Материальные и духовные потребности. Материальные потребности человека - примеры, особенности Цель теста: понять, чем тебе нравится заниматься

Труднонасыщаемое существо человек имеет постоянную потребность в определённых условиях и обстоятельствах. В противном случае жизнь его превращается в страдальческое существование и лишается ощущения гармонии и комфорта. Что же такое материальные Примеры и особенности, а также мнение учёных по этому поводу рассмотрим ниже.

Различают социальные, материальные и

  • Социальные - зависимость от общения, контакта, реализации в обществе.
  • Материальные потребности человека (биологические) - обеспечение сохранения и продолжения жизни.
  • Духовные - реализация инстинктов поклонения и размножения. Творческая реализация, зависимость от получения удовольствий.

Материальные - примеры реальных и мнимых потребностей

Реальные - потребности, которые вызваны искренним самостоятельным желанием человека.

  • Дыхание.
  • Вода.
  • Кров.
  • Творческие увлечения.
  • Религиозные убеждения.
  • Сон, отдых тела и мозга.
  • Интимные потребности.

Мнимые - зависимость от мнения окружающих и вытекающие отсюда потребности:

  • навязанные увлечения;
  • мнимые вероубеждения;
  • склонности и вымышленные способности.

Материальные потребности человека - примеры позитивные

Человеку необходимы определённые условия для комфортного существования. Это не означает, что он не сможет прожить без тёплой воды в квартире или без горячего завтрака. Безусловно, сможет. Но каково будет его моральное состояние, насколько от этого будет страдать его психика, это уже зависит от внутренних духовных потребностей, тесно связанных между собой. Если человеку для счастья мало надо, то его материальный мир ограничивается здоровым телом и бодрым духом, но, увы, таких людей практически не существует.

Обычному среднестатистическому для комфортной жизни необходимы некоторые условия.

  • Удобное жилище.
  • Питательная разнообразная пища.
  • Различная одежда, утварь, приспособления и инструменты, облегчающие его жизнедеятельность.
  • Средства передвижения.

Материальные потребности человека - примеры негативные

  • Зависимость от наркотических и туманящих разум веществ.
  • Зависимость от лекарственных препаратов.
  • Зависимость от дорогостоящих атрибутов жизни, обусловленная социальной потребностью самореализации в социуме, но вытекающая в физическую проблему постоянной погони за всё более усовершенствованными материальными благами.

Первичные и вторичные потребности

Американский психолог А. Маслоу разделил материальные потребности человека на первичные и вторичные.

Первичные:

  1. потребности, без которых жизнь обрывается;
  2. потребности, обеспечивающие человеку уверенность в продолжении его жизни, страхующие от смерти.

Вторичные:

  1. социальные - контакт с людьми, взаимно-комфортные отношения, проявление взаимной заботы, любви, интересов;
  2. престижные - реализация эго человека, утверждение его личности в обществе, возвышение, рост, уважение и признание окружающими;
  3. духовные - реализация духовных порывов, никак не связанных с другими людьми и контактами с ними (поклонение, творчество).

Материальные потребности человека сопровождают его с первых секунд жизни до последних. Только чрево матери способно организовать плоду всю совокупность его материальных потребностей. Покидая его, человек сталкивается с постоянной борьбой за обеспечение своих и зависимостей. Иначе он просто перестает полноценно жить. Даже если его жизнь будет поддерживаться в организме, без комфортных материальных благ (обусловленных духовными и социальными потребностями) наступает крах человеческого материального мира.

Как правило, работе мы отдаем большую часть своего времени и сил. И хочется, чтобы ее выполнение приносило нам удовольствие или хотя бы удовлетворение - моральное ли, материальное ли. А лучше и то и другое, ведь правда? Мы поговорили с экспертами о том, бывает ли работа мечты и как ее найти, что нас мотивирует и почему денег всегда не хватает.

Если ввести в поисковике запрос «работа мечты», станет очевидно, что ее ищут (во всех смыслах этого слова) многие: 743 000 000 ссылок говорят сами за себя. Интересно, если не считать вакансии, которые время от времени предлагают австралийцы на своем острове Гамильтон, сколько людей действительно находят ту самую, желанную и единственную работу мечты?

«Надо понимать, что это абсолютно искусственный, маркетинговый термин, который используют для привлечения кадров, - обращает внимание кандидат психологических наук, доцент кафедры психоанализа и бизнес-консультирования НИУ ВШЭ Александр Евдокименко. - Ощущение исполнения мечты - это все-таки краткосрочное состояние».

«Работодатели могут меняться. Я бы сказала, что нужно искать именно свое дело, свое призвание, - уточняет бизнес-коуч Алла Кузнецова. - Причем можно отталкиваться и от познания себя («чего я хочу?»), и от изучения предложений на рынке. Сейчас появляется все больше функционала и работ, о которых мы совсем недавно еще ничего не знали».

