Жизненный путь и его выбор. Жизненный путь Человека – Понять Себя

Уолт Дисней получил 302 отказа прежде, чем нашел инвесторов для мультипликационной студии. Опра Уинфри росла в такой бедности, что у нее в детстве не было игрушек. Если бы все великие люди считали, что их жизненный путь зависит от обстоятельств, мы бы точно не слышали их имен. Но они продолжали действовать «вопреки», потому что знали: если есть 1% на то, чтобы изменить свою жизнь, ее нужно изменить обязательно.

Что такое жизненный путь

Жизненный путь - это многокомпонентное понятие, которое складывается из внутренних биологических (генотипа, характера, таланта и жизненного опыта) и внешних социальных (воспитание, среда обитания, события) факторов. Включает он и другие понятия: смысл жизни, жизненную философию, жизненный цикл. Описание жизненного пути начинается в момент рождения человека и заканчивается в день его смерти.

Хотя точного научного определения жизненного пути пока нет, его изучением занимаются ученые. Академик С.Л. Рубинштейн еще в 20-е годы прошлого столетия рассматривал человека с биографической точки зрения, поскольку считал личность человека неотделимой от его личного опыта. А доктор философии Шарлотта Бюлер в это же время ввела понятие «жизненный путь личности», состоящий из пяти фаз развития по годам жизни.

Но пока ученые проводят свои исследования, хочется для самого себя найти ответы на вопросы: могу ли я выбирать ? в моих ли силах что-то изменить? как сочетается мой путь с моими внутренними ценностями? как расставлять свои жизненные приоритеты?

Как определить свой жизненный путь

Начнем с примера. Вы любите путешествовать, и ваш друг любит путешествовать. Вы заранее выбираете туроператора, дорогие отели «все включено» и экскурсии по туристическим маршрутам. Ваш друг покупает билет, собирает чемодан в последний момент, живет в палатке и бегает с фотоаппаратом по заброшенным деревням.

Вот так и с жизнью: осознанно или неосознанно мы выбираем дороги, маршруты и способ передвижения, получаем от этого разные эмоции. И способ понять свой жизненный путь мы выбираем сами. Кто-то идет к гадалкам и астрологам, кто-то ищет духовного наставника, кто-то пытается разобраться в вопросе с помощью книг и самосознания.

Над определением жизненного пути работают религиозные деятели, астрологи, философы, историки, этнографы и доктора социальной медицины. Над этим бьются еще и генетики. И по их исследованиям на 57-60 % мы – это наши гены. Значит, остальное вполне можем изменить сами. И первое, что нужно сделать – это определить свои жизненные приоритеты.

Как расставить жизненные приоритеты

В расстановке приоритетов не стоит слишком увлекаться. Есть риск превратиться в очередного сверхчеловека, смотрящего на часы даже во время занятий сексом. Но и без осознанных приоритетов жизнь становится хаосом, а дела спускаются на самотек. Поэтому попробуем выбрать золотую середину, чтобы успевать все, но при этом помнить вкус салата, съеденного за обедом.

Понять и осознать, как приоритеты в жизни расставлены сегодня

Даже если вы ни разу не рисовали шкалу приоритетов, они у вас есть. Все, что мы имеем на этот момент – результат расставленных приоритетов. Осознанно или неосознанно, неважно. Все, чего мы хотим или о чем мечтаем – это теория. Все, что мы имеем прямо сейчас – это практика и наши реальные приоритеты.

Неосознанно мы выставляем приоритеты не по тому, что нужно или полезно, а по тому, что важно. Если мы лежим на диване, для нас важно лежать на диване. Если поднимаемся с утра на пробежку, нам важно бегать утром. Лежим на диване и думаем о пробежке – нам важно лежать на диване, изображая озабоченность своим здоровьем.

Признать свои приоритеты «как они есть» – это начать честный разговор с самим собой. Не уходить в сторону, не делать умное лицо, не размышлять. Честно описать , чем владеете на этот момент: семья, работа, заработок, здоровье, привычки. Это и есть ваша отправная точка.

Проверить, насколько приоритеты соответствуют внутренними ценностями

Ценности – это желания души, они идут изнутри. Приоритеты часто навязаны снаружи. И в этом вся проблема. Когда ценности и приоритеты играют вразнобой, ничего хорошего не происходит. Разрыв в понятиях «что для меня важно» и «что для меня ДОЛЖНО быть важно» приводит к плохому настроению, тревожности и депрессии.

Дети , особенно маленькие – первый индикатор наших ценностей. Если родители не читают, никакие уговоры или наставления не заставят ребенка читать. То же касается занятий спортом, правильного питания и целей в жизни. Хотите узнать свои настоящие ценности – понаблюдайте за своими детьми.

Второй индикатор наших ценностей – это наша энергия. Когда энергия приоритетов и ценностей работает в одном направлении, происходит то, что ученые называют резонансом, а мы – белой полосой в жизни. Следуйте за своей энергией, а не подстегивайте ее кофеином или развлечениями.

Понять, что список приоритетов не безразмерный и смириться

Представьте, что список приоритетов может состоять только из 10 пунктов и вы уже внесли в него все 10. Задумали вписать в список еще один? Значит, от чего-то придется отказаться. Потому что невозможно совместить в одной жизни здоровье с курением, комфорт с карьерой, высокий заработок с вечным отдыхом на Мальдивах.

Отказаться от чего-либо поможет правильно поставленная цель . Перед тем, выставить ее, подумайте: как вы хотите себя чувствовать. Хотите пребывать в гармонии, в спокойствии или в вечном беге с препятствиями? Формируйте цели, которые помогут обрести желанное состояние. Тогда они будут исходить от сердца, а не от понятия «так надо». Кому, собственно, надо?

Правильно определить приоритеты поможет их разбивка на срочные и несрочные. Срочные дела забирают массу энергии, но редко бывают важными. Дела, которые не имеют дедлайна, чаще приводят к намеченной цели. Такая расстановка приоритетов поможет определить, на что мы хотим тратить время и на что мы его тратить обязаны.

Жить не ради резюме или характеристики

Почему мы постоянно живем в конфликте между внешним успехом и внутренним достоинством? Внешнее «надо, надо, надо» настолько засоряет эфир, что собственным чувствам уже нет шанса пробиться. Наверное, поэтому даже наедине с собой мы рассуждаем о жизни такими словами, будто проходим собеседование у строгого кадровика.

Нужно различать личные качества и свои добродетели. Первые помогают завоевать место под солнцем на рынке труда. Вторые – делают нас людьми. То, как мы строим семью, отношения с друзьями, живем вне работы – намного важнее? Тогда почему этим качествам мы уделяем так мало времени, а, зачастую даже стыдимся их.

Газета New York Times провела конкурс на лучшее эссе о счастье. Результаты оказались поразительными: многие мечтают не о свершениях, а о «маленькой счастливой жизни». Конечно, такая жизнь подходит не всем. Но есть в этом нечто невыразимо прекрасное и надежное, то, что возвращает нас к нашим настоящим ценностям.

Включить в список приоритетов отдых и хобби

В списке приоритетов хобби часто вписывают в последнюю строчку. Но именно эти дела делают нас счастливыми. Хотите стать счастливыми, а не просто эффективными? Обязательно включите хобби в свой список и ежедневно уделяйте ему время.

Как найти свое хобби , если нет ничего не интересного? Начать искать. Посетить мастер-классы, сходить на выставки, даже если при одном упоминании о живописи хочется потерять сознание. Общение с увлеченными людьми поможет понять, что на хобби можно еще и заработать.

К хобби не стоит относиться, как к занятию на всю жизнь. Точно так же нельзя предопределить, можно ли потом построить на увлечении карьеру. Человек – это проводник. Ему нужно получать эмоции от прекрасного и выплескивать их в виде творчества. Возможно, потом на увлечении действительно получится заработать, но гарантий этому нет.

Фаталисты считают, что все определено при рождении, оптимисты надеются на самое лучшее. Но реалисты знают: невозможно сегодня определить жизненный путь, а завтра проснуться абсолютно счастливым человеком. Путь – это процесс, его можно подкорректировать на каждом этапе жизни. Было бы желание.

Введение


В психологии картины деятельности не рассматриваются фундаментальные, интегральные вещи, касающиеся личности. Обычно получаются отдельные психологические факторы, такие как познавательные процессы, мотивационные модели, а вот с уверенностью можно сказать, что настало то время, когда необходимо более подробно рассмотреть эту проблему, т.к. анализ такого интегрального понятия, как картина жизненного пути личности позволит не просто изучить степень интеграции рекламного события в субъективную картину жизненного пути личности, но и позволит выстроить некоторый прогноз подачи, внедрения определенных рекламных событий. В России рынок рекламы в масштабном уровне стал функционировать в 90-х годах. За последние 15 лет реклама приобрела свою историю и в нашей работе мы попытаемся выявить как реклама, ее развитие, история соотносятся с жизнью человека и его личной историей.

К изучению жизненного пути личности отечественные психологи приступили еще в 30-е годы. Разработка С.Л. Рубинштейном подхода к личности как субъекту жизни указала путь ее исследования посредством анализа временного развертывания жизненного пути как реального процесса формирования, развития, изменения, движения человека. С.Л. Рубинштейн, а затем Б.Г. Ананьев сформулировали основные принципы исследования личности как субъекта жизнедеятельности:

принцип историзма, согласно которому биография должна рассматриваться как личностная история;

генетический принцип, на основании которого выделяются разные линии становления личности, положенные в основу выделения этапов, ступеней;

принцип связи жизненного движения личности с ее деятельностью, общением, познанием.

