Земли с населением полученные потомками чингисхана. Материалы для домашней работы. Городская культура на территории средневекового Казахстана

Государственно-административное устройство Белой Орды, Могулистана, ханства Абулхаира, Ногайской Орды

Социальная структура была основана на феодальных отношениях. Представителями верховной власти являлись ханы, султаны, огланы – чингизиды (потомки Чингисхана). На второй ступени находились вожди родов и пле­мен - эмиры, бе­ки, бии и баи.

Во главе государства стоял великий хан . Власть передавалась от отца к сыну. Государственные дела решались на ханском совете, в состав которого входили улусбеки, эмиры, беки, бии. Советниками хана являлись везиры . Верховным органом ханской власти был курултай . Он созы­вался раз в год в летнее время.

В Белой Орде, ханстве Абулхаира и Могулистане предво­дителей племен именовали эмирами , в Ногайской Орде - мурзами . Титул «бек » присваивался военачальникам и высшим государственным чиновникам. Например: улусбек, туменбек, мынбек. Титул бия присваивался народным судьям. Монгольский ти­тул «нойон » присваивался представителям богатой знати. Титулы «бахадур » или «батыр » также носили видные военачальники. Про­стонародье называли «карача » (чернь, простолюдины).

В Ногайской Орде власть находилась в руках биев , а во всех остальных государствах хан­ская власть передавалась по наследству. Однако знать, беки и эми­ры имели право избрать ханом любого члена династии. В государственных делах важ­нейшую роль играли улусбеки в решении вопросов возведения на ханский трон, ко­мандования армией, установления дипломатических отношений с соседними государствами. К высшим должностным лицам относились атабеки и кокилташи - воспитате­ли наследников хана. В Могульском ханстве наибы были советниками несовершеннолетних ханов. Жасаулы следили за порядком и исполнени­ем обычаев и традиций на тоях, свадьбах и празднествах. Они конт­ролировали, чтобы каждый в ханском дворце занимал место в соответствии с общественным положением. Руководитель двор­цовой службы носил титул ишик ага басы , а ханские советники - титул инак . Лица, организующие ханскую охоту, назывались миршикарами. Даруги – правители, ханские наместники в городе, местности, они осуществляли сбор налогов и контроль за порядком.

В Монгольской империи использовался свод законов «Ясы ». Однако эти законы, созданные примени­тельно к кочевому скотоводству, были непри­годны для народов, живших оседло, и поэтому постепенно вышли из употребления.

После монгольского наше­ствия земли Казахстана вошли в состав Монгольской империи. Завоеванные земли с населением Чингисхан разделил между сыно­вьями, они назывались «инджу », что означало «приданое». Земли для инджу ханов Золотой Орды находились в Поволжье, Чагатайского государства - в долинах рек Чу и Талас.

С образовани­ем Монгольской империи дети Чингисхана на полученных удель­ных землях создали улусы, носящие их имена. Внутри этих улусов появились более мелкие владения, со временем они превращались в отдельные улусы. Понятие «улус» использовалось для обозначения государства, страны, но чаще для обозначения племени, господствовавшего в улусе.

Существовало че­тыре вида собственности на землю: 1) государственные земли (принадлежавшие непосредственно ханам); 2) земли инджу потомков Чингисхана; 3) вакуф ные земли (мечетей и служителей); 4) земли, передававшиеся ханами в наслед­ственную собственность. Существовали и такие виды собственности на землю, как «икта » и «союргаль ». Их раздавали за службу, они не передавались по наследству.

Налоги и тру­довые повинности иногда заменяли налогом тагар для снабжения войск продовольствием. В зависимости от величины земельного наде­ла собирали налог калан . Кочевники платили зякет со скота в пользу хана и султанов. А оседло-земле­дельческое и городское население платло харадж , баж . Налог капшуыр взимал­ся с кочевых скотоводов в размере одного процента поголовья скота. Эти виды налогов появились после нашествия монголов и в XIII -XIV веках распространились на все завоеванные монголами государства. Рядовые скотоводы полукочевых районов, имеющие незначи­тельное поголовье скота, платили дань в виде согыма (мясо на убой). Простолюдины обязаны были нести воинскую повинность со своими конями, оружием.


  1. Сословие, ведущее свое происхождение от Чингисхана и его потомков
  2. В XIV-XV веках верховная власть принадлежала
  3. Владение членов правящей династии в XIV - XV веках
  4. Понятие «улус» обозначало
  5. Земли с населением, которые Чингисхан разделил между сыновьями, назывались
  6. Земельное владение, получаемое за службу, не передавалось по наследству
  7. Земли служителей исламской религии и религиозных учреждений
  8. Правитель Ак Орды носил титул
  9. Политическим главой и верховным собственником земли в Моголистане был
  10. Титул верховного правителя Ногайской Орды
  11. В XIII-XV веках на решение государственных вопросов оказывал влияние
  12. Военачальникам и высшим государственным чиновникам присваивался титул
  13. К высшим должностным лицам относились атабеки, которые являлись
  14. Воспитатели ханских наследников
  15. Верховным органом ханской власти в послемонгольское время был
  16. Государственные дела в Белой Орде и Могулистане решались
  17. Советниками хана являлись
  18. Титул бия в основном присваивался
  19. В Белой Орде и Могулистане предводителей тюркских племен именовали
  20. В Ногайской Орде предводителей тюркских племен именовали
  21. В Ногайской Орде мурзами именовали
  22. В XIV-XV вв. свод законов Чингисхана «Яса»
  23. Налог в виде скота в пользу хана и султана
  24. Налог для снабжения войск продовольствием
  25. Платить налоги баж, харадж обязаны были
  26. Платить налоги в виде зякета, согума, обязаны были

Если кто-нибудь силой пытается овладеть страной, то, вижу я, он не достигнет своей цели. Страна подобна таинственному сосуду, к которому нельзя прикоснуться. Если кто-нибудь тронет его, то потерпит неудачу. Если кто-нибудь схватит его, то его потеряет. Поэтому одни существа идут, другие следуют за ними; одни - расцветают, другие высыхают; одни укрепляются - другие слабеют; одни создаются, другие разрушаются. Поэтому совершенномудрый отказывается от излишеств, устраняет роскошь и расточительность.

(Лао Цзы)

В настоящее время Внешняя Монголия (МНР) является независимым государством и, на первый взгляд, какого-либо отношения к Китаю не имеет. Между тем история МНР - это также и часть китайской истории.

Геополитически Монголия (в данном случае МНР) представляет из себя, точно также как и Синьцзян, типичный лимитроф, т. е. неустойчивую окраину. Однако, в отличие от Синьцзяна, территория МНР никогда не заселялась ханьцами, даже и в виде локальных групп, несмотря на то, что с 1691 года зависела от Китая. После крушения династии Цин в 1912 году Внешняя Монголия объявила о своей независимости, то же попыталась сделать и Внутренняя, но стремление последней к независимости оказалось быстро подавлено новыми китайскими властями.

Как Синьцзян географически отделен от Центрального Китая узким Хэсийским коридором, так и МНР отделена от него широкой полосой гобийских пустынь, что может создавать дополнительные препятствия как для противника Китая с севера, так и для контроля над монгольской территорией с юга.

Основную часть населения МНР составляют халхинцы (т. е. обитатели Халхи), которых в литературе обычно и принято называть «монголами». Читатель может удивиться тому обстоятельству, что термин «монгол» не является самоназванием этнического большинства МНР, тем не менее это так. В настоящее время самоназванием монголов является лексема «халха». Альтернативные этнонимы - халх, халхчууд, халх монголчууд, халхасцы. Происхождение этнонима «халха» можно датировать примерно концом XV - началом XVI в., временем правления Даян-хана. Возможным будет полагать, что этноним «халха» установился в период, когда монголы вели военные набеги против Китая, стремясь вынудить его к торговому обмену ремесленных и земледельческих товаров на продукцию животноводства. Территории, служившие базой для подготовки новых походов и отдыха, назывались «халха минь» - «щит мой» (в современных монгольских языках слово «халха» также имеет значение - «прикрытие, щит, заслон». Таким образом, данный термин был перенесен на название страны, а затем уже и на название народа.

