Кто такой ролевик? Субкультура. Ролевое движение

Ролевики́ (также ролевое движение или движение ролевых игр ) - субкультура людей, которые играют в ролевые игры , преимущественно живого действия . Частично это можно применить и к тем, кто играет в словесные и настольные ролевые игры, однако далеко не все участники одного движения входят в другое. У ролевого движения есть ряд родственных движений, образованных вокруг творчества Джона Толкина , исторической реконструкции , исторического танца , страйкбола , хардбола , косплея .

Кроме ролевых игр, ролевики собираются на ролевые конвенты и фестивали - кратковременные собрания, посвящённые информированию игроков об играх будущего сезона, обсуждению прошедших игр, неформальному общению. На конвентах проходят турниры по историческому фехтованию , фото и художественные выставки, концерты авторов-исполнителей игровой песни, театральные постановки, видеопоказы. Основное отличие двух типов мероприятий заключается в том, что конвент относится к закрытому типу (ориентирован на свою компанию, людей из движения), а фестиваль - к открытому типу (ориентирован на большое количество зрителей, не обязательно из движения, и на зрелищный формат, наблюдаемый со стороны).

История [ | ]

Идеология и психология ролевого движения [ | ]

Ролевики считают самоочевидным поощрение выхода человека из базовой социально-культурной структуры. Традиция требует, чтобы ролевик принял альтернативную самоидентификацию - игровое имя, нередко и игровую расу или национальность, которые служат признаком принадлежности к сообществу. Но ролевики не поддерживают излишнего погружения в игру и осуждают «заигравшихся», видя в ролевом движении полезный для социализации способ уйти от рутины и обыденности. В основном ценятся такие возможности :

  • снять груз социальных норм и обязанностей (возможность в рамках игровой роли не соблюдать этикет, бездумно применять грубую силу или обманывать);
  • реализоваться как специалисту в иной сфере (работник инженерно-технической сферы реализует гуманитарные интересы; работник интеллектуального труда переходит к прикладным физическим занятиям);
  • сыграть необычную социально-культурную роль, в том числе очень экзотическую (кардинал, крестьянин, самурай, монашка и т. п.).

Тем не менее, некоторые используют ролевые игры для эскапизма . Именно в ролевой среде появились игры глубокого вживания, что подчёркивает привлекательность эскапизма для молодёжи .

Ролевая игра и философия научной фантастики и фэнтези, выраженная в конкретных литературных произведениях, породили этику героизма , характерную для ролевого движения. Ценностями ролевика являются героизм, совершение поступка, выполнение великой миссии, достижение, соревнование. Самореализация и достижение умелости в какой-либо сфере являются основой для статуса и самоуважения. С другой стороны, великая миссия создаёт ситуацию, когда могут прощаться мелкие слабости, безответственность в повседневных отношениях и лень .

Значительную часть ролевого движения составляет студенчество . Б. Куприянов и А. Подобин в своём исследовании составили портрет хорошего игрока: самостоятельного, рефлексивного, ответственно относящегося к себе, окружающим и игре как совместной деятельности. Согласно этому портрету, игрок должен быть скромным в требовании будущей игровой роли и возможностей и придерживаться этих требований. Он должен прибыть на игру вовремя, во время самой игры быть конструктивным и законопослушным: соблюдать имеющиеся правила и не создавать собственных, не вносить разлад в игровые механику, мир и атмосферу. Неприемлемы употребление спиртного, ненормативная лексика и перенос игровых отношений в жизнь и наоборот .

Психологический портрет ролевиков получает противоречивые оценки. Одни исследователи видят в увлечении ролевыми играми вид эскапизма , другие, наоборот, - успешную сферу социализации человека . Б. Куприянов и А. Подобин, описывая участников этого движения, говорят об их инфантильности . Того же мнения придерживаются В. Л. Малыгин и В. В. Щербачев, говоря о зависимости ролевиков от внешнего мира и наличия у них внутреннего конфликта. Однако другие исследования показывают противоположную картину: более высокий уровень самоактуализации у людей, участвующих в ролевых играх, их лучшую ориентацию во времени, большую гибкость в поведении и адаптивность, принятие себя, эрудицию, познание нового и творческий подход в сравнении с людьми, в ролевых играх не участвующих. Эти качества являются следствием требований, выдвигаемых ролевой игрой участнику. Принятие роли требует соответствия иным межличностным отношениям, иной экономике, политической ситуации, социальным процессам, культуре в одежде, а кроме того - принятия эмоций своего персонажа (при сохранении разделения между ними и собственными эмоциями). Экспериментирование с разными ролями позволяет человеку понять и принять свои положительные и отрицательные качества, научиться не бояться своих чувств и уметь говорить о них .

Детали культуры [ | ]

Сражение на игре Epic Empires

Широко распространены различные ритуалы: инициации , принесение клятв, принятие оружия и пр. В них используются мелодии и песни, однако музыкальное творчество применяется шире. Сложно обозначить специфику музыки, характерной для ролевого движения, так как авторы работают в разных жанрах, но некоторые ролевики считают, что фэнтези-жанр лучше всего отражает эмоциональную сторону жизни: от триумфальной тяжёлой музыки сражения до одухотворённой лиричной музыки любви или скорби по погибшим. Те же сюжеты (героических битв либо любовные) доминируют и в собственном творчестве ролевиков .

