План самопрезентации. Как сделать самопрезентацию о себе? Можно ли корректировать естественную презентацию


Презентация о себе — одна из тем, которую опасаются выступающие. Трудно понять, что аудитория хочет знать, и сколько им рассказать о себе. Самопрезентация является одной из самых распространенных речей, которые вас попросят произнести в жизни.

Самопрезентация — процесс, посредством которого индивиды представляют себя в социальном мире. Этот процесс происходит на сознательном и на бессознательном уровнях, обычно мотивируется желанием угодить другим и удовлетворить свои потребности. Самопрезентация может использоваться как средство управления впечатлениями.

Самопрезентация — любое поведение, предназначенное для создания, модификации, сохранения впечатления о себе в умах других людей.

Самопрезентация выполняет три важные функции:

  • помогает социальному взаимодействию
  • позволяет людям достичь материальных и социальных наград
  • помогает частным лицам создавать желаемые удостоверения личности

Разновидности презентаций

Можно передавать информацию о себе людям с помощью самопрезентации. Они делятся на группы:

  1. По отношению аудитории к презентатору.
  2. По форме реализации (устные, в виде текста).
  3. По цели проведения (продвигающие, информационные).
  4. По размеру аудитории (приватные, камерные, ).
  5. Теория самопрезентации предполагает, что поведение человека направлено на создание желаемого впечатления. Мы хотим, чтобы люди видели нас определенным образом.

Три компонента успешной самопрезентации:

  • оратор должен быть мотивирован, чтобы оказать особое действие на умы слушателей
  • выступающий должен обладать когнитивной способностью знать, какое конкретное поведение приведет к нужному впечатлению
  • должен уметь и желать принять желаемое поведение

Успешная самопрезентация предполагает баланс между преимуществами (представляя наиболее полезный образ для ситуации) и правдоподобием (удостоверяясь, что образ будет воспринят другими). Осознавая эти факторы, люди обычно изменяют в соответствии с ожиданиями аудитории.

Планируя речь, разделите ее на три части — начало, середину, вывод. Это придаст ей структуру и поможет в написании.

Приветствуйте аудиторию с теплотой, расскажите, кто вы, о чем и зачем вы собираетесь говорить.

Расскажите о себе: увлечениях, надеждах, мечтах, целях. Будьте информативны, если уместно, обязательно расскажите о личных достижениях.

Обсудите причины желания работать в компании, коснитесь прошлого опыта и объясните, почему считаете себя подходящим для вакансии. Расскажите интересный случай из прошлого, если уместно. Сообщите интервьюерам, чем гордитесь. Это может быть умение экономить время, эффективность, навыки. Готовьтесь к вопросам по этому поводу.

Если учитесь в школе, начинаете новый курс колледжа, расскажите, почему выбрали этот курс, что интересует в конкретной работе или карьере.

Самый важный момент! Не добавляйте дополнительную информацию в конце выступления, вы должны спросить аудиторию, есть ли какие-либо вопросы. Вы должны поблагодарить слушателей за время и внимание.

Аспекты личной презентации

Важные составляющие личной презентации: одежда, аксессуары (сумки, телефоны, ежедневники, ювелирные изделия, шарфы), язык тела, голос.

Одежда наиболее очевидная сторона личной презентации. Решая, что надеть, обратите внимание на несколько вещей. Что ожидает аудитория? Деловой костюм может быть не всегда уместным. Многое зависит от ожиданий потенциальных слушателей. Иногда стиль smart casual более уместен.

Надо чувствовать себя на презентации достаточно уверенно и расслаблено, следует найти баланс между ожиданием аудитории и комфортом.

Женщинам нужно подумать об обуви: вам придется стоять длительное время, убедитесь, что сможете это сделать. Если не привыкли к каблукам – не носите их.

Аксессуары должны соответствовать одежде. Это не значит, что сумка должна быть одного цвета с пиджаком. Если носите костюм, то ваши материалы должны быть в портфеле, а не в рюкзаке.

Роль голоса в выступлении

Три основных элемента речи должны быть усвоены желающими стать эффективными докладчиками:

  1. Громкость – чтобы быть услышанным.
  2. Ясность – чтобы быть понятым.
  3. Разнообразие — вызвать интерес.

Громкость. У некоторых людей от природы мягкие голоса. Если голос слишком высок, тональное качество теряется. Не поднимайте, а «проецируйте» голос на выдохе.

Разговаривая с группой, важно не направлять речь на передний ряд или просто к ближайшим к вам людям, а сознательно адресовать фразы тем, кто расположен дальше.

Ясность. Некоторые люди склонны говорить сквозь стиснутые зубы. Эта неспособность открывать рот и не произносить звуки отчетливо является основной причиной неразборчивости речи.

Разнообразие. Чтобы сделать речь эффективной и интересной, нужно применить вокальное разнообразие. Пути достижения вокального разнообразия:

  • скорость
  • громкость
  • подача – интонация – акцент
  • пауза

Скорость говорения. Если речь слишком быстрая, слушатели не успевают усвоить сказанное. Чтобы сохранить интерес слушателей, нужно варьировать темп речи – сначала ускоряя, а затем замедляя.

Громкость. Увеличивая или уменьшая громкость, можно создавать акцент.

Подача — интонация — акцент: говоря на публике, постарайтесь передать информацию с такой энергией и энтузиазмом голоса, насколько возможно.

Пауза. Может использоваться для эффекта, чтобы выделить предыдущее утверждение или для привлечения внимания важным сообщением.

Образец ведения самопрезентации на собеседовании

Собеседование — встреча и разговор соискателя с потенциальным работодателем. Во время собеседования для сторон важно понять, подходят ли они друг другу, обсудить детали совместной работы. может задавать вопросы об образовании и , а также о навыках и знаниях. Возможен разговор о личном, устремлениях и планах в жизни.

Первые впечатления могут сыграть важную роль в том, как работодатель воспримет вас как кандидата. То, что вы говорите на первом этапе интервью, может иметь большое значение в результате.

  1. Начните с улыбки на лице, назовите себя.
  2. Расскажите о деталях образования.
  3. Ответьте на вопрос, почему вы хотите работать в этой компании.
  4. Сообщите о навыках и умениях.
  5. При необходимости добавьте .
  6. Расскажите об увлечениях, хобби.
  7. Как потратите свободное время, если оно будет.
  8. Закончив, скажите СПАСИБО лицу, которое слушало вас.

Вещи, о которых нужно избегать говорить на собеседовании:

  1. Я терпеть не могу мою нынешнюю работу.
  2. Мой босс — худший босс.
  3. Моя нынешняя компания ужасна.
  4. Когда я могу ?
  5. Можете ли дать мне такси, чтобы вернуться домой?
  6. Можно я отвечу на звонок?
  7. Мне очень нужна эта работа.
  8. Я не обладаю всем опытом, который вам нужен, но я быстро учусь.
  9. Я не знаю.
  10. У меня назначена встреча, скоро эта закончится?
  11. Извините, я опоздал.
  12. Профанация, ругательства.
  13. Няни для детей сейчас нет, но я что-нибудь предприму.
  14. У меня пока нет машины, но скоро.
  15. не подходит мне. Можно ли его изменить?
  16. Вопросов не имею.
  17. Что включено в пакет льгот?
  18. Интервью заставляют меня нервничать.
  19. Могу ли я ?

Пример самопрезентации

Доброе утро,

Приятно представиться. Меня зовут Игорь Новиков. Я из Санкт-Петербурга. Я занимаюсь электроникой и программной инженерией. В прошлом году я закончил ЛЭТИ. Там же я окончил курсы по компьютерной безопасности.

