Что такое мысли и чувства. Коммуникация с квантовым полем происходит главным образом через мысли. Эмоции, о существовании которых мы НЕ подозреваем

Мне сложно разобраться в своих чувствах - фраза, с которой сталкивался каждый из нас: в книгах, в кино, в жизни (чьей-то или своей собственной). А ведь это очень важно, уметь разбираться в своих чувствах.

Колесо эмоций Роберта Плутчика

Некоторые считают - и возможно, они правы, что смысл жизни в чувствах. И в самом деле, в конце жизни с нами остаются только наши чувства, реальные или в воспоминаниях. Да и мерой происходящего тоже могут быть наши переживания: чем они насыщеннее, разнообразнее, ярче, тем полнее мы ощущаем жизнь.

Что такое чувства? Самое простое определение: чувства - это то, что мы чувствуем. Это наше отношение к тем или иным вещам (объектам). Существует и более научное определение: чувства (высшие эмоции) - особые психические состояния, проявляющиеся социально обусловленными переживаниями, которые выражают длительные и устойчивые эмоциональные отношения человека к вещам.

Чем чувства отличаются от эмоций

Ощущения - это наши переживания, которые мы испытываем через органы чувств, а их у нас пять. Ощущения бывают зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые и ощущения запахов (наше обоняние). С ощущениями все просто: раздражитель - рецептор - ощущение.

В эмоции и чувства вмешивается наше сознание - наши мысли, установки, наше мышление. На эмоции влияют наши мысли. И наоборот - эмоции влияют на наши мысли. Об этих взаимосвязях подробнее поговорим обязательно чуть позже. Но сейчас давайте вспомним еще раз один из критериев психологического здоровья, а именно пункт 10: мы в ответе за свои чувства, от нас зависит какими они будут. Это важно.

Фундаментальные эмоции

Все эмоции человека можно различать по качеству переживания. Наиболее ярко этот аспект эмоциональной жизни человека представлен в теории дифференциальных эмоций американского психолога К. Изарда. Он выделил десять качественно различных «фундаментальных» эмоций: интерес-возбуждение, радость, удивление, горе-страдание, гнев-ярость, отвращение-омерзение, презрение-пренебрежение, страх-ужас, стыд-застенчивость, вина-раскаяние. Первые три эмоции К. Изард относит к положительным, остальные семь - к отрицательным. Каждая из фундаментальных эмоций лежит в основе целого спектра состояний, различающихся по степени выраженности. Например, в рамках такой одномодальной эмоции как радость можно выделить радость-удовлетворение, радость-восторг, радость-ликование, радость-экстаз и другие. Из соединения фундаментальных эмоций возникают и все другие, более сложные, комплексные эмоциональные состояния. Например, тревожность может сочетать в себе страх, гнев, вину и интерес.

1. Интерес - положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний. Интерес-возбуждение - это чувство захваченности, любопытства.

2. Радость - положительная эмоция, связанная с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого была невелика или неопределенна. Радость сопровождается самоудовлетворенностью и удовлетворенностью окружающим миром. Препятствия к самореализации являются препятствиями и для появления радости.

3. Удивление - не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на новый объект и может переходить в интерес.

4. Страдание (горе) - наиболее распространенное отрицательное эмоциональное состояние, связанное с получением достоверной (или кажущейся таковой) информации о невозможности удовлетворения важнейших потребностей, достижение которых до этого представлялось более или менее вероятным. Страдание имеет характер астенической эмоции и чаще протекает в форме эмоционального стресса. Наиболее тяжелая форма страдания - горе, связанное с безвозвратной утратой.

5. Гнев - сильное отрицательное эмоциональное состояние, протекающее чаще в форме аффекта; возникает в ответ на препятствие в достижении страстно желаемых целей. Гнев имеет характер стенической эмоции.

6. Отвращение - отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами), соприкосновение с которыми (физическое или коммуникативное) вступает в резкое противоречие с эстетическими, нравственными или идеологическими принципами и установками субъекта. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях мотивировать агрессивное поведение. Отвращение, как и гнев, может быть направлено на себя, снижая при этом самооценку и вызывая самоосуждение.

7. Презрение - отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных отношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с таковыми объекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и этическим критериям. Человек враждебно относится к тому, кого он презирает.

8. Страх - отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможном ущербе для его жизненного благополучия, о реальной или воображаемой опасности. В отличие от страдания, вызываемого прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого прогноза (часто недостаточно достоверного или преувеличенного). Эмоция страха может иметь как стенический, так и астенический характер и протекать либо в виде стрессовых состояний, либо в виде устойчивого настроения подавленности и тревожности, либо в виде аффекта (ужас).

9. Стыд - отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

10. Вина - отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании неблаговидности собственного поступка, помысла или чувств и выражающееся в сожалении и раскаянии.

Таблица чувств и эмоций человека

И еще хочу показать вам сборник чувств, эмоций, состояний, которые испытывает человек в течение своей жизни - обобщенная таблица, которая не претендует на научность, но поможет лучше понять себя. Таблица взята с сайта «Сообщества зависимых и созависимых», автор - Михаил.

Все чувства и эмоции человека можно разделить на четыре вида. Это страх, злость, грусть и радость. К какому типу относится то или иное чувство можно узнать из таблицы.

