Каким должен быть начальник, чтобы эффективно руководить коллективом. Как подчинить себе подчиненных? Психология управления людьми

Иногда карьерная лестница приводит человека к руководящей должности. Это может произойти в том случае, если он обладает особым потенциалом, определенными личностными качествами, знаниями и профессиональным опытом, необходимыми для управления коллективом.

Кто-то стремится стать руководителем, кто-то становится им случайно в связи со сложившимися обстоятельствами. В любом случае, перед человеком, вступившим на эту ответственную «тропу», возникает сразу несколько задач:

  • понять психологию своего коллектива;
  • найти индивидуальный подход к каждому отдельному сотруднику;
  • суметь создать доброжелательную атмосферу сотрудничества;
  • научится реализовывать идеи с помощью объединенного коллективного труда.

Коллектив подразумевает сложную «систему» взаимоотношений, поэтому начинающему руководителю очень важно научиться настраивать своих подчиненных на движение в правильном направлении.

Если раньше рабочий коллектив воспринимался как абстрактная масса людей, трудящаяся для выполнения конкретных задач начальника, то сегодня механизмы стратегии значительно поменялись. Руководитель должен взять на вооружение психологические приемы, которые помогут ему общаться со своим коллективом и создавать все необходимые условия для его нормального функционирования.

Как завоевать авторитет?

За каким руководителем последует коллектив? Несомненно, это должен быть человек, которого все уважают. При этом уважают за его личностные и профессиональные качества, опыт и умение грамотно общаться с сотрудниками. Только так он сможет добиться авторитета, сумеет влиять на своих подчиненных и направлять ход их работы в нужном ему русле.

Существует несколько проверенных способов, позволяющих добиться авторитета:

  • закрепление лидерской позиции (необходимо внимательно следить за своей устной и письменной речью, быть максимально уверенным в себе, стараться не допускать ошибок и своими действиями во всем оставаться образцом для подражания; не поручать сотруднику то, чего не сможет сделать сам);
  • психоэмоциональная устойчивость (важно научиться контролировать собственные эмоции, быть максимально сдержанным в любой ситуации, так как любой эмоциональный срыв может повлиять на качество работы сотрудников и даже на их взаимоотношения с клиентами);
  • взаимопонимание (руководитель должен уметь идти навстречу своему подчиненному там, где это допустимо, но при этом не забывать об определенных рамках, ограничивающих их отношения);
  • правильная постановка задач (после того, как руководитель расскажет суть задачи, сотрудник должен быть осведомлен во всех подробностях работы, у него не должно оставаться вопросов).

Идеальная модель поведения мудрого руководителя

На сегодняшний день существует немало классификаций моделей поведения, предназначенных на выбор начинающему руководителю. Чаще всего большинство классификаций сводится к трем основным моделям поведения: обучающая модель поведения, строгая регламентация рабочего процесса и делегирование. Рассмотрим каждую из них по отдельности.

Обучающая модель поведения

В большей степени обучающая модель поведения распространена в странах США и Великобритании. Основывается на системе непрерывного обучения подчиненных, где руководитель выступает в роли «учителя», благодаря наставлениям и советам которого коллектив движется по направлению к своим профессиональным достижениям.

Задачи руководителя:

  • помочь сотрудникам освоить новые навыки на практике, получить полезные знания, необходимые для успешного развития коллективной работы;
  • научить работников самостоятельно планировать собственный ход работы;
  • объяснить принцип расстановки приоритетов в работе.

Преимущество данной модели в том, что сотрудникам не нужно отвлекаться от текущей деятельности на курсы повышения квалификации, посещать дополнительные семинары и т.д. Обучение осуществляется в процессе самой работы, что позволяет руководителю сразу оценивать результат работы своего подчиненного и дать ей свою объективную оценку.

Также для обучающей модели поведения свойственно максимальное психологическое сближение руководителя и членов коллектива. Для этого организовываются специальные дополнительные мероприятия, позволяющие коллективу общаться со своим руководителем вне работы (пикник на природе, капустник, туристическая поездка, игра в футбол, встреча в кафе и т.д.).

Неформальные отношения помогают сплотить коллектив, сделать людей не только коллегами, но и друзьями. Разумеется, в дружеской атмосфере каждый работник будет чувствовать себя комфортно, что позволит ему плодотворнее работать в дальнейшем.

Несмотря на многочисленные преимущества данной модели поведения, у нее есть один существенный недостаток: заниматься обучением всего коллектива довольно сложно. Нередко руководитель уделяет обучению своих подчиненных так много внимания, что не успевает довести до завершения ту деятельность, за которую несет ответственность он один.

Строгая регламентация рабочего процесса

В Германии распространена модель строгого регламентирования рабочего процесса. Немцы убеждены, что система управления коллективом должна основываться на четких правилах и принципах.

Задачи руководителя:

  • определить место каждого отдельного сотрудника в коллективной системе;
  • следить за успеваемостью каждого сотрудника;
  • контролировать недочеты в работе сотрудника.

Перед каждым членом коллектива ставится ряд задач, которые он должен будет выполнять в строгой последовательности. Если сотрудник не справляется хотя бы с одной из задач, он попадает под особый «индивидуальный» контроль своего руководителя. Ему предстоит писать отчеты по работе, докладывать, что он сделал за день и т.п. Если руководитель замечает, что сотрудник длительное время не справляется с поставленной задачей, он увольняет его.

Неформальные отношения, которые предполагает обучающая форма поведения, для модели строгой регламентации не подходят. В данном случае руководитель не стремится сплотить коллектив психологически, ему важно успешное выполнение задач от каждого конкретного специалиста.

Таким образом, данная система напоминает некую машину с множеством встроенных механизмов. Если один из них останавливается, машина прекращает работу. Поэтому руководителю, выбравшему модель строгой регламентации, так важно внимательно следить за тем, насколько эффективно справляются со своими функциями все остальные механизмы этой системы.

Преимущество данной модели в том, что она позволяет приносить эффективные результаты. Однако от самих сотрудников постоянно требуется максимальная стрессоустойчивость, а от руководителя - предельная внимательность ко всем деталям работы.

Модель делегирования

Модель делегирования распространена в странах Скандинавии, преимущественно в Швеции. Она базируется на делегировании полномочий, то есть передачи части обязанностей на нижестоящих руководителей, менеджеров и т.д. Как правило, такой руководитель не разбирается во всех сферах деятельности организации, поэтому доверяет управление нескольким людям с узкими специализациями.

Задачи руководителя:

  • распределить функции между руководителями и сотрудниками;
  • выяснить у специалистов, какие ресурсы им потребуются для дальнейшего руководства и достижения успешных результатов коллективной работы;
  • создать необходимые условия для получения этих ресурсов.

Важная особенность модели делегирования в том, что она предполагает поддержку постоянных взаимоотношений между руководителем и его подчиненными. Для этого периодически устраиваются специальные мероприятия, встречи, на которых руководящее лицо и его подчиненный выясняют, в чем им удалость добиться успеха за определенное время, а где были проблемы. На таких мероприятиях составляется план работ на будущее.

Еще один принцип данной модели поведения: начальник позволяет своим подчиненным самостоятельно выбирать путь для достижения результатов. В данном случае важен не сам процесс («как выполняется работа, какими способами достигается намеченная цель»), а сам продукт этой работы и его качество.

Свобода действия позволяет сотрудникам реализовывать свои возможности, проявлять энтузиазм и делиться своими идеями. Если методы сотрудника однажды принесут результаты, они будут официально подтверждены руководством и распространены для дальнейшего применения.

Какую модель поведения выбрать?

Модель поведения выбирается в зависимости от индивидуальных особенностей коллектива (средний возраст работников, пол и т.д.) и характера работы.

Так, например, обучающую модель обычно применяют для управления молодыми специалистами, недавно закончившими высшее учебное заведение. Для них обучающая форма является наиболее эффективной: они приобретают новые знания и умения, восполняют пробелы и учатся твердо вставать на профессиональный путь.

Модель регламентирования наилучшим образом подходит для кризисных положений (например, когда бизнес находится под угрозой). Благодаря строгому регламентированию удается сравнительно быстро повысить продуктивность коллективной деятельности, за сжатые сроки успеть выполнить колоссальный объем работы.

Что касается модели делегирования, то она сейчас с успехом используется многими руководителями для организаций, деятельность которых связана с творчеством. Для творческого коллектива необходимы комфортные условия, а также предоставление определенной свободы для достижения успешного результата.

Выбирая модель поведения, руководитель должен отталкиваться от целей, которые намерен достичь вместе со своим коллективом. Последнее время все три модели часто комбинируются. Действительно, по мнению психоаналитиков, лучше всего применять ту или иную модель в зависимости от определенной ситуации и не стоит ограничиваться какой-то одной моделью поведения.

