Консультация (1 класс) на тему: Развитие речи младшего школьника. Речь младшего школьника

Речь является средством общения и формой существо­вания мысли. С помощью языка и речи формируется мыш­ление ребенка, определяется структура его сознания. Сама формулировка мысли в словесной форме обеспечивает луч­шее понимание объекта познания.

У первоклассника высказывания, как правило, непо­средственны. Часто его речь - это речь-повторение, речь- называние; преобладает сжатая, непроизвольная, реактив­ная (диалогическая) речь.

Школьный курс способствует формированию произволь­ной, развернутой речи, учит ее планировать. На занятиях учитель ставит перед учащимися задачу научиться давать полные и развернутые ответы на вопрос, рассказывать по определенному плану, не повторяться, говорить правильно, законченными предложениями, связно пересказывать отно­сительно большой по объему материал. Передача целых рас­сказов, вывод и формулировка правил строятся как монолог.

Овладение речью идет по разным линиям: развитие зву­коритмической, интонационной стороны речи, овладение грамматическим строем, развитие лексики, все большее осо­знание учащимися собственной речевой деятельности.

За счет специальной организации учебной деятельности учитель управляет речевым развитием учащихся. Одной из главных проблем совершенствования системы развития ре­чи является постановка темы урока, заинтересованность ею и живое обсуждение учащихся. Общими задачами учителя в развитии речи школьников являются:

Обеспечение для учащихся хорошей речевой (языко­вой) среды (восприятие речи взрослых, чтение книг ит. д.).

Создание на уроке ситуаций общения, речевых ситуа­ций, определяющих мотивацию собственной речи де­тей, развитие их интересов, потребностей и возможно­стей самостоятельной речи.

Обеспечение правильного усвоения учениками доста­точного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, логических связей, акти­визированные употребления слов, образования форм, построения речевых конструкций.

Проведение специальной работы по развитию речи на различных уровнях: произносительном, словарном, морфологическом, синтаксическом, на уровне связной речи.

Способствование развитию желания и стремления у уче­ников говорить правильно, литературным языком.

Развитие не только речеговорения, но и аудирования. Письменная речь принципиально усложняет структуру

общения, так как открывает возможность обращаться к от­сутствующему собеседнику.

Развитие речи требует долгой, кропотливой, системати­ческой работы младших школьников и учителя. А дома - при участии родителей.

К концу 4-го класса учащиеся должны овладеть произ­вольной, активной, коммуникативной, монологической и диалогической речью.


СИТУАЦИЯ № 52. Дислексия, как неспособность к уче­нию, связанная с небольшими трудностями в овладении чтением, заключается в том, что младшие школьники путают буквы «Э» и «3». Им трудно не только называть буквы или слова, но также предметы и цвета. Извлекая из памяти слова: «стол», «синий», они тратят больше времени, чем сверстники. Таким детям трудно на слух определить два отдельных слога в двухсложном слоне или установить, с какого звука начинается слово и каким заканчивается.

С чем может быть связано явление дислексии?

Как помочь таким учащимся?

Решение. Предполагается, что это связанно с «дисфунк­цией мозга».


Большинство детей начальную стадию овладения чтени­ем проходят быстро, а эти дети задерживаются на ранних стадиях чтения. К тому же они позднее начинают гово­рить, и их речь менее развита, чем у сверстников. Есть много фактов, подтверждающих роль наследственности н этом расстройстве.

Обычно этим расстройствам страдали и родители, бра­тья, сестры.

Коррекционная работа с днслектиками должна прово­диться по разработанной специалистом программе, ко­торая предусматривает:

EE. обращение внимания на занимательность материала;

FF. возможность быстрого достижения успеха;

GG. создание у ребенка чувства уверенности в своих силах. Дети-дислектики, сумевшие быстро преодолеть свой не­достаток, могут стать преуспевающими взрослыми, как Т. Эдисон, X. Андерсен и др. Они в детстве страдали дис­лексией.

СИТУАЦИЯ № 53. У ребенка с нормальным зрением затруднено чтение мелкого шрифта в отличие от доступ-

Ых ему текстов, написанных крупными буквами.

Какие могут быть причины?

Решение. Одной из причин может быть то, что, уже вла­дея прочтением слов и фраз, ученик еще не освоил необ­ходимую для полноценного чтения операцию «конструи­рования» текста.

Сформированное чтение включает в себя возможности организации пространственного поля текста, что при плотной печати и мелком шрифте более затруднено, чем при восприятии текста, напечатанного крупно, с отчетли­во заданными интервалами, окончаниями фраз, заметно ныделенными абзацами.

СИТУАЦИЯ № 54. Иногда у детей в начальной школе нозникает явление, называемое дисграфией.

Что характерно для дисграфии?

Решение. Дисграфия - это нарушение письменной ре­чи, мешающее освоению школьной программы. Часто это выявляется только во 2-3-м классе, что делает про­цесс исправления письменной речи очень трудоемким. В основе нарушения письма лежит нарушение звукового анализа или синтеза слов.

Нарушение звукового анализа выражается в том, что ученик воспринимает слова целиком, опираясь главным образом на смысловую сторону, и не воспринимает его фонематической стороны, т. е. определенной последова­тельности звуков в слове. При нарушении синтеза ученик не может из данного ряда букв составить слово. Возника­ет пропуск, замена букв - в соответствии со смещением и заменами в устной речи.

