Основные лидерские качества: каким должен быть настоящий лидер. Лидерские качества

Лидер группы должен обладать набором важных навыков, а также понимать потребности людей. Некоторые люди являются прирожденными лидерами, тогда как другим приходится учиться лидерству. Лидер группы должен способствовать достижению групповых целей, для чего необходимо развивать и применять на практике навыки эффективного руководства.

Шаги

Часть 1

Как стать лидером

    Станьте специалистом в своей области знаний. Лидеру группы необходимо обладать глубокими познаниями в области конкретной отрасли, разбираться в целях группы и отстаивать интересы участников. Изучайте важные вопросы, регулярно общайтесь с людьми, имеющими большой опыт работы в вашей отрасли, и наблюдайте за деятельностью участников группы, чтобы стать профессионалом. Лидер должен знать ответы на возникающие вопросы. Благодаря экспертным знаниям вы ощутите уверенность в себе, а также будете производить впечатление опытного и знающего человека.

    Тренируйте лидерские качества. Все лидеры отличаются друг от друга, но специалисты смогли выделить несколько общих особенностей, которые отличают хороших лидеров. Некоторые люди с легкостью становятся лидерами благодаря своим врожденным качествам, а другим приходится изучать и тренировать необходимые черты личности. Так и должно быть! Изучите общие качества наиболее успешных и уважаемых лидеров, чтобы понять, над чем вам следует поработать:

    • Сильное желание действовать и пробовать новое
    • Эффективное выражение собственных мыслей
    • Умение находить нужную мотивацию для других
    • Трезвость суждений, способность быстро мыслить и сохранять спокойствие под давлением
    • Неподдельная заинтересованность в идеях и мнениях других людей
    • Богатое воображение, позволяющее регулярно генерировать творческие идеи и решения
  1. Приобретайте опыт. Многое зависит от конкретной группы людей, поэтому не всегда есть возможность сразу эффективно включиться в работу. Иногда приходится начинать с самого низа и прокладывать себе путь наверх. В этом нет ничего страшного! Благодаря этому вы сможете досконально изучить внутреннюю кухню группы, а также всех участников. Если вы начнете со стартовых позиций, то сможете стать специалистом в разных аспектах функционирования группы благодаря личному опыту, приобретенному самостоятельно Примкните к группе и наблюдайте за тем, как себя ведет нынешний лидер. Обращайте внимание, какие аспекты работают эффективно, а какие следует улучшить.

    Берите на себя ответственность внутри группы. Возможно, вы хотите стать президентом студенческого совета, а сейчас являетесь лишь одним из участников, или желаете писать статьи для газеты, но выполняете пока лишь административную работу. Какой бы ни была ситуация, лидеры не ждут, они создают возможности. Обдумайте несколько идей для группы и решите, как их можно реализовать.

    • Если вы – работник газеты, который желает стать автором, то представьте редактору идеи для статей или предложите посетить футбольный матч, чтобы взять интервью у футболистов.
    • Если вас назначили для работы над проектом, то проведите совещание с другими участниками группы, чтобы обсудить детали проекта и глобальные цели. Если вы проявите инициативу, это позволит вам сразу же утвердиться в роли лидера.
    • Если вы являетесь членом клуба, то организуйте специальные мероприятия, чтобы осветить важные вопросы или торжественно отметить важное событие для группы (например, соберите средства для поддержки одного из участников группы, проведите тематический вечер в школе или организуйте праздник по случаю успешной реализации проекта).
  2. Сохраняйте уверенность. Если вы берете на себя дополнительную ответственность и все больше участвуете в жизни группы, то должны быть уверены в себе. Принято считать, что уверенность тесно связана с такими качествами, как рассудительность, талант и проницательность. Вы должны излучать полную уверенность даже в случае сомнений. Ваши слова и жесты должны показывать решительность и целеустремленность. Используйте властные позы, благодаря которым окружающие будут соглашаться с вами на подсознательном уровне:

    • Одевайтесь, как лидер, всегда будьте аккуратным и собранным.
    • Следите за языком тела. Всегда стойте ровно и старайтесь не выглядеть заскучавшим, уставшим или безразличным.
    • Во время разговора с человеком поддерживайте зрительный контакт.
    • Одобрительно кивайте, когда слушаете человека.
  3. Делитесь своими идеями. Посвящайте людей в свои идеи, чтобы оставаться лидером и набирать силу в группе. Лидеры ведут за собой, а не просто раздают указания. Всегда интересуйтесь мнением окружающих, поощряйте их вносить свой вклад в работу над идеей или проектом. Если вы выскажете свою точку зрения и убедите людей согласиться с вами, то группа сможет успешно реализовать идею под вашим чутким руководством.

