Родительское собрание "традиции православной семьи". О предании и традициях в современном христианстве россии

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Пензенское

МО «Томаринский городской округ» Сахалинской области

ДОКЛАД

Православные традиции в семье

Подготовила: Кимпель Алевтина Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

с. Пензенское

2014

Введение

Народ - это живой организм, клеточками которого является семьи. Если семейный уклад народа нарушается, то общество начинает серьезно болеть. Именно в семье происходит передача опыта от одного поколения к другому. Мы как народ слабеем, поскольку крепость народа - в крепости семьи, а семья России практически уничтожается. Любовь к чему-либо (к Родине, ко всему миру, к случайному человеку) начинается с любви в семье, поскольку семья – это единственное место, где человек проходит школу любви.

Сегодня государственные и общественные организации пытаются предложить пути выхода из кризиса семьи - без решения проблем брака все долгосрочные программы развития страны теряют смысл.

Активное участие в поиске таких путей принимает и Русская Православная Церковь , которая говорит не просто о семье как об основе духовно здорового общества, но о браке как о таинстве, открывающем супругам дорогу к Богу.

Однако все усилия Церкви, государства и общества будут тщетными, если каждый из нас не поймет, что слабость современной семьи – прежде всего результат нашей собственной неготовности к браку, стереотипов и иллюзий, которые определяют, чего мы ожидаем от современной жизни. Многие принятые в современной культуре представления относительно человеческих отношений, пола, брака не только совершенно ложны, но и обрекают тех, кто им следует, на неизбежное несчастье. Самая главная и вредная иллюзия современного человека является убежденность в том, что можно стать счастливым через удовлетворение своих эгоистических желаний и потребностей. (« Бери от жизни все», «Надо пробовать и выбирать» - эти лозунги молодого поколения можно вывешивать перед входом в супермаркет). Возникает отношение к браку, как к чему-то пробному, а к другому человеку, как к вещи: подошло –не подошло, жмет –не жмет. Культура вседозволенности, провозглашая свободные отношения, воспринимает семью как новое развлечение. Тайна брака, связывающего двух людей в вечности перед лицом Господа, подменяется фантазиями и мимолетными эмоциями, самопожертвование и любовь – стремлением получить наибольшие выгоду или удовольствие от брачной сделки.Неудивительно, что игра в семью продолжается недолго. А счастье возможно лишь там, где человек отдает себя, жертвует собой ради тех, кого он любит. Лишь жертвенная любовь делает людей счастливыми.

    Об истории кризиса семьи.

Самый сильный удар по русской семье был нанесен в XX веке – ни в одной христианской стране не протяжении длительного периода времени у власти не находились люди, считавшие, что семья должна исчезнуть. Но именно с таких позиций выступали большевики в первые годы своего правления. Гражданский брак, введенный ими, по существу представлял собой официально фиксируемую процедуру случайного и временного сожительства. С конца 20-х начала 30-х годов постепенно разрабатывается учение о каком-то новом социалистическом браке, однако население, вкусившее плоды возможности легкого заключения и расторжения брака, получившее государственную санкцию на блуд, уже начинает тяготиться брачными узами. Здесь нужно сказать и о значительном «вкладе» коллективизации, которая предполагала ликвидацию последнего социального слоя, сохранявшего еще существовавшие традиции патриархальной русской семьи.

В послевоенные годы семьи создаются преимущественно без всяких ориентиров, на какие бы то ни было христианские ценности. Страна оказалась в ситуации, когда основная масса населения (уже в 40 -е и 50-е годы) даже не предполагала для себя христианского брака, его просто не было в сознании. Кроме того, во время войны мы потеряли огромное количество не просто мужского, а наиболее дееспособного, ответственного населения. Теперь нашим женщинам приходилось принимать на себя те общественные, профессиональные, социальные, в том числе и семейные обязанности, которые должны исполнять мужчины. Мальчики с раннего возраста попадают в руки женщины. Ясли, детские сады, поликлиники, да еще ситуация осложняется отсутствием или некомпетентностью отцов, не воспринимающие самих себя мужчинами – отцами. С самого начала воспитывается иждивенец, человек, воспринимающий свою будущую жену одновременно и как мать, которая будет нести основное бремя совместной жизни, и как хозяйку, зарабатывающую средства к существованию.

Если мы хотим сформировать христианскую семью в нашей стране, мы должны ориентироваться на глубинные богословские канонические традиции Церкви, которые заключаются:

1. В высоком статусе семьи. Если семья не занимает одно из важнейших мест в жизни человека, то ему никогда не удастся создать крепкую семью. Система ценностей православного современного семьянина такова:Бог- семья - общественное служение (или служение людям) - личные интересы.

2. В правильном укладе семьи. Все в этом мире и духовном Господь создал иерархично. И в семье это просто необходимо. У каждого члена семьи должно быть свое место в этой иерархии.

Бог – отец – мать – дедушка – бабушка – старшие дети – младшие.

3. Связь поколений. Для воспитания взрослого человека требуется крепкая связь поколений. Ребенок с малолетства должен впитывать трудолюбие родителей.

Как помочь современным молодым людям найти правильный путь в достижении счастливого брака?

Во – первых, бить тревогу и неустанно бороться с растлением детей через средства массовой информации. Желательно было бы чтобы вернули в школьные программы предмет «Этика и психология семейной жизни», наполненный православным содержанием.

    Обоснование необходимости социально-педагогической и духовной поддержки современной российской семьи

Одной из причин кризиса в духовно-нравственной сфере современного общества является разрушение традиционных устоев семьи. Кризисные явления в жизни семьи многообразны:

    Разрушены нравственные представления о браке и семье:

Супружеские отношения в современном мире перестали быть выражением жертвенной любви и духовного единства;

Почти полностью утратилось представление о необходимости пожизненной верности супругов и нерасторжимости брака (в России продолжает стремительно увеличиваться число разводов );

Супружество, воспитание детей стали восприниматься как тяжкое и нежелательное бремя.

