпадает со святоотеческим учением о развитии греха в человеке.

Мы наблюдаем и прилог, начальное восприятие внешнего соблазна, затем сочетание мысли с прилогом, затем внимание, переход во власть искушения, затем услаждение, внутреннее ощущение прелести греховного действия, затем пожелание, переходящее в согрешение.

Автор передаёт это развивающееся в ней состояние, как некий внутренний, но прорывающийся наружу - блеском в глазах, улыбкою - огонь, пламя, что доставляет муку и наслаждение одновременно, и разгорается всё сильнее и жжёт, и губит. Порой это обозначается лишь лёгкими, но и резкими штрихами.

Одновременно с падением Анны совершается восхождение к обретению истины - мучительное восхождение Константина Лёвина. Пути Анны и Лёвина пролегают в несовпадающих плоскостях, и лишь однажды им суждено было пересечься, замкнув тот возводимый автором свод, каким он перекрывал всё романное пространство. Анна и Лёвин встретились - и как будто открылась на мгновение та гибельная пропасть, что могла поглотить карабкающегося ввысь и постоянно оступающегося и срывающегося человека. Лёвин сам почувствовал, что может сорваться, увлечённый прелестью (и в житейском, и в духовном смысле), какую он ощутил в Анне. Сила соблазна её была слишком велика. Лёвин прошёл по самому краю пропасти, но не упал. Он всё-таки был слишком устремлён вверх, и это его спасло.

Лёвин долго живёт мечтой о счастье, не пытаясь одолеть соблазн профанного эвдемонического идеала. Правда, понимает он счастье отлично от прочих: он видит счастье в незамутнённом семейном благополучии.

Лёвин - человек "от земли", он близок мужицкому пониманию жизни, недаром сознаёт себя частью народа. В городе он чужак, там одолевает его "путаница понятий, недовольство собой, стыд перед чем-то", но стоит ему вновь оказаться в родной стихии, и "понемногу путаница разъясняется и стыд и недовольство собой проходят". Вот что спасает его от падения.

Правда, непосредственного натурального чувства жизни в чистоте у него всё же нет, цивилизация не могла не задеть его, обрекая на многие внутренние муки.

Не оттого ли Лёвин вдруг утрачивает ощущение счастья в браке? Разумеется, причиной того становится отчасти несовпадение реальной семейной жизни с его измышленным идеалом, но это-то дело обычное. Но поскольку для его внутреннего состояния он сам как субъект любви важнее объекта этой любви, то и энергия счастья может у него иметь своим источником прежде его собственные душевные переживания, а не присутствие любимого человека, но собственный-то внутренний резерв вдруг оказывается исчерпанным, и вместо счастья семейная жизнь приносит ему совершенно иные ощущения.

Можно сказать, используя апостольскую истину, что любовь Лёвина долго ищет своего - и оттого в какой-то момент она исчерпывает себя. Поэтому, когда в семье его всё налаживается и уже ничто не препятствует полному наслаждению счастьем, Лёвин входит в состояние отчаяния и близок самоубийству (а это биографический факт из жизни самого Льва Толстого, Лёвы, как звала его жена).

Отвергая ограниченность разума, Лёвин приходит к тому, что он знал и прежде: дурно жить ради сокровищ на земле - нужно жить для сокровищ небесных. Душа по природе христианка, и заложенное в ней мешал понять разум. Теперь, освободившись от его гнёта и послушавшись сердца, Лёвин обретает подлинное знание Бога.

И Лёвин окончательно отвергает разум как средство познания Истины - и утверждает для того необходимость веры. Веры, которую он знал с детства

Лёвин приходит к мысли, такой простой и такой сложнейшей, что без Бога жизнь невозможна. Эта истина открыта давно, она известна всем поколениям живших на земле людей, но каждый человек должен в поте лица своего добывать и добывать для себя эту истину. Лёвин именно это и совершил.

49. Путь исканий Константина Лёвина. Роман «Анна Каренина» и его время (70е г.г. века)

Один из героев романа Л. Н. Толстого “Анна Каренина” Константин Левин явился новым образом в русской и мировой литературе. Это образ не “маленького”, не “лишнего” человека. По всему своему складу, содержанию мучающих его общечеловеческих вопросов, цельности натуры, свойственному ему стремлению претворять идею в действие Константин Левин - мыслитель-деятель. Он призван к страстной, энергичной общественной деятельности, он стремится к преобразованию жизни на основе деятельной любви, общего и личного счастья для всех людей,

Образ отчасти списан с самого Толстого (о чем свидетельствует фамилия Левин - от Левы, Льва): герой думает, чувствует, говорит непосредственно от лица писателя. Левин - натура цельная, деятельная, кипучая. Он принимает только настоящее. Его цель в жизни - жить и делать, а не просто присутствовать при жизни. Герой страстно любит жизнь, а это означает для него страстно творить жизнь.

Левин и Анна - единственные в романе, кто призван к настоящей жизни. Как и Анна, Левин мог бы сказать, что любовь для него значит слишком много, гораздо больше, чем могут понять другие. Для него, как и для Анны, вся жизнь должна стать любовью.

Началом исканий Левина, можно, вероятно, считать его встречу с Облонским. Несмотря на то, что они приятели и симпатичны друг другу, с первого взгляда можно увидеть их внутреннюю разобщенность. Характер Стивы двойствен, ибо он делит свою жизнь на две части - “на себя” и “для общества”. Левин с его цельностью и яростной увлеченностью кажется ему чудаком.

Именно эта раздробленность, расколотость жизни современного общества заставляют Константина Левина искать какое-то общее, объединяющее всех дело. Значение семьи для Левина непосредственным образом связано с основной темой романа - единения и разъединения людей. Семья для Левина - самое глубокое, высшее единение, какое только возможно между людьми. Именно для того, чтобы создать семью, он появляется в чуждом ему городском мире, но получает жестокий удар. Та, выбранная им, от которой зависит его судьба, отнята у него, украдена чуждым миром. Именно украдена - ведь для Вронского Кити, еще не понявшая самое себя и свою любовь, всего лишь девочка, которой он вскружил голову.

Не зная, чем заменить утраченное, Константин Левин возвращается домой, надеясь найти там успокоение и защиту от мира. Но и эта мечта “своего мира” вскоре терпит крах. Левин пытается с головой уйти в работу, но безуспешно, это не доставляет ему удовольствия.

Постепенно он снова возвращается к мыслям об общем деле. Теперь, задумываясь конкретно над личным и общим благом, он начинает понимать что общее дело складывается из личных дел каждого. Понять это помогает работа с мужиками в поле. Здесь ему открывается связь между трудом и человечностью, трудом и любовью.

Для дальнейшего развития этого открытия имеют значения встречи Константина Левина с некоторыми людьми. Сначала это встреча со стариком крестьянином, в разговоре с которым Левина проясняет для себя тему независимого труда и семьи.

Позже происходит разговор у Свияжского о непроизводительности наемного труда, о крестьянском и помещичьем хозяйстве в целом. Свияжский объясняет Левину преимущества капиталистического хозяйства. Под влиянием всего этого Левин вскоре приходит к мысли об устройстве сельскохозяйственной артели на условиях взаимной выгоды. Так появляется новый тезис Левина - стимул личного счастья как главный двигатель человеческих действий, соединившийся с мечтой о торжестве общего, теперь, в мысли об артели, приобретает новое качество: оставаясь самим собой, то есть стремясь к личному счастью, он вместе с тем начинает стремиться к общему счастью, общим интересам. Это венец всех исканий Левина на путях конкретно-социального мышления, социальных решений. Это апогей его духовного развития.

