❖Кулачные бои на Руси. История кулачных боёв на Руси

Дрались, понятное дело, все, всегда и везде. По тем или иным причинам. Так или иначе. Восточные боевые искусства становились частью «пути самосовершенствования», индейцы Центральной Америки устраивали ритуальные поединки, а греки придумали Олимпийские игры — посвященные богам, но служившие и отличным развлечением для множества зрителей, собиравшихся раз в четыре года в городке Олимпия. Наши предки от других не отставали.

«Правила маркиза Квинсберри», появившиеся в 1865 году и регламентировавшие поведение боксеров, очень схожи с органично резвившимися на Руси правилами кулачного боя, сформировавшимися двумя-тремя веками ранее .

По-английски бытовавший на Руси кулачный бой недаром называется Russian fist fight — это действительно базовое местное «боевое искусство». По уровню сложности кулачный бой стоит на одной планке с другими народными мордобойными дисциплинами, не перегруженными излишней тонкостью техник. Находясь где-то посередине между французским саватом и ирландским боксом, он, тем не менее, незаслуженно находится на периферии внимания людей, интересующихся техниками боя и самозащиты. Может быть, виной тому — разрыв традиции, возможно — тренды, выведшие на первый план сначала восточные дисциплины, затем капоэйру, а теперь — английский бокс.

История русских кулачных боев

Первое упоминание о русском кулачном бое мы можем найти в «Повести временных лет». Нестор пишет: «Себо не погански ли живемъ... нравы всяческими льстими, превабляеми отъ Бога, трубами и скоморохи, и гусльми, и русальи; видимъ бо игрища уточена, и людей много множество, яко упихати другъ друга позоры деюще отбеса замышленаго дела» — в общем, критикует.

Читая это, следует понимать, что, уходя своими корнями к дохристианской культурной традиции, кулачные бои и не могли бы ожидать иного отношения от православного летописца.

О происхождении кулачного боя и его возможном ритуальном значении для древних славян мы не знаем и не можем знать по этим же причинам. Тем не менее, о развитии кулачного боя с XI по XX век есть достаточно как исторических, так и художественных свидетельств — стихов и народных песен, указов запрещавших бои, и полицейских протоколов, записей очевидцев и этнографов, по которым мы можем судить и о правилах поединков и о порядке проведения боев.

1. Праздник Троицы вблизи Царёва городища, 1900. 2. Михаил Песков «Кулачный бой
при Иване IV». 3. Бои «Стенка на стенку». 4. Современные кулачные бои.

Так, например, Назимов в своих воспоминаниях рассказывает: «Местные власти, кажется, смотрят на этот… обычай сквозь пальцы, не имея, вероятно, в виду положительных предписаний начальства, а может быть и сами исподтишка были зрителями подобных побоищ, тем более что многие значительные в городе люди, поборники старины, считали эти забавы весьма полезными для развития и поддержания физической силы и воинственных наклонностей народа. Да и мудрено было арзамасскому градоначальнику, то есть городничему, справиться при помощи 10-15 будочников и даже полной инвалидной команды в 30-40 человек со сборищем бойцов, которое, кроме подзадоривающих их многочисленных зрителей, простиралось, по словам очевидцев, до 500 человек».

А Лебедев статье для журнала «Русская старина» пишет: «Это совсем не была драка, ссора, вражда или что-либо подобное, а нечто вроде игрища. Между тем удары наносились серьезно, причиняли ушибы и даже смерть. Кулачные бои существуют во многих странах, но всюду они носят характер или состязательный — единоличный, как, например, бокс в Англии, или поединка, что было и у нас в допетровской Руси; но в том виде, какой они имеют в России, — в виде состязания огромных сборищ толпы, одна с другою, этого нигде и никогда не было. Удаль, избыток сил просились наружу и находили выход в таком своеобразном игрище.

В. Васнецов

О кулачных боях очень мало сведений, и напрасно станем искать их в истории или пособиях и монографиях; известия о них можно найти только в поучениях церковных и в мемуарах. А между тем о “кулачных боях” было немало правительственных распоряжений, и приходилось даже бороться с этого рода “спортом”».

Обычно кулачные бои приходились на большие праздники, летом проводились на улицах или площадях, а зимой на льду замерзших рек и озёр — там всегда было достаточно места. Кулачные бои не были чисто «региональным» развлечением. В Москве проходили бои на Москве-реке у Бабьегородской плотины, у Симонова и Новодевичьего монастырей и на Воробьевых горах, в Петербурге — на льду Невы и Фонтанки.