  • Злость
  • Гнев
  • Возмущение
  • Ненависть
  • Обида
  • Сердитость
  • Досада
  • Раздражение
  • Мстительность
  • Оскорбленность
  • Воинственность
  • Бунтарство
  • Сопротивление
  • Зависть
  • Надменность
  • Неповиновение
  • Презрение
  • Отвращение
  • Подавленность
  • Уязвленность
  • Подозрительность
  • Циничность
  • Настороженность
  • Озабоченность
  • Тревожность
  • Страх
  • Нервозность
  • Трепет
  • Обеспокоенность
  • Испуг
  • Тревога
  • Волнение
  • Стресс
  • Боязнь
  • Подверженность навязчивой идее
  • Ощущение угрозы
  • Ошеломленность
  • Опасение
  • Уныние
  • Ощущение тупика
  • Запутанность
  • Потерянность
  • Дезориентация
  • Бессвязность
  • Ощущение ловушки
  • Одиночество
  • Изолированность
  • Грусть
  • Печаль
  • Горе
  • Угнетенность
  • Мрачность
  • Отчаяние
  • Депрессия
  • Опустошенность
  • Беспомощность
  • Слабость
  • Ранимость
  • Угрюмость
  • Серьезность
  • Подавленность
  • Разочарование
  • Отсталость
  • Застенчивость
  • Чувство отсутствия к вам любви
  • Покинутость
  • Болезненность
  • Нелюдимость
  • Удрученность
  • Усталость
  • Глупость
  • Апатия
  • Самодовольство
  • Скука
  • Истощение
  • Расстройство
  • Упадок сил
  • Сварливость
  • Нетерпеливость
  • Вспыльчивость
  • Тоска
  • Хандра
  • Стыд
  • Вина
  • Униженность
  • Ущемленность
  • Смущение
  • Неудобство
  • Тяжесть
  • Сожаление
  • Укоры совести
  • Рефлексия
  • Скорбь
  • Отчужденность
  • Неловкость
  • Удивление
  • Поражение
  • Остолбенение
  • Изумление
  • Потрясение
  • Впечатлительность
  • Сильное желание
  • Энтузиазм
  • Взволнованность
  • Возбужденность
  • Страсть
  • Помешательство
  • Эйфория
  • Трепет
  • Дух соперничества
  • Твердая уверенность
  • Решимость
  • Уверенность в себе
  • Дерзость
  • Готовность
  • Оптимизм
  • Удовлетворенность
  • Гордость
  • Сентиментальность
  • Счастье
  • Радость
  • Блаженство
  • Забавность
  • Восхищение
  • Триумф
  • Удачливость
  • Удовольствие
  • Безобидность
  • Мечтательность
  • Очарование
  • Оцененность по достоинству
  • Признательность
  • Надежда
  • Заинтересованность
  • Увлеченность
  • Интерес
  • Оживленность
  • Живость
  • Спокойствие
  • Удовлетворенность
  • Облегчение
  • Мирность
  • Расслабленность
  • Довольство
  • Комфорт
  • Сдержанность
  • Восприимчивость
  • Прощение
  • Любовь
  • Безмятежность
  • Расположение
  • Обожание
  • Восхищение
  • Благоговение
  • Любовь
  • Привязанность
  • Безопасность
  • Уважение
  • Дружелюбие
  • Симпатия
  • Сочувствие
  • Нежность
  • Великодушие
  • Одухотворенность
  • Озадаченность
  • Смятение

И для тех, кто дочитал статью до конца. Цель данной статьи - помочь разобраться в своих чувствах, в том, какие они бывают. Наши чувства во многом зависят от наших мыслей. Иррациональное мышление часто лежит в основе негативных эмоций. Исправив эти ошибки (поработав над мышлением) мы сможем быть счастливее и добиться большего в жизни. Предстоит интересная, но упорная и кропотливая работа над собой. Вы готовы?

Это Вам будет интересно:

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление - мы вместе изменяем мир! © econet

Очищение души от злых мыслей и приведение ума в сосредоточенное состояние ― целожизненный подвиг, который требует от человека, по мысли преподобного , «непременного и постоянного упражнения ума» .

«Непрестанно борись с парением помыслов и когда ум рассеялся, собирай его к себе» ― говорит .

Мы должны бороться за чистоту мыслей и потому, что (как учит преподобный Пётр Дамаскин): «Бог создал нас,... чтобы мы, насладившись Его благами, были благодарными и благомыслящими » .

Прежде всего человек должен научиться замечать, о чём думает (что очень непросто для тех, кто ранее этого не делал) .

«Мы думаем, что не навлекаем на себя вовсе никакой вины праздными, непостоянными развлечениями помыслов, но как поражённые слепотой глаз, ничего не видим в себе , кроме главных пороков, и считаем нужным избегать только того, что осуждается строгостью мирских законов; если мы хоть немного сознаём что в этом невиновны, то думаем, что в нас вовсе нет греха. По близорукости не видя в себе многих мысленных нечистот , мы вовсе не имеем спасительного сокрушения сердца. Многое что постыдно говорить или делать перед людьми, мы не стыдимся воспринимать умом и сердцем и не боимся, что это открыто для взора Божия и противно Ему .

«Мы должны тщательно исследовать всё, что вошло в наш ум» .

Таким образом, святые отцы и подвижники благочестия прежде всего призывают человека быть внимательным. «Внимание ― тщательное и осмотрительное наблюдение вещей и явлений» , в данном случае наблюдение внутреннее, за мыслями.

«Мы должны постоянно следить за собой, за своими мыслями... и всячески избегать того, что оскорбляет Бога» . «С нашей стороны требуется постоянный контроль за нашими мыслями» .

«Более всего необходимо быть внимательным к своим помыслам, чтобы не дать им претворяться в дела, а за тем в пороки» .

