Древняя столица государства инков находится на территории. Инки. Империя Солнца

В XI веке на территории, где теперь расположена современная республика Перу, появился народ, который основал цивилизацию, ставшую впоследствии одной из самых мощных в Южной Америке. Он носил название инки (или, если точнее, инка). Изначально инки были всего лишь племенем индейцев языковой семьи кечуа, но смогли достичь в своем развитии высочайшего уровня, основав государство Тауантинсуйу. Став господствующим слоем и верховным правителем внутри своей империи, инки стремились к совершенствованию социального строя и достигли в этом приличных вершин. Система дорог Тауантинсуйу имела высокий уровень развития, что немаловажно для поддержания географической целостности государства. В строительстве каменных зданий им тоже не было равных: сооружения выдерживали сильнейшие землетрясения, несмотря на то, что строились без цемента. Надо отметить, что от подобных стихийных бедствий в более поздние времена были сильно разрушены воздвигаемые испанцами сооружения. Инки набирали опыт в области хирургии, осуществляли сложные операции, успешно занимались мумификацией. Тем не менее, несмотря на все свои достижения, эта цивилизация оказалась сломленной считанным числом испанцев, завоевавших принадлежащие древнему народу земли.

Задолго до появления инков в андском регионе существовали и другие культуры. К 3000 году до нашей эры на побережье появилось множество рыбацких деревушек, а первые охотники и рыболовы селились здесь еще за 12000 лет. Известно, что и у подножья гор существовали небольшие общинные поселения.

Гораздо позднее пришли в Анды ремесленники, стили работы, эстетическая составляющая изделий и технология которых различается археологами по периодам, именуемым «горизонтами». Ремесленники относились к социальным группам, воздвигавшим населенные пункты на востоке склонов уже спустя века после появления в этой местности рыбаков. Люди изобрели действенные методы, позволявшие им орошать поля, собирать урожай, и теперь успешно применяли их на новом месте.

В небольшой долине к северу существовало поселение под названием Чавин де Уантар. Его жители совершали открытия, считавшиеся в то время передовыми, примером может служить изобретение ткацкого станка. Их эксперименты с производством сплавов благородных металлов венчались успехом. А доказательством достижений в сварке и паянии служили скульптуры из металла достаточно большого размера.

Населенные пункты образовывались, как правило, вокруг храмовых центров. Именно комплекс, находящийся в Чавин де Уантар, дал название стилю, сопряженному с зарождающейся на той территории религией, - чавинскому, который достиг своих вершин к 400 г. до н. э. Чавинцы изображали различных богов с животными, обитающими в районах Амазонки, на крашеных тканях. Из Чавин де Уантар в другие людские поселения ходили жрецы, распространяя религию. В ее основе лежало поклонение оракулу, который, как верили жители этих мест, мог общаться с богами, просить их о чем-либо, предсказывать будущее и избавлять от болезней.

Ранний промежуточный период: 400 г. до н. э. - 550 г. н. э.

В этот период на побережье Перу, а точнее, на его южной части, зарождаются разнообразные местные стили. Примером может выступать паракасская (по названию полуострова Паракас) культура, славящаяся чудесными тканями. В этом стиле создавались склепы, одновременно вмещающие 40 человек и по форме напоминающие бутылку.

В изготовлении изделий из керамики достиг успехов другой народ – наска. Жили наски в двухстах милях от того места, где теперь располагается Лима – город, являющийся нынешней столицей Перу. Они известны еще и благодаря своим наземным рисункам, вероятнее всего, имевшим какое-то отношение к религии народа. Наски выкладывали огромные линии, избавляясь на желаемом участке от камней и гравия. Так открывались более блеклые слои почвы, по краям которых потом насыпалось всё, что было убрано ранее.


Около 150 миль северного побережья контролировала еще одна культура. Это был воинственный народ моче, возникновение которого в Перу относят к приблизительно 100 г. до н. э. Индейцы создали в тех краях целую отрасль металлургии. Они строили различные здания, используя для этого кирпич-сырец, который сушили под солнцем. Имелся у моче и свой стиль, воспроизведенный главным образом в различной посуде с реалистичными изображениями.

Средний горизонт: 550 - 900 гг. н. э.

На берегах озера Титикака примерно в 100 г. до н. э. поселились люди, начавшие 200 лет спустя возведение города Тиауанако. Там же строились различные сооружения, такие как и холмы из камня. Их украшали резьбой, изображающей божества, прообразами которых были чавинские боги. С приходом тиаунаканцев началась эра больших городов. Повсюду отправлялись их торговые караваны (товары перевозили на ламах), а также помимо владения землями вокруг озера Титикака создавали далекие колонии. Но до своего полного исчезновения народ правил на территории южных Анд сравнительно недолго: в течение пятисот лет, начиная с 500 г. н. э.


Тем временем на расстоянии около 600 миль к северу шло активное развитие города Уари. Бывший когда-то маленьким поселком, теперь он имел под землей водопроводную систему снабжения. Пожалуй, наиболее часто встречающейся деятельностью населения, составлявшего 35 - 70 тысяч человек, было ткачество. Этот народ разработал концепцию централизованного государства и ряд рекомендаций, следуя которым можно его создать. Исчезновение уари пришлось на 900 г. н. э.

Поздний промежуточный период (прибрежный): 900 - 1476 гг. н. э.

Итак, разрушение империй принесло плоды: наступило время междоусобных войн. По примеру уари мелкие народы предпринимали попытки создания своих метрополий. Удалось это племени чиму, последовательно объединившему в составе нового государства более 600 миль побережья. Наступать они начинали от земель, которые когда-то принадлежали культуре моче. Общество чиму было строго стратифицированным, с особенным почитанием относились к хорошим ремесленникам. Столица империи, именуемая Чан-Чан, несмотря на свое расположение в пустыне, была хорошо снабжена водой. Усилению государства способствовала хорошая организация ирригационной системы. К тому же под руководством владык Чиму были завоеваны Чанкей, Ика-Чинка и Сикан – соседние культуры, последняя из которых отличалась своим умением украшать ткани, одежду и посуду прекраснейшими узорами. Бороться за власть им пришлось позднее, уже с другими врагами. Как нетрудно догадаться, это были инки.


Поздний промежуточный период (горные районы): 900 – 1476 гг. н. э.

Поселения потомков инков находились достаточно высоко: почти 11 тысяч метров над уровнем моря - в долине Куско. Несмотря на постоянный рост столицы государства, народ стал заниматься активным развитием, лишь начиная с 1200 г. н. э. Полной власти в Андах они тоже не имели. Этой идеей в 1438 году задался «Сотрясающий землю» Пачакути Инка Юпанки. Он захватил престол, собрал соратников и отправился в военный поход, преследуя цель создания одной большой и могущественной империи. Одни государства были готовы на переговоры, другие Пачакути завоевывал. Правитель перестроил столицу, при нем она превратилась в красивый город с каменными дворцами и храмами. Он организовал действенную систему управления провинциями, грамотно выбрав чиновников, исходя из негласного правила – чтобы их интересы совпадали с государственными. Пакачути не удалось захватить только Чиму, но позднее это исправил Топа Инка – его сын, властвовавший с 1471 года. Тогда империя инков разрослась на громадные территории, занимая земли от Эквадора до Чили.

Древние Боги

Мексиканские индейцы считают поистине священным для себя местом. По поверьям людей, живших в том городе в древности, существование человека ограничивалось пятью эпохами. По окончании предпоследней из них, когда на небесах перестало светить Четвертое Солнце, в этом городе собрались боги, чтобы вынести решение, кто же возьмет на себя роль Пятого Солнца. Один из них, надменный бог по имени Текуксистекатль, от страха совершил прыжок в пепел и превратился в Луну. Потом произошло самосожжение другого, Нанауацина, который стал Солнцем.

