Индивидуальный подход на уроках физической культуры. Учебно-методический материал по физкультуре на тему: Индивидуально-дифференцированный подход на уроках физической культуры с учётом физической подготовленности и состояния здоровья обучающихся

Муниципальное Казённое Общеобразовательное Учреждение для детей с ограниченными возможностями здоровья "Школа - интернат" Юргинского городского округа

ДОКЛАД НА ТЕМУ:

Дифференцированный подход к учащимся на уроках физической культуры.

Учитель физической культуры

Тартыков Марат Ильясович

Дифференцированный подход на уроках тесно связан с методикой проведения занятий. Учителю физической культуры необходимо планировать работу, учитывая возрастные, типовые и индивидуальные особенности детей, и проводить обучение так, чтобы приобретение знаний, умений и навыков стало для них потребностью, приносило радость и внутреннее удовлетворение. Как добиться этого, если в классе ученики с разным уровнем физической подготовки. У каждого учителя физкультуры есть свои специфические методы работы, но всех педагогов объединяют чуткое и внимательное отношение к учащимся, индивидуальный подход к каждому, что очень важно для повышения успеваемости.

Огромную роль в работе учителя, особенно со старшими классами, играет его личность: педагогическое мастерство и человеческие качества, которые вызывают ту или

иную реакцию учащихся не только на него самого, но и на предмет, который он преподает. Ученик должен испытывать от результатов своего труда только радость, получать чувство внутреннего удовлетворения. Правильно рассчитанная физическая нагрузка является важным условием для воспитания в детях уверенности в своих силах, появления положительного психологического настроя, необходимого для достижения успеха.

При индивидуальной работе с учениками на уроках физической культуры необходимо учитывать психологический тип школьника. Так, у неуравновешенного,

легковозбудимого, с резкими переменами настроения и частыми нервными срывами

ученика можно наблюдать скачкообразный характер усвоения материала. Совсем по-

другому идет работа у спокойного, уравновешенного ребенка: он равномерно, относительно быстро и прочно от урока к уроку усваивает учебный материал, в то время как неуравновешенный ученик – гораздо медленнее и не столь прочно.

Выделяют три характерные группы школьников:

1) быстро и отлично усваивающие материал, имеющие хорошую физическую подготовленность и, как правило, отличную или хорошую успеваемость по всем

предметам;

2) хорошо и отлично, но медленно усваивающие материал, имеющие средние показатели физического развития;

3) посредственно и плохо усваивающие материал на уроках физкультуры. Причины этого, как правило, кроются в недостаточном физическом развитии и отклонениях в состоянии здоровья. Индивидуальный подход к старшеклассникам. В старшей школе индивидуальная работа должна быть направлена на то, чтобы как можно дольше сохранялся эффект от нагрузок, получаемых на занятиях, и быстрее происходило восстановление организма. Важно также, чтобы учащиеся не пропускали занятия, так как при больших перерывах физиологические реакции, вызванные физической нагрузкой, возвращаются к их исходному уровню, а в дальнейшем при отсутствии нагрузки даже оказываются ниже исходного. В этом случае происходит угасание условно-рефлекторных связей, которые лежат в основе формирования двигательных умений и навыков.

Особенности методики индивидуального подхода

1. Осуществление индивидуального подхода требует изучения личности учащихся,

выявления их индивидуальных особенностей.

2. Индивидуальный подход к учащимся должен обеспечивать рост показателей всех

школьников, а не только отстающих.

3. Особое значение имеет выбор формы организации детей на уроке.

4. Распределение учащихся по отделениям на уроках физической культуры

целесообразно проводить с учетом их подготовленности.

5. Индивидуализация методики обучения на уроках физической культуры должна

предусматривать:

создание доступных условий для выполнения упражнений в зависимости от особенностей развития двигательных качеств;

методическую последовательность изучения учебного материала в соответствии с уровнем подготовленности каждого отделения.

Распределение по группам

Распределение учащихся по группам обычно производится в зависимости от их физической подготовленности, а также успешности в данном виде спорта. Это позволяет

планировать методику обучения всей группы (отделения), уделяя внимание каждому

ученику. Однако такое распределение может быть неправильно воспринято учениками. Поэтому, чтобы они не потеряли интерес к занятиям, в группе должен быть лидер, за которым тянулись бы остальные ученики. В спортивных играх и различных эстафетах группы и команды целесообразно делать смешанными (по силе), где каждый ученик вносит свой вклад в победу команды. Тогда более слабые будут стремиться достичь высоких спортивных результатов.

План урока.

4 класс.

Тема: Баскетбол.

Задачи: Развитие двигательных качеств.

Цель: Изучение тактико-технических действий в баскетболе.

Место: Спортзал.

Инвентарь: Мячи баскетбольные, скакалки.

Ход урока.

1.Вводная часть (12м). Построение, приветствие, провести опрос о состоянии здоровья, напомнить о соблюдении техники безопасности. Объявить тему и цель урока, проведение разминки, ОФП, упражнение в движении по кругу, перестроение в колонну по

4. Выполнять упражнения начиная с самомассажа, разминку кистей рук, выполнение

круговых упражнений, упражнение в парах с сопротивлением, ведение баскетбольного мяча по кругу левой и правой рукой, броски по кольцу с двух шагов.

2.Основная часть (30м). Объяснить тактико-технические действия при ведении мяча, передачах, бросках по кольцу. Разделить на команды и провести встречную эстафету с элементами ведения в движений. При выполнения заданий соблюдать технику безопасности. Использование игровых моментов в игре разделить команды по смешенному принципу: два мальчика и две девочки в одной команде. Продолжительность игры 2х5; по окончанию игры и по окончанию игрового времени выполнить штрафные броски, указать на правильность постановки руки. В игре соблюдать правила игры, при нарушении указывать на ошибки и методы их устранения.

3. Заключительная часть (3 мин.).

Провести упражнения на восстановление дыхания и расслабления мышц. Подвести итоги урока, что получилось, что не получилось. Провести опрос о значении данного вида спорта. Наметить планы на последующие уроки. Организованно проследовать в раздевалку.

Самоанализ урока.

4 класс

Тема урока: Спортивные игры – баскетбол с физкультурно-оздоровительной

направленностью.

Цель занятия: подготовка учащихся к изучению учебного материала в тактико-технической и оздоровительной направленностью в спортивной игре.

Образовательные задачи на уроке направлены на формирование у учащихся знаний и способах, решения задач тактико-технических действий и правил соревнований.

Выполняя все мероприятия по технике безопасности во время занятий (на разминке во время игры). При поведении различных упражнений: подвижные игры, эстафеты с мячом, выявляются слабые и сильные стороны каждого ученика. В данном классе лидирующую массу составляют мальчики, из девочек 2 имеют отклонение по состоянию здоровья, но и они стремятся показать свои навыки и учение в баскетболе. Во время разминки учитываю нагрузку по состоянию здоровья, основываясь на данные медицинские обследования, и даю рекомендации при выполнений специальных упражнений по щадящему режиму. Во время урока ограничиваю время игры и часто меняю партнеров по команде и чередую нагрузку с отдыхом. При выполнении штрафных бросков показываю, как правильно выполнять броски, постановку руки, ног, туловища при этом происходит исправление ошибок. Многократное повторение даёт возможность совершенствовать тактические и технические действия в баскетболе, что соответствует задачам данного урока. На уроках спортивных игр, уделяя внимание на развитие практических навыков необходимых в различных жизненных ситуациях. Вооружая учащихся глубокими знаниями нравственного качества на практике, применяя разнообразные методы и приёмы обучения. Наряду с комбинированными уроками провожу уроки-игры, уроки-соревнования. В процессе урока побуждаю у учащихся самостоятельность в решении поставленных задач, опираясь на знания ранее изученного материала. Уделяю внимание индивидуальной работе с учащимися, что позволяет улучшению в техническом плане у учащихся. Соблюдаю временной режим на уроке подготовительной части -- 12 мин., основной части – 30мин., заключительной – 3мин.