Если вы являетесь начинающим руководителем и хотите завоевать авторитет, но вас беспокоят психологические проблемы, можете задать свой вопрос в анонимной форме (или с указанием имени) на нашем сайте.

Новая должность, отдельный кабинет, собственный штат подчиненных и «нимб» руководителя над гордо поднятой головой... Все эти привилегированные полномочия вы приобрели совсем недавно, получив место в административном отделе и автоматически пополнив число «избранной вышки» своей компании. Но не успели вы еще отойти от невесомого состояния эйфории и головной боли от вчерашнего празднества в честь повышения, как в бочку с медом буквально свалилась ложка дегтя в виде проблем с подчиненными, которые развернули целые баталии в отделе, открыто или втайне отказываясь принимать личность нового босса.

«Повстанцы» игнорируют поручения, оспаривают информацию, намекая на ее недостоверность, критикуют методы управления, всем своим видом демонстрируя нежелание подчиняться. На первых порах не все новоиспеченные руководители решаются на карательные операции в виде штрафов, увольнений и битья стекол машин своих подчиненных темной ночью (это, конечно, преувеличение, но чем черт не шутит), и незримая война затягивается на неопределенное время. Нежеланный босс бросается за советами к более опытным коллегам либо исследует недра сети Интернет с целью найти способ, и стать достойным руководителем. Рассмотрим, что советуют в подобных случаях психологи.

Тонкая грань между прутиком и пряником

Самое первое и, пожалуй, главное правило - каким бы ни был метод управления, он не должен наносить вред ни сотруднику, ни рабочему процессу. Независимо от того, сколько вы проштудировали литературы по этой теме, посмотрели обучающих роликов, наслушались противоречивых советов от коллег во время обеда, стиль вашего управления не должен слепо копировать инструкции, напечатанные в книгах и озвученные опытными руководителями. Психология управления людьми в вашей интерпретации должна нести в себе индивидуальные отпечатки натуры, естественные особенности характера, отточенные умением контролировать свои эмоции, и собственный опыт пройденного пути от низов к верхам иерархической лестницы. Ваше отношение к подчиненным должно быть ровно таким, какого вы ожидали от своего босса, сидя в кресле обычного клерка. Попробуйте отыскать золотую середину между злобным придирчивым занудой, отказывающимся выдавить из себя даже звук похвалы, и мягким ведомым боссом, который не решается выказать свое недовольство.

«Вето» руководителя, или Чего не следует делать

Перед тем как найти желанный ответ и действенный метод, как подчинить себе подчиненных, следует ознакомиться со списком запрещенных действий, нарушение которых охарактеризует вас как крайне неприятного и невоспитанного начальника-самодура:

  • Переход на личности. Разбор личных, не имеющих отношения к делу качеств сотрудника - верный способ восстановить против себя коллектив.
  • Повышенный тон, переходящий в крик. Дикий ор не напугает сотрудников и не заставит их подчиняться, более того, таким поведением вы продемонстрируете свою слабость и неумение сдерживать эмоции, а следовательно, и управлять.
  • Регулярная самопохвала и демонстрация собственной значительности. Начальник, расхваливающий исключительно себя и не упускающий возможности похвастать своими успехами, показать, насколько значима его фигура для компании, никогда не сможет вызвать у вверенного ему коллектива уважения и поддержки, а уж тем более восхищения.
  • Нарушение и распорядка рабочего дня по праву вхождения в число «господ». Если руководитель позволяет себе действия, относящиеся к разряду запрещенных им же (в виде нескончаемых телефонных разговоров со своей пассией, использования наушников, просиживания в интернете, скайпе не по рабочим вопросам, перекуса в отделе), подчиненные сотрудники вскоре начнут брать с него пример, быстро превратив официальные запреты в формальные.
  • Вялая работоспособность, незаинтересованность в результате, отсутствие ярких идей и инициативы. Каков начальник, таковы и сотрудники. Лидер, не ратующий за родное предприятие, в любом случае заразит своим безразличием людей, идущих за ним.

Категории управления, приемы и хитрости

Несмотря на многогранность, практическая психология управления людьми делится на две категории:

  1. Путь к успеху, сидя верхом на шее подчиненных, или Приемы бесчувственного лидера.
  2. Путь к успеху в качестве победителя на руках подчиненных, или Сила вдохновения.

Лидер выбирает соответствующую тактику - в зависимости от личных качеств, собственного опыта и отношения к людям в целом.

Манипуляция

Манипуляция в качестве скрытого управления подразумевает под собой ловкое, хитрое, направленное на достижение собственных целей воздействие на человека. В редких случаях конечные цели бывают благими, но манипулирование, по своей природе, есть не что иное, как акт влияния на людей, незаметное принуждение к принятию ими невыгодных решений. Основное его отличие от добровольного подчинения состоит в том, что человеку просто не оставляют выбора избрать иной путь, кроме навязываемого.

В нашем случае рассматриваемое понятие, в зависимости от характера руководителя, может применяться для достижения собственных корыстных целей либо во благо компании. Управление подчиненными по принципу манипулирования включает умело вызванную обиду, злость, страх, чувство вины.

Обида, злость

Брошенная вскользь или напрямую руководителем нелестная фраза относительно деловых качеств сотрудника на фоне развернутой похвалы другого подчиненного в 9 случаях из 10 достигает цели, а все благодаря присущему людям чувству соперничества. Стимулирующее заявление выглядит примерно так: «Петров блестяще справился с поставленной задачей, но вы ведь так не сможете?» или «Вы Петрову в подметки не годитесь!», либо «Вы не способны ни на что, а вот Петров!» Захлестнувший сотрудника коктейль взрывоопасных чувств - злость, обида, желание продемонстрировать свои способности и доказать, что он тоже многое может и умеет, - подталкивает манипулируемого к выполнению самых разных задач. Не задумываясь о характере своих действий, подчиненный, сам того не ведая, способствует воплощению идей начальника.

Страх

Невозможно с точностью определить природу страха перед начальством: он может быть вызван авторитетом лидера-деспота, слабой волей подчиненного либо запугиваниями в форме: «За непослушание и невыполнение поставленных задач - увольнение!» Пара запугиваний, закончившихся расчетом строптивых работников для подтверждения слов, окажут нужное действие: сотрудники, дорожащие местом, пойдут на поводу у начальника. Только в этом случае отношения руководителя и подчиненного будут основаны не на уважении, самоотдаче во имя предприятия, а на банальном страхе потерять работу.

Чувство вины

Скрытое управление, построенное на чувстве вины, включает методы, при которых начальник объявляет о лишении всех сотрудников отдела премиальных или отпуска ввиду некачественной работы одного из них; либо без премии (отпуска) остается один работник из-за недостаточного рвения остальных. Прием давления, основанный на чувстве вины, направлен вызвать мотивацию работать лучше, дабы не подвести других.

Психология управления людьми, основанная на умелой провокации, способна дать задуманные результаты, но применима в тех случаях, когда скрытое воздействие необходимо для благих целей, а не для собственной корысти, с использованием чужих сил и ресурсов.

Положительное влияние

Чтобы стать хорошим лидером, необходимо осознать, что ваше поведение, поступки и взаимоотношения с подчиненными напрямую влияют на микроклимат отдела, отношение сотрудников к работе и результативность выполняемых задач. Руководитель должен уметь брать на себя ответственность, вдохновлять свой коллектив, заражать их своим энтузиазмом, подавать пример и быть для них идеалом. Прекрасный лидер - не тот, кто вызывает у подчиненных животный страх, подавляет и провоцирует на конфликты. Истинный вождь - тот, кто, зная психологию каждого сотрудника, его стремления, ценности и желания, направляет поток энергии в нужное русло. Для него нет сословий «начальник и подчиненный», он отдается работе настолько, что не может не вызвать восхищения, его любят, ценят, уважают все и с готовностью следуют за ним.

Похвала, лесть, поощрение

Не секрет, что любой человек нуждается в регулярной похвале, поощрении и одобрении своих действий. Руководитель - именно тот, кто может дать желаемое своим подчиненным. Заслуженная похвала, система премирования лучших сотрудников, признание их достижений - действенный инструмент для завоевания доверия, уважения коллектива и вдохновения его на еще более блестящие результаты.

Эффективным методом управления является также авансированная похвала, когда босс заранее выражает подчиненному признательность, например: «Я решил доверить это задание вам, так как только вы сумеете с ним справиться». Ободренный и благодарный сотрудник (а то как же: «Шеф считает меня лучшим, и я просто не могу подвести его!») выполняет поручение с удвоенным рвением и старанием. В этом случае начальник, четко представляющий, как подчинить себе подчиненных, одним выстрелом кладет на лопатки двух зайцев: добивается отличного выполнения поставленной задачи и увеличивает число преданных ему людей.

