Причины возникновения стрессов у школьников, их влияние на организм и пути выхода из стрессовых ситуаций. Школьный стресс

Министерство образования и науки Республики Казахстан

ГУ «Рудненский городской отдел образования» акимата города Рудного

ГУ «Гимназия №5»

Школьный стресс: как его преодолеть?
Направление : науки о человеке
Выполнила : Колпакова Алина,

6 а класс
Научный руководитель:

Хорошева Ирина Викторовна,

учитель самопознания

г. Рудный

2012 г.
Оглавление:


  1. Аннотация……………………………………………………………………. 3

  2. Введение.………………………………………………………………………4

  3. Основная часть:………………………………………………………………...6
3.1.Обзор литературных источников

3.2.Экспериментальная часть:…………………………………………………9

Цели и задачи исследования………………………………………….............9

Описание экспериментальных методов…………………………………….10

Описание экспериментальных данных………………………………………11

4. Заключение………………………………………………………………….....18

5. Список используемой литературы…………………………………………. 20

6. Приложение

7. Отзыв руководителя

АННОТАЦИЯ
В современной жизни стрессы играют значительную роль. Они влияют на поведение человека, его работоспособность, здоровье, взаимоотношения с окружающими и в семье. Что же такое стресс? Как он возникает, как влияет на организм человека и как с ним бороться? Что поможет предотвратить многие стрессовые ситуации с минимальным психологическими и физиологическими потерями. Ведь именно стресс является причиной многих заболеваний, как физических: мигрень, гипертония, сердечные боли, так и психологических: раздражительность, потеря аппетита, депрессия.

Предметом нашего исследования стали стрессы в школе, так как специалисты считают, что 20-40% негативных влияний, ухудшающих физическое и психическое здоровье детей, связано со школой, с некомфортными условиями процесса обучения.

В данной работе проведено исследование переживания школьного стресса учащимися 6 и 7 класса гимназии № 5, обработка результатов теста на школьную тревожность, сопровождающую школьный стресс, сделаны выводы о подверженности школьному стрессу учащихся и признаках его проявления, определены факторы, которые способствуют возникновению школьного стресса, сделаны практические рекомендации, проведено обобщение полезных советов для учащихся, учителей и родителей по профилактике стресса.

ВВЕДЕНИЕ

Школа одна из первых открывает перед ребенком мир социально-общественной жизни. Параллельно с семьей берет на себя одну из главных ролей в воспитании ребенка. Многие основные его свойства и личностные качества складываются в этот период жизни, от того, как они будут заложены, во многом зависит все его последующее развитие.

Удивительно, но еще два десятилетия назад понятия «детский стресс» не существовало. Однако последние исследования доказали, что дети, так же как их родители, страдают от страхов, избыточных нагрузок, сильного психологического давления…, в итоге каждый третий ребенок испытывает стресс. Причины могут быть самые разные: потеря близкого родственника, развод родителей, пропажа дорогих вещей, переход в другую школу, завышенные требования значимых людей к ребенку…

Но, конечно, самый сильный – это школьный стресс. Школа сегодня - серьезный психогенный фактор. По данным Института возрастной физиологии РАО, за последние пять лет заболеваемость детей выросла на 25 процентов. При этом число страдающих хроническими заболеваниями в старших классах увеличилось более чем на 50%. Свыше 70% школьников испытывают значительные трудности в усвоении школьной программы. Каждый пятый ученик к окончанию школы становится хронически больным. И только 5% выпускников могут быть признаны практически здоровыми.

Отсюда возникает закономерный вопрос, а есть ли методы борьбы со стрессом, как его предотвратить или хотя бы уменьшить негативное воздействие? Таким образом, возникла идея проведения исследования состояния учащихся с точки зрения переживания стресса в школе. Были определены объект, предмет, цели и задачи исследования, гипотеза.

Объект исследования – проявление школьного стресса в процессе обучения детей среднего школьного возраста.

Предмет исследования – причины возникновения школьного стресса у учащихся 6 и 7 класса.

Целью работы является

Гипотеза:

Цель, гипотеза, объект и предмет исследования определили задачи исследования:

Методы исследования:




  1. Статистические
База исследования: В нашем исследовании принимали участие 50 детей 6 и 7 классов гимназии № 5 по 25 человек в каждом.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
3.1. Обзор литературных источников
Стресс - это напряжение состояния организма человека как психическое, так и физическое. Так, В.В. Суворова изучала стресс, полученный в лабораторных условиях. Она определяет стресс как состояние, возникающее в экстремальных условиях, очень трудных и неприятных для человека. В.С. Мерлин определяет стресс, как психологическое, а не нервное напряжение, возникающее в “крайне трудной ситуации”.

При всех различиях в толковании понимания “стресса”, все авторы сходятся в том, что стресс – это чрезмерное напряжение нервной системы, возникающее в весьма трудных ситуациях.

Многолетние исследования Института возрастной физиологии РАО (1) позволили выявить школьные факторы риска, которые провоцируют стресс, негативно сказываются на росте, развитии и здоровье детей. Директор Института возрастной физиологии РАО М. М. Безруких (2) выделяет следующий комплекс педагогических факторов риска (ранжированы в зависимости от силы влияния):

 стрессовая педагогическая тактика;

 интенсификация учебного процесса;

 несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;

 нерациональная организация учебной деятельности;

 функциональная неграмотность педагога;

 отсутствие системы работы по формированию здоровья и здорового образа жизни.

Виды школьного стресса (3)

1) Экзаменационный стресс, или «стресс получения оценки». При этом следует различать дистресс и естественное состояние волнения, напряжения, мобилизации, сопровождающее ребенка при ответе у доски, выполнении контрольной работы и т.п., которые не достигают непривычной для организма силы. При неправильной организации процедуры опроса, экзамена у ребёнка возникают негативные эмоции, чрезмерное для его организма напряжение, сопровождающиеся соответствующими психофизическими реакциями с их внешними проявлениями.

2) Информационно-временные дистрессы обусловлены перегрузкой учебных программ, заставляющей самих учителей постоянно спешить и торопить учащихся. Особенно травматична эта ситуация для флегматиков и учеников, отстающих по многим предметам. 45-минутный формат урока часто не позволяет учителю выполнить все необходимые процедуры: опросить, объяснить, дать задание, проверить, пронаблюдать, провести физкультминутку, воспитательную работу, проявить индивидуальный подход, восстановить дисциплину.

3) Коммуникативные дидактогении обусловлены психологически неграмотным построением общения с отдельными учениками или всем классом. Педагогическая техника способна оказать выраженное негативное воздействие на учащихся, которое вначале будет незаметно (латентные психогенные воздействия). Это приводит к отклонениям в поведении, появлению воспитательных проблем, к патологическим реакциям и психосоматическим нарушениям у ребенка.

4) Фрустрационные дидактогении обусловлены несправедливым отношением учителя, невозможностью ученика получить желаемую оценку, добиться ожидаемой похвалы учителя. При характерном для нашей системы образования приоритете негативных оценок, запретов, упрёков, порицаний многие школьники часто или практически постоянно находятся в школе в состоянии фрустрации, обусловленной нечуткостью отношения к ним взрослых, педагогической и психологической неграмотностью учителей, воспитателей.

5) К школьным стрессам можно отнести патогенные психофизиологические, эмоциональные состояния учащихся, обусловленные неблагополучным психологическим климатом в классах, конфликтами между учащимися, дидактогенным воздействием учителей, неправильно организованной системой проверки и оценки знаний учащихся (опросы на уроках, контрольные работы, тестирование, экзамены).

Следует различать два вида стресса по длительности и интенсивности воздействия: 1 - кратковременный, активизирующий внутренние резервы организма, заставляющий двигаться к новым достижениям, изучать новое, находить ответы на сложные вопросы, задаваемые самой жизнью; 2 - длительный, разрушающий, дезорганизующий, такой стресс со временем может перерасти в невроз или психоз. К сожалению, именно со вторым видом чаще всего в настоящее время сталкиваются школьники.

