Просвещенный абсолютизм и европейское просвещение. Дворцовые перевороты и правление Екатерины II. Влияние Великой Французской революции на мировое развитие. Одна из характерных черт Смутного времени

Демонстрационный вариант по истории и обществознанию 7 класс
Выберите правильный ответ.
1. Указ об «урочных летах»:

а) запрещал свободный переход крестьян от одного хозяина к другому

б) устанавливал пятилетний срок сыска беглых крестьян

в) определял переход крестьян к другому помещику только в Юрьев день

г) установил бессрочный розыск беглых крестьян
2. Началом конца Смутного времени можно считать:

а) освобождение Москвы от интервентов

б) избрание Земским собором на царствование Михаила Романова

в) возращение из плена Филарета и становление соправителем при Михаиле Романове

г) вступление на престол Алексея Михайловича
3. Главное направление внешней политики России на протяжении всего XVII в.:

а) борьба за выход в Балтийское море

б) получение выхода в Черное море

в) отношения с Речью Посполитой

г) отношения с Турцией
4. О каком событии идет речь в строках А. С. Пушкина?

Суровый был в науке славы

Ей дан учитель: не один

Урок нежданный и кровавый

Задал ей шведский паладин

а) о выходе Дании из войны со Швеции

б) о снятии осады польскими войсками Риги

в) о поражении русских войск под Нарвой

г) о Прутском походе

5. Высший церковный орган при Петре I:

а) Монастырский приказ

б) Главный магистрат

в) Правительствующий сенат

6. Россия стала империей после:

а) Азовского похода

б) подавления восстания под предводительством К. А. Булавина

в) Прутского похода

г) Северной войны

7. Усиление роли дворянской гвардии в 1725-1762 гг.
в государственных делах:

а) способствовало укреплению самодержавия

б) стало одной из причин легкости и частоты дворцовых переворотов

в) привело к ограничению абсолютной власти российских императоров

г) привело к конфликтам и потрясениям

8. Все привилегии, данные дворянству после смерти
Петра I, были подтверждены в правление:

а) Елизаветы Петровны в) Екатерины II

б) Петра III г) Павла I

9. Усиление власти и произвола помещиков над крестьянами в период царствования Екатерины II привели к:

а) Медному бунту

б) восстанию под предводительством К. А. Булавина

в) восстанию под предводительством С. Разина

г) крестьянской войне под предводительством Е. И. Пугачева
Выберите правильные ответы.

10. Из перечисленных мероприятий относятся царствованию Екатерины II:

а) секуляризация церковных земель

б) отмена указа о единонаследии

в) восстановление полномочий Правительствующего сената

г) «Жалованная грамота дворянству»

д) губернская реформа

е) «Манифест о вольности дворянства»

ж) «Жалованная грамота городам»

з) образование Канцелярии тайных розыскных дел

и) введение свободы предпринимательства

к) созыв Уложенной комиссии
11. Установите правильное соответствие:


  1. 1632-1634 гг. а) русско-турецкая война

  2. 1700-1721 гг. б) участие России в войне за «польское наследство»

  1. 1733-1735 гг. в) Смоленская война

  2. 1768-1774 гг. г) Северная война
12. Установите правильное соответствие:

  1. Б. Годунов а) Крымские походы

  2. Алексей Михайлович б) Прутский поход
в) Азовские походы

  1. В. В. Голицын г) учреждение патриаршества

  2. Петр I д) воссоединение Украины с Россией
е) Соборное уложение

13. Установите правильное соответствие:


  1. Симон Ушаков а) архитектор

  2. А. Ф. Зубов б) поэт

  3. А. П. Сумароков в) иконописец

  4. Г. Р. Державин г) портретист

  5. Ф. С. Рокотов д) мастер гравюры

  6. М. Ф. Казаков е) автор трагедий и комедий

14.Укажите, в каком хронологическом порядке правили Россией преемники Петра 1:

1) Петр III

2) Анна Иоанновна

4) Елизавета Петровна

5) Екатерина I
15. О ком идет речь?