Мой отец государственный служащий, а мать – домохозяйка.

Мои сильные стороны – мне нравится решать проблемы, я самомотивированный человек и самодисциплинированный человек. Я хороший командный игрок и отлично умею руководить командой. Я могу принять любую среду. Я хороший слушатель и быстро учусь.

Я не хочу говорить о своих слабостях, но мне нравится говорить о возможности улучшения, я верю в себя и свою работу, и я хочу совершенствоваться.

Моя краткосрочная цель — я хочу получить такую базу, где я могу сделать карьеру вместе с ростом такой организации, как ваша.

Моя долгосрочная цель — я хочу быть одной из причин успеха вашей компании.

Это все обо мне. Спасибо, что дали мне возможность рассказать о себе.

Когда подаете или начинаете новый курс, нередко первая встреча будет включать знакомство друг с другом, и это означает немного рассказать о себе. К счастью, это короткий временной отрезок, пять или десять минут, поэтому это не так сложно, как кажется. Узнав секреты успешной самопрезентации, ознакомившись с нашими советами, вы почувствуете себя более уверенно и с легкостью достигнете желаемого результата.

Напишите свой вопрос в форму ниже

Обсуждение: 2 комментария

    Считаю, что на собеседовании самое главное — это быть уверенным в себе и знать, что будешь рассказывать, руководитель почувствует уверенность. Заранее выделить для себя самое главное и рассказывать без заминок.

    Ответить

    Могу сказать, что выступать на публику не всем еще дано. Но если стоит цель и на кону хорошая работа, то конечно же есть смысл основательно подготовиться и преподнести себя с лучшей стороны. Иногда важно не что рассказываешь, а как.

    Ответить

Вы замечали, какая просьба ставит в тупик большинство из нас? «Расскажите о себе». И вот мы уже мнемся, краснеем, ерзаем на стуле, закатываем глаза… Мало кто способен провести самопрезентацию на достойном уровне. Между тем вот вам 5 простых правил ее подготовки, которыми с порталом сайт поделилась Анастасия Тахтарова-Иванова , селфменеджмент коуч, тренер программ по управлению стрессом и энергией.

Если мы хотим, чтобы нас заметили и оценили по достоинству, нам просто необходимо научиться презентовать себя. Навык самопрезентации - настоящее искусство. Но это не дар свыше. Ему вполне можно научиться. Секрет прост: несколько правил и рекомендаций, некоторое количество усилий и времени, и вуаля - вы сделали это!

1. Привлечь внимание . В первую очередь самопрезентация - это рассказ. А рассказ должен быть увлекательным и не слишком длинным, от 3 до 5 минут.

Также стоит вспомнить принципы хорошего сторителлинга - слушателей надо заинтересовать, увлечь, заинтриговать. Если это уместно, можно начать рассказ с подходящей метафоры, чего-то неожиданного или даже немного провоцирующего.

2. Дать основную информацию - кратко, четко, ясно . Теперь, когда вы получили свою квоту внимания, можно переходить к основному блоку информации. Важно, чтобы она была емкой, представляющей сильные стороны вас как личности или вашего проекта, и довольно краткой, так как градус внимания слушателей быстро пойдет на спад. Если вы не знаете, с чего начать презентовать себя, для начала можно просто составить список своих достоинств, причем не обязательно только по заявленной теме. Из большого списка всегда легче выбрать нужное. К тому же кажущиеся не важными на первый взгляд качества при более детальном рассмотрении могут помочь выгодно подчеркнуть ваши достоинства.

Ведь главная цель самопрезентации - демонстрация своих сильных сторон и превращение слабых мест в преимущества . Вам могут задавать сложные вопросы, так что лучше заранее проработать возможные варианты.

3. Общаться с собеседником или аудиторией . Помните, что любая презентация - это продажа. Вы продаете себя, свои идеи, свою личность и убеждения, свои навыки, свой проект и т.д. А в чем успех хорошей продажи? Правильно, в коммуникации. Обращайтесь к тем, для кого вы говорите. Вовлекайте их в коммуникацию.

Задавайте вопросы, на которые можно ответить «да». Потому что, однажды согласившись с вами, люди будут склонны согласиться и тогда, когда вы предложите им еще что-либо. Например, себя в качестве потенциального работника. Используйте это золотое правило продажи.

4. Будьте собой . Одри Хепберн, одна из самых искренних актрис Голливуда, однажды сказала: «Будьте самим собой - искренне, честно и всецело. Никто не справиться с этим лучше, чем вы». Это работает и в случае презентации себя. Люди чувствуют неискренность и, напротив, открываются в ответ на ваши настоящие, истинные чувства.

Презентовать нужно свою личность, внутренние качества. Пусть не идеальная, но ваша «изюминка» привлечет к вам симпатии людей. Возможно, попадающая в ожидания маска поможет вам на первых порах. Но когда-то ее придется снять. И последствия разочарования могут быть весьма болезненными.

5. Репетируйте заранее . Самый лучший экспромт - это заранее заготовленная речь. Поэтому тщательно готовьте свою презентацию. Лучше несколько раз отрепетировать ее перед зеркалом. А в идеале - записать на видео. Так при просмотре вам удастся увидеть себя со стороны и оценить более адекватно.

P . S . Если вы боитесь

Что делать в таком случае? Ну, для начала стоит напомнить себе, что волноваться в важные для себя жизненные моменты - это вполне нормально. В случае боязни публичных выступлений вам очень помогут техники присутствия, например, так называемые «позы силы». Если же вы страдаете от заниженной самооценки, то работать надо в этом направлении. И такая работа потребует времени.

Приучайте себя к мысли, что вы достаточно хороши . Нет, не идеальны, а достаточно хороши уже здесь и сейчас. Можете написать это себе на стикере и прикрепить его на зеркале, холодильнике и т.д. И тренироваться чувствовать себя именно так. Это будет сложно, поэтому для начала даже минуты в день - вполне достаточно.


Работайте со списком своих достижений. Его можно сделать таким подробным, каким позволит ваша память. Вы научились ходить и говорить? Скорее всего, да, раз читаете это. Значит, с двумя самыми сложными вещами в жизни справились. Вот вам и первая победа. И скорее всего, таких побед наберется немало. Лучше держать список под рукой. Когда чувствуете, что начинаете сомневаться в себе - перечитайте его.

Очень часто это простое действие оказывает почти магический эффект.

Формирование и представление окружающим собственного желаемого образа изучают в рамках различных научных направлений. Понимание самопрезентации в них имеет выраженные особенности. Самопрезентация разными авторами рассматривается как:

  • – средство организации взаимодействия с другими людьми для достижения своих целей (И. Гофман);
  • – форма социального поведения (Дж. Тедеши и М. Риес);
  • – средство поддержания самооценки (Б. Шленкер и М. Вейголд, М. Лири и Р. Ковальски; Д. Майерс);
  • – средство формирования образа "Я" и самооценки (Дж. Г. Мид и Ч. Кули);
  • – средство самовыражения (Р. Баумейстер и А. Стейхилбер);
  • – прием устранения когнитивного диссонанса (Ф. Хайдер и Л. Фестингер);
  • – реализация мотивации достижения или же избегания неудач (Р. Аркин и А. Шутц);
  • – создание состояния объективного самосознания в результате восприятия чужих оценок (Р. Викланд);
  • – следствие повышения мотивации в результате фокусировки внимания на себе (Г. Глейтман);
  • – проявление стремления к власти в межличностных отношениях (И. Джонс и Т. Питтман);
  • – личностная черта (А. Фестингер, М. Шериер и А. Басс, М. Снайдер);
  • – представление своих личностных качеств в связи с потребностью в доверительных отношениях (Л. Б. Филонов) или для установления взаимодействия (Р. Парфенов);
  • – воздействие на отношение окружающих (А. А. Бодалев), направление восприятия партнера по определенному пути (Ю. С. Крижанская и В. П. Третьяков, Г. В. Бороздина);
  • – создание определенного впечатления и регуляция собственного поведения (Ю. М. Жуков);
  • – рекламная деятельность (А. Н. Лебедев-Любимов).

