Кто по твоему мнению герой нашего времени. Кто герой нашего времени? Сущность и основные требования к понятию "герой". Исследование и оценка главных свойств и черт личности, которые характерны для героев нашего времени. Положительные и отрицательные сторо

Сразу после революционных событий Александр Александрович Блок пишет свою знаменитую поэму «Двенадцать». Как так произошло, что писатель выбрал столь кровавую тему? А ведь выбрал он ее неспроста. Блок по-настоящему верил, что революция способна в корне изменить жизнь людей к лучшему. Он так сильно в нее верил, верил в то, что революция способна выжечь всю окружающую людей дрянь, которая мешает им жить в прекрасном новом мире. Вот и появляется поэма Двенадцать, где мы можем наблюдать образы старого и нового мира, где старый мир — это старушка, писатель-вития, проститутки, буржуй, бродяга и пес безродный.

Образ красноармейцев в поэме

Далее в поэме появляются образы красноармейцев. Это коллективный образ из двенадцати человек, что ассоциируется у нас с двенадцатью апостолами. Они появляются в поэме не просто так. Этим Блок показывает, что к изменению старого мира стремятся многие. Показывает коллективную волю народа, а не чье-то индивидуальное мнение. Именно с образом красногвардейцев в поэме 12 и связано представление о новом мире, который мы видим в созданном образе героев. Это ремни винтовок, во рту цигарка, картуз на голове, а вокруг призрак свободы без креста.

Двенадцать апостолов нового мира готовы биться с врагами, выполняя свой революционный долг, они представители народной стихии, на которых возложена миссия защищать революцию, несмотря ни на что. Даже на то, что их путь пролегает через смерть и жестокость. В этой свободе они видят анархическую вольницу, воплощение их мечты, против старых устоев, против установленных правил. Мы видим, как красноармейцы пробираются сквозь вьюгу, поддаваясь инстинктам, при этом толком не представляя, что же ждет их там впереди. Создавая образ красноармейцев, автор раскрывает вседозволенность и показывает насилие без которого невозможны перемены. При этом сам Блок считает, что без хаоса нельзя достичь гармонии в будущем.

За красноармейцами увязался старый пес, от которого они отмахиваются, ведь этот пес наследие старого мира. Зато их волнует то, что прячется там впереди. А там появляется образ Христа, как символ духовно-нравственного идеала людей. Мы видим, как красноармейцы по-дружески зовут незнакомца товарищем, но при этом, сами стреляют в него.

Мотив движения - главный мотив и ритмико-интонационной, и содержательной структуры "Двенадцати". Носителями его становятся герои поэмы, выступающие одновременно и как революционный дозор, и как апостолы нового мира. Ассоциация с этими библейскими персонажами возникает благодаря не случайно выбранному числу - двенадцать, хотя поэт нисколько не идеализирует своих героев: "В зубах цигарка, примят картуз, на спину б надо бубновый туз". Эти люди, идущие по завьюженному революционному Петербургу, не остановятся перед кровью и убийством. Революция, по мысли Блока, выплеснула на авансцену истории массу - носительницу стихийных сил, которая становится движущей силой мирового исторического процесса. Даже двенадцать красноармейцев ощущают себя песчинками того мирового вихря, размах и силу которого чувствуют представители враждебного революции мира: "писатель, вития", "барыня в каракуле", "невеселый товарищ поп".

Блок мысленно сопровождает своих героев, вместе с ними проделывая их нелегкий путь. Его рассказчик "влит" в повествование, его голос - такое же выражение эпохи, как и остальные равноправные голоса поэмы. Многоголосие "Двенадцати" - это воспроизведение многоголосия "переворотившейся" эпохи. Контрастность и пестрота поэмы отражают социальную контрастность эпохи. Позиция автора проявляется не в отдельных репликах или призывах, а в построении общей "судьбы" двенадцати, в характере того пути, который проделывают они на страницах поэмы.

Начало поэмы вводит читателя в обстановку Петербурга конца 17-го года. Приметы бурной революционной эпохи воплотились в таких выразительных деталях, как огромный плакат "Вся власть Учредительному Собранию!", оплакивающая Россию "барыня в каракуле", злобно шипящий "писатель, вития", отдельные, отрывочные реплики, как бы доносящиеся до читателя.

