Дуа после смерти. Как душа умершего прощается с родными и когда уходит из тела

Есть люди, которые задумываются над тем, что происходит с человеческой душой после смерти, а есть и те, которых данный вопрос никогда не волновал. Какую бы позицию вы ни выбрали, однозначно ясно, что точного ответа не знает никто .

Есть ряд предположений, основанных на Библии и других религиозных писаниях. Уже не один год или даже столетие человечество пытается разгадать тайну того, чего ожидать после смерти, ведь сам факт того, что человек умирает, уже настораживает и пугает.

Специалисты утверждают, что смерть - это процесс, при котором душа покидает тело. Оно возвращается в землю, в прах, из которого Всевышний Господь произвел нас. Душу, которой он наделил тело, он забирает себе.

Родственники умершего человека также должны позаботиться о том, чтобы ему было спокойно на том свете, а для этого нужно в церкви заказывать поминальную службу. Это поможет получить покой усопшему, а также может повлиять на решение Господа, ведь на протяжении сорока дней он решает, куда окончательно уйдет душа. Важно отметить, что ряд специалистов с уверенностью утверждают, что она, после того как покинет тело, все равно поддерживает с ним связь. Также она, прежде чем окончательно покинуть землю и поселиться либо в раю, либо в аду, проходит несколько этапов.

Первый, третий, девятый и сороковой день

Что происходит с душой человека после смерти по дням? Для того чтобы получить ответ, рассмотрим детально каждый из дней. На первый день после смерти она может и не осознавать до конца, что с ней произошло. Если при жизни человек творил хорошие дела и имеет чистую душу, тогда она и ангел хранитель, который оберегал человека при жизни, могут отправиться куда угодно, например, прогуляться по тем местам, где человек при жизни любил ходить, где он совершал добрые поступки. Также она может остаться и возле тела, особенно если человек любил его.

Третий день ответственный - это начало испытаний, когда душа умершего впервые оказывается перед Господом. Начиная с этого дня, взвешиваются все плохие и хорошие дела, а потом принимается решение, где она останется - в раю или в аду.

До сорокового дня ее ожидают испытания и пребывание в аду. Когда пройдет сорок дней, человек может напомнить родственникам о себе, разбросав в доме вещи. Для того чтобы душа попала в рай, важно заказывать поминальную службу. Если человек при жизни болел или делал хорошие дела, его душа сразу попадает в рай, где стает Ангелом Хранителем.

Наверное, среди взрослого населения всей планеты не сыскать даже одного человека, который так или иначе не задумывался о смерти.

Нас сейчас не интересует мнение скептиков, подвергающих сомнению все, что они не пощупали своими руками и не видели собственными глазами. Нас интересует вопрос, что такое смерть?

Довольно часто приводящиеся социологами опросы показывают, что до 60 процентов респондентов уверены – загробная жизнь существует.

Чуть более 30 процентов опрошенных, занимают нейтральную позицию в отношении Царства мертвых, полагая, что скорее всего их ждет после смерти реинкарнация и возрождение в новом теле. Остальной десяток не верит ни в первое ни во второе, считая, что смерть - это конечный итог вообще всему. Если же Вас интересует, что происходит после смерти с теми, кто продал свою душу дьяволу и обрел на земле богатство, славу и почитание — рекомендуем обратиться к статье о . Такие люди обретают благополучие и уважение не только при жизни, но и после смерти: продавшие душу становятся могущественным демонами. Оставить заявку на продажу души, чтобы демонологи провели ритуал для Вас: [email protected]

На самом деле, это не абсолютные цифры, в одних странах люди охотнее верят в потусторонний мир, опираясь на прочитанные книги специалистов психиатрии, изучавших вопросы клинической смерти.

В других местах полагают, что жить надо на всю «катушку» здесь и сейчас, а что ожидает потом их мало беспокоит. Вероятно, разброс мнений лежит в области социологии и среды проживания, но это совсем иная проблема.

Из полученных в опросе данных ясно видится вывод, большинство жителей планеты верит в загробную жизнь. Это действительно волнующий вопрос, что ожидает нас в секунду смерти – последний выдох здесь, и новый вдох в Царстве мертвых?

Очень жаль, но полноценного ответа на такой вопрос нет ни у кого, разве что у Бога, но если признать в нашем уравнении существование Всевышнего за верность, то разумеется ответ один – Грядущий мир есть!

Рэймонд Моуди, жизнь после смерти существует.

Множество видных ученых в разное время задавались вопросом, смерть - это особое переходное состояние между жизнью здесь и перемещением в потусторонний мир? К примеру, такой известный ученый как , изобретатель даже пытался наладить связь с обитателями загробного мира. И это лишь один пример из тысяч подобных, когда люди искренне верят в жизнь после смерти.

Но если хоть что-то, что может дать нам уверенность в жизни после смерти, хоть какие-то признаки, говорящие о существовании загробного мира? Есть! Есть такие доказательства, уверяют исследователи вопроса и специалисты психиатрии, которые работали с людьми, пережившими клиническую смерть.

Как уверяет нас такой известный специалист вопроса «жизни после смерти» Рэймонд Моуди, американский психолог и врач из Портердэйл, штат Джорджия – загробная жизнь существует вне всяких сомнений.

Причем психолог имеет множество приверженцев из научной среды. Ну что же, давайте посмотрим, что за факты нам приводят в качестве доказательства фантастичной идеи существования загробной жизни?

Сразу оговорюсь, мы сейчас не затрагиваем вопрос реинкарнации, переселения души или ее возрождения в новом теле, это совсем иная тема и даст бог, а судьба позволит, мы это рассмотрим позже.

Так же замечу, увы, но несмотря на многолетние исследования и поездки по миру, ни Рэймонд Моуди, ни его последователи, не смогли разыскать хотя бы одного человека, который пожил в загробном мире, и вернулся оттуда с фактами на руках, — это не шутка, но необходимое примечание.

Все доказательства о существовании жизни после смерти основаны на рассказах людей испытавших клиническую смерть. Это так называемый последние пару десятков лет и набравший популярность термин «предсмертный опыт». Хотя уже в самом определении закралась ошибка – о каком предсмертном опыте может идти речь, если смерти по факту не наступило? Но хорошо, пусть будет так, как об этом говорит Р. Моуди.

Предсмертный опыт, путешествие в загробный мир.

Клиническая смерть по выводам множества исследователей этой области предстает как разведывательный путь в загробную жизнь. Как это выглядит? Врачи-реаниматологи спасают человеку жизнь, но в какой-то момент смерть оказывается сильнее. Человек умирает – опуская физиологические подробности отметим, время клинической смерти составляет от 3 до 6 минут.

Первая минута клинической смерти, реаниматолог проводит необходимые процедуры, а между тем душа умершего выходит из тела смотрит на все происходящее со стороны. Как правило, души людей на какое-то время перешедшие границу двух миров возлетают к потолку.

Далее испытавшие клиническую смерть видят разную картину: одних что-то мягко, но уверено увлекает в тоннель, нередко спиралевидную воронку, где они набирают сумасшедшую скорость.

При этом они чувствуют себя замечательно и свободно, четко осознавая, что впереди их ждет чудесная и прекрасная жизнь. Другие наоборот, напуганы картиной увиденного, их не затягивает в тоннель, они устремляются домой, к семье, видимо ища там защиты и спасения от чего-то не хорошего.

Вторая минута клинической смерти, физиологические процессы в организме человека замирают, но сказать, что это умерший человек еще нельзя. Кстати, во время «предсмертного опыта» или вылазки в загробную жизнь на разведку, время претерпевает заметные трансформации. Нет, ни каких парадоксов, но то время, что здесь занимает считанные минуты, в «там» растягивается до получаса а то и более.

Вот что рассказала молодая женщина, приобретшая предсмертный опыт: У меня появилось такое ощущение, что моя душа вышла из тела. Я видела врачей и себя лежащей на столе, но мне это не показалось чем-то страшным или пугающим. Я почувствовала приятную легкость, мое духовное тело излучало радость и впитывало покой и спокойствие.

