Мозговые полушария. За что отвечают левое и правое полушарие мозга и как их развить

У каждого человека есть левое и правое полушарие мозга , и если одно их них доминирует, то образуется функциональная межполушарная асимметрия головного мозга, что определяет не только ведущую сторону тела (правша, левша), но и способы мышления, восприятия и воображения…

Словом, в зависимости от ведущего полушария головного мозга, их асимметрии, во многом будет зависеть Ваш характер , Ваша личность , способ написания жизненного сценария , поведение и деятельность: возможность достичь тех или иных результатов в жизни.
(тест на ведущее полушарие)

Большие полушария головного мозга — функциональная межполушарная асимметрия

Эта статья не для профессионалов и не для студентов, поэтому речь не о том, что такое большие полушарии головного мозга человека, не об анатомии и физиологии — этого материала предостаточно в сети.
Эта публикация для обычных людей: взрослых, подростков и родителей, желающих понять как влияет на их жизнь, на восприятие, мышление, интеллект, поведение, чувства, творчество и креативность, учебу и деятельность, на межличностное общение и взаимодействие, на взаимопонимание и сотрудничество, на воспитание детей, наконец, как влияет на успехи и достижения в жизни функциональная межполушарная асимметрия , т.е. разница в работе левого и правого полушарий головного мозга, одно из которых, обычно, является ведущим (доминантным).

Левое полушарие мозга

Левое полушарие мозга отвечает за абстрактно-логическое мышление человека, т.е. мышление связанное со словесной (вербальной) интерпретацией понятий и явлений. Здесь появляется речь.
С помощью левого полушария мозга человек может говорить, думать, логически мыслить и анализировать ситуации, включая процесс индукции.

Люди с ведущим (доминирующим) левым полушарием головного мозга, обычно, обладают развитым вербальным интеллектом, большим словарным запасом, они отличаются разговорчивостью, активностью, способностью прогнозирования и предвидения.

Правое полушарие мозга

Правое полушарие мозга отвечает за пространственно-образное мышление (невербальное), которое обеспечивает целостность восприятия.

Человек с преобладанием правого полушария головного мозга, обычно, предрасположен к мечтательности, фантазиям, к тонким и глубоким чувствам и переживаниям, у него развит невербальный интеллект, он неразговорчив и медлителен.

Межполушарная асимметрия мозга

Функциональная межполушарная асимметрия мозга , т.е. когда левым полушарием выполняются одни психологические функции, а правым — другие, и одно из них ведущее (доминантное).

Межполушарная асимметрия только частично врожденная (например, правша, левша), большее свое значение она приобретает в процессе развития, обучения, воспитания и социализации. Например, у более образованного человека асимметрия полушарий выше, чем у малообразованного.

У маленького ребенка, младшего школьника еще не определено ведущее полушарие, т.к. его речевой аппарат (левое) и, соответственно, словесно-логическое мышление еще в развитии. Это легко можно заметить, например, когда ребенок пишет зеркальные буквы или рисует, он может написать, скажем, мягкий знак и «Ь» и «d», или рисовать и справа налево, и наоборот — это не ошибка, он так видит, т.е. иногда левым полушарием, а иногда — правым.

Также, на межполушарную асимметрию влияет воспитание ребенка, обычно, согласно традиционному, мужскому или женскому жизненному сценарию, у мальчиков больше развивается левое полушарие, а у девочек — правое (так называемые, мужская или женская логика)

Асимметрия полушариев влияет на будущую деятельность человека, на выбор его профессии. Так, люди с ведущим левым полушарием лучше подойдут профессии связанные с речью, логическим мышлением, анализом процессов и ситуаций.

У людей с доминирующим правым полушарием, оказывающим влияние на творческую деятельность, креативность мышления, артистичность и художественность, подойдут больше профессии с преобладанием образного мышления.

Таким образом, в зависимости от преобладания того или другого полушария мозга, людей, условно, можно разделить на два типа: мыслительный, с ведущим левым полушарием, и художественный тип, с ведущим — правым.

Что касается взаимоотношений в семье, с детьми, с друзьями, любимыми, на работе..,то здесь межполушарная асимметрия у разных людей, может помочь дополнить друг друга, а может и способствовать нарастанию конкуренции и противостояния.

Например, муж с доминирующим левым полушарием вполне может быть дополнением в семейном функционировании жене с ведущим правым полушарием. По сути, это будет, при условии понимания семьи как единства «МЫ», неким симбиозом, как и внутри самой личности — левое полушарие дополняет правое (и наоборот), т.е. весь мозг человека работает как одно целое, а каждая его часть (полушарие) выполняет свои психологические функции.

Но, если, образно выражаясь, левое полушарие начнет заниматься творчеством, а правое — анализом и прогнозом, то возникнет внутриличностный конфликт и неадекватное восприятие, поведение, раскол личности, и….в плоть до неврозов и психопатологии. (Что-то подобное может произойти и в семье…)

Или же, если в семье будут два человека, партнера с одним ведущим полушарием, правым или левым, то может возникнуть конкуренция и противостояние.

Еще, можно заметить слабую асимметрию полушариев мозга у малообразованных или переставших развивать свою личность женщин и мужчин, занимающих свое время просмотром сериалов , эти люди так быстро могут делать ведущим, то правое, то левое полушарие, что могут одновременно, особенно это касается женщин, смотреть очередную серию мелодрамы и переживать за героев (правое полушарие), и, скажем, заниматься домашними делами, например, стиркой (левое полушарие)…кстати, отсюда название: «Мыльная опера».

Психологические проблемы и асимметрия левого и правого полушариев головного мозга человека

Психику человека можно разделить на сознание и бессознательное. Те психологические проблемы с которыми люди в состоянии самостоятельно справиться, легко осознаются и могут быть проанализированы и интерпретированы с помощью левого полушария мозга.
Но то, что храниться в бессознательном; те незавершенные ситуации, эмоции, т.е. то, что воспринято и сохранено в глубинах психики с помощью правого полушария головного мозга, и опосредованно влияют на качество жизни, взаимоотношения, личностный рост и процветание, до конца не осознаются человеком и не могут быть отработаны без психологической помощи, без психотерапевтического и психоаналитического вмешательства.

Многие методы психотерапии работают именно с правым полушарием мозга человека, в то время как левое полушарие, пытаются несколько ослабить или отключить вовсе, как, например, при гипнотерапии .

