Понятие «адаптация» в трудах отечественных и зарубежных исследователей

от лат. adapto - приспособляю), процесс и результат приспособления (установления и поддержания оптимальных параметров) самоорганизующихся систем к воздействию новых факторов окружающей среды или к изменившимся условиям деятельности. Выступает одним из важных механизмов сохранения и развития индивидов, социальных общностей и институтов, поддерживающих их безопасность. В процессе А.происходит усвоение господствующих ценностей и норм (социальной группы, класса, государства, общества, международного сообщества) и изменение среды в соответствии с новыми целями и задачами. Существует большое количество видов, способов и форм А. По характеру выделяют добровольную и вынужденную, позитивную и негативную А. В зависимости от сферы жизнедеятельности различают экономическую, политическую, трудовую, профессиональную, социально-психологическую и другие адаптации. Основные виды А. человека - биологическая, физиологическая, психологическая и социальная. В последнем случае речь идет о социализации индивида. В зависимости от степени и качества выделяют устойчивую и неустойчивую, глубокую и неглубокую, полную и неполную, высокую или низкую А. Формы социальной А. аккомодация (пассивное приспособление к среде), аккультурация (взаимное влияние субъектов и взаимное усвоение ценностей и образцов поведения в ходе их прямого контакта), амальгамация (объединение разрозненных частей в единое социальное целое - индивидов, групп, массы), ассимиляция (взаимное или одностороннее поглощение субъектами социальных отношений друг друга). Положительный эффект А. - относительное соответствие состояния и поведения новым условиям. Различают 3 уровня А.: частичная, достаточная и полная. В социологии выделяется несколько типов А.: конформизм, или пассивное принятие человеком господствующих в данной социальной среде норм и правил, при котором наблюдается гипертрофированная зависимость субъекта от социальной группы, к которой он принадлежит; сознательное и активное включение в утверждающуюся новую систему общественных отношений; отклоняющаяся А., для которой характерно категорическое неприятие социальных норм, что выражается в одном случае в криминальном или девиантном поведении, в другом - в разных формах протестных действий, вплоть до повстанческих акций или революционной борьбы; принудительная А., при которой под давлением массовой культуры, средств массовой информации и других институтов социальной коммуникации происходит неразборчивое усвоение низкопробных образцов культуры, появляются асоциальные группы беспризорников, бомжей, наркоманов и т. п. А. социума находит свое проявление во множестве разнообразных явлений - от изменения моды до освоения новых источников энергии, от образования групп взаимопомощи до преобразования общественного и государственного строя. Наиболее четким видом А. социума или его отдельных сторон, отражающейся в целенаправленных мерах по модернизации организации и жизнедеятельности общества, является реформа. Для переходного общества, каким является Россия, особое значение приобретает экономическая А. - активное приспособление человека к рыночным условиям хозяйствования. Специфическую сторону А. составляет изменение систем национальной безопасности и международной безопасности, их институтов применительно к новым условиям и задачам. При этом не только меняются процедуры и механизмы обеспечения безо-пасности, но и вырабатываются новые принципы и нормы. Так, в начале XXI в., с одной стороны, в практическую область стал вопрос о создании глобальной системы безопасности. С другой стороны, в этой системе центр тяжести переносится с военной безопасности и военных методов обеспечения безопасности на политические, дипломатические, информационные и другие невоенные средства. Лит.: Петровский А.В. Психология неадаптивной активности. М., 1992; Шабанова М.А. Социальная адаптация в контексте свободы // Социо. 1995. № 9; Корель Л.В. Социология адаптации: этюды апологии. Новосибирск, 1997; Балабанова Е.С. Социально-экономическая зависимость и социальный паразитизм: стратегии «негативной» адаптации // Социо. 1999. № 4; Свиридов Н.А. Адаптационные процессы в среде молодежи (дальневосточная ситуация) // Социо. 2002. № 3. Адаптация мигрантов, приспособление новоселов к новой социально-демографической и природно-географической среде района вселения. А. м. связана с ослаблением старых и установлением новых родственных, земляческих, имущественных, трудовых и иных отношений, а в определенных случаях и с необходимостью приспособления к природной среде (акклиматизации, естественной иммунизации) и географическому положению места нового проживания. Она затрудняется, когда мигрант попадает в населенный пункт с другим социально-экономическим статусом, например, при переселении из сельской местности в городскую или из поселков городского типа в средние и большие города. Наиболее сложно процесс адаптации протекает, когда мигранты оказываются в иной социально-политической, социально-демографической и социально-этнической среде. Адаптация политическая, 1) приспособление индивида, группы к существующему политическому режиму, которое выражается либо в сервильном принятии порядка и правил, установленных им, либо в активных попытках изменения своих социально-политических ролей и преобразования среды своего функционирования как политического актора; 2) изменение политической системы общества или ее отдельных элементов под воздействием природных, экологических, технологических, социальных, международных и других факторов. Выражается в изменении функций и правил деятельности существующих или формировании новых политических институтов и установлений. Адаптация психологическая, перестройка динамического стереотипа личности в соответствии с новыми требованиями окружающей среды, усвоение личностью норм и традиций группы, вхождение в ее ролевую структуру, выработка индивидом или группой модели поведения, наиболее отвечающей реально складывающимся условиям их жизнедеятельности. Адаптация социальная, приспособление индивида, группы к социальной среде. Своим результатом имеет обеспечение устойчивости, традиционности, повторяемости социального опыта, а также его изменение на основе инновационного обогащения. В процессе А. с., с одной стороны, ин-дивиды вырабатывают способы и средства своего включения в социальные связи и деятельность; с другой стороны, общество поддерживает и развивает материально-вещественные и социокультурные условия, определяющие и облегчающие процесс их социализации. Адаптация социально-психологическая, оптимизация взаимоотношений личности и социальной группы, сближение целей их деятельности, ценностных ориентаций. Адаптация трудовая, приспособление индивида к новым условиям труда, возникающим при смене места работы, профессии, характера трудового законодательства или производственных отношений. В обычных условиях А. т. занимает, по оценке специалистов, от 1 до 3 месяцев, что предусмотрено трудовым законодательством и учитывается при определении испытательного срока для вновь принимаемых на работу.