Чаще всего смешиваются свистящие и шипящие, звонкие и глухие (ч-ть, ч-щ, ц-с, ц-т), т. е. неправильное обозначе­ние твердости и мягкости при письме.

СИТУАЦИЯ № 55. Наблюдения психологов показывают, что курсовые работы, представленные студентами в ком­пьютерном варианте написания текстов, содержат огром­ное количество различного рода ошибок, чего не наблю­далось раньше, когда текст сначала был написан от руки и затем перепечатывался с помощью пишущей машинки. Как можно объяснить эти явления?

Какой вывод можно сделать относительно первона­чального обучения письму?

Решение. Можно предположить, что ошибки, возникаю­щие при переводе действия письма в новые условия, ука­зывают на недостаточно упроченные операции контро­ля за письмом, а также (возможно) слабые слухоречевую память и звукобуквенное соотнесение.

Этот же факт говорит о важности полной проработки всех составляющих психического действия на этане пер­воначального обучения.

11а схеме 37 представлены основные звенья, а также чествующие в этом процессе мозговые зоны и нейропси- \м имические факторы, которые одновременно являются продуктом работы определенной зоны мозга и входят в ка- II I rue составляющего звена в структуру психологического действия (по Н. К. Корсаковой).

Почему ученику необходимо хорошо освоить действия письма? Как происходит процесс овладения письмом?

Ройдя этап формирования психического действия пись- м,|, вся система «сжимается», укорачивается и упрощается. Лнтоматизированное письмо практически включает в себя

П.ко желание написания, его исполнение и слухоречевую п.шить. Одновременно сохраняется и количество работаю­щих мозговых зон.

15 результате сознание ученика будет переключено с акта п.шисания на его смысл. Ученик сможет внимательно слу­шать, о чем говорит учитель.

11е случай] го Б. А. Сухомлинский в своей школе в начале | .ыедого учебного года проводил проверку того, как ученики п 1лдсют учебными навыками, в том числе и навыком письма.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых"

Кафедра социальной педагогики и психологии

по дисциплине: Психология дошкольного возраста

на тему: Речевое развитие младших школьников

Владимир, 2014

Введение

2. Виды речи

3.Функции речи

Заключение

Список литературы

Введение

Содержание и форма речи человека зависят от его возраста, ситуации, опыта, темперамента, характера, способностей, интересов, состояния. С помощью речи дети изучают учебный материал, общаются, влияют друг на друга. Чем активнее учащиеся совершенствуют устную, письменную и другие виды речи, пополняют свой словарный запас, тем лучше уровень их познавательных возможностей и культуры.

Развитие речи включает в себя усвоение литературной языковой нормы, усвоение навыков чтения и письма, совершенствование культуры речи. Помимо этого, в развитие речи включается произносительная работа -- дикция, орфоэпия, выразительность, исправление произносительных недочетов. В развитии речи выделяются три направления: работа над словом (лексический уровень), работа над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень) и работа над связной речью (уровень текста).

Особую роль в развитии речи играет синтаксис.

Он позволяет с функциональной точки зрения оценить все средства языка и речи, изученные в разделах фонетики, лексики, фразеологии, словообразования и морфологии.

Знание законов сочетаемости слов и конструирования предложений позволяет правильно строить словосочетание и предложение, обогащает синтаксический строй речи, более полно и точно выражать мысли, предупреждать речевые ошибки.

Для достижения результатов необходима систематическая работа учителя и учащихся.

Систематичность в развитии речи обеспечивается наличием четырех условий: последовательность упражнений, их перспективность, разнообразие упражнений и умение подчинить разнообразные виды упражнений общей цели.

Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь.

Возникнув впервые в раннем детстве в виде отдельных слов, не имеющих еще четкого грамматического оформления, речь постепенно обогащается и усложняется.

Ребенок овладевает фонетическим строем и лексикой, практически усваивает закономерности изменения слов (склонения, спряжения и пр.) и их сочетания, логику и композицию высказываний, овладевает диалогом и монологом, различными жанрами и стилями, развивается меткость и выразительность его речи.

Всем этим богатством ребенок овладевает не пассивно, а активно -- в процессе своей речевой практики.

Речь -- это вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка (слов, их сочетаний, предложений и пр.).

Речь выполняет функции общения и сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей.

Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе, а для школьника -- средством успешного обучения в школе.

Речь -- способ познания действительности. С одной стороны, богатство речи в большой степени зависит от обогащения ребенка новыми представлениями и понятиями; с другой -- хорошее владение языком, речью способствует познанию сложных связей в природе и в жизни общества.

Дети с хорошо развитой речью всегда успешнее учатся по разным предметам.

Могут быть выделены следующие периоды речевого развития человека:

младенческий возраст -- до 1 года -- гуление, лепет;

ранний возраст -- от 1 года до 3 лет -- овладение слоговым и звуковым составом слова, простейшими связями слов в предложении; речь диалогическая, ситуативная;

дошкольный возраст -- от 3 до 6 лет -- появление монологической, контекстной речи; появление форм внутренней речи;

младший школьный возраст -- от 6 до 10 лет -- осознание форм речи (звукового состава слов, лексики, грамматического строя), овладение письменной речью, понятием о литературном языке и норме, интенсивное развитие монолога;

средний школьный возраст -- от 10 до 15 лет -- овладение литературной нормой, функциональными стилями речи, начало формирования индивидуального стиля речи;

старший школьный возраст -- от 15 до 17 лет -- совершенствование культуры речи, овладение профессиональными особенностями языка, становление индивидуального стиля.