Все компоненты урока соответствуют задачам. На освоение нового материала затрачиваю 20мин., на закрепление старого – 10, на подготовку к освоению материала --

8, на восстановление -- 1-2 и на проведение тактических действий -- 3-5 мин. Время использовано рационально, класс активно выполнял задачи, обеспечена логическая связь между частями урока. Организован контроль усвоения знания, умений, навыков по принципу отталкивания, подскоки, передачи, как надо действовать, указывая на ошибки. Время, затраченное на замечание и исправление ошибок не влияет на время, отведенное на игру. В заключительной части провожу игру на внимание. Урок прошёл на высоком эмоциональном уровне, что предупреждает утомление. За счет игровой направленности ученики приобретают знание, умение навыки для дальнейшего своего развития и после уроков. При поведении итогов и выставлении оценок комментирую ту или иную оценку. Провожу опрос о значении данного вида спорта и необходимости дальнейших занятий.

Большое значение приобретают мотивация к занятиям физическими упражнениями, активность детей на уроках физической культуры и различных спортивных мероприятиях.

Перед учащимися необходимо поставить цель и стимулировать их к ее достижению,

искать новые интересные формы и методы работы для приобщения их к активным

занятиям физкультурой. Одним из методических приемов является перевод учащихся из

одного отделения в другое по мере их успехов.

Обучение по карточкам.

Рассматривая вопрос индивидуального подхода к обучению и развитию двигательных качеств, необходимо сказать о некоторых приемах и методах, применяемых

на уроках физической культуры. Одним из них является работа по карточкам с заданиями.

Например, весь программный материал раздела «Гимнастика» можно разделить на маленькие порции – задания. Эти задания, а также сведения о развитии различных

физических качеств и нормативные требования данного раздела программы записывают

на карточках. По объему материала и сложности задания карточки могут быть неодинаковыми, чтобы каждый ученик мог выбрать себе задание по силам и спокойно работать над ним, но при этом он обязательно должен выполнить материал со всех карточек. Такая методика позволяет не торопиться с выполнением упражнения, а отложить его, чтобы успеть подготовиться к ответу. Учителю на протяжении урока нужно консультировать детей, помогать им выполнять сложные задания, обучать новым движениям, страховать их. При таком подходе у учителя остается достаточно времени для помощи менее подготовленным учащимся, а дети, в свою очередь, могут самостоятельно объединиться в группы по 2–3 человека, чтобы вместе работать над упражнением. Ребята, выполнившие задания на выбранных ими первоначально карточках, переходят к следующим, и т.д. Главное в этой методике – общая занятость учащихся на уроке, возможность осваивать доступные на данный момент задания. Это повышает их заинтересованность и улучшает эмоциональное состояние.

Формы и методы работы на уроках физической культуры.

Использование игрового и соревновательного методов для повышения двигательной активности и достижения удовлетворенностью уроками физической культуры. Большинство учителей считают, что, придя в школу, дети становятся взрослыми (играть нужно было в детском саду) и на уроке они должны строго выполнять все

требования выдвигаемые учителем для достижения определенной цели. Мы часто забываем, что даже взрослые любят играть, а дети, тем более, не зависимо от того

возраста, в котором они находятся.

Одна из главнейших функций игры – педагогическая, она издавна является одним из основных средств и методов воспитания. Понятие игрового метода в сфере воспитания отражает методические особенности игры. При этом игровой метод необязательно связан с какими-либо общепринятыми играми, например, футболом, баскетболом или элементарными подвижными играми. В принципе он может быть применен на основе любых физических упражнений при условии, что они поддаются организации в соответствии с особенностями этого метода. В игре почти всегда существуют различные пути выигрыша, допускаемые правилами игры. Играющим предоставляется простор для творческого решения двигательных задач, внезапное изменение ситуации по ходу игры обязывает решать эти задачи в кратчайшие сроки и с полной мобилизацией двигательных способностей. В большинстве игр воссоздаются довольно сложные и ярко эмоционально окрашенные межчеловеческие отношения типа сотрудничества, взаимопомощи, взаимовыручки, а также типа соперничества, противоборства, когда сталкиваются противоположно направленные стремления. Игровой метод, в силу всех присущих ему особенностей, вызывает глубокий эмоциональный отклик и позволяет удовлетворить в полной мере двигательную потребность занимающихся. Тем самым, способствует созданию положительного эмоционального фона на занятиях и возникновению чувства удовлетворенности, что в свою очередь создает положительное отношение детей к занятиям физическими упражнениями.

Соревновательный метод обладает такой же способностью создавать положительный эмоциональный фон и положительное отношение к занятиям физическими упражнениями так же, как игровой метод. Соревновательный метод в процессе физического воспитания используется как в относительно элементарных формах, так и в развернутой форме. В первом случае речь идет о нем, как о подчиненном элементе общей организации занятия, во втором - о самостоятельной относительной форме организации занятий. Основной смысл физкультуры в школе- приучить учеников к подвижному образу жизни и побудить их заниматься спортом в свободное время, а затем и на протяжение всей остальной жизни. Выясняется, что для того, чтобы физкультура стала для детей приятным и интересным уроком, учителю нужно сосредоточить больше внимания на личностных достижениях учеников, а не сравнении детей между собой.

В методическом материале "Индивидуально-дифференцированный подход на уроках физической культуры с учётом физической подготовленности и состояния здоровья обучающихся" рассмотрены способы и приёмы индивидуализации учебного процесса на уроках физкультуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

«Кузбасский региональный институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования»

Факультет повышения квалификации

Кафедра педагогических и здоровьесберегающих технологий

Индивидуально-дифференцированный подход

на уроках физической культуры

с учётом физической подготовленности

и состояния здоровья обучающихся

(реферат)

Исполнитель:

Азаров Юрий Николаевич,

учитель физической культуры

МБОУ «Сош № 37» г.Кемерово

Консультант:

Душенина Татьяна Владимировна ,

зав. кафедрой педагогических и

здоровьесберегающих технологий

Кемерово 2012

Стр.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3

ГЛАВА 1. Учёт состояния здоровья и подготовленности школьников в осуществлении воспитательно-образовательного процесса на уроках физической культуры

1.1. Индивидуальный подход к учащимся……………………………………....5

1.2. Дифференцированный подход к учащимся с учётом состояния здоровья, оценка физической подготовленности……………………………………..……7

ГЛАВА 2. Методы индивидуализации и дифференциации в практике физического воспитания

2.1. Методы индивидуализации…………………………………………...……12

2.2. Технология дифференцированного подхода к школьникам в обучении на уроках физической культуры………………………………………………...…14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….………20

ЛИТЕРАТУРА …………………………………………………………………..21

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….22

ВВЕДЕНИЕ

Проблема индивидуальных различий детей и их дифференцированного обучения давно волнует учителей и учёных и является не только социально-психологической и философской, но и собственно педагогической проблемой .

Индивидуальный подход к учащемуся можно обеспечить только в том случае, если педагог точно определит исходный уровень его обученности, индивидуальные способности, что возможно только на основе проведения тщательного тестирования. В дальнейшем, путем подбора необходимых средств обучения и проведения индивидуальных консультаций (в том числе и по поводу методики построения индивидуальной траектории обучения для данного конкретного учащегося) учащийся приобретает необходимые знания и умения в соответствии с поставленными учебными задачами.