Жаргон [ | ]

У русскоязычных ролевиков широко распространено сленговое слово дивный , используемое как ругательство и применяемое к «заигравшимся» людям, слишком сильно ушедшим в эскапизм . Кроме сленга как такового в ролевой среде, в отличие от других субкультур, используются вымышленные языки, самым распространённым из которых является эльфийский . Их место - в общении на играх, в песнях, стихах и гимнах и, реже, в повседневном общении .

Необходимость соответствовать выбранной роли требует от игрока не только соответствующих костюма, причёски и аксессуаров, но и правильного поведения (манеры держать себя, жестикуляции и речи). Однако при реализации игр, реконструирующих реальные исторические периоды, ролевики не могут общаться на соответствующих языках (например, старославянском). Поэтому в речи появляются лишь определённые обороты, позволяющие связать игру с культурой нужного времени. Это использование элементов прошлого в настоящем распространяется за пределы субкультуры посредством ролевиков-исполнителей (например, группа «Мельница» в России), влияя, таким образом, на возрождение национальных особенностей языка .

Игровое имя или самоназвание не только показывает принадлежность к субкультуре, но и многое говорит о самом человеке. Оно может быть заимствовано из какого-либо литературного произведения или иметь собственный символизм или перевод с одного из искусственных языков. Понимание его происхождения и значения позволяет определить принадлежность к той или иной фантастической цивилизации, расе или народу. В имени отражены представления и идеалы ролевика, по нему можно предположить возможный круг его интересов и предпочитаемый стиль взаимодействия .

Логотип-герб Королевства Станиславской средневековой реконструкции и ролевого сообщества

Атрибутика [ | ]

Существует стереотипное представление о внешнем виде ролевика: длинные волосы («хайр»), перетянутые «хайратником», хламида, перетянутая ремнём, деревянный меч, плащ, сшитый из подручных материалов явного бытового происхождения. Оно дополняется идеями культа природы, естественности и свободы. Однако современному состоянию ролевой культуры такое представление не соответствует

Ролевики отличаются от большинства субкультур тем, что в обычной толпе их выявить практически невозможно. А все особенности их поведения проявляются только в специально оговоренное время и подготовленном для игры месте. Так, кто такой ролевик?

Ролевиками называют состоявшуюся неформальную группу людей, интерес которых сосредоточен на игре в ролевые игры. Чаще всего, эти игры содержат живое действие каждого участника.

То есть, другими словами, ролевик значит, что человек играет определенную положенную только ему роль, заранее вжившись в образ персонажа и ознакомившись с его особенностями.

Ролевики, как субкультура

Многие считают, что увлечение игрой в ролевые игры нельзя отнести к разновидности субкультуры. Но, как утверждают социологи, это правда лишь отчасти.

Для некоторых людей игра в ролевую игру действительно есть просто , чтобы отдохнуть от надоевшего за месяц офиса и получить массу новых впечатлений. Для такого типа человека больше важна смена обстановки и общение со старыми знакомыми.

Но другая часть общества более ответственно относится к этому увлечению. Для них роль становится уже стилем жизни. Они перенимают черты характера своего персонажа даже в реальной жизни, а в ролевой игре максимально ответственно относятся к сюжету. Именно для таких представителей этого увлечения ролевая игра носит уже значение субкультуры.

Кто такой ролевик Вконтакте?

Вконтакте ролевиком называют того, кто зарегистрировался в этой социальной сети под профилем своего персонажа. Эта регистрация служит не просто инструментом для общения с другими участниками «игры», а, чаще всего, становится полноценной личной страницей персонажа. Если по нему все еще пишутся книги или снимаются фильмы, то новости, соответственно, обновляются и статусы меняются.

Также в Вконтакте есть множество приложений для реализации «виртуальной» ролевой игры какой-нибудь вселенной.

Как стать ролевиком?

Чтобы стать настоящим ролевиком необходимо длительно время увлекаться определенным персонажем, знать все его особенности, недостатки и преимущества. В том случае, если вы хотите стать ролевиком не по причине своей увлеченности «героем», то просто уделите достаточно времени для изучения вышеуказанного материала.

Далее следует уделить внимание вселенной, где происходят события. Стоит знать, где и как разворачивались важные для «истории» события. Для того чтобы ваша игра сложилась успешно, нельзя обойтись без изучения других персонажей по вашей игре. Важно определить, как все они друг к другу относятся, и какое место в этой игре принадлежит именно вам.

По остальным персональным нюансам игры вам должны предоставить правила уже сами участники. Важно отметить, что хотя вселенные могут быть одинаковы, но правила могут кардинально отличаться, поэтому не стоит полагаться на аналогии или .

Ролевики-толкиенисты

Как ни странно, наибольшую популярность набрала вселенная Дж. Толкина. Множество сюжетных линий добра и зла, неожиданные повороты событий и их значительный размах – все это постоянно привлекает новых участников.

Ролевиками-толкинистами называют тех, кто построил свою вселенную на основе серии книг «Властелин колец», «Хоббит, или туда и обратно». Масштаб событий этих книг позволяет обыгрывать истории многие годы без каких-либо повторений.

1) неформальная общность людей, играющих в различные ролевые игры, в первую очередь ролевые игры живого действия. Родственными ролевому являются движения исторических реконструкторов, толкинистов, хардболистов, страйкболистов и пейнтболистов; 2) молодежная субкультура, основанная на участии в постановках и реконструкции сюжетов книжных произведений, игр, связанная с определенной одеждой, атрибутикой, музыкой и мероприятиями.

