Сказки, которые учат жить. Чему учат сказки? Какие сказки учат нас быть добрыми

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Лахденпохская средняя общеобразовательная школа»

Информационный проект на тему:

«Чему учат сказки»

Проект подготовили ученики 1б класса Жафяров Прохор и Прончагина Анна.

Руководитель проекта Степаненко Валентина Ивановна.

Консультант проекта мама Жафярова Наталья Николаевна.

г. Лахденпохья

2017/2018уч. год

Паспорт проекта

1. Название проекта: «Чему учат сказки».

2. Цель проекта:

3. Задачи: - исследовать воспитательные моменты сказки

Учить извлекать из сказок уроки добра.

4. Гипотеза: Сказки с одной стороны развлекают нас, а с другой стороны учат нас. Сказки способствуют формированию нравственных ценностей

6. Руководитель проекта: Степаненко Валентина Ивановна - учитель начальных классов, высшая квалификационная категория.

7. Консультант - мама Жафярова Наталья Николаевна.

8. Тип проекта: информационно-поисковый.

9. По предметно - содержательной области: культурологический.

10. По количеству участников: личностный.

11. По характеру контактов: в рамках класса, школы, района.

12. Форма представления проекта: сообщение и презентация.

13. Источники информации: осуществление расширенного поиска информации с использованием сети Интернет.

Этапы проекта

1. Подготовительный этап:

Сбор информации по теме проекта, выбор и чтение русских народных сказок. 2. Анкетирование:

Анкетирование одноклассников по теме: «Русские народные сказки». Сопоставление ответов и их анализ.

3. Обобщение:

Обобщение результатов сбора информации.

4. Подготовка к презентации:

Обобщение собранных материалов, выводы, подготовка наглядности. 5. Презентация:

Донести до одноклассников сведения о нашей работе «Чему учат сказки?».

Актуальность темы:

В настоящее время родители заняты работой, мало уделяют внимания воспитанию детей из-за нехватки времени.

Детская сказка - необходимый элемент воспитания ребенка, она доступным языком рассказывает ему о жизни, учит, освещает проблемы добра и зла, показывает выход из сложных ситуаций. Чтение сказки формирует у ребенка на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним. Слушая или читая сказки, дети накапливают в подсознании механизмы решения жизненных ситуаций, которые при необходимости активизируются. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение и сочувствие маленького человека.

Сказка не даёт забывать прошлое, историю. А самое главное, сказка несёт добро и свет, без которых невозможна жизнь человека.

Для нас, людей XXI века, сказка - не только "преданье старины глубокой", но и добрый наставник, мудрый воспитатель. Мы верим, если взрослые будут чаще читать русские народные сказки, мир станет намного добрее.

Цель проекта: - выяснить, чему учат сказки.

Задачи:

Исследовать воспитательные моменты сказки;

Научиться извлекать из сказок уроки добра.

Гипотеза: Сказки с одной стороны развлекают нас, а с другой стороны учат нас. Сказки способствуют формированию нравственных и патриотических ценностей.

Чтобы ответить на эти вопросы, нужно:

Научиться анализировать сказки.

Находить полезную информацию.

Учиться делать выводы.

Сказка - это жанр литературного творчества. Главной особенностью сказки является то, что это всегда выдуманная история со счастливым концом, где добро побеждает зло. Сказку можно назвать самым мудрым и самым древним произведением устного народного творчества. Она прививает детям уважение к старшим, доброту, учит быть смелым и достойным.

Сказка - это жанр литературного творчества.

Сказка - это придуманный, вымышленный рассказ, который уже сотни лет "сказывается" многими людьми.

Сказка "сказывается" - то есть рассказывается складно, по особым правилам, по определенному порядку

Сказка состоит из 3-х основных частей:

1. Зачин (Жили- были….)

3. Окончание (Вот и сказке конец….)

С давних пор сложилась традиция разделения сказок на три большие группы :

1. Сказки о животных.

2. Бытовые.

3. Волшебные.

Сказки о животных - это сказки, в которых главные герои животные, птицы, рыбы, а также предметы, растения и явления природы.

В сказках о животных говорится о повадках, проделках и приключениях обыкновенных, всем знакомых диких и домашних зверей, о птицах и рабах, отношения между которыми очень похожи на отношения между людьми . Например:

«Лисичка-сестричка и волк»

«Заяц- хваста»

«Зимовье зверей»

«Кот, петух и лиса»

«Колобок»
«Теремок»

Бытовые сказки - это сказки, в которых главные герои люди побеждают благодаря смекалке, мужеству и хитрости

Герои: мужик, барин, муж, жена. Местом действия бытовых сказок является русская часто крепостная деревня. Например:

«Каша из топора»
«Барин и мужик»

«Дочь-семилетка»

«Два Ивана - солдатских сына»

Волшебные сказки - это сказки, где главные герои люди, фантастические существа, животные обычно помощники сказочных героев.

Нередко в руки героя попадают чудесные предметы: гусли - самогуды, скатерть-самобранка, шапка-невидимка. Например:

«Царевна- Лягушка»
«Крошечка-Ховрошечка»
«Снегурочка»
«По щучьему велению»
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Персонажи сказок делятся на две группы. К одной относятся положительные герои, а к другой - отрицательные. На положительных героев русских сказок мы стремимся быть похожим, отрицательных — боимся, победителей — уважаем, обиженных — жалеем.

Среди одноклассников провели анкетирование «Русские народные сказки».

Вопросы:

а) волшебные

б) социально - бытовые

в) про животных

3. Почему в сказках всегда побеждает добро?

4. Чему учат нас сказки?

В анкетировании приняло участие 26 учащихся нашего класса

1. Оказалось, что почти все дети любят читать сказки.

3. Все дети, участвующие в анкетировании, считают, что добро всегда побеждает зло, так как добро сильнее зла.