2. Виды речи

речевой школьник устный письменный

Руководство развитием речи не может не учитывать особенностей речи, ее видов.

Основанием классификации разновидностей речи могут быть различные факторы.

Речь в первую очередь подразделяется на внешнюю и внутреннюю.

Внешняя речь -- это речь, облеченная в звуки или в графические знаки, обращенная к другим.

Внутренняя речь -- это не произнесенная и не написанная, «мысленная» речь, она обращена как бы к самому себе.

В зависимости от формы обмена информацией - с помощью звуков или с помощью письменных знаков выделяют устную и письменную речь.

Устная речь -- звуковая, она характеризуется определенными информационными средствами (темп речи -- ускорение или замедление, повышение и понижение голоса, паузы, логические ударения, эмоциональные окраски и т. п.), может сопровождаться мимикой и жестами; говорящий может использовать наглядные средства, обратиться к ситуации.

У говорящего легче устанавливается контакт с аудиторией (или с собеседником), так как он видит ее реакцию и может вовремя перестроиться. Следовательно, устная речь, по сравнению с письменной, обладает большими выразительными возможностями, может оказать более сильное непосредственное воздействие на слушателей. В этом ее достоинства.

Недостатки устной речи определяются ее неподготовленностью. Как правило, говорящий устно не имеет времени для обдумывания композиции, плана своего высказывания, для отбора слов. Здесь нужна высокая готовность речи, значительный объем оперативной памяти и развитая способность упреждающего синтеза.

Поэтому в устной речи синтаксис проще, предложения короче, выше повторяемость слов, нередки ошибки: незаконченность начатых предложений, неправильное их построение, неточный выбор слова, неправильное образование морфологических форм и т. п.

Письменная речь всегда полнее и сложнее устной (особенно монолог): крупнее предложения, больше сложных предложений, чаще употребляются конструкции, осложняющие предложение, больше книжных слов.

Как показали исследования, даже размер целого рассказа (сочинения) в письменном варианте в среднем больше по объему, чем в устном варианте. Все это объясняется возможностью подготовить, обдумать письменное высказывание, причем эта подготовка проходит не только в форме внутренней речи, но и устно.

Письменная речь, особенно в начальных классах, протекает значительно медленнее, чем устная, так как дети еще не овладели навыком скорописи. Поэтому у некоторых детей сам процесс написания превращается в самоцель, а это отрицательно сказывается на содержании написанного сочинения. Следовательно, очень важно добиться, чтобы для каждого ученика всегда главным, ведущим было содержание, чтобы школьники постоянно искали наилучшие формы выражения подготовленного содержания сочинения.

В письменной речи невозможны паузы, логические ударения и другие вспомогательные средства, играющие столь важную роль в устной речи. Этот недостаток письменной речи компенсируется отчасти знаками препинания, делением текста на абзацы, выделением слов шрифтом и некоторыми другими средствами.

Огромную роль в письменной речи играют орфография и пунктуация (аналогичную роль в устной речи играет орфоэпия).

По количеству активных участников акта коммуникации речь может быть представлена в виде монолога или диалога.

Монолог - развернутое высказывание одного лица.

Диалог - разговор двух или нескольких лиц, форма речи, состоящая из обмена репликами.

По наличию содержательно - смысловых и коммуникативно - структурных признаков текста выделяют функционально - смысловые типы речи - описание, повествование, рассуждение.

По функционированию речи в той или иной социально значимой сфере общественной практики выделяют функциональные стили.

На процесс речи влияют психологические и социально - ролевые характеристики.

К психологическим структурным компонентам относятся намерение и цель высказывания. К социально - ролевым структурным компонентам акта речевой коммуникации относятся статусные и ситуативные роли участников общения и стилевые приемы.

3.Функции речи

Функции речи связаны с ее сущностью и взаимосвязаны между собой.

1. Одна из основных функций речи состоит в оформлении мысли, в ее выражении.

2. Коммуникативная функция заключается в том, что речь служит средством человеческого общения (человеческая речь возникает в ответ на необходимость вступить в общение или сообщить что - либо, поэтому речь определяют как использование языка в коммуникативных целях).

3. Эмоциональная, проявляющая в способности выражать чувства и эмоции говорящих.

4. Волюнтативная (функция воздействия) - при помощи языка человек может воздействовать на кого - либо.

Как мы видим, речь - это один из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта.

Основными функциями речи являются функции общения, эмоционального самовыражения и воздействия.

Развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе, а для школьника -- средством успешного обучения в школе.

4.Особенности речевого развития младших школьников

Одним из основных аспектов работы на уроках русского языка уже в начальных классах является развитие речи, включающее обучение нормам литературного языка, работу по обогащению словаря и грамматического строя речи, развитие связной (монологической) речи.

Развивая речь учащихся, школа придерживается четко определенных характеристик речи, к которым следует стремиться и которые служат критериями оценки ученических устных и письменных высказываний.

Первое требование -- это содержательность. Рассказ или сочинение должны быть построены на хорошо известных ученику фактах, на его наблюдениях, жизненном опыте, на сведениях, почерпнутых из книг, картин, радиопередач. Пользуются успехом в начальных классах также сочинения на основе творческого воображения (например, опыт В.А.Сухомлинского, под руководством которого дети сами сочиняли прекрасные сказки, приобрел всемирную известность) .

