Как менялись представления о вселенной. Антропоцентризм - это концепция, в которой человек представляется центром вселенной

  • Некоторые мыслители считают человека центром Вселенной. Согласны ли вы с этой оценкой значения человека? Почему?
  • Человек- центр Вселенной? Нет, не согласна. Человек является центром нашей планеты, но не Вселенной. Слово центр поразумевает главное звено, вкруг которого все вращается, вертится, существует, живет. Вселенная огромна, никто не знает ее таин, поэтому мы не имеем права утверждать что человек- высшее существо на всем белом свете. Если человек способен мыслить, это не дает ему право считаться центром Вселенной, быть может есть в этой самой Вселенной и дугие существа, умней нас, выше нас.

  • Человек- центр Вселенной? Нет, не согласен. Человек является центром нашей планеты, но не Вселенной. Слово центр подразумевает главное звено, вокруг которого все вращается, вертится, существует, живет. Вселенная огромна, никто не знает ее тайин, поэтому мы не имеем права утверждать что человек- высшее существо на всем белом свете. Если человек способен мыслить, это не дает ему право считаться центром Вселенной, быть может есть в этой самой Вселенной и другие существа, умней нас, выше нас.
  • Люди по-разному относятся к своему труду. Одни не
    переобременяют себя работой и трудятся с прохладцей. Другие буквально «горят»
    на работе. Приходя домой, они продолжают думать о том, что не успели сделать за
    день. Вторые привязаны к труду, а первые отчуждены от него. Именно для
    «горящих» на работе труд становится центральным жизненным интересом.

    Понятие «центральный жизненный интерес»
    ввел в 1956 г.
    видный специалист по индустриальной социологии Роберт Дабин. Идея оказалась
    столь плодотворной, что на ее основе возникла целая концепция. Она включает
    следующие положения:

    1. Центром жизни работающего индивида
    является его работа; все, что происходит на работе, влияет на любую другую
    сторону его жизни.

    2. Люди постоянно стремятся к удовлетворенности,
    чем бы они ни занимались: если работа не приносит удовлетворения, они ее
    меняют.

    3. Люди работают только ради
    удовлетворения, и ничего больше.

    4. Удовлетворенный служащий обладает
    наибольшей продуктивностью; напротив, тот, кто не удовлетворен работой, менее
    продуктивен.

    5. Люди могут быть мотивированны
    увеличением степени удовлетворенности.

    6. Удовлетворенный рабочий сильно
    интегрирован как в сфере работы, так и вне ее.

    7. Удовлетворенный рабочий обычно не
    испытывает таких депрессивных эмоций, как разочарование, страх, подавленность,
    чувство вины, мстительность, ужас и зависть.

    8. Удовлетворенность равносильна
    счастью; поэтому все усилия должны быть направлены на то, чтобы сделать
    существование рабочего в сфере его занятия как можно более счастливым. ..

    Психологи и социологи считают, что
    удовлетворенность трудом в действительности не имеет того значения, какое ей
    придают. Работа является лишь одним из аспектов жизни человека, но не
    единственной его целью, оправданием всего его существования. Но такое верно до
    тех пор, пока человек не потерял работу. В этот момент мы осознаем, что
    труд - это нечто такое, без чего человек не может обойтись. .. Если без
    работы человеческое существование теряет смысл, значит, труд превращается в
    первую жизненную потребность, т. е. центральный жизненный интерес.
    ВОПРОС! --- Согласны ли вы с
    заключительным утверждением в этом тексте? Свое отношение к нему
    аргументируйте.

  • Да, с данным текстом и его выводом можно вполне согласиться. Но вопрос может быть и дальше развит. Одним из его ответвлений служит вопрос "Что такое труд для данного индивида?". Человек, по мере его возможностей, является созидателем окружающего его мира. Эмоции, что управляют им, отражаются на продуктивности не только данной работы, но и мозга в целом. Работа является нашей устойчивой платформой, и то, насколько она выше и лучше, улучшают ваш имидж, тянет к вам людей похожих на вас. Без поддержки, без статуса "рабочего" закрываются многие удовольствия, появляется злость и дотошность.
    Именно труд - развитие вас, ваших желаний и их исполнения. Он является ответом на многие вопросы и двигает человечество вперед.
  • Срочно.
    В наше время на вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному. Один из исследователей, делая обзор научных работ, посвящённых личности, составил список из пятидесяти определений этого понятия. Исследователи согласны только в одном: личностью не рождаются, а становятся. Для этого человек должен предпринять немалые усилия: вначале овладеть речью, а затем с её помощью многими двигательными, интеллектуальными и культурными навыками.
    При этом надо иметь в виду следующее. Понятие «человек» включает все человеческие качества, свойственные людям, независимо от того, присутствуют или отсутствуют они у конкретного человека. А понятие «индивид» относится именно к конкретному человеку и включает кроме общих для всех людей только этому человеку присущие психологические и биологические качества.
    Существует и ещё одно понятие, которое используют при разговоре о проблемах личности. Это понятие «индивидуальность». Индивидуальность включает лишь те качества человека, такое их сочетание, которое данного человека отличает от других. Можно сказать, что индивидуальность - это личность в её своеобразии.
    Надо сделать ещё одно замечание. В русском языке термин «личность» происходит от древнерусского слова «личина». Так называли маски, которые надевали на себя скоморохи во время представлений. Но со временем значения слов «личность» и «личина» совершенно разошлись. Понятие «личность» всегда связано с определением настоящего в человеке. Понятие «личина», или «маска», психологи используют, когда говорят о том, что человек скрывает свои истинные качества.
    (По материалам энциклопедии для школьников.)
    1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
    2. На уроке обществознания среди учеников возник спор о том, можно ли говорить о личности ребёнка. Объясните, почему некоторые ученики сомневаются в правильности словосочетания «личность ребёнка». Приведите фрагмент текста, который может помочь Вам в объяснении.
    3. Предположите, какие проблемы могут являться «проблемами развития личности». Используя содержание текста и обществоведческие знания, назовите любые две проблемы и поясните каждую из них.
    4. Ученик на уроке высказал мнение, что негативные качества человека (например, нечестность, ленность) не относятся к чертам его личности. Используя содержание текста и обществоведческие знания, приведите два аргумента (объяснения) в опровержение этого мнения.
  • Вот, что я думаю:
    .
    План:(по возможности напиши, где начинается новый абзац).
    1. "Личностью не рожлаются, личностью становятся"
    2. "Человек и индивид"
    3. "Индивидуальность - это личность в ее своеобразии".
    4. Происхождение слова личность.
    .
    "Исследователи согласны только в одном: личностью не рождаются, личностью становятся. .."(до слов "культурными навыками").
    .
    Другие два незнаю (((
  • В самом общем определении ценность – это всё, что значимо для человека и, следовательно, как бы «очеловечивается». А с другой стороны, способствует
    «возделыванию», культивированию самого человека. Ценности подразделяются на природные (всё, что существует в естественно-природной среде и имеет значение для человека – это и минеральное сырьё, и драгоценные камни, и чистый воздух, и чистая вода, лес и т. д.) и культурные (всё, что создал человек). В свою очередь, культурные ценности делятся на материальные и духовные, которые, в конечном итоге, и определяют материальную и духовную культуру.
    Материальная культура включает в себя всю совокупность культурных ценностей, а также процессы их создания, распределения и потребления, которые призваны удовлетворять так называемые материальные потребности человека. Материальные потребности, вернее их удовлетворение, обеспечивают жизнедеятельность людей, создают необходимые условия для их существования – это потребность в пище, одежде, жилище, средствах передвижения, связи и т. д. Созданные материальные ценности и есть сфера материальной культуры.
    Но эта сфера культуры не является определяющей для человека, т. е. самоцелью его существования и развития. Ведь человек живёт не для того, чтобы есть, а он ест для того, чтобы жить. Жизнь человека – это его духовное существование. Так как человека отличает от других живых существ его разум (сознание), духовный мир, то определяющей сферой культуры становится духовная культура.
    Духовные ценности призваны удовлетворять духовные потребности человека, т. е. способствовать развитию его духовного мира. И если материальные ценности, за редким исключением, скоротечны – дома, механизмы, одежда, транспортные средства и прочее, то духовные ценности могут быть вечными, пока существует человечество.
    (Адаптировано по Б. Свешникову.)
    1. Дизайнеры одежды два раза в год выпускают новые коллекции, а многие произведения литературы и изобразительного искусства не теряют своего значения на протяжении многих веков. Объясните данный факт. Приведите фрагмент текста, который может помочь Вам в объяснении.
    2. Используя содержание текста, объясните, как ценности любых двух видов способствуют «возделыванию», культивированию человека.
    3. Какие три процесса, по мнению автора, включает в себя материальная культура? Назовите и проиллюстрируйте примером каждый из этих процессов.
    4. Как автор аргументирует определяющее значение духовной культуры в жизни человека? Согласны ли Вы с этой точкой зрения? Приведите два пояснения своей позиции.
  • 4. Духовная культура помогает формироваться человеку как личность.
    Помимо этого, она укрепляет национальную идею любого народа.
    3. Создание этих материальных ценностей - производство каких-либо вещей, например, одежды.
    Потребление и распределение - например, приём пищи.
    Скоротечность - дом может стоять лишь ограниченное время.
    2. Жизнь человека - его духовное существование, то есть здесь закрепляется духовная культура.
    Человека отличает от других живых существ его разум (сознание).
    1. Последний абзац)
  • Объясните как вы понимаете слово "личность". Согласны ли вы с тем, что каждый человек личность? Какого человека называют необыкновенной, яркой личностью?
  • 1. Личность-это человек, его положительные и отрицательные качества, его характер. Каждый человек отличается от других своими качествами и повадками становясь особенным.

