Как уберечь подростка от дурной компании? Как уберечь подростка от плохой компании

Склонность подростка лгать родителям повышает для него вероятность раннего употребления алкоголя. Не обладая необходимой информацией, взрослые не могут предотвратить пагубную практику. Но чрезмерный контроль в этой ситуации - не выход, он лишь усугубляет проблему. Открытость ребенка и, как следствие, меньший риск приобрести привычку к алкоголю - это результат хороших доверительных отношений с родителями, подтвердили результаты совместного исследования ученых из Нью-Йоркского университета и Высшей школы экономики.

Порочный круг: недоверие - ложь - алкоголь

Привычка подростка лгать взрослым связана с риском употребления алкогольных напитков. Если ребенок систематически вводит родителей в заблуждение относительно того, что он делает за пределами дома, то не исключено, что он приобретет привычку выпивать. Родители при этом могут оказаться неспособными изменить ситуацию, поскольку ребенок уже овладел мастерством лжи и научился скрывать от взрослых «нежелательную» информацию.

О чем говорит подростковая «секретность»

В научной литературе описано несколько подростковых стратегий информирования родителей:

  • полное раскрытие информации;
  • частичное раскрытие;
  • раскрытие только после того, как задан вопрос;
  • сокрытие информации;
  • ложь.

Исследователи разделяют эти стратегии на две большие группы: стратегии раскрытия информации и стратегии секретов и утаивания. Первая группа связана с позитивными аспектами детско-родительских отношений - таких как доверие и чувство связанности, а вторая с негативным восприятием родительского контроля. При этом, и низкий уровень раскрытия информации, и высокий уровень «секретности», согласно научным данным, могут «сигнализировать» о вероятности антисоциального поведения подростка.

Прямую связь между подростковой ложью и ранним приобщением к алкоголю показали результаты лонгитюдного исследования американских и российских ученых. В ходе исследования использовалась американская выборка - свыше 4 тысяч школьников в возрасте 16-17 лет, а также их матерей. Респондентам гарантировалась полная анонимность. Ответы дети записывали сами, прослушивав вопросы в аудиозаписи. Ученые фиксировали социодемогарфические параметры, характер детско-родительских отношений (насколько в них присутствует открытость, тепло и доверие), а также практики лжи и сокрытия информации, если таковые имелись. Отдельный блок вопросов для подростков был посвящен теме приема алкогольных напитков. Те подростки, которые признали, что лгали взрослым, чаще имели привычку выпивать или риск пристраститься к алкоголю в будущем, чем те, которые были честны с родителями.

Непосредственно подростковая склонность ко лжи в среднем на 16% снижала информированность родителей о происходящем в жизни их детей. Эта информированность в свою очередь на 16% уменьшала вероятность употребления спиртных напитков старшеклассниками. Кроме того, враньё дополнительно увеличивало будущую склонность употреблять спиртное еще на 5%, независимо от родительской информированности.

Исследования показывают, что алкогольные практики родителей оказывают значительное влияние на формирование соответствующих привычек подростков. Социальный, образовательный и финансовый статус семьи по-разному воздействует на алкоголизацию молодежи. Так во многих странах Европы менее образованные слои населения, например, не имеющие высшего образования, более склонны к проблемной алкоголизации, а значит - и к передаче такой практики детям. В данном исследовании уровень образования и семейный доход не оказали существенного влияния на алкогольные тенденции подростков.

Обратный эффект сверхконтроля

Это первая работа, в ходе которой исследовался характер взаимосвязи подростковой лжи и привычки употреблять спиртное. В предыдущих работах больше внимания уделялось роли родительского контроля в профилактике детского алкоголизма. Результаты также подтвердили, что и подростковая тенденция лгать взрослым, и риск употребления алкоголя меньше, если в семье теплые и доверительные детско-родительские отношения.

Подростки рассказывают больше тем родителям, которых они воспринимают как любящих и поддерживающих. Удовлетворенность ребенка отношениями в семье снижает как вероятность лжи, так и вероятность появления привычки выпивать.

Если в компании подростка есть друзья, которые употребляют алкоголь, это также повышает вероятность лжи родителям. Однако такой эффект характерен в большей степени для мальчиков.

А вот родительский сверхконтроль малоэффективен в профилактике вредных привычек у детей подросткового возраста, и, более того, может иметь обратное действие. Молодые люди склонны лгать чрезмерно контролирующим родителям. Подростковый возраст - это возраст, в котором в наших обществах ребенку приходится активно формировать у себя навыки автономии, отмечает Виктор Каплун. При отсутствии доверительных отношений между родителями и подростком ложь может быть способом добиться автономии от взрослых. И, собственно, употребление алкоголя также может выражать стремление к автономии и «взрослости».