Тогда в обличии белого человека с бородой явился сын Омеотля (верховного божества) по имени Кецалькоатль. Его называли «Пернатым змеем». Существуют предположения, что он реально существовал и был знаком и , и , и народам Южной Америки. Но вернемся к легендам. Люди верили, что Кецалькоатль ходил на Гору Обеспечения и принес оттуда в их мир медицину, а также добыл кукурузу, научил получать огонь и готовить на нем пищу. Он был создателем поистине справедливого мира и всех его законов. Там не знали о войне и не приносили человеческих жертв. Кроме того, он обозначил точную дату, когда придет конец Пятому Солнцу – 23 декабря 2012 года, и создал календарь.


(Предположительно) Кецалькоатль

Кецалькоатль правил до тех пор, пока верховный жрец (а по другому варианту легенды тоже бог) Тецкатлипока не приказал своим подручным показать «Пернатому змею» в зеркало его стареющее тело. Мирового правителя охватила хандра, справиться с которой захотели помочь ему колдуны. Они воспользовались этим шансом и вместо обещанного средства против старения подсунули Кецалькоатлю пульке. После этого он нарушил прививаемые им самим народу принципы, вступив в любовную связь с собственной сестрой.

Тецкатлипока правил совсем по-другому. Он требовал принесения человеческих жертв на божественном алтаре, чтобы отложить конец пятой эпохи. Надо сказать, что воинствующий народ ацтеков был только рад кровопролитию. Якобы по воле богов и для подпитки их энергией они ежемесячно обезглавливали людей, сжигали, душили, сбрасывали с обрывов, умерщвляли стрелами. В качестве жертв выступали рабы и пленные. Поклонялись ацтеки богам дождя и войны. Делали они это в своей столице, а точнее, самом ее центре – на горе Змея.

Тем временем Кетцалькоатль пребывал в Чолуле. По легенде, примерно в 999 году он отбыл на Юкатан, а потом пропал в морских водах, передвигаясь на плоте из змей. Он пророчил свое возвращение в год тростникового прута. «Се акатль» пришелся на 1519 год, что совпало с прибытием в страну испанцев.

К слову сказать, мексиканцы приняли Кортеса, рыжебородого и светлолицего испанского завоевателя, за Кетцалькоатля. Это значительно облегчило ему достижение цели. Испанцы разрушили храм в Чолулу, построив на его месте христианскую церковь, даже не встретив сопротивления. Таким образом, Кортес со своими сторонниками одержали победу над народом Мексики, положив тем самым конец жертвоприношениям и поклонению идолам.

Настоятельно рекомендую к просмотру документальный фильм А. Склярова " Перу и Боливия Задолго до Инков ", который значительным образом раскрывает несостыковку археологических находок на территории древних инков с версией официальной истории.

Цивилизация древних инков

На рубеже XIV-XV вв. на тихоокеанском побережье и в северных районах Южноамериканского континента возникли первые империи. Самой значительной из них стало государство инков. Во время ее расцвета здесь проживало от 8 млн до 15 млн человек.

Термином «инки» обозначался титул правителя нескольких племен в предгорьях Анд; это название также носили племена аймара, уальякан, кеуар и др. которые жили в долине Куско и говорили на языке кечуа.

Империя инков занимала площадь 1 млн кв. км, ее протяженность с севера на юг превышала 5 тыс. км. Государство инков, разделенное на четыре провинции вокруг города Куско и расположившееся в окрестностях озера Титикака, включало территорию современной Боливии, север Чили, часть нынешней Аргентины, северную часть современной Республики Перу и нынешний Эквадор.

Верховная власть в государстве целиком принадлежала Сапа Инке - так официально назывался император. Каждый Сапа Инка возводил собственный дворец, богато украшавшийся по его вкусу. Лучшие ремесленники-ювелиры изготовляли для него новый золотой трон, обильно украшенный драгоценными камнями, чаше всего изумрудами. Золото в империи инков широко использовалось в ювелирном искусстве, но не было средством платежа. Инки обходились без денег, поскольку одним из главных принципов жизни у них был принцип самообеспечения. Вся империя представляла собой огромное натуральное хозяйство.

Религия занимала важное место в жизни инков. У каждой группы населения, в каждой области были свои верования и культы. Наиболее распространенной формой религиозных представлений был тотемизм - поклонение тотему - животному, растению, камням, воде и т.д. с которым верующие считали себя находящимися в родстве. Земли общин назывались именами обожествляемых животных. Кроме того, был повсеместно распространен культ предков. Умершие предки, по представлениям инков, должны были способствовать созреванию урожая, плодовитости животных и благополучию людей. Полагая, что духи предков живут в пещерах, инки воздвигали возле пещер каменные холмики, которые своими очертаниями напоминали фигуры людей. С культом предков связан обычай мумификации трупов умерших. Мумии в нарядных одеждах, с украшениями, утварью, пищей погребали в гробницах, высеченных в скалах. Особенно пышно хоронили мумии правителей и жрецов.

Свои здания инки возводили из различных пород камня - известняка, базальта, диорита и из кирпича-сырца. Дома простых людей имели легкие крыши из соломы и пучков тростника; печей в домах не было, и дым очага выходил прямо через соломенную кровлю. Храмы и дворцы строились особенно тщательно. Камни, из которых были сложены стены, настолько плотно подгонялись друг к другу, что при сооружении зданий не требовались связующие вещества. Кроме того, инки на горных склонах возводили крепости с многочисленными сторожевыми башнями. Самая известная из них поднималась над городом Куско и представляла собой три ряда стен высотой 18 м.

В своих храмах инки поклонялись целому пантеону богов, имевших строгую субординацию. Самым высшим из богов считался Кон Тикси Виракоча - творец мира и создатель всех остальных богов. В числе тех богов, кого Виракоча сотворил, были: бог Инти (золотое Солнце) - легендарный предок правящей династии; бог Ильяпа - бог погоды, грома и молнии, к которому люди обращались с просьбами о дожде, ибо Ильяпа мог заставить течь на землю воды Небесной реки; супруга Инти богиня Луны - Мама Килья. Почитались также Утренняя звезда (Венера) и множество других звезд и созвездий. В религиозных представлениях древних ацтеков особое положение занимали чрезвычайно древние культы матери-земли - Мама Пача и матери-моря - Мама Кочи.

У инков было множество религиозно-обрядовых празднеств, связанных с земледельческим календарем и жизнедеятельностью правящего семейства. Все праздники проводились на главной площади Куско - Уакапата (Священная терраса). От нее расходились дороги, соединявшие столицу с четырьмя провинциями государства. К моменту появления испанцев на площади Уакапата возвышались три дворца. Два из них были превращены в святилища. Когда правитель-инка умирал, тело его бальзамировали, а мумию оставляли в его дворце. С этого времени дворец становился святилищем, а новый правитель строил себе другой дворец.

Высшим достижением архитектуры инков считается ансамбль храмов Кориканча (Золотой двор). Главным сооружением ансамбля был храм бога Солнца - Инти, гд
е находилось золотое изображение бога, украшенное крупными изумрудами. Это изображение размещалось в западной части, и его озаряли первые лучи восходящего солнца. Стены храма были сплошь обиты листовым золотом. Потолок покрывала резьба по дереву, пол устилали прошитые золотыми нитями ковры. Окна и двери были усыпаны драгоценными камнями. К храму Солнца примыкало несколько часовен - в честь грома и молнии, радуги, планеты Венеры, а главная из них - в честь Луны (Мамы Кильи). Образ Луны в империи инков связан с представлением о женщине, богине. Поэтому часовня Мама Кильи предназначалась для койм - жены правите- ля-инки, только она имела доступ в эту часовню. Здесь же находились мумии умерших жен правителей. В часовне Луны все убранство было из серебра.

