Образование степеней сравнения наречий в русском языке. Сравнительная и превосходная степень прилагательных и наречий

Каждая из существующих частей речи имеет свои характерные черты. Все они поделены на группы по значению, поэтому их особенности абсолютно разные. Некоторые части речи помогают сравнивать один предмет или качество с другим. Благодаря этому появились такие категории, как сравнительная и превосходная степень. Что они собой представляют, разберемся подробнее в нашей статье.

Степени сравнения

Каждый школьник знает, что и наречие отличаются от других групп речи тем, что могут образовывать различные Ими называют такую форму слова, которая изменяется благодаря сопоставлению одного качества с другим.

Выделяют, как правило, три подгруппы:

  • Положительная степень. В такой стоит тогда, когда его не сравнивают ни с каким другим. Например: красивый (сам по себе), холодно (без сопоставления с тем, что было ранее, или будет позже). Еще ее называют начальной степенью, а в лингвистике по-научному определяют как позитив.
  • Сравнительная степень. Слово в этой форме употребляют в случае, когда соотносят одно качество предмета или какого-либо явления с другим. Например: большой — больше (чем первый), грустно — грустнее (чем было до этого).
  • Превосходная степень. Ее используют, если хотят выразить самый высокий показатель качества среди остальных, подобных ему. Например: светлый — светлейший (самый), весело — веселее всего.

Прилагательное

Из всего многообразия частей речи роль образовывать степени отведена лишь именам прилагательным и наречиям. Объяснить это несложно: каждое из них обозначает качество предмета и его состояние. А их совсем нетрудно сравнивать между собой.

Образуется двумя разными способами:


В трудных случаях нет возможности образовать простую сравнительную степень. Тогда используют лишь сложную. К таким примерам отнесем слово «тяжкий».

Превосходная степень имеет два метода образования:

  • Простой. К основе (прилагательное) прибавляют суффиксы -ейш или -айш: милый — милейший.
  • Сложный. Образуется с помощью вспомогательных слов «самый», «всех»: самый добрый, добрее всех.

Иногда для усиления добавляют приставку -наи: лучший — наилучший.

Наречие

Эта особенная часть речи практически не изменяется, не имеет окончаний и системы склонений. Но при этом она обладает другой способностью. Так же, как у прилагательного, у наречия имеется форма превосходной степени и сравнительной.

Последняя образуется с помощью:


Наречие в превосходной степени редко образуется с помощью суффиксов -айше, -ейше: покорнейше, строжайше. Такие формы мы часто можем встретить в литературе прошлых веков.

Как правило, чаще используются слова «всего» (быстрее всего), «максимально» (максимально коротко).

Для усиления применяют приставку -наи: наиболее.

Итог

Мы ежедневно сравниваем один предмет, качество или явление с другим. В устной речи мы даже не задумываемся над способами, которые нам в этом помогают. Теперь мы знаем, как на письме образуются сравнительная и превосходная степень. Не стоит забывать, что этой особенностью обладают лишь и наречия. Не важно, как вы будете выполнять это — при помощи суффиксов или воспользуетесь специальными словами, не забывайте, что не все формы имеют существование. В таком случае стоит проверить их по словарю.

Тема: Степени сравнения наречий.(7 класс)

Язык никогда не устанавливается окончательно:

Он непрестанно живет и движется,

развиваясь и совершенствуясь.

(В.Г.Белинский)

Цели и задачи:

Образовательная:

1. Продолжить формировать умения образовывать сравнительную и превосходную степени наречий, определять синтаксическую роль наречий в сравнительной степени.

2. Сформировать умения различать сравнительную степень прилагательного и наречия.

3.Познакомить с этимологией наречий вдребезги и дотла.

Развивающая: развивать логическое и образное мышление, сосредоточенность внимания

Воспитательная: воспитание уважения к труду

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Используемые методы исследования: опрос, наблюдение, анализ, сравнение, исключение.

Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, коллективная.

Оборудование: тексты с заданиями, тест, учебник.