Бои сопровождались гуляниями, к месту стычек собирались зрители, а с ними и коробейники с товарами и сбиточники с горячим медом и пивом. Бои, проходившие с попустительства или даже в присутствии представителей дворянства (например, граф Орлов был «большим охотником до кулачного бою»), могли сопровождаться цыганскими оркестрами и даже небольшими фейерверками.

Больше всего боев происходило в масленичную неделю —
перед постом люди стремились
не только напиться-наесться,
но и, насколько возможно,
дать волю кулакам.

Конечно, регулярно случались и спонтанные стычки, когда что-то не могли поделить две улицы или две берега реки. Ну, или давно уже не могли поделить, но лишь периодически вспоминали об этом.

1САМ НА САМ

Частные поединки один на один, по своей форме близкие к традиционному английскому боксу, но более безопасные. Было необходимо соблюдение правил, не позволявших участникам поединка скатываться в беспорядочную свалку и ограничивавших их в применении нечестных приемов и опасных ударов и захватов. В поединке должен быть победитель, но и побежденный должен остаться достаточно функциональным для того, чтобы жить дальше. Хотя так бывало не всегда, все зависело от ситуации — например, купец Калашников, про которого писал Лермонтов, отделал своего оппонента до смерти. Впрочем, у него и не было другого выхода, а победа того стоила.

Иллюстрация к произведению М. Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова»

Из «сам на сам» следует выделить поединок «удар на удар»: участники, стоя на месте, обмениваются ударами, очередность которых определяется по жребию. Уклоняться от ударов запрещалось, допустимы были только блоки. Бой завершался, когда один из соперников был сбит с ног или сдавался.

Частные поединки бытовали и среди дворянства, хотя в этой среде предпочтение отдавалось все же вооруженным «дуэлям».

2. ПОЛЕ

Судебные бои, когда поединок происходил между истцом и ответчиком или их представителями, «договорными бойцами».

Массовые бои делились на два типа
1ЦЕПНОЙ БОЙ, ИЛИ «СЦЕПЛЯЛКА-СВАЛКА»

Все дрались против всех. Такой бой являлся самой древней и наиболее опасной разновидностью. Здесь правила якобы действовали, но кто мог уследить там за их выполнением? По своему характеру «сцеплялка-свалка» напоминала современный околофутбольный fair-play - выбрал противника по силе, победил, перешел к следующему.

СТЕНОШНЫЙ БОЙ, ИЛИ «СТЕНКА НА СТЕНКУ»

Это то, с чем сейчас ассоциируются традиционные кулачные бои — самый зрелищный и знаменитый вид русского кулачного боя.

Отступившие перегруппировывались, меняли бойцов и после передышки вновь вступали в бой, до тех пор пока одна из сторон не одерживала окончательную победу.


К сведению. Название «стеношный» происходит от принятого в таких столкновениях боевого порядка — стороны выстраивались друг против друга в плотную линию, состоявшую из нескольких рядов, и шли на стенку противника с целью прорвать её и обратить врага в бегство.

Время и место проведения битвы выбирали заранее, противоборствующие стороны, стенки, назначали вожаков — воевод и оговаривали конкретные правила. Предводителя стенки в разных местах называли по разному: башлык, голова, староста, боевой староста, старый чоловик.

Накануне боя вожак вместе с представителями своей стенки разрабатывал план предстоящего боя: выделял сильнейших и более опытных бойцов и распределял их по местам вдоль всей стены для руководства отдельными группами, составлявшими боевую линию стены. При подготовке также назначались резервные бойцы для проведения решающих атак и выделялись особые группы для того, чтобы выбить из боя какого-нибудь определенного противника. Во время боя руководители сторон не только непосредственно участвовали в нем, но и подбадривали своих бойцов и на ходу корректировали тактику.

У П. П. Бажова в сказе «Широкое плечо» приведено наставление башлыка своим бойцам: «Расставил бойцов, как ему лучше показалось, и наказывает, особенно тем, кои раньше в корню ходили и за самых надежных слыли. “Гляди, без баловства у меня. Нам без надобности, коли ты с каким Гришкой-Мишкой на потеху девкам да закладчикам станешь силой меряться. Нам надо, чтоб всем заодно, широким плечом. Действуй, как сказано”».