Теперь его мечта заключается в том, чтобы перевернуть жизнь человечества! Следуя своей мечте, которая вскоре терпит крах, он хочет создать вселенскую артель. Реальность доказывает, что общее дело невозможно в условиях разъединенного общества.

Герой подумывает о самоубийстве. Но на помощь приходит любовь. Кити и Левин снова вместе, и жизнь для них обоих обретает новое значение. Он признает свою идею об артели несостоятельной и счастлив только любовью. Но потом Левин понимает, что не может жить только счастьем любви, только своей семьей, без связи со всем миром, без общей идеи, к нему снова возвращается мысли о самоубийстве. И спасают его только обращение к Богу, и примирение, вследствие этого с миром.

Отвергнуть все устои действительности, проклясть ее и в финале примириться с нею - пример глубокого противоречия в жизни и характере одного из интереснейших героев Л. Н. Толстого - Константина Левина.


Похожая информация.


Роман Льва Толстого «Анна Каренина» (1873-1877) обычно называют семейным, но это в первую очередь роман о любви.

Полная жизни молодая красавица Анна и сословно и духовно ограниченный аристократ Вронский, неловкий честный чудак Лёвин и правдивая, жаждущая счастья в любви и семье Кити, добрая, несчастная в любви, но счастливая в семейных заботах и детях Долли, легкомысленный, безответственный, но обаятельный жизнелюб Стива Облонский и даже сухощавый сановный бюрократ Каренин, этот боящийся реальной жизни «человек в футляре» – все они любят, и каждый понимает любовь по-своему.

Анна Каренина и Константин Левин – два основных типа героев. Оба находятся в состоянии неудовлетворенностью жизнью. Их выходы – разные. Жизнь может строиться на эгоистических началах, а может – на альтруистических.

Путь Константина Левина – путь к народу. «Жить надо не для живота, а для души» (путь, кот привел его к простому мужику).

Путь Анны Карениной – путь отчуждения, закрывается от народа (в мире она и Вронский), путь духовной гибели.

Но Анна Каренина вне авторского осуждения. Это прекрасная женщина, но путь ее ошибочен – он основан на страсти. В этом мире нет места ни ее сыну, ни ее дочери. «Мы с Алексеем расходимся жизнями». Для нее мир сужен до эгоистического желания «обладать». Она вместо одного замкнутого мира выстраивает др замкнут мир, в кот есть место только ей и Вронскому и любой выход из этого мира она воспринимает как предательство. Вронский бросает военную карьеру ради Анны. Анна обладает нравственным максимализмом, слишком близко к сердцу воспринимает ситуации. Ситуация могла быть банальной, но для Анны она становится трагической. Это попытка спасти себя в нравственном плане привела в нравственный тупик.

Путь Константина Левина – история любви, женитьбы, которые не спасают его от отчаяния. Мир его раздвинут социумом, ему это интересно, он ищет ответы в окружающем мире.

Путь А.К. завершается обрывом, Путь К.Л. – выход к народной правде, как истинному источнику жизни. Истина – не проблема, она искома и обретаема.

Философия романа.

Все герои выражают те или иные философские мысли и нравственные принципы Толстого, а писатель видел в любви категорию религиозной морали . Она для Толстого – категория нравственная. Для героев борьба любви и нравственности имеет трагический исход.

Это чувство меняет и выявляет их характеры. Люди в любви становятся лучше, открывается их богатая душа, ее сложная прихотливая диалектика, часто неожиданная для них самих. Иной становится сама жизнь, она обновляется, обретает особый смысл, герои Толстого вдруг понимают, что есть судьба, ее непонятная влекущая сила.

Философские, моральные искания характеризуют Константина Левина как образ автобиографический, но его чисто толстовская идея опрощения и поисков патриархальной цельности и правды в семейном счастье и крестьянском труде показывает, что автор романа глубоко разочаровался во всех моральных и культурных ценностях дворянского общества и догматах и принципах официальной православной церкви. Однако реальная жизнь, сама трагедия и гибель Анны вдруг открывают всем этим ошибающимся, несовершенным людям самих себя с их столь же законными чувствами и интересами. Даже насквозь формальный, душевно сухощавый, боящийся реальной жизни «государственный человек» (жена верно называет его машиной) Алексей Александрович Каренин вдруг становится просто живым человеком, по-христиански прощает виновную жену, трогательно ухаживает за ее маленькой «незаконной» дочерью. Сохраняется вечно распадающаяся семья измученной бытовыми хлопотами и изменами мужа Долли и симпатичного шалопая Стивы Облонского, находит, наконец, свое простое и трудное семейное счастье и душевный покой вечно во всем сомневающийся Левин. … Все простили и оправдали друг друга .

Свою великую философскую и художественную задачу автор «Анны Карениной» смог решить с помощью уникального метода «диалектики души», показал «текучего», непрерывно меняющегося человека в вечном противоречивом движении его мыслей и чувств, умело использовал «энергию заблуждения» мечущейся личности: «Во взгляде … автора на виновность и преступность людей ясно усматривается, что никакой муравейник, никакое торжество «четвертого сословия», никакое уничтожение бедности, никакая организация труда не спасут человечество от ненормальности, а следственно, и от виновности и преступности. Выражено это в огромной психологической разработке души человеческой, с страшной глубиною и силою, с небывалым доселе у нас реализмом художественного изображения».

Поэтика романа.

Роман держится на «сцеплениях ». Действие продолжается после смерти главной героини. Объясняя конструктивный принцип произведения, автор писал Н. Н. Страхову:

«Во всем, почти во всем, что я писал, мною руководила потребность собрания мыслей, сцепленных между собою, для выражения себя, но каждая мысль, выраженная словами особо, теряет свой смысл, страшно понижается, когда берется одна из того сцепления, в котором она находится. Само же сцепление составлено не мыслью (я думаю), а чем-то другим, и выразить основу этого сцепления словами никак нельзя; а можно только посредственно - словами описывая образы, действия, положения»

С самого начала в «Анне Карениной» мы видим два пути, две любовные истории с очень разными итогами. В романе вначале противопоставлены два мужчины, два соперника, ищущие любви милой и неопытной княжны Кити Щербацкой: застенчивый и неуклюжий помещик-провинциал Константин Левин (его главная идея: «Мне, главное, надо чувствовать, что я не виноват») и уверенный в себе петербургский аристократ, гвардеец и богач граф Алексей Вронский. Потом образуются две пары главных персонажей - Анна и Вронский, Левин и Кити, и вокруг них, их очень разных любви и судеб строится нравственный роман Толстого о любви.

Толстой показывает любовные отношения своих персонажей не как внешние события романной фабулы, а как их внутренние состояния, осознаваемые ими и читателем постепенно, шаг за шагом, выявляющиеся через неожиданные характерные детали. Это и есть знаменитая «диалектика души», тончайшее кружево психологического анализа , показывающие в правдивых чертах и деталях рождение, развитие и подлинный смысл чувства, за которым следуют мысли и поступки . Благодаря этому художественное время романа и время читателя совпадают.

