Используя образец синтаксического разбора простого предложения. Синтаксический разбор предложения онлайн

Синтаксис – наиболее сложный раздел современного русского языка. В школе синтаксический разбор предложения практически всегда вызывает серьёзные затруднения, так как при анализе необходимо использовать полученные ранее знания комплексно: уметь различать части речи, обращаться к сведениям из лексики, отлично ориентироваться в смысловой нагрузке и функциях разных членов предложения, правильно указывать простые предложения в составе сложного и определять их роль.


В школе и вузе предъявляются различные требования к синтаксическому разбору предложения. Школьники обычно обозначают части речи, при анализе комментируют каждое слово. Требование связано с тем, что для правильного разбора необходимо хорошо знать морфологию, нельзя путать понятия синтаксиса и морфологии (существует распространённая ошибка, когда смешивают части речи и члены предложения). На филологических факультетах разных высших учебных заведений схемы синтаксического разбора индивидуальны: это зависит от того, по какому учебному комплексу проходит обучение, какие имеются методические разработки на кафедре. При подготовке к поступлению абитуриенту понадобится выяснить требования конкретного вуза, иначе разбор может быть признан неверным.

Чтобы правильно сделать синтаксический разбор предложения, нужно освоить большой объём теории, уметь точно использовать термины, получить практический навык. Практика играет особенно большую роль, поэтому желательно регулярно тренироваться, анализируя предложения разного уровня сложности.

К синтаксическому разбору предъявляются строгие требования: его можно делать только по чёткой схеме, не отступая от заданного алгоритма. Зачастую нужно также начертить графическую схему предложения, отразив в ней уровни членения, зависимость простых предложений друг от друга. Также члены предложения графически выделяются разными знаками прямо в тексте (несколькими типами подстрочных линий).

Общая схема синтаксического разбора предложения
Существует общая схема, по которой осуществляется синтаксический разбор предложения. Она варьируется в зависимости от конкретных требований, но основная база остаётся прежней.

  1. Указывается цель высказывания: повествовательное, побудительное, вопросительное предложение.
  2. На данном этапе следует написать, каким предложение является по интонации: восклицательным или невосклицательным.
  3. Определяется тип предложения: простое или сложное, состоящее из нескольких простых.
  4. У сложных предложений нужно указать тип конструкции: простая (однотипная), сложная (разные виды связи между простыми предложениями в составе сложного).
  5. Указывается тип связи предложений: союзная, бессоюзная.
  6. У союзных предложений два типа: сложносочинённые и сложноподчинённые.
  7. Для сложноподчинённого предложения определяют тип придаточного: определительное, изъяснительное, обстоятельственное, присоединительное;
  8. Нужно обозначить тип обстоятельственного придаточного предложения:
    • образа действия;
    • места;
    • времени;
    • условия;
    • меры и степени;
    • сравнения;
    • уступки;
    • следствия;
    • цели;
    • причины.
  9. Если предложение сложное, выполняется описание связи частей в составе сложного. Части нумеруются, указываются все виды связи (бессоюзная и союзная, подчинительная и сочинительная), при необходимости делают членение на уровни.
  10. Затем переходят к характеристике каждого простого предложения, указав его номер.
  11. Анализ простого предложения продолжает указание на наличие главных членов: односоставное или двусоставное.
  12. У односоставного предложения определяют его тип: назывное, обобщённо-личное, безличное, определённо-личное или неопределённо-личное.
  13. На данном этапе нужно написать тип сказуемого: ПГС (простое глагольное сказуемое), СГС (составное глагольное сказуемое) или СИС (составное именное сказуемое).
  14. Теперь следует определить наличие второстепенных членов: распространённое (имеются второстепенные члены), нераспространённое (второстепенные члены отсутствуют).
  15. В этом пункте разбора указывают, является ли предложение осложнённым, чем именно оно осложнено.
  16. В конце анализа надо определить, тип предложения по полноте: полное или неполное. Неполными называют предложения, в которых опущены главные или второстепенные члены, но их можно легко восстановить из контекста.
Также потребуется графически обозначить члены и границы предложений в тексте, начертить схемы, указав в них номера предложений, союзы, задав вопросы к придаточным предложениям от главных.