Ученые указывают, что результаты исследования могут быть полезны для профилактики употребления спиртных напитков молодежью.

Ни для кого не секрет, что подростковый возраст один из самых трудных периодов в жизни наших детей, да и в нашей тоже. Это время для формирования различных вредных зависимостей, время дисгармонии между внутренним мироощущением подростка и требованиями общества. Для наших детей авторитетами становятся прежде всего их друзья. Только вот жизненный пример таких товарищей не всегда положительный.

Тотальный контроль ребенка

Представьте себе, что ваш ребенок-подросток с искаженным восприятием всего мира вдруг попадает под влияние дурной компании. В этой самой кучке так называемых «товарищей» ваше чадо пристрастилось к разного рода вредным привычкам, усвоило совершенно не нужную модель поведения, научилось хамить и ругаться. Конечно же, вы как ответственный родитель начинаете принимать меры. И чаще всего они напоминают сталинские времена. Любая вольная мысль - расстрел или ссылка. Но если великий вождь осуществлял это физически, то родители часто давят морально.

Вдруг, незаметно каждый становится философом, судьей и китайским мудрецом одновременно. Обычно это выражается в долгих, частых и, впрочем, ни к чему не приводящих беседах и нравоучениях. Они, чаще всего, несут в себе негативный оттенок. Подросток на каждое ваше слово находит как минимум десять ответов. Результат: все только хуже. На самом деле, у подростков есть склонность перечить и из принципа делать то, что им запрещают. Причем, чем сильнее вы выражаете свое недовольство, тем большее противодействие оказывает ваше чадо.

Задумайтесь! Стоит ли запрещать все, включая мелочи и слишком сильно ограничивать подростка в общении с товарищами?

Либерально-попустительское отношение к подростку

Однако не все родители ведут себя как тюремные надзиратели. Есть еще одна крайность - пустить все на самотек. У таких родителей складывается нечто наподобие девиза: в жизни нужно непременно все попробовать! Ну, подумаешь, пьет ваш ребенок пиво, курит, ругается матами, слишком вызывающе одевается. Это все непременно пройдет. И проходит… Иногда… Редко. В основном, с взрослением ребенка его привычки тоже «взрослеют». И вот тут, уважаемые родители, вы уже врядли что-то сможете сделать. Пока ваш ребенок растет, вы можете проявить свой авторитет, потом сделать это становится сложнее.

Мы уже говорили, что на подростков очень сильно влияют друзья. Как только вы говорили, что влияние это плохое, ваши дети доказывали вам обратное. В итоге вы сдались, опустили руки. Теперь ваше чадо абсолютно свободно в своих поступках. Вы считаете, что ребенок может поступать как хочет, все равно надоест рано или поздно.

Задумайтесь! А вдруг прозрение наступит слишком поздно? Стоит ли вообще рисковать, позволяя подростку все, что угодно делать и с кем угодно общаться? И неужели вы считаете, что вернете себе уважение ребенка таким способом?

Демократия в отношениях родителей и детей

Итак, тотальный контроль рождает мятежное настроение, попустительское отношение дает возможность вести себя как угодно, быть в какой угодно компании и слушать советы не совсем нужных товарищей. Существует еще одна модель взаимоотношений родителей и подростков - демократическая.

Тут наблюдается некий синтез двух предыдущих. С одной стороны, вы должны контролировать действия своего ребенка, но при этом, постарайтесь предоставить ему возможность выбирать, принимать решения самостоятельно . Подростки начинают позиционировать себя как взрослых людей. Вот и общаться с ними надо по-взрослому. Необходимо проводить доверительные беседы, за чашкой чая, например. Вы ни в коем случае не должны запрещать ребенку видеться с его друзьями. Постарайтесь научить его делать выводы из слов и поступков этих самых товарищей, постарайтесь стать для ребенка другом. Да, обычно, для родителей это очень сложно, но, поверьте, можно. Вам и самим потом понравится, что ваше чадо спрашивает вашего совета и доверяет секреты уже в юношестве.

Ваша задача - не запретить ребенку общаться с теми или иными людьми, а натолкнуть его так, чтобы он сам понял, кто его окружает и что с этим делать . А вот, что делать, кстати, можете подсказать. Но деликатно, без ссор и скандалов. Просто дать дружеский совет.