Различные ремесла у инков достигли наивысшего расцвета. Инки довольно рано освоили горное дело и добывали медную и оловянную руды в шахтах, чтобы изготовить бронзу, из которой отливали топоры, серпы, ножи и другую хозяйственную утварь. Инки могли выплавлять металл, знали технику отливки, ковки, чеканки, спайки и клепки, а также изготовляли изделия в технике перегородчатой эмали. Хронисты сообщали, что мастера инков изготовили золотой початок кукурузы, в котором зерна были золотые, а окружающие початок волокна - из тончайших серебряных нитей. Вершиной ювелирного искусства инков стало изображение бога Солнца в храме Солнца в Куско в виде огромного золотого солнечного диска с искусно вычеканенным человеческим лицом.

Своего апогея золотое богатство инков достигло в период правления Уайна Капака. Он приказа! облицевать листовым золотом стены и крыши своих дворцов и храмов; в царском дворце было множество золотых скульптур животных. Во время торжественных церемоний 50тыс. воинов вооружались золотым оружием. Огромный переносной золотой трон с накидкой из драгоценных перьев ставился перед дворцом-резиденцией.

Все это было разграблено конкистадорами из экспедиции Франсиско Писсаро. Произведения ювелирного искусства были переплавлены в слитки и отправлены в Испанию. Но многое осталось в тайниках и до сих пор не обнаружено.

Как считают исследователи культуры инков, их империя погибла во многом из-за религии. Во-первых, религией был одобрен обряд, при котором правитель выбирал преемника среди своих сыновей. Это привело к междоусобной войне братьев Уаскара и Атауальпы, которая значительно ослабила страну перед вторжением испанских конкистадоров во главе с Писарро. Во-вторых, среди инков существовало предание, что в будущем править страной будут новые, незнакомые люди, которые покорят империю и станут единственными ее владыками. Этим объясняются страх и нерешительность инков перед испанскими конкистадорами.

  • Социология
  • Главная страница -> И -> Инков цивилизация

    Инков цивилизация

    ИНКОВ ЦИВИЛИЗАЦИЯ , сформировалась в 16 в. в прилегающих к побережью Тихого океана районах Южной Америки (Перу, Эквадор, Боливия, часть Аргентины и Чили).
    Изначально слово «инка» означало индейцев, проживавших в столице Куско и говоривших на языке кечуа. Испанцы называли так все народы, входившие в государство инков. Оно называлось Тауантинсуйу («четыре стороны света») и состояло из 4 частей: Чинчасуйу (северо-запад), Кольясуйу (юг), Кунтисуйу (запад) и Антисуйу (восток). Части делились на провинции, а те - на районы. Во главе каждой части стоял губернатор. Страну объединяла сеть дорог.

    Цивилизация инков. Золотая маска. 13 - нач. 14 в.

    История инков делится на 2 периода: легендарный (12 в.

    Империя инков

    1438 г.) и период империи (1438-1533). Официальная их история в значительной части легендарна и тесно переплетена с мифами. В легендарную эпоху сменилось 7 правителей: Манко Капак, Синчи Рока, Льоке Юпанки, Майта Капак, Капак Юпанки, Инка Рока и Яуар Уакак. 8-м правителем был Виракоча. Его правление - переходный период от легендарной истории к исторической. Правивший после Виракочи Пачакутек (примерно с 1438 г.) подчинил соседние общины и положил основание великой империи.

    Традиционный костюм инков

    Верховная власть передавалась по наследству. Верховным правителем был сапа-инка. Ближайшие родственники, инки по крови, являлись серьёзной политической силой. Общинники в Тауантинсуйу объединялись в родовые группы - фундамент политической системы империи. Из общинной системы были исключены храмовые и дворцовые слуги, переселенцы-колонисты, ремесленники (медники, кожевники, ювелиры, гончары, жрецы -толкователи узелкового письма кипу).
    Основой экономики было сельское хозяйство. В высокогорных районах было развито скотоводство: разводили лам, альпак, викуний и гуанако. Этих животных использовали в качестве вьючных (для перевозки грузов), их мясо шло в пищу, из шерсти изготавливали ткани. Немного ниже выращивали корнеплоды. В плодородных долинах сеяли маис (кукурузу). Из-за нехватки плодородной земли в долинах вели террасное земледелие на склонах гор.

    Ремесленники владели холодной обработкой метеоритного железа, делали изделия из золота, свинца, меди, олова. Из драгоценных металлов изготавливали украшения, фигурки людей и животных. Самыми ценными изделиями считались ткани, в их производстве инки достигли больших высот. Налоги взимали натурой. По трети шло сапа-инке (государству) , богам и самим производителям. Образование зависело от социального статуса. Дети знати в специальных заведениях изучали теологию, историю, математику, географию, инженерное искусство, экономику. Дети общинников учились у родителей и стариков.

    В эпоху империи главными считались 3 бога небосвода: бог-творец Вселенной (имел множество воплощений Виракоча и др.), бог Солнца Инти и бог-громовержец Ильяпа. Главное женское божество (Мама Килья - жена бога Солнца) ассоциировалось с Луной. Правящий инка считался воплощением Солнца, а его жена - воплощением Луны. Почитались предки (инки поклонялись их мумиям, которые хранились в специальных помещениях).
    В 1532 г. испанцы во главе с Ф. Писарро вторглись на территорию инков, в 1533 г. заняли Куско и вскоре, используя недовольство покорённых инками индейских племён, овладели всей империей. Покорённые испанцами инки позднее влились в состав кечуа.

    Инков цивилизация

    Кечуа, язык инков, имеет очень отдаленное родство с языком аймара, на котором говорили индейцы, жившие вблизи озера Титикака. Неизвестно, на каком языке общались инки до того, как Пачакутек в 1438 возвел кечуа в ранг государственного языка.

    Культура инков

    Благодаря политике завоеваний и переселений кечуа распространился по территории всей империи, и на нем по сей день говорит большинство перуанских индейцев.

    Сельское хозяйство.

    Первоначально население инкского государства состояло по большей части из земледельцев, которые при необходимости брались за оружие. Их повседневная жизнь подчинялась сельскохозяйственному циклу, и под руководством знатоков они превратили империю в важнейший центр культивации растений. Больше половины всех ныне потребляемых в мире продуктов происходят из Анд. Среди них – свыше 20 разновидностей кукурузы и 240 сортов картофеля, “камоте” (сладкий картофель), кабачки и тыква, различные сорта бобов, маниок (из которого изготовляли муку), перцы, земляные орехи и киноа (дикая гречиха). Важнейшей сельскохозяйственной культурой инков был картофель, способный выдерживать сильные холода и произрастать на высоте до 4600 м над у.м. Попеременно замораживая и размораживая картофель, инки обезвоживали его до такой степени, что превращали в сухой порошок под названием “чуньо”. Кукуруза (сара) выращивалась на высоте до 4100 м над у.м. и потреблялась в различных видах: сыром в початках (чокло), подсушенном и слегка поджаренном (кольо), в виде мамалыги (моте) и превращенная в алкогольный напиток (сарайяка,или чича). Для изготовления последнего женщины пережевывали кукурузные зерна и сплевывали мякоть в чан, где образовавшаяся масса под воздействием ферментов слюны перебраживала и выделяла алкоголь.