  4. Развивайте чувство ответственности у своих подчиненных. Важно делегировать полномочия тем участникам группы, которые достаточно ответственны и квалифицированы для того, чтобы решить задачу самостоятельно. Это поощряет индивидуальное участие и взаимодействие участников группы для достижения общих целей, а вы сможете уделять больше времени планированию последующих действий.

    • Ставьте выполнимые задачи, чтобы поддерживать боевой дух и поощрять к участию других.
    • Четко сообщайте, что необходимо сделать, но позволяйте другим решать, как это сделать.
    • Хвалите людей за успешное выполнение задач, чтобы укрепить моральное состояние группы и повысить самооценку участников.
    • Не перегружайте одного человека ответственностью. Человеку будет тяжело справиться с порученными задачами, а остальные участники группы могут считать его вашим любимчиком.

В зависимости от менталитета, сферы деятельности и особенностей сообщества людей, востребованные лидерские черты могут отличаться. Какими качествами обладает настоящий лидер в универсальном понимании, независимо от того наделен ли он формальными полномочиями руководителя или имеет неформальную властью в группе или коллективе?

Лидер и лидерство

Что такое лидерство? Лидер - человек, которого, благодаря авторитету, сообщество наделяет правом решать основные вопросы за всех. Лидерство - совокупность качеств, позволяющих получить этот авторитет, способ организации влияния.

Со времен Платона до XIX в. считалось, что только индивидуальные и врожденные свойства личности позволяют стать настоящим лидером. К примеру, двоюродный брат Чарльза Дарвина, Фрэнсис Гальтон, полагал, что лидерство – наследственный талант.

Позже, выдвигали теории, что лидера вполне можно воспитать, но при наличии способностей. Современный подход в меньшей мере учитывает индивидуальные свойства, смещая основной акцент на стратегию поведения. Сейчас - это человек, обладающий способностью вдохновлять на действие.

Как выявить лидерский потенциал? Потенциал настоящего лидера определяют:

  1. Врожденные индивидуальные черты.
  2. Приобретенные. Благодаря воспитанию, обучению, самообразованию, опыту.
  3. Психологическая установка (призвание). Чувства, убеждения, идеи, представления о себе.

Быть лидером - это не должность, а характер.

Черты настоящего лидера

Сами по себе врожденные качества обладателя лидером автоматически не делают, но помогают им стать. Приобретенные качества могут превратить в эффективного руководителя. Но, без некоторых индивидуальных качеств, настоящим лидером, за которым добровольно потянутся люди, стать сложно.

  1. Характер. Определяется по отношению к себе и людям, к вещам и деятельности. Черта характера, выявляющая лидера сразу - воля. Умение сознательно , формировать цель и концентрироваться на ней. Саморегулировать собственную активность для достижения результата. Основные волевые качества:
  • Целеустремленность. Лидер видит главное и не теряет его во множестве проблем и мелочей. Умение концентрироваться на ожидаемом результате - эта способность также планировать путь к достижению, словно смотришь фильм с конца. Джон Максвелл, написавший десятки книг, посвященных мотивации, называет это свойство – перспективным видением.
  • Самообладание и мужество. Поведение лидера зависит от его решений, а не обстоятельств.
  • Самостоятельность, решительность, настойчивость. Умение принимать решения. Брать всю ответственность на себя и доводить начатое до конца, невзирая на неудачи.
  • Проактивность, инициативность, любознательность. Быть в центре событий и на шаг впереди всех остальных.
  • Исполнительность. Как ни странно, но исполнительность тоже черта настоящего лидера. Ведь чтобы принятые решения привели к достижению цели, необходимо работать над ними старательно и систематично.
  1. Харизма. Исключительность и личная притягательность, внушающая безусловную веру окружающим в возможности обладателя.

  1. Стремление к управлению людьми, выражающееся в организаторских способностях:
  • Способность в короткие сроки находить решение проблемы.
  • . Способность правильно и точно выражать свои мысли.
  • Настоящий лидер легко создаст команду. Может подбирать нужные кадры, находить применение их способностям в контексте поставленных задач, понимает психологию людей. Открывает в них таланты.
  • Умение организовать. Отдавать распоряжения и приказы или другим способом влиять на окружающих. В том числе и манипулировать ими.
  • Умеет нести ответственность за действия подчиненных.

