Комплекс петроглифов в монгольском алтае. Искусство древних кочевников центральной азии в петроглифах алтая

18 июля-10 августа 2015 г. прошла полевая научно-исследовательская экспедиция по изучению и копированию наскальных рисунков Монгольского Алтая.

Задачи экспедиции: -
- продолжение работы археологов и культурологов России, Монголии, Казахстана, Китая и других стран по созданию единой информационной базы петроглифов эпохи бронзы, раннего железного века и тюркского времени трансграничного Алтая,
- обозначение сосредоточений петроглифических комплексов на всей географической территории четырех стран, объединяющих историческую и культурную составляющую единой истории народов, населявших данный регион в древности.

Цели экспедиции:
- донесение и пропаганда наскального искусства уникальных древних культур Большого Алтая до современных потомков и жителей нашей страны,
- продолжение разработки способов и методов защиты природно-культурных памятников Алтайской горной страны,
- пополнение фондов музея эстампажными копиями наскальных рисунков Монгольского Алтая.

В экспедиции приняли участие: научный сотрудник Национального музея имени А. В. Анохина С. М. Киреев, Автономная некоммерческая организация «Соломенная капитель» (г. Барнаул): Е. Ю. Назаренко, Л. Р. Прутян. 23-31 июля в экспедиции участвовал менеджер краеведческого музея Баян-Ульгийского аймака Монголии Хуренморон Мажек.

Проект осуществлялся на средства гранта Фонда «Глобал грингрантс» (договор № 58-294 от 15.04.2015 г.), полученного АНО «Соломенная капитель». Автотранспорт выделен министерством культуры Республики Алтай.

Маршрут экспедиции пролегал по пяти административным районам – сомонам Баян-Ульгийского аймака: Улаанхус, Цэнгэл, Сагсай, Бугат, Толбо. Баян-Ульгийский аймак расположен в западной Монголии, гранича на севере с Кош-Агачским районом Республики Алтай Российской Федерации, на западе – с Синьцзян-Уйгурским автономным районом (Восточный Туркестан) Китайской Народной Республики.

Обследованные памятники: петроглифы массива Шивээт-Хайрхан, местонахождений Харсалаа, Цагансалаа, курганы, керексуры, ритуальные сооружения сомонов Улаанхус и Цэнгэл. Кроме этого произведены этнографические наблюдения.

Итоги работы экспедиции:
- в течение данного времени подробно обследованы наскальные рисунки указанных пунктов, их состояние и сохранность, произведена фотофиксация как цельных композиций петроглифов, так и отдельных образов,
- для Национального музея им. А.В. Анохина выполнено более 60 эстампажных копий наиболее характерных и выразительных сюжетов эпохи бронзы и раннего железного века,
- произведен первичный анализ и сопоставление обследованных петроглифов Российского и Монгольского Алтая,
- произведены этнографические наблюдения за устройством и функционированием зимних стоянок современных скотоводов - казахов и тувинцев изучаемого района аймака,
- оказана помощь краеведческому музею Баян-Ульгийского аймака по выявлению, обследованию и фотофиксации памятников археологии: курганов, керексуров, культовых объектов, обучению сотрудника методике копирования наскальных рисунков,
- установлены тесные контакты с руководством и сотрудниками Баян-Ульгийского аймачного краеведческого музея, намечены перспективы и направления дальнейшего сотрудничества между двумя музеями, выработаны предложения о взаимовыгодном сотрудничестве.

Член-корреспондент Петровской Академии наук и искусств, почетный гражданин г. Бийска Б.Х. Кадиков.

Древние петроглифы Алтая
Чудом уцелевшие для нас,
Графикой невольно поражают
О давно минувшем их рассказ.
На рисунках сказочные кони
Скачут из неведомых веков… В. Куницын

Алтай – колыбель многих древних народов Центральной Азии. Исследование сибирскими археологами целого ряда уникальных культурно-исторических комплексов этой горной страны получило всемирную известность. Древние племена и народы, пересекавшие беспредельные просторы Азии в течение многих тысячелетий известный русский художник и путешественник Н.К.Рерих называл «великими странниками». Перед многочисленными эмигрантами, стремившимися на Восток или в обратном направлении, казалось, непреодолимой преградой вставали горы Алтая. Но опыт многих поколений горных кочевников позволял им легко найти наиболее короткие пути в суровых алтайских высокогорьях. Перевалы и древние тропы фиксировались не только в памяти людей, но были отмечены древними монументальными стелами, обо (жертвенными кучами камней), курганами и многочисленными наскальными изображениями, которые, возможно, служили и визуальными ориентирами на местности.