    В ту эпоху все перуанские племена находились приблизительно на одном технологическом уровне. Работы производились сообща. Основным орудием труда земледельца была таклья, примитивная палка-копалка – деревянный кол с обожженным для прочности острием.

    Пахотные земли имелись, но отнюдь не в избытке. Дожди в Андах обычно выпадают с декабря по май, но нередки засушливые годы. Поэтому инки орошали земли с помощью каналов, многие из которых свидетельствуют о высоком уровне инженерной мысли. Для предохранения почв от эрозии террасное земледелие использовали еще доинкские племена, а инки усовершенствовали эту технологию.

    Андские народы практиковали преимущественно оседлое земледелие и крайне редко прибегали к подсечно-огневому земледелию, принятому у индейцев Мексики и Центральной Америки, при котором очищенные от леса участки засевались на 1–2 года и покидались, как только истощалась почва. Объясняется это тем, что центральноамериканские индейцы не имели натуральных удобрений, за исключением тухлой рыбы и человеческих экскрементов, тогда как в Перу земледельцы побережья располагали огромными запасами гуано, а в горах для удобрения использовался навоз лам (таки).

    Эти животные семейства верблюдовых произошли от диких гуанако, которые были одомашнены за тысячи лет до появления инков. Ламы переносят высокогорные холода и жару пустынь; они служат вьючными животными, способными нести до 40 кг груза; дают шерсть для изготовления одежды и мясо – его иногда вялят на солнце, называя “чарки”. Ламы, как и верблюды, имеют обыкновение опорожняться в одном месте, так что их навоз легко собрать для удобрения полей. Ламы сыграли важную роль в формировании оседлых земледельческих культур Перу.

    Социальная организация. Айлью. В основании социальной пирамиды инкской империи находилась разновидность общины – айлью. Она была образована из семейных кланов, которые жили вместе на отведенной им территории, сообща владели землей и скотом и делили между собой урожаи. Практически всякий принадлежал к той или иной общине, в ней рождался и умирал. Общины бывали маленькими и крупными – вплоть до целого города. Инки не знали индивидуального землевладения: земля могла принадлежать только айльюили, позже, императору и как бы сдавалась в аренду члену общины. Каждую осень происходило перераспределение земли – наделы увеличивались или уменьшались в зависимости от размеров семьи. Все сельскохозяйственные работы в айльюпроизводились сообща.

    В 20-летнем возрасте мужчинам было положено жениться. Если юноша сам не мог найти себе пару, ему подбирали жену. В низших социальных слоях выдерживалась строжайшая моногамия, тогда как представители
    правящего класса практиковали многоженство.

    У некоторых женщин появлялась возможность покинуть айлью и улучшить свое положение. Речь идет об “избранницах”, которых за красоту или особые таланты могли взять в Куско или в провинциальный центр, где их обучали искусству приготовления пищи, ткачеству или религиозным ритуалам. На приглянувшихся “избранницах” нередко женились сановники, а некоторые становились наложницами самого Инки.

    Государство Тауантинсуйю. Название империи инков – Тауантинсуйю – буквально означает “четыре соединенные стороны света”. Из Куско выходили в разных направлениях четыре дороги, и каждая, независимо от своей длины, носила название той части империи, куда она вела. Антисуйю включала в себя все земли к востоку от Куско – Восточные Кордильеры и амазонскую сельву. Отсюда инкам грозили набеги не усмиренных ими племен. Континсуйю объединяла западные земли, включая покоренные города Косты – от Чан-Чана на севере до Римака в Центральном Перу (местоположение нынешней Лимы) и Арекипы на юге. Кольясуйю, самая обширная часть империи, простиралась на юг от Куско, охватывая Боливию с озером Титикака и отдельные районы современных Чили и Аргентины. Чинчасуйю пролегала на север до Румичаки. Каждой из этих частей империи управлял апо, связанный кровными узами с Инкой и подотчетный только ему.

    Десятичная административная система. Социальная и соответственно экономическая организация инкского общества была основана, при тех или иных региональных отличиях, на десятичной административно-иерархической системе. Учетную единицу составлял пурик – взрослый дееспособный мужчина, имеющий домохозяйство и способный платить налоги. Десять домохозяйств имели своего, так сказать, “бригадира” (инки называли его пача-камайок), сотню домохозяйств возглавлял пача-курака, тысячу – мальку (обычно управляющий большой деревней), десять тысяч – губернатор провинции (омо-курака), а десять провинций составляли “четверть” империи и управлялись упомянутым выше апо. Таким образом, на каждые 10 000 домохозяйств приходилось 1331 чиновников различных рангов.

    Инка. Нового императора обычно избирал совет членов царской семьи. Прямое престолонаследие соблюдалось не всегда. Как правило, императора выбирали из сыновей законной жены (койя) умершего властителя. У Инки была одна официальная жена при бесчисленном количестве наложниц. Так, по некоторым оценкам, Уайна Капак имел около пятисот одних только сыновей, которым довелось жить уже при испанском господстве. Своих отпрысков, составлявших особый царский айлью, Инка назначал на самые почетные должности. Инкская империя была подлинной теократией, поскольку император был не только верховным правителем и жрецом, но также, в глазах простых людей, полубогом. В этом тоталитарном государстве император имел абсолютную власть, ограниченную лишь обычаями и страхом перед мятежом.

    5 Искусство Американских цивилизаций

    Доклад: Империя инков

    Другим великим государством доколумбовой Америки была империя инков, или, как называли свою страну сами инки, Тауантинсуйу или «Земля четырех частей». Последнее название связано с тем, что страна делилась на четыре провинции: Кунтинсуйу, Кольясуйу, Антисуйу и Чинчасуйу со столицей в городе Куско. Основание страны приписывается легендарному инку Манко Капаку. Само слово «инки» никогда не относилось к названию племени, им обозначался лишь правитель государства. При его преемниках территория государства постоянно расширялась, особенно тогда, когда при Йаруаре Уакаке была создана регулярная армия.

    Покоряя какое-либо государство или город, инки переселяли на их территорию другие племена, благодаря чему национальный элемент, который мог привести к освободительной войне, исчезал. На завоеванных территориях вводился в обязательном порядке государственный язык инков - кечуанский, что также способствовало единению огромной страны. Символом могущества страны был город Куско, один из красивейших городов мира, на территории которого располагались сотни дворцов и храмов. Главной в городе была площадь Уакапата (священная терраса), от которой отходили дороги в четыре главные провинции страны. Там же возвышались дворцы, один из которых имел площадь 30 на 160 метров. О богатстве правителей инков можно судить хотя бы по тому факту, что, когда старый император инков умирал, его тело бальзамировали и помещали во дворец, который отныне становился святилищем. Его же преемник должен был строить для себя новый дворец. Такой роскоши не мог себе позволить ни один европейский владыка. Но больше всего поражал своим великолепием храмовый комплекс Куско Кориканча (золотой двор). Главным его сооружением был храм бога солнца Инти, в котором одного золота насчитывалось огромное количество тонн. Золотые окна, двери, стены, крыши, полы, потолки, культовые предметы изумляли людей. Центром храма был многометровый диск из чистого золота, символизирующий Бога солнца. Возле храма находился двор Интипампа (золотое поле), на котором находились изготовленные из золота деревья, растения и травы, олени, бабочки, пастухи и т. д. Причем все это было сделано в натуральную величину и все двигалось (!) при помощи искуснейших механизмов. Это действительно было чудо, не имеющее себе равных в мире. Не меньшей гордостью империи были ее дороги, не уступающие современным трассам. Одна из таких дорог была длиной 5250 километров - самой длинной магистралью в мире до начала XX века. Дороги имели ширину до 7,5 метров, а в некоторых местах располагались на высоте 5160 метров над уровнем моря. На определенном расстоянии друг от друга на дорогах были выстроены постоялые дворы со складами.