4. Сказки учат нас быть добрыми, умными, послушными.

Так чему же учат нас сказки.

Сказка «Гуси- лебеди»

Эта сказка рассказывает о том, что может случиться, если не слушаться родителей. Но если даже что-то и случилось, то не бывает безвыходных ситуаций. Всегда есть выход - и убегать от опасности не унизительно. Даёт пример помощи в беде, пример торжества добра над злом.

Но она ещё и поучительна: хочешь, чтобы к тебе хорошо относились, умей сам уважать других.

Сказка « Маша и медведь »

Эта сказка предостерегает нас, что в лес одним нельзя ходить - можно попасть в беду, а уж если так случилось - не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации.

Сказка «Петушок- золотой гребешок»

На примере героев сказки воспитываются чувства ответственности за своих друзей, желания прийти на помощь в трудную минуту.

Сказка «Крошечка - Хаврошечка»

Сказка воспитывает в людях добро, учит взаимовыручке, взаимопомощи, помогает завести настоящих друзей. А так же учит смелости и честности.

Сказка «Репка»

Это сказка о трудолюбии, но еще и о взаимовыручке и силе единства. С любой работой можно справиться сообща, причем помочь могут не только большие, но даже такие маленькие, как мышка.

Сказка «Колобок».

Из этой сказки можно сделать вывод, что важно научиться распознавать лесть и не доверять хитрым авантюристам, а жить своим умом и сердцем. Нельзя уходить из дома без спроса и уж тем более доверять посторонним людям

Сказка «Кот, петух и лиса».

Кот в этой сказке образец для подражания - трудолюбив, рассудителен, верный товарищ. В то же время петушок представляется непослушным, легковерным и слишком любопытным. Как только Лиса начинала петь свою песенку: «Петушок, петушок, золотой гребешок», - так петушок про всё на свете забывал и подкупался на лесть. Но у петушка тоже есть чему поучиться, помните, как громко он звал котика. Так же и детям нужно поступать - громко звать на помощь. Эта сказка о вере, дружбе, справедливости, силе и смелости.

Наша гипотеза подтвердилась. Сказка - это не только способ нас развлечь. Придумывая поучительные истории, наши предки не просто развлекали своих детей, они вкладывали в эти лаконичные, остроумные сюжеты мудрость, опыт, знания — все то, что хотелось им сохранить и передать, с помощью чего вразумить и воспитать. Сказки способствуют формированию нравственных и патриотических ценностей. Сказки могут объяснять ребенку «Что будет, если...?»

Делаем вывод, что:

Сказка учит мир делить на хороших и плохих людей, зверей и прочих существ;

Сказка формирует образ положительного героя : доброго, умного, сильного, верного своему слову;

Сказка учит не бояться трудностей;

Сказка учит любить и уважительно относиться к родителям, ценить их за данное нам воспитание.

А что будет, если у народа не будет сказок? Люди не смогут передать своим детям, правнукам свой жизненный опыт, предостеречь от ошибок; показать путь к свету, по которому следует решительно идти, преодолевая трудности.

Самое главное, что сказка учит, что добро всегда возвращается к тому, кто помогает другим, и добро всегда побеждает зло.

Если сказку внимательно читать или слушать, то обязательно поймешь, что в ней главное, всегда отыщешь зерно мудрости. Без намека сказок не бывает, недаром же они часто кончаются лукавой присказкой: «Сказка - ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок!» .

Приложение 1. Шуточные вопросы для литературной викторины по сказкам:

1. Кто из героев русских народных сказок был хлебобулочным изделием? (Колобок.)

2. Назовите - героиню русской народной сказки , которая была овощем. (Репка.)

3. Какие русские народные сказки повествуют о проблеме отдельной «жилплощади»? («Теремок» , «Лиса и Заяц» )

4. Какой вид энергии использовала Баба-Яга, летая в ступе? (Нечистую силу.)

5. Какая домашняя птица занималась изготовлением изделий из драгоценных металлов для своих хозяев? (Курочка Ряба.)

Приложение 2.

Сайт русских бытовых сказок http://detyam-knigi.ru/skazki/bitovie/

Сайт русских волшебных сказок http://www.rodon.org/other/rnvs.htm

Сайт русских народных сказок о животных http://detyam-knigi.ru/skazki/o_jivotnih

Приложение 3. Ссылки на сайт с детскими народными сказками http://www.kostyor.ru/tales/

Все сказочные рассказы, придуманные родителями, нужны для того чтобы показать ребенку на примере персонажа, как правильно себя вести в разных жизненных ситуациях. Даже само название говорит о том, что сказка должна чему-то учить ребенка.

Многие психологи считают, что все рассказы несут определенный сценарий жизни, поэтому следует с осторожностью выбирать произведение для своего ребенка. Все они делятся с ребенком своим жизненным опытом, позволяют понять народную мудрость в простой и понятной форме. Небольшие, поучительные и творчески написанные сказки не только позволяют формировать в ребенке нравственные качества, но и заставляют размышлять, развивать воображение и творчество.

Почему нужно рассказывать детям сказки?

Они помогают формировать представление об окружающей среде, о добре и зле. Наблюдая за сказочными персонажами, ребенок лучше начинает осознавать хорошие и плохие поступки. Произведения не только развивают, учат, но и воспитывают.

Проецируя на сказочных персонажах чаще всего самого себя, ребенок вместе с героем находит выход из любых трудно сложившихся ситуаций. Сказки способны утешить даже самого крохотного слушателя.

Как выбирать поучительные сказки?

Дошкольникам нравится рассуждать о моральных нормах поведения, ведь это воспитывает положительные качества: доброту, отзывчивость, ответственность. Сказки надо выбирать по возрасту, учитывая индивидуальные особенности. При возникновении трудных ситуаций родители могут применить отрывки из поучительных сказок, тем самым показать, как можно было по-другому поступать. При этом нужно стараться выбирать добрые, умные и позитивные сказки.