За время, оставшееся до схватки, участники готовились к ней — ели больше мяса и хлеба, чаще парились в бане. Бытовали и «магические» способы подготовки. Так в одном из древних лечебников даётся рекомендация: «убей змею черную саблей или ножом, да вынь из нее язык, да вверти в тафту зелену и в черную, да положи в сапог в левый, а обуй на том же месте. Идя прочь, назад не оглядывайся, а кто спросит, где ты был, ты с ним ничего не говори».

Бытовали и совсем «магические» обряды — например, «ломание» (что-то вроде ритуального танца) перед боем, напоминающее движения медведя, культ которого существовал в древней Руси.

Перед началом схватки бойцы торжественно проходили по улицам. Придя на назначенное место, выстраивались в стенки в три-четыре ряда в зависимости от количества участников и начинали задирать оппонентов криками и жестами. В это время мальчишки, представлявшие стенки, сходились между ними в «свалку-сцеплялку». Когда все участники были уже достаточно раззадорены, вожаки команд выкрикивали «Даешь боя!» и стенки сходились.

Правила

Существовали ограничения, распространявшиеся также на бои «сам на сам»:
1. Запрещалось бить упавшего, присевшего (присевший считался сдавшимся) или отступающего противника, а также противника, не имеющего возможности самостоятельно остановить кровь («мазку не бьют») или получившего серьезное увечье. Бой следовало вести лицом к лицу — нападать сбоку или, тем более, со спины категорически запрещалось («с крыла, в зашей, в тыл не бить»). Также нельзя было хватать за одежду, удары следовало наносить выше пояса, категорически запрещалось любое оружие. За кусочек свинца, припрятанный в рукавице, виновника ожидало суровое наказание.

2. Бой велся строго кулаками, источники говорят об использовании ударов трех типов, соответствующих ударным поверхностям оружия:
— удар костяшками, который трактовался как укол оружием;
— основанием кулака, что соответствовало дробящему или рубящему удару;
— головками фаланг пальцев, как удар обухом.

Наиболее распространены были удары в голову, в солнечное сплетение («в душу») и под ребра («под микитки»). Допускались толчки плечами или двумя руками.

Обязательное обмундирование участников включало толстые шапки и меховые рукавицы, смягчающие удар. Ровинский в своей книге «Русские народные картинки», вышедшей в 1900 году пишет: «Перед боем привозили целыми возами кожаныя рукавицы; сбирались партиями фабричные с разных фабрик, целовальники и мясники; случались охотники из купцов, в меховых шубах и даже из господ. Вся орава разделялась надвое и выстраивалась друг перед другом в две стены; драку начинали, в небольших боях, — “заводные” один на один, потом шли все остальные стена на стену; запасные бойцы стояли в стороне и принимали участие в драке только тогда, когда их стену начинала теснить противная стена».

Ход боя

Бой проходил в три этапа: сначала сходились подростки, представляющие противоборствующие стороны, вслед за ними к схватке присоединялись неженатые юноши, а последними вступали в бой и взрослые мужчины. Иногда эти этапы были разделены между собой - мальчики закончили, сошлись юноши, а иногда бой не прерывался, просто участники входили в стенку постепенно.

Назимов пишет: «И так дело начиналось застрельщиками-мальчишками, которые, галдя и дразня противную сторону, выскакивали одиночками, наносили один другому удары, сшибали с ног и опять убегали “к своим”. Отдельные столкновения учащались, уже группами, с гиком и ораньем нападали одни на других. “Стенки” сходились, и со страшным гулом, свистом, криками, как прорвавший плотину поток, стремительно бросалась “стенка на стенку” — начинался настоящий бой».

Схватка велась на вытеснение противника с «поля боя» или на разрыв его стенки. Применялись различные тактики, вынесенные из военного опыта: атака клином-«свиньей», замена бойцов первого и третьего рядов и различные маневры. Максим Горький в романе «Жизнь Матвея Кожемякина» так описывает кулачный бой: «Городские ведут бой с хитростями <…> выдвинут из своей “стенки” против груди слобожан пяток хороших бойцов, и когда слобожане, напирая на них, невольно вытянутся клином, город дружно ударит с боков, пытаясь смять врага. Но слободские привыкли к этим ухваткам: живо отступив, они сами охватывают горожан полукольцом…»

Важной категорией бойцов были надежды — мощные ребята, разрывавшие стенку противника. Часто надежду впускали, разомкнув стенку, и оставляли наедине с мастерами боя один на один, что по всей видимости было достаточно действенной тактикой.