Важным является тот факт, что при стрессе исследователи отмечают у субъекта эмоциональное неблагополучие, которое выражается в тревоге, беспокойстве, растерянности, страхе, неуверенности (4).

Одно из направлений в исследовании беспокойства, тревоги идет по линии изучения тех физиологических и психологических особенностей личности, которые обуславливают степень данного состояния. Большое число авторов считают, что тревога является составной частью состояния сильного психического напряжения – “стресса” (5).

Школьный стресс сопровождает усиление проявлений личностной тревожности. Тревожность – это субъективное проявление неблагополучия личности, ее дезадаптации (6).

Так, А.М. Прихожан (7) указывает, что тревожность – это “переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности”. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента. По определению Р.С. Немова (8): “Тревожность – постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состоянии повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях”. Особую обеспокоенность психологов в последние годы вызывает процесс формирования тревожных состояний в условиях школы. Следствием такого неблагоприятного воздействия часто является нарушение психологического здоровья обучающихся.

В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Переживание неблагополучия в условиях школы обозначается по-разному: «школьный невроз», «школьная фобия», «дидактогения». Каждое из определений указывает на отдельные состояния школьников, характеризующиеся комплексом переживаний, ведущих к эмоциональной неустойчивости, лабильности и дезадаптации.

Основные причины школьной тревожности: конфликт между потребностями ребенка; противоречивые требования со стороны родителей и педагогов; неадекватные требования, не соответствующие психофизиологическому развитию ребёнка; конфликт воспитательной системы школы; негибкая, догматическая система воспитания в школе.

К основным проявлениям школьной тревожности, в частности, относят такие: учащийся часто отвечает не по существу, не может выделить главное; долго переживает неудачи в течение урока; с трудом настраивается на занятия после перемены, подвижной игры; при неожиданном вопросе учителя учащийся часто теряется, но, если дать время на обдумывание, может ответить хорошо; долго выполняет любое задание, часто отвлекается; требует к себе постоянного внимания со стороны учителя; по малейшему поводу отвлекается от выполнения задания; заметно не любит урок, томится, активность проявляет только на переменах; не умеет прилагать усилия, если что-то не получается, прекращает работу, ищет какие-то оправдания; почти никогда не отвечает правильно, если вопрос поставлен нестандартно, если требуется проявить сообразительность; после объяснения учителя с трудом выполняет аналогичные задания; затрудняется применять ранее усвоенные понятия.

3.2. Экспериментальная часть

Цели и задачи исследования

Целью работы является исследование школьного стресса в условиях образовательного процесса.

Гипотеза: – выявление факторов стресса у учащихся поможет учителю, родителю и самому учащемуся в преодолении стресса и профилактике стрессовых ситуаций.

Цель и гипотеза исследования определили задачи исследования:

1. изучить феномен стресса и школьного стресса в психологии;

2. проанализировать проблемы и причины школьного стресса;

3. провести диагностику школьного стресса у учащихся 6 и 7 классов;

4. исследовать факторы, влияющие на подверженность школьному стрессу с помощью теста Филипса;

Описание экспериментальных методов

Методы исследования:

  1. Теоретические - анализ и обобщение: изучение и анализ научных источников по проблеме исследования;

  2. Эмпирические - экспериментальное исследование школьного стресса у детей среднего школьного возраста с помощью теста, предназначенного для определения школьной тревожности Филлипса.

  3. Статистические (математические)

Методика Филлипса

Для выявления факторов тревожности, влияющих на эмоциональное состояние ребенка, его учебу и деятельность, взаимоотношения с окружающими, был проведен тест Филлипса на выявление уровня школьной тревожности.

Опросник школьной тревожности Филлипса относится к стандартизированным психодиагностическим методикам и позволяет оценить не только общий уровень школьной тревожности, но и качественное своеобразие переживания тревожности, связанной с различными областями школьной жизни. Опросник предназначен для работы с детьми младшего и среднего школьного возраста.

Тест состоит из 58 вопросов, которые предлагались школьникам в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить “Да” или “Нет”.
Описание экспериментальных данных
Результаты нашего исследования среди учащихся 6 и 7 класса гимназии № 5 отражены в таблице 1 и таблице 2.

Таблица 1
Результаты

7 класс


Факторы

Нормальный уровень

Повышенный уровень

Высокий уровень

Общая тревожность в школе

18

6

1



23

1

1



20

4

1

Страх самовыражения

18

2

5



21

3

1



19

6

0



23

2

0



18

6

1

Как мы видим, по результатам исследования (таблица 1) тревожности в школе с помощью теста Филлипса у учащихся 7 класса, повышенный и высокий уровень по шкале «Общая тревожность в школе» имеют 7 подростков, т.е. 28% испытуемых. Такие показатели свидетельствуют о том, что эти дети склонны переживать тревожность разной степени интенсивности, находясь в школе: в процессе обучения, проверки и оценки знаний, а так же, в процессе общения и взаимодействия с учителями и сверстниками.

Нормальный уровень тревожности в школе имеют 18 школьников, что составляет 72% испытуемых. Школа и школьные требования, трудности не являются для этих ребят травмирующими, что создает условия для нормального функционирования, развития ребенка в процессе обучения, установления дружеских контактов и взаимоотношений.

Высокий процент испытуемых, 92% (23 человека), не переживают социального стресса. Это говорит о том, что их отношения с социумом можно охарактеризовать как удовлетворительные, не травмирующие, позитивно окрашенные. Однако, есть 2 семиклассника, переживающих социальный стресс на повышенном и высоком уровне. Такие данные указывают на то, что эмоциональное состояние этих детей, на фоне которого развиваются их социальные контакты, является напряженным, негативно окрашенным. Таким образом, создаются предпосылки для возникновения и развития беспокойства, тревоги, тревожности как следствия социального стресса.

Сравнительно небольшой процент школьников, 20% – 5 человек, испытывают фрустрацию потребности в достижении успеха на повышенном и высоком уровне. Это говорит о том, что в ситуации школьного обучения в их поведении наблюдается неблагоприятный психический фон, который не позволяет им развивать свои потребности в успехе, в достижении высоких результатов. Причин такого явления может быть несколько. Например, неблагоприятное отношение сверстников и взрослых, которые как бы программируют школьника на неудачу, а успехи его воспринимают весьма условно. Или низкая самооценка школьника, неверие в свои силы и способности. Однако, влияние этих факторов у учащихся с повышенным уровнем фрустрации, не столь сильно, и при некоторых усилиях со стороны школьников и помощи со стороны учителей и сверстников, его вполне возможно избежать.

У 20% испытуемых (5 человек) присутствует страх самовыражения. Этот факт свидетельствует о том, что они переживают негативные эмоции в ситуации предъявления себя другим, самораскрытия. На наш взгляд, это объясняется тем, что эти школьники склонны чрезмерно критично оценивать себя.

Несколько повышен уровень страха самовыражения у 2-х школьников в связи с чем мы можем предположить, что в данном случае страх самовыражения присутствует лишь в определенных ситуациях или с определенными людьми.

18 школьников 7 класса не имеют психологических и эмоциональных трудностей в самопредъявлении и самораскрытии. Эти дети легко находят контакт с окружающими, быстро заводят новые знакомства, их отношения глубже и эмоционально насыщеннее, по сравнению с теми, кто испытывает тревожность в этой области.

Кроме того, сюда примешивается еще несколько повышенный уровень страха не соответствовать ожиданиям окружающих, который выявлен у 6 школьников (24 %). Это, скорее всего, свидетельствует о том, что школьники в некоторой степени ориентированы на мнение и оценку окружающих, но не зависимы от нее.