Возведение на престол этой женщины проходило неспокойно, т. к. не все считали такой шаг правильным; в конечном итоге вопрос решила гвардия;

Большую часть времени она проводила в развлечениях, которые порой затягивались до утра;

Именно при этой правительнице был заключен союз с Австрией, о котором так много говорили при Петре I;

Эта женщина не могла сама править государством, поэтому решающую роль в жизни страны играли представители так называемой «новой знати»;

По ее собственному завещанию (составленному не совсем добровольно) престол российский после ее смерти переходил мужскому представителю царского дома, фактически лишая власти ее собственных дочерей.
16. Трудовое денежное вознаграждение:

1) заработная плата 2) рента 3) капитал 4) налог

17. Верны ли суждения о квалификации труда работни­ка:

а) стремительный прогресс упрощает труд и понижает требования к квалификации работника;

б) ручной труд не требует высокой квалификации

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны
18. Процесс создания новых видов продукции:

1) производство 2) потребление 3) торговля 4)распределение
19. Стоимость чего-либо на рынке, выраженная в денеж­ной форме:


  1. бартер 2) обмен 3) товар 4) цена
20. Количество продуктов, произведенных за единицу времени:

1)натуральное хозяйство 2)товарное хозяйство 3)производительность труда

4)качество труда
21. Что из перечисленного относится к переменным за­тратам производства?


  1. заработная плата рабочих

  1. расходы на закупку сырья

  2. плата за пользование помещением

  1. транспортные расходы

  1. заработная плата директора предприятия

Эпоха дворцовых переворотов

С 1725 г. после смерти Петра I и до прихода к власти в 1762 г, Екатерины II на престоле сменилось шесть монархов. Эта смена не всегда проходила мирным и законным путем, вот почему данный период В. Ключевский образно назвал эпохой дворцовых переворотов.

Воцарение вдовы Петра Екатерины / (1725-1727) приве­ло к резкому усилению позиций А. Меншикова. Попытки обуздать его властолюбие с помощью созданного при импе­ратрице Верховного тайного совета (ВТС), которому подчи­нялись ведущие коллегии, а также Сенат, ни к чему не при­вели. В мае 1727 г. Екатерина умерла и императором, со­гласно ее завещанию, стал 12-летний Петр // при регентстве ВТС. Влияние Меншикова при дворе усили­лось, он даже получил чин генералиссимуса. Однако вскоре он потерял влияние на императора и в сентябре 1727 г. был сослан со всей семьей в Березово, где вскоре умер. Петр II объявил себя полноправным правителем. Его окружили но­вые фавориты; наметился курс, направленный на пересмотр реформ Петра I. Однако в январе 1730 г. Петр II умер от оспы

«Верховники» решили пригласить на престол племянницу Петра I герцогиню Курляндскую Анну Иоанновну, ограничив ее власть определенными условиями (кондициями). Однако, став императрицей, Анна Иоанновна разорвала кондиции и восстановила самодержавие. Вскоре она пошла на удовлетворение требований дворянства. Незадолго до смерти в 1740 г. Анна Иоанновна назначила наследником престола новорожденного герцога Мекленбург-Шверинского, правнука по женской линии Ивана V (брата Петра I). Тот был крещен и получил русское имя Иван. Пос­ле смерти Анны Иоанновны наследник был провозглашен императором России Иваном VI (Иваном Антоновичем).

Правление Елизаветы Петровны . 25 ноября 1741 г. дочь Петра Великого, опираясь на поддержку гвар­дии, совершила переворот и свергла с престола Ивана Анто­новича. Елизавета начала с восстановления созданных Пет­ром I учреждений и их статуса. Упразднив Кабинет министров, вернула Сенату значение высшего государственного органа, восстановила Берг- и Мануфактур-коллегии. Социальная по­литика была направлена на превращение дворянства из слу­жилого в привилегированное сословие и укрепление крепост­ничества.

Правление Петра ///(1761-1762). Племянник Елизаветы Петровны Петр родился в Голштинии и с детства воспитывался в неприязни ко всему русскому и почтении к немецкому. Без­детная Елизавета пригласила его в Россию и вскоре назначила своим наследником. В 1745 г. его женили на ангальт-цербстской принцессе Софье Фредерике Августе (в православии нареченной Екатериной Алексеевной), будущей Екатерине II.

После смерти Елизаветы Петр стал императором. В фев­рале 1762 г. он подписал манифест «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству», освобождавший дво­рян от обязательной службы, отменявший для них телесные наказания и превращавший в подлинно привилегированное сословие. Затем была упразднена Тайная канцелярия, при­нято решение о секуляризации церковно-монастырского зем­левладения, подготовлен указ об уравнении всех религий. Эти меры отвечали объективным потребностям развития Рос­сии. Но личное поведение Петра III, его безразличие к делам управления, ошибки во внешней политике - все это вызы­вало растущее недовольство и привело к его свержению.

Правление Екатерины II

Екатерина II стала императрицей в результате переворота 28 июня 1762 г., когда гвардейские полки возвели ее на пре­стол. Придя к власти, Екатерина про­возгласила идеи просветителей основой своей государствен­ной политики.