История дописьменных народов Центральной Азии еще во многом остается для нас загадочной и таинственной, но наскальные рисунки, эти листы «каменных книг», помогают проникнуть в глубь тысячелетий. Они занимают особое место, являясь бесценным источником духовной и материальной культуры древних алтайцев. Нередко это живописные повествовательные рассказы наших предков о своей жизни, обрядах, мифологии. Некоторые каменные полотна являются настоящими произведениями первобытного искусства.

Одним из труднейших вопросов при изучении петроглифов остается определение даты их создания и, самое главное, «расшифровка», т.е. прочтение их содержания. Археологам давно известно, что многочисленные рисунки древних запечатлели не только различные бытовые сцены: перекочевка, охота, война, но и являлись наскальными иллюстрациями мифов и сказаний. Различить их и определить дату помогает тщательный анализ техники выбивки, художественных приемов и стиля, в котором выполнены древние рисунки, но, даже не смотря на такой комплексный метод исследования, многие из них остаются непонятными до сегодняшнего дня.

На Алтае известно более 200 мест, где обнаружены петроглифы и сотни тысяч таких рисунков. Анализ содержания, техники, стиля исполнения изображений позволяет разделить время их создания на несколько этапов.

Древнейший этап – палеолит представлен выбитыми точечной техникой рисунками лошадей, быков и оленей на скалах и камнях плато Укок. В абсолютном исчислении их возраст составляет не менее 12-14 тыс. лет.

Эпоха мезолита (9-7 тыс. лет до н.э.)

Эпоха мезолита в отношении петроглифики практически не изучена. Возможно к ней следует относить небольшое количество изображений в виде так называемых кругов с точкой, кругов с ножкой, лунообразные и подковообразные знаки, обнаруженные на двух стелах. Одна из-них (в лежачем состоянии) находится на берегу р. Катуни около грота Куюс, вторая – стоит вертикально на берегу р.Чуи на 727 км дороги Новосибирск-Ташанта.

Эпоха неолита (6-4 тыс. до н.э.)

Эпоха неолита представлена крупными (1 х 1,5 м или более) фигурами оленей и лосей, выбитыми довольно широким контурным желобком). Очень часто встречаются фигуры священных быков и по одиночке, и небольшими группами. Местонахождение рисунков – Калбак-Таш, Куюс, Бичикту-Бом, Ак-Узюк.

Эпоха энеолита (конец 4-3 тыс. до н.э.).

В эпоху энеолита и ранней бронзы на горно-степных пространствах Центральной Азии главными персонажами петроглифов оставались дикие животные: козлы, бараны, олени, лоси, быки, лошади и верблюды. К ним следует добавить новые образы: хищные и фантастические звери, зооморфные персонажи, которые не сменяли друг друга во времени, а сосуществовали, развиваясь параллельным путем.

В ранних алтайских памятниках Елангаша, Калбак-Таша и Курман-Таша они (обычно крупные статичные фигуры) часто показаны рядом и в различных сочетаниях: олень-бык, лошадь-бык, бык и козлы и т.д. А сам жанр, когда лоси, олени и быки показаны в одной композиции, характерен для алтайских месторождений наскального искусства. Они выполнены в разное время и в разном стиле, но все отражают один исторический процесс: внедрение новой формы хозяйственной деятельности – кочевого скотоводства. В этом длительном периоде истории создания петроглифов (конец IV – начало II тыс. до н.э.) представляется возможным выделить два культурно-хронологических пласта: 1) ранний, восходящий к неолиту, включающий образы диких животных: оленя, лося, лошади, барана, быка, хищного зверя и редкие лаконичные сцены охоты с присутствием человека; 2) поздний, с переходом населения гор, к производящим формах хозяйства и изображениями домашних животных в бытовых сценах жизни. К этому последнему пласту относится самая многочисленная группа петроглифов Алтая. Различаясь лаконичным – в стилистическом плане своеобразием в России, Монголии, Тыве, Казахстане и Китае, они удивительно одинаковы по многим каноничным сюжетам и персонажам. Это, в основном: стилизованные изображения женщин-шаманок, часто рядом со зверем, в позе «роженицы», или в сценах совокупления; мужские фаллические фигуры, рисунки руки и стопы, личин или масок; следы животных и птиц, чашечные углубления; колесницы и вьючные быки, погонщики и воины, вооруженные палицами и копьями. Мир человека в петроглифах эпохи бронзы отображен, несомненно, гораздо богаче и шире в сравнении с неолитическим периодом или энеолитом.

