Как вы относитесь к Вере в целом и Христианству в частности? Как относится христианство к спорту

Мне не очень нравится, когда атеисты говорят, что все это обман, никто не может знать этого наверняка. И я не верю тем » верующим» котрые » убивают» (как в давние времена) так называемых «еретиков», но думаю многие согласятся, что если бы люди соблюдали божьи законы, то жизнь была бы куда лучше. Так что я считаю что религия это очень даже хорошо.

Я атеист причем активный так что еще и антихрист.Я лично против религии там всех обманывают!

В чем то были мудрее, в чем то наоборот. Предки, такие же люди обыкновенные, как и мы, и ошибки совершали, и высот достигали… К религии я нейтрально отношусь, так уж вышло что мама русская христианка, а папа татарин мусульманин… Вот я и зависла между религиями) но я одно для себя решила — Бог един у всех религий, только посланники разные — Иисус, Аллах, Будда… но тем не менее все они исполняли одну…

Вопросы о природе веры

Что Вы называете верой?

В обыденном языке мы можем использовать глагол “верить” в двух значениях – “верить каким-либо известиям, каким-либо словам” или “верить кому-то, относиться с доверием к определенному человеку”. В христианской вере присутствуют оба этих значения – христиане верят посланию, выраженному в Библии, и христиане верят Богу как личности.
Христианская вера – это ответ Богу, который открылся людям и обратился к ним со Своим словом. Иисус Христос, конкретная историческая личность, человек, Который жил и проповедовал в Палестине первого века, был распят на Кресте, умер и воскрес из мертвых, в Библии назван Словом Божиим. Это означает, что Бог открылся людям, открылся полным и исчерпывающим образом, в личности и деяниях Иисуса Христа.
Приверженцы нехристианских верований или неверующие люди могут выражать почтение к…

В данной статье мы постараемся разобраться с вами в том, что такое вера. Рассматривать понятие мы будем не только с точки зрения религии и теологии, но и как результат исследования ученых.

Вера – это одна из основ самоидентификации и существования человека в обществе, поэтому более точное понимание этого феномена просто необходимо каждому.
Читайте далее, и вы узнаете, что думают о необходимости веры сторонники разных религий, а также социологи, психологи и другие исследователи.

Этимология и классическое значение термина

Прежде чем говорить об определении этого феномена, давайте остановимся на этимологии слова «вера». Значение ученые видят в созвучном прилагательном из латыни. В этом древнем языке «verus» обозначало «правдивый, истинный». Слова со схожим звучанием и значением есть и в древнеирландском, и в древневерхненемецком языках.

Теперь давайте поговорим о том, что такое вера для среднестатистического человека, который не вдается в тонкости…

1). 99 % православных даже не подозревают, что христиане, евреи и мусульмане верят в одного бога. Зовут его Элохим (Аллах).Несмотря на то, что у этого бога есть название, имени собственного у него нет. То есть, слово Элохим (Аллах) -– просто означает «бог».2). Некоторые православные даже не догадываются, что к христианам относятся все люди, которые верят, что Иисус существовал. И католики, и протестанты, и православные.Но на сегодняшний день нет ни одного достоверного подтверждения существования Иисуса, однако Магомет был исторической личностью.3). Мифический Иисус был иудеем по вере и евреем по национальности. Умные евреи, которым не давало покоя, что еврейской паствой рулят только кланы коганов и левитов, решили отпочковаться и создать свою контору, которую впоследствии назвали «христианством.»4). Любая религия имеет целью своего существования всего две вещи. Их следует помнить, кто бы вам какой лапши на уши не вешал.Первая – это обогащение.Вторая – обыдление Обогащаются…

Полемика и апологетика

Самым ранним дошедшим до нас подобным святоотеческим произведением является «Разговор с Трифоном иудеем» святого Иустина Философа. Святой отец утверждает, что силы Святого Духа перестали действовать у иудеев с приходом Христа (Триф. 87). Он указывает, что после пришествия Христа уже больше не было у них ни одного пророка. Вместе с тем святой Иустин подчеркивает продолжение ветхозаветных действий Святого Духа в новозаветной Церкви: «К нам перешло то, что прежде существовало в вашем народе (Триф. 82)»; так что «можно видеть среди нас и женщин, и мужчин, имеющих дары от Духа Божия» (Триф. 88).

Тертуллиан († 220/240) в работе «Против иудеев» обосновывает Божественность Христа через пророчества Ветхого Завета, чудеса Нового…

Отцы Церкви учили нас, что Сократ и другие мудрецы античности были христианами до Христа, что все истинное и прекрасное, что есть в христианстве, и тогда уже незаметно, диффузным образом, проникало в сознание людей и уже жило в мире. Все это была подготовка человечества к Евангелию.

Как Вы относитесь к другим религиям?

Широко, терпимо, с глубочайшим уважением и интересом. Все религии - это попытки человека познать истину Бога. А христианство не является религией - оно есть ответ Бога на наш вопрос.

Является ли правильным противопоставление мусульманства и христианства? Не есть ли мусульманство ветвь между иудаизмом и христианством?

Я отвечу таким образом: в основе всего лежала огромная часть Священного Писания - Ветхий Завет. На Ветхом Завете было построено христианство, явление Христа…

О вере, о христианском пути

59. При прочтении Евангелия у меня возник вопрос: что означает погубить свою душу ради Христа?

