Для древнегреческой религиозной системы характерно. Древняя Греция: ее история, религия, культура

Мифы и легенды ранней Греции были одним из самых восхитительных явлений в культуре и быту народов средиземноморья. Но эти мифы и эта религия с богами древней Греции не были так однородны и прошли сложнейшую эволюцию. Ученые различают в мифологии три периода:

Первый период в развитии древних культов с древнегреческими богами - хтонический, по-другому его называют до олимпийским, классическим олимпийским, поздним героическим. Основные тенденции, которые характеризуют хтонический период, появились в древнегреческом обществе намного раньше, чем произошло дорийское завоевание XII в. до н. э. и даже раньше появления самых первых ахейских государств. Никаких источников не сохранилось, где бы эти воззрения были изложены полно и по порядку. Из-за этого появилась надобность в использование отдельных архаичных образов в религии богов древней Греции или мифологических эпизодов, которые были случайным образом, отражены в текстах, позднего периода развития Греции.

Сам термин "хтонический " появился от древнегреческого слова "хтон" - земля. В восприятии греков, земля была живым и всемогущем существом, которое все создает и все питает. Сущность земли проявлялась во всем, что могло окружать человека и в нем самом, это разъясняет то поклонение, с которым древние греки окружали символы божеств: необыкновенные камни, деревья и даже обычные доски.

Но обычный древний фетишизм смешивался у древних греков с анимизмом, это привело к тому, что в древней Греции появилась с богами сложная и необычная система верований. Так же, помимо богов у древних греков были и демоны. Это неизведанные и ужасные силы, которые не имели своего облика, но обладали великим могуществом, такие как:

Гарпии, которые по преданию являлись дочерями морского божества Тавманта и океаниды Электры, число которых колеблется от двух до пяти. Обычно они изображаются в виде отвратительных полуптиц-полуженщин. Даже в их именах звучит буря: Аэлла - "ветер", Аэллопа - "вихрь", Подарга - "быстроногая", Окипета - "быстрая", Келайно - "мрачная". В мифах говорится о гарпиях как о злобных похитительницах детей и человеческих душ.

От гарпии Подарги и бога западного ветра Зефира родились божественные быстроногие кони Ахилла. По преданию, гарпии некогда обитали в пещерах Крита, а позднее - в царстве мертвых;

  • - Горгоны, дочери морских божеств Форкия и Кето, внучки богини-земли Геи и моря Понта. Их три сестры: Сфено, Эвриала и Медуза; последняя, в отличие от старших, существо смертное. Сестры обитали на крайнем западе, у берегов мировой реки Океан, поблизости от сада Гесперид. Их вид внушал ужас: крылатые создания, покрытые чешуей, со змеями вместо волос, клыкастой пастью, со взором, обращающим в камень все живое. Персей, освободитель красавицы Андромеды, обезглавил спящую Медузу, глядя на ее отражение в блестящем медном щите, подаренном ему Афиной. Из крови Медузы появился крылатый конь Пегас, плод ее связи с владыкой моря Посейдоном, который ударом копыта по горе Геликон выбил источник, дарующий вдохновение поэтам;
  • - Горгульи, воплощение обобщенного представления о неопределенной бесформенной божественной силе, злой или благостной, определяющей судьбу человека. Произведя внезапно, без всякой причины, некое действие, она бесследно исчезает. Горгульями называются также низшие демонические крылатые божества, посредники между богом и людьми. В христианских представлениях горгульи связаны исключительно со злой силой.

Горгульи известны как чудовища, украшающие средневековые храмы. Символизировали силы демонического и населенного драконами подземного мира. Считалось, что они укрощены высшей духовностью, средоточием которой является храм. Об этом свидетельствует их расположение в иерархии орнаменталистики: они всегда подчинены ангельским, небесным образам и не занимают центрального положения. Горгулья - образ сил хаоса, располагающегося на периферии мира, воплощение демонического начала, подчиненного высшей божественной воле. Являются неотъемлемой частью представления об упорядоченном мироздании как преодолевшем стадию хаоса; поставлены на службу ангелам либо другим божественным персонажам. В мифологиях других народов горгульями называют низших по отношению к богам сверхъестественных персонажей, злых духов;

Ламия, которая, по легендам, была возлюбленной Зевса и родила от него детей. Гера из ревности убила их и лишила возлюбленную верховного бога Зевса сна.

Ламия, скрывшись в мрачном подземелье, превратилась в чудовище, питавшееся людьми. Не имея возможности уснуть, это существо бродило ночами и высасывало кровь у встречных людей; ее жертвами чаще всего становились юноши. Чтобы уснуть, Ламия вынимала свои глаза, становясь на это время наиболее уязвимой;

Минотавр, чудовище с телом человека и головой быка, жившее в лабиринте на острове Крит. Минотавр, настоящее имя которого было Астерий, родился от Пасифаи, жены Миноса. Его отцом был бык, вышедший из моря, а по другой версии - сам Посейдон. Минос спрятал сына в подземном лабиринте, сооруженном Дедалом. Лабиринт был настолько сложным, что ни один вошедший туда человек не смог бы найти выход.

Минос подозревал афинского царя Эгея в убийстве одного из своих сыновей и, чтобы отомстить, попросил Юпитера наслать на Афины чуму. Афиняне обратились за советом к оракулу, который сказал им, что эпидемия прекратится только в том случае, если они будут каждый год посылать на Крит на съедение Минотавру семь юношей и семь девушек.

Царевич Тесей решил спасти афинян от страшного жертвоприношения и уничтожить Минотавра. Он заменил собой одного из молодых людей, отправлявшихся на Крит. Там герою помогла влюбленная в него Ариадна, дочь Миноса. Она дала Тесею нить, которая должна была помочь выйти из лабиринта. Тесей вошел в лабиринт и победил Минотавра;

Химера, чудовище, имевшее три головы: одна была львиная, вторая - козья, росла на спине, а третьей - змеиной - заканчивался хвост существа.

Передняя часть туловища у Химеры была львиной, а задняя - козьей. Из пасти чудовища вырывался огонь, которым оно уничтожало дома и посевы жителей Ликии. Считалось, что Химера обитала в труднодоступных горах отдаленной ликийской провинции. Ни один человек не решался близко подходить к ее жилищу, окруженному разлагающимися тушами обезглавленных животных. Царь Ликии несколько раз посылал свои войска, чтобы уничтожить Химеру, но ни один воин не вернулся живым из похода.

Сын царя Коринфа Беллерофонт, оседлав прекрасного Пегаса, подлетел к логову чудовища и увидел на земле существо размером с лошадь, которое изрыгало пламя и угрожающе рычало так, что воздух вокруг сотрясался.

Сняв с плеча лук, Беллерофонт выпустил в Химеру все стрелы и смог уничтожить грозного врага. После этого он спустился в долину, отрубил у Химеры головы и доставил одну из них царю Ликии.

Демоны появлялись из ниоткуда, вмешивались в быт людей, самыми ужасными и катастрофическими образами, а за тем исчезали. С демонами обычно в религии древней Греции связывали представления о чудовищах, которых на этом этапе становления греческой культуры, так же воспринимали, как божественную силу.

В этих представлениях о древнегреческих богах и в отличительном отношение к Земли, как к Великой Матери проглядываются отголоски задумок различных этапов становления греческой культуры - и очень раннего времени, когда человек не отделял себя от природы и создавал образы человекоподобных животных, и периода, когда женское господство в обществе подкреплялись повествованиями о огромной силе Земли. Но лишь одно соединяло все воззрения - представление о том, что древнегреческие боги равнодушны.