Завершался бой совместной попойкой противоборствующих сторон с кострами и пирушкой.

Несмотря на борьбу властей с кулачными боями, на порицание их церковью и даже законодательные запреты, окончательно задавить эту традицию не смогла даже советская власть. Так, кинохроника 1954 года показывает (с непременным неодобрением) кулачный бой в селе Купля в Рязанской области. Упоминание об этих кадрах нашел Б. В. Горбунов, а сама кинохроника была найдена А. С. Тедорадзе и
И. А. Бучневым:

Одних из последних живых носителей традиции удалось отыскать в конце девяностых годов прошлого века в селе Атаманов Угол Тамбовской области. Смотря на этих крепких старичков, не так уж сложно представить, каковы были стенки времен их молодости.

Нынешние загородные бойцовские клубы и околофутбольные стычки тоже вполне можно, хоть и с натяжкой, отнести к продолжению этой традиции. Поэтому мы завершим статью еще одной цитатой из Лебедева:

«Все, что можно сказать в заключение изложеннаго, это привести слова летописца: “...земля наша велика...” и т. д. и прибавить, что кулачные бои пережили все законы и сохранились, — для интеллигенции они приняли вид атлетической борьбы, на сценах — как платное зрелище, а в самом народе продолжаются невозбранно и повсюдно, не минуя и столиц, где они по-видимому должны бы стать анахронизмом; и практикуется то в тех же видах и сценах, как в седой старине, разве только не так часто и не в таких грандиозных размерах».

Кулачные бои - древнейшая забава наших предков. О кулачных боях свидетельствуют многие источники, а первым из них была «Повесть временных лет». Рукопашные поединки проводились еще до Крешения Руси в честь громовержца Перуна. Со временем наши предки особенно полюбили сходиться в таких боях на Масленицу и Рождество.

Попытки представителей церкви бороться с этими языческими проявлениями, как правило, результатов не имели. Любителей этого вида спорта не останавливал даже указ, озвученный в 1274 году митрополитом Кириллом: «Отлучать от церкви участвующих в кулачных боях и боях кольями, а убитых не отпевать».

В.М. Васнецов. «Кулачный бой»

В дальнейшем против кулачных боев выступления продолжились. Конкретные меры по борьбе с ними принимали и Федор Иоаннович, и Михаил Федорович, и Елизавета Петровна, и Николай I.

Но не все представители власти были настроены столь категорично: к примеру, благосклонно относился к кулачным боям, а многие очевидцы свидетельствовали, что это действо доставляло ему большую радость. также не отказывала себе в удовольствии посмотреть кулачные бои. А Григорий Орлов, фаворит государыни, и сам готов был с кем-нибудь помериться силушкой.

Петр II, несмотря на то что его правление было недолгим, тоже внес свою лепту в организацию кулачных боев. Он ввел следующее ограничение: «Кто упадет, лежащих никого не били бы». До нашего времени эта фраза дошла немного измененной - «не бей лежачего».

Б.М. Кустодиев. «Кулачный бой на Москва-реке»

Кулачный бой был традиционным русским боевым искусством. Со стороны человеку непосвященному могло показаться, что это обычный мордобой, но на самом деле это было настоящее мастерство со своими премудростями.

Бились в русском кулачном бою только голыми руками. Бить можно было в корпус и голову, запрещено - в пах и по ногам. Правила не разрешали бить лежачего и противника, у которого было сильное кровотечение. За соблюдением правил зорко следили судьи, зрители и сами участники. В случаях нарушения установленных правил нечестного бойца могли сурово наказать. Хотя участники боев и сражались голыми руками, травмы бывали очень серьезные, случались даже убийства.

Одним из первых видов кулачного боя принято считать «сцеплялку-свалку», при которой бойцы выступали друг против друга и против всех сразу, но более распространенным видом боя (и в современности) считается «стенка на стенку». Бойцы шли двумя рядами, и каждый защищал себя и своих собратьев. Во главе каждой стенки был вожак, который являлся и вдохновителем, и организатором боя.

После Революции 1917 года большевики объявили, что кулачные бои полностью искоренены как позорный пережиток царского режима. Но молодежные массовые драки никуда не исчезли.

