Образование в древнем Риме. Рим стал хозяином всего Средиземноморья после

Интеллектуальная историческая игра

«Звездный час» по теме «Древний Рим»

Цель игры: повторить и закрепить изученный материал по истории древнего мира.

Добрый день, уважаемые гости и юные знатоки истории! Сегодня мы подводим итоги по истории Древнего мира. Состоится увлекательная игра, в ходе которой ребята продемонстрируют свои знания по Древней Греции и Древнего Рима.

Члены жюри – магистры, уважаемые и почетные гости, будут оценивать игру, выявлять лучших и наиболее активных участников.

Разрешите представить участников игры и их ассистентов. Наши дорогие зрители приветствуют игроков и желают каждому из них удачу.

Сценки участников игры.

Игра состоит из 4 туров, в ходе которых будут уходить проигравшие участники. Сама богиня истории Клио вас напутствует и честно сражаться под сводами храма науки призывает. Великая Ника пусть принесет победу самым достойным и знаниями владеющим. Дерзайте, ребята!

Прошлое народов всего мира с древнейших времен до наших дней называется Всеобщей, или Всемирной, историей. Мы с вами изучили историю Древнего мира – самую раннюю часть истории человечества. Узнали, как появились на земле люди, как они охотились на диких животных, добывали огонь, делали первые открытия и изобретения, осваивали планету.

Люди научились сеять хлеб, приручили животных, стали выплавлять металл, из дерева, глины, камня возводить крепости, дворцы, храмы.

Правда, люди не только создают, но и разрушают. Рушились в огне города, захваченные врагом, погибали целые страны, навсегда исчезли древние народы, на смену им возникали новые. В глубокой древности карта мира выглядела иначе, чем сейчас. На земле жили народы и существовали страны, которых давно нет.

I тур.

1. Термины и понятия.

4. Ликторы

6. Меценат

7. Гладиаторы

1. Фециалы

5. Проскрипции

8. Великий Понтифик

    Списки людей, объявленных вне закона и приговоренных к смерти во время Суллы. Ответ: 5.

    Рабы, которых заставляли сражаться насмерть для развлечения и удовольствия зрителей. Ответ: 7.

    Богатый и щедрый покровитель наук и искусств в Риме. Ответ: 6.

    Стражники царя в Риме, несущие на плечах связки прутьев с воткнутыми в них топорами. Ответ: 4.

    Жрецы, совершавшие церемонию объявления войны в Риме. Ответ: 1.

    Главное помещение особняка. Ответ: 3.

    Высший жрец у римлян. Ответ: 8.

2. Знаете ли вы римских богов?

2. Минерва

5. Фортуна

Победа в войне, как вообще успех в любом деле, зависела, по убеждению римлян, от воли богов. А помогали боги только тем, кто был прав. Римляне утверждали, что они не вели ни одной несправедливой войны, а только заступались за слабого или наказывали врагов за нарушение договора. Вот потому будто бы бог всегда оказывались на их стороне.

Римляне были убеждены, что сами боги предначертали Риму властвовать над миром. Богов у них было много. Чужим богам и богиням римляне легко находили соответствия среди своих.

    Назовите римского бога войны (один из древнейших богов Италии и Рима). Ответ: 1.

    Главный бог римлян. Ответ: 7.

    Богиня судьбы и удачи у древних римлян. Ответ: 5.

    Древнеримский бог огня. Ответ: 6.

    Богиня, покровительница ремесел и искусств. Ответ: 2

    Бог любви, сын Венеры. Ответ: 8.

    Богиня, покровительница женщин, материнства и брака. Ответ: 3.

    Бог морского царства у римлян. Ответ: 4.

3. Знаете ли вы даты?

3. 216 год до н.э.

4. 82 год до н.э.

6. 74 год до н.э.

2. 133 год до н.э.

1. 509 год до н.э.

5. 753 год до н.э.

    Дата основания города Рима. Ответ: 5

    Изгнание царя и установление республики в Риме. Ответ: 1

    Назовите год начала восстания Спартака. Ответ: 6

    Битва при Каннах в период Пунических войн. Ответ: 3.

    Когда Феодосий разделил Римскую империю между двумя сыновьями. Ответ: 8.

    Этот год считается концом Западной Римской империи, а вместе с тем - истории Древнего мира. Назовите его. Ответ: 7

    Год избрания Тиберия Гракха народным трибуном. Ответ: 2.

    Дата установления диктатуры Суллы в Риме. Ответ: 4.

4. Назвать исторического деятеля, кому принадлежит следующее высказывание?

4. Гай Юлий Цезарь

2. Гай Фламиний

1. Марк Порций Катон

5. Спартак

    Этот император однажды произнес такие слова: «Я хочу быть таким императором, какого бы я сам себе желал, если бы был подданным». Ответ: 7

    «Так будет с каждым, кто посмеет нарушить границы моего города». Ответ: 8

    «Горе побежденным!» Ответ: 3, вождю галлов Бренну, который положил свой тяжелый меч на весы и потребовал у римлян огромный выкуп золотом.

    «Я разобью Ганнибала, как только его увижу!» Ответ: 2.

    «Карфаген должен быть разрушен!» Ответ: 1.

    «Лучше умереть от железа, чем от голода». Ответ: 5.

    «Жребий брошен!» Ответ: 4.

II тур.

На экране появляются 10 букв, из которых необходимо составить слово. Слова должны быть только существительными в единственном числе. Желательно использовать как можно больше букв. Дается 1 минута. Зрители тоже принимают участие. Кто составит самое длинное слово, тот получит приз. Игроки могут использовать звезду. Кто составил длинное слово, может открывать ящик с призом. Игру покидает игрок, который составил самое короткое слово. Тот, кто открывает ящик, теряет звезду.

К Н А Р Т И М О Ш Е

III тур.

Логическая последовательность.

1. В правильной ли хронологической последовательности называются исторические события Древнего Рима?

1.Убийство Гая Юлия Цезаря.

