Быт и нравы цыганы в поэме цыганы. «Истолкование поэмы А. С. Пушкина «Цыганы. Роль лирического отступления о луне

Заключительная фраза к поэме «Цыганы»:

И всюду страсти роковые
И от судеб защиты нет

обыкновенно употребляется как шутливо-иронический комментарий к эмоционально насыщенному, бурному конфликту по маловажному поводу. Незначительное событие, однако, может при определённых обстоятельствах привести к глобальным последствиям. Эту тему Пушкин обсуждает в поэме «Граф Нулин». В «Мёртвых душах» Гоголь описывает, как по относительно малозначимой причине Чичиков поставил на уши весь город. Значимость одного и того же события, однако, для разных людей и в разных сообществах или обстоятельствах может сильно отличаться. Что допустимо в одном случае считается преступлением в другом.

Цыганские этнографы утверждают, что, у Пушкина отсутствовало малейшее представление о цыганских нравах и традициях, а его поэму «Цыганы» можно назвать импровизационной фантазией перед фотографиями табора. Не смотря на прекрасное внешнее описание цыганского быта, фактические события в поэме не имеют ни малейшего отношения к жизни цыган, это лишь удобный фон для изложения идеи.

Разное отношение к одному и тому же событию со стороны вовлечённых сторон может вызвать конфликт между личным и общественным сознанием, а также между нравственным убеждением и общепринятой традицией. Так происходит, когда человек из одного общества попадает в другое, ведёт себя там в традициях своего общества, но судится и наказывается местным законом. Если при этом у человека отсутствует конформизм, и он не сможет принять устава окружающего мира, то трагический конфликт становится неизбежным. Отказываясь жить по законам общества, человек или погибнет или останется в полном одиночестве. Вторжение европейцев в Америку привело к уничтожению старых народов и традиций, хотя и сегодня немногие оставшиеся индейские народы отстаивают своё право жить так, как они хотят — в резервациях. Фильмы ужасов любят тему вторжения инопланетного разума на Землю. Страшные внеземные вирусы в этих фильмах грозят уничтожению всего человечества, но земляне их всегда побеждают.

Одним из мифов цыганской жизни является мнение о так называемой «свободной цыганской любви» и вообще характере «цыганской свободы». Цыганский закон устанавливает одни из самых строгих правил общения между мужчинами и женщинами, которые вообще когда-либо существовали в мире. Приведу несколько характерных примеров . В некоторых цыганских общинах требуется убивать убийцу и это приводит к многолетним кровавым разборкам: убивший убийцу также является убийцей, которого требуется убить. Одним из центральных понятий у цыган (которых многие считают «грязными») является понятие о «Сакральной чистоте». К «нечистым» относятся события, предметы, люди или части людей. Чистота бывает «заразной» или «незаразной». Что-то можно удалить, просто помыв руки, что-то помыть в принципе невозможно. Что-то или кто-то может быть назван «нечистым» по приговору цыганского суда. Самой популярной «скверной» является нижняя часть женского тела. Так простой контакт цыгана с юбкой у цыганки делает его «нечистым». Женская нечистота передаётся не только через контакт, но и может стекать вниз. Женщине достаточно пройти над мужской одеждой, едой, техникой и проч. чтобы их осквернить. Нечистота женщины значительно увеличивается, если у неё менструация. Ванна у цыган объект умеренно нечистый. Если цыган уронил туда посуду, то её нужно выкинуть, если одежду, то достаточно постирать. Оральный секс и прочие фантазии у цыган строго запрещены. Во время секса прикосновение к низу женщины не портит мужской низ, но портит руки, особенно левую руку. После контакта с женщиной руки полагается мыть. Сперма является нечистотой и после полового акта простынь полагается стирать. Девушка цыганка обязана выйти замуж девственной или за того, кто её лишил девственности. «Нечестную невесту» могут побить камнями, обрезать волосы или признать «осквернённой», то есть изгнать из табора. За неверность женщину всегда признают «осквернённой» и выгоняют. Муж может забить неверную жену до смерти. Неверность мужей часто вполне естественна и его объявляют «нечистым» только если он гуляет слишком активно. Проституция строго запрещена цыганским законом только для женщин, а однополая любовь только для мужчин. На лесбиянок смотрят косо, но спокойно.

Цыганский закон не толерантен. Правила общения цыган с цыганами и цыган с не цыганами строго различаются. Гостю гаджо дают отдельный набор посуды. В некоторых случаях, если гость дотронулся до хозяйской посуды, её потом выкидывают, поскольку если кто-то выпьет из нечистой, осквернённой чашки, то сам после этого станет нечистым. Запрещается есть пищу животных, которые вылизывают себе половые органы, кошек, собак и проч. Конину есть нельзя, поскольку кони — цыганские братья. Самая любимая цыганская пища — свинина, баранина и курятина. Законов, регулирующих поведение цыган многие тысячи. Это включает и еду и речевые формулы, и занятия, и хобби, и все без исключения детали жизни. При этом все эти законы неписаны . То есть они соблюдаются на уровне обязательной и общепринятой традиции и не существует ни единой возможности какой-то закон изменить или исправить. Если человек решил «стать цыганом» — он должен принять и признать все без исключения законы и традиции и строго им следовать. Малейшая провинность приведёт к тому, что так или иначе человек будет объявлен «нечистым» а, следовательно, изгнан из табора.

