Самые влиятельные женщины русской церкви. Игумения Ксения (Чернега): «Я не жалею, что продолжаю заниматься профессиональной деятельностью

10 января стало известно о решении Исаакиевский собор в Петербурге в пользование Русской православной церкви. О том, как это скажется на музее, кто будет финансировать содержание собора и отвечать за сохранность содержащихся в нем ценностей, в интервью “Интерфакс-Религия” рассказала глава юридической службы Московской патриархии игумения Ксения (Чернега).

– Матушка Ксения, как скажется на государственном музее решение о передаче Исаакиевского собора Церкви?

– Поскольку здание занято музеем, согласно закону №327 о передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, если передаваемое здание занято организацией культуры, например, музеем, ему должно быть предварительно предоставлено для осуществления уставной деятельности помещение, равноценное по площади, техническому состоянию.

В этой связи органы власти Петербурга должны принять решение о включении этого здания в план передачи, который со своей стороны будет предусматривать мероприятия не только по высвобождению этого здания, но и по предоставлению музею нового здания для осуществления уставной деятельности. И здесь возникает интересный вопрос: вся музейная деятельность в Исаакие на сегодня сосредоточена на экспонировании самого церковного пространства и архитектурных особенностей. Там, насколько мне известно, нет предметов и экспонатов, не относящихся к храму. Если там что-то демонстрируется, то это иконы, иконостас, архитектурные особенности, и туристы поднимаются на смотровую площадку. Поэтому возникает вопрос: если музей как таковой будет сохранен, то что он будет делать в новом здании, что он будет экспонировать? Как власти Петербурга решат этот вопрос? Ведь музей занимался показом самого здания.

Если Церковь говорит о том, что государственный музей будет сохранен внутри этого здания, то здесь нужно продумывать какой-то иной механизм, не предусмотренный 327-м законом, потому что он основан на обязательном выселении госучреждения из занимаемых площадей. Если такого выселения не будет, значит надо продумывать вариант каких-то двойных договоров, соглашений, чтобы и религиозная организация имела объект в безвозмездном пользовании, и музей вступил в какие-то договорные отношения с религиозной организацией.

Если же мы будем создавать там церковный музей, то понятно, что государственному музею места там не будет, он должен куда-то выселиться, но возникает вопрос, насколько ему нужны такие же адекватные площади, потому что вся его деятельность в Исаакие заключалась в показе самого Исаакия. То есть здесь проблема интересная и она должна быть как-то дополнительно обсуждена, должны быть найдены дополнительные варианты решения.

– Как будет решаться вопрос с сохранностью культурных ценностей собора?

– Иконы и иконостас скорее всего будут сохранены в оперативном управлении музея и переданы в безвозмездное пользование Церкви. Эта модель предусмотрена постановлением правительства России, согласно которому движимое имущество религиозного назначения, относящееся к музейным предметам и коллекциям, как, например, иконы, иконостас, сохраняется в государственной собственности и в оперативном управлении соответствующих музеев и при этом передается в безвозмездное пользование религиозных организаций. Иными словами, религиозная организация, пользующаяся этими музейными предметами, будет подконтрольна музею, который будет проверять сохранность этих предметов, бить тревогу в том случае, если что-то будет нарушено, если какие-то предметы будут под угрозой разрушения. Музейные работники должны периодически приходить, контролировать сохранность этих предметов, потому что музей будет правообладателем этих ценностей.

– А как будет осуществляться дальнейшее финансирование содержания Исаакиевского собора?

– Что касается финансирования, то этот вопрос наиболее интересен. Если речь идет о поддержании в надлежащем состоянии самого здания, то это будет скорее всего осуществляться за счет субсидий, выделяемых в рамках той или иной программы. Поскольку это объект ЮНЕСКО, возможно, здесь городские субсидии должны быть задействованы. Я с полной уверенностью сказать не могу, но мне думается, что в рамках федеральной целевой программы “Культура России” финансируются памятники федерального значения, находящиеся в любых формах собственности. Например, если это городская собственность, но памятник имеет федеральное значение, можно и за счет федеральных субсидий его финансировать. Этот вопрос нужно дополнительно изучить.