Это значит принуждать себя исполнять заповеди Христа, которые записаны в Священном Писании Нового Завета. Почему здесь употреблено такое сильное слово? Потому что человек обычно сопротивляется этим заповедям. Каждый может увидеть это на себе: если от прочтения Евангелия мы перейдём к исполнению его, то увидим, насколько это тяжело. Но спросят: зачем тогда всё это нужно, зачем мучить себя? будем делать, что можем, а остальное – «Господь простит»… Дело в том, что в христианской жизни нельзя стоять на одном месте. Если человек останавливается, значит, он «сдаёт позиции». Чтобы быть христианином, нужно всегда прилагать для этого усилие; а если этого не делать, то христианство наше лишится свободы и творчества и будет лишь названием, но не сутью жизни – что и происходит сейчас в так называемом «христианском мире».

60. Меня очень волнует вопрос о…

Так уж повелось, что Аркаим сегодня это центр скопления эзотериков всех уровней. Там и лечат от бесплодия и играют свадьбы, туда едут как в сакральный центр. Но, родноверы считают его чуть ли не главным аргументом того, что славяне очень древний этнос. В кругах родноверия считают, что культура и быть потомков иранцев, а именно такой этнический состав утвердили учёные за Аркаимом, и есть наследие великого прошлого славянского язычества.

Сам Г. Зданович, учёный, который открыл и спас от затопления протогородской комплекс, пишет: «Мы, славяне, считаем себя людьми пришлыми, а это неверно. Здесь (на Южном Урале. - В. Ш.) уже с каменного века обитали индоевропейцы, индоиранцы, они и вошли в состав казахов, башкир, славян - эта та общая нить, которая связывает всех нас».

Вот как учёные, в частности открыватель Аркаима описывают это сооружение.

Специалисты, изучившие планировку протогорода, утверждают, что его геометрия совершенна (См. - «Аркаим….

прот. Александр Мень

Каково отношение Православной Церкви к иудаизму?

Иудаизмом мы называем религию, которая возникла после христианства, но очень скоро после него. Была единственная основа для трех главных монотеистических религий: эта основа называется Ветхий Завет, созданная в рамках и в лоне древнеизраильской культуры. На этой базе сначала возникает позднее иудейство, в лоне которого рождается Христос и проповедуют апостолы. К концу I столетия возникает религия, которая называется иудаизм. Что у нас, у христиан, общего с этой религией? И они, и мы признаем Ветхий Завет, только для нас это часть Библии, для них - вся Библия. У нас есть свои уставные книги, которые определяют церковную и богослужебную жизнь. Это типиконы, новоканоны, церковные уставы и так далее. Иудаизм развивал аналогичные, но уже свои каноны. В чем-то они совпадают с нашими, в чем-то отделяются.

Как понимают богоизбранность современные…

Если отталкиваться от того, как либерализм традиционно понимают в Европе (классический либерализм), то его содержание — ограниченное правительство, экономическая свобода, минимальное государственное принуждение — вполне соответствует библейским стандартам государственного устройства. Идея о том, что самое важное в мире — это свободная человеческая личность, которая важнее общества, важнее нации, важнее государства – глубоко христианская по сути: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит» — сказал Господь.

Концепция общества-муравейника, где человек — только винтик машины, предельно далека от замысла Создателя. Бог делает все для каждого. В Церкви каждый член по своему ценен. Бог встретится с нами лицом к лицу, а не народом с народом или государством с государством. И свобода — это величайший дар Бога свободным созданиям, людям и ангелам, который даже Всемогущий оградил неприкосновенностью.

Функции государства в соответствии с Библией…

ХРИСТИАНСТВО И ТВОРЧЕСТВО /ОТЕЦ АЛЕКСАНДР МЕНЬ ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ/

Человечество связано между собой узами духовного единства и ответственности, потому что люди передают друг другу не только генетический код, но и духовное наследие. Оно развивается, и творчество человечества постоянно идет в двух направлениях, поляризуясь позитивно и негативно. Полярности возрастают и все время противостоят друг другу. Нет прямой эволюции, а есть накопление сил добра и накопление сил зла. И творчество в этом процессе имеет огромное значение, потому что человек - образ и подобие Божие. Богу люди предстоят все вместе, и в идеальном состоянии они должны быть имманентны друг другу, то есть взаимопроникающи, чего человек достигает в какие-то мгновения любви, дружбы, во время сопереживания каких-то процессов. В целом люди друг от друга еще отделены. Но вспомните, в «Философических письмах» Чаадаева есть его перевод слов Паскаля о том, что человечество - это один человек, живущий вечно.

Миллионы лет…

Атеисты отвечают на вопросы

11.10.2005 Статьи/Атеизм

Какой только ерунды не напишут верующие об атеистах. Недавно я прочитал очередной шедевр православной пропаганды «40 признаков того, что Вы — атеист-фанатик», вот только некоторые выдержки от туда:

Вы утверждаете, что нужно скептически относиться ко всему, но считаете глупцами всех тех, кто скептически относится к теории эволюции.

Вы считаете, что атеисты, обратившиеся в христианство, либо лгут, либо никогда не были «настоящими атеистами».