Внимание ― одно из основных средств борьбы с греховными помыслами. «Внимание к помыслам, настоятель Глинской пустыни преподобный Иоанникий, уподоблял «мысленной

мастерской», в которой страстная жизнь переделывается в бесстрастную. Он призывал всех стяжать внимание к свой душе. Настоятель сам каждый вечер испытывал себя, задавал себе вопросы: «Как провел день? О чем думал, к чему стремился?», а утром проверял: «Как прошла ночь?». Итак, каждый день «бдительно наблюдая за собой, отсекал вредные мысли» . И этому учил своих учеников.

Преподобный Иоанникий говорил, что с вниманием соединено и составляет как бы единое средство хранение ума и хранение чувств .

Господь дал заповедь о хранении ума , заповедь, о которой человеки обыкновенно не заботятся, даже не знают о её существовании, о ее необходимости и особенной важности. Но Господь, назвав ум оком души, возвестил: «если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло: если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно » (; ). Телом названо здесь жительство. Жительство заимствует свое качество от руководящего жительством образа мыслей» .

Образный пример хранения ума и чувств дает преподобный :

«Тело имеет своим путеводителем глаз, и он видит, и все тело ведет надлежащим путем. Представь же, что идет кто-нибудь местами лесистыми, заросшими тернием, и тенистыми, где и огонь заграждает путь и мечи вонзены; есть там и стремнины, и множество вод. если путник оборотлив, осторожен и неустрашим, то, имея путеводителем глаз, с великою внимательностью проходит трудные эти места, и руками и ногами всячески сдерживает хитон свой, чтобы не изорвать между деревьями и в терниях, не замарать грязью, не разрезать мечами; и глаз, служа светом для целого тела, указывает ему путь, чтобы не сокрушилось оно на стремнинах, или не потонуло в водах, или не потерпело вреда в каком-нибудь затруднительном месте. Так оборотливый и смышленый путник, со всей осторожностью подобрав хитон свой, идя прямо по указанию глаза, и себя сохраняет невредимым, и надетый хитон сберегает несожжённым и неразодранным.

Если же подобными местами проходит человек нерадивый, ленивый, беспечный, неповоротливый, недеятельный, то хитон его, развеваясь туда и сюда, потому что у путника недостает твердости – всячески подбирать свою одежду, рвётся о сучки и терния, или загорается от огня, или изрезывается вонзенными мечами, или грязнится в тине; одним словом, прекрасный и новый хитон его в скором времени портится от его невнимательности, недеятельности и лености. А если путник не будет обращать полного и должного внимания на указание глаза, то и сам упадет в ров или потонет в водах.

Подобным образом и душа: нося на себе, как бы прекрасный хитон, одежду тела и имея у себя ум, который дает направление всей душе с телом, когда проходит она по лесистым и тернистым стезям жизни, среди тины, огня, стремнин, то есть вожделений и удовольствий и прочих несообразностей века сего, – должна с трезвением, мужеством, рачительностью и внимательностью везде сдерживать и оберегать себя. А чтобы телесный хитон в лесистых и тернистых местах мира сего не раздрался где-либо от забот, недосугов и земных развлечений и не сгорел от огня вожделений, то облечённая в оный душа отвращает око, чтобы не видеть лукавства, а также отвращает слух, чтобы не слышать пересудов, удерживает язык от суетных разговоров, руки и ноги от худых занятий; потому что душе дана воля отвращать телесные члены и не допускать их до худых зрелищ, до слышания чего-либо лукавого и срамного, до непристойных слов, до занятий мирских и лукавых» .

Что касается хранения ума, то как человек старается хранить чистой свою одежду, проходя по нечистым местам, так должен со внимательностью оберегать, хранить свой ум от греховных помыслов и рассеянности. «Как невозможно жить без еды и питья, так невозможно душе достичь чего-либо духовного без хранения ума» .

Святые отцы написали много трудов о хранении ума. Здесь же приведём некоторые методы и средства борьбы с греховными помыслами, содержащиеся в советах святых отцов и подвижников благочестия.

Итак, после того, как мысль вниманием замечена, следует ее осознать : соответствует ли она нравственным нормам, велению совести.