Цыгане, способны жить и существовать совершенно независимо от любых государственных или общежительных инфраструктур — «как вольность весел их ночлег», они «вольные жители мира», «дети смиренной вольности«, «здесь люди вольны, небо ясно»... Но, внутренняя структура жизни такого общества диктует столько разных установок и требований, что для человека, привыкшего к «свободному миру», попытка «ассимилироваться» в таком обществе превращается в настоящую пытку.

Старик Земфирой пробужден:
«О мой отец, Алеко страшен:
Послушай, сквозь тяжелый сон
И стонет, и рыдает он».

Если «иной разум» существует, и может влиять на жизнь людей, способен ли он адаптироваться к традициям существующим в человеческом обществе? Если речь идёт о религии, но какую позицию этот «иной разум» должен встать, чтобы не стать «врагом рода человеческого»? Имя «Алеко» имеет забавную интерпретацию «Al и Co». Al — это общий корень для семейства семитских богов, включающих Эл-охима и Ал-лаха. «Company» этого бога могут включать тех, кого он так или иначе задействовал в своих спектаклях на религиозные темы. Земфира на арабском языке означает «Непокорная». Семейство авраамических религий связано с разными культурами. Ветхий завет содержит диалог между богом и евреями, закончившийся трагической гибелью еврейского государства и разрушением иерусалимского храма. В основе ислама лежит диалог бога и арабов посредством пророка Мухаммеда. Новый завет был принят «христианами», а талмуд «талмудистами». Кто же из них наиболее «непокорный»?

В традициях лорда Байрона и его Чарльд Гарольда, Алеко ушёл из общества, чтобы стать от него «свободным». Он выбрал для этого «свободных цыган», но попал в духовную и нравственную тюрьму. В обществе строгих писаных законов, Алеко был преступник. Но мир, где правят неписаные традиции, «мир чувства», оказался более мучительным, чем «мир разума».

О чем жалеть? Когда б ты знала.
Когда бы ты воображала
Неволю душных городов!
Там люди в кучах, за оградой,
Не дышат утренней прохладой,
Ни вешним запахом лугов;
Любви стыдятся, мысли гонят,
Торгуют волею своей,
Главы пред идолами клонят
И просят денег да цепей.

Существует «парадокс тюрьмы», когда человек, оказавшись в тюрьме, может ощутить себя свободнее, чем на воле. Полиция ограничивает физическую свободу, заключая на маленькой территории, и лишая общения с внешним миром. Но это также означает, что человек не должен ходить на работу, таскаться по магазинам, заботиться о семье. Всё время принадлежит только человеку и если он больше всего на свете любит читать и думать, то теперь ему в этом никто не может помешать. Так где же у этого человека больше свободы — на воле или в тюрьме? Говорят, в России многие жители сельских местностей сами стремятся чтобы их посадили в тюрьму, чтобы самим не думать о том, как заработать себе на жизнь. Возможно этим объясняется такое длительное существование в Российской Империи крепостного права.

В буддизме, Сиддхартха Гаутама, названный «Буддой», вначале жил во дворце, однако решил поменять свою дворцовую жизнь на свободу в нищете. Согласно книге «Исход», Моисей жил при дворе египетского фараона, а затем, убив стражника, то есть нарушив закон, ушёл с единомышленниками в пустыни. Свободное от строгой системы микросообщество способно выжить только при обилии строгих традиций и неписаных законов. Может быть поэтому у Моисея и возникло в первую руку желание создать для евреев писаный закон. Некоторые стороны жизни цыган пародируют ветхозаветные заповеди о «чистоте», «кошерной пище» и об общении с иноверцами. Строгость жизни в древнеегипетской иерархии немногим лучше, чем уставы по нечистотам и религиозным ритуалам. Только существование особой традиционной строгости позволяет выживать старообрядцам, евреям или амишам избегая ассимиляции с другими народами.