Способы выражения членов предложения
Знание способов выражения членов предложения поможет сделать синтаксический разбор предложенияправильно, не путая его части. Нередко ученики школ с трудом определяют даже главные члены предложения, поскольку существует ряд сложностей, а общепринятые стереотипы мешают верно найти основу и точно проанализировать второстепенные члены.

Необходимо помнить, что разные части речи обладают практически неограниченными возможностями и могут быть почти любыми членами предложения, за редким исключением. Зачастую школьники привыкают, что подлежащее – это существительное, а сказуемое – глагол. Не увидев подходящих частей речи в предложении, они оказываются в затруднительном положении и не знают, как разобрать его по составу. На самом деле нельзя заключать анализ в подобные рамки.

Подлежащее отвечает на вопросы именительного падежа и выражается разными частями речи: существительными, местоимениями, числительными. Также подлежащее может быть выражено:

  • прилагательным (красный – мой любимый цвет);
  • причастием, перешедшим в существительное (окружающие умолкли);
  • союзом (и – соединительный союз);
  • неопределённой формой глагола (например, неопределённая форма глагола с существительным в винительном падеже: иметь в доме врача – серьёзное преимущество).
Сказуемое отвечает на вопросы: что делает предмет? что происходит с предметом? каков предмет? что он такое?

Чтобы отличать разные типы сказуемых, важно вспомнить о лексическом и грамматическом значении слов. Лексическое значение отражает смысл слова, а грамматическое содержит грамматические категории (например, наклонение, время, число и род глагола). Типы сказуемых:

  • ПГС: сказуемое выражено личной формой глагола, в которой ГЗ и ЛЗ совпадают. Иногда ПГС выражено фразеологизмом, содержащим спрягаемую глагольную форму.
  • СГС: должно состоять как минимум из двух слов. Каждое слово несёт своё значение: инфинитив глагола (лексическое значение) и модальная или фазисная связка (грамматическое значение). Фазисная связка указывает на фазу действия, а модальная отражает отношение к действию. Связка может быть выражена словами, отражающими оценку действия, желательность, необходимость, краткими прилагательными.
  • СИС: должно состоять как минимум из двух слов. Именная часть (ЛЗ) и формальная либо полузнаменательная связка (ГЗ). Более распространена формальная связка: глагол быть. В роли именной части выступают все именные части речи, наречия, словосочетания. Полузнаменательной связкой бывают глаголы делаться, стать, являться, казаться и другие; глаголы состояния, движения.
Определения отвечают на вопросы какой? чей? Их делят на согласованные и несогласованные.
  • Согласованное определение узнать легко, оно выражено местоимением-прилагательным, прилагательным, причастием, порядковым числительным. Главное не спутать его с именной частью СИС.
  • Несогласованное определение обычно выражается существительными в косвенных падежах, но иногда им становятся наречия, словосочетания, инфинитивы, прилагательные сравнительных степеней. Существуют также несогласованные определения-приложения.
Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей. Чаще выражается существительным.

Обстоятельство отвечает на общий вопрос как? Выражается наречиями, существительными. Обстоятельства делятся на разряды:

  • обстоятельство времени;
  • места;
  • образа действия;
  • причины;
  • сравнения;
  • уступки;
  • условия;
  • цели;
  • меры и степени.
Нужно учитывать нюансы выражения членов предложения разными частями речи, чтобы правильно выполнить синтаксический разбор предложения.

Типы придаточных предложений
Анализируя сложноподчинённое предложение, важно правильно определить тип придаточного предложения. Оно может быть обстоятельственным, изъяснительным и определительным.