2. Сражение у гор Фарсала

3. Восстание рабов под предводительством Спартака.

Ответ: 1 и 3 (1 – 44 год до н.э., 2- 48 год до н.э., 3 – 74 год до н.э.)

2. Знаете ли вы наследников Цезаря?

Правильно ли названы их имена?

1. Марк Антоний

2. Гай Кассий и Марк Брут

Ответ: 1 и 2 .

3. Вспомните основные сражения Пунических войн.

1. Сражение у Тразименского озера

2. Сражение у города Замы.

3. Сражение при Каннах.

Ответ: 2 и 3 (1 – 217 год до н.э., 2 – 202 год до н.э., 3 – 216 год до н.э.)

4. Все захваченные вне Италии земли римляне превращали в провинции.

В правильной ли последовательности называются провинции, которые были завоеваны римлянами?

1.Корсика

2.Испания

3. Предальпийская Галлия

Ответ: 2 и 3 , так как первой римской провинцией стала Сицилия, затем Корсика и Сардиния, позже Предальпийская Галлия, а после войны с Ганнибалом появилась провинция Испания.

Финал.

Остаются 2 игрока-финалиста. Финальная игра заключается в том, что игроки должны составить как можно больше слов.

И м п е р а т о р

За 1 минуту нужно составить как можно больше слов. Ассистенты тоже составляют слова. Они помогают участникам.

У кого больше звезд? Начинает тот, у кого больше звезд.

Если количество звезд равное, тогда задаются вопросы для определения первого:

1. Тяжелое переходное состояние, сопровождаемое упадком хозяйства и торговли. Кризис.

2. Общественные бани в Риме. Термы.

3. Наихудший император Рима. Нерон.

Подведение итогов.

Наступил «звездный час» победителя сегодняшней игры. Поздравляем! Предоставляем слово победителю. Награждение победителя.

Большое спасибо всем игрокам, пришедшим гостям, коллегам, членам жюри.

Дополнительные вопросы:

    Треугольный остров у Апеннинского полуострова. Сицилия.

    «Страна телят». Италия.

    Стражники, которые несли связки прутьев с воткнутыми в них топориками. Ликторы.

    Совет старейшин. Сенат.

    Знатные и уважаемые римляне, коренные жители страны. Патриции.

    Переселенцы в Риме, более бедное население. Плебеи.

    Форма правления, при которой государством управляют выбранные на определенный срок люди. Республика.

    Должностное лицо, избираемое из числа плебеев, для защиты их интересов. Народный трибун.

    Должностное лицо, избираемое из патрициев ежегодно для управления государством. Консул.

    Единоличная власть одного человека. Диктатура.

    Боевые подразделения примерно по 4 тысячи воинов. Легионы.

    Высший жрец у римлян. Великий понтифик.

    Огромное сооружение, в котором зрители наблюдали гладиаторские бои. Амфитеатр.

    Как назывался союз трех полководцев в Риме. Триумвират.

    Жрецы, совершавшие церемонию объявления войны. Фециалы.

    Жрецы, выяснявшие волю богов перед каждым важным делом. Авгуры.

    Многочисленные племена и народы, населявшие Апеннинский полуостров.

    Что означает выражение «Пиррова победа». (Пирр – царь Эпира). Победа равная поражению.

    Главное правило Рима в борьбе за Италию. «Разделяй и властвуй».

    Центральная площадь Рима. Форум.

    Страны, расположенные по берегам Средиземного, а также связанных с ним морей. Средиземноморье.

    Карфагеняне для римлян. Пуны.

    Талантливый карфагенский полководец, отец Ганнибала. Гамилькар.

    Перекидные мостики с острыми крючьями на конце. Вороны.

    Талантливый римский полководец, которому проиграл Ганнибал. Публий Корнелий Сципион.

    Территории, захваченные римлянами, вне Италии. Провинции.

    Война между гражданами одной и той же страны за политическую власть. Гражданская война.

    Списки людей, объявленных вне закона и приговоренных к смерти. Проскрипции.

    Рабы, которых заставляли сражаться насмерть для развлечения и удовольствия зрителей. Гладиаторы.

    Предводитель восстания рабов в Риме. Спартак.

    Что означает выражение «жребий брошен», «перейти Рубикон». Решиться на рискованный поступок.

    Амнистия. Прощение.

    Блестящий оратор, писатель, государственный деятель, один из самых образованных людей в истории Рима. Цицерон.

    Царица Египта. Клеопатра.

    Сильное, могущественное государство. Империя.

    Август. Священный.

    Личная охрана императора. Преторианская гвардия.

    Воинственные племена, жившие между реками Рейн и Эльба. Германцы.

    Выдающиеся поэты Рима. Вергилий и Гораций.

    Римские правители. Цезари (цари).

    Наилучший император Рима. Траян.

    Последняя римская провинция. Дакия.

    Один из лучших римских историков эпохи Траяна. Корнелий Тацит.

    Храм всех богов в Риме. Пантеон.

    Самый большой амфитеатр в Риме, вмещавший 50 тысяч зрителей. Колизей.

    Римские водопроводы. Акведуки.

    Главное помещение особняка. Атрий.

    Общественные бани у римлян. Термы.

    Какой император объявил всех свободных жителей империи римскими гражданами. Каракалла.

    Мелкие арендаторы земли, рабы с хижинами в Римской империи. Колоны.

    Брать во временное пользование. Арендовать.

    Тяжелое переходное состояние, сопровождаемое упадком хозяйства и торговли. Кризис.

    Цивилизация железного века. Античная.

    Большой союз германских племен. Готы.

    «Восстановитель империи». Аврелиан.

    Хозяйство, при котором все необходимое производилось не для продажи, а для собственного потребления. Натуральное.

    Религиозная вера во множество божеств, олицетворяющих силы природы. Язычество.

    Римский наместник, утвердивший смертный приговор Иисусу Христу. Понтий Пилат.

    Общий обед христиан. Трапеза.

    Руководители христианских общин. Епископы.