    Каменные статуи острова Пасхи. Чили

    Существовала у инков и государственная почта, что выглядит, согласитесь, почти фантастически. Несмотря на эти великолепные достижения, инки не знали ни колеса, ни письменности. Впрочем, письменность у них была, но в виде «узлового письма»: нитки в этом узле обозначали либо золото - желтая веревка, либо солдат - красная, и т. д. Цифры обозначались при помощи вязания определенного числа узлов. Однако это не мешало развитию науки и поэзии. Жизнь инков была немыслима без религиозных обрядов, которые так же, как и у ацтеков, отличались невероятной жестокостью. За выполнение обрядов отвечала «каста» профессиональных жрецов, которую возглавлял верховный жрец. Богами инков были Инти - Бог солнца, Мама Килья - Богиня луны, Мама Пача - Богиня земли, Мама Кочи - Богиня моря и др. Каждому из этих богов был посвящен специальный праздник, которых в году (у инков год также равнялся 365 дням) было непомерное количество.

    Рельеф на Воротах Солнца в Тиауанако.

    Инки. Реконструкция

    Во время каждого из них на алтарь повергались тысячи человек, кровь которых реками лилась с алтарей ненасытных богов. Попирались и нравственные ценности, сведенные, в конце концов, к нулю. Религиозный фанатизм и жестокость в сочетании с развратом разъедали изнутри, точно ржа, внешне блестящую империю. 15 ноября 1532 года отряд испанцев-конкистадоров во главе с Пизарро, перейдя через Анды, вступил на землю инков. История крушения ацтекского государства полностью повторилась. Воспользовавшись распрями, начавшимися у инков в борьбе за престол, Пизарро с маленькой горсткой людей разгромил величайшую империю, которая вскоре превратилась в испанскую колонию.

    Правители инков:

    1. Манко Капак (1150)

    2. Синчи Рока

    3. Льоке Йупанки

    5. Капак Йупанки

    21. Общая характеристика культуры инков.

    Инка Рока

    7. Йаруар Уакак

    8. Виракоча Инка

    9. Пачакути Инка Йупанки (1438-1471)

    10. Тупак Инка Йупанки (1471-1493)

    11. Уайна Капак (1493-1527)

    12. Уаскар (1527-1530)

    13. Атауальпа (1530-1532)

    Подобно истукану на глиняных ногах из книги пророка Даниила, империя инков выглядела грозно и величественно, но если мы внимательнее присмотримся, то увидим, что основа ее была, как и у истукана, глиняная. Построенная на лжерелигии, жестокости и разврате, империя инков рухнула, оставив после себя жалкие деградировавшие племена несчастных людей, которые не умеют самостоятельно ни шить одежды, ни стрелять из лука, ни строить.

    Воистину, без Бога нет ни будущего, ни самой жизни!

    | |
    | <<< | оглавление | >>> |

    Империя инков существовала сравнительно недолго с начала XVв. до 1532ᴦ., когда страна захвачена испанскими завоевателями. Письменность инков не расшифрована до конца. Столицей являлся город Куско, знаменитый своим Золотым садом (возможно, мастера, создававшие его, были из народа Чиму).

    Архитектура отличается простотой и отсутствием украшений. Храмы, жилища, крепости сложены из огромных каменных глыб (до 350 тонн весом) очень точно пригнанных друг к другу, но не скрепленных связующими растворами (крепость Саксауаман).

    Дома имели мощные каменные стены и тесные внутренние помещения. Большинство домов лишено окон и освещается через двери. По описанию путешественников, здания первоначально были украшены широкими поясами толстых золотых пластин. Использование драгоценных металлов не в качестве денег, а в качестве декорирующего материала характерно для инков. К примеру, в храме Солнца в городе Куско несколько помещений украшены изображениями Солнца, Луны, радуги и звезд из золота͵ серебра и драгоценных камней. В отличие от Центральной Америки, инки сооружали пирамиды высотой до 40м. не для храмов, а для захоронений. Трапециевидные входы и ниши являются характерными особенностями инкской архитектуры.

    Каменная скульптура почти не получила развития у инков.

    Развито искусство изготовления и росписи керамики. Оно условно делится на несколько периодов. В первый период на сосудах изображаются сцены битвы, рыболовства, мифологические сюжеты. Во второй период росписи практически исчезают, но сами сосуды превращаются в настоящую скульптуру. Чаще всœего сосуды делали в форме головы человека, иногда передавая индивидуальные черты.

    Позднее появляются сосуды в виде животных, плодов и растений.

    Основная пища инков – картофель (в том числе и консервированный), кукуруза, тыквы. Инки выращивали коку – наркотическое растение. В империи существовало четкое разделœение населœения на элиту и основную массу жителœей. По закону Инка (правитель империи) женился на своей сестре, которая становилась его законной женой и, как правило, матерью наследника. Кроме главной жены он имел гарем и мог жить с любой из монашек монастырей, так как являлся воплощением бога Солнца на Земле. Наследник назначался при жизни правителя обрядом публичного пострижения волос. Будущий наследник помогал отцу и учился управлению. Существовало 10 возрастных групп населœения, каждая из которых имела определœенные права и обязанности. 1группа: грудные младенцы. 2 группа: дети до 2 лет. 3группа: играющие дети. 4 группа: дети 9-12 лет. 5 группа: подростки 12-18 лет. 6 группа: 18-25 лет — служащие в армии. 7 группа: 25-50 лет – женатые и ведущие хозяйство.

    8 группа: 50-80 лет – старики. 9 группа: 80 лет и старше — глухие старики. 10 группа: больные.

    В государстве не было восстаний. Эта социальная система давала обеспечение по старости. Ее в связи с этим иногда называют ʼʼиндейским социализмомʼʼ. В империи не существовало денег, а только натуральный обмен на рынке. Золото используют как украшение. Армия хорошо обучена и оснащена (палицы с каменными или металлическими завершениями). Здесь были прекрасные дороги и почта. Гонцы пробегали от стоянки до стоянки около двух километров, в результате эстафеты 2000 км преодолевалось за 3 дня. Инки слагали стихи, которые впоследствии были записаны иезуитами.

    Культура Инков

    Распространено узелковое письмо кипу, на котором можно считать до 1000000. Знать обучалась в университетах 4 года, где изучала язык кечуа, солнечную религию, узелковое письмо кипу, историю и военное дело. Инки ткали плотные ткани, плотностью 80´45 нитей/см (современная парашютная ткань имеет плотность 60´30 нитей/см). Οʜᴎ делали операции, в т.ч. и трепанацию черепа.

    Последнего Инку звали Тупаку Омару.

    Дополнительные сведения.

    Древнейшие культуры Перу соотносятся с III тыс. до н.э.

    Недалеко от ᴦ. Лимы существовала в это время культура, представители которой не знали о существовании металлов, но возводили глиняные и каменные храмы на искусственных платформах.

    Известен храм Скрещенных рук. Позднее данный жест-знак встречается в Колумбии.

    Культура Чавин , связанная с культом Ягуара была распространена в конце II – серединœе Iтыс. до н.э.