Люди живут и функционируют во внешней среде, изменяя некоторые аспекты в ней. Мир своими объектами и явлениями, в свою очередь, тоже имеет влияние на каждый организм и их психику далеко не всегда положительное и полезное. Изоляция от среды неминуемо приведёт к смерти.

Животный мир и человеческий проходят жёсткий естественный отбор: скачки температур, атмосферного давления, влажности, освещённости и других физических и физиологических параметров. Имея различные приспособления, технические возможности, мы остаёмся по своей природе чувствительными и достаточно ранимыми существами.

Особенно это ощущается при резких изменениях окружающей среды. Например, понижение температуры нашего тела лишь на пять или шесть градусов может привести к гибели.

На физическом уровне люди от рождения до смерти пользуются массой природных механизмов, которые изменяя свои показатели в зависимости от условий вокруг, позволяют оставаться ему в нормальном состоянии функционирования.

Трансформация параметров происходит не только на физическом уровне, но и на психическом. Мир, за последние несколько лет, ускорился в развитии, не все успевают осознать происходящее и безболезненно перестроится. Эксперты, врачи и психологи утверждают, что каждый третий сегодня нуждается в помощи или лечении, чтобы активировать адекватные адаптивные механизмы внутреннего мира.

Учёные, внёсшие существенный вклад в изучение этой проблемы и давшие свои определения: французский физиолог К. Бернар, американский физиолог У. Кэннон, российский биолог А. Н. Северцов, канадский физиолог Г. Селе.

Определение и понятие адаптации

Все научные изыскания организма в связке «человек-среда» приходят рано или поздно к пониманию механизмов, которые позволили пройти человечеству всю эволюцию, несмотря на явные и скрытые обновляющиеся аспекты .

Явления внешнего и внутреннего мира проходят постоянно точку баланса, приспосабливаются друг к другу. Человек, саморегулируясь, сохраняет благоприятные параметры в своём теле и принимает новые, даже неидеальные условия жизни. Например, неблагоприятные решения – хронические заболевания, бегство в болезнь. Называют эти механизмы гомеостатическими. Они стремятся уравновесить, стабилизировать работу всех систем жизнеобеспечения, чтобы избежать гибели.

Приспособление, адаптация – процесс, в котором происходит оптимизация взаимодействия и взаимообмена внешних и внутренних сред с целью сохранения жизни. Само определение возникло в XIX веке в биологии. Позже его применяли не только к жизни организма, но и к развитию личности и даже к коллективному поведению.

Рассмотрим некоторые научные формулировки , определяющие «Что такое адаптация»:

  • динамическое соответствие равновесия живой системы и внешней среды;
  • приспособление строения и функций организма и органов к среде;
  • приспособление органов чувств к особенностям стимулов, предохранение рецепторов и организма от перегрузки;
  • биологическое и психологическое приспособление организма к внешним и внутренним условиям;
  • способность объекта сохранять свою целостность при изменении параметров среды механизмами саморегуляции.

Какое бы определение мы ни взяли, изменения в обыденной жизни идут непрерывным потоком . Успешное приспособление и саморегуляция и приведут к нормальному развитию индивидуума, к его физическому и психическому здоровью.

Успешность адаптации могут обеспечить тренировки, специальные упражнения, разработанные как для тела, так и для души.

Огромное количество разнонаправленных научных дисциплин занималось проблемой адаптации с разных углов зрения формулировали её определение: биология, психофизиология, медицина и медицинская психология, эргономика и другие. Из новейших: экстремальная психология, генетическая психология.

Адаптивные процессы затрагивают своими изменениями все уровни существования человека от молекулярно-биологического до психолого-социального .

Психологи рассматривают адаптацию как свойство личности приспосабливаться, её параметр активности в мире людей. Если организм обладает биологическими реакциями саморегуляции, то личность владеет различными средствами для прохождения интеграции в единую систему: усвоение норм, ценностей, норм общества через призму своих потребностей, мотивов, установок. В психологии это обозначено как социальная адаптация.

В системе адаптации личности специалисты выделяют три уровня:

  • психический (поддержание психического гомеостаза и психического здоровья);
  • социально-психологический (организация адекватного взаимодействия с людьми в группе, коллективе, семье);
  • психофизиологический (сохранение физического здоровья через баланс отношений тела и психики).

Успешность адаптации и её виды

Постановка и возможность достижения задач в своей жизнедеятельности являются показателем успешного прохождения психической адаптации личностью. Критериев два: объективный и субъективный . Немаловажные параметры при этом: образование, воспитание, трудовая деятельность и профессиональная подготовка.

Усложняют социальную адаптацию психические и физические недостатки и нарушения (дефекты различных органов или ограничения тела). В этих случаях на помощь приходит компенсация.

Существует целая концепция раскрывающая суть и определение адаптационного синдрома. Речь идёт о стрессе как естественном явлении в процессе приспособления к неблагоприятным условиям жизни. Полное освобождение от стресса – смерть, поэтому борьба с ним не имеет смысла. Психологи учат пользоваться доступными и адекватными средствами психологических защит .

Специалисты выделяют динамическую и статическую адаптации. При статической – структуры личности не изменяются, приобретаются лишь новые привычки и навыки. В динамической – присутствуют изменения в глубинных слоях личности. Например, невроз, аутизм, алкоголизм – иррациональные приспособления к негативным условиям в жизни.