Образ современной Московской патриархии формируют не только патриарх Кирилл и «попы на мерседесах». У него есть и женское лицо: зовут Ксения (Чернега) - ​игумения, настоятельница московского Алексеевского монастыря и главный юрист патриархии. Именно она все чаще высказывается по ключевым вопросам от имени РПЦ. Она не нуждается в строгом окрике патриарха, 21 сентября пригрозившего духовенству: «Если у кого-то еще остаются сомнения, нужно ли делать все то, о чем патриарх учит, - ​оставьте все сомнения! И строго исполняйте то, что я повелеваю! Кто не согласен - ​на пенсию!» Игумения прочно встроена в вертикаль патриаршей власти.

Свежая сенсация и ее «разъяснение»

С этой скромной матушкой в черной рясе и апостольнике связано множество «информационных поводов», которые выдает в медиапространство патриархия. Один из таких как раз появился на прошлой неделе. Российские СМИ облетела сенсация: на волне борьбы с «православными экстремистами», выступающими против фильма «Матильда», патриархия призывает принять закон, запрещающий организациям, не входящим в структуру РПЦ МП, использовать в своих названиях слова «православие», «православный» и производные от них. Логика инициативы состоит в том, что организации, призывающие поджигать кинотеатры и творить прочий экстремизм, называют себя православными и тем самым бросают тень на патриархию. А ведь патриархия-то их осуждает и готова всячески помогать государству в борьбе с ними!

В воздухе повеяло «монополией на православие», а ведь в России, помимо Московской патриархии, зарегистрировано еще несколько «альтернативных» церквей и старообрядческих согласий, которые исповедуют православие. Подобная монополия существует, например, в Грузии, где подписан конкордат между государством и Грузинской патриархией. «Альтернативные» православные в этой стране существуют полулегально, а то и вовсе подпольно. В России такие церкви тоже не чувствуют себя вольготно: у них отбирают храмы, а их публикации признают «экстремистскими». По словам игумении Ксении, в стране зарегистрирован «целый блок» организаций, в названии которых присутствует «православный», хотя «никакой связи с Церковью у этих организаций нет».

Но «информационные поводы» иногда появляются для того, чтобы их опровергать. Призыв к «монополии на православие» звучит слишком провокационно после двух показательных встреч Владимира Путина с предстоятелем Русской православной старообрядческой церкви митрополитом Корнилием (в марте и в мае нынешнего года). Призыв запретить этой церкви называться православной воспринимается теперь как фронда и нелояльность.

И вот 18 сентября юридическая служба патриархии выпускает «разъяснение» за подписью той же Ксении: «Позиция службы заключается не в том, чтобы запретить использование слова «православный» в наименованиях религиозных организаций, не связанных с Русской Православной Церковью, а в том, чтобы ограничить использование сведений о религиозной принадлежности в наименованиях тех коммерческих и некоммерческих организаций, которые не имеют никакого отношения к религии и религиозным общинам». И на том спасибо.

Хотя повис в воздухе вопрос, а кто же будет определять (и по каким критериям), какая организация «имеет отношение» к религии, а какая — ​нет?

Велика Артемида Московская!

Наша героиня — ​главный юрист патриархии и одновременно игумения женского монастыря в Красном Селе (метро «Красносельская») Ксения (Чернега) — ​родилась в Москве в 1971 году и получила хорошее юридическое образование. В 1998-м в Московской государственной юридической академии защитила диссертацию «Правовая модель благотворительности и благотворительных организаций: гражданско-правовой и социологический аспекты». К тому времени она уже пять лет работала в религиозной организации с совершенно нерелигиозным названием — ​«Юридическая служба». Эта необычная религиозная структура обслуживала главным образом приход храма Всех Святых в Красном Селе, переданного РПЦ в 1991 году и возглавляемого харизматичным молодым священником Артемием Владимировым. Его духовным чадом будущая игумения стала еще до открытия храма в Красном селе, когда о. Артемий служил в церкви Воскресения Словущего в Брюсовом переулке.