Для этого Толстой использует новаторский прием изображения потока сознания героев (знаменитая сцена потока лихорадочного сознания Анны, отправляющейся на вокзал, чтобы покончить с собой) и замедляет их движения (видение Кити Левину на катке). Ожидающая (тщетно) признания Вронского Кити на балу живет в мечтательном упоении своим грядущим счастьем как во сне: «Весь бал до последней кадрили был для Кити волшебным сновидением радостных цветов, звуков и движений».

Мы уже в знаменитой сцене возвращения Анны из Москвы в поезде видим, как медленно охватывает ее пробуждающееся чувство любви к Вронскому, «волшебное напряженное состояние». И эти чувства становятся живыми, текучими, движутся, Анна вдруг ощущает радость, нервы ее напрягаются. Вокруг остановившегося поезда бушует снежная буря, и это буря страстей: «И она отворила дверь».

Толстой создает обстоятельства, казалось бы, оправдывающие Анну. Писатель рассказывает в романе о связях другой светской дамы, Бетси Тверской. Эти связи она не афиширует, не выставляет напоказ и пользуется в обществе высокой репутацией и уважением. Анна же открыта и честна, она не скрывает своих отношений с Вронским и стремится добиться развода у мужа. И тем не менее Толстой судит Анну от лица самого Бога. Расплатой за измену мужу оказывается самоубийство героини. Ее смерть - проявление божественного суда: эпиграфом к роману Толстой выбрал слова Бога из библейской книги Второзаконие в церковнославянском переводе: «Мне отмщение, и Аз воздам». Вина Анны для Толстого - в уклонении от предназначения жены и матери. Связь с Вронским не только нарушение супружеского долга. Она приводит к разрушению семьи Карениных: их сын Сережа теперь растет без матери, и Анна и ее муж борются друг с другом за сына. Любовь Анны к Вронскому - это не высокое чувство, в котором над физическим влечением преобладает духовное начало, а слепая и губительная страсть. Ее символ - яростная метель, во время которой происходит объяснение Анна и Вронского.

Левин, рано потерявший родителей, хочет семейного счастья, душевного покоя, любви, детей, но считает себя недостойным девушки и слишком ее идеализирует. Он неловок, иногда бестактен, вечно колеблется и вдруг в сомнениях уезжает на два месяца в свою деревню. Отсюда его несвоевременное и потому неудачное предложение, заставившее, тем не менее, Кити задуматься и понять свое подлинное отношение к этому робеющему перед ней зрелому мужчине. Она ощущает счастье и восторг, вдруг по-женски жалеет его до слез, даже в своем девичьем затмении видит, как сильно в честном и прямодушном Левине нравственное чувство, уважение к другому человеку, к женщине, желание вместе добиваться смысла добра, а на этом и строится настоящая семья.

26. Проза А.П.Чехова: проблематика, концепция человека, специфика повествования, проблема эволюции (на конкретных примерах).

(Чехов А.П. 1860-1904)

Проблематика и проблема эволюции неразрывно связаны, т.к. эволюция прозы Чехова – это эволюции его проблематики.

1. Ранние произведения:

Пародии и рассказы, живые и полные остроумия , в юмористических журналах

(«Будильник», «Стрекоза», «Осколки») под разными псевдонимами (Антоша Чехонте,

Брат моего брата, Врач без пациентов)

лирико-драматические сюжетные построения

(«Цветы запоздалые»)

резкая социальная критика («Смерть чиновника», «Унтер Пришибеев»)

постановка болезненных социальных проблем (проституция) («Хористка», «Знакомый мужчина»)

ужас деревенской жизни («За яблочки», «Барыня»).

Бердников: «эволюция заключается в углублении тематики».

2. произведения 1880-х годов:

проблемы человека и природы (повесть «Дуэль») об отсутствии взаимосвязи между развитием естественной науки и развитием духовности человека.

3. произведения 1880-1890-х годов:

После 1888 г. – отказ от мелкотемья (многописания). Чехов пишет большие вещи. Первое большое произведение – повесть «Степь» (первоначальный замысел – роман, который он так никогда и не написал). Чехов называет Григоровича, который призывал его написать большое произведение, «благовестителем». Чехов считал повесть шедевром, современные критики – яркими, но разбросанными картинами (Михайловский), повестью без идеи (Григорович). Чехов показал противоречие между огромными пространствами, возможностями России, свободой в самой идее России и серой обыденной жизнью ее граждан . Он выявил шаблонность, трафаретность, которые не позволяют быть свободными. В 1888г. Чехов получает «Половинную Пушкинскую премию» за сборник «В сумерках» (юмористич).

Рассказы «Попрыгунья » 1892г. (Талантливый врач, ученый, погибает, спасая больного ребенка. Таких людей, ясно знающих цель, Чехов любил и с воодушевлением встречал даже слабые «симптомы доброкачественной заразы, которая распространяется на земле от подвига»),

«Палата №6 » 1892г. (Доктор Рагин, с философским равнодушием наблюдавший страдания больных, будучи здоровым попадая в палату №6, вдруг запоздало осознает противоестественность того ужаса и боли, на которые он обрекал людей своим равнодушием).

«Дама с собачкой » 1899г. (Гуров оказывается в провинциальном городке и вдруг видит перед собой длинный серый забор с торчащими вверх гвоздями. Это подробность – свидетельство темы «тюремного застенка» в «Палате №6»). Эти, а также другие рассказы - «Дом с мезонином», «Скрипка Ротшильда», «Человек в футляре», «Крыжовник», повести «Скучная история», «Черный монах») – проблема русской действительности (Субъектная форма), русского народа (объектная форма) и русской интеллигенции (субъектно-объектная форма) .

Есть эволюция проблематики , но эволюции внутренней не происходит , т.к. для него главной является тема внутренней свободы (точнее ее отсутствие), о чем говорит целостность его творчества.

(несвобода – зависимость от табеля о рангах, герои редко обретают свободу, но они несчастливы:расск «Невеста» - перед героиней появл-ся свобода, но Ч добавляет: она покидала город, думая, что навсегда). Рассказ «Огни». Спор двух героев: один – сторонник оптимистической философии, другой – пессимистической. Разделение людей на основании какой-нибудь философии - зависимость от идей = зависимость от табеля о рангах (независимо от значимости идеи). Жизнь богаче, чем спор, нельзя зашориваться на чем-то одном.

Художественный мир Чехова – биполярен. Истина всегда субъектна, рождается в диалоге, а приверженность любой идее – ограниченность, футляр. Чехов не принимает любое монологическое видение идеи. Истина рождается в споре через отрицание. Каждый решает сам, какой должна быть жизнь. Нравственный выбор за читателем, а не за писателем. Задача литератора – правильно поставить эти вопросы.

Концепция человека

У Чехова между «Есть Бог» и «Нет Бога» лежит огромное поле и надо иметь мужество, чтобы это поле перейти неважно, в каком направлении. Чеховский чел-к – человек-поле. У Чехова нет идеала. Плохой/ хороший человек не концептуальный, не универсальный.

В ранний период он показывал зависимость человека от табеля о рангах. Маленький человек становится хранителем рабского отношения и превращается в человека мелкого.

«Толстый и тонкий», «Смерть чиновника» - готовность отдать жизнь за табель о рангах.

«Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» - футлярная трилогия о человеке, который живет не той жизнью, которой хотел. Когда чел оказывается шире своей жизни, или это некотороая огранич-ть человеч жизни.

В поздние годы образ футлярной жизни стал символом отсутствия внутренней свободы.