С первых строк второй главки перед нами возникает слитный образ:

Гуляет ветер, порхает снег, Идут двенадцать человек. Единый образ двенадцати освещается автором с разных сторон. Герои - представители низов общества, тот городской слой, который сосредоточил в себе огромный запас ненависти к "верхам". "Святая злоба" владеет ими, становясь чувством высоким и значительным. Решая для себя проблему революции, Блок в то же время как бы напоминает героям об их высокой миссии, о том, что они провозвестники нового мира. Так логически подготавливается финал поэмы. Ведь Блок не просто ведет красногвардейцев-апостолов через двенадцать глав из старого мира к новому, он еще показывает процесс их преображения. Среди двенадцати только Петруха назван по имени, остальные одиннадцать даны в виде нерасчленимого образа массы. Это одновременно и апостолы революции, и широкое символическое воплощение низов общества. Какова же цель этого движения? Каков исход?

Главный вопрос поэмы: "Что впереди?" - для Блока был ясен, он внутренним взором увидел, кто идет впереди банды красноармейцев.*

Так идут державным шагом - Позади - голодный пес, Впереди - с кровавым флагом, И за вьюгой невидим, И от пули невредим Нежной поступью надвьюжной, Снежной поступью жемчужной, В белом венчике из роз - Впереди - Иисус Христос. Из хаоса рождается гармония. Этот образ Христа - антитеза псу-волку, как символу зла и старого мира, образ, воплотивший в себе идеал добра и справедливости. Христос как бы приподнят над бытом и над событиями. Он воплощение гармонии и простоты, о которой подсознательно тоскуют герои Блока. В финале поэмы все укрупнено, имеет откровенно условный характер. Это и слитный образ "двенадцати", и возникающие вновь образы буржуа и голодного пса, и венчающий поэму образ Христа. Здесь нет имен, все реплики состоят из самых общих слов или риторических вопросов. Призрачность идущего во главе двенадцати апостолов Христа диссоциирует с державным шагом революции. В разные годы литературоведы трактовали смысл поэмы с диаметрально противоположных точек зрения - от приветствия новой революционной России, "идущей державным шагом", до полного отрицания революции как бунта кучки головорезов. Я думаю, что именно М. Волошин наиболее точно определил основную мысль поэмы: "Идут без имени святого все двенадцать вдаль". И их незримый враг вовсе не "нищий" пес голодный (символ старого мира), ковыляющий позади. - Отвяжись ты, шелудивый, Я штыком пощекочу! Старый мир, как пес паршивый, Провались - поколочу! Как видим, от голодного пса - старого мира - красногвардейцы только отмахиваются. Их беспокойство и тревога вызваны кем-то другим, кто все мелькает впереди, прячется и машет красным флагом. - Кто там машет красным флагом? - Приглядись-ка, эка тьма! - Кто там ходит беглым шагом, Хоронясь за все дома? Духовно слепым "двенадцати" не дано видеть Христа, для них он незрим. Эти апостолы нового мира только смутно чувствуют его присутствие. Их отношение к Христу трагически двойственно: они окликают его дружеским словом "товарищ", но вместе с тем стреляют в него. Но Христа нельзя убить, как нельзя убить в себе совесть, любовь, жалость. Пока живы эти чувства, жив и человек. Несмотря на кровь, грязь, преступления, все то "черное", что несет с собой революция, есть в ней и "белая" правда, мечта о свободной и счастливой жизни, ради которой ее апостолы и убивают, и умирают. Значит, Христос, призрачно возникший в финале поэмы, является у Блока символом духовно-нравственного идеала человечества.

Вся поэма строится на контрастах: контрастах цвета, контрастах темпа и мелодики стиха, контрастности действий героев. Открывается поэма строками:

Черный вечер. Белый снег. Ветер, ветер! На ногах не стоит человек. Ветер, ветер - На всем божьем свете! Черное небо и белый снег - символы того двойственного, что совершается на свете, что творится в каждой душе. Грозный вихрь нарушает спокойное течение жизни, принимает всемирные масштабы, очистительная буря революции несет новые идеи, несовместимые со всем устоявшимся укладом старого мира. Вместе с тем революция несет и кровь, грязь, преступления, Блок не скрывает ее черной стороны. В поэме "Двенадцать" автором дана объективная, беспристрастная оценка совершающихся событий, Блок-символист соседствует с Блоком-реалистом. Красный цвет тревоги, бунта время от времени появляется на страницах поэмы. ("В очи бьется красный флаг"). Цветовая гамма поэмы почти исчерпывается этими тремя цветами, символизирующими главные стороны жизни революционного Петрограда.