  1. Придаточные изъяснительные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей. В качестве средств связи выступают союзы, союзные слова.
  2. Придаточные определительные предложения относятся к существительному, присоединяются с помощью союзных слов, иногда союзов, отвечают на вопросы чей? какой?
  3. Придаточные обстоятельственные предложения отличаются в зависимости от разряда:
    • ПО места отвечают на вопросы куда? откуда? где? присоединяются с помощью союзных слов;
    • ПО времени отвечают на вопросы до каких пор? как долго? когда? на сколько времени? Распространено присоединение с помощью союзов только, когда, пока, как только и т.д.;
    • ПО меры и степени отвечают на вопросы в какой мере? насколько?, относятся к слову, выражающему понятие, которое может иметь степень проявления;
    • ПО образа действия отвечают на вопрос как?, в главную часть можно вставить слова таким образом, так;
    • ПО условия отвечают на вопрос при каком условии?, присоединительные союзы – когда, если, как скоро;
    • ПО причины раскрывают вопрос почему?, союзы благодаря тому что, так как, потому что, вследствие того что;
    • ПО цели: вопросы с какой целью? зачем? и пр. Союзы лишь бы, чтобы, для того чтобы;
    • ПО следствия: следствие вытекает из первой части, союз так что;
    • ПО уступки: вопросы вопреки чему? несмотря на что? Союзы пускай, даром, несмотря на то что;
    • ПО сравнительные: вопросы как что? подобно чему?Союзы будто, словно, точно, как;
  4. Придаточные присоединительные не отвечают на вопросы, не выражают смысловых отношений обстоятельства, но дают дополнительную информацию к главной части. Средства связи: союзные слова (относительные местоимения что, где, откуда, когда, как, почему, отчего, зачем).
В многочленных предложениях нужно указывать вид подчинения. Оно бывает последовательным: первое придаточное подчиняется главному, второе придаточное – первому и т.д. При параллельном подчинении придаточные зависят от главного, но отвечают на разные вопросы. Когда подчинение однородное, придаточные зависят от одного главного слова, отвечают на один вопрос.
В университетах разбирают в основном многочленные предложения, поэтому выделяют уровни членения, связи между ними, указывают все блоки и особенности их отношений между собой, чертят сложные схемы. В школе обычно ограничиваются предложениями, состоящими из двух-четырёх простых.

План разбора:

  • Сложносочинённое.

    Количество частей в составе сложного, их границы (выделить грамматические основы в простых предложениях).

    Средства связи между частями (указать союзы и определить значение сложного предложения).

    Схема предложения.

Образец разбора:

Была зима , но все последние дни стояла оттепель . (И.Бунин).

(Повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, сложносочинённое, состоит из двух частей, между первой и второй частями выражено противопоставление, части соединены противительным союзом но. )

Схема предложения:

1 , но 2 .

Порядок синтаксического разбора сложноподчинённого предложения

План разбора:

    Вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное или побудительное).

    Вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).

  • Сложноподчинённое.

    Главная и придаточная части.

    Что распространяет придаточная часть.

    Чем присоединяется придаточная часть.

    Расположение придаточной части.

    Тип придаточной части.

    Схема сложноподчинённого предложения.

Образец разбора:

Когда она играла внизу на рояле 1 , я вставал и слушал 2 . (А.П. Чехов)

(Повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, сложноподчинённое, состоит из двух частей. 2-я часть главная, 1-я – придаточная, придаточная часть распространяет главную часть и присоединяется к ней союзом когда , придаточная часть располагается перед главной, тип придаточной части – придаточное времени).

Схема предложения:

(союз когда…) 1 , [ … ] 2 .

придаточное

Сущ.. глаг. союз мест. Глаг. пр. прил. сущ.

Путники увидели , что они находятся на маленькой поляне . (Повеств., невоскл., сложное, СПП с прид. изъяснительным, 1) нераспр., двусост., полное. 2) распр., двусост., полдное).

[ ____ ], (что…).

Порядок синтаксического разбора бессоюзного сложного предложения

План разбора:

    Вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное или побудительное).

    Вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).

  • Бессоюзное.

    Количество частей (выделить грамматические основы в простых предложениях).

    Схема предложения.

Образец разбора:

Песенка кончилась 1 – раздались обычные рукоплескания 2 . (И.С. Тургенев)

(Повествовательное, невосклицательное, сложное, бессоюзное, состоит из двух частей, первая часть указывает на время действия того, о чём говорится во второй части, между частями ставится тире.)

Схема предложения:

Инструкция

На первом этапе вам нужно разобрать предложение по членам и подчеркнуть их: подлежащее – одной чертой, сказуемое – двумя, – волнистой линией, дополнение – пунктирной, а обстоятельство – чередованием тире и точек. Иногда требуется также указать связи между членами предложения и задать воспросы к каждому из них.

