Древнегреческий философ фалес милетский - биография, достижения и интересные факты. Фалес милетский - имя, известное всем

Математические представления

В геометрической науке Фалес Милетский вывел целый ряд равенств: треугольников, вертикальных углов, углов у основания равнобедренного треугольника и т.д. Ученый впервые вписал в обычный круг в треугольник. Для Древней Греции это стало открытием. Но принципиально новым явлением стало то, что Фалес начал преподавать математическую науку, в непосредственной опытной форме.

Как естествоиспытатель, Фалес из Милета пробовал понять причину разливов рек, в том числе Нила. По ошибке он предположил, что реки разливаются под действием пассатного ветра, который затрудняет движение водных масс и вызывает их скопление. Но как стало известно позже, реки разливались из-за летнего таяния снегов и обильных дождей.

Фалес Милетский: философия

Самый ранний источник информации о философских представлениях Фалеса Милетского принадлежит перу знаменитого античного философа Аристотеля. В своем труде под названием «Метафизика» он говорит: «Из тех ученых, которые первые начали философствовать, большинство считало источником всего существующего лишь одно материальное начало. То, из чего составлены все вещи, как они возникают и куда в конечном итоге убывают, как изменяются, эти философы считали природным элементом. Поэтому они утверждают, что ничто не погибает и не появляется, так как природная основа вещей всегда нерушима… Форма и количество такого элемента и начал указывается неодинаково». Фалес - первый представитель такого способа философствования считает первоначалом воду.

Вода - основа всего

Многие современные философы полагают, что Вода в философии Фалеса - это переосмысление Океана Гомера. Но в его основном сочинении «О началах» Фалес поднимается на философское осмысление воды, как начала всего сущего, иначе его невозможно было бы считать философом. Понимая воду как основу, он полагает, что на ее глади плавает Земля, и заявляет, что вода пребывает во всех вещах, только в разной концентрации.

С другой стороны, Фалес Милетский утверждает, что это не простая вода, а «разумная», или даже божественная. Философ говорит, что в мире огромное количество богов. Но они не выше людей и живут как обычные души. В качестве примера Фалес приводил магнит, который притягивает все железное, а следовательно, имеет божественную душу. Все небесные тела питаются испарениями воды из земли и также имеют души. Вышесказанное можно подтвердить словами Диогена Лаэртского: «Началом мира Фалес полагал воду, а все пространство считал полным разнообразных божеств».

Философию Фалеса Милетского можно охарактеризовать как гносеологический монизм и наивный материализм. Основное положение такого способа философствования - все знания следует сводить к одной первопричине (основе). Такой своеобразный девиз древнегреческого философа.

Наивный материализм Фалеса Милетского положил основы всей философии. Мифическим представлениям о мире философ противопоставил возможность, хотя и наивно, но рационально объяснить окружающий мир и его природу. На место Зевса, Фалес поставил Логос, который стал основой для дальнейшего античного миросозерцания. Такие идеи в дальнейшем развивала Милетская школа. Фалес лишь дал толчок для такого способа философствования.


Специалисты по Древней Греции отмечают в своих работах, что первые отличительные особенности научных взглядов греческих философов от всех восточных предшественников произошли в период VII -VI веков до с.л.
В этот же период произошло изменение религиозной греческой идеологии. Одной из наиболее развитых, в торгово-промышленном отношении, была ионийская колония (рис. 5.1), расположенная севернее острова Крит.

Рис. 5.2. Фалес Милетский
В Ионии впервые наука отошла от обслуживания практических потребностей человека и вступила в эпоху абстрагирования и попыток составить общую естественную картину Мира.
Первым, кто попытался разработать теорию детального устройства Мира, был аристократ - Фалес (Милетский), который почитался в Древней Греции как один из семи самых великих мудрецов (рис. 5.2).
Впервые в истории накопления человечеством знаний теория строилась не на существующих религиозных мифах, как это было ранее, а на обобщении имеющихся опытных данных.
Фалес, хорошо знакомый с научными достижениями всего Ближнего Востока, в качестве основы всего сущего, в качестве протоматерии предложил считать воду.
С Фалеса принято отсчитывать начало истории метафизики, создаваемой на основе умозрительного метода, так, по крайней мере, считал Аристотель (384 - 322 годы до с.л). А Евдем не без оснований считал Фалеса родоначальником астрономии и геометрии.
По описаниям древних натурфилософов, первым кто обратил внимание на электростатические эффекты был Фалес Милетский (640/624 - 548/545 до с. л.), который, желая приучить свою дочь к труду, рекомендовал ей заниматься изготовлением пряжи, что она делала посредствам янтарного веретена.
В один из дней дочь пожаловалась Фалесу, что к веретену, сделанному из электрона (так древние греки называли янтарь), прилипают шерстяные ворсинки и прочий лёгкий мусор, а прилипшие предметы трудно от веретена отделить.
Фалес понаблюдал за этим странным явлением, провёл несколько манипуляций с янтарной палочкой и пришёл к выводу, что янтарь, будучи натёртый лоскутком сухой кожи, приобретает свойство действовать на расстоянии на предметы, т.е. материал приобретает свойства воздействия на расстоянии.
Об этом наблюдении Фалес поделился со своими учениками, которые добросовестно записали эти откровения учителя (рис. 5.3). Так появилось первое письменное свидетельство о наблюдении электростатического явления. Только и всего.
Никакого дальнейшего развития тема не получила, о ней, как это часто случалось в древности, попросту забыли на долгие времена. После обнаружения подобных свойств у природных магнитов, Фалес сделал вывод о наличии у янтаря и магнитов души, которая демонстрирует наблюдаемые диковинные эффекты.
Следует заметить, что открытие электростатического эффекта является не единственной заслугой этого замечательного естествоиспытателя древности.


Фалес Милетский был первым известным к настоящему времени человеком, попытавшимся разработать теорию детального устройства Мира.
О Фалесе Милетском упоминает в своих сочинениях и отец всех ис- Рис. 5.3. Фалес Милетский с учениками ториков - Геродот (485 - 425 гг до
с. л.), как об участнике строительства плотин и организаторе дипломатических переговоров. По свидетельству Диогена Лаэртского (404 - 323 гг. до с.л.) Фалес некоторое время находился на стажировке у египетских жрецов, в Египте он изучал геометрию и астрономию.
К сожалению, в оригиналах сочинения Фалеса до нашего времени не дошли. О его творчестве пришлось судить по цитатам из более поздних научных трактатов.
В частности Аристотель, приводит четыре основных тезиса Фалеса об устройстве Мира:
  • Всё произошло из воды;
  • Земля плавает по воде подобно дереву;
  • Во всём есть божественное проявление;
  • Магнит имеет душу, т.к. способен двигать железо.
По разумению Фалеса Милетского вода является основным элементом живой и неживой материи, потому что: суша, на которой живёт человек, окружена со всех сторон водой, всё живое тоже состоит, в основном, из воды.
Твёрдые тела, по Фалесу, имеют жидкую основу, потому что растекаются при нагревании. Все прочие вещества и предметы Фалес считал производными воды: жизненный процесс начинается с первоосновы - воды и в неё же возвращается. Одним словом, круговорот воды в природе.
Цитата из Фалеса об устройстве Мира: «Старше всех вещей - Бог, ибо он не рождён. Прекраснее всего - Космос, ибо он творение Бога. Быстрее всего - Мысль, ибо она бежит без остановки. Больше всего - Пространство, ибо оно вмещает всё. Мудрее всего - Время, ибо оно обнаруживает всё. Ищи одну мудрость. Выбирай одно благо».
Фалес считал, что у человека есть душа, в виде особого эфирного вещества, ответственного за разум, справедливость и «прекрасный строй вещей». Фалес первым в известной истории мировой математики начал доказывать геометрические теоремы.
В частности, ему удалось доказать, что: круг делится диаметром пополам; у равностороннего треугольника все углы одинаковы; в равнобедренном треугольнике углы при основании равны. Фалес доказал так же, что при пересечении прямой параллельных линий образуются равные смежные углы, что треугольники равны, если два угла и сторона одного из них равны двум углам и соответствующей стороне другого (рис.5.4).
Нет практически ни одного греческого учёного, который бы не свидетельствовал о величии Фалеса Милетского в различных областях знаний.