Затем, я вышла за пределы операционной и очутилась в очень темном коридоре, на конце которого виднелся яркий белый свет. Не знаю как это получилось, но я летела по коридору в направлении света с огромной скоростью.

Это было состояние удивительной легкости, когда я достигла конца тоннеля и попала в объятия окружившего меня со всех сторон света….женщина вышла на свет, и оказалось, что рядом с ней стоит давно умершая мама.
Третья минута реаниматологов, пациент вырван у смерти….

«Дочка, тебе рано еще умирать», – сказала мне мама… После этих слов женщина провалилась в темноту и более ничего не помнит. Она пришла в сознание на третьи сутки и узнала, что приобрела опыт клинической смерти.

Все рассказы людей, переживших пограничное состояние между жизнью и смертью чрезвычайно похожи. С одной стороны, это дает нам право верить в загробную жизнь. Однако, сидящий внутри каждого из нас скептик нашептывает: как так, «женщина ощутила, как ее душа покидает тело», но при этом она все видела? Вот интересно, она ощущала или все же смотрела, согласитесь, это разные вещи.

Отношение к вопросу предсмертного опыта.

Я ни разу не скептик, и верю в потусторонний мир, но когда читаешь полную картину опроса клинической смерти от специалистов, не отрицающих возможность существования жизни после смерти, но смотрящих на это без вольности, то отношение к вопросу несколько меняется.

И первое что изумляет, так это сам «предсмертный опыт». В большинстве случаев такого события, не тех «нарезок» для книг, что мы так любим цитировать, а полный опрос людей переживших клиническую смерть, то видишь следующее:

Оказывается, в группу, подвергавшуюся опросу входят все пациенты. Все! Неважно чем человек болел, эпилепсия, впал в глубокую кому, и пр… это вообще может быть передозировка снотворных или тормозящих сознание препаратов – в подавляющем своем большинстве, для опроса достаточно заявить, что переживал клиническую смерть! Удивительно? А то, если врачи, фиксируя смерть делают это по отсутствию дыхания, кровообращения и рефлексов, то для участия в опросе это как бы не важно.

И еще странность, на которую мало обращают внимания когда психиатры описывают пограничные состояния человека близкие к смерти, хотя это и не скрывается. К примеру, тот же Моуди признается, что в обзоре есть множество случаев, когда человек видел/переживал полет через тоннель к свету и прочую атрибутику загробной жизни не имя никаких физиологических повреждений.

Это действительно из области паранормального, но психиатр сознается, что во многих случаях, когда человек «летел в загробную жизнь», его здоровью ничего не угрожало. То есть, видения полета в Царство мертвых, как и предсмертный опыт, человек приобретал не будучи в предсмертном состоянии. Согласитесь, это меняет отношение к теории .

Ученые, несколько слов о предсмертном опыте.

По уверению специалистов, вышеописанные картины «полета на тот свет» приобретаются человеком до наступления клинической смерти, но не как после нее. Выше упоминалось, что критические повреждения организма и невозможность сердца обеспечить жизненный цикл разрушают мозг спустя 3-6 минут (не будем обсуждать последствия критического времени).

Это убеждает нас в том, что перейдя смертную секунду, умерший не имеет возможности или способа что-либо чувствовать. Все ранее описанные состояния человек испытывает не во время клинической смерти, а во время агонии, когда кислород еще разносится кровью.

Почему картины, пережитые и рассказанные людьми заглянувшими «по ту сторону» жизни очень похожи? Это вполне объясняется тем, что во время предсмертной агонии, на работу мозга любого человека, переживающего это состояние, влияют одни и те же факторы.

В такие минуты сердце работает с большими перебоями, мозг начинает испытывать голодание, дополняют картину скачки внутричерепного давления, и прочее на уровне физиологии, но без примеси потустороннего.

Видение темного тоннеля и полеты на тот свет с огромной скоростью так же находят научное обоснование, и подтачивают нашу веру в жизнь после смерти, — хотя как мне кажется, это лишь ломает картинку «предсмертного опыта». Из-за сильнейшего кислородного голодания, может проявить себя так называемое тоннельное зрение, когда мозг не может правильно обработать сигналы идущие с периферии сетчатки глаз, и принимает/обрабатывает лишь сигналы полученные с центра.

Человек же в этот момент наблюдает эффекты «полета сквозь тоннель к свету». Достаточно хорошо усиливают галлюцинации бестеневая лампа и врачи, стоящие с двух сторон стола и в голове, – имевшие подобный опыт знают, зрение начинает «плыть» еще до наркоза.

Ощущение души покидающей тело, видение врачей и себя как бы со стороны, наконец-то приходящее облегчение от боли – на самом деле это действие медицинских препаратов и сбой в работе вестибулярного аппарата. Когда же наступает клиническая смерть, то в эти минуты человек ничего не видит и не чувствует.

Так, к слову говоря, высокий процент людей принимавших тот же ЛСД сознавался, что в эти моменты они приобретали «опыт» и ходили в другие миры. Но не считать же это открытием портала в другие миры?

В заключение, я бы хотел отметить, что цифры опроса, приведенные в самом начале, это лишь отображение нашей веры в жизнь после смерти, и не могут служить доказательством жизни в Царстве мертвых. Статистика официальных медицинских программ выглядит совсем иначе, и может даже у оптимистов отбить веру в загробный мир.

На самом деле, у нас крайне мало тех случае, когда люди действительно пережившие клиническую смерть, могли вообще хоть что-нибудь рассказать о своих видениях и встречах. Причём это не те 10-15 процентов о которых говорят, это всего лишь около 5%. Среди которых находятся люди, перенесшие смерть мозга – увы, но им даже психиатр владеющий гипнозом не сможет помочь что-либо вспомнить.

Другая часть выглядит гораздо лучше, хотя конечно о полном восстановлении речи нет, и достаточно трудно понять, где у них собственные воспоминания, а где возникшие после бесед с психиатром.

Но в одном вдохновители идеи «жизни после смерти» правы, клинический опыт действительно сильно меняет жизнь людей переживших это событие. Как правило, это долгий период реабилитации и восстановления здоровья. В некоторых историях рассказывают, что люди пережившие пограничное состояние и вдруг открывают в себе ранее не виданные таланты. Якобы общение с ангелами встречающими умерших на том свете, кардинально меняют мировоззрение человека.

Другие наоборот, пускаются в такие тяжкие грехи, что начинаешь подозревать либо писавших в искажении фактов и умолчавших об этом, либо…либо некоторые провались в преисподнюю, и поняли, что ничего хорошего их в загробной жизни не ждет, вот и надо здесь и теперь «накуриться» перед смертью.

И все же она существует!

Как сказал идейный вдохновитель биоцентризма профессор Роберт Ланц, из медицинской школы Университета Северной Каролины, человек верит в смерть потому что его этому учат. Основа этого учения лежит на основах философии жизни – узнай мы наверняка, что в Грядущем мире жизнь обустроена счастливо, без боли и страданий, то зачем нам ценить эту жизнь? Но это же говорит нам о том, что потусторонний мир существует, смерть здесь – это рождение в Том мире!

Душа после смерти: жизнь после смерти в 5 религиях + 4 пути, через которые выходит дух + душа на 3й, 9й и 40й дни после смерти + что произойдет с душой самоубийцы + 5 признаков реинкарнации.

Куда уходит душа после смерти? Этот вопрос неустанно встает перед человечеством, которое пытается найти разгадку уже многие тысячелетия.

Мечты, планы и надежды – всё оборвется с наступлением последней минуты, после чего наступит нечто новое и неизведанное земными обитателями.

Потому не удивительно, что этим вопросом задаются многие. Сегодня мы постараемся дать на него ответ.

5 религиозных учений, куда попадает душа после смерти

Существует множество версий, порожденных религиозными людьми, медиумами, которые будут подробно описаны ниже:

Религия Рай Ад
Христианство Представляется царством, в котором ангелы и святые наслаждаются присутствием Бога.

Иногда верят, что после кончины праведные души попадают в Эдемский сад.

