ЮАР: оголтелый расизм по-черному. Либерия и ЮАР — еще различия

На прошлой неделе парламент ЮАР принял спорный и во многом дискриминационный закон, который позволяет провести экспроприацию земли у белых граждан в пользу чернокожих. Другими словами, теперь ее можно будет принудительно "выкупить". Казалось бы, в наше время подобные законопроекты - фантастика, но власти Южноафриканской республики называют его «самым важным решением со времен падения апартеида», которое должно «покончить с исторической несправедливостью».

Президент южноафриканской страны Джейкоб Зума , погрязший в коррупционных скандалах, следующим образом прокомментировал планирующийся "отжим" земли:

Мы подтверждаем, что земля будет возвращена нашему народу, и призываем правительство действовать быстро и принять соответствующее законодательство уже в этом году. Экспроприация будет осуществлена в соответствии с конституцией.

Зума Джейкоб

Интересно, что конституция африканского государства и вправду предусматривает лишение собственной земли у части граждан республики. По расовому признаку. Правда, с выплатой компенсации, но далеко не факт, что на деле все будет происходит законно, а не по зимбабвийскому сценарию. Напомним, в соседнем с ЮАР Зимбабве коренное население после падения режима апартеида тоже "возвращало свои земли". Это повлекло за собой бурю гражданской войны, бушевавшей в период с 1971 по 1979 год.

Но Джейкоба Зуму подобные риски, как видно, заботят гораздо меньше, чем собственная репутация. Дело в том, что политическая карьера президента висит на волоске уже больше десяти лет. Первое обвинение в коррупции поступило еще в 2005 году, а в 2009-м их число достигло неимоверной цифры - семисот, но все они были сразу сняты. В 2012 году его впервые обвинили в расходовании денег бюджета страны на свой дом. В итоге к 2014 году он задолжал государству порядка 23 миллионов долларов. С недавнего времени президент ЮАР начал понимать сложность своего положения и стал исправляться, отбеливая свою репутацию. В феврале этого года пообещал вернуть родной республике украденные деньги, а на прошлой неделе подписал вышеупомянутый закон. Для возвращения репутации среди коренного населения шаги верные.

Но они могут закончиться трагически, ведь в стране до сих пор остается очень высокий уровень напряжения, связанного с расизмом. Причем как со стороны белых, так и со стороны негритянского населения.

Белый и черный расизм в стране имеют совершенно различные проявления. Так, белый расизм проявляется типично, как и во многих других странах, на бытовом и подпольном уровнях. В то время как черный расизм поддерживается на всех уровнях: и хулиганами, и властью, и СМИ, и законами, и экономикой. Но давайте по порядку.

Расизм в быту

Во-первых, за годы правления Африканского национального конгресса (чуть больше 20 лет) в ЮАР было убито около 3 000 белых фермеров. Причем такие убийства всегда осуществляются с особой жестокостью и цинизмом. К этой категории населения у расистов особая неприязнь: по мнению негров, именно фермеры больше всего угнетали их предков. Ненависть к ним проявляется практически во всем. Так, 28 января 2010 года возле единственной сохранившейся школы африканеров-буров (белое население ЮАР) состоялась демонстрация активистов-негров. Основным лозунгом был: « Убей бура, убей фермера».

Во-вторых, в ЮАР преследуются участники разного рода христианских организаций, под предлогом, что они чужие. В 2012 году были убиты трое лидеров религиозного движения «Преодолевшие через Христа». Зарезана Микаэла Валентайн 25-ти лет от роду, чуть позже найдены 31- летняя Наташа Бюргер, и пастор Рег Бендиксен, их гортани были перерезаны ножом. На членов организации продолжают сыпаться угрозы физической расправы.

В-третьих, в зоне риска белые женщины. Дело в том, что 30% чернокожего населения страны заражено ВИЧ, а у африканцев есть суеверие, будто половой акт с белой женщиной вмиг избавит мужчину от этого вируса.

С 90-х годов ЮАР занимает первые строчки в мире по количеству изнасилований на душу населения . Существует расхожее мнение, что для женщины, родившейся в ЮАР, вероятность стать жертвой изнасилования выше, чем вероятность научиться читать.