2. Повреждены устои семьи:

Фактически полностью разрушена иерархия семейных взаимоотношений;

Утрачен традиционный уклад семейной жизни;

Нарушены родовые и семейные связи между поколениями;
- традиционные отношения послушания, почитания, уважения старших вытеснены из современной жизни и заменены активным противостоянием авторитету взрослых, игнорированием мнения родителей, педагогов.

3. Утрачено традиционное восприятие родительства и детства:
- культ жизненного успеха, материального благополучия, профессионального и общественного роста привел к катастрофическому падению социального престижа материнства и отцовства;

Продолжает снижаться рождаемость: родители все чаще стали видеть в детях ненужную обузу, препятствие к достижению жизненных успехов (на протяжении 10 последних лет смертность в России существенно превышает рождаемость, численность населения ежегодно уменьшается на 750 тысяч человек; по прогнозам специалистов, демографическая катастрофа приведет к сокращению числа россиян в течение ближайших 15 лет еще на 22 миллиона человек );

Растет численность совершенных абортов, которые не осознаются как тяжкие грехи (из 10 зачатых детей в России сегодня рождается только трое );
- увеличивается количество нежеланных детей, сирот при живых родителях, беспризорников.

4. Деформация коснулась и сферы семейного воспитания:
- утратилось традиционное понимание семейного воспитания как добровольного «крестоношения», жертвенной родительской любви, труда и усилий, направленных на установление духовной общности с детьми;
- не имея навыков совместного проживания с ребенком событий семейной жизни, большая часть родителей стремится «откупиться» от личного общения с ребенком дорогими подарками, компьютерной и иной техникой, лишая детей живого участия, поддержки;

Прервалась преемственность педагогической традиции в семье, родители проявляют поразительную неграмотность в вопросах приоритетов развития и воспитания в разные периоды детства, не имеют никакого представления о закономерностях становления духовно-нравственного мира ребенка;
- утрата родителями традиционных нравственных ориентиров приводит к тому, что семья оказывается не в силах удержать юных от порока, но часто провоцирует ко греху;

Представители старшего поколения, вырастившие своих детей в яслях, детских садах и пионерских лагерях, не готовы к выполнению социальных ролей бабушек и дедушек: они не владеют традиционными приемами пестования маленьких детей, избегают активного участия в воспитании более старших внуков, оказываются неспособны помогать детям и внукам мудрым наставничеством и сердечным участием.

5. Следствием кризиса семьи являются многочисленные проблемы детства:
- чрезвычайно велик процент детей с отклонениями от нормы в состоянии здоровья, эмоционально-волевого развития и поведения, большая часть проблем спровоцирована нарушением внутрисемейных родительских и детско-родительских отношений;

Нарушены процессы формирования нравственной сферы: у маленьких детей дает существенные сбои усвоение системы нравственных эталонов, дети школьного возраста не владеют навыками согласования своего поведения с определенной системой нравственных правил и ориентиров, в молодежной среде царит культ жестокой силы, безграничного господства материальных ценностей над духовными;

Духовно-нравственная неразвитость, отсутствие четких представлений о пороке и добродетели толкают подростков на путь алкоголизма, наркомании, проституции, криминала;

У подрастающего поколения российских детей не сформировано чувство ответственности перед семьей, обществом, нацией, государством;
- в силу духовной и психологической пустоты семейных отношений дети и подростки тяготятся пребыванием в родительском доме, заменяя семью «тусовкой» в компаниях сверстников.

6. Система общественного воспитания и образования не может изменить ситуацию, внести позитивный вклад в восстановление традиционных ценностей семьи:

Тема целомудрия, любви, верности почти не звучит в содержании программ образования;

В учебном плане школ отсутствуют предметы «Духовно-нравственные основы семьи», «Основы нравственности»;

До сих пор полностью не пресечены попытки внедрения в систему образования наполненных цинизмом программ полового просвещения, валеологического образования детей и подростков.

7. Современное общество утратило представление о чистоте и целомудрии:
- в социокультурном пространстве, СМИ темы семейной, воспитательной направленности поднимаются крайне редко, бессистемно и тонут в потоке второстепенной информации, пошлости и порока;

Массовая культура и средства массовой информации стали орудиями нравственного растления, они пропагандируют насилие, цинизм в сфере семейных отношений, превозносят греховные страсти «свободной любви», половой распущенности, всевозможных извращений.

Безнравственная идеология современного общества, отстаивающая либеральные ценности Западной культуры (эгоизм, вседозволенность, самоутверждение любой ценой ), направлена на окончательный подрыв семейных устоев, довершение развала семьи: культ наслаждений и блуда, искусственная беззаботность, психология Диснейленда с непрестанными развлечениями и бегством от реальной жизни в мир иллюзий - все это ожесточенно атакует неокрепшие души.

Очевидно, что приоритет земных интересов над духовно-нравственными ценностями, разрушение семьи, утрата ею воспитательных функций приводит к вступлению в самостоятельную жизнь инфантильных, нравственно и духовно неполноценных молодых людей, что, несомненно, подрывает корни благосостояния и стабильности российского общества.

Для России с ее многовековой православной культурой все это противоестественно и гибельно. Как отметил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл: «Мы укоренены в восточной культуре с ее приверженностью традиционным ценностям, определенному укладу жизни, исконным представлениям о ценности семьи, о незыблемости нравственных правил, о силе и значимости патриотического чувства» .

Выход из сложившейся кризисной ситуации один: содействовать укреплению семьи посредством:

1. Восстановления в общественном сознании традиционной ценности брака, семьи, престижа материнства и отцовства.