Ожидаемый результат: сформировано умение различать сравнительную степень прилагательного и наречия, выявлены роль и правила употребления наречий в художественной речи.

Ход урока

I. Орг. момент. Эмоциональный настрой учащихся.
Прозвенел звонок для нас. Все вошли спокойно в класс Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Вижу класс наш хоть куда! Мы начнем урок, друзья.

Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться со степенями сравнения наречий, будем учиться отличать их от прилагательных в сравнительной и превосходной степени, определять синтаксическую роль наречий в сравнительной степени, научимся правильно употреблять их в речи. Будьте активны, внимательны, и у вас все получится.

(Записываем число и тему урока.)

    Разминка.

Для начала немного разомнёмся. (Устно).

Подберите к фразеологизмам синонимы-наречия.

Ни свет ни заря – рано;

с минуты на минуту – скоро;

рука об руку – вместе;

на скорую руку – быстро;

на край света – далеко;

как снег на голову – неожиданно;

кот наплакал – мало;

душа в душу – дружно.

А скажите, все ли из данных наречий образуют степени сравнения?

II . Проверка домашнего задания.

1. Фронтальный опрос с последующей письменной проверкой.

Сколько степеней сравнения имеет наречие? (Две).

Назовите степени сравнения наречий. (Сравнительная и превосходная).

Сколько форм имеют эти степени сравнения, назовите их. (Две формы: простая и составная).

Как образуется простая сравнительная степень наречия? (При помощи суффиксов -ее, -ей, -е, -ше ).

(наречие + более, менее).

Что вы можете сказать об образовании превосходной степени сравнения наречия? (Превосходная степень сравнения наречия имеет только составную форму, простые формы встречаются крайне редко, в основном в архаичных словах типа покорн ейше , ниж айше , строж айше ).

Как образуется составная степень сравнения наречия? (Сравнительная степень наречия + местоимение всех).

- Молодцы.

2. Проверка знания теории на практике.

Образование степеней сравнения наречий. Работа в тетради по вариантам.

От данных наречий образуйте все возможные степени сравнения.

ГРОМКО громче, более(менее) громко, громче всех

ПРЕКРАСНО прекраснее, более (менее)прекрасно, прекраснее

всех

ХОЛОДНО холоднее, более (менее)холодно, холоднее всех

ЗВОНКО звонче, более(менее) звонко, звонче всех

КРАСИВО красивее, более(менее) красиво, красивее всех

ПЛАВНО плавнее, более(менее) плавно, плавнее всех

3. Создание, решение (поиск ответа), разработка (закрепление) проблемной ситуации.

Ребята, прочитайте предложения и скажите, в чем схожесть и различие предложений

Обратите внимание, что в этих предложениях встречается одно и то же слово, но в одном случае это прилагательное, а в другом – наречие. Как отличить прилагательное от наречия? Обратимся к таблице

Наш класс дружнее, чем шестой.

И лес шумит дружней, когда деревьев много

Имя прилагательное

Наречие

Обозначает

Признак предмета

Признак действия

Относится

К имени существительному

К глаголу

Отвечает на вопрос

Какой? Какая? Какое ?

Как? Каким образом?

В предложении является

Сказуемым

Обстоятельством

А теперь посмотрим в учебнике на Стр.81.

4. Отрабатываем алгоритм действия

1. Надо посмотреть, от какой части речи зависит слово в сравнительной степени:

Наречие – от глагола Прилагательное – от существительного или

местоимения

2. Поставить вопрос:

как? какой? каков?

3.Определить слово как член предложения:

обстоятельство сказуемое

Возвращаемся к предложениям, записанным на доске. Оформляем запись в тетради.

III . Закрепление

1) Запись под диктовку, подчеркнуть прилагательные и наречия (2- 3 обучающихся у доски):

1) Сегодня ты выглядишь веселее.

2) Сейчас твоё настроение намного веселее, чем минуту назад.

3) Ребята нашего класса дружнее.

4) Мы дружнее берёмся за интересную работу.

5) Худой мир лучше доброй ссоры.

6) Сокол выше солнца летает.