«Архиерей» - человек проживает чужую жизнь. Мать, простая дьяконица, видит в сыне-архирее только первоосвященного, стоящего на высших ступенях церковной иерархии. И только, когда он уже бьется в агонии, мать снова становится матерью и говорит ему те теплые, родные слова, которые он так хотел услышать. Но поздно, он погибает, и ничего нельзя изменить.

Маленькая трилогия – универсальность русской жизни. У каждого свой футляр по размеру.

«Невеста» 1903. Героиня под влиянием «вечного студента» Саши уезжает из захолустного городка в Петербург, чтобы учиться и начать новую жизнь. Она обретает внутреннюю и внешнюю свободу. В самом финале есть сослагательное наклонение. Чехов не утверждает окончательно, всегда остается вариант другой жизни.

Усредненная личность оказывается в центре внимания. Он уловил разобщенность людей, отчужденность и враждебность.

Специфика повествования

Уже в раннем творчестве Чехов выступил как великий реформатор прозы.

Четкий структурный план его произведений, его открытием стал принцип повторения . Он достигает этого эффекта за счет двух композиционных приемов: а) постоянного обращения к изложенному в композиции материалу, энергичной его разработке, развертыванию содержания повествования и б) отчетливого замыкания всей структуры в некую целостность, завершенность.

Рассказ «Житейские невзгоды » (1887г.). Все происходит в комнате, наполненной голосами, которые слышны отовсюду. Рассказ состоит из трех частей, внешне абсолютно одинаковых по содержанию (в каждой идет речь о житейских невзгодах 4-х обывателей). 1.Мелкий чиновник Попов путается в расчетах сумм, которые ему надлежит выплатить в банковской конторе: «Билет стоит по курсу 246 руб., значит, осталось 236. К этой сумме можно прибавит проценты, почтовые расходы…»

2.За перегородкой раздаются стоны его жены, приехавшей к мужу просить развода. По дороге она простудилась и теперь мучается зубной болью.

3.Наверху за потолком какой-то мужчина, вероятно, ученик консерватории, разучивал рапсодию Листа с таким усердием, что, казалось, по крыше дома ехал товарный поезд.

4.Напрво, в соседнем номере, студент-медик готовился к экзамену. Он шагал из угла в угол и зубри густым басом. Экспозиция завершена, идет разработка обозначенных тем. Во второй части действия персонажей повторяются, но при этом ощущается нарастание «крещендо» потока голосов и звуков с помощью усиления - в -ррр- : (2. –Умир аю! Тир ан! 4. – Хронический катар желудка наблюдается также при стррр аданиях печени…). В третьей части экспозиционные темы даны практически в обратной последоватеотности: 3-4-2-1. Конечный элемент перебрасывает арку к первому, отсюда – безупречная гармоничность и завершенность целого.

Для прозы характерна не собственно прямая речь, а происходящий момент, когда повествователь и герой, не сливаясь, покрывают друг друга. Они сближены, но они разные, их сознание можно различить.

Поэтому (по Бахтину), время у Чехова: 1) бытовое, житейское и одновременно

2) бытийное, вечное. Это оформление подтекста подводного течения. Проза – основная жанровая форма творческой реализации Чехова.

Новаторство Чехова:

Утвердил значительность малых форм : рассказов и повестей, близких по структуре и по объему к рассказам;

Ниспроверг русскую классическую традицию: идеализацию народного характера . В его произведения нет и следа того, что народное мировосприятие и русский крестьянин – мера всего истинного, незыблемого и вечного.

Парадоксальность художественного метода Чехова:

27. Драматургическое новаторство Чехова-художника (на конкретных примерах).

(Чехов А.П. 1860-1904)

Все крупные пьесы Чехова связаны одной центральной проблемой: в основе конфликтов оказываются судьбы русской интеллигенции. Несколько особняком стоит «Чайка» (1896): это пьеса о людях искусства. Все события группируются вокруг театра и литературы, основные проблемы: успехи, жертвы во имя удачи и неудачи, процессы творчества.

«Дядя Ваня» (1899) имеет подзаголовок «Сцены из деревенской жизни». События разворачиваются в уединенной усадьбе Ивана Петровича Войницкого. В молодости он самоотверженно трудился как управляющий имения, не получая платы за труд, чтобы профессор Серебряков мог преподавать в столичном университете и писать научные работы (как оказалось, никому не нужные). «Старый сухарь, ученая вобла (Войницкий о Серебрякове спустя 25 лет), ничего не понимая в искусстве 25 лет пережевывает чужие мысли о реализме, натурализме и другом вздоре и пишет о том, что умным давно известно, а глупым неинтересно». Мистификация становится ясной Войницкому, но только не Серебрякову.

В первоначальном варианте у Чехова пьеса заканчивалась самоубийством дяди Вани. Чехов перерабатывает текст: Войницкий стреляет в Серебрякова. Убийства не произошло, хотя выстрел звучит дважды. Серебряков уезжает из имения. В финале – монолог сони, племянницы дяди Вани: «Мы, дядя Ваня, будем жить, трудиться, а когда наступит наш час, покорно умрем и там, за гробом скажем, что мы страдали, плакали, и бог сжалится над нами, и мы увидим жизнь светлую…и отдохнем». Доктор Астров осел в провинциальной глуши и тянет лямку земского врача. Он одержим идеей спасение гибнущего русского леса. В своем имении он вырастил образцовый сад и питомник. Также он спасает от разграбления казенное лесничество (Чехов предвидел надвигающуюся экологическую катастрофу XX столетия).

«Три сестры» (1900). В центре пьесы – жизнь трех сестер и брата, чей отец, генерал, 10 лет переведенный в провинциальный городок из Москвы, умер. Дети образованны, они страстно мечтают вернуться в Москву (это лейтмотив драмы). Но они изгнаны из своего дома, который заложен братом Андреем в банке. Деньги прибирает к рукам его практичная жена Наталья. Происходит трагедия крушения надежд (1-я тема ) на возвращение в Москву.

2-я тема о роли труда . Младшая Ирина после гибели на дуэли ее жениха барона Тузенбаха уезжает учительствовать в школу при далеком кирпичном заводе: «Человек должен трудиться, работать, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторг». 3-я тема – тема счастья . Счастье – удел потомков. Вершинин, образованный человек, офицер, наделен чертами «чудака» (раздумья о путях достижения счастье по-Чехову):

«Счастья у нас нет и не бывает, мы только желаем его».

«Вишневый сад» (1903). Пьеса лишена сюжетного движения и целиком погружена в быт. Здесь нет кульминационных всплесков и трагических развязок. В центре интриги – продажа имения Раневской и Гаева, сестры и брата. Первое действие – разговоры о приближающихся торгах, вплоть до финала пьесы, когда выясняется, кто приобрел имение. Четвертое действие – самое статичное – развернутый эпизод отъезда из имения. В пьесе – две группы лиц. Одни (Раневская, Гаев, соседний помещик Симеонов-Пищик) – бывшие владельцы живых душ, которых развратило праздное существование за чужой счет. Они – главные действующие лица картины оскудения, разрушения «дворянских гнезд». Они обречены и живут в долг. Им противопоставлены «новые люди»: Лопахин, сын бывшего крепостного Раневской, сейчас крупный предприниматель, и молодое поколение: Петя Трофимов, студент, бывший учитель погибшего в возрасте 7лет сына Раневской, и Аня, дочь Раневской. Гаев на пятом десятке лет, как ребенок, нуждается в уходе за собой. У него нет мыслей – одна пустопорожняя болтовня. Чтобы спасти имение, нужно продать вишневый сад, разбив его на дачные участки, по совету Лопахина. Но они не понимают Лопахина, пускаясь в рассуждения о красоте сада. «Вишневый сад» - безжалостная по обличительной силе картина краха русского дворянства, некогда привилегированного сословия, полной и необратимой деградации личности, атрофии всякого чувства реальности и цели. Галерею лиц дополняет Фирс, камердинер Гаева. Освобождение от крепостного права он называет несчастьем. Преданного слугу при отъезде в суматохе забыли в заколоченном, нетопленном холодном доме. По-Чеховски, при медленном разворачивании событий пьеса заканчивается трагически - гибелью человека. Петя Трофимов – чудак , говорящий о стремлении человека быть свободным: «Мы отстали, - по крайней мере лет на двести, у нас нет определенного отношения к прошлому, … его надо сначала искупить необычайным, непрерывным трудом». И вновь его мысль (как в «Дяде Ване»): «Если мы не увидим, не узнаем его (счастья), то что за беда? Его увидят другие!»