76% испытуемых данной выборки (19 человек) не испытывают страха не соответствовать ожиданиям окружающих. Для этих детей наиболее значима собственная оценка происходящего, ориентация на собственные ценности и идеалы.

1 школьник испытывает сильный, и 3 школьника – менее сильный страх в ситуации проверки знаний. Скорее всего, это объясняется тем, что эти школьники несколько неуверенны в себе, собственных знаниях и силах, что само ожидание проверки знаний тревожит их, а общение с учителем приносит только негативные эмоции.

У 28% испытуемых (7 школьников) повышенное эмоциональное напряжение появляется еще и при взаимодействии с учителями.

Эти данные соответствуют данным уровня общей тревожности в школе, что может объясняться следующим: оценка со стороны учителей и родителей для детей данной выборки является более значимой, чем оценка ровесников. То есть, общая тревожность в школе обусловлена переживаниями, связанными с возможностью негативной оценки учителей.

Небольшое число школьников (2 человека, 8%) имеют высокую тревожность вследствие сниженной физиологической сопротивляемости стрессу. То есть, в поведении этих школьников наблюдается сниженная приспособляемость к ситуациям стрессогенного характера, например, к школьному обучению в целом.

92% испытуемых, 23 школьника, имеют нормальную физиологическую сопротивляемость стрессу, что свидетельствует о том, что возможные предпосылки для возникновения тревожности у них не физиологического, а социального плана, то есть страх самовыражения, боязнь оценок и трудности в межличностных контактах.

Таблица 2
Результаты школьной тревожности по методике Филипса

6 класс


Факторы

Нормальный уровень

Повышенный уровень

Высокий уровень

Общая тревожность в школе

15

7

3

Переживание социального стресса

20

3

2

Фрустрация потребности достижения успеха

18

5

2

Страх самовыражения

18

2

5

Страх ситуации проверки знаний

19

4

2

Страх не соответствовать ожиданиям окружающих

19

3

3

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

21

2

2

Проблемы и страхи в отношениях с учителями

16

6

3

По результатам исследования (таблица 2) тревожности в школе с помощью теста Филлипса у учащихся 6 класса, установлено, что фактически все показатели школьной тревожности у шестиклассников выше, чем у семиклассников. Появляются в большем количестве учащиеся, имеющие показатели высокой тревожности.

Повышенный и высокий уровень по шкале «Общая тревожность в школе» имеют 10 младших подростков, т.е. 40% испытуемых. Такие показатели свидетельствуют о том, что эти дети склонны переживать тревожность разной степени интенсивности, находясь в школе: в процессе обучения, проверки и оценки знаний, а так же, в процессе общения и взаимодействия с учителями и сверстниками.

Выше показатель социального стресса у учащихся 6-х классов. Такие данные указывают на то, что эмоциональное состояние этих детей, на фоне которого развиваются их социальные контакты, является напряженным, негативно окрашенным. Можно предположить, что в классе еще продолжается формирование школьного коллектива и межличностных отношений, тем более что класс сформирован в прошлом учебном году (с 5 класса дети обучаются в гимназии).

Повышен также сравнительно уровень фрустрации достижения успеха. Это говорит о том, что в ситуации школьного обучения в поведении таких детей наблюдается неблагоприятный психический фон, который не позволяет им развивать свои потребности в успехе, в достижении высоких результатов.

Более выражен и страх ситуации проверки знаний. Возможно, это связано с тем, что эти школьники несколько неуверенны в себе, собственных знаниях и силах, что само ожидание проверки знаний тревожит их, а общение с учителем приносит только негативные эмоции. Здесь может присутствовать и недостаточный уровень развития учебных навыков и проблемы подготовки домашних заданий.

Большее число школьников (4 человека, 16 %) имеют высокую тревожность вследствие сниженной физиологической сопротивляемости стрессу. То есть, в поведении этих школьников наблюдается сниженная приспособляемость к ситуациям стрессогенного характера, например, к школьному обучению в целом.

У 36% испытуемых (9 школьников) повышенное эмоциональное напряжение появляется еще и при взаимодействии с учителями. Эти данные соответствуют данным уровня общей тревожности в школе, что может объясняться следующим: оценка со стороны учителей и родителей для детей данной выборки является более значимой, чем оценка ровесников. То есть, общая тревожность в школе обусловлена переживаниями, связанными с возможностью негативной оценки учителей.

На основании всех результатов проведенного исследования школьной тревожности как проявления школьного стресса можно сказать о более выраженных его признаках у учащихся 6 класса. Особенно тревожными остаются ситуации общения с учителем, ситуации проверки знаний и страх самовыражения, что создает более высокую общую тревожность шестиклассников в школе.

Таблица 3

Результаты школьной тревожности по методике Филипса

в 6 и 7 классах


Факторы

Нормальный уровень

Повышенный уровень

Высокий уровень

6 кл.

7 кл.

6 кл.

7 кл.

6 кл.

7 кл.

Общая тревожность в школе

15

18

7

6

3

1

Переживание социального стресса

20

23

3

1

2

1

Фрустрация потребности достижения успеха

18

20

5

4

2

1

Страх самовыражения

18

18

2

2

5

5

Страх ситуации проверки знаний

19

21

4

3

2

1

Страх не соответствовать ожиданиям окружающих

19

19

3

6

3

0

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

21

23

2

2

2

0

Проблемы и страхи в отношениях с учителями

16

18

6

6

3

1

Заключение

Результаты работы позволяют сделать вывод о том, что высокий и повышенный уровень школьной тревожности, сопровождающий переживание школьного стресса, выражен у учащихся 6 и 7 классов, в 56 % случаев.

Если проанализировать, сколько учащихся не проявили ни по одному из показателей повышенного или высокого уровня, то можно сделать выводы, что 13 учащихся 7 классов и 17 учащихся 6 класса, то есть, 60% от всего числа испытуемых, расценивают ситуацию школьного обучения как угрожающую их престижу, самооценке, статусу, и т.п., что подтверждает предположение о том, что ситуация школьного обучения, для многих детей является травмирующей, негативно окрашенной и тревожной.

Стоит заметить тот факт, что процент школьников, испытывающих общую тревожность в школе и страх самовыражения, практически одинаковый, с процентом испытуемых, имеющих страх общения с учителями. По нашему мнению, это говорит о том, что детей в школе тревожит оценка учителя, как взрослого, их возможностей и достижений, их индивидуально-личностных особенностей. И отсюда у учащихся появляется страх в самовыражении, негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.
Гипотеза нашего исследования полностью нашла свое подтверждение. Пользуясь этими результатами, а также на основе индивидуальных бесед, сделаны выводы, что высокий уровень тревожности вызван:

1. Плохой подготовкой к урокам;

2.Боязнью выразить свои возможности, так как дети считают, что они будут оценены ниже, чем их сверстники, которые показывают высокий уровень знаний и творчества;

3. Заниженной самооценкой;

4. Предъявлением со стороны учителя высоких требований;

5. Домашними неприятностями;

6. Высокими требованиями родителей;

7. Недостаточным вниманием и поддержкой родителей;

8. Отсутствием реакции учителя и родителей на успехи ребенка.

Выявление указанных факторов стресса у учащихся в каждом из индивидуальных случаев поможет учителю, родителю и самому учащемуся в преодолении стресса и профилактике стрессовых ситуаций. В целях практического применения в обучении и воспитании детей младшего подросткового возраста нами предложено пособие по профилактике школьного стресса.

Литература:


  1. Л.Г.Федоренко. Психологическое здоровье в условиях школы. – С-Пб.: КАРО, 2003.

  2. М.М.Безруких. Здоровьесберегающая школа. – М., 2004.

  3. Вестник практической психологии образования. – Дек. 2004. - № 1.

  4. Здоровье школьника. - Март 2006. , № 3

  5. Е.В. Козлова. Тревога – как одна из основных проблем, возникающих у ребенка в процессе социализации / Теоретические и прикладные проблемы психологии. Сборник статей. – Ставрополь, 1997.