    Культура Наска (середина II в. до.н.э.) соотносится с долинами рек Ика, Писко и Наска. Здесь найден ʼʼдеревянный Стоунхендж Перуʼʼ – святилище Эскукерия. Оно состоит из сотен высушенных стволов мескитового дерева. Центр композиции – квадрат, образуемый 12 рядами по 12 колонн в каждом. Найдены гиганские изображения в пустыне Наска. Галерея Пампа-де-Наска — ϶ᴛᴏ площадки, линии, спирали, человеческие и звериные ʼʼфигурасʼʼ (геоглифы). Голова гигантской птицы (длина 120м) направлена к точке восхода Солнца в день зимнего солнцестояния. По версии М. Стингла индейцы хоронили умершего с помощью воздушного шара треугольной формы. Умершего на закате клали в плетеную корзину, воздушный шар поднимался над морем и скрывался за горизонтом.

    Культура Мочика (I-VIIвв. до н.э.) оставила после себя пирамиды Солнца и Луны. В Пампа-Гранде. Пирамида Солнца имеет основание 342´159 м. Уникальны изделия из золота. До нас дошла легенда о существовании золотого сада и свидетельства очевидцев о комнате с пятью тысячами золотых бабочек, каждая из которых весила меньше грамма и парила в воздухе при незначительных колебаниях воздуха. Бабочки были расплавлены завоевателями. В результате они получили 4 кг 700 ᴦ. чистого золота. Вокруг озера Титикака найдено много чульп – погребальных башен прямоугольной и цилиндрической, расширенной кверху формы.

    По легенде, основатель культуры Чиму приплыл в Перу с севера со своим отрядом на плотах Его имя Наймлан. ʼʼНаймʼʼ означает ʼʼптицаʼʼ или ʼʼполетʼʼ. Чиму построили город Чан-Чан площадью 18 кв. км. Город обнесен двумя рядами оборонительных стен и разделœен на 10 кварталов 450´300 м. Во многих отношениях обычаи, царившие в государстве Чиму мало отличались от обычаев XXVв. Инков. В 1460-х гᴦ. столкнулись две культуры – прибрежная культура Чиму, поклонявшаяся Луне, и горная культура Инков, поклонявшаяся Солнцу. Победа осталась за второй. От культуры Чиму сохранились глиняные рельефы с изображением птиц, рыб, ящериц, лисиц, орнаментов. Верховное божество в Перу издревле изображали в обрамлении арки-змеи, в окружении хищников. Арка символизировала радугу, Млечный Путь, гром, небосвод.

    Культура Ольмеков – одна из культур древней Мексики. Сан-Лоренцо – столица ольмеков — была покинута по неизвестным причинам в 900ᴦ. Второй столицей ʼʼягуарныхʼʼ индейцев стала Ла-Вента. В Ла-Венте найдены огромные каменные головы.

    Племена Чоль и Цельталь оставили в Паленке (Мексика) знаменитый ансамбль, в котором башня дворца, 4-х этажное здание, являлось одновременно обсерваторией.

    Интересна культура тольтеков. Сохранилась Пирамида Утренней звезды в Туле (Толлане).

    Существует очень мало источников информации относительно истории инков - древней индейской цивилизации. Большая часть сведений исходит от испанских конкистадоров и миссионеров. Филиппо Уаман Пома Де Аяало - художник инков XVI века оставил один оригинальный и бесценный документ - это рисунки и хроники, дающие подробное описание общества инков. Понимая, что его мир может исчезнуть, Уаман Пома описал все его великолепие. Это была работа всей его жизни. Он намеревался подарить ее королю Филиппу II, в надежде, что монарх увидит свою колонию в ином свете и изменит свое отношение к ней.

    В его работе он также описал образ жизни андских народов до прихода инков - индейцы вели суровый и сложный образ жизни, они были практически дикарями. Но все изменилось с появлением существа, которое было получеловеком, полубогом - сына Инти, сына Бога. Его имя - Манко Капак. Он назвал себя «инка» и принес в свой мир цивилизацию.

    Он научил людей возводить города и возделывать землю. Под его руководством мир инков начал процветать. Его жена Манко Капака Оклло научила женщин ткать.

    Таким был мир инков, где одно имя принадлежало и правителю, и его народу.

    Спустя 100 лет после становления империи инков, в XV веке, это государство, располагавшееся на территории Перу, Боливии и Эквадора, прекратило свое существование. Однако об этом чуть позже... В статье будет рассказано о том, кто такие инки.

    Зарождение цивилизации

    По легенде Бог солнца Инти создал предков правителей инков. Это были 4 брата и 4 сестры, которые вышли из пещеры Тампу-Токко. Их предводителем был Айяр Манко, который нес в руках золотой посох. Он должен был отыскать место, где посох войдет в землю, что будет являться знаком плодородной почвы.

    После долгих странствий Айяр Манко со своими братьями и сестрами пришли в долину Куско, где посох наконец-то вошел в землю.

    Победив воинственных местных жителей, братья и сестры основали столицу империи инков. Айяр Манко стал называть себя Манко Капак, что означает "правитель инков". Он стал первым Саппа Инка (верховным вождем).

    А все ли было именно так?

    Этнологи национального центра научных исследований не до конца уверены в историческом существовании первых восьми инков. Скорее, это были мифические персонажи. В связи с тем, что все ныне доступные сведения об инках тесно связаны с их эпосом.

    Каждая семья правителей инков имела свои традиции, подобные африканским. Каждое поколение правителей излагало историю по-своему.

    Знаменательный период в истории инков связан с правителем Пачакути. Помимо прочего, он был величайшим религиозным реформатором. В период его правления народ инков стал намного меньше зависеть от верховных жрецов солнечной религии.

    Время Пачакути

    В XII веке Анды населяло огромное количество разных народов и постоянно враждующих между собой племен. Пачакути хотел создать империю, которая бы объединила все андские народы. Его имя, которое означает «меняющий мир», прекрасно характеризует его стремления.

    Он объединил племена вокруг города Куско и его цели стали реальностью.

    В начале XV века империя инков подверглась вооруженному нападению племени Чанка. Под угрозой оказался город Куско. Пачакути взял на себя командование войском и сумел отразить нападение и, вдохновленный победой, начал военную экспансию.

    Пачакути захватил территорию в районе озера Титикака и расширил на Севере владения империи инков Тауантинсуйу вплоть до района Кохамарки.

    Несколько слов об укладе жизни

    Кратко культуру инков отражает их быт. Когда инки порабощали народы, они одаривали местных правителей особыми подарками - женщинами и различными диковинами. Таким образом, они делали его в какой-то мере признательным, оставляли в долгу. В обмен на эти дары вожди должны были выплачивать инкам дань или выполнять для них различные виды работ. С этого момента они вступали в отношения, которые исторически называются вассальной зависимостью. Это мог быть принудительный труд, который назывался «мита», либо неравный обмен, называемый «айне».

    Эта система взаимоотношений с захваченными племенам стала одной из главных сторон могущества инков.

    Создание упорядоченной системы в столь широких масштабах на территории одного из самых больших горных массивов планеты - было нелегкой задачей. Инкам необходимо было создать коллективный труд, товарообмен, систему управления и обеспечить безопасность. Все это было бы невозможным без строительства дорог.

    Нет никаких сомнений, что инки уже знали, что такое колесо. Однако горные ландшафты не подходил для использования колесного транспорта. Даже сегодня большая часть путешествий в Андах совершается пешком. Но инки покорили горные вершины, создав развитую сеть путей сообщения. Они возводили мосты в мире, который буквально висели между небом и землей.

    Несколько слов о правлении Саппа Инка

    Власть инков, как и любая другая власть, требовала воздействия на сознание людей. И величественный город Мачу-Пикчу, как считают этнологи, это лишь часть образа власти. Например, правителю нельзя было смотреть в лицо. Его образ всегда был связан со священными ритуалами. Он почитался, как сын Солнца и был настоящей святыней для народа.