    Епископы в больших городах. Патриархи или папы.

    Организация христиан, объединяющая руководителей христианских общин. Церковь.

    Преобразования. Реформы.

    Дугообразное перекрытие проема в стене или пролета между двумя опорами – столбами, устоями моста. Арка.

    Разрушитель культурных ценностей. Вандал.

Михайлова Светлана Петровна

учитель истории и обществознания

МКОУ Еманжелинская СОШ Етульского района Челябинской области

Разработка урока истории в 5 классе по теме "Древнейший Рим»

Тема: Древнейший Рим

Задачи: 1. Сформировать представления учащихся о Древнем Риме (положение,

основание, занятия, управление).

2. Продолжить работу над формированием основных компетенций:

получать информацию из различных источников (карта, учебник),

устанавливать причинно - следственные связи, сравнивать народы и

государства, делать выводы, оперировать историческими терминами,

систематизировать знания по теме.

3. Давать оценку историческим событиям с позиции гуманистических

нравственных ценностей

Основные понятия: 753 г до н.э., плебеи, патриции, весталка, ликтор, сенат

Оборудование: карта "Древний Рим", учебник Годер, Вигасин «ИДМ 5 кл»,

презентация

Тип урока: изучения нового материала

Форма урока: урок-исследование

Ход урока

    Организационный этап

Приветствие.

Мы с вами покидаем гостеприимную Грецию и отправляемся на запад, (настенная карта или слайд № 1), к берегам Италии.

Нас интересует её главный город - Рим.

Тема урока "Древнейший Рим" (слайд №2). Учащиеся записывают тему.

Как вы думаете, почему на слайде размещена фотография скульптуры волчицы и детей? (Учащиеся высказывают предположения). В процессе урока мы проверим правильность ваших предположений.

    Объяснение нового материала

План урока (слайд № 3).

    ……..

    Основание Рима

    .

    Управление Римом

Учитель: Ребята, посмотрите внимательно на слайд, прочитайте план урока и сформулируйте самостоятельно недостающие пункты.

Дети предлагают свои формулировки.

Учитель демонстрирует Слайд № 4 с полным планом урока.

    Где находится Рим (географическое положение), природные условия

    Основание Рима

    Занятия древних римлян

    Управление Римом

1. Географическое положение, природные условия.

Учитель: История Рима насчитывает более 12 веков. Он возник как маленькое поселение, которое затем превратилось в огромную державу.

Где же возникло поселение Рим?

Для ответа на этот вопрос вам поможет карта в учебнике на стр 213 и карта на слайде №5. Внимательно изучите её и запишите в тетрадях, где находился древний Рим.

Кому трудно может воспользоваться подсказкой на слайде № 6

(Текст с пропусками: Где? – в Европе, на ……. п-ове, на берегу реки …..)

Дети работают с картой и записывают ответ в тетрадь.

Учитель: Где же находится Рим? Заслушиваются ответы 2-3 учеников. Демонстрация слайда с правильным ответом.

Задание: Пойти к доске показать на карте и описать словами где находится Рим. (2-3 ученика).

Беседа по вопросам , дети дают ответы с помощью карты на стр 213.

Что напоминает Апеннинский полуостров по форме?

Недалеко от Апеннинского п-ова находится остров, который греки называли «треугольным». Как он называется?

Какие моря омывают полуостров?

На севере Апеннинский п-ов отделяют от Европы высокие горы. Как они называются?

Какой климат будет на территории полуострова?

Выслушав ответы, учитель добавляет информацию о дождях и плодородных почвах.

А почему Апеннинский полуостровов так называется?

Выслушав ответ, учитель добавляет информацию об Апеннинских горах (невысокие, богаты строительным камнем и металлом)

А часто ли мы в обыденной речи называем эту территорию «Апеннинский полуостров»?

Какая страна здесь находится?

Италия – в переводе «страна телят». Почему?

- Сравните природные условия Италии и Греции (климат, реки, ландшафт) и сформулируйте вывод об основных занятиях жителей Италии.

Задание «Найди ошибки в тексте и справь их» (слайд № 7)

Город Рим возник на берегу реки Тигр в Италии. Италия располагалась на Балканском полуострове. Несмотря на холодный климат, недостаток пастбищ и земель, в стране развивалось хлебопашество.

Вдоль Апеннинского полуострова тянулись высокие горы Альпы.

Дети работают в тетрадях, затем осуществляют взаимопроверку с помощью слайда №8.

Правильный ответ: Город Рим возник на берегу реки Тибр в Италии. Италия располагалась на Апеннинском полуострове. В Италии - теплый климат, много пастбищ и земель, в стране развивалось хлебопашество.

Вдоль Апеннинского полуострова тянулись невысокие горы Апеннины.

2. Основание Рима.

Учитель:

Какие племена населяли Италию? (Дети отвечают с помощью карты на стр213)

Племя латинов проживало на берегу Тибра. И с ним связана легенда об основании Рима. (слайд № 9)

Задание: прочитайте легенду об основании Рима п.1, стр. 214-216 и запишите в тетрадь ключевые слова.

Проверка записей (2-3 ученика зачитывают)

Вопрос к классу: Где мы уже встречали подобные события:

А) два брата, младший завидует старшему (Египет - Осирис и Сет)

Б) брошенные в реку дети (ребенок) (Египет - Моисей)

Задание: Глядя на список ключевых слов, давайте по цепочке воспроизведем легенду об основании Рима. (Прием "Продолжи" - каждый ученик говорит только одно предложение).

Какие новые слова вам встретились при чтении учебника? Что они означают?

Запишите в словарь их расшифровку (Слайд № 10): весталка - жрица богини Весты, ликторы - воины, сопровождающие царя.

Почему Амулий сделал Рею Сильвию весталкой?