  1. Эмоциональная компетенция. Умение создать эмоциональный микроклимат в сообществе или коллективе, наиболее подходящий для быстрого достижения поставленных целей. Атмосфера достигается с помощью убеждения, внушения или заражения. Этому помогают:
  • Вера и страсть.
  • Позитивные установки.
  • Энергичность.
  • Умение слушать.
  • Справедливость и строгость.
  • Умение наказывать и поощрять.
  • Гибкость поведения.
  • Щедрость.
  • Чувство юмора.
  • Красноречие. Дар убеждения.
  • Умение ценить людей.
  1. Компетентность. Не обязательно обладать самым высоким IQ, но для эффективной и успешной деятельности необходимо иметь определенный опыт и , чтобы устранять проблемы и находить решения.
  2. Готовность к риску. Неразрывно и умением аналитически мыслить.
  3. Надежность и последовательность.
  4. Знание себя, своих достоинств и слабостей. И умение работать над недостатками, органично замещать их преимуществами.
  5. Способность к самообучению и самовоспитанию. Желание развиваться, не останавливаться в развитии. Стремление к идеалу.

Лидер и руководитель не одно и то же. Руководитель - наделен формальной, официальной властью, а лидер способностью психологического влияния. Идеально, когда эти две роли совпадают.

Настоящие лидерские черты можно попробовать в себе воспитать, ведь не зря распространена точка зрения, что лидерами становятся, а не рождаются.

Как пробудить в себе лидера?

Бывают в жизни ситуации, когда у обычного человека в опасной или напряженной ситуации активируются латентные (скрытые) лидерские качества. Он берет ответственность на себя и решает какой-то жизненно важный вопрос. Такие случаи позволяют утверждать, что каждый может стать лидером в определенных условиях

Как создать самому необходимую атмосферу для пробуждения в себе лидерского потенциала?

  1. Сформировать способности к .
  • Для того чтобы оценить себя, заведите тетрадь, в которую запишите собственные положительные и негативные качества, по своему мнению, и словам близких. Научитесь не реагировать болезненно на критику. Каждое критическое замечание научитесь логически опровергать. Развивайте уверенность в себе. Но не путайте ее с себялюбием.
  • Поставьте за правило составлять план на следующий день. Каждый вечер описывайте то, что удалось сделать. Отмечайте успехи. Такой «дневник» позволит выявить свои слабые стороны и наметит путь на их искоренение.

  1. Развивать лидерское поведение в коллективе и семье.
  • Начинайте с малого: организовывайте интересный и активный досуг. Предлагайте лучшие, на ваш взгляд, решения проблем на работе. Для лидера главное - и организовать людей.
  • Больше общайтесь. Развивайте коммуникативные навыки при каждой возможности. Умейте слушать и слышать других, а после этого делайте собственные выводы.
  • Принимайте людей такими, какие они есть. Это поможет находить лучшее применение их качествам. Настоящий лидер - это не тот, кто задается вопросом: «Как коллектив может помочь достичь моей цели?». Он спрашивает себя: «Как я могу помочь им достичь нашей цели?»
  • Мысленно проигрывайте диалоги с целью мотивировать вымышленных собеседников.
  • Тренируйте самообладание.
  1. Научиться брать на себя инициативу и ответственность.
  • Боязнь критики и неудачи естественна. Но развитие умения конструктивно относиться к промахам, помогает расти. Относитесь оптимистично к провалам. Боритесь со страхом потерпеть поражение.
  • Без терпения и упорности успех невозможен. Научитесь концентрироваться.
  • Настоящий лидер выбирает себе работу сам: ту, которая нравится или развивает.
  • не только другим, но и себе. Тренируйте волю, отказавшись от .
  • Проявляйте заботу о других, но не живите чужими проблемами.
  • Старайтесь не принимать навязанных ролей. Оставайтесь самими собой.

  1. Ставить цели, строить планы. Идти к достижению результата. От меньшего – к большему.
  • Ставьте цели, которые выше ваших возможностей. Они не должны быть туманными, а только четкими и ясными. Не ставьте нереальные сроки для осуществления. Учитесь терпению и настойчивости.
  • Научитесь планировать. Сначала распишите день, потом - неделю.
  • «Лень» и «лидерство» несовместимые понятия. Будьте активны. Делайте максимальные усилия для достижения заданного результата.
  • Больше читайте, узнавайте. Ведь владеть Миром - владеть информацией.
  • Выполняйте свои обязанности максимально ответственно.
  • Записывайте достижения.

Мальком Гладуэл в книге «Гении и аутсайдеры» отмечает, что часто пассивность - это качество выходцев из бедных сословий, которые не хотят брать инициативу в свои руки из-за боязни уязвимости и неуверенности в своих силах. Как пробудить в себе лидера? Выдавливайте «из себя по каплям раба», как говорил Чехов.

Внешние проявления лидерских качеств

Доминантный человек в сообществе не всегда проявляет активность. Но выявить его достаточно легко по внешним проявлениям лидерских качеств:

  • Хорошо одеваются. Следят за внешним видом, но без экстравагантности в образе. Имеют свой стиль.
  • Окружают себя людьми.
  • Прямо смотрят в глаза и уверенно пожимают руку.
  • Направляют беседу при общении.
  • Всегда до конца выслушивают говорящего и не спешат с ответом.
  • Достаточно вежливы и тактичны.
  • В аудитории размещаются на некотором удалении от всех, чтобы иметь обзор и не пускать в личное пространство посторонних. Но не прячутся за спинами.
  • Характерна уверенная походка с размахиванием рук.
  • Сами вызываются исполнять обязанности, от которых большинство отмалчивается.
  • Сразу схватывают суть проблемы.