Автор этих строк еще в 1960-е годы наблюдал подобные «забавы» на окраине Москвы. Мне в то время было лет 10, и я мог видеть (сидя на крыше дома своего приятеля в деревне Строгино), как стенка на стенку шли строгинские парни и молодые мужики на своих соседей из Троице-Лыкова. Какое яблоко раздора спровоцировало их на подобные действия, современные летописи не сообщают. Драка была поистине захватывающей, но, конечно, особенно радовало нас то, что наше местоположение было недоступно для бойцов...

На Руси четко различали обычную драку и поединок «на кулачках», который проводился по особым правилам. Существовало три основных вида поединков «один на один», «стенка на стенку» и «сцеплялка-свалка».

Самым почетным боем был «один на один». Была даже особая категория бойцов, которые предпочитали только его, не участвуя в «стенках» и «сцеплялках». Имена таких бойцов были окружены легендами, а многие даже остались в истории. В книге М. И. Пыляева «Старое житье», изданной в середине XIX века, написано о таких бойцах: «Лучшими из них считались в тридцатых годах тульские: Алеша Родимый, Никита Долговяз, братья Походкины, семейство Зубовых, Тереша Кункин — их с почетом развозили купцы по городам».

В древности кулачные поединки иногда использовались как судебные, считалось, что победивший боец подтвердил свою правоту. Но такие случаи были редки, так как в подобных ситуациях предпочитались поединки с оружием.

Боя «один на один» не чурались и некоторые дворяне, так как поражение в таком поединке не считалось бесчестием. Известным кулачником был граф Григорий Орлов, любивший помериться силами с прославленными бойцами. А другой известный силач того времени, генерал В. Г. Костенецкий, наоборот, категорически отказывался участвовать в поединках, опасаясь, что ненароком искалечит или убьет противника. О его силе ходили легенды, в боях с французами он рубился полуторным палашом, который ему выдали из Оружейной палаты, разваливая противников от плеча до седла. Были и «счастливцы», отведавшие его кулака. В одном из боев 1809 года он выбил французов с захваченной ими русской батареи, действуя только кулаками и артиллерийским банником.

Редкой разновидностью боя «один на один» был поединок «удар на удар». Собственно, это был не бой, а поочередный обмен ударами, от которых нельзя было уклоняться, разрешалось только закрывать руками наиболее уязвимые места. Удары наносились по жребию, пока кто-то из соперников не оказывался сбит с ног или не признавал себя побежденным.

Наиболее зрелищным всегда считался бой «стенка на стенку», в котором могло участвовать более сотни бойцов. Обычно о таком бое договаривались заранее, согласовывая место и количество бойцов, которое могло быть неравным, но с незначительной разницей. Сражались «деревня на деревню», «улица на улицу», «одна часть городка против другой», «купцы против грузчиков» и т. п. М. И. Пыляева пишет, что «лучшими бойцами стенка на стенку славились казанские суконщики; всегдашними соперниками их были татары. В Херсоне суконщики дрались с евреями-караимами. В Туле известны бои оружейников с посадскими; в Костроме — дебрян с сулянами».

Традиционно кулачные бои проводились зимой с Николы (6 декабря) до сборного воскресенья, но главным временем для подобной забавы считалась Масленица. Чаще всего местом боя становилась замерзшая река или озеро. Иногда бой делился на несколько этапов: сначала бились дети, затем юноши, а уже после них начиналась схватка взрослых бойцов. Каждая команда старалась иметь «тайное оружие» — нескольких сильных «надежа-бойцов», которые первоначально в схватке не участвовали, оставаясь за строем или в числе зрителей. Только в решающие моменты они вступали в бой, чтобы прорвать линию соперников. В каждой команде был свой атаман (воевода), руководивший боем. Выигрывала сторона, заставившая соперника отступить.

Бой «сцеплялка-свалка» проводился редко и популярностью не пользовался. В этом виде боя противники не соблюдали строй и «тузились врассыпную или в толпе».

При кулачных боях строго соблюдались определенные правила: лежачего не бить, выходящего из боя не добивать, бить только руками и выше пояса, в кулак ничего не зажимать, в рукавицы не вкладывать. В азарте боя случались и нарушения, но за этим строго следили. Провинившегося бойца могли вывести из боя, «дисквалифицировать» на определенное время и подвергнуть своеобразному штрафу.