Нарушения адаптации

Если человек попал в стрессовую ситуацию, то есть все шансы месяца через три наблюдать реакции дезадаптации, которые, в свою очередь, длятся не более шести месяцев. И далеко не всегда: чем сильнее стресс, тем ярче реакции расстройства адаптации. Сила дезадаптации зависит личностной организации и культуры общества, в котором живёт человек.

Отступает стресс , и личность постепенно возвращается к привычным адаптивным механизмам. В случае когда стрессоген не исчезает, человек вынужден перейти на новый уровень адаптации.

Смена школы или трудового коллектива, потеря близких, родителей и другие стрессы, изменившие привычный ход течения жизни, ведут к нарушению психоэмоционального состояния. В любом возрасте на его стабилизацию потребуется время.

Какие расстройства констатируют специалисты у людей, попавших в новые условия существования? Перечислим самые частые из них: депрессия, тревожность, девиантное поведение.

Таким образом, проблема адаптации является междисциплинарной и очень актуальной в современном мире . Многочисленные исследования дают ещё больше новых вопросов и загадок. Процесс адаптации в своей биологической и психической основе непрерывен и служит для сохранения жизни.

Адаптация – это приспособление организма к обстоятельствам и условиям мира. Адаптация человека осуществляется посредством его генетических, физиологических, поведенческих и личностных особенностей. С адаптацией происходит регулирование поведения человека соответственно к параметрам внешнего окружения.

Особенности адаптации человека содержатся в том, что он должен добиться одновременного равновесия с условиями среды, достичь гармонии в отношениях «человек-среда», приспособиться к другим особям, которые также стараются адаптироваться и к среде и к ее обитателям.

Адаптация понятие. Выделяются два подхода к разбору феномена адаптации. Согласно первому подходу, адаптация – это свойство живого саморегулируемого организма, которое обеспечивает постоянство характеристик под воздействием на него условий окружающей среды, что достигается развитыми адаптационными способностями.

За вторым подходом адаптация – это динамическое образование, процесс привыкания к обстоятельствам окружающей среды.

Поскольку человек это биосоциальная система, то проблема адаптации должна анализироваться соответственно трем уровням: физиологическому, психологическому и социальному. Все три уровня имеют между собой связь, воздействуют друг на друга, устанавливают интегральную характеристику общего функционирования систем организма. Такая интегральная характеристика проявляется, как динамичное образование и определяется, как функциональное состояние организма. Без термина «функциональное состояние» невозможно говорить о явлении адаптации.

Приспособляемость в ситуациях, в которых отсутствуют барьеры на пути к достижению успехов, осуществляется посредством конструктивных механизмов. Эти механизмы включают познавательные процессы, конформное поведение. Когда ситуация проблемная и насыщена внешними и внутренними барьерами, то процесс адаптации протекает посредством защитных механизмов личности. Благодаря конструктивным механизмам человек может проявлять адекватную реакцию на изменения социальных жизненных обстоятельств, пользуясь возможностью оценивать ситуацию, анализировать, синтезировать и прогнозировать возможные события.

Выделяются такие механизмы адаптации человека: социальный – умение усматривать сложные отношения, зависимости между объектами социальной среды; социальное воображение – умение понимать опыт, мысленно определять судьбу, осознавая себя сейчас, свои ресурсы и возможности, помещая себя в рамки текущего этапа общества; реалистичная устремленность .

Адаптация личности состоит из системы защитных механизмов, благодаря которым понижается , обеспечивается единство «Я-концепции» и стабильность , сохраняется соответствие между представлениями о мире и о самом человеке в частности.

Выделяют такие психологические защитные механизмы: отрицание – игнорирование нежелательной информации или травмирующих психику эпизодов; регрессия – проявление человеком инфантильных стратегий поведения; формирование реакции – изменение нерациональных импульсов, эмоциональных состояний на противоположные; вытеснение – «стирание» из памяти и сознания болезненных воспоминаний; подавление – почти такое же вытеснение, но более сознательное.

Вышеописанные основные защитные механизмы при адаптации личности существуют еще дополнительные, они считаются более зрелыми: проекция – приписывание кому-то качеств, поступков, которые присущие самой личности, но она их не осознает; идентификация – отождествление себя с каким-то реальным или нафантазированным персонажем, приписывание себе его качеств; рационализация – стремление объяснить поступок, интерпретируя события таким образом, чтобы уменьшить его травмирующее влияние на личность; – преобразование инстинктивной энергии в общественно приемлемые формы поведения и деятельности; юмор – стремление снизить психологическое напряжение, применяя юмористические выражения или рассказы.

Личности – это процесс приспособления одного человека или группы к социальному обществу, представляющему собой условия, с помощью которых воплощаются жизненные цели. Сюда входит привыкание к учебному процессу, к работе, к отношениям с различными людьми, к культурной среде, возможным условиям отдыха и развлечения.

Человек может адаптироваться пассивно, то есть, ничего не изменяя в своей жизни или активно, изменяя условия собственной жизнедеятельности. Естественно, второй путь эффективнее, чем первый, поскольку если надеется только на волю божью, можно всю жизнь прожить в ожидании изменений и так и не дождаться их, поэтому необходимо брать судьбу в собственные руки.

Проблема адаптации человека к социальной среде может выражаться в различных формах: от напряженных отношений с трудовым или учебным коллективом до нежелания работать или учиться в этой среде.

Этническая адаптация – это вид социальной адаптации, который включает приспособление этнических групп к особенностям среды их расселения от социальных, погодных условий.

Проблема адаптации этнических меньшинств заключается в расистском отношении к ним коренных жителей и дискриминация в социальном плане.

Психологическая адаптация личности отмечается в любой форме адаптации. Психологическая приспособляемость является важным социальным критерием, с помощью которого дается оценка личности в сфере взаимоотношений, в профессиональной области. Психологическая адаптация личности зависит от различных изменчивых факторов, как например особенности характера, социальное окружение. Психологическая приспособляемость имеет такой аспект, как способность переключения с одной социальной роли на другую, и происходит это вполне оправдано и адекватно. В противоположном случае, речь идет о дезадаптации или нарушениях психического здоровья человека.