При этом русскоязычная Елена Соломон, ранее проживавшая почти 5 лет в Рандбурге, городском районе Йоханнесбурга, пишет о том, что бытовой расизм характерен как для черного, так и для белого населения: "Черные белых не любят, потому что белые их зажимали в течение многих десятилетий. Белые черных (не все белые, но очень многие) презирают за то, что черные, по их мнению, недалекие и лентяи на работе".

Расизм в политике

Президент Зума не раз отличался расистскими высказывания. К примеру, выше мы уже приводили его цитату о "возвращении земли нашему народу". То есть "своим народом" он считает лишь чернокожую часть граждан ЮАР. А белые, даже родившиеся в Трансваале, воспринимаются как чужие, людьми второго сорта.

Буры фактически не имеют шансов попасть в политику, а тем более в парламент или президентское кресло. При найме на любую должность в государственном секторе преимуществом пользуется сначала чернокожий мужчина, потом чернокожая женщина (оба - как бывшие угнетённые по расовому признаку), затем белая женщина (как бывшая угнетённая по половому признаку), и только потом рассматривают кандидатуру белого мужчины.

Расизм в экономике и праве

Как правило, белые гораздо состоятельнее представителей коренного населения, но им ставят всевозможные препятствия. Полицейское руководство республики навязывает задачу привлечь в сотрудники полиции как можно больше чернокожих. Объясняется тем, что до апартеида в черных районах не было полицейских участков, поскольку ранее африканцы не допускались к службе в полиции. Набор в полицию в зависимости от расовой принадлежности плохо влияет на компетентность правоохранительных органов. Коррупция в их рядах такая, что российским полицейским и не снилась.

Белым тяжелее устроиться не только в полицию, а на любую работу, потому что компания обязана иметь определенный процент работников африканских кровей.

Не найдя по этой причине работу в городе, светлокожий бур может отправиться в сельскую местность, а там экспроприация - и оттуда выгонят...

Многим белым ничего не остается как бежать из страны. В Глобальной Сети появилась белых жителей ЮАР с просьбой к правительствам европейских держав разрешить им репатриироваться на историческую родину. В обращении указывается, что белые сталкиваются с ужасными фактами притеснений, этнических чисток и прочими «прелестями».

Но руководства западных государств, как видно, не особо желают принимать своих кровных родственников, давая убежище всем желающим из Ближнего Востока и Африки. Выходит, в Европе белые тоже стали людьми второго сорта?

Накануне гражданской войны

Как видно, и без того напряженная обстановка в ЮАР обещает накалиться еще больше, и здесь возможны два выхода? Маловероятный - власти республики начнут работать на искоренение дискриминационных практик, уравняют в правах всех граждан вне зависимости от расы и национальности. Наиболее вероятный - дискриминация белого населения будет и дальше продолжаться, пока не перерастет в серьезную межрасовую войну как когда-то в Зимбабве.

Складывающаяся ситуация весьма невыгодна и для России, ведь ЮАР - наш союзник по БРИКС. Социальный кризис или тем более гражданская война будет означать фактическое замораживание участия страны в организации.

Однако важно помнить и понимать: черный расизм не имеет под собой физиологической, природной ненависти, а является лишь ответом на долгие десятилетия апартеида. Это не оправдание угнетению и вытеснению белого населения, но исторические объяснение.

В Ставропольский край в начале июля прибыла семья белых фермеров из Южно-Африканской Республики, чтобы изучить потенциал региона и, возможно, переехать сюда окончательно. Закон о конфискации земель заставляет южноафриканских землевладельцев европейского происхождения покидать страну. О том, что происходит у них на родине и как они могут устроиться в России, - в материале РИА Новости.

В теплые края

Южноафриканцам по душе плодородные земли и теплый климат Ставрополья. Глава семейства Ян Слебус отметил, что фермеры присматриваются также к Ростовской области, Крыму, Краснодарскому краю. Мотивы у всех общие - притеснения со стороны чернокожего населения.

"Земли белых фермеров подвергаются ежедневным нападениям бандитов. Из различных регионов страны постоянно приходят сообщения об убийствах буров", - рассказал Ян Слебус на встрече с представителями местных властей.