Расширяя навыки, вы повышаете экспертность и, следовательно, себестоимость на рынке

По словам экспертов, чтобы дело, которому вы себя отдаете, действительно доставляло радость и приносило удовольствие, должны совпасть три ключевых момента. Как сказала психотерапевт, бизнес-тренер, коуч Наталья Тумашкова, «я считаю, работу мечты можно найти, если у вас как минимум мечта есть». Так что первое - ваше желание.

Вы должны понять свои цели, определить краткосрочные и долгосрочные задачи. «Хотя это легко сказать, - признает Алла Кузнецова. - Кто-то знает себя лучше, кто-то хуже и в тот же вуз поступает по совету или принуждению родителей, за компанию с друзьями и так далее. Но никогда не поздно прислушаться к себе и решить, что на самом деле именно тебе самому хочется».

Второе - это ваши знания и навыки. Все-таки желание - это мечта, фантазия, а навыки - некая реальность («что я действительно умею?»). Независимо от стажа, опыта и уверенности в себе специалисты не рекомендуют занимать позицию всезнающего и всемогущего умельца: всем есть чему учиться.

Помните: расширяя свои навыки, вы повышаете свою экспертность и, следовательно, себестоимость на рынке. «Стоит понимать, что все очень быстро меняется, - замечает Алла Кузнецова, - а потому надо постоянно держать себя в тонусе, видеть поле для своего развития, анализировать, над чем еще стоит поработать».

Наконец, третье - обстоятельства. Даже если у вас есть готовность сменить поле деятельности и представление, чем бы вы хотели заниматься дальше, оцените свои возможности на данном этапе жизни. Скажем, если ваш ребенок только пошел в школу, испытывает стресс, постоянно болеет на этом фоне, стоит трезво оценить ситуацию и, возможно, посвятить свободное время не обучению по новой специальности, а помощи своему первокласснику. А исполнение мечты немного подождет.

В качестве важной составляющей идеальной работы многие наверняка бы назвали еще высокую оплату труда. Является ли этот фактор для нас главным и действительно мотивирующим?

Материальное vs моральное удовлетворение

«Каждые 40 минут преподавания дарят мне такую радость, какую на основной работе я испытываю только один раз в месяц - при sms-оповещении о пополнении счета», - рассказывает 22-летний Антон. В школе его, выпускника престижного западного вуза, держит любимое дело, на хорошей позиции в крупной фирме - зарплата. Ни от денег, ни от удовольствия отказываться он не готов, так что приходится жертвовать практически всем свободным временем.

Возможность совмещать несколько работ есть не у всех, чаще всего приходится расставлять приоритеты. Одним важен престиж и статус, им комфортно, только когда они ездят на машине не хуже определенной марки и модели, другим хорошо, когда они занимаются любимым делом.

Алла Кузнецова вспоминает историю 35-летнего банкира, который решил оставить невообразимо высокую должность и ближайшие 2 года не «капитализировать» свои заслуги перед компанией, а поучиться на Западе, чтобы стать конкурентноспособным на международном уровне.

Другой пример - женщина, признавшая, что никогда бы не пошла в малоизвестную организацию «без имени», про которую нужно объяснять, что это. Важность «идентификации себя с определенным сообществом» отмечает и Александр Евдокименко («к примеру, у военных есть специфический мотив - ношение формы»).

Три причины делать

В 1978 году в майском номере журнала Psychology Today вышла статья ученых Эдварда Лоулера и Патриции Ренвик «Чего вы на самом деле хотите от своей работы». Тройка победителей, по итогам исследований, выглядела так:
1) вызов;
2) причастность к созданию чего-то значимого;
3) возможность расширять свои умения.
Зарплата заняла лишь 12-ю строчку.

Неправильно считать одни причины и мотивы при выборе работы хорошими, а другие плохими, - каждому свое. Вопрос в другом: сделан ли выбор в пользу того или иного самим человеком? Его ли это желание? «Люди часто не задумываются всерьез о том, что является для них главным в жизни, за что они себя уважают, и не решаются честно ответить себе на вопрос, какое место в этом самоуважении играет то, чем и как они зарабатывают, - отмечает Наталья Тумашкова. - Нередко выясняется, что деньги как стимул для работы - это иллюзия.

Как показывает терапевтическая практика, гоняясь за финансовым успехом и сопутствующими ему социальными метками, люди иногда просто пытаются доказать своему давно умершему родителю, что они чего-то стоят. А иногда для них это единственное условие психологической безопасности. Точно так же может быть лукавством и позиция «деньги мне совсем не важны». Все-таки для того, чтобы их заработать, нужно встать с дивана, на котором человека может держать, например, страх неуспеха родом из детства, а вовсе не приписываемая ему родней патологическая лень и безответственность».

