Кем мечтал стать герой палаты 6. «В чем заключается трагедия доктора Рагина. Сочинение Образ Андрея Рагина

Доктор в больнице и её директор. Несмотря на то, что когда он принимал её, больница была в ужасном состоянии, но он за все годы правления, так ничего и не изменил. С годами он стал ленив, практически перестал принимать больных и заниматься руководством больницы.

Иван Дмитрич Громов

Один из обитателей палаты №6, единственный “благородный”, бывший судебный пристав и губернский секретарь. В один из дней у него вдруг началась мания преследования, за что он и попал к сумасшедшим. Там он познакомился с доктором Андреем Ефимычем, который считал его хорошим собеседником. Общение с Громовым довело врача до психушки, и вскоре она сам очутился в одной палате с Иваном Дмитриевичем.

Михаил Аверьяныч

Почтмейстер, единственный друг Андрея Ефимыча Рагина. Когда-то был богатым помещиком, служил в кавалерии. Сейчас работает на почте, любит покричать на посетителей, да так, что люди боятся ходить к нему. Часто приходит в гости к доктору, где они ведут беседы и пьют пиво. Вместе они съездили в путешествие, где в Варшаве он проиграл 500 рублей, которые ему пришлось занять у Рагина. Деньги ему он так и не вернул.

Евгений Федорыч Хоботов

Уездный врач, присланный на помощь Рагину. Ему ещё нет и тридцати лет, брюнет высокого роста. Он сразу невзлюбил Андрея Ефимыча и мечтал занять его место. Вскоре ему представилась такая возможность, и он в полной мере ей воспользовался. Он засадил доктора в палату №6 и лишил его квартиры.

Сергей Сергеич

Фельдшер в больнице, очень религиозный человек. Практически принимал больных вместо Андрея Ефимыча Рагина. Содержал практику в городе.

Никита

Сторож во флигеле для душевнобольных, суровый и грубый старый солдат. Он может побить больных,­ отбирает деньги у Моисейки, которые он выпрашивает на улице. За собой не смотрит, спит на грязном белье, любит выпить.

Моисейка

Один из обитателей палаты №6, который сошёл с ума лет двадцать назад, после того, как у него сгорела шапочная мастерская. Ему единственному разрешают выходить за пределы больницы. Он ходит по улицам и просит милостыню. Все деньги, которые ему жертвуют, грубо отбирает Никита.

Дарьюшка

Кухарка у Андрея Ефимыча Рагина.

Мещанин с рыжими усами

Своим потрясающим талантом писать удивительные истории, способные задеть за живое, Антон Павлович Чехов поражает умы читателей. Зачастую бывшего врача волновали мысли, связанные с духовным развитием человека. Все собственные размышления излились в его рассказе «Палата №6», написанном в 1892 году.

Особого внимания заслуживает герой, имя которого Иван Громов – это член психиатрической больницы, задолго до отправления в сию точку, он являлся обычным человеком со своими условиями жизни. Однако тяготы и невзгоды атаковали персонажа так, что оказывать сопротивление было крайне сложно. И своим поведением в тяжелых ситуациях он проложил себе путь в палату номер 6.

Но как же трудно при тех обстоятельствах, которые отнимают у тебя любимых близких и родных, оставаться в здравом уме и сохранять рассудок! В основном гибель и потеря людей, что тебе дороги, способны довести до сумасшествия. Хотя Иван Громов и угодил в палату, где вокруг все себе на уме, давно потеряли самообладание, сам главный герой отнюдь не глупый человек, у него имеются иные взгляды на жизнь, отличные от многих людей, находящихся в данной больнице. И мысли его слишком человечные, чтобы осмелиться назвать персонажа сумасшедшим!

Есть в рассказе сторона людей, которые к происходящему с больными, к их душевным переживаниям, физическим мукам относятся хладнокровно, равнодушно. У них одна идеология: «Всё равно все помрём». Кто же этим герои? Это и сторож Никита, и уездный врач по имени Евгений Хоботов, и почтмейстер, и фельдшер. Всё это те, кому безразличны проблемы других.

Стоит учесть, что таким был и центральный персонаж Андрей Рагин – доктор, который добывал денежные средства путем лжи и обмана. Он понимал простые истины: все воруют, везде сплетничают, кругом шарлатанство. Однако что же с этим можно поделать!