Вы были разочарованы, узнав, что не все христиане понимают каждое слово в Библии буквально.

Вы считаете, что Библия — художественная литература, а «Код да Винчи» — документальная.

Вы скорее поверите в хоббитов, эльфов и орков, чем в Иисуса.

Вы гордитесь тем, что свободны от предрассудков, в отличие от тупых, ненормальных, агрессивных и жадных христиан.

Вы обижаетесь на Бога за то, что Его нет.

Вы утверждаете,…

6. Наука опровергла христианство

«При моей научной подготовке трудно, если вообще возможно, принять христианские идеи, – объяснял Томас, молодой врач-стажер азиатского происхождения. – Веря в эволюцию, я не могу примириться с библейскими донаучными представлениями о происхождении жизни».

«В Библии полно описаний чудес, – добавляет Мишель, студентка медицинского факультета. – Их просто не могло быть».

Бестселлеры Ричарда Докинза, Дэниела Деннета и Сэма Харриса наводят на мысли, что наука в целом и теория эволюции в частности сделали веру в Бога необязательной и устарелой. Широко известны слова Докинза: «Хотя атеизм мог быть логически здравым и до Дарвина, но именно Дарвин дал атеизму возможность быть рационально убедительным»1. В книге «Бог как иллюзия» Докинз заходит еще дальше. Он утверждает, что нельзя быть и обладателем развитого научного мышления, и при этом придерживаться религиозных убеждений: или одно, или другое. В подтверждение он указывает:…

Ольга Седакова: Вере нужны сами вещи,
а не их названия

Интервью с Дмитрием Узланером для «Русского Журнала»

Часто говорят, что номинальных православных христиан в России много, а истинно верующих мало. Социологи в таких случаях пишут, что для многих христианство это «культурная идентичность», но лишь для немногих это еще и нечто большее-то есть реальное содержание их жизни. Как вы думаете, есть ли какое-то напряжение между культурной идентичностью и собственно «идентичностью в вере». Или это надуманная проблема?

Здесь у нас, с одной стороны, большая путаница, а с другой - реальная сложность. Православие теперь многие воспринимают как прежде всего культурную, а часто даже этническую идентичность («русский - значит православный», или так: «я православный, хотя в Бога не верю»). При этом имеется в виду не столько «вера отцов», а культурное наследство, национальная традиция наподобие тех, которыми занимается этнография. В самом деле, в дореволюционной России,…

Отвечает: Василий Юнак

3.117. Dima (dixt@???.ru) пишет: «Как относится христианство к спорту? Многие ученые склоняются к тому что в процессе повседневной деятельности человека (особенно мужчин) накапливаются неврозы, агрессия, как совершенно естественный процесс, причем сгустки этой энергии требуют высвобождения, ведь человек активный вид. У кого-то выход этой энергии сопровождается депрессией, у кого-то конфликтами с окружающими, а иногда выливается даже в войны. Чтобы избежать всех этих негативных последствий они рекомендуют направлять эту накопившуюся энергию в мирное русло — спорт. В спорте происходит соперничество между братьями, основанное на эгоизме, но ведь все это как бы понарошку, за пределами спортивной площадки они снова становятся доброжелательными друг к другу.»

Христианство, как Вы понимаете, весьма многолико. Поэтому, говоря о христианстве, любой ответ будет верен, но только в отношении тех или иных христиан. Различные деноминации имеют прямо противоположные мнения по этому поводу: одни совершенно отрицают спорт, а иные даже представляют его как составную часть своего вероучения, в то время, как для других спорт является одним из видов занятия, как например, работа на производстве или в торговле, так что они абсолютно ничего не говорят по этому поводу.

Библия также не много говорит о спорте непосредственно. Вот, чуть ли не единственный текст Писаний, говорящий о спорте: «Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы — нетленного. И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (1Кор 9:24-27). Кто-то может еще усмотреть спорт и в других словах апостола: «Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца. От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры» (2Тим 2:22,23). Однако по справедливости следует признать, что всякие «состязания» в Библии в первую очередь подразумевают словесные споры и судебные разбирательства.

Однако, «человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце» (1Цар 16:7). «Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога» (Рим 2:28,29). Священное Писание умалчивает относительно весьма многих вопросов, но это вовсе не значит, что Господь одобряет или принимает все то, что не запрещено в Библии конкретно. Слово Божье преподает принципы, а не конкретные ответы на конкретные вопросы. И потому, в Священном Писани мы можем найти ответ на абсолютно любой вопрос.