Второй период в развитии религиозных культов с древнегреческими богами- классический олимпийский. Боги в древней Греции воспринимались как очень могущественные существа, но и опасные, от которых нужно постоянно откупаться, для того что бы снискать от богов благих дел. Таким и пристает один из богов древней Греции - бог Пан, который в отличие от некоторых других древнегреческих богов, не стал монстром, а так и остался в древней Греции богом, он был покровителем полей и лесов. Его связывали с дикой природой, а не с обществом человека, и, несмотря на склонность к развлечением, может вселять в людей страх. С ногами козла и рогами, он появлялся, когда солнце было в своем зените и все замирало от жары, это время считалось таким же опасным, как и ночь. Бог древней Греции - Пан, мог быть и справедливым и добрым, но все, же встречаться с этим богом лучше не стоит, он сохранил в себе звериный облик, который ему дала сама Мать - Земля;

Развал матриархата и начало перехода к патриархату, становление начальных государств ахейце - все эти факторы стали импульсом к полному видоизменению всей мифологии, к отходу от устаревших богов древней Греции и возникновению новых. Так же как и у других людей, богов, которые были бездушными силами природы, заменяют в религии древней Греции другие боги, которые в свою очередь были покровителями отдельных человеческих групп. Группы были объедены по различным признакам: сословным, классовым, профессиональным, но у них всех было, то, что их объединяло - все эти люди не были дружны с природой, они стремились взять себе ее во власть, сделать из нее что-то новое, принудительно заставить подчиниться человеку. Ведь не случайно, древнейшие мифы олимпийского цикла стартуют с изгнания существ, которым в ранние времена подчинялись, как богам. Божество древней Греции - Аполлон убивает великанов и дракона, люди - полубоги, убивают других существ: Химеру, Медузу, Гидру. Как раз в этот период, Зевс празднует победу над богами древнего мира, он становится в религии древней Греции царем богов космоса. Образ Зевса получился весьма сложным и сформировался не за один день. Полный образ Зевса сложился только после дорийской победы, люди, пришедшие с севера, воздвигли его в абсолютные боги. В равновесном мире, у Зевса появлялись дети от обычных земных женщин, которые завершали дело своего знаменитого отца, уничтожая чудовищ, которые остались.

Дети богов в религии и мифологии древней Греции - это герои, символизирующие единство мира простых людей и богов, связь с ними и вниманием, с которым боги следят за народом. Боги оказывают содействие героям, а под их гнев попадают нерадивые граждане. Демоны в этот период тоже приобретают другое лицо, теперь они становятся духами, обитаю Из такого антропоморфического представления о божестве развились и понятия о культовой статуе бога, которой можно было поклоняться, и о храме, где эта статуя стояла и где жрецы день за днем несли службу богу или богине, внимая их указаниям и исполняя их волю.

Третий период становления религии богов древней Греции - поздний героический. Развитие и становление государства, общество становится более сложным, а с ним и отношения в обществе, постепенно, как греки получают представление об окружающем их мире, у них складывается ощущение трагичности, они уверенны, что в мире творится зло. В период, когда герои получили наибольшее развитие, снова появляется мнение, что есть сила, которой подчиняется все живое и не живое, в том числе и сами боги мифологии древней Греции. Перед этой силой падает и великий Зевс, в это время и Зевсу приходится не сладко, ему приходится выбивать из титана Прометея сведения о своей судьбе, приходится наблюдать за тем, как его сын Геракл подвергается всевозможным испытаниям.

Боги в религии древней Греции не очень милостиво были настроены по отношению к людям. За нарушение их воли наказания носили ужасный характер. Тантал, например, вечно мучил от жажды и голода, Иксион приковывал к огненному колесу, которое вращалось.

В поздних греческих обществах религия в мире древней Греции постепенно приходила в упадок, выражаясь простыми исполнениями традиционных обрядов, а мифология стала обычной сокровищницей сюжетов и образов.

и Древнем Риме

На становление культуры Европы значительное влияние оказало религиозно-мифологическое наследие древних греков и римлян. Греческой и римской религиям были свойственны политеизм и религиозный синкретизм, антропоморфизм богов, обожествление стихий природы, видов производительной деятельности, сил и закономерностей космического и социального порядка. Эти религии не создали священных текстов, но получили отражение в богатой античной литературе – работах Гомера («Илиада» , «Одиссея» ), Гесиода («Теогония» ), Аполлодора («Библиотека»), Геродота, Полибия, Овидия, Вергилия и др .

Древнегреческая религия имеет истоки в верованиях Крито-Микенской цивилизации , существовавшей в III–II тыс. до н.э. на островах Эгейского моря и юге Балкан. Религиозному сознанию того времени были свойственны тотемистические представления, культы плодородия и производящих сил природы, почитание предков. Осознание критянами кровного родства с животным миром выражалось в культовых статуэтках животных и изображениях их на печатях-талисманах. Воплощением культа производящих сил природы выступал священный бык. Критяне поклонялись Великой Богине-Матери , покровительнице плодородия. Большое значение придавалось культу предков и погребальной обрядности, о чем свидетельствуют монументальные гробницы критской и микенской знати. Одним из самых распространенных сакральных предметов был двойной топор – лабрис , атрибут власти богов. Украшенный изображениями лабриса Кносский дворец, имевший множество запутанных ходов, был назван древними греками лабиринтом. Они сложили легенды о Дедале , построившем на Крите дворец-лабиринт для чудовища – человекобыка Минотавра , сына Посейдона (Зевса), и об аттическом герое Тесее , которому дочь критского царя Миноса Ариадна вручила клубок ниток, чтобы тот смог выбраться из лабиринта после победы над Минотавром. В микенских текстах упоминаются боги, характерные для будущего греческого пантеона – Зевс, Посейдон, Артемида, Гера и др. Микенские документы сообщают о религиозных празднествах, обрядах жертвоприношения, значительной роли в жизни общества святилищ и жреческого сословия.

Возникновение собственно греческой религии относят к рубежу II–I тыс. до н.э. Религиозным представлениям греков было свойственно всеобщее одушевление природы. Большое место в их религиозном сознании занимали фетишистские, тотемистические и анимистические представления, причем сохранялись они на протяжении всей античности. Древнейшие культы священных камней, животных и растений в дальнейшем связываются с представлениями о богах. Так, Зевса почитали в виде камня омфал («пуп земли») в Дельфах, в виде каменной пирамиды – в Сикионе, в виде лабриса – на Крите. Божеств нередко символизировали священные растения. Виноградная лоза была атрибутом Диониса, лавр – Аполлона, дуб – Зевса и т.п. Многие божества сопровождались знаками животных, которые считались их возможными воплощениями (у Афины – змея и сова, у Аполлона – волк, у Зевса – орел, и др.). Существовали и образы сверхъестественных зооморфных существ – кентавры, Химера, Сфинкс, Лернейская гидра, Горгона, Тифон, Цербер и т.п.

Преимущественно на основе одушевления сил и стихий природы складываются представления о богах, которые мыслились их неземными воплощениями и покровителями. Так, Гефест первоначально выражал стихию огня, Аполлон – солнечного света, Зевс – небесной непогоды, грома и дождя, Посейдон – землетрясений, Фемида – стихийных сил земли, Афина и Афродита – плодородия и т.п. В дальнейшем, по мере усложнения социальной жизни, меняются и функции богов, они становятся олицетворениями не стихийного, а упорядоченного и гармонического мира. При участии Гомера и Гесиода утверждается представление об олимпийском пантеоне, получившем свое название от места пребывания богов – горы Олимп.

В целом греческая мифология выделяла три поколения богов, смена которых знаменовала собой процесс упорядочения космоса. Согласно древнейшей космогонии, первопотенциями сущего были Хаос (мировая пустота), Гея (мать-земля), Тартар (недра земли) и Эрот (или Эрос жизненная сила любви). Гея сама из себя произвела Урана – небо, а от брака с ним – горы, нимф, море Понт, циклопов, сторуких, и второе поколение богов – титанов . Ужасные дети Урана были ему ненавистны, поэтому он не выпускал их из утробы Геи. По наущению матери младший из титанов Крон оскопляет Урана, отстраняя тем самым от продолжения рода богов-чудовищ. Свергнув отца, он занимает место верховного бога. От Крона и титаниды Реи рождаются Аид, Посейдон, Гестия, Деметра, Гера и Зевс . Желая избежать предсказания о захвате его власти сыном, Крон проглатывал своих детей. Этой участи избежал Зевс, вместо которого Крону подложили запеленатый камень (омфал ). Возмужав, Зевс выпускает на свет своих братьев и сестер, во главе которых одерживает победу в войне с титанами. Поверженные титаны были сброшены в Тартар, а Зевс разделил с братьями власть над миром. Он стал господствовать на небе, Посейдон – на морях, Аид – в царстве мертвых. Если архаические боги олицетворяли катастрофические стихии природы и грубую силу, не ведали разумности и меры, то олимпийцы – героизм и мудрую гармонию космоса.