От главы к главе резко меняется ритм стиха, так как появляются абсолютно разные слои общества, события контрастны и противоречивы. "Как пошли наши ребята В красной гвардии служить...", явно не долго раздумывая - это народная частушка, "Не слышно шуму городского, Над Невской башней тишина..." - в поэму вступает плавная музыка русского городского романса. И речь в этом отрывке идет о "буржуе..., безмолвном, как вопрос", о верхних слоях общества, враждебных революции. Несколько раз повторяется чеканный революционный лозунг: "Революцьонный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг!", сразу же после выхода поэмы попавший на уличные плакаты. Блок призывал "слушать музыку революции", именно эту музыку он передал в своей поэме. Неожиданные переходы придают поэме особую выразительность, заряжая ее новой драматической энергией. Эту особенность "Двенадцати" отметил О. Мандельштам, назвав поэму "монументальной драматической частушкой", которая обречена на бессмертие, как фольклор.

Действия и чувства героев тоже контрастны, они мгновенно переходят от любви к "черной злобе", от убийства к отчаянию, услышав оправдание "нынешним временем", Петруха тут же "опять повеселел" и готов на грабежи.

Народная стихия пронизывает поэму, расширяя "личный" план повествования и углубляя "общественный". Центральный кульминационный эпизод поэмы - убийство Катьки - является вершиной драматических страданий Петрухи - одного из "двенадцати", который в отличие от своих товарищей никак не может подавить своих чувств: то бешеной ревности к неверной Катьке, то глубокого отчаяния и любви к ней, то мрачного приступа тоски ко всему окружающему. Казалось бы, какое историческое значение могут иметь переживания самого обычного, далеко не идеального человека? Но в этом и сказалась гениальная прозорливость Блока. Он, сосредоточив внимание на интимно-личных переживаниях человека, раскрыл их социальную и общественную значимость. Поэт сумел уловить зарождение опасной тенденции подавления ради идеи всего личного, которая впоследствии приведет к нравственной деформации общества. Идейный смысл поэмы не исчерпывается художественным изображением конфликта старого и нового миров. Для этого было бы достаточно образов буржуя и голодного пса. Конфликт поэмы скрыт глубже - в душе бандитов-красногвардейцев, идущих "без имени святого", которым "ничего не надо, ничего не жаль". Будучи призваны следить за порядком, они готовы стрелять в любого, не глядя, не раздумывая, ожидая, что "вот проснется лютый враг".

Мысли и чувства солдат противоречивы, но их действия носят глобальный, необратимый характер:

Мы на горе всем буржуям Мировой пожар раздуем, Мировой пожар в крови - Господи, благослови!

* К Чуковский в статье "Александр Блок как человек и поэт" вспоминает интересный эпизод: "Гумилев сказал, что конец поэмы "Двенадцать" (то место, где является Христос) кажется ему искусственно приклеенным, что внезапное появление Христа есть чисто литературный эффект. Блок слушал, как всегда, не меняя лица, но по окончании лекции сказал задумчиво и осторожно, словно к чему-то прислушиваясь:

Мне тоже не нравится конец "Двенадцати". Я хотел бы, чтобы этот конец был иной. Когда я кончил, я сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее я видел Христа. И тогда же я записал у себя: к сожалению, Христос".

А.А. Блок был одним из немногих поэтов, восторженно отнесшихся к революции 1917 года. В событиях, потрясших Россию, поэт видел отголосок «космической революции», поэтому живо откликнулся н^ революционные события и попытался разобраться в их значении и последствиях. В своей статье «Интеллигенция и революция» Блок рассматривал революцию с эпохальной точки зрения, писал, что она не могла не произойти. Он призывал всех «слушать революцию», прежде чем однозначно осуждать ее.

Творческим результатом размышления поэта о революции стала поэма «Двенадцать». Это произведение состоит из двенадцати глав, разных по стилю, ритмике, интонации. Скачущий, неровный ритм поэмы передает хаос и сумятицу, царящие на улицах послереволюционного Петрограда. Общественные изменения в России тех лет происходят стихийно, неуправляемо; разгул исторической, революционной стихии символизируется разгулом стихии природной: разыгрывается вьюга, «снег воронкой занялся», в переулочках «пылит пурга».

На фоне пугающей, бушующей революционной эпохи нелепо, растерянно выглядят «герои» старого мира: буржуй, поп, поэт-«вития», барыня. Их положение в новом мире шатко, неустойчиво: от сильного ветра «на ногах не стоит человек»; на льду «всякий ходок / Скользит -ах, бедняжка!», «бац - растянулась» барыня в каракуле. Снег завалил дорогу, мешает движению: «Старушка, как курица, / Кой-как перемотнулась через сугроб».