Помощник уполномоченного по правам человека в Ставропольском крае Владимир Полубояренко отметил , что возможность переезда в течение ближайших месяцев рассматривают от 30 до 50 семей, а общее число заинтересованных - 15 тысяч человек. "Те, кто пока еще не собирается переезжать, готовы вкладывать капитал в экономику Ставропольского края", - пояснил он.

Если к России белые фермеры ЮАР пока только присматриваются, то в Австралию, Новую Зеландию, Канаду, США и Великобританию активно переезжают. Так, за последние пять лет республику покинули 82 тысячи белых южноафриканцев. Все они не уверены в своей безопасности - особенно после одобрения парламентом закона о принудительном отъеме земель буров.

Президент ЮАР Сирил Рамопоса уверял , что земельная реформа не представляет для них угрозы. Но ему поверили не все.

Споры о земле

Суть проблемы в том, что и белое, и черное население считает себя законными владельцами земли. При этом фермеры европейского происхождения полагают, что имеют на нее больше прав, - именно их предки, прибывшие более трехсот лет назад из Португалии, Голландии и Франции, занялись ее возделыванием. Потомки переселенцев - коренные жители ЮАР, африканеры. Особенно трепетно к земле относятся фермеры. Они называют себя бурами и считают, что, если бы не их европейские предки, тут до сих пор была бы целина.

"Сказать бурам, что ЮАР не их родина, - сильное оскорбление. Они слишком долго и кропотливо обучались фермерству на землях, практически непригодных для этого. Чтобы белый фермер куда-либо переехал? Для этого должны возникнуть особые обстоятельства", - рассказывает РИА Новости Анна, жена одного из местных фермеров.

Белое население в Африке всегда существовало обособленно. А в 1948 году находящаяся у власти Национальная партия ЮАР объявила политику апартеида. Право собственности на землю было только у фермеров европейского происхождения. В 1994 году это отменили, а вскоре началось перераспределение земель. Африканерам полагалась компенсация. С тех пор белые фермеры передали чернокожим десять процентов земли, но планировалось в три раза больше.

Национализм наоборот

Такая медлительность вызвала недовольство чернокожего населения. В 2008-м парламент предложил кардинально изменить подход к делу. Однако дебаты вокруг разработки и принятия закона велись не очень активно, поскольку власти понимали: отъем земли спровоцирует массовый отъезд белого населения, что негативно скажется на экономике. Подобное уже произошло в Зимбабве, и повторять чужие ошибки не хотелось.

Документ об экспроприации земли парламент одобрил только в мае 2016-го. Оговаривалось, что участки белых фермеров конфискуются в пользу государства, но бывшие собственники получат компенсацию. После прихода к власти в феврале этого года президента Сирила Рамафосы риторика ужесточилась. Парламент решил отменить компенсацию, что вызвало возмущение буров.

"Национальная неприязнь между африканерами и чернокожим населением ЮАР сохранялась и после апартеида. Но сегодня дискриминируемое меньшинство - это белые", - говорит РИА Новости сотрудник одной из африканских гуманитарных организаций Юджин Н.

С дискриминацией по расовому признаку сталкиваются не столько буры, сколько белое население крупных городов. "Белым часто отказывают в работе только потому, что они белые. На государственные должности африканерам не попасть. Вот они и покидают страну. Причем, помимо традиционных Австралии и Новой Зеландии, растет интерес к переезду в Россию, Грузию и другие страны с теплым климатом", - отмечает Юджин Н.

Ситуацию усугубляет высокий уровень преступности именно в отношении белого населения. Так, по данным южноафриканской организации по защите прав фермеров AgriSA, за последние два года убили 47 белых фермеров. "Власти ЮАР говорят о снижении преступности. И в этом есть доля истины. Ведь в нулевые в стране ежегодно убивали до ста белых", - поясняет РИА Новости сотрудница одной из международных организаций в ЮАР, попросив указать только ее имя - Мишель.

Политики ищут выгоду

Нежелание называть полные имена и должности собеседники РИА Новости в ЮАР объясняют опасениями за личную безопасность. Все они сходятся во мнении, что закон об отъеме земель вряд ли примут в ближайшее время. "Споры вокруг этого закона выгодны всем. Партии, представляющие интересы чернокожих, стремятся привлечь новых сторонников. Партии белого меньшинства тоже умело выторговывают себе уступки", - подчеркивает Юджин Н.

