Как писали в Древней Руси до появления кириллицы. Чем и на чём писали на Руси, когда привычных ручек и тетрадей не было и в помине

Сегодня для того, чтобы записать что-нибудь, мы берём блокнот и авторучку или смартфон. А чем в старину пользовались наши предки, и какой находчивостью они при этом отличались?

Блага цивилизации настолько крепко вошли в нашу жизнь, что мы редко задумываемся о том, что было у людей до этих вещей. Не думали ли вы о том, как раньше выглядели книги, и что в них можно было прочесть? А из чего они изготовлялись? Какие в старину были письма, и чем их писали? Какой доступный заменитель дорогому пергаменту придумали наши находчивые предки? Да и вообще, насколько была распространена грамотность на Руси?

Письменность на Руси

Славяне, вопреки расхожему мнению, умели и писать, и читать ещё за долго до распространения христианства. Подтверждением тому служат записи в путевых книгах арабских путешественников, историков и писателей, таких как Ибн ан-Надим, Аль-Масуди и других.

Пользовались тогда наши предки самобытной письменностью, называемой «черты и резы». А с 9 века получает широкое распространение кириллица и глаголица. После принятия славянами православной веры образование становится массовым явлением, и Кирилло-мефодиевская азбука официально входит в употребление. Она была создана греческими учёными монахами Кириллом и Мефодием на основе старославянского языка.

Притом, грамотность среди народа носила действительно массовый характер: на раскопках славянских городов непременно находится множество берестяных грамот и других документов, книг и писем обычных людей!

На чём

Наверное, потому грамотность так широко была распространена на Руси, что славяне придумали доступные для всех писчие принадлежности: дешёвые и несложные в изготовлении. Это береста, деревянные и костяные писала и растительные чернила. Давайте рассмотрим все их по отдельности.

Конечно же, пергамент – выделанная особым способом телячья шкура – на Руси тоже использовался. Но на нём писали только официальные грамоты и законы, либо изготовляли из него важные книги, например, Библии, своды законов, летописи. Это объясняется тем, что пергамент был очень и очень дорогим материалом: для одной книги средней толщины требовалось около 200 шкур животных! Да и качественный пергамент мог смастерить не каждый мастер. В общем, книги из этого материала были доступны только боярам и князьям, а те не скупились на их украшения. Но об этом позже!

Казалось бы, дороговизна пергамента должна была отбить у простого народа тягу к знаниям. Но нет! Не зря наши предки славились своей смекалкой: она только побудила их к поиску альтернативных материалов. И славяне нашли идеальную «бумагу» – бересту. Это практичный, недорогой, удобный в использовании и легкодоступный материал. Береста, то есть аккуратно снятая верхняя кора берёзы, на Руси также использовалась в строительстве и при изготовлении различной утвари. А берестяные грамоты, благодаря влагоустойчивости берёзовой коры, хорошо сохранились до наших дней.

Чем

Для письма славяне использовали так называемые писала – палочки, похожие на толстые вязальные спицы. Один их конец (писчий) заостряли, а другой изысканно украшали резьбой. Изготовляли их из твёрдого дерева, лёгкого железа или костей животных.

Писалом на бересте не писали, а продавливали буквы. Для пергамента такой приём не годился – нужны были чернила. И если в Европе придумывали сложные, дорогостоящие и даже ядовитые составы, то наши предки и здесь нашли более практичное и доступное вещество. За основу чернил брали смолу акаций или вишни – камедь. Примешивая к ней разные вещества, можно было получить разный цвет чернил.

Например, для получения чёрного цвета к камеди примешивали сажу. Для коричневого – отскобленную ржавчину, для красного – киноварь (сульфит ртути), для голубого – медный купорос. А если не было под рукой этих веществ, то наши предки могли обойтись чернилами из плодов черники, корней спорыша и некоторых других растений. Пусть такие чернила и были недолговечными, но и ими ведь можно было пользоваться.

Как выглядели книги

Берестяные книги напоминали современные блокноты на пружинке. Изготовлялись они следующим образом: из коры берёзы нарезали листы одинакового размера, заполняли их текстом, накрывали с обеих сторон чистыми листами обложки, по краю пробивали сквозные дырочки и связывали шнурком, тесёмкой, гайтаном.

Книги из пергамента изготовлялись, в принципе, также, но получали дорогое оформление. Обложки делались из ценного дерева, обтягивались кожей или бархатом и украшались золотом и серебром. Связанный шнуром корешок обтягивался кожей. Уголки для сохранности оковывали металлом. Сам текст украшался цветными миниатюрами и орнаментом. Такие книги действительно были на вес золота.

Ученические принадлежности

Представляете, у наших предков тоже были ученические «тетради»! Береста, конечно, дешёвый материал, но, чтобы не тратить её на неучей, которые только-только взяли в руки писало, славяне придумали церы . Это такие плоские деревянные дощечки, обрамлённые выпуклой рамкой. Поверхность дощечки заливали воском, но рамка не давала ему растечься. Когда воск высыхал, на нём можно было выцарапывать текст. Согласитесь, очень удобное приспособление многоразового использования!