К высшим олимпийским богам греками обычно причислялись: Зевс – верховный властитель мира, царь богов и людей; Гера – верховная богиня и покровительница брака, сестра и супруга Зевса; Посейдон – властитель моря, брат Зевса; Деметра – богиня земледелия и плодородия, сестра Зевса и жена Посейдона; Гермес – сын Зевса, гонец и исполнитель его воли, покровитель путников, торговли и обмана; Афина – богиня мудрости, справедливой войны, наук и искусств, дочь Зевса; Гефест – основатель кузнечного дела и покровитель ремесленников; Гестия – богиня огня и домашнего очага, сестра Зевса; Арес – бог разрушительных и многострадальных войн, сын Зевса; Афродита – богиня красоты, любви и брака, дочь Зевса; Аполлон – бог оракулов и покровитель искусств, сын Зевса; Артемида – богиня охоты и живой природы, растительности и плодородия, жена Аполлона.

Среди множества других богов выделялись: Аид – бог загробного мира, брат Зевса; Персефона – богиня душ умерших, жена Аида; Эрос – бог любви; Дионис – бог виноградарства и виноделия; Гелиос – бог солнца; Селена – богиня луны; Мойры – богини судьбы, ведающие нитью человеческой жизни; Немесида – богиня справедливой мести; Фемида – богиня права и справедливости; Мнемозина – богиня памяти; Асклепий – бог врачевания; Музы – богини искусств; Пан – божество стад, лесов и полей, покровитель пастухов. Существовали также божества – персонификации ночи (Никс ), смерти (Танатос ), сна (Гипнос ), дня (Гемера ), мрака (Эреб ), победы (Ника ) и др.

Боги наделялись не только антропоморфным обликом, но и человеческими чертами, были подобны людям своим поведением. Над ними так же властвовала судьба, но они, в отличие от людей, были бессмертны и обладали сверхчеловеческой силой, не знали ответственности за свои дела и поступки. Наряду с богами свое место в мифологии греков отводилось культурным героям (Прометей и др.), полубожественным (Гераклит , Персей и др.) и смертным (Тесей , аргонавты и др.) героям-воителям.

В эпоху эллинизма в условиях распада Греции и роста скепсиса по отношению к традиционным богам усиливается религиозный синкретизм – смешение греческих и восточных культов. Особую популярность приобрели египетская богиня Исида и фрагийская Великая Мать Кибела , индоиранский бог Митра . Создается культ Сераписа – бога подземного царства, плодородия, моря и здоровья, соединившего в себе черты Осириса, Аида, Аписа, Асклепия и Зевса. Стремление к универсализму религии привело к строительству пантеонов – храмов, посвященных всем богам сразу.

Огромное значение древние греки придавали культу предков . Строжайшей обязанностью родственников были похороны с жертвоприношениями и тризной. Считалось, что пренебрежение этой традицией обернется несчастьем для души умершего и его родственников, поскольку мертвец станет несчастным скитальцем, творящим из мести злодеяния живым. Мыслилось, что душа после смерти оставляет тело и в образе тени (птицы) переходит в потусторонний подземный мир аид – царство Аида, вход в который охраняет чудовищный пес Цербер . Душу туда приводит проводник – Гермес, а Харон перевозит ее через разделяющие миры реку Стикс .

В обрядовой деятельности преобладали государственные культы в честь богов – покровителей полисов. Для их отправления возводились украшенные статуями богов храмы. Наиболее известны были святилища Афины в афинском Акрополе, Геры – на острове Самос, Аполлона – в Дельфах, Зевса – в Афинах, Додоне, Олимпии. Участие в официальных полисных культах считалось обязательным.

Основные компоненты греческой обрядности – жертвоприношения богам (кровавые и бескровные – плодами, злаками и т.п.), молитвы, ритуальные песнопения (гимны), магические обряды колдовства и др. Обрядами руководили жрецы, в роли которых могли выступать как потомственные священнослужители, сословие которых формировалось при храмах, так и главы семей, и избранные полисом лица. В честь богов устраивались разнообразные празднества. Наиболее известны Великие Панафинеи в честь Афины, состоявшие из ночных представлений при факелах, ритуального шествия к Акрополю, принесения в жертву ста быков, ритуального пира, состязаний атлетов, музыкантов, чтецов, обрядовых танцев и т.п. Сложным ритуальным комплексом обладали мистерии – тайные ритуалы для посвященных. Наиболее известны древние мистерии в честь Деметры и Диониса (др. – Вакх, отсюда – вакханалии). Практиковались и обряды предсказаний . Самое известное и почитаемое для греков место пророчеств – святилище в Дельфах в честь Аполлона. Считалось, что божья воля извещается прорицательницами – пифиями , которые в состоянии экстаза изрекали знаки судьбы (оракул ) – фразы, которые облекались затем в стихотворную форму и подлежали толкованию. Кроме Дельфийского оракула почитались и другие, прежде всего Додонский при храме Зевса, где судьба предсказывалась по шелесту листьев священного дуба.

Религия древних римлян , возникновение которой относят к VIII в. до н.э. , сформировалась на основе верований италийских племен при значительном влиянии этрусков и древних греков. Первоначальная религия римлян имела фетишистский и тотемистических характер: почитались священные рощи, деревья (смоковница, дуб) и животные (волк, орел и т.п.). Анимистическую основу имела вера в богов-покровителей природы, сельской жизни и сельского труда. Почитались божества неба и погоды (Юпитер ), рощ (Лукарис ), лесов (Сильван ), скотоводства и земледелия (Фавн ), хлебов (Цецера ), садов (Венера ), виноградников (Либер ), пашни (Деа Диа ), цветения (Флора ) и др.

На основе заимствований у греков и этрусков в конце III в. до н.э. в Риме был утвержден официальный пантеон из двенадцати «согласных между собой богов» . В него вошли Юпитер (греч. Зевс, этр. Тин) – громовержец и царь богов; Юнона (греч. Гея, этр. Уни) – покровительница брака и матерей; Аполлон (этр. Аплу) – бог света и жизни, вдохновения и прорицаний; Диана (греч. Артемида) – богиня растительности и плодородия, охоты, деторождения; Нептун (греч. Посейдон, этр. Нефунс) – бог морей; Минерва (греч. Афина, этр. Менрва) – покровительница искусств и ремесел; Марс (греч. Арес, этр. Марис) – бог войны; Венера (греч. Афродита) – богиня красоты, прародительница римлян; Вулкан (греч. Гефест, этр. Сефланс) – бог огня и кузнечного ремесла; Веста (греч. Гестия) – богиня священного очага римской общины и дома; Меркурий (греч. Гермес, этр. Турмс) – вестник богов, покровитель торговли, купцов и прибыли; Цецера (греч. Деметра) – богиня земледелия, покровительница сельской общины.

Среди других богов выделялись бог неба Сатурн (греч. Крон, этр. Сатре), бог народного собрания Квирин (Ромул ), покровительница римской общины Деа Рома . Римское государство олицетворял Рома , правосудие – Юстиция . Особо почитался также двуликий Янус – обращенный одновременно в прошлое и будущее бог входов и выходов, дверей и всякого начала. Большое значение римляне придавали понятиям фатума и фортуны. Фатум олицетворял предопределенность судьбы человека. Фортуна олицетворяла удачу и случайность успеха, судьбу.

Богам посвящались статуи и алтари, возводились храмы. Наибольшую известность имели римские храмы в честь Юпитера, Юноны, Марса, Весты, Януса, Фортуны. В честь богов и событий государственного значения устраивались пышные праздники, число дней которых в году могло доходить до двухсот. Особенностью римской религиозности было скрупулезное соблюдение всех ритуалов, что привело к образованию многочисленного, объединенного в коллегии жречества. Римские жрецы были, по сравнению с греческими, более влиятельными, но и они являлись выборными должностными лицами. Жрецы наиболее уважаемой коллегии понтификов осуществляли надзор за богослужениями других жрецов, толковали обычаи и законы. Жрецы фламины отвечали за принесение жертв богам, жрицы весталки – за поддержание в храме Весты вечного огня как символа незыблемости государства. Весталки пользовались особыми привилегиями: их свидетельства в суде не требовали присяги, оскорбление каралось смертью, а встреченные ими осужденные на казнь преступники обретали свободу. Сивиллиные жрецы в критических для Рима обстоятельствах обращались для выяснения воли богов к книгам легендарных пророчиц Сивилл. Большой популярностью пользовались заимствованные у этрусков системы гаданий. Так, жрецы гаруспики гадали по внутренностям животных и ударам молний, а авгуры предсказывали будущее по полету и поведению птиц.