Естественно предположить, что если бы в нашем мире существовал системный администратор, то он бы использовал механизмы наиболее быстрого и оптимального развития и человеческого общества и каждого человека в отдельности. Инфраструктура государства, бизнеса или национальных традиций вместе с функцией поддержания стабильности, тормозит развитие культуры. Чем свободнее общество, тем лучше и активнее развивается его культура. Греко-римская цивилизация обладала яркой и глубокой культурой, включающей все стороны жизни общества: мифологию, литературу, архитектуру и изобразительное искусство. Однако, почему цыгане, традиционно считающиеся символом «детей свободы», имеют такую скудную культуру, скудный язык и почти полное отсутствие литературы? Без сомнения, свобода от внешних общественных инфраструктур делает их самым выживаемым народом в мире. Цыгане могут существовать в самых сложных условиях, но тотальная внутренняя диктатура цыганского закона блокирует любое культурное развитие. Евреи, при столь же строгих внутренних уставах общежития, тоже не сильно развили свою культуру. Вместе с этим вклад евреев в мировую культуру и науку значителен. Исаак Левитан считается абсолютным гением русского пейзажа, а Альберт Эйнштейн — это символ гениальности в науке. Возникновение христианства нарушило поступательное развитие общества. Мрачное средневековье остановило развитие цивилизации и культуры на полторы тысячи лет. Только с приходом эпохи Возрождения, мир начал пробуждаться от литургического сна. Жизнь, которая держится только на традициях и ритуалах является аналогом смерти и преступлением против нравственной свободы. Этому вопросу посвящено стихотворение А.С. Пушкина «Свободы сеятель пустынный»:

Свободы сеятель пустынный,
Я вышел рано, до звезды;
Рукою чистой и безвинной
В порабощенные бразды
Бросал живительное семя —
Но потерял я только время,
Благие мысли и труды...
!Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.

У Владимира Высоцкого есть песня с аналогичным содержанием: «Дайте собакам мяса». Если нормальные инстинкты у общества не работают, и «лили на землю воду, нету колосьев — Чудо», кому нужна эта самая Свобода, если «ярмо с гремушками, да бич» вполне устраивает для счастья?

Люди ворон пугают —
Но вороньё не боится.
Пары соединяют —
А им бы разъединиться.
Лили на землю воду —
Нету колосьев. Чудо!
Мне вчера дали свободу —
Что я с ним делать буду?!

Когда Великий Инквизитор выпускает своего собеседника на «немые стогна града», зачем ему свобода, пожалованная Инквизитором? Что он будет делать в обществе, где власть в руках у Чёрных Воронов, кричащих «Nevermore!»? У поэмы «Цыганы» окончание печальное. Алеко остаётся совершенно один — вне всякого общества, как птица с раненым крылом. В общество «разума и закона» он вернуться не может — он там нарушил закон. Общество, живущее «по зову духа и чувства» изгнало его за то, что он не захотел исполнить закон традиции. Он не может жить по принципам, которые ему навязывают оба общества, а изменить писаные и неписаные законы он не в состоянии. Как ему жить, если общество, где правит строгие законы ему так же чуждо, как и неписаные традиции «свободных народов»?

Алеко можно сравнить с «байроническим героем». В «Путешествиях Чарльд Гарольда», Байрон рисует человека, наблюдающего мир со стороны. Как и чем живёт мир его без сомнения интересует, но сам он не принадлежит ни одному из этих обществ. Никто не будет его преследовать, пока он не будет влиять на этот мир, он и не может этого сделать. Но где Чарльд Гарольд может найти общество «своих», оказаться не в одиночестве, а среди таких же как он?

   «Сцепифика общества» является необходимым условием существования государства или народа. Величайшая цивилизация всех времён и народов — Древний Египет, дольше всех, больше трёх тысяч лет, просуществовавшая на Земле, смогла достичь таких результатов только благодаря стремлению древних египтян стать «Единой страной», когда как пел в своей песне Галич:

... счастье не в том, что один за всех,
А в том, что все - как один!

Возможно, стремление к тотальному единству и единообразию было главной причиной, по которой раскол в Египте стал неизбежен. Благодаря единству древние египтяне смогли построить Великие Пирамиды и Сфинкса, воздвигали по всей стране статуи своим вождям. Вместе с этим, историки отмечают, что взрослея египетская цивилизация не развивалась, а деградировала. Все свои основные достижения Египет создал только в самом начале, а потом лишь двигался по пути копирования и повторения старых побед. Революцию Эхнатона ждала та же участь, что и революцию Ленина. Новая идеология оказалась уничтожена, а вождь оплёван и забыт. Древний Египет можно сравнить с обществом писаного закона, а древних евреев с народам живущим по традиции. После того, как бог убил в начале нашей эры свою жену, он должен был остаться столь же одиноким, как и Алеко в конце «Цыган».

Шестая глава «Евгения Онегина» открывает темы общества как предмета изучения. Если до шестой главы в центре романа находились скорее проблемы личности, то теперь акцент перемещается на общественные проблемы. Так в физике, термодинамика или гидродинамика относятся к механике. В центре книги Льва Толстого «Война и мир», Отечественная война 1812 года. Наполеон был побеждён без единого выигранного сражения поскольку армия Наполеона воевала не против «армии России», а всего народа в целом. Для французов врагом стал каждый дом и каждый куст на их пути. Общество проявило свойства воды: ударь палкой по воде — она расступится, но потом вернётся снова. Вода обладает большой разрушающей силой. Вначале она проникает во все маленькие трещинки, а потом, замёрзнув раздирает всё в клочья. Дополнительность мягкого и жёсткого — один из принципов китайского «Дао». Любое событие, противоречащее установленным в обществе традициям и не укладывающееся в общепринятые традиционные рамки, должно быть воспринято в этом обществе враждебно, поскольку заявляет свои права на изменение установившегося порядка и спокойствия. При этом развитие науки и культуры становится невозможным.