  6. Б.Кочубей, Е. Новикова. Лики и маски тревоги / Воспитание школьника – 1990, № 6.

  7. А. М. Прихожан. Причины, профилактика и преодоление тревожности // “Психологическая наука и образование”. – 1998, № 2.

  8. Р. С. Немов. Психология: В 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика. – М.: “ВЛАДОС”. – 1999, 287 с.


Школьный стресс

Когда я стала учиться читать, моя жизнь полностью переменилась. Прежде мы с мамой играли в разные игры и много дурачились. Она говорила, что очень любит меня. Вечерами она обычно читала мне сказки. До чего же мне это нравилось! После того как я пошла в подготовительный класс, она сказала, что теперь у меня нет времени на развлечения и что я должна делать уроки. Отныне мне самой надо было читать книги, но у меня ничего не получалось. Тогда мама сказала мне, что я глупая - даже мой пятилетний братишка, и тот уже начал читать. И это правда.

К Рождеству почти весь класс умел читать. Нас осталось только двое - тех, кто не научился читать. Мама дулась на меня и говорила, что ее постигло разочарование. Я же оттого, что не могла читать, считала себя никчемной. Как только доходило до чтения вслух краска бросалась мне в лицо, меня всю обдавало жаром, и я принималась что-то лепетать.

Ужасно, когда вам день-деньской толдычат, что читать умеют все, - невелика премудрость, всего-то и надо капельку воли. Они, казалось, полагали, будто я тут же начну читать. Мне твердили, что во мне нет ни на йоту смелости, что я недостаточно занимаюсь, что я, видно, и впрямь идиотка. Школа стала для меня сущим наказанием. Я не отваживалась и словом с кем-нибудь перекинуться, а на переменах из страха перед насмешками забивалась в угол. Вечерами тоже приходилось тяжко: мама ведь нервничала из-за моего домашнего задания. Она надавала мне много оплеух, тогда как раньше никогда не била меня. Но хуже мне было тогда, когда я увидела ее плачущей. Тут я не выдержала, бросила учебники, и мне захотелось исчезнуть. Я даже подумала, что без меня она будет счастливей. Ненавижу школу, ненавижу себя за то, что копчу белый свет. Почему я такая бездарь, доктор?

Утомление от школы

Рассказ Александры продемонстрировал, откуда может взяться у ребенка ненависть к школьной системе. И быть может, если ничего не изменится, эта девочка раньше или позже откажется от своей "должности" ученицы.

В своем исследовании об утомлении от должности некоторые ученые установили у взрослых пять этапов, приводящих к этому связанному со стрессом феномену. Они могут быть рассмотрены и в отношении учащихся:

1. "Медовый месяц": сначала дети проявляют к школе любопытство и интерес. В возможности овладения письменным языком они усматривают обретение самостоятельности и способности понять окружение, которое живо интересует их.

2. Остановка из-за отсутствия "горючего": это происходит в том случае, когда обучение требует изнурительных затрат психической энергии. Чрезмерное и недостаточное стимулирование, давление с целью получения результата, проблемы в школе вызывают у некоторых такой стресс, что у них нет больше ни физических ни душевных сил, чтобы противостоять этому.

3. Симптомы хронические: во время школьных занятий начинает болеть голова или желудок. Телесные слабости декомпенсируются: так, у астматика усиливаются приступы; дерматологические заболевания обостряются; малейший вирус, едва коснувшись тела, находит надежное пристанище в пребывающем в состоянии стресса организме, иммунная система которого ослаблена. Расстройства сна приобретают чуть ли не систематический характер: тяжелое засыпание, многократное пробуждение, связанные со школой кошмары, накопленная за день усталость и даже дремота в классе.

4. Кризисы: напряжение, нервозность, возбуждение, состояние постоянной настороженности характерны для тех, кто подвергся стрессу. У них весьма зрелищные приступы гнева или ужаса. И сила их ни в коей мере не соответствует вызвавшим их обстоятельствам. Нередко можно услышать совершенно уничижительную самооценку: "Я пустое место; я никуда не гожусь; никто не любит меня; я хочу покончить с собой..."

5. Глухая стена: противодействие обучению в школе становится очевидным и открытым: "Это ни к чему не приведет. Я ненавижу школу и не желаю больше посещать ее...". В начальной школе ребенку редко удается отделаться от занятий, однако в ход идет любой, оправдывающий отсутствие предлог: более или менее настоящие болезни, разного рода выдумки, не записанное на дом задание, противоречащее школьному уставу поведение (галдеж, прогуливание уроков) в надежде, что за этим последует исключение из школы. В ответ на подобное поведение усиливается, так же как и стресс, давление. И отнюдь не редкость, что, дойдя до средней школы, ребенок, если ничего не предпринять, покидает учебное заведение.

Не волнуйтесь: не все дети, находящиеся в состоянии стресса, поступают столь кардинально. Большинство успешно борются со стрессом и давлением в школе. Вам следует также знать, что не только стресс как таковой, но также форма, в какой он проявляется, и последующая на него реакция определяют, выдержит или нет подросток измор школой.

Осознанное бессилие

Рассказ Александры также показывает, как ребенок, до того времени вполне ладивший с собой и ценивший себя, мало-помалу теряет веру в собственные силы. Трудности, возникшие при обучении чтению, и отношение матери, видевшей в дочке лишь плохую ученицу, заставили ее резко изменить мнение о себе. Утратив уверенность и чувствуя себя не в силах наладить отношения с окружающими или поправить дела в школе, она развила в себе то, что Селигман описывает термином "осознанное бессилие". Обычно мы преисполняемся бессилием, когда теряем власть над происходящим.

Осознанное бессилие - это стресс, вызванный нашей неспособностью ответить на стресс. Дети утрачивают веру в себя, когда сталкиваются с заданием, слишком трудным для их уровня развития. Все время терпя неудачи и обманывая надежды родителей, они кончают тем, что считают себя бездарями. Ребята не желают ни за что больше браться, поскольку "осознали": к учению у них нет способностей.

Опыт, многократно повторенный в одной из фармацевтических лабораторий, прекрасно продемонстрировал механизмы осознанного бессилия. Представьте себе клетку, со всех сторон обнесенную решеткой, разделенную на две части еще одной решеткой, перпендикулярной полу, в котором есть лаз. В левый угол клетки вводят собаку и сразу же по той части пола пускают ток (неприятно, но не больно). Собака реагирует, ищет выход, находит проход между двумя углами и перебирается на правую сторону. Чем больше повторяли эксперимент, тем быстрее собака оказывалась на правой стороне.

На второй стадии опыта ток пустили по всей клетке. Сначала собака рефлекторно бросается направо, но вскоре ею овладевает беспомощность: куда бы она ни бросилась, везде ее преследует страшное чувство. Она начинает метаться во все стороны, отчаянно пытаясь таким образом избежать стресса, порожденного электрическим разрядом. Затем ее усилия ослабевают. Наконец она сворачивается калачиком в углу клетки и ждет, что будет дальше. Дух ее сломлен. Собака отказывается от еды, не спит и пребывает в таком состоянии даже тогда, когда клетка не под током. Она "осознала", что в данной ситуации бессильна и оставила всякое помышление, что сумеет выпутаться. (Доводим до сведения: этот эксперимент был очень важен для исследователей. Он преследовал одну-единственную цель: проверить силу действия некоторых транквилизаторов. Действительно, было установлено: как только собаке давали препарат, к ней возвращались ее адаптивные способности, и она вновь начинала искать выход из стрессовой ситуации.)

Дети, терпящие на учебном фронте поражение за поражением, находятся не в лучшем положении, чем подопытная собака. Что бы они ни делали, отметки у них плохие, учительница отпускает в их адрес "шпильки", другие учащиеся издеваются, родители гневаются на них и при виде их разочарованно отворачиваются. День-деньской их гнетет мысль, что они бездари, а вечером выполнение уроков превращается в настоящую трагедию.