Физкультминутка

Руки в стороны поставим,

Правой левую достанем.

А потом – наоборот:

Будет вправо поворот,

Раз – хлопок, два – хлопок,

Повернись ещё разок!

Раз, два, три, четыре,

Руки выше, плечи шире!

Опускаем руки вниз

И за парты вновь садись.

1 ) Продолжим работу. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Над наречиями в сравнительной степени надпишите букву н., а над прилагательными – п.

1. Бледне…т ночь. Туманов п…лена в л..щинах и лугах ст..новится белее, звучнее лес, бе..жизненней луна и серебро росы на стеклах холоднее. 2. Свеже…т с кажд..м днем и молоде...т сосны чернеет лес, сине…т мягче даль, - сд...ется наконец сырым ветрам февраль, и пот…мнел в л…щинах снег наносный. 3. Ветер снес сырой туман с полей заг...релись звезды и в д..линах зашумели воды веселей.

Проверка

А теперь нам предстоят

2)Этимологические раскопки (проверка индивидуального задания).

Индивидуальные сообщения об истории появления фразеологизма сгореть дотла , наречия вдребезги.

Составьте с данным фразеологизмом предложение и запишите его. Выполните его синтаксический разбор.

А теперь поработаем устно.

3 ) « Говорите правильно » (устно).

1) Как можно быстрее (нельзя: «возможно быстрее») .

2) Заходите как можно чаще (нельзя: «возможно чаще») .

3) Было жутко в темноте (нельзя: «жутко нравится», «жутко скучает») .

4) Получить даром, бесплатно (нельзя: «получить задаром») .

5) Много. Вы получили много. Дали вам так много (нельзя: «столько много») .

6) Приехал, óтдал совсем, навсегда (нельзя: «отдаю насовсем») .

7) Разделим пополам (нельзя: «разделим напополам») .

Устно составьте предложения с этими словосочетаниями.

Вы неплохо справились со всеми заданиями, а теперь я предлагаю проверить, как вы усвоили эту тему с помощью небольшого теста.

4) Контроль усвоения изученного.Тест (2 – 3 мин.)

Тест

1.Выбрать предложение с наречием в сравнительной степени:

а) Весной солнышко светит веселее.

б) Этот цветок красивее прежнего.

в) Саша смелее Паши.

2.Выбрать предложение с прилагательным в сравнительной степени:

а) С возрастом годы бегут быстрее.

б) Городские дома выше сельских домиков.

в) Водолаз погружается в воду глубже аквалангиста.

3.Выбрать предложение с прилагательным в сравнительной степени:

а) По утрам мороз намного сильнее, чем днём.

б) Чтобы не опоздать на урок, надо просыпаться раньше.

в) Говори, пожалуйста, тише.

4.Укажите наречия в сравнительной степени:

а) читает внимательнее

б)медленнее всех бежал;

в) книга интереснее.

5. Найдите предложение с ошибкой в употреблении наречия:

а)Он слушает меня более внимательно.

б) Ты сделал работу лучше всех.

в) Я стараюсь писать более красивее

г) Мой брат рисует хуже меня.

Проверь себя! 1.а;2.б;3.а;4. а; 5. в.

Взаимопроверка теста

IV .Подведение итогов урока. Рефлексия.

Мне понравилось, как вы работали на уроке. Думаю, что вы сегодня еще больше узнали о нашем родном языке.

V. Домашнее задание. 7 – 10 пословиц со сравнительной степенью наречий и прилагательных.(оценки за урок)

Качественные наречия – это самая богатая в количественном отношении семантическая группа наречий. Эти наречия, как правило, мотивированы именами прилагательными и наследуют от них не только лексическое значение корня, но и степени сравнения. Формы степеней сравнения наречий во многом совпадают с формами сравнительной степени имени прилагательного.

Степени сравнения наречий Сравнительная

1)простая (синтетическая) –громче, быстрее;

2) аналитическая – более громко, быстро.

Превосходная

1) простая (синтетическая) – отсутствует;

2) аналитическая – более громко, громче всех; более быстро, быстрее всех.