В наше прагматическое время никакой образ не сможет повлиять на людей, если он реально не изменяет их жизнь. Этой теме посвящено известное стихотворение Валерия Брюсова «Конь Блед». Картины Апокалипсиса в начале нашей эры наверное могли произвести некоторое впечатление, но предположим, что самый впечатляющий Всадник Апокалипсиса — Конь Блед появится сегодня в Нью-Йорке на Бродвее. Какая реакция будет у ньюйоркцев, спешащих на службу, в ресторан, на деловую встречу или шопинг? Заметят ли они этого Всадника на фоне яркой и красочной рекламы, уличных огней и фар лимузинов?

Показался с поворота всадник огнеликий,
Конь летел стремительно и стал с огнем в глазах.
В воздухе еще дрожали — отголоски, крики,
Но мгновенье было — трепет, взоры были — страх!

Был у всадника в руках развитый длинный свиток,
Огненные буквы возвещали имя: Смерть...

Конь Блед наверняка будет принят за какую-нибудь очередную рекламную пиар акцию: Всадник Апокалипсиса вызовет не испуг, а раздражение. Зачем ты пришёл нам мешать? Кто смеет нарушить наш привычный режим размеренной и размеченной жизни? Но, есть некоторые, кто обрадуется появлению Всадника — те, кто находится на самом дне общества, кого общество удалило из своих рядов за ненадобностью: проститутки, нищие, сумасшедшие. Мир сытых и устроенных для изгоев враждебен. Если «сгибнет четверть вас — от мора, глада и меча!», то изгои будут только счастливы и сами подгребут угли к костру, на котором будет сожжён умирающий мир. В стихотворении Брюсова видение длится лишь краткое мгновенье. Каменный занавес сметает всё на своём пути. Улицы залиты огнями, в толпе никто не стоит, все вернулись к своим привычным делам. Последними с мечтой божественного откровения расстаются псих и проститутка, но и их тоже давит каменный занавес: «Как слова ненужные из позабытых строк.»

Одинокая кибитка Алеко, стоящая в роковом поле — один из самых ярких и острых образов во всём творчестве Пушкина. Застывшая во времени и пространстве, укрытая убогим ковром телега, символизирует фантастическое одиночество человека, которого общество оттолкнуло от себя. Что же ему теперь делать, как дальше жить, куда идти?

Так иногда перед зимою,
Туманной, утренней порою,
Когда подъемлется с полей
Станица поздних журавлей
И с криком вдаль на юг несется,
Пронзенный гибельным свинцом
Один печально остается,
Повиснув раненым крылом.
Настала ночь; в телеге темной
Огня никто не разложил,
Никто под крышею подъемной
До утра сном не опочил.

Примечания

Произведение стало завершающей романтической поэмой. Ниже мы затронем тему истории создания поэмы, ее композиции и проблематики. Поэма «Цыганы» до сих пор остается популярной, ее также изучают по школьной программе.

История создания и другие особенности поэмы

Произведение «Цыганы» было написано в Кишинёве в 1824, где Пушкин был в изгнании. Находясь несколько недель в цыганском таборе, поэт проникся их жизнью и написал эту поэму. Это некий ответ на южную поэму "Кавказский Пленник ". В этот период было написано много мрачных и странных, но и неоконченных произведений.

Если проводить анализ композиция поэмы «Цыганы», то стоит заметить, что она написана по правилам романтизма. Но в этом произведении поэт продолжает конфликт с Байроном и делает романтизм более критичным. Для Пушкина, возвращение к естественной среде не выход, а затормаживание в развитие личности и творчества.

Главный конфликт поэмы - столкновение двух миров: современного цивилизованного и просто первобытного. В одном есть законы, которые регулируют порядок жизни, а в другом есть ритуалы, которые тоже осуществляют контроль. В произведении прослеживается любовная линия Земфиры и Алеко.

Алеко - главный герой поэмы, основной образ. Он бежит из города, в котором он не может смириться с несправедливостью и лицемерием, фальшей. Образ Луны является отражением души Алеко. После его сна, Луна была затемненной, как и состояние души главного героя.

Общий анализ поэмы «Цыганы» Пушкина

Поэма содержит сюжет бегства молодого человека от гниющего общества в свободный цыганский табор. Герой по натуре романтик, который не хочется мириться со злодеяниями культурного общества.

Юноша, удрученный своими проблемами, сначала не приметил красавицу-цыганку. Вольный Алеко влюбляется в Земфиру, но и тут он сталкивается с человеческими пороками, такими как блуд. Его возлюбленная поет ему песню, которую пела ей в детстве мать. Она поет о муже, о котором никогда не узнает Алеко, ведь он сильно ее любит. В одну из ночей, он ждал ее. Но Земфира не пришла, и он сам нашел влюбленную парочку. На глазах у цыганки он убил любовника, а затем и ее. Он умирала с любовью к Алеко, умирала любя.