Обратимся к тем же самым «состязаниям». Советский человек привык ко всякого рода соревнованиям, начиная от спортивных, и заканчивая «соц» соревнованиями, в которых, подчас, и не ясно было, в чем оно заключалось, но важно, чтобы все соревновались. Библия везде рассматривает состязания как негативное явление, которое приводит к раздорам и спорам. И хотя Вы говорите, что «В спорте происходит соперничество между братьями, основанное на эгоизме, но ведь все это как бы понарошку, за пределами спортивной площадки они снова становятся доброжелательными друг к другу.» Но действительно ли это так? Понарошку ли происходят драки на хоккейном поле? Понарошку ли некоторые боксеры убивают своих противников? Я знаю, что есть благородные спортсмены, которые готовы сойти с дистанции, чтобы помочь пострадавшему сопернику, хотя они могли бы стать победителями. Я не хочу измерять всех одной меркой. Но чего стоит признание: «В спорте происходит соперничество между братьями, основанное на эгоизме». А знаете ли Вы, дорогой Брат Дмитрий, что стремление к первенству, эгоизм и гордость являются самыми страшными грехами? Именно эти пороки породили сатану. Нет, я скорее поверю, что спортсмены понарошку доброжелательны друг ко другу. Даже в одной и той же команде, как они относятся к тому, кто стал причиной проигрыша — упустил мяч, например? А как ведут себя некоторые фанаты спортивных команд? А ведь это — неотъемлемая часть спорта, потому что спорт без зрителей — ничто. А давайте подумаем о сверхприбылях спортивного бизнеса. Как и любые другие сверхприбыли — это нечестный заработок.

Я мог бы сейчас привести целый ряд текстов из Священного Писания, которые говорят о полезном труде. Какая польза от спорта? Спорт даже не оздоровляет (если что и оздоровляет, то это не спорт, а физкультура, которая имеет мало общего со спортом в своей сущности), а гораздо больше калечит людей. Работа на износ, на пределе сил, травматизм — неизменные спутники спортсмена. Зачастую спортсмены, и особенно спортсменки, не могут иметь здоровых детей. А чего стоят все допинги, к которым прибегают нечестные спортсмены, разрушая при этом свое здоровье. А ведь тело человеческое — храм Святого Духа. Может ли Святой Дух обитать в таких людях? Библия призывает нас все делать во славу Божию (1Кор 10:31). А кому приносят славу спортивные состязания? Уверен — кому угодно, но только не Богу!

Как видите, спорт имеет достаточно негативных сторон (я уж не говорю о том, что бесцельные действия притупляют человека). Причем, страдает не только сам спортсмен, как физически, так и духовно. Страдают болельщики, страдают их семьи (сколько семейных драм произошло только от того, что кто-то чрезмерно увлекся просмотром спортивных телепередач). И все это только ради того, чтобы кто-то освободился от своих «неврозов»? Скорей всего здесь совершенно другая заинтересованность — сатана, враг рода человеческого, нашел прекрасный способ, как отнять у человека время, здоровье, деньги, добрые взаимоотношения…

А те ученые, которые предлагают «выпускать пар» таким образом, следуют вослед атеистическим учениям некоторых психиатров типа Фрейда, которые умышленно шли на разрушение христианской морали. Но всякие стрессы и агрессии надо не высвобождать, а удалять из нашей жизни: «Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф 4:31,32). Христианство имеет гораздо более действенный метод борьбы с подобным состоянием человека: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал 5:22,23).

«Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте» (Флп 4:8), «и не участвуйте в бесплодных делах тьмы» (Еф 5:11). Поэтому, «Если мы живем духом, то по духу и поступать должны. Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать» (Гал 5:25,26).

В. Легойда: Сегодня у нас в гостях Алексей Ильич Осипов , профессор Московской Духовной Семинарии и Академии, доктор богословия, человек, воспитавший не одно поколение священнослужителей.

Алексей Ильич, в одной из своих статей вы называете христианство «антирелигиозной религией». С чем связано такое, на мой взгляд, весьма неожиданное определение?

А. Осипов: Ответы довольно часто начинают с чего-нибудь необычного. И я, пожалуй, тоже употреблю этот прием. Кажется, православие и марксизм – вещи трудно соединимые. Но Фридрих Энгельс, один из гениев марксизма, тщательно изучал христианскую историю, – и сделал вывод, что христианство, возникнув на мировой арене, вступило в резкое противоречие со всеми окружавшими его религиями. А Карл Маркс в своих работах иногда прямо называет христианство религией революционной .

О чем идет речь? Оказывается, о вещах весьма и весьма серьезных. Дело в том, что вывод Энгельса действительно вполне соответствует сути христианского учения – как вероучения, так и понимания самой духовной жизни, и христианской нравственности. Верно: христианство вступило в резкое противоречие с другими религиями. В чем это противоречие? Это слишком большой вопрос, чтобы здесь ответить на него полностью. Но кое на что можно обратить внимание.

Если бы сейчас перед нами сидели представители почти всех религий и мы могли обратиться к ним и задать вопрос: «Кто достигнет цели своей жизни или спасения, с точки зрения вашего религиозного учения?» – то, я думаю, ответ всюду был бы совершенно однозначен. В том числе, и со стороны православия.

В. Легойда: И кто? Святой человек?

А. Осипов: Конечно! Тот, кто тщательно исполняет все заповеди, все повеления Пророка и т.д.

В. Легойда: А разве это не так, Алексей Ильич?

А. Осипов: Вот тут – парадокс! Если мы обратимся к истории христианства, к его самой начальной стадии, то столкнемся с совершенно поразительным фактом. Первым в рай входит… ну, как сказать… К слову «разбойник» мы уже как-то привыкли… Можно сказать сильнее: негодяй, убийца! Я не знаю, что уж он такого сделал, что по вполне справедливым нормам и римского законодательства, и иудейского был приговорен к самой страшной казни. Он сам признал это: «И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли»…

В. Легойда: Речь идет о разбойнике, который был распят с правой стороны от Христа?