Римляне обязаны были чтить богов, участвовать в отправлении официальных ритуалов, но ничуть не меньшее значение придавали семейно-родовым культам. Свою безопасность и благополучие они вверяли многочисленным божествам. Считали, что человек пользуется их покровительством уже с момента рождения: Ватикан отвечал за первый крик ребенка, Куба – за его перенесении из колыбели в кровать, Нундина – за наречение имени и т.п. Римляне верили, что их домашний очаг, хозяйство и семью охраняют лары и пенаты , двери жилища – Янус , что женщин опекает Юнона , а каждый мужчина имеет духа-покровителя – гения . Своими гениями наделяли также семьи, общины, города и государство в целом. Считалось, что души умерших родственников при точном соблюдении похоронного ритуала превращаются в добрых духов-покровителей семьи (маны ), а души непогребенных становятся злыми и мстительными лемурами .

Важная особенность древнеримской религии – ее политизированный характер. В ее основе лежали не космологические мифы, как у греков, а исторические легенды и предания. Рим мыслился как основанный по предначертанию богов, а римский народ – как избранный богами, чтобы править миром. В императорский период истории Рима (рубеж н.э. – 476 г.) появляется культ императора . Первым был обожествлен после своей смерти Цезарь, а при Августе, удостоенном божественности уже при жизни, культ императора стал центральным элементом государственной религии.

В поздний период римской истории усиливается религиозный синкретизм и влияние восточных культов Кибелы, Митры, Исиды и др., в честь которых воздвигали храмы и устраивались празднества. Широко распространились астрология, оккультизм, мистическая обрядность. С того времени во все европейские языки вошло слово «фанатизм »: римляне прозвали фанатиками (с лат. «безумные», «неистовые») жрецов Белонны, которые при отправлении ее культа бегали в исступлении по храму, нанося друг другу раны. В обстановке идейных исканий I в. появилось множество мистиков и пророков, среди которых выделялись проповедники новой, монотеистической религии – христианства, завоевывавшие все большую популярность среди обездоленных слоев общества.

В православном мире Греческая, или, как её принято называть, Элладская церковь является третьей по числу своих последователей и одной из самых влиятельных. В то же время Греческая республика стала единственной страной, конституционно закрепившей православие в качестве государственной религии. В жизни её общества церковь играет важнейшую роль, а вера исторически стала неотъемлемой частью культуры.

Вера, утверждённая законом

В религиозном и культурном отношении современная Греция по праву считается наследницей Византии. Из 11 млн её жителей, 9,4 млн человек принадлежат к Элладской Православной Церкви, во главе которой стоит архиепископ Афинский. Кроме того, значительное количество граждан (по некоторым данным, около 800 тыс. человек) являются последователями так называемых старостильных православных церквей, использующих в своём богослужении Юлианский календарь.

Основная религия Греции ─ православие ─ опирается не только на многовековые традиции, но и на целый ряд законодательных актов, принятых в последние десятилетия. Например, брак не признаётся законным без обряда венчания. Большинство церковных праздников имеют статус общегосударственных, а профессиональные принято отмечать во дни памяти святых, являющихся небесными покровителями данного рода занятий. Ввиду того авторитета, который имеет в Греции православная церковь, крещение считается обязательным, а именины являются более веским поводом для торжества, чем день рождения. Принадлежность к тому или иному вероисповеданию указывается в особой графе паспорта.

Начало христианизации Эллады

Из Нового Завета известно, что свет христианской веры в I веке принёс на Греческую землю первоверховный апостол Павел. До его появления в этих краях государственной религией Греции было язычество, и жители страны, имевшей богатейшее культурное наследие, оскверняли себя идолопоклонством. Многие годы святой благовестник провёл среди них, проповедуя учение Христово.

Греки весьма живо воспринимали новое для них учение, и во многих районах, где проповедовал апостол Павел, после его ухода оставались созданные им христианские общины. Именно они впоследствии дали толчок к распространению Христова учения по всему европейскому языческому миру.

Последователи первоверховного апостола

Свой вклад в христианизацию Эллады внёс и святой евангелист Иоанн Богослов, трудившийся там вместе со своим учеником Прокопием, также впоследствии канонизированном православной церковью. Основными местами их проповеднической деятельности стали город Эфес и остров Патмос на юго-востоке Эгейского моря, где было написано знаменитое «Откровение Иоанна Богослова», известное также под названием «Апокалипсис». Кроме того, достойными продолжателями дела, начатого апостолом Павлом, явились святые Варнава и Марк.

Однако, несмотря на все апостольские труды, Греция ещё в течение трёх столетий оставалась языческой, и христиане подвергались жестоким гонениям, лишь изредка сменявшимся периодами относительного затишья. Православие восторжествовало в ней лишь в IV веке, после возникновения Византийской империи.

Вера, сохранившая нацию

С этого времени православная религия Греции получила общегосударственный статус, следствием чего стало появление многочисленных храмов и основание целой сети монашеских обителей. Тот же исторический период был отмечен бурным всплеском богословской мысли и утверждением организационной структуры церкви.

Общепризнано, что именно благодаря религии Греция сумела сохранить свою национальную самобытность в годы турецкого владычества XV-XIX вв. Несмотря на все попытки насильственной исламизации, жители Эллады сберегли свою веру, которая помогла им пронести сквозь годы османского ига культурное наследие прошлых веков, свой язык и традиции. Более того, многие исследователи склонны полагать, что в тот период лишь благодаря церкви греки не исчезли с лица земли как нация.

Земной удел Пресвятой Богородицы

Греция стала родиной многих святых, почитаемых во всём христианском мире. Достаточно назвать лишь такие известные имена, как великомученик Димитрий Солунский, святители Григорий Палама и Нектарий Эгинский, святая Параскева-мученица и ряд других угодников Божиих, оставивших заметный след в истории православия. Многие из них местом своего служения Богу избрали святую гору Афон, признанную земным уделом Пресвятой Богородицы.

Именно Ей Священное Предание приписывает заповедь, запрещающую женщинам посещать расположенные там монастыри. Любопытно, что сохранение этого правила, соблюдаемого на протяжении 2 тыс. лет, входило в число условий, выдвинутых Греческой Республикой при вступлении в Евросоюз.

Особенности религии греков

Несмотря на то что у Русской и Греческой церквей одна общая вера, между ними существуют некоторые отличия сугубо обрядового характера. Например, богослужения в греческих храмах короче, чем в русских, и их отличает нарочитая простота. Исповедовать прихожан могут не все священники, а только иеромонахи, причём сама исповедь не совершается во время литургии. В церковном хоре поют только мужчины. Храмы открыты круглосуточно, и женщинам вход в них разрешён без головных уборов. Есть также отличия и в облачении священников.

В наши дни религия Греции не ограничивается лишь православием. По статистическим данным, в стране сегодня насчитывается 58 тыс. католиков. Кроме того, протестантизм в Греции исповедуют 40 тыс. человек. В стране также насчитывается около 5 тыс. иудеев, проживающих главным образом в Салониках. Имеются также представители этнической греческой религии (политеизма) ─ около 2 тыс.

Пятидесятники ─ кто они, чем опасны и каковы их особенности?

В настоящее время в Греции, как и во всём мире, немалой популярностью пользуются различные мистические учения. Наиболее распространённым среди них является Пятидесятничество. Религией это течение назвать нельзя, поскольку по ряду характерных признаков оно представляет собой секту. Отколовшись в начале XX века от протестантской церкви Америки, пятидесятники с тех пор исповедуют собственное учение, по ряду вопросов расходящееся с христианской догматикой, и практикуют совершенно чуждые церковным канонам обряды.

Особый упор члены секты делают на так называемое Крещение Святым Духом ─ обряд, в основе которого заложена христианская догма о сошествии Святого духа на апостолов, но имеющий форму, глубоко чуждую церковной традиции. Заключается он в том, что во время молитвенных собраний все присутствующие приводятся в состояние транса, при котором теряют ощущение реальности и начинают издавать бессвязные звуки (глоссолалии), близкие по своему фонетическому строю к человеческой речи, но лишённые всякого смысла.