Новаторство:

Чехов – отец всей драматургии XX в., создатель режисерск театра. Новаторство Чехова-драматурга в его жанровой особенности. В русской традиции XVIII в. комедия и трагедия (тяжелая драма), XIX в. – комедия и драма. У Чехова соединение комического и трагического (синтетический жанр) . Уже во время первой постановки «Вишневого сада» возник спор о жанре пьесы Чехова с режиссерами К.С.Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко и актерами-исполнителями. Чехов утверждал, что пишет комедии. Оппоненты полагали, что это драмы. Трагикомедия – не просто смешение, а взамопроникновение. Одна и та же сцена, образ одновременно и комическая и трагическая. Герой не + и не -, они неоднозначны. Любой конфликт по своей природе социален (у Островского он черно-белый). Конфликт в пьесах Чехова трудноуловим. Это не просто конфликт в сознании – это ощущение конфликтности, неопределенности, которое витает в воздухе.

Чехов широко использует принцип контрастности , постоянно снимающий пафосность некоторых откровений его действующих лиц. Взволнованный монолог доктора Астрова о лесах («Дядя Ваня»), достигнув вершины, заканчивается тем, что он выпивает рюмку водки. Машу в «Чайке», восторженно говорящую о Треплеве, прерывает авторское вторжение: «Слышно, как храпит Сонин». Маша («Три сестры») в момент прощания с любимым человеком (Вершининым), которого она уже никогда не встретит, вдруг переходит на декламацию:

М а ш а (сдерживая рыдания). У лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том… Я с ума схожу… У лукоморья… дуб зеленый…

Принцип композиционного кольца – резкое преображение материала в свою противоположность. Медлительное, вялое сценическое действие компенсируется резкими всплесками драматизма. В первом действии «Трех сестер», еще до появления Наташи, будущей жены Андрея Прозорова, звучит реплика Ольги: «Ах, как она одевается! Не то, чтобы некрасиво, не модно, а просто жалко». А в финале, в конце последнего действия, эта мещанка, недалекая и вульгарная, диктующая всем свою волю и разрушившая мечту , жившую в душах сестер (На осень намечен переезд Прозоровых в Москву . Сестры не сомневаются, что брат их Андрей поступит в университет и со временем обязательно станет профессором), произносит, обращаясь к младшей сестре Ирине: «Милая, совсем не к лицу тебе этот пояс… Это безвкусица».

Четкая структурированность пьес . В «Чайке» - повторяющийся образ «Чайки», связанный с судьбой Нины Заречной; в «Дяде Ване» - тема загубленной жизни, принесенной в жертву обстоятельствам (Астров) или обожествляемому ничтожеству, профессору Серебрякову (Войницкий); в «Трех сестрах» - недостижимость становящейся все более призрачной в своих повторених мечты о Москве. Выражение художественной идеи (внутреннего содержания) через внешнюю форму , как и в прозе Чехова. В «Вишневом саде» - повторяющаяся ситуация – получение Раневской телеграмм из Парижа. Первая оказывается разорванной, вторая читается, третья оказывается призывом к действию, к возвращению в Париж, т.е. навстречу к окончательной гибели. Паузы подчеркивают, что истинно отдельного монолога нет. Каждый герой произносит монолог, не слыша другого (каждый говорит реплики на свою тему). Паузы , обращенные к зрителю, поворачивают высказывание до противоположного смысла . Сквозные мотивы. Если в 1-м акте есть ружье, то оно должно будет затем выстрелить.

Конфликты в пьесах Чехова. Драма предполагает острые события, столкновения, борьбу действующих лиц. У Чехова нет соперничества, интриги, «злых» и «добрых» побуждений . Все словно рождается из обстоятельств, которые складываются исходя из более высших законов, чем личные стремления людей. Человек чувствует, что время идет – это и есть конфликт человека с вечностью.

Обращенность к быту. Моральную неправду Чехов перенес в человеческие будни, когда нравственная холодность и безнравственность совершаются без борьбы, без намерения и осознания конфликта.

Подводное течение (по В.И.Немировичу-Данченко) – способность автора передать настроение через быт, раскрыть за внешне-бытовыми деталями присутствие непрерывного внутреннего психологического потока. При обилии бытовых деталей быт – не главное. Главное – бытийное время в каждой бытовой детали. Пренебрежение Чехова к бытийным событиям, которые выведены за пределы сцены – за кулисы. На сцене ничего нет – все события за сценой. Большую роль играет деталь. Астров («Дядя Ваня»): «Лопнул бутылëк с эфиром», когда за кулисами стреляется человек. Особую роль играет подтекст: вишнëвый сад, а не ви́шневый, как ощущение ускользающих красот. Напряжение на сцене держится мотивами, переходами.

28. Судьбы реализма в русской прозе начала 20века. (Вересаев, Куприн, Андреев)

«19 и 20 век сошлись на рубеже в схватке столетий!!! Белый: «Мы ножницы м/у столетиями» (сошлись концы и начала, классич и неклассич иск-во).

Специфика периода: существенно меняется социально- политический климат, индустриализация, раскрестьянивание. Города переполнены вчерашними крестьянами, которые явились материалом для выжимки прибыли > революция. Кардинально меняется взгляд на человека и мир в целом. На место привычной определенности приходит относительность. Писатели ощущали недостаточность языка, которым владело классич иск-во: 1) Сознание исчерпанности прежних форм письма 2) необходимость обновления тех путей, на кот должно опираться иск-во. Распростр-ся мнение об исчерповании реалистич иск-ва. Но в это время пишут Лесков, Бунин, Толстой, значит концепция реалистич лит-ры имеет место в картине мира. Иск-во билось над тем, как изобразить изменившееся положение чел-ка.

Процессы сближения и отталкивания между реализмом и романтизмом в литературе нач. 20 века. Развитие традиций просветительского реализма.

Обновление – ч/з нов способы изобр чел-ка: реализм показал чел-ка в нов условиях, когда среда разрушена. В основе критерия реализма лежит человек и среда. Катосторфизм входит в иск-во как способ изобр одинокого чел-ка в разрушенной среде. Среда заела человека, но вдруг происходит расшатывание и возникает ситуация, когда человек сопротивляется среде.

Реформир-ся иск-во и старших реалистов. Л.Н. Толстой – р-н «Воскресенье», «Смерть Ив. Ильича». У Т. существенно меняется хар-р письма: усиливается сатирич начало, срывание масок. Прямое выражение авт позиции.