Ответить с помощью текста учебника на стр 215 "Почитание Весты и Марса"

3. Занятия древних римлян

Учитель: Рим был основан в 753 г. до н.э. (слайд №11) Запишите дату в тетрадь. Посчитайте с помощью «ленты времени», сколько лет Риму? (2768)

Дата основания считается условной, т.к. еще задолго до этого на холмах появилось несколько поселений. Они постепенно стали объединяться: жители стали строить совместно укрепления и храмы. Так из этих поселений и возник город Рим. Рим - город на семи холмах: Палатин, Капитолий.......

В те времена римляне жили в круглых хижинах, стены которых были сплетены из прутьев и обмазаны глиной. А чем занимались жители древнейшего Рима? Вспомните о природных условиях Италии, посмотрите внимательно, как мог выглядеть Рим в те времена (слайд № 12 или рис на стр216) и озвучьте схему "Занятия римлян" (слайд №13) (прием "Дешифровщик")

Вопросы классу:

Какие сельскохозяйственные культуры выращивали римляне?

Какие породы скота они разводили?

Какими ремеслами занимались?

Посмотрите на план урока, какие вопросы нам еще надо обсудить?

4. Управление Древним Римом.

Все население древнего Рима делилось на две группы: патриции и плебеи. Запишите в словарь определения. (слайд №14)

Задание (Слайд № 15) Прочитайте текст на стр 218, п.3 "Управление Римом", 2 абз и ответьте на вопросы:

Кто участвовал в управлении Римом?

Какие органы управления были?

Кому принадлежала высшая власть?

- Назовите функции Народного собрания.(заменить на тест или задание)

Чем отличаются патриции от плебеев?

Учитель: По легендам Римом правили семь царей. А как звали первого?

Последнего царя звали Тарквиний Гордый. Но он сам захватил власть, убив своего предшественника. Он был очень жестоким, и римляне восстали и изгнали Тарквиния из города. И решили царей больше не выбирать. Но об этом мы поговорим на следующем уроке.

III . Закрепление:

    Греки говорили на греческом, а римляне?

2. Слайд № 16

-Выберите из перечисленных географических названий те, с помощью которых можно описать расположение города Рима:

а) Адриатическое море б) Тирренское море в) Балканский полуостров

г) река Тибр д) Апеннинский полуостров е) река По

3. Слайд № 17

- Кто из перечисленных людей является героем легенды об основании города Рима:

а) Тесей б) Рея Сильвия в) Нумитор г) Ариадна д) Ромул е) Эгей ж) Амулий з) Ром

4. Слайд №18

- Вставьте пропущенные слова.

а) В управлении Римом принимали участие только.....

б) Старейшины родов заседали в совете, который назывался......

в) Высшая власть принадлежала.....

г) По легендам, Римом правили.....царей, последнего звали.....

д) Знаками царской власти были.....

IV . Рефлексия (подведение итогов урока):

А) Давайте вспомним начало нашего урока, чьи же предположения насчет волчицы и детей оказались верными или наиболее близкими к истине?

Б) составьте синквейн по теме «Древнейший Рим».

V . Домашнее задание: §44, вопросы к §, рабочая тетрадь зад. 55-57, слова и дата (Слайд19)

Задание № 84. Решите кроссворд «Вспомним историю Древнего Рима»

По горизонтали: 2. Поэт, автор поэмы «Энеида» (Вергилий). 4. Ученый, утверждавший, что люди должны проявлять стойкость во всех бедствиях; покончил жизнь самоубийством по приказу Нерона (Сенека). 6. Крупнейший амфитеатр, вмещавший около 50 тысяч зрителей (Колизей). 7. Храм в Риме, увенчанный куполом, похожим на половину шара (Пантеон). 8. Полководец, прославившийся завоеванием Галлии; установил единоличную власть в Риме (Цезарь). 9. Поэт, назвавший свои стихи памятником, неподвластным времени (Гораций). 12. Звание, носитель которого обладал неограниченной властью и не был обязан давать отчет кому бы то ни было в своих действиях (диктатор). 14. Последняя царица Египта (Клеопатра). 18. Земледельцы, бравшие за плату земли для обработки (колоны). 20. Германское племя, захватившее Рим в 410 году (готы). 21. Римский полководец, разгромленный германцами, полностью уничтожившими три легиона (Вар). 23. Речка, перейдя которую, Цезарь произнес: «Жребий брошен!» (Рубикон). 24. Правитель Рима, добившийся окончания гражданских войн (Октавиан). 25. Неверный друг Цезаря, один из его убийц (Брут). 26. По словам римлян, «лучший из императоров», прекративший казни по ложным доносам (Траян). 29. Последний император Западной Римской империи (Ромул). 30. Страна на Балканском полуострове, родина Спартака (Фракия). 31. Римский историк, осудивший в своих книгах жестокости Нерона и других императоров (Тацит). 32. Братья, происходившие из знатного плебейского рода; выступили в защиту землевладельцев Италии (Гракхи).
По вертикали: 1. Обладавший большим влиянием на римлян совет, на заседании которого был убит Цезарь (сенат). 2. Гора, на вершине которой был первый лагерь спартаковцев (Везувий). 3. Слово, которым называют властителей Рима, единолично правивших государством после падения республики (император). 4. Вождь восставших рабов, уроженец Фракии (Спартак). 5. Главный герой поэмы Вергилия (Эней). 8. Сооружение для конских состязаний (цирк). 9. Римская провинция, завоеванная Цезарем (Галлия). 10. Смесь камешков и песка с раствором извести, использовалась при строительстве (бетон). 11. Римский полководец, погибший на войне с Парфянским царством (Красс). 13. Римские бани (термы). 14. Император, разрешивший христианам строить храмы и открыто молиться (Константин). 15. Римский полководец, потерпевший поражение в битве при мысе Акций (Антоний). 16. Полководец, главный противник Цезаря в борьбе за власть (Помпей). 17. Германское племя, захватившее Рим в середине 5 века и подвергшее его страшному опустошению (вандалы). 18. Город, где началось восстание Спартака (Капуя). 19. Форма парадных ворот, возведенных в честь военной победы римлян (арка). 21. Слово, которым греки и римляне называли народности, чей язык они не понимали (варвары). 22. Почетное прозвище Октавиана, данное ему сенатом после окончания гражданских войн (Август). 25. Пролив, на европейском берегу которого был построен Константинополь (Босфор). 27. Вождь готов, захвативших Рим в 410 году (Аларих). 28. Мыс близ западных берегов Балканского полуострова, около которого произошла морская битва между Антонием и Октавианом (Акций)

Задание № 85. Ответьте на вопросы

Кто произнес эти слова? По какому поводу?