Под ролевыми играми понимается совокупность действий обучающего или развлекательного назначения, участники которых в своем поведении ориентируются на ролевые функции, характер, внешний вид и т. д. выбранных ими персонажей определенных книг, кино, комиксов, компьютерных игр и др. Такие действия регулируются определенными правилами, при этом игроки могут свободно импровизировать в рамках выбранных правил, определяя направление и исход игры (Каплуненко, 2013).

На Западе ролевое движение началось с настольных игр. Именно по этой причине полное название ролевых игр на английском - live-action role-playing games - содержит role-playing games, которое стало использоваться как термин в первую очередь в отношении «Dungeons & Dragons», а впоследствии и в отношении других настольных игр. Однако впоследствии масштабы игрового действия увеличились и перешли к полной имитации игровой ситуации с разработкой ролей, костюмов, постановкой сцен и т. д.

Ролевые игры в России появились из деятельности различных клубов, таких как клуб любителей фантастики (КЛФ), клуб самодеятельной песни (КСП), а также военно-исторические клубы (ВИКи). Как и на Западе, в России различают два основных вида РИ. Это настольные игры и игры живого действия, однако здесь они развиваются практически параллельно.

В основе ролевой игры, как правило, лежит литературное произведение или игра. Так, наиболее распространенными в России являются «Хоббит» и «Властелин Колец» Дж. Р. Р. Толкиена; «Ведьмак», «Гарри Поттер»; игры «WarHammer» и «WarCraft» (Кто такие Ролевики?, Электронный ресурс). Игры по произведениям К. С. Льюиса, А. Сапковского, Дж. Мартина, Г. Л. Олди, Е. Хаецкой и мн.др.); европейская мифология и эпос (игры по мотивам античных мифов, кельтской мифологии, финского эпоса «Калевала», сюжетам «артуровского цикла»); исторические события и периоды (чрезвычайно широкий хронологически-культурный спектр от первобытных времен до октябрьских событий 1917 г., от Японии эпохи Эдо до опричнины и Французской революции). Иногда сквозным сюжетом ежегодных игр становится историческая ретроспектива какой-нибудь страны или культуры. Так, например, в Санкт-Петербурге ежегодно проводятся игры «по Ирландии», воссоздающие историю этой страны (в том числе и мифологическую) начиная с «эпохи Древних королей» (IV–III в. до н. э.) и заканчивая бурными политическими событиями начала XX в.); культурно-географические локусы (игры «Карнавал в Венеции», «Тибет», «Чукотка», «Техас», «Вуду» и пр.); отечественная и мировая классика: игры по мотивам сюжетов Шекспира, Гофмана, Достоевского (игра «Братья Карамазовы»), Чехова, Кортасара и пр. появились сравнительно недавно – в начале 2000-х гг. и стали приметой нового витка развития ролевых игр; массовая и детская литература: игры по книгам Л. Кэролла, Т. Янссон, А. Конан Дойля, Б. Акунина и по мотивам «Гарри Поттера»; пастиш, т. е. смесь сюжетных фрагментов и героев из различных произведений (один из излюбленных сюжетообразующих приемов ролевых игр - так называемый «перекресток миров»: в рамках игры могут встречаться герои разных произведений одного автора, например, Шекспира или Гофмана, герои произведений одного жанра (игра «Сказки Старой Англии») или герои разных литературных произведений, жанров, авторов и эпох, так например, в игре «Сказки Андерсена» в результате интриг Снежной королевы Дон Жуан был убит Дон Кихотом); фильмы, мультфильмы: игры «Бульварное чтиво» («тарантиновка») (фильм «Криминальное чтиво»), «Роза и чертополох» (фильм «Храброе сердце»), «Огнем и мечом» по одноименному фильму и др.; сюжеты песен (сравнительно новое явление, в мае 2006 г. под Москвой прошла игра по мотивам песен популярной группы «Мельница»); аниме и манга (сюжеты японской анимации и комиксов) (Ролевики как субкультура, Электронный источник).

По организационному принципу ролевые игры сегодня представлены следующими разновидностями: «маневры»; непосредственно сами ролевые игры; «конвенты», «квесты» (выполнение заданий, связанных с тематикой определенных литературных произведений); форумные ролевые игры в Интернете.

Также игры разделяются на:

Полевые игры, или «полигонки», - игры на природе театрализованного характера продолжительностью от одного до нескольких дней (к ним же относятся «маньячки» - игры, где сюжет ослаблен или отсутствует, а основной смысл заключается в игровом боевом взаимодействии);

- «кабинетки» (игры в домашних условиях) продолжительностью один-два дня, «павильонки» (аналог «кабинеток», отличающиеся большим масштабом и проводимые в служебном помещении – спортзале, офисе и др.).

В настоящее время ролевое движение представляет собой общность весьма пеструю по своему социокультурному и возрастному составу. Основную массу ролевиков составляют студенты и учащиеся старших классов, много представителей технической, гуманитарной и творческой интеллигенции, встречаются предприниматели средней руки, сотрудники коммерческих структур, а также неопределившаяся молодежь. Широк диапазон религиозно-политических взглядов участников движения: от неохристианства до неоязычества, от сохранившихся идеалов хиппи до панковского нигилизма, от либерально-демократических позиций до национал-неофашизма экстремистских групп.