Между тем в данном случае речь идет о XV веке. Каково же было название халхасцев до этого? Ответ на данный вопрос может содержаться в «Шара туджи», монгольской летописи XVII века. Данный источник сообщает: «Тушемил Алтай Сандалиту-хагана, по имени Лонгам, хана убил. Когда этот тушемил на ханский престол воссел, то младший сын Алтан Сандалиту-хагана Буртэ Чино ушел в землю Гонбо, там не прижился и, взяв жену свою по имени Гоа Марал, переправился на восточную сторону моря Тэнгис, достиг горы Бурхан Халдун [и] встретил народ по имени Вида.

Когда [он] рассказал о своих обстоятельствах, то тот народ Вида, посовещавшись между собой, поставил его нояном. Первым монгольским нояном был Буртэ Чино. После того как от Буртэ Чино прошло двенадцать поколений, родился Добо Мэргэн. Потом Добо Мэргэн переменил жизнь (т. е. умер.). Когда Аланг Гоа хатун жила без мужа, то ночью в юрту ее свет проникал и через дымоход желтый небольшой человек спускался, соединялся, и вследствие этого родился небесный сын Бодончар. Потомки Бодончара стали родом Борджигин. Через девять поколений от Бодончара, после того как от переселения Шигэмуни бурхана в нирвану прошло три тысячи двести девяносто шесть лет, в год огня-коня родился хубилган Чингис-хаган и покорил пять цветных и четыре чужих народа».

Название «Вида» представляет собой искажение китайского бэй-ди, термина, которым китайские авторы называли в древности всех монголов (в сегодняшнем этническом I смысле), во всяком случае, так считал в свое время И. Бичурин, но он мог и ошибаться.

Монгольский историк Саган Сэцэн (Санан Сэчен) приписывал Чингис-хану следующие слова, сказанные на курултае 1206 г: «Этот народ биде, который, несмотря на все страдания и опасности, которым я подвергался, с храбростью, упорством и приверженностью примкнул ко мне, который, с равнодушием перенося радость и горе, умножал мои силы, - я хочу, чтобы этот, подобный благородному горному хрусталю, народ биде, который во всякой опасноcти оказывал мне глубочайшую верность, вплоть до достижения цели моих стремлений, носил имя „кеке-монгол“ и был самым первым из всех, живущих на земле!.. С этих пор народ этот получил название кеке-монгол».

Здесь следует также отметить, что, как это следует из китайских источников (Сыма Цянь, 145 или 135 - ок. 86 до н. э.), название «Бэй-ди» в древнейшие времена обозначало область к северу от исконных ханьских провинций: «Вследствие сего набега китайский Двор назначил трех полководцев; армия расположена была в Бэй-ди, в Дай при Гэу-чжу, в Чжао при Фэй-ху-кхэу; по границе, для предосторожности от хуннуских набегов, также поставлены охранные войска».

Локализовать область Бэй-ди в древности можно, например, из сообщения Сыма Цяня: «На четырнадцатом году правления (166 г.), зимой, сюнну, решившие перейти границы с целью разбоя, напали на крепость Чжаона и убили [Сунь] Ана - командующего войсками области Бэйди». Крепость Чжаона (Чжаонасай) находилась в современном уезде Пин-лян провинции Ганьсу, которая граничит с севера с Внутренней Монголией. Относительно же провинции Ганьсу и народов, ее в глубокой древности населявших, Л. Н. Гумилёв сообщает: «Ди - большая группа европеоидных племен, жившая в Западном Китае (Шэньси, Ганьсу, Сычуань) с древнейших времен до V в. н. э. Позже смешались с китайцами».

Впрочем, здесь я еще могу порекомендовать читателю изучить статью Л. Н. Гумилёва «Динлинская проблема». Он упоминает бэй-ди, т. е. белых ди, которые до 636 г. до н. э. жили в Хэси вместе с красными ди (чи ди), которые, возможно, являлись предками современных уйгуров.

Таким образом, вопрос о народе «бида» весьма непрост и опять же упирается в наличие в Северном Китае народов европеоидной расы. Посмотрите сами. Численность населения Внешней Монголии до 1917 года, согласно БСЭ, составляла менее 689 тыс. человек. Насколько велико было халхинское население этого региона в XIII веке? В книге «Князья Рос» я приводил данные для подсчета численности халхинцев в это время и, на мой взгляд, на территории современной МНР в XIII веке их проживало не более 20–30 тыс. человек с женщинами, детьми и стариками. Какое-либо серьезное влияние на политику северокитайского региона предки сегодняшних монголов оказывать не могли. Так что имеет смысл говорить о доминировании здесь племен европеоидной расы, тем более, что источники сообщают о внешности Чингисхана совершенно определенно как о европеоиде:

«Что касается татарского владетеля Тэмоджина, то он высокого и величественного роста, с обширным лбом и длинной бородой. Личность воинственная и сильная. [Это] то, чем [он] отличается от других» (Мэн-да бэй-лу.

Рашид Ад-Дин в «Сборнике летописей» сообщает по поводу внешности рода Борджигинов, из которого происходит Чингисхан: «…нируны, которых также называют киятами; они разделяются на две ветви; кияты вообще и в этом смысле (они объединяют роды): юркин, чаншиут, кият-ясар и кият-бурджигин, что означает - синеокие; их ветвь произошла от отца Чингисхана и имеет (поэтому) родственное отношение (к роду Чингисхана и его отца)».

Абул Гази писал о том, что у Борджигинов глаза «сине-зеленые…» или «темно-синие, где зрачок окружен бурым ободком».

Марко Поло описывает Хубилая следующим образом: «Великий государь царей Кублай-хан [Хубилай-каан] с виду вот каков: росту хорошего, не мал и не велик, среднего роста; толст в меру и сложен хорошо; лицом бел и, как роза, румян; глаза черные, славные, и нос хорош, как следует» (в переводе И. П. Минаева).

Здесь переводчик несколько затемняет картину, однако Г. Е. Грумм-Гржимайло пишет в примечаниях: «По словам Марко Поло, Хубилай имел орлиный нос и прекрасные черные глаза». Как я понимаю, Г. Е. Грумм-Гржимайло не пользовался переводом И. П. Минаева.

Между тем не только род Чигисхана принадлежал к европеоидной расе. Китайский посол-разведчик Чжао Хун около 1220–1221 гг. доносил о проживании рядом с «черными татарами» монголоидной расы племен «белых» татар, погребальные обычаи которых явно соответствовали обычаям индоевропейцев, в частности славян, и которые значительно отличались внешними данными от «черных».

«Так называемые белые татары несколько более тонкой наружности, вежливы и почитают родителей. Когда умирают [у них] отец или мать, то [они] ножом изрезывают себе лицо и плачут (выделено мной. - К. П. Каждый раз, когда [я, Хун], проезжая рядом с ними, встречал таких, которые были недурной наружности и с рубцами от ножевых порезов на лице, и спрашивал, не белые ли [они] татары, [они | всегда] отвечали утвердительно».

Чтобы не быть голословным в утверждениях, вновь приведу сообщения восточных авторов о славянских обычаях. Ал-Бекри в XI веке пишет о славянах: «И у них (у славян. - К. П.) обычаи, подобные обычаям индийцев. Они граничат с востоком и далеки от запада. И они радуются и веселятся при сожигании умершего и утверждают, что их радость и их веселость (происходит) от того что его (покойника) господь сжалился над ним. Жены же мертвого режут себе руки и лица ножами».

Подобных сообщений о славянских нравах можно привести множество, и эти нравы в общем-то хуннские. Прокопий Кесарийский (между 490 и 507 - после 562), описывая славян в середине VI века, сообщает: «Образ жизни у них, как у массагетов, грубый, без всяких удобств, вечно они покрыты грязью, но по существу они не плохие и совсем не злобные, но во всей чистоте сохраняют гуннские нравы». Если же принять теорию о тождественности хуннов и гуннов, то происхождение «белых» татар вовсе не представляет собой загадки, поскольку хунны издревле обитали в районах как Внешней, так и Внутренней Монголии, исторические данные об их европеоидности я уже приводил выше по тексту.

Политическая история Монголии представляет интерес, начиная со времен возвышения Чингисхана и до подчинения ее династии Цин в конце XVII века. В этот период Монголия является субъектом мировой истории, во всяком случае, таков общепринятый взгляд на события далекого прошлого. Однако, начиная уже с конца XIV века ее роль в международной политике стремительно умалялась.