Одним из наиболее цитируемых исследователей в области самопрезентации является американский социолог И. Гофман. Его работа "Представление себя другим в повседневной жизни", опубликованная в 1959 г., ряд десятилетий была высокозначимой для многих исследователей феномена самопрезентации, поэтому мы остановимся на ней подробнее.

Теория И. Гофмана посвящена социальному взаимодействию и управлению производимым впечатлением в этом взаимодействии . Введя концепцию "социальной драматургии", И. Гофман описывал межличностное поведение как спектакль, в котором заняты актеры. В этом спектакле мы познаем друг друга в этих ролях; в них мы познаем и самих себя. Представляемая маска-картина, которую мы создаем о себе, исполняемые нами роли тоже являются масками нашей истинной самости – той самости, которую мы желаем иметь. В конце концов, исполнение роли становится нашей второй натурой и интегральной частью личности. Мы выбираем собственную маску не случайно, а предпочитаем ту, которая наилучшим образом изображает, кем мы желаем быть. Гофман впервые поставил вопрос о существовании в рамках одного и того же человека двух "Я": "Я" – для себя и "Я" – для других, подчиненных целям, преследуемым во взаимодействии. Впоследствии он пришел к заключению о существовании еще и третьего "Я" – "чистого", или "необработанного", проявляющегося в экстремальных ситуациях, например в тюрьме или сумасшедшем доме.

В работе И. Гофмана под названием "Face-work" (1955) речь идет о стратегиях сохранения и поддержания своего "лица". Они включают приемы создания у окружающих благоприятного впечатления о себе и коррекцию неблагоприятного . В социальном взаимодействии эти усилия направлены на кооперацию с окружающими людьми. При этом "лицо" (Jace ) лишь отчасти является образом собственного "Я". Оно (face ) является еще и тем образом, который, по убеждению индивида, складывается о нем у окружающих.

В переводах произведений Гофмана на русский язык этот "второй образ" обозначают термином "имидж". Образ себя и имидж у окружающих могут противоречить друг другу, поэтому индивид должен стремиться замаскировать то, что противоречит желаемому образу.

В контексте исследования социально-психологических факторов самопрезентации для нас представляет интерес термин "зона", которая определяется И. Гофманом как любая часть пространства, огражденная в какой-то степени барьерами для восприятия. По его мнению, удобно пользоваться термином "зональный фасад", обозначая место, где разворачивается действие.

Таким образом, самопрезентация человека в "зональном фасаде" – попытка создать впечатление того, что его поведение соответствует определенным стандартам. Когда некая деятельность происходит на глазах у окружающих, некоторые аспекты этой деятельности подчеркиваются, тогда как другие нивелируются. Существует также "задний двор", "закулисье" – скрытая зона, где можно не скрывать того, что на сцене неприемлемо. Здесь актер может расслабиться, сбросить маску и выйти из роли. Например, некоторые женщины могут по-настоящему почувствовать себя свободно только в присутствии подруг: перед мужчинами они всегда вынуждены притворяться. Высокопоставленные персоны должны иметь скрытую зону для частной жизни, чтобы сохранять ореол таинственности, которую могут разрушить неформальные проявления на публике. В каждом социальном слое можно заметить тенденцию разделения фасада и скрытой зоны. Фасад обычно, в отличие от заднего двора, хорошо декорируется, поддерживается в чистоте и порядке .

Встречаются зоны, которые могут использоваться и как фасад, и как скрытая зона в зависимости от времени и случая. Например, если в офисе нет посетителей, сотрудники могут снять пиджаки, ослабить галстуки, обмениваться шутками. Иногда для внутреннего пользования в офисах используется дешевая цветная бумага, чтобы подчеркнуть, что это только для собственных нужд.

Можно выделить и третью зону, обозначаемую как дальняя зона. Это не фасад и не задний двор. Фасад и закулисье служат успеху одного представления, а когда упоминается дальняя зона, то речь идет уже о другом представлении. Например, "тиран" офиса может быть мягок с домашними. Суть в том, что индивид разыгрывает представления перед разными аудиториями. И он должен контролировать строгое разделение членов одной и другой аудитории. Гостеприимная хозяйка приветствует каждого гостя в передней и демонстрирует свое особое отношение ни в коем случае не на глазах у других гостей .

Таким образом, И. Гофман выделяет две ограниченные зоны: зону фасада, где происходит или может происходить представление, и скрытую от зрителей зону. Как правило, если случайный наблюдатель врывается в скрытую зону неожиданно, "актеры" чувствуют, что они вынуждены разрываться между двумя реальностями. Результатом этого бывает смущение.

В подходе И. Гофмана фиксируется внимание на важных аспектах межличностного взаимодействия в контексте управления впечатлением – наличие определенной цели предъявления соответствующего образа и осознание человеком собственной неаутентичности в самопредъявлении .

Важным аспектом в самопрезентации, по И. Гофману, является драматизация. Представ перед окружающими, человек, как правило, включает в свою игру некие составляющие, призванные пролить свет и сделать ясными факты, которые до этого не были до конца понятными. Он должен так мобилизовать свою активность, чтобы в процессе представления выразить то, что он хочет донести до публики. В каждый момент времени ему необходимо быть уверенным, что аудитория верит в его искренность.

Появляясь перед другими людьми, в которых человек заинтересован (зрителями), он должен мобилизовать свою активность, чтобы произвести нужное впечатление. Это делается:

  • – чтобы вызвать желаемую реакцию;
  • – чтобы предстать "тем самым лицом";
  • – потому что подобного аудитория ожидает от представителя данной группы;
  • – потому что этого требует социальная роль;
  • – потому что иначе он рискует быть понятым неправильно, отчего изменится ситуация в целом;
  • – чтобы прийти к "пониманию" и таким образом достигнуть своих целей .

Стоит отметить, что социально-драматургические построения И. Гофмана подвергались критике за гипертрофирование влияния социальных ролей, а также за преувеличение манипулятивной природы интеракций. Несмотря на это, они послужили фундаментом многих работ. Современные исследователи выделяют несколько теоретических направлений в исследовании самопрезентации, самовыражения и других феноменов, связанных с самопредъявлением личности .

Согласно И. Гофману, самопрезентация складывается из трех составляющих:

  • – тот, кто самопрезентуется (осознание целей самопрезентации, адекватность самооценки, уверенность);
  • – гот, кому самопрезентуются (его настрой, настроение);
  • – то, что самопрезентуется.

При этом автор выделяет ошибки самопрезентации: 1) потеря мышечного контроля над своим телом (кашель, чихание и т.д.); 2) демонстрация неискренности, "переигрывание"; 3) неправильное развитие всего процесса самопрезентации (неадекватность ситуации) .