Рассмотреть неявного лидера в коллективе очень важно, чтобы направить его деятельность на благо всей организации.

Женщина-лидер

Слабому полу тяжело доминировать, особенно в мужском коллективе. Какие же особые качества настоящего лидера, кроме основных, следует культивировать в себе женщинам, чтобы добиться успеха?

  • Контролировать эмоциональность. Социальный интеллект помогает женщине чувствовать взаимоотношения в коллективе, но эмоции не должны управлять рассудком.
  • Учиться строить долгосрочные перспективы.
  • Четко и конкретно формулировать мысли.
  • Для женщины-лидера авторитарный стиль управления не всегда эффективен. Лучше всего использовать демократический.
  • Быть готовой к риску. Для этого отлично подходит женская интуиция.
  • Воспринимать критику адекватно.
  • Не бояться использовать обаяние для расположения к себе. Но всегда разделять работу и отношения.

Лидерство позволяет личностно развиваться и ощутить полноту жизни. Но только при условии осознания уникальности своих качеств. Просто перенять поведение и имитировать качества, чтобы почувствовать возвышение над другими - стать настоящим лидером вряд ли поможет.

Нужно быть самим собой, найти в себе дарование, способности, энергию и отдать на это все время и силы. Ведь быть лидером - не только награда, но и тяжелая ноша.

Генри Форд говорил, что вопрос «Кто должен быть боссом?» похож на вопрос «Кто должен быть тенором в квартете?». Очевидно, человек, который может петь тенором. Настоящий лидер не боится ответственности и готов отвечать за людей, которые ему доверились.

Не каждому человеку дано быть лидером в самом лучшем смысле этого слова. Многие уверены, что быть впереди всех – это очень престижно, но на самом деле плохо осознают, каким же должен быть истинный лидер, какими качествами он должен обладать, чтобы люди стремились за ним идти и хотели бы на него равняться.

Ведь, в сущности, этот человек, словно маяк, который указывает, куда нужно двигаться доверяющим ему людям.

Лидером может стать тот человек, чьи интересы гораздо обширнее, чем просто свои собственные, потому что он мыслит чрезвычайно широко – и, в первую очередь, его более всего интересует личностный рост, развитие и самореализация других людей.

Качества, которые обязательно присущи настоящему лидеру

1. Четкое осознание собственной цели

Настоящий лидер абсолютно точно знает и реально осознает, куда и зачем он идет - ведь это дает ему возможность повести за собой других людей – его последователей. В другом случае он будет просто маленькой единицей большой толпы.

2. Владение собой, умение прислушиваться к своей интуиции

Хорошо знать себя, умение разобраться с происходящим внутри себя, умение понять и в нужный момент прислушаться к собственным эмоциям, ощущениям, интуиции – действительно важное качество настоящего лидера.

Вы удивлены, что столько внимания уделяется обычным чувствам? Напрасно. Именно они помогают в нужный момент правильно сориентироваться в происходящем и вовремя «заметить» тот шанс, который заботливо предоставляет жизнь. Истинным лидером невозможно манипулировать, его не получится сбить с намеченного пути – ведь он четко представляет, чего он хочет.

3. Адекватная самооценка

Лидер должен быть спокойным, трезвомыслящим, и в своих силах. Все эти важные качества помогают ему правильно вести себя в тех или иных критических случаях, а благодаря им иной раз он может в чем-то даже пойти на риск, потому что в определенных критических ситуациях его решительность и смелость реально повышены.

Адекватная самоуверенность значительно расширяет пределы возможностей лидера, в результате чего он может приобрести новый положительный жизненный опыт. Обычно у подобного человека чувство собственной уверенности гораздо выше, чем у его последователей.

4. Моральная готовность к разумному риску

Настоящий лидер готов рисковать не только в бизнесе, собственном деле, на собственной работе, но и в своей обычной повседневной жизни.

Более того, он абсолютно не боится этого делать, а все потому, что он достаточно четко осознает, что за непроявленную вовремя инициативу в последствии придется платить серьезную цену. Именно поэтому он готов в некоторых случаях буквально опередить возможные события и осознанно пойти на определенный риск.

5. Честность и надежность

Любой лидер является в некотором смысле носителем определенных общеморальных норм определенного объединения людей, поэтому его собственное мировоззрение и действия должны соответствовать привычным для нас общечеловеческим и моральными нормами – справедливости, честности, надежности, определенной ответственности и четкой последовательности в собственных поступках и действиях.