На практике индивидуальное обучение в чистом виде используется сравнительно редко. Чаще всего индивидуальное обучение сочетается с дифференцированным обучением, то есть реализуется на основе дифференциации. Таким образом, личностно-ориентированное обучение по определению является обучением дифференцированным.

В настоящее время уровень физической подготовленности и состояние здоровья детей и молодёжи оценивается как неудовлетворительный. Одной из причин сложившегося положения является крайне слабая ориентированность школы на формирование и развитие индивидуальности ученика, его разнообразных способностей, дарований и интересов.

Учитель должен уметь не представлять класс в виде однородной массы, а различать в нём группы учащихся и даже отдельных учеников. Это является непременным условием успешного учебного процесса сегодня в нашей массовой школе.

Способен ли учитель физической культуры осуществить индивидуальный подход к каждому из 25-30 находящихся на уроке учеников, выполнить свою задачу – научить каждого?

В этой работе я постараюсь дать теоретическое описание индивидуального подхода и способам дифференциации учебного процесса; описать свой опыт работы по применению индивидуального подхода к обучающимся на уроках физической культуры с учётом физической подготовленности и состояния здоровья учащихся.

ГЛАВА 1. Учёт состояния здоровья и физической подготовленности школьников в осуществлении воспитательно-образовательного процесса на уроках физической культуры.

1.1. Индивидуальный подход к учащимся.

Индивидуальный подход к учащимся – это один из самых главных принципов современного урока физической культуры. Суть его – изучение особенностей каждого ученика и нахождение адекватных методов обучения и воспитания.

Индивидуальный подход не обязательно выражается в проведении занятий отдельно с каждым учеником. Он предполагает разумное сочетание всех способов организации деятельности учащихся – фронтального, группового и индивидуального. Обязательным же является постоянное пристальное внимание к работе каждого ученика.

Как это осуществлять? Следует провести чёткое разделение (дифференцирование) учащихся по уровню физической подготовленности, физического развития и состояния здоровья. Надо принимать во внимание тип телосложения, темперамент, волевые качества, интересы.

Под индивидуализацией обучения понимается – учёт в процессе обучения индивидуальных особенностей конкретного ученика.

Обеспечить индивидуальный подход в обучении и воспитании – это значит систематически изучать учащихся, стремиться в обучении и воспитании найти верный подход к каждому из них, использовать показатели экспресс-тестов.

Индивидуализация учебного процесса направлена на усовершенствование методики преподавания. Стараясь лучше обучать, учитель стремится изучить индивидуальные особенности своих учеников, подбирает к каждому свой ключик. Учитель должен различать в классе группы учащихся и даже отдельных учеников. Это является непременным условием успешного учебного процесса сегодня в нашей массовой школе.

Особенно внимательно следует учитывать индивидуальные особенности каждого школьника, включая показатели его физического развития. К отдельным учащимся с выраженными высокими или, наоборот, низкими темпами развития и созревания нельзя предъявлять одинаковые требования, особенно при оценке выполнения учебных нормативов. В этих случаях целесообразно оценивать не абсолютные показатели выполнения нормативов, а больше ориентироваться на индивидуальные достижения в тех или иных показателях двигательной подготовленности на протяжении учебного года.

Дети одного возраста неодинаковы по показателям роста, веса, функциональным и двигательным возможностям. Кроме того, в среднем школьном возрасте наблюдается резкое расхождение между биологическим и календарным возрастом.

1.2. Дифференцированный подход к учащимся с учётом состояния здоровья, оценка физической подготовленности.

Дифференцированный подход – группировка учащихся на основе каких-либо их особенностей (пола, возраста, состояния здоровья, уровня физической подготовленности, особенности восприятия) для отдельного обучения.

Дифференциация – учёт групповых особенностей учащихся в процессе обучения.

В целях дифференцированного подхода к организации уроков физической культуры все обучающиеся общеобразовательных учреждений в зависимости от состояния здоровья делятся на 3 группы:

1. Основная – учащиеся без отклонений в состоянии здоровья, занимаются физическими упражнениями в полном объёме.

Учащиеся основной медицинской группы имеющие хорошее и среднее физическое развитие, как правило, отличаются соответственно высоким уровнем развития двигательных качеств. Но у одних превалирует выносливость, у других – сила, у третьих – скоростно-силовые качества. Это необходимо учитывать и при проведении упражнений. Той группе учащихся, у которой наиболее развиты силовые качества, можно увеличивать отягощения и число повторений соответствующих упражнений; той группе учащихся, у которой недостаёт общей выносливости, следует давать домашнее задание по длительному бегу и т. п.

Среди учащихся основной группы могут быть мальчики и девочки без систематической физической подготовки, хотя и не имеющие отклонений в состоянии здоровья. Таким учащимся рекомендуется давать конкретные домашние задания, приучать их к самостоятельным занятиям. Временно можно снизить к ним требования на уроках. Если учащиеся выполняют упражнения, требующие проявления смелости, то нужно облегчить условия их выполнения. Например, снизить высоту снаряда (козёл, конь, бревно), поддержать ученика, при спусках на лыжах перевести на менее крутое направление или на более короткий склон.

2. Подготовительная – учащиеся с недостаточным физическим развитием и низкой физической подготовленностью, или имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья. Занимаются на уроках, но не сдают контрольных нормативов. К этой же группе относятся дети со стойкими нарушениями осанки и незначительными отклонениями в состоянии здоровья (небольшая потеря зрения, слуха, туберкулёзная интоксикация, повышенное кровяное давление и др.).

Учащиеся подготовительной медицинской группы занимаются физической культурой совместно с учащимися основной группы по общей программе. Схема урока общая как для учеников основной, так и подготовительной медицинских групп. Основное различие – в дозировке физической нагрузки.

Во вводной части урока для подготовительной группы учитель даёт меньшее число повторений упражнений и предлагает более длительные паузы между ними для отдыха. Особенно это важно при выполнении упражнений, требующих значительной быстроты, силы и выносливости. Общеразвивающие упражнения проводятся в удобном для каждого ученика темпе.

В основной части урока учитель, используя индивидуальный подход, применяет больше подводящих и подготовительных упражнений. Число повторений упражнений зависит от степени усвоения учебного материала и переносимости физической нагрузки.

В заключительной части урока основная и подготовительная группы объединяются и вместе выполняют упражнения.

Учащимся подготовительной медицинской группы учитель даёт индивидуальные задания (индивидуальные упражнения, которые помогают формировать недостаточно развитые двигательные качества, корректировать нарушения костно-мышечной системы) для самостоятельного выполнения, включает индивидуальные упражнения в общий комплекс утренней гимнастики, консультирует по вопросам самоконтроля.

Для школьников с пониженными функциями отдельных систем организма индивидуализация обучения должна быть ведущей. Им не рекомендуется выполнять упражнения, связанные с натуживанием и задержкой дыхания. Для укрепления сердечно-сосудистой системы в процессе занятий физическими упражнениями необходимо чередовать с дыхательными и упражнениями на расслабление. При этом внимательно следить, чтобы у детей не было одышки, болевых ощущений в области сердца или печени, головокружения.

3. Специальная – учащиеся, имеющие в состоянии здоровья отклонения постоянного или временного характера и требующие ограничения физических нагрузок, но допущенные к выполнению учебной работы.