Ад характеризуется обилием злобных чертей, которые подвергают мучениям души грешников. Чаще в качестве пыток описываются муки жарой, удушением, реже – холод и лед.
Иудаизм Талмуд описывает отсутствие плотских утех и низменных чувств в мире будущего, где праведники наслаждаются сиянием Бога.
Грешники попадают в Шеол, который выглядит, как колоссальная яма, где они прозябают в темноте, забытые Богом. В Геенне падшие души мучаются в пламени.

Единственный Ад, где по субботам у грешников выходной.

Буддизм Праведники получают исполнение всех своих желаний. Но на это тратится положительная энергия, накопленная за годы жизни на земле. Когда манна исчерпывается, душа перерождается. Как и райский мир, является переходной ступенью в цикле рождения, жизни, смерти и перерождения.
Античные греки Праведники отправляются на острова Блаженных и Елисейские поля, где всегда хорошая ясная погода и плодородная земля. Мрачный Ад находится под землей, где через реку Стикс перевозчик Харон переправляет мертвых.

Личные обидчики Зевса отправлялись в Тартар, где подвергались титаническим мучениям, которые подробно описываются в древнегреческих мифах.

Ацтеки Есть три разных рая, куда попадали души после смерти:
Тлалокан - страна, в которой счастье очень похоже на земное. Мертвые поют песни, играют в игры, радуются своему существованию.
Тлиллан-Тлапаллан – рай для последователей Кецалькоатля - бога-короля. Характеризуется, как страна, предназначенная для научившихся жить вне своего физического тела и не привязанных к нему.
Тонатиухикан – место для тех, кто достиг полного просветления.
После кончины судьба человека предопределялась не поведением, а занимаемым положением и характером смерти. Оказавшиеся здесь должны пройти все девять кругов, которые являются лишь испытанием, промежуточным этапом в цикле творения, а не наказанием и скоплением грешников.

Справившись со всеми проверками, душа возвращается к свету и творцу.

Куда следует душа после смерти, согласно индийской культуре?

Все приведенные выше в таблице религиозные направленности объединяет такой факт: после того, как душа покидает тело человека, она попадает в незнакомые и непривычные условия, в которых от нее уже ничего не зависит.

Считается, что высокое духовное развитие при жизни помогает душе успокоиться и найти свое место в новом мире.

Люди, пережившие клиническую рассказывают, что видели яркий свет в конце тоннеля. Индийская культура объясняет это тем, что в нашем теле есть различные энергетические каналы круглой формы. Именно по ним душа покидает тело, когда отправляется в свое путешествие.

Разное будущее ожидает душу — в зависимости от того, какой канал она выбрал:

  1. Рот – перерождение.
  2. Пупок – отправляется в космос, где найдет пристанище.
  3. Интимные места – держит путь в темные и мрачные миры.
1-3 дни Сущность блуждает по знакомым местам, прощается с близкими людьми.
3-9 дни Дух спешит к вратам Рая, где ему показываются все блага.
9-40 дни Душа проводит время в мрачных местах Тьмы, где ей открываются муки грешников.
40-й день На 40 день дух предстает перед Богом, который сообщает о его дальнейшей участи. От души в эти дни уже ничего не зависит. Помочь ей могут лишь молитвы родных людей

Всегда больно терять близких, но нужно постараться не мучить покойного своими рыданиями и стенаниями. Новопреставленной душе будет очень горестно наблюдать за страданиями родных.

Необходимо отпустить душу и не удерживать ее рядом с собой. Только священные молитвы могут помочь душе и указать ей правильный путь.

На свою годовщину смерти дух приходит проститься в последний раз.

Что происходит с душой самоубийцы?

Испокон веков было запрещено хоронить людей, покончивших жизнь самоубийством, на обычных Их захоронения можно было найти на болотах, у оградок у дорог. Даже сейчас самоубийц отказываются отпевать в церкви. Практически во всех религиях есть убеждение, что человек не вправе лишать себя жизни, ибо это подарок небес.

Но что же тогда ждет отважившихся на столь отчаянный поступок? Считается, что после смерти дух самоубийцы спешит к вратам Рая, но вход ему туда закрыт. Сущность начнет метаться, блуждать, пытаться вернуться на землю в свое физическое тело, но и это не получится.

Дух будет мучиться вплоть до наступления срока естественной кончины. Только тогда душа сможет направиться к Господу, который укажет ей путь.

Может ли переселяться душа человека после смерти?

Сторонники реинкарнации верят, что душа человека после смерти получает в качестве пристанища новую физическую оболочку. Восточная культура и вовсе уверяет, что человек способен перерождаться до 50 раз.

Известный психиатр Я.Стивенсон, изучая вопрос переселения душ, разбирал по деталям свидетельства детей, которые вспоминали свои прошлые жизни, чему впоследствии находились документальные подтверждения.

В исследовании участвовали только дети, ибо они вряд ли могут подделать, сфабриковать такие рассказы.

Ученый даже выявил характерные особенности таких воспоминаний:

  1. Ребенок подробно рассказывает о своей прошлой жизни, описывая семью, окрестные места прежнего воплощения.
  2. Ребенок может помнить подробности своей смерти в прошлой жизни. На местах предположительных ранений и травм чаще всего можно встретить родинку или родимое пятно. В зависимости от причин гибели, могут развиться фобии.
  3. Таланты из прошлых воплощений чаще всего переходят и в следующее.
  4. В 90% случаев пол телесной оболочки души остается прежним.
  5. Исследование рассказов близнецов подтверждает, что и в прошлых инкарнациях они состояли в близких отношениях. Это говорит нам о том, что души могут планировать свое воплощение, чтобы быть рядом с близкими.

Если вы склонны верить приведенным выше факторам, для вас ответ на вопрос, куда попадает душа после смерти, можно считать закрытым: она переродится или, точнее, поселится в другое существо или человека.

Душа человека посли смерти;

Что думают медиумы про обиталище души после смерти?

Приверженцы спиритизма также уверенно убеждают окружающих в том, что жизнь не заканчивается с нашим последним вздохом, человек просто переходит на иной уровень.

Общение медиумов с духами и получение от них подтвержденной информации может служить тому доказательством. Но, конечно же, не самым достоверным.

Мы не рекомендуем вам пользоваться услугами магов и колдунов, которые уверяют, что могут провести ритуал общения с душами, и устанавливают на эту услугу немаленькую стоимость. Как показывает практика, этим занимаются только мошенники.

В подведении итогов можно констатировать факт: каждого интересует и даже пугает вопрос, куда попадет его душа после смерти. Долгие годы люди пытаются узнать правду, разобраться в неизведанном тонком мире.

И практически все желают оттянуть как можно дальше момент, когда придется расстаться с физической оболочкой. Боязнь неизвестности приводит к тому, что люди начинают искать все возможные ответы на вопрос о дальнейшем существовании их души после смерти.

Данная статья приоткрыла вам занавесу тайны.

Также хотим подчеркнуть: чтобы в загробном мире вас ждал покой и гармония, нужно достойно прожить свои годы на земле, развиваясь и накапливая духовную мудрость. Ведь исправить свои ошибки и избрать верный путь человек может только до тех пора, пока жив.

Когда тело умирает, душа попадает в совершенно непривычные для нее, новые условия. Здесь она уже не может ничего изменить и должна смириться с произошедшим. Существенное значение имеет духовное развитие человека при жизни, его глубокая вера в Бога. Именно это помогает душе успокоиться, понять свое подлинное предназначение и найти место в другом измерении.

Люди, испытавшие клиническую смерть, часто описывают свое состояние как стремительное перемещение по темному тоннелю, в конце которого сияет яркий свет.

Индийская философия объясняет этот процесс существованием в нашем теле каналов, по которым дух покидает тело, это:

  • Пупок
  • Гениталии



Если дух выходит через рот, он опять возвращается на Землю; если через пупок – находит пристанище в космосе, а если через гениталии, то попадает в темные миры. При выходе духа из ноздрей он устремляется в сторону луны или солнца. Таким способом жизненная энергия проходит через эти тоннели и покидает тело.