Поэтому, для психоанализа и психотерапии важно понимание межполушарной асимметрии конкретного человека.
Для диагностики ведущего полушария мозга используют различные методики и наблюдения. Бывает, опытному психотерапевту достаточно провести беседу, чтобы понять асимметрию полушариев человека.

Личная помощь психолога (бюджетный вариант)

Предварительные вопросы психотерапевту по оказанию психологической помощи онлайн

Уже давно не секрет, что левое полушарие мозга отвечает за склонность к математическому типу мышления. Но ведь не может половина мозга выполнять всего лишь одну функцию и определять любимый предмет в школе, дальнейшую специализацию и профессиональное направление. Если все остальное припадает на правую половину мозга, она кажется какой-то слишком загруженной.

Чем уникален головной мозг?

На протяжении столетия ученые пытаются добиться ответа на эти вопросы :

  1. От чего зависит уровень интеллекта?
  2. По каким критериям можно определить гения? И вообще, возможно ли это?
  3. С чем могут быть связаны врожденные и генетические психические расстройства?
  4. Можно ли при помощи электрического воздействия на мозговую ткань формировать новые воспоминания?

После того как вскрытие стало распространенной практикой, задача медиков и научных сотрудников упростилась. Ведь в их распоряжение попало огромное количество материала, но именно здесь исследования и застопорились. Оказалось, что современные методы исследований не могут позволить выявить хоть какую-нибудь достоверную закономерность между исследуемыми материалами.

Выдвигалось множество теорий, но все они разрушались о суровую реальность статистических данных. До сегодняшнего дня не существует универсальных показателей головного мозга, по которым можно было бы установить будущий потенциал человека.

Как работает нервная система?

Но было бы преступлением сказать, что в этом направлении человечество совсем уж не продвинулось. Далеких от медицины людей может заинтересовать, каким образом вообще ученые смогли определить, за что именно отвечает каждый отдел головного мозга? Неужели они проводили чудовищные эксперименты, удаляя или повреждая отдельные участки? Нет, особенность функционирования нашего мозга заключается в том, что:

  • В определенной точке происходит формирования нервного импульса.
  • Этот сигнал является электрическим зарядом. Слишком слабым раздражителем, чтобы навредить, и достаточно сильным, чтобы передать информацию.
  • Нервная ткань возбуждается в точке нахождения импульса, а раз уж он передается соседним клеткам - переходит и участок возбуждения.
  • Современный уровень технического прогресса помогает фиксировать электрическую активность мозга за счет электроэнцефалограммы.

Так что достаточно подключить испытуемого к оборудованию и поставить перед ним несколько простых задач:

  1. Что-то прочесть или написать.
  2. Заговорить с кем-то из окружающих.
  3. Попытаться решить математическую задачу.
  4. Нарисовать портрет или любой другой рисунок.
  5. Пошутить.

Оказалось, что каждый раз возбуждение возникает в разных отделах. Не существует одной универсальной зоны, которая отвечала бы за все перечисленные действия. Исследования проводились не ради самих исследований, данные имеют важнейшее практическое значение. Ведь благодаря ним мы можем предположить, какие именно функции нарушатся при тех или иных повреждениях головного мозга.

За что отвечает левое полушарие мозга?

В левом полушарии расположены центры, отвечающие за :

  1. Возможность чтения и письма.
  2. Восприятие речи в ее буквальном смысле.
  3. Анализ данных, в том числе математических.
  4. Восприятие математических знаков и символов.
  5. Последовательное логическое мышление.

Если у человека полностью отсутствуют функции, осуществление которых возложено на левое полушарие, назвать такого индивида полноценным членом общества сложно. Но посмотрите на список, он весь состоит из каких-то формальностей. Как будто бы речь идет о роботе.

Да, умение читать, писать и говорить это базовые навыки, которые необходимы каждому человеку. Без логики и последовательности тоже сложно прожить. Но где же эмоции, переживания, образность речи? Очевидно, за это отвечает другой отдел.

Левое и правое полушарие мозга

Левое полушарие

Правое полушарие

Контроль над всей правой половиной тела.

Контроль над всей левой половиной тела.

Склонность к формальности и стереотипности в своих действиях.

Полет фантазии и абстрактность мышления, способность «ломать рамки».

Логика и циничный расчет.

Чувства, эмоции и воображение.

Способность разбить проблему или ситуацию на отдельные этапы и пытаться решить их в определенной последовательности.

Всесторонний охват любой проблемы. Попытка разрешить ее сразу же, как нечто целостное и комплексное.

Никому не будет достаточно для нормальной, полноценной жизни вариантов только из одного столбца. Каждый человек представляет собой сложный синтез различных качеств:

  • Часть из них мы получили в наследство.
  • Другая часть сформировалась в процессе жизни под действием внешних факторов.
  • Остальные мы выработали самостоятельно, при помощи силы воли.

Как сформировать собственную личность?

Эмоциональность и логичность две хорошие черты, но яркое преобладание одной из них может испортить жизнь человеку и всем кто его окружает. Что плохого в любителе чистых эмоций? Регулярные истерики. В склонном к анализу и логике? Постоянное занудство и эмоциональная холодность.

Если замечаете, что у вас четко выражен один тип мышления, в то время как другой почти не проявляется - попытайтесь отвлечься. Ознакомьтесь с противоположной стороной жизни, которой вы до сих пор не касались. Такие контакты поспособствуют стимуляции и развитию не доминантной половины головного мозга.

Так за что же отвечает левое полушарие головного мозга :

  1. Будет с легкостью решать любые математические задачи.
  2. У него начнет проявляться любовь к цифрам, запоминанию дат и номеров еще с ранних лет.
  3. В детстве покажет себя как сдержанный ребенок, возможно немного замкнутый.
  4. Эмоциональные проявления могут быть не так ярко выражены, как у окружающих.
  5. Иногда не будет понимать метафоры и иносказания. Табличка «сарказм» пригодится.
  6. Всегда сможет составить план решения проблемы.

Классический право- или левосторонний вариант мышления практически не встречается, всегда есть вкрапления и дополнения. Нужно знать, что левое полушарие мозга отвечает за формальную логику . Но эта информация не так уж ценна, ведь, несмотря на доминирование одной половины мозга, вторая все еще играет огромную роль в формировании вашей личности.