Различается также мотивация участия в играх: для части молодежи участие в ролевых играх - эквивалент жизни в обществе, способ как можно в меньшей степени быть зависимым от социума. Для большинства ролевые игры являются хобби (достаточно дорогостоящие: дальние поездки, костюмы, антураж), где привлекает, прежде всего, возможность пообщаться с определенным кругом людей, активно включиться в процесс игры, выехать в лес, побывать в незнакомом городе или в экстремальных условиях.

Ролевиков можно условно разделить на такие категории, как: «файтеры» - предпочитающие собственно «боевые» действия; «манчкины» - нацеленные на результат игры и те, для кого процесс игры привлекателен сам по себе; путешественники - прежде всего форма досуга, а то и просто возможность выехать в лес и посидеть у костра (Ролевики как субкультура, Электронный источник).

Для современного этапа развития ролевого движения характерно появление «мастерских» или «творческих» групп – объединений, состоящих из небольшого количества людей, придумывающих и разрабатывающих концепции оригинальных игр, проводимых разово или регулярно, а также других мероприятий - фестивалей, турниров, театрализованных представлений и т. д. Наиболее известными в России являются такие объединения и мероприятия, как «Плавучий дом» (Москва, игры «Песня огня и льда», «Черный отряд»), «Золотые леса» (Москва, Эльфийский лучный турнир), «Бастилия» (Санкт-Петербург, игры «Бульварное чтиво», «Алмазная колесница»), творческая группа Макдуфа (Санкт-Петербург, игры «Хазарский словарь», «Чапаев и Пустота», «Латимерия» и др.) и др.

Таким образом, субкультура ролевиков выступает в форме социальной практики ухода от меняющейся в условиях глобализации социальной реальности, а также инструментом для самореализации в альтернативной форме социума.

В рамках социологии молодежи разновидности ролевиков изучали Вал. А. Луков (Луков, 2000, 2002, 2012), С. И. Левикова (Левикова, 2004), Д. В. Громов (Молодежные субкультуры Москвы, 2009) и др.

Лит .: Кто такие Ролевики? / [Электронный ресурс] Энциклопедия ролевого движения.URL:http://rolewiki.org/%D0%9A%D1%82%D0%BE_%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%A0%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D0%BA%D0%B8 (дата обращения: 12.11.2015); Куприянов, Б., Подобин, А. (2003) Очерки общественной педагогики: ролевое движение в России (очерк четвертый) / [Электронный ресурс]. URL: http://www.altruism.ru/sengine. с§і/5/31/2 (дата обращения: 30.09.2015); Каплуненко, А. Е. (2013) Об адекватности термина «историческая реконструкция» в контексте неформального молодежного движения ролевиков // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета Вып. № 4 (25) Иркутск: Изд-во Евразийский лингвистический институт. С. 70–76; Левикова, С. И. (2004) Молодежная субкультура: учеб. пособие. М. : ФАИР-ПРЕСС. 608 с.; Луков, В. А. (2000) Молодежные субкультурные феномены в России // Социологический сборник. Вып. 7 / Ин-т молодежи; под общ. ред. В. А. Лукова. М. : Социум. С. 62–83; Луков, В. А. (2002) Особенности молодежных субкультур в России // Социол. исследования. № 10. С. 79–87; Луков, В. А. (2012) Теории молодежи: междисциплинарный анализ. М. : «Канон+» РООИ «Реабилитация». 528 с.; Молодежные субкультуры Москвы (2009): сб. науч. трудов / сост. Д. В. Громов; отв. ред. М. Ю. Мартынов. М. : ИЭА РАН. 554 с.; Писарева, В. А. (1992) Агрессивно-конформистская субкультура молодежи России // Молодежь России на рубеже 1990-х годов. М. : Изд-во Рос. акад. наук. 159 с.; Ролевики как субкультура / [Электронный ресурс] сайт liveinternet URL:http://www.liveinternet.ru/users/2997853/post93170856/ (дата обращения: 18.11.2015).

В пестрой палитре современных молодежных субкультур заметное место занимают "ролевики" - люди, которые организуют и проводят ролевые игры, или RPG -Role-play Games. Численность участников этого движения, по официальным данным, на сегодняшний день только в Петербурге составляет свыше 12 тысяч человек.

Ролевики - субкультура преимущественно молодежная - со cвоим сленгом, атрибутикой, фольклором и т.д. Ролевые игры представляют собой, по словам самих участников, «причудливую смесь самодеятельного театра, «Зарницы», детского утренника, туристического слета, «развиртуализованной» компьютерной игры, современной мистерии и хипповского фестиваля» (здесь и далее курсивом выделены цитаты из записей интервью и бесед c участниками ролевого движения, а также некоторые специальные термины - "Прагматика культуры").