А. Осипов: Да. Этот разбойник исповедовал свою вину, осознал, что он действительно достойно приговорен к этой казни. И что он слышит от Самого основателя христианства, от Того, Кто для христиан является и Богом, и Спасителем, и Идеалом? «Сегодня же будешь со Мной в раю»! Кто будет в раю, еще раз спрашиваю? Разбойник. Это же потрясающая вещь!

В. Легойда: А с чем это связано? Почему так?

А. Осипов: Хороший вопрос. Но я сейчас обращаю ваше внимание на то, что этим фактом христианство ниспровергло все обычные, естественные для представителя каждой религии нормы: спасается святой. Здесь первый в рай входит негодяй!

И еще два-три момента. Мы видим почти то же самое, когда Христос идет среди шума и толпы и встречает Закхея, мытаря. Кто такие мытари? Это настоящие мошенники, которые брали с людей налоги в два-три, я даже не знаю, во сколько раз больше. Обманщики! Закхей захотел увидеть Христа. А он был небольшого роста, и ему пришлось залезть на дерево, чтобы посмотреть, каков Христос. И здесь мы опять встречаемся с удивительным фактом. Христос мог видеть душу человека. Он видел, почему Закхей влез на эту смоковницу. Видимо, не просто из любопытства, было и что-то другое.

Что – вскоре открылось. Он говорит: «Закхей, сойди! Мне сегодня нужно будет быть у тебя». Закхей устраивает прием, на котором кого только нет – мытари, грешники и т.д. И что происходит с Закхеем? Он говорит: «Всем, кого я обидел, я воздам вчетверо». Христос ему отвечает: «Пришло спасение этому дому». Опять спасение – кому? Что он сделал доброго в жизни? Ничего!

В. Легойда: Получается, христианство спасает негодяев, что ли?

А. Осипов: Вот-вот, я как раз о том и говорю. Совершенно антирелигиозная религия! Ужасные вещи предлагает!

В. Легойда: Но ведь эти люди спаслись не из-за того, что они негодяи?

А. Осипов: Ну, давайте вместе разберем, а то один я, наверное, не сумею! (смеется)

Почему же разбойник и мытарь получили такое обещание? Почему та женщина, которая была взята, – то же самое? Ее же привели, чтобы побить камнями, и спросили у Христа: «Что Ты скажешь?» А Христос сказал: «И Я тебя не осуждаю. Иди и впредь не греши». В этих словах есть некий ключ. Она-то продолжала жить, а разбойнику уже ничего не оставалось…

В. Легойда: Алексей Ильич, давайте напомним нашим телезрителям, что речь идет о евангельском эпизоде, когда к Христу приводят женщину, застанную в прелюбодеянии. По еврейскому закону того времени ее должны были побить камнями насмерть. Фарисеи специально приводят эту женщину ко Христу, устраивая Ему очередную ловушку. Если Он скажет, что ее нужно простить, значит, Он против закона Моисея. А если Он скажет, что ее нужно побить камнями, значит, Он выступает за убийство. Ситуация практически безвыходная. И Христос поступает совершенно неожиданным для них образом.

А. Осипов: Да-да. Так что же, собственно, утверждает христианство, когда предлагает такие странные вещи? Оно, в отличие от прочих религий, которые были до Христа, – в том числе и от иудейской, ветхозаветной, богооткровенной религии, – обращает внимание на самую сердцевину человеческой души, человеческой личности и говорит о том, что же такое спасение.

Спасение – это не долг, который отдает Бог человеку, исполняющему Его повеления. Совсем нет! Спасение – это не что иное, как состояние души, подобное свойствам Божиим.

Каково же было представление о Боге в дохристианскую эпоху и какое представление дает христианство? Во всей дохристианской истории – в язычестве, в ветхозаветной религии, – божество было всесильным существом, творцом, судьей. В одних случаях, может быть, более милостивым, в других – немилосердным, даже мстительным. Откройте Библию и посмотрите: Бог мстит, наказывает и т.д.

В. Легойда: Это в Ветхом Завете, в дохристианскую эпоху?

А. Осипов: Да, в Ветхом Завете. А в языческих религиях даже приносили человеческие жертвы – бросали детей в пасть раскаленной статуи Молоха, чтобы задобрить божество. Только таким образом можно было свыше что-то получить.

Христианство утверждает совершенно парадоксальные и небывалые вещи. Бог абсолютно ни в чем не нуждается: ни в каких наших дарах и ни в каких наших делах. Бог есть Любовь и только Любовь. У Бога нет мести по отношению к человеку. И оказывается, спасение заключается не в том, что Бог дает что-то человеку за его дела. А спасение есть ни что иное, как соединение сердцевины человеческого существа, в которой его душа, личность, его «я», воля, сердце, ум, – т.е. духа человеческого – с Духом Божиим .

В. Легойда: Алексей Ильич, если позволите, я вас перебью. Мне кажется, что вы выделили два самых важных отличия христианства от других религий. Прежде всего – это отношение к людям. Христианство обращено не только к успешным и не к тем, кто жестко и слепо исполняет закон, пусть даже данный свыше. Оно обращается, в том числе, и к тем, кому тяжело и кто сейчас по тем или иным причинам не способен – и сам понимает это – исполнить этот закон. И второе – собственно, вытекающее из первого, это представление о Самом Боге. Бог предстает не только в качестве судьи и творца, а в качестве всеобъемлющей Любви и стремится распространить эту любовь на всех людей. А еще какие-нибудь существенные, с вашей точки зрения, отличия христианства от других религий есть?