Советы святых отцов и подвижников благочестия Действия против злых мыслей
«Средство борьбы со злыми помыслами – осознание их чужими. Великая ошибка все возникающие в нас помыслы считать своей собственностью. Всё греховное – пришлое нам». (Святитель ) «Первый приём для борьбы со злыми помыслами – не считать внушения своими , а всеянными, положить разделение между собою и этим всеянным и, признав его чуждым, отнестись к нему не как к своему детищу, а как к вражескому порождению. Отсюда тотчас в душе не ослабляется только, но совсем отходит от неё понуждение – делать по внушению испытываемому...». (Святитель ). «Дурные мысли не надо считать своей неотъемлемой собственностью».(Преподобный ). Не считать злые помыслы своими
«Если зародится внутри (худая мысль) нужно тотчас прогонять её благочестивым размышлением». (Святитель ). «Греховные мысли надо немедленно отвергать и отгонять». ( «Положите себе законом действовать и в отношении к страстным помыслам в каком бы маленьком виде они не появлялись, спешите выгонять их, и так безжалостно, чтобы и следа их не оставалось.Как выгонять? Неприязненным к ним движением гнева, или рассерчанием на них. Как только заметите страстный помысл, поскорее постарайтесь возбудить в себе серчание на него. Это серчание есть решительное отвержение страстного. Страстное не может иначе держаться,как сочувствием к нему, а серчанием истребляется всякое сочувствие; страстное и отходит или отпадает при первом его появлении. И вот только где позволителен и благопотребен гнев. У всех святых отцов нахожу, что гнев на то и дан, чтобы им вооружаться на страстные и грешные движения сердца и прогонять их им »(Святитель ) «Помыслы отгонять как искру от руки».(Схиархимандрит Прогонять, выгонять, отгонять, отвергать
«Как только греховные помыслы будут осознаны, тотчас следует отсекать их»(преподобный Исихий). «Всякий человек есть как дерево, у которого изнутри исходят, как отрасли и сучки, помышления злые, гнев. Как садовник обрезает дерево и исходящие из него сучки негодные и отростки обрезает, чтобы они когда вырастут, самого дерева не повредили, – так подобает всякому христианину обрезывать помышления злые, как только начнут из сердца исходить, и показываться, чтобы возрастая, не повредили внутреннего духовного человека». (Святитель ). «Подвиг отсечения помыслов предстоитвсем христианам без исключения и непрестанно...».(Святитель ). Отсекать, обрезать
«Не слушай врага, не соглашайся с ним»«Несогласие с грехом имеет весьма важное значение в жизни человека, и на нем должно быть сосредоточено все внимание»(Схиархимандрит Не соглашаться
«Когда разбойник в дом входит и хочетразграбить дом, каждый противиться ему, чем может. Злые помыслы суть неприятели и разбойники, которые входят в дома душ наших и хотят разграбить сокровище души, а нас самих погубить. Надо... противиться им...». «Начало борьбы с грехом – сопротивление помыслам». «Злые помыслы нельзя принимать».(Схиархимандрит «Как люди входят в дом и выходят из него, так и греховные помыслы приходят и снова могут уйти, если ты их не принимаешь».(Преподобный Сипуан Афонский) Противиться, сопротивляться, не принимать
«Помня, что всё видит и слышит, нужно контролировать все свои помышления».(Схиархимандрит Контролировать
«Должно стараться удалять из самого ума всякую порочную и постыдную мысль».(Святитель ) Удалять из ума
«Иную вражескую и беззаконную мысль невозможно угасить иначе как приведя её в уничтожение стыдом; потому что стыд отделяет человека от греха ». (Святитель ) Уничтожить злую мысль стыдом
«Пришла в голову «злая мысль – тут один закон ... Поскорее возвратить внимание от недоброго к доброму и на нем остановить».(Святитель ) Переключить внимание
«Думай о хорошем, чтобы не думать о худом, потому что ум не терпит быть в праздности. Посвяти ум добрым мыслям».(Преподобный )
«Трудно человеку достигнуть умирения помыслов, потому что он видит в миру много зла, которое оставаясь в памяти, непрестанно теснит его внимание даже тогда, когда он сидит один дома. Какая толкотня помыслов! Преподобный Макарий сравнивает состояние умов людей с трясением зерен пшеницы в решете. Помыслы не дают ни читать, ни рассуждать о серьезном, – все отбивают от настоящего дела. Как же от этого избавиться? Лучшего способа нет, как изгнать злые помыслыи воспоминания добрыми... Этим разрешается вопрос об умиротворении помыслов. Все дело состоит в том, чтобыпомыслы злые и пустые заменить добрыми , т.е. мысли о добром никогда не производят ни смятения, ни огорчения,а одно созидание и благонастроение».(Святитель ) «Если нападают лукавые помышления, то тотчас нужно обращать их в добрые, и они не повредят нам». (Преподобный ) Мысли злые заменить добрыми
«Поставьте себе законом всякий раз нападение худого помысла или чувства, не довольствоваться одним отражением и несогласием, но присоединять к сему молитву до образования в душе противоположных чувств и мыслей. И всегда этим завершайте свою брань с грехом. Это похоже на вынутие занозы». (Святитель ) «Все греховные помыслы и движения следует в себе побеждать, стараясь всякий раз восставлять и водружать в уме противоположные им добрые мысли, чувства и расположения: вместо неверия – несомненную в Бога веру, вместо ропотливости – искреннее благодарение Богу за все, вместо богозабвения –непрестанную углубленную память о Боге, вместо нерассудительности – чувства, обучение в рассуждении добра и зла, вместо сластолюбия – всякое воздержание, постничество, вместо славолюбия – смирение, вместо сребролюбия –довольство малым и нищелюбие; также вместо гнева – кротость, вместо ненависти – любовь, вместо зависти – сострадание, вместо мщения – прощение и мирность,вместо злорадства – сострадание, вместозложелательства – доброхотство...Мысленную силу свою укрась непрестанным к Богу вниманием, молитвой и ведением Божественных истин, силу желательную –полным самоотвержением и отрешением от всякого самоугодия, силу раздражительную – любовью; и греховные помыслы невозмогут найти места в тебе.Если ты сам будешь восставлять в себе утром, вечером и в другие часы дня исчисленные добрые мысли, чувства и расположения, то враги невидимые не приблизятся к тебе; ибо в таком случае ты будешь походить на полководца, который непрестанно осматривает ополчение свое и строит его в боевой порядок, а на такого нападать, враги это знают, неудобно. Останови побольше внимание на последнем пункте – на действиях противоположных тем, к каким влекут страстные помыслы, и на водружение в сердце противоположных страстям мыслей, чувств и расположений. Только этим способом можешь ты искоренить в себе страсти и стать в более безопасное положение. Ибо, пока корни страстей остаются внутри, они всегда будут производить из себя свои порождения и ими затуманивать лик добродетелей, а иногда и совсем закрывать и вытеснять. В таких же случаях мы подлежим опасности опять впасть в прежние грехи и сгубить все труды свои».(Преподобный ). Образование в душе мыслей противоположных греховным
«Ты имеешь дурные помыслы? Не выноси их посредством слов , пусть они лежат внизу и скоро заглохнут. Не будем позволять этим помыслам переходить в слова, чтобы, сдавливаемые внизу, они ослабевали и погибали. Как тот, кто ввергнул в яму различных свирепых зверей, если сверху закроет эту яму, то легко задушит их, а если оставит некоторый выход и малую возможность дышать, и не только не задушит их, но сделает еще более свирепыми, так бывает и с порочными помыслами, когда они зарождаются внутри. Если мы преграждаем им выход наружу, то скоро уничтожаем их; а если выпускаем их посредством слов, давая им перевести дыхание посредством языка, то делаем их более сильными и от занятия постыдными словами скоро впадаем в бездну непристойных дел... Если в нас рождается скверный помысл, надо подавить его внутри и не допускать ему переходить в слова» (Святитель ) Не допускать, чтобы злой помысл переходил в слова
«Кто не любит работать, тот бездействием питает страсти и пожеланиям дает свободу устремляться к сродным им предметам, – что наипаче обнаруживается во время молитвы; ибо тогда внимание ума бывает все поглощено тем, чем занято сердце, и он только и делает, что в помыслах перебирает внушаемое пришедшею в движение страстию, вместо того чтобы беседовать с Богом и просить у Него полезного себе. Зная это, святой Павел с ревностью нападает на праздность и всех Апостольской властью обязует к труду (). Дело есть якорь для мысли и дает ей безопасное направление . Пусть отовсюду приближаются бури и порывы ветров, угрожают крушением, мысль стоит неуклонно, удерживаемая делом, как якорем;несколько волнуется она поднимающимися помыслами, но не увлекается в опасность, потому что держащие ее узы крепче гоняющих ее ветров».«Тело, трудящееся над делом, удерживает при себе мысль, которая не меньше глаз должна наблюдать за тем, что делается, и содействовать телу для непогрешительности в действии, а покоющееся тело дает мысли свободу кружиться; потому что во время покоя возбуждаются страсти и при каждом похотливом воспоминании увлекают мысль и овладевают ею, как пленницею».(Преподобный ). Трудиться, избегать праздности
«Злые мысли пресекай страхом Божиим». «Страх Божий сохраняет чистоту мыслей и не дозволяет уму рассеиваться». (Схиархимандрит «Как художник, сидя у наковальни, отделывает благопотребные сосуды, так страх Божий истребляет в сердце всякую лукавую мысль и заменяет ее разумным словом». «Страх Господень приводит в порядок духовную мысль». (Преподобный ). Укреплять духовные силы страхом Божиим
«Человек обязан всегда и везде помышлять о вечности. И тогда его мысль, подобно горящей свече, станет показывать ему, от чего удаляться и к чему стремиться, ... [поможет] побеждать злые помыслы». (Схиархимандрит Помнить о вечности