Алеко не находит того, что он искал в таборе, у них также нет полной свободы. Это было его ошибочная позиция. Но, есть и такие в таборе, как старый цыган, который уже смирился с участью своего общества и довольствуется тем, что есть. Но и сущность странника раскрывается не с лучшей стороны. Он раскрывается как эгоист и убийца. Возможно, ему нужно было искать проблему в себе, а не в обществе. Ведь, человек украшает мир, а не наоборот. Финальная сцена поэмы показывает, что ни один человек не из одного мира не сможет уйти от того, что ему предначертано свыше.

Мы провели сравнительно небольшой анализ поэмы «Цыганы» Пушкина. Мы рассмотрели, что побудило Александра Пушкина написать произведение, а также основные темы, которые поднимаются. Хотя поэма «Цыганы» была написана почти двести лет назад, но проблемы, которые поднимаются писателем остаются актуальными до сих пор. Надеемся, что этот анализ поэмы «Цыганы» помог вам более точно понять замысел Пушкина. Если вы хотите более подробно узнать сюжет произведения, то можете прочитать

Правда ли, что великий поэт жил в бессарабском таборе, влюбился в цыганку Земфиру, был брошен ею и написал поэму о своей возлюбленной

Цыгане из Нового Оскола. Неизвестный автор. Начало XX века dic.academic.ru

Легенда о том, что Пушкин в юности около месяца кочевал с цыганским табором по Бессарабии, зародилась благодаря пушкинисту Павлу Щеголеву.
В 1908 году он опубликовал пересказ воспоминаний Екатерины Стамо, записанных со слов ее племянника, румынского социалиста Замфира
Арборе-Ралли:

«Однажды, — рассказывала мне тетушка Катерина Захарьевна, — твой отец собрался посетить одно из отцовских имений — Долну. Между этим имением и другим, Юрченами, в лесу находится цыганская деревня. Цыгане этой деревни принадлежали твоему отцу. Вот, помню, однажды Александр Сергеевич и поехал вместе с отцом твоим в Долну, а оттуда они потом поехали лесом в Юрчены и, конечно, посетили лесных цыган. Табор этот имел старика булибашу (старосту), известного своим авторитетом среди цыган; у старика булибаши была красавица дочь. Я прекрасно помню эту девушку, ее звали Земфирой; она была высокого росту, с большими черными глазами и вьющимися длинными косами. Одевалась Земфира по-мужски: носила цветные шаровары, баранью шапку, вышитую молдавскую рубаху и курила трубку. Была она действительно настоящая красавица, и богатое ожерелье из разных старых серебряных и золотых монет, окружавшее шею этой дикой красавицы, конечно, было даром не одного из ее поклонников. Александр Сергеевич до того был поражен красотой цыганки, что упросил твоего отца остаться на несколько дней в Юрченах. Они пробыли там более двух недель, так что отец мой даже обеспокоился и послал узнать, не приключилось ли чего с молодыми людьми. И вот, к нашему общему удивлению, пришло из Долны известие, что отец твой и Александр Сергеевич ушли в цыганский табор, который откочевал к Варзарештам. По получении такого известия отец мой послал тотчас другого нарочного с письмом к брату Константину, и мы ждали с нетерпением ответа, который, помню, долгонько-таки запоздал. Наконец, пришло письмо от брата к отцу — оно было писано по-гречески, — и отец, прочитавши его, объявил нам, что ничего особенного не случилось, но Александр Сергеевич просто-напросто сходит с ума по цыганке Земфире. Недели через две наши молодые люди наконец вернулись. Брат рассказал нам, что Александр Сергеевич бросил его и настоящим-таки образом поселился в шатре булибаши. По целым дням он и Земфира бродили в стороне от табора, и брат видел их держащимися за руки и молча сидящими среди поля. Цыганка Земфира не знала по-русски, Александр Сергеевич не знал, конечно, ни слова на том цыганско-молдавском наречии, на котором говорила она, так что они оба, по всему вероятию, объяснялись более пантомимами. Если бы не ревность Александра Сергеевича, который заподозрил Земфиру в некоторой склонности к одному молодому цыгану, говорил брат нам, то эта идиллия затянулась бы еще на долгое время, но ревность положила всему самый неожиданный конец. В одно раннее утро Александр Сергеевич проснулся в шатре булибаши один-одинешенек, Земфира исчезла из табора. Оказалось, что она бежала в Варзарешты, куда помчался за нею и Пушкин; однако ее там не оказалось, благодаря, конечно, цыганам, которые предупредили ее. Так-то окончилась эта шалость Пушкина».