Благодаря воли случая Андрей Ефимыч и Иван Дмитрич встречаются и ведут увлекательную беседу, наполненную необычным философским смыслом. Умение правильно выражать собственную мысль поразили Андрея Рагина, что он осознал, насколько мудр и сообразителен собеседник, с которым доктору посчастливилось познакомиться.

Ведя разговор, стало понятно, что людям, находящимся в палате действительно трудно и тяжко. Но, к сожалению, никто этого не осознает. Лишь Рагину удалось узреть печали и невзгоды больных. А за то, что Андрей Ефимыч принял слова пациента всерьез, переняв некую долю страданий, он поплатился за сие действие тем, что сам оказался в данной палате…Вскоре он и умер…

И становится видно, как общество своим лицемерием, лживостью, тщеславием одерживает верх, а так быть не должно! В чём уникальность чеховских рассказов? В том, что они актуальны и по сей день! Проблема взаимодействия общества и человека настолько популярна в наше время, что не говорить о ней просто невозможно! Поэтому «Палата №6» - это поразительное произведение Чехова, помогающее вовремя открыть глаза!

Анализ произведения Палата номер шесть

«Палата №6» - произведение выдающегося писателя А.П. Чехова, которое не оставит равнодушным никого, кто решиться его прочесть. Ведь в нем автор затрагивает очень важные общественные и философские проблемы, такие, как насилие над человеческой жизнью, лицемерие, глупость, право и бесправие, смирение и борьба за справедливость.

Палата под номером 6 – это не только место, где происходят основные события, но и некий символ общества, в котором одни мучаются, а другие не понимают и не хотят понять этих людей. Автор сравнивает это место с тюрьмой, а душевнобольных – с заключенными, которые фактически обречены на медленную смерть.

Среди всех обитателей палаты особое внимание автор уделяет Ивану Дмитриевичу Громову. В отличие от всех остальных жителей палаты (еврея Мойсейки, бесчувственного толстого мужчины, молчаливого мещанина), Громов достаточно образован и умен. Резкие перемены в жизни, болезни и разочарования поспособствовали тому, что он оказался в этой мрачной палате. Несмотря на все это, он единственный, кто сознательно ухаживает за своими товарищами по несчастью, бережливо с ними обращается.

Другой герой повести, который якобы находится по другую сторону завесы, - заведующий больницей, Андрей Ефимыч Рагин. По своей натуре мягкий человек, который хоть и понимает, что в больнице твориться бардак, кругом антисанитария, больных плохо кормят, бьют; может, где-то в глубине души он и сочувствует им, но ничего не может поделать, чтобы изменить ситуацию. Он руководствуется философией смирения, что приводит его к тому, что он отходит от житейский забот и смиряется с аморальностью и воровством.

Со временем, он сближается с Иваном Громовым, находит в нем интересного собеседника, так как любит честность и ум, но сам построить вокруг себя честную и умную жизнь не может, потому как не умеет приказывать, запрещать, настаивать, и считает все это не нужным. Неудивительно, что через время Рагин сам становится пациентом Палаты №6. И только оказавшись на месте больных, он осознает, какие страдания выносят эти люди, что они чувствуют, когда к ним проявляют такое отношение. Этого всего Рагин не может вынести, с ним случается апоплексический удар, и он умирает. В принципе смерть Андрея Ефимыча – есть логическое завершения такой жизни, в которой присутствуют обман, воровство, зло.

Тема, раскрытая в повести «Палата №6», актуальна и на сегодняшний день в современном обществе. Произведение заставляет нас будто бы посмотреть на жизнь со стороны, и выделить главные ценности жизни.

Анализ 3

Данный рассказ написан в период, когда общество угнетало и подавляло все мысли и действия человека. Которые шли в разрез с системой управления. Каждый человек был обязан подчиняться обществу и государству.

Отсюда и название рассказа палата №6,это то место, куда отправляют всех вольнодумцев, которые имеют свою цель в жизни и свое мировоззрение. В данный момент палата №6 это то место где людей, которые сошли с ума, никто не лечит.

Главврач больницы пытался работников навести здесь хоть минимальный порядок и с состраданием относиться к больным людям. Но это у него не получилось. В результате в данной палате царит хаос, нищета и полное безразличие ко всему.