Однако незрелость социальных и духовных предпосылок (отсутствие национальной буржуазии, непросвещенность ос­новной массы дворянства, патриархальность и невежество сель­ского населения) приводила к тому, что политика «просве­щенного абсолютизма» носила поверхностный характер.

Со временем Екатерина II приступила к преобразованию устаревшей системы государственного управления. В 1763 г. Сенат был разделен на шесть департаментов, каждый из которых имел определенный круг обязанностей и полномо­чий. Стремясь к упорядочению государственного аппарата, Екатерина изменила систему местного управления на Украи­не. В 1764 г. было уничтожено гетманство.

В 1763-1764 гг. Екатерина провела секуляризацию цер­ковных земель. Духовенство потеряло экономическую само­стоятельность. В 1767 г. Екатерина созвала Уложенную ко­миссию, которая должна была подготовить новое Уложение законов. В течение двух лет (1764-1765) императрица ра­ботала над составлением «Наказа» депутатам, положив в его основу трактат французского мыслителя Ш. Монтескье «О духе законов», а также идеи других просветителей. Одна­ко в 1768 г. комиссия была распущена, так и не выполнив своей задачи.

В 1775 г. была осуществлена губернская реформа. Про­винции ликвидировали, а количество губерний возросло с 23 до 50. В уездах исполнительная власть принадлежала зем­скому суду во главе с капитан-исправником, избираемым ме­стным дворянством. В уездных городах власть отныне при­надлежала городничему. Таким образом, дворянство доби­лось укрепления своих позиций в местном управлении.

Судебная система была перестроена по сословному принци­пу: для каждого сословия - свой суд. В губерниях создавались судебные палаты - гражданская и уголовная, члены которых не избирались, а назначались. Высшим судебным органом империи был Сенат. Суд должен был обрести независимость и подчиняться только закону. На практике, однако, незави­симость судов никогда не соблюдалась.

Права дворянства были окончательно закреплены в издан­ной в 1785 г.«Жалованной грамоте дворянству». Она подтвер­дила привилегии, данные дворянству ранее Петром III. Лишение дворянского достоинства могло производиться лишь по решению Сената с высочайшим утверждением. Дво­рянство отныне именовалось благородным. Были расширены полномочия дворянских сословных учреждений. Дворянство получило сословное самоуправление.

Одновременно с «Жалованной грамотой дворянству» была издана «Жалованная грамота городам». Городское население делилось на шесть разрядов, каждый из которых имел свои обязанности и права. Подтверждалось дарованное ранее бога­тому купечеству освобождение от подушной подати и рекрут­ской повинности. Именитые граждане и купцы первых двух гильдий освобождались от телесных наказаний и некоторых по­садских повинностей. Верхушка горожан получила доступ к делам управления.

Задачи внешней политики в эпоху Екатерины II своди­лись к следующему: а) обеспечение выхода к Черному морю, необходимость в котором вызывалась потребностями эконо­мического развития России, стремлением укрепить военно-­стратегические позиции на южных рубежах, ликвидировать постоянный источник опасности - Крымское ханство;

б) присоединение Правобережной Украины и Белоруссии, находившихся в составе Польши, вызванное исторической по­требностью возвращения исконных русских земель и желани­ем укрепить влияние России в Восточной и Центральной Ев­ропе;

в) сохранение завоеваний Петра I и укрепление пози­ций России в Прибалтике;

г) борьба с революционной Фран­цией, недопущение распространения идей французской ре­волюции.

При этом во внешней политике России стремление обеспе­чить безопасность своих границ сочеталось с потребностью в завоеваниях.

Во 2-й половине XVIII века Россия полу­чила выход в Черное море, присоединила Крым, создала чер­номорский флот. Благодаря этому началось освоение степей Причерноморья. Укрепилось военно-стратегическое положе­ние России на южных рубежах, расширились сферы ее влия­ния. Началось вхождение Закавказья в Россию. К России были присоединены Белоруссия, Литва, Правобережная Украина, часть Прибалтики, что благотворно сказалось как на развитии самой России, так и на положении украинского и белорусско­го народов. В целом в этот период выросли роль и влияние России в мировой политике.

Французская революция и ее влияние на политическое и социокультурное развитие стран Европы

Событием, наложившим огромный отпечаток на все мировое развитие, стала Великая французская революция 1789-1799 гг.