Чтобы выяснить, что мотивирует нас к работе сильнее, американский психолог, специалист в области поведенческой экономики Дэн Ариэли провел ряд исследований. Одно из них заключалось в следующем: участникам выдавали листы с буквами, одинаковые надо было объединить в пары.

Первая группа сдавала организатору подписанные работы, тот их просматривал и складывал. Листы второй, на которых не указывались имена и фамилии, собирали не глядя. Ответы третьей группы и вовсе сразу отправлялись в шредер.

По условиям эксперимента за выполнение каждого следующего задания полагалось все меньше денег, но участники второй и третьей группы требовали удвоить обговоренную сумму. Первая группа прибавки не просила, так как ей хватало условного признания - того, что ее работу не уничтожали и не игнорировали.

Но согласно статистике рекрутингового агентства Kelly Services за 2012 год, 76% российских сотрудников главным мотиватором называют все-таки оплату труда. И понятно, почему многие не решаются уйти с работы, которая радует разве что стабильностью - и даже не всегда уровнем зарплаты.

«Один из эффективных инструментов удержания человека на рабочем месте - кредитозависимость, - замечает Александр Евдокименко. - Многие трудятся на возвращение долгов за уже приобретенный товар и испытывают психологический страх перед ситуацией неопределенности, неизвестности. Люди естественным образом боятся оставить без средств к существованию себя и свои семьи».

«Если тебе нечем платить за квартиру, выбирать особо не приходится, - соглашается Алла Кузнецова. - Пирамиду Маслоу никто не отменял: прежде всего надо обеспечить удовлетворение базовых потребностей». Другое дело, если финансовый вопрос не стоит остро и обстоятельства позволяют пойти на риск и сменить надоевшую работу на любимое дело.

Алла приводит в пример основателей Google, Facebook, Стива Джобса или, скажем, Квентина Тарантино, который работал в видеопрокате, а потом снял «Криминальное чтиво». «Он просто хотел создать этот фильм, не думая о миллионах. Они вместе с признанием и популярностью пришли за ним сами. Одержимых пассионариев, которые вкладывают душу и искренне верят в то, что делают, успех и деньги часто догоняют, хотя они никогда не были для этих людей самоцелью».

Рост доходов и запросов

Еще один популярный запрос-вопрос в поисковиках - «Почему денег всегда мало?» (74 200 000 ссылок). Вероятно, задаются им не только те, для кого при выборе призвания и работы он первичен. «Большая зарплата всегда предоставляет больше возможностей, - говорит Александр Евдокименко, - и на какое-то время больше становится и мотивации к работе».

Но важно помнить, что к позитивным переменам, в том числе финансовым, мы адаптируемся довольно быстро. «Помню, как ждала прибавки, как думала, что тогда смогу себе позволить… Но когда я все-таки получила повышенную зарплату, вскоре вдруг поняла, что мне снова хватает не на все, на что хотелось бы, - жалуется 27-летняя Елена, - список моих желаний тоже стал больше, причем не пропорционально доходу».

Главное - найти себя, а работа мечты приложится!

Алла Кузнецова объясняет стремление обрести некоторые вещи внешней референтностью: «Человек сам толком не знает, что он хочет, но вот он увидел у кого-то что-то, побежал и тоже купил, даже не задумываясь, нужно ли ему это и есть ли на это деньги. Надо уметь отделять: да, некоторые люди могут себе такое позволить, но при чем тут я?»

Еще одна причина необдуманных покупок не по средствам - низкая самооценка. Возникает иллюзия, будто появление баснословно дорогой вещи сможет помочь завоевать уважение и статус как у человека, которой этой вещью уже обладает.

По словам Аллы, многим не хватает навыка планирования бюджета. И в этом случае очень дисциплинирует наличие цели, на которую надо копить. «Как правило, деньги находятся и «как бы сами» откладываются на то, что вам по-настоящему нужно и важно», - замечает Наталья Тумашкова.

Она рассказывает про теорию деления людей на три категории:

с психологией «нищих» (при объективной финансовой состоятельности у них всегда ощущение, что это просто случайное везение и скоро оно закончится),

с психологией «миллионеров» (даже при полном крахе они уверены, что это затруднение временное)

и с позицией, что да, на роскошь не хватает, но на все необходимое - вполне, и удовольствию от жизни это не помеха.

«Главное, - подытоживает Наталья, - найти себя, а работа мечты приложится».

Материальные потребности — потребности человека в обеспечении своего материального существования. Они подразделяются на материально - биологические и матери-ально-социальные. К материально-биологическим отно-сятся потребности в пище, одежде, жилье. В современном сервисе существует множество отраслей и направлений, которые обслуживают каждую из этих потребностей. Так, удовлетворением потребностей в пище занимаются система общественного питания и ресторанный сервис; потребности в одежде — пошивочные мастерские, мага-зины, прачечные и т.п.