Там вокруг него начала формироваться весьма специфическая община (преимущественно девичья), которую церковные острословы именуют «Артемида Московская» (по аналогии с языческой Артемидой Ефесской, ярко упомянутой в новозаветной книге Деяний Апостолов (глава 19, стихи 23-40)). Специфика общины — ​прямое продолжение специфики о. Артемия, выпускника филфака МГУ, чрезвычайно артистичного, импозантного и остроумного, но вместе с тем строго аскетичного и явно юродствующего (батюшка любит говорить загадками и прибаутками, что приводит почитателей в полный восторг, убеждая их в пророческом даре своего духовного отца).

Выбор монашества не очень типичен для последовательниц о. Артемия. По собственному признанию игумении Ксении, патриарх Кирилл, к которому она еще в 2009 г. обратилась с прошением о постриге, удивился такому намерению, но не потому, что хорошо знал своего главного юрисконсульта, а потому, что считал ее работу трудно совместимой с монашеством — ​слишком суетной. Эту проблему признает и наша героиня в интервью сайту отдела РПЦ по делам монашества в феврале 2016 года: «Не всегда нахожу силы подняться в раннее время. Бывать ежедневно на Литургии мне не удается».

Несмотря на высокую духовность прихода о. Артемия, в прессу иногда попадали отголоски скандалов, связанных с разного рода бизнес-активностью вокруг этого храма. При ангелоподобном о. Артемии состоял весьма практичный староста, который монетизировал символический капитал. Юридическим обслуживанием этих бизнес-проектов в частности занималась религиозная организация «Юридическая служба», опыт которой довольно быстро оказался востребован на самом высоком церковном уровне.

Но к этому мы еще вернемся, а пока несколько слов о светской карьере Ксении Чернеги. В 2003 году, будучи молодым кандидатом наук, она становится профессором (!) кафедры гражданского права и процесса юридического факультета Академии труда и социальных отношений. Почти одновременно Ксения приглашается на должность юрис-консульта патриархии, а в 2010 году ее приглашают в качестве профессора сразу два вуза — ​Московская академия экономики и права и Православный институт св. Иоанна Богослова. В 2009 году она принимает иноческий (начальный) постриг и возглавляет юридическую службу Московской патриархии. Полный (мантийный) монашеский постриг приняла в 2013-м и тогда же была возведена в сан игумении возрожденного Алексеевского монастыря, созданного на базе прихода о. Артемия.

Чисто формально старец теперь стал подчиненным своей духовной дочери: его статус понизился с настоятеля до духовника обители.

Убеждения и возможности

В одном из своих интервью Ксения призналась в особом почитании Николая II и членов его семьи: «Мне этим и близок Государь, поскольку лично я — ​мягкий по натуре человек, а возложенные на меня послушания требуют твердости и выдержки. Недопустимы свойственные женскому полу эмоциональные всплески, слезы, разговоры «по душам». Матушка признается, что тратит редкие минуты свободного времени на чтение и перечитывание книг о царственных мучениках. Тем удивительнее, что православная общественность до сих пор не услышала от нее каких-либо жестких высказываний о «Матильде».

Игумения скептически оценивает уровень церковно-государственного сотрудничества в современной России: «До «сращивания» с государством нам очень далеко», — ​считает она, но тут же оговаривается, что и равноправия религиозных объединений в России нет: «Равенство» — ​в правовом смысле этого слова — ​вовсе не предполагает равноправия… Поэтому периодически в Государственной думе возобновляются инициативы депутатов дополнить законодательство нормами, классифицирующими религиозные организации на «традиционные» и «нетрадиционные»».