6. Мотивационная активность и адекватная инициативность

Истинный лидер никогда не ждет, пока кто-то другой сможет вызвать в нем продуктивное желание работать. Он понимает и четко осознает, что вся ответственность по убеждению себя сделать что-либо лежит исключительно на нем. Поэтому сначала он старается научиться правильно мотивировать себя, а позже делает самомотивацию нужной и абсолютно регулярной практикой.

7. Активная жизненная позиция

Именно она помогает лидеру верно и адекватно ориентироваться в любой сложившейся ситуации. Благодаря ей он всегда находится практически в гуще любых событий, умеет все узнавать непосредственно из первых уст, а в результате этого он хорошо информирован обо всем происходящим и имеет абсолютно четкое собственное мнение по каждому поводу.

8. Умение собрать людей в команду

Как правило, постоянно притягивает к себе людей своими мыслями или идеями, определенными идеалами, а также силой своей способности убеждать, так собирается определенная группа единомышленников, которая становится сплоченной командой.

Именно это умение простого человека является важнейшей способностью, которая впоследствии определяет его в успешном становлении в качестве лидера. А грамотная постановка правильных ценностей и рациональный контроль над приверженностью самих последователей этим целям – важное качество самого лидера.

9. Определение и четкое видение перспективы

Согласитесь, что человек, ведущий за собой команду, обязательно должен знать направление, куда он идет. Поэтому к важнейшим организационным качествам настоящего лидера, кроме других, также относятся наблюдательность, определение и четкое осознание перспективы конкретной деятельности своей команды – людей, которые следуют за ним. Истинный лидер не замечает преград, возникающих у него на пути, но он абсолютно ясно и четко видит конкретную цель, к которой он стремится.

10. Умение организовать и замотивировать команду на быстрое решение поставленных задач

Это фундаментальное организационное качество истинного лидера. Оно заключается в умении грамотно и адекватно распределять обязанности между участниками команды, а также в способности правильно мотивировать и в нужный момент воодушевлять людей на выполнение конкретных поставленных задач и координировать работу в случае действительной необходимости.

11. Умение быстро ориентироваться в любой сложившейся ситуации

На самом деле лидер – главный участник сложного процесса, он буквально находится в центре событий, где взаимодействуют и противоборствуют различные силы, которые очень часто по объективным причинам самостоятельно контролировать не может. Поэтому истинный лидер должен чувствовать потенциальное развитие событий, буквально «ощущать ситуацию» и при этом уметь моментально ориентироваться в ней, чтобы принятое им решение было исключительно верным.

12. Готовность прийти на помощь и поддержать своих последователей в трудную минуту

Эти качества характеризуют истинного лидера как Человека. Люди начинают еще больше его уважать за то, что он всегда помнит об их интересах, а если он еще и озадачен тем, что может им дать, а не тем, что он как лидер может от них получить, то уважение и любовь к нему просто не будут знать границ. Плох тот лидер, который не замечает проблем своих последователей и не считает возможным поддерживать их в трудной ситуации, особенно когда он может и способен это сделать.

Кроме этого обширного списка лидерских качеств истинный лидер должен уметь благодарить и вовремя поощрять своих последователей. Это поможет ему гораздо более успешно выполнять конкретные функции по организации процесса управления.

Как часто вам в жизни встречались подобные люди? Скорее всего, действительно редко. Порой жизнь испытывает на прочность подобных товарищей. Начинают они как истинные лидеры, но испытания, увы, так и не проходят, потому что слабы характером или они не лидеры вовсе, а так, обычные выскочки.

Если вдруг вы заметили у себя определенные лидерские задатки, то знайте – положительные качества нуждаются в развитии, а это значит, что вы в силах преодолеть все возникающие препятствия, избежать возможные соблазны превышения полномочий и стать настоящим лидером, только достигается это не сразу. Не бойтесь работать над совершенствованием собственной личности!

Теория лидерских качеств («великие люди», «харизма») исходит из возможности определения универсального набора лидерских качеств (физиологических, психологических, интеллектуальных и личностных), которые позволяют формировать группы последователей для решения проблемных задач. Эта теория предусматривает в своей основе обожествление лидеров, однако она не объясняет успехи лидеров с разным набором качеств.

Теория лидерских качеств

Теория лидерских качеств отражает наиболее ранний подход к изучению и объяснению лидерства. Первые исследования пытались выявить качества, отличающие великих людей в истории от масс. Исследователи верили, что лидеры имели какой-то уникальный набор устойчивых и не меняющихся во времени качеств. Исходя из этого, ученые пытались определить лидерские качества, научиться измерять их и использовать для выявления лидеров. Этот подход базировался на вере в то, что лидерами рождаются, а не становятся.