Если С.Л. Рубинштейн только выдвинул идею о личности как субъекте жизненного пути, определил ее через способ временной взаимосвязи с миром, то Б.Г. Ананьев основывал свои выводы на огромном эмпирическом материале, полученном в результате комплексного исследования, сочетающего метод поперечных срезов с методом "длинника", в рамках которого изучались десятки психологических показателей.

Ананьев подчеркнул, что возраст интегрирует в себе не только метрические характеристики собственно биологического времени, выражающего онтогенетическое развитие и филогенетический ряд, но и топологические свойства времени человека, предстающие в фазности, временной упорядоченности и последовательности его развития: "возраст - есть определенность того или иного состояния, фаза или период становления, метрически определяемых к общему видовому эталону продолжительности жизни". Возраст представляет собой взаимопроникновение природы и истории, биологического и социального, поэтому возрастные изменения выступают одновременно и как онтогенетические, и как биографические.

Другая плодотворная мысль, принадлежащая Ананьеву, касается определения субъективной картины жизненного пути. Это понятие легло в дальнейшем в основу концепции психологического времени Е.И. Головахи и А.А. Кроника. Б.Г. Ананьев подчеркнул следующие важнейшие характеристики этой "картины" - она строится в самосознании человека; в ней отражены социального и индивидуального развития; эта субъективная картина всегда развернута во времени, отмечает в биографо-исторических датах главные события жизненного пути, связывая тем самым в единое целое биологическое историческое и психологическое время. Кроме того, временные оценки субъективного представления жизненного пути соизмеримы с масштабом человеческой жизни, включают прошлое, настоящее и будущее личности.

Попытка интегрировать биографические и онтогенетические аспекты жизненного пути, кроме Б.Г. Ананьева принадлежит Ш. Бюлер, сделавшей акцент на индивидуальной истории личности, на закономерностях ее самовыражения в разные периоды жизни. Нужно отдать должное Бюлер, лидирующей по частоте цитируемости в работах отечественных методологов, в полемике с ее положениями оформлялась концепция жизненного пути С.Л. Рубинштейна, на Ш. Бюлер ссылаются и оппонируют ей Б.Г. Ананьев (1980), К.А. Абульханова-Славская (1991), Н.А. Логинова (1978), психологи, занимающиеся проблемой самоопределения личности.

В начале века Шарлотта Бюлер с группой сотрудников (Э. Френкель, Э. Брунсвик, П. Гофштэттер, Л. Шенк-Дансингер) провела крупное исследование, результаты которого интерпретировала в течение всей своей жизни, рассматривая и сопоставляя три аспекта полученного эмпирического материала: биолого-биографический - исследование объективных условий жизни, событий окружающей среды и связанное с ними поведение человека; истории переживаний, внутренних поисков, становления ценностей, эволюции внутреннего мира человека; третий аспект касался анализа истории творческой деятельности человека, событий рождения продуктов этой деятельности.

Главной движущей силой психического развития Бюлер считает врожденное стремление человека к самоосуществлению и самоисполнению, "самость представляет собой ингенциональность или целенаправленность всей личности. Эта целенаправленность ориентирована на исполненность лучших потенциалов, исполненность экзистенции человека".

Самоосуществление - это и итог, и процесс, который в разные возрастные фазы может выступать то, как хорошее самочувствие (до 1,5 лет), то как переживание завершения детства (12-18 лет), то как самореализация (в зрелости), как исполненность (в старости). Путь человека к самоосуществлению определяют 4 основные тенденции, рассматриваемые Бюлер в генетическом плане: стремление к удовлетворению простых, жизненно важных потребностей, адаптация к объективным условиям среды, творческая экспансия и тенденция к установлению внутреннего порядка. Сосуществование этих тенденций во времени зависит от возраста и индивидуальности, приводя к доминированию то одной, то другой из них. Развитие индивидуальности как нарастание творческой интенции и расширение жизненных целей постоянно соотносятся Бюлер с биологическим онтогенетическим развитием, которое, тем не менее, не раскрывается столь подробно, как у Ананьева, не получает детальной развертки.

Несмотря на ценность исследований Бюлер, ей так и не удалось решить одну из первоначально сформулированных задач: нахождение взаимозависимости исторического, индивидуально-биографического и биологического времени. Но тем самым был поставлен, пусть пока не ясно, вопрос о связи субъективного и объективного времен в жизненном пути личности. К.А. Абульханова-Славская, оценивая описанные подходы к жизненному пути, отмечает их ограниченность, связанную с тем, что личность не рассматривалась как организатор жизненной динамики, жизненного пути.

Во-вторых, генетическая теория личности, основная мысль которой заключается в существовании качественного изменения личности в процессе жизни (П. Жане, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский) не была применена к анализу жизненного движения, "не сомкнулась с представлением о личности, осуществляющей свою жизнь во времени". Принципиальный вопрос о том, как соотносятся общественное и индивидуальное время в жизни личности, так и остался открытым.

Исправить это положение, по мнению К.А. Абульхановой-Славской, можно лишь приняв за аксиоматическую мысль о том, что личность в процессе своей жизни, выступая в качестве то субъекта общения, то субъекта деятельности, всегда остается субъектом собственной жизни, объединяющим в единое целое свою деятельность, свое мировоззрение, свои отношения с другими людьми.

Таким образом, на сегодняшний день существует множество работ, которые рассматривают жизненные события в контексте жизненного пути личности. Это труды Сергея Львовича Рубинштейна, Бориса Григорьевича Ананьева, Кона. Классическим стало определение события, данное Рубинштейном в рамках психологического анализа жизненного пути личности. Согласно ему, событие жизни - это узловые моменты и поворотные этапы жизненного пути индивида, когда с принятием того или иного решения на более или менее длительный период определяется дальнейший жизненный путь человека. Но не было предпринято попыток рассмотреть рекламное событие в рамках жизненного пути личности. Само понятие рекламное событие можно встретить в работах Феофанова, Лебедева, но в совершенно другом ракурсе. Этот термин упоминается как событие продукта, товара, его подготовка и продвижение. Мы же в нашей работе хотим проследить каким образом рекламное событие интегрировано в субъективной картине жизненного пути личности.

Субъективная картина жизненного пути личности, несмотря на ряд попыток раскрыть ее психологическую структуру и природу, по прежнему является наименее исследованной областью психологической науки. Для нас ценны положения, касающиеся исследования этой темы, выдвинутые в трудах Рубинштейна, Абульхановой-Славской, Ананьева, Шарлотты Бюлер и Н.Б. Кучеренко. К изучению жизненного пути личности отечественные психологи приступили еще в 30-гг. Первые шаги в этой области были приняты Рубинштейном. Осознание необходимости обсуждения в психологических кругах проблемы жизненного пути личности возникло вслед за изменением представлений о человеке в целом и о личности в частности. Личность стала рассматриваться двояко: и как объект, и как субъект жизни.

Основной целью дипломной работы является исследование рекламного события в субъективной картине жизненного пути личности. Для достижения поставленной цели мы поставили ряд задач.

Дать понятие жизненного пути личности и охарактеризовать основные термины, относящиеся к психологии жизненного пути.

Объектом работы мы определим субъективную картину жизненного пути личности. Впервые в советской психологии Ананьев использовал это понятие. Он давал развернутого определения, но выделял его несколько существенных моментов. Во-первых - эта картина является важнейшей характеристикой самосознания человека, во-вторых - в ней отражены вехи социального и индивидуального развития, в-третьих - она всегда развернута во времени, фиксирует в биографо-исторических датах все главные жизненные события жизненного пути. В дальнейшем это понятие легло в основу концепции психологического времени Головахи и Кроника.

Предметом дипломной работы является рекламное событие. Под понятием рекламное событие мы предлагаем понимать события, которые сам индивид включает в свою индивидуальную историю и наделяет их определенной значимостью (события рекламы, которые включены в прошлое, настоящее, будущее жизни человека, наделенные определенным смыслом и значимостью).

В нашей работе выдвинуто два предположения:

Существуют межсобытийные связи между личным и рекламным событием.

Что касается рассматриваемого предположения, мы исходили из того, что важен анализ не столько событий самих по себе, сколько их взаимосвязей, влияний друг на друга и на ход жизни в целом. В основу легла концепция Головах и Кроника, согласно которой единицей психологического времени является не интервал физического времени и не само событие, а межсобытийная связь типа причина - следствие и причина - средство. При этом единицей психологического прошлого выступает реализованная связь, единицей психологического настоящего - актуальная связь, а единицей психологического будущего - потенциальная связь

В соответствии с поставленной целью, обозначенными методологическими основами, в работе будет использован метод каузометрия - это метод исследования субъективной картины жизненного пути личности и психологического времени личности, предложенный Головахой и Кроником (1982). Каузометрия относится к числу биографических методов, направлена на описание не только прошедших, но и предполагаемых будущих этапов жизненного пути.

Это метод позволяет выявить особенности воспроизведения значимых жизненных ситуаций; наиболее важных событий в жизни человека. Называя значимые события человек преломляет его через свое Я (Коржова).

Выборка тридцати респондентов. Возраст 25-40 лет. Этот возраст нами был выбран специально. С одной стороны за плечами у них уже был определенный жизненный опыт, часть жизненного пути ими уже была пройдена, следовательно, они имеют определенное рекламное прошлое. С другой стороны впереди еще достаточно времени, чтобы строить планы относительно будущего.

Жизненный путь личности


Понятие жизненного пути

Жизненный путь - это история формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи, сверстника определенного поколения. Историческая природа личности требует от психолога изучения или хотя бы учета исторических обстоятельств ее жизни. В психологии биография человека всегда служила богатым источником знаний о личности, но, что еще важнее, она сама является предметом психологического изучения.

Положение о том, что развитие - основной способ существования личности на всех этапах ее индивидуального пути, выдвигает перед психологией в качестве одной из наиболее актуальных и наименее исследованных задачу психологического исследования целостного жизненного пути личности. Соотношение биографических событий и моментов естественного жизненного цикла индивида; фазы, периодизация жизни; кризисы развития личности; типы биографий; возрастные особенности внутреннего мира человека; роль духовных факторов в регуляции социальной жизнедеятельности; возрастная динамика творческой продуктивности; общая производительность жизненного пути; удовлетворенность жизнью и т.д. - вот тот далеко не полный перечень вопросов, касающийся самой природы жизненного пути.

Психологическая перспектива личности, включающая определенные аспекты и протяженность прошлого, настоящего и будущего, представляет собой то феноменальное поле, в котором в конкретный период своей жизни личность на основании актуального опыта делает прогнозы, строит планы, осуществляет реальное поведение. Тем самым, психологическая перспектива личности является субъективной репрезентацией направления жизни на ее определенном этапе и в этом отношении она, как правило, уже субъективной картины жизненного пути. Исследователи проблемы жизненного пути нередко касаются и проблемы жизненной или психологической перспективы, но, тем не менее, не разводят эти понятия. Обращаясь к этой проблеме, принято ссылаться на ряд исследователей - К. Левина, Л. Франка, Дж. Нюттена, Р. Кастенбаума.

Особое место в этом ряду занимает концепция, разработанная Куртом Левиным. Согласно ему, временная перспектива определяется характеристиками психологического поля в данный момент времени. При этом в поле объединяются только события и представления, актуализированные в связи с наличной ситуацией; этот факт приводит к утрате "фундаментальных временных отношений - отношений последовательности событий", что в свою очередь способствует затруднению их точного соотнесения с хронологическим временем, обнаруживая актуальные для субъекта свойства и процессы. К.Левин выделял в протяженности временной перспективы зоны настоящего и отдаленных прошлого и будущего, а в пространстве - уровни реального и ирреального.

Краткосрочность временного горизонта, по мнению К. Левина, характеризует "примитивность" поведения. Эксперименты А. Лебланка, сравнивавшего временную перспективу у разных возрастных групп, подтвердили эти наблюдения: самая короткая перспектива обнаружена у детей 9-12 лет, юноши 14-17 лет ее существенно удлиняют, но самый большой масштаб временной перспективы наблюдается в возрасте 18-24 лет, В последующем - до возраста 65-90 лет, сформированная перспектива, как правило, сохраняется. Увеличение временной перспективы в онтогенетическом развитии сопровождается ее заполнением достойными целями и смыслами: "позитивная временная перспектива, создаваемая достойными целями, - это один из основных элементов высокой морали.

В то же время - это реципрокный процесс: высокая мораль сама создает длительную временную перспективу и устанавливает достойные цели". Временная перспектива, в которую отдельные индивиды и социальные группы помещают свои жизненные цели и средства, серьезно влияет на повседневное поведение. По наблюдениям Л. Франка, бережливость, умеренность, предусмотрительность, как качества конкретного социального класса, могут быть следствием короткой временной перспективы, когда предметом заботы оказываются только ближайшие события.

Нередко в понятии временной перспективы акцентируется направленность человека на будущее, в этих случаях принято говорить о перспективном целеполагании, планировании, построении модели будущего, смыслостроительстве, принятии и реализации намерений деятельности.

Разные авторы по-разному пытаются выразить мысль о неоднородной структуре субъективного будущего, наличии в нем элементов, несущих различную функциональную нагрузку. Так, разводятся понятия "жизненный план" и "жизненная программа" (Л.В. Сохань, М.В. Кириллова, 1982). И то, и другое представляют собой систему целей, но если в жизненной программе цели фиксируются без жесткого определения сроков их выполнения, то жизненные планы приурочены к конкретным датам. Целевая структура будущего не вызывает сомнений, но лишь в отдельных случаях принято (П. Герстманн, 1981) разделять цели, например, на конечные и вспомогательные. Конечные цели иногда обозначаются как идеалы, подчеркивается их стабильность, длительное инвариантное существование. Вспомогательные цели, или цели средства, с одной стороны, конкретны, с другой стороны, характеризуются изменчивостью, легко преобразуются в зависимости от жизненной ситуации.

В той мере, в какой человек сам организует и направляет события жизненного пути, строит собственную среду развития, избирательно относится к тем событиям, которые не зависят от его воли (например, общественно-исторические макрособытия современности), он является субъектом жизнедеятельности.

В понятии жизнедеятельности отражается активная роль человека в собственной судьбе. Степень этой активности может быть различной в зависимости от зрелости характера, его самобытности. По этому основанию можно различать уровни жизнедеятельности и связанные с ними типы личности. (При этом, однако, нельзя абстрагироваться от общественно-исторического смысла ценностей, ради которых живет и борется личность.) На одном полюсе - жизнь, подчиненная обстоятельствам, шаблонное выполнение социальных ролей, так сказать, жизнь-автоматизм. На другом полюсе - жизнетворчество, когда жизнедеятельность, воплощенная в конкретных формах социального поведения и деятельности, направляется субъектом в соответствии с коренными отношениями, установками, когда жизнедеятельность адекватна характеру и является самовыражением. Истинно творческое самовыражение должно основываться на правильном отражении обстоятельств и последствий собственного поведения, на отражении объективных законов действительности.

Жизнетворчество происходит в социальном поведении (поступках), в общении, труде и познании. Жизненный путь творческой личности насыщен событиями - событиями среды, поведения, внутренней жизни. Эта событийность сказывается на характере и полноте воспоминаний. По воспоминаниям можно судить о типе личности.

Единство сознания и деятельности - это в биографическом плане единство внутренней и внешней жизни. В широком смысле слова понятие внутренней жизни охватывает все феномены психической деятельности.

Внутреннюю жизнь следует рассматривать как психологическую составляющую жизненного пути. Она не только отражает реальные события, но и сама является субъективной реальностью - жизнью. Действительно, духовная биография может быть не менее содержательной и значительной, чем объективная картина жизни. Иногда и в жизнеописании она выдвигается на первый план.

Клеточкой внутренней жизни является переживание. В Основах общей психологии С.Л. Рубинштейн отмечал всеобщий характер этого явления, считал его личностным, субъективным аспектом сознания в целом. Переживание, - отмечает С.Л. Рубинштейн, - это первично прежде всего психический факт, кусок собственной жизни индивида в плоти и крови его, специфическое проявление его индивидуальной жизни. Переживанием в более узком, специфическом смысле слова оно становится по мере того, как индивид становится личностью и его переживание приобретает личностный характер... Переживания человека - это субъективная сторона его реальной жизни, субъективный аспект жизненного пути личности. В этом, втором смысле слова переживания можно назвать биографическими переживаниями. В самом деле, их предметом являются события биографии, отраженные в процессах памяти, мышления, воображения. Посредством их осуществляется регуляция жизнедеятельности, и, наконец, сами они могут стать событиями жизни.

Переживания существуют в форме эмоционально насыщенных процессов, например мнемических, которые в личностно-биографическом плане выступают как процессы исторической памяти - воспоминания. Как всякое биографическое переживание, воспоминание включено в жизнедеятельность личности. В связи с жизнедеятельностью память изучена гораздо меньше, чем в связи с более частными видами деятельности, скажем с учением. Законы запечатления, сохранения, забывания и воспроизведения в системе исторической памяти имеют свою специфику, определяемую жизненной значимостью запечатленных событий. Так, в отличие от простых форм памяти в воспоминаниях есть такие образы, которые обладают сверхдолговременностью, сверхпрочностью вследствие неповторимости событий. Причем важна не столько эмоциональная окраска образа, сколько его содержание, жизненная значимость. Неприятное сохраняется особенно долго и прочно потому, что оно постоянно переживается не как известное страдание, но как известный урок жизни. Приятное сохраняется как известный момент продвижения жизни вперед.

Это давнее предположение Б.Г. Ананьева подтвердилось в экспериментах П.В. Симонова. Воспоминания о лицах, встречах, жизненных эпизодах, отнюдь не связанных в анамнезе с какими-либо из ряда вон выходящими переживаниями, подчас вызывали исключительно сильные и стойкие, не поддающиеся гашению при повторном воспроизведении, объективно регистрируемые сдвиги. Более тщательный анализ этой... категории случаев показал, что эмоциональная окраска воспоминаний зависит не от силы эмоций, пережитых в момент самого события, а от актуальности этих воспоминаний для субъекта в данный момент.

Не только сохранение, но и забывание биографических фактов определяется их жизненным значением, на что обратил внимание еще 3. Фрейд. Забывание как непроизвольное вытеснение образа из сознания реально. Но реально и другое, когда человек хранит событие в памяти, но намеренно избегает воспроизводить его, не желая причинить себе душевную боль, потревожить совесть. Воспоминания порой требуют мужества.

Воспоминания, воплощенные в эмоционально окрашенных представлениях, входят в состав актуальной структуры личности, образуют психическую ткань ее самосознания. Путем обобщения воспоминаний формируется жизненный опыт личности. Благодаря памяти в единстве нашего сознания отражается единство нашей личности, проходящее через весь процесс ее развития и перестройки. С памятью связано единство личного самосознания. Всякое расстройство личности. доходящее в крайних своих формах до ее распада, всегда поэтому связано с амнезией, расстройством памяти, и притом именно этого, исторического ее аспекта. Воспоминания имеют решающее значение для осознания человеком собственной жизни овладения своим опытом, для регуляции на этой основе жизнедеятельности.

Внутренняя жизнь может также осуществляться в процессах воображения. Для разных людей воображаемая жизнь - в мечтах, надеждах, предвидениях - имеет неодинаковое значение. Иногда она чуть ли не полностью замещает жизнь действительную. Уход от действительности в область воспоминаний или мечты имеет смысл защиты. Однако такой стиль внутренней жизни демобилизует человека, снижает уровень его социальной активности. Оптимально, когда насыщенная внутренняя жизнь соразмерна жизни действительной, иначе она сама, в конце концов, истощается. Для того, чтобы пережить, нужно, прежде всего, жить. От полноты и силы жизни, от общественного бытия человека зависит характер человеческих переживаний, их глубина и правдивость - соответствие жизни.

Переживания, несомненно, имеют и мыслительный компонент. Процессы мышления участвуют в решении жизненных, нравственных задач, предполагающих совершение выбора, построение стратегии поведения. Точка зрения на жизнь человека как на цепь задач, типичных для определенного возраста или возникающих при столкновении с различными обстоятельствами, предполагает включение интеллекта в структуру личности. Определение линии поведения или даже линии всей жизни - творческая задача, адресованная в большой мере интеллекту.

Можно видеть, что функционирование мышления при решении жизненных задач во многом аналогично умственной деятельности в проблемной ситуации, вовсе не имеющей биографического значения. В том и другом случае есть своя подготовительная фаза, момент озарения и последующее всестороннее обоснование решения. Причем роль подсказки может сыграть даже случайное впечатление. Яркость, незабываемость моментов озарения, когда происходит открытие истины в ее нравственном, жизненном значении, свидетельствует о том, что эти моменты вошли в духовную биографию человека, стали событиями.

Психологам предстоит изучить и понять особые качества всех психических процессов как переживаний. В потоке внутренней жизни память становится воспоминанием, воображение - мечтанием, мышление - средством постижения сути жизненных задач, внутренняя речь - голосом совести (на эту этическую функцию речи настойчиво обращал внимание Б.Г. Ананьев еще в 40-е гг.). В этом, биографическом значении ум человека приобретает новое качество: Способность, вырабатывающаяся в ходе жизни у некоторых людей, осмыслить жизнь в большом плане и распознать то, что в ней подлинно значимо, умение не только изыскать средства для решения случайно всплывших задач, но и определить самые задачи и цель жизни так, чтобы по-настоящему знать, куда в жизни идти и зачем,- это нечто бесконечно превосходящее всякую ученость, хотя бы и располагающую большим запасом специальных знаний, это драгоценное и редкое свойство - мудростью.

Переживания - динамический эффект всей структуры личности, которая наиболее интегрально представлена в характере и таланте (Б.Г. Ананьев). Динамика внутренней жизни в ее биографическом значении пронизана идейными мотивами, на ней лежит печать мировоззрения, жизненной философии личности. В переживаниях выявляется ценностный аспект самосознания, актуализируются отношения личности, в том числе к себе, обобщенные в рефлексивных чертах характера - самолюбии, чувстве собственного достоинства, чести. Рефлексивные свойства, хотя... и являются наиболее поздними и зависимыми от всех остальных, завершают структуру характера и обеспечивают его целостность. Они наиболее интимно связаны с целями жизни и деятельности, ценностными ориентациями, установками, выполняя функцию саморегулирования и контроля развития, способствуя образованию и стабилизации единства личности.

Рефлексивные черты характера - это устойчивые свойства самосознания, которое в личностно-биографическом плане выступает как осознание себя субъектом жизненного пути, ответственного за свою судьбу - уникальную, неповторимую, единственную. В самосознании соотносятся, с одной стороны, жизненные планы и потенциалы личности, с другой - реальные достижения в творчестве, в карьере, личной жизни. Зрелый человек понимает закономерный характер своего пути, строит концепцию жизни, увязывая прошлое с настоящим и будущим. Самосознание невозможно без познания собственного бытия, случайного и необходимого в нем, актуального и потенциального, действительного и возможного. Глубина и адекватность этого познания во многом определяются интеллектуальностью и, если угодно, талантливостью человека.

Характер - интеграция свойств личности, генетически связанная с ее тенденциями. Система потенций интегрирована в структуре способностей, и более того - в таланте. Психология таланта - нечто большее, чем психология способностей. Дело не только в разном уровне этих потенциалов. Талант - единство способностей на основе мировоззрения, жизненной направленности личности. Талант - эффект индивидуализации способностей, сплав их с характером. Вслед за Б.Г. Ананьевым мы считаем, что в понятии талант важен не столько уровень способностей, его составляющих, сколько их самобытность, соответствие склонностям, осознанность и саморегуляция. Характер и талант по отношению к жизненному пути выступают как субъективные его факторы, регуляторы жизненного процесса, социальной жизнедеятельности. Однако первично они сами являются продуктом биографического развития. Судьба талантливой личности, возможность ее расцвета, индивидуальные особенности структуры таланта, область приложения творческих сил зависят от исторического времени, от классовой принадлежности личности, от обстоятельств социальной среды развития. История творческой деятельности неотделима от гражданской и личной судьбы человека. Вот почему психологические исследования таланта и исследования по характерологии непременно обращаются к биографическому материалу.

Будучи зависимым от биографии, талант в свою очередь накладывает отпечаток на судьбу личности. Осознание своего дарования подкрепляет чувство собственного достоинства, способствует ответственности за его реализацию и развитие, побуждает человека жить в соответствии с призванием. Таким образом, талант выступает своего рода императивом жизни. Более того, человек осознает социальную функцию своего таланта, свою обязанность решать назревшие задачи общественной жизни и тем самым отвечать на запросы современности. Иначе говоря, человек осознает не только свои потенциалы и призвание, но и свою общественную, историческую миссию - предназначение. Так бывает не у одних только великих людей, но у каждого сознательного субъекта с чувством социальной ответственности и чувством истории. Свой вклад в исторический процесс вносит каждый, и каждый в какой-то мере незаменим.

Талант, будучи императивом жизнедеятельности, служит и орудием ее. В литературоведении высказана верная мысль о том, что талант в жизнетворчестве не менее ценен, чем в специальных видах деятельности.

Итак, многосторонние связи структуры личности, представленной талантом и характером, и жизненного пути определяют место этих интегральных образований в кругу биографических проблем: они результат жизненного пути и его регуляторы, более того - основа жизнетворчества.

Изучение биографических явлений имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Уясняя закономерности жизнедеятельности и жизненного пути, человек может лучше представить себе оптимальный вариант собственного развития, определить свой жизненный путь. Понимание роли личности в планировании и осуществлении жизненного пути способствует более ответственному отношению к нему, стремлению ставить серьезные жизненные цели и достигать их осуществления.

Структурным воплощением жизненного процесса и его позитивной части - жизненной перспективы - становится жизненный план, который представляет собой стратегию жизни. Совокупность жизненных тактик образует жизненный сценарий. Существуют, по крайней мере, два подхода к объяснению процесса структурирования жизненного пути с помощью ее планирования и сценарного воплощения.

Согласно первому подходу, представленному работами отечественных авторов (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев и др.), личность осознанно выбирает и регулирует процесс жизни. Подчеркивается роль родителей в формировании представлений ребенка о целях и структуре жизненного пути. В конечном итоге, по выражению С.Л. Рубинштейна, человек сам определяет свое отношение к жизни, гармонично или дисгармонично связывая между собой трагедию, драму и комедию. Он полагает, что только определенные соотношения этих мировоззренческих чувств этически оправданы, приемлемы, закономерны как выражение отношения человека к типичным ситуациям жизни.

Второй подход (Альфред Адлер (1870-1937), Карл Рэнсом Роджерс (1902-1987), Эрик Берн (1902-1970) и др.) построен на уверенности в преимущественно бессознательном выборе жизненного плана и жизненного сценария, который осуществляется на ранних стадиях развития ребенка. Согласно этим концепциям, жизненный план рассматривается как прогнозирование собственной жизни и ее реализация в представлениях и чувствованиях, а сценарий жизни - как постепенно развертывающийся жизненный план, ограничивающий и структурирующий жизненное пространство личности.

На выбор жизненного сценария влияет целый ряд факторов, которые обсуждаются в рамках этого подхода. Такими факторами являются порядок рождения ребенка в семье, влияние родителей (их действий, оценок, эмоциональной поддержки или депривации и др.), влияние дедушек и бабушек, принятие ребенком своего имени и фамилии, случайные экстремальные события и др.

Жизненный план формируется на основе ранних жизненных событий, впечатлений, которые соотносятся с каким-либо знакомым ребенку сценарием, заимствованным из сказки, рассказа, истории, мифа, легенды, картины. Сценарий запускается в детском возрасте. В подростковый период он проходит стадию доработки, приобретает определенную структуру. Позднее он используется взрослым человеком для структурирования жизненного пространства, оптимального взаимодействия с окружающим миром и прогнозирования ближайшего и отдаленного будущего.

Основными составляющими сценария являются:

* герой, с которым идентифицирует себя ребенок;

* антигерой, который воплощает отвергаемые ребенком черты;

* идеальный герой, черты характера которого пока отсутствуют у ребенка именно он определяет направление личностного роста;

* сюжет - модель событий;

* другие персонажи, участвующие в жизненном процессе;

* свод нравственных правил.

Личность способна выбирать разные сценарии или модели поведения. Одни из них могут способствовать успеху, другие - приводить к неудаче, но все они позволяют ребенку и взрослому структурировать жизнь, задавать ей определенное направление, которое обеспечивает возможность достижения жизненной цели.

В соответствии с теоретическими и эмпирическими исследованиями жизненных планов разрабатываются психотерапевтические приемы, направленные на диагностику, а в случае необходимости - и на изменение "сценария неудачника".


Событие и классификация событий


Событие - это однократное происшествие, психологически значимое для отдельной личности. Жизненные события поддаются классификации и могут быть описаны в процессуальных или структурных терминах.

В зависимости от того, к какой сфере жизни они относятся, говорят о физических, биологических, социальных и психологических событиях. В зависимости от того, происходят ли они вокруг индивида, с ним самим или внутри него, различают внешние (средовые), поведенческие (поступки) и внутренние (духовные) события. События, происходящие в собственной жизни индивида, называют индивидуальными, а те, в которых он выступает как объект исторических обстоятельств, - социокультурными. По степени их массовости, повторяемости и предсказуемости различают обычные (нормативные) и случайные (исключительные) события.

Б.Г. Ананьев различал события окружающей среды и события поведения человека в среде. События среды представляют собой существенные перемены в обстоятельствах развития, произошедшие не по инициативе субъекта жизни. Это могут быть, в первую очередь, силы "макросреды", олицетворением которых выступает сама история, являющаяся, по выражению Ананьева, основным партнером в жизненной драме человека. Исторические события человек может воспринимать пассивно, страдательно, а может активно вовлекаться в них. К примеру, военные конфликты, экономические катаклизмы становятся событиями в жизни целых поколений, радикально изменяют образ и ход жизни. Существует ряд внешних событий, связанных с культурными традициями того или иного общества (религиозные праздники, национальные памятные даты, крещение, свадьба и др.). Другой разновидностью этого вида событий выступают перемены в микросреде. Таковы рождение и смерть родственников, происшествия на работе и другие значимые или даже роковые случаи, нарушающие планы человека.

Вторая группа - события поведения человека в окружающей среде, то есть его поступки. Под поступком понимается единица общественного поведения личности. Поступки становятся событиями не только в жизни человека, но влияют на временно-пространственные параметры жизни окружающих, могут приобретать статус "события".

В.И. Слободчиков в определении поступка подчеркивает его сознательность, придает поступку характер акта нравственного самоопределения, в котором человек утверждается как личность в своем отношении к другому, себе самому, к обществу и миру. Соответственно классам отношений выделяются классы поступков. Отношение к людям выражается классом коммуникативных поступков, отношение к деятельности - в профессиональных поступках, отношение к обществу - в гражданских. Поступки-события служат не только достижению конкретных целей, но и способствуют формированию новых временных перспектив, утверждают или отрицают определенные ценности.

Поиск и принятие ценностей, оставляющих духовное становление личности во времени, позволили выделить особую группу - события внутренней жизни. В отличие от первых двух групп события внутренней жизни зачастую недоступны прямому наблюдению, поэтому они длительное время оставались "не охваченными и неисследованными, ... хотя занимают центральное место в развитии личности". Прежде всего, это события-впечатления, под влиянием которых происходит скачкообразное изменение временных перспектив. Эти события нередко подготавливаются исподволь, задолго до их наступления; в то же время значительные внешние события зачастую "пробиваются" во внутренний мир человека, становясь одновременно и событиями-впечатлениями. Н.А. Логинова, определяя события, предлагая их классификацию, подчеркивает, что события всегда дискретны, ограничены во времени; эти качества отличают событие от медленно эволюционирующих обстоятельств жизни. В то же время, она не отрицает, что событие может иметь пролог и долго действующие последствия.

Для прагматических целей Головаха и Кроник предлагают членить события в соответствии с их принадлежностью к определенной сфере жизни: события в обществе; в природе; в мыслях, чувствах, ценностях; в состоянии здоровья; в семье и быту; связанные с работой, образованием, общественной деятельностью; события в сфере досуга, общения, хобби.

События могут быть различены в связи с их способностью вызывать кризисные, высокоэмоциональные переживания и распространяться извне во внутрь и, наоборот; из одной сферы жизни в другую. Такое определение события перекликается с мыслью синергетиков о том, что случай приобретает статус события только в силу его органического тождества природе человека. Так определяемое событие способно либо раскрывать потенциал личности, либо нести разрушительный заряд для идентичности человека, заставлять его искать новые опоры и способы взаимодействия с миром.

Другим основанием классификации событий может выступать их способность провоцировать поведение. Человек не совершает поступка, если для этого у него нет причины, незначительные события, скорее всего, останутся без коннотативного ответа. Только значимые интенсивные события приводят не только к эмоциональному накалу, но и к поступку, целенаправленному поведению.

Во-вторых, принимая целесообразность традиционного для психологии рассмотрения события как точечного, локализованного во времени и пространстве, следует учитывать, что событие имеет не только содержательную, но и временно-пространственную структуру. Даже если что-то происходит на первый взгляд внезапно, то этот факт свидетельствует лишь о том, что событие готовилось, развивалось "подспудно", по каким-то причинам оставалось без внимания, или просто не осознавалось. Понимание такой природы событий подводит нас к рассмотрению изменений в жизни не как отдельных, дискретных, даже случайных, а как строго упорядоченных, находящихся в системе, поскольку наступление одного события уже означает "рождение" следующего или нескольких, но эти динамические тенденции означиваются через события много позже.

личность жизненный путь судьба

Личностный уровень организации времени


Индивидуальная способность к регуляции времени начинает развиваться со способности к планированию, к определению чередования смены активности и пассивности, как выработки целесообразного ритма деятельности. При анализе способности к регуляции времени следует учитывать все уровни - от простого напряжения физических сил, нервно-психических усилий, включая работу памяти, внимания, мышления, до организации деятельности в ее временной последовательности, скорости. При этом каждый уровень регуляции времени становится средством решения задачи темпоральной организации на следующем уровне.

Так, психическая регуляция выступает средством регуляции деятельности, а последняя является условием превращения личности в субъекта. Высший уровень развития способности к планированию, эффективной реализации разных форм деятельности, их чередования, построению смысловой иерархии способствует становлению личности как субъекта организации жизни, самостоятельно определяющего содержание и длительность жизненных периодов. Одним из реальных критериев организации времени жизни выступает своевременность, которая позволяет соотносить объективные требования хода социального и других внешних времен с различными аспектами внутреннего, субъективного времени.

Последовательность основных жизненных шагов - в профессии, в семье, в творческой жизни - располагается каждым человеком в субъективном ценностно-временном измерении, где они получают временную личностную оценку: "рано", "поздно", "скоро будет поздно". Эти темпоральные оценки выступают важнейшей составляющей жизненной мотивации и регуляции взаимоотношений личности с объективным временем.

Так, с одной стороны, люди разделяются на тех, кто слабо включен в социальные процессы, осознает свободное время как ценность, но не всегда присваивает его как таковое, и тех, кто включен в социальную динамику, находится в прямых, жестких связях с социальными условиями. С другой стороны - на тех, чья активность носит стихийных характер, достигает оптимальности случайным подражательным путем, и тех, кто, проявляя активность, учитывает закономерности общественного времени (В.И. Ковалев, 1979) Эти качества - характер регуляции времени и уровень активности - позволили В.И. Ковалеву выделить четыре типа личностной регуляции времени:

Стихийно-обыденный тип регуляции времени. Личность находится в зависимости от событий, обстоятельств жизни, не успевает за временем, не может организовывать последовательность событий. Этот способ организации жизни характеризуется ситуативностью поведения, отсутствием личностной инициативы.

Функционально-действенный тип регуляции времени. Личность активзнизует течение событий, своевременно включается в них.

Созерцательный тип. Проявляется в пассивности; пролонгированные тенденциии обнаруживаются только в духовной, интеллектуальной и творческой жизни. Понимание сложности и противоречивости жизни не позволяет проявить собственную активность.

Творчески-преобразующий тип. Представляет оптимальное сочетание активности и пролонгированной регуляции времени.

Эта типология, как считает Абульханова-Славская, позволяет убедиться в ограниченности событийного подхода к анализу жизненного пути, поскольку для последних двух типов жизненный путь выступает как непрерывная линия, в которой сглаживаются акценты на конкретных событиях.


Представления о судьбе, как о жизненном пути


В современной зарубежной психологической науке проблемой жизненного пути занимались многие авторы, такие как Ш. Бюлер, Г. Олпорт, У. Деннис, Х. Леман, В. Дильтея, Э. Шпрангер, Л. Зонди, Адлер, Эрик Берн. Они предлагали различные идеи в соответствии со своей научной концепцией.

Первое систематическое изучение закономерностей жизненного пути было предпринято Ш. Бюлер и ее сотрудниками в Венском психологическом институте в 20-30-е годы. Она провела аналогию между процессом жизни и процессом истории и объявила жизнь личности индивидуальной историей. На большом эмпирическом материале было установлено, что, несмотря на индивидуальное своеобразие, существуют закономерности регулярности в сроках наступления оптимумов жизни в зависимости от соотношения духовных, ментальных" и биологических витальных тенденций. Так же были обнаружены различные типы жизненного развития личности. Ш. Бюлер пыталась понять жизнь не как цепь случайностей, а через ее закономерные этапы. Жизненным путем личности она называла индивидуальную, или личную, жизнь в ее динамике.

Выделился ряд аспектов, составляющих объективную логику жизни:

Последовательность внешних событий;

Смена переживаний, ценностей, как эволюцию внутреннего мира человека, как логику его внутренних событий;

Результат его деятельности.

Ш. Бюлер, как и многие другие психологи абсолютизировала роль детства в жизненном пути личности. Она считала, что на этой стадии развития закладывается проект всей жизни.

А. Адлер для обозначения понятия жизненного пути использовал понятие жизненный стиль, который ввел в 1926 году.

На его взгляд стиль жизни это значение, которое человек придает миру и самому себе, его цели направленность его устремлений.

А. Адлер считал, что значение жизни постигается впервые четыре или пять лет жизни и подходит к нему человек через ощущения, которые не до конца понимаются. К концу пятого года жизни ребенок достигает единого паттерна поведения, собственного стиля в подходе к проблемам и задачам.

А.Адлер выделил четыре типа жизненных стилей:

Полезный;

Правильный;

Избегающий;

Получающий.

По мнению А. Адлера, мы самоопределяемся теми знаниями, которые мы придаем происходящему с нами. И все это выражается в ранних воспоминаниях. Так как для запоминания человек выбирает то, что ощущается, хотя и очень смутно им, как связанное с его нынешней жизнью.

Трансакционный анализ показывает как "устроены" психологически люди, как они выражают свою индивидуальность в поведении. Ключевыми его идеями являются понятие о модели эго-состояний и сценарии жизни.

Впервые теория сценария была разработана Э. Берном и его коллегами, особенно Клодом Стайнером, в середине 60-ых годов. С тех пор концепция сценария стала одной из важных частей теория трансакционного анализа и в настоящее время является центральной. Э.Берн в понятие судьбы вкладывал понятие жизненного пути. Он считал, что судьба каждого человека определяется в первую очередь им самим, его умением мыслить и разумно относиться ко всему происходящему в его жизни и окружающем его мире. Каждый человек, еще в детстве, в принципе часто бессознательно думает о своей будущей жизни, прокручивает в голове свои жизненные сценарии. Сценарий - "это постепенно развертывающийся жизненный план, который формируется еще в раннем детстве в основном под влиянием родителей. Э.Берн разграничивает понятия жизненного пути и жизненного сценария человека. Он говорит, что жизненный путь- это то, что происходит в действительности.

Продуктом действия различных сил оказываются различные типы жизненного пути, которые могут смешиваться и вести к одному или другому типу судьбы. Типы судьбы: сценарный и несценарный насильственный или независимый.

Леопольд Зонди, швейцарский психолог, психотерапевт и психиатр, автор одного из направлений глубинной психологии - психологии судьбы и оригинальной проективной методики, сделал понятие "судьбы" центром своей психологии, найдя в нем самое подходящее выражение, которое охватывает все, что касается человеческой жизни.

Что касается психологии судьбы, там человек рассматривается как существо, которое, хотя и подвергалось с самого начала своей жизни определенному принуждению, но по мере возрастания зрелости получает шанс выбирать, исходя из своих возможностей, и тем самым реализовывать свою свободу.

Поэтому судьба может быть навязанной или свободной.

Леопольд Зонди считал, что к навязанной судьбе человека относится:

Наследственность, т.е., прежде всего, все то, что было получено им от своих предков;

Окружающая среда;

Социальная среда, в которой появляется на свет ребенок.

Зонди была разработана психология человеческой свободы.

Сущность психического заключалась для него в стремлении человека к свободе. Благодаря личностно обусловленным способностям решать и выбирать, человек не является ни рабом своей природы, ни игрушкой окружающего его мира.

Таким образом, можно говорить о том, что многие психологи обращались к проблеме судьбы, как жизненного пути личности и видели как минимум два возможных варианта развития. Судьба может быть объективно-предопределенной, где предопределенность - это когда событие происходит в данном месте и в определенный момент неизбежными и единственно возможным образом. При этом предопределенность зависит от ряда причин, в большинстве своем берущих истоки из раннего детства, значение которого практически у всех абсолютизировалось. Или она есть субъективно - преобразующаяся линия жизни, которая зависит от самого человека, от его осознания того, что с ним происходит, и желания что-либо изменить.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Сейчас развеем ещё один миф, теперь по поводу Души. (До этого был пост про ченнелинг)

У многих слово «Душа» ассоциируется с веяниями о любви, «божественности», «великости», «превосходности», «лёгкости», мудрости… Это конечно же так. Но так же Душа может быть кратка, конкретна, понятна, логична, остра, дерзка, быстра, своеобразна… со своей ИНДИВИДУАЛЬНОЙ особенностью.

< Душа - само великолепие проявления всевозможных форм . >

Для этого мы с вами и проходим всё многообразие форм, чтобы расширить границы познания Кто Я Есмь . И Душа точно также.

Много общавшись со своей подругой Регрессологом, а также всё более понимая, как оно всё устроено, я поняла, что наши Души обладают такими же индивидуальными особенностями, как и люди. Она также как и мы раскрывают в себе многогранность. Кстати, если хотите расширить миропонимание и в этой области рекомендую книги Майкла Ньютона «Путешествие Души», Долорес Кэннон и др.

Но многие считают, что под словом «Душа» является какой-то собирательный образ одинаковости, милости, «душевности». В этом есть правда, но также правда в том, что нет ничего одинаково в этом Мире ...

Три года на трилогию! А может и больше…


И вот, долгожданная книга уже находит своих читателей. Долго же она готовилась в свет. Расскажу, почему первая часть, в уже существующей трилогии, так долго не могла реализоваться.

Во-первых, о том, что я напишу в будущем книгу (будучи инженером), которая будет выходить через меня сама, ченнелингом (потоковое письмо, не знаешь смысла, пока не перечитаешь), я узнала на сеансе регрессивного гипноза. Тогда моему удивлению не было предела! Но всё же это случилось и в ноябре 2015 года пошли первые строки, которые выходили исключительно ранним утром, в 4-6 утра.

Сказать, что я уставала и не высыпалась, значит ничего не сказать. Время тогда для меня было не простое. Днем были множественные инсайты, практики для тела и ума, я не успевала за теми потоками, что беспрерывно спускались на меня, на ночь шли проработки, а с раннего утра выходили тексты. При проработки Подсознания необходим сон на восстановление, но его катастрофически не хватало.

В начале я была счастлива и рада, что все действительно складывается так, как я узнала, но потом, после множественных бессонных ночей и совершенно сбитого графика, я стала откровенно бурчать, мол, когда высплюсь!

В итоге за год книга была написана . Я села её проверять на ошибки и запятые для передачи в издательство, но читая будто новыми глазами я поняла, что это невероятно сжатый текст. Мне был в общем смысл понятен, а вот читателю не везде.

Тогда из меня стали разворачиваться подробные тексты так, что из одного абзаца получалось по 3, а того и 5 страниц. В итоге книга начала серьёзно увеличиваться в размерах. Но загвоздка была ещё в том, что развёрнутые ответы выходили ТОЛЬКО если информация была мной осознана ранее, именно осознана, а не просто понята. Получается так, что если тема была мной не освоена, то я была как бы барьером к тому, чтобы её выдать...

Жизнь умом или Сердцем?


Наша Жизнь состоит и строится из каждодневных ежесекундных выборов и приоритетов. Множество людей живут исходя из выборов, сделанных умом, а не чувствованием Сердца. Путь, что не удовлетворяет Человека и та Жизнь, что изматывает, исходит из тех результатов и ВЫБОРОВ, что сделаны интеллектуально, но не от Сердца.

Но именно то, что исходит от Сердца, та энергия, масштаб и видение направляют Человека в успешную и счастливую Жизнь.

Интеллектуалам сложно по Жизни. Существуют разные люди, живущие лишь умом. Те, кто с помощью этого инструмента добились больших высот, но при этом остались глубоко несчастными внутри. Они действовали и жили лишь рационально, бесконечно напитывая свой ум все новой и новой информацией. Они стали интеллектуально подкованы, чтобы ни один Человек не смог пробиться внутрь, туда, где больно, туда, куда не хочется даже ему самому заглядывать. Это что-то защитной реакции психики, она сможет любого "прогнуть" и "задавить" своим интеллектом, но в зону чувств ни кого не пускает, там холодно и грустно, безчувственно.

Виды практик, коучинг

Что вы делаете на пути реализации и раскрытия своего Потенциала? Какие практики? Каких людей, учителей привлекаете?

Множество на свете существует практик. Направленные на внутренние и внешние перестройки в Жизни Человека.

Внутренние - это когда ты меняешь свои шаблоны, убеждения, «копаешься» в своём Подсознании, проживаешь различные зажатые эмоции, стараешься быть осознанным и в процессе Жизни трансформируешь свой внутренний Мир и, как следствие, меняешь внешний.

Внешние - это когда ты ставишь цели, анализируешь свои действия для достижения материального результата, подбираешь ресурсы для своих задач, людей, строишь структуры, проверяешь гипотезы, учишься необходимым навыкам… И это тоже всё практики.

Для внутренней работы конечно хороша психология, эзотерические и духовные знания. Любые практики, что существуют в этих смежных областях.

Для внешней работы подходят институты, курсы, тренинги профессионального роста, бизнес тренера и личностного роста...

Прошлые Жизни, как отражение нынешней

Многие события и последствия в Жизни многим кажутся не справедливыми и не понятными. Но мы должны учитывать, что

Есть только причинно-следственные связи и Жизнь длинною в вечность.

Ваша Жизнь не ограничивается лишь этой Жизнью. Ваша Жизнь - это целая серия и длинный список, я бы сказала, самых интересных и разнообразных, самых что ни на есть совершенных Жизней.

Вы были индийцем, вы были колумбийцем, вы были русским, вы были американцем и англичанином, вы были бедным и богатым, вы были нищим и принцем, вы были девочкой и мальчиком, вы были женщиной и мужчиной.

ВСЕ эти пройденные Пути создают причинно-следственную цепочку! Вы многое создавали в Жизнях и многое теряли, приобретали привычки и последствия за них; вы много радовались и смеялись, а также горько плакали и подавляли своё счастье; вы много наслаждались и страдали; вы были смелые, а также совсем хлюпкие и слабые…

Про возможности

Как часто вы совершаете в Жизни открытия? А как часто вы используете предоставляемые вам Миром возможности?

Множество новых, благоприятных поворотов в Жизни мы можем осуществлять, используя вхождение в ворота возможных вариантов развития событий.

То есть, если вы осознанно ОТКРЫВАЕТЕ для себя СЕТИ ВОЗМОЖНОСТЕЙ, тогда с вами случаются всё новые и новые события, благоприятно сказывающие на вашей реализации и собственно-выстроенной Судьбе. Тогда заканчиваются серые будни, одинаковость дней, этакий «день сурка». Тогда ваша реализация идёт в гору, вы во всё новом витке Жизни, с новыми людьми, с новыми способностями, в развитии и успехе.

Как «открыть» эти сети возможностей?

  • Когда вы действуете открыто, свободно
  • Заявляете Миру о своих способностях, талантах
  • Выражаете в Мир свои искренние и конкретные намерения,

тогда открываются те самые окна пространств вариантов, где случаются быстро меняющиеся, возможные события в пространственно-временном континууме. То есть, когда вы достаточно развили своё творческое начало, когда вы открыты, честны перед самим собой, с заявленными искренними желаниями-намерениями, тогда вы открываете для своего внутреннего, и как следствие внешнего Миров, НОВЫЕ ворота Жизни, осознанно при этом закрывая старые...

Чувства - язык Души

#ПРОЧувстваАрадхана

Вы знаете те, кто со мной работает лично, обычно:

Вдохновляются, воодушевляются

Приобретают видение своего Пути

Меняются бесповоротно

Обретают новое МЫШЛЕНИЕ, что первично на пути трансформации

Я не люблю это называть консультациями, это ОБЩЕНИЕ, перенятие тех смыслов и осознаний, образов, что уже вошли в мою Жизнь. С твердостью могу сказать, что это очень глубокие осознания. Такие осознания, где знания, как таковые, Человеку лишь как опора, но не главное.

Множество существует систем познания Человека и Мира физического, через всевозможные эзотерические учения, научные открытия. Но есть, как мне кажется, более верный Путь, что ли, быстрый - это ЧУВСТВОВАНИЕ.

Чувства - это язык Души, Сердца. И именно Сердце «знает», «обладает» всеми теми знаниями, что важны и нужны именно Тебе.

От ума можно долго искать Истины, можно бесконечно долго напитывать всё новыми знаниями своё эго, а как вы знаете, знаний бесчисленно. Все говорят об одном, только в разной интерпретации...

18_Послание. Школа Жизни


«…Помните, мы вам рассказывали о Жизни за пределами мира сущего, о том что есть там другие структуры и другие сущности…»

Поймите, друзья мои, мы есть «ангелы» света. Мы есть частички и сотни галлонов ручья-рек, созданных когда-то. Созданных и бережно окутанных световыми Жизнями вашими и нашими. Мы бережно храним наши и ваши тайны. Мы бережно и радостно ценим то, что входит в наши Жизни, то что видано и не видано, то что слеплено и сотворено.

Помните, мы вам рассказывали о Жизни за пределами мира сущего, о том что есть там другие структуры и другие сущности, так вот эти сущности и есть вы тоже, только в другом измерении, в другом формате Жизни. Вас можно разделить на мельчайшие световые частички, частицы которых раскинуты далеко за пределами нашей галактики, далеко за пределами мысли.

Вы есть СВЕТ, разбросанный на сотни миллиардов летоисчислений, бережно хранящихся в нашем тайном мироздании.

Наше тайное мироздание помнит и хранит информацию за все года, за все летоисчисления мира сущего. Наше мироздание бережно охраняет нас от вспышек бессмысленного и непредсказуемого.

Знания, карта Мира

«…Почему он попал в то окружение, что сформировало в нём ненависть? Потому, что его окружение - это отражение его сущности, того опыта, с которым он пришёл в этот мир…»

Здесь предстоит «многобукв», но таковы изречения. Здесь описано понимание наших прошлых Жизней, а также того, кого мы являем сейчас, как уже свершившееся действие причинно-следственной связи. А также, насколько узко мы мыслим и имеем слишком малую карту Мира в сложившихся жизненных обстоятельствах.

Есть одна важная вещь: всё, что вы читаете, слышите, те знания, что впитываете от различных учителей, писаний - это есть ОТРАЖЕНИЕ ВАС.

В вас ЕСТЬ ВСЕ ЗНАНИЯ МИРА! Всё Мироздание уместилось в вашем пространстве, помните это. >

Ваше нынешнее Миропонимание - это лишь малюсенькая частичка действительно того, что стоит вам раскрыть в себе .

В миропонимании многих людей выявлено лишь видение земного пространства, это свет, вода, воздух, небеса и земля. Также в миропонимание входит собственное отражение в зеркале, их мать, отец, собственная роль дочери или сына и нынешнее положение общества, исходя из общественного мнения.

Вы привыкли сильно приуменьшать собственную картину Мира, вам навязали её таковую. Навязали увеличивать и культивировать страхи, придавать им значение и отрицательно относится к новым знаниям, ко всему, что выводит из стабильности...

ВСЁ есть Здесь и Сейчас

У Меня есть ВСЁ здесь и сейчас. Я ЕСМЬ только ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС

Вы знаете, чтобы это осознать, мне понадобилось много времени. Мне неловко осознавать, что я так долго этого не замечала. Как так можно было понимать, что в Жизни чего-то не хватает? Как так можно было думать? А жить? Это же преступление! В нехватке, в невежестве, в долгих ожиданиях и страданиях от не получения.

Мы много страдаем от того, что у нас чего-то нет. А также упомрачительно больно от того, что в прошлом было что-то не так.

Мы витаем в волнительном прошлом и не достигнувшем будущем. В таких "адских" условиях мы проживаем свои Жизни.

Мы не видим сиё прекрасие момента сейчас.

А ведь и вправду,

в моменте Сейчас ЕСТЬ ВСЁ! Любые чувства нам доступны. Любые состояния. А ведь именно это только по-настоящему ЦЕННО и больше ничего.

Можно иметь загородный огромный дом виллу, картеж машин, мужа или жену, детей, все блага и путешествия, а всё равно быть страдальцем. Не замечать прелестей настоящего, витать бесконечно в будущем и сожалеть о прошлом. Не быть в ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС. И в этом ужасе проживают тысячи и тысяч людей.

А ведь всё на самом деле проще. Есть лишь здесь и сейчас.

Да, я говорю до ужаса банальные вещи, но это так. И такова её роль в нашей Жизни, роль истины - быть в здесь и сейчас ...

Люди Нового времени


В мою Жизнь входит много новых и интересных, развивающихся людей разного возраста, увлечения. Кто-то в искусстве, кто-то в бизнесе, в маркетинге, в журналистике, в моде… Множество профессий и интересов.

Все увлеченные, либо ищущие новое русло, творческие, с горящими и интересующимися глазами, развивающиеся, открытые, вдохновлённые.

8 из 10 новых знакомых в теме духовного развития, медитации, чакры, осознанность, питания, Подсознания … , даже регрессивный гипноз уже не так режет слух и есть такие, кто его пробовал, либо просто слышал и собирается окунуться в собственный внутренний Мир, используя разные инструменты. И это безусловно радует, можно свободно общаться на любые темы, связанные с развитием , почти с каждым.

В новую Жизнь входит наша Планета и Люди, что обитают на ней. Люди, которые желают дать пользу Миру, нести ценность, развивать и культивировать свою внутреннюю свободу, а значит и внешнюю.

Я обожаю таких: смелых, сильных, творческих, особенных, с чувством внутренней свободы, со светом, что исходит от них .

Они много стараются улучшить себя, свою Жизнь, Мир вокруг.

Они стараются ПОЗНАТЬ Себя всевозможными способами. Проходя сложности, трудности проявления внешнего Мира, идя через страхи и боль. Через духовные практики, мудрые тексты, подсказки Вселенной и осознанное самокопание . Они пытаются быть независимыми, ответственными...