В иск-ве этого времени был путь, проложеннвй Чеховым. Ч. Бежал от прямоговорения – чем более скрыто твое отношение, тем больше впечатление, взял не героев, а обычн людей. В жизненных мелочах протекает человеч жизнь, через систему мелочей показал ее гибельное устр-во. Нужно правильно ставить??, показать насколько наша жизнь уклоняется от нормы (Вишн сад – конфликт м/у тем, какой должна быть жизнь и тем, как она сложилась).

В реалистич лит-реощутимо стало расширение сферы общечеловеческого, выход в сферу вечной проблематики. Это ар-но для Бунина («Легкое дыханье», «Жизнь Арсеньева», «Гос из Сан Фр»). Идеи апокалипсиса звучат в пр-ях Бунина и Андреева («Чаша жизни»). Активно включается идея «живой жизни» в пр-ях Бунина, Куприна, Вересаева. Здесь мы видим, как возрождение чел-ка связывается с приближением его к живой природе.

Среда начинает пониматься в философском смысле и реализм анализирует эту среду:

А. И.Куприн: взаимоотношения человека и среды-центральная коллизия его творчества. Остраяя восприимчивость к особенностям бытовой среды: военной, крестьянской, актерской, цирковой, рабочей. Уничтожающее воздействие условий существования на судьбу героя в произведениях «Дознание», «Трус», «Молох»-инженер Бобров работает на огромном литейном заводе, чувствует на себе вину,за то что там происходит, хочет его взорвать, но внезапно заблудился по дороге на завод- он слаб. Поэтизация протестующего человека, действующего вопреки обстоятельствам (Анафема; Собачье счастье – в отмену всех программ и прогнозов чел-ку нужно рвануть и скрыться, Гамбринус – музыканту ломают руку, Сашка не может играть на скрипке: чел может все преодолеть, Фиолетовый пес). Психологический реализм Куприна. « Поединок» как сатира на абсурдную армейскую действительность, как вызов писателя современному обществу. Вечная и спасительная сила любви как лейтмотивная тема в творчестве писателя(Олеся – выходит из леса как его часть = способность к жизнеповедению, кот ставит чел-ка выше бед, Гранатовый браслет – движение вверх эмоционально-риторическое и ритмическое, Суламифь).

В.В. Вересаев как типическая фигура писателя переходной эпохи. Изображение идейных исканий и политического размежевания интеллегенции(«Без дороги», « Поветрие», « На повороте»). Новые ориентиры в восприятии реальности в 1910-е. Философско-эстетический трактат «Живая жизнь», как показатель смены ценностных ориентаций писателя (сравнивает Достоевского и Толстого: мир Толстого возник на почве живого, естественность природного мира, у Т чел обращен к миру, а у Достоевского жизнь мертвая, царит идея, рассудочность, чел одинок).

В критическом реализме усиливается философское начало. Усиливается размышления о вечном, о нравственно всеобщем, актуализируется экзистенциальная проблематика, т.е. осмысление комплекса проблем, связанных с человеческим существованием: Бунин господин из Сан-Франциско, Митина любовь - не человек правит миром-миром правит случайность; Леонид Андреев развивал свое иск-во, стремясь показать чел-ка в чрезвыч ситуациях, чел одинок, может надеяться только на самого себя. Вся жизнь сост из тупиков и катастроф. Его интересовали проблемы человеч существования, философская пробл-ка пр-ний. Тема неразрушимой конфликтности человеч сознания, ситуация богооставленности. Большое кол-во рассказов о жизни и смерти- «Жили-были», «Большой шлем»: карты постепенно стали заменять людям всю жизнь, а сами игроки становятся игрушками в руках карт игры. Андреев переворачивает мир жизни этих людей и ч/з все пускает идею одержимости чел-ка своей мечтой. Жизнь и судьбу определяет случай-смерть обрывает все планы. Живущий на земле чел нах-ся во власти Бога – Андреев приходит к бунту против Бога - «Жизнь Василия Фивейского»: над всей жизнью отца Василия тяготеет тяжелый и загадочный рок. Попадья сходит с ума, запивает, просит ребенка, рождается идиот, случается пожар, все сгорает, на пепелище идиот. Василий думает, что Бог хочет проверить его, чтобы дать ему силу делать добро. Вас пытается оживить покойника в церкви, но покойник недвижим. Вас бежит из церкви (зачем же я верил), утрата последней опоры на земле -изображение судьбы отчужденного человека в богооставленном мире; повесть «Иуда Искариот» (идет на крайность – решает проверить Христа). Первые же рассказы Андреева показали, что он не такой как традиционные реалисты: не интересует социальная среда, не интерес. предметы быта. Существование человека, проблемы, которые встают перед каждым -проблема жизни и смерти. Тема смерти чрезвычайно волновала его -боялся ее. Ангелочек, Баргамот и Гараська, Красный смех.

По лекции. «Анна Каренина» (1873 – 1877) - трагическое произведение. Здесь уже нет светлой, гармоничной мысли.

В романе уже нет гармонии и единства. Принцип Толстого: нераздельность жизни исторической и частной. Толстой здесь исследует жизнь.

«Анна Каренина» - единственное произведение в мировой литературе, которое соединило в себе: 1) внутреннюю историю страсти и 2) злободневные вопросы общественной жизни, хозяйства, науки, философии, искусства. Здесь очень простой композиционный прием: открытый параллелизм сюжетных линий: Анны и Левина. Связь не внешняя, а внутренняя.

Наблюдается продолжение европейских традиций. Это чисто русский тип социально-психологического романа. Источник его – творчество Пушкина (стиль, язык, тон холодного наблюдения, лаконичность, психологизм). Психология показана через внешний жест, а не через внутренние монологи.

По монографии М.Н. Дунаева «Вера в горниле сомнений». Роман "Анна Каренина" есть повествование о цепи больших и малых преступлений (не в уголовном, разумеется, смысле): о постоянном переступании через некую черту, ограничивающую своеволие человека сознанием его ответственности. А на то, что речь в романе идёт именно о преступлении (преступлениях) - и неизбежном наказании - и что преступление здесь не перед законом человеческим обнажается, а перед законом высшим, от Бога идущим, указывается изначально эпиграфом "Мне отмщение, и Аз воздам".

Разделение персонажей автор совершает прежде всего по их отношению к мысли семейной. Семья - тот оселок, на котором проходит проверку едва ли не каждый, включая и периферийных действующих лиц "Анны Карениной". Два противоположно различных типа отношения к семье символизированы характерами и мирочувствием Алексея Вронского и Константина Лёвина.

Толстой осуществляет теперь основное противоположение различных типов жизнепонимания по преобладанию в них либо рассудка, либо сердца. Однако сердце в толстовском художественном восприятии сопряжено не с духовными, но преимущественно (хотя и не исключительно) с эмоциональными переживаниями его героев - даже когда они живут в ощущении своей связи с Богом. Связь эту они переживают скорее эвдемонически, а не в полноте веры. Внутренний мир человека Толстой отражает на уровне эмоционального состояния, наследуя тип восприятия "внутреннего человека" от сентиментализма (в котором точное соответствие нашло для себя художественное мировидение Руссо).