Специальную медицинскую группу условно можно разделить на две подгруппы: подгруппу А – обучающиеся с обратимыми заболеваниями, ослабленные различными заболеваниями, которые после лечебно-оздоровительных мероприятий могут быть переведены в подготовительную группу и подгруппу Б - школьники, имеющие тяжёлые, необратимые изменения в деятельности органов и систем (органические поражения сердечно-сосудистой, мочевыделительной системы, печени; высокая степень нарушения коррекции зрения с изменением глазного дна и др.).

При комплектовании СМГ школьный врач и учитель физической культуры, кроме диагноза заболевания и данных о функциональном состоянии обучающихся, должны также знать уровень их физической подготовленности, который определяется при помощи двигательных тестов. В качестве тестов допустимо использовать только те упражнения, которые с учётом формы и тяжести заболевания не противопоказаны обучающимся.

Общую выносливость обучающегося можно оценить при беге (ходьбе) в течение шести минут. Тестируемый выполняет упражнение в удобном для него темпе, переходя с бега на ходьбу и обратно в соответствии с его самочувствием. Тест выполняется на беговой дорожке стадиона или в спортивном зале образовательного учреждения. Результатом теста является расстояние пройденное обучающимся.

Оценку скоростно-силовых качеств, силы мышц обучающегося можно проводить при прыжке в длину с места. Прыжок проводится на нескользкой поверхности. Сделав взмах руками назад, резко выносит их вперёд и, толкнувшись обеими ногами, прыгает как можно дальше. Результатом является максимальная длина прыжка, которая засчитывается из трёх попыток.

Силу мышц рук и плечевого пояса можно оценить с помощью сгибания и разгибания рук в упоре лёжа (при выпрямленном туловище). Выполняя упражнения, обучающийся опирается на выпрямленные в локтях руки и носки ног (во время сгибания рук живот не должен касаться пола). Засчитывается количество выполненных упражнений.

Броски и ловля теннисного мяча двумя руками с расстояния 1 метра от стенки в течение 30 секунд в максимальном темпе могут свидетельствовать о координации движений, ловкости, быстроте двигательной реакции. Засчитывается количество пойманных мячей.

Прыжки через скакалку на двух ногах помогают судить о координации движений, ловкости, быстроте двигательной реакции, скоростной выносливости, силе мышц ног. Засчитывается количество прыжков с одной попытки до момента отказа тестируемого.

Приседания, выполняемые в произвольном темпе до утомления, позволяют оценить силовую выносливость. Засчитывается количество выполненных упражнений до момента отказа тестируемого.

Тесты физической подготовленности для учащихся первого года обучения в составе СМГ проводятся в декабре и апреле, для второго и последующих лет обучения – в сентябре, декабре и апреле.

Оценка физической подготовленности школьников.

Два раза в году – в сентябре и в мае – проводятся тесты. Комплекс тестов для оценки уровня общей физической подготовленности должен быть простым и не занимать много времени. Поэтому можно ограничиться четырьмя упражнениями: бег на быстроту (на 30, 60, 100 м), бег на выносливость (6 мин), скоростно-силовое упражнение (прыжок в длину с места) и упражнение на силовую выносливость (отжимание в упоре лёжа, с опорой на гимнастическую скамейку или подтягивание).

По результатам тестирования учитель определяет, какие качества для школьников ведущие, а какие – отстающие. Результаты обязательно объявляют ученикам сразу или после проведения всех тестов и фиксируются в рабочем журнале учителя. Лучше, если результаты тестов будут фиксироваться в таблице и всегда будут доступны для учеников (висеть в зале на стене). У ученика появится желание сравнить свой результат с ранее зафиксированным, добиться лучшего результата.

После тестирования необходимо разделить класс на группы (отделения), взять на отдельный учёт как наименее, так и наиболее подготовленных учеников.

ГЛАВА 2. Методы индивидуализации и дифференциации в практике физического воспитания.

1.1. Методы индивидуализации.

В каждом классе большая наполняемость учеников - 25-30 человек, возможно и больше. При нагрузке 30 часов учитель работает в 10-ти классах. Значит на одного учителя приходится примерно 250-300 детей. Можно ли организовать индивидуальный подход к каждому ученику за 45 минут урока? Может ли учитель запомнить каждого ребёнка по имени и фамилии, да ещё помнить какие у ребёнка проблемы со здоровьем? В идеале прозвучал бы ответ – ДОЛЖЕН! Но, увы, человек – не компьютер и держать столько информации в голове он не может. Обычно хорошо запоминаются те дети, которые обладают какими-либо отличительными особенностями – запоминающейся внешностью, способностями к спортивной деятельности, опережающим или наоборот слабым физическим развитием, поведением. А научить надо каждого, к каждому подойти индивидуально, учесть все его особенности. Это очень трудно! Но организовать урок так, чтобы сохранилась его оздоровительная направленность; так, чтобы каждый ребёнок получил необходимую оптимальную нагрузку; так, чтобы ученик почувствовал, что учитель замечает его на каждом уроке и обращается именно к нему – всё таки можно! Это зависит от опыта и коммуникативных способностей учителя, способности к распределению внимания, наблюдательности. Во время учебных занятий, просто в общении с детьми следует держать в поле зрения всю учебную группу, секцию или команду. В разговоре с ребятами нужно стараться переводить взгляд с одного на другого, подолгу ни на ком его не задерживая, стремясь создать впечатление у каждого, что именно его вы избрали объектом своего внимания.

Существует несколько методов (способов) организации деятельности учащихся на уроке физической культуры. Это:

  1. фронтальный способ – упражнения выполняются всеми учащимися одновременно. Этот способ применяется при выполнении строевых, общеразвивающих упражнений, а также упражнений в ходьбе, беге, передвижениях на лыжах и т.п.;
  1. групповой способ – упражнения выполняются одновременно несколькими группами учащихся;
  1. поточный способ – учащиеся выполняют заданные упражнения друг за другом;
  1. индивидуальный способ – отдельные ученики, получив задание, самостоятельно выполняют его. Обычно такие задания дают отстающим в овладении тем или иным упражнением или, наоборот, сильнейшим, которые занимаются в спортшколе. Учитель контролирует выполнение заданий.

Индивидуальный подход к учащимся можно осуществлять и при фронтальном, поточном, групповом методах. При одинаковых для основной части учащихся заданиях, некоторым учащимся их облегчают или, наоборот, усложняют. Например, при прыжках через козла одним школьникам можно ближе пододвигать мостик, другим отодвинуть подальше, предложить перед приземлением сделать хлопок руками и т. д.

Учитывая индивидуальные различия молодых людей в восприятии новых упражнений, к показу следует привлекать возможно больше школьников. Учебный материал лучше усваивается всеми, когда показ одного и того же упражнения осуществляют несколько лучших спортсменов, выполняя его с учётом своих индивидуальных особенностей.

Необходимо иметь в виду, что одни ученики овладевают движением лучше после яркого, образного, детального объяснения упражнения, другие – после просмотра таблицы или кинограммы движения, третьи – только после его практического выполнения.

2.2. Технология дифференцированного подхода к школьникам в обучении на уроках физической культуры.

Технология – способ реализации содержания обучения, представляющий собой систему форм и методов, и обеспечивающий эффективное достижение поставленных целей.

Цель технологии дифференцированного подхода заключается в совершенствовании учебно-воспитательного процесса по предмету «Физическая культура» на основе учёта индивидуальных возможностей учащихся и дифференциации по состоянию здоровья и уровню физической подготовленности.

Задачи:

  1. Обеспечение индивидуального подхода учитывая состояние здоровья.
  1. Развитие индивидуальных способностей ученика, ликвидация слабых сторон физической подготовленности.
  1. Повышение уровня физической и функциональной подготовленности.