Семейный измор

Родители, уязвленные в своем самолюбии плохой успеваемостью собственного чада, не в силах сдержать себя, говорят слова, о которых потом сожалеют: "Ты плюешь на меня", "Ты дурак", "Ты это нарочно", "Ты лентяй", "Ты палец о палец не ударишь, в жизни тебе удачи не видать...". Я привожу здесь самые мягкие высказывания.

Родительское внимание целиком поглощено "тупицей". Все выходные и отпуск родители стараются заставить его заниматься и потому отправляются на работу издерганными. Братья и сестры чувствуют себя без вины виноватыми - ведь подавленность родителей портит всем настроение, и они выказывают не виданную ранее непокорность. Некоторые из них начинают впадать в стрессовое состояние.

Они полагают, будто знают рецепт, как не попасть в разряд "тупиц". По их мнению, надо всегда и во всем быть первыми. Они налегают на занятия, получают только "отлично", однако спустя несколько лет все заканчивается истощением физических и интеллектуальных сил. Из страха утратить родительское уважение они занимаются сверх своих возможностей.

Наконец и на родительской чете тоже сказывается весь этот школьный кошмар. Не редкость, когда супружеская пара винит друг друга: "Тебя никогда нет, у тебя ни на грош авторитета, ты позволяешь ему делать все, что ему вздумается; ты его избаловала, ты с ним слишком нянчилась". Тут преподаватели - им бы унять родительскую тревогу - невольно подливают масла в огонь: "У вашего ребенка с психикой все в порядке? Вы между собой ладите? Вы ходили к психологу?..."

Другие факторы утомления от школы

- Чрезмерное стимулирование

Не всякий ребенок способен долго заниматься. Нет ни малейшего основания видеть в том доказательство умственного или психического отклонения или леность. Почему бы тогда и тех, кто страстно увлекается ремеслом краснодеревщика, сельским хозяйством или парикмахерским делом, тоже не причислить к не вполне нормальным людям? Эти дети, поставленные в такие условия обучения, когда предпочтение отдается интеллекту, а не физическому труду, чувствуют себя недооцененными. Они получают отличные отметки, но по тем предметам, где больше приходится работать руками, т. е. на уроках рисования, труда или занятий по овладению техникой. Кроме того, родители говорят, что по окончании занятий их чада сияют счастьем.

Заставьте взрослого заниматься тем, к чему он не был в достаточной мере подготовлен, - и вот вам еще один фактор стресса: сознание собственной некомпетентности не позволяет ему противостоять гнету последствий. Также и учащийся: принудьте его заниматься тем, к чему у него нет способностей или желания, - и он обречен на пребывание в состоянии постоянного стресса.

- Недостаточное стимулирование

Чрезмерную подготовленность тоже можно рассматривать как фактор стресса у взрослых. При нынешней безработице многие молодые дипломированные специалисты вынуждены браться за такую работу, где их знания по большей части пропадают втуне. Полученное ими образование никем не признано и не востребовано, и потому некоторые, потеряв терпение, чувствуют себя ущемленными. То же встречается и у детей, особенно у сверходаренных, возможности которых используют не в полную силу. У последних быстрота восприятия и интеллектуальный уровень выше среднего. Они быстрее и легче других усваивают материал.

Уже в начальной школе такие дети учатся жадно и полны больших надежд. Они алчут знаний, но также и признания своих способностей. Вся сложность в том, что они во всем опережают своих одноклассников. Когда остальные еще корпят над заданным упражнением, они уже давно его сделали. Когда учитель задает вопрос, они всегда первыми тянут руку. Преподаватель, обязанный относиться ко всем ученикам одинаково, не может уделить им столько внимания, сколько им необходимо. Они постоянно испытывают чувство неудовлетворенности. Им кажется, будто их не ценят по достоинству, а ведь они лучше всех в классе, и они впадают в состояние стресса, поскольку им без конца приходится держать себя в узде.

Зачастую завидующие им одноклассники плохо ладят с ними. Хотя сверходаренные дети и опережают своих сверстников в учебе, эмоциональное развитие что у тех, что у других, одинаково. Для них оценки так же важны, как и вхождение в коллектив. Сверходаренный ребенок способен забросить учебу, лишь бы одноклассники приняли его в свою среду, и у него, как у всех вокруг, появились бы друзья. От их дара им мало проку (и гораздо больше неприятностей), и это заставляет их отказаться от него.

Вот что мне рассказал восьмилетний Стефан:

"Я с первых дней успевал в школе. Я всегда был первым! Но затем мне это надоело. Я быстрее всех делал задания, и учительница просила, чтобы я спокойно ждал, пока остальные справятся с ними. Когда, наконец, наступала пора проверки, она не спрашивала меня. Учительница говорила: ей известно, что ответ я получил верный и что я не один в классе.

Одноклассники думали, что я быстро управляюсь с заданием для того, чтобы выставить их дураками, поэтому они никогда не хотели играть со мной на перемене.

Родителям не было никакого дела до моей успеваемости. Они уделяли внимание только младшему брату, поскольку у того не все ладилось. Они мне говорили: я должен понять, что у них нет на меня времени, я и без них справлюсь. Они потворствовали всем его капризам, тогда как меня то и дело наказывали, поскольку оказывалось, что я в отличие от него смышленый.

Мне надоело ходить в "умниках", захотелось стать таким же, как все. Тогда я решил запустить занятия. Пускай у меня будут скверные отметки! В классе я просто валял дурака. Одноклассники смеялись и находили, что я клевый парень. Они перестали обзывать меня воображалой и любимчиком учительницы. Мои родители потеряли голову. Вот почему они привели меня к вам.

Сейчас я учусь из рук вон плохо - плевать, ведь теперь все только тем и заняты, что кудахчут надо мной. Больше всего я боюсь ходить в школу и в одиночестве подыхать дома с тоски".

Родительский стресс

Хотя я стремлюсь доказать существование детского стресса, не следует забывать, что и родители не в меньшей степени подвержены ему - ежедневному стрессу. Благодаря оному вы постоянно одолеваемы затруднениями, нетерпением, усталостью и не в силах больше работать. Я не знаю, остались ли еще на свете занятия, где царит тишь, и гладь, да божья благодать. Будь то мой кабинет или газетная страница, мне только и слышно, что о предписанных требованиях, давлении, соревновании, соперничестве между коллегами, о домогательствах патрона, о неблагодарности... На предприятиях от работников требуют уже не результативности, а того, чтобы они были лучшими (то, чего, в свой черед, родители требуют от детей). Так свирепствует стресс, и на сегодняшний день он является одной из главных причин невыхода на работу.

Увы, после работы стресс не улетучивается словно по мановению волшебной палочки. В итоге родители возвращаются вечером домой крайне усталые и в состоянии стресса. Этот бич не делает различий между женщинами и мужчинами, даже если и кажется, что женщины находятся в более тяжелом положении. Ради получения работы и пристойного жалованья они зачастую должны работать лучше мужчин. Когда же кроме этого им в одиночку приходится воспитывать одного или нескольких детей, нетрудно догадаться, под каким постоянным давлением они живут.

Представьте себе на мгновение возвращение родителей домой с работы. У них выдался нелегкий день (встречи, совещания, обсуждения...), пришлось простоять в нескольких пробках или прождать опаздывающий общественный транспорт, проторчать в очереди в универсаме... Когда же они наконец являются домой, то надеются, что дети с полуслова поймут, как они устали, и подсластят им конец изнуряющего дня.

Однако чада, усевшись перед телевизором, вперились в экран. Поскольку и у детей тоже был утомительный день, они, чтобы расслабиться, смотрят телесериал или весело нажимают на кнопки дистанционного пульта управления игровой приставки. Во всяком случае, у себя в кабинете я только и слышу: "Моя мама вечно хочет, чтобы я принял душ посреди фильма", "Отец отбирает у меня пульт. Мне никогда не удается добраться до высшего уровня!"