К материально-социальным потребностям относят труд, общение — взаимодействие в процессе трудовой деятельности и обмен продуктами труда (рис. 3.2).

Рис. 3.2. Систематизация материальных потребностей

Духовные потребности — потребности в знаниях, на-строениях, переживаниях и впечатлениях. К духовным потребностям относятся потребности в познании, образо-вании, воспитании и смысле жизни (рис. 3.3).

Рис. 3.3. Систематизация духовных потребностей

Потребность в познании — стремление человека к знанию объективных явлений, свойств и закономернос-тей действительности. Она порождается материальными потребностями в успешной трудовой деятельности, ко-торая не может существовать и совершенствоваться без накоплений знаний о мире.

Музыка — вид искусства, отражающий действи-тельность в звуковых художественных образах. Музыку, предназначенную для пения, называют вокальной. Если же произведение исполняется только на инструментах, то такую музыку называют инструментальной.

Театр — вид искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой.

Цирк — искусство акробатики, эквилибристики, гим-настики, пантомимы, жонглирования, фокусов, клоуна-ды, музыкальной эксцентрики, конной езды, дрессировки животных.

Балет — вид искусства, содержание которого раскры-вается в танцевально-музыкальных образах.

Кино — вид искусства, произведения которого со-здаются с помощью киносъемки реальных, специально инсценированных или воссозданных средствами мульти-пликации событий.

Фотоискусство — искусство создания химико-техни-ческими средствами зрительного образа документального значения, художественно выразительного и с достоверностью запечатляющего в застывшем изображении су-щественный момент действительности.

Эстрада — вид искусства, включающий в себя малые формы драматургии, музыки и хореографии, основные произведения которого представляют собой отдельные законченные номера.

Специфика искусства как формы художественного познания заключается в том, что, во-первых, оно является образным и наглядным. Предмет искусства — жизнь лю-дей — чрезвычайно разнообразен и отражается в искусст-ве во всем своем многообразии в форме художественных образов. Последние, будучи результатом вымысла, тем не менее являются отражением действительности и всегда не-сут на себе отпечаток реально существующих предметов, событий и явлений.

Художественный образ выполняет в ис-кусстве те же функции, что и понятие в науке: с его помощью происходит процесс художественного обобще-ния, выделения существенных признаков познаваемых предметов. Созданные образы составляют культурное наследие общества и способны, став символами своего времени, оказывать серьезное влияние на общественное сознание.

Во-вторых , для художественного познания характер-ны специфические способы воспроизведения окружаю-щей действительности, а также средства, при помощи которых происходит создание художественных образов. В литературе таким средством является слово, в живописи — цвет, в музыке — звук, в скульптуре — объемно-пространственные формы и т. д.

В-третьих , огромную роль в процессе познания мира с помощью искусства играют воображение и фантазия познающего субъекта. Художественный вымысел, допус-каемый в искусстве, является совершенно недопустимым, например, в процессе научного познания.

В отличие от различных общественных наук, изу-чающих отдельные стороны жизни людей, искусство исследует человека в целом и наряду с другими видами познавательной деятельности является особой формой познания окружающей действительности.

Искусство включено в целостную систему форм обще-ственного сознания, куда наряду с ним входят уже рассмот-ренные выше философия, политика, право, наука, мораль, религия. Все они реализуют свои функции в едином культур-ном контексте, возникающем благодаря их взаимосвязям.

Образование — процесс усвоения систематизирован-ных знаний, умений и навыков. Оно является одной из главных потребностей человека, так как стало необходи-мым условием подготовки к труду и общению. Потреб-ность в образовании по существу является конкретиза-цией и более развитой формой потребности в познании. В современном обществе человек нуждается не в каком-то неопределенном наборе знаний, а в качественной системе образования и надежных критериях этого качества.

Образовательная потребность отличается многоуров-невым функциональным разнообразием. На личностном уровне потребность в образовании выполняет функции обогащения индивида новыми знаниями, необходимы-ми для различных видов деятельности, социализации, индивидуализации, самоопределения, самореализации, профессионального и статусного роста, реализации непрерывного образования, изменения структуры личнос-ти, формирования ее образовательных интересов, целей, ценностных ориентации, мотивов, установок на образо-вательную деятельность, формирования образа жизни личности, стимулирования трудовой активности лич-ности, эффективности трудовой деятельности, адаптации личности к социальной среде посредством приобретения знаний, информации и др.

На групповом уровне потребность в образовании реа-лизует функции социального развития групц, социальных общностей, всего общества, повышения образовательного уровня индивида, отдельных социальных групп и общества в целом, институционалшации непрерывного образования, формирования субкультуры социальной группы, общности, формирования интеллектуальной культуры социальных групп и общества, самоидентификации социальных групп, воспроизводства социальных групп и института профессии, изменения характера общественного труда, повышения его эффективности, регуляции процессов социальной мобильности, адаптации социальных групп, общностей к изменениям социальных условий в обществе и др.