"Ситуация в ЮАР хорошо описана в романе южноафриканского писателя Джона Кутзее "Бесчестье". Кажется, что белое и черное население живет, общается, ненавидит друг друга в каком-то потерянном времени. Но, увы, это происходит сегодня", - резюмирует Мишель. И цитирует одного из героев книги Кутзее: "Люди не делятся на главных и второстепенных. Как важно это сегодня понять ЮАР!"

Прекрасный комментарий на одном южноафриканском ресурсе. Исходным топикстартером послужил скандал вокруг провокационной картины художника Мюррея, на которой он изобразил президента Зуму с выписанными мужскими причиндалами . Как результат - в южноафриканском обществе вспыхнул дикий срач. А уж учитывая то, что художник – белый, а президент – кафр, понятно, что все в итоге скатилось к «расизму».
Но комментарий, оставленный белой южноафриканской женщиной, на самом деле хорош. Потому как [насколько мне известно] аналогичные проблемы есть в Израиле – попробуй упрекни какого-нибудь иммигранта в чем-нибудь, тут же в ответ прилетит обвинение в расизме. В России, опять же, имеют место быть похожие ситуации. Разгадка, понятно, одна, но выход из этой ситуации если и есть то пока что скрыт в тумане. Перевод , 2012.

Южноафриканский художник Бретт Мюррей вызвал изрядный скандал, выставив в местной картинной галерее портрет президента ЮАР под названием «Копье». Партия АНК устроила по этому поводу форменную истерику, ну а ключевой момент в этом деле – то, что картина расистская.
Неуважительная? Может быть.
Грубая? Да, вероятно.
Но расистская???
Вообще, словечко «расизм» в ЮАР превратилось в своеобразный бич, который АНК не колеблясь использует для того чтобы превратить массы в разъяренную толпу – в тех случаях, когда правящей партии что-то не нравится. И достало это уже невероятно.
В ЮАР слово «расист» давным-давно потеряло свое оригинальное значение и сейчас употребляется всегда, когда белый делает что-то, что не по нраву черному. В любом другом контексте вы его попросту не услышите. Если черный менеджер не нанимает белых на работу, то вы не можете назвать его расистом – что вы, он всего лишь заботится о том, чтобы черные получили работу согласно программе преимущественного предоставления бизнес-возможностей черному населению. Если университет отказывает в приеме белому, круглому отличнику по всем предметам, и вместо этого берет черного, с трудом сдавшего выпускные экзамены в школе – это тоже не расизм, никоим образом; университет просто исправляет ошибки прошлого. Но упаси вас Боже приять на работу или учебу белого – вас заклеймят «расистом» быстрее, чем вы успеете произнести «...вне зависимости от цвета кожи». Заклеймят ровно потому, что вы предпочли взять белого, а не черного – в демократической Южной Африке.
Если вы белый и рискнете обвинить ваших соотечественников в неблаговидных деяниях, типа коррупции, мошенничества, воровстве, кумовстве и т.д. – вы расист.
Сегодня я наорала на таксиста, который меня подрезал, едва не выпихнув на обочину – совершенно не стесняясь того факта, что у меня в машине был ребенок – ну значит я расист, потому что, похоже, только расистов волнует безопасность на дорогах.
Я нажаловалась управляющему банка на сотрудницу, которая занималась моим счётом – потому, что она оказалась настолько некомпетентной, что за целых два месяца ни разу не ответила на мои сообщения и электронную почту! Плевать, что мой счет могут закрыть по подозрению в отмывании денег. Я, судя по всему, расистка, поскольку только расисты ожидают от банка качественного сервиса и наивно полагают, что организация должна выполнять соответствовать обещаниям, которые она раздает публике.
На днях мой муж стал свидетелем сцены – у дверей торгового центра женщина швырнула пакет с остатками фаст-фуда на пол, в 10 сантиметрах от мусорной корзины. На замечание моего мужа она ответила – «вы расист!». Именно так – ведь только расисты хотят видеть наш город чистым и свободным от мусора.