Во 2-й половине XIV века могольская империя начала разваливаться. Государство Хулагуидов в Иране, после смерти Ильхана Абу Сайда (1335 г.), погрузилось в пучину феодальных междоусобных войн и к 1353 г. распалось на ряд независимых государств. В 1341 году умер ордынский царь Узбек, выдающийся правитель и мусульманин по вероисповеданию. После него на царство взошел Джанибек и, сказалась ли здесь слабость его управления или общий ход дел пошел уже на закат, но в 1349 году Западная Русь освободилась от татарского владычества и перешла под власть Литвы и Польши. Затем и Китай сбросил с себя бремя могольской оккупации в результате восстания «Красных повязок», с Чжу Юаньчжанем во главе, в период 1351–1368 гг. Практически события этого периода в Китае были полномасштабной гражданской войной, и одной из причин этих печальных событий явилась подстрекательская деятельность сект манихейского толка.

Далее пришел черед Золотой Орды, в которой произошла так называемая Большая замятия. В 1359 году три сына царя Джанибека схватились за верховную, власть. Джанибеку наследовал его старший сын Бердибек. Есть версия (согласно Искандеру Анониму и Академической летописи), что Бердибек ускорил кончину своего отца и два его брата, Кульпа и Наврус, именно поэтому решили восстать против отцеубийцы. Так это или не так, сейчас уже трудно установить, но в 1359 году Кульпа и Наврус совершили дворцовый переворот и Кульпа стал царем. Кстати, Г. В. Вернадский по этому поводу замечает: «Следует отметить, два сына Кульпы носили русские имена - Михаил и Иван; первое имя было популярно у тверских князей, а второе - у московских. Нет сомнений, что оба сына Кульпы были христианами» («Монголы и Русь»). Захвативший в результате переворота власть царевич Кульпа недолго удержался у руля и был убит вместе со своими сыновьями братом Наврусом (около 1360 года). Тем не менее, политический кризис на этом не закончился. Вслед за Наврусом последовала целая череда царей, пока не определилась основная пара претендентов - Мамай и Тохтамыш. В 1380 году Мамай был разбит на Куликовом поле Дмитрием Донским.

Последствия «Великой замятии» оказались весьма значительны. Если ранее русские воинские контингенты отправлялись в Китай для поддержания там юаньского режима, то, как следует полагать, с началом ордынской смуты данная поддержка закончилась. Читатель может воспринять мои слова с недоверием, однако стоит послушать на этот счет Г. В. Вернадского, который на основании изучения китайских документов и, в частности, «Юань ши», писал в свое время: «В 1275 г. на Руси прошла новая общая перепись и набор рекрутов. Вероятно, приказ об этом исходил в 1273 или 1274 гг. от великого хана Хубилая, который нуждался в пополнении войск для кампаний в Южном Китае и Индокитае» («Монголы и Русь»).

Что касается именно «приказа», то здесь есть определенные сомнения, поскольку известно, что династия Юань производила выплаты Золотой орде и соответственно нельзя утверждать, что сарайские цари находились в вассальной зависимости от Китая. Китайский историк Чхао Чху-чанг сообщает: «Известно, например, что в Пекине правителей Улуса Джучи всегда называли „Си-бэ-чжу-Вань“ („северозападные царевичи“). Поэтому на территории Китая они имели свои хуби, т. е. Уделы». Так, например, «Бату… имел вложения в Китае, в провинции Шаньси. В XIV веке хан Узбек еще собирал свои доходы там». Золотоордынские цари имели, кроме Китая, еще и доходы с Ирана, о чем сообщает Джузджани: «В каждой иранской области, подпавшей под власть монголов, ему (Бату) принадлежала определенная часть ее, и над тем округом, который составлял его удел, были поставлены его управители. Все главари и военачальники монгольские были подчинены ему (Бату) и смотрели (на него), как на его отца Туши».

Российская историческая наука всегда, без каких-либо оговорок, говорила о тяжком «монгольском иге» и завоевании русских княжеств некими узкоглазыми и желтолицыми пришельцами из халхинских степей, между прочим совершенно забывая, что в русских княжествах не стояли оккупационные войска, в то время как «из улуса Джучи в Юаньскую имерию направлялись воины из русского, асского и кипчакского населения».

Действительно, сейчас очевидно не совсем удобно вспоминать, что столицу Китая при Юанях охраняли русские войска. «В 1330 г., при правлении императора Туг-Темура было учреждено специальное управление командования русским гвардейским корпусом „проявляющих преданность“. Командовал корпусом темник. В начале 1330 г. было собрано до десяти тысяч русских, которым для самообеспечения было выделено 100 цин (около 600 га) пахотных земель. По давней китайской традиции русские солдаты и их семьи являлись военнопоселенцами, статус которых был похож на статус российского казачества. В 1332 г. русским поселенцам были выделены быки для пахоты, семена и сельхозорудия. По другим сведениям, пахотных земель было выделено 300 цин, т. е. примерно 1800 га. Русские военные поселения находились к северу от столицы Юань г. Даду (Пекина), в районе современного поселка Цзюйюныуань». Здесь еще следует добавить, что, согласно «Юань ши», командир русского тумена получил титул «капитан десятитысячного соединения Охранников Жизни [с именем] Герольд Верности», имел статус офицера третьего ранга, согласно императорской системе рангов, и был напрямую подчинен Тайному Государственному Совету. В 1331 г. командир русского тумена получил звание «командира русских войск Охранников Жизни», с тем же титулом «Герольда Верности», и должностную серебряную печать.

После падения династии Юань потомки вчерашних завоевателей Поднебесной оказались вытеснены на север, а в самой Монголии началась эпоха феодальной раздробленности. В годы империи существовала государственная собственность на землю и система условных пожалований - хуби, которая уступила место системе частной феодальной земельной собственности и безусловных пожалований - умчи. Умчи стали принадлежать представителям рода Чингисхана как наследственные владения, а политическая система Монголии слагалась из феодальных образований в виде ханств или княжеств (оток), которые остро нуждались в рынках для обмена скота на земледельческие и ремесленные товары Китая. Между ханами восточных и западных районов Монголии развернулась длительная борьба за гегемонию над торговыми путями в Китай.

Последние попытки как-то преодолеть раздробленность состоялись в XV в., сначала при ойратском правителе Эсен-хане (правил в 1440–1455), затем при халхинском Даян-хане (около 1479 - около 1543). Однако после их смерти новообразованные государства развалились. После смерти Даян-хана состоялось разделение Монголии на Южную и Северную, с пустыней Гоби в виде границы между ними, а затем и Северная Монголия разделилась на Западную (ойратскую) и Восточную (халхаскую) по линии Алтайских гор. В XVI в. все три части Монголии насчитывали более 200 ханств и княжеств, каковое обстоятельство создало все предпосылки для последующего в конце XVII века ее подчинения маньчжурской династии Цин.

Итак. До Чингисхана история Монголии является историей отдельных племен и народностей, преимущественно кочевого образа жизни. Далеко не все из этих племен и народностей можно считать за предков современных халхинцев, а современную этническую ситуацию МНР никоим образом нельзя назвать продолжением и развитием этнической ситуации восьмивековой давности. Вовсе не является безусловным фактом то утверждение, что древние моголы (монголы) есть предки сегодняшних халхинцев, как не является безусловным фактом утверждение, что сегодняшние итальянцы есть потомки древних римлян. Всякий человек, хоть сколько-нибудь знакомый с историей Монголии-МНР со времен Чингисхана до настоящего времени, может уверенно выделить в этой истории два последовательных и совершенно различных по содержанию периода: 1) с начала XIII века по конец XVII, 2) с конца XVII до начала XX века.

В 1-й период Монголию очень коротко можно охарактеризовать как «воинствующая страна», во 2-й - как «монашествующая страна». Контраст между ними столь разителен, что мы вправе решить, что здесь идет речь о смене этнической доминанты.

В настоящий момент МНР моноциональная страна, более 90 % населения которой составляют монголы-халхинцы и слившиеся с ними инородные группы, говорящие на монгольских диалектах. Халхинцы принадлежат к центрально-азиатскому типу большой монголоидной расы. Данному антропологическому типу присущи круглый массивный череп, резко уплощенное, широкое и высокое лицо, высокие глазницы, слабо выступающий широкий нос. К этому же антропологическому типу относятся проживающие в МНР буряты, урянхайцы и казахи.