Если хотите защитить ребенка, помните:

  • поменьше запрещайте;
  • больше разговаривайте с ни, старайтесь выделять важность его решений;
  • не спускайте все полностью на самотек;
  • не старайтесь уберечь чадо от вех переживаний, друзей и привычек.
  • поменьше кричите, ведите диалог.

Наши дети - главное, что есть в нашей жизни. Пусть у них будет своя голова на плечах, которая поможет понять, кто есть кто в этом мире и сделает существование более радостным и теплым!

А вы найдете ту самую заветную середину, которая поможет вам предупреждать ошибки ребенка и стать для него лучшей среди всех.

Специально для L adySpecial.ru - Мари Матвеюк

Каждый малыш, проходя в этот прекрасный мир, не несет плохое намерение. Но, почему же, у вашего ребенка в восемь, десять, тринадцать, пятнадцать лет, неожиданно появляются новые друзья, о которых взрослые никогда не слышали? Почему эти новые друзья мгновенно малышу становятся ближе и нужнее, чем родители? Почему малыш при каждом случае питается сбежать из дома к этим Денисам, Маринам, Петям?

Педагоги говорят, что не редко подросток старается подружиться с тем ребенком, которому принадлежат несвойственные ему черты характера. Другими словами, застенчивая, зажатая и неуверенная в себе доченька, ходит по пятам за той, которая в свои 14 лет прошла воду и огонь. А боязливый малыш начинает дружить с отчаянным и храбрым, молчаливый - с болтуном, послушный и тихий с забиякой. Естественно, взрослые, узнав о такой дружбе, начинают беспокоиться: не будут ли их малышом манипулировать, использовать в собственных целях? Не превратится ли он с тихони в трудноуправляемого подростка?

Способы разрешения проблемы - как уберечь ребенка от плохой компании

Жаль, но многие родители в таких ситуациях делают одну и ту же ошибку: строго запрещают подростку дружить и играть с конкретными детьми. Как вы считаете, таким образом можно добиться результатов? Может быть, в некоторых ситуациях можно - если ваш авторитет у малыша выше, чем авторитет школьного или дворового неформального лидера. Но, не редко дети начинают делать все назло, особенно в . Их противоречия правит ими. Часто малыш просто перестает говорить вам. Где о был. Что делал. Вы становитесь мало информированными, нужно ли это вам? «Тайная», «теневая» дружба - это очень сильно подозрительно, здесь попахивает интересными приключениями. А какой малыш откажется от веселых приключений и от возможности вести теневую жизнь? Отвлечь подростка, оторвать от дружков в такой ситуации бывает очень трудно.

Более простой и эффективный способ - разрешить малышу дружить со всеми друзьями. Сделайте это от чистого сердца, как бы тяжело это ни было. Нельзя к новым друзьям относится предвзято: а вдруг, он только на первое время такой конфликтный, неуправляемый, ершистый, а на самом деле - замечательный человек, черты характера которого действительно дополняют черты характера вашего подростка? Посмотрите на этих друзей другими глазами и попытайтесь в них найти что-то хорошее и привлекальное, ведь ваш подросток что-то в них увидел. А если и в самом деле в гости пришли подростки-уголовники - не волнуйтесь и не выгоняйте их, если вы уже их впустили. Объясните вашему подростку правильное решение. Есть один важный момент, который может вас успокоить: не редко, детская дружба скоротечна. После зимних или летних каникул дети находят себе других друзей, а о старых, могут уже даже не вспоминать. Подождите какое-то время - может быть, ситуация сама «рассосется».

«Переключение интересов»

Может быть, вашему подростку не хватает увлечений в жизни, а там, в компании, ему предлагают - взаимовыручки, «дружба до гроба», рискованные приключения. Некоторые дети стараются ездить в электричках и автобусах «зайцами», заезжая далеко от дома. Разумеется, это интересно! Некоторым нравится петь под гитару, запекать картошку, сидеть на пустыре перед костром. Другим ездить на мотоциклах, хотя и страшно - нельзя же быть слабаком! Возможностей получить острые ощущение и самоутвердится - масса.

Попытайтесь найти для подростка занятие, которое полностью могло удовлетворить тягу к интересным приключениям. Ведь у вас возможностей так же много, как и в других! Есть спортивные секции - не только волейбол и футбол, но ещё картинги, каратэ, бокс. Пусть лучше ребенок будет лазить по скалам под наблюдением инструктора, и прыгать с парашюта, чем пропадать неизвестно где и с кем. Существуют ещё и кружки, в которых занимаются спелеологией, археологией, альпинизмом и туризмом, разыскивают следы разрушенных городов, спускаются в пещеры, хотят в походы…Романтика? Риск? Да, это есть - но это, организованный приключения!