В тех случаях, когда учащимся задается сочинение без достаточной подготовки его содержания, тексты оказываются бедными, расплывчатыми.

Необходимо также учитывать возрастные возможности и интересы младших школьников: общие рассуждения могут лишь воспитать неискренность учащихся.

Вторым требованием к речи является логика речи: последовательность, обоснованность изложения, отсутствие пропусков и повторений, отсутствие чего-либо лишнего, не относящегося к теме, наличие выводов, вытекающих из содержания. Логически правильная речь предполагает обоснованность выводов (если они есть), умение не только начать, но и завершить высказывание. Логика речи определяется хорошим знанием предмета, а логические ошибки являются следствием неясного, нечеткого знания материала, непродуманности темы, неразвитости мыслительных операций.

Указанные два требования касаются содержания и структуры речи; последующие требования относятся к ее языковому оформлению.

Точность речи (третье требование) предполагает умение говорящего или пишущего не просто передать факты, наблюдения, чувства в соответствии с действительностью, но и выбрать для этой цели наилучшие языковые средства -- такие слова, словосочетания, фразеологические единицы, предложения, которые передают все признаки, присущие изображаемому .

Отсюда вытекает четвертое требование -- богатство языковых средств, их разнообразие, умение выбрать в разных ситуациях различные синонимы, различные структуры предложения, наилучшим образом передающие содержание. В начальных классах, конечно, еще не могут быть предъявлены высокие требования к богатству языка, но и эта задача всегда должна предусматриваться в учебной работе.

Пятое требование -- ясность речи, то есть ее доступность слушателю и читателю, ее ориентированность на восприятие адресатом.

Говорящий или пишущий сознательно или подсознательно учитывает и возможности, и интересы, и другие качества адресата речи.

Речи вредит излишняя запутанность, чрезмерная усложненность синтаксиса; не рекомендуется перегружать речь цитатами, терминами. Речь должна быть коммуникативно целесообразна в зависимости от ситуации, от цели высказывания, от условий обмена информацией.

Речь лишь тогда воздействует на слушателя или читателя, когда она выразительна (шестое требование), то есть ярка, красива, убедительна.

Устная речь воздействует на слушателя интонациями; и устная, и письменная -- общим настроением рассказа, отбором фактов, выбором слов, их эмоциональными окрасками, построением фразы.

Для школы особенно большое значение имеет правильность речи (седьмое требование) -- ее соответствие литературной норме. Различают правильность грамматическую (образование морфологических форм, построение предложений), орфографическую и пунктуационную для письменной речи, а для устной -- произносительную, орфоэпическую. Немалое значение для правильности речи имеет выбор слов, логика высказывания .

Перечисленные требования тесно связаны между собой и в системе школьной работы выступают в комплексе. Все они применимы к учащимся начальных классов.

Стремление к их соблюдению развивает у школьников умение совершенствовать культуру речи, обнаруживать и исправлять недостатки своих устных и письменных высказываний.

Выделив основные особенности развития речи младших школьников, остановимся на объекте нашего исследования: синтаксическом уровне развития речи, рассмотрим специфику работы учащихся начальной школы со словосочетаниями и предложениями.

Заключение

Речевое развитие является важнейшим аспектом общего психического развития в детском возрасте. Речь неразрывно связана с мышлением. По мере овладения речью ребенок учится адекватно понимать речь окружающих, связно выражать свои мысли. Речь дает ребенку возможность вербализовать собственные чувства и переживания, помогает осуществлять саморегуляцию и самоконтроль деятельности.

Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать информацию, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств .

Речь развивается поэтапно в процессе онтогенеза. Сензитивным периодом устной речи является дошкольный возраст, а в младшем школьном возрасте ребенок обогащает свой словарный запас и начинает освоение письменной речи и чтения, как разновидности письменной речи.

От успешности освоения письменной речью и чтением зависит успешность учебной деятельности ребенка в целом. Поэтому учитель начальных классов должен уделять развитию речи ребенка огромное внимание, использовать различные методы и приемы диагностики развития и коррекции речевой сферы.

Работа должна вестись в тесном сотрудничестве с родителями, психологом, логопедом, как в урочное, так и во внеурочное время. Учитель должен использовать развивающий потенциал на каждом уроке .

Список литературы

Алферов, А.Д. Психология развития школьников / А.Д Алферов. - Ростоа -на - Дону: Академия, 2000. - 215 с.

Бабайцева, В.В. Русский язык. Синтаксис и пунктуация / В.В Бабайцева. - М.: Педагогика, 2010. - 214 с.

Блинов, Г.И. Практические и лабораторные занятия по методике русского языка / Г.И Блинов. - М.: Просвещение, 1986. - 143 с.

Бондаренко, А.А. Формирование навыков литературного произношения у младших школьников / А.А Бондаренко. - М.: Феникс, 1990. - 176 с.

Виноградов, В.В. Русский язык: грамматическое учение о слово / В.В Виноградов. - М.: Академия, 1986. - 304 с.

Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования / Л.С Выготский. - М.: Просвещение, 1956. - 274 c.

Жинкин, Н.И. Речь как проводник информации / Н.И Жинкин. - М.: Академия, 1982. - 196 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Проблема активизации речевой деятельности младших школьников в системе развивающегося обучения. Сочинение как основной вид творческой работы на уроках русского языка. Трудности речевого развития и способы их преодоления, методика исправления ошибок.