Начиная работу по физическому воспитанию школьников необходимо узнать результаты медицинского осмотра.

Медицинский осмотр проводится в школе в начале учебного года (в сентябре). По результатам обследования врачи группируют детей по группам здоровья (основная, подготовительная, специальная медицинская) и делают соответствующую запись в листок здоровья в классном журнале.

Но только такой записи недостаточно для осуществления индивидуального подхода учитывая состояние здоровья школьников. По этому, в своём рабочем журнале (таблица № 1, приложение № 1) я записываю сведения о состоянии здоровья своих учеников. Необходимо знать:

  1. к какой группе здоровья относится ученик;
  1. диагноз заболевания;
  1. сопутствующие заболевания;
  1. ограничения в двигательных действиях и физических нагрузках (какие упражнения противопоказаны по заболеванию)

Таблица 1

Учёт состояния здоровья и физической подготовленности учащихся

Класс ________

№ п/п.

Ф. И. ученика

Группа здоровья

Диагноз

Запрещён-

ные упраж-

нения

Результаты тестирования

Сведения записанные в журнале помогают мне учитывать состояние здоровья каждого ученика.

В дальнейшей работе учитываю групповые особенности (дифференциация обучения): учащиеся отнесённые по состоянию здоровья к подготовительной группе

  1. не сдают контрольных нормативов;
  1. снижена дозировка физической нагрузки;
  1. меньшее число повторений;
  1. более длительные паузы для отдыха;
  1. общеразвивающие упражнения проводятся в удобном для каждого ученика темпе;
  1. применяю больше подводящих и подготовительных упражнений;
  1. даю индивидуальные задания, которые помогают формировать недостаточно развитые физические качества, корректируют нарушения костно-мышечной системы.
  1. для оценки скоростных способностей – бег 30 м;
  1. для оценки выносливости – 6-ти минутный бег;
  1. для оценки координационных способностей – челночный бег;
  1. для оценки скоростно-силовых качеств – прыжок в длину с места;
  1. для оценки силы – подтягивание.

Учитывая группу здоровья и диагноз заболевания определяю, кому какие тесты выполнять нельзя, на месте записи результата теста ставлю прочерк.

Для удобства отслеживания (мониторинга), результаты тестов записываю в специальной таблице (Приложение № 2, таб. 3), специально рассчитанной на несколько лет. Для наглядности отмечаю результаты разным цветом:

  1. высокий уровень – красным,
  1. средний уровень – синим,
  1. низкий уровень – чёрным.

Маркировка разным цветом наглядна, облегчает восприятие. Не вдаваясь в цифры (результат теста) сразу видно, какое физическое качество школьника является ведущим, а какое следует подтянуть.

Таблицы с результатами тестов вывешиваю в спортивном зале на стену, рядом размещаю таблицу уровня физической подготовленности из комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов. Авторы программы В.И. Лях. и Г.Б. Мейксон.

Дети всегда имеют возможность контролировать, сравнивать свои результаты, работать над развитием физических качеств, которыми определяется уровень физической подготовленности. Подтягивание, отжимание, прыжок в длину с места всегда можно тренировать в условиях зала при прохождении любого раздела программы. Имея возможность на любом уроке взглянуть на свои достижения (таблица тестов), у ученика возникает желание побить свой рекорд.

Таким образом я заинтересовываю детей, активизирую учебный процесс, стараюсь, чтобы дети осмысливали свои действия.

На основе знаний о подготовленности, особенностях детей конкретного класса Я стараюсь предложить им соответствующие по трудности упражнения, дозирую количество повторений, задаю темп с помощью подсчёта. Оцениваю состояние занимающихся по доступным мне, обычно внешним, признакам, характеризующим их состояние. (Приложение № 3, таб. 4).

Руководствуюсь своими личными ощущениями, представлениями о состоянии учеников. Хотя в принципе невозможно, окинув беглым взглядом 25-30 ребятишек, проникнуть в каждого настолько, чтобы выяснить и понять, что кому в данный момент нужно, чего хочется, что будет полезным, подходящим для данного, сиюминутного состояния.

Даже в одном классе силы школьников неодинаковы, поэтому к ним необходим дифференцированный подход. Так, при выполнении кувырка вперёд Я - учитель, убедившись, что часть школьников справляется с этим упражнением легко, разрешаю им выполнять кувырок-полёт. У мата, где занимаются самые слабые ученики, Я - учитель, став на колено и подложив под мат гимнастический мостик, чтобы упражнение выполнялось под уклон, помогаю им освоить азы упражнения. Всё время держу в поле зрения дополнительные места занятий и слежу за безупречностью страховки.

Стараясь подобрать упражнения, соответствующие силам занимающихся, меняю высоту и место установки снарядов в гимнастике и лёгкой атлетике, варьирую продолжительность бега и передвижения на лыжах, организую спуски на лыжах по склонам разной крутизны, ввожу упрощённые правила для слабых школьников в играх и т.п.

Технология дифференцированного подхода предполагает специфичную организацию учебного материала в виде дифференцированной методики обучения для групп учащихся с различным уровнем физической подготовленности.

Практические методы обучения дифференцированы с учётом технической подготовленности учеников, т.е. для сильных сделан акцент на совершенствование упражнения, а для слабых на углубленное разучивание.

Дифференцированный подход к учащимся при дозировании нагрузок требует соблюдения следующих правил. Если всему классу даю одинаковое задание, то ориентируюсь при выборе нагрузки в первую очередь на слабых учеников. Тогда задание будет посильно всем. Так обычно поступаю во вводной и заключительной части урока. Но при обучении технике движений и развитии двигательных качеств задания лучшее дифференцировать.

Первый вариант . Сначала можно дать классу одно несложное задание, например добиться попадания мячом в баскетбольную корзину, бросая одной рукой с места. Когда часть учеников достаточно хорошо усвоит это упражнение, даётся дополнительное – делать броски уже не с места, а после ведения мяча. В это время учитель продолжает заниматься с той частью учеников, которая ещё не научилась броскам с места.

Второй вариант. Классу даётся достаточно трудное задание, но тем, кто не в состоянии с ним справиться, оно облегчается. Например, задание – сделать два кувырка назад; тем, кому это, как считает учитель, сразу будет трудно, вначале делать один кувырок.

Возможны три способа дозирования заданий по трудности:

  1. учитель указывает степень трудности и сам выбирает для каждого отделения учеников посильный вариант. Например, при совершенствовании в спусках с гор на лыжах учитель прокладывает три лыжни: одну – прямо, вторую - слегка наискось и третью – под большим углом к направлению прямого спуска. Группе, которую он считает наиболее подготовленной, предлагает спускаться прямо, менее подготовленной – по второй лыжне и самой неподготовленной – по третьей, где скорость наименьшая.
  1. то же, но учащиеся сами (индивидуально) выбирают себе задания.
  1. ученики сами оценивают трудность и выбирают себе задание.

Ориентация на посильные и доступные большинству учащихся обязательные результаты обучения даёт возможность каждому школьнику на каждом уроке испытывать учебный успех.

Чем старше школьник, тем более дифференцированно надо подходить к физическому воспитанию мальчиков и девочек. Для подростков и юношей – вводить упражнения, нацеленные на развитие выносливости, силы, скоростно-силовых качеств, формирование военно-прикладных навыков и их стабильности при выполнении в усложнённых условиях. Это поможет молодым людям и успешнее трудиться, и служить в армии.