В свою очередь, едва переступив порог дома, родители, засыпают детей вопросами, приводящими их в раздражение: "Ты сделал домашнее задание? Как прошел диктант? Сколько ты получил за контрольную по математике?"

Всем известно, что происходит потом, ибо каждый пережил это хотя бы однажды: ребенок, на ходу бурча себе под нос, отправляется за тетрадками, родители же при виде малейшей ошибки взрываются праведным гневом, и последнее обстоятельство, кстати, позволяет им несколько снять накопившийся за день стресс.

Большинство родителей отдают себе полный отчет в недопустимости происходящего, но их стрессовое состояние таково, что они в очередной раз наступают на одни и те же грабли. К тому же некоторые родители видят в переживаемых детьми трудностях собственную неудачу.

Мне часто приходится выслушивать следующее: "У меня трудная работа, но там я держу себя в руках. Знаю, что глупо ополчаться на детей из-за домашнего задания, но не в моих силах сдержать себя, ибо я чрезмерно устаю. Я делаю все, чтобы они были счастливы, чтобы у них были все условия. Взамен они могли хотя бы постараться хорошо учиться!"

В ожидании покоя

Следует знать, что стресс влечет за собой стресс. Нет ничего более заразительного, особенно в отношениях между родителями и детьми. Последним нет даже необходимости, чтобы родители говорили им об этом, - они чувствуют напряжение даже тогда, когда от них пытаются его скрыть. Как можно оставаться спокойным, зная, что при первом же затруднении их ждет взрыв гнева?

А пытались ли вы перед этим хоть немного избавиться от накопившегося за день раздражения? Чем, приходя домой, требовать от детей, чтобы они в спешном порядке побросали свои занятия, оставьте их на некоторое время в покое и наслаждайтесь без стеснения тем, что доставляет вам удовольствие: примите ванну, послушайте музыку - впрочем, выбор самого действенного способа за вами: если понадобится, то постучите по подвесной груше, на которую вы наклеили фото вашего патрона!

Ужин? С раннего возраста приучите детей к тому, что в его приготовлении могут участвовать все. Очищая овощи или взбалтывая томатный сок, можно и даже приятно вспомнить все хорошее, что случилось за день, или даже что-нибудь менее веселое (вам никто не запрещает рассказать детям, как прошел у вас день и почему он выдался таким изматывающим).

Затем вы в более спокойном состоянии духа приступаете к проверке уроков. Чем меньше напряжены нервы, тем, следовательно, будет больше производительность и, стало быть, проверка домашнего задания пройдет более споро. И притом в веселой, спокойной обстановке не так уж легко будет рассердиться. Быть может, ляжете спать чуть позднее обычного, но заснете быстро и будете спать, как младенец. Пускай ребенок отправится в постель чуть позже, но довольный собой. Это предпочтительнее, чем рано отослать его в спальню, огорченного и встревоженного вашими попреками.

Окажите доверие вашим детям

Когда ваш ребенок получил хорошую отметку, попросите его рассказать, как ему удалось добиться подобного результата, - пусть он не думает, что эта оценка - дело случая или просто везение. Не потому ли он заработал ее, что больше и лучше занимался? Данные вопросы призваны помочь ему осознать, какие способы принятия решения были им задействованы для получения высокого балла с тем, чтобы в следующий раз прибегнуть к определенной стратегии.

Если же он потерпел неудачу, то не выясняйте ее причин, иначе ваш разговор может свестись к упрекам: "ты мало занимался; ты не уделял внимания; ты не учил...". Лучше попытайтесь вместе с ним понять, что пошло не так, ускользнуло от внимания. Сопоставьте стратегии принятия решений, примененных им, и посмотрите, не использовал ли он их повторно. Подытожьте (пожалуйста, как можно объективнее), что у него получается, а что нет. Затем предложите ему пути решения возникших затруднений.

Обращайте внимание на малейший его успех. Восемнадцать ошибок в диктанте, конечно же, много, но ведь их не двадцать, как было обычно. Это обстоятельство следует подчеркнуть - иначе зачем ему стараться дальше?

Выполнение домашнего задания вечером превратилось в тяжкую повинность? Попробуйте ввести в этот процесс новшества! Например, поменяйтесь ролями: напишите под его диктовку диктант (с теми ошибками, которые, как вам известно, он допускает чаще всего), и пусть он проверит его. Тому, кто выступает в роли экзаменатора письменных работ, следует самому знать правила орфографии! Когда дело дойдет до счета, сыграйте, например, в "Монополию", и пусть он сам потом разбирается с банком, не раздражая вас хныканьем, что у него не так быстро выходит ответ. Так он убедится: все то, чему его учат в школе, не одно занудство, а может пригодиться, и проведет вместе с родителями счастливые мгновения.

Наконец, не превращайте его школьное обучение в личное дело. Трудности в школе - вовсе не доказательство вашей некомпетентности.

Пора поговорить

В семье из-за чрезмерной занятости не всегда хватает времени. Тут-то и появляются жалобы. В такие моменты необходимо помнить, сколь важна возможность выговориться. Излив свои сетования по поводу больших и малых проблем, с которыми нам приходится сталкиваться, мы избежим участи скороварки без клапана, которой суждено однажды взорваться. Ну а как же обстоит дело с нашими детьми? Есть ли у них право сказать учительнице, что, по их мнению, ее наказание порой бывает несправедливо, что они нисколько не виновны в своем опоздании, что не всегда их вина, если они не поняли задания? Кому они могут рассказать, что над ними смеются? Кому поведать о ссоре с друзьями? Когда вы вызываете у них чувство неудовлетворенности в общем-то по достаточным основаниям, имеют ли они право высказать вам это или они рискуют понести двойное наказание, потому что проявили недовольство?

Вот и начался очередной учебный год, а это значит – новые переживания и впечатления у наших детей-школьников, а также заботы и хлопоты родителей. Учеба в школе для ребенка – это не только радость открытий и узнавания чего-то нового, но и, к сожалению, стрессы и волнения, тревоги и проблемы. Стресс у ребенка в школе может возникнуть по пяти причинам: преподаватель, учебная нагрузка, отметки, взаимодействие с одноклассниками, недостаточная успеваемость. Обвинять в этом можно и преподавателя, и одноклассников с их родителями, но не нужно упускать из виду, что ответственны за своего ребенка можете быть и вы. Давайте рассмотрим основные пути решения проблемы стрессов детей в школе.

Ведь вы – первый наставник и учитель для ребенка. А школа лишь помогает вам в этом.

Многие родители, посылая ребенка в школу, не задумываются, что у него изменяется не только распорядок дня, но и нагрузка. Ранее, в дошкольном возрасте, основной деятельностью были игры, в школе же формируется учебный процесс.

Подумайте, прежде чем отдавать своего ребенка в группу продленного дня. В учебных заведениях нет тихого часа, а первоклассник имеет потребность в дневном сне, и в том, чтобы побыть в одиночестве. Это позволит школьнику избежать переутомления и стресса.

Первый педагог закладывает фундамент последующих знаний ученика. Он может быть слишком суровым или излишне мягким. Может быть, ваш ребенок чувствует страх перед педагогом. Ваше задание, как родителей, пояснить, что строгость учителя не связана с его отношением к ребенку. Любой взрослый человек, в том числе и учитель, имеет право сердиться и нервничать, но это не значит, что ваш ребенок плохой.

Ребенок может испытывать тревогу, если учебный материал не поддается его пониманию. Для него очень важно передать вам то, что происходило на уроках. Вы должны проявить искренний интерес в том, как вашему чаду даются первые шаги в школе. Благодаря этому, вы сразу сможете определить, к каким предметам более склонен ребенок, а какие скучны для него и даются с трудом.