Во Франции, как и во многих других странах, революция началась с проблемы денег. После кратковременного хозяйственного подъема и мощного взлета национальной культуры, связанного с именами Вольтера, Ш. Монтескье , Ж.-Ж. Руссо и др., к 80-м гг.XVIIIв. Франция оказалась на грани финансового банкротства.

Король Людовик XVI вынужден был собрать представителей сословий - Гене­ральные штаты. Этот французский парламент возник еще в 1300 г., но собирался нерегулярно, а с 1614 г. не собирался вовсе. Генеральные штаты, как и английский парламент в предыдущем веке, должны были санкционировать новые налоги. Но вместо этого депутаты от третьего сословия (буржуа, ремесленники, крестьяне, рабочие), собравшись отдельно, провозгласили себя 9 июля 1789 г. Учредительным собранием, целью которого стали выработка конституции, ограничение королев­ской власти, изменение государственного строя Франции. В ответ на военные приготовления правительства население Парижа восстало, захватило арсенал и вооружилось. 14 июля 1789 г. восставшие штурмом взяли главную тюрьму коро­левства - Бастилию. Штурмом Бастилии началась Великая французская революция.

В самой Франции революция сопровождалась ожесточенной борьбой различ­ных политических группировок, мощными крестьянскими выступлениями. Кардинально был решен аграрный вопрос: общинные земли и эмигрантские земли (земли противников революции) передавались крестьянам для раздела. Полностью, без всякого выкупа уничтожа­лись все феодальные права и привилегии. В стране возникло несколько миллионов частных мелких крестьянских хозяйств. Церковь была отделена от государства , король был казнен, а принятая вскоре после этого Конституция 24 июня 1793 г. провозгласила Францию республикой.

В ходе революции появилось много нового в самых различных областях жизни: новые праздники, новые обычаи, новые одеяния, новое искусство, новые отноше­ния между мужчинами и женщинами, например были сняты прежние католические ограничения на разводы.

Был введен новый календарь с новыми названиями для каждого месяца. Специальная комиссия разработала единую систему мер и весов. Науке вообще придавалось огромное значение, как силе, способной указать правильный путь развития нации.

Одновременно происходило перерождение революции, тех идей и людей, с кото­рыми было связано ее начало. Концом революции считается 9 ноября 1799 г., когда выдвинутый революцией республиканский генерал Наполеон Бонапарт установил режим личной диктатуры. Европа вступила в эпоху наполеоновских войн, которая стала переходным периодом к следующему этапу развития западноевропейской цивилизации

ИТОГОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ ПО КУРСУ «ИСТОРИЯ РОССИИ» КОНЕЦ XVI-ХVIII вв.»

Первый вариант

Выберите правильный ответ.

1. Указ об «урочных летах»:

а) запрещал свободный переход крестьян от одно­го хозяина к другому

б) устанавливал пятилетний срок сыска беглых крестьян

в) определял переход крестьян к другому поме­щику только в Юрьев день

г) установил бессрочный розыск беглых крестьян

2. Началом конца Смутного времени можно считать:

а) освобождение Москвы от интервентов

б) избрание Земским собором на царствование Михаила Романова

в) возращение из плена Филарета и становление соправителем при Михаиле Романове

г) вступление на престол Алексея Михайловича

3. Главное направление внешней политики России на протяжении всего XVII в.:

а) борьба за выход в Балтийское море

б) получение выхода в Черное море

в) отношения с Речью Посполитой

г) отношения с Турцией

4. О каком событии идет речь в строках А. С. Пуш­кина?

Суровый был в науке славы Ей дан учитель: не один Урок нежданный и кровавый Задал ей шведский паладин а) о выходе Дании из войны со Швеции

б) о снятии осады польскими войсками Риги

в) о поражении русских войск под Нарвой

г) о Прутском походе

5. Высший церковный орган при Петре I :

а) Монастырский приказ

б) Главный магистрат

в) Правительствующий сенат

6. Россия стала империей после:

а) Азовского похода

б) подавления восстания под предводительством К. А. Булавина

в) Прутского похода

г) Северной войны

7. Усиление роли дворянской гвардии в 1725-1762 гг. в государственных делах:

а) способствовало укреплению самодержавия

б) стало одной из причин легкости и частоты двор­цовых переворотов

в) привело к ограничению абсолютной власти рос­сийских императоров

г) привело к конфликтам и потрясениям

8. Все привилегии, данные дворянству после смерти Петра I , были подтверждены в правление:

а) Елизаветы Петровны в) Екатерины II

б) Петра III г) Павла I

9. Усиление власти и произвола помещиков над крестьянами в период царствования Екатерины II привели к:

а) Медному бунту

б) восстанию под предводительством К. А- Була­вина

в) восстанию под предводительством С, Разина

г) крестьянской войне под предводительством Е. И. Пугачева

10. Событие, которое произошло раньше других:

а) издание первой печатной газеты «Ведомости»

б) открытие С. И. Дежневым пролива между Ази­ей и Америкой

в) появление первого публичного профессионально­го театра

г) открытие Кунсткамеры, первого естественно­научного музея в России

Выберите правильные ответы.