Воспитание — целенаправленное воздействие на чело-века для подготовки его к выполнению всего многообразия социальных функций (труда, общения, познания). Оно входит в процесс социализации и является потребностью, поскольку без целенаправленного воздействия взрослых ребенок не сможет стать дееспособным членом общества.

Воспитание в широком смысле слова — процесс и результат развития человека, который не прекращается в течение всей его жизни. Суть воспитания — передача, ус-воение и приобретение человеком опыта жизни в социуме и в условиях конкретной культуры (субкультур), создание условий для появления и выработки внутренней мотива-ции. Отсюда акцентировка в воспитании на задачах раз-работки человеком системы личных смыслов в процессе самоактуализации и самоопределении.

«Воспитанность » — «невоспитанность» выступают как один из основных атрибутов человеческой индиви-дуальности, характеризуя как взрослого, так и ребенка в различных типологических ситуациях межличностного взаимодействия, в их умении и стремлении к адекват-ной оценке ситуаций и себя в этих ситуациях, в выборе стратегий действия, предполагающих одобрение в опре-деленной культуре (субкультуре) и/или не приводящих к «внутреннему» разладу и негативным оценкам.

Потребность в смысле жизни — наиболее сложная духовная потребность. Она выражается в формировании мировоззрения — системы взглядов человека на мир в целом и свое место в этом мире.

Поиск цели жизни имеет в своей основе мысль о цен-ности человеческой жизни, причем ценности не только для самого человека, но и для общества, для других людей. Представления о смысле жизни у каждого человека свое. Но в этих индивидуальных представлениях неизбежно присутствует общее, обусловленное целями и интересами общества, к которым принадлежит человек. Вопрос о смысле жизни человека — ключевая мировоззренческая проблема. От ее решения зависит направленность его соци-альной деятельности. Не случайно религия и идеализм с древнейших времен боролись против материализма именно по вопросам смысла жизни. Правильно определить смысл своей жизни — это и значит найти самого себя.

Смысл и цель человеческой жизни заключается в изменении окружающего мира ради удовлетворения его потребностей, это неоспоримо. Но, изменяя внешнюю природу, человек изменяет и свою собственную природу, т. е. изменяет и развивает самого себя. Исследуя процес-сы развития личности, мы рассматриваем ряд уровней анализа смысла жизни («назначения») человека: разви-тие как смысл жизни, всестороннее развитие как смысл жизни нового типа личности, самореализация человека как деятельное выполнение, осуществление им своего назначения.

Смысл жизни выступает наиболее гибкой характеристикой и материальных и духовных потреб-ностей. В конечном счете, сама система потребностей определяется смыслом жизни: если таковым является умножение личного богатства, то, естественно, это ве-дет к гипертрофированному развитию материальных потребностей. И наоборот, ставшее целью жизни ду-ховное развитие господствует в структуре личности в виде соответствующих духовных потребностей. Смысл жизни определяется, прежде всего, конкретными ис-торическими условиями, интересами и потребностями В конечном счете, смысл жизни определяется объективно существующей системой общественных отношений.

В реальной жизни материальные и духовные по-требности, а также приемы и методы их удовлетворения взаимодействуют и переплетаются.

Так, удовлетворение материальных потребностей всегда требует какого-то уровня знаний, т. е. духовных предпосылок.

Для удовлетворения любых духовных потребностей используются материальные предметы — например книги, краски, холст и другое оборудование. Поэтому удовлетворе-ние духовных потребностей становится возможным благо-даря удовлетворению сопутствующих им материальных.

психология

У*""*47 5 М.Ю. СЕМЕНОВ

Е. Г. ЕФРЕМОВ

МАТЕРИАЛЬНАЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ

В статье проведен содержательный анализ понятия "материальная удовлетворенность" с точки зреюм психолога. Предложено определете материапной удовлетворенности. Кроме того, выделены факторы, определяющие материальную удовлетворенность, куда во-шт урове№ точного благосостояния, уровеш материшыых потребностей, направленность личности, опыт предыдущего удовлетворения материалов потребностей, положительная высокая оценка вероятности удовлетворения материальных потребностей в будущем.

Результаты исследовании К. Рубинштейн позволили классифицировать людей на две существенно различающиеся группы: "материально удовлетворенных" и "материально неудовлетворенных". Первые контролируют свои финансы, тогда как вторые позволяют деньгам управлять их поведением. Так, если возникает желание купить что-нибудь слишком дорогое, то представители первой группы постараются либо накопить достаточно денег, либо забыть об этой вещи. Неудовлетворенные же чаще всего попытаются взять деньги в долг. Во второй группе также значительно выше частота эмоциональных расстройств и психосоматических заболеваний . Мы поставили перед собой задачу провести психологический анализ феномена материальной удовлетворенности-неудовлетворенности.