    2. Я согласна с этим утверждением, ибо каждый человек неповторим. Каждый человек выбирает свой путь, делает по своему. .. По его действиям складывается впечатление о нем. Каждый из нас-своя личность.

    3. Так называют человека, который имеет необычные и отличающиеся от других черты характера. Он отличается своей веселостью и оптимистичностью, может иметь необычное хобби, делать что-то не так как все.

    личность-«лицо» - в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества

    2)Я согласно с этим утверждением. У каждого человека существуют определенный набор качеств характерезующий его как личность

    3)Непредсказуймый, отличающийся от других человек. Своей непохожестью он отличается от масс.

  • Как вы понимаете это выражение: Права одного человека заканчивается там, где начинаются права других людей? Согласны ли вы с ним?
  • Как вы понимаете выражение:"Права одного человека заканчиваются там, где начинаются права других людей?" Согласны ли вы с ним? Сочинение по этому выражению.
  • Человек свободен в своих действиях, однако если ты своими поступками и действиями заденешь права какого-либо другого человека, то ты понесёшь за это наказание.

    Конечно же согласна, ведь не может же человек делать всё, что ему прийдёт в голову (например захватить всю Европу).

    "Человек рождается наделенным присущими ему правами. ..(...) никто не вправе ограничивать его права. "

    По этой стилизованной выдержке из Декларации прав человека можно с уверенностью сказать - права человека всегда ограничены. И никогда не имеется полной свободы для каждого человека - полная свобода каждого -это полнейшая анархия, причем в самом худшем смысле этого слова. Права каждого человека всегда будут ограничиваться правами другого - в этом смысле, полного правового раскрепощения в человеческом обществе никогда не произойдет.

    Вместе с тем совершенно понятно, исходя из теории классовой борьбы, что права одного класса постоянно ущемляются в угоду другого, т. е. эксплуатируемый класс поражается в правах эксплуатирующим. Также, так как любое государство - это аппарат принуждения, инструмент для осуществления диктатуры господствующим классом, то становится понятно, что п о л н о с т ь ю правовым государство не станет никогда, и миф о "правовом государстве", особенно при капитализме - это всего лишь лозунг, ложь навязываемая и кидаемая либералами, которые прикрывают этим лозунгом, как ширмой, свою сущность, совершенно диктаторскую и классово определенную на деле. Потому им, либералам, приходится обманывать простой народ такими лозунгами, такой ложью, чтобы простой народ не смог увидеть за этой ширмой классовых интересов.

    Возвращаясь к основной теме сочинения на основе сделанных выводов в рассуждении, можно дополнить это утверждения - права каждого человека кончаются там, где начинаются интересы господствующего класса, и в зависимости от того, к какому классу этот человек принадлежит, в том уровне и будут поражаться его права, его свобода, его жизнь.

    2. Исторически конкретный тип социальной системы, определённая форма социальных отношений.

    3. Домарксистская и совр. бурж. социология рассматривает нар. массы как пассивную толпу, как объект воздействия выдающихся личностей. Социальное неравенство и отстранение трудящихся от участия в управлении гос-вом оправдывается утверждением, что нар. массы неспособны к интеллектуальному творчеству в силу своей "косности" и "отсталости".

    4. Главное противоречие прогресса - человек пытается всеми способами облегчить себе жизнь, для этого развивает науку и технику, но облегчение жизни делает человека ленивым и ведёт к стагнации, а затем к дерградации. И для того, чтобы прогресс продолжался, необходимо постоянно балансировать на этой грани. И сдерживать развитие, дабы оно не привело к коллапсу.

  • В демократическом смысле "народ" - это общность людей, являющихся гражданами гос-ва и проявляющих гражданскую активность. В научной литературе высказывается порой точка зрения, что принцип непосредственного осуществления власти народом - юридическая фикция, реально же государственную власть осуществляет определенная политическая элита, переодический сменяемая другой.
    1. Согласны ли вы с такой точкой зрения? Свое мнение аргументируйте.
    2. В чем, на ваш взгляд, проявляется активная гражданская позиция чловека? Приведите примеры проявления гражданской активности человека.
  • 1. С этой точкой зрения можно и согласиться и не согласиться. Государственную власть действительно осуществляет элита - специально подготовленные для этого люди. Но эту элиту изберает народ - простые люди из масс, вопросы которых в правительстве решает власть, элита.

    2. Активная гражданская позиция - когда гражданин принимает участие в политической жизни общества. Каждый гражданин имеет право голосовать на выборах или же на референдуме, тем самым проявит активность.

  • Ключ к подсознанию. Три магических слова – секрет секретов Андерсон Юэлль

    Человек – это центр вселенной

    Человек – это центр вселенной

    Мы живем на крутящемся шаре, который вращается вокруг звезды наряду с другими подобными шарами. Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун и Плутон – вечные пленники Солнца, которые движутся по непреложным законам бесконечности. Но все они – лишь точки в пространстве. Представьте: если бы Солнце было в диаметре один метр, то Меркурий был бы размером с маленькое зерно и находился бы в 42 метрах от Солнца. Тогда Земля была бы как крупная горошина и вращалась бы в 110 метрах от Солнца, а самая большая планета, Юпитер, по размеру была бы похожа на большое яблоко и находилась бы в 560 метрах от Солнца. И это только лишь одна Солнечная система из бесконечного множества подобных!

    Материалисты, которые рассматривают жизнь как стечение обстоятельств в мире многообразия материи, говорят, что жизнь по большому счету – ничто, ведь с их позиции человек слишком незначителен во Вселенной. Тот, кто придерживается подобных взглядов, может каждый день пользоваться вещами и даже ощущать радость, подобную той, которую поначалу испытывал Мидас, когда превращал в золото все, к чему прикасался. Но когда дух такого человека распрощается с его физической оболочкой и растворится в неизвестном для материалиста пространстве, не найдется таких фургонов, куда можно было бы погрузить все эти важные при жизни вещи, чтобы взять их с собой. Материя и форма – только инструменты нашего мышления, всего лишь пешки в игре расширяющегося Сознания. Это подобно тому, как гроссмейстер разыгрывает воображаемую партию у себя в голове вместо того, чтобы просто переставлять фигуры на доске.

    Человек – центр Вселенной! Конечно, не в физическом плане, а на уровне сознания. Быть в каждый момент в любом месте, быть всегда и везде – вот что такое Единое сознание, которое есть в человеке!