Вопрос о том, когда же именно появились ролевые игры, пока остается открытым. Некоторые исследователи обнаруживают аналоги современным играм еще на заре европейской цивилизации. Например, в Древнем Риме, когда в Колизее устраивалась своего рода «реконструкторские бои», где одни из гладиаторов изображали римлян, а другие варваров, одетых в специальные «варварские» одежды и доспехи. В Средние века адепты куртуазии разыгрывали для развлечения дам сцены из античной жизни, в близлежащем лесу устраивали «рощу Венеры» или «царство фей», воссоздавали легендарный двор короля Артура, «разъезжая по полям в нарядах тех времен и распевая старинные песни». В конце XIX - начале XX века, на волне неоромантизма, заявили о себе реконструкторы наполеоновских войн, декаденты, устраивавшие «афинские» и «египетские» вечера, и прочие, среди которых самыми заметными были «любители кельтской старины», основавшие в 1893 г. Гэльскую лигу. Ее сторонники, по большей части представители аристократии и городской интеллигенции, совершали выезды в сельскую местность, где воссоздавали действие старинных ирландских праздников, исполняя народные танцы и песни, нарядившись в аутентичную одежду. С современной ролевой культурой их роднит глубокое погружение в «отыгрываемую эпоху», и впервые зафиксированное явление массового принятия на себя новых причудливых «игровых» имен, соответствующих современному понятию «ник» / «никнейм». По ироничному замечанию писателя Бриана О’Нуаллана: «Все эти благородные господа были без имен и без фамилий, а взяли они себе прекрасные прозвища, и окрестили себя в честь того и сего, цветов и холмов, камней и полей, небес и чудес <…> Там были Коннахтский Кот, Коричневая Курочка, Отважный Конь, Грешная Ворона, Бегущий Рыцарь, Роза Холмов, Голл Мак Морна, Пучеглазый Моряк, Низкий Епископ, Сладкоголосый Черный Дрозд, Прялка Мойры, Ой-люли <…> (Б.Нуалллан, «Поющие Лазаря»). «Кельтская» составляющая и по сей день является заметным вектором современного ролевого и реконструкторского движения.

Широкое распространение ролевых игр в второй половине XX века связано с публикацией в 1954-56 гг. трилогии английского писателя Дж.Р.Р.Толкина «Властелин колец», и возникновением такого культурного феномена как деятельность толкинистов. Эта книга стала беспрецедентно популярна на Западе в легендарную эпоху шестидесятых. Эскапистская и нонконформистская молодежная хип-культура обнаружила много близкого своим взглядам и мироощущению в героическом романе-фэнтези. В 1969 г. появилось Британское Толкиновское общество, а в 1970-х - Американское Мифопоэтическое общество, чьи члены организовывали различного рода игры по сюжетам толкиновских книг.

В советской и постсоветской России, трилогия Толкина, известная по изданной в 1982 г. первой части («Хранители»), самиздатовским переводам, и вышедшим в начале 1990-х первым полным переводам, сразу же приобрела статус культовой. Вокруг нее объединились представители самых разных кругов неформальной молодежи - хиппи, «сорокоманы», любители андеграундной музыки (рокеры, фанаты Бориса Гребенщикова, Виктора Цоя) и многие другие. В 1990 году в Сибири, на реке Мане, под Красноярском состоялись первые Хоббитские Игрища («ХИ», называемые в ролевом обиходе «хишками»), где была представлена классическая сюжетообразующая модель ролевой игры - противостояние добрых и злых сил, столкновение и взаимодействие разных «народов» - людей, эльфов, гномов, хоббитов, орков и пр. Тогда же обозначилась иерархия участников, вытекающая из самой природы действия: организаторы игры - мастера или мастерская группа и игроки. В 1991 г. в Подмосковье прошли вторые ХИ, отличающиеся широким географическим диапазоном участников, затем это мероприятие стало практически ежегодным.

Период с 1990 г. по 1994 г. характеризуется как время становления отечественного ролевого движения. Тогда в ролевой деятельности принимали участие различные группы, имевшие несходные интересы и позже оформившиеся в самостоятельные направления. В частности, в 1991 - 93 гг. в ролевых играх активно участвовали «индеанисты».

Начиная с 1994 г., и примерно по 1997 г., наблюдается постепенная специализация внутри движения, появляются мастерские группы, нацеленных на создание игр разного типа, происходит кристаллизация игровых команд. Это период максимального разнообразия форм деятельности (игры, фестивали, турниры, «конвенты» - ежегодные слеты игровиков, в обиходе именуемы «коны», самым масштабным из которых является «Зиланткон» (Казань), «менестрельники»-театрализованные концерты и др.) и, по мнению некоторых исследователей, время расцвета движения. Практически в каждые выходные весенне-летнего сезона проводилась та или и иная игра на местности. В то же время взрывной рост численности движения привел к разрыву механизма передачи традиций «от поколения к поколению» и изменению состава ролевиков. Ролевое сообщество стало гораздо более многочисленным и пестрым по своим социокультурным и и возрастном характеристикам. Теперь самым младшим участникам движения было по 12-13 лет (не считая детей различных возрастов, которых берут с собой на игры родители), а верхняя возрастная граница приблизилась к 40-45 гг. Гендерный состав движения, в целом, почти всегда был сбалансирован.

К 2000 г. происходит окончательное становление специфических групп внутри движения и его расслоение. В этот период заявляют о себе агрессивно-экстремистские группировки ролевиков - так называемые «грибные эльфы» и различные военизированные отряды, среди которых наиболее известен «Моргиль». По замечанию В.А.Гущина, автора наиболее одиозных, но, тем не менее, и наиболее компетентных статей о ролевом движении, «часть групп в своей деятельности заменяет самореализацию внутри движения на самоутверждение за счет других групп и участников движения». «Грибные эльфы», исповедующие взгляды близкие к неонацистским и названные так в связи с традицией употребления галлюциногенных грибов, и представители «Моргиля» ставят своей целью срыв игр, проводимых неагрессивными сообществами ролевиков. И сейчас существует ряд экстремистски настроенных группировок, так или иначе связанных с ролевым движением, чья основная деятельность заключается в агрессивных столкновениях с «мирными» ролевиками. Последние же характеризуют ролевых хулиганов (в частности, «грибных эльфов»), как «гопников, которые есть везде, и здесь они нашли свою нишу».