Корректности ради следует сказать, что этногенез халхинцев следует вести с XVI в., именно в это время они и стали появляться в истории под своим именем. Так же необходимо отметить, что правящие халхинские роды изначально имели иноэтническое происхождение, в пользу чего свидетельствует резкая разница в погребальных обрядах правящего слоя и простой трудящейся массы.

Так, согласно монгольскому историку Майдару Дамгин-жавыну, по обряду ингумации хоронили только знатных людей, например Сецен-ханов, Дзасакту-ханов и других князей Северной Монголии. Здесь следует полагать, что данные знатные роды были тюркского происхождения, на что, в частности, указывает и наименование их ханами, т. е. тюркским словом. Собственно монгольские иерархические названия иные. Кстати, ингумация (трупоположение) с конем являлась характерным способом погребения именно тюрков. Для захоронения знати (ханов и высших представителей ламаистской церкви) применялось также мумифицирование - «шарил» (от санскритского «шарира»). Для них сооружались субурганы.

Таким образом, можно полагать, что старинная родовая халхинская знать имеет двухчастное происхождение, как тюркское, так и, возможно, индоевропейское. Известно, что одними из активных проводников буддизма являлись тохары, именно на этом языке записаны многие буддийские тексты.

Погребальные обычаи кочевого халхинского простонародья резко отличались от обычаев знати и имели вид труповыставления (открытого захоронения). Открытое захоронение заключалось в следующем: «… покойник оставался на земле, а над его головой водружался шест, который венчался изображением древнего тотема - луны и солнца (Солнце в шаманской мифологии - мать, а месяц (луна) - отец) со стилизованным изображением огня, в знак того, что потомство его будет продолжаться… Место для покойников выбирали такое, чтобы в изголовье была гора, а в ногах - вода („ундур улыг дэрлулж, ургэн усыг ушгэлулэн худэлу-лэх“ - положить в степи так, чтобы имел изголовьем высокую гору, а у ног - широкую воду)». С принятием халхинцами буддизма данный обряд принципиально не изменился, а лишь несколько усложнился.

Кроме монголов-халхинцев, в МНР проживают около 20 монгольских и немонгольских этнических групп, которые консолидируются вокруг халха, постепенно утрачивая отличия от них в языке и культуре. Так, практически полностью слились с халхинцами небольшие группы южных монголов (харчины, чахары, тумэты, узумчины) и обособленные в прошлом хотогоиты, сартулы, дариганга.

В западных районах (аймаках) МНР - Убсунурском, Кобдоском, Баян-Улэгэйском - проживают дербэты, бая-ты, захчины, торгуты и олеты. Все они потомки западных монголов - ойратов.

На культуру халхинцев оказал значительное влияние тюркский элемент. Интересно так же и то, что если, к примеру, те же дербэты и олеты ведут свое происхождение от реальных племен, то захчины представляют собой образования не этнического происхождения, а социального, как потомки военизированных соединений (орд) созданных в конце XVII в. джунгарскими ханами для охраны своих границ от маньчжурских войск. Отсюда берет начало и этноним «захчин», что означает «окраинные». Этнонимы «тор-гут» и «баят» этимологически восходят к названиям дневной стражи дворца и личной дружины хана.

Социальное происхождение имеет и этноним «дархаты», населяющие Дархатскую котловину Хубсугульского аймака. Они известны с XVII в. и до конца 20-х годов XX века считались крепостными духовного ведомства Богдо-гэгэ-на. В дархатском этногенезе приняли участие самодийские, тюркские и монгольские элементы.

В МНР проживают также и буряты (46 тыс. чел., по переписи 1979 г.), которые расселены в северных аймаках: Восточном, Хэнтэйском и др. Буряты МНР и сейчас сохраняют свое этническое своеобразие, несмотря на некоторую «халхинизацию» их языка. Близка к ним также группа баргутов, прикочевавшая в 1947 г. из Северо-Восточного Китая и проживающая ныне одной общиной в Восточном аймаке.

Самая крупная не монгольская этническая группа МНР - это относящиеся к тюркоязычным народам казахи (по переписи 1979 г. 84 тыс. человек), язык которых входит в кыпчакскую группу тюркской языковой семьи. На территорию МНР казахи, также как и многие другие народности, прикочевали в середине XIX в. из районов Черного Иртыша и верховьев Бухтармы.

До середины XX века МНР являлась страной с преимущественно кочевым населением, отсюда проистекает и специфика ее этнической истории. Издревле на ее территорию приходили кочевники разнообразного этнического и расового происхождения, смешивались с местным населением, создавали пестрые племенные союзы и часто уходили на завоевания северокитайских областей, где также поглощались местным ханьским населением, передавая ему некоторые культурные и антропологические особенности. Так ушли, после разгрома их енисейскими кыргызами (относятся к нордическому типу европеодов), с территории Орхона уйгуры (хойху), изначально принадлежащие к европеоидной расе, а древние моголы (менгу) отправились на завоевание Средней Азии.

С XVII века, как я уже отметил выше, Монголия превращается из страны воинствующей в страну монашествующую.

Дело еще и в том, что маньчжурские завоеватели, возможно, хорошо представляли себе причину монгольской воинственности и значительно поспособствовали «умиротворению» тогдашнего кочевого населения Джунгарии и Халхи. К примеру, маньчжурская династия Цин в 1757 сместила последнего джунгарского хана и присоединила джунгарские владения к Синьцзяну. Народность чоросы, откуда были родом все ханы Джунгарии, была практически полностью маньчжурами истреблена, а на их землях были расселены тюркоязычные, халхинские и даже маньчжурские племена, а также калмыки, возвратившиеся с Волги после политического конфликта с российским правительством.

В конце XVI в. господствующей религией Монголии стал ламаизм, представленный сектой Гэлук-па, которая была основана одним из виднейших деятелей буддизма Цзонхавой (1357–1419) в начале XV в. В 1586 г. в Монголии был построен первый буддийский монастырь Эрдэнэ-Дзу, а ко времени получения ею независимости в 1921 г. на ее территории находилось около 750(!) монастырей, что для такой малонаселенной страны было чрезвычайно большим числом. Следует отметить, что население Внешней Монголии незадолго до 1921 года составляло всего 600 тыс. человек. Одной из особенностей ламаизма является установленное еще Цзонхавой безбрачие для лам, при этом следует учитывать, что монахи в Монголии составляли до 40 % (!) от всего мужского населения. Таким образом, в XIX веке прирост населения в Монголии был весьма низок, а в начале XX в. отсутствовал вообще.

Внутренняя Монголия. В отличие от Монголии Внешней (МНР) Внутренняя играет совсем иную роль в истории Китая. Если МНР выглядит как типичный лимитроф, (т. е., в данном случае, буферная территория между двумя государствами-цивилизациями), то АР Внутренняя Монголия представляет из себя территорию прямого протектората китайской государственной организации. Здесь я хотел бы отметить, что, по моему мнению, Китай, равно как и Россия, представляет из себя не просто государство, а «государство-цивилизацию», т. е. организацию на порядок более сложную, чем обычное национально-территориальное управление.

Население АР Внутренняя Монголия (АРВМ) составляло на 2004 год 23,84 млн. человек. Занимаемая районом площадь 1 183 000 кв. км


Таблица 4. Национальный состав Внутренней Монголии, 2000 г.
Народ Численность Доля в %
Китайцы 18,465,586 79.17%
Монголы 3,995,349 17.13%
Маньчжуры 499,911 2.14%
Дунгане 209,850 0.9%
Дауры 77,188 0.331%
Эвенки 26,201 0.112%
Корейцы 21,859 0.094%
Русские 5,020 0.022%

На территории АРВМ находится весьма известный горный хребет Иныыань, чьи склоны были в свое время одной из опорных территорий хуннов, и здесь же находилась одна из ставок хуннских шаньюев, Дайлин, которая располагалась к югу от гор Инынань, напротив китайского пограничного округа Дай. Отсюда хунны делали свои многочисленные набеги на Срединное государство.