1. Еще одна такая победа, и мы погибнем!

Царь Эпира Пирр после победы над римлянами в сражении, где его войска понесли большие потери

2. Даже дикие звери имеют норы и логова, а у тех, кто сражался и умирал за Рим, нет ничего, кроме воздуха и света!

Тиберий Гракх о римских легионерах, постепенно терявших свою землю и пополнявших ряды бедняков Рима

3. Карфаген должен быть разрушен!

Сенатор Катон этими словами заканчивал каждую свою речь в сенате — он был обеспокоен сильно-развитой торговлей и экономикой Карфагена

4. Жребий брошен!

Юлий Цезарь, когда его войска перешли Рубикон и направились к Риму

5. Вар, верни мне легионы!

Император Август, после гибели трех римских легионов под командованием Вара, попавших в засаду германцев в Тевтобургском лесу

6. Какой великий артист погибает!

Император Нерон. Покинутый всеми, он приказал своему слуге заколоть его и, умирая, произнес эти слова

7. Я хочу быть таким императором, какого сам бы пожелал себе, если бы был подданным

Император Траян. Римляне называли его «лучшим императором»

Задание № 86. Вспомните древнеримскую легенду, которой посвящен рисунок нашего времени

1. Как зовут младенцев? Какая судьба ждет каждого из них?

Ромул и Рем. В будущем они решили основать город в месте, где их вскормила волчица, но поссорятся и Ромул убьет брата. Убийство не помешает ему основать город и назвать его своим именем.

2. Предположите, почему хищница не загрызла младенцев, а согревает их своим теплом. Вы дадите правильный ответ, если вспомните, кто был их отцом.

Их отцом был Марс и дети находились под его защитой (прим. - В природе встречаются такие случаи, даже собака выкармливает котят)

Задание № 87. Вспомните древнеримскую легенду, которой посвящен рисунок нашего времени

1. В ночной тиши взбираются на крепостную стену воины. Кто они? Почему рассчитывают на успех? Что помешало им захватить крепость? На каком холме она находилась?

В 390 г. до н.э. Рим был осажден галлами. Ночью они решили взобраться на стены, потому что измученные осадой римляне спали и не могли заметить опасности. Но гуси, жившие при храме Юноны, загоготали и разбудили защитников крепости, расположенной на Капитолийском холме, после чего штурм был отбит

2. Предположите, почему защитники крепости, голодавшие во время долгой осады, не решились съесть гусей

Гуси жили при храме богини Юноны и почитались, как священные животные

3. Какое крылатое выражение вошло в нашу речь? В чем оно не соответствует исторической истине? Вы дадите правильный ответ, если вспомните, каких успехов добивались враги до осады крепости

«Гуси Рим спасли». Но это мало помогло римлянам, так как измученные осадой они были вынуждены сдаться и заплатить огромный выкуп, чтобы галлы покинули разграбленный и сожженный Рим

Задание № 88. Догадайтесь, о чем (или о ком) идет речь, и ответьте на вопросы

1. Согласно преданиям, греки десять лет осаждали богатый и хорошо укрепленный город в Азии. В каком приблизительно году началась эта осада? Чем она окончилась? Какие два имени имел осажденный греками город?

Около 1200 г. до н.э. началась осада Трои и продолжалась примерно 10 лет. Второе название Трои — Илион (отсюда «Илиада»)

2. Знаменитые состязания сильнейших атлетов проводились в Элладе один раз в четыре года. Когда состоялись первые состязания? Где именно они проводились? Как назывались?

В 776 г. до н.э. состоялись первые состязания в Олимпии — Олимпийские игры

3. Согласно древнеримской легенде, братья-близнецы, сыновья бога войны, поссорились между собой. Вспомните из-за чего. На каком берегу Тибра произошла ссора? К чему она привела? В каком году, по легенде, это было?

В 753 г. до н.э. Ромул и Рем решили основать город, но возник спор на каком из холмов строить его. В результате Ромул убил брата. Рим был основан на Палатинском холме на левом берегу Тибра

4. Назовите имя знаменитого вождя демоса в Афинах. Пятнадцать раз его избирали на главную должность в Афинском государстве. Как называлась эта должность? В каком году он был впервые на нее избран?

Перикл. В 443 г. до н.э. он был впервые выбран на должность первого стратега

5. Этот народный трибун не был безучастен к страданиям неимущих граждан, у которых не было ничего, кроме воздуха и света. В каком году он выступил в их защиту? Чем хотел им помочь? Как звали трибуна?

Тиберий Гракх в 133 г. до н.э. выступил с предложением Земельного закона, ограничивающего размер крупных землевладений и предусматривавшего бесплатную раздачу излишков земли бедным гражданам

6. Он подошел к пограничной реке и со словами «жребий брошен!» переправился через нее. О ком идет речь? В каком году это было? Каково название реки? К чему в истории Рима это привело?

Гай Юлий Цезарь. В 49 г. до н.э. его легионы перешли через Рубикон и двинулись на Рим. Это привело к падению республики, сосредоточению власти в одних руках и возникновению предпосылок к созданию императорской власти в Риме

7. Его имя знают в самых отдаленных уголках земного шара. Около двух тысяч лет назад вместе со своими учениками ходил Он по городам и селениям, исцелял больных, призывал творить добро и быть милосердным. Вы помните его слова: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Как Его зовут? В какой стране Он жил? Какую принял смерть?