«Неведомые языки»

Этим обрядом пятидесятники воспроизводят эпизод, приведённый в первой главе книги «Деяния святых апостолов», автором которой принято считать евангелиста Луку. В ней описывается, как в пятидесятый день после воскресения Иисуса Христа на Его учеников, собравшихся в Сионской горнице в Иерусалиме, снизошёл Святой Дух в виде огненных языков, после чего они обрели дар, проповедуя Слово Божье, говорить на неизвестных им ранее языках.

Члены секты полагают, что в процессе совершаемого ими обряда они получают дар, сходный с тем, который был ниспослан апостолам при схождении на них Святого Духа. Доказательством, по их мнению, является, упомянутые выше глоссолалии, которые сектанты выдают за непроизвольную речь на неведомых никому языках.

Обряды, ведущие к помешательству

Сразу отметим, что специалисты неоднократно проводили исследования этого феномена и пришли к заключению, что глоссолалии не только не являются речью на каком-либо из современных языков, но даже не имеют сходства ни с одним из умерших. В свою очередь медики находят в них многие черты, соответствующие симптомам ряда психический заболеваний, что всеми силами пытаются опровергнуть пятидесятники.

Кто они, чем опасны и почему их секта считается деструктивной ─ вопросы, неоднократно освещавшиеся в средствах массовой информации. Резкая критика обрядов, совершающихся во время молитвенных собраний, звучала как со стороны медиков, подчёркивавших их отрицательное воздействие на человеческую психику, так и со стороны представителей официальной Церкви, приписывающих глоссолалии воздействию сатанинских сил.

Благочестие и непротивление злу

В обыденной жизни пятидесятники придерживаются «учения о благочестии», проповедуя отказ от наркотиков, алкоголя, курения и азартных игр. Они являются ревностными поборниками семейных устоев и добросовестного отношения к труду.

Традиции, принятые в среде пятидесятников, предписывают им следовать доктрине о «непротивлении злу насилием». В связи с этим многие из них отказываются служить в армии и вообще брать в руки оружие. Такая позиция находит отклик среди жителей разных стран мира, и благодаря этому число последователей секты пятидесятников с каждым годом увеличивается.

Веротерпимость, ставшая национальной чертой

В предыдущих разделах статьи упоминался период османского господства в Греции, в результате чего, начиная с XV века, она стала границей, разделявшей христианский и мусульманский миры. Несмотря на то что события тех далёких времён стали достоянием истории, их отзвуки слышны и поныне. Сегодня на территории страны (главным образом в Западной Фракии) проживает около 250 тыс. мусульман, и хотя от общего числа жителей они составляют незначительный процент, исламский фактор в Греции продолжает играть весьма существенную роль.

В своей повседневной жизни греки, как и все прочие люди, заняты решением обычных житейских проблем. Но системой религиозных праздников, постов и регулярных богослужений Церковь помогает им возвыситься над обыденной суетой и не позволяет забыть о вечности, ожидающей каждого из людей за порогом смерти.

Воспитанные в православной вере, они проявляют сочувствие и к представителям других религий, поэтому население Греции всегда отличалось веротерпимостью. Среди них испокон века было принято уважать чужой выбор и не ограничивать гражданские права иноверцев.

Система верований и культов народов Др. Греции. Д. г. р. и мифология прошли длительную историю развития. В древнейшую эпоху особым почитанием греков пользовалась мать земля, что отражало влияние матриархата и значение земледелия осн. отрасли… … Атеистический словарь

Мифология Древней Греции представляет собой совокупность сказаний о стихийных силах природы, демонах, богах и героях, возникших в результате перенесения общинно родовых отношений на весь окружающий мир и фантастически обобщенного отражения этого… … Философская энциклопедия

Традиционные религии Ключевые понятия Бог · Богиня мать … Википедия

Древнегреч. мифология как совокупность сказаний древних греков о богах, демонах и героях представляла попытку первобытного человека осмыслить окружающую действительность и являлась обобщенным перенесением родовых отношений на природу и общество.… …

Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия

Греческие полисы (красным цветом) к VI в. до н. э. Великая Греческая Колонизация расселение греков в VII веке до н. э. Дорийцы и ионийцы распространяются по северному побережью … Википедия

Культура греч. рабовладельч. общества в период его образования, расцвета и упадка; в своем развитии прошла периоды: 1) крито микенский (3 2 е тыс. до н. э.); 2) гомеровский (11 9 вв. до н. э.); 3) архаический (8 6 вв. до н. э.); 4) классический… … Советская историческая энциклопедия

Персефона и Гадес Древнегреческая кухня не отличается особыми изысками ввиду достаточно ограниченного числа выращиваемых сельскохозяйственных культур. В … Википедия

Мифология и религия древних римлян никогда не имели законч. системы. Остатки старинных верований уживались в них с мифами и религ. представлениями, заимствованными у соседних народов (этрусков, греков и др.). О Д. м. и р. периода родового строя… … Советская историческая энциклопедия

Религия греч. πολύς, «многочисленный, много» + греч. θεός, «Бог, божество» «многобожие» … Википедия

Книги

  • Древнегреческая религия , Ф. Ф. Зелинский. Автор этой книги - известный исследователь античной культуры - ставил целью подробно изложить сущность греческой религии в эпоху расцвета древнегреческой цивилизации. Трудность ее достижения…
  • Древнегреческая религия , Ф. Ф. Зелинский. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Автор этой книги - известный исследователь античной культуры - ставил целью подробно изложить…

Реферат

Древнегреческая религия

Введение 3

1. Древнегреческая религия и мифология 4

2. Боги и религия Древней Греции 8

3. Жертвы и шествия – формы почитания богов в Древней Греции 11

Список литературы 14

Введение

Греческая религия складывалась в эгейскую эпоху и, несомненно, испытала влияние крито-микенских культов с их женскими божествами. Как у всех древних народов, у греков были местные общинные культы, боги-покровители отдельных городов-полисов, земледельческие боги. Но уже в глубокой древности наметилась тенденция поглощения местных богов великими богами Греции – Олимпийцами. Эта тенденция получила окончательное завершение в македонскую эпоху и была отражением культурного, политического и экономического объединения греческих полисов. Но уже в гомеровскую эпоху культурная общность греков отчётливо ими осознавалась, что и отразилось в почитании общегреческих богов. Немалую роль в оформлении общегреческого пантеона сыграли эпическое творчество и его творцы аэды.

Вопрос о происхождении великих богов олимпийского пантеона чрезвычайно труден. Образы этих богов очень сложны, и каждый из них пережил длительную эволюцию. Основными богами греческого пантеона являются: Зевс, Гера, Посейдон, Афина, Артемида, Аполлон, Гермес, Дионис, Асклепий, Пан, Афродита, Арес, Гефест, Гестия. Характерной чертой древнегреческой религии был антропоморфизм – обожествление человека, представление о богах, как о сильных, прекрасных людях, которые бессмертны и обладают вечной молодостью. Жили боги, по представлениям греков, на горе Олимп, расположенной на границе Фессалии и Македонии.

Формы культа у греков были сравнительно просты. Наиболее обычной частью культа было жертвоприношение. Другими элементами культа были возложение венков на алтари, украшение статуй богов, их омовение, торжественные процессии, пение священных гимнов и молитв, иногда религиозные пляски. Отправление общественного культа рассматривалось как дело государственной важности. Помимо общественного культа существовал и частный, домашний культ, обряды его, более скромные, совершались главами семей и родов. Жречество в Греции не составляло особой корпорации или замкнутого сословия. Жрецы просто считались служителями при храмах. В некоторых случаях они занимались гаданием, прорицанием и врачеванием. Должность жреца была почётной, но не давала непосредственной власти, так как зачастую официальным культом руководили гражданские должностные лица. Греческие полисы в этом отношении сильно отличались от восточных деспотических государств с их засильем жречества.