Где находится душа после смерти

После физической погибели нематериальная оболочка человека попадает в тонкий мир и находит там свое место. Основные чувства, мысли и эмоции человека при переходе в другое измерение не меняются, но становятся открытыми для всех его обитателей.

Сначала душа не понимает, что она находится в тонком мире, так как ее мысли и чувства остаются прежними. Способность увидеть свое тело с высоты позволяет ей понять, что она отделилась от него и теперь просто витает в воздухе, легко паря над землей. Все эмоции, которые приходят в этом пространстве, полностью зависят от внутреннего богатства человека, его позитивных или негативных качеств. Именно здесь душа после смерти находит свой ад или рай.



Тонкое измерение состоит из многочисленных слоев и уровней. И если при жизни человек может скрыть свои настоящие помыслы и сущность, то здесь они полностью оголятся. Его эфемерная оболочка должна занять тот уровень, которого достойна. Позиция в тонком мире определяется сущностью человека, его жизненными поступками и духовным развитием.

Все слои иллюзорного мира делятся на низшие и высшие:

  • В низшие уровни попадают те души, которые при жизни получили недостаточное духовное развитие. Они должны находиться только внизу и не могут подняться ввысь, пока не достигнут ясного внутреннего сознания.
  • Обитатели верхних сфер наделены светлыми духовными чувствами и без проблем перемещаются в любом направлении этого измерения.



Попадая в тонкий мир, душа не может врать или утаивать черные, порочные желания. Ее тайная сущность теперь ясно отражается на ее призрачном облике. Если личность при жизни была честна и благородна, ее оболочка сияет ярким заревом и красотой. Темная душа выглядит безобразно, отталкивает своим видом и грязными помыслами.

Что происходит через 9, 40 дней и полгода после смерти

В первые дни после кончины дух человека находится в том месте, где он жил. По церковным канонам, душа после смерти готовится к Божьему суду 40 дней.

  • Первые три дня она путешествует по местам своей земной жизни, а с третьего по девятый она направляется к вратам Рая, где ей открываются особенная атмосфера и счастливое существование этого места.
  • С девятого по сороковой дни душа посещает страшное жилище Тьмы, где ей предстоит увидеть мучения грешников.
  • По истечении 40 дней она должна повиноваться решению Всевышнего о дальнейшей ее участи. Повлиять на течение событий душе не дано, но улучшить ее удел могут молитвы близких родственников.
Смерть Это преобразование оболочки человека в другое состояние, переход в иное измерение.

Родственникам нужно постараться не устраивать громких рыданий или истерик и принять все как данность. Душа все слышит, и такая реакция может доставить ей сильные муки. Родственникам необходимо произносить священные молитвы, чтобы успокоить ее, указать верный путь.

Через полгода и год после кончины дух умершего приходит к своим родственникам в последний раз, чтобы проститься.



Православие и смерть

Для верующего христианина смерть – это не что иное, как переход в вечность. Православный человек верит в загробную жизнь, хотя в разных религиях она представляется по-иному. Неверующий отрицает существование тонкого мира и абсолютно уверен, что жизнь человека заключается в периоде между рождением и кончиной, а затем наступает пустота. Он старается взять от жизни по максимуму и очень боится смерти.

Православному человеку земная жизнь не представляется, как абсолютная ценность. Он твердо уверен в вечном бытие и принимает свое существование, как подготовка к переходу в другое, совершенное измерение. Христиане беспокоятся не о количестве прожитых лет, а о качестве собственной жизни, глубине ее помыслов и деяний. На первое место они ставят духовное богатство, а не звон монет или могущественную власть.

Верующий человек готовится к своему последнему пути, искренне веря, что его душа после смерти обретет вечную жизнь. Он не боится своей кончины и знает, что этот процесс не несет зло или катастрофу. Это просто временное разлучение эфемерной оболочки с телом в ожидании окончательного их воссоединения в тонком мире.



Душа самоубиенного после смерти

Считается, что человек не имеет права лишать себя жизни, так как она дана ему Всевышним, и только он может ее забрать. В минуты страшного отчаяния, боли, страданий человек решает покончить с жизнью не самостоятельно – в этом ему содействует Сатана.

После кончины дух самоубиенного устремляется к Вратам Рая, но вход туда для него закрыт. При его возвращении на землю он начинает длительный и мучительный поиск своего тела, но также не может найти его. Страшные мытарства души длятся очень долго, пока не приходит срок естественной смерти. Только тогда Господь решает, куда отправится измученная душа самоубийцы.



В древние времена людей, покончивших с собой, было запрещено хоронить на кладбище. Их могилы находились на краю дорог, в густом лесу или болотистой местности. Все предметы, при помощи которых человек совершал самоубийство, тщательно уничтожались, а дерево, где произвелось повешение, срубалось и сжигалось.

Переселение душ после смерти

Сторонники теории о переселении душ уверенно утверждают, что душа после смерти обретает новую оболочку, другое тело. Восточные практики заверяют, что трансформирование может происходить до 50 раз. О фактах из своей прошлой жизни человек узнает только в состоянии глубокого транса или при обнаружении у него некоторых заболеваний нервной системы.

Наиболее известным лицом в изучении реинкарнации является психиатр из США Ян Стивенсон. По его теории, неопровержимыми доказательствами переселения души выступают:

  • Уникальная способность говорить на странных языках.
  • Наличие шрамов или родимых пятен у живого и умершего человека в идентичных местах.
  • Точные исторические повествования.

Практически все люди, пережившие реинкарнацию, имеют какие-либо врожденные дефекты. Например, человек, имеющий непонятный нарост на затылке, во время транса вспомнил, что в прошлой жизни его зарубили. Стивенсон начал расследование и нашел семью, где смерть одного из ее членов произошла именно таким способом. Форма раны умершего, словно зеркальное отражение, была точной копией этого нароста.

Подробности о фактах из прошлой жизни поможет вспомнить гипноз. Ученые, проводившие исследования в этой сфере, опросили в состоянии глубокого гипноза несколько сотен человек. Почти 35% из них рассказывали о событиях, которые никогда не происходили с ними в реальной жизни. Некоторые люди начинали говорить на неизвестных языках, с выраженным акцентом или на древнем диалекте.

Однако не все исследования научно доказаны и вызывают множество размышлений и споров. Некоторые скептики уверены, что человек во время гипноза может просто фантазировать или идти на поводу у гипнотизера. Также известно, что невероятные моменты из прошлого могут озвучивать люди после клинической смерти или пациенты с тяжелыми заболеваниями психики.

Медиумы о жизни после смерти

Приверженцы спиритизма в один голос заявляют о том, что существование после смерти продолжается. Доказательством этому является общение медиумов с духами умерших людей, получение от них информации или наставлений близким. По их словам, потусторонний мир не выглядит ужасно, – наоборот, он освещен яркими красками и лучезарным светом, от него исходит тепло и счастье.



Библия осуждает вторжение в мир умерших. Однако существуют почитатели «христианского спиритизма», которые защищают свои действия, приводя в пример учения Зодиака, последователя Иисуса Христа. По его преданиям потусторонний мир духов складывается из разных сфер и слоев, а духовное развитие продолжается даже после смерти.

Абсолютно все утверждения медиумов вызывают любопытство у исследователей паранормальных явлений, и некоторые из них приходят к выводам, что они говорят правду. Однако большинство реалистов уверены, что поклонники спиритизма всего лишь обладают хорошей способностью к убеждению и отличной проницательностью от природы.

«Время собирать камни»

Каждого человека страшит смерть, поэтому он старается докопаться до истины, узнать о неизвестном тонком мире как можно больше. На протяжении жизни он всеми силами старается продлить годы существования, прибегая порой даже к необычным методам.

Однако придет время, и нам придется расстаться со своим привычным миром и уйти в другое измерение. И для того чтобы душа после смерти не блуждала в поисках обретения спокойствия, необходимо достойно прожить отведенные годы, накопить духовное богатство и что-то изменить, понять, простить. Ведь возможность исправить свои ошибки есть только на Земле, когда ты жив, и другого шанса это сделать уже не будет.