И в технике исполнения видны изменения. Контурный желобок становится гораздо уже, уменьшается не только его ширина, но и глубина. Основные группы изображений – Калбак-Таш, Елангаш, Ак-Узюк.

Эпоха бронзы (2 – начало 1 тыс. до н.э.)

В начальной фазе превалирует образ могучего быка с луновидными рогами, нередко с поклажей на спине, ведомого в поводу женщиной. В развитой фазе возникают новые мотивы: изображения коней и колесниц с воинами. Пешие воины и охотники в грибовидных шляпах с луками, топорами, копьями, палицами, возможно, с боласами; фаллические фигуры людей с посохами, хищные животные с зубастой пастью и когтистыми лапами, лоси или олени с «солнечными рогами», возникает тема змеи и змееборца.

Если для изобразительной манеры писаниц лесной зоны (бассейн р.Бии) характерен так называемый «скелетный» стиль, то в горно-степных зонах (бассейн р.Катунь) утверждается так называемый «декоративный» стиль, когда контур тела животного заполняется многими мелкими геометрическими фигурами.

Рога оленей и лосей пока еще имеют вертикальные стволы, но к концу эпохи бронзы появляются изображения животных с ветвистыми рогами, волнами распростертыми над спиной зверя. К числу редко встречающихся изображений следует отнести рисунки медведя, журавля и различных знаков – символов. Наиболее интересные рисунки этой эпохи имеются в урочище Калбак-Таш, Елангаш, Кызыл-Джар.

Эпоха ранних кочевников (VIII – III вв. до н.э.)

Древнеалтайское искусство, в основном, служило декоративно-прикладным целям: украшение одежды, оружия, упряжи коней, интерьера погребальных сооружений, различных бытовых и культовых предметов. Но в реалистичных и фантастических изображениях животных и даже в орнаментах многие исследователи видят мифических существ, представлявшихся древним кочевникам в образе какого-либо зверя. В этих, несомненно, первобытных представлениях отразилась система понятий человека об окружающем животном мире – своеобразной иерархической классификации, где каждому виду было отведено свое место.

С небесной сферой – верхним миром были связаны птицы, с землей – средним миром – парнокопытные, а змеи и рыбы – с водной стихией и подземным миром. Происходящие из алтайских курганов произведения звериного стиля деляться на пять основных групп: 1) изображения копытных (олени, маралы, лоси, быки, верблюды, куланы, косули, антилопы, дзерены, бараны, козлы и кабаны); 2) изображения хищников (львы, тигры, пантеры, барсы, волки и лисы); 3) изображения птиц (орлы, грифы, дрофы, петухи, из водоплавающих – лебеди, гуси и утки); 4) изображения рыб (сиговые); 5) изображения фантастических существ (грифоны, зооантропоморфные, и др.).

Несмотря на поразительное сходство отдельных образцов мелкой пластики пазырыкской культуры с персонажами петроглифов, последние по художественной выразительности явно уступают высокохудожественным изделиям из курганов. Такое различие вполне понятно. Техника изготовления и материалы (дерево, кожа, береста, и т.д.) давали древнему художнику почти неограниченные возможности в передаче выбранного образа, тогда как выполнение аналогичных изображений на камне было более сложным процессом. Для ненесения рисунков требовался прочный инструмент, гладкая каменная плоскость, ее удобное расположение, а также защищенность места от непогоды. Ведь наскальное искусство, в буквальном смысле, родилось под открытым небом.