Цель

Обобщить знания детей по пройденным темам.

Оборудование

Для учащихся: тетрадки или альбомы.

Для учителя : ксерокопии (рисунки глиняных табличек, папируса, пергамена, деревянных цер, берестяных писем), кусочек папируса.

В начале урока надо обязательно вспомнить какая была письменность в древних государствах.

Информация для учителя

Месопотамия. Шумер. В этой стране было много глины. Из нее строили дома, делали посуду, игрушки, книги. Из мягкой глины лепили квадратные или круглые лепешки. Остроконечной палочкой (из тростника) писали клинышками. Острый треугольный конец палочки из тростника оставлял на глине треугольные знаки. Позже это письмо назвали «клинописью». Что делали с лепешкой после написания текста? Сушили и обжигали в печи. Так глина дольше сохранялась.

Церы

Свитки

Новгородские берестяные грамоты

Папирус

Что писали на глиняных табличках?

Официальные документы, указы, письма, договоры. При раскопках в Ассирии и Вавилоне нашли библиотеки из глиняных книг, которые сохранились даже при пожарах.

Великое изобретение египтян – папирус – сохранилось как слово во многих языках.

Бумага по-украински – папир, по-немецки – papier, по-французски – papier, по-английски – paper, по-русски – папиросная бумага.

Древнейший папирус датируется 3100 годом до н.э.

Одна из древнейших цивилизаций возникла в долине благословенного Нила. По берегам реки, в ее дельте,
в изобилии произрастало удивительное болотное растение, похожее на камыш – папирус. Это тростниковое растение высотой в 5 метров, толщиной в человеческую руку, имело голые трехгранные стебли, которые заканчивались наверху венчиком из листьев.

Полный процесс производства бумаги. Гравюра

Папирус – письменный материал.

Греческий ученый Теофраст писал, что египтяне сушат корни папируса и используют их вместо дерева как топливо и для поделок. Из стеблей делают речные лодки и легкие суда. Из сердцевины – плетут паруса, циновки, ткани для одежды, канаты. Папирус съедобен: его ели в сыром виде, вареном и печеном. Из него добывали сок.

Плиний Старший в своей «Естественной истории» назвал папирус важнейшим средством развития древней цивилизации.

Технология изготовления папируса. Заготовленные трехгранные стебли папируса очищали от листьев, разрезали на куски, снимали тонкую кору, обнажали рыхлую пористую сердцевину, разделяли ее иглой на тонкие пластинки, раскладывая их на чуть наклонном столе. Другой слой пластинок клали поперек и смачивали особым клеем из илистой воды Нила, муки и уксуса. Еще мокрые листы прессовали, осторожно обрезая края. Когда листы высыхали, их поверхность полировали до блеска пемзой, костью, гладкими раковинами. Полученные листы склеивали концами и сворачивали в свиток. Размеры его достигали 40 метров. Свиток оказался удобной формой книги. Древние греки, весь эллинский мир, римляне, арабы приняли такую форму книги без изменений. Свиток господствовал несколько тысячелетий. Использовали его и в Древней Руси.

Клинописные знаки

Пергамен

Со временем в Египте почти полностью исчезли заросли папирусного тростника, многие столетия назад был утрачен и секрет изготовления из него чудесного писчего материала.

? Как в наше время делают папирусный свиток?

Сначала от стебля растения отсекают нижнюю, наиболее толстую часть и разрезают ее на десять – двенадцать продольных частей. Полученные пластины выставляют на солнце, а после сушки помещают в ванну с водой, чтобы растворить содержащиеся в стебле сахар, крахмал и другие органические вещества. Через сутки их извлекают из воды и раскатывают деревянной скалкой, удаляя, таким образом, остатки раствора. Процедура «стирки и отжима» повторяется трижды. Постепенно пластины становятся мягкими, эластичными и прозрачными. Вновь погружают в ванну, после чего приступают к изготовлению свитка. Влажные пластины горизонтально кладут на кусок хлопчатобумажного полотна так, чтобы каждая из них немного «заходила» на другую. Сверху, таким образом, накладывают второй слой, но уже по вертикали. Папирусный свиток сформирован. Его накрывают куском полотна и помещают под обычный винтовой пресс, пока лист не станет сухим. Все это дало возможность реставрировать музейные свитки. В основном папирус использовали в Египте, но и экспортировали в другие страны. Первый лист папирусной книги назывался «протокол». Греческое слово «протос» – первый, последний лист – «эсхатокол». Греческое слово «эсхатос» – последний. Папирусная книга навертывалась на валик, на концах которого – рогульки. Окончив чтение, книгу клали в кожаный футляр, который назывался «фелонь». В библиотеках папирусные свитки держали в корзинах.

? А из чего делали пергамен? Кто придумал этот материал?

По легенде, египтяне запретили вывоз папируса в город Пергам, так как Пергамская библиотека становилась все больше и интересней, и соперничала с Александрийской библиотекой. И тогда в городе Пергам изобрели новый писчий материал – пергамен (пергамент). Это был очень дорогой, но долговечный материал для письма. Выделка пергамена, особенно тонкого и гладкого, без швов и брака было делом нелегким. Тонко выделанная кожа молодых животных: коз, овец, телят. Кожу вымачивали, уничтожали остатки волос, втирали мел, чтобы он впитывал жир, выглаживали пемзой, сушили. С IV в. пергамен вытеснил папирус. Некоторые пергаменные книги походили по форме на папирусные свитки. Но позже книга приняла современный облик. Она состояла из согнутых пополам листов, которые объединились в небольшие группы: по три, пять, шесть. Четыре двойных листа назывались «тетрадью». Несколько тетрадей скреплялись вместе, образуя книгу. Переплет был деревянный, обшитый кожей. Роскошные книги украшались бляхами из золота, серебра, эмалью и драгоценными камнями. В славянских рукописях употреблялся пергамен белого цвета. В западноевропейских странах – белый и черный. В некоторых греческих – голубой или пурпурный.

На Русь пергамен привозили из Византии, но постепенно его научились изготовлять в местных мастерских.
В древнерусской традиции для обозначения пергамена употреблялись слова: «хартия», «мех», «кожа». Рукописи, написанные на пергамене назывались «харатейным письмом». Из одной шкуры теленка получалось 7–8 листов для книги. А для всей книги требовалось все стадо. Из-за дороговизны пергамена его употребляли иногда дважды. Для смывания текста использовали молочную кислоту или соскабливали ножом. После этого пергамен назывался «палимпсест».

? На чем писали в древнем Риме? Как выглядели деревянные дощечки? Чем их покрывали? Каким предметом наносили буквы?

Деревянная тетрадь – цера – четырехугольная дощечка, намазанная воском. По нему писали костяной или металлической палочкой – стилем или писалом. Писало – стержень 8–16 см длиной. Их делали из железа, бронзы или кости. Лопаточку украшали либо «яблоком», либо валиками, иногда – фигурной резьбой, инкрустацией. Иногда железные писала покрывали бронзой или серебристой краской. Один конец стиля был острый, а другой закругленный. Писали острым концом, а другим заглаживали написанное. Можно было написать письмо на цере и отправить другу, который прочитав его, мог загладить написанное и написать на ней же свой ответ. Церы часто скреплялись шнурами по две, образуя «диптих» (греческое слово – «вдвое сложенный»). Такие «записные книжечки» были во многих странах и на Руси тоже. Церы не изменили своего облика: прямоугольные, 13–16 см высотой и 9 см шириной. Дощечки с узкими бортиками, имеющие неглубокую выемку для заполнения воском. По всему донышку выемки делалась насечка из штрихованных линий для лучшего сцепления воска и дерева. Для обеспечения сохранности записей к каждой дощечке полагалась крышка такого же размера. В бортиках два отверстия для соединения с крышкой и одно – для завязывания «блокнота» тесемкой. Иногда верхняя поверхность церы украшалась резьбой. На них писали счета, письма, азбуки. Для маленьких детей делали специальные церы, в верхней части которых были написаны цифры и алфавит. Имея такую дощечку маленький ребенок мог заниматься самообразованием.

При раскопках города Помпеи нашли дом банкира, где на стене были портреты хозяина и его жены, держащей в руках церу и стиль и деревянные ящики, в которых лежали церы, содержавшие денежные расписки. Церы пережили античный мир. Использовались они и в средневековье.

? На чем писали в Древней Руси? Применялись ли чернила?

Для того, чтобы использовать бересту в качестве писчего материала, ее как правило, специально готовили. Лист березовой коры должен был иметь минимум прожилок. С его внутренней стороны удаляли ломкие прослойки луба, а с наружной – шелушащийся поверхностный слой. Потом бересту кипятили в воде со щелочами. Но писали и без этого. В большинстве случаев текст наносился на внутреннюю поверхность коры, а иногда и на наружную с помощью костяного или железного стилоса (писала). Стилосы представляли собой заостренный стержень, снабженный на противоположной стороне плоской лопаточкой. Такая форма определялась двойным назначением этого инструмента. Им писали и на бересте, и на навощенных дощечках – церах. Использовали внутреннюю поверхность коры, т.к. она эластична. Береста при естественном скручивании сворачивается внутренней стороной наружу. Тексты, обнаруженные на таких «свитках», сохраняются дольше. Очень хорошо хранятся во влажной среде. На воздухе при высыхании береста быстро скручивается из-за неравномерного натяжения ее прослоек. Она становится ломкой, расслаивается по прожилкам. Такой писчий материал не рассчитан на длительное хранение. Человек, получивший берестяное письмо и ознакомившись с содержанием, выбрасывал его. Попав в грязь и будучи затоптанным во влажную почву, письмо таким образом обретало вторую жизнь. Берестяными письмами пользовались люди различных слоев общества. Грамотных людей было много. Среди них бояре, крупные землевладельцы, торговцы, священнослужители разных иерархических рангов, ремесленники, крестьяне, мужчины, женщины и дети. Среди найденных берестяных писем в Новгороде много документов, личных писем, ученических «тетрадей» с упражнениями в письме и счете. В древнем Новгороде писали не только на бересте, но и на деревянных дощечках – церах, покрытых слоем воска. Восковые церы были известны и в античное время, и в средневековье. Использовались они как материал для кратковременных записей. Дороговизна пергамена, а потом и бумаги была причиной, по которой дощечки с воском («вощечки») получили широкое распространение во всем средневековом мире.

? Какой материал победил все предыдущие? Кто его изобрел?

Историки считают, что впервые бумагу из бамбука и шелковичного дерева изготовил мастер Цай Лунь в 105 году. Но современные китайские историки говорят, что бумага была известна задолго до Цай Луня. Секрет производства бумаги выяснили случайно. Два китайских бумагодела попали в плен в Самарканд, где и рассказами, как делать бумагу. В VIII в. бумага стала известна арабам. Потом она появилась в Византии. Проникла в Испанию и Италию. В XII–XIII вв. бумага распространилась по всей Западной Европе. В XIV в. ее начали делать и на Руси.

Изготавливалась бумага вручную изо льна, хлопка, тряпья. Растительные волокна и тряпки размачивались в чане с краской и клеем. Размешивались и размельчались до состояния кашицы. Мастер – бумажник – зачерпывал кашицу формой, дном которой служила медная сетка, и ставил на доску над чаном. Когда вода стекала, он выкладывал непросохший лист бумаги на сукно, им же сверху снова покрывал бумагу. Потом еще один рыхлый слой бумаги, опять сукно – и так несколько раз. Получилось несколько листов. Вместе с сукном их клали под пресс, чтобы отжать лишнюю влагу. Сукно вынимали. Листы прессовали вторично и развешивали для просушки. Если через бумагу посмотреть на солнце, то можно было увидеть водяные знаки. Они появились с конца XIII в. Европейские мастера стали метить бумагу. Для этого на проволочной сетке делали орнамент, отпечатывавшийся на бумажном листе. У каждого мастера был свой орнамент, своя филигрань.

Как готовили чернила, чтобы писать по бумаге и на пергамене?

Чернила готовили из сажи, чернильных орешков, которые растут на дубовых листьях и «чернильного мешочка» каракатиц. Еще использовали железные опилки с вишневым клеем (смола). Варили чернила на квасе или меду. Для выделения первой строки использовали красную краску, которую добывали из растений – драконова кровь, на основе свинца – сурик, на основе ртути – киноварь. Пурпурная краска была самая дорогая. Ее добывали из морских моллюсков. Этот цвет стал символом императорской власти. С 470 года пурпурный цвет употреблялся только императорами для подписей указов. Для дорогих рукописных книг употребляли листовое или «твореное» золото или серебро. Листовое, раскатанное в тонкую фольгу золото или серебро, накладывалось на буквы, написанные клейким веществом.

«Твореным» называли драгоценный металл, растертый в порошок, на основе которого делалась краска. Серебро применяли редко.

В старину для переписки книг использовали чернила, приготовленные по различным рецептам. Например, вот как делались чернила по рецепту «О черниле копченом ко иконному и книжному письму»: «сначала нужно получить сажу; на кирпичи ставят несколько горшков с пробитым дном и заднюю сторону затвердить, чтоб копоть дымная вверх шла, а переднюю сторону под горшки подкладывать береста со огнем». При этом нужно было следить, чтобы сажа в горшках не загорелась, и своевременно снимать накопившийся слой. Потом сажу размешивали со слюной или вином, разбавляли водой, смешивали с вишневым клеем – камедью. В полученную смесь добавляли отвар из ольховой коры, красного сусла, чернильных орешков и железа. Чернила закупоривали в кувшине или в горшке и выдерживали некоторое время в тепле. Железные чернила готовили еще и так: брали куски ржавого железа, старые замки, ключи, цепи, гвозди и опускали в отвар из ольховой коры с добавленим кислого кваса или уксуса. «Первое, устрогав зелены корки ольховыя, без моху, молодыя, и в четвертый день положити кору в горшок, и налить воды или квасу доброго или сусла яшного [ячменного], а коры наклади полон горшок, и варить в пещи, гораздо бы кипело и прело довольно бы, день до вечера, и положи в горшок железины немного, и поставити горшок со всем, где бы место не студно, не тепло, и на третий день разлити чернило».

? Кто-нибудь пробовал готовить чернила сам?

Перочинный ножик

В древности пером служила заостренная камышовая тростинка. Писали костяными или металлическими перьями. А птичье перо стали применять уже в средние века. На Руси пользовались преимущественно гусиными, лебедиными и павлиньими перьями. Предварительно кончик пера расщепляли и заостряли ножиком. Поэтому перочинный ножик был всегда у писца.

Задача-путаница

На рынке Помпеи можно было встретить торговца , который при вас мог написать любой документ или письмо на бересте , обмакнув в красные чернила авторучку . Другие торговцы показывали шкуры быков с готовыми написанными стихами. А также можно было найти в какой-нибудь лавочке бумажную записную книжку и ручку , чтобы писать в ней.

Ответы на кроссворд к уроку 8

1. Киноварь. 2. Кожа. 3. Египет. 4. Клинопись. 5. Фелонь. 6. Алфавит. 7. Миниатюра. 8. Цера. 9. Стиль.

Современный мир все чаще обращает свои взоры назад, в историческое прошлое, пытаясь узнать тайны зарождения культуры, речи, письменности и религии наших предков. Открыв неизведанный исторический след и постигнув тайны истории, можно лучше понять себя и окружающий мир. Сотни вопросов, каждый день зарождающихся, находят свое решение, а некоторые — навсегда остаются загадкой истории. Одним из таких вопросов, важным, интересным и поистине захватывающим для изучения, выступает письменность Древней Руси.

Внимание

Вопрос: «на чем писали в древней Руси» — звучит все громче и притягивает взоры современного поколения.

Истоки письменности или материал для письма в древней Руси

Раскопки проведенные в Новгороде показали несколько необычных предметов, которые принято называть в современной литературе церами. Все предметы, найденные во время раскопок, датируются начиная с 10 века и по 13 век включительно. Такая историческая протяжность говорит о том, что церы использовались в качестве материала для письма, но не часто. Ведь во время раскопок найдено всего 11 экземпляров.

Цера — деревянная дощечка небольшого размера выпуклая по краям и заполненная воском. Чаще всего церы имели прямоугольную форму. Воск, используемый для заливки таблички, применяли черного цвета, как самый доступный по цене, реже использовался воск другого цвета. Чтобы воск надежно закрепился на дереве, внутреннюю поверхность подготовленной формы покрывали насечками. Самым востребованным размером пластин был 9-12 см, такие таблички можно было носить с собой. По краям каждой исписанной церы делалось отверстие для кожаного ремня, которое потом использовалось для соединения пластин между собой.

Писали на церах также не обычно, приходилось выцарапывать тексты на воске, а при необходимости — стирать их и писать новые тексты.Дохристианской письменностью, которая использовалась для письма, иногда и на церах, была примитивная руническая письменность — «черты и резы». Непонятные символы и знаки, составляющие это письмо, почти не сохранились до наших дней.

Более распространенное использование, начиная с IX века, получила привычная нам кириллица. Именно кириллицей писали ученики в княжеских школах, оттачивая свае мастерство на церах, изучая основы письменности и алфавит.

Дорогой материал для письма на Руси до ХIV века

Более дорогим материалом для русских письменных памятников служил пергамент, который использовался до ХIV века. Наши предки называли такой вид письма своеобразно: «телятинами», «кожами», «мехом».

Пергамент — телячья кожа, выделанная особым способом. Происхождение материала уходит корнями во II век до нашей эры, в город Пергам (Азия). Книги из пергамента были очень дорогими, они ценились и относились к ним с большим почетом. Виной всему процесс изготовления пергамента и само сырье — телячьи шкуры. Для написания всего одной небольшой книги приходилось использовать от 100 до 180 шкур. А это — огромное стадо! Кроме того, сам процесс преображения обычной шкуры в пергамент был крайне сложным, длительным и хлопотливым. Он состоял из таких этапов:

  1. Промывка шкуры и удаление жесткого покрова (ворса);
  2. Вымачивание, на протяжении 7 дней, в известковом растворе;
  3. Просушка шкуры, на деревянной раме и удаление клетчатки (мездрили ножами).
  4. Втирание мела;
  5. Обработка (выглаживание) пемзой;
  6. Этап отбеливания посредством втирания муки и молока;
  7. Деление на листы необходимого размера.

Несмотря на весь труд, через который проходил каждый кусок пергамента, это был прекрасный материал для письма. Лучший в своем роде. Как писчий материал, пергамент, мог использоваться с двух сторон. Он был и прочным и светлым одновременно, что значительно улучшало качество текстов. Не менее популярной особенностью пергамента было повторное использование, соскоблив верхний слой.

Берест — заслуженная популярность

Вопрос о том, на чем писали на Руси в 10 веке все же остается актуальным, в силу дороговизны пергамента и непрактичности церы. И русичи решили его великолепно — использовали березы. Именно кору березы, иначе бересту, наши предки использовали для повседневных нужд.

Более дешевая и доступная береста стала настоящей находкой и возможностью изучать письмо в низких социальных слоях. Часто использованную однажды кору березы просто выбрасывали и писали на новом куске. В более бедных районах Древней Руси, дорогой пергамент заменяли дешевой берестой и писали целые книги. Благодаря особенностям березовый коры книги из нее лучше сохраняются в земле, чем пергаментные. Первые берестяные грамоты на территории нашей страны были найдены в Новгороде, во время археологических раскопок 1051 года.

Интересно то, что этот материал был не только для книг, но и для личных писем. Раскопки показали, что купцы, воины, ремесленники и прочие сословия, часто использовали бересты для личной переписки. Они прекрасно показывают жизнь людей того времени, описывая ее в малейших деталях и проливая свет на, порой неизвестные, страницы в истории. Выводы сделанные учеными были поразительными, ведь благодаря таким текстам удалось восстановить уникальные недостающие моменты быта и культуры жителей Древней Руси.

Техника изготовления листов и письмо в берестяных книгах

Перед этапом подготовки книги или рукописи необходимо было подготовить березовую кору. Для этого ее вываривали в воде и снимали грубые слои. После полного высыхания и обрезания со всех сторон бересте придавалась прямоугольная форма. Сделать берестяную книгу было не трудно, для этого заранее подготовленные страницы исписывались и складывались по-порядку. Потом к готовому материалу добавлялась не исписанная обложка. Все приготовленные таблички с одной стороны пробивались шилом, а в образовавшееся отверстие пропускали кожаный шнурок, чтобы скрепить все вместе.

Не менее важно стоит вопрос как в древней Руси называли орудие письма или чем писали на бересте на Руси? Этот вопрос, в контексте древней письменности, стоит остро, ведь изобретательность в плане материала для письма была перенесена и на орудие для письма. Писали наши предки заостренными писалами, просто выцарапывая буквы на бересте или цере.

Писало делалось из кости или железа, реже из брозы и дерева. Как показали раскопки в Новгороде, писала имели более широкое применение, нежели простое высечение текста. Об этом говорит форма писала: заостренный конец применялся для начертания букв, прорисей и знаков, а лопаточка сверху использовалась для подправки текста на бересте или для соскабливания воска в церах. В лопаточке делали отверстие и носили ее на поясе.

Гусиные перья и древнерусские рецепты чернил

Чернила могли позволить себе только богатые люди. Ими писались книги и рукописи, сказания и важные акты государственного значения. Лебединым пером или павлиньим писал только царь, а большинство обычных книг были написаны гусиным пером. Техника подготовки пера требовала умений и правильных действий. Для письма пригодно перо из левого крыла птицы, ибо оно имеет удобный угол для письма правой рукой. В обязательном порядке перо обезжиривали горячим песком. Кончик затачивали наискось.

Рецептов приготовления чернила было несколько, в основном, из доступных средств. Среди них:

  • чернила из растений. Фиолетовые — из черники, пурпурные — из крушины, синие — из бузины.
  • черные чернила из камеди и сажи, путем вываривания.
  • чернила из ржавчины.
  • чернила из ольховой или дубовой коры, кваса, меда и вишневого клея.

Перед использованием чернила разбавляли водой и помещали в специальные сосуды — чернильницы. Чернильница позволяла чернилу не выливаться на стол.

Особенный вид древнерусской письменности

Особенное место в письменности Древней Руси занимает граффити. Это выцарапанные надписи в храмах, монастырях и церквах оставленные паломниками. Граффити было настолько популярно, что в уставах некоторых князей были упоминания и наказания за отметки на стенах. Часто в таких граффити писалось просто имя, пожелание, прошение, молитва и благодарность. Факты свидетельствуют о том, что даже в закрытых церквах принадлежащих княжескому роду, встречались граффити. Этот факт говорит о популярности подобного направления. Интересным признанием, которое историки нашли на стене одной из церковь, оставленное анонимным верующим стало признание: «Блуд сотворил в свят день».

Письменность Древней Руси — это уникальная система со своими необычными чертами и важными составляющими. Но самое важное, что наши предки стремились к знаниям, вырабатывая новые способы для обучения и просветления. Как нельзя лучше описывает события, происходящие на Руси пословица: «Ученье – свет, а неученье – тьма».

«В начале было Слово…» — это известная всем библейская цитата, отражающая реальную ситуацию. Сначала человек долгие тысячелетия учился выражать свои мысли звуками, а позже возникла необходимость сохранения и передачи информации, передаваемой устно. Так, шаг за шагом, современная цивилизация пришла к совершенно иному уровню письменности, без которого нынешний человек себя не представляет. Но интерес к тому, на чем и как писали люди в древности, не пропадает, а, наоборот, подогревается все новыми открытиями в этой области.

На чем писали люди в древние времена, человечество узнало и узнает по сохранившимся историческим находкам, из упоминаний в древних рукописях.

Рисунки на камнях и скалах

Первые шаги человека в освоении письменной речи дошли до нас в виде рисунков на стенах пещер. Пещера – это жилище, где человек проводил много времени и свои впечатления об охоте, о каких-то семейных событиях или событиях, происходящих в общине, отражал в рисунках на стенах. Другого материала, кроме стен и камней, поверхности почвы в древние времена у людей просто не было.

На скалах выбивались, выскабливались изображения птиц, животных, человека, дерева, предметов из окружения – всего того, что человек видел вокруг себя. Позднее эти изображения (предметное письмо) трансформировались в символы, значки, каждый из которых что-то обозначал.

Рисуночное письмо появилось позже, когда отдельные предметные изображения объединяли одним сюжетом, передавая этапы развития событий. Путь от рисунков к знакам и символам занял не одно столетие.

Скалы и камни – твердый материал для нанесения рисунков. Около 3500-4000 лет до н. э. стали использовать мягкую и пластичную глину для изготовления табличек для письма. Свидетельства этому найдены в Ираке и Иране (Месопотамия).

Пока табличка была влажной, на ее поверхности заостренной палочкой (грифель, стилиус) наносились знаки, затем ее сушили на солнце. Такой способ письма получил название клинопись. Считается, что родилась она в Шумерской цивилизации.

Громоздкие рисунки постепенно трансформировались в знаки и символы – писать их было быстрее и удобнее, да и места они занимали меньше.

Из всех найденных табличек с клинописью последняя относится к 75 году н. э.

Глиняные таблички громоздкие, хрупкие, неудобны для транспортировки, с них невозможно стереть написанное, поэтому на смену им пришли таблички из воска.

На специальные деревянные дощечки или дощечки из слоновой кости наносили слой воска – писать на нем можно было острым грифелем. Другим закругленным концом ненужный знак затирали, стирали.

Изготовить таблички было несложно, поэтому в античные и средневековые времена ими пользовались в быту для пометок по хозяйству, применяли как записные книжки и в обучении письму.

По мере использования качество воска ухудшалось, его соскабливали и наносили новый слой. Нынешнее выражение — «с чистого листа», когда нужно начать все сначала, корнями уходит именно в те времена.

Потом применение табличек усовершенствовалось – их соединяли ремешками из кожи, получалась книга. Упоминания о восковых табличках встречаются у Гомера, Цицерона.

Пользоваться ими продолжали до 19 века, хотя давно уже писали на бумаге. Например, восковой табличкой удобно пользоваться на некоторых производствах для занесения текущих данных.

Письмо на папирусе

Папирус, как материал для письма, начали применять в Древнем Египте (III век до н. э.). Свое название материал получил благодаря болотному растению Cyperus papyrus, из которого его изготавливали. На территории античных государств он появился примерно в VII веке до н. э. Описание технологии его изготовления есть у Теофаста.

Лист папируса по толщине был примерно таким же, как современный бумажный лист, а гладкой его поверхность делали с помощью полировки камнем или кусочком дерева твердых пород. Свитки из папируса хранить было проблематично, так как материал легко впитывал влагу, ломался, края листов быстро «мохнатились».

Писали на папирусной бумаге палочками из тростника, один конец которой был косо срезан. Линии разной толщины получались при наклоне палочки на разный угол. Для написания применяли черные чернила, на приготовление которых шла сажа и липкая сыворотка из крови. Чтобы писать заголовки, готовили красные чернила из красного мела и сыворотки. Оттуда и пришло название «красная строка».

Примерно во II веке до н. э. появился новый, более практичный, чем папирус, материал. В городе Пергама на создание библиотеки понадобилось много папируса, а Птолемей V, правивший в то время Египтом, запретил вывозить его. Заменил папирус пергамент, изготавливать который начали ремесленники из Пергама.

На его изготовление шла телячья, баранья, козлиная, воловья кожа, которую обрабатывали с обеих сторон. Материал получался двухсторонний, эластичный, прочный, светло-желтого цвета, хранить его было гораздо удобнее и проще.

К тому же, обрезанные по одному размеру и скрепленные листы позволяли создать другой формат, который и послужил прототипом книги.

Пергамента требовалось все больше и больше, а возможности изготовления были ограничены, поэтому приходилось применять его вторично, стирая, соскабливая написанное ранее. Придумали даже состав для стирания чернил и специальный отбеливатель. Но качественной поверхности уже не получалось – оставались следы прежнего текста.

Писали на пергаменте остро заточенными прочными гусиными перьями. Для правшей брали перья из левого крыла, а для левшей – из правого.

С появлением бумаги применение пергамента постепенно прекратилось.

Кроме перечисленных материалов, в древние времена использовали и другие, например, пальмовые листья, гладкая поверхность коры, ствол дерева, утрамбованный песок, бамбуковые дощечки – все, на чем можно было нацарапать какой-то знак.

На чем писали в Древней Руси

Славянские народы научились чтению и письму еще до христианских времен. На чем и как писали в Древней Руси мы знаем из дошедших до нас рукописей, из записей летописцев, путешественников.

Самобытная письменность, которой пользовались предки, называлась «черты и резы». Кириллица и глаголица сменила эту письменность в IX веке. Грамотность на Руси носила не единичный характер, а массовый. Судить об этом можно по найденным на раскопках старинных городов письмам, принадлежащим перу простых людей.

Для письма использовали доступные для тех времен материалы: глина, береста, кожа, воск.

Пергамент на Руси был известен, изготавливать его умели, но стоил он очень дорого. Например, чтобы выпустить книгу средней толщины, требовалось около 200 шкур! Да и квалифицированных мастеров было не так много.

На пергаменте записывали законы, указы, официальные грамоты, летописи, так же его применяли для издания Библии, важных книг. Для более широкого применения он был баснословно дорог.

В народе нашли замену дорогому материалу – стали использовать бересту, которой в достатке в любом лесу. Первые берестяные грамоты были обнаружены на раскопках в Великом Новгороде, а появились они на Руси в IX-X веках.

Писали на них похожими на толстые спицы палочками (15-18см) с заостренным кончиком– писалами. Другой конец костяной, деревянной или железной палочки был резной.

Слово «писали» здесь не совсем подходит, поскольку буквы на бересте выдавливали или выцарапывали. Чернила готовили из сажи, сока бузины, черники и других подручных природных материалов.

Берестяные грамоты использовались повсеместно как доступный всем материал. Из бересты составляли книги, соединяя несколько берестяных листов кожаными ремешками.

Наряду с берестой в ходу был и воск. Им заливали небольшие деревянные прямоугольные дощечки (9х12см) с приподнятыми краями (чтобы воск не скатывался) – церы. На дощечке делали насечки для лучшего закрепления воска. Чаще всего, использовали черный воск – он был дешевле. Церы удобно было носить с собой в кармане или на ремешке, можно стереть письмо и написать новое на этой же дощечке.

История развития письменности таит в себе еще много неизвестного и интересного, но уже имеющиеся достоверные факты говорят о том, что человек всегда стремился к знаниям и не останавливался на достигнутом.

Наталья Мишукова
Конспект занятия «На чем писали люди в древности»

Цель : формирование целостных представлений детей о возникновении письменности.

Задачи :

Обогащать представления детей о материалах для письма, способах передачи информации;

Развивать творческое мышление;

Воспитывать интерес к истории письменности.

Материал : «На чем писали люди в древности » , пластилиновые таблички, береста, кора осины, рябины, папирус, чистые листы бумаги, средства изобразительной деятельности.

Словарная работа : папирус, пергамент, береста.

Ход непосредственно образовательной деятельности

Ребята, а вы знаете, как раньше люди общались , находясь друг от друга далеко?

При помощи писем.

А вы получали, когда - ни будь письма?

А вы писали , когда - ни будь письма?

Вот и я сегодня получила письмо, от Незнайки и он просит нас

помочь ему, узнать, на чем писали наши предки ?

Как вы думаете, всегда ли была бумага?

На чем могли писать люди в древности , когда еще не было бумаги? (Предположения, затруднения детей) В разные времена люди по-разному передавали друг другу опыт, знания, информацию.

Хотите узнать, на чем писали люди в далеком прошлом ?

Первая в истории человечества книга - это каменная книга наскальных изображений. На камне люди выцарапывали рисунки или знаки.

Однажды ученые обнаружили скалу с рисунками. Посмотрите внимательно на письмо, что изображено на рисунке? (Ответы детей)

Древний художник выбил на камне лодку с гребцами, на ней серп - месяц и три кружочка - солнца, а пониже - пронзенные стрелами олени и дикие гуси. Попробуйте расшифровать это письмо, о чем хотел рассказать древний человек ? (Предположения детей) .

Позже люди стали использовать для письма глину. Из мягкой глины делали плитки, на ее поверхности заостренной палочкой выдавливали значки, похожие на клинья. Глиняные плитки обжигали в печи, они становились легкими и прочными, хранили их в деревянных ящиках.

Ребята, а вы хотите попробовать написать письмо на глине ?

(Работа детей за столами)

Передавали сообщения люди и узелковым письмом .

Может кто- то знает на чем еще писали наши предки ?

Что же это за желтоватые свитки?

Желтоватые свитки для письма назывались - папирусы.

В Древнем Египте люди писали на папирусе - это растение похоже на болотное растение - камыш. Они разрезали его стебли на узенькие продольные полоски, смачивали, сушили на солнце, а потом склеивали кусок за куском в длинные широкие ленты. Ленты сворачивали в свитки и писали на них черной или красной краской - "чернилами".

Наши далекие предки, жители Древней Руси , писали на бересте - березовой коре. Как вы думаете почему? (Ответы детей)

Действительно береста была самым дешевым и доступным материалом. Ученым удалось отыскать немало берестяных грамот.

Хороша береста, но для книг она не годилась, поэтому книги в древности писали на дорогом пергаменте - коже телят или козлят. Писать на нем было удобно , он был прочнее папируса и бересты. Но слишком дорог был пергамент, написанная на нем книга стоила столько же, сколько большой участок земли с домом вместе.

Индейцы покрывали изображениями шкуру бизона. Каждый рисунок, обозначал какое-нибудь одно слово. Но когда надо было изобразить действие, то получалось, не очень понятно. Один и тот же рисунок ноги мог означать : иду, пришел, ушел, быстро. Как хочешь, так и понимай.

Сейчас письма пишут на бумаге, на ней печатают книги. Кто знает, из чего делают бумагу? (Ответы детей : из древесины , макулатуры) .

Давайте напишем письмо о том, что мы узнали сегодня. (Составление коллективного письма на разных материалах)

На чем была написана самая первая книга ?

Какой материал использовали люди в древности для письма ? (Ответы детей)

Публикации по теме:

У нас в группе существует традиция. В подготовительной группе писать письма ветеранам ВОВ. Три года назад, я уже писала о подобной акции. Но.

Уважаемые коллеги! В своей публикации о посткроссинге Оксана Климова сказала, что посткроссинг расширяет кругозор детей, как тех, кто пишет,.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию «На чем и чем можно рисовать» Образовательная область: художественно-эстетическое развитие; Вид деятельности: непосредственно образовательная Возрастная группа: подготовительная.

Конспект занятия «Великие люди А. С. Пушкин» в подготовительной к школе группе Набиева Элнара Октай-кызы }