Сравнительная простая форма наречий образуется с помощью суффиксов -е: громко – громче; -ее: сильно – сильнее; -ше: рано – раньше.

Некоторые наречия имеют две вариантные формы сравнительной степени: далеко – далее, дальше; рано – ранее, раньше; поздно – позднее, позже. Возможна добавка префикса по-: выше – повыше; медленно – помедленнее.

Аналитическая форма сравнительной степени образуется, как и у прилагательных, путем присоединения к положительной степени слова более (наиболее): более громко, наиболее громко. По поводу включения слова менее существуют разные мнения. В.В. Виноградов писал: «…сочетания прилагательных со словом менее (вследствие отсутствия соотносительных форм превосходной степени) не сливаются в грамматическое целое, не «морфологизируются». Они сохраняют характер свободного синтаксического сцепления. Менее выступает лишь как антоним к более ». [Виноградов, 1972, с. 203–204].

Мнение о том, что в качестве компонента аналитической формы может выступать только слово более, основывается на том, что сравнительная степень выражает большую интенсивность признака, а слово менее разрушает эту теорию.

Возможно образование супплетивных форм сравнительной степени: хорошо – лучше, мало – меньше.

Существует мнение, что аналитические формы сравнительной степени имеют не только наречия качественной характеристики, но и некоторые наречия, оканчивающиеся на –ски, по…ски, по…ому, например: дружески – более дружески.

Формы превосходной степени у наречий образуются так же, как и у прилагательных, – с помощью суффиксов –айше, -ейше, но встречаются крайне редко, в небольшой группе слов: строжайше, глубочайше, покорнейше, почтеннейше, почтительнейше, высочайше, милейше, нижайше, подробнейше, ближайше. Эти устаревшие формы используются в стилистических целях.

Аналитические формы имеют компоненты: 1) форму сравнительной степени и слов всего, всех: быстрее всех, удобнее всего; 2) положительную форму наречия и слово наиболее: наиболее понятно.

  1. Степени качества наречий

Как и прилагательные, наречия, образованные от качественных адъективов, выражают степень качества без сравнения с помощью суффиксов субъективной оценки и особых приставок.

Степени качества наречий образуются:

1) с помощью суффиксов -оньк-(-еньк-), -оват-(-еват-), -онечк-(-енечк-), -охоньк-(-ёхоньк-): тихонько, давненько, легонечко, тихонько, близёхонько и т. д. При этом часть суффиксов используется для усиления признака (частенько, быстренько и т. п.), другая – для выражения ослабленности признака (маловато, рановато );

2) при помощи приставок пре-, раз-, все-, архи-, сверх-: преспокойно, распрекрасно, архисовременно, сверхизысканно;

3) путём повторения наречий: далеко-далеко, быстро-быстро и т. д.

    Словообразование наречий

Наречия образуются от имён прилагательных, существительных, причастий, деепричастий и т. д. Наиболее продуктивными являются суффиксальный и префиксально-суффиксальный способы словообразования. Кратко остановимся на основных способах.

1. Суффиксация . Самым продуктивным является образование наречий с помощью суффикса –о от имён прилагательных: вольно, быстро, умеренно, трудно, удобно, ежедневно, высоко, верно, ловко, задорно, незаслуженно, упорно, грустно, весело .

От имён прилагательных на ский, -цкий образуются наречия с суффиксом –и : братски, дружески, варварски, начальнически, молодецки.

Наречия вызывающе, угрожающе, раздражающе, волнующе, умоляюще, любяще и под., имеющие суффикс –е , мотивированы соответствующими причастиями настоящего времени действительного залога.

Наречия могут мотивироваться именами существительными (днём, утром, весной, порой, рысью, верхом, кругом, мигом, домой, гуськом ), числительными (пятью, трижды, единожды ), глаголами (молчком, трусцой, настороже ), наречиями (маловато, частенько, кратенько, давненько, тихохонько, вразвалочку ). В некоторых случаях словообразование тесно переплетается с адвербиализацией – пополнением наречий за счёт перехода из других частей речи. Так, адвербиализации подверглись имена существительные вечер ом , весн о й , в которых бывшее окончание превратилось в суффикс.