Иисус Христос, живший в Иудее. Он был распят на кресте

8. Все в Римской империи были потрясены случившимся. «Мой голос пресекся, - писал один из современников, - когда я услыхал, что покорен город, которому покорялась вся земля!» О чем идет речь? В каком году произошло это ужасное событие? На каких условиях они согласились покинуть берега Тибра?

Речь идет о взятии Рима в 410 году готами во главе с Аларихом

Римское государство – это не только великая империя, Цезарь и гордые легионы. Жизненный уклад и традиции древних римлян современному человеку могут показаться дикими. Не верите? Прочитайте и убедитесь в этом.

1. В непосредственной близости от арен, где проходили бои «идущих на смерть», всегда находились торговые палатки. Там, за довольно большие по тем временам деньги, можно было раздобыть снадобье, заменявшее жительницам Рима косметику – пот гладиаторов, а также жир животных. Столь необычный набор помогал устранять морщины.

2. В Древнем Риме проходил ежегодный фестиваль, посвященный богу Сатурну. От других празднований он отличался тем, что в эти дни у рабов появлялась иллюзия свободы.

Они могли сесть за один стол со своим хозяином. Бывало и так, что даже сам хозяин готовил обед для своих рабов.

3. Поэтам и писателям «Вечного города» не давал покоя император Клавдий. Поэтому они не упускали случая, чтобы не высмеять его прилюдно. Дело в том, что Клавдий всегда предпочитал исключительно женщин и не был замечен в связях с мужчинами. В то время считалось, что тот, у кого связи только с представительницами прекрасного пола, сам становится похожим на женщину.

4. Всем известно, что жители Древнего Рима обожали кровавые зрелища. Но мало кто знает, что традиция лишать жизни других на гладиаторских аренах благополучно перекочевала и на театральные подмостки. Поэтому, если по сценарию герой должен был погибнуть, то его обязательно убивали. Таким образом, для некоторых актеров первая роль становилась последней.

5. К медицине отношение было самым серьезным. Древним эскулапам ошибок обычно не прощали. Например, если во время операции больной умирал, то врачу тут же отрубали руки.

6. Богатые римляне жили в крупных и роскошных особняках. Желающим попасть внутрь приходилось стучать: либо специальным кольцом, либо деревянной колотушкой.

У некоторых особо обеспеченных римлян во дворе дома на цепи сидели рабы. Они заменяли собой собак и «звонок», предупреждая хозяина о гостях своими криками.

7. В Древнем Риме богатые жители вместо салфеток и полотенец во время застолья руки вытирали о головы кудрявых детей. Их, кстати, так и называли – «столовые мальчики». Подобная «служба» считалась весьма почетной.

8. У Римского императора Клавдия была жена по имени Мессалина. Даже совершенно не закрепощенных своих соотечественников она поражала похотью и развратом. По рассказам историков Тацита и Светония, у Мессалины был даже свой собственный публичный дом.

«Первая леди» не только оплачивала расходы на его содержание, но иногда и сама обслуживала всех желающих. Однажды Мессалина даже устроила состязание с другой жрицей любви, чтобы выяснить, кто из них за одинаковое время обслужит больше клиентов. Победила жена императора с перевесом ровно в два раза: пятьдесят против двадцати пяти.

9 . Как известно, занятие проституцией в Древнем Риме считалось занятием абсолютно нормальным и законным. Поэтому жрицам любви не нужно было скрывать свой статус. Более того, они всячески старались выделиться из толпы. Так, например, только проститутки могли расхаживать по городу в обуви на высоких каблуках, чем сразу обращали на себя внимание.

10. Кстати, знакомое из детства заклинание «абракадабра» пришло из Рима. Оно значится в трудах личного врача императора Каракаллы Серена Саммоника.

Чтобы избавиться от какой-либо болезни или прогнать злых духов, эту фразу следовало написать на амулете в столбик одиннадцать раз.

11. В римской армии существовал особый вид казни, который назывался децимация (казнь десятого). Ее смысл состоял в следующем: провинившийся отряд разбивался на десятки и каждый из солдат тянул жребий. Тот, кто вытащил несчастливый, погибал от рук девяти сослуживцев.

12. Интересно то, что по традиции личные имена полагались только первым четырем сыновьям в семье. Если были еще, то их нарекали порядковыми числительными. Например, Quintus – пятый или Sextus – шестой. Со временем эти имена превратились в общепринятые.

13. Во время боевых действий против какого-нибудь государства или племени, римляне часто прибегали к своеобразному обряду под названием «эвокация». Проще говоря, солдаты обращались к богам противника и просили их перейти на сторону Рима. Взамен им обещали поклоняться и всячески чтить.

14. В первый же день открытия Колизея на его песках погибло порядка пяти тысяч животных, и немногим меньше людей.

Кстати, по подсчетам исследователей, ежемесячно на арене расставалось с жизнью более сотни гладиаторов.

15. В Римской империи особое внимание уделялось транспортному сообщению. К моменту гибели государства на его территории простиралось множество дорог, суммарная длина которых превысила пятьдесят четыре тысячи километров.

Раздел - I - Ранний Рим
Раздел - II - Римские завоевания
Раздел - III - Римское общество во II веке до н. э
Раздел - IV - Спартак. Восстание рабов
Раздел - V - Первый триумвират. Война Цезаря и Красса
Раздел - VI - Падение римской республики
Раздел - VII - Установлении Римской империи
Раздел - VIII - Культура Древнего Рима
Раздел - IX - Падение древнего Рима
Раздел - X - Христианство в римской империи
Раздел - XI - Соседи древнего Рима в III - начале IV века
Раздел - XII - Падение Западной Римской империи
Раздел - XIII - Рабы в Древнем Риме

Раздел - X IV - Философия Древнего Рима

Древний Рим — одна из наиболее могущественных и величественных античных цивилизаций, которая получила название в честь её столицы, которая называлась Рим.