В Цяньханьшу говорится: «Известно, что по северной границе до Ляо-дун лежит хребет под названием Иныпань, простирающийся от востока к западу более чем на 1000 ли. Сии горы привольны лесом и травою, изобилуют птицею и зверем. Модэ Шаньюй, утвердившись в сих горах, заготовлял луки и стрелы и отсюда производил набеги. Это был зверинец его. Уже при Хяо Ву-ди, выступили войска за границу, отразили хуннов от сих мест и прогнали их за Шо-мо на север; основали укрепленную пограничную линию и открыли по ней караулы и дороги; сбили внешнюю стену и снабдили ее гарнизонами для охранения. После сего уже увидели на границе некоторое спокойствие. От Шо-мо на север земли ровные, лесов и травы мало, но более глубокие пески. Когда хунны предпринимают попытки произвести набеги, то мало имеют скрытных мест для убежища. От укрепленной границы на юг лежат глубокие горные долины, трудные для прохода. Пограничные старики говорят, что хунны, после потери хребта Инь-шань, не могут без слез пройти его».

С Иныпанем связаны не только хунны, но и некоторые другие древние народы, оставившие в истории Китая и мировой истории вообще весьма значительный след. Здесь, в частности, проживали известнейшие «дада», которых современная историческая наука причисляет почему-то к татарам, оправдывая тем самым весьма некорректный термин «монголо-татарское иго».

Г. Е. Грумм-Гржимайло сообщает по этому поводу: «Согласно ранней „У-дай-ши“, да-да населяли северную часть провинции Шаньси, хребет Иньшань и степи к северу от границ Тангутского царства, согласно же „Ляо-ши“, они жили и по северную сторону Ша-мо, т. е. в Мо-бэй. Писатели времен династии Сун знали, по-видимому, только инь-шаньских да-да. Ученый X века Сун-бо считал их особым отделом мо-хэ. Оу-ян Сю, автор позднейшей „У-дай-ши“ (XI в.), писал, что мо-хэ, переселившиеся в Иньшань, сами себя называли да-да». О мохэ мы еще будем говорить, а сейчас следует отметить, что северные склоны Иньшань пригодны не только для кочевого скотоводства, но и для земледелия, так, например, в «Сю Ю Цзи» дается следующее описание Иньшани: «В 8-й луне 27-го числа мы прибыли к северной стороне Иньшани… Здесь страна весьма жаркая; винограду множество. На другой день мы отправились на запад, подле реки, и проехали два городка; повсюду были жители; в это время пшеница на полях только что созрела; все поля орошаются водою источников и оттого получают яровое; ибо дожди здесь редки».

Следует отметить, что когда по здешним местам проезжал Чань Чунь, он не замечал абсолютно никаких кочевников и их юрт, а встречал только оседлое земледельческое население «хой хэ». Являлись ли «хой хэ» уйгурами-хойху сказать сложно, но ясно, что это были не китайцы-хань. Что же касается монголов или, лучше сказать, моголов-менгу в XIII веке, то и с ними ситуация выглядит достаточно запутанной, поскольку в том же жизнеописании Елюя Чуцая сказано: «… должно наказывать смертью монголов (мэн-гу), мусульман (хуй-ху) и тангутов (хэ-си [жэнъ]), которые занимаются земледелием, [но] не платят налогов (шуй)…». Таким образом, имеющиеся в науке представления о монголах-кочевниках не совсем корректны, или же речь идет не о предках современных монголов-халхинцев.

Интересно, что когда волна русской колонизации дошла до монгольских границ, то казаки-переселенцы встретились здесь далеко не с самым свирепым народом, как того можно было бы ожидать от потомков завоевателей Евразии. Отношения между русскими и халхинцами поначалу складывались весьма мирно и дружелюбно. Так, некоторые монгольские ханы и ламы переходили под власть русского царя, а землепроходец Иван Похабов даже предлагал вступить в русское подданство самому влиятельному из представителей монгольской знати - Цецен-хану. Между тем в завязавшиеся русско-монгольские отношения стали активно вмешиваться маньчжуры, которые управляли в то время Китаем. В конце XVII в., например, Цинской администрации удалось спровоцировать несколько монгольских нападений на русские остроги в Прибайкалье, а после 1691 г., т. е. после включения Халхи в состав китайской империи, ситуация не стала более благоприятной. В 1720 г. маньчжуры выслали из Урги (столичный город Монголии) всех русских купцов и перекрыли доступ русским караванам в Пекин.

Что касается военных способностей монгольских племен, то следовало бы признать, что они оказались весьма низкими. Так, например Н. Я. Бичурин приводил некоторые сведения из истории освоения русскими Сибири: «В 1615 году отправлен был отряд стрельцов и казаков для усмирения Кузнецких Татар (Сии Татары живут в Кузнецком уезде Енисейской губернии - прим. автора), подущаемых Киргизцами к неповиновению. Но только лишь сии войска расположились по Татарским волостям, как со всех сторон были заперты пятью тысячами Калмыков (Здесь под Калмыками разуметь должно войска, присланные Ханом. Ибо и Киргизцы по племени также были Калмыки. Выше было замечено, что под словом Чжуньгар (Калмык) в теснейшем смысле иногда берется один Илийский округ, в котором жил Хан Чоросский, Глава Ойротов - прим. автора) и Киргизцев. К счастью, предводитель отряда Пущин успел обнестись палисадом, в котором с 200 человек более двух месяцев выдерживал осаду, и, наконец, по издержании съестных припасов учинил вылазку столь удачно, что сбив с поля 5000 отряд Калмыков, многих из них взял в плен».

Стоит признать, что история, как ее пишут, иногда полна совершенных несуразностей. В данном случае нам предлагают поверить как в то, что кочевые монголы в XIII веке [оказались способны за пару месяцев взять штурмом четырнадцать укрепленных русских городов, так и в то, что триста лет спустя они оказались беспомощны перед частоколом с гарнизоном в 200 человек.

Ситуация изменилась после подписания Россией и Китаем Пекинского договора в 1860 г. и «Правил сухопутной торговли» в 1862 г., которые разрешили создание консульства в Урге, русскую торговлю в Монголии и пр. В Монголию потянулись купцы, казаки, мещане, крестьяне, и некоторые оставались здесь на постоянное жительство. К 1914 г. в одном только Урянхайском крае насчитывалось 35 поселков и 150 заимок. Русские селились в Ван-хуре, Цзаинь-Шаби, у озера Косогол, в основном в центре и на западе. В Урге их проживало от 1500 до 3000 человек, что составляет весьма значительную по тем временам цифру.

Русское правительство не уделяло серьезного внимания Монголии, а проникновение русских в эти места и их деятельность носили, в подавляющем большинстве, частный и стихийный характер. Интерес к Монголии начал возникать у России только в начале XX в., когда она вступила в борьбу за влияние на нее с Китаем и Японией. При Советской власти данная борьба завершилась явной победой СССР.

Примечания:

А. А. Бурыкин. Заметки об этнониме «чжурчжэни» и наименовании «чжурчжэньский язык».

Сорокина Т. Н. Китайская иммиграция на Дальний Восток России в конце XIX - начала XX вв.; http://www.hronos.km.ru

Круглый стол по проблемам иммиграции в рамках XIV Международных Рождественских образовательных чтений. 2 февраля 2007 г.: http://pstgu.ru

См.: Ларин А. Ретроспектива: китайцы в России // Миграция, № 1, 1997 г.

Китайский источник о первых монгольских ханах. Надгробная надпись на могиле Елюй Чу-Цая. / Пер. Н. Ц. Мункуева. М.: Наука, 1965.

См.: Мясников В. С. Договорными статьями утвердили. Хабаровск, 1997. С. 174.

Бичурин Н. Я. (Иакинф). Историческое обозрение ойратов или калмыков с XV столетия до настоящего времени. Элиста: Калмыцкое книжное издательство. 1991.

См.: Кузьмин Ю. В., Дэмбэрэл К. Русская колония в Урге (1861–1920 гг.) в российской историографии // Диаспоры в историческом времени и пространстве. Иркутск, 1994. С. 118.