Вновь прибывший врач в данное отделение, пытается лечить больных и даже сочувствует им, но это обходиться ему очень дорого. В одном из пациентов данной палаты Андрей Ефимыч Рагин, находит очень умного и дружелюбного собеседника.

Это один из умнейших и выдающихся людей в городе Иван Дмитрич, которого все события подкосили и он сошел с ума. Рагин стал часто приходить и общаться с этим больным. Это не понравилось ни руководству больницы, ни обществу.

В итоге Рагина за вольнодумство и отщепление от системы, самого отправляют лечиться в палату №6.Вот результат человеческого желания и свободолюбия. Доктор хотел всем доказать что сумасшедших нужно лечить и что они такте же люди как и все. Но никто не понял его стремлений, и доктор оказался пациентом психбольницы.

В данном рассказе Чехов показывает обычному читателю, насколько сильным является влияние общества на каждого человека. И что противостоять этой системе бесполезно.

Доктор Рагин не смог перенести данной несправедливости и вскоре скончался в застенках психиатрической больницы. Чехов осуждает в этом рассказе бездушное и отношение всех врачей и социальных работников к людям.

В рассказе на примере бесед Рагина и Ивана Дмитрича, автор раскрывает такие важные темы как смысл жизни, лицемерие, любовь ко всему роскошному, бесчеловечность и пошлость. Также здесь затронуты философские проблемы, значение разума человека и извечные вопросы о смысле жизни.

Благодаря яркому и живописному описанию всех пациентов и окружающей их обстановки, читатель ярко представляет все ужасы пациентов этой палаты. Которым раньше даже и лекарства не назначали, а просто держали, взаперти изолировав от общества.

В результате такое лечение, естественно ни каких результатов не приносило, пациенты до конца жизни жили в таких больницах. И цель этих больниц просто оградить остальное общество от ее нежелательных индивидуумов.

Автор хотел научить читателя быть гуманным и неравнодушным ко всем нуждающимся в этом людям. Чаще проявлять милосердие к больным физически и душевно. Данный рассказ остаётся актуальным и востребованным и в наше время, так как все освещенные проблемы общества и человека до сих пор не решены и так же встречаются и сейчас.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по картине Радуга Нисского 7 класс

    Меня очень вдохновила эта картина, она пропитана верой в будущее, верой в человека и жизнелюбием. Радуга возвышается над железным подвесным мостом

  • Полутыкин – мужчина средних лет, невысокого, коренастого телосложения. Автор рассказывает о нём как о человеке, который хорошо относится к крепостным, по меркам общего отношения к ним в то время

Многие произведения А. П. Чехова, обладающего удивительным талантом выражать суть жизни в историях личностей, поражают своей проникновенностью и жизненностью. Они уводят читателей в раздумья, заставляют стремиться к познаванию сущности себя и сущности жизни в целом.

Одним из таких произведений А.П. Чехова является повесть, написанная в 1892 году, с незамысловатым названием «Палата № 6», которое выбрано автором в связи с местом происхождения основных событий. В то же время название представляет собой символ общества, в котором одни мучаются, а другие их не понимают и не желают понять.

Дух реализма чувствуется здесь уже с первой главы, когда описываются речи Ивана Громова о насилии и подлости, о надеждах на прекрасное будущее.

Сам Иван Дмитрич является весьма интересным героем повести. В отличие от многих соседей по палате – молчаливого рыжего мещанина, еврея Мойсейки, бесчувственного круглого мужчины и худощавого собирателя орденов – он действительно деликатный, умный. Резкие и неприятные перемены в жизни, потери, болезни довели его до сумасшествия. Среди всех пациентов 6-ой палаты Громов один сознательно ухаживал за другими и вежливо обращался с ними. Этих людей, разных по характерам и жизненным путям, объединяет одно: все они когда-то были обычными и даже выдающимися людьми. В эту скудную палату их привели пережитые страдания.