Уделяйте внимание занятиям, стимулирующим интерес к познанию нового. Подберите для общего просмотра документальные фильмы, познавательные мультфильмы или телепередачи. Читайте перед сном интересные книги. Оказывайте помощь при выполнении уроков, заданных на дом, хвалите за каждый успех.

Не ожидайте, что ваш ребенок сразу же начнет чисто и аккуратно писать , и не вынуждайте его списывать по листу в наказание за неаккуратный почерк. Будьте терпеливы и поощряйте за любую красивую букву в строке. Также постарайтесь сразу приучить ребенка-школьника к порядку после школы.

От избранного вами преподавателя зависит, насколько успешен будет ваш ребенок на старте учебного процесса в начальной школе.

Повзрослев, ученик встретится с новой проблемой – отметки . Низкая оценка для него – это клеймо. Из-за этого ребенок становится тревожным. И нередко сами родители усугубляют его состояние неразумными замечаниями вроде «Опять напортачил!», или бранью и насмешками.

Это приводит к печальным последствиям, у ребенка пропадает интерес к учебе и он эмоционально закрывается от вас. Возникает известная проблема «родителей и детей». Выказывайте сочувствие к ребенку, выслушивайте его, пытайтесь совместно преодолеть трудности. Разъясняйте непонятное, упражняйтесь в решении заданий, списывания текста или под диктовку.

Позже, в классе эдак в пятом – шестом, ваш ребенок сталкивается со стандартной проблемой: учебник становится скучным чтивом с множеством непонятных терминов. На смену одному преподавателю приходит группа учителей-предметников, каждому из которых присуща своя манера преподавания.

Становится актуальным коммуникативный вопрос – взаимоотношения со сверстниками . Пятиклассник должен обрести свой статус среди одноклассников. И тут, если не удается достичь авторитета высокой успеваемостью, школьник начинает искать другие пути самоутверждения, которые, увы, зачастую бывают криминальными. Не пропустите первые плохие результаты в учебе пятиклассника. Плохая успеваемость часто бывает причиной стресса.

В каждой школе можно слышать жалобы ребят на насмешки со стороны сверстников. Причины могут быть разные: особенности фигуры, речи, ношение очков, лишний вес. Не драматизируйте! Отнеситесь с пониманием, разделить переживания вашего чада. Не дайте обиде и злости пустить корни в его сердце.

Помните: на вас лежит ответственность за дальнейшую судьбу вашего чада, ибо младшие классы – это время, когда в ваших силах все изменить к лучшему, создавая позитивные основания для дальнейшего развития ребенка.

Совсем недавно психологи считали стресс проблемой исключительно взрослых, Специалисты все чаще говорят о случаях возникновения такого психологического состояния и у детей, что стало причиной введения термина «школьный стресс».

Детская психика слабее психики взрослого, поэтому стресс у школьников возникает и проявляется иначе.

Современная жизнь школьников полна информационных и психологических нагрузок, которые их организмы не могут самостоятельно перенести.

Первый день в школе -большой стресс для ребенка

Школа и психологическое воспитание

Психологическое состояние ребенка, идущего в 1 класс, претерпевает значительные изменения. Это волнующий момент для ребенка и его родителей. Попав в новое для себя окружение, ребенок не должен замкнуться в себе. Первоклассник еще не умеет находить контакт со сверстниками. Помочь ему адаптироваться в школе должны родители и педагог.

Учащимся в 1 классе очень сложно перейти на новый социальный уровень. Связано это с расширением круга общения. Теперь ребенка окружают не только близкие люди, но и сверстники. К нему предъявляются новые требования. Ребенок становится жертвой стресса, начинается его психологическое воспитание.

Роль учителя — помочь адаптироваться к школе

Психическое состояние человека отражается на его здоровье. Существует гипотеза стрессовых ситуаций, появившаяся благодаря Г. Селье. Ученый установил влияние накопления стрессов с процессом старения. Адаптивный синдром как истощение организма в результате накапливания переживаний и плохих эмоций, становится причиной возникновения патологических изменений в работе внутренних органов. Те люди, которые регулярно подвергаются стрессовым ситуациям, чаще подвергаются заболеваниям.

Избежать первокласснику появления стрессовых ситуаций самостоятельно очень сложно.

Родители и педагоги закладывают стрессоустойчивость ребенка, или могут сделать стресс первоклассника менее опасным.

Памятка для родителей первоклассника

Классный час

Формирование подготовленной к новым социальным условиям личности складывается из большого количества нюансов. Подготовка школьников к правильному восприятию учебного процесса и коммуникабельности лежит на плечах классного руководителя. Прибывшие в учебное заведение дети, чужие друг другу, плохо адаптируются к тем требованиям, которые перед ними ставит школа. Поэтому классный руководитель должен поближе узнать каждого ребенка, его способности и умения.

Для выявления всех личностных особенностей важна открытая беседа с детьми. Лучше всего использовать классные часы. Следует проводить беседы с учащимися на тему общего представления о стрессах. Учитываются личные переживания учащихся, а также сформированные на примерах и словах родителей. Школьники воспринимают стресс как психологическое состояние, полученное из-за воздействия негативных эмоций.

Кроме разговора о стрессах, следует касаться и других важных вопросов психологии. Хорошим примером является сила воли, воспитать которую в ребенке должны как родители, так и преподаватель.

Факторы риска

Учащиеся младших и средних классов ежедневно страдают от физической и умственной усталости, поддаются определенным эмоциональным нагрузкам. Иногда это приводит к серьезным психологическим проблемам, стрессу.

Фактор стресса — детские конфликты

Вредоносные факторы:

  • отсутствие взаимопонимания со сверстниками;
  • боязнь преподавателя;
  • боязнь получить низкую оценку;
  • предстоящие контрольные работы и экзамены и др.

Признаки стресса у школьников

Когда у ребенка стресс от школы, заметить это просто. Симптомы этого психологического состояния чаще всего проявляются в поведении. У ребенка может быть психологическая подавленность, приступы агрессии и т. д. Специалисты уверены, что психологическая картина состояния человека всегда имеет более широкий спектр признаков:

  1. Физиологические. Проблемы со сном, утомляемость и психосоматические заболевания.
  2. Эмоциональные. Раздражительность, тревожность, заниженная самооценка и др.
  3. Поведенческие. Агрессия, проблемы с концентрацией на учебе, неуважение в отношении другого человека и т. д.
  4. Познавательные. Отсутствие интереса к учебе, снижение интеллектуальной деятельности.

Нежелание идти в школу — признак стресса

Заметив один из признаков стресса, родители или учитель должны понаблюдать за изменением психологического состояния малыша. Длительное присутствие одного из признаков или же их комплексное проявление требуют профессиональной диагностики. Задача преподавателя – помочь учащемуся бороться с психологическими проблемами.

Диагностика стресса у детей и подростков

Родители могут узнать только примерные причины возникновения стресса. В этом поможет методика диагностики стрессоустойчивости, составленная психологами в виде опроса или интервью, а также же способ «Поговорим молча».

Интервью-тест

Такая диагностика состоит из 4 важных этапов, по итогам которых проводится оценка психологического состояния пострадавшего.

Беседа психолога с ребенком

Установка контакта

  • Беседа с ребенком. Психолог спрашивает о травматических событиях, повлиявших на его психологическое состояние. Такое общение помогает предрасположить ребенка к доверию, снять его тревожность, а также усталость.
  • Скрининг. Детальный сбор информации о травматических ситуациях, в результате которых определяются основные факторы стресса, вносимые в протокол в виде шкалы клинической диагностики (отмечается буквами A, В, С, D).
  • Опрос. Пострадавшему задаются вопросы, на которые следует дать простые ответы – да или нет. В тест входят 42 вопроса. Задается чаще всего только часть из них – те, что имеют существенное значение для определенного клинического случая. Данные заносятся в протокол.
  • Оценка. После полного сбора информации производится ее оценка и определяется характер стресса. Также важно провести завершающую беседу с ребенком. Чаще всего она проводится в неофициальной форме, развитие которой позволит предотвратить усталость, подавить негативные эмоции, полученные от воспоминания психологических травм.