Примерный список:

  1. Для малюток можно выбирать прибаутки, стихи А.Барто, С.Маршака. Сказки должна быть короткими, с простым сюжетом, например, народные сказки «Колобок»; «Теремок», «Репка».
  2. Дошкольникам можно предложить книги: В.А.Осеева «Кто тут глупый?», «Волшебное слово»; С.А.Баруздин «Сказки о трамвайчике», «Смелый поросенок», Л.Пантелеев «Фенька», «Две лягушки», Э.Успенский «Поучительные истории про мальчика Яшу».
  3. В 4 года детям понравятся приключенческие сказки Ш. Пьеро «Кот в сапогах», девочкам - сказки о принцессах.
  4. В 7 детей можно привлекать к чтению стихотворений. Лучшим выбором станут детские сказки Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»; «У лукоморья дуб зеленый» - они и поучительные и интересные.

В конце любой сказки родители могут спросить у ребенка: «О чем сказка?», «Чему она может научить?», «Почему герои совершают такие поступки?», «Что будет, если в сказке останутся только плохие герои?», «Какой была бы сказка без главного героя?»

В современном мире на полках книжных магазинов и интернет-ресурсах можно увидеть большое количество детских книг для каждого возраста на различные темы, поэтому всегда можно подобрать именно ту, которая придется по душе вашему малышу. Давайте их рассмотрим.

Сказки для капризных и непослушных детей

Сказки очень часто приходят на помощь родителям, когда они уже не могут справляться с их капризами. Для коррекции такого поведения можно использовать подобранные истории и рассказы, где ситуация очень похожа на поведение малыша.

В ней могут присутствовать сказочные герои, любимые персонажи, животные и игрушки. Через сказку ребенок получает опыт и положительные способы изменения:

  • Серия сказок про мальчика Федю Егорова: «Как Федя превращается в мышонка»; «Благородный Федя спас лес»; «Обещайкин»; «Сказка про полезную еду»; «Сказка про игрушки».
  • «50 исцеляющих сказок от 33 капризов» автор И. Маниченко (2-7 лет). В этой книге собраны не простые сказки и рассказы, где со своим капризом борется персонаж, похожий на вашего ребенка. Это позволяет детям отзеркалить свое поведение. Одна сказка лечит только один каприз. Целебный эффект сказок не сравним ни с чем, ведь они помогают избавиться от любых капризов. В этой книге решаются следующие проблемы: «Не засыпает»; «Плохо ест»; «Рождение второго ребенка»; «Не любит одеваться»; «Не хочет ходить в садик »; «Отбирает чужие игрушки»; «Ведет себя агрессивно»; «Не хочет ходить на горшок».
  • Практическое руководство для родителей непослушных детей - автор Р. К. Хазиева «Сказка про Павлика и Доброго Волшебного Зайца», «Аринины сказки», «Удивительные слова», «Сказка о том, как Вася пытался поступить в школу».
  • Сказки про Машу и Ойку - автор С.Л. Прокофьева. Сказка «Грубые слова»; «Про соску»; «Ленивые ноги» и т.д. Именно на основе этих рассказов были созданы мультфильмы «Маша и непослушные ноги».
  • Ирина Гурина «Методичка для родителей». Здесь собраны интересные и поучительные стихи, сказки, рифмовки для самых маленьких и на все случаи жизни. Решают проблемы с капризами, отлучения от соски, приучение к горшку, чистку зубов, правила безопасности и поведение для детей.
  • Поучительные сказки (серия «Добрые сказки») автора Н. Климовой. В книжке главной героине Софии придется столкнуться с разными испытаниями и познакомиться со своей ленью и завистью. «Путешествие во Врунляндию», «Как София в гости к Лени ходила», «Мадам Моднючка», «Маленькая принцесса».

Сказки для детей про машинки, игрушки и животных

Детям раннего возраста интересны красивые и яркие книжки из картона или другого материала, а особенно в виде любимых персонажей. Им нравится слушать небольшие стихи и песни. Желательно, чтобы книга была в плотном оформлении, например, картоне, чтобы ваше чадо не порвало ее. Ведь больше всего в этот период им нравится рассматривать картинки и переворачивать листы.

  • В год малыши начинают активничать и исследовать мир, поэтому интерес к книгам немного угасает. Но это временно, поэтому иногда все равно продолжайте их читать или рассматривать.
  • В 2-3 года дети любят сказки о любимых игрушках, например, о собачке, кукле или машинке, которые не слушались маму, не хотели кушать или помогать. Еще они всегда слушают веселые рассказы про животных. Все потому, что ребенок ассоциирует себя со сказочным героем и иногда поправляет маму, подсказывая ей похожие ситуации из свой жизни. Например, ребенок может сказать в середине сказки «Зайка не хочет убирать игрушки». Тут как раз родители могут и рассказать, как можно помочь зайке.
  • В 3 года дети любят слушать большие произведения. Вы можете разбить сказку на несколько вечеров. Дети уже хорошо запоминают и способны подсказать, в каком месте вы остановились в прошлый вечер, так им даже интереснее. Перед продолжением сказки обязательно вспомните все важные моменты и обсудите их. Включайте в свои списки развивающие рассказы и сказки про буквы, цифры, познавательные моменты из окружающего мира.

Веселые сказки для детей

Иногда поучительная линия прослеживается и в юмористических произведениях.

Смешные моменты в книгах только усиливают эффект воспитательного воздействия. Детям нравится шутить, делать все наоборот: это настраивает их на позитивный лад, развивает чувство юмора.