А скауты? Ведь ваш подросток точно оценит верность и братство скаутов - и это окажется вашей победой. Другим словом, пораскиньте собственным умом, узнайте, какие кружки и секции существуют в вашем городе - и вперед! Не волнуйтесь, если не получится с первого раза. Ведь, может вашему малышу не нравится лазить по горам, а больше привлекает соревнования в бассейне или подводное плавание. Не редко он и сам не знает, чего действительно хочет - в такой ситуации помогите ему выбрать вид развлечения.

Что делать, если подросток уже в плохой компании?

Плохо, если ребенка затянула в свои сети дурная компания. Много ситуаций, когда групповое преступление совершают дети с благополучных семей, причем им трудно объяснить, почему они так поступили. «Эффект толпы», «стадный инстинкт» -- такие понятия этому феномену придумали опытные психологи. Это - сильнейшая сила, которой трудно сопротивляться. Если подобная ситуация случилась, задача взрослых - найти причину. Не редко в такой компании оказывается подросток, чувствующим себя изгоем, отверженным - в классе презирают, дома не понимают… Что ещё ему остается делать? Только подружится назло всем с разными хулиганами: удивляйтесь и завидуйте!

Попытайтесь прощупать почву: действительно ли подростку комфортно с такими друзьями, или он делает это назло всем. Вероятно, он уже и сам не сильно рад ситуации, в которой он оказался? А попросить у вас помощи боится. В такой ситуации нужно дать ему понять, что вы не будете его наказывать и ругать - что бы ни случилось. Ребенок должен быть уверен, что родители его поймут и примут любого.

Если в вашем доме нет родительского доверия, то запреты взрослых могут сыграть неблагоприятную роль - толкнуть подростка к тому, кому он может доверять больше. Поэтому лучший способ уберечь подростка от плохих друзей и нежелательного общения - дружеские и доверительные отношения в семье. Такие отношения должны начинать с рождения малыша. Но, а если вы опоздали - никогда еще не было поздно исправиться ситуацию, поставить ваши отношения на верный путь. Можно подружиться с ребенком даже тогда, когда они взрослые - разумеется, это будет уже не такая дружба.

Чем больше свидетелей у чужого несчастья,

тем меньше шансов у жертвы получить помощь.

Б.Лабейн.

Задачи: показать родителям на примере статистики актуальность обсуждаемой проблемы;

обсудить с родителями возможные пути выхода из трудных жизненных ситуаций.

Форма проведения : родительский дискуссионный клуб.

Вопросы для обсуждения : статистика обсуждаемой проблемы; анализ мнения родителей по проблеме насилия и жестокости; возможные пути предупреждения насилия и жестокости по отношению к детям.

Подготовительная работа: анкетирование детей и родителей; ситуации для анализа родителями; классный час по проблеме собрания; выставка плаката-обращения к сверстникам; подготовка памяток для родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание в 6 классе « Как уберечь подростка от насилия и жестокости»

Чем больше свидетелей у чужого несчастья,

Тем меньше шансов у жертвы получить помощь.

Б.Лабейн.

Задачи: показать родителям на примере статистики актуальность обсуждаемой проблемы;

Обсудить с родителями возможные пути выхода из трудных жизненных ситуаций.

Форма проведения : родительский дискуссионный клуб.

Вопросы для обсуждения : статистика обсуждаемой проблемы; анализ мнения родителей по проблеме насилия и жестокости; возможные пути предупреждения насилия и жестокости по отношению к детям.

Подготовительная работа: анкетирование детей и родителей; ситуации для анализа родителями; классный час по проблеме собрания; выставка плаката-обращения к сверстникам; подготовка памяток для родителей.

Ход собрания.

1.Вступительное слово классного руководителя.

За последние десятилетия в России и в том числе в Калмыкии произошли глубокие перемены во всех сферах: экономике, политике, социальной структуре. Воспитание ребенка, забота о его здоровье и благополучии – это трудоемкий процесс, требующий от родителей много сил и терпения. Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения или прогулки. При этом большинство родителей хорошо понимают, что такая тактика воспитания – это нарушение прав их детей, а также причина возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребенка. Положение ребенка в семьях с более низким уровнем культуры, в семьях, где ребенок становится обузой, а не радостью жизни, значительно хуже. Указанные выше способы воспитания, которые для первой группы семей являются скорей исключением, здесь становятся нормой. Ситуация еще более обостряется, если один или оба родителя страдают зависимостью от алкоголизма или наркомании, или если семья испытывает постоянные финансовые трудности. Поэтому проблема насилия и жестокого обращения с детьми в семье сегодня – это тот вопрос, который нужно не просто обсуждать, но и принимать меры по его решению.

Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека, в Декларации прав ребенка провозгласила, что дети вследствие своей физической и умственной незрелости имеют право на особую заботу и помощь, включая надлежащую правовую защиту. Должна включаться поддержка ребенка и лиц, которые о нем заботятся, предупреждение и выявление, расследование и лечение в связи со случаями жестокого обращения с ребенком, а в случае необходимости возбуждение судебной процедуры.

Актуальность профилактики жестокого обращения с детьми связана с тем, что насилие в отношении детей или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушают его социализацию, порождают безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних. Многие дети – жертвы насилия –уходят из дома или детских учреждений, втягиваются в асоциальное поведение, начинают употреблять алкоголь или наркотики. Наиболее эффективным направлением защиты детей от жестокого обращения являются меры ранней профилактики. В тех же случаях, когда ребенок пострадал от той или иной формы насилия, он нуждается в психологической помощи, поскольку результаты исследований психологов убедительно свидетельствуют о том, что насилие, перенесенное в детском возрасте, неизбежно сопровождается эмоциональными и поведенческими нарушениями. Чем раньше будут выявлены неблагополучные семьи и дети, находящиеся в них, чем эффективнее будет организована профилактическая работа, тем выше будет вероятность предупреждения жестокого обращения с детьми в кровной семье.

Жестокое обращение с детьми как социальное явление обладает способностью к воспроизводству: дети, перенесшие насилие, став взрослыми, жестоко обращаются с собственными детьми.

Необходимость защиты ребенка от всех форм жестокого обращения, от пренебрежения его интересами, от эксплуатации становится требованием времени и определенных знаний в выявлении различных форм насилия и связанных с ними последствий. Ведь безопасность детей во многом зависит от того, что мы посоветуем детям, чему научим. И именно исходя из наших с вами советов они будут вести себя в трудной ситуации. В наших силах сделать и так, чтобы этих трудных ситуаций не возникло вовсе. Об этом и поговорим сегодня.

Статистика по теме собрания.

Анализируя тематику обращений к Уполномоченному по правам ребенка в Республике Калмыкия необходимо отметить, что по сравнению с 2011г., когда граждан волновали в первую очередь нарушения прав детей на защиту от всех форм насилия и нарушения жилищных прав несовершеннолетних, в 2012 г. на первое место вышли вопросы нарушения прав ребенка на проживание и общение с родителями.

Тема обращений

Нарушение прав ребенка на проживание с родителями, воспитание и заботу с их стороны, а также права на обращение с родителями и другими родственниками.

22,9

Об оказании помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении.

Нарушение прав детей в образовательных учреждениях, учреждениях социальной защиты, лечебных учреждениях.

Нарушение прав детей от всех форм насилия

Показателем социального неблагополучия общества является наличие преступлений, совершенных в отношении детей. Всего в 2012 г. в Калмыкии зарегистрировано 128 преступлений, совершенных в отношении детей (242 в 2011 г). Как нарушение права на жизнь рассматриваются самоубийства. В 2012 г. уровень их попыток по сравнению с 2011 г. снизился ровно вдвое – 17 против 34 в 2011 г. Завершено две попытки.

Основная причина ухода детей из дома-противоречия с взрослыми. В региональном розыске в 2012 г.находилось 16 детей. Все дети найдены.Несмотря на активные профилактические меры по снижению преступности в отношении детей, криминогенная ситуация в 2012 г. оставалась неблагоприятной. Таким образом, право ребенка на защиту от всех форм насилия, предусмотренное ст.19 Конвенции о правах ребенка, соблюдено не в полной мере.

2. Анализ анкетирования и классного часа по проблеме собрания.

Классный час « Детство без жестокости и насилия» проводится предварительно, и реальные ситуации сегодняшней жизни обсуждаются в начале с учащимися, а затем с родителями. Это поможет классному руководителю выяснить осведомленность учеников по затронутым проблемам. В ходе классного часа ребята обсуждают правила поведения на улице, в подъезде, в семье, где они могут быть подвергнуты опасности, делают рисунки опасных ситуаций, с которыми они уже встречались в жизни. Эти рисунки используются в ходе родительского собрания.

Анкеты для учащихся

1 .Если ты один остался в квартире и в твою дверь кто-то позвонил, как ты поступишь?