В изображении персонажей из «старого мира» немало комического: от юмора («И буржуй на перекрестке / В воротник упрятал нос») автор переходит к иронии («А это кто? - Длинные волосы / И говорит вполголоса... I Должно быть, писатель - / Вития...») и, наконец, к сарказму, с которым описывается «товарищ поп»:

Помнишь, как бывало

Брюхом шел вперед,

И крестом сияло

Брюхо на народ?..

Возникает ощущение, что персонажи «старого мира» уже в первой главе показаны с точки зрения двенадцати дозорных. Революционный отряд двенадцати появляется в поэме во второй главе и является стержневым образом поэмы. Для красногвардейцев персонажи «старого мира» - буржуи, на горе которым надо раздуть «революционный пожар». Но буржуи не настоящие, а карикатурные враги, над которыми посмеиваются дозорные: «Ты лети, буржуй, воробышком!»

Тем не менее в поэме «Двенадцать» при изображении «старого мира» комическое совмещается с трагическим. За смешной растерянностью старушки, увидевшей плакат «Вся власть Учредительному Собранию!» («Старушка убивается - плачет, / Никак не поймет, что значит, / На что такой плакат»), стоит трагизм всеобщей нищеты, голода, холода: «Сколько бы вышло портянок для ребят, / А всякий - раздет, разут...» Революция принесла с собой хаос и неразбериху, преобразила Россию, изменила судьбы множества людей. Эта трагедия воплощена в образе буржуя, еще раз появляющегося в девятой главе поэмы. Девятая глава написана классическим четырехстопным ямбом (этот размер тоже можно считать знаком «старого мира»), пронизана печалью. В образе голодного буржуя, стоящего безмолвно, «как вопрос», выражается растерянность старого общества, его беспомощность перед революционной стихией. Несмотря на то что буржуй стоит на перекрестке, он не может сам выбрать дорогу. Вьюга революции замела все пути, возможность выбора оказывается мнимой. Вперед, «державным шагом», движется только революционный дозор, а «старый мир» статичен, в нем нет развития.

Блок приветствовал революционные изменения в России. Поэт был уверен в том, что прежней России уже не будет, как не стало Рима, об этом он написал в не отправленном письме З.Н. Гиппиус.

Прежняя Россия показана в поэме не только в карикатурных образах буржуя, писателя, барыни, но и в образе «гулящей» Катьки. С образом Катьки связана любовная интрига и основная сюжетная линия поэмы -убийство Катьки дозорными. Катька воплощает собой все пороки старого мира. «Дура» и «холера» Катька вероломна:

Гетры серые носила,

Шоколад Миньон жрала,

С юнкерьем гулять ходила -

С солдатьем теперь пошла?

С образом Катьки связан мотив распутства и неправедного богатства:

А Ванька с Катькой - в кабаке...

У ей керенки есть в чулке!

Для дозорных убийство Катьки оправдывается тем, что таким, как Катька и Ванька, не место в новом мире. Убийство воспринимается как революционное возмездие, сразу после сцены убийства следует рефрен: «Революцьонный держите шаг! / Неугомонный не дремлет враг!»

По сути, сам отряд двенадцати проповедует «свободу без креста»: «Запирайте етажи, / Нынче будут грабежи! / Отмыкайте погреба - / Гуляет нынче голытьба!»

Изображение «старого мира» в поэме противоречиво. С одной стороны, это распутство Катьки, с другой - трагизм растерянных, голодных людей. Символом «старого мира» становится в поэме образ бездомного паршивого пса, появившегося в поэме вместе с буржуем:

Стоит буржуй, как пес голодный,

Стоит безмолвный как вопрос.

И старый мир, как пес безродный,

Стоит за ним, поджавши хвост.

В «Двенадцати» голодный пес, «поджав хвост», покидает буржуя и увязывается за революционным отрядом. Пес не отстает, несмотря на угрозы красногвардейцев: «Старый мир, как пес паршивый, / Провались - поколочу!» Нищий пес чувствует, что отряд двенадцати под «кровавым флагом» движется вперед, несет с собой изменение и обновление, один пытается противостоять разгулявшейся вьюге.

И жалко, и смешно смотреть на трусливого шелудивого пса. Как и во всей поэме, в этом образе сочетаются противоречивые черты, столь же противоречивы и эмоции, которые он вызывает у читателя. Кажется, что сам автор не знает ответа на вопрос: что же будет со «старым миром» и как относиться к его изменению, разрушению?