Последующее изучение привело к выделению следующих четырех групп лидерских качеств: физиологических, психологических, интеллектуальных и личностных (табл. 1).

Таблица 1. Качества, наиболее часто встречающиеся у лидеров

Группа качеств

Характеристики качеств

Физиологические качества

Приятные внешность (лицо, рост, фигура, вес), голос, хорошее здоровье, высокая работоспособность, энергичность, представительность

Психологические качества

Тип личности: экстраверт, интроверт. Темперамент: флегматик, сангвиник, холерик. Властность, амбициозность, агрессивность, превосходство, уравновешенность, независимость, смелость, творчество, созидательность, самоутверждение, упорство, мужество

Интеллектуальные качества

Высокий уровень интеллекта: ум, логика, память, интуитивность, энциклопедические познания, широта кругозора, проницательность, оригинальность, быстрота мышления, образованность, рассудительность, концептуальность, чувство юмора

Деловые и личностные качества

Деловые качества: организованность, дисциплинированность, надежность, дипломатичность, хозяйственность, гибкость, обязательность, инициативность, самостоятельность, ответственность, рискованность. Личностные качества: доброжелательность, тактичность, участливость, честность, порядочность, бдительность, убежденность, внимательность, коммуникабельность, адаптивность

Личностные характеристики лидеров

Теория великих людей

Теория великих людей утверждает, что человек, который обладает определенным набором личностных черт, будет хорошим лидером независимо от характера ситуации, в которой он находится . Абсолютным воплощением теории великих людей является понятие харизматического лидера, перед которым преклоняются окружающие.

Если эта теория верна, то должны существовать какие-то ключевые черты личности, делающие человека великим лидером и выдающимся руководителем

Психологи, озаботившись данным вопросом, провели множество специальных исследований. Как ни удивительно, оказалось, что очень мало личностных черт напрямую связаны с лидерской эффективностью, и найденная взаимозависимость обычно бывает довольно слабой.

Вот некоторые соотношения , обнаруженные между отдельными личностными характеристиками и лидерством .

1. Лидеры обычно обладают чуть более высоким интеллектом , чем их «паства». Но не намного. Претенденту на лидерство ни в коем случае нельзя отрываться от среднего интеллектуального уровня его последователей.

2. Мотивация власти . Многие лидеры движимы сильным желанием . У них сильна концентрация на собственной персоне, забота о престиже, честолюбие, избыток энергии. Такие лидеры, как правило, лучше социально подготовлены, проявляют большую гибкость и способность к адаптации. Властолюбие и способность к интригам помогают им длительное время оставаться «на плаву». Но для них существует проблема эффективности . Например, Бориса Ельцина обычно рассматривают как лидера, обладающего чрезвычайно сильным стремлением к власти. Ему удавалось править Россией почти 10 лет. Однако вопрос, был ли он для страны эффективным руководителем, при этом остается открытым.

3. Исследование исторических записей показало, что среди 600 известных монархов наиболее знаменитыми были либо очень высокоморальные, либо исключительно аморальные личности.

4. Американский психолог Симонтон (Simonton) собрал информацию, касающуюся 100 личностных свойств всех президентов США. Сюда входили характеристики семей, в которых они росли, образование, прежние занятия и собственно черты личности. Только три из этих переменных: рост, размер семьи и количество книг, опубликованных президентом до того, как он вступил на эту должность , — коррелируют с эффективностью деятельности президента на своем посту (определяемой по оценкам историков). Симонтон установил, что президенты США, выросшие в небольших семьях, чаще оставались в истории как великие политические деятели . Например, Франклин Рузвельт, которого считают одним из самых выдающихся американских президентов, был единственным ребенком. Остальные 97 характеристик, включая и черты личности, согласно результатам данного исследования, вообще никак не связаны с эффективностью человека в качестве лидера.

5. Существует небольшая положительная зависимость между ростом человека и вероятностью, что он станет лидером группы . Так, почти все выборы в Соединенных Штатах выигрывал более высокий кандидат, исключение составляют только два случая. В 1992 году Билл Клинтон был на 4 дюйма (10 см) выше Джорджа Буша. В 1996 году он был всего лишь на полдюйма (примерно 1,5 см) выше Роберта Доула. Оказавшись в Белом Доме, высокие президенты чаще становятся заметными историческими фигурами. Можно утверждать, что у высокого человека чуть больше шансов стать лидером. Однако не стоит забывать, что величайшими лидерами были Наполеон, Гитлер, Ленин, Сталин и множество других, которые не могли похвастаться высоким ростом.

6. Как ни странно, существует очень мало свидетельств того, что такие черты, как харизматичность, смелость, склонность к доминированию или уверенность в себе являются показателями эффективности деятельности человека в качестве лидера.