В первых девяти главах этой книги мы попытались изложить некоторые основные аспекты православного христианского взгляда на жизнь после смерти, противопоставляя их широко распространенному современному взгляду, а также появившимся на Западе взглядам, которые в некоторых отношениях отошли от древнего Христианского учения. На Западе подлинное христианское учение об Ангелах, воздушном царстве падших духов, о природе общения людей с духами, о небе и аде было потеряно или искажено, в результате чего имеющие место в настоящее время “посмертные” опыты получают совершенно неверное толкование, Единственным удовлетворительным ответом на эту ложную интерпретацию является православное христианское учение.
Настоящая книга имеет слишком ограниченный объем, чтобы изложить полностью православное учение о потустороннем мире и посмертной жизни; наша задача была куда более узкой – изложить это учение в той мере, в какой было бы достаточно, чтобы ответить на вопросы, поднимаемые современными “посмертными” опытами, и указать читателю на те православные тексты, где содержится это учение. В заключение мы специально даем краткое изложение православного учения о судьбе души после смерти. Это изложение состоит из статьи, написанной одним из последних выдающихся богословов нашего времени, архиепископом Иоанном (Максимовичем) за год до его смерти. Его слова напечатаны более узким столбцом, а объяснения к его тексту, комментарии и сравнения напечатаны как обычно.

Архиепископ Иоанн (Максимович)
Жизнь после смерти

Безграничным и безутешным было бы наше горе по умирающим близким, если бы Господь не дал нам вечную жизнь. Жизнь наша была бы бесцельна, если бы она оканчивалась смертью. Какая польза была бы тогда от добродетели и добрых дел? Тогда были бы правы говорящие: “Станем есть и пить, ибо завтра умрем” (1Кор. 15, 32). Но человек создан для бессмертия, и Христос Своим воскресением открыл врата Царства Небесного, вечного блаженства для тех, кто верил в Него и жил праведно. Наша земная жизнь – это приготовление к будущей жизни, а это приготовление завершается смертью. Человекам положено однажды умереть, а потом суд (Евр. 9, 27). Тогда человек оставляет все свои земные попечения; тело его распадается, чтобы вновь восстать при Общем Воскресении.
Но душа его продолжает жить, не прекращая своего существования ни на одно мгновение. Многими явлениями мертвых нам дано было знать частично, что случается с душой, когда она покидает тело. Когда прекращается видение телесными очами, начинается видение духовное. Обращаясь в письме к своей умирающей сестре, епископ Феофан Затворник пишет: “Ведь ты не умрешь. Тело твое умрет, а ты перейдешь в другой мир, живая, себя помнящая и весь окружающий мир узнающая” (“Душеполезное чтение”, август 1894).
После смерти душа жива, и чувства ее обострены, а не ослаблены. Св. Амвросий Медиоланский учит: “Поскольку душа продолжает жить после смерти, остается добро, которое не теряется со смертью, но возрастает. Душа не удерживается никакими препятствиями, ставимыми смертью, но более деятельна, потому что действует в своей собственной сфере без всякой связи с телом, которое ей, скорее, бремя, чем польза” (св. Амвросий “Смерть как благо”).
Преп. авва Дорофей, Отец Газский VI века, суммирует учение ранних Отцов по этому вопросу: “Ибо души помнят все, что было здесь, как говорят Отцы, и слова, и дела, и мысли, и ничего из этого не могут забыть тогда. А сказано в псалме: В тот день исчезают [все] помышления его (Пс. 145, 4); это говорится о помышлениях века сего, т. е. о строении, имуществе, родителях, детях и всяком деянии и поучении. Все сие о том, как душа выходит из тела, погибает… А что она сделала относительно добродетели или страсти, все то помнит, и ничего из этого для нее не погибает… И ничего, как я сказал, не забывает душа из того, что сделала в этом мире, но все помнит по выходе из тела, и притом лучше и яснее, как освободившаяся от земного сего тела” (Авва Дорофей. Поучение 12).
Великий подвижник V века, преп. Иоанн Кассиан, ясно формулирует активное состояние души после смерти в ответе еретикам, верившим в то, что душа после смерти бессознательна: “Души после разлучения с телом бывают не праздны, не остаются без всякого чувства; это доказывает евангельская притча о богатом и Лазаре (Лк. 16, 22-28)… Души умерших не только не лишаются своих чувств, но не теряют и расположений своих, т. е. надежды и страха, радости и скорби, и нечто из того, чего ожидают себе на всеобщем суде, они начинают уже предвкушать… они еще живее становятся и ревностнее прилепляются к прославлению Бога. И действительно, если, рассмотрев свидетельства Священного Писания о природе самой души по мере нашего смысла, несколько порассудим, то не будет ли, не говорю, крайней глупостию, но безумием – хоть слегка подозревать, что драгоценнейшая часть человека (т.е. душа), в которой, по блаженному Апостолу, заключается образ Божий и подобие (1Кор. 11, 7; Кол. 3, 10), по отложении этой дебелости телесной, в которой она находится в настоящей жизни, будто становится бесчувственною – та, которая содержит в себе всякую силу разума, своим причастием даже немое и бесчувственное вещество плоти делает чувствительным? Отсюда следует, и свойство самого разума требует того, чтобы дух по сложении этой плотской дебелости, которая ныне ослабляется, свои разумные силы привел в лучшее состояние, восстановил их более чистыми и более тонкими, а не лишился их” .
Современные “посмертные” опыты сделали людей потрясающе осведомленными о сознательности души после смерти, о большей остроте и быстроте ее умственных способностей. Но самой по себе этой осведомленности недостаточно, чтобы защитить находящегося в таком состоянии от проявлений внетелесной сферы; следует владеть всем христианским учением по этому вопросу.

Начало духовного видения
Часто это духовное видение начинается у умирающих еще до смерти, и все еще видя окружающих и даже беседуя с ними, они видят то, чего не видят другие.
Этот опыт умирающих наблюдался в течение веков, и сегодня подобные случаи с умирающими – не новость. Однако, здесь следует повторить сказанное выше -в гл. 1, ч.2: только в благодатных посещениях праведных, когда появляются святые и Ангелы, мы можем быть уверены, что это явились действительно существа из другого мира. В обычных же случаях, когда умирающий начинает видеть почивших друзей и родственников, это может быть лишь естественное знакомство с невидимым миром, в который он должен войти; подлинная же природа образов почивших, появляющихся в этот момент, известна, возможно, одному лишь Богу, – и нам нет нужды вникать в это.
Ясно, что Бог дает этот опыт как наиболее очевидный способ сообщить умирающему, что потусторонний мир не есть совсем незнакомое место, что жизнь там также характеризуется любовью, которую человек питает к своим близким. Преосвященный Феофан трогательно излагает эту мысль в словах, обращенных к умирающей сестре: “Там встретят тебя батюшка и матушка, братья и сестры. Поклонись им и наши передай приветы, – и проси попещись о нас. Тебя окружат твои дети с своими радостными приветами. Там лучше тебе будет, чем здесь”.

Встреча с духами

Но по выходе из тела душа оказывается среди других духов, добрых и злых. Обычно она тянется к тем, которые ближе ей по духу, и, если находясь в теле, она была под влиянием некоторых из них, то она останется зависимой от них и по выходе из тела, какими бы отвратительными они ни оказались при встрече.
Здесь нам снова серьезно напоминают, что потусторонний мир, хотя и не будет совершенно чужим для нас, но не окажется просто приятной встречей с любимыми “на курорте” счастья, а будет духовным столкновением, которое испытывает расположение нашей души во время жизни – склонялась ли она больше к Ангелам и святым через добродетельную жизнь и повиновением заповедям Божиим или же, путем нерадения и неверия, сделала себя более годной для общества падших духов. Преосвященный Феофан Затворник хорошо сказал (см. выше конец гл. VI), что даже испытание на воздушных мытарствах может оказаться, скорее, испытанием искушениями, чем обвинением.
Хотя сам факт суда в загробной жизни стоит вне всякого сомнения – как частного суда сразу по смерти, так и Страшного Суда в конце света, – внешний приговор Божий будет только ответом на внутреннее расположение, которое душа создала в себе по отношению к Богу и духовным существам.