2. Префиксация. Наречия образуются от соответствующих наречий с помощью приставок не- (недалеко, ненадолго ), за- (засветло, заранее ), до- (доныне ); от местоимений (навсегда, досюда, отсюда ).

3. Префиксация с суффиксацией . Наречия могут быть мотивированы именами прилагательными (по-деловому, по-прежнему, по-видимому, по-товарищески, по-собачьи, вручную, вдалеке, взаперти, досуха, заново, изредка, направо, навеселе, сгоряча, исстари ), местоимениями (по-нашему, по-моему ), именами существительными (вправду, вничью, наполовину, вверху, сверху, впереди, наутро, замужем ), именами числительными (втроём, вдесятером, вдевятеро ), глаголами (вприглядку, вприкуску ), наречиями (подолгу, помногу ).

4. Сложение : полулёжа, полушутя.

5. Суффиксация со сложением : мимоходом, самоходом.

6. Префиксация с суффиксацией и сложением : вполсилы, вполголоса, втридорога.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Степени сравнения наречий Учитель русского языка и литературы МБОУ Вылковской СОШ Чернакова Н.А.

Повторение: Степени сравнения прилагательных Сравнительная степень прилагательного Превосходная степень прилагательного простая сложная простая сложная Суффиксы: - ЕЕ, -Е, -ШЕ Частицы: БОЛЕЕ МЕНЕЕ Суффиксы: -АЙШ-, -ЕЙШ- Частицы: САМЫЙ НАИБОЛЕЕ НАИМЕНЕЕ СИЛЬН ЕЕ ГРОМЧ Е МЛАД ШЕ БОЛЕЕ СТОЙКИЙ МЕНЕЕ ТРУДНЫЙ ГЛУБОЧ АЙШ ИЙ НЕЖН ЕЙШ ИЙ САМЫЙ ДОБРЫЙ НАИБОЛЕЕ ОПАСНЫЙ

Заполните пустые клетки в таблице Полная форма Простая сравнительная степень Сложная сравнительная степень Простая превосходная степень Сложная превосходная степень 1.Высокий Более высокий Самый высокий 2.Спокойный Спокойнее спокойнейший 3. Самый красивый 4.Крупный Крупнее 5. Опасный опаснейший 6. добрее Самый добрый

Вопрос: Какая степень сравнения прилагательного образуется с помощью частицы САМЫЙ? Сравнительная простая. Превосходная простая. Сравнительная сложная. Превосходная сложная

Степени сравнения наречий Сравнительная степень Превосходная степень Суффиксы -ЕЕ, -Е, -ШЕ Частицы БОЛЕЕ И МЕНЕЕ Местоимение ВСЕХ + простая форма сравнительной степени ТОЧН ЕЕ ВЫШ Е ТОНЬ ШЕ БОЛЕЕ ТОЧНО БОЛЕЕ ВЫСОКО БОЛЕЕ ТОНКО ТОЧНЕЕ ВСЕХ ВЫШЕ ВСЕХ ТОНЬШЕ ВСЕХ

Заполните пустые клетки в таблице Исходная форма Простая сравнительная степень Сложная сравнительная степень Превосходная степень короче Более коротко Короче всех Широко Шире всех Энергично часто Более часто Жарче всех Сладко удобно удобнее Более удобно Удобнее всех внимательнее Сильнее всех трудно

Вопрос: Превосходная степень у наречий … Бывает только простая Бывает только составная Бывает и простая, и составная. Не образуется вообще.

Отличия степеней сравнения наречий от степеней сравнения прилагательных Вы наверняка заметили, что формы простой сравнительной степени наречий и прилагательных очень похожи. По внешнему виду или звучанию отличить прилагательное ОСТРЕЕ от наречия ОСТРЕЕ совершенно невозможно. Но если слова совпадают по звучанию и написанию, это еще не значит, что перед нами одно и то же слово.