Видео о левом полушарии

На этом видео Аркадий расскажет об основных функциях и назначении левого и правого полушария мозга человека, как устроен этот орган:

Полушария головного мозга

Головной мозг управляет всей деятельностью центральной нервной системы. До сих он слабо изучен и таит в себе множество загадок для ученых. Многие из нас еще со школьного курса биологии знают, что наш мозг имеет два полушария, каждое из которых выполняет свои функции. Далее мы рассмотрим, за что именно они отвечают, и более подробно остановимся на правом полушарии мозга.

Начнем с рассмотрения того, за что отвечает левое полушарие. Левое полушарие мозга отвечает за то, что связано с логикой. Его деятельность связана с вербальной коммуникацией, с памятью, с оперированием числами, фактами, с абстрактным мышлением. При обработке опыта оно проводит анализ, классификацию, систематизацию происшедшего и на основе этого делает общий вывод. Левая часть мозга хороший помощник там, где требуется аналитическое мышление, нужно установить причину события и его следствие. Она позволяет заниматься деятельностью по этапам, постепенно переходя от одного пункта плана к другому. За счет нее мы воспринимаем смысл сказанного буквально. Люди с развитым левым полушарием имеют хорошие способности к языкам и обычно знают несколько иностранных языков. Левому полушарию подчиняется правая половина тела.

Функции правого полушария

Ниже мы рассмотрим, за что отвечает правое полушарие нашего мозга.

  1. обработка невербальной информации. Правое полушарие мозга обрабатывает сигналы, которые поступают к нам в виде символов, образов, жестов, знаков, звуков, цветов и другими способами. Определения предметов в этом случае слиты с их сущностью, а не просто обозначают их;
  2. способности к искусству. Музыкальные, художественные способности также связаны с работой правой половины. Сюда же относятся и способности в других сферах творческой деятельности (танцы, лепка и др.). Благодаря правому полушарию мы можем воспринимать музыкальные произведения, картины, танцевальные номера и другие произведения искусства, наслаждаться ими. При этом те люди, у которых оно развито хорошо, могут не только эмоционально реагировать на шедевры других людей, но и создавать свои собственные;
  3. ориентация в пространстве. Правое полушарие головного мозга помогает нам определить свое местоположение относительно других объектов, а также расстояние до этих объектов. Все это помогает нам не заблудиться в незнакомом городе, добраться до места назначения;
  4. восприятие метафор. За счет работы правой части мозга мы способны понимать иносказательный смысл слов, что помогает нам во взаимодействии с окружающими людьми. Благодаря ей, мы улавливаем смысл устойчивых выражений, пословиц и поговорок. Сюда же относится чувство юмора, способность посмеяться над шуткой;
  5. воображение. Правая часть мозга позволяет нам придумывать свои собственные истории. Мы можем создавать самые невероятные сплетения сюжета и мысленные образы, которые далеки от нашего реального опыта. Один из примеров такой генерации образов – это сновидения. Еще один пример: мечты и фантазии;
  6. эмоции. Эмоции тесно связаны с правым полушарием. За счет его работы мы можем эмоционально воспринимать происходящие события, распознавать эмоциональные сигналы от других людей. Мы можем понимать скрытые причины поступков других людей, что помогает при установлении контактов и защищает от возможных опасностей, т.к. дает почувствовать обман;
  7. одновременная обработка множества блоков информации. Правое полушарие работает одновременно с большим количеством информации. Оно воспринимает информацию как целое. Такое комплексное восприятие позволяет эффективно решать задачи. Это можно сравнить с увиденным планом города в целом, а не с переходом от дома к дому. При таком способе обработки решение задачи может выглядеть как интуитивное озарение;
  8. распознавание лиц. Работа правой части мозга позволяет нам распознавать лица, узнавать наших знакомых;
  9. правому полушарию подчиняется левая половина тела.

Полезно узнать: Функции и строение моста головного мозга, его описание

Принцип того, как работают полушария мозга, особенно заметен при наблюдении за человеком, которому удалили одно из них. Люди, у которых удалена правая половина мозга, с трудом ориентируются даже на небольшом пятачке, им требуется помощь, чтобы добраться до места назначения. Такой человек воспринимает все сказанное буквально, т.к. не может воспринять иносказательный смысл слов. Он не реагирует на эмоции других людей и сам выглядит неэмоциональным. Он не может наслаждаться музыкальными произведениями. Однако, восстановительные способности нашего организма таковы, что впоследствии оставшаяся половина берет на себя часть функций удаленной. Особенно это касается тех случаев, когда операция была проведена в детском возрасте.

Что нам даст развитие правого полушария


Делая общий вывод, отметим, что деятельность левой части мозга связана с обработкой предыдущего опыта и генерацией решений, основанных на нем. Однако все мы знаем, что невозможно составить что-то новое, руководствуясь только прежним опытом. Правая половина мозга выходит за рамки опыта, создает то, чего не было. Она дает нам целостное восприятие информации, а не увязание в деталях. Комплексный взгляд на проблему позволяет создать решение, которое было бы невозможно, если бы мы сконцентрировались только на ее части.

Головной мозг – это важнейший орган, управляющий человеческим организмом. Благодаря его функционированию люди способны видеть, слышать, ходить, испытывать эмоции, общаться между собой, чувствовать, анализировать, размышлять и любить. Последние свойства присущи исключительно человеку. Прежде чем ответить на вопрос, за что же отвечает левое полушарие мозга, нужно вспомнить анатомию 9 класса: из чего состоит головной мозг.

Структура головного мозга

Масса органа у взрослого равняется примерно 1400 г. Располагается он в полости черепной коробки, сверху покрыт оболочками (мягкая, твёрдая, паутинная). Можно выделить 3 наиболее значимые части: гемисферы, мозжечок, ствол. Полушария мозга регулируют высшую нервную деятельность, в них находятся отделы, отвечающие за зрение, слух, речь, письмо. обеспечивает равновесие, в стволе заложены центры управления дыханием и сердцебиением.

Интересно! Мозг у мужчин завершает свой рост к 25 годам, а у женщин – к 15!

Между большими полушариями проходит продольная щель, в глубине которой располагается . Последнее соединяет обе гемисферы и позволяет им координировать работу друг друга. Из уроков анатомии многие помнят, что каждое из полушарий управляет противоположной стороной тела. Из этого следует, что левое полушарие отвечает за правую половину туловища.

Мозг имеет 4 доли (ниже будет рассказано о них). Разделены доли тремя основными бороздами: Сильвиева, Роландова и теменно-затылочная. Кроме борозд, мозг имеет много извилин.

Полезно узнать, что такое : формы, возможности.

Зачем человеку : связь с отделами мозга, причины нарушения.