Есть свидетельства, что до эпохи Чингисхана большинство монгольских кочевников обладали европеоидными чертами. Даже у самого Чингисхана, по описаниям, были светлые волосы, глаза и борода. Но в процессе завоевания монголы смешивались с народами покоренных ими земель, что способствовало формированию новых этносов. В первую очередь, это собственно монголы, затем крымские, сибирские и казанские татары, башкиры, казахи, киргизы, частично узбеки, туркмены, осетины, аланы, черкесы. Затем уральские ханты и манси, сибирские коренные народы - буряты, хакасы, якуты. В генотипе всех этих народов присутствуют черты, которые принято называть монголоидными. Не исключено также, что кровь монголо-татар течет в современных японцах, китайцах, корейцах. Впрочем, исследователи считают, что у тувинцев, алтайцев и хакасов, к примеру, тип внешности ближе к европеоидному, чем у восточных народов. И это может служить косвенным подтверждением «европеоидности» предков монголо-татар. Есть также версия, что и многие европейские нации имеют монгольские корни. Это болгары, венгры и даже финны.

На территории России есть народ, представители которого считают себя прямыми потомками Чингисхана, - это калмыки. Они утверждают, что их предки были чингизидами – элитой при дворе Чингисхана. Некоторые калмыцкие роды якобы происходят от самого Чингисхана или же его ближайших родственников. Хотя, по другой версии, калмыцкая конница просто служила чингизидам. Но кто может теперь сказать наверняка?

Таким образом, потомки монголо-татар могут быть рассеяны не только по всей Азии, но и Европе. Национальность – вообще понятие достаточно условное.

Смерть Чингисхана. Основные версии

Чингисхан умер в 1227 году во время похода на . По предсмертному желанию Чингисхана его тело было перевезено на родину и предано земле в районе горы Буркан-калдун.
По официальной версии «Сокровенного сказания», по пути на Тангутское государство он упал с коня и сильно расшибся во время охоты на диких лошадей-куланов и заболел:
«Порешив идти на Тангутов по окончанию зимнего периода того же года, Чингисхан провел новый переучет войска и осенью года Собаки (1226г.) выступил в поход на Тангутов. Из ханш за государем последовала Есуй-ха
тун. По пути во время облавы на Арбухайских диких лошадей-куланов, которые водятся там во множестве, Чингисхан сидел верхом на коричнево-сером коне. При налете куланов его коричнево-серый поднялся на дабы, причем государь упал и сильно расшибся. Поэтому сделали остановку в урочище Цоорхат. Прошла ночь, а наутро Есуй-хатун сказала царевичам и нойонам: «У государя ночью был сильный жар. Надо обсудить положение».
Далее в тексте «Сокровенного сказания» говорится, что «Чингисхан, после окончательного разгрома тангутов, возвратился и восшел на небеса в год Свиньи» (1227 г.) Из Тангутской добычи он особенно щедро наградил Есуй-хатун при самом отшествии своем».
В «Сборнике летописей» Рашид ад-Дина о смерти Чингисхана сказано следующее:
«Чингисхан умер в пределах страны Тангут от приключившейся с ним болезни. Еще прежде, во время завещания сыновьям и отправки их назад, он заповедовал, что когда с ним случится это событие, они скрыли бы его, не рыдали и не плакали, дабы его кончина не обнаружилась, и чтобы эмиры и войска там выжидали, пока государь и жители Тангута не выйдут из стен города в назначенный срок, тогда всех перебили бы и не допустили, чтобы слух о его смерти быстро дошел до областей, пока улус не соберется вместе. Согласно его завещанию смерть скрыли».
У Марко Поло Чингисхан героически умирает в бою от раны в колено стрелой, у
и в летописи « от неисцелимого недуга, причиной которого был нездоровый климат» или от лихорадки, которой он заразился в тангутском городе, у от удара молнии. Версия гибели Чингисхана от удара молнии встречается только в сочинениях Плано Карпини и брата Ц. де Бридиа. В Центральной Азии смерть от молнии считалась злосчастной до крайней степени.
В татарской летописи
Чингисхан был заколот острыми ножницами во сне молодой тангутской принцессой во время их первой брачной ночи. По другой малораспространенной легенде, он умер во время брачной ночи от смертельной раны, нанесенной зубами тангутской принцессой, которая после этого бросилась в реку Хуан-хэ. Эта река стала называться монголами Хатун-мурэн, что означает «река царицы ».
В пересказе
эта легенда звучит так:
«По распространенной монгольской легенде, которую пришлось слышать и автору, Чингисхан будто умер от раны, причиненной тангутской ханшей, красавицей Кюрбелдишин-хатун, которая провела единственную брачную ночь с Чингисханом, взявшим ее в жены по праву завоевателя после взятия Тангутского царства. Покинувший свою столицу и гарем Тангутский царь Шидурхо-Хаган, отличавшийся хитростью и коварством, будто уговорил свою супругу, оставшуюся там, причинить смертельную рану зубами Чингисхану во время брачной ночи, и его коварство было столь велико, что он послал совет Чингисхану, чтобы ее предварительно обыскали «до ногтей» во избежание покушения на жизнь хана. После укуса, Кюрбелдишин-хатун бросилась будто в реку Хуанхэ, на берегу которой стоял своей ставкой Чингисхан. Эта река после того монголами стала называться Хатун-мюрен, что значит «река царицы».
Аналогичную версию легенды приводит Н.М.Карамзин в «Истории государства Российского» (1811г.):
«Карпини пишет, что Чингисхан убит громом, а сибирские мунгалы рассказывают, что он, силой отняв у тангутского хана молодую жену, был ночью зарезан ею, и что она боясь казни, утопилась в реке, названной потому Хатун-Гол».
Это свидетельство Н.М.Карамзин, вероятно, заимствовал из классического труда «История Сибири», написанного немецким историком академиком Г.Миллером в 1761г.:
«Известно, как рассказывает Абулгази о смерти Чингиса: по его словам, она последовала на обратном пути из Тангута, после того, как он победил им же самим поставленного, но восставшего против него правителя по имени Шидурку. Монгольские же летописи сообщают об этом совсем другие сведения. Гаудурга, как пишут они, был тогда ханом в Тангуте, на него напал Чингис с целью похитить одну из его жен, о красоте которой он много слышал. Чингису посчастливилось получить желаемую добычу. На обратном пути, во время ночной стоянки на берегу большой реки, которая является границей между Тангутом, Китаем и Монгольской землей и которая через Китай течет в океан, он был убит во время сна своей новой женой, заколовшей его острыми ножницами. Убийца знала, что за свой поступок она получит возмездие от народа. Она предупредила грозившее ей наказание тем, что сразу же после совершенного убийства бросилась в вышеназванную реку и там покончила со своею жизнью. В память о ней эта река, которая называется по-китайски Гюан-го, получила монгольское название Хатун-гол, то есть женская река. Степь при Хатун-голе, в которой погребен этот великий татарский государь и основатель одного из самых больших царств, носит монгольское название Нулун-талла. Но неизвестно, погребали ли там и других татарских или монгольских государей из рода Чингиса, как рассказывает Абулгази об урочище Бурхан-калдин».
Г.Миллер источником этих сведений называет татарскую рукописную летопись хана Абулагази и «
. Однако сведения о том, что Чингисхан был заколот острыми ножницами, приводятся только в летописи Абулагази; в «Золотой летописи» этой детали нет, хотя весь остальной сюжет совпадает.
В монгольском сочинении «Шастра Орунга» написано следующее: «Чингисхан в лето года гэ-коровы на шестьдесят шестом году своей жизни в городе
одновременно со своей женой Гоа Хулан, переменив тело, показал вечность».
Все перечисленные версии одного и того же памятного для монголов события на удивление сильно отличаются друг от друга. Последняя же версия вступает в противоречие с «Сокровенным сказанием», в котором говорится, что в конце своей жизни Чингисхан был болен, а рядом с ним находилась его преданная ханша Есуй-хатун.
Таким образом, сегодня существует пять различных версий смерти Чингисхана, каждая из которых имеет авторитетное обоснование в исторических источниках.

В среду 21 мая 2008 года по телеканалу Культура в 22.05 смотрел передачу «Преодоление хаоса. Лев Гумилев». И убедился, что многого о нём не знаю, хотя часто общался с ним в его квартире в Новогиреево и часами гулял в окрестностях, когда он приезжал в Москву. Конечно, мы геополитические, политические и духовные наследники Чингисхана, он в нашей судьбе как маяк и вдохновитель, и Лев Николаевич это чувствовал всем своим нутром, как и я. И мой друг и один из учителей Всеволод Никанорович Иванов (1888-1971), великий русский патриот, деятель белого сопротивления, а затем харбинский эмигрант и после Великой Войны хабаровский писатель, - подарил мне полную рукопись трактата «Мы», в котором обосновывает нашу евразийскую сущность. И оказывается, мы связаны с Чингисханом (1162-1227) не только исторически, но во многом и генетически.