11. Основные итоги победы России в Северной войне:

а) потеря Россией выхода в Азовское море

б) возращение Швеции Финляндии, кроме Вы­борга

в) включение в состав России Восточной Белорус­сии и части Ливонии

г) обеспечение выхода в Балтийское море

д) провозглашении России империей

е) признание в составе России Левобережной Ук­раины и Киева

ж) включение в состав России Эстонии, Литвы, Ингерманландии

12. Иэ перечисленных мероприятий относятся к цар­ствованию Екатерины II :

а) секуляризация церковных земель

б) отмена указа о единонаследии

в) восстановление полномочий Правительствую­щего сената

г) «Жалованная грамота дворянству*

д) губернская реформа

е) «Манифест о вольности дворянства»

ж) «Жалованная грамота городам»

з) образование Канцелярия тайных розыскных

и) введение свободы предпринимательства к) созыв Уложенной комиссии

13. Из перечисленных деятелей относятся ко времени царствования Алексея Михайловича:

а) В. В. Голицын

б) А. Л. Ордин-Нащокин,

в) патриарх Филарет

г) С. Ф. Апраксин

д) П. П. Ляпунов

е) Б. М. Хмельницкий

ж) А. Г. Разумовский

з) патриарх Никон и) Симеон Полоцкий к) протопоп Аввакум

14.

1) 1632-1634 гг. а) русско-турецкая война

2) 1700-1721гг. б) участие России в войне за «польское наследство»

3) 1733-1735 гг. в) Смоленская война

4) 1768-1774 гг. г) Северная война

15. Установите правильное соответствие:

1) Б. Годунов а) Крымские походы

2) Алексей б) Прутский поход Михайлович

3) В. В. Голицын в) Азовские походы

4) Петр I г) учреждение патриаршества

д) воссоединение Украины с Россией

е) Соборное уложение

16. Установите правильное соответствие:

1) всероссийский рынок

2) меркантилизм

3) мелкотоварное производство

4) протекционизм

5) отходники

6) посессионные крестьяне

а) система, основанная на производстве неболь­ших партий товаров, предназначенных для про­дажи на рынке

б) экономическая политика государства, направ­ленная на поддержку отечественного производ­ства путем ограничения ввоза товаров

в) экономическая политика государства, выражав­шаяся в активном вмешательстве государства в хозяйственную жизнь, поддержке купечества и поощрении отечественного производства

г) усиление хозяйственных связей и обмен товара­ми между разными частями России, основанный на экономической специализации территорий

д) государственные крестьяне, переданные влас­тями купцам в условное владение для работы на частных предприятиях

е) крестьяне, вынужденные уходить на заработки из родных мест как на мануфактуры, так и на сельскохозяйственные работы

17. Установите правильное соответствие:

1) Симон Ушаков а) архитектор

2) А. Ф. Зубов б) поэт

3) А. П. Сумароков в) иконописец

4) Г. Р. Державин г) портретист

5) Ф. С. Рокотов д) мастер гравюры

Выберите правильный ответ.

1. В период Смутного времени в Россию вторглись войска:

а) Османской империи, Крымского ханства

б) Пруссии и Дании

в) Польши и Швеции

г) Саксонии и Пруссии

2. Соборное уложение утвердило:

а) полное право феодала на землю и зависимых крестьян

б) право помещика ссылать крестьян в Сибирь и на каторгу

в) 15-летний сыск беглых крестьян

г) прикрепление к земле государственных крестьян

3. Необходимость обновления церковных книг и об­рядов стало одной из причин:

а) конфликта между патриархом Никоном в Алек­сеем Михайловичем

б) церковной реформы середины XVII в.