Личностная готовность приспосабливаться к изменениям среды, адекватная психическая оценка характеризуют высокий уровень приспособляемости. Такой человек готовый к трудностям и способен их преодолевать. Основа любой адаптации – это принятие сложившейся ситуации, понимание ее необратимости, умение сделать из нее выводы и способность поменять свое отношение к ней.

Если человек не может удовлетворить свои актуальные , в результате недостаточности психологических или физических ресурсов, тогда может нарушиться баланс отношений «человек-среда», что в свою очередь способно вызвать тревогу человека. Тревога может провоцировать у человека и беспокойство, а может служить защитным механизмом, исполнять охранительную или мотивационную функцию. Возникновение тревоги усиливает поведенческую активность, изменяет формы поведения или задействует механизмы интрапсихической адаптации. Также тревога может разрушать недостаточно адаптивные стереотипы поведения, замещая их на адекватные формы поведения.

Не всегда процесс адаптации происходит адекватно. Иногда на него воздействуют какие-нибудь негативные факторы и тогда нарушается процесс, начинают формироваться неприемлемые формы поведения.

Выделяют два вида неприемлемой формы адаптации: девиантную и патологическую. Девиантная форма адаптационного поведения совмещает в себе формы и способы действия, обеспечивающие личности удовлетворение ее нужд непозволительным для группы методом.

Особенности адаптации в девиантной форме выражаются в двух типах поведения: неконформистском и новаторском. Неконформистский тип зачастую провоцирует . Новаторский тип девиантного поведения выражается в создании новых способов решения проблемных ситуаций.

Патологическая форма адаптации осуществляется через патологические механизмы и формы поведения, приводит к появлению психотических и невротических синдромов.

Вместе с патологическими формами существует дезадаптация. Дезадаптация – это нарушение взаимодействия человека и окружения, которая сопровождается и . Также ее определяют, как поведение, несоответствующее нормам и требованиям окружения. Диагностировать дезадаптацию можно за определенными критериями: у человека наблюдается нарушение профессиональной деятельности, проблемы в межличностных отношениях, эмоциональные реакции, выходящие за границы нормы ( , тревожность, изолированность, закрытость и другие).

Дезадаптация личности по продолжительности бывает: временная, устойчивая ситуативная дезадаптация и общая устойчивая. Временная дезадаптация происходит, когда человек вступает в новую для себя ситуацию, к которой обязательно нужно адаптироваться (зачисление в школу, вступление на новую должность, рождение детей, неожиданные и нежелательные изменения режима и т. д.).

Дезадаптация устойчиво-ситуативной формы происходит в случае невозможности найти адекватные способы приспособления в необычных условиях при решении проблемной ситуации (на работе, в семейных отношениях).

Дезадаптация личности может возникать, если человек пережил тяжелую, травмирующую психику ситуацию; находится в состоянии стресса; пережил экстремальную ситуацию, травматическую, в которой он участвовал непосредственно сам или был ее свидетелем, такие ситуации связанны со смертью, ее потенциальной вероятностью или реальной угрозой жизни; переживание страданий своих или других людей, ощущая при этом чувство беспомощности, страха или ужаса. Часто такие ситуации вызывают . Также дезадаптация личности происходит в случае ее неуспешного включения в новую для нее социальную среду или из-за возникших проблем в личностных и межличностных отношениях.

Состояние дезадаптации сопровождается нарушениями в поведении человека, вследствие чего возникают , которые часто не имеют серьезных оснований и явных причин. Человек отказывается выполнять свои обязанности, на работе проявляет неадекватные реакции по поводу приказов начальства, чего прежде не возникало никогда. Он активно высказывает свой протест окружающим, старается изо всех сил им противодействовать. Ранее индивид всегда руководствовался социальными ценностями и приемлемыми нормами, благодаря которым регулируется социальное поведение людей.

Девиантное отклоняющееся ненормативное поведение – это форма проявления дезорганизации личности или группы в обществе, выказывающая несоответствие ожиданиям и морально-правовым требованиям общества. Такой выход за рамки обычного, нормативного состояния связан с его сменой и условиями деятельности и совершением определенного действия. Это действие называется поступком. Такой поступок играет значительную роль в процессе адаптации. С его помощью человек способен исследовать среду, проверить себя, испытывать свои возможности, ресурсы, выявлять свои качества, позитивные и негативные стороны личности, особенности, намерения, выбирать способы достижения целей.

Девиантное поведение чаще всего формируется в подростковом возрасте. Как раз в этот период личность очень восприимчива, она формирует свое отношение к миру, к людям, это влияет на ее адаптацию в близком окружении и в социальной среде, и в общем. Подросток считает себя вправе лично выбирать, каким образом ему себя вести, и часто установленные социумом правила и законы он считает навязчивыми и старается им противодействовать. Отрицательная наблюдается в таких проявлениях, как ложь, грубое и нахальное поведение, лень, склонность часто устраивать драки, курение, пропускание занятий, злоупотребление алкоголем, лекарствами и наркотиками.

Существует также положительная девиация, она выявляется в стремлении личности экспериментировать, что-то изучать, выявлять свои возможности. Часто это проявляется в творческой деятельности, в способностях создать творение искусства и стремлении реализовать свои идеи. Положительная адаптация более благоприятна в отношении адаптации индивида в социальной среде.

Адаптация – это приспособление к условиям окружающего мира. Относительно человека это понятие рассматривается в психологическом значении, биологическом. Важно иметь представление о том, какими механизмами обусловлена адаптация, не только биологам, но и психологам, психиатрам и психотерапевтам. Адаптация – важный аспект для руководителей предприятий, принимающих новых сотрудников, работников образовательных учреждений.