В кулачных боях основными ударами считались: «по сопаткам» — в голову, «под микитки» — по почкам и печени, «в душу» — в солнечное сплетение. Естественно, что зачастую бои не обходились без серьезных увечий и даже смерти кого-то из бойцов. Официальная власть всегда боролась с кулачными боями, но иногда это были просто формальные заявления. Иван Грозный любил потешить себя видом кулачных поединков, а вот его сын Федор их категорически запретил. Поэтому в конце XVI века кулачные поединки практически не проводились.

В середине XVII века Михаил Романов издал специальный указ, по которому кулачный бойцов полагалось «имать и приводить в земский приказ и чинить наказанье». Подобные запреты затем издавали почти все российские монархи, хотя сами временами любили посмотреть на «кулачные забавы».

Любопытно, что в наше время некоторые энтузиасты боевых искусств пытаются возродить и русский кулачный бой, даже проводят поединки, в том числе и «стенка на стенку».

Словосочетание “кулачные бои” вызывает множество ассоциаций. Плотные ряды бородатых мужиков на замёрзшей глади озера или реки, нарастающее напряжение перед дракой, страх в сердцах тех, кто пришёл биться в первый раз, готовность к бою и желание показать себя перед бывалыми бойцами. Так чем же на самом деле являлись кулачные бои? Диким обычаем, военной подготовкой или, может, неотъемлемой частью праздников? Давайте попробуем вместе и по порядку со всем разобраться.

Итак, речь в статье пойдёт о кулачных боях, а точнее, о кулачных боях на Руси. Этот обычай имеет глубокие корни в русской истории и представляет собой большое значение для нашего народа. Возможно именно поэтому эта исконная традиция, пусть и в видоизмененной форме, и сегодня пользуется такой популярностью. Кто-то называет её дикостью и варварством, мы же называем её Околофутболом. Однако обратимся к прошлому. Хорошо известно, что бои были частью языческих праздников, таких, как Красная горка или же всем известная Масленица (Комоедица). Есть все основания предполагать, что изначально бои составляли часть ритуалов в честь языческих богов – покровителей воинов.

Однако это не единственная их функция, известны случаи, когда кулачные бои были “судебным средством” и помогали подтвердить свою правоту. Впрочем в таких делах предпочтение чаще отдавалось поединкам с оружием. Труды летописца Нестора говорят о существовании боёв ещё в далёком X веке, в Англии же, к примеру, первая письменная информация об английском боксе появляется лишь в начале XIII века. Оно и понятно – на земле наших предков войны шли одна за другой, и иметь навыки боя было осознанной необходимостью.

У нас существовали три разновидности кулачного боя: “один на один”, “сцеплялка” и “стенка на стенку”. Как такового свода правил боёв не существовало. Основным правилом было взаимное уважение и желание, в первую очередь, проявить Дух Воина и показать молодецкую удаль, а не выместить злобу на своём одноплеменнике. На руки бойцы надевали меховые варежки или голицы (кожаные рукавицы без подкладки), которые смягчали удар. Сброшенные с рук, они означали, что бой перестал быть состязанием и превратился в драку – стало некого беречь от кулаков. Лежачих или присевших на корточки не били (“не бей лежачего”), в кулаки ничего не зажимали, ниже пояса удары не наносились, ногами не дрались. Так что, популярные нынче добивания, равно как и удары ногами в голову, вряд ли были бы высоко оценены. Кстати, в партере тоже не бились. Когда бой заканчивался, все весело расходились по домам, прощались по-дружески. Ну, почти все – кто-то отлёживался после удара “под микитки” (под рёбра, по почкам и печени), некоторые стирали снегом кровь с лица, приходя в себя. Тем не менее, жалобы и стоны чаще заглушались дружным смехом с обеих сторон. Чаще всего бои проводились зимой, летом они случались редко, и то – по приглашению бояр.

Один на один – название говорит само за себя. Самые почётные бои. В них зачастую участвовали дворяне, а поражение не считалось бесчестием. Редкой разновидностью боя “один на один” был поединок “удар на удар”. Один из таких боёв описал М.Ю. Лермонтов в своей известной Песне “Про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”. Сам поединок заключался в поочерёдном обмене ударами, от которых нельзя было уклоняться. Разрешалось лишь закрывать руками наиболее уязвимые места. Кому принадлежало право нанести удар первым – решал жребий. Так продолжалось до тех пор, пока один из соперников не признавал себя побеждённым или не падал.