    дипломная работа , добавлен 25.05.2015

    Понятие, основные функции и виды речи. Физиологические основы речевой деятельности человека. Развитие речи детей в онтогенезе. Особенности и приёмы развития устной и письменной речи младших школьников. Методы исследования уровня речевого развития детей.

    курсовая работа , добавлен 18.10.2012

    Речевой этикет и культура речи младших школьников. Ошибки, связанные с нарушением норм речевого этикета. Нормы речевого этикета для учащихся начальных классов. Система упражнений, направленных на совершенствование речевого этикета младших школьников.

    дипломная работа , добавлен 26.09.2017

    Речевое развитие детей младшего школьного возраста. Психофизиологические основы развития речи. Влияние загадок, пословиц, поговорок на развитие речи младших школьников. Анализ учебников "Русский язык" Рамзаевой Т., система "Классическая начальная школа".

    курсовая работа , добавлен 27.10.2010

    Развитие речи, как одна из основных задач обучения. Дидактические игры, которые способствуют развитию речи младших школьников. Планирование работы по развитию речи у младших школьников на уроках русского языка посредством использования дидактических игр.

    дипломная работа , добавлен 30.12.2014

    Текст как основное средство обучения на уроках русского языка. Изложение – средство развития связной речи школьников. Особенности сжатого изложения, основные приемы компрессии. Упражнения, направленные на обучение младших школьников приемам сжатия текста.

    курсовая работа , добавлен 09.12.2014

    Речевое развитие младших школьников как педагогическая проблема, значение и роль фразеологизмов в развитии их речи. Дидактические условия работы над фразеологизмами в системе речевого развития в начальной школе. Цели и задачи экспериментальной работы.

    дипломная работа , добавлен 28.06.2015

    Формирование письменной речи в процессе онтогенеза. Особенности речевого развития детей-сирот. Выявление дисграфии и дислексии у младших школьников. Сравнительный анализ речевых нарушений у воспитанников детских домов и учеников общеобразовательных школ.

    курсовая работа , добавлен 23.11.2011

    Особенности речевого развития детей младшего школьного возраста. Влияние загадок, пословиц, поговорок на развитие речи младших школьников. Содержание экспериментальной работы по развитию речи младших школьников при работе с малыми фольклорными жанрами.

    дипломная работа , добавлен 24.09.2012

    Анализ данных обследования устной и письменной речи, уровня развития психологической базы речи младших школьников с нарушением интеллекта. Разработка программы коррекционно-логопедической работы по устранению нарушений письма у умственно отсталых детей.

У младших школьников развитие речи идет в двух основных направлениях: во-первых, интенсивно набирается словарный запас и усваивается морфологическая система языка, на котором говорят окружающие; во-вторых, речь обеспечивает перестройку познавательных процессов (внимания, памяти, воображения, а также мышления).

К моменту поступления в школу словарный запас ребенка увеличивается настолько, что он может свободно объясниться с другим человеком по любому поводу, касающемуся обыденной жизни и входящему в сферу его интересов. Если в три года нормально развитый ребенок употребляет до 500 и более слов, то шестилетний - от 3000 до 7000 слов.

Развитие речи идет не только за счет тех лингвистических способностей, которые выражаются в чутье самого ребенка по отношению к языку. Ребенок прислушивается к звучанию слова и дает оценку этого звучания.

У младших школьников появляется ориентировка на системы родного языка. Звуковая оболочка языка - предмет активной, естественной деятельности для ребенка шести-восьми лет. К шести-семи годам ребенок уже в такой мере овладевает в разговорной речи сложной системой грамматики, что язык, на котором он говорит, становится для него родным.

Потребность в общении определяет развитие речи. На протяжении всего детства ребенок интенсивно осваивает речь. Освоение речи превращается в речевую деятельность. Ребенок, поступивший в школу, вынужден перейти от «собственной программы» обучения речи к программе, предлагаемой школой.

Шести-семилетний ребенок уже способен общаться на уровне контекстной речи - той самой речи, которая достаточно точно и полно описывает то, о чем говорится, и поэтому вполне понятна без непосредственного восприятия самой обсуждаемой ситуации. Пересказ услышанной истории, собственный рассказ о случившемся доступны младшему школьнику.

Речь человека не бесстрастна, она всегда несет в себе экспрессию - выразительность, отражающую эмоциональное состояние. Эмоциональная культура речи имеет огромное значение в жизни человека. Речь может быть выразительной. Но может быть небрежной, чрезмерно быстрой или замедленной, слова могут произноситься угрюмым тоном или вяло и тихо.

Конечно, как и все люди, ребенок использует ситуативную речь. Эта речь уместна в условиях непосредственного включения в ситуацию. Но учителя интересует, прежде всего, контекстная речь, именно она - показатель культуры человека, показатель уровня развития речи ребенка. Если ребенок ориентирован на слушателя, стремится подробнее описать ситуацию, о которой идет речь, стремится пояснить местоимение, так легко опережающее существительное, это значит, что он уже понимает цену вразумительному общению.

У детей семи-девяти лет наблюдается некая особенность: уже достаточно освоив основы контекстной речи, ребенок позволяет себе говорить не для того, чтобы выразить свои мысли, а просто лишь для того, чтобы удержать внимание собеседника. Это происходит обычно с близкими взрослыми или сверстниками во время игрового общения.

Особое значение имеет правильность речи, т.е. ее соответствие литературной норме.