На эту тему замечательный материал подготовили Ольга Орлова и Александр Марков Возможно, Петр Чаадаев был потомком Чингисхана :

«Исторические события оставляют свой след не только в культурных памятниках, но и в наших генах. И сегодня генетики используют новейшие методы для того, чтобы узнать новые подробности давнего прошлого. Одно из таких исследований - поиск потомков Чингисхана. Об этом исследовании рассказывает член-корреспондент Российской академии наук Илья Захаров-Гезехус.

– Расскажите об исследованиях, связанных с поисками так называемых потомков Чингисхана, которые выполняют генетики.

– Это связано с нашими исследованиями в Туве. Это часть Российской Федерации пограничная с Монголией и достаточно оторвана и исторически, и географически от других регионов. На этой интереснейшей для биолога, для генетика территории мы проводим разные исследования. И одно из них, связанное с изучением того, что называется генофонд человека, то есть генетические особенности тех или иных групп населения, народов, в данном случае тувинцев и других тюрко-монгольских народов, которые рядом с Тувой обитают. Вот исследования генофонда этих народов и привели нас к поискам потомков Чингисхана.

– Почему вы решили искать именно потомков Чингисхана?

– Я должен пояснить, кто является потомками Чингисхана. Вся эта история началась в 2002 или 2003 году, когда в очень серьезном научном журнале была опубликована статья большой группы исследователей, возглавляемых генетиком из Оксфордского университета Кристайлер Смитом, и в этой статье утверждается, что им удалось обнаружить на территории Азии вероятных потомков Чингисхана, причем в очень большом количестве, по их подсчетам чуть ли не 200 миллионов.

Я должен пояснить, как это делается, поскольку мы работали тем же самым методом. Дело заключается в том, что от предков к потомкам передаются гены, которые располагаются в хромосомах, причем большинство генов и хромосом перемешиваются. Каждый из нас получает их от отца и матери, соответственно от одного деда, другого деда, одной бабушки, другой бабушки и так далее. Однако есть два элемента человеческого генома, генетического материала, которые передаются один строго по женской линии, а второй - это так называемый игрек-хромосома, которая строго передается по мужской линии от отца к сыну, у женщин никогда ее не бывает.

Передается более строго, чем фамилия. Игрек-хромосома несет генов очень мало, но каждого из нас делает именно мужчиной, там есть некие гены, которые заставляют зародыш развиваться именно в направлении мужского пола. Каждый человек, точнее, каждая мужская линия имеет свой несколько отличающийся от других вариант игрек-хромосомы.

Конечно, все мы происходим от какого-то Адама, но за прошедшие с момента возникновения человечества 100-150 тысяч лет накапливаются в хромосомах изменения, мутации - и поэтому в современном человечестве игрек-хромосома достаточно разнообразная. Так вот, эта интернациональная группа ученых, проводя изучение народов Азии от Кореи до Грузии, наряду с редкими индивидуальными вариантами обнаружила один вариант, которого было всюду очень много, больше всего в Монголии. А по мере удаления от Монголии меньше и меньше. И когда было подсчитано, с какой частотой на изученном материале встретился этот вариант, и вычислено количество людей, принадлежащих к тому или иному этносу, народу, оказалось, что в Центральной, Восточной, Средней Азии примерно 200 миллионов мужчин обладают одной и той же или почти одной и той же игрек-хромосомой. Было сделано предположение, что это потомки по мужской линии Чингисхана.

– Почему генетики решили, что это потомки именно Чингисхана?

Обычный человек через несколько столетий вряд ли оставит такое количество прапраправнуков. У Чингисхана, как известно, помимо любимой жены было 500 наложниц, а у его четырех сыновей от любимой жены, были еще, очевидно сыновья, у каждого (по крайней мере у тех сыновей, которые стали ханами) также были гаремы. И чингизиды, как свидетельствуют историки, правили в государствах Азии очень долго.

Затем они приняли мусульманство, и если до принятия ислама имели гаремы, то после тем более. То есть чингизиды правили очень долго. И имея гаремы, конечно, могли оставить огромное число сыновей. Простейшие расчеты показывают, что за несколько столетий, даже если каждый мужчина этого рода оставлял всего лишь по четыре сына, через 400 лет было бы две-три сотни миллионов. Так что это возможно.

Но почему именно Чингисхан? У ученых, которые сделали это предположение, было три косвенных довода. Первое, территория, где им встретился этот вариант игрек-хромосомы, очень хорошо укладывается в границы империи Чингисхана. Этих генов не нашли среди корейцев, которые поздно были завоеваны монголами, не нашли в Закавказье у армян, грузин, у туркмен тоже не нашли, а от Манчжурии до Аральского моря нашли - это как раз граница первых завоеваний Чингисхана и его сыновей. Это первое.

Второе: генетическими методами можно подсчитать, сколько лет или поколений назад жил прародитель того или иного рода. Когда такие расчеты были сделаны, оказалось, что прародитель этого гигантского рода, по их подсчетам, жил тысячу плюс-минус триста лет назад, а Чингисхан родился примерно 900 лет назад. По времени тоже все совпадает.

И, наконец, третий довод, что каждый четвертый монгол имеет именно этот вариант игрек-хромосом, у мужчин других народов он встречается значительно реже. Но есть небольшой народ хазарейцы, который живет на территории Пакистана и считает себя по легенде потомком именно Чингисхана, у хазарейцев этого варианта игрек-хромосомы оказалось даже больше, чем у монголов, хотя территориально они разделены несколькими тысячами километров.

/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Вообще-то хазарейцы живут преимущественно в Афганистане и отчасти в Иране, ибо они шииты, а в Пакистане их совсем немного/

– Вы называете огромные цифры. Как выяснили, что 200 миллионов человек имеют именно этот ген?

– Двести миллионов, конечно же, не проверили. Обычно проверяют, скажем, по сотне мужчин из каждого этноса, монголов, китайцев, казахов, узбеков и так далее и определяют процент мужчин, которые имеют этот вариант игрек-хромосомы. Скажем, у монголов это 25%. Известно, сколько насчитывает население Монголии, я не помню, ну скажем, 3 миллиона. Дальше простейший расчет, сколько должно быть в Монголии носителей этой хромосомы.

– А как получают генетический материал?

– Генетический материал берется случайно, ученые стараются брать не родственников, естественно. Обычно берут для анализа кровь, из которой выделяется ДНК, а дальше современными методами молекулярно-генетическими эта ДНК, выделенная из клеток крови, изучается. В частности, изучаются молекулярные особенности игрек-хромосомы, которая должна иметь 12-16 маркеров, то есть выглядеть чем-то вроде штрих-кода, которым сейчас все товары маркируются, и каждый товар имеет разный штрих-код. И вот эти 12-16 маркеров в игрек-хромосоме позволяют отличить меня от потомка Чингисхана.

Это достаточно дорогая процедура, доступная хорошо оснащенным лабораториям. Чтобы проанализировать сто человек, нужно помимо аппаратуры реактивов на десять тысяч долларов. Конечно, повторяю, были изучены не двести миллионов, это перерасчет, исходя из процента, который они встретили в тех или иных народах.

– Кто заинтересован в поиске потомков Чингисхана?

– Во-первых, сами люди, особенно те, которые подозревают свое ханское происхождение. И второе, конечно, должны быть заинтересованы историки. В частности, есть очень любопытная историческая загадка. У Чингисхана, как я сказал, было 4 сына от любимой жены - это Джучи, Джагатай, Угэдей и Толуй. Так вот, наверное, многие смотрели фильм «Монгол», этот фильм увеличил интерес к Чингисхану и его потомкам. В этом фильме представлено: Джучи родился после того, как любимая жена Чингисхана побывала в плену. В семье были сомнения в его происхождении, в том кто его отец. И остальные сыновья, когда происходило разделение наследства Чингисхана, оспаривали первенство Джучи, хотя Чингисхан с самого начала признал его своим сыном.

Так вот, развитие этих исследований с учетом родословных тех людей, которые знают свое происхождение, позволило бы в этом вопросе разобраться, действительно ли Джучи был сын Чингисхана. А кстати, его внуком был Батуй или Батый, сыном Джучи и, соответственно, внуком Чингисхана. Соответственно, кто завоевал Русь - потомки Чингисхана или потомки другого человека.

– Генетики выяснили был Джучи сыном Чингисхана или нет?

– Эта группа ученых, о работе которых я рассказываю, они проводили эти исследования без учета происхождения родословных людей. И никаких сведений о том, от кого происходят найденные ими якобы чингизиды, у них не было. Кроме того, они изучили население Китая, Монголии, бывшей советской Средней Азии, но ни один народ России ими охвачен не был.

– К чему привели поиски потомков Чингисхана на территории России?

– С самого начала мы в качестве материала в отличие от других генетиков стали брать не кровь, а волосы, луковицы волос, что намного проще и взять пробы, и сохранить, транспортировать, содержать. Люди, конечно, не очень охотно дают свою кровь, требуется соблюдать определенные меры безопасности. А волосы я, наверное, не менее тысячи проб взял, и никогда не сталкивался, чтобы человек отказывался. В луковицах, в корнях волос есть достаточно ДНК для анализа, если все делать тонко. Это особенность нашей работы, которая позволила нам охватить очень большой материал.

Начали мы с Тувы, но дальше собрали материал в пограничных с Тувой областях - Горный Алтай, Бурятия, Хакасия, получили материал из Монголии для сравнения, и очень интересная выборка была собрана в Калмыкии. Калмыки, как известно, в конце XVII века пришли на Северный Кавказ из Западной Монголии и по своему этническому происхождению они связаны именно с монголами. Русские были тоже взяты для сравнения. И всего было изучено полторы тысячи мужчин - материал, собранный, кроме монголов, на территории России.

На этом материале удалось найти 12 предположительно чингизидов. Но материал собирался в течение нескольких лет, когда мы и не думали проводить эти исследования. Когда оказалось, что мы можем выявить таких мужчин, было очень интересно с ними познакомиться, что-то о них узнать. И через несколько лет после сбора материала пришлось опять ездить в эти же районы или республики и пытаться найти тех людей, у которых четыре-пять или еще больше лет назад был взят материал. Не всегда это удавалось, но с несколькими чингизидами я познакомился.

Студент в Калмыкии и его отец о своем происхождении ничего не знают. Калмыки были после войны выселены, отец родился на Сахалине и родовая память утрачена.

В Туве есть семья, с которой мы познакомились, несколько раз встречались, повторно брали материал у родственников по мужской линии, все подтвердилось. Оказалось, что дед того молодого человека, с которого началось изучение этой семьи, ребенком в конце 1930-х годов вместе с братом и сестрой был вывезен в Туву из Монголии (тогда это были два государства относительно независимые) и усыновлены в разных тувинских семьях.

Известно, что в Монголии в 1930-ые годы проходили массовые репрессии против духовенства, аристократии монгольской, потомков ханов, просто богатых людей. И то, что трое маленьких детей были увезены и отданы на воспитание в другую страну, очевидно говорит о том, что этой семье что-то серьезно угрожало. Можно предположить, что это было связано с происхождением, которое сейчас определить невозможно. И они сами не знают, от кого происходят. Вот такие были интересные встречи.

В Москве мы наудачу взяли пробу у одного казаха, который работает в Академии наук, и он тоже оказался этого происхождения. Но здесь история запуталась, потому что он принадлежит к роду кириитов. Это казахский род, казахи хорошо знают свое происхождение. Там есть достаточно большая родоплеменная группа, которая ведет свое происхождение именно от Чингисхана. Но этот род кириитов не считает себя связанным с Чингисханом. Более того, кирииты или кераиты – это племя, которое жило рядом с племенем Чингисхана. То они воевали с ним, то объединялись, но давно существовали параллельно. Поэтому сейчас одна из наших задач - собрать больше материала по кириитам и попытаться разобраться, что они все такие или данный найденный нами казах «чингизид» имеет особое происхождение. Будем это делать, исследования не закончены.

Среди русских мы потомков Чингисхана не нашли - это и не удивительно, конечно. Может быть, они и есть, но это редко. Хотя изучены сотни две русских мужчин, чингизидов среди них не найдено. Но некоторые известные дворянские роды по семейной легенде ведут свое происхождение от татарских ханов. Наиболее известен Чаадаев. Считается, что эта фамилия происходит от Чагадая, сына Чингисхана. У философа Чаадаева детей не было, но Чаадаевы до сих пор есть, надо их найти и постараться соответствующий анализ провести. Таким образом, наши исследования привели к тому, что мы обнаружили нескольких предположительно потомков Чингисхана на территории России.

– В какие лаборатории вы обращаетесь для проведения анализа ДНК?

– Я совсем недавно говорил с нашими московскими специалистами, кто в России может делать такой анализ, оказалось, что никто. Но мои партнеры, с которыми я работаю - это Мирослава Деренко и Борис Молярчук, они работают далеко, в Магадане, но постоянно сотрудничают с европейскими лабораториями и имеют в Магадане очень хорошо оборудованную лабораторию, они овладели этими методами. Они подготовку материала ведут в своей лаборатории и каждый год ездят в европейскую лабораторию, так что выделенные ДНК анализируют в хорошо оборудованной европейской лаборатории.

– Анализ игрек-хромосомы позволяет выделить потомков какого-то человека, например, Чингисхана, - только по прямой мужской линии, от отца к сыну. Но у Чингисхана были не только сыновья, но и дочери, у сыновей Чингисхана тоже были дочери. Если так посчитать, то в общей сложности потомков Чингисхана должно быть во много раз больше.

– Не во много, но в несколько раз больше. Я говорил выше, что кроме игрек-хромосомы, весь остальной генетический материал Чингисхана у его потоков за эти столетия настолько разбавлен, что гены Чингисхана в гомеопатических дозах содержатся в генетическом наборе даже его потомков и перемешаны, разумеется.

– Когда будет закончено исследование, можно будет нарисовать карту расселения потомков Чингисхана. Представляют ли такие карты интерес для историков?

– Мелькнуло сообщение, что китайцы собираются у себя искать потомков Конфуция, поскольку это очень чтимый мудрец и достаточно много китайцев считает себя потомками Конфуция. Если действительно такая работа намечается, конечно, будут изучать, сравнивать игрек-хромосому. Например, Тамерлан не был чингизидом. Его потомки, которые тоже оставили след в истории, имели гаремы, конечно. Поиск потомков Тамерлана – это, по-видимому, вполне реальная задача и должна охватить территорию Афганистана, где трудно материал собирать, Пакистана, северной Индии и наших бывших среднеазиатских республик. Там это вполне реально и, наверное, исторически оправдано.

– По вашему опыту и по опыту ваших коллег, люди легко идут на такого рода исследования, дают материал?

– Трудностей я не встречал. Я во время своих поездок обычно обращаюсь в школы, национальные лицеи, гимназии - и руководство школы, когда я говорю, не упоминая о Чингисхане, что мы проводим генетические исследования, отказа я не получал ни в Горном Алтае, ни в Хакасии, ни в Туве. Всегда ученикам что-то рассказывается о генетике. Единственная проблема, что мальчики в этих школах обычно коротко подстрижены, и взять волосы именно у мальчиков, что сейчас нам особенно интересно - это технически сложная задача. Правда, решаемая, но сложная.

– А какого рода исследования были бы интересны, где задействованы женщины и генетический материал женщин?

– Приведу очень яркий пример из работ европейских ученых. Есть так называемая митохондриальная ДНК, элемент генома, передающийся по женской линии. В Исландии, которая была заселена викингами, автохтонного населения не было. И потом миграции не было, больше туда никто не ехал, население стабильное, церковные книги ведутся с X века. Так вот, изучение происхождения исландцев показало, что по мужской линии они происходят от скандинавов, а по женской линии от населения Великобритании. Скандинавские викинги прибыли в Исландию не прямиком, а через Англию. И в Англию своих женщин не везли, а женщин подобрали в завоеванной ими частично Англии или Шотландии и оттуда двинулись в Исландию. Поэтому исландцы как этнос имеют такое двойное происхождение».