С одной стороны, Блок с надеждой смотрел на общественные изменения, провозглашал революцию в России отзвуком «космической революции». При этом он отрицательно относился к поверженной «старой власти», считал ее безнравственной, не несущей ответственности перед народом. С другой стороны, в обществе в революционную эпоху переворачивались все нравственные устои, власть оказалась в руках «голытьбы», а буржуи, среди которых была большая часть русской интеллигенции, лучшие умы России, оказались в положении безродного пса.

В поэме «Двенадцать» «старый мир» лишен цельности, находится в неустойчивом положении, его «герои» растерянны, подавлены, «кой-как» справляются с разгулом стихии. Автор поэмы, используя противоречивые, алогичные образы, показывает, что у революционного хаоса нет фиксированного итога. В финале поэмы «старый мир» в образе безродного пса следует за отрядом двенадцати, но судьба отряда также не определена, как и судьба голодного пса, эти образы противопоставляются и одновременно схожи друг с другом. Но «старый мир» все-таки «ковыляет позади»: Блок считал революцию преобразующим началом и верил, что возврата к старому уже не будет.

В самом раннем детстве должны быть уже заложены геройские чувства, настраивающие душу на подвиги любви и благородства. И разве история представляет мало примеров героев?

Николай Васильевич Шелгунов

Герои, патриоты и нравственные идеалы нужны обществу для того, чтобы люди ощущали свое единство, сплоченность как социум, народ, нация, чтобы каждый смог определить свое место в нем и смог реализовать свой творческий потенциал. В образе героев, патриотов, нравственных идеалов общество видит свое будущее, свое социально - духовное развитие, перспективу. Поэтому каждое общество создает своих героев, патриотов и идеалы. Уважение к героям, в различные эпохи проявляющееся различным способом, является душой общественных отношений между людьми и что способ выражения этого уважения служит истинным масштабом нормальности или ненормальности господствующих на свете отношений.

Кто такой герой нашего времени? Этот вопрос можно использовать на тему современного героизма в буднях, которую можно и нужно использовать для патриотического воспитания молодежи. Ведь если раньше мы ставили в пример героев гражданской и отечественной войн, то для современной молодежи пример обычных людей, живущих, или живших с нами рядом, он намного сильнее может оставить впечатления в душе, нежели герои книг и старых хроник войны. Что такое героизм, и как стать героем, как жить, чтобы ваша жизнь была примером для других?

Последние десятилетия отмечены сменой культурных эпох. Новый литературный (культурный) процесс получил название постмодерна. В связи с этим кардинальным образом меняется вся система мироощущения. Современная культура отрицает упорядоченность, веру в причинно-следственный процесс и абсолютную истину. Мир представляется как отдельные фрагменты, порой даже не связанные между собой. Образы, герои - вымышленные, беспочвенные, герои компьютерных игр. Они создаются в сознании, при этом в сознании отдельно взятого человека один и тот же образ может выглядеть по-разному.

Среди нас есть много героев, ежедневно совершающих подвиги, может просто мелкие с точки зрения масштабности. Пример - семьи с приёмными детьми, матери или отцы - одиночки, люди, жертвующие на лечение больных - они уже герои. Многие считают, что герои нашего времени - это наши родители, кто-то, в первую очередь, военных, которые защищают нашу страну, кто-то простых рабочих. И есть в них любовь к ближнему, самопожертвование, объединённая высокой идеей, гуманизм. Герои в любом времени есть, были и будут. Герои - это люди, которые своим самоотверженным трудом, нравственными поступками в экстремальных, неординарных случаях проявили себя как патриоты своей Родины, защитники её интересов, альтруисты и филантропы. Подлинная искренность, человеколюбие и жизнелюбие составляют первую характерную черту героев. «Искренность великого человека, героев - другого рода. Они не хвастаются тем, что они искренны. Их искренность не зависит от них, они не могут не быть искренними» .Человеколюбие и жизнелюбие составляют сущность героев, их нравственные поступки, самоотверженность, долг, альтруизм исходят из этих моральных парадигм. «Долг есть обязанность выполнять какую-либо моральную норму. Долг - моральное предписание, побуждающее человека выполнять эту норму, причём выполнять добросовестно» .