Люди, находящиеся по другую сторону - сторож Никита, фельдшер Сергей Сергеич, почтмейстер Михаил Аверьяныч, уездный врач Евгений Федорыч Хоботов – не замечают всей душевной и физической боли сумасшедших. Своё поведение они оправдывали простой философией: «Все равно все помрём». Таких же взглядов придерживался и Андрей Ефимыч Рагин. Он зарабатывал деньги на обмане и видел, что всё больничное дело строилось на воровстве, шарлатанстве и грязных сплетнях, но считал, что ничего не может поделать с этим. И всё же ему было стыдно за это, он не мог уснуть из-за мыслей об обманутых людях. Неприятные ощущения давали ему и раздумья об отсутствии в современном обществе интеллигентных людей. Он искал умного человека, с которым есть о чём побеседовать, и нашёл лишь одного, да и тот был сумасшедшим. За то, что разглядел в душевно больном пациенте мудрого собеседника, Андрей Ефимыч поплатился тем, что и сам оказался на койке палаты № 6. И только тогда он понял, как плохо этим людям, только тогда осознал, что страдания нужно пережить, прежде чем судить о них. Хоботов и Аверьяныч производят довольно неприятное впечатление своим высокомерием, лживостью и недобрыми поступками. Тем не менее, искренность и верность Аверьяныча проявляется в его присутствии на похоронах Андрея Рагина.

Автор осветил в повести такие проблемы общества, как отсутствие высших интересов, насилие, лицемерие, формальное, бездушное отношение судьей, врачей и прочих социальных работников к личности, недобросовестность людей. Проблемы эти чаще выражаются через мысли Ивана Дмитрича. Андрей Ефимыч также неравнодушен к ним: его поражает, что в городе даже интеллигенция опустилась до пошлости. В произведении выдвинуты и вечные философские проблемы, такие как смысл жизни, значение страданий и разум человека. Особенно интересны суждения о том, что ум служит единственным источником наслаждения и что презрение страданий равносильно презрению жизни.

А. П. Чехов проявил свое мастерство не только в увлекательных сюжетных линиях и мудрых взглядах на жизнь, но и в самом стиле написания. Повесть начинается с некой «экскурсии» в палату №6, и это производит на читателя такое впечатление, будто он действительно оказался на описываемом месте.

Что же хотел сказать писатель, описав данные события? Проблемы философии и социума объединяются в одну идею данной повести - научить читателя понимать несчастных людей и быть гуманным к ним. Повесть «Палата №6» является актуальной и в современном обществе, ведь с описанными в ней проблемами можно столкнуться и в наши дни.

  • Анализ рассказа А.П. Чехова «Ионыч»

Антон Павлович Чехов считается мастером малых литературных форм. Не просто так крылатой стала его фраза: «Краткость – сестра таланта». Его повесть «Палата №6» не раз была признана (в том числе и современниками писателя) его лучшим произведением, ведь в ней он сумел показать всю пошлость затхлой провинциальной жизни в российской глубинке, где человеческая личность неминуемо деградирует.

В 1890 году Антон Павлович Чехов путешествовал на остров Сахалин, где изучал быт каторжников и ссыльных. После поездки он написал книгу «Остров Сахалин», а после и ряд повестей, среди которых «Палата №6», изданная в 1892 году. Этот подвиг врача и художника слова стоил писателю жизни, ведь в результате опасного и холодного путешествия без необходимых удобств у него обострилась чахотка. От нее автор и скончается.

В повести заметны отголоски того путешествия. Это и Никита, явно напоминающий жестоких сахалинских надзирателей, и жильцы палаты №6, напоминающие заключенных, да и общая гнетущая атмосфера обреченности, царящая в городе. Жестокие нравы и несправедливое обращение с больными перекликаются с теми жуткими подробностями арестантской жизни, с которыми столкнулся автор.

Жанр, направление

«Палата №6» написана в жанре повести. Однако в России XIX века повестью называли и то, что сегодня соответствует термину «рассказ». Такие понятия как «рассказ» и «новелла» еще не были известны, так что термином «повесть» обозначали все, объем чего был меньше романа.

«Палата №6» целиком и полностью соответствует жанру повести. Объем произведения чуть больше среднестатистического рассказа, но явно меньше романа, к тому же, сюжет хроникален и воспроизводит естественное течение жизни, все это однозначно указывает на повесть.

Написана повесть в направлении реализма, который так характерен для творчества Чехова. Автор воспроизводит события из реальной жизни, все предельно достоверно.

Суть

Повесть рассказывает о небольшом больничном флигеле, в котором находится палата №6, предназначенная для душевнобольных. Главный герой – Андрей Ефимыч Рагин – врач этой больницы. Он по натуре своей добрый, воспитанный и умный человек, однако лишенный при этом «характера и веры в свое право». А потому, несмотря на то, что он однозначно недоволен антисанитарией, царящей в больнице, плохим отношением к пациентам и тем, как сотрудники воруют бюджетные деньги и медикаменты, он ничего не предпринимает, смиряясь с происходящим.