Уже упоминаемый ранее Диоген Лаэртский, в своих сочинениях говорит, в частности, что Фалес первым в Греции открыл время движения Солнца от солнцеворота до солнцеворота, установив, таким образом, продолжительность времён года. Он первым определил,
что видимые диаметры Луны и „ . Рис. 5.4. Геометрические доказательства Фалеса
Солнца составляют 1/720 окружности.
Платон рассказал забавный случай, когда Фалес, увлекшись наблюдениями звёзд, оступился и упал в колодец. Помогавшая астроному выбраться из воды хорошенькая и остроумная служанка заметила: «Он желает знать то, что на небе, а того, что передним и под ногами, не замечает».
Плутарх описал случай, произошедший с Фалесом в Египте. Местным жрецам действующий фараон дал задание измерить высоту пирамиды Хеопса, которая в те времена была облицована полированным камнем, так что подняться на её вершину не представлялось возможным.
Жрецы поделились с Фалесом своими заботами. Мудрый грек, к всеобщему удивлению египетских жрецов придумал способ как это сделать.


Рис. 5.5. Измерение высоты пирамиды
Фалес для измерения высоты пирамиды воткнул вертикально шест известной длины на край тени, отбрасываемой пирамидой, так что получилось два подобных треугольника (рис.5.5) из которых следовало очевидное соотношение.
Это привело фараона Ама- сиса и жрецов в полнейший восторг и неописуемое изумление.
Самым удивительным для них было, то что греку не потребовалось для измерений взбираться на пирамиду и скидывать оттуда верёвку. Аналитические методы начали покорять мир. Ведь, по сути, египтяне располагали теми же знаниями, что и Фалес, но методом абстрактного их применения они не владели. После этого события жрецы открыли перед Фалесом все свои знания, многие из которых носили в те времена закрытый характер и передаче не подлежали.
Стобей уверял своих читателей, что Фалес считал Луну, состоящей из земли, как и звёзды, но на звёздах земля раскалена.
Цицерон в своих сочинениях упоминает, что Фалес первым предпринял попытку объяснения солнечных затмений, считая что, происходят они от того что
Луна находится с Солнцем на одной линии. Из этого был сделан вывод, что, солнечные затмения следует ожидать в полнолуние, хотя и не во всякое.
У всех этих древних мыслителей были все основания считать Фалеса Милетского крупным учёным в области астрономии, т.к. ему удалось вычислительными методами предсказать на 28 мая 585 года до с.л. затмение Солнца. Надо полагать, что он, проанализировав многовековые астрономические данные вавилонских жрецов, правильно рассчитал год и день затмения.


Рис. 5.5. Оливковое масло
Фалесу, по утверждению Аристотеля, не чужда была и коммерция. Проводя, помимо прочего, наблюдения за погодой и сопоставляя эти данные с урожайностью, он в один из годов «звёзды сулили» большой урожай оливок (рис. 5.4).
Не делясь своими прогнозами с общественностью, он совершенно дёшево в Милеете и на о. Хиос взял в аренду множество мастерских по отжиму масла.
Когда же его предположения подтвердились, Фалес в три дорога перепродал аренду маслобойни, сколотив при этом приличный капитал. Тем самым он показал обществу, что отвлечённые, как тогда казалось многим, знания могут приносить реальные блага.
В те же славные времена обнаружилось ещё одно удивительное явление, связанное с поведением некоторых камней, обнаруживаемых на поверхности земли.
В частности, на территории современной Турции в V веке до с.л. стоял город Магнезия, в окрестностях которого с незапамятных времён находили камни, которые, будучи подвешенными на шёлковой нити, имели свойство сохранять ориентацию в пространстве на поверхности Земли. Их называли «путеводные камни».


Рис. 5.6. Магнитное поле Земли
Как правило, они имели плоскую форму и ориентировались по направлению север - юг. Камни ориентировались определённым образом в магнитном поле Земли (рис. 5.6), которое «открыто» было на много веков позже. Тут опять уместно, на наш взгляд, вспомнить северных славян и китайцев, которые использовали в своих морских походах свойство воздействия магнитного поля Земли на природные магниты.
О Фалесе сложено множество легенд, дна из которых гласит. Как-то мул, навьюченный мешками с солью, переходя речку, поскользнулся и упал. Полежав, некоторое время в воде и поднявшись, он обнаружил, что поклажа стала намного легче. Почувствовав от такого падения выгоду, мул стал наклоняться в обе стороны при каждом переходе речки. Погонщики пожаловались Фалесу, который порекомендовал нагрузить тюки шерстью или губками. Мулл не изменил своему опыту и в очередной раз изрядно намочил тюки, однако прежнего облегчения не почувствовал, а даже совсем наоборот.

Как это было принято в Древней Греции, у Фалеса были ученики. Самым известным из них, судя по упоминаниям потомков, в частности, Аристотеля, был Анаксимандр (610 - 546 года до с.л). Анаксимандр (рис.5.7) родился в Милете и был родственником Фалеса Милетского.


Кроме всего прочего Анаксимандр впервые начал излагать научные идеи не в стихотворной форме, как это было принято в Древней Греции со времён великого Гомера, т.е. с VIII века до с.л., а в прозе, что сделало их более информативными.
Его книги «О природе» и «Сферы», широко известные современникам, не сохранились, всё что о нём написано, почёрпнуто в воспоминаниях современников и тех, кто учился по его книгам.
Первоосновой всего Мира Анаксимандр считал, введённый им, специальный элемент апейрон - бесконечный, Рис. 5-7.Анаксимандр
безграничный, вечный и неизменный. Впоследствии эта идея воплотится учёными в виде вездесущих эфиров с самыми разнообразными свойствами.
Анаксимандр полагал, что из апейрона формируются все мировые противоположности: холодное и горячее, сухое и влажное, твёрдое и воздушное.
Землю Анаксимандр представлял в виде цилиндра, парящего в пространстве. Жизнь по его мнению развивалась на плоских поверхностях.