Метод «Поговорим Молча»

Этот метод диагностики наиболее популярен для выяснения конфликтный ситуаций у детей и подростков. Преимущество метода – возможность использовать его с любыми людьми в совершенно разных условиях. Он позволяет получить новый опыт взаимодействия пострадавшего с обидчиком, что делает его терапией. Все, что нужно – это один чистый лист и 2 разных фломастера.

Психологическая помощь для ребенка очень важна

Для проведения эксперимента необходимо посадить рядом друг с другом двух школьников и выдать им 1 листик бумаги на двоих, положив рядом фломастеры. Все это делается молча. Пара должна:

  • Определиться с фломастерами.
  • Рисовать на одном листе не менее 5 минут.
  • Совместно придумать название для рисунка.

С первых мгновения проведения теста необходимо тщательно следить за школьниками. Учитывается то, как производится выбор фломастера – идет ли кто-то на уступки, доволен ли собственным выбором и т. д. После того как рисунок будет готов, его обследуют на разделение пространства и преобладание 1 из 2 цветов. Важно и то, что изображено на рисунке, совпадают ли фигуры и т. д.

Если результат терапии не дал четкого результата, психолог может задавать дополнительные вопросы о том, как работалось тому или другому человеку в паре, какие идеи у них возникали во время рисования и др.

Как избавиться от стресса

Некоторые дети хорошо идут на контакт со своими близкими, не скрывая причины стресса. Но чтобы ребенок поделился беспокоящими его проблемами, важно обеспечить подходящие для этого условия:

  1. Увести ребенка подальше от возможного источника стресса. Можно отправиться на прогулку в парк, в кино или кафе.
  2. Отвлечь его от негативных признаков стресса играми или свободным общением в развлекательной форме.
  3. Завести разговор о беспокойствах, которые мучают ребенка.

Не стоит оказывать психологическое давление на пострадавшего. Близкий человек всегда должен контролировать себя и свои эмоции, уступая ребенку. Спасителями школьника могут оказаться школьный психолог и классный руководитель.

Педагоги решают такие проблемы чаще всего познавательными играми, общением, активными физическими упражнениями и постоянной сменой тактики общения. Цель такой терапии – внушить доверие и оказать поддержку. Терапия способствует улучшению стрессоустойчивости.

Понятие «школьный стресс» появилось давно, пожалуй с возникновения первых школ. Ведь стресс это неотъемлемая часть нашей жизни. Он возникает тогда, когда человек сталкивается с требованиями, которые превышают нашу способность к ответу. Состояние стресса вызывает эмоциональную напряженность, страх, тревогу. Следует различать два вида стресса: 1 — кратковременный, активизирующий внутренние резервы организма, заставляющий двигаться к новым достижениям, изучать новое, находить ответы на сложные вопросы, задаваемые самой жизнью; 2 — длительный, разрушающий, дезорганизующий, такой стресс со временем может перерасти в невроз или психоз. К сожалению, именно со вторым видом чаще всего в настоящее время сталкиваются школьники.

Со школьным стрессом дети сталкиваются буквально с первых дней пребывания в школе. Это связано с тем, что часто дети не готовы к новой для них роли школьника, к выполнению требований учителя как к пониманию и запоминанию нового материала, так и к поведению во время урока и на переменах. Также источниками школьных стрессов являются: постоянный рост потока информации; трудности в отношениях с одноклассниками, учителями, особенно это касается детей, которые до школы не посещали детский сад, какие-либо кружки или секции, в которых они могли бы приобрести необходимый опыт общения. Проблемой является также чрезмерная укомплектованность классов, что ведет как к эмоциональной перегрузке, так и к снижению успеваемости и появлению стрессовой ситуации.

Часто школьный стресс бывает вызван неадекватным отношением родителей к процессу обучения. Многие, не учитывая физических и психических особенностей своего ребенка, желая видеть его круглым отличником, отдают его в школу с углубленной или расширенной программой, заставляют целыми днями сидеть над уроками не поднимая головы, или помимо школы, таскают по многочисленным кружкам, призывая и там быть лучшим. В результате такие родители получают не великолепные результаты и золотую медаль, а больного, изможденного ребенка. Ни иностранный язык, ни математика в разумных количествах не перегрузят ребенка, но если родители расписали по секундам весь день ребенка только интеллектуальными занятиями, не оставив ему времени на необходимые детям игры и прогулки с друзьями, спорт, занятия любимым делом, т.е. лишив обычных детских радостей, то стресс такому ребенку обеспечен.

Исследования, проведенные среди учащихся средних школ, показали, что в связи с неудачами в школе, к концу первого класса количество постоянно возбужденных детей увеличивается в полтора раза. В 11-15 лет число детей, ощущающих себя неудачниками, возрастает до 50%.

Для детей одаренных, склонных к учебе, физически здоровых углубленная программа не проблема. Таким детям скучно и неинтересно учиться по стандартной школьной программе, но, к сожалению, как показывают исследования медиков, в настоящее время становится все меньше детей, которых можно считать практически здоровыми.

Симптомами стресса могут быть: утомляемость, вялость, беспокойный сон или повышенная сонливость, головная боль или боль в животе, что является показателем переживания стресса на телесном уровне, а отнюдь не притворством, как считают некоторые родители. Может появиться капризность, плаксивость, снижается аппетит, обостряются хронические заболевания, ослабляется иммунная система. Ребенок, находящийся в состоянии стресса, может отказаться не только делать уроки, но и вообще идти в школу, причем отказ может выражаться в форме бурного протеста. Если ребенку не удается преодолеть школьный стресс, то он может перерасти в невроз, с такими проявлениями как истерика, повышенное упрямство, мышечные подергивания, заикание и т.д.

Говорить о том, что перегрузка грозит учащимся всех средних учебных заведений не стоит, так как все зависит от индивидуальных особенностей школьников. Но в большей степени перегрузка грозит школам, с переполненными классами и работающим по пятидневной системе, при которой дети по 8-9 уроков проводят в школе, а потом еще выполняют домашние задания, при этом большинство школьников, особенно старших классов, посещают также подготовительные курсы при различных институтах.

Чтобы избежать лишних волнений, чаще обращайте внимание на своего ребенка. Не стоит стремиться как можно раньше отдавать ребенка в школу, так как если он не получил необходимый игровой опыт, он не сможет с легкостью начать обучение более сложным вещам. Человек в своем развитии должен пройти все ступени, а не прыгать через одну (если конечно ваш ребенок не вундеркинд). Необходимо посмотреть, легко ли ему общаться со сверстниками, насколько понятны ему нормы поведения, принятые в обществе. В случае возникших неудач в учебе не ругайте ребенка, а спокойно, может быть в игровой форме, разберитесь вместе с ним в проблеме и вместе найдите наиболее эффективный способ решения. Если у ребенка не получается получить признание в школе, то стоит вместе с ним найти то место, может быть это родная семья, может это кружок по интересам, или компания во дворе, или что либо ещё, где ребенок получит необходимое признание, чтобы не пострадала его самооценка. Если вы боитесь, что ребенок после школы все время будет торчать во дворе, свяжется с плохой компанией, будет бездельничать, то лучше запишите его в спортивные, танцевальные или театральные кружки. В подобных кружках, секциях он в адекватной форме сможет выплеснуть накопившуюся за день энергию, получить навыки общения в неформальной обстановке и уверенность в себе. Поддерживайте инициативу своего ребенка, обсуждайте интересующие его вопросы. В любом случае, никакие оценки не стоят здоровья и счастья вашего ребенка! А в случае появления симптомов стресса приходите за помощью к специалистам.