“Сцеплялка” – сцепная драка. Каждый бился сам за себя и, соответственно, против всех. Боец старался выбрать себе равного по силе противника и не отступал до полной победы, после чего “сцеплялся” с другим. Проводились “сцеплялки” редко и особой популярностью не пользовались.

Но наиболее зрелищным, распространённым и самым любимым всегда считался бой “стенка на стенку” (привет, Околофутбол!). О таких боях договаривались заранее, согласовывая место встречи и количество бойцов. Количество не всегда было равным, но разница была незначительна. Бились “деревня на деревню”, “улица на улицу”, “купцы против грузчиков” и т.д. В каждой команде выбирали предводителя (“атамана”, ”боевого старосту”). Поведение “стенки” воспроизводило построение и маневр древнего рукопашного боя. В сельской местности предпочитали плотный строй, а в городе выстраивались в одну или две шеренги. Движение происходило “широким плечом” или единым фронтом, разрыв своей линии был недопустим – за ним следовал прорыв неприятеля. Каждая команда старалась иметь резервы, своего рода засадные полки, иногда скрытые от противников и вступавшие в бой в решающий момент. (Вспомним Куликовскую Битву – сражение русских княжеств против войск Мамая, состоявшееся 8 сентября 1380 года, тогда удар именно засадного полка русских в тыл ордынцев стал решающим и принес нашим предкам важнейшую победу). Стоит особо выделить “надежа-бойцов”, которые первоначально в схватке не участвовали, но наблюдали за ней со стороны. Они предназначались для того, чтобы разорвать строй соперника, вырывая оттуда по нескольку бойцов. Во время такого прорыва “надежа-бойцы” срывали с себя шапки и плотно зажимали их в зубы – кап в то время ещё не было. Против этих богатырей использовалась особая тактика: стенка расходилась, впуская “надежу” внутрь, где его уже встречали специально отобранные воины, которые, кстати, были мастерами боя “один на один”. Среди “надеж” было немалое количество “записных бойцов” – известных наемников, зарабатывающих себе на жизнь боями. В некоторых источниках говорится, что они иногда участвовали в охране торговцев. Всё это обязывало их уметь вести рукопашный бой против безоружного и вооружённого противника.

Кулачные бои имели огромную популярность, но и проблем с ними тоже хватало. После крещения Руси (988 год) языческий обычай оказался под запретом. Церковь называла бои “богомерзкой забавой”, а их участники наказывались отлучением, проклятьями и прочим. Но когда запреты останавливали бойцов? Естественно, бои продолжались. Широкое распространение кулачный бой вновь получил при Иване Грозном (1533-1584). Царь любил развлечь себя видом кулачных поединков. Суровый был правитель. А бои всё же запретили официально, и случилось это в середине XVII века. Но “кулачки” вновь возродились в народе, и, как следствие, это сыграло важную роль в победе русских над шведами под Полтавой летом 1709 года. Победа была одержана именно благодаря силе и умениям русских в рукопашном бою. Шведы тогда потеряли свыше 9 тысяч убитыми и свыше 18 тысяч пленными. С нашей же стороны потери составили менее полутора тысячи убитыми, и примерно в два раза больше оказалось раненых. Английский капитан Джон Перри, бывавший в России во времена правления Петра Первого, объяснял победы над шведами той закалкой и выносливостью, которые приобретал русский человек, упражняющий свои силы в кулачных боях с юных лет. Однако церковь продолжала давить и добилась своего: указом от 24 июля 1726 года Благодетельное правительство запретило бои, как “зловредную потеху”. В Европе же местные виды боёв быстро развивались и не испытывали никаких ограничений со стороны своих духовенств. На Руси дух был силён всегда, и стоит ли говорить, что, несмотря на очередной запрет, кулачные бои снова возродились и успешно продолжались? После большевистской революции 1917 года русский кулачный бой опять оказался в опале и был отнесён к “прогнившему наследию проклятого царизма”, в виду чего не нашёл своего законного места среди спортивных видов борьбы. Да и идеология кулачного боя, основанная якобы на церковно-христианской морали (хотя мы знаем, что духовенство всеми силами стремилось запретить “кулачки”), и сплочённость общины шла в разрез с коммунистической идеологией.