в) упразднения патриаршества

г) секуляризации церковных земель

4. Главной отличительной чертой развития культу­ры XVII в. стало:

а) активное проникновение и насаждение запад­ноевропейских образцов

б) возрождение и дальнейшее развитие каменного зодчества

в) значительное расширение системы образова­ния

г) начало процесса уменьшения зависимости оте­чественной культуры от церкви

5. При Петре I армия формировалась на основе:

а) всеобщей воинской повинности

б) сбора дворянского ополчения

в) рекрутской повинности

г) наемного войска

6. Основное значения «Табели о рангах» заключалось в:

а) ликвидации местничества

б) подтверждении принципа знатности и родови­тости при продвижении по службе

в) определении правил поведения чиновников

г) возможности служебного роста служивому че­ловеку вне зависимости от его происхождения

7. Основное значение победы русской армии под Полтавой:

а) изгнание шведов с территории России

б) восстановление Северного союза

в) присоединение к Северному союзу Пруссии

г) перелом в войне в пользу России

8. Попытка ограничить абсолютную власть россий­ского монарха была предпринята при вступлении на престол:

а) Екатерины I

б) Анны Иоанновны

в) Елизаветы Петровны

г) Екатерины II

9. К «политике абсолютизма» в период правления Екатерины II относится:

а) созыв Уложенной комиссии

б) генеральное межевание земли

в) губернская реформа

г) указ о единонаследии

10. Из событий произошло позже других:

а) введение нового летосчисления

б) создание Академии наук

в) открытие Московского университета

г) открытие Славяно-греко-латинского училища

Выберите правильные ответы.

11. Условия Кючук-Кайнарджийского мирного договора:

а) присоединение к России территорий между Юж­ным Бугом и Днепром

б) подтверждение присоединения Крыма

в) переход к России крепостей Керчь и Еникале на Азовском море

г) возвращение Турции Азова

д) признание Турцией независимости Крымского ханства

е) установление границ между Россией и Турцией по реке Днестр

ж) право русского флота беспрепятственно прохо­дить через черноморские проливы в Средизем­ное море

12. Из перечисленных мероприятий к царствованию Петра I относятся:

а) роспуск Верховного тайного совета

б) учреждение Сената

в) отказ от вынесения смертных приговоров

г) создание системы коллегий

д) созыв Уложенной комиссии

е) принятие «Табели о рангах»

ж) установление подушной подати

з) создание Кабинета министров

и) разделение страны на губернии

к) учреждение Святейшего Правительствующего синода

13. Из перечисленных полководцев успешно действо­вали в русско-турецких войнах второй половины XVIII в.:

а) П. А. Румянцев

б) И. И. Шувалов

в) А. Г. Орлов

г) Б. П. Шереметев

д) Г. А. Спиридов

е) А. В. Суворов

ж) П. С. Салтыков

з) Ф. Ф. Ушаков и) В. К. Миних к) Ф. А. Головин

14. Установите правильное соответствие.

1) 1654-1667 гг. а) участие России в Семилетней войне

2) 1741-1743 гг. б) русско-турецкая война

3) 1757-1762 гг. в) русско-польская война

4) 1787-1781гг. г) русско-шведская война

15. Установите соответствие.

1) Алесей Михайлович а) «Манифест о вольности

дворянства»

2) Петр I б) раскол в Русской православной

3) Петр III в) Смоленская война

4) Екатерина II г) Гангутское сражение

д) присоединение к России Крыма

е) Великое посольство в страны

Западной Европы

16. Установите соответствие.

1) владельческие крестьяне а) дворцовые крестьяне, которые вместо уплаты по­дати работали на ману­фактурах

2) черносошные б) крестьяне, вынужденные крестьяне уходить на заработки из

родных мест как на ману­фактуры, так и на сельско­хозяйственные работы

3) приписные крестьяне в) крестьяне находившиеся во владении частных лиц

4) отходники г) лично свободные крестьяне, владевшие общинными землями и несшие госу­дарственные повинности

5) подушная подать д) часть государственного налога, определенного властью для городской и сельской общины и распре­деленного между дворами

6) подворная подать е) основной прямой налог, взимавшийся с мужского на­селения податных сословий, вне зависимости от возраста

17. Установите соответствие между деятелем куль­туры и сферой его творчества.

1) И. Н. Никитин а) композитор

2) Д. Трезини б) скульптор

3) Н. М. Карамзин в) портретист

4) Д. И. Фонвизин г) историк, писатель

6) Д. С. Бортнянский е) архитектор

Выберите правильный ответ.

1. Одна из характерных черт Смутного времени:

а) распространение самозванства

б) усиление крепостного гнета.