Искусство вдохновения

Важно уметь направлять множество людей с различными целями, разной степенью работоспособности и умений на единый путь. Для этого к каждому члену команды необходимо найти индивидуальный подход, узнать его стремления и мотивы и, исходя из этого, разработать мотивацию. Ведь когда понятны мотивы, легче двигаться вперед, превратив разрозненную толпу в сильную, нацеленную на конечный результат дружную команду. Руководитель должен не только уметь вдохновлять, но и поддерживать боевое настроение, идти против ветра, раздувая веру в непременный успех, когда невольно опускаются руки… Кроме того, одним из отличных качеств босса в его арсенале является способность эффективно и оперативно разрешать ссоры между сотрудниками без ущерба для обеих сторон. А конфликт «руководитель-подчиненный» у профессионального лидера бывает лишь единожды - в самом начале управленческой карьеры, и то не всегда.

Компетентность

Подчиненные часто обращают внимание на то, насколько компетентен их начальник во вверенной ему сфере, обладает ли он нужными знаниями и навыками. Вы должны быть готовы к тщательной оценке, пристальному интересу и подробному разбору своих способностей со стороны ваших подопечных. Поэтому вам просто необходимо знать о своей деятельности практически все, постоянно совершенствоваться и пополнять багаж знаний. В глазах коллектива руководитель - воплощение совершенства, гениальности и яркого, нестандартного ума, иначе как ему удалось добиться этой должности? Вы ведь не хотите разочаровать своих сотрудников, а уж тем более чувствовать себя недостойным лидером, регулярно обращаясь за помощью к ним в незнакомых вам вопросах? Изучайте, анализируйте и постоянно учитесь, чтобы стать асом в своей области, не взваливая собственных обязанностей на сотрудников, иначе в чем смысл понятий «руководитель» и «подчиненный»?

Обращайтесь по имени

Пользуйтесь советом известного психолога Д. Карнеги, который утверждал, что имя - это самый сладостный звук для нас. Обращение по имени повышает значимость человека в собственных глазах и вызывает доверие к собеседнику. Называйте своих подчиненных не по фамилии, прозвищам, а строго по имени, и ни в коем случае не путайте и не коверкайте его. Этот простейший прием гарантирует вам расположение и уважение окружающих.

Умение слушать - тоже искусство

Научитесь внимательно слушать собеседника, сохраняя на лице выражение вежливого интереса, без тени нетерпения или, что еще хуже, безразличия. В том случае, если вы не согласны с его словами, не спешите перебивать разговор своими аргументами. Выслушайте сотрудника до конца, отметьте ценность его мнения и только потом высказывайте свое видение данного вопроса. Умение слушать и считаться с мнением подчиненных лишь поднимет ваш авторитет и завоюет уважение коллектива.

Применив в своей описанные выше методы и советы, вы поймете, как подчинить себе подчиненных, а возможно, и станете одним из лучших лидеров нашего времени.

Как стать руководителем? Наверняка этот вопрос интересовал и интересует большинство сотрудников, находящихся у кого-то в подчинении. Он вполне закономерен, поскольку «плох тот солдат, который не мечтает стать генералом». Сегодня на прилавках книжных магазинов можно найти массу литературы, посвященной тому, как «выбиться в начальники».

Вместе с тем парадоксален тот факт, что универсального рецепта на тему того, как стать руководителем, не существует. Вопрос заключается в другом: будете вы боссом или нет – зависит только от вас…

Сегодня очень часто можно слышать: «Я не могу стать начальником, поскольку у меня нет нужных связей». Действительно ли «деловые знакомства и связи» ключевые слова? Отнюдь. Даже если какого-нибудь богатого отпрыска посадить в кресло начальника, он может в считанные дни обанкротить фирму. Почему? Да просто потому, что он никогда этим раньше не занимался. Здесь важны и определенные навыки, умения, опыт, качества и психологический настрой. И важно не только научиться управлять, но еще и делать это хорошо. Прежде чем ответить на вопрос, как стать руководителем, определимся с тем, что вообще означает понятие: «управлять».

Что такое «управлять»

Руководить – это значит уметь организовывать, планировать, контролировать и мотивировать людей. Также сюда относится способность грамотно ставить задачи и распоряжаться подчиненными.

Умение подбирать кадры и принимать решения в трудные минуты – это тоже одна из граней правильного руководства.

Руководитель, пользующийся авторитетом у подчиненных: кто он?

А как стать хорошим руководителем? Необходимо отметить, что успешный руководитель практически всегда умеет добиваться поставленной цели. Примечателен тот факт, что у сотрудников и боссов нередко она противоположная. Например, начальник хочет, чтобы работник трудился эффективнее даже при небольшом окладе, а последний мечтает о том, чтобы ему повысили заработную плату, причем проявлять повышенную активность в труде он не хочет. Если вы хотите узнать, как стать хорошим руководителем, то должны уяснить для себя одну простую истину: «Добренький начальник (что называется «свой человек»), в котором души не чают его сотрудники, – плохой управленец».

Можно ли любить человека, если он заставляет работать? Навряд ли. Хороший управленец – человек твердых убеждений, который будет гнуть свою линию в любых обстоятельствах. Конечно же, такой босс может стать для некоторых сотрудников неугодным, но интересы компании должны быть всегда на первом месте.

Идеальный начальник

Рассматривая вопрос о том, как стать руководителем, следует отметить, что последний должен уметь налаживать контакт со своими подчиненными. Сотрудники должны уважительно относиться к своему боссу. В процессе управленческой работы будут возникать как негативные, так и позитивные моменты, и для поддержания благоприятного климата в трудовом коллективе важно использовать не только кнут, но и пряник. Не скупитесь на похвалу для своих сотрудников и поощряйте их за труд, если они этого заслуживают. За ошибки и огрехи в работе следует наказывать, но предварительно нужно побеседовать с провинившимся и довести до него мысль о том, что в будущем подобных эксцессов в работе быть не должно.

Вдохновляйте коллектив

Не имеете понятия о том, как стать успешным руководителем? Вы должны уяснить, что начальство – это движущая сила трудового коллектива, и от того, насколько он будет качественно мотивирован, зависит успех предприятия.

Например, в ближайшее время необходимо реализовать важный проект. Пригласите подчиненных в кабинет и объясните им, какую значимость он имеет для компании. Обязательно выслушайте точку зрения сотрудников о том, как они видят его реализацию. Опять же, психологически настройте подчиненных на эту работу и пообещайте по ее результатам наградить денежными премиями отличившихся.

Личный пример

Существует еще один ключевой момент в вопросе, как стать эффективным руководителем. Вы должны стать образцом для подражания. В первую очередь, это касается внешнего вида. Деловой костюм, элитный парфюм, вычищенная до блеска обувь, кожаный портфель – вот образ современного бизнесмена. Приезжайте на работу вовремя. Будьте хозяином своего слова: если что-то пообещали – выполните. Учтите, подчиненные обращают на это внимание, и от этого будет зависеть ваш авторитет в трудовом коллективе.

Поддерживайте сотрудников в трудные минуты

Запомните, что ваши подчиненные – это, прежде всего, люди, и у каждого из них могут случаться трудные периоды в жизни. Поддержите их психологически, выдайте определенную денежную сумму, дайте несколько дней отдыха. Но делайте это для тех, кто действительно попал в сложное положение, а не пытается манипулировать вами.

Может ли быть грамотным управленцем женщина?

Многих представительниц слабого пола заботит вопрос о том, как стать руководителем женщине. Реально ли это? Принято считать, что функции руководства могут исполнять исключительно мужчины, а роль женщин – это поддерживать и оберегать семейный очаг.

Так или иначе, но идеи феминизма сегодня достаточно популярны в обществе, и дамы доказали, что могут быть успешными бизнес-леди. Но как ими стать? Опять же, универсального ответа на этот вопрос не существует, но деловая женщина должна обладать определенными качествами, умениями и опытом. Целеустремленность, желание работать 24 часа в сутки, высокий уровень профессионализма, ответственность, умение выстраивать отношения с подчиненными, поддерживать трудовую дисциплину, харизма, вера в победу – вот главные слагаемые успеха предприимчивой женщины. И, конечно же, каждая бизнес-вумен должна уметь соответствующим образом одеваться и правильно подбирать аксессуары к деловому костюму. Однако не следует забывать, что наряд в офис должен быть не только строгим, но и красивым.

Женщине-руководителю не следует заводить служебные романы с подчиненными. В ряде случаев мужчины-фавориты становятся в компании «серыми кардиналами», которые постепенно начинают негласно управлять делами. Естественно, такие начальники могут впоследствии сильно навредить интересам фирмы, и не исключено, что все придется начинать с нуля. Необходимо разделять работу и личные отношения.