А. Осипов: Я как раз не договорил об одном важнейшем отличии. Во всех других религиях Бог рассматривается как податель благ, а может быть, и наказаний – в зависимости от поведения человека. Отношение к Нему примерно такое: я угодил кому-то значительному и богатому, он сам мне не нужен, мне нужны его дары, его кошелек, а не он. Не Бог нужен, а Царство Его нужно, уголочек рая.

Маленькая иллюстрация. На одной из ассамблей Всемирного Совета Церквей в Ванкувере каждое пленарное заседание предварялось маленькими, пятиминутными фильмами. И один из них мне врезался в память. Показывали за пять минут всю историю человечества, а люди изображались в виде муравьев. Начали с каменного века, потом показали луки, стрелы, мечи, машины. Наконец – самолеты, здания: Манхэттен в Нью-Йорке, небоскребы… И потом вдруг – ядерный взрыв, в воздух поднимается гриб! Страшное разрушение, нагромождение камней, все оказывается уничтожено. И с неба – огромный Божественный перст, указующий: вот что вы сами себе сделали!

И вдруг из какой-то трещинки выскакивает муравейчик, водит усиками. Потом видит этот перст, начинает бегать вокруг него. Ничего: перст его не трогает. Муравей поднимается на лапки, трогает, отскакивает – ничего страшного. Наконец, осмелев, он впивается хоботком в перст Божий и начинает сосать оттуда кровь!

Примерно таково отношение к Богу во всех дохристианских и, могу сказать, и в постхристианских религиях. Бог как источник благ им нужен, а не Сам по себе.

Христианство решительно отвергло это. Те, кому Бог не нужен, а нужны Его дары, – это как раз распинатели Христа, которые, казалось бы, исполнили все, чтобы получить награду, – и оказались предателями Истины. В христианстве целью является Сам Бог, а не Его дары. Соединение с Богом оказывается величайшим благом, ибо Бог, по определению, есть Любовь, а скажите – что может быть выше для человека? Ничего.

Вот в чем принципиальное и важнейшее отличие христианства, отличие номер один: понимание Бога и отношение человека к Богу – совсем другие.

В. Легойда: Алексей Ильич, значит ли это, что, принципиально отвергая отношение человека и Бога в других религиях, приходя с новым пониманием этого, христианство тем самым отвергает и другие религии? Как, в таком случае христианин должен относиться к другим религиям, понимая, что их представления о Боге – совсем иные?

А. Осипов: Представления о Боге – одно дело. Каждое представление о Боге проистекает из внутреннего, интуитивного чувства и искания человека, его попытки понимания смысла своей жизни, мира и всего бытия в целом. Это так называемая «естественная религия», искреннее стремление такие вещи понять. Поскольку каждый человек может по-своему осмыслить эту свою интуицию и свое чувство Бога, и возникали разные варианты религиозных представлений. Но в них был этот положительный импульс, положительный вектор искания. Недаром многие раннехристианские апологеты первых веков называли, например, греческую философию «пестуном», «детоводителем ко Христу». Более того, они даже называли греческих философов «христианами до Христа»!

В. Легойда: Алексей Ильич, я хотел бы вам и нашим телезрителям представить постоянных участников нашей программы – это студенты университета МГИМО и сотрудники редакции журнала «Фома». Я уверен, что у ребят есть вопросы. Если позволите, я бы хотел, чтобы они их задали вам, пользуясь возможностью.

Илья, студент: Получается, чтобы соединиться с Духом Божиим, необязательно быть праведником. Тогда вопрос: зачем соблюдать заповеди Христа, зачем молиться, если можно вести грешную жизнь, а потом в конце просто раскаяться? Зачем нужны традиции, обычаи, Таинства?

А. Осипов: Человек может делать зло не потому, что он желает зла, а по причинам совсем другого порядка. Подчас он не может справиться с собой. Я уже сколько раз себе говорю: «С завтрашнего дня я больше никого не осуждаю!» Утром мне звонок, я подпрыгиваю: «Ах, он такой-сякой, немазаный!» Хотя знаю, что осуждать никого нельзя. Я знаю, что нельзя никому завидовать, но вдруг наградили моего лучшего друга, а меня – нет. А я же знаю, что я лучше! И я весь позеленел.

Одно дело, когда человек все-таки хотел бы быть лучше, но, к сожалению, никак не получается. Он, например, с детства попал в шайку разбойников или в такую среду, которая совершенно ясно и однозначно требует вещей, совершенно противоположных человеческому естеству. Он живет в этой среде, и она стала для него нормальной и естественной. Но он все это делает не потому, что стремится к злу и хочет быть негодяем. Вы попробуйте подойти к какому-нибудь настоящему негодяю, если найдете такого человека, и сказать: «Ну и негодяй же ты!» Он вам тут же покажет!