О впечатляющих лоббистских возможностях игумении говорит, например, такой факт. Заранее зная о готовящемся массовом сносе мелких палаток и кафе в Москве, мать Ксения смогла провести через Госдуму (!) поправку в статью 222 Гражданского кодекса РФ, позволяющую без решения суда сносить самовольные постройки. Из-под действия статьи были выведены самовольные постройки религиозного назначения.

Главный юрист патриархии является и идеологом (не самым главным, конечно, поскольку инициатива исходила от патриарха) уголовного преследования за «оскорбление чувств» — ​одной из самых расплывчатых новаций законодательства последних лет, породившей целое профессиональное сословие «оскорбленных верующих».

Конечно, и такая знаковая вещь, как «опэкизация» школьного образования (введение в курс предмета «Основы православной культуры»), не прошла мимо главного юриста патриархии. В одном из интервью 2012 года м. Ксения категорически отрицала действие «ленинского декрета»: «Некоторые депутаты всерьез утверждали, что в России государственная школа «якобы отделена от церкви», и поэтому изучение в российских школах основ религиозной культуры недопустимо. Однако принцип отделения школы от церкви давно и безвозвратно ушел в прошлое».

Отчитываясь о своих законотворческих успехах 2015 года, игумения выделила поправки к закону «О некоммерческих организациях», освобождающие религиозные организации от сдачи слишком сложной отчетности. Принятые тогда же поправки к закону о свободе совести существенно сократили полномочия органов юстиции по проверке финансово-хозяйственной деятельности церкви. А законом города Москвы религиозные организации освободили от торгового сбора, если торговля ведется в храмах или на прихрамовых территориях.

Приоритет в работе главного юриста при патриархе Кирилле — ​это, конечно, борьба за передачу в собственность РПЦ ценных объектов недвижимости (типа Исаакиевского собора), но с тем, чтобы обязательств по содержанию этих объектов у РПЦ было как можно меньше. В первую очередь для этого надо сократить влияние музеев и прочих учреждений культуры на соответствующих объектах. «Мы считаем, — ​заявила м. Ксения в феврале 2015 года, — ​что если архитектурный ансамбль признан религиозно-историческим местом, то приоритетной должна стать именно богослужебная деятельность. А все остальные виды деятельности на территории ансамбля — ​музейная или туристическая — ​должны быть вспомогательными и осуществляться в той степени, в какой они не препятствуют богослужебной деятельности религиозных организаций…»

Об одном из наиболее вопиющих сюжетов с «церковной недвижимостью», в которых задействована м. Ксения, «Новая» дважды писала в текущем году. Не повезло Всероссийскому научно-исследовательскому институту рыбного хозяйства и океанографии (ВНИИРО) в Москве, на Верхней Красносельской улице. Комплекс его зданий общей площадью более 8000 квадратных метров оказался на исторической территории Алексеевского монастыря, где как раз игуменствует м. Ксения. Вернуть этот объект, построенный при советской власти, — ​дело профессиональной чести игумении как юриста.


Отмечая День православной книги, мы вновь говорим о роли литературы в жизни человека. Что такое книга? Учитель, как мы не раз читали в школьных учебниках? Друг? Советчик? Что делает книгу православной? Об этом рассуждает митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви. PDF-версия.

Молитва на кончиках пальцев
Русская Православная Церковь сегодня уделяет много внимания людям с ограниченными возможностями — медицинское обслуживание, социальная адаптация, создание безбарьерной среды в храмах. Действует более 400 церковных проектов помощи инвалидам. Не остаются без внимания и поддержки в том числе незрячие и слабовидящие люди, благодаря чему они приходят в храмы и становятся полноправными членами приходов. PDF-версия.