Само вещество мозга делится на серое (кора) и белое. Серое состоит из нейронов и выстилает мозг сверху. Толщина коры примерно 3 мм, а количество нейронов около 18 млрд. Белое вещество – это проводящие пути (волокна нейроцитов), которые занимают всю оставшуюся часть мозга. Именно кора контролирует всю жизнь человека от сна до проявления эмоций.

Функции левого полушария мозга

Большие гемисферы не оторваны от других составляющих нервной системы, они работают вместе с подкорковыми структурами. Помимо этого, при повреждениях одного полушария, другое может частично взять на себя функции первого, что говорит о совместном обеспечении работы движений, чувствительности, высшей нервной деятельности и органов чувств.

Кора разделена на зоны, отвечающие за определённые функции (зрение, слух и другие), но и они не функционируют по отдельности. Чтобы что-то сказать, человеку нужно сначала подумать, проанализировать, просчитать. Во время разговора люди проявляют эмоции (печаль, радость, тревогу, смех), жестикулируют, то есть задействуют кисти рук, мышцы лица. Всё это обеспечивается слаженной работой нескольких зон коры, подкорковых ядер, черепными и спинальными нервами. Итак, за что отвечают различные доли головного мозга?

Интересно! Головной мозг людей изучен менее чем наполовину!

Лобная доля левого полушария мозга

Отвечает за движение, способность говорить, индивидуальность, мышление. – это часть мозга, отвечающая за эмоции, поведение, мышление.

Моторная зона коры

Отвечает за активность поперечно-полосатой мускулатуры правой половины тела, координированность точных движений, ориентирование на местности. В этот отдел идут импульсы от внутренних органов. При её повреждении возникает атаксия, парез конечностей, расстройство работы сердца, сосудов, дыхания. Ниже на картинке представлена топическая принадлежность органов и частей тела к прецентральной извилине.

Речедвигательная зона

Обеспечивает работу мышц лица для произнесения сложных слов, фраз. Другими словами, она отвечает за формирование речи. У всех правшей речедвигательная зона в левом полушарии занимает большую площадь, чем в правом.

При разрушении этой зоны человек теряет способность говорить, но может кричать или петь без слов. А также утрачивается чтение про себя, формулировка мыслей, а вот способность понимать речь не страдает.

Теменная доля

Тут располагается зона чувствительности кожи, мышц, суставов. В левую гемисферу идут импульсы с рецепторов кожи рук, ног, туловища справа. При повреждении этой зоны возникает нарушение чувствительности в некоторых частях кожи, способность определять предметы на ощупь. Утрачивается осязание, изменяется восприятие температуры, боли правых конечностей, а также туловища справа.

Височная доля

Слуховая зона отвечает за слух, вестибулярную чувствительность. При разрушении зоны слева наступает глухота с правой стороны, а также резко снижается способность слышать на левом ухе, движения становятся неточными, возникает пошатывание при ходьбе (см. ). Рядом расположен слуховой центр речи, благодаря которому люди понимают обращённую речь и слышат свою.

Зона вкуса и обоняния работает вместе с желудком, кишечником, почками, мочевым пузырём, а также половой системой.

Затылочная доля – зрительная зона

Зрительные волокна на основании мозга также перекрещиваются, как и слуховые. Таким образом, в зрительную часть левого полушария идут импульсы с обеих сетчаток глаз. Поэтому при повреждении этой зоны полная слепота не наступает, а страдает только половина сетчатки слева.

Затылочная часть мозга также отвечает за зрительный центр речи, способность узнавать написанные буквы и слова, поэтому люди могут читать текст. На картинке представлены отделы мозга, отвечающие за поведение, память, слух, осязание.

Отличие левого полушария от правого

Как уже стало ясно, в обеих гемисферах имеются речевые, зрительные, слуховые и другие зоны. Так в чём же отличие между ними? Только ли в контроле над противоположными половинами тела? Конечно же, нет!

Особенности левого полушария:

  1. Логика, анализ, мышление.
  2. Числа, математика, просчёт.
  3. Поэтапное решение сложных задач.
  4. Способность понимать буквально.
  5. Чёткие факты, доводы, без лишней информации.
  6. Обучение иностранным языкам, умение контролировать речь.

Все о и функции, нарушения и их последствия.

Полезно узнать, что такое : роль в организме человека, признаки дисфункции.

Все о : от анатомии до заболеваний.

За что отвечает правое полушарие мозга?

  1. Интуиция, воображение, эмоции.
  2. Восприятие, музыкальность, художественность.
  3. Фантазия, яркие краски, способность мечтать.
  4. Создание образа по описанию, пристрастие к мистике, загадкам.

Как определить доминирующее полушарие?

Говорят, что у правшей более развито левое полушарие, а у левшей наоборот. Это не совсем так. Человек может писать левой рукой, но быть прирождённым математиком, скептиком, логиком и аналитиком, совершенно не увлекаться живописью, музыкой и при этом не верить в мистику. На самом деле трудно сказать, какое именно полушарие доминирует, ведь оба они работают, когда это требуется.

Выберите оценку Плохо Нормально Хорошо Замечательно Отлично

Еще недавно считалось, что человек с развитым левым полушарием намного приспособленнее к реальной жизни. И вроде бы понятно почему. Ему легче учится. Он целеустремлен, может четко выразить свои желания и описать эмоции, а также способен быстро обучаться.

Происходило это потому, то основная масса работы, которая давалась людям была основана на постоянном повторении одних и тех же и жесткой сосредоточенности.

Сегодня же мир немного изменился, и люди-мечтатели (а именно так называют тех, у кого развито ) получают шанс жить так, как им хочется. Появляется намного больше творческих профессий. И их задумчивость, романтизм и мечтательность воспринимаются, как способность мыслить творчески.

Синхронная работа полушарий

Несмотря на то, что у каждого человека больше развито либо правое, либо левое полушарие, на деле же они работают вместе. Не может быть такого, что за всю деятельность человека отвечает только одна половина мозга.

Каждое полушарие отвечает за те или иные функции. Так, например, если бы вообще у человека не было правого полушария, отвечающего за эмоции, то человек был бы похож на робота без эмоций и чувств, который выстраивает жизнь так, как выгодно ему. И наоборот, если бы левого полушария не было, то человек превратился бы чисто в асоциальное существо, которое никак не может позаботиться о себе.