Первые два дня после смерти

В течение первых двух дней душа наслаждается относительной свободой и может посещать на земле те места, которые ей дороги, но на третий день она перемещается в иные сферы.
Здесь архиепископ Иоанн просто повторяет учение, известное Церкви с IV века. Предание сообщает, что Ангел, сопровождавший в пустыне преп. Макария Александрийского, сказал, объясняя церковное поминовение умерших на третий день по смерти: “Когда в третий день бывает в церкви приношение, то душа умершего получает от стерегущего ее Ангела облегчение в скорби, каковую чувствует от разлучения с телом, получает потому, что славословие и приношение в церкви Божией за нее совершено, отчего в ней рождается благая надежда. Ибо в продолжение двух дней позволяется душе, вместе с находящимися при ней Ангелами, ходить по земле, где она хочет. Посему душа, любящая тело, скитается иногда возле дома, в котором разлучалась с телом, иногда возле гроба, в который положено тело; и таким образом проводит два дня, как птица, ища гнезда себе. А добродетельная душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий день же Тот, Кто воскрес из мертвых, повелевает, в подражание Его воскресению, вознестись всякой душе христианской на небеса для поклонения Богу всяческих” .
В православном чине погребения усопших преп. Иоанн Дамаскин ярко описывает состояние души, расставшейся с телом, но все еще находящейся на земле, бессильной общаться с любимыми, которых она может видеть: “Увы мне, яковый подвиг имать душа, разлучающаяся от телесе! Увы, тогда колико слезит, и несть помилуяй ю! ко Ангелам очи возводящи, бездельно молится: к человекам руце простирающи, не имать помогающаго. Тем же, возлюблении мои братие, помысливше нашу краткую жизнь, преставленному упокоения от Христа просим, и душам нашим велию милость” (Последование погребения мирских человек, стихира самогласна, глас 2).
В письме к мужу упоминавшейся выше своей умирающей сестры св. Феофан пишет: “Ведь сестра-то сама не умрет; тело умирает, а лице умирающего остается. Переходит только в другие порядки жизни. В теле, лежащем под святыми и потом выносимом, ее нет, и в могилу ее не прячут. Она в другом месте. Так же жива, как теперь. В первые часы и дни она будет около вас. – И только не проговорит, – да увидеть ее нельзя, а то тут… Поимейте сие в мысли. Мы, остающиеся, плачем об отшедших, а им сразу легче: то состояние отрадное. Те, кои обмирали и потом вводимы были в тело, находили его очень неудобным жильем. То же будет чувствовать и сестра. Ей там лучше, а мы убиваемся, будто с нею беда какая случилась. Она смотрит и, верно, дивится тому” (“Душеполезное чтение “, август 1894).
Следует иметь в виду, что это описание первых двух дней после смерти дает общее правило , которое ни в коем случае не охватывает всех ситуаций. Действительно, большинство процитированных в этой книге отрывков из православной литературы не подходит под это правило, – и по вполне очевидному соображению: святые, которые совсем не привязывались к мирским вещам, жили в непрестанном ожидании перехода в иной мир, не влекутся даже и к местам, где они творили добрые дела, но сразу же начинают свое восхождение на небо. Другие же, подобно К. Икскулю, начинают свое восхождение ранее двух дней по особому соизволению Божия Провидения. С другой стороны, все современные “посмертные” опыты, как бы они не были фрагментарны, не подходят под это правило: внетелесное состояние есть лишь начало первого периода бесплотного странствия души к местам ее земных привязанностей, но никто из этих людей не пробыл в состоянии смерти достаточно долго, чтобы даже встретить двух Ангелов, которые должны сопровождать их.
Некоторые критики православного учения о посмертной жизни находят, что подобные отклонения от общего правила “посмертного” опыта являются доказательствами противоречий в православном учении, но такие критики понимают все слишком буквально. Описание первых двух дней (а также и последующих) ни в коем случае не является какой-то догмой; это просто модель, которая лишь формулирует самый общий порядок посмертного опыта души. Многие случаи как в православной литературе, так и в рассказах о современных опытах, где мертвые мгновенно являлись живым в первый день или два после смерти (иногда во сне), служат примерами истинности того, что душа действительно остается вблизи земли на некоторое короткое время. (Подлинные явления мертвых после этого краткого периода свободы души куда более редки и всегда бывают по Божьему Произволению с какой-то особой целью, а не по чьей-то собственной воле. Но к третьему дню, а часто и раньше, этот период подходит к концу.)

Мытарства

В это время (на третий день) душа проходит через легионы злых духов, которые преграждают ей путь и обвиняют в различных грехах, в которые сами же они ее и вовлекли. Согласно различным откровениям, существует двадцать таких препятствий, так называемых “мытарств”, на каждом из которых истязуется тот или иной грех; пройдя одно мытарство, душа приходит на следующее. И только успешно пройдя все их, может душа продолжить свой путь, не будучи немедленно ввергнутой в геенну. Как ужасны эти бесы и мытарства, можно видеть из того факта, что Сама Матерь Божия, когда Архангел Гавриил сообщил Ей о приближении смерти, молила Сына Своего избавить душу Ее от этих бесов, и в ответ на Ее молитвы Сам Господь Иисус Христос явился с небес принять душу Пречистой Своей Матери и отвести Ее на небеса. (Это зримо изображено на традиционной православной иконе Успения.) Воистину ужасен третий день для души усопшего, и по этой причине ей особенно нужны молитвы.
В шестой главе приведен ряд святоотеческих и агиографических текстов о мытарствах, и нет нужды добавлять здесь еще что-либо. Однако и здесь мы можем отметить, что описания мытарств соответствуют модели истязаний, которым подвергается душа после смерти, а индивидуальный опыт может значительно отличаться. Малозначительные подробности типа числа мытарств, конечно, второстепенны в сравнении с главным фактом, что душа действительно вскоре после смерти подвергается суду (частный суд), где подводится итог той “невидимой брани”, которую она вела (или не вела) на земле против падших духов.
Продолжая письмо мужу умирающей сестры, епископ Феофан Затворник пишет: У отшедших скоро начинается подвиг перехода через мытарства. Там нужна ей помощь! – Станьте тогда в этой мысли, и вы услышите вопль ее к вам: “Помогите!” – Вот на что вам надлежит устремить все внимание и всю любовь к ней. Я думаю – самое действительное засвидетельствование любви будет – если с минуты отхода души, вы, оставя хлопоты о теле другим, сами отстранитесь и, уединясь, где можно, погрузитесь в молитву о ней в новом ее состоянии, о ее неожиданных нуждах. Начав так, будьте в непрестанном вопле к Богу – ей о помощи, в продолжении шести недель – да и далее. В сказании Феодоры – мешец, из которого Ангелы брали, чтобы отделываться от мытарей, – это были молитвы ее старца. То же будет и ваши молитвы… Не забудьте так сделать… Се и любовь!”
Критики православного учения часто неправильно понимают тот “мешок золота”, из которого на мытарствах Ангелы “платили за долги” блаженной Феодоры; иногда его ошибочно сравнивают с латинским понятием “сверхдолжных заслуг” святых. И здесь также такие критики слишком буквально читают православные тексты. Здесь имеется в виду не что иное, как молитвы об усопших Церкви, в частности, молитвы святого и духовного отца. Форма, в которой это описывается, – вряд ли есть даже необходимость говорить об этом – метафорическая.
Православная Церковь считает учение о мытарствах таким важным, что упоминает о них во многих богослужениях (см. некоторые цитаты в главе о мытарствах). В частности, Церковь особо излагает это учение всем своим умирающим чадам. В “Каноне на исход души”, читаемом священником у одра умирающего члена Церкви, есть следующие тропари:
“Воздушнаго князя насильника, мучителя, страшных путей стоятеля и напраснаго сих словоиспытателя, сподоби мя прейти невозбранно отходяща от земли” (песнь 4).
“Святых Ангел священным и честным рукам преложи мя, Владычице, яко да тех крилы покрывся, не вижу бесчестнаго и смраднаго и мрачнаго бесов образа” (песнь 6).
“Рождшая Господа Вседержителя, горьких мытарств начальника миродержца отжени далече от мене, внегда скончатися хощу, да Тя во веки славлю, Святая Богородице” (песнь 8).
Так умирающий православный христианин приготовляется словами Церкви к предстоящим испытаниям.

Сорок дней

Затем, успешно пройдя через мытарства и поклонившись Богу, душа на протяжении еще тридцати семи дней посещает небесные обители и адские бездны, еще не зная, где она останется, и только на сороковой день назначается ей место до воскресения мертвых.
Конечно, нет ничего странного в том, что, пройдя мытарства и покончив навсегда с земным, душа должна познакомиться с настоящим потусторонним миром, в одной части которого она будет пребывать вечно. Согласно откровению Ангела преп. Макарию Александрийскому, особое церковное поминовение усопших на девятый день после смерти (помимо общего символизма девяти чинов ангельских) связано с тем, что до сего времени душе показывали красоты рая и только после этого, в течение остальной части сорокадневного периода ей показывают мучения и ужасы ада, прежде чем на сороковой день ей будет назначено место, где она будет ожидать воскресения мертвых и Страшного Суда. И здесь также эти числа дают общее правило или модель послесмертной реальности и, несомненно, не все умершие завершают свой путь согласно этому правилу. Мы знаем, что Феодора действительно завершила свое посещение ада именно на сороковой – по земным меркам времени – день.

Состояние души до Страшного Суда

Некоторые души спустя сорок дней оказываются в состоянии предвкушения вечной радости и блаженства, а другие – в страхе вечных мучений, которые полностью начнутся после Страшного Суда. До этого все же возможны изменения в состоянии душ, особенно благодаря принесению за них Бескровной Жертвы (поминовение на Литургии) и других молитв.
Учение Церкви о состоянии душ на небе и в аду до Страшного Суда более подробно изложено в словах св. Марка Эфесского.
Польза молитвы, как общественной, так и частной, о душах, находящихся в аду, описана в житиях святых подвижников и в святоотеческих писаниях. В житии мученицы Перпетуи (III век), например, судьба ее брата была открыта ей в образе наполненного водой водоема, который был расположен так высоко, что он не мог дотянуться до него из того грязного, невыносимо жаркого места, куда он был заключен. Благодаря ее усердной молитве на протяжении целого дня и ночи, он смог дотянуться до водоема, и она увидела его в светлом месте. Из этого она поняла, что он избавлен от наказания .
Аналогичный рассказ есть в житии подвижницы, почившей уже в нашем XX веке, монахини Афанасии (Анастасии Логачевой): “В свое время она предприняла молитвенный подвиг за своего родного брата Павла, в пьяном виде удавившегося. Пошла первоначально к Пелагее Ивановне блаженной , жившей в Дивеевском монастыре, посоветоваться, что бы ей сделать для облегчения загробной участи своего брата, несчастно и нечестиво окончившего свою земную жизнь. На совете решено было так: затвориться Анастасии в своей келье, поститься и молиться за брата, каждодневно прочитывать по 150 раз молитву: Богородице, Дево, радуйся… По истечении сорока дней ей было видение: глубокая пропасть, на дне которой лежал как бы кровавый камень, а на нем – два человека с железными цепями на шее и один из них был ее брат. Когда она сообщила о сем видении блаженной Пелагее, то последняя посоветовала ей повторить подвиг. По истечении вторично 40 дней, она увидела ту же пропасть, тот же камень, на котором были те же два лица с цепями на шее, но только брат ее встал, походил около камня, опять упал на камень, и цепь оказалась на шее его. По передаче сего видения Пелагее Ивановне, последняя посоветовала в третий раз понести тот же подвиг. Через 40 новых дней Анастасия увидела ту же пропасть и тот же камень, на котором находился уже только один неизвестный ей человек, а брат ее уходил от камня и скрылся; оставшийся на камне говорил: “хорошо тебе, у тебя есть на земле сильные заступники”. После сего, блаженная Пелагея сказала: “Твой брат освободился от мучений, но не получил блаженства” .
Подобных случаев много в житиях православных святых и подвижников. Если кто-то склонен к излишнему буквализму в отношении этих видений, то следует, наверное, сказать, что конечно, формы, которые принимают эти видения (обычно во сне), – не обязательно “фотографии” того, в каком положении находится душа в ином мире, но, скорее, образы, передающие духовную правду об улучшении состояния души по молитвам оставшихся на земле.

Молитва об усопших

Как важно поминовение на Литургии, можно видеть из следующих случаев. Еще до прославления святого Феодосия Черниговского (1896), иеромонах (знаменитый старец Алексий из Голосеевского скита Киево-Печерской Лавры, умерший в 1916 г.), переоблачавший мощи, устал, сидя у мощей, задремал и увидел перед собой Святого, который сказал ему: “Спасибо тебе за труд для меня. Прошу также тебя, когда будешь служить Литургию, упомянуть моих родителей”; и он дал их имена (иерей Никита и Мария). (До видения эти имена были неизвестны. Спустя несколько лет после канонизации в монастыре, где св. Феодосий был игуменом, был найден его собственный помянник, который подтвердил эти имена, подтвердил истинность видения.) “Как можешь ты, Святителю, просить моих молитв, когда сам ты стоишь перед Небесным Престолом и подаешь людям Божию благодать?” – спросил Иеромонах. – “Да, это верно, – ответил св. Феодосий, – но приношение на Литургии сильнее моих молитв”.
Поэтому панихида и домашняя молитва об усопших полезны, как и добрые дела, творимые в их воспоминание милостыня или пожертвование на Церковь. Но особенно полезно им поминовение на Божественной литургии. Было много явлений мертвых и других событий, подтверждающих, как полезно поминовение усопших. Многие, умершие в покаянии, но не сумевшие явить его при жизни, были освобождены от мучений и получили упокоение. В Церкви постоянно возносятся молитвы об упокоении усопших, а в коленопреклоненной молитве на вечерне в день Сошествия Святого Духа имеется особое прошение “о иже в аде держимых”.
Св. Григорий Великий, отвечая в своих “Собеседованиях ” на вопрос: “Есть ли нечто такое, что могло бы быть полезно душам после смерти”, учит: “Святое жертвоприношение Христа, нашей спасительной Жертвы, доставляет большую пользу душам даже после смерти при условии, что грехи их могут быть прощены в будущей жизни. Поэтому души усопших иногда просят, чтобы о них была отслужена Литургия… Естественно, надежнее самим при жизни делать то, что, как мы надеемся, другие будут делать о нас после смерти. Лучше совершить исход свободным, чем искать свободы, оказавшись в цепях. Поэтому мы должны от всего сердца презирать этот мир, как если бы его слава уже прошла, и ежедневно приносить Богу жертву наших слез, когда мы приносим в жертву Его священную Плоть и Кровь. Только эта жертва имеет силу спасать душу от вечной смерти, ибо она таинственно представляет нам смерть Единородного Сына” (IV; 57,60).
Св. Григорий приводит несколько примеров явления умерших живым с просьбой отслужить Литургию об их упокоении или благодарящих за это; однажды также один пленный, которого жена считала умершим и по ком она в определенные дни заказывала Литургию, вернулся из плена и рассказал ей, как его в некоторые дни освобождали от цепей – именно в те дни, когда за него совершалась Литургия (IV; 57, 59).
Протестанты обычно считают, что церковные молитвы за усопших несовместимы с необходимостью обрести спасение в первую очередь в этой жизни; “Если ты можешь быть спасен Церковью после смерти, тогда зачем утруждать себя борьбой или искать веру в этой жизни? Будем есть, пить и веселиться”… Конечно, никто из придерживающихся таких взглядов никогда не достигал спасения по церковным молитвам, и очевидно, что такой аргумент является весьма поверхностным и даже лицемерным. Молитва Церкви не может спасти того, кто не хочет спасения или кто никогда сам при жизни не приложил для этого никаких усилий. В известном смысле можно сказать, что молитва Церкви или отдельных христиан об усопшем есть еще один результат жизни этого человека: о нем бы не молились, если бы за свою жизнь он не сделал ничего такого, что могло бы вдохновить такую молитву после его смерти.
Св. Марк Эфесский также обсуждает вопрос о церковной молитве за умерших и облегчении, которое она им доставляет, приводя в качестве примера молитву св. Григория Двоеслова о римском Императоре Траяне, – молитву, вдохновленную добрым делом этого языческого Императора.