Однажды он посещает палату №6, где Громов – один из пациентов – обвиняет его в воровстве и недобросовестности, в результате чего между ними возникает спор. Беседа с Громовым так заинтересовала Андрея Ефимыча, что он приходит в палату снова и снова. Вскоре по больнице распространяется слух о том, что доктор все время навещает душевнобольных, об этом же становится известно и доктору Хоботову, который явно претендует на место Рагина и завидует ему, воображая, что Андрей Ефимыч скрывает целое накопленное состояние. Через некоторое время Рагина увольняют, а еще немногим позже признают невменяемым и упекают в палату №6, где тот вскоре и умирает. Его же персонал доводит несчастного до сердечного приступа.

Главные герои и их характеристика

Основных героев немного, но каждый из персонажей представляет собой цельный, законченный и интересный образ.

  1. Андрей Ефимыч Рагин , как говорилось ранее, человек добрый, но безвольный, не умеющий отдавать приказания и хоть как-то распоряжаться. Он умен, много читает и половину жалования тратит на покупку книг. Жизнь маленького городка кажется ему скучной, как и работа, которую он не выбирал, поэтому к пациентам он относится без должного внимания, оправдывая это «философскими размышлениями», согласно которым все мы все равно смертны, а, как и когда умирать, не имеет разницы. В спорах с Громовым занимает позицию стоиков, утверждая, что страдание – благо, а человек может быть одинаково счастлив и в камере, и в теплом кабинете.
  2. Иван Дмитриевич Громов с позицией Рагина решительно не согласен. Он считает рассуждения доктора не философией, а ленью и «сонной одурью». Громов также считает Рагина некомпетентным в этом вопросе, ведь тот за всю свою жизнь не познал страданий. Самому же Ивану Дмитриевичу в жизни не повезло. Автор достаточно подробно рассказывает нам его биографию. Громов – обнищавший дворянин, в жизни которого 12-15 лет назад началась «черная полоса». Сначала умер брат Ивана, потом был арестован и лишен имущества отец семейства, тогда Громов с матерью остались в нищете, и ему пришлось бросить университет и вернуться домой. В городе он работал учителем и судебным приставом, но вскоре был уволен по болезни. В этот же период у Ивана умерла мать. После смерти матери у Громова появилась мания преследования. Его положили в больницу сначала в обычную палату, а затем — в палату №6. Иван Дмитриевич человек очень умный и начитанный. Когда он был еще здоров, жители города принимали его за «ходячий справочный словарь». Он презирает горожан с их ленивой и «сонной животной жизнью». Рассуждения Рагина кажутся ему вздором оттого, что он не хочет больше страдать, хочет на волю, и с радостью бы променял ужасную палату на теплый кабинет.

Еще два очень важных для повести и весьма интересных образа — образы Михаила Аверьяныча и Евгения Федоровича Хоботова.

  1. Михаил Аверьянович лучший друг Рагина. Разорившийся некогда богатый помещик, ныне работающий почтмейстером. В отличие от Андрея Ефимыча, он очень любит командовать, и раздает приказы даже тогда, когда этого не требуется. Из-за этой его привычки горожане даже боятся приходить на почту. Он очень шумный, и часто это быстро надоедает окружающим. Он любит громко рассказывать истории, многие из которых сомнительны и вряд ли правдивы. Его попытки «вылечить» Рагина, только раздражают Андрея Ефимыча, как раздражает и шумное поведение Михаила Аверьяныча, и его настойчивость. Как-то раз они поехали в путешествие, и почтмейстер крупно проигрался в карты. Он занял крупную сумму денег у друга, упорно не хотел их отдавать, и в результате после увольнения врач едва сводил концы с концами, на что его приятель отвечал лишь отговорками. Это расточительный и эгоистичный челоек.
  2. Евгений Федорович Хоботов – новый молодой врач, посланный земством на работу в больницу. Он завистлив и жаден. Завидует положению Рагина и деньгам, которые у него якобы есть. Он же и упекает Рагина в палату №6, причем обманом, заманив его на консилиум и насильно удерживая в палате. То, что ради достижения своей цели он готов на такое, говорит о многом.
  3. Темы

    Жизнь небольшого больничного флигеля наталкивает автора на необычные размышления.