Рис. 5.8. Карта Земли Анаксимандра
Живущих на суше животных и человека, считал вышедшими из воды. Анаксимандр первым из греков построил солнечные часы и установил их в Спарте. Ему же приписывают составление первой географической карты Греции и карты Земли (рис. 5.8) и небесного глобуса.
С позиций теоретического естествознания Анаксимандр стал первым, кто в своих научных рассуждениях стал пользоваться такими понятиями как - неопределённость и бесконечность, что позволило ему прийти к идее вечного движения.
Это обстоятельство революционно противоречило бытовавших в то время статических картин устройства мира.
Схема мироздания Анаксимандра отличалась оригинальностью. Небесные светила, он считал не самостоятельными телами, а отверстиями в непрозрачных оболочках, окружающих Землю и скрывающих внешний огонь. Эти оболочки имели трубчатые кольца - торы.
Возникновение Вселенной, которая развивается без влияния олимпийских богов, древний астроном представлял следующим образом. Апейрон порождает враждующие стихии - «холодное» и «горячее», т.е. огонь и воду. Противоборство во-

ды и огня образовало мировой вихрь, ставший причиной появления всех веществ и тел.
В центре мирового вихря оказалось «холодное», т.е. Земля, окружённая водой и воздухом, а снаружи небесный огонь. Под действием огня верхние слои газовой оболочки превратились в твёрдую корку, эта корка стала раздуваться парами кипящего земного океана, потом лопнула, оттеснив огонь от нашего мира. Так по Анаксимандру возникла сфера неподвижных звёзд, а звёзды были отверстиями в оболочке, через которые вырвался пар земного океана.
В этом же трактате дана теория возникновения жизни. Живые организмы появились из воды и тёплого ила «были рождены во влаге, заключённой во внутрь илистой скорлупы».
Анаксимандр Вселенную считал живым существом, которое имеет свой срок жизни. Вселенная время от времени погибает и тут же возрождается снова «...совершается гибель миров, а намного раньше их рождение, причём испокон бесконечного веку повторяется по кругу одно и тоже». И никаких богов, всё само по себе, как говорится, естественным порядком вещей и событий.
Анаксимандр создал одну из первых геоцентрических моделей космоса и положил начало теории небесных сфер. В его космологии Земля представлялась неподвижным цилиндром, на верхней поверхности которого находится обитаемый мир (Ойкумена).
Вселенная при этом мыслилась центрально-симметричной, поэтому у находящейся в центре Космоса Земли отсутствует основание двигаться в каком-либо направлении. Анаксимандр оказался, таким образом, первым мыслителем, кто предположил, что Земля свободно покоится в центре мира без опоры (в то время как его учитель Фалес Милетский считал, что Земля покоится на воде).
Анаксимандру принадлежит также первая глубокая догадка о происхождении жизни. Живое, по Анаксимандру, зародилось на границе моря и суши из ила под воздействием небесного огня.
Первые живые существа жили в море. Затем некоторые из них вышли на сушу и сбросили с себя чешую, став сухопутными животными. От животных произошел человек что не противоречит некоторым современным представлениям.


Рис. 5.9. Гномон
Правда, у Анаксимандра человек произошел не от сухопутного животного, а от морского. Человек зародился и развился до взрослого состояния внутри какой-то громадной рыбы. Родившись взрослым (ибо ребенком он не мог бы один без родителей выжить), человек вышел на сушу.
Анаксимандр ввел обиход то, что в его время называли «гномон» - элементарные солнечные часы, которые были известны ранее в Древнем Китае. Это вертикальный стержень, установленный на размеченной горизонтальной площадке (рис. 5.9).
Время дня определялось по направлению тени. Самая короткая тень в течение дня определяла полдень, в течение года - в полдень летнее солнцестояние, самая длинная тень в течение года в полдень - зимнее солнцестояние.
Таким образом, Анаксимандр подарил человечеству первую систему Мира, первую космологическую картину Мира и первую гипотезу происхождения жизни, основанную не на мифологической основе.

Следующим учёным - ионийцем, достойным во всех отношениях является Анаксимен (585 - 525 года до с. л.), который считался учеником Фалеса Милетского и Анаксимандра.


Анаксимен (рис 5.10), так же как и его великие учителя попытался построить свою картину Мира. В качестве первоосновы всего окружающего Анаксимен взял воздух, как самую лёгкую субстанцию, и предположил, что из неё получаются более тяжёлые формы пространства.
При разряжении воздуха образуется огонь, а при сгущении ветер, облака, вода и земля. Воздух по
Анаксимену представлялся как душа мира, источник рис. 5.10. Анаксимен всей жизни. Небо Анаксимен считал хрустальным
куполом, в который вкраплены звёзды. Первооснова мироздания Анаксимена - воздух, больше чем другие подходила на роль вечной материи, находящейся в непрестанном движении.
По Анаксимену, Мир образуется из «беспредельного» воздуха, и всё многообразие сущностей есть воздух в различных своих состояниях и проявлениях. Благодаря разрежению (то есть нагреванию) из воздуха возникает огонь, благодаря сгущению (то есть охлаждению) - ветер, облака, вода, земля и камни.
Разрежённый воздух порождает обладающие огненной природой небесные светила. Важный аспект положений Анаксимена: сгущение и разрежение понимаются здесь как основные, взаимно противоположные, но равно функциональные процессы, участвующие в образовании различных состояний материи.
Завершая построение единой картины мира, Анаксимен находит в беспредельном воздухе начало и тела, и души; боги также происходят из воздуха; душа воздушна, жизнь есть дыхание.
Известны мысли Анаксимена по метеорологии. Он считал, что град образуется при замерзании выпадающей из туч воды; если к этой замерзающей воде примешан воздух, то образуется снег. Ветер - уплотнившийся воздух. Состояние погоды Анаксимен связывал с активностью Солнца.
Следуя своим учителям, Анаксимен изучал астрономические явления, которые, как и другие природные явления, стремился объяснить естественным образом, без привлечения магии, религии и волшебства.
Анаксимен полагал, что Солнце - плоское небесное, светящееся тело, аналогичное Земле и Луне, которое от быстрого движения раскалилось. Земля и небесные светила парят в воздухе; Земля неподвижна, другие светила и планеты движутся космическими ветрами.
Анаксимен пересмотрел взгляды Анаксимандра на место Земли во Вселенной. Для учителя Земля была одна и располагалась в центре мироздания, находясь в покое из-за влияния равнодействующих сил.

Анаксимен от всего этого отказался. Земля в Мире не одна, есть ещё твёрдые тела помимо неё. Правда, либо взгляды самого Анаксимена по данному вопросу были не совсем ясными, либо пересказчики его идей не смогли в них разобраться.
Согласно одним из них, он вслед за Фалесом считал, что «и Солнце, и Луна, и прочие звёзды берут начало и происходят из земли.. Солнце - это земля, но только от стремительного движения она ещё и преизрядно нагрелась».
Согласно другим пересказам, Солнце, Луна и звёзды состоят из огня, как думали и все остальные мыслители, но «в пространстве светил имеются также землистые образования, которые вращаются вместе с ними» .
Отказался Анаксимен и от мысли о существовании противоположных физических свойств. Он, например, не проводил резкого различия между горячим и холодным, считая оба эти свойства присущими одной и той же материи.
Учёный считал, что уплотняясь, материя делается холодной, разрежаясь - горячей. С бытовой точки зрения, Анаксимен был не прав, зачастую твёрдые тела бывают намного горячее воздуха.
Античные мыслители, в том числе Аристотель, обрушивались на него с критикой. Но с точки зрения современной науки Анаксимен полностью прав. Лёд холоднее воды, пар горячее её. Замерзание сопровождается снижением температуры, испарение - повышением.
Только взаимосвязь представляется обратной: тепловые явления вызваны скоростью движения частиц (молекул, атомов), снижение скорости означает похолодание, сопровождается конденсацией и кристаллизацией вещества, рост скорости приводит к выделению тепловой энергии, плавлению и испарению. Но всего этого Анаксимен ещё знать не мог, хотя его мысль и двигалась в верном направлении.
Будучи философом в третьем поколении Анаксимен уже смог обойтись без мифологического наследия, используя лишь идейное наследие предшествующих ему исследователей природы.
В мифах нет параллелей его идеям, ни один миф, например, не считал прародителем всего сущего воздух. Разумеется, его схема возникновения и существования материального мира не была научной, доказанной опытным путём. Но она была плодом рационального осмысления окружающего мира.

Анаксагор, в соответствии с преданиями родился спустя четверть века после смерти Анаксимена, т.е. в 500 году до с.л. в местечке Клазомен, расположенного поблизости от Милета, поэтому хорошо был знаком с учениями философов милетской школы.


Рис. 5.11. Анаксагор
Анаксагор тоже задумывался о структурных особенностях материи. Он считал, что элементарной субстанцией является первичная смесь «семян» всех веществ.
Эта покоящаяся смесь заполняла всё бесконечное пространство до момента образования стремительного вихря, вследствие вмешательства организующего начала, которое содержит всё знание обо всём и имеет величайшую силу.
Дальнейшее развитие Вселенной Анаксагор представлял как: «Это вращение началось с малого, а сейчас оно охватывает больше пространства, а в будущем охватит ещё больше». И далее: «Быстрое вихревое вращение привело к тому, что в центре образовалась круглая плоская твердь - Земля, а более лёгкие фракции были отброшены наружу, став в последствии воздухом.
Постепенно движение уходило от центра вихря, Земля остановилась, а всё остальное образование продолжало своё вращение и в какой-то момент наклонилось».
Учёные - астрономы считают замечание Анаксагора о наклоне оси вращения весьма важным, потому что вращение нашей планеты строго вокруг вертикальной оси происходит только на её полюсах, а в Афинах, например, ось наклонена к плоскости горизонта на 380. В этой связи, понятно, что неподвижная плоская Земля по Анаксагору имела ось симметрии, не совпадающую с осью вращения остального Мира.
Вселенную Анаксагор представлял в виде непрерывно расширяющегося пузыря с неподвижной плоской дискообразной Землёй посередине. Вокруг Земли кружится эфирный вихрь, несущий Солнце - раскалённую металлическую или каменную глыбу.
Луна философу представлялась вполне обжитым местом с холмами и оврагами. Звёзды полагались тоже мелкими раскалёнными камнями, меньшими по размерам, чем Солнце. Как-то в одном из своих публичных выступлений Анаксагор заметил: «Ели небо замедлит вращение, то все камни попадают». Вскоре после этого в 466 году до с.л. во Фракии упал большой метеорит, народ решил, что его падение предсказал именно Анаксагор. Так рождались легенды.
Цепная реакция естественнонаучных идей милетских философов в Древней Греции началась. Появились продолжатели и оппоненты идей Анаксагора, Фалеса и Анаксимандра. Процесс, как говорится, пошёл.
  1. Демокрит


Рис. 5.12. Демокрит
Демокрит (460 - 371 года до н.э.) родился во Фракии в городе Абдер, который был развитым торгово
промышленным центром с оживлённой культурной жизнью. Демокрит (Рис.5.12) учился у знаменитых философов в Милете, заимствовал знания у халдеев и египетских жрецов, будучи у них на стажировке.
Сам же он считал себя учеником Левкиппа Милетского. Жители Абдеры, когда во время Пелопонесской войны настали трудные времена, облекли Демокрита верховной городской властью. За административные успехи философ получил почётное прозвище «Патриот».
На немногочисленных портретах Демокрит изображался высоким человеком с высоким породистым лбом с короткой бородой и в белых одеяниях.
В одном из преданий рассказывается, что в один из дней Демокрит сидел на берегу моря, на камнях и, держа в руках яблоко, размышлял: «Если я сейчас это яблоко разрежу пополам - у меня останется половина яблока; если я затем эту половину снова разрежу на две части - останется четверть яблока; но если я и дальше буду продолжать такое деление, всегда ли у меня в руке будет оставаться 1/8,1/16 и т.д. часть яблока? Или же в какой-то момент очередное деление приведёт к тому, что оставшаяся часть не будет обладать свойствами яблока?» Так родилась идея дискретного строения материального мира, переоценить значение которой, даже с позиций современного просвещенного времени трудно.
Демокриту, а быть может его учителю Левкиппу, принадлежит название неделимой части вещества - атом (aroqoq), что в переводе обозначает - не разрезаемый.
Свою атомистическую теорию Демокрит изложил в книге «Малый диакосмос». В IV веке до с.л. первый в мире учёный-атомщик написал такие пророческие слова: «Начало Вселенной - атомы и пустота, всё же остальное существует лишь в мнении. Миров бесчисленное множество, и они имеют начало, и конец во времени. И ничего не возникает из небытия, не разрешается в небытиё. И атомы бесчисленны по величине и по множеству, носятся же они во Вселенной, кружась в вихре, и таким образом рождается всё сложное: огонь, вода, воздух, земля. Дело в том, что последние суть соединения некоторых атомов. Атомы же не поддаются никакому воздействию и неизменяемы и неизменяемы вследствие твёрдости».
Атомы, согласно этой теории, движутся в пустом пространстве (Великой Пустоте, как говорил Демокрит) хаотично, сталкиваются и вследствие соответствия форм, размеров, положений и порядков либо сцепляются, либо разлетаются.
Образовавшиеся соединения держатся вместе и таким образом производят возникновение сложных тел. Само же движение - свойство, естественно присущее атомам (рис. 5.13).
Тела - это комбинации атомов. Разнообразие тел обусловлено как различием слагающих их атомов, так и различием порядка сборки, как из одних и тех же букв слагаются разные слова.
Атомы не могут соприкасаться, поскольку все, что не имеет внутри себя пустоты, является неделимым, то есть единым атомом. Следовательно, между двумя атомами всегда есть хотя бы маленькие промежутки пустоты, так что даже в обычных телах есть пустота.