Слова, имеющие одинаковое звучание и написание, называются ОМОНИМАМИ. Вы с ними знакомы с 5 класса. Например: Лук (растение) и лук (оружие) Ключ (родник) и ключ (предмет)

Давайте сравним два словосочетания: НОВЫЙ НОЖ ОСТРЕЕ СТАРОГО сущ. прил. ИНСТРУМЕНТЫ ЗАТОЧИЛИ ОСТРЕЕ глагол наречие Каков? Как?

Попробуйте самостоятельно найти отличия между формами наречий и прилагательных, выполняя упражнение Определите часть речи и форму степени сравнения Это дерево выше того. Сегодня он прыгнул выше, чем вчера. Это добрейший человек. Он смеялся веселее всех. Это сочинение написали грамотнее, чем прошлое.

6. Работайте более быстро. 7. Он решает задачи быстрее всех. 8. Это опаснейший путь. 9. Эти яблоки вкуснее тех. 10. Это самый сильный телескоп.

Ответьте на вопрос: Однокоренные наречия и прилагательные в форме простой сравнительной степени являются … Неологизмами Омонимами Синонимами Антонимами

Выводы Этот урок был посвящен изучению форм степеней сравнения у наречий. Наречия, как и качественные прилагательные, имеют степени сравнения, если обозначают признак, который может проявляться в большей или меньшей степени.

Форма простой сравнительной степени образуется с помощью суффиксов: -ЕЕ, -Е, -ШЕ. Форма сложной сравнительной степени образуется с помощью частиц: БОЛЕЕ или МЕНЕЕ, которые добавляются к исходному наречию. У наречия в русском языке возможна только сложная форма превосходной степени. Она образуется с помощью слова ВСЕХ, которое добавляется к наречию в простой сравнительной степени.

Итоговое тестирование Какие слова участвуют в образовании сложной сравнительной степени прилагательного и наречия? БОЛЕЕ, МЕНЕЕ САМЫЙ, НАИБОЛЕЕ, НАИМЕНЕЕ ОЧЕНЬ ВСЕХ

2. Какой разряд прилагательных имеет степени сравнения? Степени сравнения имеют все разряды прилагательных. Качественные Относительные Притяжательные

3. Однокоренные наречия и прилагательные в форме простой сравнительной степени являются … Синонимами Омонимами Архаизмами Антонимами

4. При образовании сложной формы превосходной степени прилагательного слово САМЫЙ добавляется к … Полной форме этого прилагательного Форме простой превосходной степени Форме простой сравнительной степени Форме сложной сравнительной степени

5 . С помощью каких суффиксов образуется простая сравнительная степень прилагательных – АЙШ-, -ЕЙШ- -ИМ-, -ЕМ- -Е, -ЕЙ, -ШЕ -ОВА-, -ЕВА-

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ


Как отличить наречие в сравнительной степени от прилагательного?

    Отличить сравнительную степень наречий от совпадающей с ней сравнительной степенью прилагательных можно, естественно, по тексту, а в тексте следует сразу же обратить внимание, ЧТО поясняет слово.

    Сравнительная степень наречий обычно поясняет ГЛАГОЛ, а сравнительная степень прилагательных поясняет СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (или слово, заменяющее его).

    1) Родители никогда не ругали своих детей, они поступали мудрее .

    2) Бабушка еще мудрее родителей.

    В первом предложении-примере выделенным словом поясняется глагол, от которого и ставится

    вопрос родители поступали КАК? -- мудрее . Это наречие мудро => мудрее .

    Во втором предложении поясняется существительное, от которого ставится другой вопрос:

    бабушка КАКОВА? -- мудрее . Это прилагательное мудрая => мудрее .

    Иногда бывает очень сложно это сделать и случается, что одно с другим путают многие.

    Для того, чтобы отличать/различать наречие в сравнительной степени и прилагательное, нужно задать к слову вопрос.

    • Его машина быстрее, чем моя (какая?).

      Пойдмте быстрее в дом (Как?).

    В первом случае это прилагательное, а во втором - наречие. Прилагательное имеет определяющее слово, к которому оно относится (машина быстрее), а наречие такового не имеет.