Человек, который творит зло не потому, что он хочет зла, а потому что он воспитан в таких условиях, где совершенно другие устои и принципы морали, сохраняет возможность раскаяния. Это раскаяние состоит в решительном отвержении всего того, что, как он увидел, является злом. Недаром у святых отцов есть выражение, что покаяние – это, прежде всего, ненависть к греху. Вот когда человек раскаивается от всей души, отвергает зло, с ненавистью его отбрасывает, – он и имеет самое ценное. Вот кто спасается.

Я говорил о разбойнике, распятом справа от Христа. А ведь промыслительно был и другой разбойник, который был распят слева и о котором ничего положительного не сказано. Он так и не раскаялся, хотя был таким же разбойником. Вот, оказывается, спасение в чем – в искреннем стремлении человека к святыне, к правде, к истине. «Искреннее» – это значит, что он хочет всеми силами, какие у него есть, это делать. Христианство говорит, что человек, который искренне раскаивается, оказывается, выше того, кто исполняет все предписания и даже свечку передает через правое плечо, а не через левое. А вот про таких «исполнителей», помните, что Христос в Евангелии говорит? «Змеи и порождения ехиднины! Гробы, окрашенные снаружи!» Вот о чем идет речь.

В. Легойда: Алексей Ильич, я хотел бы уточнить. Человек может хотеть быть лучше, но не сейчас, а потом. Помните, как в своей «Исповеди» писал? Когда он в молодости молился, он говорил: «Господи, пожалуйста, сделай меня лучше, – но не сейчас, а чуть позже! Сейчас я еще покушаю и попью…» Мне кажется, что прозвучавший здесь вопрос, собственно, этим и продиктован. Например, я молодой человек, я хочу быть лучше, но лет через двадцать…

А. Осипов: Ну, я думаю, каждый поймет, что тут лукавство. А «муж с двоящимися мыслями (смотрите, какие замечательные слова есть в Новом Завете!) неустроен во всех делах своих». И жизни человеческие показывают, что тот, кто говорит: «Вот я сейчас поживу в свое удовольствие, а потом раскаюсь», – никогда этого не может сделать. Может помешать моментальная, неожиданная смерть, или в конце концов человек впадет уже в такое состояние ожесточения, когда ни о каком раскаянии даже речи не идет. Это очевидное лукавство, которое человек очень легко может увидеть, если снимет розовые очки.

В. Легойда: Спасибо, Алексей Ильич! Ребята, есть еще вопросы?

Студент: Есть ли в православии какая-нибудь норма, как, например, в исламе, чтобы человек какие-то вещи выполнил, все, какие вспомнил, грехи исповедовал, причастился – и мог успокоиться?

А. Осипов: Это не норма, это некое искаженное представление о норме. Здесь надо сказать, что есть заповеди, а есть церковные предписания, нормы и правила, которые имеют только одну-единственную цель – помочь исполнению заповедей.

Знаете, можно поститься – и превратиться в настоящего сатану. Делать все, что положено, все церковные правила исполнять – и возомнить себя, не знаю кем. «Все исполняю? Все! Я человек очень хороший: верный в семье, на работе честный, каждый пост пощусь, исповедуюсь, причащаюсь… Я лучший в мире, вам понятно? Не подходите ко мне на целый километр – опалю огнем своей святости!» А в чем беда? В том, что мы восприняли церковные предписания, правила как самодостаточные средства соединения с Богом. А по определению Бог есть Любовь и величайшее смирение. Это Крест Христов доказал.

Я недавно посмотрел «Страсти Христовы» Гибсона. Спасибо ему! Наконец-то за всю историю христианства мы смогли увидеть, что перенес Христос ради нас. Это какое нужно иметь смирение и потрясающую любовь, чтобы находиться в таких муках, страданиях, перенести все это и с креста сказать: «Отче, прости им, ибо они не знают, что делают!» Это просто что-то потрясающее!

Бог есть смирение и любовь, любовь и смирение. Поэтому все заповеди должны привести человека к этому состоянию. Если же они приводят к самомнению, тогда все эти церковные предписания не только ничего не стоят, а становятся вредными для человека, орудиями его гибели. И мы видим сколько угодно таких случаев.

Кстати, в прелесть-то кто впадал? Нет, мы все, конечно, в прелести, но в это особое состояние самомнения – кто впадал? Великие подвижники, которые подумали, что этими подвигами они могут угодить Богу. Помните, было видение? Сатана явился ему и говорит: «Антоний, ты мало ешь, а я совсем не ем. Ты мало спишь, а я совсем не сплю. Не этим ты победил меня, а смирением». Кстати, вы почувствовали здесь лукавство? Не возгордится ли Антоний своим смирением?

Алла, студентка: В одной из евангельских притч говорится, что в одном винограднике были работники, которые работали там целый день, потом к ним присоединились люди, которые работали там в течение половины дня. И напоследок пришла третья смена, которая проработала там час. А награду все получили одну и ту же. Понятно, что под виноградником имеется в виду работа ради Господа Бога и под наградой понимается Царствие Небесное. Но ведь это несправедливо!

А. Осипов: Да, несправедливо. Помните, как там возмутились те, кто пришли с утра? Это то, о чем мы только что сейчас говорили: одна из опасностей для каждого христианина – придать какое-то особое значение своим усилиям по доброделанию и исполнению заповедей.