Если предложение простое, укажите тип сказуемого: простое (ПГС), составное глагольное (СГС) или составное именное (СИС). В случае если несколько, укажите тип каждого из них. Если же , пронумеруйте каждую из его частей и составьте схему этого предложения, указав средства связи ( и союзные слова). Кроме того, укажите типы придаточных (определительные, изъяснительные или обстоятельственные: придаточные времени, места, причины, следствия, условия, цели, уступки, сравнения, образа действия, меры и степени или присоединительные) и типы отношений между ними (последовательные, параллельные или однородные).

Далее опишите предложение, указав его тип по цели высказывания (повествовательное, вопросительное или побудительное), по интонации (восклицательное или невосклицательное) и по количеству (простое или сложное: , сложноподчиненное, бессоюзное). Если предложение простое, продолжайте анализ, указывая тип по количеству главных членов (двусоставное или односоставное: назывное, определенно-личное, неопределенно-личное, обобщенно-личное или безличное), по наличию членов (распространенное или нераспространенное), по наличию пропущенных главных членов (полное или ), а также укажите, чем оно осложнено (однородными членами, обособленными членами, вводными или вставными конструкциями, или же не осложнено ничем). Если предложение сложное, продолжайте анализ по той же схеме, но для каждой из его частей в отдельности.

Видео по теме

Связанная статья

Схема предложения - не просто прихоть преподавателей. Она позволяет лучше понять структуру предложения, определить его специфику, наконец, быстрее разобрать. Любая схема - это прежде всего наглядность; согласитесь, что когда имеешь дело, например, с Львом Николаевичем, наглядность для понимания предложения очень нужна.

Инструкция

Начать нужно с определения, какими членами предложения являются слова. Сперва определите подлежащее и сказуемое - грамматическую основу. Так у вас уже будет вполне определённая "печка", от которой можно будет "плясать". Затем распределяем по членам предложения остальные слова, учитывая то, что все они делятся на подлежащего и группу сказуемого. В первую группу , во вторую - дополнение и обстоятельство. Учтите и то, что некоторые слова не являются членами предложения (например, союзы, междометия, вводные и вставные конструкции), а и так, что сразу несколько слов все вместе составляют один член предложения (деепричастные и причастные обороты).

Составьте схему предложения , объясните постановку знаков препинания.

Видео по теме

Морфемный разбор слова – разбор по составу, определение и выделение значимых словообразовательных частей слова. Морфемный разбор предшествует словообразовательному – определяющему, каким способом появилось слово.

Инструкция

При синтаксическом разбор е простого предложения выделяется (подлежащее и сказуемое). Затем определяется тип предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное или побудительное), его эмоциональная окраска (восклицательное или ). После этого необходимо установить тип предложения по его грамматической основе (односоставное или двусоставное), по членов (распространенное или нераспространенное), по наличию или отсутствию какого-либо члена (полное или неполное). Также простое может быть осложненным (присутствуют однородные или обособленные члены) или неосложненным.

При синтаксическом разбор е сложного предложения помимо определения грамматической основы и типа предложения по цели высказывания необходимо доказать, что оно является сложным и установить вид связи между простыми предложениями (союзная или бессоюзная). Если связь союзная, то определяется тип предложения по характеру союза: сложносочиненное . Если предложение является сложносочиненным, то необходимо выяснить, каким сочинительным союзом связаны части предложения: соединительным, разделительным или противительным. В сложноподчиненном определяется главное и придаточное предложение, средство связи придаточного с главным, вопрос, на который отвечает придаточное, тип . Если сложное предложение является бессоюзным, то определяются смысловые отношения между простыми предложениями и объясняется постановка знака препинания. Также необходимо начертить схему предложения.

Видео по теме

Совет 6: Как определить неопределенно-личное предложение

Предложение выражает сообщение, побуждение или вопрос. Двусоставные предложения имеют грамматическую основу, состоящую из подлежащего и сказуемого. Грамматическая основа односоставного предложения представлена либо подлежащим, либо сказуемым.