Публикация Щеголева поспособствовала не только распространению легенды
о «цыганской любви» поэта, но и повлияла на трактовку его творчества. Пушкинисты уверились, что он на личном опыте узнал цыганскую жизнь и воспользовался этими знаниями, когда писал поэму «Цыганы».

«Потом, когда Александр Сергеевич уехал от нас, — передавала мне после небольшой паузы тетушка, — он прислал мне своих „Цыган“ — прекрасно написанную поэму, и мы все много смеялись над пылкой фантазией поэта, создавшего из нашей Земфиры свою свободолюбивую героиню; что же касается неисправимого эгоиста Алеко, то, по-моему, он был не прав; такому эгоисту вовсе не следовало идти в цыганский табор наших бедных юрченских дикарей. С Александром Сергеевичем я не говорила об этой его amourette Страсть, увлечение (франц.). , да и он по приезде из деревни не промолвился ни одним словом про всю свою эскападу с цыганкой Земфирой. Отец твой писал Пушкину в Одессу про дальнейшую судьбу его героини; дело в том, что Земфиру зарезал ее возлюбленный цыган, и бедная его героиня действительно трагически покончила свою короткую жизнь».

Впоследствии, однако, воспоминания тетушки подвергли сомнению:
в частности, оказалось, что Константину Ралли, «хозяину» табора и якобы соучастнику приключений Пушкина, было в ту пору десять лет. Как пишет пушкинист Олег Проскурин, легендарность сюжета о кочующем поэте понимал, например, литератор Павел Вяземский — сын старшего друга Пушкина князя Петра Вяземского:

«В 1827-1828 годах вокруг меня более других стихотворений Пушкина звучали стихи из „Бахчисарайского фонтана“ и „Цыган“. Я помню,
как мой наставник, Феодосий Сидорович Толмачев, в зиму 1827-1828, обращая мое внимание на достоинства „Цыган“, объяснял, что Пушкин писал с натуры, что он кочевал с цыганскими таборами по Бессарабии, что его даже упрекали за безнравственный род жизни весьма несправедливо, потому что писатель и художник имеют полное право жить в самой развратной и преступной среде для ее изучения. Легенда эта, поясняющая мнимую с натуры передачу цыганской жизни, в воображении ребенка рисовала лишь высшие, таинственные наслаждения вне условий и тесных рамок семейной жизни».

Как пишет Проскурин, сейчас «мы можем сказать более или менее достоверно
о контактах Пушкина с цыганами следующее: Пушкин наверняка видел бессарабских цыган и, скорее всего, из любопытства посещал их табор (деревню). Все остальное — необоснованные домыслы». Пушкин действительно знал о цыганах больше среднего современника — это демонстрирует и поэма,
и особенно черновик предисловия к ней , но не из личного кочевого опыта,
а из книжной учености. 

Работая над поэмой «Цыганы» (1824), Пушкин создавал характеры и описывал быт цыган не с чужих слов — он тщательно изучал их жизнь и даже сам несколько дней жил в цыганском таборе. В 1823— 1824 годах, которые пушкинисты называют временем мировоззренческого кризиса Пушкина, перед ним стоял ряд острых жизненных и творческих вопросов. Они прежде всего касались выбора жизненного пути (Пушкин задумывался об отъезде из России) и литературного стиля (поэт переживал глубокие сомнения в перспективности романтического стиля). В этой непростой атмосфере раздумий и выбора создавались «Цыганы», элегия «К морю» (1824) и продолжалась работа над первыми главами романа в стихах «Евгений Онегин».

Сюжет «Цыган» может показаться совсем далёким от реальной жизни. Почему Пушкин обратился к столь экзотичной и малореальной истории? Конечно, в момент создания произведения поэт живёт на юге России и встречает много необыкновенного, а нравы кочевого народа интересны читателю из далёких столиц. Однако описание цыганской жизни занимает в поэме не первое по значимости место. В основе конфликта поэмы — столкновение двух противоположных укладов жизни людей — цивилизации и примитивной культуры. В начале поэмы Пушкин изображает цыганский табор и описывает появление героя Алеко в нём.

Завязка конфликта поэмы намечена в рассказе Земфиры о желании Алеко остаться у цыган. Она обозначена через противопоставление вольной жизни цыган:

Как вольность, весел их ночлег

И мирный сон под небесами

и причины, приведшей к ним Алеко:

Он хочет быть, как мы, цыганом;

Его преследует закон...

На условном языке романтической поэмы слова Земфиры о том, что Алеко «преследует закон», не нужно понимать так, что тот совершил преступление. Герой — добровольный изгнанник, это основной тип романтического героя, таков Чайльд-Гарольд у Байрона, пленник в «Кавказском пленнике» Пушкина и другие. Алеко бежит от культуры, где властвует закон, принуждение, подавляется личность, свобода совести, мысли и слова, — всё это Алеко высказывает в своём страстном монологе Земфире.