Для девушек важно больше внимания уделять укреплению мышц живота, спины, таза, развитию пластичности, ритмичности, точности движений. Учитывая особенности женского организма, надо ограничивать упражнения, связанные с лазаньем, преодолением сопротивлений, подниманием и переноской тяжестей, прыжками с высоты на твёрдую поверхность. Для девушек уменьшена длина дистанции бега, ходьбы на лыжах, особенно нацеленных на развитие выносливости.

В ходе занятий подбираю упражнения и дозирую нагрузки с учётом состояния здоровья, направленности физического развития (типа телосложения) и особенностей физической подготовленности (развития двигательных качеств) школьников. Принимаю во внимание также особенности темперамента, интересы и способности каждого ученика.

Заключение

Делая вывод относительно использования индивидуального и дифференцированного подхода в практике, следует отметить основное: задача научить всех перед учителями ставится, и учителя стараются учесть особенности каждого ребёнка. В настоящее время вопрос использования или не использования в педагогической практике дифференцированного и индивидуального подходов решается однозначно в пользу их применения – это лежит в основе повышения эффективности учебного процесса.

Не нужно стремиться научить всех одному и тому же, привести всех к одному уровню. Учитывая индивидуальные особенности, применяя дифференцированный подход, опираясь на природные задатки и наклонности ребёнка учитель моделирует и реализует персонально в каждом ученике процесс индивидуального развития. При этом перед учителем встаёт действительно трудная задача – работать на уроке со всеми вместе и с каждым в отдельности.

Литература

  1. Методика физического воспитания школьников [Текст] / Д.А. Аросьев, Л.В. Бавина, Г.А. Баранчукова и др.; Под ред. Г.Б. Мейксона, Л.Е. Любомирского. - .: Просвещение, 1989. – 143 с.
  1. Научные труды: Ежегодник [Текст] – Омск: СибГАФК, 1996
  1. Станкин, М.И. Спорт и воспитание подростка [Текст] / М.И. Станкин - М., 1983
  1. Станкин, М.И. Психолого-педагогические основы физического воспитания [Текст] / М.И. Станкин - М., 1987
  1. Уроки физической культуры в 7-8 классах средней школы [Текст] /Ю.А. Барышников, Г.П. Богданов, Б.Д. Ионов и др.; Под ред. Г.П. Богданова. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 1986. – 223 с.
  1. Физическая культура в школе. Научно-методический журнал [Текст] , 1992, №1
  1. Физкультурное образование Сибири. Научно-методический журнал [Текст], 1996, № 1.
  1. Физкультурное образование Сибири. Научно-методический журнал [Текст], 1996, № 2.

Приложение № 1

Таблица 2

Некоторые ограничения на занятиях физической культурой при заболеваниях.

Заболевания

Противопоказания и ограничения

Сердечно-сосудистая система (неактивная фаза ревматизма, функциональные изменения и др.)

Упражнения, выполнение которых связано с задержкой дыхания, напряжением мышц брюшного пресса и ускорением темпа движений.

Общеразвивающие упражнения, охватывающие все мышечные группы, в исходном положении лёжа, сидя, стоя; ходьба, дозированный бег в медленном темпе.

Органы дыхания (хронический бронхит, воспаление лёгких, бронхиальная астма и т.д.)

Упражнения, вызывающие задержку дыхания и чрезмерное напряжение мышц брюшного пресса.

Дыхательные упражнения, тренировка полного дыхания и особенно удлинённого выдоха.

Заболевания почек (нефрит, пиелонефрит, нефроз)

Недопустимы упражнения с высокой частотой движений, интенсивностью нагрузки и скоростно-силовой направленностью, переохлаждение тела.

При проведении ОРУ особое внимание уделяется укреплению мышц передней стенки живота. При занятиях плавание (по специальному разрешению врача) ограничивается время пребывания в воде (5-10 мин. – первый год обучения, 10-15 мин. Второй и последующие годы обучения).

Нарушения нервной системы

Упражнения, вызывающие нервное перенапряжение (упражнения в равновесии на повышенной опоре), ограничивается время игр и т.д.

Дыхательные упражнения, водные процедуры, аэробные упражнения.

Органы зрения

Исключаются прыжки с разбега, кувырки, упражнения со статическим напряжением мышц, стойки на руках и голове.

Упражнения на пространственную ориентацию, точность движений, динамическое равновесие, гимнастика для глаз.

Хронические заболевания желудочно-кишечного тракта, желчного пузыря, печени

Уменьшается нагрузка на мышцы брюшного пресса, ограничиваются прыжки.

Приложение № 2

Таблица 3

Результаты тестирования в ______ классе, 2011-2012 и 2012-2013 уч. год

№ п/п.

Ф. И. ученика

Группа здоровья

2011-2012

2012-2013

Сентябрь

Май

Сентябрь

Май

Бег 30м

Прыж.в длину

Подтягивание

6-ти мин. бег

Челн.бег 3х10м

Бег 30м

Прыж.в длину

Подтягивание

6-ти мин. бег

Челн.бег 3х10м

Бег 30м

Прыж.в длину

Подтягивание

6-ти мин. бег

Челн.бег 3х10м

Бег 30м

Прыж.в длину

Подтягивание

6-ти мин. бег

Челн.бег 3х10м

Признаки

Небольшое физиологическое утомление

Значительное утомление (острое переутомление 1 степени)

Резкое переутомление (острое переутомление 2 степени)

Окраска кожи

Небольшое покраснение

Значительное покраснение

Резкое покраснение, побледнение, синюшность

Потливость

Небольшая

Большая (выше пояса)

Резкая (ниже пояса), выступание солей на коде

Дыхание

Учащённое (до 22-26 в мин на равнине и до 36 – при подъёме в гору)

Учащённое (38-46 в 1 мин), поверхностное

Очень учащённое (более 50-60 в мин), через рот, переходящее в отдельные вздохи, сменяющееся беспорядочным дыханием

Движение

Бодрая походка

Неуверенный шаг, лёгкое покачивание при ходьбе, отставание на марше

Резкие покачивания при ходьбе, появление некоординированных движений. Отказ от дальнейшего движения

Общий вид, ощущения

Обычный

Усталое выражение лица, небольшая сутулость. Снижение интереса к окружающему

Измождённое выражение лица, сильная сутулость («вот-вот упадёт»). Апатия, жалобы на очень сильную слабость (до прострации). Учащённое сердцебиение, головная боль, жжение в груди, тошнота, рвота

Мимика

Спокойная

Напряжённая

Искажённая

Внимание

Чёткое, безошибочное выполнение указаний

Неточность в выполнении команд, ошибки при смене направления движения

Замедленное, неправильное выполнение команд. Воспринимаются только громкие команды

Пульс, уд/мин

110-150

160-180

180-200 и более


«Реализация индивидуально - дифференцированного подхода на уроках физкультуры»

Дифференциация в переводе с латинского "difference” означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.
Дифференцированный подход в обучении – это создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента и комплекс методических, психолого-педагогических и организационных мероприятий, обеспечивающих обучение.

Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса.

Целевыми ориентациями данной технологии являются: обучение каждого на уровне его возможностей и способностей; приспособление (адаптация) обучения к особенностям различных групп учащихся.

Одним из основных видов дифференциации является индивидуальное обучение.

Совершенствование урока физической культуры и повышение его эффективности невозможно без разработки вопроса дифференцированного обучения. Важнейшее требование современного урока – обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся с учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств. Приступая к работе прежде всего надо определить, с каким составом обучающихся предстоит работать в течении нескольких лет. В начале учебного года необходимо выявить уровень физической подготовленности и состояние здоровья обучающихся (по данным медицинских осмотров). Представление о степени подготовленности обучающихся в овладении определённым двигательным действием можно получить с помощью наблюдения за умением воспроизвести задание или упражнение в заданном темпе, ритме, с заданной амплитудой.