Я однажды уволила женщину, на меня работавшую – потому что она рылась в моем серванте и присвоила кое-какие мои вещи, включая мой паспорт, странным образом обнаруженный мной в ее сумочке. Её реакция? «Вы расистка!» Да, я расистка! Потому что только расисты считают, что воровство – это уголовное преступление, совершаемое людьми без чести и совести.
Клянусь, что быть белым в моей стране порой нереально достает. АНК настолько промыл массам мозги на предмет этого словечка - «расист» – что оно полностью утратило смысл и теперь используется направо и налево вне зависимости от контекста. В большинстве случаев я на это не обращаю внимания. Но сегодня я пройти мимо этого не могу. Я в ярости, поскольку меня уже откровенно тошнит от этого.
Я ору на вас не потому что вы – черный. Я ору потому что вы – маньяк на дороге и реальная угроза обществу.
Я жалуюсь на вас менеджеру не потому что вы – черная. Я жалуюсь потому, что вы бестолковая дубина, которая не способна выполнять свою работу.
Я увольняю вас не потому что вы – черная. Я увольняю вас потому что вы – воровка.
Я вам делаю замечание не потому что вы – черная. Я делаю это потому, что вы – грязная чушка, которая ждет, что другие будут за ней убирать.
Примите это как факт и уступите место по-настоящему выдающимся черным, которые берут на себя всю ответственность и искренне хотят сделать жизнь лучше для ВСЕХ, кто живет в этой стране.
Если быть расистом в ЮАР означает отстаивать свои права, бороться за то, чтобы вещи называли своими именами и заставлять других отвечать за свои слова и поступки – тогда, да, я патентованный и законченный расист! Если быть расистом означает то, что я верю в свободу слова и выражений и что любая точка зрения важна, вне зависимости от цвета кожи, возраста или пола – тогда, да, я во всеуслышание объявляю, что я расист. Если быть расистом означает мое убеждение, что мы все должны жить по одним правилам и нести ответственность и никто – и в особенности президент – не стоит выше всех законов и освобождается от уголовного преследования при нарушении им закона – тогда дайте мне футболку с надписью «Я - расист», в которой я буду разгуливать по улицам. Если быть расистом означает, что я не буду стоять и смотреть, как несколько коррумпированных свиней из АНК изо всех сил грабят страну, плюя на бедных, бездомных и неграмотных – то я сделаю себе на спине татуировку «Я - расист».
Господин Зума и АНК – поменяйте свой лексикон. Вместо того чтобы во весь голос кричать, что картина Мюррея оскорбительна – может быть вам стоит задаться вопросом, а почему он ее вообще нарисовал? Вместо того чтобы тащить в суд карикатуриста каждый раз, когда он публикует солёную карикатуру на президента – может вам подумать, что в его карикатурах есть здравое зерно и ваша болезненная реакция на них суть не что иное, как признание очевидного факта правды?
Может быть, господин Зума, пришло время пристально посмотреть в зеркало? Если вы будете честны с собой, то увидите, что люди не испытывают к вам большого уважения – поскольку многие полагают, что свой путь к высшей должности вы прошли с помощью лжи и обмана. Согласно разным докладам вы имели дело с куда большим количеством коррумпированных негодяев чем даже сам лейтенант Горацио Кейн из сериала «Место преступления Майами», и безбожно путали свой карман с госказной. Даже дочь великого Оливера Тамбо невысокого о вас мнения – судя по тому, что она сказала о картине: «Он страстно желает вызывать в людях уважение. Все, что он вызывает в людях – нарисовано на этой картине».
Господин Зума, вы и ваш АНК – это банда «немогучек»!
Вы НЕ МОЖЕТЕ отпустить прошлое.
Вы НЕ МОЖЕТЕ перестать мстить и ненавидеть из-за того, что было когда-то в прошлом.
Вы НЕ МОЖЕТЕ прекратить коррупцию, которая захлестнула все сферы правительства.
Вы НЕ МОЖЕТЕ выстроить нормальную систему образования.
Вы НЕ МОЖЕТЕ избавиться от программы преимущественного предоставления бизнес-возможностей черному населению – которая прибрала к рукам весь бизнес.