В работах А. А. Бодалева, посвященных изучению особенностей восприятия и понимания человека человеком, во время формирования первого впечатления представляющий себя человек выступает в качестве объекта познания для других людей. Как субъекту человеку присуща гностическая способность, когда он проявляет какое-либо отношение (например, интерес) к другим участникам общения, стремление познать партнеров по общению. Но в то же время для своих партнеров по общению человек оказывается и объектом познания. Человек в роли объекта познания вызывает у познающих его людей определенное отношение. Подчеркивая "двойственную", пассивно-активную позицию человека в процессе общения, можно заметить, что своим поведением он воздействует на отношение к нему окружающих, так как он сам способен "творить мир" и активно влиять на ход общения. В свою очередь, имеющиеся у окружающих оценочные эталоны, стереотипы и установки, актуализируясь при взаимодействии с оцениваемым человеком, в большой степени обусловливают своеобразие того впечатления, которое этот человек у них вызывает. Человек, являющийся не только субъектом, но и объектом познания, предстает перед воспринимающими его людьми как индивид, как личность, как индивидуальность .

В свою очередь, Ю. М. Жуков в книге "Эффективность делового общения" рассматривает процесс самопрезентации в контексте делового общения и наряду с правилами коммуникативного этикета и согласования взаимодействия выделяет правила самоподачи. Самоподача – важное коммуникативное умение, проявляющееся в деловых коммуникациях, правилам которого необходимо учиться.

Согласно взглядам Жукова, самопрезентация выполняет как минимум две функции: создание у окружающих определенного впечатления и регуляция собственного поведения в критических ситуациях. Также автор выделил правила самоподачи – техники общения, используемые для достижения желаемых эффектов в процессе социальных коммуникации:

  • – правила составления текста сообщений;
  • – риторические приемы;
  • – правила пространственно-временной организации общения;
  • – приемы использования мимики и пантомимики, невербальных средств в общении и т.д.

В качестве техники самоподачи, но Жукову, можно обозначить выбор в процессе самопрезентации определенного образа в пространстве четырех дихотомий:

  • 1) домирование – субдоминантность (позиции "Ребенок", "Родитель", "Взрослый");
  • 2) контактность – дистантность (открытость для социального контакта);
  • 3) дружелюбие – враждебность (позитивное или негативное восприятие собеседника);
  • 4) активность – пассивность (роль ведущего или ведомого в ситуации общения) .

Обзор зарубежных и отечественных стратегий, техник, приемов и методов самопрезентации позволяет сделать вывод, что в целом предлагаемые рекомендации по формированию впечатления можно разделить на две группы. Критерием разделения является предлагаемый способ организации поведения коммуникатора .

К этой группе относятся стратегии самопрезентации И. Джонса и Т. Питтмана. В данном случае коммуникатору предлагается вначале выбрать типаж человека, который кажется обаятельным, или компетентным, или опасным, или нуждающимся в поддержке. Затем, используя свой жизненный опыт, следует попытаться воссоздать этот образ (сыграть роль) с помощью специальных приемов-техник: лести, хвастовства, угроз, мольбы и т.д. Получается, что образ самопрезентации выбирается в социальном контексте, а источником его воплощения становятся коммуникативные приемы из житейского опыта.

К этой же группе относятся стратегии самозатруднения (Тайс, Джонес и Берглас) и похвала исполнения противника (Шеппард и Аркин), а также техники управления впечатлением Р. Чалдини, так как они предполагают создание нового образа себя или противника, отличного от того, который есть в реальности.

В эту же группу можно отнести дихотомии, разработанные Ю. М. Жуковым. Выбирая точку в четырехмерном коммуникативном пространстве, субъект, по сути, должен выбрать образ самопрезентации, например "доминантный, дистантный, враждебный, активный" или "доминантный, контактный, дружелюбный, активный", и построить свое поведение исходя из требований образа.

К этой группе относятся техники самоподачи Г. В. Бороздиной, которая делает акцент на целях самопрезентации в общении и взаимодействии. Г. В. Бороздина говорит о самопрезентации как об управлении вниманием реципиента с целью акцентирования его на определенных особенностях внешнего облика, поведения в ситуациях, которые "запускают" механизмы социального восприятия.

Каждая из техник предполагает выделение определенных признаков и привнесение их в свой облик или поведение для того, чтобы привлечь внимание реципиента именно к ним. Признаки (превосходства, привлекательности, отношения, состояния и причин поведения) отрабатываются и привносятся в поведение по отдельности и, суммируясь, создают собственно технику, являющуюся способом управления впечатлением о себе .

Затрагивая вопрос классификации самопрезентаций, стоит упомянуть различные ее виды. Так, Р. Аркин и А. Шутц, рассматривая самопрезентацию как поведенческую реализацию мотивации достижения или избегания неудач, выделяют по этому признаку "приобретающую" и "защитную" самопрезентаций. "Приобретающая" самопрезенгация выражает мотивацию достижения. Для нее характерен выбор адекватных ролей и задач (соответствующих социальному положению, образованию и пр.), выбор социальной среды, соответствующей уровню идентификации субъекта (человек общается с равными себе). "Защитная" самопрезентация – поведенческое проявление мотивации избегания неудач. Она чаще всего не осознается. Человек выбирает неадекватную для решения задач среду: либо с заниженными требованиями, либо с непомерно высокими (авантюристическая самопрезентаций) .

Также выделяют устную и письменную (например, резюме) самопрезентаций.

Пример 3.21

Структура резюме".

  • – социально-демографический блок;
  • – образование;
  • – опыт работы (знания, умения);
  • – владение английским языком и специализированными компьютерными программами.

Резюме должно быть информативным, но кратким, не превращаться в изложение автобиографии. Перечисление личностных качеств лучше опустить.

В своей работе И. Джонс и Т. Питтман предположили, что в основе самопрезентаций лежит стремление расширить и поддержать влияние в межличностных отношениях, т.е. стремление к власти . Они выделяют пять стратегий достижения власти (табл. 3.3).

Первая стратегия самопрезентаций называется старанием понравиться (ingratiating ). Старание понравиться – попытка представить себя привлекательным в глазах других. По мнению авторов, тот, кто старается понравиться, должен скрывать реальную цель своей активности, или он достигает обратного эффекта. Выделяются несколько основных способов, которыми человек может пытаться достигнуть цели выглядеть желаемым для других.

Первый путь – просто соглашаться с тем, что думает и утверждает объект. Второй путь – похвалить достоинства и личность объекта. Третий путь – оказывать благосклонность человеку, которому необходимо понравиться.

Но, как отмечают авторы, эти стратегии требуют тонкости. Если их использовать необдуманно, они выдают намерения субъекта. Кроме того, они могут вызвать дополнительные проблемы. Объекта, которому необходимо понравиться, обмануть легче, чем наблюдателей, так как люди, как правило, позитивно относятся к себе и своим суждениям. Люди верят, что их мнения верны, они не очень подозрительны к тем, кто согласен с ними. Но это не относится к сторонним наблюдателям, обладающим своими наборами суждений. Поэтому человек, стремящийся понравиться, повышает свою позицию в глазах объекта и в то же самое время снижает свои позиции в глазах наблюдателей. Примером могут служить следующие ситуации: а) молодой человек хочет понравиться девушке, а ее мама видит ситуацию в черном свете; б) девушка решает во что бы то ни стало получить расположение выбранного ею молодого человека, а его друзья не одобряют такого расклада вещей.

Самопродвижение (self-promotion ) является другой стратегией самопрезентации, несколько похожей на предыдущую. По если старание понравиться – это попытка выглядеть привлекательным, то человек, продвигающий себя, пытается выглядеть компетентным. Например, претендент на вакантную позицию может избрать путь демонстрации своей привлекательности, а может показывать свою компетентность. Старание понравиться – это стратегия, цель которой – вызвать симпатию, в то время как самопродвижение имеет своей целью получение уважения со стороны других людей. Наиболее эффективный способ самопродвижения – демонстрация своих знаний и умений.