в) развитие самоуправления на местах

г) укрепление центральной власти

2. При первых царях династии Романовых произошло:

а) превращение боярства в ведущую политиче­скую силу страны

б) установление верховенства церковной власти над светской

в) уменьшение роли сословно-представительных ор­ганов власти

г) превращение дворянства в привилегированное сословие

3. Окончательное оформление крепостничества про­изошло в период правления:

а) Михаила Романова

б) Алексей Михайловича

в) Федора Алексеевича

г) Петра I

4. В связи с каким событием Петр I писал: «зело жесток сей орех был, славу Богу, счастливо разгрызан»?

а) захват крепости Нотебург (Шлиссельбург)

б) закладка морской крепости Кронштадт

в) овладение крепостью Ниеншанц

г) взятие города Дерпт

5. В отличие от приписных крестьян посессионные крестьяне:

а) лично свободные

б) прикреплены к мануфактурам для отработки подушной подати

в) работали на нужды церковного хозяйства

г) переданы в условное владение для работы на мануфактурах

6. Отличие коллегий от приказов:

а) существование принципа единоначалия

б) введение определенного государственного дела

в) управление определенной территорией

г) существование коллегиального принципа

7. О ком пишет историк Н. М. Карамзин: «Россияне хвалили ее царствование: она изъявляла к ним более доверенности, нежели к немцам; восстано­вила власть Сената, отменила смертную казнь, имела... страсть к весельям и нежным стихам...»:

а) о Екатерине I

б) об Анне Иоанновне

в) о Елизавете Петровне

г) о Екатерине II

8. Секуляризация церковных земель - это мероп­риятие:

а) по усилению контроля власти за населением страны

б) в русле политики «просвещенного абсолютизма»

в) в связи с борьбой власти со старообрядчеством

г) за полное подчинение светской власти церкви

9. Одним из направлений внутренней политики Павла I стало:

а) усиление крепостного гнета

б) ограничение дворянских прав и привилегий

в) восстановление учрежденного Петром I поряд­ка управления страной

г) дальнейшее расширение прав и привилегий дворянства

10. О ком идет речь в четверостишие: То был писатель знаменитый. Известный русский весельчак, Насмешник, лаврами увитый …, невежде бич и страх.

а) о А. П. Сумарокове

б) о Г. Р. Державине

в) о Д. И. Фонвизине

г) о Н. И. Новикове

Выберите правильные ответы.

11. Черты, присущие времени дворцовых переворотов:

а) деятельность Земских соборов

б) самозванство

в) значительная роль гвардии, дворянской по свое­му составу, в государственных делах

г) установление власти временщиков-фаворитов

д) борьба боярских родов за власть

е) расширение дворянских привилегий

ж) дворцовые интриги и острая борьба за власть

12. Из перечисленных мероприятий относятся к правлению Павла I ?

а) ограничение барщины тремя днями в неделю

б) введение рекрутских наборов

в) изменение порядка престолонаследия

г) принятие указа о единонаследии

д) отмена «права дворян на личную неприкосно­венность»

е) запрет на продажу дворовых людей и крестьян без земли

ж) указ об изъятии церковных земель

з) обложение дворян налогом на содержание мест­ной администрации

и) восстановление обязательной службы дворян к) ликвидация Тайной канцелярии

13. Кто из перечисленных деятелей относяится к спод­вижникам Петра I - «птенцам гнезда Петрова»?

а) В. В. Голицын

б) К. Г. Разумовский

в) А. Д. Меншиков

г) Б. П. Шереметев

д) Д. М. Пожарский

е) Ф. Я. Лефорт

ж) А. Г. Орлов

з) П. Гордон

и) Ф. Ю. Ромодановский к) П. И. Ягужинский

14. Установите правильное соответствие:

1) 1610-1612 гг. а) создание коллегий

2) 1648-1650 гг. б) Астраханское восстание

3)1705-1706 гг. в) период «семибоярщины»

4) 1618-1720 гг. г) городские восстания

15. Установите соответствие между современниками:

1) В. Шуйский а) протопоп Аввакум

2) Михаил Романов б) польский король Август II

3) патриарх Никон в) Г. А. Спиридов

4) Петр I г) патриарх Филарет

5) Петр III д) И. Болотников

6) А. Г. Орлов е) прусский король Фридрих П

16. Установите правильное соответствие:

1) «Тушинский вор» а) Лжедмитрий I

2) «Тишайший» царь б) Михаил Романов

3) «Испечен в польской печке,

а заквашен в Москве...» в) Лжедмитрий II о 1

4) «Романтический император» г) Алексей Михайлович

5) «Не способнейший,

а удобнейший царь» д) Петр III

6) «Он позволил свергнуть,

себя с престола как ребенок,

ко­торого посылают спать» е) Павел I

17. Установите правильное соответствие:

1) С. Полоцкий а) архитектор, основоположник русского

классицизма

2) Н. И. Новиков б) создатель первого профессио­нального,

публичного театра в России

3) Ф. И. Шубин в) издатель знаменитых сатирических

журналов во второй половине XVIII в.