Для борьбы с греховными помыслами также необходимо:

· «хранить память , то есть отгонять воспоминания, от которых возникают греховные мысли. Память, по словам преподобного , после грехопадения «склонна больше удерживать лукавые и пагубные помыслы, чем помыслы об истинном и должном. Греховные помыслы, возникающие от воспоминаний, приносят большой вред, т. к. расслабляют сердце; ум же теряет собранность» .

· «хранить воображение , не представлять в уме предметы и явления, от которых могут возникнуть греховные помыслы»

· хранить чувства , «которые бывают проводниками греховных помыслов. Преподобный Иоанникий Глинский говорил: «Если ум не обуздывает чувств, то глаза всюду разбегаются от любопытства, уши любят слушать суетное, уста становятся неудержимыми» . Он часто повторял: «Усиленно обуздывай органы чувств твоих: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание и преуспеешь» .

Настоятель мудро учил опускать глаза, не смотреть по сторонам, чтобы не увидеть чего-нибудь возбуждающего греховные мысли, воспоминания, желания. Учил сдерживать и другие чувства, как телесные, так и душевные .

Об исправлении рассеянности святитель пишет: «Рассеянность души надо исправлять и отклонять от себя строгим внимание ума ― и в каждую минуту надобно занимать непрестанно душу размышлениями о том, что прекрасно » .

«Если человек, находясь среди других, отсекает свою волю и не обращает внимание на чужие грехи, то ум его приходит в собранность» .

Особенно помогают в борьбе со злыми мыслями благодатные средства: , исповедь, причащение Святых Христовых Таин, чтение слова Божия, осенение себя крестным знамением (см. Глинский патерик. М., 1997. С.376–378).

Святые отцы много пишут о необходимости откровения помыслов духовному отцу. «Открывай помыслы отцу своем» .

«Злые помыслы ― надобно предавать поруганию чрез исповедывание, ибо злые помыслы тотчас обращаются в бегство, как только бывают оглашаемы ; как при появлении света отбежит тьма, так пред светом исчезают страстные помыслы» .

«... Страстные помыслы придут ― что вы будете с ними делать? Их надо открыть: иначе они засядут внутри и будут там расти и стареть» .

«Злые помыслы, не объявленные духовному отцу, приходят в действие» .

Результатом борьбы со злыми помыслами «бывает чистота ума от помыслов, сердца от страстей, воли ― от склонностей» .

«Если человек управляет своими мыслями , [а значит] желаниями, чувствами, то в этом случае духовные силы действуют в естественном свойственном им порядке» .

«Властвуй над своими помыслами, чтобы быть господином всего, потому что данная нам власть над животными должна сделать нас способными и к властвованию надо собой» .

Осознанное намерение нуждается в энергетической подпитке, в катализаторе - и таким катализатором выступают приятные эмоции. Сердце и разум действуют сообща. Чувства и эмоции объединены в состояние бытия. И если наше состояние может за 2 минуты свернуть и развернуть нити ДНК, то это многое говорит о человеческой способности создавать реальность .

Коммуникация с квантовым полем происходит главным образом через мысли и чувства. Поскольку наши мысли сами являются энергией (электрические импульсы мозга легко измерить такими приборами, как энцефалограф), именно они являются важнейшим каналом, по которому мы передаем сигналы квантовому полю.