Письменная речь имеет свою специфику: она требует большего контроля, чем устная. Устная речь может быть восполнена поправками, добавлениями к тому, что уже было сказано. В устной речи принимает участие экспрессивная функция: тонирование высказывания, мимическое и телесное (прежде всего жестовое) сопровождение речи.

Письменная речь имеет свои особенности в построении фраз, в отборе лексики, в использовании грамматических форм. Письменная речь предъявляет свои требования к написанию слов. Ребенок должен научиться тому, что «пишется» совсем необязательно как «слышится» и что нужно разделять то и другое, запоминать правильное произношение и написание (Приложение №2).

Овладевая письменной речью, дети открывают для себя, что тексты бывают разными по своей структуре и имеют стилистические различия: повествования, описания, рассуждения, письма, эссе, статьи и пр.

Конечно, в начальной школе ребенок только осваивает письменную речь как средство коммуникации и самовыражения, ему еще трудно соотносить контроль за написанием букв, слов и выражением своих мыслей. Однако ему представляется возможность сочинять. Это самостоятельная творческая работа, которая требует готовности понять заданную тему; определить ее содержание; накапливать ее содержание; накапливать, подбирать материал, выделять главное; излагать материал в необходимой последовательности; составлять план и придерживаться его, отбирать нужные слова, антонимы, синонимы и фразеологизмы; строить синтаксические конструкции и связный текст; орфографически и каллиграфически правильно записывать текст, расставлять знаки препинания, делить тексты на абзацы, соблюдать красную строку, поля и другие требования; осуществлять контроль, обнаруживать недочеты и ошибки в своем сочинении, а также в сочинениях соучеников, исправлять свои и чужие ошибки.

Чтение - это первый и основной навык, которому ребенок должен обучиться в первом классе. Все остальное обучение в той или иной степени опирается на умение читать. Навык чтения должен обязательно предшествовать обучению письму. Если ребенок плохо читает, он никогда не научится грамотно писать. Есть мнение, что когда чтению и письму детей учат одновременно и параллельно (то есть в соответствии с программой общеобразовательной школы), то обычно получают стойкую дисграфию (часто вместе с дислексией). Нарушается формирование того и другого навыка. Нормально обучаются только те дети, которые пришли в школу читающими (хотя бы только по слогам).

В процессе обучения чтению звуковая и визуальная формы слова связывают его смысловым содержанием в единый образ. Только научившись читать, ребенок сможет, услышав слово, преобразовать его в графическую форму, сложить его из букв или написать. Не умеющий читать ребенок вынужден пользоваться только визуальным контролем.

На этапе обучения чтению (вне зависимости от того, в каком классе это приходится делать: в первом, во втором, в третьем или еще позже) необходимо использовать короткие, написанные крупным шрифтом и сопровождающиеся иллюстрациями тексты. Картинка должна полностью отражать смысл текста.

Постепенного обучения чтению фактически не происходит. Если по окончании первого класса навык оказывается несформированным, то ребенок так и остается плохо читающим (и, естественно, безграмотно пишущим). Самостоятельно он больше не продвигается в чтении.

Основы речевой культуры закладываются в самом раннем детстве. В школе эту заботу призвана взять на себя начальная ступень обучения. Общепризнанно мнение о том, что подъем произносительной культуры учащихся в первую очередь определяется состоянием речи учителя начальных классов.

Ответственность преподавателя за культуру собственной речи чрезвычайно велика. Живое слово учителя по-прежнему остается главным средством обучения в школе, поэтому именно учителю принадлежит право демонстрировать перед детьми образцы верного произношения. Постоянно имея перед собой образец, ребенок невольно начинает подражать ему, спонтанно усваивая тем самым норму литературного языка.

Младший школьный возраст является сензитивным периодом для усвоения ребенком определенных ценностей культуры. Развитие речи ребенка как один из показателей общего его личности наряду с развитием нравственным, духовным, интеллектуальным - это способ введения ученика в культуру, условие его саморазвития, его способности общаться, познавать новое, впитывать ценности культуры. Кроме того, речевая способность является первоосновой любой деятельности человека.

По словам М.С.Соловейчик, речевая деятельность направлена или на выражение собственной мысли, чувства (если мы создаём высказывание), или на восприятие чужих мыслей, переживаний (если мы принимаем сообщение). Следовательно, мысль является предметом речевой деятельности. Речевое общение осуществляется с помощью языка , который выступает в качестве средства речевой деятельности. Сама речь - это способ , применяемый в речевой деятельности. Продуктом этой деятельности при создании высказывания будет само высказывание (предложение или текст ), при принятии сообщения - умозаключение , к которому приходит собеседник. Результатом речевой деятельности является ответная реакция, понимание или непонимание мысли, выраженной автором текста, собеседником.

Развитие речи в начальных классах ведется по трем направлениям над словом (лексический уровень), над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень) и над связной речью (уровень текста). Три названных направления развиваются параллельно, хотя и находятся в подчинительных отношениях между собой. Так, усвоение словаря дает материал для конструирования предложений, а результаты того и другого направления используются при составлении связных рассказов.

Для развития речи учащихся используются определенные виды упражнений. Наиболее важные среди них - упражнения в связной речи; в них сливаются все умения - и в области словаря, и на уровне предложения, способность накапливать материал и строить по определенной логике и композиции свою речь.