1. Древнегреческая религия и мифология

Мифология Древней Греции представляет собой совокупность сказаний о стихийных силах природы, демонах, богах и героях, возникших в результате перенесения общинно-родовых отношений на весь окружающий мир и фантастически обобщенного отражения этого мира в сознании первобытного человека. Греческая мифология, по словам Маркса, это – "...природа и сами общественные формы, уже переработанные бессознательно-художественным образом народной фантазией". Греческая мифология имеет длительную историю развития, проходя вначале стадии фетишизма, тотемизма и анимизма. На ранних стадиях своего развития она характеризуется стихийными, чудовищными и часто даже уродливыми формами, т.е. имеет черты ярко выраженного хтонизма (от греч. χϑών – земля, которая, по мифологическим воззрениям, порождала все эти чудовища). В эпоху первобытнообщинного строя в религиозных и мифологических представлениях древних греков большое значение приобретают фетишистские представления о неотделимости духовной сущности предметов от них самих.

Бог Зевс представлялся орлом, лебедем, молнией, громом и т.д.; Афина – совой или змеей. В последующем эти представления сохранились в виде отдельных рудиментов, когда животные или неодушевленные предметы выступали уже как атрибуты или временные вместилища бога (например, принятие Зевсом вида орла или быка, эпитет Афины – "совоокая"). В древнейшую эпоху (соответствующую стадии матриархата) еще не было определенной иерархии богов. Задолго до появления олимпийской мифологии существовало множество местных богов, которые почитались в отдельных общинах и не имели всеобщего значения.

По мере оформления олимпийской мифологии имена этих богов или места их почитания становились лишь новыми эпитетами того или иного бога (например, Зевс Трофоний, Артемида Эфесская, Аполлон Дельфийский). Наивысший расцвет античной мифологии относится ко 2-му тысячелетию до н. э., т. е. к крито-микенской культуре, когда окончательно оформляется олимпийский пантеон богов, живущих на "снежной" и "многоущельной" горе Олимп и подчиненных власти одного бога "отца людей и богов" – Зевса. Каждое олимпийское божество обладает своей строго определенной функцией: Афина – богиня войны, высших родов искусства, ремесла, охранительница городов и стран, Гермес – бог торговли, Аполлон – бог разнообразных губительных и целительных функций, покровитель искусств, Артемида – богиня охоты, Афродита – богиня любви и красоты, и т. д. Олимпийская мифология характеризуется ярко выраженным антропоморфизмом. Боги и демоны в религиозных и мифологических представлениях древних греков обладают физическим телом, они в определенном месте живут и имеют самые обыкновенные человеческие качества и даже пороки и недостатки. Вместо прежних сказаний о чудовищах появляются мифы, о героях (Геракле, Тесее), которые борются с этими чудовищами и уничтожают их.

Однако этот антропоморфизм, свидетельствующий о растущей власти человека над природой, характеризует только определенную, исторически преходящую ступень в развитии древнегреческой мифологии. "Всякая мифология преодолевает, подчиняет и формирует силы природы в воображении и при помощи воображения; она исчезает, следовательно, вместе с наступлением действительного господства над этими силами природы". С разложением общинно-родовых отношений, с зарождением научного знания наивный мифологический антропоморфизм разлагается, а антропоморфные образы богов становятся предметом острой критики.

Уже у древних греческих поэтов Гесиода и Пиндара Зевс лишается антропоморфных качеств и превращается в образ, олицетворяющий принцип мировой справедливости; в "Прикованном Прометее" Эсхила он изображается в виде мирового деспота, человеконенавистника, представителя слепых и неразумных сил.

Теряют антропоморфные качества и становятся абстрактными также и др. образы старой мифологии. С появлением рабовладельческой формации древнегреческая мифология теряет свой наивный характер и становится идейно-художественным методом в идеологии внутриполисной жизни.

Параллельно с развитием греческой мифологии развивается и формируется древнегреческая религия, т. е. вера в сверхъестественную силу богов, закрепленная системой культов и обрядов. Так же, как и мифология, греческая религия древнейшего времени носит следы фетишизма, тотемизма и анимизма. Культовая практика древних греков сводилась в основном к жертвоприношениям и молитвам, которые производились, как правило, в храмах, посвященных тем или иным божествам. Наряду с официальной государственной религией в Древней Греции были распространены и богослужения, открытые только для посвященных (мистерии).

В догомеровской Греции особенное распространение имели мистерии, посвященные хтоническим (подземным) божествам: (Триптолему и др.). Известны также и элевсинские мистерии в честь Деметры, орфической мистерии в честь Диониса, культ кабиров (подземных богов).

Древнегреческая мифология оказала влияние и на греческую философию. Древнейшие философские воззрения, относящиеся к первобытнообщинному строю, развивались внутри мифологической формы. Греческая философия оказалась такой же вещественной и материальной, как и древнегреческие представления о богах. Тем не менее, философия с первых же своих шагов стала на путь активной борьбы с мифологией и религией.

Поэтому историческое рассмотрение греческой мифологии и религии немыслимо без учета острой их критики со стороны передовой древнегреческой философии. Первый период греческой философии, т. е. 6–5 вв. до н. э., – это натурфилософия, учение о том, что бытие состоит из материальных стихий (земли, воды, воздуха, огня, эфира) и из круговорота этих стихий. Признание этих материальных стихий свойственно не только философам-материалистам (Гераклит, Демокрит), но и идеалистам. Элеаты, например, хотя и учили, что истинное бытие лишено множественности и движения, тем не менее, даже и свое "единое", или "бытие", тоже понимали, в конце концов, как особого рода тонкую материю. Элеаты, начиная с Ксенофана, восстают против антропоморфизма, полагая, что все живые существа создают богов по своему образу и подобию. Таким же материальным является и нус (ум) Анаксагора. Атомы Демокрита имеют определенную величину и фигуру и представляются своего рода миниатюрными статуэтками. Открытой борьбой с мифологией, а в значительной мере и со всякой религией прославились софисты, устами Протагора провозглашавшие знаменитый тезис, что человек есть мера всех вещей.

Новое отношение к греческим богам было сформулировано в стоицизме, эпикурействе и скептицизме. Для стоиков боги и демоны суть только чистейшая аллегория (Гефест – огонь, Гера – воздух, Дионис – виноград и вино, Афина Паллада – мудрость и т. д.). Для эпикурейцев боги суть только отвлеченные идеалы, хотя и представляемые в виде живых существ, но совершенно бессильных и никак не влияющих на жизнь природы и общества. По словам Маркса, боги Эпикура, "...будучи похожи на людей, живут в межмировых пространствах действительного мира, имеют не тело, а нечто вроде тела, не кровь, а нечто вроде нее; пребывая в блаженном покое, они не внемлют ничьей мольбе, не заботятся ни о нас, ни о мире...". Скептики отрицали вообще всякую возможность познания как бытия вообще, так, в частности, богов и демонов.

В период 3–1 вв. до н. э., вследствие сближения Греции с Востоком, опять возрождаются древние культы Великой Матери, возрастает влияние дельфийского Аполлона, появляется астрология и возрождаются мистические культы.

Этот процесс отражается и в философии, которая начинает сближаться с религией и мифологией. В неоплатонизме, представляющем в определенной мере реставрацию древней мифологии, старинные образы богов, демонов и героев, стихийные и часто даже грубые, представляются в изощренно логической интерпретации. Антропоморфная греческая мифология окончательно разлагается, становясь объектом всякого рода логических спекуляций.

Древнегреческая мифология оказала большое влияние на развитие мировой культуры. Ее человечные, проникнутые чувством гармонии и меры образы стали почвой для развития высокохудожественного античного искусства. Она оказала воздействие на формирование древнеримской религии и мифологии. В средние века с распространением христианства античная мифология была отвергнута, античных богов стали считать за бесов, а их изображения – за идолов.

Греческая мифология, как и вся греческая культура, была широко использована идеологами Возрождения. Античная мифология играла значительную роль и в последующие эпохи, получая различную интерпретацию в науке и искусстве. Образы греческой мифологии, воплотившиеся в искусстве, отражают исторически преходящую эпоху "детства человеческого общества" и до сих пор продолжают "... в известном отношении служить нормой и недосягаемым образцом".

В ранний период древнегреческой религии чтились свои божества, связанные с местными особенностями или олицетворявшие их, от которых зависела жизнь верующих: так в Псофиде поклонялись местной реке Эриманф, которой был посвящен храм; в Орхомене - священным камням, будто бы упавшим некогда с неба, на горе Анхесме почитался Зевс Анхесмий, Зевс Лафистий - олицетворение горы Лафистиона. В каждой местности или городе был свой патрон-покровитель. Этот культ носил государственный характер. Причем культ этот был очень строгим: вообще к богам можно было относиться скептически, общеобязательных догматов греческая религия не знала, но нельзя было уклоняться от исполнения обязанностей обрядов в честь бога-покровителя, нельзя было проявлять неуважение к нему. За нарушение этого закона грозило суровое наказание.