Немаловажную роль играли также цвет и патина камня, контрастирующие с цветом выбивки. В петроглифах Алтая, ввиду понятных технических трудностей, чаще всего встречаются копии отдельных персонажей и несложных по структуре сюжетов алтайского звериного стиля. Некоторые их них чрезвычайно утрировались, нередко передавались в упрощенном схематичном виде. Но при выполнении рисунков на камне были и свои преимущества: композиции и сюжеты на плоскости можно было располагать более свободно. Древний художник мог импровизировать уже в процессе работы, дав волю фантазии, в отличие от каноничных изображений зверей, функционально подчиненных определенной форме предметов, связанных с костюмом кочевника, оружием или упряжью коней.

Формируются новые принципы так называемого скифо-сибирского «звериного стиля», центральной фигурой которого становится образ благородного оленя – марала.

У древнейших фигур оленьи морды трактуются в виде птичьего клюва, голова вытянута вперед, рога закинуты на спину, ноги укорочены и иногда даны лишь в виде каких-то рудиментов.

Несколько позднее появляются изображения оленей в позе «летучего галопа», а так же как бы стоящие «на цыпочках», когда прямые ноги животных как бы свисают с туловища, а концы копыт оттянуты вниз. В аналогичном стиле изображаются и другие животные: козлы, кабаны, бараны, хищники, лошади. Впервые на Алтае появляются изображения высокопородных коней. Лучшие изображения, исполненные в эпоху ранних кочевников, располагаются в урочище Туру-Алты, Елангаш, Жангыз-Тобэ, Ак-Узюк, Суулу-Серпек и др.

Таким образом, скифский период в наскальном искусстве Алтая представлен достаточно полно, а точные и прямые аналогии из датированных погребальных памятников позволяют проследить динамику развития алтайского звериного стиля, который сохранял свои основные изобразительные принципы на всем протяжении своего существования.

Эпоха древних тюрков (VI-X вв. н.э.).

Преобладающие сюжеты – сцены охоты на копытных животных, вооруженные воины, всадники в доспехах, с копьями и со знаменами. Кроме легковооруженных всадников со сложносоставными сигмовидными луками, у древних тюрков появляются и тяжеловооруженные конники катафрактарии, в существовании которых и кроется один из секретов военных успехов тюрков.

Важнейшим достижением древних тюрков была руническая письменность. Обычно ее образцы обнаруживаются в сочетании с тамгообразными знаками, часть из которых напоминает элементы рунического алфавита. К этому периоду следует отнести появление образа собакоголовой птицы – священного сенмурва, скорее всего принесенного на Алтай из регионов. Средней Азии и Ирано-Афганского нагорья.

Широкое распространение получает изображение боевой стрелы. Это позволяет предполагать возникновение ее особого культа. Наибольшей концентрацией изобразительных материалов этой эпохи отмечаются урочище Калбак-Таш, Ак-Узюк, Боочи, Кара-Оюк, Мендур-Соккон, Жангыз-Тобэ.

Послетюркский период.

Послетюркский период изучен весьма слабо. Среди этих изображений легче всего датируются фигурки людей, сидящих в позе «Лотоса», обычно они сочетаются с тибетскими и старомонгольскими буквенными начертаниями.

Этнографическая современность

Представлена громадным количеством рисунков с теми или иными сценами из жизни и быта алтайцев и, возможно, казахов. Но до недавнего времени древнетюркские и этнографические гравюры не привлекали должного внимания исследователей. Наверное, это было связано, прежде всего, с отсутствием разработанной методики и опыта работы с граффити. Основная часть раннесредневековых петроглифов концентрируется, как правило, в нижнем ярусе, у подножия горной пряди (вдоль древней тропы), либо на ее седловинах – «перевалах». Наиболее распространенным сюжетом являются сцены охоты.

Много сюжетов связанных с шаманскими мистериями, охотой и действиями батального характера. На некоторых рисунках хорошо различимы родовые тамги, имеются изображения ружей на сошках, юрт, домашних и диких животных, священных деревьев и т.п. Одной из характерных особенностей петроглифики «этнографических» алтайцев является использование небольших по размерам (в пол-ладони) плоских камней с гладкой поверхностью, на которой и процарапывались рисунки. Эти рисунки являются ярким подтверждением той мысли, что петроглифы как один из традиционных видов передачи информации, сохранил свое значение на Алтае вплоть до XIX - начала XX веков. Рисунки этого периода обнаруживаются практически повсеместно, но наиболее часто они сопровождают комплекс изображений эпохи ранних кочевников и эпохи древних тюрков.