Третья стратегия получения власти – запугивание (intimidation ). Запугивающий должен постараться убедить объект в том, что он потенциально опасен, т.е. может и будет причиной неприятностей, если объект откажется делать то, что от него требуют. Это также опасная стратегия. Во-первых, запугивающий может выглядеть грубым. И, во-вторых, людям не нравятся те, кто их запугивает, и они общаются с ними, имея на то серьезные причины.

Четвертая стратегия достижения межличностного влияния – пояснение примером (exemplification ). Избравший эту стратегию должен убедить объект, что он может служить примером, скажем, честности или моральных достоинств. Таким образом, являющийся примером занимается в каком-то смысле самопродвижением. Однако продвигающий себя демонстрирует компетентность, в то время как поясняющий примером демонстрирует значимость своей личности. Эта стратегия также опасна. Служащий примером рискует, что объекту откроется: на самом деле он не представляет из себя то, что пытается продемонстрировать.

Пятая стратегия – мольба (supplication ), демонстрация слабости и зависимости. Мольба работает потому, что в западной культуре широко распространена норма – заботиться о нуждающемся человеке. Но мольба также не всегда гарантирует успеха, кроме того, слабость не всегда привлекательна.

Техника, имеющая отношение к мольбе, направленная на привлечение внимания, называется самозатруднением (self- handicapping ). Считается, что человек старается избегать помехи и затруднения. Но есть обстоятельства, когда он может искать их. Например, если ему предстоит быть оцененным при решении некого задания и он не уверен, что в состоянии выполнить его хорошо. Самозатруднение имеет два преимущества: 1) если человек провалится, это обеспечит ему оправдание; 2) если человек выиграет, это увеличит его успех. Некоторые люди сами создают себе помехи по разным причинам. Люди с высокой самооценкой могут увеличить свои достижения, а люди с низкой самооценкой могут использовать эту стратегию, чтобы оградить себя от поражений (например, это и есть причина того, что человек часто выпивает).

Таблица 3.3

Стратегии и техники самопрезентации И. Джонса и Т. Питтмана

Стратегия

Старание понравиться (ingratiating )

Выражать согласие. Льстить.

Оказывать благосклонность

Казаться привлекательным (власть обаяния )

Хвастать.

Демонстрировать знания. Демонстрировать умения

Казаться компетентным (власть эксперта )

Запугивание

(intimidation )

Выдвигать требования. Угрожать неприятностями

Казаться опасным (власть страха )

Пояснение

примером

(exemplification )

Хвастать.

Демонстрировать свои достоинства

Казаться достойным подражания (власть наставника )

(supplication )

Демонстрировать слабость и зависимость (самозатруднение – self-handicapping )

Казаться слабым (власть сострадания )

В работе С. Р. Пантелеева и E. М. Зимачевой описаны определенные способы подачи субъектом информации о себе: "самодовольное", "рефлексивное", "самобичующее", "самооправды- вающее неприятие" . Выделены соответствующие им формы презентации образа "Я" и самоотношения, различающиеся по психологическому содержанию и степени эффективности "Я"-подачи другим. E. М. Зимачева описывает пять основных форм вербальной самопрезентации: 1) "социальная самореклама", направленная на усиление социальной желательности образа "Я" в глазах других; 2) "нерефлексивное самоодобрение" – усилия субъекта направлены па самовосхваление и дискредитацию других при преобладании оценочного подхода, па содержание информации о себе; 3) "любящее самобичевание" – подчеркивание трудностей, проблем и апелляция к помощи; 4) "самооборона" связана со скрытым недовольством собой при раздражении в адрес других; 5) "согласованность образа Я".

Существуют и другие типологии самопрезентации. Например, В. В. Хороших выделяет следующие парные виды вербальной самопрезентации.

  • 1. По стремлению получить социальное одобрение или избежать значимых потерь в социальном одобрении выделяется естественный – защитный стиль самопрезентации (естественный характеризуется более полным участием в социальных интеракциях, защитный – поведением, направленным на избегание внимания, он связан с действиями, которые ограничивают или уменьшают участие в социальных взаимодействиях)
  • 2. По осознанности действий субъекта: осознаваемая (контролируемая) – неосознаваемая ("автоматическая") самопрезентация (в зависимости от значимости представления для субъекта или препятствия желаемой самоидентификации).
  • 3. В зависимости от условий самопредъявления: непосредственная – опосредованная самопрезентация (непосредственная характеризуется субъект-объектным взаимодействием, опосредованная характеризуется субъект-объект-субъектным взаимодействием).
  • 4. По способу предъявления информации: прямая – косвенная самопрезентация (прямая – представление информации о самом себе, косвенная – о субъектах и объектах, с которыми связан опосредованно).

Выделяется также успешная – неуспешная самоподача. Основными факторами успешности самопрезентации определяются характеристики, отражающие особенности социально-психологического взаимодействия человека с миром людей: социальная активность, потребность в идентификации с группой и общительность .

Вы наверняка слышали понятие – самопрезентация. Самопрезентация на собеседовании начинается с вашего внешнего вида. Недаром говорят: «Встречают по одежке, а провожают по уму» . Казалось бы, еще не сказано ни слова, а уже первое впечатление складывается. Ваш внешний вид не должен отторгать, он должен располагать к себе. Лучше одеться на собеседование нейтрально, чем как-то странно. Любые нестандартные решения в одежде, вызывают мысли: «Чудак какой-то?».

При первом знакомстве, работодатель хочет увидеть главное – какой вы человек, ваш тип личности, оценить вашу способность говорить и слушать. Готовя самопрезентацию на собеседование, вы должны рассказать о себе кратко и красиво, рассказать так, чтобы у аудитории не осталось вопросов, а главное сомнений, что вы подходите на претендуемую должность.

Если же вы отправляете резюме по электронной почте, самопрезентация в анкете при приеме на работу — признак серьезности ваших намерений, что не останется без внимания работодателя.

Как составить правильную самопрезентацию?

Рассмотрим схему-шаблон:

Это общая структура самопрезентации, по которой вы легко сможете начать составлять ее, не ломая голову. Высота каждого блока указывает на временную долю рассказа в общей продолжительности – чем уже блок, тем меньше он должен содержать рассказа.

Продолжительность самопрезентации

Оптимальная продолжительность самопрезентации должна составлять около 2-х минут, но иногда можно смело замахнуться и на все 5-7, вопрос, каково будет содержание этих 5-7 минут? Если ваша история действительно захватывает дух, и раскрывает ваши гениальные качества, почему бы и нет? В остальных случаях – будьте кратки, не уходите от сути структуры приведенной выше. Кратко о себе, красиво и по делу! Если самопрезентация составлена правильно, вы уложитесь в 2 минуты, а работодатель получит полную картинку о вас.

Ошибки самопрезентаций

Главной ошибкой, которую допускают все кандидаты на собеседовании — это желание казаться лучше и профессиональнее чем есть. Придумать о себе можно все что угодно, расписать свою карьеру и свои незаменимые уникальные качества можно, но подтвердить все это на деле, как следствие — будет невозможно! Мало того, чем ярче и эффектнее самопрезентация, тем больше вопросов она вызовет у аудитории, на которые вы не сможете ответить компетентно, так как говорили неправду. Только правда и совсем немного красок!

Еще одной ошибкой является — переизбыток эмоций. Желание донести свою ценность до работодателя с помощью громких фраз, вызывающих жестов и взглядов — не лучший способ. Самопрезентация делается спокойным тоном но в позитивном настроении — это характеризует вас как уравновешенного стрессоустойчивого человека, что важно в , да и вообще для работы с людьми.