Из множества местных богов, с течением времени, некоторые образы слились в единые общегреческие божества, например, Зевс Лафистий, Зевс Крокеат, культ Зевса на Крите и Фессалии, переросли в культ Зевса - как верхового бога, "отца богов и людей". Самое имя Зевс означает сияющее небо и восходит к общему индоевропейскому корню (Дьяус у индийцев, Тиу у германцев). У имени Зевса существовало около 50 эпитетов, указывающих на его функции: подземный, т. е. обеспечивает плодородие, дожденосный, всепородитель, властитель судеб и т. д.

Аполлона считают воплощением национального духа. Главные функции Аполлона: прорицание будущего, покровительство наукам и искусствам, врачевание, очищение от всякой скверны, божество света, правильного, упорядоченного миропорядка. Бог-целитель Акслепий сложился на чисто греческой почве. Аркадским по происхождению был бог пастухов Пан. Малоазиатская богиня плодородия Афродита превратилась у греков в богиню красоты, любви, идеализированное олицетворение женственности. Арес, заимствованный у франкийцев стал неистовым богов войны. Далее: Деметра - богиня плодородия, Гефест – олицетворение земного огня и кузнечного ремесла, Гестия - также олицетворение огня, только домашнего, божество семейного очага, Гермес - покровитель дорог и путников, бог торговли. Некоторые из греческих богов представляют собой более или менее абстрактные образы - олицетворения отдельных отвлеченных понятий: Плутос - непосредственное олицетворение богатства, Немезида - богиня возмездия, Фемида - богиня правосудия, Мойры - богини судьбы, Нике - богиня победы и это далеко не все божества греков.

Космогоническая тематика в народных верованиях не занимала заметного места. Идея бога-творца отсутствовала в этой религии. По Гесиоду из Хаоса родилась Земля, Мрак, Ночь, а затем Свет, Эфир, День, Небо, Море и другие великие силы природы. От Неба и Земли родилось старшее поколение богов, а от них уже Зевс и другие олимпийские боги.

Центрального культа В Греции не было, но на почве культурной общности, некоторые культовые центры получили широкое, общегреческое значение. Святилища Аполлона в Дельфах, Зевса в Олимпии, Деметры в Эпидавре и др. получили широкую известность и пользовались почитанием во всей Греции.

2. Боги и религия Древней Греции

Мифы и легенды ранней Греции были одним из самых восхитительных явлений в культуре и быту народов средиземноморья. Но эти мифы и эта религия с богами древней Греции не были так однородны и прошли сложнейшую эволюцию. Ученые различают в мифологии три периода:

1. Хтонический, по-другому его называют доолимпийским, классическим олимпийским, поздним героическим

Основные тенденции, которые характеризуют хтонический период, появились в древнегреческом обществе намного раньше, чем произошло дорийское завоевание XII в. до н. э. и даже раньше появления самых первых ахейских государств. Никаких источников не сохранилось, где бы эти воззрения были изложены полно и по порядку.

Из-за этого появилась надобность в использование отдельных архаичных образов в религии богов древней Греции или мифологических эпизодов, которые были случайным образом отраженны в текстах, позднего периода развития Греции.

Первый период в формировании религиозных культов с богами древней Греции.

Сам термин “хтонический ” появился от древнегреческого слова “хтон” – земля. В восприятии греков, земля была живым и всемогущем существом, которое все создает и все питает. Сущность земли проявлялась во всем, что могло окружать человека и в нем самом, это разъясняет то поклонение, с которым древние греки окружали символы божеств: необыкновенные камни, деревья и даже обычные доски.

Но обычный древний фетишизм смешивался у древних греков с анимизмом, это привело к тому, что в древней Греции появилась с богами сложная и необычная система верований. Так же, помимо богов у древних греков были и демоны. Это неизведанные и ужасные силы, которые не имели своего облика, но обладали великим могуществом.

Демоны появлялись из неоткуда, вмешивались в быт людей, самыми ужасными и катастрофическими образами, а за тем исчезали. С демонами обычно в религии древней Греции связывали представления о чудовищах, которых на этом этапе становления греческой культуры, так же воспринимали, как божественную силу.

В этих представлениях о древнегреческих богах и в отличительном отношение к Земли, как к Великой Матери проглядываются отголоски задумок различных этапов становления греческой культуры – и очень раннего времени, когда человек не отделял себя от природы и создавал образы человекоподобных животных, и периода, когда женское господство в обществе подкреплялись повествованиями о огромной силе Земли. Но лишь одно соединяло все воззрения – представление о том, что древнегреческие боги равнодушны.

Боги в древней Греции воспринимались, как очень могущественные существа, но и опасные, от которых нужно постоянно откупаться, для того что бы снискать от богов благих дел. Таким и пристает один из богов древней Греции - бог Пан, который в отличие от некоторых других древнегреческих богов, не стал монстром, а так и остался в древней Греции богом, он был покровителем полей и лесов. Его связывали с дикой природой, а не с обществом человека, и, несмотря на склонность к развлечением, может вселять в людей страх. С ногами козла и рогами, он появлялся, когда солнце было в своем зените и все замирало от жары, это время считалось таким же опасным, как и ночь. Бог древней Греции - Пан, мог быть и справедливым и добрым, но все, же встречаться с этим богом лучше не стоит, он сохранил в себе звериный облик, который ему дала сама Мать – Земля.

2. Второй период в развитии религиозных культов с древнегреческими богами

Развал матриархата и начало перехода к патриархату, становление начальных государств ахейце – все эти факторы стали импульсом к полному видоизменению всей мифологии, к отходу от устаревших богов древней Греции и возникновению новых. Так же как и у других людей, богов, которые были бездушными силами природы, заменяют в религии древней Греции другие боги, которые в свою очередь были покровителями отдельных человеческих групп. Группы были объедены по различным признакам: сословным, классовым, профессиональным, но у них всех было, то, что их объединяло – все эти люди не были дружны с природой, они стремились взять себе ее во власть, сделать из нее что-то новое, принудительно заставить подчиниться человеку.

Ведь не случайно, древнейшие мифы олимпийского цикла стартуют с изгнания существ, которым в ранние времена подчинялись, как богам. Божество древней Греции - Аполлон убивает великанов и дракона, люди – полубоги, убивают других существ: Химеру, Медузу, Гидру. Как раз в этот период, Зевс празднует победу над богами древнего мира, он становится в религии древней Греции царем богов космоса. Образ Зевса получился весьма сложным и сформировался не за один день. Полный образ Зевса сложился только после дорийской победы, люди, пришедшие с севера, воздвигли его в абсолютные боги.

В равновесном мире, у Зевса появлялись дети от обычных земных женщин, которые завершали дело своего знаменитого отца, уничтожая чудовищ, которые остались. Дети богов в религии и мифологии древней Греции–это герои, символизирующие единство мира простых людей и богов, связь с ними и вниманием, с которым боги следят за народом. Боги оказывают содействие героям, а под их гнев попадают нерадивые граждане. Демоны в этот период тоже приобретают другое лицо, теперь они становятся духами, обитающими во всех стихиях.

3. Третий период становления религии богов древней Греции

Развитие и становление государства, общество становится более сложным, а с ним и отношения в обществе, постепенно, как греки получают представление об окружающем их мире, у них складывается ощущение трагичности, они уверенны, что в мире творится зло.

В период, когда герои получили наибольшее развитие, снова появляется мнение, что есть сила, которой подчиняется все живое и не живое, в том числе и сами боги мифологии древней Греции. Перед этой силой падает и великий Зевс, в это время и Зевсу приходится не сладко, ему приходится выбивать из титана Прометея сведения о своей судьбе, приходится наблюдать за тем, как его сын Геракл подвергается всевозможным испытаниям.

Боги в религии древней Греции не очень милостиво были настроены по отношению к людям. За нарушение их воли наказания носили ужасный характер. Тантал, например, вечно мучил от жажды и голода, Иксион приковывал к огненному колесу, которое вращалось. В поздних греческих обществах религия в мире древней Греции постепенно приходила в упадок, выражаясь простыми исполнениями традиционных обрядов, а мифология стала обычной сокровищницей сюжетов и образов.