Ум героев Толстого направлен обычно на поиск и оправдание удовольствий, не обязательно чувственного свойства, но и рационального, интеллектуального, но и наслаждения приверженностью форме. Таков ум Стивы, но таков же и ум Каренина. Особенно своеобразен Каренин, гедонист рациональной формы, в которую он облекает жизнь. Каренин пребывает в холодной чистоте рациональной сферы бытия, тогда как почти все прочие, наполняющие собою светское общество, затемняют свой разум, оправдывая собственную греховность, то есть лицемерия. Но этому обществу Алексей Александрович противостать не в силах.

Толстой прослеживает движение греховного стремления в душе Анны, и психологический анализ внутреннего состояния героини поразительно совпадает со святоотеческим учением о развитии греха в человеке.

Мы наблюдаем и прилог, начальное восприятие внешнего соблазна, затем сочетание мысли с прилогом, затем внимание, переход во власть искушения, затем услаждение, внутреннее ощущение прелести греховного действия, затем пожелание, переходящее в согрешение.

Автор передаёт это развивающееся в ней состояние, как некий внутренний, но прорывающийся наружу - блеском в глазах, улыбкою - огонь, пламя, что доставляет муку и наслаждение одновременно, и разгорается всё сильнее и жжёт, и губит. Порой это обозначается лишь лёгкими, но и резкими штрихами.

Одновременно с падением Анны совершается восхождение к обретению истины - мучительное восхождение Константина Лёвина. Пути Анны и Лёвина пролегают в несовпадающих плоскостях, и лишь однажды им суждено было пересечься, замкнув тот возводимый автором свод, каким он перекрывал всё романное пространство. Анна и Лёвин встретились - и как будто открылась на мгновение та гибельная пропасть, что могла поглотить карабкающегося ввысь и постоянно оступающегося и срывающегося человека. Лёвин сам почувствовал, что может сорваться, увлечённый прелестью (и в житейском, и в духовном смысле), какую он ощутил в Анне. Сила соблазна её была слишком велика. Лёвин прошёл по самому краю пропасти, но не упал. Он всё-таки был слишком устремлён вверх, и это его спасло.

Лёвин долго живёт мечтой о счастье, не пытаясь одолеть соблазн профанного эвдемонического идеала. Правда, понимает он счастье отлично от прочих: он видит счастье в незамутнённом семейном благополучии.

Лёвин - человек "от земли", он близок мужицкому пониманию жизни, недаром сознаёт себя частью народа. В городе он чужак, там одолевает его "путаница понятий, недовольство собой, стыд перед чем-то", но стоит ему вновь оказаться в родной стихии, и "понемногу путаница разъясняется и стыд и недовольство собой проходят". Вот что спасает его от падения.

Правда, непосредственного натурального чувства жизни в чистоте у него всё же нет, цивилизация не могла не задеть его, обрекая на многие внутренние муки.

Не оттого ли Лёвин вдруг утрачивает ощущение счастья в браке? Разумеется, причиной того становится отчасти несовпадение реальной семейной жизни с его измышленным идеалом, но это-то дело обычное. Но поскольку для его внутреннего состояния он сам как субъект любви важнее объекта этой любви, то и энергия счастья может у него иметь своим источником прежде его собственные душевные переживания, а не присутствие любимого человека, но собственный-то внутренний резерв вдруг оказывается исчерпанным, и вместо счастья семейная жизнь приносит ему совершенно иные ощущения.

Можно сказать, используя апостольскую истину, что любовь Лёвина долго ищет своего - и оттого в какой-то момент она исчерпывает себя. Поэтому, когда в семье его всё налаживается и уже ничто не препятствует полному наслаждению счастьем, Лёвин входит в состояние отчаяния и близок самоубийству (а это биографический факт из жизни самого Льва Толстого, Лёвы, как звала его жена).

Отвергая ограниченность разума, Лёвин приходит к тому, что он знал и прежде: дурно жить ради сокровищ на земле - нужно жить для сокровищ небесных. Душа по природе христианка, и заложенное в ней мешал понять разум. Теперь, освободившись от его гнёта и послушавшись сердца, Лёвин обретает подлинное знание Бога.

И Лёвин окончательно отвергает разум как средство познания Истины - и утверждает для того необходимость веры. Веры, которую он знал с детства

Лёвин приходит к мысли, такой простой и такой сложнейшей, что без Бога жизнь невозможна. Эта истина открыта давно, она известна всем поколениям живших на земле людей, но каждый человек должен в поте лица своего добывать и добывать для себя эту истину. Лёвин именно это и совершил.

В романе «Анна Каренина» Толстой выступает не только как великий художник, но и как философ-моралист и социальный реформатор. Он ставит в” романе ряд вопросов, которые волновали его в эпоху, когда в России «всё переворотилось» и только начинало укладываться. Среди этих вопросов два особенно привлекали внимание Толстого: вопрос о положении женщины в семье и обществе и вопрос о роли в стране дворянского класса и его перспективах.

В плане постановки, «проблемы семьи» трактуется Толстым образ Анны Карениной.

Толстой осуждает Анну не за то, что она со всей смелостью сильного и прямого человека бросила вызов лицемерному светскому обществу, а за то, что она посмела ради личного чувства разрушить семью. В автобиографическом образе Левина Толстой вскрывает свой собственный путь искателя смысла жизни, утверждая ряд таких взглядов, к которым он пришёл трудным, мучительным путём.

Толстой призывает дворянство бросить безнравственную, пустую и нездоровую городскую жизнь, грозящую разорением и вырождением, и обратиться к своему основному, исконному делу - организации сельского хозяйства на условиях, примиряющих интересы крестьянина и помещика. Взгляды Толстого, выраженные в романе, во многом утопичны. Заслуга Толстого в том, что он в переломную эпоху русской жизни поставил важные и сложные вопросы, привлекая к ним внимание общества. Оценивая эту заслугу писателя, В. И. Белинский говорит: «Рисуя эту полосу в исторической жизни России, Л. Толстой сумел поставить в своих работах столько великих вопросов, сумел подняться до такой художественной силы, что его произведения заняли одно из первых мест в мировой художественной литературе» (В И. Белинский).

Роман написан рукой гениального мастера. Глубина психологической обрисовки образов, тонкость и своеобразие портретной живописи, поразительное мастерство пейзажа, прелесть художественной простоты языка, реализм в изображении быта - всё это делает роман одним из величайших художественных произведений русской литературы.

Он отдавал себе ясный отчёт в том, что в стране назревает социальная катастрофа. Замечание о том, что в стране всё «переворотилось» и только начинает укладываться, мы видим уже в романе «Анна Каренина». А в дневнике за 1881 г. он записывает: «Революция экономическая не то, что может быть, а не может не быть. Удивительно, что её нет».

В «Исповеди» (1879-1881) он рассказывает, какой переворот произошёл с ним после того, как он сблизился с «рабочим народом», т. е. с крестьянской массой.

«Со мной случилось то, что жизнь нашего круга - богатых, учёных - не только опротивела мне, но потеряла всякий смысл. Все наши действия, рассуждения, наука, искусство,- всё это предстало мне в новом значении. Я понял, что всё это - одно баловство, что искать смысла в этом нельзя».

Так Толстой приходит к разрыву с дворянским классом. Мы знаем, что этот перелом в мировоззрении и настроениях писателя готовился давно. Кризис 80-х годов был лишь завершением длительной и сложной полосы исканий, сомнений, противоречий Толстого. Теперь он полностью переходит «а позиции патриархального крестьянства и с этих позиций обрушивается на государственный строй России, на быт и мораль привилегированных классов.