В целом, рассматривая принципы группировки одновозрастных изображений, можно прийти к выводу о том, что они в какой-то мере отражают особенности социальной организации человеческих коллективов того времени. По всей вероятности, малые по количественному составу группы изображений соответствовали родовым святилищам, а крупные – племенным, а может быть даже и межплеменным.

Сейчас мы знаем, что Алтай в период энеолита, бронзы и раннего железа (пазырыкская культура) был сакральным центром для населения громадных регионов Центральной Азии. Поэтому нет ничего удивительного в том, что древние обитатели этих обширных пространств исповедовали одни и те же культурные и нравственные ценности, суть и смысл последних были связаны с космогоническими воззрениями, генеалогическими легендами, культом плодородия и магией охоты, героическим эпосом, представлениями о вечной борьбе добра и зла и т.п.

В массе своей петроглифы – это наглядное свидетельство того, что Алтай в бронзовом и раннем железном веках был очагом мощных культур, имевших свои творческие школы, эстетические и мировоззренческие каноны.

Источник

Кадиков Б.Х. Петроглифы Алтая: коллекция из собрания Бийского краеведческого музея им. В.В.Бианки.– Бийск, 2005.– 14 с.

По теме
  • Легенды Горного Алтая Испокон веков Алтай был средоточием культуры, потому и воспет он в монументах древнего искусства
  • По Алтаю с Борисом Хатмиевичем Кадиковым Зкспедиции по сбору этнографических материалов на Алтае под руководством директора Бийского Краеведческого музея имени Бианки

Комплекс петроглифов в монгольском Алтае (монг. Монгол Алтайн нурууны хадны зургийн цогцолбор) — объект Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, расположенный в Северной Монголии, на реке Чулуут. “Чулуут” означает “скалистый”. Комплекс расположена на высоте примерно 2000 метров над уровнем моря и тянется по скалам и горам более чем на 40 километров. Преобладают изображения оленей, запряженных в колесницы. Рисунки настолько четкие, что можно пересчитать спицы на колесах колесниц, а ведь сделаны были эти “картины” 4000 — 3000 лет до нашей эры.

В настоящее время известно 22 изображения колесниц в горах Монгольского и Гобийского Алтая (юг и юго-запад страны) и 20 — по берегам среднего течения р. Чулуут (Северная Монголия).

Неоднократно были зафиксированы рисунки колес, рассеченных на секторы и круги, а также фигуры, отдаленно напоминающие по структуре двухколесные повозки.

Здесь были созданы во времена неолита (III тысячелетие до н. э.) тысячи наскальных рисунков, объявленных сейчас Всемирным наследием ЮНЕСКО.

Многочисленные наскальные рисунки и погребальные памятники, найденные на территории трех объектов, свидетельствуют о развитии культуры в Монголии на протяжении 12000 лет.

Самые ранние из них относятся к периоду 11000-6000 годов до н.э., когда эта территория была частично покрыта лесом, что позволяло местным племенам охотиться на крупную дичь.

Более поздние изображения относятся к тем временам, когда алтайский пейзаж приобрел свой нынешний характер гористой степи, и отражают переход к скотоводству, ставшему основным занятием людей.

В эту эпоху важное место в наскальных изображениях занимала лошадь. Наскальные изображения Алтая являются ценным источником сведений, необходимых для понимания уклада жизни доисторических общин в северной части Азии. Всего в долине реки Чулуут в разное время рисунками было покрыто более 25 квадратных километров скал. Чаще всего встречаются изображения оленей, запряженных в колесницы.

Наиболее древние из них появились 5000 лет назад, а самым «молодым» - около 3000 лет.

Так как кочевые народы (предки современных монголов) занимались преимущественно охотой и собирательством, очень многие из рисунков посвящены охоте. Охотники изображены с луком и стрелами.