2. Возрождения отечественной культурно-исторической и религиозной традиций.
3. Творческого воссоздания в современных условиях традиционного уклада жизни общества и семьи.

4. Формирование в государстве системы социально-педагогической и духовно-нравственной поддержки семейного воспитания.

Евтееева Марина, ученица 11а класса

Исследовательская работа в рамках ежегодных муниципальных Рождественских чтений.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 17»

г.о. Электросталь

Исследовательская работа «Православные традиции в современной семье»

Работу выполнила

Евтеева Марина,

ученица 11а класса

Руководитель

Ермакова Наталья Владимировна,

учитель русского языка и литературы

2012г.

Введение…………………………………………………………3

  1. Семья: традиции и современность ………………………5
  2. Социологическое исследование…………..……………..7
  1. Анализ сочинений
  2. Опрос

Заключение…………………………….………………………..9

Приложение……………………………………………………10

Введение.

Благослови, господь, семью - творения венец.

Святая троица земли - Ребенок. Мать. Отец.

И человечество само ни что-нибудь - семья.

Е. Евтушенко.

Когда я выбирала тему для исследования, вспомнила один случай: как-то в церковь прямо передо мной вошли две девушки (примерно моего возраста). Они не стали креститься и кланяться. Выглядели девушки тоже неподобающим образом: вместо юбки - джинсы, на голове не было платков, волосы распущены. Подруги громко разговаривали, обсуждали иконы и смеялись, тем самым мешая остальным прихожанам.

Похоже, подруги даже не подозревали, что демонстрируют крайнее невежество и неуважительное отношение к окружающим. Может, родители им не объяснили, как нужно вести себя в церкви? Ведь именно семья незаметно для человека формирует модель его поведения.

А православные традиции, сложившиеся со времён Крещения Руси, призванные делать семьи дружными и крепкими, создавали атмосферу уюта и взаимопонимания. На протяжении многих столетий они были основой семейного уклада в нашей стране.

После революции 1917г. происходит свержение самодержавия в Российской империи и упразднение Православия. Атеизм стал государственной политикой новой советской власти, задачей которой было разрушение системы ценностей православного человека. И это естественно, ведь человек без моральных и духовных ценностей - лучшее орудие труда в руках власти.

В итоге многие наши традиции , (например, соблюдение постов, регулярное посещение церкви по воскресеньям и праздникам, предобеденные молитвы и др.) либо ушли в небытие, либо сильно изменились и потеряли свой глубокий смысл.

Поэтому цель исследования - изучить, какие традиции сохранились в современных семьях.

Задачи исследования:

- сравнить современную и православную модели семьи;

Выяснить какое место занимают православные традиции в нашей жизни;

Предложить возможные пути укрепления религиозных устоев в обществе.

Для достижения цели я использовала методы социологического опроса и анализа сочинений о семьях учеников моей школы. В этом заключаются основные этапы моего исследования.

Семья: традиции и современность.

Семейные традиции — это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение. Они распределяют роли во всех сферах семейной жизни, устанавливают правила внутрисемейного общения, в том числе способы разрешения конфликтов и преодоления возникающих проблем.

В православной культуре существует четкая иерархичность в семье, основанная на послушании Богу и любви духовной. Согласно христианскому вероучению, семья есть организм, созидаемый по образу Церкви. Глава семьи - муж, и это естественно, ведь он старше жены по Сотворению. Дети - это дар Божий, и оба супруга должны беречь своё чадо, раскрывать его силы и таланты, подавать пример добродетельной христианской жизни.

Об этом пишут святые отцы и пастыри Церкви:

Священник Александр Ельчанинов: «Для воспитания детей - самое важное, чтобы они видели своих родителей живущими большой внутренней жизнью».

Святитель Феофан Затворник: «Отец и мать исчезают в дитяти и, как говорят, не чают души. И если их дух проникнут благочестием, то не может быть, чтобы оно по своему роду не подействовало на душу дитяти».

Если отец не слушает Христа, не живет по Божьим заповедям, значит, он непослушный человек. Если жена не чтит мужа, она тоже не имеет послушания. Как у таких людей может вырасти послушное дитя? Вывод напрашивается сам собой.

Согласно историческим свидетельствам, при воспитании детей родители строгость всегда соединяли с любовью. Обсуждая поступки детей, родители всегда указывали на жизнь вечную: добродетельный и богопослушный человек - попадает в Рай, а грешник - в Ад.

Чтобы привить своим детям навыки христианской жизни, родители постоянно брали их с собой на богослужения, посещали вместе с ними больных и заключенных в темницах, соблюдали посты, молились и т.д.

А теперь попробуем изучить ситуацию в современных семьях. Соответствует ли она перечисленным выше правилам? В этом нам предстоит разобраться.

Социальное исследование.

Для начала разберёмся, какие же традиции наиболее распространены в современных семьях. В нашей школе ежегодно проходит конкурс детских сочинений о семье . Я решила изучить работы учеников.

Внимательно прочитав сочинения, можно заметить, что ребята описывают в основном светские традиции.

Привычка активно проводить выходные дни лидирует среди самых распространенных традиций. Дети любят ездить на экскурсии, ходить в кино, кататься на велосипедах, лыжах, коньках, посещать бассейны и многое другое.

Также довольно распространены ежегодные путешествия. Например, Мельников Иван из 7в класса рассказал, что его семья уже побывала во многих странах мира. А в семье Макеевой Натальи есть традиция каждый год ездить в Санкт-Петербург.

А вот стихотворение написанное ученицей 7в класса Щербаковой Ксенией:

В каждом семействе традиции есть,

Нас учат в грязь лицом не упасть,

Достойно прожить и не пропасть!

Нам запрещают завидовать, красть,

Не нужно правду бояться и лгать,

Чтить возраст и старость не обижать!

Обидчику всё возвращается вспять!