Этот перелом приводит Толстого к отрицанию государства, церкви, собственности. Белинский говорит об этом переломе: «По рождению и воспитанию Толстой принадлежал к высшей помещичьей знати в России,- он порвал со всеми привычными взглядами этой среды и, в своих последних произведениях, обрушился с страстной критикой на все современные государственные, церковные, общественные, экономические порядки, основанные на порабощении масс, на нищете их, на разорении крестьян и мелких хозяев вообще, на насилии и лицемерии, которые сверху донизу пропитывают всю современную жизнь» (Белинский).Однако, вскрыв всё лицемерие и ужас капиталистической системы, основанной на жесточайшей эксплуатации человека человеком, Лев Толстой не сделал для себя правильного вывода о необходимости революционной борьбы для уничтожения капитализма. Путь преодоления социальной несправедливости он ошибочно увидел в моральном перерождении людей, а не в социальной резолюции. Свою новую точку зрения, в свете которой он критически переосмысливал все жизненные явления, Толстой сформулировал в трактате «Так что же нам делать?». Он писал: «Только кажется, что человечество занято торговлей, договорами, войнами, искусством; одно дело для него важно и одно только дело оно делает: оно уясняет себе нравственные законы, которыми оно живёт. Но это уяснение нравственного закона есть ке только главное, но единственное дело всего человечества».

Путь к счастью он видит в нравственном самоусовершенствовании, в непротивлении злу насилием и в опрощении. К группе этих последователей принадлежали люди самых различных категорий; были среди них такие, которые искренне и наивно.верили в непогрешимость учения Толстого и даже пробовали устроить свою жизнь по рецептам Толстого; были просто растерявшиеся интеллигенты, надеявшиеся найти в словах Толстого ответы на мучившие их вопросы; были и лицемеры, использовавшие близость к Толстому в своекорыстных целях.

  1. Новое!

    Я человек, но так ли я велик, Но так ли безупречен, совершенен? В. Боков Сравнивая «Войну и мир» с «Анной Карениной», Л. Толстой заметил, что в первом романе он любил «мысль народную», а во втором - «семейную». Проблема семейных отношений всегда...

  2. "Анна Каренина" - одна из самых дорогих, любимых книг читателей всего мира. Мы попытаемся проследить за судьбой романа c середины 70-х годов, когда роман начал печататься на страницах журнала "Русский вестник", и до наших дней,...

  3. Новое!

    Л.Н. Толстой написал роман в 1873-1878 годах. Это было время после крестьянской реформы 1861 года. В жизни России происходили существенные изменения, ко­торые распространялись и на бытовые, семейные отноше­ния, религиозные верования. Основное внимание...

  4. Новое!

    В критике 70-х гг. XX в. вы­сказывалось мнение, что Тол­стой написал не один, а два романа: об Анне и Левине. Пи­сатель с этим решительно не соглашался. Он отвечал: «Связь постройки сделана не на фабуле и не на отношениях (знакомстве) лиц, а на внутренней...


Я человек, но так ли я велик,

Но так ли безупречен, совершенен?

Сравнивая «Войну и мир» с «Анной Карениной», Л. Толстой заметил, что в первом романе он любил «мысль народную», а во втором - «семейную». Проблема семейных отношений всегда волновала его, она присутствует почти во всех его произведениях.

Роман «Анна Каренина» начинается так: «Все счастливые семьи похожи одна на другую, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Этими словами автор подчеркнул, что главное его внимание будут занимать несчастливые семьи. И в самом деле: нет счастья ни в семье Облонских, ни в семье Карениных. Отчего так?

Литературные критики объясняют это бурным развитием капитализма в поре­форменной России, который рушил старые устои, разорял дворянство и был совер­шенно чужд Толстому. Я думаю, дело не только в этом. Семейное счастье зависит от самих людей, от их взаимопонимания. В семье Левиных тоже бывали ссоры, но они любили, понимали и уважали друг друга. Только эту семью в романе и можно назвать счастливой. Правда, сам Левин отличается от других и бесстрашно чест­ным умом, и добротой, и богатством внутреннего мира. Долли говорит о нем: «Это мало сказать, что прекрасный. Я не знаю лучшего человека».

С образом Левина связана очень важная для Толстого проблема самосовершен­ствования личности. Лучшие его герои всегда чрезвычайно требовательны к себе. Таков и Левин. Он считает, что не достоин Кити. Значит, надо стать лучше, найти свое истинное призвание, проявить в полной мере свою личность.

А главное его стремление - достигнуть такого положения, когда бы он мог пе­ред народом «чувствовать себя вполне правым». Так «мысль семейная» переплета­ется в романе с «мыслью народной».

Левин упорно занимается хозяйством, ходит с мужиками на косовицу и в то же время пишет книгу о землеустройстве в России, пытаясь выяснить тот путь, по которому должна развиваться деревня в новых условиях. С глубоким огорчением убеждается он в исторической обреченности дворянства. Можно было бы смирить­ся с обеднением дворян, если бы дворянские земли попадали в руки к мужикам. Но чаще всего за счет разорения дворянства наживались темные дельцы вроде купца Рябинина (как это знакомо нам сегодня!).

Симпатизируя крестьянам, Левин так и не перешел на их сторону и, сам того не замечая, переводит вопросы, которые его мучили, из социального плана в мораль­ный. Так возникает перед ним проблема смысла жизни, проблема смерти и бес­смертия. У постели умирающего брата Левин «ужаснулся не столь самой смерти, сколько жизни без малейшего знания о том, откуда, для чего, зачем и что оно та­кое». Мучительные вопросы и ни одного ответа. Это доводит его до отчаяния. Но вера в собственный и общечеловеческий разум спасает его от того шага, который был сделан Анной Карениной.

Анну и Левина сближает то, что они не подчиняются слепо общепринятым нор­мам жизни, а пытаются жить по-своему. Они постоянно сталкиваются с «нечест­ной действительностью», мучаются и страдают, но при этом духовно растут и все глубже познают окружающий их мир. Однако путь Левина идет по восходящей линии, а Карениной - по нисходящей. Мы оставляем Левина в конце романа сча­стливым человеком, для которого смысл жизни - творить добро.

Анна же была счастлива только в короткий период первых свиданий с Вронс­ким. Разлученная с сыном, оскорбляемая обществом, она с ужасом видит, что и любви, ради которой принесено столько жертв, уже нет. «Отчего же не потушить свечу, когда смотреть больше не на что?..»

«Анна Каренина» - роман о людях большой и трудной судьбы, о прекрасной женщине, желавшей полноценного человеческого счастья, о величии и бесстрашии человеческого ума, способного дойти до истины и признать истину, чего бы это ни стоило. И хотя смерть в этой книге идет рядом с жизнью, жизнь неизменно берет верх. Ведь и сама Анна решила умереть только потому, что, кроме смерти, у нее не было средства защитить свою честь и чистоту своей жизни. Поэтому «Анна Каре­нина» - не трагедия, а жизнеутверждающий роман. Читая его, мы учимся нена­видеть ложь и праздную жизнь, постигаем красоту человеческих отношений, вов­лекаемся в мир духовных исканий, то есть ощущаем себя по-настоящему людьми.

В самые значительные минуты своей жизни мы, как и Левин, видим перед со­бой небо, высокое и бесконечно мудрое. И радость бытия наполняет душу. Прекра­сен этот мир! Значит, прекрасным должен быть и человек.