Дифференцированный и индивидуальный подходы важны для обучающихся, как с низкими, так и с высокими результатами в области физической культуры. Низкий уровень развития двигательных качеств часто бывает одной из главных причин неуспеваемости ученика по физической культуре. Помимо деления обучающихся на основную, подготовительную и специальную группы, почти в каждом классе условно можно разделить детей ещё на несколько групп (категорий):

    плохо физически развитые дети, которые боятся насмешек, замыкаются;

    хорошо физически развитые дети, которые могут потерять желание заниматься на уроках, если им будет очень легко и неинтересно.

Поэтому и необходимо дифференцирование и задач, и содержания, и темпа освоения программного материала, и оценки достижений.

И здесь надо остановиться на технологии дифференцированного физкультурного образования (ТДФО ), которая является основной в учебном процессе. Каким же образом решаются вопросы оптимизации образовательного процесса по физической культуре при использовании технологии дифференцированного физкультурного образования.

1. Обучение двигательным действиям.

Обучение проводится целостным методом с последующей дифференциацией (выделением деталей техники и "разведением" их по сложности) и затем интеграцией (объединением) этих частей разными способами в зависимости от уровня технической подготовленности обучающихся с целью более качественного выполнения упражнения. Обучение двигательным действиям предусматривает возможность выбора операций для решения тех или иных двигательных задач. В этом случае каждый обучаемый может освоить двигательное действие в предпочтительном для него составе операций, что станет основой для формирования индивидуального, самого эффективного, стиля деятельности. Обучающиеся сильных групп внутри класса осваивают учебный материал в среднем на два урока быстрее средних и слабых учеников. Регулировать различный темп обучения необходимо с помощью дифференциации практических методов обучения, когда обучение каждому двигательному действию заканчивается для сильных групп выполнением изучаемого упражнения в соревновательных условиях и процессом развития физических качеств по средством изучаемого упражнения, а для учащихся слабых и средних групп больше времени уделяется выполнению упражнения по частям и многократному выполнению в стандартных условиях. Доказательством эффективности данного подхода в обучении двигательным действиям служит изменение качества успеваемости по технической подготовленности. В определении сложности частей техники и способах их объединения - суть дифференцированного обучения двигательным действиям.

Однако организация учеников в основной части может быть различной в зависимости от этапа обучения.

Первый этап – ознакомление с новым учебным материалом.

Занятие проводится одновременно со всем классом, все получают одинаковое задание, например, выполнить новые упражнения, показанные учителем.

Второй этап – усвоение и закрепление учебного материала.

Рационально давать разные учебные задания каждой группе: одной – подготовительные или подводящие упражнения, выполняемые в облегчённых условиях; другой – усложнённые подводящие упражнения; третьей – действие в целом, но в облегчённом варианте и т.д.

Третий этап – совершенствование двигательного действия.

Может получиться так, что для школьников, подготовленных наиболее слабо, третьего этапа вообще не будет – они не достаточно хорошо освоили учебный материал. Эти дети продолжают работу второго этапа, хотя и несколько усложнённую. Более подготовленные дети выполняют упражнения в соревновательных условиях.

На уроке необходимо обязательно проводить и индивидуальную работу с обучающимися, у которых не получается выполнение того или иного двигательного действия. Эти дети получают индивидуальные задания, как на уроке, так и домашнее задание по данному двигательному действию. Индивидуальная работа с учениками на разных этапах урока способствует сохранению физического, нравственного и социального здоровья обучающихся.

2. Развитие физических качеств

Дифференцированное развитие физических качеств в группах разной подготовленности осуществляется с использованием как одинаковых, так и разных средств и методов, но величина нагрузки всегда планируется разная, в результате чего уровень физической подготовленности обучающихся существенно улучшается по сравнению с исходным уровнем. В более слабых группах дети раньше заканчивают выполнение заданий, у них остаётся больше времени для отдыха и восстановления.

На уроках желательно применять нестандартное оборудование и мелкий инвентарь (гимнастические палки, скакалки, обручи, гантели, резиновые и пружинные эспандеры и др.), проводить уроки с музыкальным сопровождением, включать элементы аэробной гимнастики, ритмики, упражнения релаксации мышц, дыхательные упражнения. Это позволяет увеличить моторную плотность уроков и сделать их более интересными.

В подготовительной части урока задания выполняются всеми детьми, но для более слабых даются более простые подводящие и подготовительные упражнения, разрешается делать более частыми и длительными паузы отдыха.

В практике физкультурно-оздоровительной работы широко применяются соревновательные и игровые технологии, помогающие решать не только проблемы мотивации, развития обучающихся, но и здоровьесбережения и социализации. Именно в игре независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц, что так же благотворно влияет на здоровье.

При проведении упражнений в игровой или в соревновательной форме слабые ученики распределяются по всем командам.

В эстафетах более подготовленные школьники начинают и заканчивают эстафеты и при необходимости делают два повторения. При выполнении заданий в парах дети должны подбираться по силам и им даются разные по сложности упражнения. Особое внимание на уроке уделять детям с избыточным весом и слабым детям, которые не желают заниматься из-за своей неловкости. Хорошие результаты могут быть получены, если вначале привлечь таких детей помогать при проведении подвижных игр и эстафет. Вначале они помогают в судействе, затем, вовлекаясь в события, принимают участие в игре и перестают стесняться своей моторной неловкости. Продолжая таким образом заниматься на уроках, эти дети приобретают уверенность в своих силах и постепенно включаются в регулярные занятия. В заключительной части урока класс объединяется в одну группу, все ученики выполняют одинаковые упражнения. Исключения составляют те случаи, когда по расписанию урок физической культуры последний и в конце его можно провести игру большой подвижности, участие в такой игре менее подготовленных детей ограничивается.

Ежеурочно проводить инструктаж по правилам техники безопасности на занятиях и правилам поведения обучающихся в спортивных залах.

3. Дифференцированное выставление отметки по физической и технической подготовленности обучающихся.

При выставлении отметки по физической культуре учитываются и теоретические знания, и техника выполнения двигательного действия, и прилежание, и умение. Необходимо применять методы поощрения, словесные одобрения. Одних детей надо убедить в собственных возможностях, успокоить, подбодрить; других – сдержать от излишнего рвения; третьих – заинтересовать. Всё это формирует у школьников положительное отношение к исполнению заданий, создаёт основу для общественной активности. Все отметки обязательно аргументируются.

Необходимо постоянно ориентировать сильных детей на то, что они обязаны помогать слабым, предлагать им подготовить более слабого товарища к успешному выполнению упражнения и ставить за это высокую оценку.

Обеспечение дифференцированного подхода к обучающимся с учетом их физического развития и двигательной подготовленности; достижение динамичности, эмоциональности, образовательной и инструктивной направленности уроков; формирование у обучающихся навыков и умений самостоятельных занятий физическими упражнениями - всё это важнейшие требования современного урока физической культуры.

Индивидуальный подход на уроках тесно связан с методикой проведения занятий. Учителю физической культуры необходимо планировать работу, учитывая возрастные, типовые и индивидуальные особенности детей, и проводить обучение так, чтобы приобретение знаний, умений и навыков стало для них потребностью, приносило радость и внутреннее удовлетворение. Как добиться этого, если в классе 30 человек с разным уровнем физической подготовленности?