4) А. П. Антропов г) поэт, воспитатель царских детей

5) В. И. Баженов д) основатель русской скульптуры

6) Ф. Г. Волков е) основатель нового жанра живописи -

камерного портрета

1.Указ об «урочных летах»:
а) запрещал свободный переход крестьян от одно-
го хозяина к другому
б) устанавливал пятилетний срок сыска беглых
крестьян
в) определял переход крестьян к другому помещику только в Юрьев день
г) установил бессрочный розыск беглых крестьян


а) освобождение Москвы от интервентов
б) избрание Земским собором на царствование Михаила Романова
в) возращение из плена Филарета и становление соправителем при Михаиле Романове
г) вступление на престол Алексея Михайловича

3. Главное направление внешней политики России


на протяжении всего XVII в.:
а) борьба за выход в Балтийское море
б) получение выхода в Черное море
в) отношения с Речью Посполитой
г) отношения с Турцией

4. О каком событии идет речь в строках А. С. Пушкина?


«Суровый был в науке славы
Ей дан учитель: не один
Урок нежданный и кровавый
Задал ей шведский паладин»
а) о выходе Дании из войны со Швеции
б) о снятии осады польскими войсками Риги
в) о поражении русских войск под Нарвой
г) о Прутском походе

5. Высший церковный орган при Петре I:


а) Монастырский приказ
б) Главный магистрат
в) Правительствующий сенат
г) Синод

6. Россия стала империей после:


а) Азовского похода
б) подавления восстания под предводительством К. А. Булавина
в) Прутского похода
г) Северной войны

7. Усиление роли дворянской гвардии в 1725-1762 гг.


в государственных делах:
а) способствовало укреплению самодержавия
б) стало одной из причин легкости и частоты дворцовых переворотов
в) привело к ограничению абсолютной власти российских императоров
г) привело к конфликтам и потрясениям

8. Все привилегии, данные дворянству после смерти Петра I , были подтверждены в правление:


а) Елизаветы Петровны
б)Екатерины II
в) Петра III
г) Павла I
д)Петр II

9. Усиление власти и произвола помещиков над


крестьянами в период царствования Екатерины II
привели к
а) Медному бунту
б) восстанию под предводительством К. А. Булавина
в) восстанию под предводительством С. Разина
г) крестьянской войне под предводительством
Е. И. Пугачева

10. Из перечисленных мероприятий относятся царствованию Екатерины II:


а) секуляризация церковных земель
б) отмена указа о единонаследии
в) восстановление полномочий Правительствующего сената
г) «Жалованная грамота дворянству»
д) губернская реформа
е) «Манифест о вольности дворянства»
ж) «Жалованная грамота городам»
з) образование Канцелярии тайных розыскных дел
и) введение свободы предпринимательства
к) созыв Уложенной комиссии

11. Установите правильное соответствие:


1)1632-1634 гг. а) русско-турецкая война
2)1700-1721 гг. б) участие России в войне за
«польское наследство»
3)1733-1735 гг. в) Смоленская война
4)1768-1774 гг. г) Северная война

12. Установите правильное соответствие:


1)Б. Годунов
2)Алексей Михайлович
3)В. В. Голицын
4Петр 1
а)Крымские походы

б) Прутский поход

в)Азовские походы
г) учреждение патриаршества

д) Соборное уложение

е)воссоединение Украины с Россией

13. Установите правильное соответствие:


1) Симон Ушаков а) архитектор
2)А. Ф. Зубов б) поэт
3)А. П. Сумароков в) иконописец
4)Г. Р. Державин г) портретист
5)Ф. С. Рокотов д) мастер гравюры
6) М. Ф. Казаков е) автор трагедий и комедий

14.Укажите, в каком хронологическом порядке правили Россией преемники Петра 1:


1) Петр 3 ,
2) Анна Иоанновна,
3) Петр 2 ,
4) Елизавета Петровна
5) Екатерина I

1. Б.
2.Б.


3.В.
4.в
5.Г.
6.Г
7.Б.
8.А.
9. Г
10.А;Г;Д;Ж;К.
11.1-В;2-Г;3-Б;4-А.
12.1-Г;2-Д;3-А;4-Б,В.

13.1-В;2-Д;3-Е;4-Б;5-Г;6-А.


14.1-5;2-3;3-2;4-4;5-1