Бегство Алеко — безусловный протест против неприемлемых для дворянина порядков в России, имеющий политическую основу, ведь именно в 1824 году возросло недовольство прогрессивной части общества и активизировались тайные политические общества. В 1824 году А.С. Грибоедов закончил комедию «Горе от ума», в которой подверг резкому осмеянию косное и консервативное общество того времени.

Бегство Алеко является также и протестом против цивилизации, лишающей человека естественной свободы, простых чувств и отношений — дружбы и любви. Герой надеется найти достойную и свободную жизнь в среде вольных цыган, жизнь которых не тронута ни цивилизацией, ни культурой с её условными законами и ограничениями личности. Образ Алеко, безусловно, содержит биографические черты — недаром Пушкин даёт герою своё имя, не исключено, что кто-нибудь именно так называл Пушкина во время его пребывания в таборе. Более того, судьба литературного героя Алеко напоминает судьбу находящегося в ссылке Пушкина.

Между тем не стоит упрощать ситуацию конфликта, поскольку герой не просто по своей воле бежит из «душных городов», его вынуждают обстоятельства. В поэме присутствуют два основных романтических мотива, к которым поэт прибегает при создании образа героя, — мотив бегства и мотив изгнанничества.

Пушкин не останавливается на простом противопоставлении природы, вольной жизни табора и «неволи душных городов». Если бы поэт не различал романтический вымысел и реальность, то, вероятно, оставил бы Алеко среди цыган и тем самым разрешил конфликт в пользу простой, естественной жизни без законов, без развитой культуры. «Поэтическая дикость» цыган, по выражению Вяземского, привлекала Пушкина как яркий фон для изображения конфликта. Но сможет ли Алеко принять не только быт, но и сами нравы, неписаные правила жизни цыган? Что означает их вольность?

Развитие сюжета приводит к тому, что через два года жизни Алеко в «мирной толпе» цыган произошло событие, которое для него стало катастрофой, но для цыганских нравов и их природной «философии» было лишь естественным эпизодом: Земфира охладела к Алеко и изменила ему, притом так же легко и бездумно, как ранее привела его в табор.

Земфира поёт песню, называя Алеко «старым мужем», однако не надо понимать это выражение буквально: Алеко не стар по возрасту, он муж, который долго живёт с ней, то есть муж надоевший. Теперь же она встретила другого, «свежее весны, жарче летнего дня», и, как молодое растение, тянется к нему. Алеко неистовствует, безумствует, но это вызывает в Земфире не сочувствие, а страх. Отец Земфиры, чтобы утешить ревнивца, рассказывает Алеко свою историю.

Заметим, что и Земфира, и её мать Мариула оставляют своих мужей с маленькими дочерьми, то есть поступают по своей воле, подчиняясь только природному зову, не зная ни ответственности, ни долга. Отец Земфиры принимает эту вольность безропотно, как естественный закон жизни. Такова цыганская жизнь, которую Алеко постичь не мог, сколько бы ни жил среди этого племени. Он непримирим, внося в жизнь цыган свои требования, законы и волю. Таким образом, основной нравственный конфликт поэмы связан с разным пониманием воли: «воля» как желание и его свободное исполнение и «воля» как подавление другого, принуждение. Конфликт этот также неразрешим. Кульминация конфликта в поэме традиционна для романтической поэтики, происходит в атмосфере неистовых страстей и драматических поступков. Так, в самый разгар ночного свидания Земфиры с молодым цыганом появляется Алеко. Земфира умирает непокорённой, верной своей естественной вольности, в её чувстве нет оттенка вечной любви и преданности, которыми наделяли своих героинь романтики. Она вольна любить любого, кто пленит её воображение, глубины же её души остаются незатронутыми.

Таким образом, несовместимость культуры и дикой вольности, высокого духа и грубой наивности и, как следствие, неразрешимость конфликта показаны Пушкиным через любовную ситуацию. Развязкой поэмы служит изгнание Алеко из табора.

Мысль Пушкина состоит в том, что ни бегство от реальной жизни, ни самая решительная смена места и образа жизни, ни философия или убеждения не защитят человека от него самого, от «страстей роковых», то есть невозможно угадать будущее и отгородиться от него, «от судеб защиты нет», надо смело идти вперёд. Это объясняет, почему Пушкин подчинился воле царя и отправился в ссылку в Михайловское, а не выбрал бегство. Поэма также отражает отход от романтизма и формирование нового художественного стиля поэта.

Источник (в сокращении): Москвин Г.В. Литература: 9 класс: в 2 ч. Ч. 2 / Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина. - М.: Вентана-Граф, 2016

«Цыганы» — последнее романтическое произведение, сюжет которой был почерпнут во время , и пребывания поэта в Бессарабии. Именно там Пушкин познакомился с таборными цыганами и услышал от них эту печальную повесть. Он начал работать над , будучи в Молдавии, а завершил ее осенью 1824-го года в Михайловском.