Рис. 5.13. Атомизм Демокрита
Отсюда следует также, что при сближении атомов на очень маленькие расстояния между ними начинают действовать силы отталкивания. Вместе с тем, между атомами возможно и взаимное притяжение по принципу «подобное притягивается подобным».
Живые существа Демокрит представлял как временные комбинации атомов различной формы. Душа, по мнению учёного тоже состоит из круглых атомов, которые после смерти рассеиваются в окружающем пространстве.
Явления мышления Демокрит объяснял теорией истечения. Согласно этой теории все предметы излучают в пространство тончайшие слои атомов, которые несутся с огромной скоростью во всех направлениях. Эти атомы входят в организм человека и воздействуют на его чувства. Демокрит такими истечениями объяснял и любовь, и ненависть, а так же влияние людей друг на друга.
Весьма своеобразное для своего времени отношение демонстрировал натурфилософ к религии. Он полагал, что религия возникла и обрела влияние на души людей вследствие их беспомощности в объяснении грозных явлений природы. Вследствие своего невежества человек приписывал стихию природы проявлением божественной воли. Трудно даже себе представить, чтобы в раннем христианском мире кто-нибудь бы посмел подобное высказать. Показали бы незамедлительно, потому как и в те времена «стук» распространялся быстрее звука.
Известен Демокрит и своими работами в области математики. Согласно античным источникам, он является автором математической теории музыки. Им разработаны способы вычислений объёмов конусов и пирамид.
Демокрит прожил более 100 лет, причём все годы его зрелой жизни были наполнены научными поисками истины. Самым главным вопросом для себя он считал вопрос о глобальном устройстве Мира.
Вот одно из высказываний Демокрита - астронома, опубликованное в III веке до с.л. его последователем Ипполитом: «Миры бесчисленны и различны по величине. В одних нет ни Солнца, ни Луны, в других - Солнце и Луна больше чем у нас, а в некоторых мирах их большое число. Расстояние между мирами неодинаковые; кроме того, в одно месте миров больше, в другом - меньше. Одни миры растут, другие достигли расцвета, третьи уже идут на убыль. Уничтожаются же они, сталкиваясь, друг с другом».
Землю Демокрит, следуя своим предшественникам, считал по-прежнему плоской, висящей в бесконечном пространстве. Шаг к бесконечности миров был сделан, а движение к шарообразности Земли не последовало.


Читай биографию философа: кратко о жизни, основных идеях, учениях, философии
ФАЛЕС ИЗ МИЛЕТА
(ок. 625 или 640 - ок. 547 или 545 до н. э.)

Древнегреческий мыслитель, родоначальник античной философии и науки, основатель милетской школы, одной из первых зафиксированных философских школ. Возводил все многообразие вещей к единой первостихии - воде.

Современная европейская философия, как и вся современная цивилизация, берет свое начало в Древней Греции, откуда к нам пришло и само слово "философия" ("любовь к мудрости"). Однако, первые философские системы возникли в VI-V веках до н. э. не в самой Греции, а на западном побережье Малой Азии, в ионийских городах, которые были основаны греками и в которых раньше, чем в самой Греции, начали развиваться промышленность, торговля и духовная культура. Крупнейшим из всех малоазиатских греческих городов был Милет.

О первых древнегреческих философах известно очень мало. Точных сведений почти нет. Все свидетельства, как правило, приводятся с оговорками.

В те далекие времена греки не писали биографий видных людей. Впоследствии же, когда эллинистические ученые взялись составлять жизнеописания, пытаясь систематизировать имеющуюся информацию исторического и хронологического характера, установить достоверность тех или иных сведений было крайне сложно. Точных биографических данных не могли представить также и более поздние античные авторы, например афинский грамматик Диоген Лаэртский (III век до н. э.), черпавший свою информацию из не дошедших до нас "Хроник" Алоллодора. В сочинениях авторов поздней античности содержится больше легенд, анекдотов и разного рода измышлений, сложившихся на протяжении веков и связанных с именами Гераклита и других мыслителей далекого прошлого, нежели достоверной информации. Принято начинать повествование о философии с упоминания о семи греческих мудрецах и о первейшем из них - Фалес из Милета.

Семь греческих мудрецов - кто они? Называют разные имена. Но имя Фалеса повторяется, чаще всего включается в список семи мудрецов. По-видимому, он и был самым популярным, самым мудрым из них. Об этом известно немало легенд. Диоген Лаэртский в книге "О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов" рассказывает следующее, рыбаки нашли в море треножник; милетцы решили отдать треножник самому мудрому из мудрецов. Отдали Фалесу, тот передал другому мудрецу, другой - третьему. Но в конце концов треножник все-таки вернулся к Фалесу. По другим свидетельствам, мудрейшему из мудрейших эллинов предназначался кубок царя Креза, и по кругу вернулся он к Фалесу, что запечатлено в древних стихах: "… и сколь мудр среди семи мудрецов Фалес в наблюдении звезд". Существует несколько версий относительно времени жизни Фалеса Милетского. Диоген Лаэртский: "Алоллодор в "Хронологии" пишет, что родился Фалес в 1-й год 39-й олимпиады, прожил семьдесят восемь лет (или, по словам Сосикрата, девяносто) и скончался в 58-ю олимпиаду. Таким образом, жил он при Крезе, для которого отклонил течение Галиса, чтобы перейти реку без мостов".

Считается, что есть одна, по крайней мере, точная дата, связанная с его жизнью, - 585 год, когда в Милете было солнечное затмение и когда, как утверждают, Фалес его предсказал. Если Фалес предсказал солнечное затмение, то он, скорее всего, уже был человеком зрелого возраста. Следовательно, VII-VI века до н. э. и есть приблизительно время жизни Фалеса и, может быть, других древнегреческих мудрецов.

Немного известно и о происхождении мыслителя. Диоген Лаэртский: "Фалес (по согласному утверждению и Геродота, и Дурида, и Демокрита) был сын Эксамия и Клеобулины из рода Фелидов, а род этот финикийский, знатнейший, соседи потомков Кадма и Агенора. Он был одним из семи мудрецов, что подтверждает и Платон, и когда при афинском архонте Дамасии эти семеро получили именование мудрецов, он получил такое имя первым (так говорит Деметрий Фалерский в "Перечне архонтов"). В Милете он был записан в число граждан, когда явился туда вместе с Нелеем, изгнанным из Финикии Впрочем, большинство утверждает, что он был коренным жителем Милета, и притом из знатного рода".

В повествовании Гераклида говорится, что Фалес жил в уединении простым гражданином. По одним источникам, он был женат и имел сына Кибисфа, по другим - что он так и не женился, а усыновил сына своей сестры. Когда его спросили, почему он не заводит детей, он ответил: "Потому что люблю их"; когда мать заставляла его жениться, Фалес, говорят, ответил: "Слишком рано!", а когда она обратилась с тем же вопросом к нему повзрослевшему, то ответил: "Слишком поздно".

О Фалесе философы высказывают часто прямо противоположные суждения. Одни (скажем, Аристотель) говорят о Фалесе как о практичном человеке, который твердо стоял на земле и был весьма изобретательным в житейских делах. Другие авторы (Платон), напротив, считают милетца погруженным в отвлеченные рассуждения мыслителем, которого уже совершенно не интересовали практические дела. Фалес любил путешествовать. Он посетил Египет, Среднюю Азию, старался собрать в этих странах остатки древних знаний.

"Учителей он не имел, - пишет Диоген Лаэртский, - если не считать того, что он ездил в Египет и жил там у жрецов. Иероним говорит, будто он измерил высоту пирамид по их тени, дождавшись часа, когда наша тень одной длины с нами. Жил он и у Фрасибула, милетского тирана (как сообщает Миний)".

Вполне возможно, что Фалес, путешествуя, попал и в Финикию (есть даже предположения, не был ли Фалес финикийцем по происхождению, хотя большинство исследователей все-таки сходится на том, что он был милетец). Из финикийской и египетской астрономии в те столетия уже было известно, как ориентироваться в море по звездам.