    Власть правителя увековечивалась после его смерти, когда он присоединялся ко всем богам и сам становился Богом. Хроники Уамана Пома описывают понимание инками жизни после смерти. Они верили, что человеческая жизненная сила не исчезает после смерти. В их представлении предки могли оберегать живущих на земле.

    Столица империи

    В самом сердце Анд, на высоте более 3-х тысяч метров, находился город Куско - столица империи инков. В 1534 году он был практически стерт с лица земли испанскими захватчиками. Город Куско - политический и духовный центр империи инков.

    Помимо Куско существовало нескольких административных центров, в империи инков было не так много городов. Большая часть территории - маленькие поселки, где инки жили и работали на плантациях. Сельское хозяйство было центральным звеном их экономики.

    Ритуалы

    Чтобы разобраться, кто такие инки, стоит обратиться к их эпосу.

    В хрониках у Мана Пома одна из глав посвящена довольно странному ритуалу - капакоча. Во время некоторых событий, таких, как солнечное затмение, извержение вулкана или эпидемии, чтобы заслужить милость духов, в жертву приносили детей. Случалось и такое, что это были дети вождей племени.

    Капакоча было важной частью политического и религиозного культа в Куско.

    Система счета

    Хотя у инков не было письменности, для записи чисел и, возможно, другой информации они пользовались системой узелков и веревочных сплетений, которая называлась кипу. Благодаря десятичной системе исчисления налогообложение подданных было упорядоченным и эффективным.

    Налоги в виде продуктов питания собирались по всей империи и складывались в кольпос. Эта система обеспечивала населению приемлемые условия жизни и было важным аспектом в контроле над экономикой империи.

    Они проживали на больших высотах, где каждые 5-6 лет могло не быть урожая, поэтому им просто необходимо было делать запасы.

    Взамен империя обеспечивала безопасность, поддерживала инфраструктуру и снабжала жителей средствами к существованию. Для этого везде были построены большие склады с товарами первой необходимости. Такие кольпосы существовали в каждом регионе.

    А теперь вернемся к разделу земель

    Сын Почакути - Тупак Инка - продолжил завоевание новых территорий и в 1471 году стал правителем. К концу его правления империя простиралась по всей Западной части Южной Америки. Он показал жителям соседних племен, кто такие инки.

    В 1493 году правителя сменил его сын Уайна Капак. Войны нового правителя на дальних рубежах повысили уровень недовольства в империи.

    В 1502 году, одержав победу в гражданской войне, армия Атауальпа столкнулся с захватчиками из Европы. И хотя инки превышали по численности европейцев, Франсиско-Писарро с небольшим отрядов конкистадоров полностью разбил их огромную армию. При помощи ружей и лошадей, которых инки еще никогда не видели, испанцы одержали победу. Атауальпа был взят в плен и спустя год убит.

    Однако, по мнению историков, это не единственная причина падения империи. В то время она находилась в процессе раздробленности и войн, что и стало главной причиной краха.

    Великий расцвет империи инков был практически также быстротечен, как и ее падение. И теперь, к сожалению, узнать, кто такие инки, мы можем из немногих источников, сохранившихся до наших дней.

    Империя инков была самой большой империей в доколумбовой Америке и, возможно, крупнейшей империей в мире, существовавшая в начале 16 века.

    Его политическая структура была самой сложной среди всех коренных народов Северной и Южной Америки.

    Административный, политический и военный центр империи находился в Куско (современный Перу).

    Цивилизация инков возникла на высокогорьях Перу в начале 13 века. Последняя крепость была завоевана испанцами в 1572 году.

    С 1438 по 1533 год инки населяли большую часть западной части Южной Америки, в центре которой находились Андские горы. На пике своего развития империя инков включала в себя территории Эквадора, западной и центральной Боливии, северо-западной Аргентины, северной и центральной части Чили, а также некоторые земли юго-западной Колумбии.

    Официальным языком был Кечуа. В империи существовало множество форм поклонения богам, однако правители поощряли поклонение Инти — верховному богу инков.

    Инки считали своего царя, Сапу Инку, «сыном солнца».

    Империя инков была уникальна тем, что в ней не было ничего из того, чем славились цивилизации Старого Света.

    Например, у жителей не было колесных транспортных средств, рогатого скота, не хватало им и знаний о добыче и обработке железа и стали, также у инков не было структурированной системы письма.

    Характерными для империи инков являлись монументальная архитектура, система дорог, охватывающая все уголки империи и особый стиль ткачества.

    Ученые считают, что экономика инков была феодальной, рабской и социалистической одновременно. Считается, что денег и рынков у инков не было. Вместо этого жители обменивались товарами и услугами по принципу бартера.

    Своего рода налогами считался сам труд человека на благо империи (например, выращивание сельскохозяйственных культур). Правители инков в свою очередь поддерживали труд людей и на праздники устраивали масштабные пиры для своих подданных.

    Название «инки» переводится как «правитель», «лорд». В Кечуа термин используется для обозначения правящего класса или правящей семьи.

    Инки составляли небольшой процент от всех жителей империи (от 15 000 до 40 000 человек при общей численности населения в 10 млн человек). Термин «инки» испанцы стали использовать для обозначения всех жителей империи.

    История

    Империя инков была ведущей цивилизацией в Андах, история которой насчитывала тысячи лет. Андская цивилизация — одна из пяти цивилизаций в мире, которую ученые называют «первозданной», то есть коренной, а не производной от других цивилизаций.

    Империи инков предшествовали две большие империи в Андах: Тиванаку (около 300-1100 гг. н.э.), расположенная вокруг озера Титикака, и Уари (около 600-1100 гг. н.э.), сосредоточенная вблизи современного города Айякучо.

    Уари располагался на территории Куско около 400 лет.

    По преданиям инков, их предки появились из трех пещер: братья и сестры, вышедшие на новые земли со временем построили храм из камня и стали заселять земли вокруг. В скором времени они добрались до Куско и стали строить свои жилища на всей территории.

    Империя расширялась. Основателем ее считают Айяра Манко.

    Правители империи менялись довольно часто. Царствовать большими территориями хотели многие. Однако ко времени прихода на земли инков конкистадоров все племена объединились в едином стремлении сохранить свою независимость.

    Испанские конкистадоры во главе с Франсиско Писарро и его братьев добрались до заветных земель инков к 1525 году. В 1529 году король Испании дал разрешение на завоевание богатых земель в Северной и Южной Америке.

    Военные силы европейцев вторглись на земли инков в 1532 году, когда население было деморализовано очередной войной за власть над империей.

    В это же время в Центральной Америке буйствовала оспа, которая стала причиной гибели большого числа местного населения.

    Европейские солдаты под предводительством Писарро вторглись на земли инков и, имея технологическое превесходство над «полудикими» инками, быстро заполучили власть над территориями (также испанцы нашли союзников, которые были негативно настроены к политике императоров инков).

    Конкистадоры насадили в регионе христианскую веру, разворовали дома жителей и поставили во главе империи своего наместника. А в 1536 году была уничтожена последняя крепость инков, свергнут император, и испанцы получили власть над всей территорией огромной империи.

    Население и язык

    Число людей, населяющих империю во время ее расцвета, доподлинно неизвестно. Историки называют цифры от 4 до 37 миллионов.

    Основной формой коммуникации в империи был язык инков, а также различные диалекты кечуа.

    Фонетически языки различались очень сильно: жители Анд могли не понимать население, проживающее рядом с Колумбией.