Впрочем, старая идея русского кулачного боя всё же нашла своё место в боевой подготовке двадцатого века. “Групповой бокс”, прообразом которого являлся бой “стенка на стенку”, практиковался в армейских частях. Схватки по правилам бокса проводились между двумя командами. В составе каждой было по 10 человек, то есть – стрелковое отделение. Нападать разрешалось только спереди и сбоку – как по одному, так и нескольким бойцам одновременно. Участник, заступивший за предел боевой площадки или сбитый на землю, выбывал из схватки. По времени бои продолжались не более десяти минут. Также большую ценность народных боевых традиций замечали такие выдающиеся спортсмены, как Харлампиев – один из основоположников САМБО. Между прочим, его дед был знаменитым смоленским кулачный бойцом.

В наше время энтузиасты пытаются возродить традиции, проводят поединки, но и мы сами в силах возродить наследие наших пращуров. Столетиями кулачный бой верно служил нашему народу. Обязательно пригодится и нам!

Традиционным русским боевым искусством являлся кулачный бой. То, что человеку непосвященному со стороны могло показаться обычным мордобитием, было настоящим мастерством со своими премудростями и у англичан называлось Russian fist fight. Кулачный бой упоминается во многих исторических свидетельствах.

Кулачный бой в Средние века

Впервые кулачные бои упоминаются в величайшем памятнике Древней Руси «Повести временных лет». Автор, будучи человеком образованным и православным, критикует это грубое «языческое» действо. Несмотря на такой неодобрительный отзыв о кулачных боях, именно он указал, что это древний «поганский» (языческий) обычай. Покровителем единоборства русичи считали Перуна.

Проводились кулачные бои по большим праздникам: на Масленицу или после Рождества до Святой Троицы. Древнейшим видом кулачного боя является так называемая «сцеплялка-свалка», или «сцепной бой». Этот вид единоборства - своеобразная разновидность панкратиона , только в русской интерпретации. Бойцы выходили друг против друга целыми группами. Стоять приходилось против каждого конкретного противника и против всех сразу.

Более распространенным видом боя являлась «стенка на стенку», когда противники выходили двумя рядами и каждый участник защищал себя и своих побратимов. У «стенки» обязательно был вожак, который громкими выкриками вдохновлял и направлял бойцов своей группы.

Правила русского кулачного боя

Сражаться можно было только голыми руками. Удары наносились костяшками пальцев (назывался такой удар «укол орудием»), ребром согнутой в кулак ладони («рубящий удар») или тыльной стороной основных фаланг («обухом»). Разрешено было бить только в корпус и голову. Запрещены были удары в пах и ноги. Также нельзя было бить поверженного на землю противника. Отсюда пословица «Лежачего не бьют». Также запрещалось нападать на противника, у которого открылось сильное кровотечение

Обычно бойцы стремились нанести удар в голову, под ребра или в солнечное сплетение. Такая тактика позволяла быстро вывести противника из строя. Категорически запрещено было любое оружие (на то он и кулачный бой). За нарушение правил судьи, зрители или сами участники могли сурово наказать нечестного бойца.

Несмотря на то, что сражались на Руси голыми руками, травмы были очень серьезными, а схватки - исключительно зрелищными. Случались и летальные исходы. Народ обожал кулачные бои и удовольствием за ними наблюдал, громкими криками подзадоривая бойцов. Победители боев пользовались огромным почетом.

Дальнейшая история кулачных боев

После принятия христианства на Руси началась усиленная борьба с этим языческим и «богомерзким» обычаем. Начало было положено в 1274 году на соборе во Владимире. На нем митрополит Кирилл постановил предавать анафеме участников кулачных боев. Дошло до того, что убитых в схватках запретили отпевать и хоронить по церковному канону. Такие резкие меры возымели свое действие: в XVI веке бои не проводились вообще.

Через некоторое время эта традиция опять стала возрождаться, поэтому в XVII веке князь Михаил Федорович постановил подвергать участников таких игрищ судебному преследованию. Ослушавшихся нещадно били кнутом и навечно ссылали «в Украйные городы».

Возрождение русского кулачного боя пришлось на царствование Петра I. Царь очень любил эту потеху, которая показывала удаль русского народа. Екатерина II тоже была ярой поклонницей кулачных боев. Её фаворит, граф Орлов, частенько участвовал в таких состязаниях и слыл отличным бойцом. В 1832-ом «вредные языческие забавы» были опять запрещены указом Николая I. После революции кулачные бои были полностью искоренены как позорный пережиток царского режима.