Теме восстановления храмов, значительная часть которых относится к объектам культурного наследия (ОКН), уделяется все больше внимания. По благословению Святейшего Патриарха уже в 100 епархиях учреждена должность древлехранителя, вопрос возрождения поруганных святынь находится под пристальным вниманием Патриаршего совета по культуре, государство выделяет средства на их восстановление. На православных телеканалах и в печатных СМИ появились новые рубрики, посвященные этой теме. Да и просто неравнодушные люди собирают средства в соцсетях и занимаются краеведческой работой. Как этот вопрос решается на примере отдельной епархии, с какими проблемами приходится сталкиваться епархиальному древлехранителю и на чью помощь он может рассчитывать, «Журналу Московской Патриархии» рассказал руководитель архитектурно-строительного отдела, древлехранитель Смоленской епархии Александр Дубровский. PDF-версия.

Союзы любви
Ответом Церкви на вызов, брошенный ей безбожным государством сразу после большевистского переворота, стали духовные союзы. Первоначально созданные для защиты православных святынь от поругания, позднее они занялись просветительской и миссионерской деятельностью. Но братским союзам в новой стране было не место. К 1932 году советская власть жестоко расправилась с мирянами и священниками, пытавшимися совместно действовать за пределами приходов. PDF-версия.

Под покровом святого князя Владимира
Небольшой деревянный храм во имя святого равноапостольного князя Владимира по улице Маршала Чуйкова в воскресные и праздничные дни переполнен. Ничего удивительного: в 100-тысячном столичном районе Кузьминки ныне это единственная действующая православная церковь. Случаются и будние дни, когда тут негде яблоку упасть: дом молитвы заполняется молодыми людьми в униформе. Они прилежно выстаивают всю Божественную литургию и строгим порядком приступают к Святой Чаше. И в этом тоже нет ничего странного: Князь-Владимирский храм — это еще и домовая церковь Президентского кадетского училища Росгвардии имени М. А. Шолохова. Так называемые кадетские Литургии здесь совершаются регулярно, по заранее согласованному с администрацией учебного заведения расписанию. В интервью корреспонденту «Журнала Московской Пат-риархии» духовник училища настоятель Князь-Владимирского храма священник Марк Кравченко рассказывает как в этом храме верстаются казаки (церемония посвящения в казака, предполагающая принятие в храме присяги Отчизне и Православной вере) и почему кадетам неинтересно общаться с бывшими одноклассниками. PDF-версия

27.12.2013

23 декабря 2013 года в домовом храме Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре состоялся монашеский постриг игумении нового московского монастыря - Алексеевской ставропигиальной женской обители, возрожденной на историческом месте, в Красном селе. Руководитель Юридической службы Московской Патриархии монахиня Ксения (Чернега) пострижена в малую схиму с именем Ксения в честь святой блаженной Ксении Петербургской. Каково новое послушание, чем будут заниматься сестры и как возник монастырь, читателям портала «Приходы» рассказывает матушка Ксения.

Каким Вы видите Алексеевский монастырь?

– Созданный в 1360 году Алексеевский монастырь является древнейшей женской обителью Москвы. Небесный покровитель монастыря – святой Алексий, человек Божий. И думаю, что в его житии сестрам монастыря следует черпать силы к несению монашеского креста. Этот угодник Божий бежал от мира. Оставив семейный очаг, он избрал поистине монашеский путь молитвы, поста и скорбей. Его подвиг был тайным. И в этом − тоже нам образец для подражания.

Несомненно, Алексеевский монастырь будет следовать традициям женского монашества. У обители есть и свои собственные традиции, которые можно почерпнуть издореволюционных свидетельств о жизни ее насельниц. За минувшие двадцать лет при приходе храма Всех святых в Красном селе был собран архив из личных вещей, фотографий насельниц Алексеевского монастыря. Сейчас они экспонируются в небольшом музее воссозданной обители. Мы ощущаем молитвенную помощь наших предшественниц.

Надо сказать, что некоторые из них причислены к лику святых. Помимо основательниц Алексеевского монастыря преподобных Иулиании и Евпраксии, прославлены также и послушницы монастыря: преподобные Анна и Матрона (Макандины), Евфросиния (Тимофеева), пострадавшие в годы безбожных гонений.

Молитвенным ходатайством преподобныхвозрождена наша обитель. Не оставят они нас и внепростые годы становления монашеской жизни.