Благодаря обоим полушариями жизнь становится полноценной. Так, восприятие мира при помощи левого полушария упрощается, а вот правое делает его родным, то есть показывает его таким, какой он есть, со всеми изъянами и достоинствами.

Так же нужно отметить, что в зависимости от того, какое полушарие больше развито у, будет зависеть его способность писать, а именно будет человек правшой или левшой.

Так уж сложилось в обществе, что практики все знают особенности правшей и левшей, и поэтому даже по характеру и способностям легко могут сказать, какой рукой он пишет.

Большинство творческих деятелей (актеров, писателей и т.д.) пишут левой рукой, что лишний раз подтверждает теорию о полушариях.

Функции левого полушария головного очень важны, так как они помогают человеку анализировать информацию, воспринимать мир. К тому же, без таких способностей было бы сложно выжить в нынешнем мире.

Человеческий мозг – это самый важный и вместе с тем наименее изученный орган человеческого тела.

Давайте разберемся, за что же отвечают наши полушария мозга и почему у одних людей активно в основном левое, а у других правое.

За что отвечает левое полушарие мозга?

мозга отвечает за вербальную информацию. Оно контролирует чтение, речь и письмо. Благодаря его работе человек может запоминать разнообразные даты, факты и события.

Также левое полушарие мозга отвечает за логическое мышление. Здесь вся получаемая извне информация обрабатывается, анализируется, классифицируется и формулируются выводы. Оно осуществляет обработку информации аналитически и последовательно.

Правое полушарие мозга отвечает за обработку невербальной информации, выраженной в образах, а не в словах. Здесь же располагаются способности человека к различным видам творчества, способность придаваться мечтам, фантазировать, сочинять. Оно отвечает за генерацию креативных идей и мыслей.

Также правое полушарие мозга отвечает за распознавание сложных образов, таких как лица людей, а также эмоций, отображающихся на этих лицах. Оно осуществляет обработку информации одновременно и целостно.

Следует отметить, что для успешной жизни человека нужна слаженная работа обоих полушарий.

Какое полушарие мозга активно у вас?

Существует визуальный, психофизиологический тест на полушария мозга (тест Владимира Пугача), с помощью которого можно легко определить, какая половина мозга активна у вас в данный момент времени. Посмотрите на картинку. В какую сторону вращается девушка?

Если по часовой стрелке, значит, в данный момент у вас преобладает левополушарная деятельность, а если против часовой стрелки, то правополушарная.

Некоторые могут наблюдать момент смены активности полушарий, и тогда девушка начинает вращаться в обратную сторону. Это присуще людям (очень немногим), одновременно имеющим левополушарную и правополушарную деятельность мозга, так называемым амбидекстрам.

Они могут достичь эффекта смены направления вращения с помощью наклона головы или последовательной концентрации и расфокусировки зрения.

А как же детский мозг?

Наиболее интенсивное развитие головного мозга происходит в первые годы жизни ребенка. И в это время доминирующим у детей является правое полушарие. Так как ребенок познает мир с помощью образов, то почти все мыслительные процессы происходят именно в нем.


Но мы живем в мире логики, в мире с сумасшедшим темпом жизни, спешим все успеть, хотим большего для наших детей. Стараемся дать им максимум, запасаемся всевозможными методиками раннего развития и практически с пеленок начинаем обучать наших детей чтению, счету, стараемся дать им энциклопедические знания, давая раннюю стимуляцию левому, а образное, интуитивное правое остается как бы не у дел.

И, следовательно, когда ребенок растет, взрослеет, доминирующим у него становится левое полушарие, а в правом, из-за отсутствия стимуляции и уменьшения количества связей между двумя половинами мозга, происходит необратимое снижение потенциала.

Сразу хочу заверить, что я не призываю вас пускать умственное развитие ваших детей на самотек. Наоборот! Возраст до 6 лет – это наиболее удачный возраст для развития потенциала мозга. Просто развитие должно быть не настолько ранним, насколько своевременным. И если заложено природой, что в раннем возрасте у детей доминирует правое, то может стоит развивать именно его, не стараясь рано стимулировать работу левого методиками, направленными на развитие логического мышления?

Тем более что в возможности, которые наши дети теряют в детстве именно из-за отсутствия тренировки правого полушария, входят поистине феноменальные способности. Например: запоминание неограниченных объемов информации с помощью образов (фотографическая память), скорочтение и это только начало списка сверхспособностей, которыми сможет обладать ваш ребенок при правильной систематической тренировке правого полушария.

Подробнее про сверхспособности, которыми обладают дети с развитым правым полушарием, я расскажу вам в следующей статье.

Надежда Рыжковец

Правое и левое полушарии мозга обеспечивают единую работу организма, однако контролируют противоположные стороны тела человека, каждое полушарие выполняет свои определённые функции и имеет свою специализацию. Работа правого и левого полушария ассиметрична, но взаимосвязана. За что "отвечают" левое и правое полушарие нашего мозга. Левая половина мозга отвечает за логические операции, счет, установление последовательности, а правое полушарие воспринимает образы, общее содержание основываясь на интуиции, воображении, творчестве правое полушарие обрабатывает факты, детали, поступающие из левого полушария, собирая их в единый образ и целостную картину. Левое полушарие стремиться к анализу, логической последовательности, деталям, причинно- следственным связям. Правое полушарие осуществляет ориентировку в пространстве, восприятие целостной картины, фиксирует образ и эмоции человеческих лиц.

Можно легко протестировать, какое из полушарий мозга у Вас активно в данный момент. Посмотрите на эту картинку.

Если девушка на картинке вращается по часовой стрелке, то в данный момент у вас больше активно левое полушарие мозга (логика, анализ). Если же она поворачивается против часовой стрелки, то у вас активно правое полушарие (эмоции и интуиция). Оказывается, что некоторым усилием мысли, можно заставить девушку вращаться в любую сторону. особый интерес представляет изображение с двойным вращением

Как еще можно проверить, какое из полушарий у вас больше развито?

Сожмите ладони перед собой, теперь сплетите пальцы рук и заметьте, большой палец какой руки оказался сверху.

Похлопайте в ладоши, отметьте какая рука сверху.

Скрестите руки на груди, отметьте какое предплечье сверху.

Определите ведущий глаз.

Как можно развить способности полушарий.