Также присутствуют изображения драконов, рыб и змей. Предполагается, что изображения оленей были созданы в карасукскую эпоху. Самыми ближайшими параллелями монгольским рисункам являются изображения колесниц из высокогорной Чуйской котловины российской части Алтая.

В 1995—2001 годах ученые исследовали пещеры Цагаан-Агуй и Чигээн-Агуй. Были проведены разведывательные работы в районе Гобийского Алтая и обнаружены стоянки древних людей.

Причем стоянка Цахиуртын-Хөндий (Кремневая долина) занимает площадь 25 квадратных километров. В 1994—2005 годах экспедиция обследовала петроглифы Монгольского Алтая и обнаружила ряд памятников, в том числе Цаган Салаа и Бага Ойгоры, насчитывающих более 10 тысяч сцен.

В 2005 году обнаружена могила гуннской знати, найдены серебряные пряжки с изображением однорогого козла и округлая пряжка с античными сюжетами.

Также известна пещера Бичигт Хад, где обнаружены рисунки бронзового века. Белая пещера считается самым древним местом обитания человека на территории Монголии, тут люди жили еще 700 000 лет назад. Об археологическом богатстве свидетельствуют и окаменелости, найденные по всей территории аймака Ховд.

Пещера Хойд-Цэнхэр с живописью эпохи палеолита (монг. Хойд Цэнхэрийн агуй) располагается на реке Хойд-Цэнхэр (монг. Хойд Цэнхэрийн гол).

Петроглифы монгольского Алтая

Комплекс петроглифов в Монгольском Алтае (монг. Монгол Алтайн нурууны хадны зургийн цогцолбор ) - объект Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, расположенный в Северной Монголии, на реке Чулут.

Она расположена на высоте примерно 2000 метров над уровнем моря и сплошь тянется по скалам и горам более чем на 40 километров. Среди изображений преобладают изображения оленей, запряженные в колесницы.Даже спицы на колесах колесниц можно пересчитать, а сделаны были эти «картины» 4000 - 3000 лет до нашей эры.

Здесь были созданы во времена неолита (III тысячелетие до н. э.) тысячи наскальных рисунков, объявленных сейчас Всемирным наследием ЮНЕСКО.

Всего в долине реки Чулут было создано в разное время рисунки на площади более 25 квадратных километров на скалах. В основном, это изображения изображения оленей, запряженные в колесницы. Наиболее древние из них появились 5000 лет назад, а последние около 3000.

Так как кочевые народы (предки современных монголов) занимались преимущественно охотой и собирательством, очень многие из рисунков посвящены охоте. Охотники изображены с луком и стрелами. Также присутствуют изображения драконов, рыб и змей. Предполагается, что изображения оленей были созданы в карасукскую эпоху. Самыми ближайшими параллелями монгольским рисункам являются изображения колесниц из высокогорной Чуйской котловины российской части Алтая.

Обнаружены были петроглифы в 1963 году. Существование древних цивилизаций на территории современной Монголии не предполагалось. Однако уже в период каменного века в Монголии были одомашненные животные и «транспорт» для передвижения (перекочевок с места на место). Оказывается, степная цивилизация зародилась гораздо более давно, чем предполагали ученые. После обнаружения этих изображений на некоторое время ученые полагали, что жизнь зародилась именно на территории современной Монгольской Республики. Позже это утверждение было опровергнуто.

В 1995-2001 годах ученые исследовали пещеры Цаган-ахуй и Чигэн агуй. Были проведены разведывательные работы в районе Алтайского Гоби и обнаружены стоянки древних людей. Причем стоянка Цахуиртын хундин (Кремневая долина) занимает площадь 25 квадратных километров. В 1994-2005 годах экспедиция обследовала петроглифы Монгольского Алтая и обнаружила ряд памятников, в том числе Цаган Салаа и Бага Ойгоры - более 10 000 сцен.

В 2005 году обнаружена могила хуннской знати, найдены серебряные пряжки с изображением однорогого козла и округлая пряжка с античными сюжетами.