Фалес принес в Грецию восточные знания (и первые научные инструменты - например, угломер). Замечательно развив эти знания, он начал европейскую науку. Он был первым, кто захотел с помощью знания объяснить устройство мира - то, что прежде лишь рассказывалось; волю богов заменить законами природы - Восток этим не занимался. И наконец, Фалес умел замечательно разъяснять придуманное.

Стремясь понять мир, в котором мы живем, Фалес интересовался прежде всего тем, что происходит между небом и землей, тем, что греки назвали метеорами (воздушными явлениями). Дело в том, что Фалес жил в городе греческих купцов. В своих поисках он руководствовался соображениями полезности: он хотел, чтобы корабли могли доставлять в порт свои грузы, и поэтому стремился узнать, почему выпадает дождь, что такое ветер, что собой представляют звезды, по которым можно управлять кораблем. У науки нет иного происхождения, кроме практики.

Фалесу поздняя традиция приписала пять теорем геометрии (в их числе - о равенстве углов при основании равнобедренного треугольника и о делении окружности диаметром пополам). В связи с астрономией накапливались и новые знания, проблемы и темы. Например, у финикийцев, египтян и у греков на смену лунному календарю пришел солнечный. Греки перешли уже и на близкое современному деление года на месяцы, дни и т. д., то есть перешли к солнечному календарю. И часто накопление такого рода знаний связывается с именем Фалеса. Вот свидетельство Апулея: "Фалес Милетский, несомненно самый выдающийся из тех знаменитых семи мудрецов (он ведь и геометрии у греков первый открыватель, и природы точнейший испытатель, и светил опытнейший наблюдатель), малыми линиями открыл величайшие вещи: круговороты времен года, ветров дуновения, звезд движения громов дивные громыхания, планет извилистые пути, Солнца годичные повороты, а также [объяснил] нарождающейся Луны прибывание, стареющей - убывание, затмевающейся - преграды. Мало того, уже на склоне старческих лет он придумал божественный расчет [пропорцию], относящийся к Солнцу, [вычислив] сколько раз своей величиной [диаметром]. Солнце меряет ту окружность, которую пробегает." Это свидетельство, скорее всего, приписывает легендарному Фалесу свод знаний, накопленный в ту отдаленную эпоху разными людьми. О трудах философов до Платона ученые судят по "фрагментам" в сочинениях более поздних авторов. Обычно это - краткие неточные пересказы отдельных мыслей. О трудах Фалеса неизвестно даже, писал ли он их вообще. Наиболее вероятно, что он создал "Морскую астрономию" (в стихах, как все ранние мыслители), называли еще два его астрономических трактата (о равноденствии, о солнцестоянии), но точные фрагменты до нас не дошли. Все же можно сказать, что философия Фалеса основывалась на астрономии, которой до него в Греции никто не занимался.

По Геродоту, в ходе войны лидийцев с мидянами "во время одной битвы внезапно день обратился в ночь. Это пресечение дня предсказал ионянам Фалес Милетский и даже точно определил заранее год, в котором оно и наступило. Когда лидийцы и мидяне увидели, что день обратился в ночь, то прекратили битву и поспешили заключить мир".

Впрочем, многие сомневаются, что Фалес действительно смог это предсказать. Некоторые авторы допускают, что Фалес мог предсказать затмение, но считают это предсказание скорее не научным, а практическим. Ведь и до него люди предсказывали затмения, наблюдая известную повторяемость явлений, делая астрономические расчеты.

Возможно, Геродот, как и прочие древние авторы, сообщал, что Фалес увязал временный цикл (лунные месяцы) с фактом солнечного затмения. Когда в Милет пришла весть о битве, случившейся из-за затмения, молва попросту не могла не сопоставить это с учением знаменитого милетца о том, будто Солнце затмевается Луною. Фалес действительно предсказал, что солнечное затмение можно ожидать лишь в новолуние, и пророчество подтвердилось.

Фалес и первые ионийские ученые стремились установить, из какой материи состоит мир. Он считал, что все существующее порождено водой, понимая при этом воду как влажное первовещество. Вода это источник, из которого все постоянно происходит. При этом вода и все, что из нее произошло, не являются мертвыми, они одушевлены. В качестве примера для иллюстрации своей мысли Фалес приводил такие вещества, как магнит и янтарь: раз магнит и янтарь порождают движение, значит они обладают душой. Фалес представлял весь мир как одушевленный, пронизанный жизнью. По Фалесу, природа, как живая, так и неживая, обладает движущим началом, которое называется такими именами, как душа и Бог.

Фалес считает воду изначальным элементом, из которого возникла земля, являющаяся как бы осадком этого первоначального элемента, равно как воздух и огонь, составляющие ее пары, испарения воды. Все возникает из воды и вновь превращается в воду.

Если вода - первооснова, то Земле следует покоиться на воде. По Фалесу, Земля плавает в пресноводном Океане, словно корабль. Тогда реки оказываются подобны течам в днище корабля, а землетрясения - корабельной качке: "Земной круг поддерживается водой и плавает наподобие корабля, и когда говорят, что Земля трясется, то она на самом деле качается на волнах". Современники внимали его речам с восхищением. Фалес пытался сформулировать основные законы мироздания, но современники лучше всего запомнили его моральные поучения. Плутарх в книге "Пир семи мудрецов" приводит следующие оригинальные высказывания Фалеса:

"Что прекраснее всего? Мир, ибо все, что прекрасно устроено, является его частью.

Что мудрее всего? Время, оно породило одно и породит другое.

Что обще всем? Надежда: ее имеют и те, у кого нет ничего другого.

Что полезнее всего? Добродетель, ибо благодаря ей все иное может найти применение и стать полезным.

Что самое вредное? Порок, ибо в его присутствии портится почти все.

Что сильнее всего? Необходимость, ибо она непреодолима.

Что самое легкое? То, что соответствует природе, ибо даже наслаждения часто утомляют".

Фалес говорил, что о друзьях нужно памятовать очно и заочно, что надобно не с виду быть пригожим, а с норову хорошим. "Не богатей дурными средствами, - поучал он, - и пусть никакие толки не отвратят тебя от тех, кто тебе доверился". "Чем поддержал ты своих родителей, - говорил он, - такой поддержки жди и от детей". Из коротеньких афоризмов, которые приписывают исключительно ему, наиболее характерными для его гения являются, несомненно, следующие. "Невежество - тяжкое бремя", "Находясь у власти, управляй самим собой". Про Фалеса передавали в древности и такую легенду (ее с большой охотой повторил Аристотель). "Рассказывают, что когда Фалеса, по причине его бедности, укоряли в бесполезности философии, то он, смекнув по наблюдению звезд о будущем [богатом] урожае маслин, еще зимой - благо у него было немного денег - раздал их в задаток за все маслодавильни в Милете и на Хиосе. Нанял он их за бесценок, поскольку никто не давал больше, а когда пришла пора и спрос на них внезапно возрос, то стал отдавать их внаем по своему усмотрению и, собрав много денег, показал, что философы при желании легко могут разбогатеть, да только это не то, о чем они заботятся. Вот каким образом, говорят, Фалес выказал свою мудрость". Аристотель подчеркивает - урожай Фалес предсказал "по наблюдению звезд", то есть благодаря знаниям.

По иронии судьбы именно гениального Фалеса народное предание выставило мишенью для насмешек прохожих и служанок. Этот язвительный рассказ передает Эзоп, передает его и Платон.

"Рассказывают, что, наблюдая звезды и глядя наверх, Фалес упал в колодец, а какая-то фракиянка - хорошенькая и остроумная служанка - подняла его на смех он, мол, желает знать то, что на небе, а того, что перед ним и под ногами, не замечает".

Конец жизни Фалеса пришелся на царствование легендарно богатого Креза, царя Лидии, подчинившего, в частности, Ионию. Дата смерти первого философа неизвестна Диоген Лаэртский пишет: "Умер Фалес, глядя на гимнастические состязания, от жары, жажды и старческой слабости. На гробнице его написано: Эта гробница мала, но слава над ней необъятна. В ней пред тобою сокрыт, многоразумный Фалес.
* * *
Вы читали биографию известного философа, в которой кратко рассказано о жизни, основных идеях философского учения великого мыслителя. Эту статью можно использовать в качестве доклада по философии (реферата или конспекта)
Если же вас интересует жизнь и основные философские идеи многих других мыслителей, то внимательно читайте (содержание слева) и вы найдёте биографическую статью про любого знаменитого гения философии (и не только её) - от древних времён до наших дней.
В основном же, наш сайт посвящён немецкому философу Фридриху Ницше (его мыслям, афоризмам, идеям, произведениям) но в философии всё взаимосвязано, поэтому, трудно понять одного философа, совсем не читая всех остальных.
Истоки философской мысли следует искать в глубокой древности.
В Китае, были известны два мыслителя: Конфуций и Лао-цзы. Вершиной древнегреческой философии стали имена Сократа, Платона, Аристотеля.
Римский стоицизм - особенный памятник философии античных времен. Его представители - Сенека, Марк Аврелий... XIV-XVI века в истории Европы - начало нового периода развития - гуманизма. Появляются все более значительные идеи и учения в сфере философии. Выдающиеся мыслители той поры - Николай Кузанский, Джордано Бруно, Эразм Роттердамский и другие "гиганты мысли"... В это же время Никколо Макиавелли развил государственную версию политического антиморализма... Философия Нового времени возникла благодаря разрыву со схоластическим философствованием. Символы этого разрыва - Френсис Бэкон и Рене Декарт. Властители дум новой эпохи - Спиноза, Локк, Беркли, Юм...
В XVIII веке появилось идейное, а также философское и научное направление - "Просвещение". Гоббс, Локк, Монтескье, Вольтер, Дидро и другие выдающиеся просветители выступали за общественный договор между народом и государством ради обеспечения права на безопасность, свободу, благосостояние и счастье... Представители немецкой классики - Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах - впервые осознают, что человек живет не в мире природы, а в мире культуры. Век XIX - век философов и революционеров. На философском небосклоне сияет целое созвездие. Появились мыслители, которые не только объясняли мир, но и желали изменить его. Например - Маркс. В этом же веке появились Европейские иррационалисты - Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше, Бергсон... Шопенгауэр и Ницше являются основоположниками нигилизма, философии отрицания, которая имела много последователей и продолжателей. Наконец в XX веке среди всех течений мировой мысли можно выделить экзистенциализм - Хайдеггер, Ясперс, Сартр и др... Исходным пунктом экзистенциализма является философия Кьеркегора...
Русская философия, по мнению Бердяева, начинается с философских писем Чаадаева. Первый известный на Западе представитель русской философии Вл. Соловьев. Религиозный философ Лев Шестов был близок к экзистенциализму. Наиболее почитаемый на Западе из русских философов - Николай Бердяев.
Спасибо за чтение!
......................................
Copyright:

Фалес - древнегреческий философ, открывавший список семи мудрецов. Его считают отцом античной философии, созданная им милетская (ионийская) школа стала точкой отсчета для истории европейской науки. Еще в V веке до н. э. имя Фалеса было тождественно слову «мудрец», причем его мудрость трактовали и как абстрагированную созерцательность, и как практическую сметку. Именно с Фалеса, как считал Аристотель , началась история метафизики, а Евдем открывал его достижениями историю геометрии и астрономии.

Биографии Фалеса как таковой не существует - есть единичные сведения, зачастую противоречащие друг другу и носящие характер преданий. Историки могут назвать лишь единственную точную дату, имеющую отношение к его жизни: в 585 г. до н. э. произошло солнечное затмение, предсказанное философом. Что касается времени жизни, то за основу принята точка зрения, согласно которой он родился в 640-624 гг. до н. э., а промежуток, в который он мог умереть, - 548-545 гг. до н. э.

Известно, что Фалес был продолжателем знатного рода, обладателем хорошего образования, полученного у себя на родине. Впрочем, происхождение философа из Милета довольно сомнительно. Есть сведения, что он жил там не как коренной житель, а имел финикийские корни. Легенда гласит, что мудрец, будучи торговцем, предпринял за свою жизнь большое количество путешествий. Живя в Фивах в Египте, Мемфисе, он тесно общался со жрецами, обучаясь их премудростям. Принято считать, что в Египте им были почерпаны геометрические знания, с которыми он затем познакомил соотечественников.

По возвращении на родину у него появились собственные ученики, и для них он создал прославившуюся школу, названную Милетской. Самыми известными учениками считаются Анаксимен и Анаксимандр. Легенды описывают Фалеса личностью разносторонней. Так, он был не только философом, но и служил у Креза, царя Лидии, военным инженером. Им были созданы водоотводный канал, плотина, благодаря которым река Галес потекла в другом направлении. Сохранились сведения, что Фалесу принадлежала монополия на продажу оливкового масла. Проявил он себя и как дипломат, выступавший сторонником сплочения ионийских полисов перед лицом опасности со стороны сначала Лидии, затем Персии. С другой стороны, он был против того, чтобы жители Милета стали союзниками Креза, и это спасло город.

Сохранились сведения, что Фалес дружил с Фрасибулом, милетским тираном, имел какое-то отношение к храму Аполлона Дидимского. Впрочем, есть источники, которые говорят, что Фалес, любивший уединение, не стремился участвовать в государственных делах. О личной жизни сведения так же противоречивы: вместе с утверждениями о том, что мудрец был женат и имел сына, встречается информация, что он так и не обзавелся семьей , а усыновил племянника.

Ни одно из сочинений не дошло до нашего времени. Считается, что их было два - «О равноденствиях» и «О солнцеворотах», содержание которых нам известно лишь благодаря пересказу авторов, живших позднее. Есть информация, что после него осталось 200 стихотворений. Не исключено, что в письменном виде труды Фалеса вообще не существуют, и лишь из других источников складывается представление о его учении.

Как бы там ни было, именно Фалесу принадлежит заслуга формулировки двух главных проблем натурфилософии – начала и всеобщего. Философ считал, что все существующие в мире вещи и явления имеют единую основу – воду, без деления на живое и неживое, физическое и психическое и др. Как человек науки, Фалес установил продолжительность года, определил время равноденствий и солнцестояний, объяснил, что Солнце движется по отношению к звездам. Как утверждает Прокл, именно Фалесу принадлежит заслуга первооткрывателя в доказывании геометрических теорем.

Отец античной философии скончался, будучи зрителем на соревнованиях гимнастов: сказалась жара и, вероятней всего, возникшая давка.