Среди героев, которых до сегодняшнего дня считают патриотами великими, самоотверженными людьми, нет дошкольников и детей до подросткового возраста. Даже подростковые герои встречаются крайне редко. Сказывается ещё не сформировавшееся нравственное сознание, отсутствие жизненного идеала и чувства ответственности за свои поступки, поведение и слова. Человек, особенно в подростковом возрасте, когда он ищет жизненный идеал, смысла жизни и образца нравственности, активно и всесторонне сопоставляет свои поступки с жизненной позицией других. Такими образцами нравственности часто выступают близкие ему люди, старшие по возрасту и по опыту жизни. Сопоставляя свои поступки, мысли с жизненной позицией этих людей, подросток в начале формирует привычки подражания и старается быть как образец, кумир, идеал. Подражательный этап быстро проходит, так как подросток целеустремленно и не прерывно ищет себя, своё место в жизни.

У каждой эпохи есть свои герои. Ими могут быть и конкретные личности, и некие собирательные образы, и вымышленные персонажи, появившиеся благодаря кинематографу, литературе или фольклору. Таким героем был лермонтовский Печорин - человек с очень сильным внутренним миром, яркая личность, противостоящая общественной серости.

Для одних героями становятся те, кто совершают подвиги, жертвуют собой во имя какой-то светлой идеи или ради спасения ближних, для других - люди, которые говорят правду и живут по справедливости в то время, когда ложь является повсеместным, привычным явлением.

Работа многих людей - спасателей, пожарных, полицейских - непосредственно связана с риском. И те, кого раньше было принято называть «людьми героических профессий», находятся под пристальным наблюдением психологов, стремящихся лучше понять истоки героического поведения. «Выносить людей из огня - часть работы пожарного, а совершать аварийные посадки - работа пилота». И когда в экстремальной ситуации они ведут себя безупречно, это заслуживает глубочайшего уважения. Но они делают именно то, что и должны делать, к чему их готовили - а не выходят за рамки собственных возможностей.

Героические поступки - это всегда встреча с риском. Человек, рискуя своим здоровьем и жизнью, совершает нечто трудное, неординарное, героическое. Самоотверженность, которая присуща героическому или герою, всегда есть испытание, поступок через риск. Иными словами нравственная ситуация есть всегда ситуация неопределённости и риска. Где нет риска, нет ни нравственного испытания, ни личной заслуги» . Зов, исходящий из глубины сознания иной раз не позволяет действовать героически, проявить героизм, рисковать своей жизнью, ради жизни другого человека. Лишь единицы из тысячи, может быть из миллиона людей, игнорируют этот зов, идут на подвиг, спасают беспомощного или слабого человека от гибели, защищают свою Родину от нашествий, выступают против несправедливости тирана-властителя. «Духовное совершенствование не менее героическое дело, чем защита Родины от врагов с винтовками в руках, так как высоконравственный человек не может не быть человеколюбивым, гуманистом и патриотом» .

Герой нашего времени... Какой он? Что он из себя представляет? Какие у него качества? Прежде чем ответить на все эти вопросы, нужно выяснить значение самого слова герой . «Герой - человек, совершающий акт самопожертвования ради общего блага». Попробуем на основе данного определения составить портрет современного героя. Герой совершает «акт самопожертвования ради общего блага». То есть он жертвует собой ради кого-то: друга, родителей, детей, простых прохожих, друзей, своего города, страны. Какие же он может совершать пожертвования? Он может пожертвовать своим временем, чтобы помочь потерявшемуся мальчику найти свою маму, или спасти погибающих уссурийских тигров. Он может, не пожертвовать, но рискнуть здоровьем, ухаживая за больной гриппом бабушкой или спасая тонущего человека. Он может пожертвовать своими деньгами, помогая детским домам или спасая от голода африканских детей. Да много чем можно пожертвовать ради кого-то. Но мало просто жертвовать, нужно делать это совершенно бескорыстно и точно знать, что твоя помощь нужна. Самоотдача, мужество, мобилизация своих физических и духовных сил, подвиг, храбрость, самоотверженный поиск истины, напряжённый труд, риск - вот эти качества, который присуще героям.