Что мы можем сделать для умерших?

Всякий желающий проявить свою любовь к умершим и подать им реальную помощь, может наилучшим образом сделать это молитвой о них и в особенности поминовением на Литургии, когда частицы, изъятые за живых и умерших, погружаются в Кровь Господню со словами: “Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Своею честною, молитвами святых Твоих”.
Ничего лучшего или большего мы не можем сделать для усопших, чем молиться о них, поминая на Литургии. Это им всегда необходимо, особенно в те сорок дней, когда душа умершего следует по пути к вечным селениям. Тело тогда ничего не чувствует: оно не видит собравшихся близких, не обоняет запаха цветов, не слышит надгробных речей. Но душа чувствует молитвы, приносимые за нее, благодарна тем, кто их возносит, и духовно близка к ним.
О, родные и близкие покойных! Делайте для них то, что нужно и что в ваших силах, используйте свои деньги не на внешнее украшение гроба и могилы, а на то, чтобы помочь нуждающимся, в память своих умерших близких, на Церкви, где за них возносятся молитвы. Будьте милосердны к усопшим, позаботьтесь об их душе. Тот же путь лежит и перед вами, и как нам тогда захочется, чтобы нас поминали в молитве! Будем же и сами милостивы к усопшим.
Как только кто умер, немедленно зовите священника или сообщите ему, чтобы он мог прочитать “Молитвы на исход души”, которые положено читать над всеми православными христианами после их смерти. Постарайтесь, по мере возможности, чтобы отпевание было в церкви и чтобы над усопшим до отпевания читалась Псалтирь. Отпевание не должно быть тщательно обставленным, но совершенно необходимо, чтобы оно было полным, без сокращения; думайте тогда не о своем удобстве, но об умершем, с которым вы навеки расстаетесь. Если в церкви одновременно несколько покойников, не отказывайтесь, если вам предложат, чтобы отпевание было общим для всех. Лучше, чтобы отпевание было отслужено одновременно о двух или более усопших, когда молитва собравшихся близких будет более горячей, чем чтобы последовательно было отслужено несколько отпеваний и службы, из-за отсутствия времени и сил, были сокращены, потому что каждое слово молитвы об усопших подобно капле воды для жаждущего. Сразу же позаботьтесь о сорокоусте, т. е. ежедневном поминовении на Литургии в течение сорока дней. Обычно в церквах, где служба совершается ежедневно, усопшие, которых так отпевали, поминаются сорок дней и более. Но если отпевание было в храме, где нет ежедневных служб, сами родственники должны позаботиться и заказать сорокоуст там, где есть ежедневная служба. Хорошо также послать пожертвование в память усопшего монастырям, а также в Иерусалим, где в святых местах возносится непрестанная молитва. Но сорокадневное поминовение должно начаться сразу же по смерти, когда душе особенно нужна молитвенная помощь, и поэтому поминовение следует начать в ближайшем месте, где есть ежедневная служба.
Позаботимся же об ушедших в иной мир до нас, чтобы сделать для них все, что мы можем, помня, что блажени милостивии, яко тии помиловани будут (Мф. 5, 7).

Молитва на исход души

Боже Духов и всякия плоти! Ты твориши ангелы Своя духи, и слуги Своя пламень огненный. Пред Тобою трепещут Херувимы и Серафимы и тьмы тем и тысяща тысящ со страхом и трепетом выну предстоят Престолу Твоему. Ты за хотящих улучити спасение посылаеши на служение святых Твоих Ангелов; Ты и нам грешным коемуждо даеши святаго Ангела Твоего, яко пестуна, еже хранили ны во всех путех наших от всякаго зла и таинственно наставляти и вразумляти ны даже до последняго издыхания нашего. Господи! Ты повеле еси изъяти душу от приснопоминаемаго(-мой) нами раба Твоего (рабы Твоея) (имя ), воля Твоя – воля святая; молим Тя, Жизнодавче Господи, не отними точию ныне от души его (ея) сего пестуна и хранителя ея, не остави ю едину, яко в путь шествующую; повели ему, яко хранителю, не удалятися помощию в сем страшном прохождении ея в мир горний невидимый; молим Тя, да будет убо ей заступником и защитником от злаго сопротивника в прохождении мытарств, дондеже преведет ю к Тебе, яко к Судии неба и земли. О, страшно прохождение сие для души, грядущей на суд Твой нелицеприятный, и имущей в прохождении сем истязатися духами злобы поднебесными! Темже убо молим Тя, Преблагий Господи, благоволи и еще послали святых Твоих Ангелов душе преставльшагося(-шейся) к Тебе раба Твоего (рабы Твоея) (имя ), да защитят, оградят и сохранят ю от нападения и истязания страшных и злых оных духов, яко истязателей и мытарей воздушных, служителей князя тьмы; молим Тя, свободи ю сего злаго обстояния, да не срящет ю злых демонов полчище; сподоби ю безбоязненно, благотишно и невозбранно преяти от земли страшный сей путь со Ангелы Твоими, да вознесут ю поклонитися Престолу Твоему и да приведут ю к свету Твоего милосердия.

Воскресение тела

Однажды весь этот тленный мир придет к концу и наступит вечное Царство Небесное, где души искупленных, воссоединенные со своими воскресшими телами, бессмертные и нетленные, будут навеки пребывать со Христом. Тогда частичная радость и слава, которую даже ныне знают души на небе, сменится полнотой радости нового творения, для которой был создан человек; но те, кто не принял спасения, принесенного на землю Христом, будут мучиться вечно – вместе с их воскресшими телами – в аду. В заключительной главе “Точного изложения православной веры ” преп. Иоанн Дамаскин хорошо описывает это конечное состояние души после смерти:
“Верим же и в воскресение мертвых. Ибо оно истинно будет, будет воскресение мертвых. Но, говоря о воскресении, мы представляем себе воскресение тел. Ибо воскресение есть вторичное воздвижение упавшего; души же, будучи бессмертными, каким образом воскреснут? Ибо, если смерть определяют как отделение души от тела, то воскресение есть, конечно, вторичное соединение души и тела, и вторичное воздвижение разрешившегося и умершего живого существа. Итак, само тело, истлевающее и разрешающееся, оно само воскреснет нетленным. Ибо Тот, Кто в начале произвел его из праха земли, может снова воскресить его, после того, как оно опять, по изречению Творца, разрешилось и возвратилось назад в землю, из которого было взято…
Конечно, если только одна душа упражнялась в подвигах добродетели, то одна только она и будет увенчана. И если одна только она постоянно пребывала в удовольствиях, то по справедливости одна только она была бы и наказана. Но так как ни к добродетели, ни к пороку душа не стремилась отдельно от тела, то по справедливости то и другое вместе получат и воздаяние…
Итак, мы воскреснем, так как души опять соединятся с телами, делающимися бессмертными и совлекающими с себя тление, и явимся к страшному судейскому Христову седалищу; и диавол, и демоны его, и человек его, т. е. антихрист, и нечестивые люди, и грешники будут преданы в огнь вечный, не вещественный, каков огонь, находящийся у нас, но такой, о каком может знать Бог. А сотворшая благая, как солнце, воссияют вместе с Ангелами в жизни вечной, вместе с Господом нашим Иисусом Христом, всегда смотря на Него и будучи видимы Им, и наслаждаясь непрерывным проистекающим от Него веселием, прославляя Его со Отцем и Святым Духом в бесконечные веки веков. Аминь” (стр. 267-272).