Откроешь дверь.

Попросишь назваться человека, стоящего за дверью.

Не будешь отзываться, имитируя, что дома никого нет.

Позвонишь по телефону соседям или родителям.

2 .Если ты один дома и в вашу дверь звонят люди, называя себя специалистами различных служб, просят открыть дверь, как ты поступишь?

Откроешь дверь.

–Сделаешь вид, что в доме никого нет.

Позвонишь родителям или знакомым людям.

Начнешь кричать и шуметь.

3. Если ты услышишь, что дверь вашей квартиры кто-то открывает, как ты поступишь?

Будешь ждать того, кто в нее войдет.

Спросишь, кто там.

Сообщишь родителям.

4 .Если к тебе на улице подойдет незнакомый человек, как ты поступишь?

Вступишь с ним в разговор.

Молча отойдешь в сторону.

Подойдешь туда, где есть люди.

Начнешь шуметь, чтобы обратить на себя внимание посторонних людей.

5 . Если во дворе к тебе подойдут незнакомые ребята и пригласят пойти куда-нибудь с ними, как ты поступишь?

Примешь их предложение.

Откажешь им.

Свяжешься с родными и спросишь у них разрешения.

Пообещаешь, что встретишься с ними в другой раз.

6 .Если ты хочешь войти в подъезд, а за тобой идут один или несколько незнакомых тебе людей, как ты поступишь?

Не пойдешь в подъезд.

Дождешься знакомых или соседей и тогда пойдешь в подъезд.

Пойдешь к ближайшему телефону-автомату или позвонишь родителям по мобильному телефону.

Пройдешь мимо своего дома и пойдешь туда, где больше людей.

7 .Если ты войдешь в подъезд и увидишь там одного или нескольких незнакомых тебе людей, как ты поступишь?

Немедленно выйдешь из подъезда.

Пойдешь спокойно по лестнице домой.

Позвонишь в любую квартиру.

Начнешь звать на помощь.

Анкетирование родителей

1. Говорите ли вы своему ребенку о том, что он может быть подвергнут насилию?

2 .Как вы учите своего ребенка предупреждать насилие по отношению к себе и бороться с ним?

3. Знает ли ваш ребенок телефоны экстренной помощи?

4. Комментируйте ли вы своему ребенку передачи, посвященные борьбе с насилием и жестоким обращением к детям?

5. Какие правила самозащиты известны вашему ребенку?

6. Вы знаете, как и с кем ваш ребенок проводит свободное время?

7. Можете ли вы гарантировать, что подросток не будет подвергаться насилию и жестокого обращения, общаясь с теми людьми, с которыми он проводит свободное время?

8. Где, на ваш взгляд, подросток может быть подвергнут насилию?

3.Анализ ситуаций.

Родителям зачитываются ситуации, и они предлагают свои варианты их разрешения.

Ситуации для анализа родителями.

Родителям предлагаются для анализа реальные жизненные ситуации. Необходимо не только предложить решение проблемы, но и выступить с возможными предложениями, как предупредить подобные ситуации.

Ситуация 1. Подросток, который всегда ходил в школу без особых проблем, вдруг стал мрачным, радостное настроение сменилось угрюмостью и нежеланием идти в школу. Родители не могли понять причину изменения настроения. Лишь спустя какое-то время узнали, что по дороге в школу взрослые ребята требуют у него деньги. Для того чтобы его не били, подросток отдавал им все деньги, которые ему давали родители на завтраки.

Ситуация 2 .Случайно родители обнаружили на теле девочки синяки. Долго родители выясняли причину их происхождения. Услышанное ими повергло родителей в шок. Оказалось девочка подверглась сексуальному насилию со стороны подростков. За сопротивление били и приказывали молчать, грозя рассказать все родителям девочки. Ситуация 3. Мальчик спешил в школу. Она находилась недалеко от дома, поэтому родители ребенка не провожали. В этот раз он вышел из дома несколько позже и немного опаздывал.Рядом с ним остановилась машина и человек, сидевший за рулем, предложил подвезти до школы. Соблазн был велик, очень уж хотелось проехать на красивой машине. Поездка обернулась трагедией...

Ситуация 4 .Школьника дразнят, обзывают обидными прозвищами и во дворе, и в классе. Он отказывается ходить в школу. Родители идут к детям разбираться. На некоторое время все успокаивается, а затем издевательства повторяются и становятся еще более изощренными.