В настоящее время ролевое движение представляет собой общность весьма пеструю по своему социокультурному и возрастному составу. Основную массу ролевиков составляют студенты, и учащиеся старших классов, много представителей технической, гуманитарной и творческой интеллигенции, встречаются предприниматели средней руки, сотрудники коммерческих структур, а также неопределившаяся молодежь. Широк диапазон религиозно-политических взглядов участников движения: от неохристианства до неоязычества, от сохранившихся идеалов хиппи до панковского нигилизма, от либерально-демократических позиций до национал-неофашизма экстремистских групп.

Наиболее близка ролевая субкультура родственной ей Системе, из которой она, во многом, и выросла. Этому способствует походно-кочевой характер ролевых игр, на которые игроки съезжаются из разных уголков России, а иногда и из ближнего зарубежья, развитая, в связи с этим, традиция «вписок», установка на расширение необычного, внебытового опыта, переживание «пограничных» ситуаций, высокий статус творческих личностей - мастеров, певцов, писателей, изготовителей различной атрибутики. Общим местом рассуждений о ролевой культуре стало сопоставление ее эскапистского характера с эскапизмом хиппи. Из недр ролевой субкультуры вышло и не так давно оформилось движение реконструкторов, участники которого с кропотливой достоверностью воссоздают ту или иную эпоху, реконструируя одежду, оружие, бытовые предметы, формы проведения и формы презентации (рыцарские турниры, состязания в стрельбе из лука, постановка известных сражений, таких, например, как Ледовое побоище, представленное в марте 2006 г. у стен Петропавловской крепости и т.д.). С одной стороны реконструкторское движение сомкнулось с деятельностью военно-исторических подростковых клубов, существоваших еще с советских времен, с другой стороны значительная часть реконструкторских организаций - это переквалифицировавшиеся клубы ролевиков, где реконструкторское движение возникло в качестве альтернативы ролевым играм. Ролевики предпочитают "фэнтези", т.е. выдуманное прошлое, реконструкторы - прошлое реальное. Часть реконструкторов решительно отмежевывается от своего ролевого родства, относясь к ролевикам с неодобрительной иронией: «им все едино, что король Артур, что Генрих IV, что эльфы, что люди, а уж на «перекресток миров» попасть и вовсе большая удача!», другие, напротив, охотно принимают участие в ролевых играх и мероприятиях. «Я с ролевых игр начинал, и не вижу причины от них отказываться,» - говорит один из основоположников реконструкторского движения в СПб, член клуба «Шотландское копье». Некоторые реконструкторские военно-исторические клубы («Солнцеворот» (СПб) и пр.) делают упор на идеологической подготовке участников и овладении реальными боевыми искусствами, представляя национал-неоязыческое крыло реконструкторско-ролевого движения.

С ролевой средой тесно связано появившееся не так давно сообщество фолкеров. Это традиционное для молодежных субкультур объединение на основе музыкальных предпочтений. Фолкерами изначально назвали певцов, исполняющих фолк-рок, музыку, идеологически и эстетически связанную с ролевой культурой (группы «Башня Rowan», «The Dartz», «Reelroadъ», «Мельница», «Musica Radicum», «Остролист» и мн.др.).

Различается также мотивация участия в играх: для кого-то это эквивалент жизни в Системе, способ как можно в меньшей степени быть зависимым от социума, осуществить свой личный побег. Это своего рода наследники хиппи, участники со значительным субкультурным багажом, и в жизни, как правило, носящие ролевое имя, имеющие проработанную личную мифологию. Для большинства ролевые игры являются хобби, на которое тратятся изрядные силы и средства (дальние поездки, костюмы, антураж), где привлекает, прежде всего, возможность пообщаться с определенным кругом людей, активно включится в процесс игры, выехать в лес, побывать в незнакомом городе или в экстремальных условиях. Среди этих игроков также существуют различные категории: «файтеры» - предпочитающие собственно «боевые» действия, «манчкины» - нацеленные на результат игры и те, для кого процесс игры привлекателен сам по себе. Есть и те, для кого игра - прежде всего форма досуга, а то и просто возможность выехать в лес и посидеть у костра. С точки зрения активного ролевика эти участники являются игровым балластом.

Для современного этапа развития ролевого движения характерно появление «мастерских» или «творческих» групп - объединений состоящих из небольшого количества людей, придумывающих и разрабатывающих концепции оригинальных игр, проводимых разово или регулярно, а также других мероприятий - фестивалей, турниров, театрализованных представлений и пр.. Эти группы отличаются высоким творческим и интеллектуальными потенциалом, их игровые проекты связаны с мировззренческими концепциями и интересами членов группы и характеризуются тщательной продуманностью, усложненным сюжетом, символико-смысловой насыщенностью. Из активно заявивших сегодня о себе можно назвать творческие группы (ТГ) «Плавучий дом» (Москва, игры «Песня огня и льда», «Черный отряд»), «Золотые леса» (Москва, Эльфийский лучный турнир), «Бастилия» (Санкт-Петербург, игры «Бульварное чтиво», «Алмазная колесница»), творческая группа Макдуфа (Санкт-Петербург, игры «Хазарский словарь», «Чапаев и Пустота», «Латимерия» и др.) и мн.др.