Существует несколько простых способов развития полушарий. Самый простой из них - увеличение объема работы, на которой ориентировано полушарие. Например, для развития логики Вам необходимо решать математические задачи, отгадывать кроссворды, а для развития воображения посещать художественную галерею и т.п. Следующий способ – максимально задействовать сторону тела, контролируемую полушарием – для развития правого полушария необходимо работать левой частью тела, а для проработки левого полушарий - с правой. Например, вы можете рисовать, прыгать на одной ноге, жонглировать одной рукой. Развить полушарие помогут упражнения, на осознание правого и левого полушария мозга.

Ухо-нос

Левой рукой берёмся за кончик носа, а правой - за противоположное ухо, т.е. левое. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук "с точностью до наоборот".

Зеркальное рисование

Положите на стол чистый лист бумаги, возьмите по карандашу. Рисуйте одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы должны почувствовать расслабление глаз и рук, потому что при одновременной работе обоих полушарий улучшается эффективность работы всего мозга.

Колечко

Поочерёдно и очень быстро перебираем пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний, безымянный, мизинец. Сначала можно каждой рукой отдельно, потом одновременно двумя руками.

4. Перед вами лежит листок с буквами алфавита, почти всеми. Под каждой буквой написаны буквы Л, П или В. Верхняя буква проговаривается, а нижняя обозначает движение руками. Л - левая рука поднимается в левую сторону, П - правая рука поднимается в правую сторону, В - обе руки поднимаются вверх. Всё очень просто, если бы не было так сложно всё это делать одновременно. Упражнение выполняется в последовательности от первой буквы к последней, затем от последней буквы к первой. На листке записано следующее.

А Б В Г Д

Л П П В Л

Е Ж З И К

В Л П В Л

Л М Н О П

Л П Л Л П

Р С Т У Ф

В П Л П В

Х Ц Ч Ш Я

Л В В П Л

Все вышеописанные упражнения, направленные на развитие правого полушария можно применить и с детьми.

Упражнения на визуализацию .

Когда у вас найдется свободная минутка, посадите ребенка рядом с собой и предложите немного пофантазировать.

Давай закроем глазки и представим белый лист бумаги, на котором большими буквами написано твое имя. Представь, что буквы стали синими... А теперь - красными, а теперь - зелеными. Пусть будут зелеными, но лист бумаги вдруг стал розовым, а теперь - желтым.

А теперь прислушайся: кто-то зовет тебя по имени. Угадай, чей это голос, но никому не говори, сиди тихонько. Представь, что твое имя кто-то напевает, а вокруг играет музыка. Давай послушаем!

А сейчас мы потрогаем твое имя. Какое оно на ощупь? Мягкое? Шероховатое? Теплое? Пушистое? У всех имена разные.

Теперь мы будем пробовать твое имя на вкус. Оно сладкое? А может быть, с кислинкой? Холодное, как мороженое, или теплое?

Мы узнали, что наше имя может иметь цвет, вкус, запах и даже быть каким-то на ощупь.

А теперь откроем глазки. Но игра еще не окончена.

Попросите ребенка рассказать о своем имени, о том, что он видел, слышал и чувствовал. Немного помогите ему, напомните задание и обязательно поощряйте: "Как интересно!", "Ну надо же!", "Никогда бы не подумал, что у тебя такое замечательное имя!".

Рассказ окончен. Берем карандаши и просим нарисовать имя. Ребенок может рисовать все, что захочет, главное, чтобы рисунок отражал образ имени. Пусть ребенок украсит рисунок, использует как можно больше цветов. Но не затягивайте это занятие. Важно закончить рисовать в строго определенное время. Тут уж вы сами думайте, сколько отвести на рисование - медлительному малышу нужно минут двадцать, а торопыга нарисует все и за пять минут.

Рисунок готов. Пусть малыш объяснит, что значат те или иные детали, что он пытался нарисовать. Если ему сложно это сделать - помогите: "Что это нарисовано? А это? А почему ты нарисовал именно это?"

Теперь игра окончена, можно отдохнуть.

Вы, наверное, догадались, в чем ее суть. Мы провели ребенка по всем ощущениям: зрение, вкус, обоняние, заставили включиться в деятельность и воображение, и речь. Таким образом, все зоны мозга должны были принять участие в игре.

Теперь можете придумывать и другие игры, построенные на таком же принципе. Например: "Имя-цветок " - рисуем цветок, который мы могли бы назвать своим именем; "Я взрослый " - пробуем представить и нарисовать себя взрослым (как буду одет, как говорю, что делаю, как хожу и так далее); "Воображаемый подарок " - пусть малыш дарит воображаемые подарки своим друзьям, а вам рассказывает, как они выглядят, пахнут, какие на ощупь.

Вы застряли в пробке, долго едете в поезде, скучаете дома или в очереди к врачу - поиграйте в предложенные игры. Малыш в восторге и не канючит: "Мне скучно, ну когда же наконец...", а родительское сердце ликует - ребенок-то развивается!

Предлагаем вам еще одно упражнение на визуализацию, которое называется "Стирание из памяти стрессовой информации ".

Предложите ребенку сесть, расслабиться и закрыть глаза. Пусть он представит перед собой чистый альбомный лист, карандаши, ластик. Теперь предложите малышу мысленно нарисовать на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Далее попросите, опять же мысленно, взять ластик и начать последовательно стирать ситуацию. Стирать нужно до тех пор, пока с листа не исчезнет картинка. После этого следует открыть глаза и произвести проверку: закрыть глаза и представить тот же лист бумаги – если картинка не исчезла, нужно снова мысленно взять ластик и стирать картинку до полного исчезновения. Упражнение рекомендуется периодически повторять.

Кстати, когда вы что-то делаете обеими руками одновременно, например, играете на музыкальном инструменте или даже набираете текст на клавиатуре, работают оба полушария. Так что это тоже своеобразная тренировка. Еще полезно совершать привычные действия не ведущей рукой, а другой. Т.е. правши могут пожить жизнью левшей, а левши соответственно наоборот стать правшами. Например, если вы обычно чистите зубы, держа щетку в левой руке, то периодически перекладывайте ее в правую. Если пишете правой рукой, переложите ручку в левую. Это не только полезно, но и весело. А результаты таких тренировок не заставят себя долго ждать.

5. Глядя на картинку, надо произнести вслух как можно быстрее цвета, которыми написаны слова.


Вот так можно привести в гармонию работу полушарий мозга.

Головной мозг – это важнейший орган, управляющий человеческим организмом. Благодаря его функционированию люди способны видеть, слышать, ходить, испытывать эмоции, общаться между собой, чувствовать, анализировать, размышлять и любить. Последние свойства присущи исключительно человеку. Прежде чем ответить на вопрос, за что же отвечает левое полушарие мозга, нужно вспомнить анатомию 9 класса: из чего состоит головной мозг.