Если у ребенка подготовительная группа

Сейчас очень многие школьники по состоянию здоровья отнесены к подготовительной медицинской группе. Для таких учащихся следует обязательно систематически организовывать дополнительные занятия. Уроки с ними следует проводить по общей программе с учетом их особенностей, индивидуализируя подбор упражнений и дозируя нагрузку при обучении технике программных упражнений, особенно по гимнастике, легкой атлетике и лыжной подготовке, устанавливая для них сниженные нормативы (для каждого индивидуально) и осуществляя в этом отношении особый контроль.

Роль учителя

У каждого учителя физкультуры есть свои специфические методы работы, но всех педагогов объединяют чуткое и внимательное отношение к учащимся, индивидуальный подход к каждому, что очень важно для повышения успеваемости.
Огромную роль в работе учителя, особенно со старшими классами, играет его личность: педагогическое мастерство и человеческие качества вызывают ту или иную реакцию учащихся не только на него самого, но и на предмет, который он преподает.
Хорошее отношение к учителю физкультуры способствует появлению у многих школьников интереса к занятиям физическими упражнениями. Это особенно касается девушек-старшеклассниц, если учитель – молодой мужчина.
Для того чтобы сформировать у учащихся такой интерес и поддерживать его, необходимо:

1) стимулировать любознательность учащихся;
2) повысить качество обучения, приучая школьников к серьезному и упорному труду, а не превращать учебный процесс в забаву;
3) организовать самоподготовку учащихся, чтобы они, окончив школу, умели без посторонней помощи находить пути и средства для поддержания хорошей физической формы.

Когда физическая нагрузка – в радость

Ученик должен испытывать от результатов своего труда только радость, получать чувство внутреннего удовлетворения.
Правильно рассчитанная физическая нагрузка является важным условием для воспитания в детях уверенности в своих силах, появления положительного психологического настроя, необходимого для достижения успеха.
Объяснение и показ новых упражнений следует проводить со всем классом в начале основной части урока. Это даст учителю возможность сразу увидеть качество выполнения учениками упражнений и личные особенности каждого.

Индивидуальная круговая тренировка

Когда школьники достаточно хорошо освоили материал, можно строить занятия в группах в основной части урока по принципу круговой тренировки. Это позволяет повысить моторную плотность урока, а также дает учителю возможность видеть работу всех учащихся, контролировать их действия, давать консультации и своевременно оказывать индивидуальную помощь.
Данная методика обучения в основном заключается:

– в распределении учащихся по группам и отделениям с учетом уровня их физической подготовленности и состояния здоровья;
– в выполнении упражнений на гимнастических снарядах с учетом уровня развития физических качеств каждого учащегося;
– в возможности применения сразу нескольких педагогических приемов.

Распределение по группам

Распределение учащихся по группам обычно производится в зависимости от их физической подготовленности, а также успешности в данном виде спорта. Это позволяет учителю планировать методику обучения всей группы (отделения), уделяя внимание каждому ученику. Однако такое распределение может быть неправильно воспринято учениками. Поэтому, чтобы они не потеряли интерес к занятиям, в группе должен быть лидер, за которым тянулись бы остальные ученики.
В спортивных играх и различных эстафетах группы и команды целесообразно делать смешанными (по силе), где каждый ученик вносит свой вклад в победу команды. Тогда более слабые будут стремиться достичь высоких спортивных результатов.

Педагогические приемы

Большое значение приобретают мотивация к занятиям физическими упражнениями, активность детей на уроках физической культуры и различных спортивных мероприятиях. Перед учащимися необходимо поставить цель и стимулировать их к ее достижению, искать новые интересные формы и методы работы для приобщения их к активным занятиям физкультурой. Одним из методических приемов является перевод учащихся из одного отделения в другое по мере их успехов, чтобы сформировать у них интерес.

Обучение по карточкам

Рассматривая вопрос индивидуального подхода к обучению и развитию двигательных качеств, необходимо сказать о некоторых приемах и методах, применяемых на уроках физической культуры. Одним из них является работа по карточкам с заданиями. Например, весь программный материал раздела «Гимнастика» можно разделить на маленькие порции – задания. Эти задания, а также сведения о развитии различных физических качеств и нормативные требования данного раздела программы записывают на карточках.

По объему материала и сложности задания карточки могут быть неодинаковыми, чтобы каждый ученик мог выбрать себе задание по силам и спокойно работать над ним, но при этом он обязательно должен выполнить материал со всех карточек. Такая методика позволяет не торопиться с выполнением упражнения, а отложить его, чтобы успеть хорошо подготовиться к ответу.

Учитель на протяжении урока консультирует детей, помогает им выполнять сложные задания, обучает новым движениям, страхует их. При таком подходе у учителя остается достаточно времени для помощи менее подготовленным учащимся, а дети, в свою очередь, могут самостоятельно объединиться в группы по 2–3 человека, чтобы вместе работать над упражнением. Ребята, выполнившие задания на выбранных ими первоначально карточках, переходят к следующим, и т.д. Главное в этой методике – общая занятость учащихся на уроке, возможность осваивать доступные на данный момент задания. Это повышает их заинтересованность и улучшает эмоциональное состояние.

Координация движений

Существенное значение для повышения успеваемости школьников на уроках физической культуры играет координация движений. Для ее улучшения необходимо:

– постепенно увеличивать дозировку упражнений;
– постоянно корректировать технику их выполнения;
– широко применять подводящие упражнения.

Психологический тип школьника

При индивидуальной работе с учениками на уроках физической культуры необходимо учитывать психологический тип школьника. Так, у неуравновешенного, легковозбудимого, с резкими переменами настроения и частыми нервными срывами ученика можно наблюдать скачкообразный характер усвоения материала. Совсем по-другому идет работа у спокойного, уравновешенного ребенка: он равномерно, относительно быстро и прочно от урока к уроку усваивает учебный материал, в то время как неуравновешенный ученик – гораздо медленнее и не столь прочно.

Выделяют три характерные группы школьников:

1) быстро и отлично усваивающие материал, имеющие хорошую физическую подготовленность и, как правило, отличную или хорошую успеваемость по всем предметам;
2) хорошо и отлично, но медленно усваивающие материал, имеющие средние показатели физического развития;
3) посредственно и плохо усваивающие материал на уроках физкультуры. Причины этого, как правило, кроются в недостаточном физическом развитии и отклонениях в состоянии здоровья.

Индивидуальный подход к старшеклассникам

В старшей школе индивидуальная работа должна быть направлена на то, чтобы как можно дольше сохранялся эффект от нагрузок, получаемых на занятиях, и быстрее происходило восстановление организма.
Важно также, чтобы учащиеся не пропускали занятия, так как при больших перерывах физиологические реакции, вызванные физической нагрузкой, возвращаются к их исходному уровню, а в дальнейшем при отсутствии нагрузки даже оказываются ниже исходного. В этом случае происходит угасание условно-рефлекторных связей, которые лежат в основе формирования двигательных умений и навыков.

Особенности методики индивидуального подхода

1. Осуществление индивидуального подхода требует изучения личности учащихся, выявления их индивидуальных особенностей.

2. Индивидуальный подход к учащимся должен обеспечивать рост показателей всех школьников, а не только отстающих.

3. Особое значение имеет выбор формы организации детей на уроке.

4. Распределение учащихся по отделениям на уроках физической культуры целесообразно проводить с учетом их подготовленности.

5. Индивидуализация методики обучения на уроках физической культуры должна предусматривать:

– создание доступных условий для выполнения упражнений в зависимости от особенностей развития двигательных качеств;
– методическую последовательность изучения учебного материала в соответствии с уровнем подготовленности каждого отделения.