Также недалеко от галереи в горах Алтая найдены наскальные знаки возрастом около 5000 лет. В результате исследования обнаружилось, что эти петроглифы сходны (практически идентичны) с рунами древней Исландии. Российский ученый В. Щербаков сообщает: «В 1963 году на Алтае нашли знаки (их возраст около 3000 лет), схожие с рунами Исландии

Сообщалось также о нахождении в этих местах захоронений древних людей ростом более 2 метров (2,5 м) и их изображений. Возраст находок около 6000 лет, и они обладают европеоидными чертами лица. Однако эти данные не были подтверждены.

Алтай называют страной петроглифов. «Бичикту-Кая» или «бичикту-боом» — «писанные скалы», как их называют местные жители. Петроглифы – это наскальные рисунки древнего человека, некоторым из них — более тысячи лет. Масштабное изучение наскальной живописи в Горном Алтае началось не так давно – в 20-х годах 20 в., буквально со времен великой саяно-алтайской экспедиции. Подробнее об алтайских петроглифах — Елена Нестеренко.
Наскальные рисунки были обнаружены здесь в большом количестве. В основном петроглифы на Алтае относятся, как говорят ученые, к зооморфной группе, т.е. представляют собой изображения различных животных, преимущественно, дичи – лосей, косуль, кабанов, оленей и проч. Тематика легко объяснима – ведь на территории горного Алтая в древности жили племена, основным промыслом которых была охота.

Сегодня в горах Алтая расположено множество крупных и мелких «галерей» древней живописи. Как правило, они находятся вблизи крупных водных артерий – на каменных останцах вдоль русел рек Катунь и Чуя (а потому водные туристы имеют прекрасную возможность увидеть петроглифы на маршруте). Также богата наскальной живописью долина Каракольских озер, которая считается у алтайцев священным местом, окрестности плато Укок, где найдено захоронение знаменитой одноименной принцессы, предгорья Белухи.
Наиболее известные места с петроглифами — комплекс «Калбак-Таш» (около 8 тысяч рисунков различных эпох), расположенный в 7 км к западу от села Иодро Онгудайского района, Турачакская писаница , находящаяся на левом берегу реки Бии у села Турачак, святилище Сетерлю в бассейне р. Каракол в Онгудайском районе возле р. Сетерлю, рисунки Кара-Ойука (более 1200 композиций) в бассейне реки Чуя на реке Чаган и его правом притоке Ак-Кёл, в 15 км к северо-западу от р. Елангаш.

Вероятнее всего, нанесение изображений животных (иногда людей) на камни носило ритуальный характер – древние художники пытались обеспечить себе успех в охоте. А потому места скопления петроглифов часто напоминают природные алтари, т.е. имеют естественные скальные выступы под отвесными стенами, на которые нанесены рисунки, и считаются местным населением священными. Поэтому здесь часто можно увидеть деревья с повязанными белыми лентами – дань духам.
Как я уже сказала, небольшие скопления наскальной живописи можно в избытке найти, следуя водными маршрутами по Катуни или Чуе. К примеру, летом (2014) между порогами «Турбина» и «Горизонт», шагая по высокому берегу Чуи, мы наткнулись на ничем непримечательную каменную глыбу. Знающий инструктор обратил на нее наше внимание и, подойдя поближе, мы смогли полюбоваться произведениями древних живописцев. С каменной плиты на нас смотрели изображения оленей (а может, лосей), перенесшие дожди, ветры и холода тысячелетиями пробовавшие скалу на прочность.

Где еще можно увидеть петроглифы:

В долине Бельтертуюк (Чемальский район). На скале вблизи одноименного водопада можно различить наскальные рисунки, выбитые мелкой точкой. На прилегающих к окрестностям водопада территориях находится множество археологических памятников - стоянок, остатков жилищ древних людей, погребальных комплексов, наскальных рисунков разных эпох вплоть до каменного века.

Долина реки Карагем (Усть-Коксинский район) — петроглифы скал Джурамала («джурамала» в пер. «нарисованный скот»). Петроглифы располагаются на горизонтальных, отполированных до блеска плоскостях двух скальных останцев. На самой вершине останцев и чуть ниже, на ровных поверхностях скальных плит, видны силуэты быков, горных козлов, а также сцены охоты волков на маралов.

Урочище Кызылтас (плато Укок) — петроглифы Бертекской писаницы, представлено более 120 изображений.

PS.Один из самых необычных петроглифов — на котором изображен объект, похожий на НЛО или космический корабль.