Мама – сказочница

Все мамины сказки с самого раннего детства дети слушают с особым интересом, потому что чаще мамы весь день проводят на рабочем месте, а чтение любимой сказки не только доставляет обоюдное удовольствие, но и дают такие моменты, где они могут насладиться долгожданным общением.

Сказки предлагают маме увидеть и почувствовать мир ребенка. Это, конечно, один из важных моментов для родителей, которые хотят найти компромисс и взаимопонимание со своим чадом. В процессе сочинения сказки вы можете вместе с ребенком сами решить, какая это будет сказка - короткая или длинная. Обязательно в сказке привлекайте фантазию ребенка.

Мамина сказка может вылечить любое поведение ребенка, главное - выбрать нужный и подходящий рассказ малышу. В этом случае воспитательный эффект будет достигается в мягкой форме без нотаций и требований. Слушая мамины сказки, малыш не только узнает неизведанное и новое для себя, но и усваивает важные жизненные уроки.

И напоследок хочется сказать: читайте как можно чаще, особенно перед сном, ведь это самое таинственное время, дарите детям сказки, рассказывайте и сочиняйте - ведь это очень ценное время общения!

Посмотрите вместе с ребенком следующие мультфильмы, которые помогут мотивировать его к учебе.

Для детей, которые ленятся, поможет мультфильм "Маша больше не лентяйка".

Если ребенок не хочет засыпать вовремя - "Как Маша поссорилась с подушкой".

Сафронова Татьяна

Гипотеза: если люди верят в сказки, они становятся добрее, потому что сказки учат добру и справедливости.

Цель проекта: узнать, как сочинялись сказки и существуют ли они на самом деле, нужны ли нам сказки.

Задачи:

ü узнать что такое сказка, рассмотреть историю появления сказки на Руси;

ü познакомиться с жанрами русской сказки;

ü привлечь внимание одноклассников и взрослых к сказкам;

ü провести опрос среди детей и взрослых.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Конкурс научно - исследовательских работ и творческих проектов среди

обучающихся первой ступени образования «Я - исследователь»

Направление «Гуманитарное»

Чему учат сказки?

Сафронова Татьяна Станиславовна ,

3 В класс.

Руководитель проекта:

Малышева Светлана Александровна ,

учитель начальных классов

Муниципального общеобразовательного

Учреждения «Средняя общеобразовательная

Школа №3 с углублённым изучением

отдельных предметов»

г. Лабытнанги

2013

  1. Введение……………………………………………………………………………….…3
  2. Из истории возникновения сказки на Руси …………………………………………....4
  3. Жанры русских народных сказок …………………………..………….……………….4
  1. Волшебные сказки……………………………………………………………….5
  2. Волшебно – героические сказки………………….……………………………..5
  3. Сказки о животных………………………………………………………………5
  4. Бытовые сказки…………………………………………………………………..6
  5. Авантюрные сказки………………………………………………………………6
  1. Сказочные правила………………………………………………………………………6
  2. Чему учат нас сказки…………………………………………………………………….7
  3. Собственное исследование ……………………………………………………………..8
  4. Заключение…………………………………………………………………………....…9
  5. Список литературы………………………….……………………………….…..…..…10

Приложения

Введение

Есть такие слова в русском языке, которые способны перенести нас в далёкие фантастические страны и вернуть на короткое время в детство. Среди подобных слов самым сладким и волшебным является слово сказка.

Сказки... Услышав это слово, мы сами того не замечая, мысленно переносимся в волшебный мир. У каждого из нас своя любимая сказка, и пришла она к нам из раннего детства.

Сказки баюкают, погружают в атмосферу волшебства и чуда. Они учат взрослых смотреть на мир непосредственным открытым взглядом, а детям в легкой и занимательной форме открывают важные жизненные истины.

Сказочный мир необыкновенен, он живой, он одушевлён. Обязательными атрибутами этого мира являются чудеса, необыкновенные животные, птицы, растения, внезапные превращения, талисманы, вещие слова.

Каждая сказка нас учит чему-то, только надо присмотреться и прислушаться к ней.

Актуальность . Время, в котором мы живём, очень суетливое. Люди общаются по интернету, все куда-то спешат. Дети больше смотрят телевизор, играют в компьютерные игры, а сказкам всё меньше и меньше уделяется внимание. Сказка - это чудо из чудес. А так хочется верить в сказки, где добро побеждает зло и исполняются все желания. Древние традиции нашего народа заложены в русских народных сказках. Недаром говорят: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок», поэтому очень важно знать мудрость сказки и уметь использовать её уроки в повседневной жизни.

Гипотеза: если люди верят в сказки, они становятся добрее, потому что сказки учат добру и справедливости.

Цель: узнать, как сочинялись сказки и существуют ли они на самом деле, нужны ли нам сказки.

Задачи:

  • узнать что такое сказка, рассмотреть историю появления сказки на Руси;
  • познакомиться с жанрами русской сказки;
  • привлечь внимание одноклассников и взрослых к сказкам;
  • провести опрос среди детей и взрослых.

Методы наблюдение, экскурсия, интервьюирование, социологическое исследование, анализ и обобщение информации.

Объект : литература.

Предмет исследования : русские народные сказки.

История возникновения сказки на Руси

Сказки пришли к нам из глубины веков. Сочинённые народными сказителями, чудесные истории передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Потом пришло время, когда сказки стали собирать и записывать. Некоторые сказочные истории дошли до нас без изменений - некоторые прошли литературную обработку, став, таким образом, понятнее и доступнее современному человеку. Порой, сказки видоизменялись и дополнялись рассказчиками - ведь «возраст» многих сказок исчисляется тысячелетиями!

Много лет прошло с тех пор, когда стали рассказывать сказки. Уже в 12 веке существовал обычай «баять басни» («баять» - говорить, сказывать). Сказочников называли бахарями.