Итак, какую-то скромную взаимосвязь между личными характеристиками и лидерскими способностями можно обнаружить. Но в целом очень трудно предсказать, насколько хорошим лидером будет человек, только на основании его личностных черт. Поэтому со временем исследователи стали склонятся к мнению, что недостаточно рассматривать одни лишь черты . Нужно учитывать и ситуацию, в которой эти черты проявляются. Это не значит, что свойства личности вообще не влияют на шансы стать лидером. Просто нужно рассматривать как личность человека, так и характер ситуации, в которой ему или ей приходится играть лидерскую роль. Согласно этой точке зрения, для того чтобы стать эффективным лидером, не нужно быть «великим человеком». Скорее, нужно оказаться подходящим человеком в подходящем месте и в подходящее время .

Стив Джобс — основатель Apple

Лидер может проявить свои лидерские качества только в подходящей ситуации. Например, руководитель предприятия может очень успешно действовать в одних ситуациях и терпеть неудачи в других. Рассмотрим пример Стива Джобса, в возрасте 21 года основавшего вместе со Стефаном Возняком легендарную компанию «Apple». Эксцентричный Джобс меньше всего был похож на традиционного корпоративного топ-менеджера. Он воспитывался контркультурой 60-х годов, и к компьютерам обратился, уже имея за спиной опыт употребления ЛСД, путешествие в Индию и жизнь в коммуне. В те дни, когда еще не было никаких персональных компьютеров, необычный стиль Джобса был как раз тем, что нужно для создания новой индустрии. В течение пяти лет он превратился в лидера корпорации стоимостью несколько миллиардов долларов. Оказалось, однако, что неортодоксальная манера Джобса плохо подходит для тонкого и сложного дела управления большой корпорацией в условиях рыночной конкуренции. Компания начала терпеть убытки, проигрывая в соревновании с конкурентами. В 1985 году Джобс был вынужден уйти из дела. Он вернулся, когда перед компанией встала необходимость произвести технологический рывок: качественно улучшить операционную систему своих «Макинтошей», восстановить доверие клиентов и прежнее положение на рынке.

Таким образом, корпоративный лидер, который хочет оставаться эффективным длительное время, должен уметь быстро адаптироваться к изменчивым обстоятельствам и гибко варьировать свое поведение . Получается это у очень немногих. Гораздо чаще руководитель зацикливается на одном стиле поведения, который, например, оказался эффективным в дни становления компании, но совершенно не подходит для периода интенсивного роста и удержания завоеванных позиций. В результате фирма со временем теряет способность конкурировать на рынке. Еще один характерный пример — печальная судьба легендарного Джона Акерса, исполнительного директора IBM, бесславно уволенного из корпорации в 1993 году, после многих лет яркой и успешной карьеры. Сделав в 1980-х годах IBM флагманом компьютерной индустрии, Акерс оказался не в состоянии справиться со стремительными технологическими изменениями, которые охватили компьютерную промышленность в начале 90-х. Неслучайно в современном западном HighTech-бизнесе редко бывает, чтобы топ-менеджмент благополучно почивал в своих креслах более пяти лет. Периодическая «смена караула» позволяет корпорациям оставаться динамичными, адекватно ориентироваться в быстро меняющемся мире.

Библиотека
материалов

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Все категории Алгебра Английский язык Астрономия Биология Всеобщая история География Геометрия Директору, завучу Доп. образование Дошкольное образование Естествознание ИЗО, МХК Иностранные языки Информатика История России Классному руководителю Коррекционное обучение Литература Литературное чтение Логопедия Математика Музыка Начальные классы Немецкий язык ОБЖ Обществознание Окружающий мир Природоведение Религиоведение Русский язык Социальному педагогу Технология Украинский язык Физика Физическая культура Философия Французский язык Химия Черчение Школьному психологу Экология Другое

Все классы Дошкольники 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс 11 класс

Все учебники

Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Быть лидером.

Для одних в этом словосочетании заключена вся сладость обладания властью, влияния на людей, ощущения безграничности возможностей, несуществующих - потому что все по силам - границ… Некая сверхчеловеческая, гипнотическая, сверхсильная чудесная способность чувствовать себя не "ветошкой", а "право имеющим"…

Быть лидером… Для тысяч эти два слова связаны с липким страхом ответственности за что-то или за кого-то, с бессонницей, истерическим ожиданием того, что кто-то призовет к ответу, заставит вести за собой, руководить, соответствовать, когда невозможно отсидеться в стороне, отшутиться, не взяться за этот пресловутый гуж, будь он неладен!..