Ситуация 5 .Девочка просится провести выходной день на даче у подруги. Родители не позволяют ей быть целый день вне дома, приводя различные аргументы, в том числе и возможность насилия в любом виде. Девочка возмущена, она перестает общаться с родителями, игнорирует их требования, смеется над их подозрительностью и предусмотрительностью…

Обсуждение памяток, предложенных классным руководителем.

Памятка для родителей.

Уважаемые родители!

В жизни человек встречается не только с добром, но и со злом, приобретает не только положительный, но и отрицательный жизненный опыт. Добро лечит сердце, зло ранит тело и душу, оставляя рубцы и шрамы на всю жизнь. Запомните эти простые правила в нашей непростой жизни…

1.Обсудите с подростком вопрос о помощи различных служб в ситуации, сопряженной с риском для жизни.

2.Проговорите с ним те номера телефонов, которыми он должен воспользоваться в ситуации, связанной с риском для жизни.

3.Дайте ему ваши рабочие номера телефонов, а также номера телефонов людей, которым вы доверяете.

4.Воспитывайте в ребенке привычку рассказывать вам не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах.

5.Каждую трудную ситуацию не оставляйте без внимания, анализируйте вместе с ним.

6.Обсуждайте с ребенком примеры находчивости и мужества людей, сумевших выйти из трудной жизненной ситуации.

7.Не иронизируйте над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально. Помогите ему и поддержите его, укажите возможные пути решения возникшей проблемы.

8.Если проблемы связаны только с тем, что ваш ребенок слаб физически, запишите его в секцию какой-либо борьбы или другую, связанную со спортом, и интересуйтесь его успехами.

9.Если кто-либо из ваш друзей и знакомых вызывает у вас опасения в отношении вашего ребенка, проверьте свои сомнения и не общайтесь больше с этим человеком.

10.Не опаздывайте с ответами на вопросы вашего ребенка по различным проблемам физиологии, иначе на них могут ответить другие люди.

11.Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок с раннего детства проявлял ответственность за свои поступки и за принятие решений.

12.Учите ребенка предвидеть последствия своих поступков, сформируйте у него потребность ставить вопрос: «Что будет, если?..»

13.Ни в коем случае не оставляйте нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья вашего ребенка.

Анализ рисунков учащихся, подготовленных ими к классному часу.

Обзор педагогической литературы по проблеме собрания.

4.Подведение итогов.

Необходима профилактическая работа с учащимися, их родителями, педагогами на основе Конвенции ООН о правах ребенка (от 05.12.1989г.), Конституции РФ, Семейного кодекса РФ, ФЗ от 24.07.1998 г. №124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Закона Республики Калмыкия от 01.04.2011 г. № 254-IV-З «Об Уполномоченном по правам ребенка в Республике Калмыкия».

Профилактическая работа призвана обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами жестокого обращения с детьми. Создать условия для эффективного функционирования системы профилактики по жестокому обращению с детьми. Профилактическая работа должна осуществляется по направлениям:

Организационная работа,

Диагностическая работа,

Профилактическая работа с обучающимися,

Профилактическая работа с родителями и педагогами.

Профилактическая работа с родителями и педагогами предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия школы и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, общешкольных мероприятий с детьми и родителями, работу Совета школы. Профилактическую работу реализует администрация школы (с привлечение заинтересованных ведомств), классные руководители, социальный педагог, педагог-психолог. Профилактическая работа с родителями:

1) правовая просвещенность родителей;

2) выявление социально опасных семей, социально незащищенных семей и постановка их на внутришкольный контроль;

3) посещение семей по месту жительства, направление ходатайств в КДН;

4) проведение родительского всеобуча:

  • «Профилактика жестокого обращения в семье»
  • «Психолого-педагогические особенности несовершеннолетнего»
  • «Создание эмоционального поля во взаимоотношениях»
  • «Права и обязанности семьи»
  • «Причина детских суицидов»
  • «Профилактика правонарушений и преступлений (Уголовный кодекс РФ. Семейный кодекс РФ. Административный кодекс РФ)»
  • «Права, обязанности, ответственность родителей и несовершеннолетних»
  • «Профилактика неблагоприятных взаимоотношений в семье и обществе»
  • «Воспитание детей в семье. Проблемы внутреннего и внешнего общения семьи» и др.

Список литературы:

1. Справочник социального педагога. Шишковец Т.А. М., ВАКО, 2005-2008 с. (Педагогика. Психология. Управление).

2. Возрастная психология. Курс лекций под редакцией профессора Н.Ф. Добрынина.

3. Социальная работа школы с семьей. В.Н. Гуров. Педагогическое общество России, Москва 2002.