В XIX веке монастырь благодаря стараниям одной из выдающихся игумений нашей обители Антонии (Троилиной) отличался от прочих городских монастырей своей социальной ориентацией. При нем существовала богадельня, школа для южнославянских девиц, училище для девочек из семей малообеспеченных священнослужителей.

Городские монастыри, на мой взгляд, не могут быть совершенно изолированы от мира. Согласно утвержденной Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом концепции воссоздания Алексеевского монастыря, при обители будет функционировать богадельня, школа и другие социальные учреждения.

Зачем нужно было воссоздавать Алексеевский монастырь? Кто его насельницы?

– Монастырь создан на базе прихода храма Всех святых в Красном селе. Сама я являюсь давней его прихожанкой. В числе духовных чад протоиерея Артемия Владимирова я приняла участие в возрождении храма Всех святых практически сразу, как наш духовник был переведен сюда на настоятельскую должность. Приход был зарегистрирован в 1991 году, однако уже тогда, в начале 90-х, несмотря на то, что на месте монастыря были развалины и запустение, мы ощущали витающий здесь «монашеский дух». С мыслью о монастыре мы возрождали храм, келейные корпуса, строили жизнь нашей приходской общины. Более того, в наименование нашего прихода было включено упоминание об Алексеевском монастыре, при храме которого приход был основан.

Шли годы. Отец Артемий неоднократно обращался в Патриархию с просьбой возродить обитель. Но просьба эта была удовлетворена лишь через двадцать с лишним лет. Думаю, что у Бога на все свои сроки.

Стоит отметить, что импульс к возрождению обители придал визит Святейшего Владыки Кирилла в наш храм в 2010 году. Тогда Его Святейшество в своей проповеди отметил «скитальческую судьбу» нашей обители и призвал нас к возрождению монастыря. В том же году по благословению Предстоятеля Русской Церкви было основано сестричество преподобного Алексия, человека Божия, в состав которого вошли наши прихожанки.

Игумения Ксения (в миру Чернега Оксана Александровна) стала прихожанкой храма Всех Святых в1991 г. В Красное село она пришла вслед за своим духовником - протоиереем Артемием Владимировым, который был переведен в храм Всех Святых (на должность настоятеля) из храма Воскресения Словущего в Брюсовом переулке.

Матушка родилась в Москве 1 мая 1971 г. В 1993 г. окончила Московскую государственную юридическую академию (МГЮА), а в 1998 г. защитила кандидатскую диссертацию, став кандидатом юридических наук и старшим преподавателем академии.

В период с 1993 по 2003 г. Матушка преподавала в МГЮА, а затем в Академии труда и социальных отношений, где занимала должность профессора кафедры. Одновременно она трудилась на церковной ниве: сначала в качестве сотрудника православной юридической службы, созданной при храме Всех Святых, а затем- в качестве юрисконсульта Синодального отдела религиозного образования и катехизации. С 1999 г. по настоящее время Матушка преподает в Московской духовной академии и семинарии.

В 2004 году Матушка была приглашена Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II на должность юрисконсульта Московской Патриархии.

26 августа 2009 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил постриг Матушки в рясофор и назначил ее старшей сестрой вновь созданной монашеской общины при приходе храма Всех Святых.

В 2010 г., в связи с созданием юридических служб Московской Патриархии и Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, Святейший Патриарх Кирилл определил Матушку руководителем вновь созданных Юридических служб. В настоящее время Матушка продолжает нести это ответственное служение.

Решением Священного Синода от 16 июля 2013 г. инокиня Ксения была назначена настоятельницей возрожденного Алексеевского ставропигиального женского монастыря г. Москвы. 23 декабря 2013 г. в домовом храме Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре Святейший Патриарх Кирилл совершил мантийный постриг Матушки. 30 марта 2014 г. монахиня Ксения (Чернега) возведена в сан игумении.

Беседа с сестрами о сути монашества, его основе и целях

Юридические особенности и вопросы деятельности РПЦ в современном правовом поле