3. Жертвы и шествия – формы почитания богов в Древней Греции

Обрядность и культ у греческого народа сохранялись, по всей вероятности, в виде традиции шедшей от эпохи героев великого Гомера до более поздних периодов в истории Греции. Даже до самого римского завоевания и после, практически до введения христианской веры в виде государственной религии в великой Византийской Империи. Конечно, в первую очередь следует указать на обязательное жертвоприношение. Их могли приносить как в храме, так и за его пределами.

Сам храм, в большинстве случаев, возводился на возвышенности и отделялся от других сооружений большой оградой. В храме устанавливались изображения определенного бога и большой алтарь для бескровных и ценных реликвий. Кроме того, существовали специальные помещения для священных реликвий и пожертвований. Кровавые жертвоприношения совершались на площадке перед зданием храма, но не за пределами ограды.

Даже у самых древних племен греков жрецы не исполняли существенной роли в обществе, а их обязанности мог выполнять абсолютно любой человек.

Данное положение сохранилось и при возникновении отдельного государства.

Религия в древней Греции – это дело государственное, и жрецы, по своей сути, являлись государственными служащими, которые также подчинялись законам, как и другие простые граждане страны.

Обязанности же жреца при крайней необходимости мог исполнить царь или глава рода. Жрецы не учили религии и не трудились над созданием богословских трудов, практически никоим образом не развивали религиозную мысль. А узкий круг их обязанностей был ограничен исполнением обряда, исключительно в конкретном храме, к которому каждый жрец приписывался.

Общение с богами в древней Греции во время богослужения обуславливалось таким же восприятием их благодетельных, понятных и могущественных существ. Дарами были жертвы, а в обмен бог должен был исполнить просьбу молящегося человека. Бескровные жертвы могли состоять из фруктов, овощей и различных других продуктов, которые посвящались отдельным богам. Кровавое жертвоприношение было сведено к убийству какого-либо животного, но в крайних случаях в жертву мог принестись и человек.

Самыми распространенными жертвами для задабривания богов в древней Греции были быки, свиньи и овцы. Во время всеобщих праздников и особых случаев в государственной жизни общества могло быть убито более ста животных. Данное жертвоприношение носит название гекатомб.

Все животные, которые приносились в жертву богам в древней Греции, должны были быть идеальны, без каких-либо недостатков. Жрецы перед данным священнодействием наряжались в белую одежду и мыли руки в соленой воде. Обряд происходил при абсолютном молчании, но было музыкальное сопровождение флейтистов. Небольшой кусок умершего животного сжигалось прямо на алтаре, другая часть отходила жрецам, оставшееся же съедалось на пиру, который обычно проходил после подобного богослужения. После священнодействия жрец читал молитву богам в древней Греции, которую должны были повторять все без исключения участники церемонии. К религиозным обрядам также относились проклятие и клятва, т.к. как их можно было произносить по строго установленным порядкам и правилам с одновременным призванием богов в древней Греции.

В доме у греков тоже могли быть возведены алтари для приношения жертв и устанавливаться статуи покровителей.

Домашний очаг считался священным, т. к. над ним покровительствовала Гестия и, при совершении бескровных жертвенных обрядов у очага, греки напрямую обращались только к этой богине.

На пятый день жизни ребенка его проносили вокруг очага, дабы попытаться оградить его от возможного зла. Похороны тоже проводились по строго устоявшейся церемонии. Покойного мазали мазями и различными благовониями. Наряжали в белые одежды, с небольшой монетой во рту, которая предназначалась для Харона, который был перевозчиком мертвых. Изначально в Греции труп сжигался, но вскоре этот обычай был вытеснен традицией погребения тела в специальной гробнице или просто в земле.

Одной и главных обязанностей греческих жрецов было предсказание будущего.

Многие жрецы занимались исключительно гаданиями по внутренностям принесенных в жертву животных и полетам обычных птиц. Жрецы-эфоры способны были предсказать будущее по изменениям неба, а пифайсты – по молнии.

Особой привилегией у греков пользовались оракулы, в которых по преданию боги могли через жрецов дать ответы на любые вопросы, которые задаст человек. Особой известностью обладали оракулы в Додоне, Милете и Буре. Но самым главных оракулом античного мира, бесспорно, был оракул в Дельфах, который изначально был посвящен богам в древней Греции: Гее, после Фемиде и Аполлону.

В центре сооружения с оракулом находилась небольшая расщелина, из которой наверх поднимались испарения в виде дыма. Над расщелиной укрепили треножник, на котором восседала предсказательница – пифия. Одурманенная лавром и многочисленными ядами, она впадала в состояние транса, и именно в этот момент боги открывали ей все тайны будущего.

Как правило, пророчества этого оракула были довольно туманны и, порой, двусмысленны. Так, например, Крез спросил у оракула, стоит ли ему нападать на Персидское царство, на что оракул ответил, что если он нападет, то погибнет великое царство. Результатом этой войны стало падение и завоевание персами царства Креза, на что жрецы сказали, что не было точно сказано, какое царство падет. И посчитали предсказание оракула абсолютно точным.

Особой формой служения богам в древней Греции были различные спортивные состязания. Исторические представления греческого народа о божествах, как о существах, которые подобны людям, но более идеальных, диктовало обычному народу стремление в большей степени стараться быть на них похожими и добиваться совершенства своего тела. Существовало предание, что богам в древней Греции весьма довольны, когда видя людей, которые могут блеснуть своей силой и могучим здоровьем. Главным и самым известным состязанием античной Греции были, естественно, Олимпийские игры.

Они были установлены, по легенде, самим Гераклом. Данные торжества носили ярко выраженный религиозный характер и были важны до такой степени, что на время Игр между всеми враждующими сторонами заключался беспрекословный мир. Стоит отметить, что и летоисчисление в античной Греции шло исключительно по олимпийским годам, начиная с 776-го до нашей эры. Олимпийские Игры, как и сейчас, проводились раз в четыре года в незабвенном городе Олимпия. Спортивные состязания посвящались исключительно богам в древней Греции, хотя покровителем этих мест был только Зевс. Спортивные состязания чередовались с приношением жертв. Основным состязанием было пятиборье – прыжки, бег, борьба, метание диска и метание копья. Кроме того, проводились кулачные бои и состязания на колесницах. Кроме Олимпиады, в то время проводились и другие спортивные игры – Истмийские, Немейские и Пифийские.

Список литературы

1. Маркс К. К критике политической экономии. М., 1953;

2. Маркс К. Формы, предшествующие капиталистическому производству. М., 1940;

3. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М., 1953;

4. Новицкий О. Постепенное развитие древних философских учений в связи с развитием языческих верований. ч. 1–4, Киев, 1860–1861;

5. Новосадский Н. И. Елевсинские мистерии. СПБ, 1887;

6. Клингер В. Животное в античном и современном суеверии. Киев, 1911;

7. Кагаров Е. Культ фетишей растений и животных в Древней Греции. СПБ, 1913;

8. Богаевский Б. Л. Земледельческая религия Афин П., 1916;

9. Зелинский Φ. Φ. Древнегреческая религия. П., 1918;

10. Зелинский Φ. Φ. Религия эллинизма. П., 1922;

11. Альтман М. С. Греческая мифология, Л., 1937;

12. Ρадциг С. И. Античная мифология. М., 1939;

13. Лосев А. Ф., Олимпийская мифология в ее социально-историческом развитии. "Уч. зап. МГПИ им. Ленина", 1953, т. 72, вып. 3;

14. Лосев А. Ф. Гесиод и мифология. "Уч. зап. МГПИ им. Ленина", 1954, т. 83, вып. 4;

15. Лосев А. Ф. Введение в античную мифологию. "Уч. зап. гос. пед. ин-та им. т. Г. Шевченко [Душанбе]. Филологич. сер., 1954, вып. 5;

16. Лосев А. Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М., 1957;

18. Кун Η. Α. Легенды и мифы Древней Греции. 4 изд., М., 1957;

19. Каждая А. П. Религия и атеизм в древнем мире, М., 1957;

20. Τренчени-Вальдапфель И. Мифология. Пер. с венг. М., 1959;

21. Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия. / Ф. В. Константинова. 1960-1970.