Что важно помнить, когда велик шанс стать главой отдела

Огромное количество менеджеров ломает голову над тем, как стать руководителем отдела. Естественно, доказать вышестоящему руководству, что ты достоин этой должности – задача не из легких. Как правило, повышение получают инициативные, ответственные, исполнительные и коммуникабельные сотрудники, которые умеют быстро находить общий язык со своими коллегами. Но и после того, как вам доверили возглавлять целый отдел, вы должны сработаться с вашими подчиненными, иначе можно опять перейти в статус рядового сотрудника.

Во-первых, вы должны всегда находить время для своих подопечных и с каждым беседовать лично, обсуждая ту или иную проблему. Во-вторых, не следует в оскорбительной форме указывать им на совершенные ошибки и огрехи в работе. Обязательно советуйтесь со своими подчиненными, как, по их мнению, нужно поступить в конкретной ситуации. Только таким способом вы завоюете у них авторитет.

Качества руководителя-лидера

Как стать первоклассным руководителем? Конечно же, ко всему вышеперечисленному следует воспитать в себе лидерские качества. А кто такой лидер?

В широком понимании это человек, который умеет повести за собой толпы людей. Ну а начальники из них – самые лучшие, поскольку они умеют организовать работу таким образом, что у их подчиненных «глаза горят» от того, чем они профессионально занимаются. Как стать руководителем-лидером? Нужно научиться ставить перед собой цели и достигать их, быть уверенным в себе, уметь приспосабливаться к ситуации, быть интеллектуалом. Такой человек никогда не унывает и не падает духом, он стойко переносит все неурядицы и неудачи. Лидер – настолько энергичная натура, что он заражает своей увлеченностью окружающих.

Руководитель-лидер не просто помогает своим работникам достигать определенной цели, но и беспокоится о том, чтобы при этом каждый сотрудник мог раскрыть свой потенциал для достижения общего результата.

Если вы уже являетесь начальником, но при этом хотите стать лидером, хотя таковым себя не считаете, то нижеприведенные рекомендации будут вам полезны.

Во-первых, детально проанализируйте ваш стиль управления. Вы должны определить, в чем сильные стороны вашего руководства, а какие из них нуждаются в корректировке. Существуют даже специальные тесты, которые помогают выяснить, насколько вы хороший начальник. Во-вторых, подумайте над тем, какие качества, присущие вам, используются для управления, насколько они уместны вообще. Все очень просто. Если что-то мешает или носит неэффективный характер, то необходимо это исключить. В-третьих, лидер должен регулярно ставить перед своими подопечными новые задачи, ибо только так можно оценивать масштаб творческого потенциала. В-четвертых, вы должны быть примером для подражания для своих сотрудников. У них должно появиться жгучее желание походить на вас – это показатель того, что вы настоящий лидер-управленец.

Заключение

Так или иначе, но большинство людей хочет управлять, а не подчиняться кому-то. Руководить может каждый, а вот грамотно руководить – это целая наука, которую порой постигаешь долгие годы. Как уже подчеркивалось, для эффективного управления мало быть профессионалом своего дела, нужны еще и определенные качества. Помните, что именно в кресле начальника вам будет труднее всего доказать то, что вы самый лучший, поскольку на ваше место метят очень многие.

Руководить коллективом стремятся многие сотрудники, но не каждый имеет необходимые способности для этой должности, ведь она подразумевает глубокое знание профессии, а также внимательность и чуткость к людям. Наша статья подскажет, каких правил нужно придерживаться, какие умения развивать и какие книги читать, чтобы стать успешным руководителем.

Вы узнаете:

  • Что должен уметь хороший руководитель.
  • Какую модель поведения выбрать руководителю.
  • Как руководить новым коллективом.
  • Как управлять женским коллективом.
  • Какие ошибки нельзя допускать, руководя коллективом.
  • Какие книги научат управлять коллективом.

Что нужно делать, чтобы эффективно руководить коллективом: 9 умений

Чаще всего руководителями становятся те, кого уважает и ценит коллектив. Такой человек обычно безусловный лидер, но это не значит, что он обладает компетенцией, необходимой для управленческой должности. Ведь ее основная суть – контроль над деятельностью работников компании, обеспечение качественной работы компании в целом за счет мотивации сотрудников.

Материал для скачивания:

Хороший управленец всегда готов к нововведениям и мотивирует сотрудников стремиться к самостоятельности в принятии решений, а также предлагать идеи для развития компании. Это возможно осуществить только при наличии высококвалифицированных специалистов. Чтобы качественно руководить коллективом, человек должен обладать следующими умениями.

  1. Разбираться в тонкостях рабочего процесса.

Хороший управленец всегда в развитии: знакомится с новым информационным обеспечением, проходит обучение на специализированных офлайн- или онлайн-семинарах. Он должен в совершенстве владеть тайм-менеджментом, а также уметь концентрироваться на рабочих нюансах, ничего не упуская из виду. Возможные риски должны быть учтены и просчитаны наперед. Для своевременного решения возникающих вопросов необходимо, чтобы вся управленческая структура работала слаженно и четко.

  1. Создать благоприятные условия для труда.

Чем более автоматизирована работа, тем она эффективнее. Для повышения производительности необходимо использовать оргтехнику и различное специализированное программное обеспечение. Существуют и другие способы повысить скорость и качество работы, например:

  • в рабочих кабинетах необходимо придерживаться правил санитарии и гигиены;
  • обязательно наличие стола для работы;
  • помимо стола должна быть и другая мебель;
  • необходимо, чтобы у каждого работника были инструменты для работы и канцелярские принадлежности;
  • безупречно организованное расписание, включающее в себя как рабочее время, так и перерывы.

Для качественной работы необходимы также правильное освещение, комфортная температура и отсутствие отвлекающего шума.

  1. Грамотно организовать работу коллектива.

Человек, руководящий любым коллективом, должен правильно формулировать и доносить свои идеи до подчиненных. Лучше всего воспринимается информация, оформленная письменно, поэтому стоит создать свод определенных правил, действующих в компании. Не менее важным является деятельности, то есть при подготовке любого проекта нужно определиться с порядком выполняемых операций. Все идеи необходимо фиксировать и реализовывать, но есть ограничение: не стоит вносить глобальные изменения в проект, который уже находится в стадии активной разработки, можно делать небольшие изменения, а существенные идеи оставить на следующий раз.

  1. Создать правильную атмосферу в коллективе.

Руководить коллективом необходимо так, чтобы сотрудники делились своими идеями и мнениями. Управленцу следует прислушиваться к ним, ведь взгляд со стороны весьма полезен для дела, особенно на стадии завершения. Не стоит запугивать работников и создавать ситуацию, в которой они будут бояться высказывать свои мысли. Чтобы познакомиться с идеями подчиненных, можно использовать различные методы: анкетирования с вопросами об улучшении компании, индивидуальные рассылки или персональные беседы с каждым членом коллектива. Не стоит требовать идей постоянно – любому человеку необходимо время на то, чтобы понять, поможет ли его замысел .

  1. Держать дистанцию с подчиненными.

Не стоит быть с сотрудниками на «короткой ноге», лучше использовать другие методы, позволяющие заслужить уважение коллектива:

  • не бояться признать свою неправоту ― все ошибаются, и руководитель не исключение. Не рекомендуется сваливать вину за ошибки на окружающих ― гораздо лучше самостоятельно определить, что именно пошло не так, и устранить неполадку. Это покажет, что управленец способен брать на себя ответственность за решение возникающих нестандартных ситуаций;
  • правильно формулировать задачи, стоящие перед коллективом. Важно, чтобы действия были последовательными, тогда работникам будет ясно, что необходимо делать для достижения цели, и они смогут предложить свои варианты;
  • сохранять уважительные отношения начальник–подчиненный. Руководитель обязан общаться с работником вне зависимости от того, в каком настроении тот находится. Качество общения должно выражаться в большом количестве заключенных сделок, а не в дружеских отношениях с сотрудниками.
  1. Быть строгим, но справедливым.

Профессиональный руководитель умеет на продуктивную работу. Для этого существуют различные способы поощрения:

  • ежемесячный ужин с коллективом в неформальной обстановке, который это позволит наладить дружеские отношения с подчиненными, а также зарядить их энергией на выполнение поставленных задач;
  • публичная похвала сотрудников, которые выполняют свои обязанности на высоком уровне; личная беседа с ними, обсуждение их идей и предложений;
  • помимо устного одобрения следует использовать и материальное вознаграждение за труд отличившихся работников ― это может быть, например, приглашение на какое-нибудь мероприятие или какая-нибудь полезная вещь.
  1. Брать ответственность на себя.

Неотъемлемое качество руководителя ― ответственность за свои действия и решения. Если возникают нестандартные ситуации, управленец должен в первую очередь попытаться найти ошибку в своих действиях. Это способствует появлению опыта и принятию правильных решений в дальнейшем.

Сотрудник может не выполнить задачу по нескольким причинам: непонимание или неверное понимание задания, выбор неправильного способа или обычная забывчивость. Что касается человека, который руководит коллективом, то его ошибки будут заключаться в следующем: нечеткая постановка задач перед работниками; ненадлежащий контроль за исполнением; отсутствие списка действий, позволяющих решить стандартные вопросы. Способы решения необычных ситуаций разрабатываются управленческим аппаратом самостоятельно, а также осуществляется контроль за выполнением поставленных задач.

  1. Отстаивать интересы подчиненных.

Управленец должен иметь влияние на все внутренние процессы компании и не допускать какого-либо внешнего воздействия на нее. Квалифицированный руководитель выступает на стороне своих сотрудников и всегда готов вступиться за них в любых ситуациях, в том числе перед вышестоящим начальством, общается с подчиненными на равных насколько это возможно ― только тогда коллектив будет относиться к руководителю с уважением, а это способствует повышению производительности труда. Если поведение руководителя будет одинаково как с отдельным сотрудником, так и со всем коллективом, то отношения в компании будут строиться на доверии и дружелюбии.

  1. Держать свое слово.

Одним из важных качеств, присущих хорошему руководителю, является умение отвечать за свои слова. Слово управленца должно ассоциироваться с действиями. Если человек, который руководит коллективом, дает какое-то обещание своему подчиненному, то он обязан его выполнить; не рекомендуется ранжировать обещания по степени важности, так как каждое из них должно быть выполнено в любом случае, вне зависимости от условий. Например, если кому-то из сотрудников необходим помощник и руководитель дал слово его найти, то он обязан взять на работу необходимого человека, даже если это не предусмотрено бюджетом компании. Невыполнение обязательств отрицательно влияет на мнение коллектива об управленце.

Поведенческая модель «идеального руководителя»

  1. Обучающая модель поведения.

Такой способ поведения чаще всего можно встретить в англоязычных странах, таких как Великобритания и Соединенные Штаты Америки. Суть ее заключается в том, что сотрудники постоянно повышают свои профессиональные навыки, а руководитель в этой ситуации является своеобразным «путеводителем», указывающим правильное направление развития. В результате весь коллектив стремится к достижению поставленных целей.

Перед управленцем стоят следующие задачи:

  • способствовать обучению подчиненных и применению полученных знаний на практике;
  • развивать в сотрудниках навыки планирования деятельности;
  • научить работников правильно определять важность выполняемых задач.

Одним из плюсов такого метода поведения является экономия времени подчиненных, так как все обучение проходит непосредственно в процессе деятельности, без посещения дополнительных лекций, семинаров и курсов. Человек, использующий такой метод в процессе руководства коллективом, может оценить полученные сотрудником знания непосредственно на рабочем месте и дать свои комментарии.

Еще одной особенностью этого способа является формирование дружеского отношения между руководителем и коллективом. Поддержанию такой атмосферы способствует совместное времяпрепровождение вне работы, например, выезды на природу, спортивные мероприятия, корпоративные вечеринки.

Дружелюбная атмосфера, сложившаяся внутри коллектива, создает более комфортные условия для работы, в результате чего сотрудники будут больше мотивированы на качественное исполнение своих обязанностей.

Несмотря на очевидные преимущества этой модели, существует и недостаток: чем больше коллектив, тем сложнее его обучать. Если вместо того чтобы руководить и выполнять другие управленческие функции, человек постоянно занимается только обучением персонала, то это может сильно отразиться на качестве деятельности компании, так как не все задачи будут выполняться в срок.

  1. Строгая регламентация рабочего процесса.

Подобный метод поведения распространен во многих странах. Его суть заключается в создании определенных правил, которых должен придерживаться каждый член коллектива.

Чтобы руководить в рамках этого метода, необходимо выполнять следующие задачи:

  • создавать , где каждый член имеет свое определенное место;
  • осуществлять контроль за успехами подчиненных;
  • проверять деятельность работника на наличие ошибок.

Для каждого сотрудника формулируется четкий порядок действий, которого тот должен придерживаться. В случае невыполнения какого-либо задания руководитель начинает более пристально наблюдать за деятельностью такого работника: может потребовать от него предоставления отчетов или докладов с результатами работы за определенный период. Если подчиненный продолжительное время выполняет свои обязанности некачественно, управленец может принять решение о его увольнении.

Здесь, в отличие от предыдущей модели, не предусмотрены дружеские взаимоотношения в коллективе. Цель руководителя – добиться качественного исполнения профессиональных обязанностей каждым сотрудником.

Такой способ поведения превращает компанию в единый механизм, в котором важна каждая деталь: в случае неправильной работы одной из составляющих происходит сбой всего механизма. Человеку, который использует такой метод, следует строго следить за тем, чтобы каждый винтик системы работал без перебоев.

Достоинство этой модели поведения заключается в том, что компания в таких условиях действует максимально эффективно. Но жесткие условия труда могут вызвать у работников стресс, а специалист, который руководит компанией, обязан всегда четко следить за качественным и правильным выполнением поставленных задач.

  1. Модель делегирования.

Такой способ управленческого поведения распространен в скандинавских странах. Основа этого метода – передача части обязанностей руководителя другим сотрудникам, обычно находящимся на более низкой ступени. Эта модель подходит тем, кто задается вопросом, как руководить коллективом без опыта: в таком случае управленец не обязан знать особенности всех видов деятельности компании, он может передать полномочия специалистам в этих областях.

Задачи руководителя:

  • правильно распределить обязанности между работниками и начальством;
  • узнать у сотрудников, что именно необходимо для выполнения управленческих функций и решения поставленных перед коллективом задач;
  • обеспечить специалистов условиями и ресурсами, необходимыми для качественной работы и успешного достижения поставленных целей.

Этот метод поведения предусматривает постоянное общение между начальством и сотрудниками для выяснения возникающих проблем и их максимально быстрого решения, а также для построения плана будущей деятельности. Подобное обсуждение обычно проходит на специально организованных мероприятиях.

Одно из преимуществ такого стиля управления – независимость сотрудника в принятии решений. Это значит, что на первом месте ― результат работы, а не процесс достижения этого результата.

Возможность действовать самостоятельно вдохновляет работника на реализацию своих идей. И если действия, произведенные сотрудником, оказались эффективными и позволили достичь желаемого результата, то они будут приняты руководством и станут официально установленными правилами.

Перед тем как начать руководить, следует подобрать подходящий способ поведения, ориентируясь на особенности коллектива – его численность, возраст сотрудников и специфику деятельности. Если большая часть работников – недавние выпускники, то оптимальным вариантом управления будет обучение. Это позволит начинающим специалистам получить необходимый профессиональный опыт и навыки для работы.

В случае каких-либо проблем в компании, например, финансового кризиса, лучшим вариантом будет использование регламентированного способа управления. Четкий свод правил позволит организовать коллектив и настроить сотрудников на быстрое и качественное выполнение работы, что положительно повлияет на развитие организации и поможет ей быстрее преодолеть имеющиеся проблемы.

Последняя же модель, подразумевающая распределение обязанностей, подходит для творческой деятельности, так как именно там работникам необходимо иметь возможность для самовыражения и реализации своих идей.

Для достижения наилучших результатов следует использовать все три модели, чередуя их между собой. Приоритет того или иного способа определяется исходя из особенностей коллектива и конкретной ситуации. Не рекомендуется придерживаться только одной модели, так как это может отрицательно сказаться на деятельности компании.

Как руководить новым коллективом, чтобы сразу завоевать авторитет

Замена руководящего состава имеет противоречивое значение. С одной стороны, новые управленческие кадры полны идей, которые могут положительно сказаться на деятельности компании, но с другой ― любые изменения влекут за собой эмоциональные переживания и возможные конфликты.

Существуют определенные проблемы, с которыми сталкивается каждый начинающий руководитель коллектива:

  1. В компании давно не было изменений, и всех членов коллектива это устраивало. Новый человек, назначенный руководить компанией, обычно является высококвалифицированным специалистом и приходит со своими идеями и определенными требованиями к сотрудникам. Такие изменения могут устраивать далеко не всех.
  2. В коллективе уже существовал определенный порядок, которого придерживаются все сотрудники. При этом их профессиональные качества могут быть выше, чем у человека, которого назначали ими руководить. В таком случае предложения управленца коллектив может не принять, так как они будут отличаться от представлений подчиненных. Такая ситуация отрицательно скажется на результатах работы сотрудников.
  3. Внутри компании может существовать неформальный лидер, обладающий высокими профессиональными качествами. И когда руководителем становится не он, у коллектива возникает неприятие нового начальника. Если к тому же выбранный стиль управления не понравится сотрудникам, могут возникнуть конфликты и даже своеобразное разделение коллектива. Все действия работников в такой ситуации направляются не на исполнение профессиональных обязанностей, а на разжигание конфликта.
  4. Сам коллектив прекрасно отнесся к новому руководителю, и большая часть сотрудников принимает его методы работы и профессиональные качества. Но существует человек, который тоже хотел бы руководить, и так как назначили не его, он будет отрицательно относиться к своему сопернику. Это может привести к активному выражению несогласия с позицией управленца и подстрекательству коллектива против руководства. Результатом может стать напряженная психологическая атмосфера в компании.
  5. Бывает так, что новый начальник принимает на работу сотрудников, с которыми он работал ранее и в чьем профессионализме он уверен. В результате этого коллектив может разделиться на две части: «старые» работники компании и новая команда. Такое разделение впоследствии может перерасти в открытое противостояние. Обычно исходом этой ситуации является постепенное увольнение всего старого состава организации.
  6. Встречается и обратная ситуация, когда за предыдущим начальником уходит и весь коллектив, которым он руководил. Вместе с людьми могут пропасть и имеющиеся наработки, а также информация, содержащая коммерческую тайну, и даже база клиентов. Если весь коллектив готов уйти за бывшим начальником, то это значит, что его авторитет для них гораздо важнее самой организации. Такая ситуация весьма неприятна для предприятия, так как если человек уходит на отрицательной ноте, он может в качестве мести увести за собой самых квалифицированных сотрудников компании, что нанесет ей немалый вред.

Материал для скачивания:

Согласно проведенным исследованиям, примерно 1/3 руководителей испытывают проблемы в первый год. Если ошибки, совершенные управленцем, являются существенными, то это может причинить серьезный ущерб компании, а для самого человека, едва начавшего руководить, стать концом управленческой карьеры.

Чтобы успешно руководить, необходимо соблюдать определенные правила.

  1. Активно идти навстречу ожиданиям коллектива.

От нового руководства коллектив всегда ждет каких-либо изменений. У каждого сотрудника обычно есть пожелания и предложения по улучшению качества работы. Задача человека, только вступившего в должность, правильно и адекватно воспринимать все предложения и ожидания сотрудников.

Квалифицированный руководитель сможет определить не только высказанные, но и неозвученные ожидания и идеи. Важно понимать, что это только идеи, предложения и пожелания, но не четкие задачи, требующие немедленного и обязательного выполнения. Чаще всего вся информация, которая начинает поступать от сотрудников, состоит как из действительно хороших бизнес-идей, так и из обычных человеческих пожеланий.

Стоит внимательно относиться ко всем предложениям сотрудников и придерживаться следующих правил:

  • не стоит воспринимать все предложения как руководство к действию;
  • необходимо проявлять уважение ко всем сотрудникам;
  • прислушиваться к тем пожеланиям, которые поступают от вышестоящего начальства, даже если они не высказаны напрямую;
  • стоит внимательно отнестись к подчиненным, чтобы сотрудники были уверены в своем стабильном положении в компании.
  1. Развивать отношения с ключевыми фигурами.

Для того чтобы успешно руководить компанией, управленцу необходимо поддерживать хорошие отношения с максимальным количеством людей: коллегами, клиентами, акционерами и, конечно, с вышестоящим начальством. Любое непонимание может привести к неправильным действиям и печальным результатам, что крайне неприятно в начале управленческой карьеры. Осложнить ситуацию могут и недоброжелатели, например, люди, не получившие желаемую должность, или .

Очень важно провести правильную психологическую работу с человеком, не получившим должность; не стоит сочувствовать и давать невыполнимые обещания. Такое поведение является ошибочным. Правильной позицией будет предложение сотрудничества и обсуждение идей бывшего соперника. Это позволит создать деловую обстановку и настроиться на взаимовыгодные отношения. Пережить неудачу человек способен самостоятельно, руководителю не стоит проявлять эмоциональное сочувствие и жалость.

  1. «Приглашения», которые лучше не принимать.

Существуют формулировки, содержащие скрытые сравнения с предыдущим руководителем, звучат они примерно так: «Уж вы-то точно знаете, как это делается» или «Теперь-то работа будет организована правильно, и дела пойдут на лад». Их можно назвать своеобразными рекомендациями начинающему руководителю от коллектива. Но когда человек соглашается с такими формулировками, это приводит к противоположному результату. Хитрость состоит в том, что принимая эти «приглашения», руководитель, сам того не подозревая, подтверждает негативные ожидания сотрудников, что приводит к их разочарованию, особенно в тех случаях, когда коллектив, может быть продолжительное время, успешно справлялся с работой без руководителя.

Если человек умеет правильно руководить или имеет опыт управленческой деятельности, он не пойдет на такую провокацию, а просто подождет, пока сотрудники привыкнут к тому, что у них теперь есть начальник и им не придется выполнять работу сверх своих основных обязанностей. Управленцу, в свою очередь, также необходимо время, чтобы войти в работу в новой должности и начать проявлять активность.

  1. Формирование сети отношений.

Отношения с коллективом рекомендуется строить с учетом таких факторов, как конкуренция, лояльность и разочарование. Стоит наладить взаимоотношения с подчиненными, ведь это позволит посмотреть на ситуацию с разных точек зрения. К тому же для проведения различных мероприятий помощь новому руководителю будет крайне необходима, так как в современном мире трудно организовать что-либо в одиночку.

Рассказывает практик

В новом коллективе вычислите, кто есть кто

Ильдар Янгазин ,

управляющий рестораном «Люксор Синема», Москва

Чаще всего формальная и неформальная структура организации существенно различаются. С самого начала работы в качестве руководителя человеку необходимо собирать информацию о реальном положении дел в компании: кто с кем дружит, кто обычно выполняет то или иное дело, к кому обратиться за помощью в случае необходимости. Получить эту информацию можно в личной беседе с сотрудниками.

Как руководить женским коллективом

Проблемы с женским коллективом могут возникать по разным причинам, но чаще всего они не связанны с профессиональной деятельностью. Неопытные управленцы могут не справиться с таким коллективом и сбежать от него.

Наиболее подходящим руководителем для женского коллектива считается женщина, так как ей понятны мотивы поступков подчиненных, их желания и особенности характера. Женщина-руководитель сможет найти способ стимулировать коллег к работе. К тому же она сможет определить, настроены ли ее подчиненные на работу в данный момент или же они только изображают активную деятельность.

Однако женщине тоже не так-то просто руководить женским коллективом. Так как представительницы слабого пола придирчиво относятся к внешности, то женщина-начальник не имеет права появляться на службе в неряшливом виде, она должна быть на ступень выше своих коллег, чтобы они не почувствовали над ней свое превосходство. Иначе подчиненные могут потерять к ней уважение и будут вести себя бескомпромиссно, в результате чего руководить ими станет сложно.

Для мужчины руководство женским коллективом – весьма трудная задача. Мужчина-начальник должен быть стрессоустойчивым, так как его вероятно ждет обсуждение за спиной.

Менеджеру женского коллектива следует запомнить особенности характера женщин-сотрудник:

  • высокая степень эмоциональности;
  • склонность к созданию и обсуждению слухов;
  • неумение радоваться успехам других;
  • стремление к превосходству над другими;
  • бурная реакция на некоторые жизненные события;
  • нестабильное эмоциональное состояние.

Это далеко не полный список женских качеств, которые хороший руководитель должен научиться применять в работе, чтобы направлять сотрудниц в нужное ему русло.

Если человек, который руководит коллективом, хочет сделать так, чтобы его уважали, ему необходимо следовать определенными правилам:

  1. Не стоит устанавливать с сотрудницами фамильярные отношения. Рекомендуется четко донести информацию о строгом подчинении всем, кто не соблюдает субординацию.
  2. Ставьте конкретные задачи на день. У каждой сотрудницы должен быть собственный список заданий на каждый рабочий день. Наличие у каждого сотрудника четких задач упрощает руководство и контроль за работой подчиненных.
  3. Избегайте рутины, меняйте виды деятельности. Любому человеку, а женщине особенно, свойственно уставать от монотонной деятельности, поэтому в список обязанностей должны входить разные виды работы, иначе в качестве передышки подчиненные начнут собираться группами и обсуждать руководство. Чередовать деятельность можно за счет смены рабочих мест. Того, кто весь день общался с клиентами, можно посадить за бумажную работу, а того, кто занимался оформлением документов, ― на телефон для приема звонков. Такой способ применяется во многих компаниях, например, в магазинах, где продавцов периодически перемещают из одного отдела в другой.
  4. Организуйте досуг. Хорошим способом установления дружеских отношений с коллективом является проведение совместных мероприятий. Самые популярные ― выезды на природу, круизы или туристические поездки выходного дня, квесты, конкурсы развлекательного и профессионального характера. Общее времяпрепровождение способствует установлению теплых отношений внутри коллектива и создает комфортную для работы эмоциональную обстановку, позволяющую успешно руководить компанией.
  5. Почаще балуйте . Денежное вознаграждение по итогам работы за определенный период будет весьма кстати и замотивирует сотрудниц на дальнейшую качественную работу.
  6. В режиме рабочего дня должны быть предусмотрены небольшие перерывы, позволяющие женщинам привести в порядок внешний вид и обменяться новостями с коллегами. После такого отдыха подчиненные станут работать более продуктивно, а результаты деятельности компании приятно удивят.

Одним из способов стимулирования женского коллектива является обещание продвижения по служебной лестнице. Но подходит он немногим, ведь большая часть женщин ориентирована на семейные ценности. Если же представительнице прекрасного пола удается совмещать личную жизнь и профессиональную деятельность, то такие специалисты всегда добиваются высоких успехов, потому что обладают такими качествами, как ответственность, исполнительность, развитая интуиция.

Одна из важных положительных женских черт ― умение сопереживать окружающим. Это прекрасно применяется в общении с клиентами и помогает решать возникающие конфликтные ситуации. Человек, который руководит коллективом, должен уметь правильно распределять работу между сотрудниками с учетом их свойств характера.

Однако у женщин есть и недостатки, например, бурное реагирование на какие-либо ситуации или действия, в результате чего в женском коллективе могут возникать конфликты. Руководителю не стоит вмешиваться в споры между коллегами, и уж тем более вставать на сторону кого-либо из конфликтующих. Спор заканчивается, бывшие скандалисты мирятся, а вот человек, занимающий определенную позицию, остается в итоге общим врагом.

Как правильно руководить коллективом, избегая типичных ошибок

Ошибка 1. Отсутствие желания напрягаться .

Человек, который только начинает руководить, может посчитать, что он не должен выполнять ту или иную работу и имеет право передавать свои обязанности коллегам. Это мнение ошибочно: чем больше у человека ответственности, тем больше у него становится работы, и тем больше требований к нему предъявляется. Начинающему руководителю сотрудники могут оказывать помощь в самом начале деятельности, но последующая работа лежит на плечах начальника.

Ошибка 2. Неумение ценить работников .

Одной из потребностей каждого человека является самореализация и признание, поэтому любая хорошо выполненная работа должна быть отмечена хотя бы словесной похвалой. Довольными сотрудниками руководить проще.

Ошибка 3. Неумение организовать работу .

Руководить – не значит только командовать. Чтобы быть грамотным управленцем, следует подробно ознакомиться со всеми тонкостями работы. Незнание каких-либо производственных мелочей может вызвать конфликты или проблемы в работе, а недальновидный начальник будет , считая их неквалифицированными.

Ошибка 4. Отсутствие желания совершенствоваться, познавать что-то новое .

Умение руководить подразумевает под собой не только распределение обязанностей между подчиненными или их обучение, но и стремление к самосовершенствованию и получению новых знаний. К сожалению, некоторые руководители, имеющие большой опыт работы, считают, что обучение им не требуется.

Ошибка 5. Присвоение чужих заслуг .

Не стоит выдавать достижения подчиненного за свои. Несомненно, заслуга руководителя в том, что его сотрудник смог добиться великолепных результатов, но все-таки это достижение непосредственно подчиненного, и не стоит это скрывать. Нужно уметь руководить так, чтобы работники не сомневались в честности человека, занимающего высокую должность.

Ошибка 6. Проявление хамства и неуважения к коллективу .

Руководить непросто – это требует много физических и эмоциональных сил. Но начальник никогда не должен выплескивать негативные эмоции на своих сотрудников. Какой бы стрессовой ни была ситуация, необходимо стараться сдерживаться, так как обычно подчиненные никак не связаны с плохим настроением руководителя.

Ошибка 7. Незащищенность сотрудников .

Человек, который руководит коллективом, обязан быть на стороне своих подчиненных в любых внешних спорах, чтобы они чувствовали себя уверенно и защищено. Некоторые руководители не пытаются разобраться в ситуации, а сразу обвиняют работников и применяют к ним какие-либо меры наказания.

Список подобных ошибок можно продолжить, ведь людям, и особенно руководству, свойственно ошибаться. Но руководителю не следует забывать, что он несет полную , и их успехи и неудачи – его прямая заслуга или вина.

ТОП-10 книг о том, как научиться руководить коллективом

Марк Сидоний Фалкс. Как управлять рабами

Профессор университета Кембриджа Джерри Тонер написал книгу от лица древнеримского аристократа Марка Сидония Фалкса. Согласное его мнению, оптимальным методом управления коллективом является чередование наказания и поощрения. Книга «Как управлять рабами», несмотря на свое название, актуальна до сих пор, так как в ней подробно расписаны советы по правильному обучению сотрудников, методы наказания и способы мотивации и завоевания уважения подчиненных. Является прекрасным практическим пособием для тех, кто начинает руководить.

Сьюзен Фаулер. Почему они не работают? Новый взгляд на мотивацию сотрудников

Существует множество методов стимулирования сотрудников, которые руководитель может применять в своей деятельности, например, финансовая мотивация или правильное распределение рабочего времени. Автор книги Сьюзен Фаулер изучала деятельность нескольких компаний по всему миру в течение целого десятилетия. В результате она смогла сформулировать правила эффективного мотивирования персонала, которые помогут человеку, только начинающему руководить, добиться успеха в своей деятельности.

Говард Бехар. Дело не в кофе. Корпоративная культура Starbucks

Книга описывает историю развития компании Starbucks, которая на данный момент является одной из самых крупных в мире. Говард Бехар, сотрудник организации с 1989 года, рассказывает о своем пути в этой компании, об идеях, планах и их реализации с помощью коллег и единомышленников. Дает советы по работе со сложными клиентами и по правильному построению бизнеса. Книга подойдет не только тем, кто планирует руководить пищевой промышленностью, но и тем, кто занимает высокую должность в любой другой компании, так как советы являются универсальными.

Микал Хем. Быть диктатором. Практическое руководство

На примере известных исторических личностей автор книги формулирует правила управления коллективом. В книге также можно найти советы, касающиеся финансовой составляющей деятельности руководителя, а также способы получения уважения со стороны подчиненных. Набор идеальных рекомендаций о том, как правильно руководить небольшим коллективом или крупной корпорацией.

Эд Кэтмелл, Эми Уоллес. Корпорация гениев: как управлять командой творческих людей

Книга от человека, который не понаслышке знает о том, как правильно руководить творческими людьми. Руководитель студии PIXAR, известной во всем мире благодаря своим мультфильмам, подробно рассказывает о том, как ладить с подчиненными, выходить из любого конфликта и решать нестандартные ситуации. К тому же в книге дается подробное описание процесса создания мультфильмов. Главная мысль автора заключается в том, что компания – это семья, в которой каждый член достоин уважения.

Дэниел Пинк. Драйв: что на самом деле нас мотивирует

Дэниел Пинк в своей книге изучает вопросы мотивации и мотивирования. Он опровергает теории бихевиористов и высказывает предложения о новых способах мотивирования подчиненных. Автор также рассказывает о своих исследованиях, проведенных на данную тему. Книга была признана лучшей согласно рейтингу Forbes. После прочтения книги станет понятнее, как правильно применять наказание и поощрение, формулировать цели и задачи и акцентировать внимание на действительно важных вещах. Произведение позволит получить четкое представление о том, как надо руководить.

Ицхак Кальдерон Адизес. Идеальный руководитель: почему им нельзя стать и что из этого следует?

Мнение автора этой книги заключается в следующем: существуют четыре вида управленцев: Производитель, Предприниматель, Администратор и Интегратор. Каждый из них имеет свои особенности, которые подробны представлены. Имея большой опыт работы во многих крупных компаниях, Ицхах Адизес приводит решения и способы выхода из конфликтов различного вида, а также дает рекомендации о правильном подборе персонала, ведь квалифицированными сотрудниками руководить гораздо легче, чем неопытными.

Стивен Кови. Лидерство, основанное на принципах

Автор известного бестселлера по саморазвитию в своей очередной книге основывается на тех же принципах, о которых идет речь в его всемирно известном произведении «Семь навыков высокоэффективных людей». Стивен Кови считает, что все эти правила можно применять и по отношению к организации в целом, и к коллективу в частности. Писатель считает, что человек, умеющий руководить, способен достичь высоких результатов в своей деятельности за счет построения доверительных отношений с подчиненными.

Саймон Синек. Лидеры едят последними. Как создать команду мечты

Саймон Синек является автором двух известных книг по саморазвитию и бизнесу, участником телевизионных программ, а также популярным спикером. В книге описывается созданная им теория «золотого кольца», суть которой ― три вопроса: «как?», «почему?» и «зачем?». Идеальными качествами для человека, стремящегося руководить, по мнению автора, является умение четко формулировать цели и задачи, а также творческое мышление. Грамотный руководитель обеспечивает дружелюбную атмосферу между сотрудниками, дает им ощущение уверенности и стабильности. Книга содержит также набор рекомендаций для воспитания в себе управленческих качеств.

Джеффри К. Лайкер. Дао Toyota. 14 принципов менеджмента ведущей компании мира

Одна из самых известных автомобильных компаний мира раскрывает секреты своего успеха. Принцип работы руководителей Toyota заключается в абсолютном доверии к сотрудникам, в результате чего предприятие получает потрясающие результаты своей деятельности. Книга считается своеобразным справочником правильного менеджмента, основанного на постоянном развитии не только качества производимого продукта, но и труда сотрудников. Идеальное пособие для тех, кто только начинает руководить, или опытных управленцев, желающих вывести свою компанию на высокий уровень.

Как правильно руководить коллективом для эффективной работы? В первую очередь, как и в лбых отношениях нужно стимулировать развитие людей,а не думать о себе. О себе конечно тоже не надо забывать. Этот вопрос нам сегодня раскроет очень развитый бизнесмен и тренер, учитель в плавании по океану жизни делового общества Алексей Крол.

Ранее мы уже публиковали некоторые из его статей, например . Вообще этот подход не совсем обычный и дововольно глубокий — всегда можно вынести что-то полезное из слов известного ментора.

Путь от роли Специалиста к роли Управленца не простой. И не всегда ощутимый. Но есть один показатель, который указывает, что вы идёте в правильном направлении. Это – если коллеги начинают приходить к вам с вопросами, советоваться, ориентироваться на ваше мнение.

Ваша задача лишь делиться, предоставлять желающим возможность для обучения и развития, взращивать их, помогая само-реализовываться. Такая модель поведения позволит вам перейти на новый уровень в бизнесе.

Фрагмент кейса с ментором

Клиент: У нас с партнером бизнес уже 7 лет, и мы столкнулись с проблемой – не видим перспектив для роста. Упёрлись в потолок и кажется, исчерпали себя. Хотя очень серьезное значение придаём самообразованию и саморазвитию. Я прочитал Вашу книгу, и понял, что все эти годы находился в роли Специалиста, и никак не мог дорасти до роли Управленца, как и мой партнёр. И в этом основная наша проблема. Он по моей рекомендации прочёл вашу книгу, и вопросов у нас появилось только больше.

Как научиться руководить коллективом для эффективной работы

Алексей Крол: Когда люди начинают задавать вопросы – это хорошо. И если вы не знаете ответов – их поиск и обретение стимулируют ваш собственный рост. Среди Специалистов очень много тех, кто живёт с завышенной самооценкой, считая, что они хорошо разбираются в каких-то сферах, но при этом – обращены внутрь себя, не желая замечать других вокруг.

Если вы хотите продвигаться в мире людей, то необходимо менять вектор – с направленного внутрь, на направленный наружу, и начинать в большей степени общаться с людьми. Менять в себе роль Специалиста на роль Управленца.

Кстати, в последствии, все большие лидеры перерастали роль Управленца и, как правило, становились Учителями. Но это уже другой уровень управления.

Так вот здесь мы подошли к главному – к уровням управления. Какие они бывают, эти уровни?

Представьте, что у вас в подчинении находятся очень ограниченные, недалёкие люди. Управление ими затратно, требует диких управленческих ресурсов, поскольку вы им должны всё объяснять, разжевывать, жёстко их контролировать. Это первый, низший уровень управления.

Или напротив, если в подчинении у вас люди умные и квалифицированные, то тогда вам достаточно только обозначить перед ними цель. То есть чётко объяснить, что от них требуется, убедиться, что они поняли, дать им какие-то ресурсы, полномочия, и они просто будут это делают, в рамках своих компетенций. Это второй уровень управления.

Следующий уровень – это когда вы ставите им цели и задачи за пределами того, что они знают и умеют. Это вынуждает ваших сотрудников интенсивно учиться. А вы их учить не можете, поскольку либо этого не знаете, либо ограничены во времени. Что делать?

Тогда ваш стиль управления меняется: вы не просто контролируете исполнение, а намеренно стимулируете рост, развитие и обучение своих подчиненных. И тогда они на внешнем уровне продолжают делать свою работу, а на внутреннем – интенсивно учатся для того, чтобы не только исполнять свои обязанности, но и достигать целей за пределами своих компетенций.

Как правильно руководить новым коллективом для эффективной работы

Как правильно руководить новым коллективом для эффективной работы

Клиент: То есть я, развивая их, расширяю своё сознание и становлюсь частичкой их?

Алексей Крол: Можно и так сказать. Вы пока находитесь на низшем уровне управления. А это значит, что вы гребёте под себя, используя людей, как рабов, как расходный материал. Они для вас, как топливо.

Клиент: Как дополнительная рука.

Алексей Крол: Пусть будет такая метафора. Вы в вашей ситуации работаете только на себя.

А высший уровень управления – это когда вы даёте людям всё для ИХ развития.

При этом ваши подчинённые делают ваше дело. И получается обратная связь. Вы начинаете вкладывать в людей – они развиваются, тем самым развивая вас. В первом случае вы – двигатель, а они – топливо, а во втором они – двигатель, а вы – топливо. Вы подогреваете их верой и мотивацией. И у них происходит включение, зажигание. Рождаются новые идеи. Бизнес стремительно растёт.

Клиент: А я считал, что мне самому надо учиться, развиваться, хотя уже имею два высших.

Алексей Крол: Одно другому не мешает. И здесь снова возникает замкнутый круг. Вы стимулируете обучение ваших сотрудников – они растут. Таким образом, поначалу вы помогаете им решать их проблемы. У вас устанавливается с ними доверие. Люди начинают к вам тянуться. Но дальше может возникнуть новый тупик. Они выросли в рамках своих проектов, и даже, возможно, переросли вас, как Специалисты.

И зачастую, на каком-то этапе они останавливаются в росте, поскольку старые проекты их уже ограничивают. И наступает этап, когда вы им даёте более мощный проект, и он открывает каждому из них более масштабную перспективу, чем та, которую они могли бы сами придумать. Потому что ваше видение вашего бизнеса, как управленца, куда шире, чем их. И здесь происходит очень важный обмен.

Вся эта система начинает очень мощно накачиваться энергиями и результатами.

Умение правильно руководить коллективом для организации работы

Постепенно ваша основная деятельность будет смещаться в сторону общения с людьми. А оперативную деятельность вы будете делегировать. Вы уже переступили в роль Управленца. Сначала они будут приходить с вопросами, потом произойдёт определённый перелом, и люди начнут приходить уже не с вопросами, а с предложениями. Они будут предлагать идеи, потом – ресурсы и деньги.

Есть масса людей с деньгами и возможностями: административным ресурсом, связями, оборудованием, – но они не знают, куда их применить. И у них у всех один и тот же вопрос: а что делать дальше? Потому что на этой планете – дикий переизбыток ресурсов, дикая проблема смыслов, и паралич креатива наверху.

Но здесь есть одна оговорка для вас, как человека, только что перешедшего в роль Управленца. Человеческая психология такова, что доминируют только две вещи: то, чего мы хотим, и то, чего боимся. И алчность и страх присущи каждому. Поэтому управлять можно практически всеми, исключая осознанных людей.

Потому что когда человек становится осознанным, то он знает, чего хочет, и управлять им очень сложно. Такой человек понимает, что им пытаются манипулировать и перестаёт реагировать на управление.

Ведь почему люди поддаются управлению? Потому что в массе своей они не знают, чего хотят и плывут по течению.

И многие большие начальники по своему естеству – не лидеры. Это карьеристы, либо чьи-то знакомые, проявившие сверх-усилия и вставшие на эти должности. Но эгрегор их должности не наполняет их энергией. А знаете почему? Потому что страх потерять своё место лишает их энергообмена с подчиненными. Этот канал у них либо не существует, либо забит страхами и эгоизмом. Потому и говорят: «короля играет свита». Это и есть проявление Управленца, и ответ на ваш вопрос.