Рассказывание сказок – старый русский обычай. Ещё в давние времена исполнение сказок было доступно каждому: и мужчинам, и женщинам, и детям. Были такие люди, которые берегли и развивали своё сказочное наследие. Они всегда пользовались уважением в народе.

Слово «сказка» в его современном смысле появилось только в 17 веке. Иностранные путешественники упоминают о том, что русские забавлялись во время пиров слушанием сказок. Сказки любили слушать и цари. Даже царь Иван Грозный не мог заснуть без рассказа бахаря. В опочивальне его обычно ждали 3 слепых старца, которые по очереди рассказывали ему сказки и небылицы. Сказочники награждались дорогими подарками. Рассказывать сказки перед сном сохранилось и до наших дней.

2. Какие бывают сказки?

Русские народные сказки несут в себе сокровища той великой мудрости, которая накапливалась целыми поколениями. В ней то, чего не было и не могло быть, рассказывается так, как будто произошло на самом деле.

Сказка – это произведение, в котором изображается чудесное, необычное. В ней есть зачин, присказка и концовка. (2) Народные сказки – самая древняя из форм устного народного творчества отдельного региона, присутствующая у всех народов. Такая сказка отражает убеждения, воззрения, главные черты национального характера, обличает классовые отношения, одновременно обнажая старинный быт, который зачастую отражается в отдельных произведениях - бытовых сказках. (2) Но не всякая выдумка становится сказкой. Из поколения в поколение передаётся лишь то, что было важно для людей. Сказки выражали мудрость своего народа, его стремления, мечты.

В сказке мы видим совершенно определённый моральный кодекс: воспевание храбрости, честности, любви, верности, ума, ловкости силы и мужества. А вот трудности, подлость, лень, глупость, скупость, жадность всегда высмеиваются. Сказка всегда поучительна, помогает разобраться в сложных взаимоотношениях людей, оценить их поступки и проявить либо сочувствие, либо осуждение.

2.1. Волшебная сказка

Сказки делятся на: волшебные, волшебно – героические, легендарные, о животных, бытовые, авантюрные.

Волшебная сказка, как правило, длиннее других видов сказок. В своих истоках она восходит к приёмам магических обрядов, ко всей совокупности мифических взглядов на мир. В сказках люди мечтали преодолеть реальную мощь внешних сил природы и общества, изображали воображаемую победу над ними, а свершение магического обряда приучало человека к пассивному ожиданию. Затем вымысел в сказках стал поэтической условностью, в них воплотились мечты народа.

Главные особенности волшебных сказок – это мотивы превращения, с которыми мы сталкиваемся в текстах «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Царевна-Лягушка».

Алёнушка – один из самых трогательных и любимых персонажей русских народных сказок. Она проходит множество трудных испытаний, чтобы спасти своего братца Иванушку, который нарушил запрет и потому превратился в козлёнка. Царевна-лягушка, которую Иван-Царевич находит на болоте, оказывается прекрасной доброй царевной, наказанной Кощеем.

В волшебных сказках кроме людей простого звания (мужика, солдата и т.д.) героями являются цари и царевичи, короли и королевичи.

2.2. Волшебно - героическая сказка

Волшебно-героические сказки, в которых действуют эпические герои, в отличие от эпоса, безымянные или наделены обобщёнными именами типа «Иван-царевич», «Иван-дурак» и сверхъестественные существа. В таких сказках герои борются не на жизнь, а на смерть, побеждают врагов, спасают друзей, сталкиваясь с нечистой силой.

Предметом героических сказок является тема защиты богатырём «своего» мира, живущих в нём людей от врагов, выраженная в мотиве борьбы героя со страшным чудовищем, «змеем».

2.3. Сказка о животных

Самым древним видом являются сказки о животных. В них свой круг героев. Животные разговаривают и ведут себя как люди. Лиса всегда хитрая, волк глуп и жаден, заяц труслив. У сказок о животных своя поэтика и стиль (например, часто используется композиционный приём: неожиданные встречи животных, песенные вставки и др.).

С течением времени сказки о животных становятся преимущественно детскими, в них учитываются особенности возрастного восприятия вымысла. Дети определяют в сказках положительных и отрицательных персонажей, щедро делятся со сказочными героями переживаниями и сочувствием, перенося впоследствии эти чувства на близких им людей.

2.4. Бытовые сказки

Наиболее поздний сказочный жанр – бытовые сказки. В них воспроизводятся картины обычной жизни, высмеиваются общественные пороки. Герои этих сказок - крестьянин, солдат, сапожник, которые живут в реальном мире и борются обычно с барином, попом, генералом. Они побеждают благодаря находчивости, уму и смелости. В бытовой сказке характеризуются и такие черты героя, как личное благородство, бескорыстие, уважение к другим людям, радушие и постоянное желание прийти человеку на помощь, всякому живому существу, попавшему в беду.

2.5. Авантюрные сказки

Этот вид сказок очень близок к волшебным, но главное отличие авантюрных сказок заключается в том, что герой решает трудные задачи, благодаря находчивости и уму, а не каким-либо волшебным силам.

Авантюрные сказки излагают необыкновенные приключения героя, трактуя их обычно без волшебной фантастики. Герои этих сказок проявляют не только гибкий ум, но и находчивость, и ловкость.

Но одно объединяет все сказки – это то, что каждая сказка, вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой добра над злом. А положительные герои, неизменно выходящие победителями в непримиримой борьбе над злом и несправедливостью.

3. Сказочные правила

Многое в сказке происходит не так, как в жизни. Сказочник переносит слушателя в другой мир, который живёт по своим правилам:

1.Правило счастливого конца.

Чаще всего, сказка начинается плохо, заканчивается хорошо. Если, например, начало сказки о бедной девушке, то в конце она обязательно выйдет замуж за принца.

2. Правило сказочной справедливости.