Быть ЗДОРОВЫМ

В нашем мире, многие бессознательно стараются поддерживать свои болезни лечением , не осознавая, что, таким образом, лишь создают далее свои частые простуды, либо уже серьезные недуги. Нет целостности в подходе видения своего тела, своей Жизни. Далее я расскажу вам, как просто направленность, ориентация моего мышления изменила моё состояние здоровья и другие сферы Жизни.

Когда-то я осознала, что лечить локально не эффективно, что целостный подход и ориентация на «быть здоровым» вроде как более правильная. Тогда я лишь нащупывала эту сферу.

Сейчас я точно вижу, что лишь

направленность мышления - это больше половины успеха, причём в любой сфере.

Например, болезнь в материальной сфере Человека : безденежье, кредиты, нехватка, нервы, стрессы, споры и ругани в семьях из-за этого. Всё это свидетельствует о том, что в этой сфере энергетического метаболизма серьёзные нарушения. У кого-то присутствует малая болезнь (частые "простуды" - малые доходы, долги), у кого-то доходит до "раковых опухолей" (банкротство, тюрьмы, крупные долги, судебные тяжбы). Всё это признак энергетического не здоровья в этой сфере Человека.

Если взять сферу отношений, там точно также. Болезни - это не понимание, не желание уважать, слышать, человек может вгрызаться своим вниманием в какую-то одну связь, качество (болезнь) другого, либо себя и пытаться это исправить, искоренить (лечить). Самый простой пример, «простуда» - мужчина не может договориться с женщиной о том, куда поехать в отпуск, часто спорят. Мужчина хочет это «вылечить» у жены, чтобы он был здоров, делал то, что хочет, чувствовал себя хорошо. Сложный пример, частые «лихорадки» - измены, женщина пытается «вылечить» эту сферу-болезнь в своих отношениях, чтобы чувствовать себя хорошо, пытаясь исправить мужа...

Человеческая мысль материальна

Человеческая мысль материальна. И к счастью, для всё большего количества людей, это не является новостью. Каждая наша мысль - это сгусток энергии . Это доказано академиком РАН А.Ф. Охатриным, американским доктором Тойчем, основателем волновой генетики П.Горяевым и многими другими учеными, да и просто исследователями...

Основатель волновой генетики П. Горяев выявил: “Люди могут воздействовать своей мыслью, словом, чувством на молекулы ДНК как собственные, так и других людей”

“Мозг человека непосредственно влияет на действительность. Мысль человека, его сознание - это энергия в тончайшей форме” - эти открытия были опубликованы деканом Принстонского университета Р. Дж. Джаном и его помощниками.

Помним же, что каждая мысль имеет потенциальный заряд «-» либо «+» .

И мы по всем физическим законам притягиваем в СВОЁМ БОЛЬШИНСТВЕ то, коим зарядом являемся мы сами.

Попробуйте проанализировать, что вы проявляете в мир в целом, какие каждодневные, каждоминутные мысли у вас преобладают - на плюс либо на минус? Будут это мысли благодарности, любви или переживания, имеющие природу страха? Будьте крайне осознанны и наблюдательны, ведь Человеку сложно уследить все те мельчайшие мысли-слова, что пробегают как-бы между прочим, оставаясь не замеченными. Но именно они составляют ту великую массу нашего мышления и, как следствие, вы являете то, что прокручиваете на Подсознании каждый день.

Призвание



«…Понадобилось 20 лет и экстремальный стресс, чтобы Человек осознал свою боль по этому поводу. Она 15 лет отдала тем наукам, что явно отторгались ей. Но это лучшее из того, что она могла делать и поэтому шла за ними, стала этими знаниями и истинно верила, что у нее нет таланта…»

Когда ты знаешь, куда и к чему желаешь прийти, тогда Путь становится ясен, явным и видимым.

А вы знаете, куда вы идете?

Да, безусловно с утра вы встаете и едете на работу, на машине, пешком или на метро, на общественном транспорте. Зачем вы туда едете? С какой целью? Зачем вы работаете? Для чего вы работаете? Загляните внутрь и последуйте зову Сердца. Пусть оно вам расскажет и покажет ваши будни. Возможно ваши будни серы и скучны, и вы порой ой как не хотите на работу. Она не приносит вам ничего, кроме денег, амбиций, ах, нет ещё лишает свободомыслия, творчества и просто отнимает у вас время. Вы порой явно забываете о том, что надо бы учиться на собственных ошибках. Вы учитесь тогда, когда ошибка становится неизбежностью и когда больше невмоготу.

Почему вы сразу не можете проанализировать, спрогнозировать ваши взаимоотношения с вашей учебой, работой, той деятельностью, что не радует вас?

Зачем вы встаете с утра? Для чего? У вас есть ЦЕЛИ? Реальные цели! Те, что зажигали бы вас. Те, что приносили бы вам радость и счастье и конечно в последствии деньги. Те, что посылали бы вас с неимоверной страстью и желанием к работе, тому делу, что движет вас, взбудораживает вас, горит ярким пламенем в груди!

Всё возможно...

Многие люди не верят в это, не верят, что всё возможно .

Возможно уйти с нелюбимой работы; возможно переехать в другой город; возможно встретить новую любовь и не жить ради чего-то или призрачных идеалов, страдая при этом…

Можно всё в этой Жизни. Важно захотеть!

Захотеть всем сердцем избавиться от оков ума. Он держит вас и только он, больше никто.

А он - это значит Ты.

Значит ты сам можешь скинуть эти оковы. Значит ты сам можешь понять, куда ты хочешь двигаться. Значит ты сам можешь воплотить в Жизнь свою мечту .

Только передай бразды правления Себе, отними у ума. Дай ему команду куда двигаться. Он с радостью начнёт изучать новое направление. Ему неважно, Что изучать. Он лишь инструмент в познании Мира.

Дай направление познания Себе!

Каждый человек рождается в соответствии со своей кармой — в определенном месте, в определенной семье. И по моменту рождения уже видно, какое тело он получит и какую конституцию. Например, есть люди, которые рождаются изначально сильными, и им легче достичь успеха в спорте. А другие будут прилагать больше усилий, но результаты окажутся намного хуже. Это касается физической конституции. Аналогию можно провести и в эмоциональной сфере. Рождается человек, и у него уже есть характер. Вы можете наблюдать это у детей. Они часто говорят и ведут себя так, что родители удивляются: у нас в семье такого не было! Сейчас все чаще рождаются дети, которые задают такие вопросы в два-три года, что непонятно, откуда они это взяли, как они вообще могут понимать подобные вещи. Но дело в том, что психологическая природа определяется нашим подсознанием, которое, в свою очередь, зависит от того, как мы думали и вели себя в прошлых жизнях.

Очень важно, чтобы каждый человек выбирал занятие в соответствии со своей природой.

Согласно Аюрведе, если человек не следует своему пути, у него начинает ухудшаться карма, что в первую очередь сказывается на здоровье и отношениях с другими людьми, начинают появляться различные проблемы. Но самое главное — он не может быть удовлетворен. И едва ли можно найти человека, который спокоен и счастлив, если он не занимается тем, что ему нравится и соответствует его природе.

Обратите, пожалуйста, внимание, болезни и проблемы начинают зарождаться не тогда, когда мы неправильно питаемся, обижаемся на кого-то, что тоже конечно важно, а когда отходим от своего Пути. То есть мы не можем быть счастливыми, здоровыми и успешными, если мы не заняты своим делом, тем, чем нам предназначено природой.

По большому счету, Аюрведа говорит, что здоровье — это состояние счастья . И если у человека нет постоянно увеличивающегося состояния счастья, значит, он не идет своим путем. Литературный перевод слова счастье подразумевает быть частью одного Единого Целого, частью Бога. И занимать место во Вселенной, которое нам предназначено.

У каждого человека своя психологическая основа: у одного сильно развита интуиция, у другого — логика, третий прекрасно общается с людьми, четвертому, наоборот, тяжело с окружающими, зато он, как рыба в воде, чувствует себя в области техники. В этих качествах частично проявляется психофизическая природа. Более того, у каждого человека есть талант. И мы счастливы, когда оказываемся способны развить этот талант и приносить благо миру. Хотел бы подчеркнуть: у каждого есть своя миссия, свое предназначение в этой жизни. И огромная проблема состоит в том, что большинство людей не живет в соответствии с этой миссией. В основном потому, что ими движут страх, жадность и невежество. Это главные враги человека на пути к жизненному успеху. Считается, что человек не может успешно развиваться духовно, материально и физически, если он не реализовался социально, согласно своей природе. Для того чтобы достичь цели жизни, человек должен быть трудолюбивым. Трудолюбивый — не тот, кто работает с утра до ночи, а тот, кто любит то, что он делает. И чтобы подняться на этот уровень, человек, в частности, должен научиться не зависеть от денег. Но, к сожалению, основной настрой современного общества — заработать как можно больше денег любым путем. И чем больше человек зарабатывает в этой жизни, тем более благополучным и успешным он считается. И, конечно же, пока существует такое умонастроение, не может быть речи о счастье, так как зависимость от денег порождает страх и жадность, которые затрудняют поиски именно своего предназначения, своей миссии и не позволяют добиться успеха. И наоборот, мы можем быть счастливы и получать полное удовлетворение от жизни, если видим, что наша деятельность приносит благо.