Общее представление

Биологическая адаптация – это явление, объединяющее человека и неразумную жизнь. Термином принято обозначать способность подстраиваться под меняющиеся внешние условия. Учитывают климат, внутренние изменения организма, уровень света и показатели давления окружающей среды, уровень влажности, вынужденную ограниченность реализации определенных функций. Внутренние изменения, к которым приходится адаптироваться, – это еще и различные заболевания.

Психологическая адаптация – это процесс подстройки личности под общественные требования, потребности себя самого, индивидуальный набор интересов. Социальная адаптация предполагает усвоение нормы, ценностей, актуальных для сообщества, в котором человек оказался. Это касается не только крупной общности, но и небольших социальных формирований, к примеру семьи.

Проявления и обучение

Социальная адаптация – это явление, которое можно наблюдать, отслеживая эволюцию взаимодействия человека и окружающих его особей. Чтобы оценить способности к адаптации, необходимо наблюдать активную деятельность особи. Социальный аспект рассматриваемого явления предполагает способность учиться, работать, создавать отношения с другими людьми и корректировать линию поведения, учитывая ожидания и требования иных участников социума.

Любой организм во время своего существования адаптируется к внешним условиям. Этот процесс беспрерывен и протекает с момента начала существования до биологической смерти. Один из аспектов программы адаптации – научение. Внутри него выделяют три подвида: реактивное, оперантное, когнитивное.

А если подробнее?

Особенности адаптации реактивного типа объясняются способностями организма отвечать на внешние факторы. В ходе взаимодействия происходит постепенное привыкание.

Оперантная адаптация существенно сложнее описанного выше реактивного метода. Она реализуема, когда у особи есть возможность взаимодействия и эксперимента, в ходе которого наблюдается отклик окружающего пространства. Это позволяет выявлять причинно-следственные связи. Широко распространенный метод проб и ошибок – классический представитель этого вида адаптации. Сюда же относятся наблюдения, формирование ответных реакций.

Адаптация человека посредством когнитивного обучения предполагает выявление причинно-следственной связи между ситуациями с последующей оценкой происходящего. Для этого необходимо уметь анализировать полученный ранее опыт, а также обучиться предвидеть возможные последствия действий. Когнитивное обучение включает в себя латентное, инсайт, рассуждения и формирование психомоторных навыков.


Обучение: какое бывает?

Классический пример адаптации – научение посредством проб и ошибок. Он распространен и в человеческом обществе, и у животных. Объект, впервые встречая препятствие, пытается справиться с ним. Неэффективные действия отбрасываются, рано или поздно выявляется оптимальный вариант решения.

Формирование реакции – это в некоторой степени дрессировка. Такая адаптация предполагает награду за адекватную реакцию. Вознаграждение может быть физическим, эмоциональным. Некоторые психологи твердо убеждены, что детская адаптация наиболее эффективна именно таким путем. Едва малыш обучается произносить звуки, окружающие приходят в восторг от его лепета. Особенно ярко выражено это у матери, которой кажется, что чадо зовет именно ее.

Наблюдение – еще один путь обучения. Социальная человеческая активность во многом организована именно таким образом – особь наблюдает за тем, как ведут себя окружающие. Подражая им, человек учится. Особенность в том, что понимание значения действий и их последовательностей не предполагается.

Что еще возможно?

Викарная адаптация предполагает усвоение некоторой модели поведения, понимание ее актуальности и последствий совершаемых действий. Обычно наблюдается такая адаптация после знакомства с моделями поведения известных и знаменитых, успешных индивидуумов. Некоторые подражают персонажам фильмов или своим знакомым.

Латентная адаптация основана на получении сигналов окружающего пространства. Некоторые из них осознаются, другие воспринимаются нечетко, третьи вовсе не воспринимаются сознанием. Мозг формирует когнитивную карту мира, в котором особь вынуждена выживать, и определяет, какой ответ на ситуацию в новой обстановке будет оптимальным. Такое развитие адаптации подтверждено проведением экскрементов с крысами, способными обнаруживать путь к еде через лабиринт. В частности, ученые сперва обучали дороге, затем заливали лабиринт водой. Животное по-прежнему добиралось до пищи, хотя и вынуждено было для этого применить иные двигательные реакции.

Завершая рассмотрение

Один из методов обучения в рамках адаптации – инсайт. Термином принято обозначать ситуацию, когда индивидуум в разные моменты времени получает данные, которые затем формируются в единую картину. Полученная карта используется при необходимости выжить в условиях адаптации, то есть в ситуации, совершенно новой для особи. Инсайт в некоторой степени – творческий процесс. Решение, как правило, появляется непредсказуемо, спонтанно, является оригинальным.

Рассуждения – еще один актуальный метод адаптации. Прибегают к нему в случае, когда готовое решение отсутствует, пробы с возможным совершением ошибок представляются малоэффективным вариантом. Результат, который получает рассуждающая особь, в будущем применяется для выхода из различных ситуаций.

Работаем в коллективе: особенности

Для любого руководителя предприятия исключительно важный аспект внутренней политики – адаптация персонала. При безответственном отношении к этому вопросу текучесть кадров становится высокой, а активное развитие фирмы практически невозможно. Заниматься новыми работниками руководитель может не всегда – такой подход применим лишь в малом по масштабу бизнесе. Вместо этого приходится разрабатывать стандартные оптимальные процедуры, позволяющие помочь новому человеку встроиться в рабочий процесс предприятия.

Адаптация представляет собой знакомство индивидуума с внутренней организацией, корпоративной культурой. Новый сотрудник должен подстроиться под озвученные требования и встроиться в коллектив.

