Урок-игра по истории Древнего Рима (5 класс). Правильно ли названы их имена

Тест по истории на тему: «Древний Рим»

Вариант №1.

  1. Кто, согласно легенде, был первым царем Рима?

А) Рем, Б) Ромул, В) Нумитор.

2. Кто такие патриции?

А) потомки основателей Рима, Б) потомки племени этрусков,

В) потомки греческих колонистов в Италии.

  1. Должностные лица, избиравшиеся в республиканском Риме каждый год:

А) сенаторы, Б) консулы, В) императоры.

4. Какое племя жило на берегу реки Тибр, где был основан Рим?

А) галлы, Б) этруски, В) латины.

5. Как назывались завоеванные Римом области?

А) «наше море», Б) провинции, В) царство варваров.

6. Жрицы богини огня и домашнего очага:

А) авгуры, Б) весталки, В) гаруспики.

7. Что такое триумф?

А) строительство триумфальной арки, Б) торжественный въезд в Рим полководца – победителя, В) торжественное богослужение в Риме.

8. Народный трибун, выступивший в защиту земледельцев Италии:

А) Тиберий Гракх, Б) Катон, В) Сципион.

9. Народные трибуны имели право произносить в Сенате слово «вето». Что оно означало?

А) «приветствую», Б) «разрешаю», В) «запрещаю».

10. Войсковое соединение римской армии:

А) фаланга, Б) легион, В) преторий.

11. Римский сенатор, заканчивавший каждую свою речь в Сенате словами «Карфаген должен быть разрушен».

А) Катон, Б) Сципион, В) Гракх.

12. Что произошло в 509 году до н. э.?:

А) был основан Рим, Б) в Риме установилась республика,

В) в Риме установилась империя.

13. Какое зрелище римляне предпочитали всем остальным?

А) театральные представления, Б) спортивные состязания, В) гладиаторские бои.

14. Куда в Риме свозили умирать безнадежно больных рабов?

А) на остров Сицилию, Б) на остров на реке Тибр, В) на Марсово поле.

15. Чем закончилась вторая война с Карфагеном?

А) Рим лишился владений в Сицилии и Южной Италии,

Б) Рим стал хозяином в Восточном Средиземноморье,

В) Карфаген лишился всех владений за пределами Африки.

16. Как звали учеников Иисуса Христа?

А) «сыны света», Б) епископы, В) апостолы.

17. Родина Иисуса Христа:

А) Греция, Б) Палестина, В) Египет.

18. Восточный сосед Римского государства, которого Рим никак не мог завоевать:

А) Египет, Б) Карфаген, В) Парфянское царство.

Тест по истории на тему «Древний Рим»

Вариант №2.

  1. Мать Рема и Ромула, согласно древнеримской легенде:

А) волчица, Б) Веста, В) Рея Сильвия.

2. Кто получил в республиканском Риме почетное прозвище «император»?

А) сенаторы, Б) полководцы, В) народные трибуны.

3. Римский воин:

А) легионер, Б) гладиатор, В) диктатор.

4. Кто в республиканском Риме ведал казной и вел переговоры с другими государствами?

А) Сенат, Б) народные трибуны, В) народное Собрание.

5. Кто такие плебеи?

А) рабы, проживавшие в Риме, Б) жители, не умеющие говорить на латинском языке,

В) жители Рима, переселенцы из других областей Италии.

6. Римский бог, считавшийся хранителем Рима:

А) Ромул, Б) Марс, В) Иисус Христос.

7. Греческий город, разрушенный до основания римлянами:

А) Коринф, Б) Карфаген, В) Афины.

8. Как переводится с латинского языка слово «республика»?

А) «власть народа», Б) «власть знати», В) «общее дело».

9. Что произошло в 216 году до н. э.?

А) битва при Каннах, Б) основание Рима, В) приход к власти Цезаря.

10. Где собирались римляне для принятия законов?

А) в амфитеатре, Б) в Пантеоне, В) на Марсовом поле.

11. В чем суть земельного закона Гракхов (133 год до н. э.)?

А) «прикрепление» колонов к земле, Б) введение для рабов платы за пользование землей,

В) передел земли.

12. Сколько консулов ежегодно избиралось в Риме?

А) один, Б) два, В) триста.

13. Римский полководец, разбивший Ганнибала в близ города Зама (202 год до н. э.)

А) Тит Ливий, Б) Красс, В) Сципион.

14. Рабы, получавшие в пользование участки земли:

А) колоны, Б) «рабы с хижиной!, В) всех, кто проживал вне города Рима.

15. Чьи интересы представляли народные трибуны в римском сенате?

А) патрициев, Б) плебеев, В) римских провинций.

16. Ученик Иисуса Христа, предавший его за 30 серебряных монет:

А) Петр, Б) Павел, В) Иуда.

17. Римский император, при котором начались преследования христиан:

А) Нерон, Б) Октавиан Август, В) Константин.

18. Событие в Риме в 64 году н. э., после которого началась травля христиан:

А) убийство Цезаря, Б) пожар города Рима, В) казнь Сенеки.

Ответы для 5 класса

вариант №1

Ответы для 5 класса

вариант №2

1. в

2. б

3. а

4. а

5. в

6. б

7. а

8. а

9. а

10. в

11. в

12. б

13. в

14. б

15. б

16. в

17. а

Римское государство – это не только великая империя, Цезарь и гордые легионы. Жизненный уклад и традиции древних римлян современному человеку могут показаться дикими. Не верите? Прочитайте и убедитесь в этом.

1. В непосредственной близости от арен, где проходили бои «идущих на смерть», всегда находились торговые палатки. Там, за довольно большие по тем временам деньги, можно было раздобыть снадобье, заменявшее жительницам Рима косметику – пот гладиаторов, а также жир животных. Столь необычный набор помогал устранять морщины.

2. В Древнем Риме проходил ежегодный фестиваль, посвященный богу Сатурну. От других празднований он отличался тем, что в эти дни у рабов появлялась иллюзия свободы.

Они могли сесть за один стол со своим хозяином. Бывало и так, что даже сам хозяин готовил обед для своих рабов.

3. Поэтам и писателям «Вечного города» не давал покоя император Клавдий. Поэтому они не упускали случая, чтобы не высмеять его прилюдно. Дело в том, что Клавдий всегда предпочитал исключительно женщин и не был замечен в связях с мужчинами. В то время считалось, что тот, у кого связи только с представительницами прекрасного пола, сам становится похожим на женщину.

4. Всем известно, что жители Древнего Рима обожали кровавые зрелища. Но мало кто знает, что традиция лишать жизни других на гладиаторских аренах благополучно перекочевала и на театральные подмостки. Поэтому, если по сценарию герой должен был погибнуть, то его обязательно убивали. Таким образом, для некоторых актеров первая роль становилась последней.

5. К медицине отношение было самым серьезным. Древним эскулапам ошибок обычно не прощали. Например, если во время операции больной умирал, то врачу тут же отрубали руки.

6. Богатые римляне жили в крупных и роскошных особняках. Желающим попасть внутрь приходилось стучать: либо специальным кольцом, либо деревянной колотушкой.

У некоторых особо обеспеченных римлян во дворе дома на цепи сидели рабы. Они заменяли собой собак и «звонок», предупреждая хозяина о гостях своими криками.

7. В Древнем Риме богатые жители вместо салфеток и полотенец во время застолья руки вытирали о головы кудрявых детей. Их, кстати, так и называли – «столовые мальчики». Подобная «служба» считалась весьма почетной.

8. У Римского императора Клавдия была жена по имени Мессалина. Даже совершенно не закрепощенных своих соотечественников она поражала похотью и развратом. По рассказам историков Тацита и Светония, у Мессалины был даже свой собственный публичный дом.

«Первая леди» не только оплачивала расходы на его содержание, но иногда и сама обслуживала всех желающих. Однажды Мессалина даже устроила состязание с другой жрицей любви, чтобы выяснить, кто из них за одинаковое время обслужит больше клиентов. Победила жена императора с перевесом ровно в два раза: пятьдесят против двадцати пяти.

9 . Как известно, занятие проституцией в Древнем Риме считалось занятием абсолютно нормальным и законным. Поэтому жрицам любви не нужно было скрывать свой статус. Более того, они всячески старались выделиться из толпы. Так, например, только проститутки могли расхаживать по городу в обуви на высоких каблуках, чем сразу обращали на себя внимание.

10. Кстати, знакомое из детства заклинание «абракадабра» пришло из Рима. Оно значится в трудах личного врача императора Каракаллы Серена Саммоника.

Чтобы избавиться от какой-либо болезни или прогнать злых духов, эту фразу следовало написать на амулете в столбик одиннадцать раз.

11. В римской армии существовал особый вид казни, который назывался децимация (казнь десятого). Ее смысл состоял в следующем: провинившийся отряд разбивался на десятки и каждый из солдат тянул жребий. Тот, кто вытащил несчастливый, погибал от рук девяти сослуживцев.

12. Интересно то, что по традиции личные имена полагались только первым четырем сыновьям в семье. Если были еще, то их нарекали порядковыми числительными. Например, Quintus – пятый или Sextus – шестой. Со временем эти имена превратились в общепринятые.

13. Во время боевых действий против какого-нибудь государства или племени, римляне часто прибегали к своеобразному обряду под названием «эвокация». Проще говоря, солдаты обращались к богам противника и просили их перейти на сторону Рима. Взамен им обещали поклоняться и всячески чтить.

14. В первый же день открытия Колизея на его песках погибло порядка пяти тысяч животных, и немногим меньше людей.

Кстати, по подсчетам исследователей, ежемесячно на арене расставалось с жизнью более сотни гладиаторов.

15. В Римской империи особое внимание уделялось транспортному сообщению. К моменту гибели государства на его территории простиралось множество дорог, суммарная длина которых превысила пятьдесят четыре тысячи километров.

Задание № 84. Решите кроссворд «Вспомним историю Древнего Рима»

По горизонтали: 2. Поэт, автор поэмы «Энеида» (Вергилий). 4. Ученый, утверждавший, что люди должны проявлять стойкость во всех бедствиях; покончил жизнь самоубийством по приказу Нерона (Сенека). 6. Крупнейший амфитеатр, вмещавший около 50 тысяч зрителей (Колизей). 7. Храм в Риме, увенчанный куполом, похожим на половину шара (Пантеон). 8. Полководец, прославившийся завоеванием Галлии; установил единоличную власть в Риме (Цезарь). 9. Поэт, назвавший свои стихи памятником, неподвластным времени (Гораций). 12. Звание, носитель которого обладал неограниченной властью и не был обязан давать отчет кому бы то ни было в своих действиях (диктатор). 14. Последняя царица Египта (Клеопатра). 18. Земледельцы, бравшие за плату земли для обработки (колоны). 20. Германское племя, захватившее Рим в 410 году (готы). 21. Римский полководец, разгромленный германцами, полностью уничтожившими три легиона (Вар). 23. Речка, перейдя которую, Цезарь произнес: «Жребий брошен!» (Рубикон). 24. Правитель Рима, добившийся окончания гражданских войн (Октавиан). 25. Неверный друг Цезаря, один из его убийц (Брут). 26. По словам римлян, «лучший из императоров», прекративший казни по ложным доносам (Траян). 29. Последний император Западной Римской империи (Ромул). 30. Страна на Балканском полуострове, родина Спартака (Фракия). 31. Римский историк, осудивший в своих книгах жестокости Нерона и других императоров (Тацит). 32. Братья, происходившие из знатного плебейского рода; выступили в защиту землевладельцев Италии (Гракхи).
По вертикали: 1. Обладавший большим влиянием на римлян совет, на заседании которого был убит Цезарь (сенат). 2. Гора, на вершине которой был первый лагерь спартаковцев (Везувий). 3. Слово, которым называют властителей Рима, единолично правивших государством после падения республики (император). 4. Вождь восставших рабов, уроженец Фракии (Спартак). 5. Главный герой поэмы Вергилия (Эней). 8. Сооружение для конских состязаний (цирк). 9. Римская провинция, завоеванная Цезарем (Галлия). 10. Смесь камешков и песка с раствором извести, использовалась при строительстве (бетон). 11. Римский полководец, погибший на войне с Парфянским царством (Красс). 13. Римские бани (термы). 14. Император, разрешивший христианам строить храмы и открыто молиться (Константин). 15. Римский полководец, потерпевший поражение в битве при мысе Акций (Антоний). 16. Полководец, главный противник Цезаря в борьбе за власть (Помпей). 17. Германское племя, захватившее Рим в середине 5 века и подвергшее его страшному опустошению (вандалы). 18. Город, где началось восстание Спартака (Капуя). 19. Форма парадных ворот, возведенных в честь военной победы римлян (арка). 21. Слово, которым греки и римляне называли народности, чей язык они не понимали (варвары). 22. Почетное прозвище Октавиана, данное ему сенатом после окончания гражданских войн (Август). 25. Пролив, на европейском берегу которого был построен Константинополь (Босфор). 27. Вождь готов, захвативших Рим в 410 году (Аларих). 28. Мыс близ западных берегов Балканского полуострова, около которого произошла морская битва между Антонием и Октавианом (Акций)

Задание № 85. Ответьте на вопросы

Кто произнес эти слова? По какому поводу?

1. Еще одна такая победа, и мы погибнем!

Царь Эпира Пирр после победы над римлянами в сражении, где его войска понесли большие потери

2. Даже дикие звери имеют норы и логова, а у тех, кто сражался и умирал за Рим, нет ничего, кроме воздуха и света!

Тиберий Гракх о римских легионерах, постепенно терявших свою землю и пополнявших ряды бедняков Рима

3. Карфаген должен быть разрушен!

Сенатор Катон этими словами заканчивал каждую свою речь в сенате — он был обеспокоен сильно-развитой торговлей и экономикой Карфагена

4. Жребий брошен!

Юлий Цезарь, когда его войска перешли Рубикон и направились к Риму

5. Вар, верни мне легионы!

Император Август, после гибели трех римских легионов под командованием Вара, попавших в засаду германцев в Тевтобургском лесу

6. Какой великий артист погибает!

Император Нерон. Покинутый всеми, он приказал своему слуге заколоть его и, умирая, произнес эти слова

7. Я хочу быть таким императором, какого сам бы пожелал себе, если бы был подданным

Император Траян. Римляне называли его «лучшим императором»

Задание № 86. Вспомните древнеримскую легенду, которой посвящен рисунок нашего времени

1. Как зовут младенцев? Какая судьба ждет каждого из них?

Ромул и Рем. В будущем они решили основать город в месте, где их вскормила волчица, но поссорятся и Ромул убьет брата. Убийство не помешает ему основать город и назвать его своим именем.

2. Предположите, почему хищница не загрызла младенцев, а согревает их своим теплом. Вы дадите правильный ответ, если вспомните, кто был их отцом.

Их отцом был Марс и дети находились под его защитой (прим. - В природе встречаются такие случаи, даже собака выкармливает котят)

Задание № 87. Вспомните древнеримскую легенду, которой посвящен рисунок нашего времени

1. В ночной тиши взбираются на крепостную стену воины. Кто они? Почему рассчитывают на успех? Что помешало им захватить крепость? На каком холме она находилась?

В 390 г. до н.э. Рим был осажден галлами. Ночью они решили взобраться на стены, потому что измученные осадой римляне спали и не могли заметить опасности. Но гуси, жившие при храме Юноны, загоготали и разбудили защитников крепости, расположенной на Капитолийском холме, после чего штурм был отбит

2. Предположите, почему защитники крепости, голодавшие во время долгой осады, не решились съесть гусей

Гуси жили при храме богини Юноны и почитались, как священные животные

3. Какое крылатое выражение вошло в нашу речь? В чем оно не соответствует исторической истине? Вы дадите правильный ответ, если вспомните, каких успехов добивались враги до осады крепости

«Гуси Рим спасли». Но это мало помогло римлянам, так как измученные осадой они были вынуждены сдаться и заплатить огромный выкуп, чтобы галлы покинули разграбленный и сожженный Рим

Задание № 88. Догадайтесь, о чем (или о ком) идет речь, и ответьте на вопросы

1. Согласно преданиям, греки десять лет осаждали богатый и хорошо укрепленный город в Азии. В каком приблизительно году началась эта осада? Чем она окончилась? Какие два имени имел осажденный греками город?

Около 1200 г. до н.э. началась осада Трои и продолжалась примерно 10 лет. Второе название Трои — Илион (отсюда «Илиада»)

2. Знаменитые состязания сильнейших атлетов проводились в Элладе один раз в четыре года. Когда состоялись первые состязания? Где именно они проводились? Как назывались?

В 776 г. до н.э. состоялись первые состязания в Олимпии — Олимпийские игры

3. Согласно древнеримской легенде, братья-близнецы, сыновья бога войны, поссорились между собой. Вспомните из-за чего. На каком берегу Тибра произошла ссора? К чему она привела? В каком году, по легенде, это было?

В 753 г. до н.э. Ромул и Рем решили основать город, но возник спор на каком из холмов строить его. В результате Ромул убил брата. Рим был основан на Палатинском холме на левом берегу Тибра

4. Назовите имя знаменитого вождя демоса в Афинах. Пятнадцать раз его избирали на главную должность в Афинском государстве. Как называлась эта должность? В каком году он был впервые на нее избран?

Перикл. В 443 г. до н.э. он был впервые выбран на должность первого стратега

5. Этот народный трибун не был безучастен к страданиям неимущих граждан, у которых не было ничего, кроме воздуха и света. В каком году он выступил в их защиту? Чем хотел им помочь? Как звали трибуна?

Тиберий Гракх в 133 г. до н.э. выступил с предложением Земельного закона, ограничивающего размер крупных землевладений и предусматривавшего бесплатную раздачу излишков земли бедным гражданам

6. Он подошел к пограничной реке и со словами «жребий брошен!» переправился через нее. О ком идет речь? В каком году это было? Каково название реки? К чему в истории Рима это привело?

Гай Юлий Цезарь. В 49 г. до н.э. его легионы перешли через Рубикон и двинулись на Рим. Это привело к падению республики, сосредоточению власти в одних руках и возникновению предпосылок к созданию императорской власти в Риме

7. Его имя знают в самых отдаленных уголках земного шара. Около двух тысяч лет назад вместе со своими учениками ходил Он по городам и селениям, исцелял больных, призывал творить добро и быть милосердным. Вы помните его слова: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Как Его зовут? В какой стране Он жил? Какую принял смерть?

Иисус Христос, живший в Иудее. Он был распят на кресте

8. Все в Римской империи были потрясены случившимся. «Мой голос пресекся, - писал один из современников, - когда я услыхал, что покорен город, которому покорялась вся земля!» О чем идет речь? В каком году произошло это ужасное событие? На каких условиях они согласились покинуть берега Тибра?

Речь идет о взятии Рима в 410 году готами во главе с Аларихом

Доклад на тему «Древний Рим» расскажет о культуре и жизни в этой стране. «Древний Рим» доклад 5 класс может представить на уроке истории.

«Древний Рим» доклад

Древний Рим – могущественная древняя цивилизация, получившая свое название от столицы – Рима. Его владения простирались от Англии на севере и до Эфиопии на юге, от Ирана на востоке и до Португалии на западе. Основание города Рима легенда предписывает братьям Ромулу и Рему.

История Древнего Рима ведет свое исчисление от 753 г до н. э. и завершается в 476 г н. э.

В развитии культуры Древнего Рима можно выделить такие основные периоды:

1. этрусский VІІІ-ІІ в до н. э.
2. «царский» VІІІ-УІ в до н. э.
3. Римской республики 510-31 гг. до н. э.
4. Римской империи 31 гг. до н. э. — 476 г н. э.

Чем занимались древние римляне?

Первоначально Рим был небольшим городом-государством. Его население состояло из трёх сословий:

  • патрициев - коренных жителей, занимавших привилегированное положение в обществе;
  • плебеев - более поздних поселенцев;
  • чужеземных рабов - они попадали в плен в ходе войн, которые вело римское государство, а также собственных граждан, ставших рабами за нарушение закона.

Рабы выполнили работу по дому, тяжелые работы в сельском хозяйстве, трудились в каменоломнях.
Патриции принимали слуг, общались с друзьями, изучали право, военное искусство, посещали библиотеки и увеселительные заведения. Только они могли занимать правительственные должности и быть военачальниками.
Плебеи во всех сферах жизни были зависимы от патрициев. Они не могли управлять государством и командовать войсками. В их распоряжении были лишь небольшие участки земли. Плебее занимались торговлей, разными ремеслами - обработкой камня, кожи, металла и т. д.