Быть лидером… Несомненно для многих это ежедневная и ежечасная реальность, способ существования. Это энергия и радость от того, что ты не только признан, но и востребован, не только готов принимать решения, но и знаешь, как это делать. Он впереди, он занят проблемами - не только своими, но и тех, кто рядом, кто доверяет ему, лидеру, право быть первопроходцем. Такой ни в коем случае не воспринимает себя "фраером" и на вопрос "Тебе что, больше других надо?" однозначно и внятно дает положительный ответ.

Быть лидером - это и радость, и груз ответственности, и десятки дилемм, требующих решения, и умение не только ладить с людьми, но и хранить верность принципам. Это высокий энергетизм, это умение планировать, знание тактики и выбор стратегии, это четкость и целеустремленность, харизматичность и сила воли, умение прощать другим и требовать от себя по гамбургскому счету…

Быть лидером - значит научиться быть им, ведь лидерами не рождаются. Природные предпосылки ума, характера, влияние окружения - только стартовая площадка для разбега. В остальном этот марафон предполагает долгое дыхание и недюжинные моральные и физические силы для тренировок, которые приведут в итоге к достижению поставленной цели.

В течение всей жизни мы можем наблюдать лидеров успешных и не очень. Лидеров по духу, по стилю жизни и тех, кто поставлен быть лидером. Обладающий полномочиями еще не лидер. Роль его порой совсем незавидна: руководить кем-то и бояться, что кто-то выкрикнет из толпы: "А король-то голый!"

В то же время истинный, пусть даже не определенный формально, лидер - человек счастливый. Успех в руководстве группой, умение эффективно общаться с партнерами дают ему постоянное подтверждение признания. Это замечательная награда - эмоциональное и интеллектуальное удовлетворение, чувство успеха, уверенность в собственных силах…

Наши родители, учителя, армейские командиры и заводилы в классе, "дворовые короли" и студенческие вожаки, политики и деятели искусства, менеджеры и ученые, наши друзья и подруги - бесконечное поле для размышлений и проверки того, что же является истинным и мнимым лидерством. Безграничные возможности для самообучения, практики, усвоения лидерских качеств. И сам факт того, что умению быть компетентным руководителем можно обучиться, - повод для оптимизма. В самом деле, многочисленные консультанты, тренеры, менеджеры помогут нам освоить необходимые для лидера знания и подскажут, как применить их на практике с той же простотой, с какой они обучают нас иностранному языку, бухгалтерии или умению водить машину.

В той или иной степени мы попробуем разобраться с дилеммами власти и подчинения, умением добиваться поставленной задачи, руководить, а не "руками водить", быть понятными в ходе нашей эффективной коммуникации, готовыми к ведению переговоров, быть эффективными в решении разнообразных конфликтов. Проверить свои возможности и способности можно уже в ходе тренинга. В этом суть того, чем мы собираемся заниматься - процессом опытного научения.

"Одной из ваших обязанностей является помочь участникам научиться работать в группе, а не в компании разрозненных индивидов. Группы же обучают сами себя. В конце концов, в среднеарифметическом, группа знает больше вашего почти по любому вопросу. Ваше дело как ведущего – высвободить эту коллективную силу, которая уведет участников гораздо дальше, чем это сможете сделать вы в одиночку.

Вы можете подстегнуть эту движущую силу группы, помогая участникам осознать их уникальные способности к решению проблем и предлагая способы, которыми они могут поставить эти способности на службу всей группе. Когда такое начинает происходить, граница между "учителем" и "учеником"- исчезает. Эти роли становятся взаимозаменяемыми, и вы с группой непрерывно обмениваетесь знаниями в русле душевной энергии, которую часто называют синергизмом"

На наш взгляд, центральное место, которое уделено в приведенном отрывке группе, ее влиянию на процесс любого обучения, на взаимоотношения между учителем и учеником, прекрасно иллюстрирует функцию лидера. Речь, в принципе, идет о том, что при успешном ходе тренинга тренер-руководитель учебного процесса постоянно готов делегировать свои лидерские полномочия обучающимся. Лидеры должны возникать в процессе тренинга в самой группе, а практический характер обучения и деятельности поставит их перед необходимостью вести товарищей к решению поставленной тренером задачи.

Лидер - человек, который способен влиять на окружающих, с тем чтобы эффективно добиваться поставленных целей. Другими словами, хороший лидер - успешный коммуникатор. Ведь в процессе своего влияния на других он обязан быть убедительным, способным изменить мнение и настроение партнеров. Мы вправе ожидать от лидера умения сформулировать задачу, организовать ее решение как групповой процесс, в котором каждый член группы готов участвовать. В ходе этого процесса могут происходить события, провоцирующие конфликт, но лидер проведет группу через опасные рифы ссор, конкуренции и борьбы самолюбий, сохранив при этом ощущение достаточного личного комфорта участников, высокую мотивацию, помогающую справиться с трудностями, а может быть, даже определенными лишениями.

Чтобы задавать вопросы.