Внимательно слушать, а также прощать,

И всем нужно просто понять -

Эти, безусловно, мудрые советы

Взяты из библейского завета!

В семье Риффеля Сергея есть реликвии - иконы Пресвятой Богородицы, Казанской Божией матери, и Святителя Питирима Тамбовского, Чудотворца. Эти иконы передаются по наследству и в семье очень ценят их.

С полным текстом работ можно ознакомиться в приложении.

Как мы видим, в сочинениях очень мало описано религиозных традиций. Быть может, дело в том, что дети не заинтересованы религией? Или в современной семье не уделяется достаточно внимания православным обычаям? Поэтому возникла необходимость в следующем этапе исследования.

Я провела социологический опрос жителей г.о.Электросталь. В нём приняли участие 105 человек. Для объективности результатов в моем опросе принимали участие люди разных возрастов и разных профессий.

Согласно данным социологического опроса: 87% респондентов считают себя православными христианами.

Однако с полным содержанием Библии знакомы лишь 17%, частично ознакомлены 24%, а 59% опрошенных никогда её не читали.

На вопрос: «Какие религиозные обычаи соблюдаются в вашей семье?» - 5% отметили соблюдение постов.

Православные праздники лидируют - их отмечают все, кто причисляет себя к православным христианам, то есть 87% респондентов.

Всего 15% регулярно посещают церковь.

13% занимаются изучением Библии.

И наконец, 37% ежедневно молятся.

Выше было сказано, что 87% отмечают православные праздники. Среди них Рождество Христово, Крещение Господне, Масленица и Пасха.

Результаты исследования показали, что несмотря на события, происходившие в ХХ веке, поколения, живущие в начале XXI века всё-таки сохранили веру в Бога, передали православные традиции наших предков новому поколению. В этом несомненная заслуга русской Православной Церкви.

Но традиции и знания о Православии, которые удалось сохранить, поверхностны. Они ещё не так твердо вошли в нашу жизнь. А этому необходимо содействовать путём воспитания и просвещения людей. Вспомните, ведь разрушение традиций происходило путём пропаганды атеизма. Советская власть указывала на плюсы социалистического режима, обращалась к культуре и науке. Так нужно действовать и нам, молодому поколению.

Показать людям, почему так важно вернуть традиционный христианский уклад в семью. Заинтересовать и молодых людей. Например, через СМИ. Но важно не просто показать передачи о Православной культуре (которые существуют, но теряются в потоке информации), а обратиться к деятелям искусства с просьбой снять красивый художественный фильм о крепкой православной семье. Тогда человек увидит разницу во взаимоотношениях религиозной семьи и своей, где, возможно, существует напряженная обстановка, нет сплоченности и единства, и возможно, такой фильм заставит их что-то изменить в своей жизни.

Как показывает практика, положительное влияние на семьи оказывают паломнические поездки по святым местам нашей Родины. Эти экскурсии дают новые знания в области истории и богословия, архитектуры, искусства и просто православной культуры. А самое главное - они объединяют религиозных людей, дарят им возможность общаться и делиться жизненным опытом.

В нашем городе тоже существуют паломнические службы от церкви и туристических бюро. Например, агентство «Молва-Тур» предлагает поездки в Оптину пустынь, Шамордино, Тихонов и Свято-Дивеевский монастыри и др. Обычно паломники - люди глубоко верующие, воцерковленные, но в наше время к ним присоединяются те, кто желает обрести веру или утвердиться в ней.

Заключение.

Итак, основные задачи исследования выполнены. На мой взгляд, необходимо укреплять и распространять православные устои в семейной жизни. Ведь все традиции и обычаи, перечисленные выше - это веками проверенные формы общения человека с Богом. Религиозное воспитание закладывает в человеке духовную основу жизни и нравственную модель поведения.

«Домашнее воспитание есть корень и основание всему последующему», - говорил святитель Феофан Затворник, автор многочисленных трудов о воспитании.

Несомненно, достичь высоких целей православного воспитания, решить его задачи, выполнить его требования возможно, если в воспитательный процесс будут включены все субъекты воспитания - семья, государство, Церковь.

Приложение.

В опросе приняли участие 105 человек.

1) Возраст:

2)Социальный статус:

3)Образование:

Результаты следующие:

1) Считаете ли Вы себя православным христианином?

2)Знакомы ли Вы с содержанием Библии?

3)Какие религиозные обычаи соблюдаются в вашей семье?

4)Какие православные праздники принято отмечать в вашей семье?

Доклад Протоиерея Николая Доненко прочитанный на XII Международный научно-образовательных Знаменских чтениях.

Христианские ценности в современном мире

Когда мы слышим о ценностях, в том числе и христианских, мы должны понимать, что все ценное может быть легко заменено на равноценное, в том числе и глубоко антихристианское, чуждое национальной жизни. Только подлинное живое отношение ко Христу выстраивает истинные пропорции между земным и небесным, приходящим и вечным, человеком и Богом: «Иисус Христос неизменен: Он Тот же вчера, сегодня и вовеки» (Евр., 1, 7). Восточно-христианская цивилизация, в которой мы родились и сформировались и вне которой мы не можем быть самими собой, по сути своей христоцентрична. Всё подлинное в ней исходит от Христа и возвращается ко Христу, преображая национальную жизнь и историю.

Перед лицом торжествующей беспринципности, непрестанно расцерковляющимся бытием, чувством ошибочности этого мира православные христиане призваны к наиболее полному воплощению евангельских заповедей.

История человеческих заблуждений безмерно велика, и результат этих заблуждений очевиден. Но как бы ни были велики наши заблуждения, они несоизмеримы с Премудростью Божией, Его человеколюбивым Промыслом, который никогда не оставляет человека как на пике его восхождения, так и в бездне духовного падения.

Когда тьма становится почти непроницаемой, а действия человека бессмысленными и хаотичными, явные и тайные предрассудки и суеверия оплетают человеческое существо, – безальтернативно наступают великие потрясения, какими изобиловал русский ХХ век. События, как правило, наступают внезапно, неся с собой непредсказуемость. Новые обстоятельства рождают новые смыслы: прежние победы, совершённые в других условиях, становятся историей. На место «бунтующего» человека, о чем говорил А.Камю, «играющего», как его определял И.Хайзинг, и наконец разумного, пришел человек заблудившийся, который, в отличие от блудного сына, не помнит ни отцовского дома, ни самого отца. Он уже не способен размышлять, бунтовать или играть, и то же время удивительным образом сохраняет сердечную расположенность к непреодолимому заблуждению, поражающему ум и волю. Такой человек становится теплохладным, и главным мотивом его жизни становится комфорт, ради которого он без сожаления готов отказаться от Истины.

Подобный человек предает забвению национальные святыни, устои и традиции, более того, способен сознательно и активно их отрицать. В результате духовные связи разрываются, становится невозможной ориентация в историческом пространстве. Сосредоточенный на сумрачной пульсации своего существа, он не может определить своего истинного местонахождения и подлинного смысла жизни. Предоставленный самому себе, заблудившийся человек обречен на бессмысленные движения до тех пор, пока в его жизненную ситуацию не вмешается кто-то извне, обладающий духовными ориентирами и способный указать ему путь к Богу.

Очевидно, каждое поколение должно быть евангелизировано и воцерковлено. Это возможно сделать, только учитывая специфику времени, характер вызовов и соблазнов. Как правило, недоразумения прошлого мы видим отчетливо, без особых усилий. Но искушения своего времени различаем с трудом и не сразу.

Последние десятилетия мы переживаем огромное количество разнообразных кризисов – культурные, политические, экономические и прочие. Но самый страшный из всех возможных – это кризис нашей идентичности… Мы усомнились в своем первородстве, в своем историческом предназначении, в уместности своего нахождения в мире богатых и успешных. Языческий культ успеха, навязываемый нашим умам, неокрепшим сердцам, предлагает другую систему ценностей, не совместимую с христианским образом жизни.

Великий русский философ В.Соловьев говорил о том, что важно не столько, то что думает человек о себе и историческом предназначении своего народа, сколько то, что задумал о нем Всемогущий Господь.

Современный человек нуждается в конкретном соприкосновении с православной Традицией, с живыми и убедительными примерами христианской святости.

Сакральной точкой славянского мира, несомненно, является Херсонес – место, где античность и византийская цивилизация встретились с Киевской Русью, где, по преданию, равноапостольный князь Владимир принял крещение и, крестив свой народ, оплодотворил его Вечностью. В течение тысячи лет русские святые молитвой и подвигом вплетали в национальную душу небесные нити истинной веры, тем самым помогая нам стать субъектами не только земной истории. В течение долгих веков лучшие сыновья нашего народа, святые князья, преподобные, философы, писатели, верные чада Русской Православной Церкви, вплоть до великого сонма новомучеников ХХ века, преодолевая внешние сумерки, отстаивали русский мир. Всей своей жизнью и даже смертью люди разных этапов русской истории подтверждали духовный и цивилизационный выбор, сделанный однажды князем Владимиром. На каждом историческом повороте небесными и земными скрепами они удерживали русскую реальность как духовный выбор и историческую принадлежность. И это было не чем иным, как подтверждением своего первородства, особым служением Христу и Его Церкви на всех уровнях национального и культурного бытия.

Опыт нашего времени указывает на то, что мало победить в великой и кровопролитной войне. Надо еще осознать эту победу и главное – удержать ее результаты, сделать окончательно своей. Мы видим, как солнечную Победу 1945 года, дарованную Богом нашему народу, пытаются оболгать, унизить или вообще отменить как небывшую. Достаточно прислушаться к истеричным заявлениям, доносящимся из близкого зарубежья. Если лучшие из лучших сыновей нашего народа всей жизнью и даже смертью подтверждали духовный и цивилизационный выбор князя Владимира в течение тысячелетия, то майдановские горе-реформаторы решили изменить историческую парадигму в пользу новых европейских ценностей, тем самым предложив новый сценарий, отличный от нашего опыта восточно-христианской цивилизации. Кем был князь Владимир и что есть его великое наследие, нам хорошо известно. Но выбор реформаторов с Майдана, их духовные и культурные предпочтения для нас принципиально неприемлемы. Надо отметить, что новые европейские ценности, такие как ювенальная юстиция, однополые браки, эвтаназия и прочие, находятся в непримиримом противоречии с ценностями старой христианской Европы и великой культурой, философией и наукой. И если бы киевские оппоненты великого князя искали бы диалога со старой христианской Европой и ее ныне здравствующими носителями, это было бы еще понятно, но в том-то и ужас – киевская элита, впадая в историко-культурный нигилизм, увлекает свой народ в духовную бездну. Разрыв с русским миром, восточно-христианской цивилизацией есть не что иное, как отказ от своего первородства и великого наследия, от своего призвания и миссии.

Ложь и подмена, манипуляция человеческим сознанием стали нормой, угрожающей национальной и духовной безопасности великой цивилизации. Трагический опыт ушедшего столетия, во многом уникального, показал, что главным богатством нашего Отечества являются не материальные ценности, деньги или товары, даже не огромные территории с армией и оружием, а люди. И в первую очередь такие, кто был способен оставаться человеком даже в нечеловеческих условиях. Но если люди начинают деградировать, их души и сердца уклоняются от Бога, становясь холодными и неспособными к жертвенному подвигу и состраданию, то никакое общественное устройство с «правами человека» не сделает государство крепким, не сможет вернуть ему былого величия.

Мы знаем, что героем является не тот, кто, ощутив дух времени, может сделать убедительные заявления или продемонстрировать выразительные жесты, но тот, у кого внутри есть недвижимый центр, не подчиненный сиюминутным целесообразностям. И если этот центр, обратившись к небу, соприкасается с Божественной благодатью, которая освящает будущее души и тела, человек становится причастным к Вечности. В конечном счете внимания заслуживает не то, чем обладает человек, – имущество, интеллект или физические данные, но то, насколько он может, проигнорировав запреты и препятствия, всей своей жизнью соприкоснуться со Христом. В конечном итоге, важно не иметь много, а быть многим, что возможно только в лоне Православной Церкви.

Только действие не нуждается в алиби! И мы видим, как поступок святого князя Владимира отозвался в сердцах последующих поколений и продолжает жить в нашей истории. Некогда Петр Первый «прорубил окно» в Европу, что в значительной степени повлияло на исторический облик нашего Отечества, вызвало к жизни новый тип человека с европейскими идеями и предпочтениями – новые обстоятельства рождают новые смыслы. Но мы помним о Херсонесе – другом окне, прорубленном на заре нашей истории, благодаря которому мы соприкоснулись с византийским миром и стали его наследниками. Мы должны прибегнуть к анамнесису – историко-культурному механизму припоминания своего прошлого, которое нас соединяет не только с европейской культурой, но в первую очередь с византийской, а через нее с классическим греко-римским миром. Другими словами, у нас есть связь с классическим греко-римским миром, и европейское посредничество, представляемое в течение долгого времени как единственно возможное, имеет свою законную альтернативу. Во всех случаях с опытом европейского изложения античности мы уже знакомы, но посмотреть глазами святоотеческой традиции на классический мир нам еще предстоит. Без сомнения, такой угол зрения расширит наше сознание, поможет нам обрести новые смыслы и ощутить иное качество бытия, без чего мы не сможем в полной мере пережить свою сопричастность высшим началам и восстановить историческую преемственность.

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Московской области Педагогическая академия последипломного образования

(ГОУ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ )

Самостоятельная работа № 3

« Традиции и культура христианской семьи»

(родительское собрание)

Симоновой Ольги Юрьевны,

учителя начальных классов

МБОУ СОШ СУИОП №1 г. Шатуры

Шатурского муниципального района

Московской области

Научный руководитель

Кутикова Наталья Анатольевна

Москва, 2012г.

Семья – колыбель духовного рождения человека. Многообразие отношений между ее членами, обнаженность и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных форм проявления этих чувств, живая реакция на малейшие детали поведения ребенка – все это создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности. Скудность, однообразие, монотонность эмоционального опыта в раннем детстве могут определить характер человека на всю жизнь.

Семья, родственные чувства, сплачивающие ее членов, не утрачивают своего огромного значения на протяжении всей жизни человека. Любовь и поддержка особенно нужны детям, так как дают им чувство уверенности, защищенности, что необходимо для их гармоничного развития. Семья оказывает определяющее влияние на становление личности в дошкольные и первые школьные годы жизни ребенка. Справедливо утверждение, что в этот период роль семьи в полноценном развитии детей незаменима.

Главный смысл и цель семейной жизни - воспитание детей. Главная школа воспитания детей - это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери.

Иногда родители полагают, что с приходом ребенка в школу снижается роль семьи в его воспитании, ведь основное время теперь дети проводят в стенах школы. Отметим, что влияние семьи не только не снижается, но и возрастает.

Нельзя сводить духовный мир маленького человека к учению. Если мы будем стремиться к тому, чтобы все силы ребенка были поглощены уроками, жизнь его станет невыносимой. Он должен быть не только школьником, но прежде всего человеком с многогранными интересами.

Всем известно, что на Руси у всех семей были свои традиции, которые объединяли, делая их сильными и крепкими. Но, после 7 ноября 1917 года, дня октябрьской революции, многие традиции были упразднены, как народные, так и семейные. Часть, конечно, осталось, трансформировавшись. Часть - канули в небытие. Ну и, конечно же, появились новые.

Перемены коснулись и изначальных ролей мужчины и женщины. Женщины захотели равноправия: получения такого же образования, как у мужчин, возможности решать за кого она бы хотела проголосовать, даже заработки стали примерно равными. Всё это способствовало тому, что основные, природные роли, отошли на задний план. Женщина перестала быть хранительницей, а мужчина основным добытчиком и защитником. Древнее предназначение женщины, хранительницы семейных традиций отошло на вторые роли.

Также изменились и взгляды на понятие "семьи", на верность в семье, на воспитание детей. Многие традиции, которые делали семью - семьёй, были потеряны. Многие семьи и по сей день больше напоминают людей, которые живут под одной крышей, при этом, не имея ничего общего, даже порою, не зная друг друга.

А ведь именно семья даёт ощущение стабильности и защиты с самого раннего детства, которые мы проносим через всю нашу сознательную жизнь и передаём нашим детям, и так из поколения в поколение, набираясь мудрости и опыта.

Поэтому, традиции - это основа уклада семьи, семьи – дружной, крепкой, у которой есть будущее. Поэтому-то и нужно возрождать традиции, семейные традиции . Хорошо, если они будут по нраву всем членам семьи, ведь они способны сближать, укреплять любовь, вселять в души взаимоуважение и взаимопонимание, то, чего так сильно не хватает большинству современных семей.

Традиция переводится как исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение формы деятельности и поведения, и соответствующие им обычаи, правила, ценности.

Именно традиции выступают фактором регуляции жизнедеятельности людей , это основа воспитания детей.

Воспитание ребёнка начинается с отношений, которые царят в семье между родителями. В сознании детей откладываются привычки, подобные взрослым, вкусы, пристрастия, предпочтения задолго до того, как начинается процесс осознания происходящего. Ведь построение поведения детей идёт по примеру копирования .

Дети воспитываются не только родителями как таковыми, а ещё и той семейной жизнью, которая складывается. Приобщить к семейным традициям можно на личном примере самих родителей.

Именно с семьи начинается и приобщение к культуре, ребёнок осваивает основы материальной и духовной культуры. В условиях семьи, формируются и человеческие формы поведения: мышление и речь, ориентация в мире предметов и отношений, нравственные качества, стремления, идеалы.

Именно семья рождает ощущение преемственности поколений, а через это, причастность к истории своего рода, и развитие идеалов патриотизма. Семья, обеспечив стабильность, раскрывает способности, силы в члене семьи. И при воспитании детей, никакой иной институт не может заменить семью, именно ей принадлежит ведущая роль в становлении личности ребёнка .

Неплохой традицией является обсуждение вопросов семейной жизни . К примеру, когда за вечерним чаем, все члены семьи рассказывают о том, что сегодня с ними произошло интересного, помимо этого, обсуждают планы на будущие выходные, главное, что бы и дети также высказывали свои мнения. Полезный обычай - разбирать собственные ошибки вслух, это даёт возможность проводить беспристрастный анализ поступков и делать правильные выводы на будущее.

Семейные традиции - это духовная атмосфера дома, которую составляют: распорядок дня, уклад жизни, обычаи, а также привычки обитателей.

Формирование традиций нужно начинать ещё в самом начале создания семьи, когда дети пока не появились или ещё маленькие. Традиции должны быть простыми, но никак не надуманными.

Чем счастливее были традиции и интереснее познание мира в родительской семье, тем больше радости будет у малыша и в дальнейшей жизни.

Роль семейных традиций в жизни малышей:

Дают возможность оптимистично смотреть на жизнь, ведь "каждый день - праздник".

Дети гордятся своей семьёй.

Ребёнок ощущает стабильность, ведь традиции будут выполнены не потому, что так надо, а потому, что так хочется всем членам семьи, так принято.

Детские воспоминания, которые передаются в следующее поколение.

Правила, которых нужно придерживаться, если Вы решили создать новые традиции:

    Традиция повторяется всегда, ведь она - традиция

    Событие должно быть ярким, интересным для родных, позитивным

    Она может задействовать запахи, звуки, зрительные образы, что-то, влияющее на чувства и восприятие

Хорошей традицией является празднование дней рождений , причём отмечание должно сводиться не только к поеданию чего-то вкусного, а именно проделыванию чего-то особенного и весёлого. Для детей все праздники - необычны и сказочны, поэтому задача взрослых сделать так, чтобы ребёнок вспоминал о детстве как можно чаще потом, когда вырастет и будет воспитывать своего малыша.

Вместе с ребёнком можно начать составлять древо генеалогии , на котором будут присутствовать все предки семьи. Главное, чтобы Ваши традиции, приносили счастье и интерес всей семье, и не были ей в тягость.

При воспитании ребенка не допускайте излишней строгости, также как и вольности, ведь и то и другое, приводит к перенапряжению детской психики. Неустойчивость домашнего уклада приводит к тому, что в душе ребёнка формируется ощущение незащищенности дома и шаткости всего окружающего мира.

Мамы и папы:

1.Стройте отношения с детьми на основе сотрудничества и взаимодействия.

2. Не скупитесь на ласку, внимание, сочувствие.

3. Не применяйте к детям физических мер воздействия.

В древней Руси существовали тесная связь и взаимодействие между церковной и домашней жизнью наших предков. Православные люди большое внимание уделяли не только тому, что готовят на обед, но и как готовят. Делали они это с непременной молитвой, в мирном состоянии души и с добрыми помышлениями. И еще особенное внимание уделяли церковному календарю - смотрели, какой нынче день - постный или скоромный.

Особенно строго соблюдали правила в монастырях.

Древние русские монастыри владели обширными вотчинами и угодьями, имели самые благоустроенные хозяйства, дававшие им средства делать обширные продовольственные запасы, что в свою очередь давало им обильные средства для широкого странноприимства, завещанного обитателям их святыми основателями.

Но и дело странноприимства в монастырях было подчинено как общему церковному, так и частным уставам каждой обители, то есть, одна пища предлагалась братии, слугам, странникам и нищим в праздничные и кормовые (поминовенные по вкладчикам и благотворителям) дни, иная в дни будние; одна - в дни скоромные, другая - в дни постные и в посты: Великий, Рождественский, Успенский и Петровки, - все это строго определялось уставами, которые тоже различествовали по месту и средствам.

В наши дни далеко не все установления церковного устава, ориентировавшиеся прежде всего на монастыри и церковнослужителей, можно применить в повседневной жизни. Однако православному человеку необходимо усвоить некоторые правила, о которых мы уже упоминули выше.

Прежде всего, перед тем как приступить к приготовлению еды, надо обязательно помолиться Богу.

Что значит молиться Богу?
Молиться Богу - значит прославлять, благодарить и просить Его о прощении своих грехов и о своих нуждах. Молитва есть благоговейное стремление души человеческой к Богу.

Для чего нужно молиться Богу?
Бог есть наш Творец и Отец. Он заботится обо всех нас более всякого чадолюбивого отца и дает нам все блага в жизни. Им мы живем, движемся и существуем; поэтому мы и должны Ему молиться.

Как мы молимся?
Молимся мы иногда внутренне - умом и сердцем; но так как каждый из нас состоит из души и тела, то большей частью мы произносим молитву вслух, а также сопровождаем ее некоторыми видимыми знаками и телесными действиями: крестным знамением, поклоном в пояс, а для сильнейшего выражения наших благоговейных чувств к Богу и глубокого смирения перед Ним преклоняем колени и делаем поклоны в землю.

Когда нужно молиться?
Молиться следует во всякое время, непрестанно.

Когда особенно надлежит молиться?
Утром, по пробуждении от сна, - чтобы благодарить Бога за сохранение нас в ночи и просить Его благословения на наступающий день.
При начале дела - чтобы просить Божией помощи.
По окончании дела - чтобы благодарить Бога за помощь и успех в деле.
Перед обедом - чтобы Бог благословил нам пищу во здравие.
После обеда - чтобы благодарить Бога, питающего нас.
Вечером, перед отходом ко сну, - чтобы благодарить Бога за проведенный день и просить Его о прощении наших грехов, о мирном и безмятежном сне.
На все случаи положены Православной Церковью особенные молитвы.

Молитва перед обедом и ужином

Отче наш... или:
Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаеши Ты щедрую руку Твою и исполняеши всяко животно благоволения.

На Тя - на Тебя. Уповают - обращаются с надеждой. Во благовремении - в свое время. Отверзаеши - открываешь. Животно - живое существо, все живущее. Благоволение - доброе расположение к кому-нибудь, милость.

Чего мы просим в этой молитве у Бога?
В этой молитве мы просим, чтобы Бог благословил нам пищу и питие на здоровье.

Что разумеется под рукой Господней?
Под рукой Господней разумеется здесь подаяние нам благ.

Что означают слова исполнявши всяко животно благоволения?
Эти слова означают, что Господь заботится не о людях только, но и о зверях, птицах, рыбах и вообще о всех живущих.

Молитва после обеда и ужина

Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небеснаго Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас. Аминь.

Земные блага - все нужное для земной жизни, например, пища и питие.

О чем мы молимся в этой молитве?
В этой молитве мы благодарим Бога за то, что Он насытил нас пищей и питием, и просим, чтобы Он не лишил нас и Небесного Своего Царства.

Если за столом сидят несколько человек, молитву читает старший по возрасту человек вслух.

Что можно сказать о том, кто во время молитвы неправильно и небрежно крестится или стыдится креститься?

Такой человек не желает исповедовать веру свою в Бога; того постыдится Сам Иисус Христос на Страшном Суде Своем (Мк. 8,38).

Как нужно креститься?
Для совершения крестного знамения три первые пальца правой руки - большой, указательный и средний - складываем вместе; два последние пальца - безымянный и мизинец - пригибаем к ладони.
Сложенные таким образом пальцы мы кладем на лоб, на живот, на правое и левое плечо.

Что мы выражаем таким складыванием пальцев?
Складыванием вместе трех первых пальцев мы выражаем веру в то, что Бог - Один по Существу, но троичен в Лицах.
Два же пригнутые пальца показывают нашу веру в то, что в Иисусе Христе, Сыне Божием, два естества: Божеское и человеческое.
Изображая на себе крест сложенными пальцами, мы показываем, что спасаемся верой в Иисуса Христа, распятого на Кресте.

Для чего мы осеняем крестом лоб, живот и плечи?
Для просвещения ума, сердца и для укрепления сил.

Быть может, современному человеку покажется странным или вовсе фантастическим утверждение, что от молитвы или настроения может зависеть вкус обеда. Однако в житиях святых есть очень убедительный рассказ на эту тему.

Однажды к святому преподобному Феодисию Печерскому (преставился в 1074 году) приехал в монастырь князь Киевский Изяслав и остался отобедать. На столе были лишь черный хлеб, вода да овощи, однако эти простые кушанья показались князю слаще заморских яств.

Изяслав спросил Феодосия, отчего монастырская трапеза показалась есть столь вкусной. На что преподобный отвечал:

«Князь, наша братия, когда варят пищу или пекут хлеб, вначале берут у настоятеля благословение, потом кладут три поклона перед алтарем, зажигают свечку от лампады перед иконой Спасителя и этой свечкой разводят огонь в кухне и пекарне.
Когда же нужно вливать воду в котел, служитель также испрашивает на это благословение у старца.
Таким образом, у нас все делается с благословением.
Твои же слуги каждое дело начинают с ропотом и досадой друг на друга. А где есть грех, там не может быть удовольствия. Кроме того, ваши дворовые управляющие часто бьют слуг за малейшую провинность, а слезы обиженных добавляют горечи в кушанья, сколь бы они дороги не были».

Относительно приема пищи Церковь не дает особых рекомендаций, однако перед утренней службой и уж тем более перед причащением есть нельзя. Этот запрет существует для того, чтобы отягощенное пищей тело не отвлекало душу от молитвы и причастия.

В чем состоит таинство причащения?
В том, что христианин принимает под видом хлеба истинное Тело Христово, а под видом вина истинную Кровь Христову для соединения с Господом Иисусом Христом и для вечной блаженной жизни с Ним (Ин. 6, 54-56).

Как должно приготовляться к святому причащению?
Желающий причаститься Святых Христовых Тайн должен прежде говеть, т.е. поститься, больше молиться в церкви и дома, примириться со всеми и потом исповедоваться.

Часто ли должно причащаться?
Должно причащаться как можно чаще, по крайней мере, раз в месяц и обязательно во все посты (Великий, Рождественский, Успенский и Петров); иначе несправедливо называться православным христианином.

За какой церковной службой совершается таинство причащения?
За Божественной литургией, или обедней, почему эта служба и считается важнее других служб церковных, например, вечерни, утрени и других.

В богослужебной практике Русская Православная Церковь пользуется Типиконом. Типикон , или Устав - богослужебная книга, содержащая в себе подробное указание: в какие дни и часы, при каких божественных службах и в каком порядке должно читать или петь молитвословия, содержащиеся в Служебнике, Часослове, Октоихе и других богослужебных книгах.

В Типиконе также уделяется большое внимание и вкушаемой верующи ми пище. Однако светскому человеку не стоит буквально выполнять все указания, содержащиеся в Уставе, ибо ориентирован он прежде всего на монастырскую братию.