Джо Диспенза: Нужно и чувствовать себя так, словно то, чего мы хотим, уже присутствует в нашей жизни

Чуть позже я объясню, как это работает, а пока мне хочется рассказать вам об одном удивительном исследовании, которое доказывает влияние наших мыслей и чувств на материю.

Мысли и чувства воздействуют на ДНК

Доктор Глен Рейн, специалист по клеточной биологии, решил проверить способность целителей воздействовать на биологическую систему. Так как молекула ДНК более стабильна, чем клетки или бактериальные культуры, было решено, что целители должны взаимодействовать с пробирками, содержащими ДНК.

Опыт проводился в калифорнийском центре «Математика сердца». На счету его специалистов уже было множество уникальных исследований, в том числе в области физиологии эмоций и взаимодействия сердца и мозга. Им удалось проследить связь между эмоциональным состоянием человека и сердечным ритмом. Так, отрицательные эмоции (например, гнев или страх) нарушают сердечный ритм, а положительные (любовь или радость), напротив, делают его очень четким. Специалисты из «Математики сердца» назвали такой ритмический рисунок сердечной слаженностью.
Доктор Рейн сначала исследовал группу из 10 участников, которые в совершенстве владели техниками достижения сердечной слаженности, разработанными в центре. С помощью этих техник испытуемые вызывали в себе сильные положительные чувства (например, любовь и благодарность), а затем в течение двух минут держали в руках пробирки с образцами ДНК в дистиллированной воде. При анализе этих образцов никаких статистически значимых изменений выявлено не было.
Специально обученные участники из второй группы проделывали то же самое, но с небольшим дополнением: они не просто создавали позитивные эмоции (чувства) любви и благодарности, но одновременно удерживали в голове намерение (мысль), которое заключалось в сворачивании либо развертывании нитей ДНК. На этот раз анализ показал статистически значимые изменения конформации (формы) молекул ДНК. В некоторых случаях нить ДНК оказывалась свернутой или развернутой на целых 25 %!
Участники из третьей группы, также прошедшие специальный тренинг, удерживали четкое намерение изменить ДНК, однако получили указание не приводить себя в благоприятное эмоциональное состояние. Иными словами, они пытались воздействовать на материю исключительно силой мысли (намерения). Результат? Нулевой!
Позитивное эмоциональное состояние, в котором пребывали участники первой группы, само по себе не влияло на ДНК. Не подкрепленное эмоциями твердое намерение участников второй группы также не произвело эффекта. Желаемый результат был достигнут, лишь когда субъекты удерживали в мыслях четкие цели и подкрепляли их положительными эмоциями.

Осознанное намерение нуждается в энергетической подпитке, в катализаторе - и таким катализатором выступают приятные эмоции. Сердце и разум действуют сообща. Чувства и эмоции объединены в состояние бытия. И если наше состояние может за 2 минуты свернуть и развернуть нити ДНК, то это многое говорит о человеческой способности создавать реальность.
Эксперимент доктора Рейна доказывает, что квантовое поле не реагирует на наши желания - чисто эмоциональные запросы. Не реагирует оно и на наши цели, т. е. мысли. Квантовое поле откликается лишь тогда, когда мысли и эмоции согласованы друг с другом, а значит, передают один и тот же сигнал. Когда положительная эмоция, испытываемая от всего сердца, накладывается на четко сформулированное осознанное намерение, квантовое поле получает сигнал, на который последуют поистине поразительные ответы.
Квантовое поле реагирует не на наши желания, а на наше состояние бытия.


Квантовое созидание: благодарите прежде, чем получите результат

Для получения желаемого результата надо привести мысли в соответствие с чувствами, а затем перестать заботиться о конкретных деталях его достижения. Это прыжок в неизвестность, и, чтобы вместо однообразных, предсказуемых результатов наша жизнь наполнилась радостью новых ощущений и квантовых сюрпризов, мы должны его совершить.
Но чтобы желания воплотились в реальность, нам потребуется еще один прыжок в неизвестность.
Когда вы обычно испытываете благодарность? Скорее всего вы ответите: «Я благодарен за мою семью, за то, что у меня есть дом, друзья, работа». Что объединяет все эти вещи? То, что они у вас уже есть.
Как правило, мы благодарны за то, что уже произошло или присутствует в нашей жизни. Нас с вами заставили считать, что нельзя радоваться без причины, испытывать благодарность без повода, чувствовать любовь без достаточных на то оснований. То есть наше внутреннее состояние зависит от внешних факторов - модель Ньютона в действии.
Новая же модель реальности требует от нас, квантовых созидателей, совершить внутренние изменения (на уровне мозга и тела, мыслей и ощущений), не дожидаясь, пока органы чувств зафиксируют какие-либо внешние изменения.
Можете ли вы быть благодарны за желаемое событие и радоваться ему еще до того, как оно произойдет? Можете ли вообразить будущую реальность настолько живо, чтобы погрузиться в нее уже сегодня?
В терминах квантового созидания: можете ли вы быть благодарны за то, что существует в квантовом поле в качестве потенциала, но пока не материализовалось? Если да, значит, вы вышли за рамки причинности (зависимости от внешних факторов для совершения внутренних изменений) и научились сами вызывать желаемые следствия (меняться изнутри и этим воздействовать на внешний мир).
Испытывая благодарность, мы сигнализируем полю, что то или иное событие уже произошло. Но только благодарность не должна оставаться на уровне мыслей.
Нужно и чувствовать себя так, словно то, чего мы хотим, уже присутствует в нашей жизни. В этом случае тело (которое воспринимает только чувства) уже сейчас испытает эмоциональное переживание будущего события .