Инструкция

Все глагольные односоставные предложения имеют сказуемое, но не имеют подлежащего. Причем в определенно-личном предложении форма глагола и смысл сообщения подсказывают, что действие относится к определенному лицу: «Люблю книги», «Найдите правильное решение», «Береги , а честь смолоду».

Глагол может стоять в форме первого или второго лица единственного или изъявительного или повелительного наклонения. Первое лицо означает, что глагольный вопрос задается от местоимений «я», «мы»; второе лицо – от местоимений «ты», «вы». Повелительное наклонение побуждает к действию, изъявительное просто сообщает информацию.

Синтаксический разбор простого предложения прочно вошёл в практику начальной и средней школы. Это самый трудный и объёмный вид грамматического разбора. Он включает характеристику и схему предложения, разбор по членам с указанием частей речи.

Строение и значение простого предложения изучается начиная с 5 класса. Полный набор признаков простого предложения обозначается в 8 классе, а в 9 классе основное внимание уделяется сложным предложениям.

В этом виде разбора соотносятся уровни морфологии и синтаксиса: ученик должен уметь определять части речи, узнавать их формы, находить союзы, понимать способы связи слов в словосочетании, знать признаки главных и второстепенных членов предложения.

Начнём с самого простого: поможем ребятам подготовиться к выполнению синтаксического разбора в 5 классе. В начальной школе ученик запоминает последовательность разбора и выполняет его на элементарном уровне, указывая грамматическую основу, синтаксические связи между словами, вид предложения по составу и цели высказывания, учится составлять схемы и находить однородные члены.

В начальной школе используются разные программы по русскому языку, поэтому уровень требований и подготовка учащихся разные. В пятом классе я принимала детей, обучавшихся в начальной школе по программам образовательной системы "Школа 2100", "Школа России" и "Начальная школа XXI века». Отличия есть и большие. Учителя начальной школы проделывают колоссальную работу, чтобы компенсировать недостатки своих учебников, и сами "прокладывают" преемственные связи между начальной и средней школой.

В 5 классе материал по разбору предложения обобщается, расширяется и выстраивается в более полную форму, в 6-7 классах совершенствуется с учётом вновь изученных морфологических единиц (глагольные формы: причастие и деепричастие; наречие и категория состояния; служебные слова: предлоги, союзы и частицы).

Покажем на примерах отличия между уровнем требований в формате синтаксического разбора.

В 4 классе

В 5 классе

В простом предложении выделяется грамматическая основа, над словами обозначаются знакомые части речи, подчёркиваются однородные члены, выписываются словосочетания или рисуются синтаксические связи между словами. Схема: [О -, О]. Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, с однородными сказуемыми.

Сущ.(главное слово)+прил.,

Гл.(главное слово)+сущ.

Гл.(главное слово)+мест.

Нареч.+гл.(главное слово)

Синтаксические связи не рисуются, словосочетания не выписываются, схема и основные обозначения такие же, но характеристика иная: повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнено однородными сказуемыми.

Разбор постоянно отрабатывается на уроках и участвует в грамматических заданиях контрольных диктантов.

В сложном предложении подчёркиваются грамматические основы, нумеруются части, над словами подписываются знакомые части речи, указывается вид по цели высказывания и эмоциональной окраске, по составу и наличию второстепенных членов. Схема разбора: [О и О] 1 , 2 , и 3 . Повествовательное, невосклицательное, сложное, распространённое.

Схема остаётся той же, но характеристика иная: повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, которые связаны бессоюзной и союзной связью, в 1 части есть однородные члены, все части двусоставные и распространённые.

Разбор сложного предложения в 5 классе носит обучающий характер и не является средством контроля.

Схемы предложения с прямой речью: А: "П!" или "П," - а. Вводится понятие цитаты, совпадающее по оформлению с прямой речью.

Схемы дополняются разрывом прямой речи словами автора: "П, - а. - П." и "П, - а, - п". Вводится понятие диалога и способы его оформления.

Схемы составляют, но характеристика предложений с прямой речью не производится.


План разбора простого предложения

1. Определить вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).

2. Выяснить тип предложения по эмоциональной окраске (невосклицательное или восклицательное).

3. Найти грамматическую основу предложения, подчеркнуть её и обозначить способы выражения, указать, что предложение простое.