    Из книги Зов ягуара автора Гроф Станислав

    Центр «Феникс» Антигравитационный аппарат «Тесла АГ-3» абсолютно бесшумно скользил по воздуху над бескрайним океаном, словно диск, брошенный рукой атлета-гиганта. Он был назван в честь Николы Теслы, эксцентричного и щедрого гения, который умер более трех столетий назад,

    Из книги Серьёзное творческое мышление автора Боно Эдвард де

    ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА Прекрасным лидером процесса в компании «Дюпон» был Дэвид Таннер, организовавший постоянно действующий Центр творчества. Именно такой серьезный подход к творчеству необходим тем, кто хочет получить от него достаточные дивиденды. Вложение в творчество

    Из книги Психопедагогика и аутизм. Опыт работы с детьми и взрослыми автора Сансон Патрик

    ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА Я уже обсуждал этот тип структур. Центр творчества имеет собственную сферу деятельности и служит для координации многих других структур, описанных в этой главе. Например, центр творчества может отвечать за список творческих целей или папку

    Из книги Тысячеликий герой автора Кэмпбелл Джозеф

    Центр для детей Наш Центр, который находится в пригороде Парижа, в Кретейе, посещают 30 человек. Состав персонала такой: Педагогический персонал. 8 воспитателей, некоторые из которых не имеют соответствующего образования, но работают в этом качестве. У нас в штате состоит

    Из книги Супертренажер для мозга автора Филлипс Чарльз

    Центр для подростков Из 15 подростков, которые посещают наш Центр, 7 перешли из Центра для детей, а 8 других пришли либо из так называемых дневных стационаров, которые находятся в ведении Министерства здравоохранения, либо непосредственно из семьи, так как для них не

    Из книги Дифференциальная психология профессиональной деятельности автора Ильин Евгений Павлович

    4. Центр Мироздания Следствием успешного завершения приключения героя является высвобождение и вливание в мир потока жизни. Чудо этого потока может быть представлено в физическом смысле как циркуляция живительной субстанции, динамически - как поток энергии, а духовно

    Из книги Удовольствие от жизни non-stop. Ты в восторге от себя! автора Рыжова Татьяна Леонтьевна

    Пропущенный центр Это новая возможность попытать счастья с «числовыми колесами», с которыми вы впервые столкнулись в задаче 18. Как и прежде, ваша задача – вычислить недостающее число на фигуре Б.Чтобы сделать это, найдите взаимосвязь между числами на фигуре А и числами

    Из книги Картина мира в представлении спецслужб от мистики до осмысления автора Ратников Борис Константинович

    ГЛАВА 9 Дифференциально-психологические особенности личности и деятельности работников профессий типа «человек – человек» 9.1. Дифференциально-психологические особенности личности и деятельности педагоговОсобенностям личности учителя посвящено большое количество

    Из книги Строение и законы ума автора Жикаренцев Владимир Васильевич

    Самый важный человек во Вселенной Тот, кто считает себя недостойным своего места, будет его недостоин. Джордж Сэвил Галифакс Ох уж этот непостижимый Вселенский Юмор! И почему это только так все устроено, что, лишь обретя свой внутренний свет, найдя опору в самой себе,

    Из книги Новый Карнеги. Самые действенные приемы общения и подсознательного воздействия автора Спижевой Григорий

    Из книги Психология интеллекта и одаренности автора Ушаков Дмитрий Викторович

    Центр и сфера В одном выбросе мужчиной своего семени содержится бесчисленное множество сперматозоидов, которых может хватить на бесчисленное количество женских клеток. Семя – в центре, а клетки – вокруг него. Поэтому мужчина один, а окружающих его женщин много.Когда

    Из книги Французские дети всегда говорят «Спасибо!» автора Антье Эдвига

    Техника «центр» Найди место, где ты сможешь побыть наедине с собой, и проделай следующие простые шаги: подыши спокойно, без пауз между вдохом и выдохом; сосредоточь внимание на своих стопах. Постепенно начинай увеличивать зону внимания, включая в него свои икры,

    Из книги Ключ к подсознанию. Три магических слова – секрет секретов автора Андерсон Юэлль

    Кировский центр В 1980-е годы в Кировской области усилиями доцента Кировского пединститута (ныне – ВГГУ) И. С. Рубанова сложилась система внешкольной работы с математически одаренными школьниками, включающая городской математический кружок, летнюю и заочную

    Из книги Все лучшие методики воспитания детей в одной книге: русская, японская, французская, еврейская, Монтессори и другие автора Коллектив авторов

    Досуговый центр Изумительные учреждения для детей, чьи родители постоянно пропадают на работе. Сейчас они есть в каждой мэрии округа. Стоимость абонемента невысока, на выбор предлагается множество коллективных занятий. Два в одном – ребенок общается со сверстниками,

    Из книги автора

    Центр осознанности Царство Небесное – это центр осознанности. Царство Небесное – это то место бесконечного спокойствия и безмятежности, которое есть внутри вас. Это точка, где ваше привычное «Я» соединяется с бессмертным «Я» всего сущего. Именно там вы забываете о суете

    Реальность не столь очевидна и проста, как нам хочется думать. Некоторые вещи, которые мы принимаем за правду, как само собой разумеющиеся, заведомо неверны. Ученые и философы приложили все усилия, чтобы низвергнуть теории здравого смысла, об этом вы и узнаете из 10 приведенных ниже примеров.

    1. Тепловая смерть



    Великое оледенение – научная теория о конце света. Конечно, это не означает, что все утонут в гигантских горах мороженого, но все же эта теория обещает большое бедствие. Вселенная обладает ограниченным запасом энергии. Согласно этой теории, когда эта энергия иссякнет, вселенная начнет замедляться. Другими словами происходит постепенная потеря тепла, потому что тепло создаётся движением энергетических частиц. Движение частиц замедляется и, предположительно, однажды все остановится. В голову приходят строки Т.С. Элиота: «Так вот и кончится мир, Только не взрывом, а вздрогом…».

    2. Солипсизм



    Солипсизм – это философская теория, утверждающая, что не существует ничего, кроме собственного индивидуального сознания. Поначалу это кажется глупым - и кому вообще взбредёт в голову отрицать существование мира вокруг? Проблема в том, что невозможно проверить существование чего либо, кроме вашего собственного сознания.

    Не верите? Подумайте минутку и вспомните все возможные мечты, которые только были в вашей жизни. Разве не может быть, что все вокруг вас не что иное, как невероятно замысловатая мечта? Но у нас есть друзья и семья, чье существование мы не можем подвергать сомнению, поскольку можем прикоснуться к ним, так? А вот и нет. Люди, принимающие ЛСД, например, говорят, что могут потрогать наиболее убедительные галлюцинации, но мы же не станем утверждать, что их видения – реальность.

    В итоге существование чего мы можем не подвергать сомнению? Ничего. Ни куриной ножки, которую ели на ужин, ни клавиатуры под нашими пальцами. Каждый из нас может быть уверен лишь в своих собственных мыслях.

    3. Идеализм



    Идеализм – это вера в то, что все вещи существуют только как идея, а точнее – чья-то идея. Джордж Беркли, известный философ-идеалист, обнаружил, что некоторые его товарищи считают его взгляды дурацкими. Говорят, что один из его оппонентов пнул камень с закрытыми глазами и воскликнул: «Вот так я и доказал это».

    Речь шла о том, что если камень действительно существует только в воображении, он не смог бы пнуть его с закрытыми глазами. Опровержение Беркли несколько тяжеловато для восприятия, особенно в наши дни. Он утверждал, что существует всемогущий и вездесущий Бог, который воспринимает всех и вся единовременно. Правдоподобно или нет? Вам решать.

    4. Платон и Логос



    Все слышали о Платоне. Он самый известный философ и, как все философы, он совершенно определенно знал, что сказать о реальности. Платон утверждал, что в дополнение к миру, с которым мы все знакомы, существует другой мир «совершенных» форм. Все вещи, которые мы видим вокруг себя здесь – только тени, имитация реальных вещей. Но изучая философию, мы можем надеяться хоть мельком увидеть оригиналы.

    Вдобавок к этому сногсшибательному утверждению, Платон, будучи монистом, говорил, что всё состоит из одного вещества. Это означает (по его мнению), что бриллианты, золото и собачьи экскременты состоят из одного и того же базового вещества, только в разном виде. И, по мнению современной науки, эта теория может быть недалека от истины.

    5. Презентизм



    Время – это что-то, что мы воспринимаем, как само собой разумеющееся: если мы рассматриваем его, как момент, мы обычно делим его на прошлое, настоящее и будущее. Философы презентизма заявляют, что нет ни прошлого, ни будущего, существует только настоящее.

    Другими словами, ваш прошлый день рождения не существует, и каждое слово этой статьи прекратит существовать после того, как вы ее прочтете, пока не посмотрите на нее снова. Будущее не существует, поскольку время не может быть и до, и после, как утверждал Святой Августин. Или, говоря словами великого буддистского ученого Федора Щербатского: «Все прошлое нереально, все будущее нереально,
    все воображаемое, отсутствующее, ментальное нереально. Окончательно реален
    только настоящий момент физического существования».

    6. Этернализм



    Энтернализм – полная противоположность презентизма. Это философская теория утверждает, что время многослойно, его можно сравнить с бисквитным тортом (однако, в отличие от времени, бисквит не вызывает философских споров). Все измерения времени существуют одновременно, но измерение, которое видит определенный наблюдатель, зависит от того, в какой точке он находится.

    Таким образом динозавры, Вторая мировая война и леди Гага - все существуют в одно и то же время, но могут быть видны только с определенной точки. Согласно такому видению, будущее безнадежно детерминировано и свобода воли – иллюзия.

    7. Мозг в колбе



    Мысленный эксперимент «Мозг в колбе» - это вопрос, обсуждаемый философами и учеными, которые, как и большинство людей, предполагают, что понимание
    действительности человеком зависит от его субъективных ощущений.

    Так в чем проблема? Хорошо, давайте на секунду представим, что мы просто мозг в колбе, которым управляют инопланетяне или сумасшедшие ученые. Откуда нам знать? И можем ли мы прямо сейчас опровергнуть возможность такой ситуации?

    Мозг в колбе – это современное преподнесение декартовской проблемы злого Демона. Этот эксперимент говорит все о том же - мы не можем подтвердить реальное существование чего-либо, кроме нашего сознания – но используя немного другие мысленные эксперименты. И если все это звучит, как в фильме «Матрица», то лишь потому, что «Матрица» именно на этом и была основана. К сожалению, в действительности у нас нет никаких красных таблеток.

    8. Теория мультивселенной



    Любой, кто не жил последние десять лет на необитаемом острове, хоть один раз да слышал о теории мультивселенной, или параллельной вселенной. Параллельные миры, как многие из нас уже знают, считаются очень похожими на наш, с небольшими (или в некоторых случаях большими) отличиями. Согласно теории, таких вселенных бесконечное множество.

    Какой в этом смысл? В одной параллельной реальности вас уже убили динозавры и вы лежите под землей на глубине восьми футов (потому что именно так там происходило). В другой – вы могущественный диктатор. В еще одной – вы даже никогда не рождались. Вот такая картина.

    9. Вымышленный реализм



    Самое увлекательное ответвление теории параллельных вселенных. Супермен реален. Да, некоторые из вас смогут предложить более захватывающие идеи, но давайте остановимся на Супермене. С точки зрения логики, если существует бесконечное число вселенных, должно быть несколько, в которых действительно существуют наши любимые фантастические герои.

    10. Феноменализм



    Всем интересно, что происходит с вещами у них за спиной. Ученые внимательно изучили эту проблему и некоторые из них пришли к простому заключению – они исчезают. Ну, не совсем. Некоторые философы, известные как феноменалисты, верят, что вещи существуют только как явления сознания. Другими словами, ваш бутерброд с сыром существует ровно столько, сколько вы верите в его существование. А деревья, которые падают в лесу, когда этого никто не слышит, в принципе не существуют. Нет ощущения, нет существования. Это и есть корень феноменализма.

    Журнал «Дельфис» начал проводить с января 1999 года ежемесячные семинары, призванные органично соединять научные и эзотерические темы, раскрывать перед слушателями причину теснейших переплетений рационального и иррационального, что образуют сплав ЕДИНОГО ЗНАНИЯ. Пророческим смыслом наполняются мысли о значимости науки, которые провозглашал каждый из великой семьи Рерихов. Идеи СИНТЕЗА оказываются востребованными именно к концу XX века, получая отклик и в научном направлении — в синергетике.

    Публикуемая ниже статья Анатолия Анатольевича САЗАНОВА — продолжение обсуждения «антропного принципа», о котором рассказывал на одном из семинаров кандидат физико-математических наук Лев Миронович Гиндилис.

    Материнским лоном Человечества явилось Лоно нашей Вселенной. Не потому ли она соорганизована будто специально для проживания в ней человека? Столь тонко «подогнаны» к его существованию все параметры физического бытия, как то скорость света, массы элементарных частиц и т.д. И нашёлся подходящий по размерам и условиям «дом» — планета Земля, точнее — «корабль», несущий нас в водоворотах безбрежного космического океана, что живёт и дышит по единым законам-принципам.

    I. Антропный принцип современной космологии (вселенная — для человека)

    В давно прошедшие века люди верили в то, что Земля является центром мироздания, а человек — венцом его. Этот геоцентризм и антропоцентризм диктовался наглядной очевидностью и отразился в сочинениях знаменитых философов, например, авторитетнейшего из древних — Аристотеля. После того, как вместе с христианством получил широкое распространение Ветхий Завет, представление о сотворении Богом небес, Земли и человека по образу и подобию божьему как царя природы, было освящено религией. Открытие Николая Коперника устранило геоцентризм и привело развивающееся научное мировоззрение к преодолению антропоцентризма — убеждённости в том, что Вселенная создана Богом ради существования человека. Все дальнейшие научные исследования вплоть до наших дней подтверждали, что Земля является рядовым спутником рядовой звезды, каких в нашей Галактике десятки миллиардов, а галактик во Вселенной настолько много, что в современных космологических моделях допускается рассмотрение «газа», в котором роль «молекул» отведена галактикам. До середины XX века сохранялась надежда на то, что некоторые планеты Солнечной системы несут на себе разумную жизнь. С отказом от этой надежды в эпоху межпланетных рейсов и космической радиосвязи поиски «братьев по разуму» переключились на планетные системы других звёзд. Безрезультатность и этих поисков побудила даже большого их энтузиаста И.С.Шкловского прийти в 1975 г. к убеждению в практической уникальности нашей цивилизации во Вселенной.

    Коль скоро, по мнению науки, в масштабах Вселенной разумная жизнь явление редкое, а значит и маловероятное, то вполне оправдан взгляд на неё как на случайный и, следовательно, побочный продукт эволюции материальных систем. То, что жизнь иногда возникает из неживой материи и даже развивается до жизни разумной, наука считала возможным объяснить случайным стечением обстоятельств. Такое объяснение делает ненужной гипотезу о Творце Вселенной и человека, как об этом не без гордости сказал Лаплас Наполеону. Выдвигая на роль Творца случайность и закономерные процессы эволюции, наука находила для этого существенную опору в представлениях о бесконечности Вселенной в пространстве и времени. Так как на протяжении бесконечно долгого существования бесконечного множества первичных частиц материи в бесконечном пространстве могут реализоваться сколь угодно маловероятные события и стечения обстоятельств, то это представлялось достаточным для самопроизвольного возникновения жизни и развития её до уровня разумности.

    Классическое научное мировоззрение, формировавшееся на протяжении трёх с половиной веков (считая от Коперника и Галилея), обладало цельностью и добротной логической согласованностью всех своих частей, которые можно распределить по трём крупным разделам: 1) основополагающие утверждения; 2) широкая сеть детальных выводов из них, подтверждаемых экспериментально; 3) система представлений о возможном и невозможном, недоступная ещё экспериментальной проверке. Поэтому когда развитие науки, столкнувшейся с необъяснимыми явлениями, заставило пересмотреть основополагающие позиции и переосмыслить детальные выводы из них, то это не могло не затронуть и представлений о возможном и невозможном, относящихся к области экстраполяции научных знаний. К экстраполяциям же как в классическом, так и в современном мировоззрениях относятся в первую очередь представления о материальной основе мироздания. Классическая физика многосторонне подтверждала взгляд на мироздание как систему материальных точек (тел), движущихся в трёхмерном пространстве с собственно евклидовыми метрическими свойствами.

    Однако в 1908 г. Герман Минковский увидел объяснение теории относительности в том, что мироздание реализуется в пространстве не с тремя, а с четырьмя измерениями, и при том не с собственно евклидовыми, а с псевдоевклидовыми метрическими свойствами. Материальные объекты в этом пространстве являются линиями — мировыми линиями, которые по просто объяснимой причине воспринимаются нами в виде материальных точек (тел). Квантовая механика по-своему стала выяснять, что материальные точки являются лишь внешней видимостью, воспринимаемым нами обликом каких-то иных, более тонких материальных форм, которые скрываются за понятием «пси-функции», выступающим в роли основного объекта математического аппарата квантовой теории .

    Рождение звезды длится миллионы лет и скрыто в недрах гигантских тёмных облаков, состоящих из пыли и газа, в основном водорода. «Небесные термитники» — так можно назвать вытянутые уплотнённые газово-пылевые области звездообразования в созвездии Щита, удалённые от нас на 7 тысяч световых лет, имеющие возраст в два миллиона лет и просуществующие ещё 10-20 тысяч лет. Фото получено на Хаббловском космическом телескопе

    Революционизирующее значение всех этих научных открытий огромно. Для учёных классической эпохи, как и для древних атомистов, бессмысленным был вопрос, из чего и как возникают первичные неделимые частицы материи, которые и есть сама материя в её исходном виде, несотворённая и неуничтожимая, та, кроме которой ничего нет в мире. Учёные XX века начали ставить и решать вопросы не только о строении атомов химических элементов, но и о происхождении элементарных частиц, из которых состоят атомы.

    Особенно замечательным достижением науки XX века стало обнаружение связи между свойствами микромира и параметрами, характеризующим структуру и эволюцию Вселенной как мегамира галактик. Согласно современной космологии, Вселенная расширяется, вырастая из своего зародышевого состояния, названного сингулярностью , удалённость которого в прошлое оценивается в 10-20 миллиардов лет. В состоянии сингулярности материя была представлена в основном фотонами, а элементарные частицы с отличной от нуля массой покоя если и были, то в пренебрежимо малом относительном количестве. Стабильные элементарные частицы с отличной от нуля массой покоя (электроны и протоны) должны были возникнуть в преобладающих над фотонами количествах на последующих этапах эволюции Вселенной, и только после этого стали возможными процессы формирования ядер и атомов химических элементов, причём синтез в звёздах тяжёлых элементов (отличных от водорода и гелия), которых сейчас во Вселенной менее 2%, продолжается.

    Классическое научное мировоззрение не давало оснований ставить проблему существования жизни в зависимость от общих свойств материи и Вселенной. Термин Вселенная обозначал объемлющее понятие для всех известных и неизвестных звёзд и галактик, всех тел и всех форм материи. Спектральный анализ доступных наблюдению излучений небесных объектов показывает, что всюду во Вселенной есть только те атомы, какие известны на Земле и включены в таблицу Менделеева, а значит, и одни и те же элементарные частицы, служащие деталями конструкций атомов. Вселенная и материя в таком обобщающем смысле воспринимались как основа бытия, как данность, которая существует в единственно возможной реализации и которую остаётся принять такой, какая она есть, не мудрствуя бесплодно, какой бы она ещё могла или не могла быть. Поскольку в наличной Вселенной на основе наличной материи существует органическая жизнь по меньшей мере на нашей планете и, возможно, на планетах возле других звёзд, подобных нашему Солнцу, то можно утверждать, что общие свойства материи и Вселенной не препятствуют возникновению и развитию знакомой нам формы жизни, а уж появится она или нет на конкретной планете, никак не зависит от этих общих свойств, но зависит лишь от сочетания местных физических и химических условий на поверхности планеты.

    Современная космология в своих представлениях о Вселенной существенным образом опирается на теорию элементарных частиц, позволяющую говорить о фундаментальных параметрах материи. К числу их относятся массы основных элементарных частиц (электрона, протона, нейтрона) и безразмерные константы четырёх известных физике типов взаимодействий (сильного, электромагнитного, слабого, гравитационного). Константа гравитационного взаимодействия имеет значение α g =G·m p 2 /ђc = 5,9·10 -39 , а константа электромагнитного взаимодействия (исторически получившая название постоянной тонкой структуры ) α c = e/ђ·c = 7,29735·10 -3 = 1/137. Здесь G — универсальная гравитационная постоянная (из ньютонова закона всемирного тяготения), с — универсальная электродинамическая постоянная (скорость света в вакууме), h — постоянная Дирака (ђ = 1,05·10 -34 Дж·с = h/2π, где h — постоянная Планка), m р — масса протона, е — заряд электрона. Константы сильного (strong) и слабого (weak) взаимодействий α s и α ω зависят от энергии взаимодействия. (При средней энергии процесса взаимодействия в миллиард электрон-вольт константу сильного взаимодействия можно приближённо считать равной нескольким единицам, а константу слабого взаимодействия ~10 -5).

    С великим удивлением физики обнаружили, что небольшие изменения фундаментальных параметров элементарных частиц способны резко повлиять на возможность появления тех или иных объектов во Вселенной и на характер их эволюции. Оказывается, что тот набор значений фундаментальных параметров, какой мы находим во Вселенной, обеспечивает возможность формирования звёзд, способных породить планетные системы, способствует построению сложных атомов и молекул, необходимых для возникновения жизни земного типа. «Например, хорошо известно, что константа сильного взаимодействия велика лишь настолько, что на пределе обеспечивает связь нуклонов в ядрах: если бы она была несколько меньше, то водород был бы единственным элементом, и это, по всей вероятности, тоже было бы несовместимым с существованием жизни. <...> Если бы константа, характеризующая гравитационное взаимодействие, была существенно ниже критического значения (или если бы постоянная тонкой структуры была увеличена лишь не намного, а все другие параметры при этом оставались бы фиксированными), то главная последовательность (на диаграмме Герцшпрунга-Рессела, показывающей распределение звёзд в зависимости от температуры и светимости — А.С. ) состояла бы только из красных (холодных — ред .), звёзд, полностью охваченных конвекцией. Напротив, если бы постоянная, характеризующая гравитационное взаимодействие, была больше, чем она есть (или если бы постоянная тонкой структуры была слегка уменьшена), то главная последовательность состояла бы целиком из излучающих голубых (горячих — ред. ) звёзд. <...> Вполне возможно, что образование планет зависит от существования сильно конвективной фазы (внутри эволюционирующей звезды — А.С), когда звезда приближается к главной последовательности. <...> Если это правильно, то более сильное гравитационное взаимодействие было бы несовместимо с образованием планет и, значит, с существованием наблюдателей» . Таков один из выводов, сделанных профессором Кембриджского университета Б.Картером в докладе на симпозиуме, посвященном 500-летию со дня рождения Николая Коперника.

    Другой участник того же симпозиума Дж.Уилер сказал в общей дискуссии: «Дикке думает, что Вселенная меньшего размера, чем наша, существовала бы меньшее время, чем наша, и не давала бы возможности протекать термоядерному синтезу, необходимому для создания тяжёлых элементов, жизни и познаваемости Вселенной. Фактически Дикке предлагает нашему вниманию следующее высказывание: "Вселенная так велика по той причине, что мы в ней живём". Картер выдвигает аналогичный тезис, согласно которому физические постоянные имеют те значения, которые они имеют, поскольку другие их значения исключили бы жизнь. Ведь изменение постоянной тонкой структуры всего лишь на несколько процентов в одну сторону (в сторону увеличения — А.С.) потребует, чтобы все звёзды были бы красными, и существование хотя бы одной звезды типа нашего Солнца тогда было бы невозможно. Изменение этой постоянной на несколько процентов в другую сторону заставило бы все звёзды быть голубыми, и снова существование хотя бы одной звезды типа нашего Солнца было бы невозможно. Соображения Хокинга, Дикке и Картера приводят к вопросу: а не замешан ли человек в проектировании Вселенной более радикальным образом, чем мы думали до сих пор?» (,с.368).

    Вопрос в последней фразе этой цитаты представляет по сути одну из формулировок так называемого «антропного принципа» (АП) современной космологии, притом формулировку наиболее чёткую и смелую. Для других формулировок антропного принципа, получивших уже общее признание, характерна осторожность, подчёркивающая старание их авторов оградить себя от обвинения в философском грехе антропоцентризма, который настойчиво преодолевался в науке на протяжении всего классического этапа её развития. Одна из первых формулировок АП принадлежит А.Л.Зельманову: «Мы являемся свидетелями процессов определённого типа потому, что процессы другого типа протекают без свидетелей» . Как отмечает Л.М.Гиндилис, исходная формулировка АП «является тривиальной, ибо утверждает, что условия во Вселенной, где есть наблюдатель, должны допускать его существование. <...> Неожиданный и нетривиальный результат применения антропного принципа к исследованию Вселенной состоит в том, что важнейшие фундаментальные свойства Вселенной оказались необходимыми для жизни. Это означает, что они связаны с жизненно важными параметрами» (,с.78,79). Мне же хотелось бы взглянуть на эту проблему с точки зрения известного закона диалектики: отрицания отрицания в триаде тезис>антитезис>синтез . Классическая наука подвергла отрицанию религиозный тезис антропоцентризма, суть которого может быть нарочито резко и кратко выражена формулой: «Вселенная — для человека ». Отрицанием этого отрицания будет осмысление на более высоком (или глубоком) уровне обнаруживаемой современной наукой связи между фундаментальными параметрами Вселенной и материи, с одной стороны, и существованием людей, с другой.

    Когда выясняется, что основные характеристики Вселенной и основные параметры материи, из которой состоит Вселенная, взаимосвязаны и тонко соответствуют возможности существования солнцеподобных звёзд, земноподобных планет и, в конечном счёте, — людей, то списать такую «подгонку» на случайность становится очень трудно. Ведь в отличие от звёзд и планет Вселенную мы знаем достоверно лишь одну. Сама мысль о возможности других значений и комбинаций фундаментальных параметров материи логически влечёт за собой представление о других вселенных, и прямая обязанность науки — разобраться, какими чертами должны были бы обладать вселенные, построенные из материи с иными, чем у нашей, параметрами. С этой точки зрения оправдано понятие ансамбля вселенных, применяемое Картером: «...я имею в виду ансамбль вселенных, характеризуемых всеми мыслимыми комбинациями начальных условий и фундаментальных констант. <...> Существование какого-либо организма, который можно назвать наблюдателем, будет возможно лишь для определённых ограниченных комбинаций параметров, которые выделяют в ансамбле миров познаваемое подмножество» (,с.375,376).

    Увеличенный фрагмент — вершина одного из «коконов». Внутри «мелких», опять же удлинённых выступающих структур, расположены молодые горячие звёзды с их будущими планетными системами

    Если бы у нас были основания считать ансамбль вселенных реализованным, как мы уверены в реализованности нашей Вселенной, то антропный принцип мог бы быть устранён из космологии таким же образом, как после Коперника был устранён из астрономии геоцентризм с сопутствующим ему антропоцентризмом. Подобно тому, как не у всех звёзд есть планеты, на которых могут существовать люди, так не всякая вселенная в ансамбле вселенных способна породить в процессе эволюции человеческую жизнь. Тогда наше существование в нашей Вселенной объясняется просто: люди появились в той вселенной, где случайная комбинация фундаментальных постоянных и начальных условий оказалась благоприятной для существования людей. Однако столь простое объяснение становится уже слишком искусственным, специально подогнанным под традиционное мировоззрение, требующее во что бы то ни стало сохранить случайность на роли первопричины сотворения миров. При этом молчаливо игнорируются теоретические проблемы, весьма серьёзные для научного мировоззрения на новом уровне.

    Во-первых, предполагая реализованность теоретических моделей вселенных, «характеризуемых всеми мыслимыми комбинациями начальных условий и фундаментальных констант» (по выражению Б. Картера), мы тем самым допускаем существование многих типов материи. В этом надо дать себе отчёт и констатировать принципиальный отход от традиционного взгляда науки на материю как на единую всеобщую сущность, предстающую перед нами в различных формах проявления. Если же мы захотим сохранить это представление о единой всеобщей материальной сущности, то надо будет признать, что материя в известных науке формах элементарных частиц и полей есть лишь некое вторичное образование, которое наряду с предполагаемым множеством подобных образований, характеризуемых другими фундаментальными параметрами, конструируется из какой-то более общей и фундаментальной материи, наподобие того, как из известного нам набора элементарных частиц собираются различные атомы химических элементов, а из последних — ещё большее разнообразие молекул. К этому следует добавить, что мы сужаем проблему, полагая, что типы материи и вселенных должны различаться между собой только значениями тех констант, которые характеризуют материю известной нам Вселенной. А разве не могут кроме чисто количественных различий быть ещё и принципиальные качественные различия, не вписывающиеся в нашу схему элементарных частиц и типов взаимодействий между ними?!

    Во-вторых, допустив существование обобщенной фундаментальной материи, из которой формируется материя нашей Вселенной и гипотетические формы материи других вселенных, нельзя не внести поправки в привычные представления о взаимоотношении материи и мышления. Утвердившееся в классический период науки убеждение в том, что мыслящие (познающие, наблюдающие) субъекты могут формироваться только на основе материи, не отброшено наукой XX века. Но для классической науки материя нашей физической Вселенной была единственным возможным видом материи; а если наука XX века подошла к признанию более глубокой и общей основы материи, то и возможности мышления надо соотносить с этой более глубокой основой, не отвергая наличия развивающихся из неё мыслящих форм. Отнюдь не бесспорно, что мыслящие (и разумно творящие) сущности с необходимостью должны быть облечены в те же материальные формы, что и люди. И не является ли человек переходной ступенью среди мыслящих существ, ступенью, через которую пролегает нелёгкий подъём в развитии умственных способностей на космической шкале? Человеческий опыт свидетельствует, что с возрастанием понимания закономерностей материального мира можно со всё большей эффективностью (хотя и не всегда разумно направленной) организовывать взаимодействие с окружающей средой, вовлекая в сферу своего творчества неизвестные прежде формы материи. Экстраполируя этот процесс, можно провидеть такую степень познания и могущества, когда людям доступно будет создание элементарных частиц (к чему уже начали подходить в лабораторных экспериментах с ядерными реакциями), синтезирование атомов и молекул, органических веществ и живых организмов. Такое могущество может представляться нам с нынешней точки зрения близким к божественному, но надо разглядеть здесь и ограниченность взгляда изнутри нашего мира, привязанность к привычным материальным формам, за которые наш взор ещё не проникает. Однако совершенное овладение материальными формами, в которых наука до сих пор видит основу жизни и мышления, по всей вероятности, неотделимо от познания более общей фундаментальной материи и умения на основе присущих ей закономерностей организовывать процессы, соответствующие заранее поставленным целям.

    Какие же цели может ставить перед собой могущественный Разум? История великих научных открытий учит нас смирению в попытках предвидеть будущее развитие, делать широкие обобщения и заглядывать в глубины истины. До сих пор в подобных попытках люди грешили прямолинейностью экстраполяции, то есть представляли себе неведомое в основном похожим на то, что уже известно, но только в превосходной степени и в увеличенных масштабах. Однако и такие гипотезы приносили пользу, поскольку расхождения теоретических предсказаний с действительностью служили мощным стимулом к рождению новых теорий, «достаточно безумных, чтобы быть истинными», и притом вмещающих в себя старые в качестве частного случая. По-видимому, прямолинейные экстраполяции являются неизбежным звеном в диалектическом движении познания от тезиса через антитезис к синтезу. Поэтому позволительно дерзнуть приложить даже к непостижимым ещё для нас ступеням разума тезис, неизменно подтверждаемый человеческим опытом: творчество на основе познания есть высшая потребность разума. Эту неутолимую тягу испытывают поэты, композиторы, художники, артисты, философы, учёные, инженеры, педагоги, общественные и хозяйственные деятели, а также прочие труженики. Вдохновляясь своей мечтой, целью, идеей, творец не может удовлетвориться единственно её созерцанием и стремится выразить её в словах, звуках, линиях, красках, формулах, воплотить в поступках или предметах. Пред его мысленным взором возникают образы, эмоции, понятия более или менее чёткие, и жажда прояснить их для себя, неотделимая от желания проявить их для других людей, заставляет искать соответствующие формы воплощения.

    На протяжении многих веков философы ведут спор об источниках мыслеобразов. Платон видел источник в предвечных идеях, по отношению к которым вещи являются лишь тенями. Философы материалистических школ настаивали на том, что идеи существуют только в сознании человека как результат абстрагирования отношений между вещами. Нетрудно привести много убедительных примеров в пользу материалистической позиции, указывая на то, что от самого рождения человек получает исходный материал для эмоций и мыслей с помощью своих органов чувств из окружающего мира. Однако по мере развития наук растёт, например, удивление непостижимой эффективностью математики в естественных науках, по словам физика-теоретика Е.Вигнера . Хотя математика, без сомнения, начала развиваться с выделения количественных отношений между вещами, она к настоящему времени достигла очень высокой степени отвлечённости от этих отношений и превратилась в искусство отыскания логических следствий из различных систем аксиом, (взаимно независимых утверждений, принятых за исходные условия, не подлежащие доказательству). Аксиомы формулируются в предельно абстрактной форме, что обеспечивает максимально возможную общность и, следовательно, широчайшую область применимости получаемых из них логических выводов. Математические построения (модели) оказываются приложимыми к явлениям природы, а физические закономерности получают объяснение как логические связи между абстрактными математическими объектами, приобретающими благодаря этому частный физический смысл. Так, все загадочные (для классической научной парадигмы) парадоксы специальной теории относительности просто объясняются в модели мира Минковского (это геометрические эффекты ортогонального проецирования векторов псевдоевклидова пространства). Зачастую оказывается, что математика способна предложить бесконечно больше внутренне непротиворечивых моделей, чем обнаруживает физика в природе, то есть не все логически безупречные абстрактные соотношения, доступные математическому осмыслению, реализованы в природе. Что же тогда является их источником? В этой связи приходится различать физический и математический критерии существования.

    Согласно физическому критерию, существует то, что обнаруживается в природе. Например, выяснилось, что предложенная Минковским модель мирового пространства (четырёхмерное псевдоевклидово пространство индекса 1) более точно и общезначимо выражает пространственно-временные отношения в природе, чем классические представления о пространстве и времени. В качестве подпространств пространства Минковского в природе реализуются двумерные и трёхмерные псевдоевклидовы пространства, но не обнаружены псевдоевклидовы пространства с числом измерений больше четырёх или собственно евклидовы пространства с числом измерений больше трёх. Можно высказать предположение, что в будущем наука усмотрит в природе отношения, выражаемые моделями пятимерного или шестимерного псевдоевклидова пространства, однако, и этим всё равно не будут исчерпаны все математически допустимые модели псевдоевклидовых пространств, которые различаются не только размерностью (выражаемой любым натуральным числом), но и индексом (числом базисных векторов, скалярный квадрат которых отрицателен). Такие пространства можно считать нереализуемыми в смысле физического критерия.

    Согласно же математическому критерию, существует то, что не противоречит принятой системе аксиом. Вопрос «где существует?» остаётся без ответа. Во времена, когда основным и предельно широким реальным числовым множеством в математике считалось множество вещественных чисел, корни квадратные (и любой чётной степени) из отрицательного вещественного числа признавались не существующими, а если всё-таки приходилось принимать их так или иначе во внимание, то их называли мнимыми , значит воображаемыми, нереальными. И это вполне справедливо, потому что таких корней нет в множестве вещественных чисел. Но для современной математики полноправной основой служит множество комплексных чисел, понимаемых как упорядоченные пары (х;у) вещественных чисел х и у, над которыми выполняются действия сложения и умножения:

    Z 1 +Z 2 = (X 1 ;Y 1 + (X 2 ;Y 2) = (X 1 +X 2 ;Y 1 +Y 2);

    Z 1 Z 2 = (X 1 ;Y 1) (X 2 ;Y 2) = (X 1 X 2 -Y 1 Y 2 ;X 1 Y 2 + X 2 Y 1)

    Из правил, играющих роль аксиом в определении комплексных чисел, логически вытекают правила вычитания и деления упорядоченных пар. Согласно доказанной в 1878 г. теореме Фробениуса, комплексные числа представляют единственную возможность расширения множества вещественных чисел с сохранением всех их алгебраических свойств. В множестве комплексных чисел без противоречий с их определением существуют корни чётных степеней из отрицательных вещественных чисел. (В перспективе в журнале «Дельфис» будет опубликована статья автора, посвященная замечательным свойствам комплексных чисел, очень важных для понимания современной научной картины мира — ред. ).

    Уже давно в науке утвердилась убеждённость в том, что реализованные в природе закономерные соотношения не могут противоречить логике математических отношений. Например, русский инженер и учёный А.В.Гадолин доказал в 1867 г. математическим путём, что в природе могут существовать только такие кристаллы, морфологическая симметрия которых исчерпывается 32 группами. Мо жно не сомневаться, что и формы симметрии геометрических фигур в любых иных типах линейных пространств (с любыми размерностью и метрическими свойствами) не будут противоречить абстрактным закономерностям «теории групп», найденным в чисто математических исследованиях. И вообще среди закономерностей природы, известных физике, не встречено ни одной, которая не охватывалась бы математическими соотношениями . Не раз бывало так, что идеи физиков давали толчок разработке новых математических теорий, но ещё чаще абстрактные математические построения предвосхищали физические открытия.

    Во всяком случае, огромное отличие современной научной парадигмы от господствовавшей сто лет назад заключается в допущении хотя бы абстрактной возможности иных вариантов мироустройства. А это уже заставляет думать, почему реализована именно наша Вселенная и что означало бы принятие какой-либо иной модели. А главное, из какого «склада» могут выбираться различные мироздания и откуда исходит решение о выборе? Не нащупывает ли современная научная мысль за нашей Вселенной и нашей материей некую более глубокую основу, то что К.Э.Циолковский называл Причиной Космоса ? Религия видит причину космоса в Боге и считает её непостижимой для человеческого разума. Но разум людей не есть нечто неподвижное, раз навсегда данное. Он развивается с ростом научного познания и не может отказаться от стремления к постижению последовательно углубляющихся причин. Ярчайшим из древних достижений пытливого человеческого ума, оплодотворявшим научные искания на протяжении всего классического периода, явилось атомистическое учение, согласно которому «начало Вселенной — атомы и пустота» (Демокрит). Обогатив этот принцип надёжными экспериментальными данными и широко разветвлёнными теоретическими построениями, наука пришла к преодолению ограниченности атомистического мировоззрения через постановку и решение вопроса о происхождении мельчайших объектов, обладающих свойствами телесности, — элементарных частиц. То, из чего формируются элементарные частицы и во что они превращаются, утрачивая свою массу покоя, наука не может не считать материей, но это такая материя, которая воспринималась классической физикой как вакуум — бестелесность. И если на путях углубления познания науке откроется за нынешними физическими полями ещё более фундаментальная основа, то надо быть готовыми к тому, что в современном знании могут отсутствовать самые тонкие из признаков материальности. Поскольку наиболее глубокие соотношения открываются с помощью мыслительных способностей и не являются следствием, а, скорее, выступают в роли причин, или основополагающих принципов известных нам материализованных в природе отношений, они истолковываются приверженцами идеалистических философских систем как доказательство происхождения материи от идеи. Но само противопоставление идеи и материи сложилось в условиях довольно поверхностного понимания действительности. Сейчас же наука подходит к постижению того, что взаимосвязи, предстающие перед нами как логические необходимости, которым не могут не подчиняться закономерности природы, существуют не только в нашем мышлении, но принадлежат всеобъемлющему единству, расчленением, или дифференциацией, которого обусловлено всё то, чему свойственна какая-либо определённость, и значит — ограниченность...

    Узка тропа на вершину. Антропный принцип в синергетике (послесловие редактора)

    Предлагаем вниманию читателей небольшие выдержки из статьи Е.Н.Князевой и С.П.Курдюмова «Антропный принцип в синергетике» (см. журнал «Вопросы философии» №3,1997).

    Синергетика перестраивает наше мировоззрение. Она открывает необычные стороны мира: его нестабильность и режимы с обострением (режимы гиперболического роста, когда характерные величины многократно, вплоть до бесконечности, возрастают за конечный промежуток времени), нелинейность и открытость (различные варианты будущего), возрастающую сложность формообразований и способов их объединения в эволюционирующие целостности (законы коэволюции).

    Синергетика позволяет вновь удивиться миру. Главное чудо в том, что мир устроен так, что он допускает сложное (выделено здесь и далее ред .). Сложность наблюдаемой Вселенной определяется очень узким диапазоном сечений первичных элементарных процессов и значениями фундаментальных констант. Если бы сечения элементарных процессов в эпоху Большого Взрыва были бы, скажем, немного больше, то вся Вселенная «выгорела» бы за короткий промежуток времени. Антропный принцип оказывается принципом существования сложного в этом мире. Чтобы на макроуровне сегодня было возможно существование сложных систем, элементарные процессы на за состоит в том, что сложный спектр структур-аттракторов, отличающихся различными размерами и формами, существует лишь для уникального класса моделей со степенными нелинейными зависимостями.

    Структуры-аттракторы эволюции, её направленности или цели относительно просты по сравнению со сложным (запутанным, хаотическим, неустоявшимся) ходом промежуточных процессов в среде. Асимптотика (устремление. — ред. ) колоссально упрощается. На основании этого появляется возможность прогнозирования исходя из «целей» процессов (структур-аттракторов), идя от «целого», То есть от общих тенденций развёртывания процессов в целостных системах (средах), и тем самым опираясь на идеал, желаемый человеком и согласованный с собственными тенденциями развития процессов в средах.

    А вот как современно, с точки зрения той же синергетики, (и применительно к высочайшим уровням организации материи), звучат слова Учителей человечества, произнесённые более ста лет назад: «Трудность объяснения того, что "неразумные Силы могут произвести высокоразумные существа такие, как мы сами", покрывается вечной последовательной сменой циклов и процессов эволюции, неизменно совершенствующей свою работу по мере своего продвижения» (Чаша Востока — Письма Махатм 1880-1885 гг., Рига-Москва, 1922, с. 177).

    Реализация в природе по мере эволюции всё более маловероятных событий , как это демонстрирует синергетика, в значительной степени проливает свет и на проблему «молчания Вселенной» (см. в номере статью Л.М.Гиндилиса): «братьев по разуму», тем паче значительно более совершенных, должно быть не так уж много. А самые массивные звёзды, самые высокие растения, самые крупные животные — всегда в меньшинстве. И потому, что всему «самому-самому» требуются наиболее изысканные, тонкие условия. Так и появлению, развитию земноподобной жизни, оказывается, нужна не просто узкая зона на определённом расстоянии от энергетического центра той или иной системы («круга жизни» — в звёздной ли, планетной ли системе), по-видимому, не просто типичная солнцеподобная звезда внутри родительской планетной системы, а некая особенная, уникальная — почти точно такая, как само наше Солнце.

    Примечание

    Возможно такой фундаментальной материей является ещё не познанная наукой субстанция — эфир (см. с. 29). — Прим. ред .

    В связи с обсуждением антропного принципа, отметим общую закономерность, реализуемую в природных объектах любых масштабов и свойств, связанную с экспоненциальными зависимостями: всем характерным позициям на возрастающей экспоненте отвечают средние расстояния всех 9-ти планет Солнечной системы и пояса астероидов; относительное местоположение орбит согласуется с относительным распределением тех зон, что с лёгкостью отмечает наш глаз у разнообразных косных и живых объектов на Земле и в космосе (см. «Дельфис» №4(12)/ 1997). Значит в нашей Вселенной — наша математика, наша физика и т.д. — Прим. ред .

    Список литературы

    Сазанов А.Л. Классическая картина мира. Модель мира Минковского. Материю надо понять широко\\ «Дельфис»: № 3(8)/1996, № 1(9)/1997, № 2(10)/1997.

    Космология: теории и наблюдения. М., Мир, 1978, с. 378.

    Гиндилис Л.М. Антропный принцип\\ Глобальный эволюционизм. М., Институт философии РАН, 1994, с. 71.

    Журнал «Успехи физических наук». Т. 94, вып. 3, 1968, с. 537.

    Циолковский К.Э. Причина Космоса. Калуга, 1925, с. 33.

    Антропоцентризм - это идеалистическое учение, согласно которому Человек считается Кроме того, именно Человек является целью всех событий, происходящих в мире. Данное философское воззрение основано на заблуждении, сформулированном греческим мыслителем Протагором и гласящем, что "Индивид есть мера всех вещей".

    Антропоцентризм - это противопоставление феномена человека всем остальным имеющимся явлениям. Подобный принцип лежит в основе специфического отношения к природе, когда наиболее важным понятием считается понятие потребления. Такое учение было призвано оправдать жесткую эксплуатацию различных жизненных форм, а также в некоторых случаях их полное уничтожение. Тем не менее считается, что гуманизм и антропоцентризм являются здравомыслящим взглядом на методы и предметы человеческого познания.

    Также следует отметить, что история искомого понятия охватывает значительный период. Однако наибольший расцвет наблюдался в средние века, когда основной религией считалось христианство. Все здесь строилось вокруг человека. Современное понятие «антропоцентризм» - это неотъемлемая черта человеческого характера. Каждый индивид проявляет себя во всем, чем бы он ни занимался. Образ мышления, система восприятия и понимания происходящего в окружающем мире - все строго индивидуально и основано именно на этом воззрении.

    Понятие «гуманистический антропоцентризм» считалось важнейшей характеристикой эпохи Возрождения. В противопоставление средним векам, когда основное место занимала религия, вышеописанный период сконцентрировал внимание мыслителей на проблеме существования человека, смысле его пребывания в этом мире.

    Тем не менее имеются некоторые различия в зависимости от сферы деятельности. Согласно социальному познанию, антропоцентризм - это противопоставление социологизму. Подчеркивается, что искомая концепция выражает не только самостоятельность индивида, но и свободу его выбора, а также несение ответственности за содеянные поступки. При этом, поскольку Человек является вершиной творения, то и обязательства у него - наибольшие.

    В политической сфере деятельности понятие «антропоцентризм» в достаточной степени реализуется в принципе либерализма. Таким образом, признается приоритет личностных интересов каждого перед потребностями и нуждами каких-либо сообществ. В связи с этим подобному образу мыслей чуждо соблюдение жестких социальных установок, а также масштабное социальное проектирование, поскольку все это подчиняет интересы индивида представлению проекта, следовательно, Человек становится лишь составляющей частичкой системы, одним из ее «винтиков».

    Таким образом, учение антропоцентризма хоть и является ненаучным, но четко очерчивает границы воздействия власти на жизнедеятельность каждого индивида, а также устанавливает определенные требования, описывающие соразмерность преобразований человека, представляемых социумом.