Но... что я-то могу сказать?
Я всего лишь белая женщина, которая обращается к черному мужчине.
Значит я расистка.

Шестнадцать лет назад власть в ЮАР мирным путем перешла от правившей Национальной партии белых к Африканскому Национальному Конгрессу, выражавшему интересы черного большинства. Первый черный президент ЮАР, Нельсон Мандела, подчеркивая многонациональный состав своей страны, провозгласил лозунг «народа радуги». Режим апартеида был свергнут, с лавочек в парках сняли таблички «только для белых». Но расизм никуда не исчез. Он только приобрел другой оттенок. Теперь расизм здесь в первую очередь - черный.

С момента смены власти об «экономическом чуде» ЮАР уже не говорят. Говорят в основном о разгуле преступности. Появилась информация о геноциде белого населения, массовом насилии и терроре. Свыше 30% черного населения страны заражено СПИДом. ЮАР удерживает первое место по изнасилованиям и убийству детей. Как ни странно, но последние обстоятельства связаны между собой – чернокожие твердо уверены в том, что половой акт с девственницей излечивает от СПИДа. Негры, составляющие порядка 80% населения ЮАР, в первую очередь недовольны своим материальным положением. Большая часть бизнеса до сих пор остается в руках белых. И горячие головы, понимающие общественную свободу как вседозволенность, уже призывают выгнать из страны белых, и вырезать всех, кто не уедет добровольно. И результаты уже, как говорится, налицо. Если в больших городах полиция худо - бедно контролирует положение, то на отдаленных фермах положение белых совсем уже незавидное. За годы правления АНК было убито около 3 000 белых фермеров. Причем такие убийства всегда осуществляются с особой жестокостью и цинизмом. Жен, в том числе престарелых, обязательно насилуют на глазах мужей и детей, и только после этого полностью вырезают всю семью. Третьего апреля 2010 года на ферме близ города Вентерсдорпа двумя чернокожими работниками был убит фермер Юджин Терре-Бланш. Негры даже не отрицали, что вдвоем забили его деревянной дубинкой и мачете. Фермеру было 69 лет. В связи с массовостью таких явлений это собыполнотие, наверное, не попало бы на страницы газет, но Юджин Терре-Бланш был одним из лидеров «белой оппозиции» и еще во времена апартеида получил прозвище «южноафриканский Гитлер». Правительство немедленно оповестило, что конфликт был на бытовой почве, дескать, Терре-Бланш вовремя не расплатился с работниками. Президент ЮАР Джейкоб Зума, активно использующий в риторике лозунги черного расизма, назвал это преступление «ужасным убийством». Он, правда, забыл сказать, что не задолго до этого «ужасного убийства» сосед Терре-Бланша, такой же фермер, был жестоко избит, а его жена ужасным способом убита. И снова преступники были чернокожие работники. Президент также призвал «не нагнетать и не обострять». Однако представители белого населения ЮАР уже отказываются молчать. Они считают, что в этой стране «черный расизм» носит плановый характер». А в качестве доказательства приводится популярная в ЮАР песня «Убей бура». Следует отметить, что автором и исполнителем ее является лидер молодежного крыла АНК Джулиус Малема. Немного событий: За последние месяцы в ЮАР убиты трое лидеров религиозного движения « Преодолевшие через Христа». Зарезана Микаэла Валентайн 25-ти лет от роду, чуть позже найдены, 31- летняя Наташа Бюргер, и пастор Рег Бендиксен, их гортани были перерезаны ножом. На членов организации продолжают сыпаться угрозы физической расправы. В городе Уокервиль супруги Виано жестоко убиты, Джеральдина предварительно изнасилована. Их двенадцатилетний сын Амаро утоплен в ванне с кипятком. Исполнители – черный садовник Патрик Редус Радеде, и такой же черный сын прислуги Сифо Мбеле. На выходе из здания суда убийц ждали бурные овации чернокожих маргиналов. Газета из соседней африканской страны «Новое Зимбабве» пишет: «Контролируемые евреями медиа на Западе всячески стараются замалчивать эти вопиющие случаи. И они не устают кричать о единичном случае черного наркомана, пристреленного полицией в Цинцинатти. Тем временем в Южной Африке семьи белых фермеров систематически подвергаются убийствам и насилиям». Согласимся, что это уже не типичный вопль «правозащитников» о запрете гадить посреди Арбата. 28 января 2010 года возле единственной сохранившейся школы африканеров – буров состоялась демонстрация активистов – негров. Основным лозунгом был: « Убей бура, убей фермера». Представитель школы доктор Хэнк Бенсон заявил: «Я очень озабочен призывами к уничтожению всех белых учеников школы».