Всем известно, добро в сказке побеждает зло. За добрые поступки в сказке обязательно следует награда, а злые поступки наказаны. Вот в начале сказки появляется хорошая работница и её завистливые, ленивые сестры. Конец сказки известен: работницу должны одарить золотом, а завистливых сестёр – смолой.

3.Правило всего самого-самого.

Правило превосходной степени и наибольшего контраста. Согласно сказочному закону, в сказке всегда всё «самое-самое». Красавицы – «первые красавицы на всём белом свете». Страшилища такие, «каких свет не видывал». Путь в дальнюю сторону столь далёк, что ни солнце, ни месяц не знают, как туда идти. Волшебное окно столь дальнозоркое, что в него можно видеть «всё и на земле, и под землёю».

4. Правило противоположного.

В сказке «самое-самое» постоянно сталкивается с чем-то противоположным. Самые бедные превращаются в самых богатых. Кого считают глупыми, оказываются всех умнее. Самые красивые становятся самыми уродливыми, и наоборот.

5. Правило всесильного желания и слова.

Сказочное правило требует, чтобы желание героя непременно сбылось, даже если есть испытание, всему угрожает злое волшебство. Но он выполняет сложное задание и спасается. Когда герой не может справиться с врагами сам, его выручают волшебные помощницы и волшебные предметы.

Волшебную силу имеет в сказке и сказочное слово. Все сказочное, обращается на того, о ком или о чём идет речь. Поэтому, если герой дал обещание, он его должен выполнить.

4. Чему учат нас сказки?

Сказки играют важную роль в становлении личности ребёнка и, к тому же, играют немаловажную роль в формировании модели его поведения. Они учат проявлять сочувствие и сострадание, учат добру и справедливости.

Я прочитала много сказок и могу сказать, что для меня сказка открыла удивительный мир волшебства, где добро побеждает зло, где каждый получает то, что заслуживает, где сбываются мечты. Это невероятная страна фантазий и чудес, которая учит человека быть добрым, отзывчивым, честным и порядочным. Сказка помогает нам поверить в себя и свои силы, помогает преодолевать трудности, воспитывать в себе силу духа и смелость. Дарит надежду, а иногда, даже помогает принять верное решение в сложной жизненной ситуации.

Моя мама, так же как и я очень любит сказки. Она говорит, что сказки учат многому не только детей, но и помогают посмотреть на себя со стороны взрослым.

Слушая сказки, мы глубоко сочувствуем персонажам и переживаем описываемые события, примеряем на себя лучшие черты людей, познаём добро и зло, трусость и смелость, проявляем сочувствие и сострадание, заряжаемся положительной энергией, получаем знания о мире и учимся жить.

Детские сказки – необходимый элемент воспитания, они доступным языком рассказывают нам о жизни, учат, освещают проблемы добра и зла, показывают выход из сложных ситуаций. Рассказывая и читая сказки, мы развиваем внутренний мир, получаем знания о законах жизни и способах проявления творческой смекалки. Чтение сказки формирует на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение и сочувствие.

Сказка учит нас тому, что чудеса в мире происходят не только благодаря волшебству и колдовству. Самую лучшую, самую интересную и самую правдивую сказку человек может сделать реальностью только своими силами, потому что доброе сердце и вера в лучшее - самые могущественные волшебники.

5. Собственное исследование

Для утверждения, о том, что действительно ли нам нужны сказки, я сходила на экскурсию в детскую городскую библиотеку. Оказывается, сказки очень любимы детьми. Больше всего ребята отдают предпочтение, конечно же, русским народным сказкам, так как они близки им не только по своим героям, но и по тем сюжетам, которые в них описываются. А ещё для чтения сказок в самой библиотеке есть «Комната сказок», где юные читатели с удовольствием могут окунуться в сказочный мир (Приложение I).

Ребята как будто входят в непривычную для них сказочную обстановку, мгновенно превращаясь в Королевича или Белоснежку, и вместе с тем так же свободно переключаются на прозаическую повседневность. Наверное, мы, читатели, интуитивно чувствуем, что сказки нереальны, но в то же время допускаем, что это могло происходить и в действительности. Так проявляется двойственность литературных наших переживаний: ощущение сказочного в реальном, обыденном и реального в сказочном, волшебном.

Сама я очень люблю читать сказки. Добрые, весёлые и поучительные, они на долгие годы становятся нашими друзьями и советчиками в разных сложных ситуациях. Сказочные герои своими поступками помогают нам учиться отличать добро от зла, правду от лжи, стать честными, смелыми, справедливыми.

Очень часто я хожу в детский сад «Катюша», где меня ждут маленькие любители сказки. Малышам я не просто читаю любимую ими сказку, а стараюсь инсценировать её, передать характер, чувства, эмоции героев. Часто дети становятся активными участниками инсценировки. Да, сказки любят дети любого возраста (Приложение II).

Я не только люблю читать сказки, но и пытаюсь сочинять их сама. Принимаю участие во многих литературных конкурсах, в том числе в Международных и Всероссийских дистанционных, куда отправляю свои творческие работы (Приложение III).

Я решила провести социологический опрос среди своих сверстников и взрослых.

Мне стало интересно, как дети и взрослые относятся к сказкам и верят ли они в них. Я опросила 30 человек: 15 детей и 15 взрослых. Всем задавала два вопроса: «Верите ли Вы в сказки?»; «Для чего вы читаете сказки?». И вот что выяснила по первому вопросу: среди 30 человек в сказку верят и считают её поучительной 26 человек, не верят четыре человека. Ответы на второй вопрос показали, что для взрослых сказка – это мудрость, а для моих сверстников – волшебство, фантазия. Также взрослые отмечают, что сказка нужна как урок, пример поведения, а ребята говорят, что сказка нужна для удовольствия и развития (Приложение IV) .