Фалес (Thales) (ок. 640 — ок. 546) — древнегреческий философ, неизменно возглавлявший список "семи мудрецов". Его считают отцом античной философии, созданная им милетская (ионийская) школа стала точкой отсчета для истории европейской науки. Аристотель начинает с Фалеса историю метафизики, Евдем — историю астрономии и геометрии.

Краткая биография

Исторических данных о жизни Фалеса практически не сохранилось. Имеется лишь ряд разрозненных и, порой, противоречивых упоминаний в трудах более поздних античных авторов. Единственная точная дата, которую можно отнести к жизни греческого философа, это дата затмения, которое он предсказал — 585 г. до н. э. Все остальное, в том числе и даты рождения и смерти, весьма приблизительно.

Известно, что Фалес происходил из знатного рода, имел хорошее образование. Жил в Милете*. По некоторым источникам являлся финикийцем либо имел финикийские корни. Будучи торговцем, много путешествовал. Живя в Фивах в Египте, Мемфисе, много общался со жрецами, обучаясь их премудростям. Принято считать, что в Египте им были почерпнуты геометрические знания, с которыми он затем познакомил соотечественников. По возвращении на родину создал философскую Милетскую школу, самыми известными последователями которой называются Анаксимен и Анаксимандр.

В античности ему были приписаны сочинения в прозе: «О началах», «О солнцестоянии», «О равноденствии», «Морская астрология». Сами эти названия говорят о Фалесе как об ученом и философе, искавшем физическое начало мироздания. К сожалению, от этих трудов дошли до нас только их названия.

* Милет — древнегреческий город в Карии на западном побережье Малой Азии, находившийся к югу от устья реки Меандр.

Вот некоторые факты из жизни Фалеса:

Фалес принимал живое участие в политике, советуя ионийским полисам объединиться против внешних врагов: вначале против Лидии, а затем — Персии. Но советам милетского философа не вняли.

Во время борьбе Лидии с Персией Фалес понимал, что Персия для греков опасные лидийцев и поэтому содействовал последним. Будучи военным инженером на службе у царя Лидии Крёза, Фалес, чтобы облегчить переправу войска, пустил реку Галис по новому руслу. Неподалеку от г. Мител он спроектировал плотину и водоотводный канал и сам руководил их постройкой. Это сооружение значительно понизило уровень воды в Галисе и сделало возможной переправу войск. Этот эпизод имел место во время войны Крёза (царя Лидии) с персами.

Сохранились сведения, что Фалес дружил с Фрасибулом, милетским тираном, имел какое-то отношение к храму Аполлона Дидимского.

Показательные истории, связанные с именем Фалеса:

Однажды гружённый солью мул, переходя вброд речку, внезапно поскользнулся. Содержимое тюков растворилось, а животное, поднявшись налегке, сообразило в чём дело, и с тех пор при переправе мул намеренно окунал мешки в воду, наклоняясь в обе стороны. Прослышав об этом, Фалес велел наполнить мешки вместо соли шерстью и губками. Гружённый ими мул попытался проделать старый трюк, но добился обратного результата: поклажа стала значительно тяжелее. Говорят, что впредь он переходил реку так осторожно, что ни разу не замочил груз даже нечаянно.

Когда Фалеса, по причине его бедности, укоряли в бесполезности философии, он, сделав по наблюдению звезд вывод о грядущем урожае маслин, ещё зимой нанял все маслодавильни в Милете и на Хиосе. Нанял он их за бесценок (потому что никто не давал больше), а когда оказалось что маслин уродилось очень много, спрос на маслодавильни тутже возрос и Фалес начал сдавать их по высоким ценам. Собрав таким образом много денег, он показал, что философы при желании легко могут разбогатеть, но это не то, о чём они заботятся. Аристотель, из записей которого до нас и дошел этот факт, подчеркивает: урожай Фалес предсказал «по наблюдению звезд», то есть благодаря знаниям.

Фалес как ученый

Считается, что Фалес «открыл» для греков созвездие Малой Медведицы как путеводный инструмент; ранее этим созвездием пользовались финикийцы.

Считается, что Фалес первым открыл наклон эклиптики к экватору и провёл на небесной сфере пять кругов: арктический круг, летний тропик, небесный экватор, зимний тропик, антарктический круг. Он научился вычислять время солнцестояний и равноденствий, установил неравность промежутков между ними.

Фалес первым указал, что Луна светит отражённым светом; что затмения Солнца происходят тогда, когда его закрывает Луна.

Фалес первым определил угловой размер Луны и Солнца; он нашёл, что размер Солнца составляет 1/720 часть от его кругового пути, а размер Луны — такую же часть от лунного пути. Можно утверждать, что Фалес создал «математический метод» в изучении движения небесных тел.

Фалес ввёл календарь по египетскому образцу (в котором год состоял из 365 дней, делился на 12 месяцев по 30 дней. и пять дней оставались выпадающими).

Именем Фалеса названа геометрическая теорема.

Считается, что Фалес первым сформулировал и доказал несколько геометрических теорем, а именно:

вертикальные углы равны;

имеет место равенство треугольников по одной стороне и двум прилегающим к ней углам;

углы при основании равнобедренного треугольника равны;

диаметр делит круг на две равные части;

вписанный угол, опирающийся на диаметр, является прямым.

Фалес научился определять расстояние от берега до корабля, для чего использовал подобие треугольников. В основе этого способа лежит теорема, названная впоследствии теоремой Фалеса: если параллельные прямые, пересекающие стороны угла, отсекают равные отрезки на одной его стороне, то они отсекают равные отрезки и на другой его стороне.

Легенда рассказывает о том, что Фалес, будучи в Египте, поразил фараона Амасиса тем, что сумел точно установить высоту пирамиды, дождавшись момента, когда длина тени палки становится равной её высоте, и тогда измерил длину тени пирамиды.

Философия Фалеса

Фалес полагал, что всё возникает из воды и в неё превращается. Начало элементов, сущих вещей - вода; начало и конец Вселенной - вода. Всё образуется из воды путём её затвердевания/замерзания, а также испарения; при сгущении вода становится землёй, при испарении становится воздухом. Причина образования/движения — дух, «гнездящийся» в воде.

Фалесу приписываются следующие утверждения:

1.Земля плавает в воде (как кусок дерева, корабль или какое-нибудь другое [тело], которому по природе свойственно держаться на плаву в воде); землетрясения, вихри и движения звезд происходят оттого, что все качается на волнах по причине подвижности воды.

2.Земля плавает в воде, а Солнце и другие небесные тела питаются испарениями этой воды.

3.Звезды состоят из земли, но при этом раскалены; Солнце — землистого состава [состоит из земли]; Луна — землистого состава [состоит из земли].

4.Земля находится в центре Вселенной; при уничтожении Земли рухнет весь мир.

5.Жизнь предполагает питание и дыхание, в каких функциях выступают вода и божественное начало — душа.

Милетская школа

Фалес основал Милетскую школу — первую древнегреческую научно-философскую школу, которая находилась в городе Милет, древнегреческой колонии в Малой Азии в первой половине VI в. до н. э. Представителями этой школы являлись Фалес, Анаксимандр, Анаксимен — больше никаких имен не сохранилось, возможно их и не было. Иногда Милетскую школу включают в состав "ионийской философии". К ионийским философам относились ученики Фалеса и ученики его учеников: Анаксимен, Анаксимандр, Анаксагор, Архелай.