Вообще, вы знаете, какой критерий христианства? Смирение не видит себя смиренным! Более того, как говорили египетские пустынники, та добродетель, которая становится очевидной для всех, теряет всю свою цену. И мы находим удивительное предсказание древних подвижников, – кстати, о последних временах. Они говорили, что последние монашествующие «не будут уже иметь тех подвигов, которые имели мы (а подвиги, какие они имели, это что-то действительно потрясающее, сейчас мы настолько слабы, что ничего такого не можем сделать), они будут спасаться смиренным терпением скорбей». Смиренным – т.е. с осознанием, что они ничего не могут сделать. Еще раз – смирением они будут спасаться! Оказывается, вот тот последний критерий, благодаря которому только человеческий дух может прийти к соединению с Богом.

Внимание! В ответе исходя из убеждений религиоведения описывается оккультная практика, не одобряемая в большинстве обычных религий.

Мистика (греч. mageia - чародейство, чернокнижниченство, чудо) - совокупа представлений, обрядов и действий, связанных с верой в возможность оказывать влияние на окружающую реальность (людей, животных, предметы и явления беспристрастного мира) особенными методами, хорошими от ежедневной практической деятельности.

Мистика - одна из основ архаической цивилизации. Истоки этой формы религиозных верований были описаны английским этнографом Б. Малиновским (1884-1942) в его работе «Магия, наука и религия».

Человек обращается к магии тогда, когда он не уверен в собственных силах, когда над ним властвуют случайность и неопределенность. Это принуждает его полагаться на помощь сверхчеловеческих сил и совершать волшебные действия. В глубочайшей древности волшебные представления и ритуалы имели общий (недифференцированный) нрав, однако в предстоящем произошла их дифференциация.

Современные этнографы и религиоведы систематизируют магию по способам и целям воздействия.

По способам воздействия мистика делится на:

  • контактную (методом конкретного соприкосновения «носителя волшебной силы» с объектом, на который ориентировано действие);
  • инициальную (волшебный акт ориентирован на объект, который недосягаем для субъекта волшебной деятельности);
  • парциальную (опосредованное воздействие через остриженные волосы либо ногти, остатки еды, которые тем либо другим методом попадают к носителю волшебной силы);
  • имитативную (воздействие на подобие объекта).
  • По целям воздействия мистика делится на:

  • вредоносную;
  • целебную;
  • любовную;
  • промысловую и т.п.
  • Обычно волшебные приемы совершали специально приготовленные люди - чародеи, колдуны и шаманы, которые воспользовались особенным почетом и почтением у первобытных людей. На более поздних ступенях исторического развития они были оттеснены на задний план жрецами и священнослужителями. С появлением развитых религий их профессия была демонизирована, а сами они подвергались преследованиям. Но в определенные периоды публичного развития наблюдается завышенный энтузиазм к магии и деятельности чернокнижников, чародеев и шаманов.

    Современная наука опровергает существование волшебных явлений как беспристрастной действительности, относя их к проявлениям внушения и самовнушения.

    Христианская точка зрения на магию

    С христианской точки зрения мистика представляет собой совокупа способов связи и взаимодействия с инфернальными (низшими, демоническими) сферами духовного мира. Способы магии содержат в себе, кроме всего остального, религиозное поклонение и служение (молитвой и жертвоприношением) демонам. Все эти действия (внедрение специальной символики, молитвы, заклинания, жертвоприношения) предоставляют возможность демонам выйти на «связь», т.е. на прямой контакт с человеком. А человеку - возможность решать актуальные трудности при помощи отпавших от Бога ангелов (бесов). Для христианства не существует разделения магии на «чёрную» и «белую» - все колдуны и колдуны черпают силу из 1-го источника.

    Отношение к магии в исламе

    Коран и Сунна определяют негативное отношение ислама к практике магии и чернокнижническтва, потому для мусульман они категорически запрещены. Хоть какой, кто занимается мистикой, впадает в куфр (неверие). Считается, что воззвание мусульманина за советом к колдуну, гадателю либо чародею приводит к тому, что его молитва 40 дней не принимается Всевышним.

    Согласно Сунне, пророк Мухаммад произнес: «Тот, кто дует на узлы, тот практикует магию, а тот, кто практикует магию, является мушриком (язычником)» (ат-Табарани). Не считая того, Абдулла ибн Масуд передал, что «любой, кто идет к предсказателю, колдуну либо прорицателю, спрашивая что-то и веря произнесенному, то он опровергает то, что было ниспослано Мухаммаду» (аль-Баззар, Абу Яаъля).

    Первоисточники:

  • sr.artap.ru - статья «Магия» в кн.: Новый словарь религиоведения / Авт.-сост. О.К. Садовников, Г.В. Згурский; под ред. С.Н. Смоленского. Ростов на дону н/Д: Феникс, 2010.
  • ru.wikipedia.org - материал из Википедии;
  • zagovor.ru - что такое мистика (правоверная точка зрения);
  • islam.ru - отношение ислама к практике магии и чернокнижническтва.
  • Дополнительно на сайт:

  • Что такое темная мистика?
  • Что такое порча?
  • Что такое вуду?
  • Что такое суеверие?
  • Какие виды суеверий есть?
  • Что такое грех?
  • Для кого сотворен веб-сайт «Заговор.ру»?