Исходя из этого видно, что дети и сейчас в век компьютеризации любят читать и предпочитают сказки (Приложение V).

Заключение

Цель написания проекта: узнать, как сочинялись сказки и существуют ли они на самом деле. Нужны ли нам сказки.

Анализ изученной литературы и проделанная работа позволили сделать следующие выводы:

  • в 12 веке существовал обычай «баять басни»; сказочников называли бахарями, Слово «сказка» в его современном смысле появилось только в 17 веке;
  • прочитав множество различных русских народных сказок, научилась разбираться в их жанрах;
  • в большинстве русских народных сказок встречаются ситуации, из которых герои, то есть мы – читатели всегда можем получить урок добра и справедливости;
  • проведённый опрос показал, что дети, а так же взрослые и сейчас в век компьютеризации любят читать и предпочитают сказки.

Из поколения в поколение передается лишь то, что было важно для людей. Сказки выражают мудрость своего народа, его стремления, мечты, повествует о самом важном в нашей жизни, учат быть добрыми и справедливыми, при любых обстоятельствах противостоять злу, презирать льстецов и хитрецов, злодеев и врагов. Много сказок сочинил народ. Сказки похожи на нашу жизнь. Значит, они существуют. Обязательно нужно читать сказки и верить в них. Ведь в сказке не только добро побеждает зло, но и все желания исполняются.

Наше предположение: если люди верят в сказки, они становятся добрее, потому что сказки учат добру и справедливости подтвердилось. А вы верите в сказки?!

Литература

1.Энциклопедия русских преданий, Грушко Е.А., Медведев Ю.М. ЭКСМО-Пресс, 2001г.

2.Русские народные сказки в обработке А.Н.Толстого, М.: Изд: «Петрушка», 1993г.

По каким критериям педагог или грамотный родитель выбирает книгу для детского и семейного чтения? История должна быть занимательной, захватывающей, поучительной и, конечно, обладать высоким воспитательным потенциалом. Хорошо, если помимо развлечения, в процессе чтения ребенок сопереживает, думает, учится, а в итоге получает важный для себя урок. Отлично ко всем этим критериям подходит русская народная сказка.

Сказка ложь, да в ней намек... Чему учат сказки

Народная сказка - это элемент устного национального творчества. Придумывая поучительные истории, наши предки не просто развлекали своих детей, они вкладывали в эти лаконичные, остроумные сюжеты мудрость, опыт, знания - все то, что хотелось им сохранить и передать, с помощью чего вразумить и воспитать. Переходя из уст в уста, сюжеты менялись, оттачивались, герои русских сказок «учились» у рассказчиков уму разуму, впитывали информацию. И что бы невероятного ни происходило в сказке, в этом всегда была доля истины. Это учебник жизни, переданный нам в наследство нашими предками. К сожалению, в погоне за модными тенденциями многие забывают о том, чему учат русские народные сказки.

Герои русских народных сказок

Восприятие литературного произведения происходит через героя. На положительных героев русских сказок малыш стремится быть похожим, отрицательных - боится, победителей - уважает, обиженных - жалеет. Наблюдая за перипетиями сюжета, ребенок знакомится с социальными нормами поведения. Учится оценивать поступки, внешний вид, поведение человека. Устоявшиеся народные образы сказочных персонажей русских сказок демонстрируют ребенку, обладая какими личными качествами можно добиться успеха. Мужество, храбрость, незаурядный ум, смекалка, доброта - неизменные характеристики главного положительно героя. (Иван-Царевич из сказки о царевне-лягушке, странствующий солдат из сказки «Каша из топора», стрелец из истории о Жар-Птице, Крошечка-Хаврошечка). Благодаря положительным качествам из любой ситуации он выходит победителем. А злые, жадные и ленивые всегда остаются с носом. Они обычно теряют что-то важное и наказаны по заслугам (Кащей Бессмертный, Чудо-Юдо, жадный король из сказки о Жар-Птице, дочка-лентяйка из сказки «Морозко», Змей Горыныч).

Сказка - семейный психолог

Русская сказка в ненавязчивой форме открывает важные жизненные истины.

Вот то, чему учат народные сказки:

  • строить семейные отношения , любить свою семью

(«Волк и семеро козлят», «Лисичка со скалочкой», «Снегурочка», «Морозко»);

  • ценить настоящую дружбу

(«Лапоть, Соломинка и Пузырь», «Кот, Дрозд и Петух», «Крылатый, мохнатый и масленый»);

  • не обижать маленьких, уважительно относиться к старости, слушать старших

(«Заюшкина избушка», «Гуси-Лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»);

  • бороться с человеческими пороками: ленью, жадностью, скупостью, глупостью

(«Лиса и журавль», «Петух и золотая мельничка», «Зимовье зверей»);

(«Ивашечка», «Бобовое зернышко», «Вершки и корешки», «Умный батрак», «Лиса и рак»);

  • побеждать зло добром

(«Бычок - соломенный бочок», «Царевна Лягушка», «Финист-ясный сокол», «Иван - крестьянский сын и Чудо-Юдо»).

К тому же в сказке отражается эпоха, время, быт, нередко, оценка политических событий. И даже это еще далеко не все, чему учит сказка при правильной ее подаче. Например, старших детей на примере сказки можно учить анализировать, рассуждать, подмечать, сопоставлять вымысел с реальностью.

Живое слово

Перечислять достоинства языка и стиля народных литературных произведений можно до бесконечности, и это тоже то, чему учат сказки:

  • невероятная музыкальность,
  • поэтичность,
  • образность,
  • мелодичность,
  • напевность,
  • остроумие,
  • искрометность,
  • фразеологизмы и фразы, ставшие крылатыми.

Впитывая с младенчества лучшие образцы живого родного слова, ребенок учится красиво и грамотно строить свою речь, правильно применять средства художественной выразительности, пополняет словарный запас. И вместе с тем, еще до школы усваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.