4. Определить состав главных членов предложения (двусоставное или односоставное).

5. Определить наличие второстепенных членов (распространённое или нераспространённое).

6. Подчеркнуть второстепенные члены предложения, указать способы их выражения (части речи): из состава подлежащего и состава сказуемого.

7. Определить наличие пропущенных членов предложения (полное или неполное).

8. Определить наличие осложнения (осложнено или не осложнено).

9. Записать характеристику предложения.

10. Составить схему предложения.

Для анализа мы использовали предложения из прекрасных сказок Сергея Козлова про Ёжика и Медвежонка.

1) Это был необыкновенный осенний день!

2) Обязанность каждого - трудиться.

3) Тридцать комариков выбежали на поляну и заиграли на своих писклявых скрипках.

4) У него нет ни папы, ни мамы, ни Ёжика, ни Медвежонка.

5) И Белка взяла орешков и чашку и поспешила следом.

6) И они сложили в корзину вещи: грибы, мёд, чайник, чашки - и пошли к реке.

7) И сосновые иголки, и еловые шишки, и даже паутина - все распрямились, заулыбались и затянули изо всех сил последнюю осеннюю песню травы.

8) Ёжик лежал, по самый нос укрытый одеялом, и глядел на Медвежонка тихими глазами.

9) Ёжик сидел на горке под сосной и смотрел на освещённую лунным светом долину, затопленную туманом.

10) За рекой, полыхая осинами, темнел лес.

11) Так до самого вечера они бегали, прыгали, сигали с обрыва и орали во всё горло, оттеняя неподвижность и тишину осеннего леса.

12) И он прыгнул, как настоящий кенгуру.

13) Вода, куда ты бежишь?

14) Может, он с ума сошёл?

15) Мне кажется, он вообразил себя... ветром.

Образцы разбора простых предложений


План разбора:

2. Подчеркнуть второстепенные члены предложения (дополнения, определения, обстоятельства) и обозначить, чем они выражены.

    по количеству основ – простое или сложное;

    по характеру основы – двусоставное или односоставное;

    по наличию второстепенных членов предложения – распространённое или нераспространённое;

    осложнённое или неосложнённое (простое предложение обычно осложняют однородные члены предложения, вводные слова, уточняющие конструкции, обособленные определения и обстоятельства и т.д.).

Образец выполнения синтаксического разбора простого предложения:

Солнце, |ещё не вошедшее в силу|, греет бережно и ласково.

Повеств., невосклиц., простое, двусоставн., распростр., осложнённое однородными определениями и обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

Синтаксический анализ сложного предложения

  • Синтаксический анализ сложносочинённого предложения (ссп)

План разбора:

1. Подчеркнуть главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) и обозначить, чем они выражены (какой частью речи).

2. Найти границы простых предложений в составе сложного, составить схему ССП.

3. Дать характеристику предложению:

    по цели высказывания – повествовательное, побудительное, вопросительное;

    по интонации – восклицательное, невосклицательное;

    по типу сложного предложения – сложносочинённое (ССП);

    указать, каким сочинительным союзом соединены простые предложения в составе сложного;

1[Ты опоздал на много лет], но 2[всё-таки тебе я рада] (а. Ахматова)

Схема предложения :

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, сложносочинённое, состоит из двух простых предложений, соединённых сочинительным союзом НО со значением противопоставления; запятая ставится перед союзом но.

  • Синтаксический анализ сложноподчинённого предложения (спп)

План разбора:

1. Подчеркнуть главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) и обозначить, чем они выражены (какой частью речи).

2. Найти границы простых предложений в составе сложного, составить схему СПП.

3. Дать характеристику предложению:

    по цели высказывания – повествовательное, побудительное, вопросительное;

    по интонации – восклицательное, невосклицательное;

    по количеству основ – сложное;

    по типу сложных предложений – сложноподчинённое (СПП);

    указать количество простых предложений в составе сложного;

    указать, каким союзом или союзным словом соединены простые предложения в составе сложного;

    вид придаточного предложения – изъяснительное, определительное, обстоятельственное (с подвидами);

    объяснить расстановку знаков препинания.

Образец выполнения синтаксического разбора простого предложения: