На территории этой страны возникла империя инков. Инки: Великая Империя «Четырех Концов Света

Цивилизация инков процветала в древнем Перу между c. 1400 и 1533 гг. Н.э., а их империя в конце концов распространилась по западной части Южной Америки от Кито на севере до Сантьяго на юге, сделав его крупнейшей империей, когда-либо бывшей в Америке и самой крупной в мире в то время. Невосприимчивые к часто суровой андийской среде, инки завоевали людей и использовали ландшафты в таких разнообразных условиях, как равнины, горы, пустыни и тропические джунгли. Обладая уникальным искусством и архитектурой, они построили мелко построенные и внушительные здания, где они завоевали, а их впечатляющая адаптация природных ландшафтов с террасами, автомагистралями и горными поселениями продолжает удивлять современных посетителей на таких всемирно известных объектах, как Мачу-Пикчу.

ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР
Как и в других культурах древней Америки, историческое происхождение инков трудно распутать из основополагающих мифов, которые они сами создали. Согласно легенде, в начале, бог-создатель Виракоча вышел из Тихого океана, и когда он прибыл на озеро Титикака, он создал солнце и все этнические группы. Эти первые люди были погребены богом, и только позже они вышли из родников и скал (священных пакарин) обратно в мир. Инки, в частности, были созданы в Тиванаку (Тиауанако) от бога солнца Инти, следовательно, они считали себя избранными немногими, «Дети солнца», а правитель инков был представителем и воплощением Инти на земле. В другой версии мифа о создании первые инки пришли из священной пещеры, известной как Tampu T’oqo или «The House of Windows», которая находилась в Pacariqtambo, «Inn of Dawn», к югу от Куско. Первой парой людей были Манко Капак (или Манко Капак) и его сестра (также его жена) Мама Оклу (или Окло). Родились еще три брата-сестры-сестры, и группа отправилась вместе, чтобы основать свою цивилизацию. Победив жителей Чанки с помощью каменных воинов (пуруураков), первые инки, наконец, поселились в Долине Куско и Манко Капаке, бросив золотой стержень в землю, установив, что станет столицей инков Куско.

Более конкретные археологические данные свидетельствуют о том, что первые поселения в долине Куско на самом деле относятся к 4500 году до н.э., когда общины охотников собирались в этом районе. Однако Куско только стал значительным центром когда-то в начале позднего промежуточного периода (1000-1400 гг. Н.э.). Процесс регионального объединения начался с конца 14 века н.э. и с начала 15 века н.э., с приходом первого великого лидера инков Пачакути Инки Юпанки («Реверс Мира») и поражения Чанки в 1438 году н.э. , инки начали расширяться в поисках грабежа и производственных ресурсов, сначала на юг, а затем по всем направлениям. В конце концов они построили империю, которая простиралась через Анды, завоевывая такие народы, как цивилизации Лупака, Колла, Химор и Ванка. После создания была спровоцирована общенациональная система налогов и администрирования, которая укрепила власть Куско.

Рост Империи Инков был впечатляюще быстрым. Во-первых, все ораторы языка инков кечуа (или рунасими) получили привилегированный статус, и этот благородный класс тогда доминировал во всех важных ролях в империи. Thupa Inca Yupanqui (также известный как Топа Инка), преемник Пачакути с 1471 года н.э., приписывается расширением империи огромными 4000 км (2500 миль). Инки сами называли свою империю Tawantinsuyo (или Tahuantinsuyu), что означает «Земля четырех четвертей» или «Четыре части вместе». Куско считался пупом мира, и каждый квартал излучались дороги и священные прицельные линии (цеки): Чинчайскую (север), Антисую (восток), Колласую (юг) и Кунтисую (запад). Распространение через древний Эквадор, Перу, север Чили, Боливию, нагорье Аргентины и южную Колумбию и протяженность 5500 км (3400 миль) с севера на юг, 40 000 инков управляли огромной территорией, в которой около 10 миллионов предметов говорили на 30 разных языках.

ПРАВИТЕЛЬСТВО И АДМИНИСТРАЦИЯ
Инки сохранили списки своих царей (Сапа Инка), чтобы мы знали такие имена, как Пачакути Инка Юпанки (царствование 1438-63 гг. Н.э.), Тупа Инка Юпаньки (царствование 1471-93 гг. Н.э.) и Вейна Капак последний доиспанский правитель, царствование c 1493-1525 гг. н. э.). Вполне возможно, что в то же время правили два царя, и у королев могли быть некоторые существенные силы, но испанские записи не ясны по обоим пунктам. Сапа Инка был абсолютным правителем, и он жил жизнью огромного богатства. Выпив из золотых и серебряных чашек, одетых в серебряные ботинки, и жил во дворце, обставленном тончайшим текстилем, он побаловался до крайности. Его даже ухаживали за его смертью, так как инка мумифицировала своих правителей. Хранимые в храме Кориканча в Куско, мумии (mallquis), в сложных церемониях, регулярно вывозили снаружи в свои лучшие регалии, предлагая продукты питания и напитки, и «консультировались» за их мнение о неотложных государственных делах.

Правило инков было, как и их архитектура, основано на секционированных и блокирующих единицах. На вершине был правитель и десять родственных групп дворян, называемых панака. Затем в очереди появилось еще десять родственных групп, более отдаленно связанных с королем, а затем, третья группа дворян не из крови инков, но сделала инков в качестве привилегии. В нижней части государственного аппарата находились нанятые на местной основе администраторы, которые контролировали поселения и самую маленькую андийскую группу населения, айлу, которая представляла собой совокупность домашних хозяйств, как правило, родственных семей, которые работали на участке земли, жили вместе и оказывали взаимную поддержку в периоды необходимость. Каждая айлу управлялась небольшим количеством дворян или кураков, роль которых могла бы включать женщин.

Местные администраторы сообщили более 80 администраторам регионального уровня, которые, в свою очередь, сообщили губернатору, отвечающему за каждую четверть империи. Четыре губернатора сообщили верховному правителю инков в Куско. Чтобы обеспечить лояльность, наследники местных правителей также содержались в тюрьмах инков в качестве содержащихся в тюрьме заключенных. Таким образом, важнейшие политические, религиозные и военные роли в империи были в руках элиты инков, называемой испанцами рудьюнами или «большими ушами», потому что они носили большие уши, чтобы указать их статус. Чтобы лучше обеспечить контроль над этой элитой над своими предметами, гарнизоны усеяли эту империю, и были построены совершенно новые административные центры, в частности в Тамбо Колорадо, Уануко Пампа и Хатун Xauxa.

Для целей налогообложения были проведены переписи, а группы населения были разбиты на группы, основанные на кратных десяти (математика инков была почти идентична системе, которую мы используем сегодня). Поскольку в мире инков не было никакой валюты, налоги были выплачены в натуральном выражении - как правило, продукты питания, драгоценные металлы, текстиль, экзотические перья, красители и оболочка спондилуса, - но также и рабочие, которые могли быть перенесены на империю, которая будет использоваться там, где они были наиболее необходимо, известное как сервис mit’a. Сельскохозяйственные угодья и стада были разделены на три части: производство для государственной религии и богов, для правителя инков и для самих фермеров. Ожидается также, что местные общины помогут построить и поддерживать такие имперские проекты, как дорожная система, которая простирается по всей империи. Чтобы отслеживать все эти статистические данные, инка использовала quipu, сложную сборку узлов и строк, которая также была очень переносимой и могла записывать десятичные знаки до 10 000.

Хотя инки навязывали свою религию и администрацию завоеванным народам, извлекали дань и даже продвигали лояльное население (митмакс) для лучшей интеграции новых территорий в империю, инки также приносили определенные преимущества, такие как перераспределение продуктов питания во время экологической катастрофы, улучшение хранения объекты для продуктов питания, работы через финансируемые государством проекты, организованные государством религиозные праздники, дороги, военную помощь и предметы роскоши, особенно предметы искусства, которыми пользуется местная элита.

КУСКО
Инковская столица Куско (от qosqo, что означает «высохшая озерная кровать» или, возможно, полученная из cozco, особый камень в городе) была религиозным и административным центром империи и имела население до 150 000 человек на своем вершина горы. Преобладающий священный покрытый золотом и изумрудный комплекс Кориканча (или Храм Солнца), его величайшие здания были приписаны Пачакути. Самые великолепные были храмы, построенные в честь Инти и Мамы Киля - первая была выложена из 700 2 кг листов избитого золота, а вторая - с серебром. Вся столица была изложена в форме пумы (хотя некоторые ученые оспаривают это и принимают описание метафорически) с имперской столицей Пумачупана, образующей хвост и храмовый комплекс Саксайхуамана (или Саксавамана), образующего голову. Благодаря обширным площадям, паркам, святыням, фонтанам и каналам великолепие инков Куско теперь, к сожалению, выживает только в глазах очевидцев первых европейцев, которые восхищались его архитектурой и богатством.

РЕЛИГИЯ INCA
Инка имела большое почтение к двум более ранним цивилизациям, которые занимали почти ту же территорию - Вари и Тиванаку. Как мы видели, сайты Тиванаку и озера Титикака сыграли важную роль в мифах создания инков, и поэтому их особенно уважали. Правители инков совершали регулярные паломничества к Тиванаку и островам озера, где были построены две святыни для бога Инти-Солнца и высшего божества инков и богини Луны Мамы Киля. Также в комплексе Кориканча в Куско эти божества были представлены крупными произведениями из драгоценных металлов, которые посещались и поклонялись священникам и жрицам во главе с вторым самым важным человеком после короля: Первосвященником Солнца (Уилком Уму). Таким образом, религия инки была озабочена контролем над природным миром и предотвращением таких бедствий, как землетрясение, наводнения и засуха, которые неизбежно вызвали естественный цикл перемен, превращение времени, связанного с смертью и обновлением, которое инка называла пачакути,

Также были созданы священные места, часто использующие видные природные объекты, такие как горные вершины, пещеры и источники. Эти huacas можно было использовать для астрономических наблюдений в определенное время года. Религиозные церемонии проходили согласно астрономическому календарю, особенно движениям солнца, луны и Млечного пути (Маю). Шествиями и церемониями можно было бы также связать с сельским хозяйством, особенно с посевами и сборами. Наряду с островом острова Титикака самым священным местом Инки был Пачакамак, храм, построенный в честь бога с тем же именем, который создал людей, растений и отвечал за землетрясения. Большая деревянная статуя бога, считающаяся оракулом, принесла паломников со всех концов Анды, чтобы поклоняться в Пачакамаке. Шаманы были еще одной важной частью религии инков и были активны в каждом поселении. У Куско было 475, самым важным из которых был якарка, личный советник правителя.

Религиозные ритуалы инков также включали культ предков, как видно из практики мумификации и приношения богам с едой, напитками и драгоценными материалами. Жертвы - как животные, так и люди, включая детей, - также были сделаны для умиротворения и почитания богов и обеспечения хорошего здоровья короля. Линия возлияний, будь то вода или чича, также была важной частью религиозных церемоний инков.

Инки навязали свою религию местному населению, построив свои собственные храмы и священные места, а также захватили священные мощи завоеванных народов и провели их в Куско. Они хранились в Кориканчах, они, возможно, считались заложниками, которые обеспечивали соблюдение взгляда инков на мир инков.

АРХИТЕКТУРА И ДОРОГИ INCA
Главные каменные каменщики, инки построили большие здания, стены и укрепления, используя мелко обработанные блоки - обычные или многоугольные, - которые были установлены таким образом, чтобы не требовалось никакого раствора. С акцентом на чистые линии, трапециевидные формы и включение природных объектов в эти здания, они легко выдержали мощные землетрясения, которые часто поражали регион. Отличительная наклонная трапециевидная форма и тонкая кладка зданий инков были, помимо их очевидной эстетической ценности, также использовались как узнаваемый символ господства инков во всей империи.

Одним из самых распространенных зданий инков был вездесущий однокомнатный складской склад qollqa. Построенные из камня и хорошо вентилируемые, они были либо круглыми, либо кукурузными или квадратными для картофеля и клубней. Каланка была очень большим залом, который использовался для общественных собраний. Более скромные здания включают в себя kancha - группу небольших однокомнатных и прямоугольных зданий (wasi и masma) с соломенными крышами, построенными вокруг двора, окруженного высокой стеной. Канча была типичной архитектурной особенностью городов инков, и идея была экспортирована в завоеванные регионы. Террасинг для максимизации земельной площади для сельского хозяйства (особенно для кукурузы) был еще одной практикой инков, которую они экспортировали, куда бы они ни пошли. Эти террасы часто включали каналы, так как инки были экспертами в том, чтобы отвлекать воду, переносить ее на большие расстояния, направлять ее под землей и создавать эффектные выходы и фонтаны.

Товары перевозились по империи по специально построенным дорогам с использованием лам и портеров (не было колесных транспортных средств). Дорожная сеть Инки охватывала более 40 000 км, а также позволяла легко перемещать армии, администраторов и торговые товары, это также был очень мощный визуальный символ авторитета инков над их империей. На дорогах были станции отдыха на своем пути, а также была система ретрансляции бегунов (chasquis), которые доносили сообщения до 240 км за один день из одного поселения в другое.

INCA ART
Несмотря на влияние искусства и техники цивилизации Chimu, инки действительно создали свой собственный отличительный стиль, который был мгновенно узнаваемым символом имперского господства по всей империи. Искусство инков лучше всего видно в полированных металлических изделиях (в золоте - пот солнца, серебра - считается слезами на луне и меди), керамике и текстиле, причем последний считается самым престижным самими инками, Конструкции часто используют геометрические формы, технически выполнены и стандартизированы. Шахматная доска выделяется как очень популярный дизайн. Одной из причин повторных проектов было то, что керамика и текстиль часто производились для государства как налог, и поэтому произведения искусства представляли конкретные общины и их культурное наследие. Подобно тому, как сегодня монеты и марки отражают историю нации, так и андийские произведения предлагали узнаваемые мотивы, которые либо представляли конкретные сообщества, создающие их, либо навязанные им конструкции господствующего класса инков.

Работы с использованием драгоценных металлов, таких как диски, ювелирные изделия, рисунки и предметы быта, были сделаны исключительно для знатных инков, и даже некоторые текстильные изделия были ограничены только для их использования. Товары, изготовленные с использованием сверхмягкой вичуньи шерсти, были одинаково ограничены, и только инковский правитель мог владеть стадами викуньи. Керамика использовалась более широко, и наиболее распространенной формой был урпу, луковичный сосуд с длинной шеей и две маленькие ручки на горшке, которые использовались для хранения кукурузы. Примечательно, что украшение керамики, текстиль и архитектурная скульптура инков обычно не включали в себя представления о себе, об их ритуалах или таких общих андийских изображениях, как монстры и получеловеческие фигуры с полуживым животным.

Инка производила текстильную, керамическую и металлическую скульптуру, технически превосходящую любую предыдущую андскую культуру, и это несмотря на жесткую конкуренцию со стороны таких мастеров металлической работы, как опытные мастера цивилизации Моче. Подобно тому, как инка наложила политическое господство над своими завоеванными предметами, так и с искусством они наложили стандартные формы и образцы инков, но они позволили местным традициям сохранять свои предпочтительные цвета и пропорции. Одаренные художники, такие как Чан Чан или район Титикака, и женщины, особенно опытные в ткачестве, были привезены в Куско, чтобы они могли создавать прекрасные вещи для правителей инков.

КРАХ
Империя инков была основана и поддерживалась силой, а правящие инки очень часто были непопулярны со своими подданными (особенно на северных территориях), ситуация, которую испанские конкистадоры во главе с Франсиско Писарро в полной мере воспользовались бы в середине десятилетия XVI века. Империя инков, по сути, до сих пор не достигла стадии консолидированной зрелости, когда она столкнулась с самой большой проблемой. Восстания были распространены, и инки были вовлечены в войну в Эквадоре, где в Кито была создана вторая столица инков. Еще более серьезно, инки пострадали от эпидемии европейских болезней, таких как оспа, которая распространилась из Центральной Америки даже быстрее, чем сами европейские захватчики, и волна убила ошеломляющих 65-90% населения. Такое заболевание убило Вейна Капак в 1528 году н.э., а двое его сыновей, Васкар и Атауальпа, сражались в разрушительной гражданской войне за контроль над империей только тогда, когда прибыли европейские охотники за сокровищами. Именно эта комбинация факторов - идеальная буря восстания, болезни и вторжения - которая привела к падению могучей империи инков, самой большой и богатой из всех когда-либо встречавшихся в Америке.

Язык инков Кечуа живет сегодня и до сих пор говорят около восьми миллионов человек. Есть также большое количество зданий, артефактов и письменных счетов, которые пережили разрушения завоевателей, мародеров и времени. Эти остатки пропорционально количеству огромных богатств, которые были потеряны, но они остаются неоспоримыми свидетелями богатства, изобретательности и высоких культурных достижений этой великой, но недолгой цивилизации.

magazine

4.3

Падение империи инков - цивилизации унаследовавшей достижения более древних народов Южной Америки.


Падение империи инков - цивилизации унаследовавшей достижения более древних народов Южной Америки.

Национальный девиз: Ama llulla, ama suwa, ama qilla (Не лги, не воруй, не ленись) Империя Инков, Тауантинсуйу (Tawantin Suyu, Tawantinsuyu)

Хронология

Еще до того, когда инки достигли своего могущества, в андском обширном регионе процветало несколько других культур. Первые охотники и рыболовы появились здесь, по крайней мере, 12000 лет назад, а к 3000 г. до н. э. рыбацкие деревушки усыпали все это безводное побережье. В плодородных долинах у подножия Анд и зеленых оазисах в пустыне возникали небольшие сельские общины.

Тысячелетия спустя в глубь территории проникли более крупные социальные группы людей. Преодолев высокие горные пики, они начали селиться на восточных склонах хребта, применяя те же ирригационные методы, которые они разработали на побережье для орошения своих полей и сбора урожая. Вокруг храмовых комплексов возникали населенные пункты, а ремесленники производили все более сложные гончарные изделия и ткани.

Археологи классифицируют изделия андских ремесленников по временному и географическому периоду их распределения. Для этого пользуются термином "горизонты, чтобы идентифицировать основные этапы стилистического единообразия, нарушаемого некоторыми особенностями, с точки зрения эстетики и технологии.




Ранний колониальный период: 1532 - 1572 гг. н.э.

Ранний горизонт: 1400 - 400 гг. до н.э.

Названный в честь храмового центра в Чавин де Уантар, расположенного в небольшой северной долине на восточных склонах Анд, чавинский стиль, крепко связанный с могущественной нарождающейся новой религией, возник приблизительно около 1400 годов до н. э. и достиг своего пика развития и влияния к 400 г. до н. э.

Эта религия, которая, как полагают, строилась на ведущей роли оракула, якобы способного предвидеть будущее, побеждать болезни и обращаться с просьбами к богам, постепенно распространялась к югу. К 1000 г. до н.э. она достигла района современной Лимы, а к 500 г. до н.э. - Айякучо, расположенного на двести миль в глубь страны. Из Чавин де Уантар, по-видимому, направлялись жрецы в другие общины, чтобы добиться там поклонения таким божествам, как вот этот бог с жезлом, названный так потому, что у него в руках скипетр (символ власти).

Народ чавин добился значительного технологического прогресса и сделал даже несколько передовых по тем временам открытий. Чавины изобрели ткацкий станок и экспериментировали с различными металлургическими техническими приемами, такими, как сварка, паяние и изготовление сплавов из золота с серебром. Среди произведенных ими изделий можно найти большие металлические скульптуры, а также ткани из крашеной пряжи с изображением таких образов чавинского культа, как бог с оскалившимся ягуаром и другими животными, живущими в долине Амазонки.

Ранний промежуточный период: 400 г. до н.э. - 550 г. н.э.

Различные местные стили начали возникать на территории южной части побережья Перу. Двумя наиболее характерными чертами так называемой паракасской культуры, названной так по наименованию полуострова Паракас, являлись прекрасные ткани и гробницы в форме бутылки - в каждом помещении такого склепа можно было разместить до 40 тел.

Другой народ - наска - обрабатывал земельные участки в долинах, расположенных в 200 милях к югу от современной столицы Перу Лимы. К 370 г. до н.э. наскский стиль доминировал на юго-западном побережье, оставив наиболее заметный след в керамических изделиях. Наски знамениты своими загадочными озадачивающими линиями Наска - громадными наземными рисунками. Для этого они убирали на определенном участке все камни и гравий, обнажая более блеклые по цвету почвы, после чего рассыпали кучами собранные камни с гравием по его краям. Такие "линии", вероятно, имели какой-то смысл для религии народа наска.

На северном побережье Перу около 100 г. до н.э. возникла воинственная культура моче. Она распространила свой контроль на территории до 150 миль по побережью. Индейцы моче разработали целый металлургический комплекс, создали монументальные здания из высушенного на солнце кирпича-сырца (адоба), у них появился свой оригинальный стиль, который получил наибольшее отражение в сосудах с реалистическими портретами.

Средний горизонт: 550 - 900 гг. н.э.


До сих пор сохранившиеся в первозданном виде погребальные башни "чульпас" возвышаются на одном из горных склонов у озера Титикака. Практика захоронений на территории империи сильно разнилась от одного района к другому, отличаясь и по социальному признаку. Эти гробницы, принадлежащие местной знати, возведены на уложенных без раствора каменных плит самого высого качества. они были построены в середине второго тысячелетия н.э. и сильно пострадали от землятрясений.

Наступила эра больших городов. На берегах озера Титикака на высоте 12500 футов появились пирамиды и каменные холмы, украшенные прекрасной резьбой по камню, как это видно по изображению бога (справа), который считается новой интерпретацией старого бога чавинов с жезлом. Построивший все эти сооружения народ поселился в этом регионе около 100 г. до н.э. и начал возводить около 100 г. н.э. город Тиауанако.

К 500 г. н. э. тиауанаканцы уже господствовали на территории Южных Анд, а через пятьсот лет исчезли вовсе. Во времена своей гегемонии они создали далекие колонии, объявили своими земли, примыкавшие к берегам озера Титикака, и посылали торговые караваны лам по всему побережью.

Тем временем небольшой поселок Уари, расположенный к северу на расстоянии 600 миль, постепенно превращался в город. В период его расцвета в нем проживало от 35 000 до 70 000 жителей, в их дома подавалась вода через подземную водопроводную систему.

Ткачество было одним из самых распространенных занятий. Народ уари исчез приблизительно около 900 г. н.э., но он оставил после себя важное наследие - концепцию централизованного государства и рекомендации для его создания.

Поздний промежуточный период (прибрежный): 900 - 1476 гг. н.э.

Рушившиеся одна за другой империи ознаменовали наступление периода междоусобных войн, в ходе которых мелкие народы, подхлестываемые примеров народа уари, пытались создать собственные метрополии.

Начав наступление от центра принадлежавших когда-то моче земель на северном побережье Перу, племя чиму постепенно объединило в своем новом государстве более 600 миль побережья. Из прекрасно снабжаемой водой с помощью ирригационной системы столицы Чан-Чан, расположенной в жаркой пустыне, с населением 36000 жителей, владыки чиму управляли строго разделенным на классы обществом, в котором умелые ремесленники пользовались особым уважением.

Империя Чиму усиливалась, благодаря сложной созданной ими ирригационной системе, а также завоеванию таких соседних культур, как Чанкей, Ика-Чинка и Сикан. О культуре сикан можно судить по ножу для ритуальных церемоний. Когда их культура достигла периода наивысшего расцвета, чиму умели украшать одежду и домашнюю утварь требовавшими сложной обработки золотыми узорами, создавали ткани поразительной красоты.

И вот им пришлось вступить в борьбу за власть со своими соперниками инками.

Поздний промежуточный период (горные районы): 900 - 1476 гг. н.э.


"Уака" - священные места инков.
"Кенко " - одно из самых крупных "уака" в районе Куско. Полукруглая стена из уложенных в ряд гладких больших камней лишь подчеркивает естественную монолитную известковую породу, это главный центр для религиозного поклонения в "Кенко ". В примыкающей к стене пешере есть вырубленный в скале алтарь.

Потомки народа, поселившегося в долине Куско, расположенной на высоте более 11 000 футов над уровнем моря, инки начали развивать свою культуру только после 1200 г. н.э., о чем свидетельствует кувшин (справа). Хотя столица Куско постоянно росла, их власть оставалась довольно ограниченной. Тогда в 1438 году Пачакути Инка Юпанки захватил престол. Называя себя "Сотрясающим землю", он со своими войсками совершил поход по всем Андам, завоевывая одни государства, ведя переговоры с другими, стараясь объединить несколько соседних стран в единую могущественную империю. Пачакути перестроил Куско, превратив столицу в город с прекрасными каменными дворцами и храмами. Его провинциями управляло многочисленное дисциплинированное, отлично функционировавшее чиновничество, стоявшее на защите интересов государства. Его преемник, сын Топа Инка, который пришел к власти в 1471 году, нанес такой сокрушительный удар по чиму, что обеспечил себе полный контроль над всем этим обширным регионом, простиравшимся от Эквадора до самого сердца Чили.

Поздний горизонт: 1476 - 1532 гг. н.э.

Укрепив свою власть, инки добились небывалого взлета культуры. По разветвленной дорожной сети маршировали армии и осуществлялась торговля. Искусство ковки золота, керамика и ткачество достигли невероятной красоты и совершенства. Обработчики камня создавали массивные здания из точно и плотно пригнанных друг к другу громадных каменных блоков. Инкская знать, представитель которой изображен в виде статуэтки справа, правила Андами до смерти императора Уайна Капака, который умер от черной оспы в период между 1525 - 1527 гг. Вскоре скончался и его преемник, оставив открытым вопрос о наследовании трона, что привело к возникновению гражданской войны. Она закончилась в 1532 году, когда один из двух соперничающих друг с другом сыновей Уайны Капака Атауальпа оказался победителем, а Уаскар заключенным в тюрьму.

К этому времени испанец по имени Франсиско Писарро совершил свое ознакомительное путешествие по побережью империи инков. Имея в своем распоряжении всего двести человек бойцов, он воспользовался междоусобицами, эпидемией оспы и атаковал войска инков, захватил в плен самого Атауальпу и казнил его.

Ранний колониальный период: 1532 - 1572 гг. н.э.


Писарро со своей бандой авантюристов подошел к Куско в 1533 году и был просто поражен невиданной красотой этого города. Испанцы посадили на трон единоутробного брата Атауальпы Манко Инку, чтобы управлять через него инкской империей.

Однако Манко Инка не стал марионеткой в руках завоевателей и вскоре возглавил народный бунт. В конечном итоге его вынудили бежать из Куско, где теперь правил сам Писарро до тех пор, пока не был убит в 1541 году сторонниками его главного соперника. Через год в Лиму прибыл вице-король, чтобы управлять Андскими территориями как испанскими провинциями.

В 1545 году испанцы захватили Манко Инку, который все еще являлся императором для нескольких тысяч инков, которые вместе с ним укрылись в густых джунглях, где построили город Вилькабамбу. Манко Инку убили. Его сын Тупак Амару, последний император инков, пытался оказать сопротивление испанцам, но оно было сломлено, когда в 1572 году испанцы захватили его основную базу в Вилькабамбе.

Падение империи инков.


Конкистадоров всегда притягивал звон золота. William H. Powell, photograph by the Architect of the Capitol.

Франциско Писсаро в 1502 году прибыл в Америку в поисках счастья. Семь лет он прослужил в районе Карибского моря, участвуя в военных компаниях против индейцев.

В 1524 году Писсаро вместе с Диего де Альмагро и священником Эрнандо де Люке организовывает экспедицию по неоткрытым территориям Южной Америки. Но её участникам так и не удается найти ничего интересного.

В 1526 году состоялась вторая экспедиция, в ходе которой Писсаро наменял золота у местных жителей. В ходе этой экспедиции испанцами было захвачено трое инков, с целью сделать из них переводчиков. Данная экспедиция оказалась очень тяжелой, на их долю выпали и болезни, и голод.

В 1527 году Писсаро попадает в город инков Тумбес. От местных жителей он узнает о большом количестве золота и серебра украшающие сады и храмы в глубинах их земель. Понимая, что необходимы военные силы для получения этих богатств, Писсаро едет в Испанию и обращается к Карлу V за помощью. Он рассказывает о несметных сокровищах инков, которые можно довольно просто заполучить. Карл V дает Писсаро титул губернатора и капитан губернатора на всех землях, которые он сумеет завоевать и контролировать.

Еще до начала завоевания испанцами инки пострадали от появления европейцев на их континенте. Чёрная оспа косила целые семьи у не имевших к ней иммунитета туземцев.

Примерно в это же время умирает Уайна Капака (Сапа Инка). Высшая государственная должность должна перейти к кому-то из сыновей от главной жены. Выбирался тот из сыновей, кто, по мнению монарха, мог бы лучше справиться с обязанностями. В Куско, столице инков, знать провозглашает новым Сапа Инка - Уаскара, что в переводе означает "сладкий колибри".

Проблема была в том, что последние годы своей жизни предыдущий Сапа Инка провёл в Кито. Вследствие чего большая часть двора проживала в Кито. Город превратился во вторую столицу, разделив вождей племени на две соперничающие группировки. Расквартированная в Кито армия отдавала предпочтение другому сыну Уайны Капака - Атахуальпе, что в переводе означает "дикий индюк". Он большую часть жизни провел рядом с отцом на полях сражения. Это был человек острого ума. Позднее испанцы удивлялись скорости, с которой он освоил игру в шахматы. В то же время он был беспощаден, доказательством тому мог служить страх придворных навлечь на себя его гнев.

Атахуальпа выказывал лояльность по отношению к новому Сапе Инка. Но отказывался прибыть ко двору брата, возможно опасаясь того, что Уаскар видит в нём опасного соперника. В конце концов, Сапа Инка потребовал присутствия брата рядом с ним при дворе. Отказавшись от приглашения, Атахуальпа послал вместо себя послов с дорогими подарками. Уаскар, возможно под действием враждебно настроенных к его брату придворных, подверг пыткам людей брата. Убив их он направил свою армию в Кито, приказав силой доставить Атахуальпу в Куско. Атахуальпа призвал верных ему воинов к оружию.

Армии Куско вначале даже сумела взять в плен непокорного брата. Но он сумел сбежать и присоединиться к своим. В битве Атахуальпа победил тех, кто пленил его. Уаскар собирает в срочно порядке вторую армию и отправляет на брата. Новобранцы с плохой выучкой не могли сравниться с ветеранами Атахуальпы, и были разбиты в двух дневном бою.

В итоге Атахуальпа захватывает в плен Уаскара и с триумфом вступает в Куско, после чего была свершена жестокая расправа над жёнами, друзьями и советниками неудачливого брата.

В 1532 году Писсаро с Альмагро вернулись в Тумбес вместе с 160-тью хорошо вооруженными авантюристами. На месте когда-то цветущего города они застали лишь руины. Он сильно пострадал от эпидемии, а потом и от гражданской войны. В течение пяти месяцев Писсаро двигался вдоль побережья, по пути грабя имперские склады.

В итоге Писсаро отправляется ко двору Атахуальпы. Девять из его людей, напуганные перспективой оказаться в гористой местности, во владениях инков повернули назад.

Испанцев удивляли дороги инков, мощенные каменными плитами, с высаженными по краям деревьями, создающими тень, а так же каналы, выложенные камнем.


Узнав о передвижении белых людей внутри его страны, Атахуальпа приглашает их к себе в гости. Со слов посла он понял, что испанцы выглядят и настроены дружелюбно. Во время встречи с послом Писсаро сделал подарки монарху и много говорил о мире.

Писсаро разместил своих людей на открытом пространстве, на главной площади города Кахамарк. Он отправил Эрнандо де Сото засвидетельствовать своё почтение Атахуальпе, с тем, чтобы тот попытался соблазнить его своим предложением, встретиться лично.

Атахуальпа упрекнул испанцев за разграбление его складов и за пренебрежительное отношение к некоторым индейцам на побережье. На что испанцы начали восхвалять своё воинское искусство и предложили воспользоваться их услугами. Атахуальпа соглашается нанести визит Писсаро в Кахамарке.

Во время этой встречи Эрнандо де Сото, хотел напугать Атахуальпу и почти наехал на него на своём коне, остановившись от него в непосредственной близости, так что капли слюны скакуна попали на одежду инка. Но Атахуальпа не дрогнул. Позже он приказал казнить тех придворных, кто выказал страх.

Писсаро же следуя примеру Кортеса, который завоевал могущественную империю ацтеков с помощью похищения императора, начал готовить свою засаду.

Ночью Атахуальпа послал 5000 воинов, чтобы перекрыть дорогу к северу от Кахамарка. По разработанному им плану, как он позже признался испанцам, он хотел захватить в плен живыми Писсаро и всех его воинов, чтобы принести в жертву богу Солнца - Инти, а лошадей их оставить на развод.

На рассвете Писсаро разместил своих людей в строениях вокруг площади. Ожидание было томительно для испанцев, так как десятикратное численное превосходство инков пугало и подавляло. Позже, как признался один из очевидцев "многие испанцы безотчётно из-за сковавшего их ужаса мочились в штаны".


Взятие Атауальпы в плен
Duflos, Pierre, 1742-1816, engraver.

На закате к площади приблизился императорская процессия. Атахуальпу несли 80 слуг на деревянных носилках, инкрустированных золотом и со всех сторон украшенных перьями попугаев. Монарх в одеждах с золотыми нитями и весь в украшения, восседал, держа в руках золотой щит с геральдическим изображением Солнца. Тут же были танцоры и аккомпанирующие им музыканты. Его свита насчитывала более 5000 человек воинов (основные силы, порядка 80000 воинов, были за городом). Все они пришли без оружия.

На площади они увидели лишь одного доминиканского монаха в сутане с крестом в одной и Библией в другой руке. Королевский совет в Испании постановил, что язычникам нужно предоставить возможность принять христианство добровольно, без кровопролития, и конкистадоры решили не нарушать букву закона. Монах объяснил смысл христианской веры правителю инков, а переводчик объяснил ему, что его просят принять религию чужеземцев. "Вы говорите, что ваш Бог принял смерть, - ответил на это Атахуальпа, - а мой всё ещё живёт", - подчеркнул он, показав на уползающее за горизонт Солнце.

Атахуальпа взял в руки протянутый ему молитвенник. Насколько он понимал, испанцы ценили эту вещь так, как индейцы "уака", талисман в котором обретался дух богов. Но этот предмет казался ему игрушкой по сравнению с их громадным каменным "уака", которому поклонялись инки, поэтому он швырнул его на землю. Как утверждают очевидцы, после этого монах повернулся к Писсаро и сказал ему и его людям: "Можете напасть на них после такого. Я заранее отпускаю вам все ваши грехи".


Музыкант с флейтой. Данное изделие демонстрирует нам высокое искусство чиму в области обработке металлов с помощью технических приемов. Такие статуэтки выковывались по частям, которые затем спаивались вместе. Музыкант держит свою флейту в татуированных руках.

Писсаро подал сигнал к атаке. Две пушки дали залп по толпе индейцев. Испанские всадники, выехали из зданий в полном вооружении и атаковали безоружных воинов-инков. За ними под звук труб последовали пехотинцы с боевым кличем - "Сантьяго!" (имя святого помогающего, по убеждению испанцев, одержать верх над противником).

Это была жестокая резня безоружных индейцев. Писсаро с трудом вытащил из неё Атахуальпу. В течение нескольких часов 6000 воинов инков погибло в Кахамарке и вокруг него, но не один испанец не был убит. В число немногих раненных попал и сам Писсаро, получивший ранение от своего же солдата, когда пытался прорваться к царственному противнику, чтобы захватить того живым.

Многие исследователи пытались понять, почему Атахуальпа совершил такую роковую ошибку, выйдя к испанцам с безоружными воинами. Возможно вождь даже не рассматривал такой вариант хода событий, когда столь малочисленных отряд попытается напасть на его громадную армию. Или же поверил в речи испанцев о мире.

В плену Атахуальпе позволили сохранять все королевские привилегии. Все его жёны и слуги находились возле него. К нему являлись вельможи и исполняли его приказания. Менее чем за месяц он научился говорить по-испански и даже немного писать.

Поняв, что белых людей манит золото, он решил откупиться, предложив за свою свободу наполнить комнаты, в которых он находился, золотом, а так же дважды "набить серебром индейскую хижину". Вместо освобождения Атахуальпа таким предложением подписал свой смертный приговор. Приказав, сорвать всё золото в Куско, и доставив его испанцам, он лишь разжёг их страсть к драгоценному металлу. В то же время, боясь, что его брат сможет предложить за свою свободу ещё больше золота, он приказал казнить его. Инки не воспринимали золото и серебро как что-то ценное. Для них это был просто красивый металл. Золото они называли "потом Солнца", а серебро "слезами Луны". Для них ценными были ткани, так как на их изготовление уходило много времени.


Нож для ритуальных церемоний. Ритуальный нож Туми с золотой рукояткой и серебренным лезвием и украшенный бирюзой. Бог Наймлап изображен с полукруглым головным убором и парой крыльев.

Испанцы начали подозревать, что Атахуальпа готовит заговор против них. Это порождало панически страх в их рядах. Писсаро долгое время противился настрою своих соотечественников. Но в итоге паника сломила и его решительный настрой.

Атахуальпа начинал осознавать неминуемость своей гибели. Его религия гарантировала ему вечную жизнь при правильном исполнении обряда.

На заседании совета, возглавляемого самим Писсаро, было решено сжечь Атахуальпу. Когда испанцы сообщили вождю о своём решении, он расплакался. Уничтожение тела означало лишение бессмертия.

Монах перед смертью ещё раз попытался обратить язычника в христианскую веру. Понимая, что если он примет христианство, то его не сожгут, а удушат с помощью гарроты (обруч с винтом, для медленного удушения жертвы), он согласился пройти обряд посвящения, предполагая, что тело будет передано народу для мумификации. Но испанцы и здесь обманули его. После того как вождь был задушен, они сожгли его одежды и часть тела на костре. Остальную часть они предали земле.

Писсаро понимал, какие выгоды ему сулит местный правитель под испанским контролем. Он остановил выбор на сыне Уайны Капака - Манко Инке. Когда испанца прибыли в Куско их встречали как доброжелателей, восстановивших законную правящую ветвь инков, хотя все мумии до их появления были надёжно спрятаны.

Конкистадоры не отличались великодушием и всячески унижали Манко, проявляя наплевательское отношение к обычаям инков. Самое худшее произошло, когда Писсаро отправился на океанское побережье, с целью основания новой столицы Лиму. Главными он оставил своих братьев Гонсало и Хуана. Гонсало относился к Манко с нескрываемым презрением. Похитив его любимую жену, он надругался над ней.

Бесчинства, творимые испанцами, привели к тому, что Манко наотрез отказался от сотрудничества и предпринял попытку покинуть Куско. Испанцы вернули его в столицу закованным в цепями. В заключение подвергали разного рода унижениям.
В итоге Манко уговаривает одного из братьев Франциско, Эрнандо, который совсем недавно приехал в Куско из Испании, выпустить его временно из тюрьмы, чтобы он мог помолиться в святилище, за что обещал подарить золотую статую изображающую его отца. Как только Манко выбрался за пределы Куско, он призвал свой народ к мятежу. Дело кончилось осадой Куско, которая продолжалась почти целый год. Во время этой осады среди индейцев находились предатели как в Куско, так и за его пределами, которые тайно таскали пищу захватчикам. Среди них были даже родственники самого Манко, которые боялись расправы за их прежнюю поддержку европейцев, со стороны нового правителя. Безнадёжность осады стала ясна, когда из Испании прибыло подкрепление. Некоторые сторонники Манко даже откололись от него, поняв, что удачный момент упущен.

После провала осады Куско Манко увёл с собой в густые джунгли 20000 своих соотечественников. Там они за короткий срок возвели новый город Вилькабамба. Он занимал площадь около двух квадратных миль и насчитывал около трёхсот домов и шестидесяти монументальных сооружений. Здесь были удобные дороги и каналы.

Из этого города инки порой совершали набеги на завоевателей, нападая на сторожевые посты. В 1572 году испанцы решили покончить с этим последним оплотом, как свидетельством прежнего могущества туземцев. Добравшись до Вилькабамбы, они на месте города нашли лишь пустынные развалины. Защитники перед тем как покинуть город сожгли его. Испанцы продолжили погоню, проникая всё дальше и дальше в джунгли. В итоге ими был захвачен последний вождь инков Тупак Амару. Его привезли в Куско и отрубили голову на городской площади. Так пресеклась династия правителей инков.

Итогом пятидесятилетнего пребывания испанцев стало сокращение коренного населения - на три четвери. Многие умерли от болезней завезённых из Старого Света, а многие от каторжного труда.

В Испанию было вывезено огромное количества золота и серебра. Предметы искусства как правило переплавлялись перед вывозом. Самые прекрасные изделия доставлялись ко двору Карла V, затем они были выставлены для всеобщего обозрения в Севилье. Когда Карл начал испытывать нехватку в средствах для проведения военных кампаний, было велено переплавить эти выдающиеся произведения инкского искусства.

Литература:
А. Варкин, Л. Зданович, "Тайны исчезнувших цивилизаций", М. 2000.
Инки: владыки золота и наследники славы, перевод с английского Л.Каневского, М., Терра, 1997.

История империи Инков

Империя инков - самое крупное из всех существовавших в древней Южной Америке государств, которое существовало с 11 по 16 века нашей эры. Его территория была весьма обширна - она занимала земли от современного колумбийского города Пасто до реки Мауле в Чили. В целом в ее состав входила вся территория современных государств Перу, Боливия и Эквадор, если не считать его восточных регионов, заросших непреодолимой сельвой. Также в ее состав входила часть современных Чили, Аргентины и Колумбии. Впервые европейцы попали сюда уже после разорения ацтекского Теночтитлана в Центральной Америке - сюда прибыл португалец Алежу Гарсия в 1525 году. Империя инков сумела продержаться под ударами конкистадоров, заинтересовавшихся новыми землями, вплоть до 1572 года, однако уже в 1533 году держава инков потеряла большую часть территории. Сегодня существует гипотеза, согласно которой древние инки сумели скрыться в ненайденном городе Пайтити вплоть до середины 18 века.

Согласно исследованиям археологов, инки не самостоятельно стали одним из самых развитых (относительно) народов в обеих Америках. Большую часть из своих достижений древние инки переняли у прежних народов, а также у тех народов, которые они подчинили. До того, как инки установили свой контроль над значительной частью Южной Америки, на этом континенте имели место и другие цивилизации. В частности, культура Моче, развившая ирригационные системы, Уари, на которую больше всего походила образовавшаяся держава инков, культура Чиму с уникальной архитектурой и многие другие.

Возле Андской горной цепи и на побережье, прилегающем к ней в период с первого тысячелетия до н.э. до первого тысячелетия н.э. появились сравнительно продвинутые цивилизации, экономической основой которых являлось земледелие. История государства инков началась в 12 веке н.э. на побережье озера Титикака заявил о себе народ, правителем которого стал Инка, давший название своим людям. Проживали на старом месте инки кратко, недолго. Верховный правитель принял решение переселить своих людей в город Куско, с чего и началась история инков и их экспансия на окрестные земли. Уже к 15-16 веке цивилизация инков распространилась на значительную часть территории нынешних государств Эквадор, Перу, Боливия, Чили, Аргентина, и даже дотянулись до современной Колумбии.

Вождь Инка Манко Капаку, благодаря которому началась история государства инков, построил город Куско на высоте больше 3,4 тысячи метров над уровнем моря. Город раскинулся в глубокой долине меж двумя цепями горной гряды. При его правлении территория государства постепенно увеличивалась. Последующие вожди начали носить титул Инка как означающий царя. Инка Яуар Уакак организовал в империи нечто вроде регулярной армии, которая, впрочем, стала наибольшей силой во всей Южной Америке. Однако наибольшие завоевания пришлись на период правления Инки Пачакути, благодаря которому история инков перешла в период империи.

Однако в 15 веке инки, кратко говоря, не были дружны между собой. После правления одиннадцатого Инки - Уайна Капака осталось два сына, которые начали войну между собой, разделив империю на два противоборствующих лагеря. Война завершилась победой Атауальпы над Уаскаром, незадолго до прихода испанских конкистадоров.

Проводя свои завоевания, инки одинаково эффективно использовали как свою армию, так и политику - они склоняли к сотрудничеству элиту в тех местах, которые подвергались завоеванию. При этом перед нападением инки несколько раз посылали правителям тех или иных земель предложение о присоединении к империи. Цивилизация инков, распространяясь все дальше по континенту, вынуждала изучать их язык все покоренные народы. Также на захваченных территориях насаждались законы и обычаи. Впрочем, они не запрещали местные верования при условии, что покоренные народы будут поклоняться верховному инкскому божеству - Инти. Кроме того, активно поддерживались народные ремесла, каждый покоренный народ носил свои наряды. Это было сделано с тем, чтобы по одежде можно было определить статус и происхождение любого жителя империи инков.

Страна инков отличалась четким разделением общества на воинов и тех, кто ими не являлся. Руководить армиями инков могли только непосредственно представители царствующей верхушки империи, или же их ставленники, которые обязательно должны были относиться к этносу инков. Интересно, что страна инков не была полностью монархической - власть в ней принадлежала не только правителю Инке, но и губернатор столичного города Куско. Согласно сведениям историка Хуана де Бетансоса, он занимался хозяйственными делами в империи, и обеспечивал армии всем необходимым.

Раздел 2 - Храм Инков

В данной краткой статье будет идти повествование о древнейшем храме цивилизации Инков

Раздел 3 - Город инков

Хотя центр инкской империи находился в городе Куско, в массовой культуре получил широкое распространение иной город инков - Мачу-Пикчу

Считается, что Инки пришли в долину Куско, где основали столицу империи, около 1200 г. Американский археолог Дж. X. Роу, проводивший раскопки в районе Куско, предположил, что до первой половины XV в. государству инков принадлежало всего несколько горных долин, и начинал отсчёт имперского периода с 1438 г. - даты, когда правитель государства Инка Пачакути Юпанки разбил воинственных индейцев-чанка и присоединил к своему государству «западную часть света». Однако цивилизация Инков наверняка осуществляли экспансию и до разгрома чанка, но она была направлена в основном к югу от Куско.

В 1470 г. армии Инков подступили к столице . После длительной осады империя Чиму пала. Многих искусных ремесленников победители переселили в свою столицу - Куско. Вскоре Инки покорили и другие государства, включив их в свою новую империю: Чинча на юге Перу, Куисманку, объединявшую при-брежные долины центральной части страны, в том числе и храмовый город Пачакамак, небольшие государства Кахамарка и Сикан на севере.

Но наследие империи Чиму не пропало. Иперия Инков не стала разрушать столицу Чан-Чан и сохранили в целости дороги, каналы, террасные поля, сделав эти земли одной из самых процветающих провинций. Многовековая культура индейцев Перу стала основой древней цивилизацией.

От поражающих воображение чудес и сокровищ империи Инков до наших дней не дошло почти ничего. Захватив правителя инков Атауалыту, испанцы потребовали - и получили-в качестве выкупа за его жизнь 7 т золотых и около 14 т серебряных изделий, которые тут же переплавили в слитки. После того как конкистадоры казнили Атауалыту, Инки собрали и спрятали остававшееся в храмах и дворцах золото.

Поиски пропавшего золота продолжаются и поныне. Если когда-нибудь археологам посчастливится найти эту легендарную сокровищницу, мы, несомненно, узнаем о цивилизации «детей Солнца » много нового. Сейчас же количество изделий инкских мастеров можно пересчитать по пальцам - это золотые и серебряные фигурки людей и лам, великолепные золотые сосуды и нагрудные диски, а также традиционные ножи туми в форме полумесяца. Объединив собственные технологии с традициями ювелиров Чиму, инкские металлурги достигли совершенства в обработке драгоценных металлов. Испанские хронисты записали историю о золотых садах, украшавших храмы, посвященные Солнцу. Достоверно известно о двух из них - в прибрежном городе Тумбес на севере империи и в главном свя-тилище Куско, храме Кориканча. Деревья, кустарники и травы в садах были сделаны из чистого золота. Золотые пастухи пасли на золотых лужайках золотых лам, а в полях зрела золотая кукуруза.

Архитектура

Вторым высочайшим достижением инков можно по праву считать архитектуру. Уровень обработки камня при инках превосходит лучшие образцы мастерства каменотёсов Чавина и Тиауанако. Простые, «типовые», здания строились из небольших камней, скреплённых глиняно-известковым раствором - пирка. Для дворцов и храмов использовались гигантские монолиты, не скреплённые между собой никаким раствором. Камни в таких сооружениях держатся за счёт многочисленных выступов, цепляющихся друг за друга. Примером может служить знаменитый двенадцатиугольный камень в стене в Куско, так плотно пригнанный к соседним глыбам, что между ними нельзя просунуть даже лезвие бритвы.

Архитектурный стиль инков суров и аскетичен; здания подавляют своей мощью. Однако когда-то многие постройки были украшены золотыми и серебряными пластинами, придававшими им совершенно иной облик.

В городах инки использовали плановую застройку. Основным элементом города был канча - квартал, состоявший из жилых домов и складов, расположенных вокруг двора. В каждом крупном центре имелись дворец, казармы для солдат, храм Солнца и «монастырь» для посвященных Солнцу девственниц аклья.

Великие дороги Инков

Все города империи связывались между собой сетью превосходных дорог . Две главные магистрали, к которым примыкали дороги поменьше, соединяли крайние точки на севере и юге страны. Одна из дорог шла по побережью от Гуаякильского залива в Эквадоре до реки Мауле, южнее современного Сантьяго. Горная дорога, называвшаяся Капак-кан (Царский путь), начиналась в ущельях севернее Кито, пройдя через Куско, сворачивала к озеру Титикака и обрывалась на территории современной Аргентины. Обе эти артерии вместе с примыкавшими к ним второстепенными дорогами тянулись более чем на 20 тыс. км. Во влажных местах дороги мостили или заливали водонепроницаемой смесью из листьев маиса, гальки и глины. На засушливом побережье дороги старались прокладывать по участкам выхода твёрдых пород. На болотах возводились каменные дамбы, снабжённые дренажными трубами. Вдоль дорог устанавливались столбы, указывавшие расстояние до населённых пунктов. Через равные промежутки имелись постоялые дворы - тамбо. Ширина полотна на равнинах достигала 7 м, а в горных ущельях сокращалась до 1 м. Дороги прокладывали по прямой линии, даже если для этого приходилось долбить тоннель или срубать часть горы. Инки построили замечательные мосты, самые знаменитые из которых висячие, предназначенные для переправы через горные потоки. На каждой стороне ущелья возводились каменные пилоны, к ним прикреплялись толстые канаты - два служили перилами, а три поддерживали полотно из ветвей. Мосты были так прочны, что выдерживали испанских конкистадоров в полном вооружении и верхом на лошадях. Местным жителям вменялось в обязанность раз в год менять канаты, а также ремонтировать мост в случае надобности. Крупнейший мост подобной конструкции через реку Апуримак имел 75 м в длину и висел в 40 м над водой.

Дороги стали основой империи , раскинувшейся на огромном пространстве от Эквадора на севере до Чили на юге и от Тихоокеанского побережья на западе до восточных склонов Анд. Уже само название государства претензий на мировое господство. Это слово на языке кечуа означает«четыре соединённые между собой страны света». По странам света происходило и административное деление: на севере находилась провинция Чинчасуйю, на юге - Кольясуйю, на западе - Контисуйю и на востоке - Антисуйю.

В период правления самых знаменитых императоров - Тупак Юпанки, занявшего престол в 1463 г, и Вайно Капака (1493-1525 гг.) государство окончательно обрело черты централизованной империи.

Общество

Во главе государства стоял император - Сапа-Инка, Единственный Инка. Была проведена перепись населения империи и введена десятичная административная система, с помощью которой собирались налоги и вёлся точный подсчёт подданных. В ходе реформы всех наследственных вождей заменили назначаемыми губернаторами - кураками.

Всё население страны несло трудовые повинности: обработку государственных полей маиса и батата (картофеля), содержание государственных стад лам, воинскую службу и работы на строительстве городов, дорог и рудниках. Кроме того, подданные обязаны были уплачивать и натуральный налог - тканями и скотом.

Широко распространилась практика массовых переселений на покорённых территориях. Язык кечуа, на котором говорили инки, был объявлен официальным языком империи. Обитателям провинций не запрещалось пользоваться и своим родным языком. Обязательное знание кечуа требовалось только от должностных лиц.

Письменность

Считается, что инки не создали собственной письменности. Для передачи информации у них существовало узелковое письмо «кипу», великолепно приспособленное для нужд управления и экономики. Согласно одной из легенд, у инков некогда имелась письменность, даже книги, но все они оказались уничтожены правителем реформатором Пачакути, «переписывавшим историю». Исключение было сделано лишь для одной, хранившейся в главном святилище империи Кориканча. Грабившие столицу древней цивилизации Инков испанцы обнаружили в Кориканче покрытые непонятными знаками холсты, вставленные в золотые рамы. Рамы, разумеется, переплавили, а холсты сожгли. Так погибла единственная писаная история империи инков.

Инки (Inca) – племя из долины Куско, могучая цивилизация которого существовала в «доколумбовую» эпоху на южноамериканском континенте. Инки сумели создать могущественную империю, изменившую облик и покорившую множество народов.

Сами Инки свою империю называли Тауантинсуйу (Четыре стороны света), потому что из Куско в разных направлениях выходили 4 дороги.

Индейцы своего правителем называли Инка, что значит «повелитель», «король». Потом «Инками» стали называть всех представителей властвующего класса, а с вторжением завоевателей — и все индейское население империи Тауантинсуйу.

Создание Великой империи

Благодаря находкам археологов, очевидно, что цивилизация Инков возникла в 1200-1300 гг. В конце XI века из-за засухи, свирепствующей в Андах более 100 лет, соседние, более сильные племена утратили свою мощь в схватках за воду и пищу.

Окрыленные успехом, правители инков обратили взоры на изобильный край — просторное плато с . И Пачакутек-Инка-Юпанки, один из великих правителей Инков, в XV веке предпринял военный поход на юг.

Население приозерных государств составляло около 400 тысяч человек. Склоны гор пронизаны золотыми и серебряными жилами, на цветущих лугах паслись тучные стада лам и альпака. Ламы и альпака – это мясо, шерсть и кожа, то есть военные пайки и обмундирование.

Пачакутек покорял южных правителей одного за другим, раздвигая границы своих владений, ставших одной из крупнейших империй планеты. Численность подданных империи достигало около 10 миллионов человек.

Победы на военном поприще стали лишь первой стадией на пути к могуществу, после воинов к делу приступили чиновники, строители и ремесленники.

Мудрое правление

Если в какой-то провинции Инков вспыхивало восстание, правители предпринимали переселение людей: переселяли жителей отдаленных деревень в новые города, расположенные возле выстроенных дорог. Им приказывали строить вдоль дорог склады для регулярных войск, которые заполнялись подданными необходимым провиантом. Правители Инки были гениальными организаторами.

Цивилизация Инков достигла небывалого расцвета. Каменотесы возводили архитектурные шедевры, инженеры превращали разрозненные дороги в единую систему, связующую все части империи. Создавались ирригационные каналы, на склонах гор разбивались земледельческие террасы, там выращивали около 70 видов культур и закладывали в хранилища значительные запасы провизии. Наместники прекрасно овладели инвентаризацией: они были в курсе содержимого каждого хранилища огромной империи, ведя учет, используя кипу — аналог компьютерного кода инков – связки разноцветных нитей с особыми комбинациями из узелков.

Властителями Инки были довольно суровыми, но справедливыми: покоренным народам они позволяли сохранять свои традиции. Главной общественной единицей являлась семья. Каждая группа из 20 семей имела вожака, который подчинялся вышестоящему, возглавлявшему уже 50 семей, и так далее — до Правителя Инки.

Общественное устройство цивилизации

Империя Инков имела такое общественное устройство: здесь все работали, за исключением самых юных и глубоких стариков. У каждой семьи имелся свой обрабатываемый земельный надел. Люди ткали, шили себе одежду, башмаки или сандалии, мастерили посуду и украшения из золота и серебра.

У жителей империи личной свободы не было, правители решали за них все: чем питаться, какую носить одежду и где работать. Инки были замечательными земледельцами, они соорудили грандиозные акведуки для полива полей водой из горных рек, выращивая множество ценных культур.

Множество зданий, возведенных инками, стоят по сей день. Инки создали множество оригинальных мостов из ивовых прутьев и виноградных лоз, свитых в толстые канаты. Инки были прирожденными гончарами и ткачами:
они из хлопка ткали тончайшие ткани, такие, что испанцы считали их шелком. Еще Инки умели прясть шерсть, мастеря красивую и теплую шерстяную одежду.

Мумия — правитель Инков

В середине XV века на престол взошел Уайна Капак — новый правитель Инков. Тогда представлялось, что династия Инков — всемогущая. Люди даже могли изменять природу невероятными способами: при строительстве резиденции Уайны Капака, рабочие сравняли с землей холмы, осушили болота, а русло (исп. Rio Urubamba) сдвинули в южную часть долины, чтобы посадить хлопок, кукурузу, перец чили и арахис, а в центре «новой» территории из кирпича и камня возвести дворец — Киспигуанка.

Примерно в 1527 году от неизвестной болезни умер Уайна Капак. Приближенные, мумифицировав тело, перевезли его в Куско, а члены царской семьи навещали усопшего, прося совета и внимая ответам, изрекаемым сидящим рядом оракулом. Даже после смерти, Уайна Капак оставался хозяином поместья Киспигуанки: весь урожай с полей шел на то, чтобы содержать в роскоши мумию правителя, его жен, потомков и слуг.

Традиции наследования у Инков были таковыми, что и после смерти правителей все чертоги оставались в их собственности. Поэтому каждый Инка, только взойдя на престол, начинал строительство нового городского дворца и загородной резиденции. Археологами обнаружены руины до дюжины царских резиденций, возведенных, по меньшей мере, для шестерых властелинов.

Инки — Завоевание испанцами

В 1532 году на побережье нынешнего Перу высадился отряд из 200 иноземных завоевателей под предводительством . Они были в стальных доспехах и вооружены огнестрельным оружием. По пути продвижения к армии присоединялись недовольные господством Инков. Инки упорно противостояли завоевателям, но империя была ослаблена междоусобной войной и тем, что большое количество инков-воинов погибло от завезенных испанцами оспы и кори.