Структура головного мозга

Масса органа у взрослого равняется примерно 1400 г. Располагается он в полости черепной коробки, сверху покрыт оболочками (мягкая, твёрдая, паутинная). Можно выделить 3 наиболее значимые части: гемисферы, мозжечок, ствол. Полушария мозга регулируют высшую нервную деятельность, в них находятся отделы, отвечающие за зрение, слух, речь, письмо. обеспечивает равновесие, в стволе заложены центры управления дыханием и сердцебиением.

Интересно! Мозг у мужчин завершает свой рост к 25 годам, а у женщин – к 15!

Между проходит продольная щель, в глубине которой располагается. Последнее соединяет обе гемисферы и позволяет им координировать работу друг друга. Из уроков анатомии многие помнят, что каждое из полушарий управляет противоположной стороной тела. Из этого следует, что левое полушарие отвечает за правую половину туловища.

Мозг имеет 4 доли (ниже будет рассказано о них). Разделены доли тремя основными бороздами: Сильвиева, Роландова и теменно-затылочная. Кроме борозд, мозг имеет много извилин.

Полезно узнать, что такое: формы, возможности.

Зачем человеку: связь с отделами мозга, причины нарушения.

Само вещество мозга делится на серое (кора) и белое. Серое состоит из нейронов и выстилает мозг сверху. Толщина коры примерно 3 мм, а количество нейронов около 18 млрд. Белое вещество – это проводящие пути (волокна нейроцитов), которые занимают всю оставшуюся часть мозга. Именно кора контролирует всю жизнь человека от сна до проявления эмоций.

Функции левого полушария мозга

Большие гемисферы не оторваны от других составляющих нервной системы , они работают вместе с подкорковыми структурами . Помимо этого, при повреждениях одного полушария, другое может частично взять на себя функции первого, что говорит о совместном обеспечении работы движений, чувствительности, высшей нервной деятельности и органов чувств.

Кора разделена на зоны, отвечающие за определённые функции (зрение, слух и другие), но и они не функционируют по отдельности. Чтобы что-то сказать, человеку нужно сначала подумать, проанализировать, просчитать. Во время разговора люди проявляют эмоции (печаль, радость, тревогу, смех), жестикулируют, то есть задействуют кисти рук, мышцы лица. Всё это обеспечивается слаженной работой нескольких зон коры, подкорковых ядер, черепными и спинальными нервами. Итак, за что отвечают различные доли головного мозга?

Интересно! Головной мозг людей изучен менее чем наполовину!

Лобная доля левого полушария мозга

Отвечает за движение, способность говорить, индивидуальность, мышление. – это часть мозга, отвечающая за эмоции, поведение, мышление.

Моторная зона коры

Отвечает за активность поперечно-полосатой мускулатуры правой половины тела, координированность точных движений, ориентирование на местности. В этот отдел идут импульсы от внутренних органов . При её повреждении возникает атаксия, парез конечностей, расстройство работы сердца, сосудов, дыхания. Ниже на картинке представлена топическая принадлежность органов и частей тела к прецентральной извилине.

Речедвигательная зона

Обеспечивает работу мышц лица для произнесения сложных слов, фраз. Другими словами, она отвечает за формирование речи. У всех правшей речедвигательная зона в левом полушарии занимает большую площадь, чем в правом.

При разрушении этой зоны человек теряет способность говорить, но может кричать или петь без слов. А также утрачивается чтение про себя, формулировка мыслей, а вот способность понимать речь не страдает.

Теменная доля

Тут располагается зона чувствительности кожи, мышц, суставов. В левую гемисферу идут импульсы с рецепторов кожи рук, ног, туловища справа. При повреждении этой зоны возникает нарушение чувствительности в некоторых частях кожи, способность определять предметы на ощупь. Утрачивается осязание, изменяется восприятие температуры, боли правых конечностей, а также туловища справа.

Височная доля

Слуховая зона отвечает за слух, вестибулярную чувствительность. При разрушении зоны слева наступает глухота с правой стороны , а также резко снижается способность слышать на левом ухе, движения становятся неточными, возникает пошатывание при ходьбе (см.). Рядом расположен слуховой центр речи, благодаря которому люди понимают обращённую речь и слышат свою.

Зона вкуса и обоняния работает вместе с желудком, кишечником, почками, мочевым пузырём, а также половой системой.

Затылочная доля – зрительная зона

Зрительные волокна на основании мозга также перекрещиваются, как и слуховые. Таким образом, в зрительную часть левого полушария идут импульсы с обеих сетчаток глаз. Поэтому при повреждении этой зоны полная слепота не наступает, а страдает только половина сетчатки слева.

Затылочная часть мозга также отвечает за зрительный центр речи, способность узнавать написанные буквы и слова, поэтому люди могут читать текст. На картинке представлены отделы мозга, отвечающие за поведение, память, слух, осязание.

Отличие левого полушария от правого

Как уже стало ясно, в обеих гемисферах имеются речевые, зрительные, слуховые и другие зоны. Так в чём же отличие между ними? Только ли в контроле над противоположными половинами тела? Конечно же, нет!

Особенности левого полушария:

  1. Логика, анализ, мышление.
  2. Числа, математика, просчёт.
  3. Поэтапное решение сложных задач.
  4. Способность понимать буквально.
  5. Чёткие факты, доводы, без лишней информации.
  6. Обучение иностранным языкам, умение контролировать речь.

Все о и функции, нарушения и их последствия.

Полезно узнать, что такое: роль в организме человека, признаки дисфункции.

Все о: от анатомии до заболеваний.

За что отвечает правое полушарие мозга?

  1. Интуиция, воображение, эмоции.
  2. Восприятие, музыкальность, художественность.
  3. Фантазия, яркие краски, способность мечтать.
  4. Создание образа по описанию, пристрастие к мистике, загадкам.

Как определить доминирующее полушарие?

Говорят, что у правшей более развито левое полушарие, а у левшей наоборот. Это не совсем так. Человек может писать левой рукой, но быть прирождённым математиком, скептиком, логиком и аналитиком, совершенно не увлекаться живописью, музыкой и при этом не верить в мистику. На самом деле трудно сказать, какое именно полушарие доминирует, ведь оба они работают, когда это требуется.