    1. Тема пошлости . Весь город живет потребительскими целями и обывательскими темами для разговоров. Там нечем заняться, некуда сходить, нечего делать. Люди запираются наглухо в своих футлярах, игнорируя мир вокруг. Если единственным возможным собеседником предстает Михаил Аверьянович, можно представить, насколько хуже и глупее остальные жители этого уголка. Да и местная «элита» живет лишь сплетнями и пересудами, у них нет никакой духовной потребности в просвещении, поэтому вся жизнь строится на примитивных ценностях и старых догмах.
    2. Тема одиночества . Доктор был по-настоящему одинок, ему не с кем было поговорить, и, спасаясь от этого, он погубил свою карьеру. Никто не мог разделить с ним ученые споры и беседы, да и дела до него не было никому, ведь герой не был богачом. А если у него нет денег, что с него взять? Так размышляли почти все горожане и служащие. Даже находясь в обществе, можно быть в одиночестве, если с окружением нет взаимопонимания. Видны также и последствия такого замкнутого образа жизни: человек не видит жизни, уходит в иллюзии, будучи непригодным сотрудником, где бы то ни было.
    3. Тема призвания . Если бы герой сам выбрал себе путь, то его деятельность была бы более полезной. Повинуясь отцу, он сделал неправильный выбор. В результате он никому не принес пользы: ни обществу, ни семье, ни себе. Этот пример говорит о том, что человек сам должен определять себе род занятий, иначе толку от его действий не будет вообще.
    4. Тема ответственности . Увы, все герои демонстрируют полнейшую безответственность по отношению друг к другу. Доктор оправдывает свою бездеятельность, приводит целые философские теории, лишь бы ничего не делать. Он искренне сочувствует пациентам, но палец о палец не ударяет, чтобы вылечить хоть кого-то. Его друг и вовсе проигрывает целое состояние, доводя до нищеты своих же товарищей, выпрашивая деньги и не отдавая их.
    5. Чехов не просто так выбрал объектом повествования больничный флигель небольшого городка. Это позволяет поднять большое количество сложных проблем и ярче выразить основную идею произведения.

      Проблемы

      В повести Чехов поднимает множество разных проблем. Он пишет о человеческом невежестве, жестокости, о всепоглощающем безразличии людей друг к другу. В «Палате №6» врачи безразличны к пациентам, судьи к подсудимым, даже друг Рагина Михаил Аверьяныч безразличен к нему. Чехов раскрывает все зло людского равнодушия, это основная проблема в книге. Оно правит бал во всех таких местах, оно же, в конце концов, убивает главного героя. Никто не пришел ему на выручку, потому что он за всю жизнь ни разу никому не помог, выстраивая систему оправданий.

      Представлена и социальная проблематика. Мы видим больничный флигель, который требует ремонта, в котором не хватает лекарств. Это проблема халатности и вороватости чиновников. Мы видим бедных людей, у которых нет выбора, и которым приходится обращаться в этот самый флигель к безразличным докторам. Это проблема социального неравенства: ради бедняков никто ничего не сделает.

      Автор поднимает и философские проблемы самоопределения и сущности бытия: что есть жизнь? Что нужно человеку для счастья? Эти проблемы часто затрагивают Рагин и Громов в своих спорах. Один говорит, что люди должны быть равнодушны ко всему, что их окружает, и в этом безразличии скрыта подлинная гармония. Другой утверждает, что человек создан для радости, свободы и любви, и его смысл в том, чтобы расти самому и развивать этот мир. Кто прав – решает читатель, автор лишь сухо рассказывает основные события.

      Смысл

      Чехов осуждает людей, безразличных к другим. Он показывает, как много проблем в человеческой жизни возникают из-за безразличия. Он показывает грустные реалии уездной России, где люди бедны из-за безразличия государства, где они же умирают от безразличия врачей, бывают осуждены из-за безразличия судей, даже письмо вовремя отправить не могут из-за наплевательского отношения работников почтового отделения. Главная мысль писателя в том, чтобы показать роковые последствия равнодушия, чтобы открыть людям глаза на необходимость перемен.