Ранее нами были рассмотрены факторы, определяющие удовлетворенность человека. Было показано, что удовлетворенность зависит от силы потребности, типа потребности, от величины соотношения желаемого и имеемого блага, опыта удовлетворения потребности в прошлом и оценки вероятности удовлетворения потребностей в будущем. Это соответствует предложенной С. В. Магуном формуле, но отношения не однозначные, как это представлено в формуле, а более сложные. В этой статье будет предпринята попытка выделить факторы, определяющие материальную удовлетворенность

Что такое "материальная удовлетворенность" и сфера материального? Обычно к ней относят денежный достаток, обеспеченность вещами (например, одежда или квартира), услугами (нарример, образо-

вание или туристические путевки). Большинство товаров и услуг современный человек получает за деньги. "По оценкам, в среднем через деньги осуществляется в современном мире 85 % удовлетворения потребностей человека в пшце, на 90 % в одежде, на 80 % в жилье, на 60 (в США, в России этот процент почти 95) в транспортных услугах. Тотальная деньгизация и есть характерная черта нового этапа цивилизаци-онного развития, в которое вступило человеческое общество в конце второго, начале третьего тысячелетия". Поэтому в сознании людей материальная обеспеченность связывается, прежде всего, с деньгами. Именно отношение к деньгам является показателем материальной удовлетворенности/неудовлетворенности в работе В. Д. Рубинштейн .

Одной из задач нашего исследования являлось определение материальной удовлетворенности. На основании вышеизложенных утверждений, основываясь на определении понятия "удовлетворенность", предложенном Е. П. Ильиным , можно дать следующее рабочее определение. Материальная удовлетворенность - это диспозиция, выражающая положительное отношение к материальному достатку как фактору жизни, материальным условиям жизни в результате неоднократно испытываемого удовлетворения и гарантированного, с точки зрения субъекта, получения этого удовлетворения и впредь. Материальная удовлетворенность-долгосрочная оценочная функция материального обеспечения. Материальная удовлетворенность является положительным оценочным отношением, а материальная неудовлетворенность - отрицательным. Материальная удовлетворенность зависит от силы материальных потребностей, от величины желаемого и имеемого материального блага.

Материальное удовлетворение - это эмоциональное состояние, возникающее вследствие реализации мотива материального обеспечения. Другое дело - удовлетворенность, понимаемая как отношение к материальному обеспечению, материальному достатку.

Таким образом, материальная удовлетворенность определяется:

Предыдущим опытом успешного удовлетворения материальных потребностей,

Положительной оценкой субъектом вероятности удовлетворения материальных потребностей в будущем,

Силы материальных потребностей,.

Величина желаемого и наличного материального блага.

Это определение близко к позиции К. Левина, который понимал удовлетворенность как эмоциональную оценку отношения валентности цели (силу потребности, опредмеченной в цели) и возможности (или результата) ее достижения. Также данное определение согласуется с позицией бихевиористов, которое выражается в следующей мысли: "...основным механизмом функционирования мотивации... является стремление организма снять, снизить напряжение, вызванное возникшей нуждой. Если та или иная форма поведения привела к снятию напряжения, к удовлетворению некоторой потребности, то вероятность воспроизведения этой формы поведения в дальнейшем (при возникновении соответствующей нужды) растет (закон эффекта)". (4, с. 347] Закрепляется поведение, а значит, закрепляется, становится устойчивой и эмоциональная реакция, переходя из удовлетворения в удовлетворенность.

Материальная удовлетворенность и материальное благосостояние

Рассмотрим отношения между материальной удовлетворенностью и материальным благосостоянием. Эти отношения можно представить в виде функции (1).

У МП = Г (МО)

гдеУмп - уровень удовлетворения материальных потребностей, МО - уровень материальной обеспеченности.

Таким образом, уровень удовлетворенности материальным положением является функцией от уровня материальной обеспеченности. Но такое определение требует уточнения.

В первом приближении можно утверждать, что чем выше уровень материальной обеспеченности, тем выше уровень удовлетворенности материальным положением. Для того, чтобы изучить отношение между материальной удовлетворенностью и благосостоянием более подробно, исследуем обозначенную выше функцию (1). Рассмотрим пределы этой функции.

1. Если благосостояние стремится к минимуму, то возможны следующие уровни материальной удовлетворенности:

а) материальная удовлетворенность - бомж, святой, т.е. человек, у которого низкий уровень материальных потребностей и которого устраивает выбранный "нищенский" образ жизни (высокие показатели по оси ординат). Его даже могут тяготить материальные блага;

б) материальная неудовлетворенность - бедный, необеспеченный, беженец, недовольный своим положением, но волею судьбы оказавшийся без материального ресурса (низкие показатели по оси ординат). Его тяготит материальная необеспеченность (график 1).