Некоторое время назад мне довелось принять участие в дискуссии с евро-леваками, которые утверждали, что черного расизма не существует; по их мнению расистами бывают только белые. Увы, расизм и анти-мигрантские настроения не вызваны каким-то особым геном расизма, который есть почему-то только у белых, а у других народов отсутствует. Это и продемонстрировали недавние события.

Представители местного чернокожего населения ЮАР, принадлежащего к нескольким племенам (зулу, коса и другим) выдвигают против "понаехавших" из разных африканских стран представителей других племен весь набор привычных обвинений. Они утверждают, что мигранты отнимают у местных рабочие места, соглашаясь работать за меньшую плату, их торговые точки конкурируют с местными предприятиями и разоряют бизнес, и, наконец, говорят, что "мигранты продают наркотики и насилуют женщин - представительниц коренного населения". Как можно видеть, черный расизм абсолютно ничем не отличается от белого расизма и является его точной копией: Трамп и Ле Пен, вероятно, подпишутся под каждым словом... Так что, выдумки евро-американских леваков не имеют никакого отношения к реальности.

18 февраля на улицах городов ЮАР вспыхнули столкновения между представителями местного чернокожего населения и мигрантами из других африканских стран. Сначала представители коренного населения вышли протестовать против мигрантов, причем в руках у них были не только лозунги, но и холодное оружие. Затем полиция попыталась рассеять протестующих, а те стали нападать на магазины и дома мигрантов.

***

ЮАР представляет собой адский узел противоречий. Страна сказочно богата. Ее богатство (500-миллиардный ВВП) обеспечено прежде всего трудом работников горно-добывающей промышленности, на которую приходится 52 % экспорта; недра хранят огромные запасы угля, золота, меди, железа.

80% населения страны составляют чернокожие и у власти находится партия чернокожих - Африканский национальный конгресс (АНК), правящая партия аж с 1994 г. Впрочем, она находится в дружественных отношениях с управляемыми белыми частными корпорациями. Но лишь 15 % населения живут в наилучших условиях, тогда как около 50 % (главным образом, чёрные) живут в ужасающей нищете, которая может сравниться с положением жителей беднейших стран мира. Далеко не у всех есть электричество и водоснабжение, а плохие санитарные условия способствуют распространению различных заболеваний. Средняя продолжительность жизни - всего 49 лет. Четверть населения ЮАР не имеет работы, что сопоставимо с показателями Великой Депрессии в США.

В стране с населением 50 млн постоянно проживает по некоторым оценкам 5 млн мигрантов из других африканских стран. В условиях чудовищной безработицы между ними и местными обострилась конкуренция за рабочие места.

В 2012 г в ЮАР имели место совсем иные протесты. В ответ на полицейский расстрел забастовщиков, рабочие горнодобывающей промышленности призвали к общенациональной стачке. Трудовые коллективы шахт выбрали общенациональный стачком (фактически, рабочий совет) для координации нелегальной забастовки. В ней участвовали представители различных этнических групп и широко использовались нападения на штрейкбрехеров (на тех, кто соглашался работать вместо бастующих). Движение вышло из-под контроля легальных профсоюзов. Некоторые его участники открыто заговорили о том, что если экономические требования (увеличить зарплату на 50%) не будут выполнены, для изменения положения дел в стране потребуется революция и захват шахт. Это многонациональное движение, разумеется, совершенно недопустимое с точки зрения последовательных сторонников соблюдения законодательства, было раздавлено действующей властью. Впрочем, некоторые требования работников были удовлетворены.

Сегодня накопившийся из-за социальных проблем гнев выплеснулся на мигрантов, приняв не опасные для существующей системы формы.