      Повесть должна быть предостережением и уроком всем нам. Она учит нас быть внимательнее к чужим проблемам, сочувствовать другим, забыть об эгоизме, ведь с маленького эгоизма начинаются проблемы большой страны. Основная идея Чехова – это горячий призыв к людям, которые могут только сообща решить проблемные вопросы. Никто не должен быть в стороне, каждый должен внести свой вклад в то, чтобы жизнь стала лучше.

      Критика

      Современникам повесть казалась целиком и полностью посвященной критике «толстовства» и «непротивления», философии равнодушия, которой страдало общество. Однако произведение оказалось намного глубже, что стало неожиданностью для самого писателя. Идейно-художественное своеобразие книги потрясло современников.

      Николай Семенович Лесков писал:

      В Палате № 6 в миниатюре изображены общие наши порядки и характеры. Всюду - палата № 6. Это - Россия. Чехов сам не думал того, что написал (он мне говорил это), а между тем это так. Палата его - это Русь!

      Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Сочинение

Палата № 6 - это флигель для умалишенных в провинциальной больнице. И одновременно это образ-символ русской полицейской государственности. Присмотримся внимательно к описанию палаты - оно как бы раздваивается: то ли это сумасшедший дом, то ли тюрьма. Реализм на грани символа торжествует и в портретах обитателей палаты. Вот сторож Никита: «суровое, испитое лицо, нависшие брови, придающие лицу выражение степной овчарки». У Никиты лицо-символ, лицо, типичное и в больнице для умалишенных, и в тюрьме, и в полицейской будке. Столь же многозначительны и характеры больных. Таков Громов, российский интеллигент, страдающий манией преследования: «Достаточно малейшего шороха в сенях или крика на дворе, чтобы он поднял голову и стал прислушиваться: не за ним ли это идут? Не его ли ищут?»

Перед нами болезнь, в концентрированном виде вместившая в себя вековые беды вольнодумной русской интеллигенции, вековую судьбу преследуемой, объявляемой вне закона и здравого смысла, но живой и упорной русской мысли. Не случаен в рассказе и другой мотив: в заведомо извращенном мире, живущем бездумно, по инерции, нормальным оказывается сумасшедший человек. Громов, пожалуй, самая честная и благородная личность в чеховском произведении. Он один наделен острой реакцией на зло и неправду. Он один протестует против насилия, попирающего правду. Он один верит в прекрасную жизнь, которая со временем воцарится на земле.

Антиподом Громова является доктор Рагин. Этот человек - воплощенное спокойствие и равнодушие к мирскому треволнению. Он оправдывает свою пассивность философски. Рагин убежден, что общественные перемены бесполезны: зло в мире неискоренимо, его сумма пребывает в жизни неизменной, а потому нет никакого смысла бороться с ним. Единственный достойный человека выход - уйти в себя, в свой внутренний мир. Свободное мышление - и полное презрение к суете мирской!

Громов возмущен такими рассуждениями Рагина: «Удобная философия… и совесть чиста, и мудрецом себя чувствуешь». Но удобна она лишь до поры до времени и при благоприятных жизненных обстоятельствах. «Страдания презираете,- продолжает Громов,- а небось прищеми вам дверью палец, так заорете во

все горло!»

Беседы Рагина с Громовым подслушивает сослуживец доктора и строчит на него политический донос. А поскольку политическая неблагонадежность в России отождествлялась с сумасшествием (вспомним судьбу Чаадаева в жизни и Чацкого в

литературе), Рагин объявляется сумасшедшим и попадает в палату № 6. Наступает предсказанное Громовым возмездие за его «удобную» философию.

Герой становится жертвой собственного попустительства, ему дается шанс на практике проверить свои принципы, свою правоту. В палате для умалишенных наступает запоздавшее прозрение. Рагин не выдерживает, он хочет убить сторожа Никиту, бежать, восстановить справедливость. Он действительно «кричит во все горло». Но с протестом и бунтом герой опоздал. И в финале рассказа Рагин умирает от железных кулаков Никиты и сопутствующего им апоплексического удара. Символический смысл чеховского рассказа почувствовал одареннейший русский писатель Н. С. Лесков: «Всюду палата № 6. Это - Россия… Чехов сам не думал того, что написал (он мне говорил это), а между тем это так. Палата - это Русь!»

Тема «маленького человека» в русской классической литературе является такой же вечной, как тема отцов и детей (взаимооотношений и смены поколений), тема чести и человеческого достоинства, тема личности и государства. К ней неоднократно обращались такие великие гуманисты, как А. С. Пушкин («Станционный смотритель», «Медный всадник») и Н. В. Гоголь («Шинель»). Ф. М. Достоевский и А. П. Чехов также не обходят стороной эту тему. Происхождение каждого из писателей сыграло тут не последнюю роль. Как Чехов, так и Достоевский провели свое детство в обществе «маленьких людей». Один- в больнице для бедных на Божедомке в Москве, другой – в лавке колониальных товаров в Таганроге. Вероятно, уже тогда сформировались взгляды будущих писателей на «слабых мира сего».

В творчестве обоих писателей можно встретить героев, аналогичных гоголевскому Акакию Акакиевичу. Чиновник Червяков, случайно чихнувший на лысину генерала («Смерть чиновника»), Липа («В овраге»), Катерина Ивановна и Лизавета («Преступление и наказание») одинаково бесправны и угнетены. Эти герои вызывают к себе жалость и сочувствие. Однако герои Чехова совсем не похожи на героев Достоевского. Что ограничивает и унижает «маленького человека»? У Чехова это страх и трепет перед начальниками, раболепство, желание сжаться и «влезть в футляр». Героев же Достоевского унижает бедность, нищета. Они часто становятся жертвами физического насилие, подвергаются побоям, публично оскорбляются.

Какое страдание испытывают «маленькие люди»? Что является причиной этих страданий?

«Маленькие люди» Достоевского мучаются от сознания своей нищеты, от безысходности, от невозможности изменить положение вещей. А главными источниками страданий являются грехи, сопутствующие нищете: пьянство и безответственность Мармеладка, прекрасно осознающего свое положение, но при этом ничего не пытающегося делать, чтобы спасти себя и семью; проституция Сони; чахотка и безумие Катерины Ивановны. Герои Достоевского воспринимают нищету как тяжкую, отвратительную болезнь. Все страдания героев Достоевского имеют единственную причину – бедность, то есть социально детерминированы.

Герои Достоевского не одиноки. Они находят некоторое утешение в 482

общении друг с другом. Мармеладов делится своим горем с Раскольнико-вым (и тот понимает его), Соня и Лизавета вместе утешаются чтением Евангелия, у самого Раскольникова есть верный, честный и преданный друг Разумихин.

у Чехова герои чаще всего страдают от одиночества. Их никто не хочет или не может понять. Так, Рагин, несмотря на то что имел приятеля, так и не смог найти с ним общий язык. Он вынужден посещать душевнобольного Громова, так как тот лучше всего его понимает. Доктор Старцев, проживший много лет в уездном городе и имеющий большую врачебную практику, так и остался одиноким. Но он уже не чувствует своего одиночества, так как все человеческое в нем давно уже умерло. Жива единственная страсть- «копить деньги». Именно эта страсть и превратила доктора Старцева в обрюзгшего Ионыча.

«Слабые мира сего» из романа «Преступление и наказание» имеют отнюдь не маленькие души. Достоевский показывает их явное нравственное превосходство над сильными мира сего. Вспомним сцену несправедливого обвинения Сони Лужиным в воровстве. Или последнее свидание Дуни и Свидригайлова. Эти герои пришли или в конце концов придут к переосмыслению жизни и очищению страданием. Так в конце романа возрождаются к новой жизни Соня и Раскольников.

В чеховской прозе немного таких героев, но зато много таких, которые вовсе не обнаруживают какой-либо духовной жизни. Ярчайший пример - герой рассказа «Толстый и тонкий». Разве может вызывать сочувствие герой, подобострастно кланяющийся, забывающий о собственном достоинстве лишь потому, что его бывший товарищ имеет более высокий чин. Такому герою Чехов отказывает в сочувствии.

Как видим, в творчестве двух писателей тема «маленького человека» раскрыта по-разному. Герои Достоевского живут духовной жизнью, раскаиваются и утешаются. Главной причиной их страданий является причина социальная - нищета.

Большинство чеховских героев не нуждаются материально, но их духовный мир узок, иногда и вовсе отсутствует, так как часто благие порывы становятся лишь воспоминанием, а сытый и устойчивый быт - именно тем футляром, через крышку которого невозможно достучаться до души человеческой (рассказ «Ионыч»). Они статичны. Эти герои вызывают только насмешку и презрение.