При формировании у детей связной речи, т.е. речи содержательной, логичной, последовательной, организованной, тесная связь речевого и интеллектуального развития видна особенно отчётливо. Чтобы связно рассказать о чём-нибудь, ученику нужно ясно представлять объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать и отбирать основные свойства и качества, устанавливать разные отношения (причинно-следственные, временные) между предметами и явлениями. Кроме того, необходимо уметь подбирать наиболее подходящие для выражения данной мысли слова, уметь строить простые и сложные предложения и связывать их разнообразными способами, используя разные средства для связи не только предложений, но и частей высказывания.

В формировании связной речи ярко видна также взаимосвязь речевого и эстетического аспектов. Связное высказывание показывает, насколько ребёнок владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, и одновременно отражает уровень умственного, эстетического и эмоционального развития.


1.2 Речевая деятельность младших школьников

В раннем детстве у ребенка возникают потребности общения, которые он удовлетворяет посредством простейших средств речи: гуления, лепета, а в возрасте около года появляются первые слова. С самого начала речь возникает как социальное явление, как средство общения. Несколько позднее речь станет также средством познания окружающего мира, планирования действий. Развиваясь, ребенок пользуется все более сложными языковыми единицами. Обогащается словарь, усваивается фразеология, ребенок овладевает закономерностями словообразования, словоизменения и словосочетания, многообразными синтаксическими конструкциями. Эти средства языка он "использует для передачи своих все усложняющихся знаний, для общения с окружающими людьми в процессе деятельности.

Речевая деятельность - процесс словесного общения с целью передачи и усвоения общественно-исторического опыта, установление коммуникации, планирования своих действий. Высказывания младших школьников свободны, непосредственны. Часто это простая речь: речь-повторение, речь-называние; преобладает сжатая, непроизвольная реактивная (диалогическая) речь. Школьный курс способствует формированию произвольной, развернутой речи, учит ее планировать на уроке. Нужно ставить перед учащимся задачу научиться давать полные и развернутые ответы на вопрос, рассказывать по определенному плану, не повторяться, говорить правильно, законченными предложениями, связно пересказывать большой по объему материал. В процессе учебной деятельности учащиеся должны овладеть произвольной, активной, программированной, коммуникабельной и монологической речью. На протяжении младшего школьного возраста происходит развитие всех сторон речи: фонетической, грамматической, лексической. Первоклассники практически владеют всеми фонемами, тем не менее фонетической стороне надо уделить большое внимание, так как обучение чтению и письму требует хорошо развитого фонематического слуха, т.е. умение воспринимать, правильно различать все фонемы, научиться анализировать их, выделять каждый звук из слова, выделенные звуки сочетать в слова. На протяжении младшего школьного возраста идет развитие и грамматической стороны языка. Ребенок приходит в школу, практически владея грамматическим строем родного языка, т.е. он склоняет, спрягает, связывает слова в предложения. Развитию грамматического строя языка способствует новая форма речевой деятельности - письменная речь. Необходимость быть понятым в письменном изложении заставляет учащегося грамматически правильно строить свою речь.

Речевая деятельность требует не только механического воспроизведения известных случаев применения слов, но и творческого оперирования словами, понимания и оперирования их в новых ситуациях, в новых значениях. Поэтому успешность овладения учащимися лексикой определяется и количеством запоминающихся слов, и возможностью широко и адекватно пользоваться ими: самостоятельно понять новые случаи применения уже известных слов по аналогии с ранее бывшими в опыте ребенка, догадаться о значении нового слова, умение выбрать наиболее верное в данной ситуации.

Развитие речи в младших классах осуществляется в первую очередь на уроках родного языка. Овладение речью идет одновременно в нескольких направлениях: по линии развития звуко-ритмической, интонационной стороны речи, по линии овладения грамматическим строем, по линии развития лексики, по линии все большего и большего осознания учащимися собственной речевой деятельности.

При такой организации обучения в центре оказывается самая важная функция языка - коммуникативная. Раскрыть коммуникативную функцию языка для ребенка значит научить его планировать, высказывать свои замыслы языковыми средствами, предвидеть возможные реакции участника общения, контролировать свою речевую деятельность.

Вообще язык усваивается ребенком стихийно, в общении, в процессе речевой деятельности. Но этого недостаточно; стихийно усвоенная речь примитивна и не всегда правильна. Некоторые очень важные аспекты языка стихийно, как правило, усвоены быть не могут и поэтому находятся в ведении школы.

Это усвоение литературного языка, подчиненного норме, умение отличать литературный, правильный язык от нелитературного, от просторечия, диалектов, жаргонов. Школа учит литературному языку в его художественном, научном и разговорном вариантах. Это огромный объем материала, многие сотни новых слов, тысячи новых знаний уже известных слов, множество таких сочетаний, синтаксических конструкций, которые дети в устной дошкольной речевой практике совсем не употребляли.

В школе учащиеся овладевают чтением и письмом. И чтение и письмо -речевые навыки, опирающиеся на систему языка, на знания его фонетики, графики, лексики, грамматики, орфографии. Все это не приходит к ребенку само собой, всему надо учить; этим и занимается методика речевого развития.

Третья сфера работы школы по развитию речи - доведение речевых умений детей до какого-то минимума, ниже которого не должен остаться ни один учащийся. Это совершенствование речи учащихся повышение ее культуры, всех ее выразительных возможностей.

Речь - очень широкая сфера деятельности человека. В развитии речи выделяются три линии: работа над словом, работа над словосочетанием и предложением, работа над связной речью.