Что такое героизм? Что такое подвиг? Нужны и актуальны ли они в наше время? Героизм - это доблесть, смелость, мужество, храбрость, решительность, самоотверженность, способность к совершению подвига. Герой берет на себя решение исключительной по своим масштабам и трудностям задачи, возлагает на себя большую меру ответственности и обязанностей, чем предъявляется к людям в обычных условиях общепринятыми нормами поведения, преодолевает в связи с этим особые препятствия. Личный подвиг может сыграть роль почина, примера для множества людей и перейти в массовый героизм. Человек совершает героические подвиги потому, что считает это необходимым. Это некий сознательный выбор в следовании своего долга гражданина в критической ситуации, даже в ущерб себе и своей жизни. Что же это за чудо героизм, ответить сложно для каждого своё. Почему же некоторые люди которые с виду не чем не отличающийся от других, решаются спасти человека? Ведь когда вы бросаетесь помочь кому-нибудь вы не думаете что скажут, вы просто оказываете помощь... Казалось бы, храбрость, самоотверженность и мужество такие мощные основы героизма, что даже непосвященному покажется, что этих опор личности, вполне достаточно, чтобы совершить подвиг. Мы можем вспомнить множество примеров героизма во время Великой Отечественной войны. Сражавшиеся на фронте были обычными людьми, которые в экстремальной ситуации возвысились до героического состояния. Это были точно такие же люди, как и мы с Вами.

Человек участвует в социально историческом процессе, может выработать у себя не только нравственные нормы, принципы, а также модель героя, кодексы героического. В героической личности таятся огромные духовно - нравственные ресурсы, она способна на самый высокий взлет мыслей, неординарное, великое, вечное. Лишь глубокая созвучность общественной потребности с реальными действиями людей создает возможность для подвига. Его творцы люди, обладающие наивысшей способностью к кумуляции всех своих сил - духовных и физических - для достижения конкретной благородной цели.

Для большинства герой - это «успешный человек», бизнесмен, который добился хорошего финансового положения или человек со своими принципами, которые соотносятся с честностью и справедливостью, и который не боится их отстаивать. Герой нашего времени - человек, достигший непостижимого. В наше время таких людей немало. Это и политические деятели, и спортсмены, и творческие люди.

Герой - не идеален. Он может быть некрасивым, тощим, нетрудолюбивым, противоречивым, задумчивым, невнимательным. Герой должен помогать другим, причем не всегда привычными способами (например, Печорин в произведении М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» разбивал чужие сердца и надежды, показывая людям, что не всем нужно доверять и думать, прежде чем что-либо сделать, не идти на поводу своих чувств и эмоций.) Герой, думая о других, должен в первую очередь думать о себе, ведь пока не будет мира и гармонии в себе, вокруг никому лучше не станет!

Героическое невозможно воспитать, но можно сформировать героические чувства, героическое сознание.Историю делают не только герои и патриоты, это результат деятельности масс, народов, людей известных и неизвестных, великих и простых. Поэтому историю делают люди. Делают подчас героически, проявляя высшую степень своей социальной активности. Подвиги венчают их свершения. Аксиома такова - люди героями не рождаются, ими становятся. Социальная среда, общество всегда нуждалась в героях, патриотах. Всякое время требует своих подвигов.

Героические поступки совершаются и простыми людьми в непростых обстоятельствах, необязательно быть полицейским или обладателем чёрного пояса - спасовать или совершить героический поступок в экстремальной ситуации может каждый, нужно только иметь внутри что-то, что подтолкнёт вас к действию, что-то, делающее человека человеком.

Что ж, соединив описание понятий героя и нашего времени , можно получить весьма полное представление о современном герое, хоть и немного противоречивое. Но в любом случае, каждый для себя должен стать героем, почувствовать себя героем, стараться быть героем. Тогда и окружающие люди, возможно, станут восхищаться вами. Главное - хорошо стараться! Главное - захотеть!

Литература:

1. Карлейль Т. Герои, почитание героев и героическое в истории. - М.: ЭКСМО, 2008. -14 с.

2. Умаров Э.У, Загыртдинова Ф. Б. Этика. –Ташкент: Узбекистан, 1995. - С. 108.

3. Кон И. С. Психология доброго поступка // Этическая мысль. Научно-публицистические чтения. 1988. –М.: Политиздат, 1988. –С. 47.

4. Сафарбоев О. Нажмиддин Кубро жасорати. –Ургенч: 2010. –Б. 47–48; Ўзбек педагогикаси антологияси. -Тошкент: Ўқитувчи, 1995. –458 б.