Адаптация персонала – это приспособление новых людей к условиям рабочего процесса и содержанию труда, к соцсреде на рабочем месте. Чтобы облегчить процесс, необходимо продумать, как сделать процесс знакомства с коллегами и обязанностями проще. Адаптация предполагает донесение принятых в коллективе стереотипов поведения. В области ответственности нового работника – ассимилироваться, приспособиться к окружающему пространству и начать идентифицировать общие цели и собственные интересы.

Теория…

Условия адаптации, правила этого процесса и особенности, регламентирующие его протекание, не раз становились объектом изучения видных умов нашего мира. За границей в настоящее время наиболее широко используется определение Айзенка, а также расширенные версии, сформированные его последователями. Этот подход предполагает трактовать адаптацию как состояние удовлетворения потребностей объекта и среды, а также процесс, в ходе которого такая гармония достигается. Таким образом, адаптация предполагает гармоничный баланс между природой и человеком, индивидуумом и средой.

Существует мнение, что психологическая адаптация на рабочем месте предполагает изменение процесса ознакомления нового работника с его обязательствами и с компанией в целом. Процесс необходимо подчинять требованиям окружающей среды.

Адаптация персонала, если следовать из заключений в работах Егоршина, представляет собой приспособление коллектива к условиям среды извне и внутри предприятия. Адаптация работника, соответственно, представляет собой результат процесса приспособления человека к коллегам и рабочему месту.


…И практика

Так сложилось, что в нашей стране адаптация нередко приравнивается к испытательному сроку, но на самом деле эти понятия отличаются. Адаптация для работника длится 1-6 месяцев. Испытательный срок – четверть года. Адаптационный период необходим для любого человека, а вот испытание при трудоустройстве нужно не всегда.

Во время испытания особенное внимание уделяется профессионализму сотрудника и его способности исполнять обязательства. Адаптация состоит из двух компонентов – это и профессионализация, и включение в микросоциум.

Хотя адаптация и испытательный срок не являются идентичными понятиями, нельзя назвать их и несовместимыми. Если при трудоустройстве в договоре прописывается необходимость испытательного срока, испытание и адаптация накладываются друг на друга.

Приходя на новое рабочее место, человек пытается вступить во внутренние отношения, свойственные компании. При этом одновременно ему приходится занимать разные позиции, которым присущи характерные правила поведения. Новый сотрудник – это коллега, подчиненный, для кого-то, возможно, руководитель, а также участник общественного формирования. Необходимо уметь вести себя так, как этого требует конкретная позиция. Одновременно новый работник должен следовать собственным целям, учитывать допустимость того или иного поведения с точки зрения личных приоритетов. Можно говорить о взаимосвязи адаптации, условий труда, мотивации.

Нюансы вопроса

Адаптация тем успешнее, чем в большей степени соответствуют друг другу ценности, нормы, актуальные для человека и коллектива. Это позволяет индивидууму быстрее принять и лучше понять, усвоить особенности новой для него среды.

Как говорят ученые, чтобы начать работать в меру своих сил и возможностей, необходимо потратить не менее 8 недель на привыкание к новым условиям. Для работников среднего звена необходимо 20 недель, а для руководства – от 26 недель и больше. Выбирая длительность периода адаптации в рамках предприятия, следует осознавать, что четверть года – достаточно продолжительный промежуток времени. Если за этот срок никакой отдачи от принятого на работу человека нет, вряд ли он подходит предприятию.

В то же время нужно помнить, что четверть года – период, для многих недостаточный, чтобы успешно социализироваться. Это заключается в сложности усвоения ценностей и правил поведения, принятых на предприятии. Следовательно, человеку сложно стать полноправным участников коллектива. Основная задача руководителя – различать адаптацию и испытание и осознавать, что процесс привыкания не может происходить мгновенно. Он состоит из последовательных этапов и растягивается на продолжительное время.

Между прочим, актуальность адаптации на рабочем месте хорошо доказывают статистические сведения. Как выявили исследователи, до 80 % работников, увольняющихся в первое полугодие после трудоустройства, принимают такое решение в первые 14 суток с момента вступления в должность.


Дети: особенный возраст, особенное отношение

Детская адаптация – особенно тонкий вопрос. Как правило, проблемы впервые возникают, когда ребенка нужно отправить в ясли, детский сад. Со временем приходит время собирать ребенка в школу, и родители и дети снова сталкиваются с проблемами адаптации. Сложнее всего проходят первые дни. Для облегчения этого этапа необходимо учитывать особенности возраста малыша. На помощь родителям приходят психологи, специализирующиеся на проблемах адаптации детей к образовательным учреждениям.

Особенность адаптации в детском саду – обилие негативных эмоций в первое время. Малыши склонны капризничать и плакать, хныкать. Негативное состояние у некоторых выражено в страхе – чадо опасается неизвестного, новых людей, особенно взрослых. Стресс может спровоцировать гнев. Возможно проявление агрессии относительно кого и чего угодно. Некоторые дети в период адаптации проявляют депрессивные состояния, заторможенность, вялость.

Чтобы несколько сгладить переход, следует обеспечить позитивные эмоции, причем они должны быть связаны для ребенка с новым местом. Обильный вариант – подбор стимулов, игр, наград, которые малыш получает за адекватное поведение. Негативные эмоции со временем полностью уступят место позитивным. Родители должны быть готовы к тому, что первое время с момента начала посещения детского учреждения чадо будет плохо спать, даже если ранее таких сложностей не наблюдалось. Беспокойный сон, пробуждение в слезах или с криком – это проблема, которая самостоятельно исчерпывает себя к моменту завершения адаптационного этапа.

Особенности адаптационного периода

Социальная адаптация детей в период начала посещения образовательного учреждения обычно предполагает ухудшение аппетита. Психологи объясняют это нетипичным, непривычным вкусом пищи, новым режимом питания. Стресс приводит к нарушению работы рецепторов, ответственных за восприятие вкуса. Если аппетит приходит в норму, можно уверенно говорить об успешном привыкании к новому месту.

Иногда родители отмечают, что в детском возрасте адаптация сопровождается временным ухудшением словарного запаса. Психологи объясняют это склонностью человека использовать максимально простые вербальные конструкции в сложной стрессовой ситуации, когда необходимо привыкнуть к новой среде. В некоторой степени это защитный механизм. Паниковать не стоит: если адаптация протекает нормально, со временем словарный запас снова увеличивается, а функциональность речи полностью восстанавливается.

Еще одно проявление адаптации – ослабление активности, стремления познавать, снижение любопытства. Заторможенное состояние сменяется нормальной активностью к концу периода привыкания. Кроме того, первый месяц посещения нового учреждения обычно сопровождается ухудшением состояния иммунной системы. Многие подвержены простудам. Причины болезни психологические, гораздо реже – физиологические. Под влиянием стрессовой нагрузки защита организма слабеет, понижается способность сопротивляться агрессивным факторам. Как только удается добиться эмоциональной стабильности, склонность болеть проходит.

Польза и вред

Не стоит отправить ребенка в образовательное учреждение слишком рано. Даже если чадо может нормально перенести адаптацию, слишком скорое отлучение от матери не приносит ничего хорошего. Ученые выяснили, что посещение детского сада в двухлетнем возрасте гарантированно становится причиной сильного стресса, влияющего на физиологию, психику малыша. Такая практика может привести к невротическим реакциям, ведь возраст еще слишком мал, чтобы расставание с матерью прошло безболезненно. Следовательно, малыш медленно развивается, качество получаемых навыков также становится ниже.

Ребенок не может адекватно контактировать с родителями и доверять им, поскольку связь нарушилась слишком рано, не окрепнув. С годами проблемы лишь усугубляются, а малыши сталкиваются с проблемами взаимодействия со сверстниками. К четырехлетнему возрасту дети формируют группы для игр, а до этого момента предпочтительно играть в одиночестве. Оказавшись в условиях коллектива слишком рано, ребенок не может адекватно развиваться. Нередко это отрицательно сказывается на речевых функциях.

Опасности и адаптация

В ряде случаев врачи рекомендуют воздержаться от раннего посещения образовательного учреждения. Не следует отдавать ребенка в такое место слишком рано, если ребенок рожден недоношенным, слишком маленьким или очень тяжелым, если малыш сильно болел вскоре после рождения. К факторам риска, в силу которых адаптация осложняется, относится искусственное кормление и пассивное курение, материальное положение социальной ячейки.

Когда ребенок начинает посещать учреждение, первая сложность, с которой приходится сталкиваться и ему, и его родителям, – необходимость подстроиться под режим. Перестройка дается непросто. Чтобы облегчить процесс, стоит заранее ознакомиться с тем, как выбранное учреждение работает, и начать практиковать подходящий режим заранее, задолго до первого посещения. Психологи и педиатры рекомендуют установить ребенку распорядок дня по часам и тщательно следовать расписанию.


Особенного внимания заслуживает ночной сон. Недосып приводит к невротическим нарушениям, делающим адаптацию продолжительной и болезненной. Минимизировать это можно, если каждый вечер ложиться в одинаковое время, а пробуждаться в хорошем настроении.

«Адаптация» - междисциплинарное понятие. Понятие адаптации -- одно из основных в научном исследовании организма, поскольку именно механизмы адаптации, выработанные в процессе эволюции, обеспечивают возможность существования организма в постоянно изменяющихся условиях внешней среды. Благодаря процессу адаптации достигается оптимальное функционирование всех систем организма и сбалансированность в системе «человек--среда» .

Термин «адаптация» от лат. adaptare - приспособлять - в широком смысле - приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условия.

В зарубежной психологии значительное распространение получило необихевиористское определение адаптации, которое используется, например, в работах Г.Айзенка и его последователей. Адаптацию (adjustment) они определяют двояко: а) как состояние, в котором потребности индивида, с одной стороны, и требования среды - с другой полностью удовлетворены. Это состояние гармонии между индивидом и природной или социальной средой; б) процесс, посредством которого это гармоничное состояние достигается. Адаптация как процесс принимает форму изменения среды и изменений в организме путем применения действий (реакций, ответов), соответствующих данной ситуации.

Эти изменения являются биологическими. Об изменениях психики и использовании собственно психических механизмов адаптации в этом сугубо бихевиористском определении нет речи. Социальную адаптацию бихевиористы понимают как процесс (или состояние, достигающееся как результат этого процесса) физических, социально-экономических или организационных изменений в специфически-групповом поведении, социальных отношениях или в культуре. В функциональном отношении смысл или цель такого процесса зависит от перспектив улучшения способности выживания групп или индивидов или от способа достижения значимых целей. В бихевиористском определении социальной адаптации речь идет преимущественно об адаптации групп, а не индивида .

В российской литературе встречается следующее определение социальной адаптации (от лат. adapto - приспособляю и socialis - общественный) - 1) постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; 2) результат этого процесса . С.С. Степанов предлагает несколько иное толкование данному понятию. Адаптация социальная - активное приспособление к условиям социальной среды путём усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе. Понятие «социальная адаптация» в нашей стране начало широко использоваться с середины 60-х годов прошлого века, однако при этом сам этот термин понимался различными авторами неодинаково. Н. Никитиной социальная адаптация трактуется как «интеграция личности в сложившуюся систему социальных отношений» . Такое определение, по нашему мнению, не учитывает специфических особенностей социального взаимодействия, в котором обе стороны (социальная среда и человек) обоюдно активны. Так, по Ж. Пиаже, процесс социальной адаптации выступает как «единство процессов аккомодации (усвоение правил среды, «уподобление» ей) и ассимиляции («уподобление» себе, преобразование среды), т.е. как двусторонний процесс и результат встречной активности субъекта и социальной среды» .

В работе И.А. Милославовой также отмечается объективно-субъективный характер адаптации (приспособление и приспосабливание) и указывается, что благодаря социальной адаптации «человек усваивает необходимые для жизнедеятельности стандарты, стереотипы, с помощью которых активно приспосабливается к повторяющимся обстоятельствам жизни» . По мнению Т.Н. Вершининой, если «социальная среда активна по отношению к субъекту, то в адаптации превалирует приспособление; если же во взаимодействии доминирует субъект, то адаптация носит характер активной деятельности» . С.Д. Артемов определяет социальную адаптацию как «процесс приспособления личности к существующим общественным отношениям, нормам, образцам, традициям общества, в котором живет и действует человек» .

По мнению М.Р. Битяновой, адаптация - это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию. Следовательно, адаптированный ребенок - это ребенок, приспособленный к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов в данной ему новой педагогической среде .

Адаптация к школе - перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению . Основными особенностями систематического школьного обучения являются следующие:

1. С поступлением в школу ребенок начинает осуществлять общественно значимую и общественно оцениваемую деятельность - учебную деятельность.

2. Особенностью систематического школьного обучения является то, что оно требует обязательного выполнения ряда для всех одинаковых правил, которым подчинено все поведение ученика во время его пребывания в школе .

Дети далеко не с одинаковой успешностью «вживаются» в новые условия жизнедеятельности. В исследовании Г.М.Чуткиной выявлено три уровня адаптации детей к школе.

Высокий уровень адаптации - ученик положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно, учебный материал усваивает легко, прилежен, внимательно слушает объяснения и указания учителя, выполняет поручения без внешнего контроля, занимает в классе благоприятное статусное положение.

Средней уровень адаптации - ученик положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний, понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно, сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но только когда занят чем-то интересным для него, поручения выполняет добросовестно, дружит со многими одноклассниками.

Низкий уровень адаптации - ученик отрицательно или индиферентно относится к школе, нередки жалобы на здоровье, доминирует подавленное настроение, наблюдаются нарушения дисциплины, объясняемый учителем материал усваивается фрагментарно, самостоятельная работа затруднена, ему необходим постоянный контроль, сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха, пассивен, близких друзей не имеет.

Следует выделить условия, обуславливающие высокий уровень адаптации: полная семья, высокий уровень образования отца и матери, правильные методы воспитания в семье, отсутствие конфликтной ситуации из-за алкоголизма родителей, положительный стиль отношения учителя к детям, функциональная готовность к обучению в школе, благоприятный статус ребенка до поступления в первый класс, удовлетворенность в общении со взрослыми, адекватное осознание своего положения в группе сверстников. Влияние неблагоприятных условий на адаптацию ребенка к школе, по данным того же исследования, имеет следующую последовательность: неправильные методы воспитания в семье, функциональная неготовность к обучению в школе, неудовлетворенность в общении со взрослыми, неадекватное осознание своего положения в группе сверстников, низкий уровень образования отца и матери, конфликтная ситуация из-за алкоголизма родителей, отрицательный статус ребенка до поступления в первый класс, отрицательный стиль отношения учителя к детям, неполная семья .

Подгруппа I - «Норма». На основании психологической диагностики наблюдений, характеристик, в нее можно включить детей, которые:

· хорошо справляются с учебной нагрузкой и не испытывают значительных сложностей в обучении;

· успешно взаимодействуют как с преподавателями, так и со сверстниками, то есть не имеют проблем в сфере межличностных отношений;

· не жалуются на ухудшение состояния здоровья - психического и соматического;

· не проявляют асоциальных форм поведения.

Процесс школьной адаптации у детей этой подгруппы в целом происходит достаточно успешно. У них высокая мотивация обучения и высокая познавательная активность.

Подгруппа II - «Группа риска» (возможно возникновение школьной дезадаптации), требующая психологической поддержки. Дети обычно плохо справляются с учебной нагрузкой, не проявляют видимых признаков нарушений социального поведения. Часто сфера неблагополучия у таких детей достаточно скрытого личностного плана, у учащегося возрастает уровень тревожности и напряженности как показатель неблагополучия развития. Важным сигналом о начинающемся неблагополучии может служить неадекватный показатель самооценки ребенка при высоком уровне школьной мотивации, возможны нарушения в сфере межличностных отношений. Если при этом увеличивается число заболеваний, это свидетельствует о том, что организм начинает реагировать на возникновение сложностей в школьной жизни из-за снижения защитных реакций.

Подгруппа Ш - «Неустойчивая школьная дезадаптация». Дети этой подгруппы отличаются тем, что не могут успешно справляться с учебной нагрузкой, нарушен процесс социализации, наблюдаются существенные изменения психосоматического здоровья.

Подгруппа IV - «Устойчивая школьная дезадаптация». Помимо признаков школьной неуспешности эти дети имеют еще один важный и характерный признак - асоциальное поведение: грубость, хулиганские выходки, демонстративное поведение, побеги из дома, прогулы уроков, агрессия и т.д. В самой общей форме, отклоняющееся поведение школьника - всегда результат нарушения усвоения социального опыта ребенка, искажение мотивационных факторов, расстройство адаптированного поведения.

Подгруппа V - «Патологические нарушения». Дети имеют явное или неявное патологическое отклонение в развитии, незамеченное, проявившееся в результате обучения или умышленно скрываемое родителями ребенка при поступлении его в школу, а также приобретенное в результате тяжелого, осложненного заболевания. К таким проявлениям патологических состояний можно отнести: психические (задержки психического развития различной степени эмоционально-волевой сферы, неврозоподобные и психопатические расстройства) или соматические (наличие стойких физических недугов: нарушения сердечно-сосудистой, эндокринной, пищеварительной систем, зрения и т.д.) .