Мы получаем то, что отправляем

Жизненные события формируются по следующей схеме.
Если мы когда-либо испытывали страдание, оно сохраняется в нас на уровне мозга и тела и выражается в мыслях и чувствах - следовательно, мы посылаем в квантовое поле сигнал, соответствующий страданию. А в ответ универсальный разум посылает в нашу жизнь очередное событие, которое вызовет аналогичную ментальную и эмоциональную реакцию.
Наши мысли подают сигнал (я страдаю), а эмоции (страдание) притягивают событие, находящееся на той же эмоциональной частоте, т. е. хороший повод пострадать. Мы в самом прямом смысле постоянно просим у универсального разума доказательств его существования, и он отвечает нам на языке событий. Вот какова наша сила!
Центральный вопрос: почему мы не посылаем сигнал, который бы привел к благоприятным результатам? Как нам измениться, чтобы наш сигнал соответствовал событиям, которые мы хотим привлечь в свою жизнь? Мы должны до конца поверить в то, что, осознанно выбирая мысли (сигналы) для передачи в квантовое поле, мы будем получать вполне ощутимые, хотя и неожиданные результаты. Тогда и произойдут желаемые изменения.
Объективный разум наказывает нас не за грехи (т. е. мысли, чувства и действия), а через них. Так как мы проецируем в поле сигнал, состоящий из мыслей и чувств (в частности, страдания), которые были вызваны негативным опытом прошлого, стоит ли удивляться, что поле дает столь же негативный отклик?
Сколько раз вы произносили примерно такие слова: «Невероятно! Почему со мной все время это случается?»
Исходя из нового понимания природы реальности, вам должно быть очевидно, что подобные утверждения отражают вашу приверженность ньютоно-картезианской модели, в которой человек является жертвой причинно-следственных связей. Теперь вы уже знаете, что вполне способны сами вызывать желаемые следствия . И вместо того, чтобы реагировать привычным образом, вы должны задаться вопросом: «Как мне изменить свои мысли, чувства и поведение, чтобы получить желаемый результат?»
Соответственно наша миссия состоит в том, чтобы осознанно перейти в такое состояние сознания, из которого можно установить контакт с вселенским разумом, напрямую подключиться к полю вероятностей и четко сигнализировать ему о своей готовности измениться и получить желаемый отклик в форме жизненных событий.опубликовано econet.ru .
Джо Диспенза "Сила подсознания, или Как изменить жизнь за 4 недели"

Мы все слышали тезис о том, что мысль материальна. И даже в целом согласны с этой идеей. Но на практике она долгое время не работала в моей жизни. Я старалась быть ответственной и осознанной и менять свой образ мыслей, но почему-то оказывалась в одних и тех же обстоятельствах снова и снова. Пока однажды 10 лет назад не познакомилась с идеей о том, что первично в нашей жизни чувство. Именно чувство притягивает те или иные обстоятельства. А не мысль сама по себе.

Это можно проиллюстрировать таким примером: Вы можете бесконечно долго прокручивать у себя в голове мысль “Я богата, я богата”, но если при этом вы не живете с чувством, которое соответствует ситуации богатства, то это просто пустая трата времени. Более того, если повторяя эту мысль вы испытываете безнадежность и отчаяние, то вы продолжаете притягивать обстоятельства, которые соответствуют этому чувству — те, в которых вы будете испытывать безнадежность и отчаяние.

С того момента, как я познакомилась с этой идеей впервые, все начало становится на свои места. Я поняла, почему не работали мои аффирмации и визуализации и почему я оказываюсь в каких-то ситуациях снова и снова, хотя внешне вроде как пробую совершенно разные подходы. Подходы разные, но чувство при этом остается прежним. В том числе чувство, что я никогда не смогу изменить то или иное положение вещей в своей жизни.

И с того самого момента я начала пристально и со всех сторон изучать тему чувств и состояний. Как они формируются, как участвует в этом процессе наше мышление и наше тело, искала ответы на вопросы почему какие-то состояния нам бывает особенно трудно менять. Искала самые действенные инструменты работы с чувствами и состояниями.

  1. Вывод номер один. Что бы ни происходило в моей жизни не так, как я хочу, надо искать чувство, которое притянуло эту ситуацию .
    • Если меня все раздражают, значит я накапливаю и удерживаю в себе гнев.
    • Если меня все время делают виноватым или я боюсь оказаться виноватым, значит я накапливаю и удерживаю чувство вины.
    • Если моими потребностями, интересами, чувствами пренебрегают, значит я сама не отношусь к ним серьезно. Так, как будто это на самом деле важно.

    Есть много разных интересных состояний, удерживая которые человек может прикладывать гораздо больше усилий, чем нужно, для достижения целей.