Самопрезентация продавца. Пример

Давайте рассмотрим несколько примеров самопрезентаций для лучшего понимания ее смысла.

Добрый день! Меня зовут Иванов Иван Иванович. Мне 31 год, я женат, у меня двое детей. Имею высшее образование по специализации «Экономика предприятий». Имею дополнительное образование – закончил институт бизнес технологий в 2018 году с отличием.

Свою трудовую деятельность я начал в сфере торговли. Работал менеджером по продажам в магазине электроники. Спустя год, в этой же компании, занимал должность старшего менеджера по продажам, а еще через год, место руководителя отдела бытовой электроники.

Большая часть моего времени уходила на организацию продаж и управление персоналом. , участие в конференциях и презентациях, обучение молодых специалистов, разработка мер по улучшению эффективности работы отдела продаж – все это входило в мои обязанности. Своим достижением считаю: развитие дилерской сети с одной торговой точки до 21-й в городе Х. Правильная стратегия продаж и мотивации персонала помогли мне в этом. Неоднократно получал премию: «Сотрудник года».

На сегодняшний день являюсь менеджером проектов в IT компании ЮНЕКС. Данная должность помогла мне раскрыть свой потенциал еще больше. Интересные проекты, продажа инноваций в IT сфере, общение с интересными людьми, расширенные компетенции – все это помогло мне развить новые навыки менеджера и засмотреться на следующую ступень моего профессионального развития – должность в вашей компании «Руководитель направления корпоративных продаж в восточном регионе»

Ваша компания является устойчивой структурой на кризисном рынке, а стабильность – это признак правильной тактики, а значит решение принимают опытные и умные люди. Очень хочется получить опыт работы в вашей компании. На должности «Руководитель направления корпоративных продаж в восточном регионе» я смогу реализовать свои знания полученные в других компаниях и возможно улучшить некоторые укоренившиеся бизнес процессы. Эти меры незамедлительно повлекут рост продаж и развитие компании.

Данный пример самопрезентации менеджера по продажам, наглядно показывает как по шаблону можно подготовиться к собеседованию.

Людям часто приходится рассказывать о себе: при поступлении в престижные учебные заведения, во время устройства на работу, в дружеской или неформальной обстановке, а иногда и без конкретной сиюминутной цели. Чаще всего самопрезентация проводится в устной форме; реже - в виде сопроводительного письма или раздела в анкете. Но в любом случае перед выступлением необходимо написать исходный текст - красиво и по возможности кратко.

Создать качественную презентацию самого себя не сложнее, чем , однако следует учитывать, что это более творческий труд. Автору придётся не только дать ответы на ряд стандартных вопросов, но и раскрыть собственную личность, вкратце описать предпочтения и убедить слушателей в своей неотразимости. Ниже будут приведены пошаговая инструкция по написанию самопрезентации и несколько небольших примеров удачных работ.

Что такое самопрезентация?

Как следует из названия, самопрезентация (ещё её можно назвать автопрезентацией) - это представление человеком самого себя. Автор презентации выступает в роли рассказчика, рассчитывая произвести на слушателя или читателя нужное впечатление.

Не существует явных разделений по временному предназначению самопрезентации. Поскольку повествование ведётся от первого лица и в принципе не касается личностей слушателей или читателей, оно может быть ориентировано:

  • на одного конкретного человека - при приёме на работу или персонализированных попытках ;
  • на нескольких определённых людей - при выступлении со сцены или первом знакомстве с коллективом;
  • на виртуальных получателей информации - если автопрезентация пишется для создания необходимого имиджа в будущем или выкладывается в открытый доступ.

Последнее особенно характерно для практики делового или неофициального общения в Интернете. Человеку, не имеющему цели привлечь внимание конкретного индивида или группы, значительно легче сделать небольшую презентацию и разместить её на своих страницах в социальных сетях или в профилях специализированных сайтов, чем рассылать ту же информацию всем желающим.

Когда нужно писать самопрезентацию?

Невозможно перечислить все случаи, в которых может понадобиться составить и провести автопрезентацию. Современная жизнь слишком изменчива и непредсказуема, а потому, чтобы не оказаться вдруг без нужных слов, имеет смысл написать небольшую универсальную заготовку заранее.

Чаще всего самопрезентацию требуется проводить:

  1. При поступлении в престижное учебное заведение . Особенно важна подготовка для взрослых людей, уже имеющих высшее образование. Вряд ли приёмная комиссия с чрезмерной строгостью отнесётся к презентации, составленной выпускником школы или лицом, ранее не пробовавшим свои силы в вузах.
  2. При устройстве на работу . Также достаточно мало распространённое в отечественных реалиях, но обычное для стран Запада явление. Чем более ответственную (и оплачиваемую) должность намеревается занять соискатель, тем серьёзнее нужно подойти к составлению текста. Его стилистика будет зависеть от профиля компании и бытующих в ней традициях.
  3. При знакомстве с новым коллективом . Тут представить себя, если того требует корпоративная этика, придётся и только заступившему на должность руководителю, и простому сотруднику. Выступления в подавляющем большинстве случаев проводятся в устной форме с кафедры, со сцены или непосредственно на рабочем месте. И начальнику, и работнику не стоит при общении с другими людьми использовать холодный деловой стиль.
  4. При поиске кредиторов или инвесторов . Как начинающему, так и опытному предпринимателю время от времени приходится искать заёмные средства или людей, готовых вложиться в очередной проект за обещание в будущем части прибыли. , способный заинтересовать будущих деловых партнёров или займодавцев, - дело сложное, но вполне привычное. А вот подготовить на письме грамотную автопрезентацию и после эффектно её подать - задача не менее важная и значительно более нестандартная. При выступлении перед будущими инвесторами и кредиторами или письменном к ним обращении следует особое внимание уделить своим прошлым коммерческим успехам, не стесняясь хвастаться: зачастую решение слушателей зависит от первого впечатления.
  5. При попытках получить , частных или государственных фондов. В отличие от предыдущей ситуации, речь идёт не о кредитах или инвестициях, а о безвозмездных денежных вливаниях: пожертвованиях, грантах или даже стипендиях. Чтобы получить нужную сумму, претенденту или просителю придётся как следует постараться, сделав автопрезентацию не только увлекательной и информативной, но и максимально убедительной.
  6. При неформальном общении . В компании друзей самопрезентация вряд ли понадобится: даже о новичке в коллективе гораздо красноречивее расскажут приведшие его друзья, чем собственное представление. Но если дело касается компании, состоящей из малознакомых или вовсе незнакомых людей, имеет смысл немного рассказать о себе, не увлекаясь при этом описанием успехов на работе и в бизнесе, а сконцентрировав внимание слушателей на интересных аспектах своей личности. Самопрезентация в неформальной обстановке проводится обычно в виде выступления, хотя, если общение началось в Интернете, может быть и письменной.
  7. При общении в Глобальной сети . Если взаимодействие, официальное или нет, продолжается в той же виртуальной среде, где и началось, каждому из желающих представить себя участников стоит подготовить небольшую самопрезентацию. Как правило, достаточно и текстового варианта, но, если позволяет время и есть технические возможности, будет вполне разумно записать небольшой информативный ролик о себе. Информация должна находиться в открытом доступе, чтобы с ней мог ознакомиться каждый желающий - иначе автору придётся постоянно заниматься рассылками, что не слишком удобно.

Ещё одна ситуация, в которой неплохо будет написать автопрезентацию, - восстановление доброго имени. Не имеет значения, пострадала репутация человека в результате клеветы или его собственных неосторожных действий; происшедшее надо исправлять, и чем скорее, тем лучше.