Те немногие названия русских народных сказок, упомянутые в статье, конечно, не отражают всего разнообразия русского сказочного творчества. Сказочных сюжетов в русском фольклоре зафиксировано около тысячи. Многие из них имеют литературную обработку В.И. Даля, А.Н. Толстого, А.Н. Афанасьева. Выбирая сборники сказок под редакцией этих выдающихся знатоков родного слова, родитель и педагог могут быть уверенны, что чтение принесет ребенку максимальную пользу.

Русская сказка - это энциклопедия, пособие по воспитанию, путеводитель по жизни. Сказочные герои русских сказок наставляют детей на правильный путь, а неповторимый слог учит быть метким, кратким, но выразительным в речи.

Сказки и миф. Чему учат русские сказки? - видео

Почти все дети (да и некоторые взрослые) любят сказки. Увлекательное повествование, интересный сюжет, любимые герои привлекают фантазию ребенка, развивая творческий взгляд на мир, заставляя малыша затаить свое дыхание в ожидании чуда.

Воспитательные функции

Но у многих сказок не только развлекательные и развивающие функции. Еще они, как бы исподволь, занимаются воспитанием наших детей, передавая народную мудрость и основные моральные принципы от поколения к поколению. Чему учат сказки, чем они привлекают детей и взрослых?

Модель мироздания

Положительный герой

Немаловажную роль роль в воспитании детей сказкой играет формирование образа положительного героя: в первую очередь — доброго (ведь добро всегда побеждает), верного своему слову, иногда — умного, иногда — сильного, защитника своей Отчизны. Если говорить о русских сказках, то это такие произведения, как «Иван-царевич и серый волк», «Никита Кожемяка», «Летучий корабль», «Солдат избавляет царевну», «По щучьему велению», «Сивка-Бурка», различные сказки о русских богатырях (названия приведены по книге А. Н. Афанасьева).

Взаимопомощь

Положительный герой, как правило, берется за выполнение непосильной, казалось бы, работы. Одному ему явно не справиться. В том, что он одерживает победу, немаловажная роль друзей героя, которые всегда приходят на помощь в трудную минуту. Это могут быть люди, звери, птицы, рыбы. Потому что герой всегда помогает тем, кто встретился ему на пути и попросил о помощи. Таким образом, сказки обучают ребенка ценить дружбу и верить во взаимопомощь. Есть даже произведения, посвященные именно этому чувству. Например, «Репка» или «Теремок», где звери и люди оказывают помощь друг другу.

Не суди людей по их внешнему виду

Иван-дурак в финале сказки оказывается царевичем, лягушка — прекрасной невестой. Подобные превращения учат ребенка с детства не судить человека «по одежке», по количеству богатства (сказка «Кощей Бессмертный»), а оценивать по делам его. Кстати, в русских сказках и Баба-Яга — не всегда отрицательный персонаж. Иногда она проверяет героя, назначает ему испытание и вручает ему чудесные предметы или дары (сказки «Иван-царевич и серый волк», «Кощей Бессмертный», «Василиса Прекрасная»).

Русские сказки учат трудолюбию, тому, что надо не бояться трудностей. Ведь всякое хорошее дело с первой попытки не удается сделать (в сказках о Змее Горыныче герой-богатырь идет на чудище три раза и в конце-концов, все-таки, побеждает), а смелость и упорность вознаградятся победой.

А еще — учат патриотизму. Особенно сказки и былины про русских богатырей. Добрыня Никитич, Алеша Попович, Илья Муромец являются отождествлением защиты Родины от любого агрессора. Эти народные положительные герои вызывают чувство восхищения их смелостью, силой, умом, способностью постоять за Родину и за себя. Так, в ребенке формируется чувство любви к своей Отчизне, желание защищать ее от иноземцев-захватчиков.

А еще — учат любви к родителям, уважению к старшим. Именно герой, который выполняет поручение отца-царя, всегда более почитаем, нежели его нерадивые братья. В награду он, выполнив свои поручения, получает «полцарства».

Звери, птицы, рыбы

Интересно, что животные в сказках русского народа являются олицетворением человеческих качеств. Даже сложились своеобразные штампы, одинаковые для многих произведений.

Лиса — обманщица, плутовка. Воплощает в себе плохие качества: склонность к обману, воровству, уловкам. Она притворяется слабенькой и убогой, чтобы получить желаемое, пускает в ход все свое красноречие, чтобы добиться своего (пример — сказка «Лиса и Волк»). Но часто лиса и получает заслуженное наказание за свои обманы, если ее хитрости причиняют вред героям.

Волк — жадный, злобный, но в то же время глупый. Он легко поддается в сети обмана более хитрых персонажей (Лисы, Колобка, Зайца). Часто в русских сказках можно встретить противостояние Волк-Лиса. В некоторых сказках Волк еще и олицетворение смерти (так как он частенько кого-либо съедает). Но добрые персонажи почти всегда его побеждают.

Мелкие зверушки в русских сказках (мыши, зайцы) — добры, но и трусливы. Зачастую они помогают главному герою, являются хорошими друзьями.

Итоги

Вся мораль, которой учат сказки, ненавязчива, воспринимается ребенком легко, в игровой форме. Нельзя обманывать, нельзя жадничать, нужно всегда ценить друзей и помогать добрым, пусть даже не знакомым, людям. сказки учат, что добро обязательно побеждает зло, что хороший поступок «цикличен» и обязательно возвращается к тому, кто его совершает, в виде благодарности.

Уроки эти дети воспринимают с удовольствием, они живут в сказочном волшебном мире, хотят вернуться туда опять (просят почитать в который раз одну и ту же сказку). А иногда и придумывают свои. Это, опять-таки, развивает у малыша образное мышление, фантазию и речевые навыки.