Все работы делали в утренние часы. После обеда жители отдыхали и посещали бани с термальными водами. Знатные римляне могли ходить в библиотеки, в театр.

Политический строй древнего Рима

Весь 12-вековой путь римского государства состоял из нескольких периодов. Первоначально, это была выборная монархия во главе с царём. Царь управлял государством, и исполнял обязанности верховного жреца. Также существовал сенат, в который входили 300 сенаторов, выбираемых патрициями из числа своих старейшин. В народных собраниях первоначально участвовали только патриции, но в более поздний период, этих прав добились и плебеи.

После изгнания последнего царя в конце VI в. до нашей эры в Риме установился республиканский строй. Вместо единого монарха ежегодно избирались 2 консула, управлявшие страной вместе с сенатом. Если Риму угрожала серьёзная опасность - назначался диктатор, обладавший неограниченной властью.
Создав крепкую, хорошо организованную армию Рим покоряет весь Аппенинский полуостров, побеждает своего основного соперника - Каргафен, завоевывает Грецию и другие средиземноморские государства. И к I веку до нашей эры, превращается в мировую державу, границы которой проходили по трём континентам - Европе, Азии и Африке.
Республиканский строй не мог поддерживать порядок в разросшемся государстве. В сенате стали господствовать несколько десятков самых богатых семей. Они назначали наместников, правивших на завоеванных территориях. Наместники беззастенчиво грабили как простых людей, так и богатых провинциалов. В ответ на это, начались восстания и гражданские войны, продолжавшиеся почти столетие. В конце концов, победивший правитель стал императором, а государство стало именоваться империей.

Образование в древнем Риме

Основной целью римлян было воспитание сильного, здорового, уверенного в своих силах поколения.
Мальчиков из малообеспеченных семей отцы учили пахать и сеять, приобщали к разным ремёслам.
Девочек готовили к роли жены, матери и хозяйки дома - учили готовить, шить и другим женским занятиям.

В Риме существовали школы трёх уровней:

  • Элементарные школы , давали ученикам начальные навыки в чтении, письме и математике.
  • Грамматические школы обучали мальчиков от 12 до 16 лет. Учителя таких школ более образованы и занимали достаточно высокое положение в обществе. Для этих школ создавались специальные учебники и хрестоматии.
  • Аристократы стремились дать детям образование в риторских школах. Мальчиков обучали не только грамматике и литературе, но и музыке, астрономии, истории и философии, медицине, ораторскому искусству и фехтованию.

Все школы были частными. Плата за обучение в риторских школах была большой, поэтому там учились дети богатых и знатных римлян.

Наследие римлян

Древний Рим оставил человечеству большое культурно-художественное наследие: поэтические произведения, ораторские сочинения, философские труды Лукреция Кара. Римское право, латинский язык — Это наследие древних римлян.

Римляне создали вековую архитектуру. Одно из грандиозных сооружений — Колизей . Тяжёлые работы по строительству выполняли 12 тысяч рабов из Иудеи. Они использовали, созданный ими новый строительный материал, - бетон, новые архитектурные формы - купол и арку. Колизей вмещал более 50 000 зрителей.

Еще один архитектурный шедевр - это Пантеон , т.е. храмовый комплекс римских богов. Это сооружение в форме купола высотой около 43 м. На вершине купола было отверстие диаметром 9 м. Через него в зал проникал солнечный свет.

Римляне по праву гордились акведуками - водопроводами, по которым в город поступала вода. Общая длина акведуков ведущих в Рим составляла 350 км! Часть из них направлялась к общественным баням.

Для укрепления своей власти римские императоры широко использовали разнообразные массовые зрелища. Цезарь в 46 году приказал выкопать на Марсовом поле озеро, на котором было организовано сражение между сирийским и египетским флотами. В ней брало участие 2000 гребцов и 1000 матросов. А император Клавдий устроил на Фуцинском озере битву Сицилийского и Родосского флотов с участием 19000 человек. Эти зрелища впечатляли своими масштабами и пышностью, убеждая зрителей в могуществе правителей Рима.

Почему Римская империя пала? Ученые считают что государственная и военная власть римлян была не в состоянии управлять столь огромной империей.