Головной мозг человека является самым труднодоступным и тяжелым для изучения. Даже в эпоху введения новых современных методов исследования, мозг так и не был до конца изучен. Мозг делится на 2 половинки полушария, каждое из которых отвечает за свою группу функций.

Существует множество подтвержденных фактов о головном мозге, вот некоторые из них:

  • Число нейронов (нервных клеток) достигает 85 миллиардов
  • Масса мозга взрослого человека в среднем составляет около 1,4 кг, то есть около 2 - 3% от общей массы человека
  • Размерное мозга никак не влияет на умственные способности, что было доказано в недавних исследованиях

В данной статье мы подробно рассмотрим структуру и функции каждого из полушарий и проведем тест, который установит, какое из полушарий является доминирующим.

Функции левого полушария в следующих направлениях:

  • Способность к восприятию вербальной (устной) речи
  • Способность к изучению языков. Можно встретить достаточно много людей, которые знают 3, 4 и более языков, при этом, чтобы их выучить у них это не составило особого труда. Причина запоминания новых языков кроется в высокой развитости левого полушария
  • Предрасположенность к хорошей языковой запоминаемости ложиться на нашу память, которая также позволяет запоминать даты, числа, события и т. д. Как правило, с хорошей памятью и следственно развитым полушарием люди становятся аналитиками, учителями и т. д. Некоторые люди, так сказать с высокими способностями, способны указать на точную страницу, где располагается определенный текст
  • Развитие речевой функциональности. Следственно, чем сильнее преобладает левая сторона , тем быстрее ребенок начинает говорить, при этом сохраняя правильную конструкцию речи
  • Выполняет последовательную (логическую) обработку информации
  • Предрасположенность к повышенному восприятию действительности. То есть, например, красное остается красным, синее, синим, при этом использование метафорических словосочетаний не свойственно человеку
  • Способность установления причинно-следственных связей на основе логических убеждений, то есть человек предрасполагается к тому, что каждое получение информацию сопоставляется и имеет логическую связь, в особенности это свойственно профессии оперативника
  • Контролирует правой стороны тела

Левое полушарие характеризуется более взрывным характером человека и управлением поиска и приобретения новой информации


Функции правого полушария

Ещё исторически сложилось, в течение продолжительного периода, что эта часть мозга выступала в качестве отверженного. Многие ученые утверждали, что это полушарие не представляет никакой пользы для человека и является «мертвой» и ненужной частью нашего мозга. Доходило до того, что некоторые хирурги просто удаляли полушарие, ссылались на его бесполезность.

Постепенно значимость правой части повышалась и на данный момент она занимает такие же прочные позиции, как левый отдел. Функции, которые она выполняет, выражается в следующем:

  • Преобладание развития невербального и целостного представления, то есть полученная информация выражается не словестно, а символами или некоторыми образами
  • Характеризуется зрительно-пространственным восприятием. Благодаря данной способности у человека есть возможность ориентироваться на местности
  • Эмоциональность. Хотя эта функция не относится напрямую к полушариям, все же развитие правой части оказывает несколько существенное влияние, чем левое
  • Восприятие метафор. То есть, если человек выразился какой-либо метафорой, другой человек с развитой легко поймет, о чем идет речь
  • Творческая предрасположенность. Именно личности с преимущественным развитием этой части, в большинстве случаев становятся музыкантами, писателями и т. д.
  • Параллельная обработка информации. Правое полушарие имеет свойства обрабатывать различные источники данных. Поступающая информация обрабатывается не на основе логической последовательности, а представляется целым
  • Контролирует двигательные способности левой стороны тела


Исследования функции полушарий головного ее правой стороны показывает, что оно также отвечает за снижение негативной реакции на стрессовые ситуации, эмоции и старается избегать чего-нибудь неизведанного.

Тест на определение доминирующего полушария

Данный тест позволит выявить более сильную развитость правой или левой части мозга, после несколько последовательных упражнений. Попробуйте выполнить следующее:

  1. Упражнение № 1

Необходимо свести ладони перед собой и скрестить пальцы. Посмотрите на свои большие пальцы и запишите на листочке, какой из пальцев оказался выше.

  1. Упражнение № 2

Возьмите листочек и по центру просверлите маленькое отверстие, но оно должно быть достаточным, чтобы при взгляде через это отверстие вы видели все окружение. Для начала взгляните обоими глазами через него. Далее по очередности посмотрите каждым глазом, при этом когда один глаз смотрим, другой должен быт прикрыт.

Следует быть внимательным при просмотре через отверстие, так как при осмотре какой-либо вещи, она будет несколько смещаться. Запишите на листочке, при каком глазе у вас произошло смещение.

  1. Упражнение № 3

Скрестите руки в области груди и запишите на листочек, оказалась выше.

  1. Упражнение № 4

Пару раз хлопните в ладоши и запишите на листочек какая из рук оказалась доминирующей, то есть, какая ладонь накрывает другую.

Теперь самое время свериться с результатами. За каждое упражнение вы должны были выбрать доминирующую руку П – правая рука, Л – левая рука. Затем сравните с нижеописанными результатами:

  • ПППП – это говорит о том, что у вас скорее отсутствует желание чего-либо менять, то есть присутствуют определенные стереотипы, которым вы и следуете
  • ПППЛ – отсутствие решительности, в каких - либо вопроса и действиях
  • ППЛП – высокая коммуникабельность и артистичность
  • ППЛЛ – решительный характер, но при этом присутствует мягкость по отношению к другим
  • ПЛПП – предрасположенность к аналитике, высокая осторожность при принятии каких-либо решений
  • ПЛПЛ – присутствует подверженность чужому мнению, вы легко поддаетесь манипулированию
  • ЛППП – очень высокая эмоциональность


Заключение

Даже несмотря на то, что в большинстве случаев у людей более развито правое полушарие, чем левое, на самом же деле их работа всегда взаимосвязана. В реальности не может быть, чтобы у человека функционировала только одна часть мозга, а вторая не выполняла никаких функций.

Каждая часть отвечает за свои определенные аспекты деятельности. Даже если посмотреть, что было бы, если отсутствовало правое полушарие, которое отвечает за нашу эмоциональность. В этом случае, человека можно было сравнивать с компьютером, который выполняет определенный ряд логических функций, но при этом не испытывает эмоциональности.

Отсутствие левого, соответственно привело бы к полной потере социализации. Именно благодаря тому, что функции полушарий головного мозга человека работают взаимосвязано, наша жизнь представляется полноценной картиной с логическими, эмоциональными и другими не менее важными составляющими.