По организационному принципу ролевые игры сегодня представлены следующими разновидностями: полевые игры или «полигонки» - игры на природе театрализованного характера продолжительностью от одного до нескольких дней (к ним же относятся «маньячки» - игры, где сюжет ослаблен или отсутствует, а основной смысл заключается в игровом боевом взаимодействии). И игры в ограниченном пространстве - «кабинетки» (игры в домашних условиях) продолжительностью один-два дня, «павильонки» (аналог «кабинеток», отличающиеся большим масштабом и проводимые в служебном помещении - спортзале, офисе и др.). Особняком стоят игры в условиях городского ландшафта, продолжительностью от одного до нескольких дней, которые проводятся довольно редко.Уровень игр зависит от профессионализма/дилетантизма игроков и организаторов.

К ролевым играм относятся и настольные игры -Dungeons & Dragons («Подземелья и Драконы») или сокращенно D&D («денжены»), в их различных модификациях.

Сюжеты первых отечественных ролевых игр были связаны преимущественно с романами фэнтези. На сегодняшний день сюжетная палитра ролевых игр представляется чрезвычайно пестрой и разнообразной, во многом отражая постмодернистский код современной культуры. Можно выделить следующие сюжетно-тематические комплексы, на основе которых чаще всего проводятся игры: мировая и отечественная фэнтези (самые известные игры - различные вариации толкиновских сюжетов («Хоббитские игрища», «Сильмариллион-экстрим»), игры по произведениям К. С. Льюиса, А. Сапковского, Дж. Мартина, Г. Л. Олди, Е. Хаецкой и мн.др.); европейская мифология и эпос (игры по мотивам античных мифов, кельтской мифологии, финского эпоса «Калевала», сюжетам «артуровского цикла»); исторические события и периоды (чрезвычайно широкий хронологически-культурный спектр от первобытных времен до октябрьских событий 1917 г., от Японии эпохи Эдо до опричнины и Французской революции. Иногда сквозным сюжетом ежегодных игр становится историческая ретроспектива какой-нибудь страны или культуры, так например, в Санкт-Петербурге ежегодно проводятся игры «по Ирландии», воссоздающие историю этой страны (в т.ч. и мифологическую) начиная с «эпохи Древних королей» (IV -III в. до н.э.) и заканчивая бурными политическими событиями начала XX века); культурно - географические локусы (игры «Карнавал в Венеции», «Тибет», «Чукотка», «Техас», «Вуду» и пр.); отечественная и мировая классика (игры по мотивам сюжетов Шекспира, Гофмана, Достоевского (игра «Братья Карамазовы»), Чехова, Кортасара и пр. появились сравнительно недавно - в начале 2000-х гг. и стали приметой нового витка развития ролевых игр); массовая и детская литература (игры по книгам Л.Кэролла, Т.Янссон, Конан.Дойля, Б.Акунина, и конечно же, по мотивам «Гарри Поттера»); пастиш, т.е. смесь сюжетных фрагментов и героев из различных произведений (один из излюбленных сюжетообразующих приемов ролевых игр, так называемый «перекресток миров» - в рамках игры могут встречаться герои разных произведений одного автора, например Шекспира или Гофмана, герои произведений одного жанра (игра «Сказки Старой Англии») или герои разных литературных произведений, жанров, авторов и эпох, так например, в игре «Сказки Андерсена» в результате интриг Снежной королевы Дон Жуан был убит Дон Кихотом); фильмы, мультфильмы (игры «Бульварное чтиво» («тарантиновка») (фильм «Криминальное чтиво»), «Роза и чертополох» (фильм «Храброе сердце»), «Огнем и мечом» по одноименному фильму и др.); сюжеты песен (сравнительно новое явление, в мае 2006 г. под Москвой прошла игра по мотивам песен популярной группы «Мельница»); анимэ и манга (сюжеты японской анимации и комиксов).

Это далеко не исчерпывающая классификация того, что вдохновляет мастеров и игроков ролевых игр. «Можно играть хоть в инструкцию от огнетушителя. Ты, например, будешь огнетушителем, я - «объектом возгорания», он - автором инструкции и так далее. Главное, чтобы в этом был смысл».

Я решил выложить более подробный рассказ о том, кто такие "Ролевики", чтобы дальнейшие мои "Байки Ролевика" были более понятны для читателей. И если тема вас заинтересует, то я буду более углубленно раскрывать интересный и увлекательный мир.

Ну чтож, начнем пожалуй.

«Мы рождены, чтоб сказку сделать былью…»

Слова из песни…

Ролевики - это объединение людей, которые любят историю, любят легенды и мифы. Но не просто любят читать, а еще и пробуют испытать на собственной «шкуре» то, что чувствовали наши предки или же герои легенд и сказок.

Если вас интересует, как чувствует себя человек в кольчуге под дождем, сколько можно пробежать в доспехе, как бы вы себя вели на месте великого мага, как инквизиторы доказывали вину ведьм, что значит получить мечом по шлему в рыцарском турнире или побыть принцессой, или же почувствовать себя в роли крепостного крестьянина - добро пожаловать в мир Ролевиков.

Но помните - нельзя путать туризм с иммиграцией. Сказка на словах - в реальной жизни превратится в суровые будни. Ролевики строят свой мир своими руками. Пока еще очень мало дальновидных спонсоров и поэтому, для того, чтобы стать рыцарем – вам надо обзавестись доспехом; чтобы стать принцессой, - надо доказать, что вы принцесса, чтобы попасть на полигонную игру - вам надо быть готовым к жизни в условиях дикой природы, чтобы получить удовольствие от игры - вы должны научиться жить.