    Отличить прилагательное от наречия в сравнительной степени достаточно просто. Достаточно знать, что прилагательное отвечает на вопрос какой? какая? какое? на сколько? в зависимости от рода. Наречие отвечает на вопрос как? куда? Далее идет контекст предложения. Например, в предложении солнце светит ярче , слово ярче отвечает на вопрос как? Поэтому является наречием. В предложении фары на этом автомобиле светят ярче , чем на другом слово ярче отвечает на вопрос на сколько? Здесь слово выступает в сравнительной степени прилагательного.

    Хороший вопрос. Из-за того, что степени сравнений качественных прилагательных и наречий образуются одинаково, в их определении часто делают ошибки.

    Без контекста невозможно понять, к какой части речи относится слово, поэтому первым делом нужно определить его позицию в предложении.

    Например:

    Мы поднялись выше по склону.

    Этот дом выше всех.

    Наречие является обстоятельством, отвечает на вопросы как? куда? и прочие вопросы наречий, а также обозначает признак действия, следовательно употребляется вместе с глаголом, от которого и задается вопрос. Поднялись (куда?) выше.

    Прилагательное в сравнительной степени выступает в роли сказуемого, отвечает на вопрос какой? и обозначает признак предмета - употребляется вместе с существительным. Дом (какой?) выше всех.

    Иногда бывает очень сложно отличить наречие от прилагательного, если они оба стоят в сравнительной степени. Поэтому необходимо задавать вопрос от главного слова к этому наречию или прилагательному. Наречия обычно отвечают на вопрос как, прилагательные какой. Все решает только узкий контекст.

    Так как отличить наречие и прилагательное можно только в контексте, давайте приведем примеры и на их основе уже объясним различия:

    1) Папа выше мамы на десять сантиметров.

    Задаем вопрос к существительному-подлежащему: папа какой/каков? высокий/выше. Прилагательное относится к существительному (признак признака).

    2) На ступеньках ко входу в храм папа находился выше мамы.

    Задаем вопрос к глаголу-сказуемому: находится где? высоко/выше. Наречие относится к глаголу (признак действия).

    Для того, чтобы уметь находить различие наречия в сравнительной степени от прилагательного нужно задавать правильные вопросы от определяемого слова.

    Пример: Старик мудрее юноши (старик какой? или даже каков? - мудрее). В данном случае выражено кратким прилагательным.

    Пример: Старик поступил мудрее, чем юноша (поступил как? - мудрее). Здесь уже будет наречием.

    Соответственно смотрите по вопросам и выясняете часть речи.

    Чаще всего, если вопрос задается от определяемого слова, которое является существительным - значит это прилагательное. Если от определяемого слова, выраженным глаголом - значит наречие.

    Моя мама (какова?) мудрее (прил.) меня.

    Он поступил (как?) мудрее (наречие) других.

    Прилагательные зависят от существительных, а наречия от глаголов (чаще всего).

    По контексту, наверное.. Ведь если сравнительная степень, то должно быть что и с чем сравнивается..

    Отличить наречие от прилагательного в сравнительной степени можно следующим образом.

    Если прилагательное находится в сравнительной степени, то подразумевается, что присутствуют 2 различных объекта, между которыми происходит сравнение.

    Тем самым, такое прилагательное является как бы связующим звеном между 2 членами предложения.

    Например:

    Моя девушка (какая?) моложе (чем кто?), чем моя сестра.

    Наречие, в свою очередь, относится только к одному слову, и в предложении нет упоминания об объекте, с которым что-то сравнивают.

    Например:

    Ты выглядишь (как?) моложе в этой одежде.

    То есть наречие здесь отвечает на вопрос как?, и от него нельзя задать дополнительный вопрос к другому члену предложения.

    Нужно прочитать само предложение, тогда можно будет понять, в каком смысле это слово используется, например как прилагательное или как наречие. Прилагательное это какой(ая,ое, ие, го,..), тогда как наречие отвечает на вопрос как. Только нужно уловить смысл слова.