4. Социальная психология. Под редакцией академика АПН СССР А.В. Петровского.

5. Психология старшеклассника. И.С. Кон.

6. Система работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в

образовательных учреждений. Г.А. Ромашкина, Волгоград 2006.

7. Международная Конвенция ООН о правах ребенка (от 05.12.1989г.)

8. Конституция РФ.

9. Семейный кодекс РФ.

10.Доклад о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в Республике Калмыкия в 2012 г.

Министерство образования и науки Республики Калмыкия

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Яшкульская многопрофильная гимназия»

Республиканский конкурс на

Лучшую методическую разработку

Родительского собрания по

Проблемам противодействия насилию

И жестокому обращению с детьми.

Родительское собрание « Как уберечь подростка от насилия и жестокости»

Выполнила: Горяева Баин Бадмаевна

Учитель истории и обществознания,

Классный руководитель 6 класса.

Яшкуль, 2014г


Экология жизни. Дети: Период адаптации ребенка в новом коллективе – это экзамен для всей семьи. Это тест на правильность и эффективность избранной модели воспитания...

Многие родители, переезжая на новое место жительства, отдавая ребенка в школу, переживают – не окажут ли на него плохое влияние чужие дети. Ведь, чтобы стать частью группы, ему необходимо приспособиться к правилам и нормам существования этого небольшого сообщества.

В подростковом возрасте мнение сверстников становится очень важным, соперничая с авторитетным родительским или даже отодвигая его на второй план.

Добиваясь одобрения приятелей, ребенок может позволить себе ослушаться близких, а в отдельных случаях – и надерзить. Так он пробует себя в роли самостоятельного и независимого. Эти эксперименты со свободой опасны тем, что подросток может поддаться на уговоры сделать что-то такое, что раньше он сознательно осуждал: выкурить сигарету, выпить алкогольный напиток, попробовать наркотики, совершить кражу, разбойное нападение.

Такая беда не является неотвратимой. Если у ребенка к этому времени сформировались достаточно стойкие убеждения по поводу того, «что такое хорошо и что такое плохо», он найдет способы противостоять даже очень сильному давлению со стороны сверстников, сумеет соблюдать дистанцию и держаться подальше от тех, кто пытается втянуть его в серьезные неприятности.

В зоне риска оказываются те дети, которые ощущали себя изгоями в прежней компании и даже в родительском доме.

Если ребенка наказывают физическим насилием, оскорблением, унижением, не считаются с его мнением, не дают возможности самостоятельно принимать решения, он чувствует себя человеком третьего сорта. Он привыкает быть ведомым. Поэтому легко поддается как хорошему, так и дурному влиянию. В уличной компании ему уготована роль «шестерки», им манипулируют в своих интересах заводилы. Но зато здесь не критикуют, принимают таким, каков он есть.

Родители не в состоянии контролировать каждый шаг своего взрослеющего ребенка. Это невозможно ни физически, ни психологически. Выход один – к 10-11 годам надо успеть сформировать у него понятия правильного и неправильного, воспитать способность устанавливать личные границы и удерживать их. В таком случае подросток приобретает привычку вырабатывать собственное мнение и доверять ему, принимать самостоятельно важные решения и не поддаваться соблазнам. Становясь самодостаточным, он не побоится противопоставить себя гоп-компании, оставшись в стороне.

Если вашего ребенка игнорируют – бесследно это не проходит. Он переживает, потому что в подростковом возрасте общение со сверстниками очень важно.

Разумно совместить при этом рекомендации психолога и наглядные примеры из художественной литературы, кино- и телефильмов. А уж собственный опыт может оказаться бесценным. Главное избежать сентенций типа «Я бы на твоем месте…».

Следует найти золотую середину между неосуждающим воспитанием и авторитарным руководством. Авторитет родителей, бесспорно, имеет место быть. Но, давящий и безапелляционный, он ограничивает свободу личности, а базирующийся на взаимоуважении, взаимопризнании естественной субординации, наоборот, формирует правильное представление о свободе и самоограничении в случае опасности.

Поэтому, даже зная правильный ответ на решение проблемы, не стоит с ним торопиться. Не стоит рисковать быть неправильно понятым в своем беспокойстве. Надо хорошенько взвесить остроту момента и ответственность за последующие действия, прежде чем ребенок услышит ваши слова.

Период адаптации ребенка в новом коллективе – это экзамен для всей семьи. Это тест на правильность и эффективность избранной модели воспитания, действенности шкалы моральных ценностей, принятых в вашей семье. опубликовано