Весьма значительное воздействие на развитие древнеримской цивилизации оказывали культуры древних греков, латинов, этрусков. Пика своего великого могущества Древний Рим добился во II веке н. э., в тот период, когда под его вла стью были народы Ближнего Востока, Средиземноморья, Европы и Северной Африки.

Древний Рим построил культурную основу для европейской цивилизации, оказав предопределяющее воздействие на средневековую и дальнейшую историю. Нынешнему миру от Древнего Рима сохранились некоторые архитектурные решения и формы, римское право (к примеру, крестово-купольная система) и большое кол-во других новшеств (к примеру, водяная мельница). Христианство как вера появилось на территории Древнего Рима.

Официальный язык древнеримского гос-ва был латинский, религия в течение основной части существования была политеистична, неофициальный герб империи был золотой орёл,после того как было принято христианство появились лабарумы с хризмой

Ранний Рим

Природа и население Италии

Италия расположена на полуострове, вытянутом на юг и занимающем центральное положение в Средиземном море. Апеннинские горы, лежащие в середине полуострова, дали ему название Апеннйнского полуострова.... (краткий отрывок текста)

Возникновение древнего Рима

На семи холмах близ Тибра еще в IX в. до н. э. возникли поселения пастухов и земледельцев. Постепенно эти поселения слились, были обнесены стеной и стали городом Римом.... (краткий отрывок текста)

Рабовладельческая аристократическая республика в Риме

Древнейшее население Рима составляли патриции (по-латински патриции — «имеющие отцов»). Патриции жили родовыми общинами. Принадлежащая родам земля называлась общинным полем.... (краткий отрывок текста)

Римское войско

В течение нескольких столетий Рим вел упорные войны с италийскими племенами. В середине IV в, до н. э. после длительной войны с племенем самнйтов Рим завоевывает богатейшую область Кампанию, После этого римляне начинают завоевание юга Италии, где находилось много греческих городов-государств.... (краткий отрывок текста)

Римские завоевания

Карфаген

После захвата Италии Рим стремится подчинить богатую и плодородную Сицилию, Это привело к столкновению с Карфагеном, Карфаген находился на полуострове, глубоко вдающемся в морской залив, называемый ныне Тунисским.... (краткий отрывок текста)

Пунические войны в Риме

Оба рабовладельческих государства — Рим и Карфаген — стремились к захвату новых земель, рабов и богатств. Они боролись за господство в Средиземноморье. Начались длительные войны Рима с Карфагеном, получившие название Пунических войн (римляне называли карфагенян пунами)...(краткий отрывок текста)

Войны Рима на Востоке

Победа над Карфагеном открыла римлянам новые возможности захватов в Средиземноморье... (краткий отрывок текста)

Древние римские провинции

Завоеванные в III—II вв. до н. э. области вне Италии назывались провинциями. Провинции считались «добычей римского народа».... (отрывок текста)

Римское общество во II веке до н. э

Огромный приток рабов в Рим

Ко II в. до н. э. в Риме сложилось развитое рабовладельческое общество. В значительной степени это было результатом завоеваний, превративших Рим в средиземноморскую державу... (отрывок текста)

Труд рабов — основа римского хозяйства

Уделом рабов был беспросветный тяжелый труд. «Раб,— говорили римляне,— должен работать или спать!» Даже в праздники, когда давали отдых быкам, для рабов находили работу.... (отрывок текста)

Положение рабов в Риме

Рабовладельцы не считали рабов людьми. Один римски й писатель разделял орудия труда на три части: орудия немые (например, лопаты), орудия мычащие (быки) и орудия говорящие — рабы.... (отрывок текста)

Гладиаторы

Любимым зрелищем римской толпы были бои, в которых рабы сражались друг с другом. Такие рабы назывались гладиаторами.... (отрывок текста)

Борьба рабов против рабовладельцев

Невыносимое положение заставляло некоторых рабов бежать от своих господ, но путь на родину был далек, дороги охранялись стражей. Беглецов, обессилевших от голода, ловили и доставляли хозяину на расправу .... (отрывок текста)

Борьба крестьян за землю

Развитие рабства сказалось на положении свободного крес тьянства в Италии.... (отрывок текста)

Спартак. Восстание рабов

Причины восстания

В 70-х годах I в. до н. э. Рим переживал трудные дни.... (отрывок текста)

Выступление Спартака

Такой искрой послужили события, происшедшие в 73 г. до н. э. во втором по величине городе Италии — Капуе.... (отрывок текста)

Походы Спартака

Первая победа над регулярным римским войском вдохнула надежду в сердца угнетенных. К Спартаку толпами стекались рабы из различных областей Италии.... (отрывок текста)

Значение восстания

Рабы потерпели поражение, потому что они не имели ясной цели борьбы, у них не сложился еще союз со свободными бедняками, а рабовладельческое государство было еще достаточно сильным.
В лагере самого Спартака имелись серьезные разногласия.... (отрывок текста)

Первый триумвират. Война Цезаря и Красса

Перемены в римской армии

Обострение классовой борьбы — восстания рабов и борьба крестьянства за землю — привело к важным переменам в римской армии....

Усиление римских полководцев

В 60-х годах до н. Э. в Риме наибольшим влиянием и авторитетом пользовались три полководца и политических деятеля: Помпёй, Красс и Юлий Цезарь....

Триумвират в Риме

Будучи нe в силах захватить единоличную власть. Цезарь, Красс и Помпей в 60 г. до н. э. заключили между собой тайный тройственный союз — триумвират....

Падение римской республики

Захват власти Цезарем

Заручившиеь поддержкой сената, Помпей требовал отзыв» Цезеря в Рим и роспуска «гр армии. При невыполнении этого требования Цезаря могли объявить «врагом отечества»....

Диктатура Цезаря

В 45 г. до и. э сломив вооруженное сопротивление всех своих противников, Цезарь вернулся в Рим. В его руках была сосредоточена военная, гражданская и религиозная власть....

Установлении Римской империи

Захват власти Октавианом

После смерти Цезаря в Риме возобновилась борьба За власть....