Прост и незамысловат. Через всю поэму проходит одна сюжетная линия, и три основных литературных героя. Цыганка Земфира познакомилась с мужчиной, успевшим приобрести житейский опыт и устать от жизни. Плененный красотой девушки, мужчина решается все бросить и прибиться к цыганскому табору. Он ничего не рассказывает о себе, но по его отношению к городам, где он жил, и людям, среди которых ему приходилось вращаться, можно сделать вывод, что Алеко приобрел печальный жизненный опыт. Возможно, его уход с цыганским табором стал попыткой убежать от общества, в котором он не нашел себе места, от самого себя, своих воспоминаний. Земфира говорит, что его преследует закон, но не уточняет, за что: за несогласие с существующим строем, или за уголовное злодейство.

Два года он кочевал с табором, стал мужем Земфиры. Но юная девушка, отдалась Алеко не столько потому, что любила его, сколько просто позволяла ему себя любить. Наконец, «пришла пора – она влюбилась», как сказал поэт в другом своем произведении. Но влюбилась молодая цыганка не в собственного мужа, а в юного цыгана, такого, же, как она сама.

Однажды ночью, Алеко проснулся, и не найдя рядом любимой жены, пошел искать ее, и нашел возле чьей-то старой могилы с молодым возлюбленным. Оскорбленный в своих чувствах, он заколол ножом сначала молодого любовника своей жены, а потом и Земфиру.

Цыгане скромно похоронили юных любовников, и старик прогнал Алеко из табора.

Поэма начинается красивой и лиричной экспозицией – описанием природы Бессарабии, таборного быта, увидеть который Пушкину довелось воочию. Наверное, поэтому описание стоянки табора столь гармонично, красочно и зримо. Изодранные шатры, полуувешанные коврами, звон походной наковальни, ржание лошадей показывает непритязательный, даже в чем-то бедный быт цыган. Но эти люди не стеснены условностями. Они счастливы своей свободой, единением с природой тех мест, где останавливаются. В таборе каждый, и даже дети, заняты своим делом.

Завязка начинается описанием старого цыгана, ожидающего свою дочь с прогулки. Старик беспокоится, что девушки долго нет, и стынет убогий ужин старика. Наконец, Земфира появляется в обществе неизвестного мужчины. Здесь же поэт знакомит читателя с главными героями поэмы: стариком, отцом Земфиры, Алеко, мужчиной не цыганского происхождения, и Земфирой. Возможно, мужчину звали Александром, а имя Алеко дала ему Земфира. Поэма оснащена диалогами, что приближает ее к драматическому произведению.

Во второй части описывается сбор табора в дорогу. Цыгане довольно быстро привычными движениями разобрали шатры, уложили на телеги свой скромный скарб, и степь опустела. Табор двинулся в путь, а вместе с ними и Алеко — вольный житель мира.

Здесь поэт сравнивает Алеко с перелетной птицей, не имеющей постоянного гнезда, то есть дома, семьи. Лирическое отступление о птичке беззаботной написано в ином ритме, чем вся поэма. Тем самым, как отдельная песня выделяется из общего повествования и напоминает стих 26 из 6-й главы Матфея. Намек на Евангелие здесь не случаен. Пушкин подчеркивает тем самым, что люди, считающие себя цивилизованными, в своих поступках оторвались от Бога и его заповедей, одна из которых – не убий.

Вся поэма написана четырехстопным ямбом, а песнь о птичке – четырехстопным хореем.

Третья часть поэмы переносит читателя во времени на два года вперед. За это время Земфира стала женой Алеко, но успела понять, что не любит его. Она пением намекает мужу, что разлюбила его, в тайной надежде, что тот ее отпустит. Песня вызывает у Алеко раздражение, но явного намека он не слышит. Песня Земфиры написана двустопным ямбом и является своеобразным предисловием к кульминации.
Старику песня напоминает его жену, которая влюбившись, оставила его и ушла с возлюбленным. Можно сказать, что рассказ старика это отдельная сюжетная линия, контрастом вплетенная в повествование. Старик рассказал о своей бывшей жене Алеко, на что тот заметил, что не сможет так спокойно отпустить женщину, если та поступит с ним также. Он должен будет насладиться местью.

Сцена у могилы – кульминация поэмы. Похороны влюбленных и последний разговор старика с Алеко – развязка.

Оставь нас, гордый человек!
Мы дики; нет у нас законов,
Мы не терзаем, не казним -
Не нужно крови нам и стонов -
Но жить с убийцей не хотим…

Табор уходит, Алеко остается один.

В эпилоге Пушкин вспоминает о своих встречах с цыганами, беседах у костра. И делает невеселый вывод:

Но счастья нет и между вами,
Природы бедные сыны!..

По мнению известного литературоведа, князя Д. С. Мирского, основная идея произведения - «трагическая неспособность сложного, цивилизованного человека отбросить привычные чувства и страсти, в особенности чувство собственника по отношению к своей избраннице. На первый взгляд, поэма является решительным утверждением свободы - свободы женщины по отношению к мужчине - и решительным осуждением неестественного зла - мщения и наказания».