Смотря на словосочетание «герой нашего времени», у каждого в памяти всплывает одноимённое произведение Лермонтова. В нём автор показывает типичного представителя своего сословия и одновременно ставит перед читателями вопрос: не получается ли у них всё так, как у Григория Печорина – человека умного, благородного, но эгоистичного и самолюбивого? А сколько ещё таких примеров? Для кого-то герой – это Петруша Гринёв, человек благороднейших свойств, оказавшийся между молотом и наковальней, между государством и бунтом. Для кого-то это профессор Преображенский со своей знаменитой фразой, что, когда люди начнут заниматься своим делом, разруха закончится. Подобных примеров может быть много, но если покинуть строгие рамки литературы? Кто герой 21 века ? Что вообще значит это слово ? Кто такие герои? Врачи? Спасатели? Волонтеры?

Прежде всего, хочется начать с тех, кого героями называть нельзя. Спорно. Мы слишком понизили планку в описании того, кто является этим героем. Герой – это тот, кто отдаёт свою жизнь, кто борется за какую-то идею, ценность? В наше время, чтобы проявить милосердие, необходимо пойти на жертвы. Такие люди должны быть заметны. На них должны равняться. Им должны подражать. Если мы не будем замечать тех самых подвижников (скрываясь в куче ненужного), то грош всему цена.
Совсем недавно, с 1 марта в нашем городе свою работу начала альтернативная служба спасения «Наш случай», которая не имеет аналогов в России. Организация решает широкий круг задач. Основатель – Бобровский Сергей Витальевич.
Его судьба весьма обычна для людей того времени: работа челноком в 90-е, ночи на вокзалах Берлина и Праги, жизнь в поездах. Но один случай меняет всю жизнь… Огромная очередь в магазин, расстилающаяся по всей улице. Два слепых мальчика. На горизонте – грузовик. Никто даже и не подумал о том, что могло произойти. Обычный человеческий поступок, простой крик… Но нет. Мальчики не замечают грузовик… и ведь никто же не окрикнул! Такая детская травма, детская боль повлияла на дальнейший выбор.
На «Слёте неравнодушных» Сергей защищает свой проект, который призван помогать людям. Эта помощь, казалось бы, такая банальная, но такая нужная...

Ежедневно, в службу спасения 112 поступают тысячи звонков с самыми разными просьбами. Они, кстати, очень тщательно фильтруются. Большинство «кидается в корзину» ложных. А сколько людей умирает и-за этого? Бывают те вызовы, которые не подходят под классификацию пожарной угрозы, неотложной медицинской помощи, угрозы терроризма и т.д. Расскажу конкретный и самый яркий случай.
Полная женщина с проблемами передвижения (лежачая) упала со своей кровати. Ничего себе не сломала, ничего не разбила, но встать не может. Звонит на номер 112 и говорит: «Помогите встать». А в ответ: «Вам плохо? Вызвать скорую помощь? Ничего не ушибли? Никто не толкнул? Криминала нет. С ЖКХ всё нормально. Угрозы терроризма тоже нет. Ну, лежите, женщина». На следующий день разряжается телефон. И вот 3 дня она лежит, затем умирает от обезвоживания. Согласитесь, просьба была обычная, но дрожь пробирает. Человека больше нет, а могли бы спасти…

Добровольцы нового подразделения прошли обучение у специалистов МЧС в учебно-методическом центре. Сергей Витальевич наладил связь со службой 112.

Починить замок или инвалидную коляску, вкрутить лампочку, донести больного до квартиры, а иногда и просто поговорить по душам. При всём желании помочь, диспетчер службы 112 вынужден действовать по инструкции: признать вызов ложным. Теперь подобные звонки переадресовываются волонтёрам службы "Наш случай". Сюда обращаются ветераны, одинокие пенсионеры и люди с ограниченными возможностями. Бригада помогает в таких ситуациях, когда угрозы жизни нет, но решить проблему самостоятельно не получается.

Во время нашего разговора с Сергеем в диспетчерскую поступает вызов – помощь в транспортировке больного. Выезжаем.
70-летняя пара. У мужа случился инсульт. Приезжает карета скорой помощи. Нужна срочная госпитализация. Кто понесёт? Жена старенькая, соседей дома нет. Счёт идёт на минуты. Человека нужно срочно перенести, а это ещё и 5 этаж «хрущёвки». Зимой организовать помощь прохожих очень сложно, а пожилой человек с ослабленным иммунитетом заболевает очень быстро. Наш случай!

Мы себя называем просто спасатели. Основная наша задача – спасать людей. Когда начинается рабочий день, я захожу в офис и говорю: «Ну, поехали спасать!». Если без пафоса, что мы, скажем, делали сегодня? Спасали человека, попавшего в трудную жизненную ситуацию, однако напрямую его жизни ничего не угрожало. И тем не менее мы – спасали. Для этого человека была неразрешимая проблема