Разновидности автопрезентаций

Прежде чем приступить к написанию текста для автопрезентации, следует определиться с её направленностью, учитывая:

  • целевую аудиторию;
  • ситуацию, для которой проводится презентация;
  • число слушателей;
  • способ обращения к аудитории;
  • конечную цель.

Первые два пункта были рассмотрены в предыдущих разделах. Самопрезентация, какой бы специализированной она не казалась автору и как бы мастерски ни была составлена, должна быть строго ориентирована на аудиторию и полностью соответствовать ситуации - иначе все старания пройдут впустую.

В зависимости от численности аудитории все презентации делятся на:

  1. Приватные . Предназначены для одного или нескольких особо влиятельных людей. И текст, и выступление представляющегося должны быть выстроены так, чтобы привлекать внимание именно этой небольшой группы. Автопрезентация может содержать личные обращения, отсылки к обстоятельствам, известным обеим сторонам или объединяющим их, и, если позволяет обстановка, неформальные обороты.
  2. Камерные . В этом случае численность аудитории составляет от трёх до десяти человек. Автопрезентация в устном формате проводится в небольших помещениях или кабинетах; в письменном - путём целевой рассылки или общения в корпоративном чате. Хотя грамотно составленный текст может по-прежнему содержать личные обращения к одному или нескольким слушающим, увлекаться ими не стоит, как и разговорами об общих интересах.
  3. Публичные . Рассчитаны на широкую, разнородную и эмоционально плохо контролируемую аудиторию. Выступающему (или автору, если речь идёт о письменной автопрезентации) не стоит задерживаться на несущественных подробностях или заговаривать с кем-либо из зала - это пустая трата времени. Лучше всего сразу обратиться к фактам, как можно доходчивее представив слушателям или читателям свои интересы, плюсы, минусы и просьбы.

По способу общения с аудиторией автопрезентации можно разделить на:

  • Письменные - оформляются на бумаге или в виде электронного документа, рассылаются одному или нескольким потенциальным читателям;
  • Устные - человек, желающий представить себя, сам выступает перед публикой.

Важно : хотя первый вариант предполагает меньшие временные затраты, он не слишком удобен в плане обратной связи. Автор текста, пересланного адресату или размещённого в открытом доступе, не может оперативно отвечать каждому желающему задать вопрос или внести коррективы. Следовательно, высока вероятность упустить выгодное предложение или потерять возможность отреагировать на явную провокацию, что в итоге плохо скажется на репутации автора.

По конечной цели презентации делятся на:

  • Продвигающие. Предназначены для получения коммерческого эффекта, материальной или нематериальной пользы. К ним относятся выступления перед потенциальными инвесторами, кредиторами, жертвователями, благотворителями и другими лицами, имеющими нужную сумму денег и, возможно, готовыми с нею расстаться. При написании продвигающей презентации следует, если проект носит финансовый характер, делать упор на возможность слушателей получить прибыль (как часть будущего дохода или в виде возвращённого с процентами кредита) или совершить социально значимый поступок (помочь какому-либо фонду, благотворительной организации или конкретному нуждающемуся). Если речь идёт о нематериальной пользе, например продвижении по служебной лестнице или поступлении на работу, нужно дать понять слушателям или читателям, что они, сделав правильный выбор, получат грамотного целеустремлённого специалиста, перспективного учащегося и так далее - всё зависит от назначения самопрезентации.
  • Информационные . Создаются, когда необходимо донести до одного или нескольких читателей (или слушателей) важные сведения о личности, интересах, привычках или достоинствах автора. Обычно информационные презентации проводятся при знакомстве с коллективом или новой социальной группой, напрямую не связанной с получением выгоды. Составлять их, с одной стороны, проще, поскольку можно не заострять внимание на коммерческом компоненте текста; с другой - сложнее, ведь текст ориентирован не на быстрое получение желаемого, а на налаживание долговременных тёплых взаимоотношений.

Как сделать самопрезентацию о себе?

Вне зависимости от конечной цели, численности аудитории и её состава текст написанной правильно и красиво самопрезентации состоит из семи обязательных блоков. Их содержание и наполненность можно варьировать практически без ограничений, но составителю настоятельно не рекомендуется пренебрегать ни одной из частей - иначе презентаций будет выглядеть неполной или откровенно провальной.

  1. Первый блок любой самопрезентации - вступление. Его предназначение - показать читателям или слушателям, с кем они будут иметь дело в ближайшие несколько минут. Раздел должен включать в себя следующие данные:
    • фамилию, имя, отчество (или просто имя и отчество) обращающегося;
    • несколько приветственных слов;
    • небольшой комплимент аудитории в целом или нескольким слушателям по отдельности;
    • основные детали биографии рассказчика: где и когда он родился, учился, где работает, чем занимается и интересуется;
    • цель, с которой автор обращается к аудитории: получение кредита, инвестиций, новой должности, места работы, учёбы, намерение завязать дружеские отношения и так далее.
  2. Второй блок - род деятельности представляющегося. Здесь можно развить тему, обозначенную в первом разделе, подробнее рассказав читателям или слушателям о собственных профессиональных обязанностях и навыках. Грубейшей ошибкой будет плохо отзываться о своих настоящих или прошлых работодателях, клиентах или заказчиках. Даже если речь зайдёт о каждом из них в отдельности, необходимо придерживаться благожелательного или нейтрального тона, не впутывая аудиторию в свои жизненные проблемы. Не стоит концентрировать внимание на сложности, опасности работы и других негативных факторах: лучше найти более уместные способы дать читателям или слушателям понять, сколь ответственную должность выступающий занимает. Если целевая аудитория состоит из специалистов, достаточно перечислить свои должностные обязанности, сделав это по возможности не скучно. Если нет - тоже перечислить их, но снабжая каждый пункт небольшим пояснением.
  3. Третий блок - образование рассказчика. Где учился и каких в это время достиг успехов автор самопрезентации, будет интересно даже случайным слушателям, не говоря уже о работодателях и коллегах. Не имеет смысла начинать рассказ со школы: в отечественных условиях все они практически одинаковы, а разделение на «элитные» и обычные - простая условность. А вот институт или университет, давший рассказчику высшее образование, - уже достойная внимания тема. Как и прежде, не стоит заострять внимание на отрицательных воспоминаниях, связанных с учёбой. Они мало интересны слушателям или читателям и не несут никакой смысловой нагрузки. Гораздо лучше будет упомянуть об участии в различных олимпиадах, призовых местах в спортивных соревнованиях и, наконец, о получении диплома с хорошими отметками. Если выступающий устраивается на работу по профилю, важно рассказать и об успехах, достигнутых при прохождении преддипломной практики: зачастую они более важны, чем сам факт получения диплома.
  4. Четвёртый блок - достижения. Здесь можно или просуммировать ранее описанные успехи в учёбе и работе, или привести дополнительные факты. Они должны быть интересны аудитории, но не обязательно связаны с профессиональной деятельностью. Официальная часть закончилась на третьем блоке; далее продолжается знакомство автора с читателями или слушателями. Вполне возможно, им доставит удовольствие рассказ о спортивных победах, участии в крупных творческих проектах или о создании представляющимся благотворительного фонда. Ну а если интереса эти истории не вызовут - не беда, можно переходить к следующему разделу автопрезентации.
  5. Пятый блок - личные качества. Продолжая свободное общение с аудиторией, рассказчик может подробнее познакомить её со своими привычками, предпочтениями, достоинствами и даже, если это не повредит репутации, недостатками.