Уровень материальной удовлетворенности а

График 1. Зависимость уровня материальной удовлетворенности от уровня материального благосостояния, если благосостояние стремится к минимуму.

Таким образом, при описании факторов, определяющих материальную удовлетворенность, наряду с материальным благосостоянием (имеемое), мы выделяем и внутреннее состояние - потребность в материальных благах - как желаемый уровень благосостояния. Построим таблицу.

Похожая схема используется Е. Б. Фанталовой [б] при оценке внутреннего конфликта, который в наших терминах может быть обозначен как материальная неудовлетворенность.

Исходя из этого, можно выразить материальную удовлетворенность как функцию двух переменных:

= {(МО, МП),

Соотношение уровня благосостояния, силы потребности и удовлетворенности

Соотношение уровня благосостожия и силы потребное™ Состояние

Имеемое = Желаемое Удов летворенные

Имеемое «Желаемое Неудовлетворенные

Имеемое »Желаемое Удов лет воренныа/неудов летв оранные

гдеУмп - уровень удовлетворения материальных потребностей, МО - уровень материальной обеспеченности, МП - уровень материальных потребностей.

2. Если благосостояние стремится к бесконечности (естественно, относительно потребностей) и человек полностью материально обеспечен, можно, основываясь на жизненном опыте и наблюдениях, выделить следующие типы поведения:

а) человек продолжает приращение материального блага в виде капитала. Он оценивает свой уровень материальной обеспеченности не в сравнении с потребностями своей жизни, а в сравнении, например, с богатством других людей, еще более богатых (ненасытный человек,"... там царь Кощей над златом чахнет..."). Тогда можно говорить об удовлетворении с помощью благосостояния не материальных, а иных потребностей, например, потребности в социальном признании. Но из-за того, что эти виды удовлетворенности связываются с материальной удовлетворенностью, человек может испытывать материальную неудовлетворенность, даже имея полное материальное обеспечение. Значит, что важна направленность личности, ее основной ориентир, на который завязываются различные ресурсы;

б) человек продолжает заниматься бизнесом, но увеличение капиталов и получение прибылей не является для такого предпринимателя целью. Он либо получает удовлетворение от самого процесса зарабатывания денег, либо ставит для себя какую-то цель вне материальной сферы, а богатство выступает условием или средством для достижения этой цели (возможно, Дж. Сорос). Если он разделяет для себя сферы материального и прочего, например духовного, он может быть материально удовлетворенным и неудовлетворенным духовно. Если же не разделяет, то получается вариант (а), когда у человека связывается материальная удовлетворенность с иной неудовлетворенностью, что в итоге дает материальную неудовлетворенность;

в) человек отходит от дел и уделяет свое время занятиям "для души": путешествует, занимается искусством ит. д. Тогда можно говорить о материальной удовлетворенности;

г) человек не использует свое материальное положение или тяготится им. Достаточно много примеров, когда подростки или молодые люди из обеспеченных семей разрывают связь с семьей и материальным достатком, как было принято, например, у хиппи. Аналогичная ситуация складывается у миссионеров или монахов, когда они ради служения вере отказываются от материальных благ. У них на первое место выходят иные, духовные потребности.

д) Человек так организовал свою жизнь, что, работая, он материально себя обеспечивает в необходимой мере. Основная цель работы такого человека находится вне материальной сферы. Подобный тип людей подробно описан А. Маслоу как самоактуализиру-

ющиеся личности. "Самоактуализирующиеся люди, все без исключения, вовлечены в какое-то дело, во что-то находящееся вне них самих. Они преданы этому делу, оно является чем-то очень ценным для них - это своего рода призвание, в старом, проповедническом смысле слова. Они занимаются чем-то, что является для них призванием судьбы и что они любят так, что для них исчезает разделение "труд - радости1". Один посвящает свою жизнь закону, другой - справедливости, еще кто-то - красоте или истине" . У этих людей есть материальная удовлетворенность.

Эти типы поведения и соответствующая зависимость между материальной удовлетворенностью и представлены на графике 2.

Уровень удовлетворенности благосостоянием

Уровень личного благосостояния

График 2. Зависимость уровня материальной удовлетворенности от уровня материального благосостояния, если человек полностью материально обеспечен.

Ситуация, когда человек полностью материально обеспечен, раскрывает важность направленности и интересов для анализа взаимосвязей между материальной удовлетворенностью и благосостоянием.

Таким образом, можно предположить, что удовлетворенность материальным положением зависит от:

Уровня личного благосостояния,

Возможности человека различать материальные и нематериальные потребности,

Уровня материальных потребностей,

Направленности и интересов личности.