Кто готов смириться с суровой реальностью и смело взглянуть в глаза серым будням и работе над собой – читает дальше. Кто не готов - тоже читает и получает удовольствие. ;)

Основным событием в жизни каждого ролевика считается Игра.

Игра - это попытка ролевиков прожить в реальной жизни определенный эпизод из истории человечества или из мира, созданного писателями, либо же любого вымышленного мира. Главное отличие игры от спектакля - это полная импровизация всех персонажей, принимающих участие в игре.

Игры бывают разные, но самыми главными и яркими считаются Полигонные игры, проходящие на природе: в лесах, лесопосадках, лесничествах, продолжительностью более одного дня.

Подробнее о том, что такое игры, я расскажу в другой раз. А пока небольшой экскурс в историю Ролевиков.

Итак, откуда же взялось Ролевое движение?

Начинателями Ролевого движения стали члены клуба писателей Фантастики Советского Союза. В 1989 году на очередном съезде Фантастов горячо обсуждалось еще малоизвестное тогда на просторах СССР произведение Дж.Р.Р. Толкиена «Властелин Колец», и в рамках фестиваля было принято решение попробовать инсценировать события, описанные в книге. Предложение было воспринято и осуществлено с присущим писателям фантазией и энтузиазмом, и в последствии было решено сделать его ежегодным. Люди, принявшие участие в этом мероприятии, разнесли идею по всему простору бывшего теперь уже Советского Союза, в том числе и на Украину. Первый Украинский клуб был создан (и даже официально зарегистрировавшийся 1990 году). В Запорожье Ролевое движение пришло в 1994 году, благодаря знакомству молодых студенток с Валерией Александровной Маториной (среди Ролевого народа ласково именуемая ВАМушка) Ее перевод произведений Толкиена был признан лучшим переводом на русский язык. Ну на этом пожалуй и закончим экскурс в историю.

Как мы выяснили, корни пошли от произведений Толкиена и первых Ролевиков начали именовать Толкиенистами. Молодые романтически настроенные ребята советского союза, неискушенные произведениями фэнтези, были потрясены подробностью описанного Толкиеном мира, и каждый нашел в нем что-то близкое именно ему. И поскольку произведение было сказочным, то первый вкус необычного почувствовали ребята, отыгрывающие мифических персонажей. Так появились эльфы, гномы и орки.

Но если актеры, играющие на сцене, временно учат свою роль, читая одни и те же фразы, то ролевики должны были в течение нескольких дней держать себя в образе и импровизировать с диалогами, что для некоторых из них стало роковым, и они на многие годы так и остались эльфами и прочими существами.

Не имея за плечами ничего, кроме голого энтузиазма, ребята начали создавать себе костюмы из того, что попадалось под руку. А попадалось мало чего. На этом этапе Толкиенисты дискредитировали себя перед общественностью, носясь по городским паркам с клюшками вместо мечей и крышками от кастрюль вместо щитов. Это вызывало естественное недоумение у большинства людей, и, даже те, кто был бы не против присоединится - увидев все это безобразие проходили мимо. В связи с чем долгие годы общественность не придавала значения этим загадочным подросткам, считая их еще одним проявлением тяжелого постсоветского наследия.

Но годы шли, движение расширялось, ребята росли. Естественно, одного Толкиена стало мало и начали организовываться игры по другим произведениям, а так же на основе событий, имевших место в истории.

Появлялись клубы, на базе которых ребята могли делиться опытом и видеться и обмениваться опытом друг с другом. Появились кузни. Появились умельцы, кующие мечи, делающие доспехи и арбалеты. Появились мастерицы, шьющие костюмы на заказ.

Ребята, занимавшиеся спортом и боевыми искусствами, организовали тренировки, создавали разные системы обучение историческому фехтованию. На сегодняшний день рыцарские турниры приобрели практически единый стандарт и регулярно проводятся во всех крупных регионах. Имеется в ходу специальная литература и видеофильмы.

Отдельные более организованные клубы подрабатывает каскадерами на киносъемках.

На сегодняшний день по всей территории СНГ проходят исторические фестивали, поддерживаемые спонсорами и приносящие прибыль своим организаторам и участникам.

За прошедшее годы в Ролевом движении появились узкоспециализированные сообщества.

Появились файтеры – бойцы, посвящающие себя в основном подготовкам к турнирам.

Появились реконструкторы – народ, увлекающийся сугубо реконструкцией, оружия, доспеха и костюма. Они до мельчайших подробностей стараются воссоздать те вещи, которые носили наши предки 40-700 лет назад, а может и больше.

Ребята, которые имеют большие возможности, чем остальные, уже реконструируют не только вещи, но и сам быт, создавая небольшие поселения, полностью отвечающие духу средневековья.

А есть таланты, которые были всегда, это менестрели, поющие фолк, пишущие теперь уже современные баллады и песни.

И, конечно же, всегда есть и будут Мастера. Мастера, создающие и организовывающие игры.

Подробнее о разных направлениях, и о том как стать Ролевиком, о том кто такие мастера или файтеры, я постараюсь рассказть отдельно ибо слишком большой объем информации.

На сегодняшний день Ролевоего движение на территории стран СНГ насчитывает около 300 тысяч человек (по некоторым данным до полумиллиона). И самое приятное, что в подавляющем своем большинстве это хорошие, честные, образованные и самое главное светлые и талантливые люди.