Совет : помня о том, что любая самопрезентация (даже в неофициальном кругу) рассчитана на первое знакомство, не следует сразу посвящать читателей или слушателей во все свои тайны. Вряд ли их заинтересует, что рассказчик не любит мыть посуду или лучше, чем кто-либо в округе, умеет гладить брюки. А вот о действительно важных ограничениях, например невозможности быть на связи по пятницам или подниматься вверх по лестнице, упомянуть нужно, если это связано с темой презентации. Как и в предыдущих случаях, следует концентрироваться на положительных аспектах: своих творческих, профессиональных, физических или интеллектуальных способностях, оставляя в стороне несущественное для взрослого человека. Хвастаться можно, главное - не слишком увлекаться и фантазировать и приводить аудитории действительно захватывающие подробности; тогда успех обеспечен.

  1. Шестой блок - подведение итогов с повторной формулировкой основной мысли:
    • работодателю следует ещё раз дать понять, какого замечательного специалиста он имеет возможность нанять;
    • приёмной комиссии - что в качестве учащегося рассказчик, уже обладающий рядом достижений, будет просто бесподобен и принесёт вузу добрую славу;
    • инвесторам или кредиторам - что дело действительно выгодное, и если они сейчас откажутся от возможности в него вложиться, в будущем такое решение обернётся упущенной прибылью и разочарованиями;
    • благотворителям - что, согласившись на просьбу автора, они совершат по-настоящему доброе дело, которое благоприятно скажется на репутации каждого из них;
    • будущим приятелям, друзьям или неопределённой (виртуальной) аудитории, что рассказчик - компетентный и приятный человек, заслуживающий доверия и уважения и ничего не имеющий против тёплых взаимоотношений с коллективом.
  2. Седьмой блок - заключительный. Рассказчику следует попрощаться с аудиторией, поблагодарив её ещё одним комплиментом и уверив в своей готовности ответить на любые появившиеся вопросы. Неплохо будет в заключение привести свои контактные данные (на письме) или рассказать, где и как слушатели могут пообщаться с заказчиком (при устном выступлении).

Самопрезентация о себе - образцы текста

Чтобы получить представление о правилах составления самопрезентации, начинающему автору полезно будет ознакомиться с тремя небольшими примерами: при устройстве на работу, общении с инвесторами и знакомстве со смешанной аудиторией.

Пример №1

Здравствуйте! Меня зовут Рыбаков Владимир Леонтьевич. Благодарю всех собравшихся здесь за возможность немного рассказать о себе. Для меня честь выступать перед столь приятной и компетентной аудиторией. Разрешите рассказать, почему я претендую на должность старшего разработчика отдела современных технологий.

Начну со своих профессиональных навыков и обязанностей. Я инженер-электронщик, стаж работы по специальности - более пятнадцати лет; на первую работу устроился сразу после окончания университета. Должностные обязанности - разработка электронных схем, проверка проектов подчинённых, изучение и адаптация зарубежных технологий и обучение молодых специалистов. За время работы участвовал в десяти конкурсах регионального и двух - федерального значения. Имею грамоты, награды и благодарственные письма.

Обучался последовательно в техникуме №23 Караганды и Университете электроники имени Володарского (Нижний Волочек). С первого курса принимал участие в олимпиадах и межвузовских спортивных соревнованиях. Имею диплом с отличием.

Увлекаюсь кулинарией и горнолыжным спортом. Имею сертификат кондитера-универсала, а также звание мастера спорта в соответствующем направлении.

Собран, организован, уверен в себе. Имею навыки долгосрочного планирования. Хороший организатор, о чём свидетельствуют рекомендательные письма с прошлого места работы. Предмет моей гордости - создание частного благотворительного фонда «Поможем, чем можем», действующего с 2015 года.

Прошу рассмотреть мою кандидатуру. Уверяю, что в случае положительного решения вы получите преданного и грамотного сотрудника, имеющего организаторские и производственные навыки.

С радостью отвечу на все возникшие у вас вопросы. Благодарю за внимание; было приятно перед вами выступать.

Пример №2

Добрый день, господа инвесторы! Меня зовут Андрей Васильевич, и сегодня я расскажу вам о своём новом проекте. Приятно вновь видеть знакомые лица, а всем, с кем ещё не имел чести познакомиться, - огромное спасибо за внимание! Тема моего выступления - производство аккумуляторов для пультов.

Теперь к делу. Я занимаюсь продвижением энергосберегающих самозаряжающихся батареек для телевизионных пультов уже на протяжении пяти лет. За это время были и успехи, и небольшие неудачи. Всё же мы смогли наладить производство и в прошлом году получили сертификат качества государственного образца.

Идея о производстве особых батареек для пультов возникла у меня ещё во время обучения в Институте имени Теслы, более десяти лет назад. Этой теме была посвящена моя преддипломная практика, а позже - и сам диплом, защищённый мною с отличием.

Сфера моих личных интересов совпадает с профессиональной: это внедрение в жизнь новых энергосберегающих технологий, которые в будущем сделают жизнь человека легче, а природу - чище.

Помогают мне в развитии проекта и личные качества: настойчивость и умение двигаться вперёд, несмотря ни на что. Я круглые сутки обрабатываю новую информацию и продумываю технологические схемы, чтобы сделать нашу с вами планету зеленее, а наш общий воздух - приятнее.

Предлагаю вам поучаствовать в финансировании моего нового проекта, с которым вы можете ознакомиться, заглянув в прилагаемые брошюры. Вы получите гарантированное вознаграждение уже через полгода после старта, а в дальнейшем сможете вновь вложиться в развитие бизнеса.

Искренне благодарю за внимание. Если есть вопросы, задавайте; с радостью пообщаюсь с умными людьми.

Пример №3

Всем привет! Меня зовут Алексей, и теперь я буду частью вашего коллектива. Мы пока незнакомы, но я уже сейчас чувствую к вам симпатию и не сомневаюсь, что мы подружимся. С этой целью я и расскажу немного о себе.

В настоящее время я работаю в НИИ Кардиоэлектроники имени Левковского. До того был практикующим врачом в Центральной Самарской больнице №1, а позднее преподавал в Медицинском университете того же города.

Его же я в своё время и закончил - с красным дипломом и несколькими благодарностями из интернатуры. Пока учился, участвовал в межвузовских соревнованиях по волейболу и спортивной гимнастике, а также нескольких олимпиадах по специальности и гуманитарным дисциплинам.

В свободное время занимаюсь спортивной ходьбой и вязанием. Ещё люблю читать книги и слушать классическую музыку. Не скажу, что добился хотя бы в одном из своих хобби заметных успехов; они просто приносят мне удовольствие.

Главное качество, которое ценю в себе, - дружелюбность. Надеюсь, сразу после окончания моего небольшого выступления вы сможете в нём убедиться.

Уверен, мы с вами найдём общие темы для разговора и сможем наслаждаться общением ещё не один год. Большое спасибо, что выслушали меня. Если есть вопросы, не стесняйтесь; буду рад поговорить с новыми знакомыми.

Как презентовать себя на 5 с плюсом - видео

Подводим итоги

Чтобы составить самопрезентацию о себе, необходимо определить её цель и решить, к кому она будет обращена. Текст должен зависеть от численности аудитории, намерений рассказчика, его профессионального и жизненного опыта. Презентация должна быть ёмкой, увлекательной, красиво и грамотно написанной.

Любая автопрезентация состоит из вступительной части, рассказа автора о своих достижениях, увлечениях и успехах, формулировки цели и заключения. Человеку, часто сталкивающемуся с необходимостью рассказывать о себе, рекомендуется заранее составить несколько универсальных образцов. В дальнейшем их можно свободно модифицировать, подстраивая под текущую ситуацию.