Правление Октавиана Августа

В 27 г. до н. э. на заседании сената Октавиан отказался от полномочий триумвира и объявил о восстановлении республики....

Культура Древнего Рима

Быт римлян

Своеобразным был быт древних римлян. Римский дом к примеру обычно обращен на улицу глухой стеной со входом. Лицевая сторона дома (фасад) выходила во двор...

Достижения в технике

Римляне внесли много нового в развитие техники. Они изобрели способ получения выдувного стекла...

Скульптура древнего Рима

Уже в древнюю эпоху у римлян был обычай сохранять восковые изображения, маски или бюсты предков. Римская знать гордилась этими изображениями....

Литература древнего Рима

Последнее столетие Римской республики и начало империи ознаменованы появлением замечательных римских писателей, оставивших о себе память в веках....

Календарь в древнем Риме

При Юлии Цезаре была проведена реформа календаря. С некоторыми поправками этот календарь принят почти во всех странах....

Значение римской культуры

Наука, литература и искусство римлян испытали глубокое влияние греческой культуры....

Падение древнего Рима

Войны Рима при преемниках Августа

Преемники Августа продолжали его захватническую политику. При родственнике Августа императоре Клйвдии к Риму был присоединен большой остров Британия....

Переход империи к обороне

Недолог был этот «золотой век». Завоевания Траяна оказались непрочными. В Палестине, Месопотамии, Сирии начались восстания. Они показали, что Риму не под силу уже новые завоевания и что даже удержать завоеванное ему становится все тяжелее и тяжелее. Государству нужна была передышка....

Рабство — препятствие развитию хозяйства

Грозные валы не могли остановить начавшегося упадка империи. Этот упадок объясняется тем, что все общество было построено на рабстве. Сотни тысяч рабов использовались в ремесле, строительстве, сельском хозяйстве, торговле....

Новые способы эксплуатации рабов Колоны

Рабовладельцы стали вводить новые способы эксплуатации рабов. Земли рабовладельческих поместий, ранее обрабатывавшиеся рабами под присмотром управляющих и надсмотрщиков, дробились на отдельные участки. Рабу давали такой участок земли, хижину, орудия труда, скот, семена....

Христианство в римской империи

Возникновение христианства

За сотни лет господства рабовладельческого строя народ не раз поднимался на борьбу простив угнетателей, но неизменно терпел поражение. Было подавлено движение крестьян за землю, разгромлено великое восстание рабов под руководством Спартака....

Римское государство и христианство

Римское государство обычно безразлично относилось к верованиям подданных империи и лишь заботилось о том, чтобы они исправно платили подати и подчинялись чиновникам. Но христиан власти стали преследовать....

Соседи древнего рима в III - начале IV века

Народные движения

В III в. Римская империя все больше слабела. Хозяйство пришло в полный упадок. Сокращалось ремесло. Падала торговля. В довершение всего разразилась эпидемия чумы, занесенная с Востока. За 20 лет империя потеряла половину своего населения....

Германцы. Их занятия и общественный строй

Ослабление Римской империи в результате упадка ее хозяйства и народных движений было выгодно ее воинственным соседям. Среди соседей римлян начиная с I в. самыми опасными были германцы; жили они к востоку от Рейна до Одера и к северу от Дуная до берегов Балтики. Заселяли они и Скандинавский полуостров....

Образование союзов племен

Войны обогащали вождей, которым доставалась большая часть добычи: скот, меха, хлеб, а также пленники, превращаемые в рабов. Германцы отводили рабам надел земли и отбирали у них часть собранного ими урожая. Они редко прибегали к жестоким наказаниям рабов и еще реже их казнили. Быт германцев был простой и грубый, и поэтому не было надобности требовать от рабов ни лишнего труда, ни лишних продуктов....

Усиление натиска «варваров» на империю

Римлянам труднее было бороться с союзами племен, чем с отдельными племенами. Во второй половине II в. два крупных союза германских племен вторглись в пределы империи. Сам император повел легионы против «варваров». Четырнадцать лет тянулась тяжелая воина с германцами....

Падение Западной Римской империи

Дальнейшее ослабление империи в IV в

Разделение империи на Западную и Восточную

Ценой огромного напряжения сил Риму удалось остановить вестготов и поддерживавших их рабов и колонов. Объявленный императором опытный римский полководец Феодосий усмирил «варваров» и поселил их в качестве союзников Рима на придунайских землях....

Взятие Рима Вестготами

О слабости Западной Римской империи хорошо знали вожди «варваров». В начале V в. вестготы во главе со своим предводителем (королем) Аларихом напали на Италию. Они не встретили серьезного отпора. Рабы и колоны бежали к ним. Римские солдаты, среди которых имелось много «варваров», были ненадежны. Аларих стал повелителем Есей Северной Италии....

Гибель Западной Римской империи

После нескольких дней пребывания в Риме Аларих и его войско ушли на юг Италии. Он собирался захватить Сицилию и Африку, но внезапно умер....
Новый предводитель вестготов по договоренности с императором Западной Римской империи поселился вместе с армией на юге Галлии. Здесь возникло «варварское государство», совершенно независимое от империи....

Падение рабовладельческого строя в Западной Европе

Восстания рабов и колонов и вторжения варваров привели к падению Западной Римской империи. Рабовладельческое государство поддерживало рабовладельческие порядки....

Рабовладельческий строй в Риме и его падение

Рабство было необходимым этапом развития человеческого общества. Рабовладельческий строй открывал более широкие возможности роста производства по сравнению с первобытнообщинным строем. Использование труда рабов в ремесле, строительном деле, в добыче металлов, в сельском хозяйстве позволило добиться успехов в ремесленном и сельскохозяйственном производстве. Использование рабского труда позволило создать культуру, которая легла в основу дальнейшего развития человечества....

Философия Древнего Рима кратко

Философия - наука, изучающая все. Философия Древнего Рима, кратко говоря, с самого своего появления в середине I века до н.э., продолжала развивать традиции греческой философии. Ко II веку до н.э.