Объединяя 1 и 2 функции, мы можем заключить, что уровень удовлетворения материальных потребностей является функцией от следующих факторов:

Умп =Г(МО,МП,Н-И), (3)

гдеУмп - уровень материальной удовлетворенности, МО - уровень материальной обеспеченности, МП - уровень материальных потребностей, Н - направленность личности, И - интересы личности.

Личностные факторы, определяющие материальную удовлетворенность

Направленность и интересы личности можно рассматривать в данном контексте как приоритетные, доминирующие объекты или явления, на которые направлена деятельность субъекта, то, ради чего человек живет: 2-а: социальное признание; 2-6, вид: самореализация; 2-г: служение.

Уровень материальных потребностей -желаемое - можно рассматривать как силу потребности (см. Е. Б. Фанталову ) и как уровень притязаний в данной сфере. Он зависит от сложившейся системы матери-

альных расходов, тех норм материальной жизни, которые сформировались у человека под влиянием референтного и ближайшего социального окружения, СМИ, родительской семьи и т. п.

Уровень материальной обеспеченности, возможно, следует рассматривать с точки зрения той части дохода, которую получает человек из семейного бюджета в абсолютном выражении. Тогда для его определения следует взять совокупный бюджет семьи и отделить долю семейного бюджета, приходящуюся на данного человека.

Таким образом, в данной статье мы предложили определение материальной удовлетворенности, выделили факторы, определяющие материальную удовлетворенность, куда вошли уровень личного благосостояния, уровень материальных потребностей, направленность личности, предыдущее удовлетворение материальных потребностей, положительная высокая оценка вероятности удовлетворения материальных потребностей в будущем.

Литература

1. Жириновский В. В., Юровицкий В. М. Новые деньги для России и мира. - М.: Издательский дом "Грааль". -1998. - 511 с.

2. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. - СПб: Издательство "Питер", 2000. - 512 с.: ил.

3. МагунС. В. О взаимосвязях между значимостью различных потребностей личности и их удовлетворенностью // Вопросы психологии. - 1978. - № 6. - С. 86-93.

4. Современная психология: справочное руководство. - М.: ИНФРА-М, 1999. - 688 с.

5. Семенов М. Ю. Удовлетворение и удовлетворенность // Омский научный вестник. - Декабрь, 2000, вып. 13, - С. 154 - 156.

6. ФанталоваЕ. Б. Диагностика внутреннего конфликта. Приложение № 2 к "Журналу практического психолога". - М.:Фолиум, 1997,48 с.

7. ФенькоА. Б. Проблема денег в зарубежных психологических исследованиях // Психологический журнал, № 1,2000. С. 50 - 62.

8. Maslow A Self-actualizing and Beyond. // Challenges of Humanistic Psychology. N. Y., 1967.

9. Rubinstein C. Money & self-esteem, relationships, secrecy, envy, satisfaction. // Psychology Today. 1981. № 5. P. 24-44.

СЕМЕНОВ Михаил Юрьевич, преподаватель кафедры общей психологии ОмГУ.

ЕФРЕМОВ Евгений Георгиевич, кандидат психологических наук, заведующий кафедрой психологии труда и организационной психологии. ОмГТУ.

УДК 159.947.5 В. С. КУБАРЕВ

Ю.В МАЦНЕВ М. Ю.СЕМЕНОВ

Омский государственный технический университет

Омский государственный университет

БИРЖЕВЫЕ ТОРГИ

КАК ФОРМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ИГРЫ

В статье, проведен содержательный анализ биржевой деятельности как особого вида игровой деятельности взрослых. Большинство современных зарубежных психологов рассматривают игры взрослых с точки зрения психоанализа. Авторы выделили конструктивные и деструктивнее мотивы в играх взросл.н. Непредсказуемость поведения биржевого рьвжа, высокая степень и цена риска порождают иррациональные способы поведетя и использование бессознательных мотивов через механизм проекции. Авторы выделили три основных фактрра, которые определяют эффективность деятельности биржевика: личност-№|й фактор, предполагающий анализ бессознательных мотивов и постоянную эмоциональную саморегуляцию; социальный фактор, предполагающий независимость принимаемых решеюм от влияжя биржевой толпы; мыслительный фактор, предполагающий региональное принятие решений.

Современная психология все более распространяется на различные сферы экономической деятельности человека. Так называемый «человеческий фактор» в современной экономике приобретает ведущее значение. Биржевые торги как особый экономический феномен должны быть рассмотрены, в том числе и с точки зрения психологии. Так, А. Эддер указывает на три основных психологических фактора эффективности биржевика:

а) «разумная психология», предполагающая контроль над своим эмоциональным состоянием;

б) учет влияния биржевой толпы на сознание индивида;

в) контроль над капиталом, предполагающий разумное вложение своих денежных средств.

В работе Элдера, с точки зрения психоаналитической концепции, биржевая деятельность рассматривается как азартная игра, где «ставка делается на