Вообще все эти три линии работы развиваются параллельно, хотя они находятся в то же время и в подчинительных отношениях: словарная работа дает материал для предложений для связной речи; при подготовке к рассказу сочинению проводится подготовительная работа над словом и предложением. В развитии речи нужна долгая кропотливая работа учащихся и учителя. Временные неудачи срывы не должны пугать. Систематическая работа по развитию речи обязательно даст плоды. Речевые умения и навыки развиваются по законам геометрической прогрессии: малый успех приводит к большему - речь совершенствуется и обогащается.

1.3 Психологические особенности формирования речи первоклассников

Одним из важнейших показателей уровня культуры мышления, интеллекта человека, является его речь. Возникнув впервые в раннем детстве в виде отдельных слов, не имеющих ещё чёткого грамматического оформления, речь постепенно обогащается и усложняется. Ребёнок овладевает фонетическим строем и лексикой, практически усваивает закономерности изменения слов (склонение, спряжение и пр.) и их сочетания, логику и композицию высказываний, овладевает диалогом и монологом, различными жанрами и стилями, развивается меткость и выразительность его речи. Всем этим богатством ребёнок овладевает не пассивно, а активно - в процессе своей речевой практики.

Речь - это вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка (слов, их сочетаний, предложений и пр.) Речь выполняет функции общения и сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей.

Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе, а для школьника -средством успешного обучения в школе. Речь - способ познания действительности. С одной стороны, богатство речи в большей степени зависит от обогащения ребёнка новыми представлениями и понятиями; с другой - хорошее владение языком, речью способствует познанию сложных связей в природе и в жизни общества. Дети с хорошо развитой речью всегда успешнее учатся по разным предметам. Могут быть выделены следующие периоды речевого развития человека:

- младенческий возраст - до 1 года - гуление, лепет;

ранний возраст - от 1 года до 3 лет - овладение слоговым и звуковым составом слова, простейшими связями слов в предложении; речь диалогическая, ситуативная;

- дошкольный возраст - от 3 лет до 6-ти - появление монологической речи, контекстной; появление форм внутренней речи;

младший школьный возраст - от 6 до 10 лет - осознание форм речи (звукового состава слова, лексики, грамматического строя), овладение письменной речью, понятием о литературном языке и норме, интенсивное развитие монолога;

средний школьный возраст - от 10 до 15 лет - овладение литературной нормой, функциональными стилями речи, начало формирования индивидуального стиля речи;

старший школьный возраст - от 15 до 17 лет - совершенствование культуры речи, овладение профессиональными особенностями языка, становление индивидуального стиля.

Есть несколько условий, без соблюдения которых речевая деятельность невозможна, а, следовательно, невозможно и успешное развитие речи учащихся.

1.4 Требования к речи учащихся

Первое требование - это содержательность. Содержание для бесед, для рассказов, письменных сочинений дают книги, картины, экскурсии, походы, специальные наблюдения, собственные размышления, переживания - вся окружающая ребенка жизнь. Учитель помогает младшим школьникам подготовить накопленный материал, отобрать его в соответствии с ясно выраженной темой.

Рассказ или сочинение должны быть построены на хорошо известных ученику фактах, на его наблюдениях, жизненном опыте, на сведениях, почерпнутых из книг, картин. Пользуются успехом в начальных классах также сочинения на основе творческого воображения. В тех случаях, когда учащимся задаётся сочинение без достаточной подготовки его содержания, тексты оказываются бедными, расплывчатыми.

Вторым требованием к речи является логика речи: последовательность, обоснованность изложения, отсутствие пропусков и повторений, отсутствие чего-либо лишнего, не относящегося к теме, наличие выводов, вытекающих из содержания. Логически правильная речь предполагает обоснованность выводов, умение не только начать, но и завершить высказывание.

Третье требование - точность речи - предполагает умение говорящего или пишущего не просто передать факты, наблюдения, чувства в соответствии с действительностью, но и выбрать для этой цели наилучшие языковые средства - такие слова, словосочетания, фразеологические единицы, предложения, которые передают все признаки, присущие изображаемому.

Точность требует богатства языковых средств, их разнообразие, умение выбрать в разных случаях разные слова, наиболее подходящие к содержанию.

Говорить или писать можно лишь о том, что хорошо знаешь. Тогда рассказ ученика будет хорош, интересен, полезен и ему самому, и другим, когда он построен на знании фактов, на наблюдениях, когда в нем высказываются обдуманные, невыдуманные переживания. Эту, казалось бы, очевидную истину приходится повторять, потому, что нередко в школе детям предлагают рассказывать о том, что они не знают, к чему не готовы. Удивительно ли, что их речь оказывается бедной, расплывчатой? Однако те же дети неплохо рассказывают, накопив необходимый материал в результате наблюдений.

Отсюда вытекает четвёртое требование - богатство языковых средств, их разнообразие, умение выбрать в разных ситуациях различные синонимы, различные структуры предложения, наилучшим образом передающих содержание.

Пятое требование - ясность речи, т.е. её доступность слушателю и читателю, её ориентированность на восприятие адресатом. Говорящий или пишущий сознательно или подсознательно учитывает и возможности, и интересы, и другие качества адресата речи. Речи вредит излишняя запутанность, чрезмерная усложнённость синтаксиса; не рекомендуется перегружать речь цитатами, терминами, "красивостями". Речь должна быть коммуникативно-целесообразной в зависимости от ситуации, от цели высказывания, от условий обмена информацией.

Речь лишь тогда воздействует на слушателя или читателя, когда она выразительна (шестое требование).