    Некоторые языки сохранились до сих пор (например, язык Аймара, на котором говорят некоторые жители Боливии по сей день). Влияние инков пережило их империю, так как завоевавшие земли испанцы продолжали использовать для общения язык кечуа.

    Культура и быт

    Археологи до сих пор находят уникальные предметы, связанные с жизнью и бытом инков.

    Архитектура была самым востребованным искусством в империи. Важнейшие сооружения были созданы из камня (с применением особой кладки).

    Также историки находят свидетельства о том, что инки интересовались ткачеством, а также науками: математикой, летоисчислением в принципе, медициной и др.

    Открытия инков в некоторых областях стали фундаментом для развития научной мысли во всем мире (особенно в Европе).

    На рубеже XIV-XV вв. на тихоокеанском побережье и в северных районах Южноамериканского континента возникли первые империи. Самой значительной из них стало государство инков. Во время ее расцвета здесь проживало от 8 млн до 15 млн человек.

    Термином «инки» обозначался титул правителя нескольких племен в предгорьях Анд; это название также носили племена аймара, уальякан, кеуар и др., которые жили в долине Куско и говорили на языке кечуа.

    Империя инков занимала площадь 1 млн кв. км, ее протяженность с севера на юг превышала 5 тыс. км. Государство инков, разделенное на четыре провинции вокруг города Куско и расположившееся в окрестностях озера Титикака, включало территорию современной Боливии, север Чили, часть нынешней Аргентины, северную часть современной Республики Перу и нынешний Эквадор.

    Верховная власть в государстве целиком принадлежала Сапа Инке — так официально назывался император. Каждый Сапа Инка возводил собственный дворец, богато украшавшийся по его вкусу. Лучшие ремесленники-ювелиры изготовляли для него новый золотой трон, обильно украшенный драгоценными камнями, чаше всего изумрудами. Золото в империи инков широко использовалось в ювелирном искусстве, но не было средством платежа. Инки обходились без денег, поскольку одним из главных принципов жизни у них был принцип самообеспечения. Вся империя представляла собой огромное натуральное хозяйство.

    Религия инков

    Религия занимала важное место в жизни инков. У каждой группы населения, в каждой области были свои верования и культы. Наиболее распространенной формой религиозных представлений был тотемизм — поклонение тотему — животному, растению, камням, воде и т.д., с которым верующие считали себя находящимися в родстве. Земли общин назывались именами обожествляемых животных. Кроме того, был повсеместно распространен культ предков. Умершие предки, по представлениям инков, должны были способствовать созреванию урожая, плодовитости животных и благополучию людей. Полагая, что духи предков живут в пещерах, инки воздвигали возле пещер каменные холмики, которые своими очертаниями напоминали фигуры людей. С культом предков связан обычай мумификации трупов умерших. Мумии в нарядных одеждах, с украшениями, утварью, пищей погребали в гробницах, высеченных в скалах. Особенно пышно хоронили мумии правителей и жрецов.

    Свои здания инки возводили из различных пород камня — известняка, базальта, диорита и из кирпича-сырца. Дома простых людей имели легкие крыши из соломы и пучков тростника; печей в домах не было, и дым очага выходил прямо через соломенную кровлю. Храмы и дворцы строились особенно тщательно. Камни, из которых были сложены стены, настолько плотно подгонялись друг к другу, что при сооружении зданий не требовались связующие вещества. Кроме того, инки на горных склонах возводили крепости с многочисленными сторожевыми башнями. Самая известная из них поднималась над городом Куско и представляла собой три ряда стен высотой 18 м.

    В своих храмах инки поклонялись целому пантеону богов, имевших строгую субординацию. Самым высшим из богов считался Кон Тикси Виракоча — творец мира и создатель всех остальных богов. В числе тех богов, кого Виракоча сотворил, были: бог Инти (золотое Солнце) — легендарный предок правящей династии; бог Ильяпа — бог погоды, грома и молнии, к которому люди обращались с просьбами о дожде, ибо Ильяпа мог заставить течь на землю воды Небесной реки; супруга Инти богиня Луны — Мама Килья. Почитались также Утренняя звезда (Венера) и множество других звезд и созвездий. В религиозных представлениях древних ацтеков особое положение занимали чрезвычайно древние культы матери-земли — Мама Пача и матери-моря — Мама Кочи.

    У инков было множество религиозно-обрядовых празднеств, связанных с земледельческим календарем и жизнедеятельностью правящего семейства. Все праздники проводились на главной площади Куско — Уакапата (Священная терраса). От нее расходились дороги, соединявшие столицу с четырьмя провинциями государства. К моменту появления испанцев на площади Уакапата возвышались три дворца. Два из них были превращены в святилища. Когда правитель-инка умирал, тело его бальзамировали, а мумию оставляли в его дворце. С этого времени дворец становился святилищем, а новый правитель строил себе другой дворец.

    Высшим достижением архитектуры инков считается ансамбль храмов Кориканча (Золотой двор). Главным сооружением ансамбля был храм бога Солнца — Инти, где находилось золотое изображение бога, украшенное крупными изумрудами. Это изображение размещалось в западной части, и его озаряли первые лучи восходящего солнца. Стены храма были сплошь обиты листовым золотом. Потолок покрывала резьба по дереву, пол устилали прошитые золотыми нитями ковры. Окна и двери были усыпаны драгоценными камнями. К храму Солнца примыкало несколько часовен — в честь грома и молнии, радуги, планеты Венеры, а главная из них — в честь Луны (Мамы Кильи). Образ Луны в империи инков связан с представлением о женщине, богине. Поэтому часовня Мама Кильи предназначалась для койм — жены правите- ля-инки, только она имела доступ в эту часовню. Здесь же находились мумии умерших жен правителей. В часовне Луны все убранство было из серебра.

    Различные ремесла у инков достигли наивысшего расцвета. Инки довольно рано освоили горное дело и добывали медную и оловянную руды в шахтах, чтобы изготовить бронзу, из которой отливали топоры, серпы, ножи и другую хозяйственную утварь. Инки могли выплавлять металл, знали технику отливки, ковки, чеканки, спайки и клепки, а также изготовляли изделия в технике перегородчатой эмали. Хронисты сообщали, что мастера инков изготовили золотой початок кукурузы, в котором зерна были золотые, а окружающие початок волокна — из тончайших серебряных нитей. Вершиной ювелирного искусства инков стало изображение бога Солнца в храме Солнца в Куско в виде огромного золотого солнечного диска с искусно вычеканенным человеческим лицом.

    Своего апогея золотое богатство инков достигло в период правления Уайна Капака. Он приказа! облицевать листовым золотом стены и крыши своих дворцов и храмов; в царском дворце было множество золотых скульптур животных. Во время торжественных церемоний 50тыс. воинов вооружались золотым оружием. Огромный переносной золотой трон с накидкой из драгоценных перьев ставился перед дворцом-резиденцией.

    Все это было разграблено конкистадорами из экспедиции Франсиско Писсаро. Произведения ювелирного искусства были переплавлены в слитки и отправлены в Испанию. Но многое осталось в тайниках и до сих пор не обнаружено.

    Как считают исследователи культуры инков, их империя погибла во многом из-за религии. Во-первых, религией был одобрен обряд, при котором правитель выбирал преемника среди своих сыновей. Это привело к междоусобной войне братьев Уаскара и Атауальпы, которая значительно ослабила страну перед вторжением испанских конкистадоров во главе с Писарро. Во-вторых, среди инков существовало предание, что в будущем править страной будут новые, незнакомые люди, которые покорят империю и станут единственными ее владыками. Этим объясняются страх и нерешительность инков перед испанскими конкистадорами.