    • Например, чувство борьбы. Человек, живущий с этим состоянием все время попадает в ситуации, где надо с кем-то или чем-то бороться. Никакой результат не дается ему без борьбы.
    • Таким же образом работает состояние преодоления, превозмогания. Если я живу с этим чувством, то я все время буду находиться в ситуациях, где что-то надо превозмогать и преодолевать.
    • Аналогично чувство тяжести непременно притянет обстоятельства, в которых действительно все будет тяжело.
    • И так далее и тому подобное. За любой нежелательной ситуацией стоит чувство, которое ее притянуло. И наша задача — научиться смотреть в суть происходящего, а именно — видеть и менять чувство, которое послужило причиной ситуации
  2. Вывод номер два. Чувства, с которыми я живу, могут быть не только моими. Я могу брать чувства других людей и дальше считать их своими. Поэтому одна из задач — научиться не брать те чувства, которые мне не нужны. Особенно часто такие ситуации встречаются в отношениях взрослых детей и их родителей. Это тема отдельного разговора, и более подробно я буду рассказывать об этом в вебинаре “Владеешь чувствами — владеешь жизнью” (http://alenakovalchuk.ru/webinarvladeesh/index.html), но даже одно понимание, что чувства, с которыми я живу, могут на самом деле быть не моими, уже может сильно продвинуть человека в жизни.
  3. Вывод номер три. Для того, чтобы отпустить нежелательные состояния, мне нужно знать, чего я хочу. Мне нужно понимать, в каких состояниях я ХОЧУ жить. Или какие состояния соответствуют жизни моей мечты или решенному вопросу. Нельзя выгнать темноту, но можно включить свет. Темнота — это состояния и чувства, от которых мы хотим избавиться. Свет — это чувства и состояния, в которых мы хотим жить. Не зная, чего я хочу, я не могу включить свет и все время борюсь с темнотой. При этом куда направлено мое внимание, туда течет моя энергия, и то увеличивается в моей жизни. И не имея ясной картины, куда я ХОЧУ прийти, мои мысли естественным образом скатываются к тому, от чего я хочу убежать. Поэтому нам нужен инструмент, помогающий все время видеть, в каком направлении я ХОЧУ двигаться. И подробнее про инструменты также можно будет узнать в вебинаре (http://alenakovalchuk.ru/webinarvladeesh/index.html).
  4. Вывод номер четыре. У чувств и состояний есть вибрации и наша задача двигаться все время к состояниям более высоких вибраций. Чем выше вибрации состояний, в которых мы живем, тем проще и легче реализуются любые планы. Двигаться к состояниям более высоких вибраций сложнее, чем скатываться в состояния более низких вибраций. Поэтому многие предпочитают страдание и остаются в роли жертвы. Но если мы хотим лететь, а не ползти по жизни, то другого выхода, чем переходить ко все более светлым и высоко вибрационным состояниям просто нет. Поэтому ответственность за свои чувства — это духовный путь и очень мужественное решение. Но если вы его принимаете, в какой-то момент вы на самом деле начинаете лететь. И это круто.
  5. Вывод номер пять. Самый быстрый путь к решению любого вопроса — это найти проводника, у которого этот вопрос решен. Поскольку дело в первую очередь в состояниях и вибрациях, то просто находясь рядом с человеком, у которого решен нужный вам вопрос, вы уже настраиваетесь на его волну. А уж если он еще может рассказать, как он туда пришел и передать нужные знания и опыт, которые сократят ваш путь, то держитесь за такого человека — время, энергия и количество счастья, которые он сбережет для вас, бесценны.

Теперь немного конкретики и тех самых инструментов, которые могут вам помочь использовать идею состояний на практике:

  1. Первое, где это может помочь — в решении практических вопросов. Посмотрите на те ситуации, которые пока не решены в вашей жизни. И подумайте, какое состояние притянуло их? Затем представьте себе то будущее, где вопрос решен. Неважно как, просто представьте, что как-то он решился. Какое состояние или чувство соответствует этому будущему? Вот это состояние и нужно начать развивать уже сейчас. Шаг за шагом состояние притянет нужные обстоятельства и вопрос решится.
  2. Второе, где это может быть полезно — при глобальном планировании. Когда мы строим долгосрочные планы, мы как правило отталкиваемся от того, что предлагает нам наш ум. Мы ставим себе цели, увлеченно движемся к ним, часто жертвуя чем-то важным, а достигнув цели понимаем, что это дало только кратковременный эффект и чувство удовлетворения сменяется новыми целями. Попробуйте подойти к глобальным целям иначе. Подумайте, с каким чувством вы хотели бы жить и затем подумайте, что вам дарит эти состояния? Какие занятия, мечты, цели позволяют вам чувствовать себя именно так? И постарайтесь сделать именно эти занятия и цели главным ориентиром.
  3. Третье практическое применение этой идеи — увеличение счастья в текущей жизни. Что я имею в виду? Мы часто делаем какие-то дела на автомате, считая, что наша главная задача — доделать само дело. В действительности гораздо важнее С КАКИМ ЧУВСТВОМ мы выполняем повседневные дела. Потому что именно эти чувства и притягивают дальнейшее развитие событий. Исходя из этого, нам важно искать способ сделать любое дело с тем чувством, которое мы хотели бы испытать еще раз. Подумать — как я могу сделать это проще, приятнее, веселее, интереснее. Как я могу сделать это дело, чтобы получить от него больше удовольствия? Эти небольшие перемены в подходе могут дать самые потрясающие и далеко идущие результаты. Я видела это и в своей жизни и много-много раз в жизнях других людей.

Безусловно, как и в любом вопросе, тут есть много нюансов. Наши состояния сильно зависят от наших убеждений. И двигаясь к желаемым состояниям, мы неминуемо будем наталкиваться на какие-то ограничения и стопоры, которые неизменно связаны с убеждениями. И эти убеждения нужно уметь верно идентифицировать и изменять.

Поэтому я говорю, что наш ум и наши чувства тесно связаны и работать надо и с тем и с другим одновременно. Но тем не менее чувство первично в формировании обстоятельств нашей жизни. И наш образ мыслей интересует нас именно в контексте состояний, в которые он нас погружает.

Если вам интересно узнать больше о том, как наши чувства формируют обстоятельства нашей жизни, почему иногда их так сложно менять и какие существуют подходы и инструменты, чтобы все-таки сделать это, то регистрируйтесь на вебинар (http://alenakovalchuk.ru/webinarvladeesh/index.html)

Нравятся наши тексты? Присоединяйтесь к нам в соцсетях, чтобы быть в курсе всего самого свежего и интересного!