Упражнения на знаки препинания при причастном обороте. Причастие причастный оборот задания

Упражнения к теме «Употребление причастий и причастных оборотов. Синонимия синтаксических конструкций»

Упражнение 1. Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением причастных оборотов.

1. В мастерскую привезли табуретки, делавшиеся столярами.

2. Из этой книги мы узнали о тех ужасах, пережитых нашим народом.

3. Мы увидели крестьян, отправляющих домой.

4. Дети играли на покрытом лугу свежей травой.

5. Там стоит какая-то фигура, напоминавшая надсмотрщика.

6. Честь и хвала воспитателям, сумеющим вырастить хороших людей.

7. Книга, читающаяся с увлечением, содержит много интересного.

8. На окраине поселка стояла палатка, торговавшая спичками и хлебом.

9. В тяжелом положении находились люди, потерявшие жилье и которые не получили компенсацию.

10. Он написал статью о проблеме, которая интересовала всех и которая вызвала большие споры.

11. Полученное задание на практике следует выполнить к концу марта.

12. Выступивший президент по телевидению рассказал о новых указах.

13. Выращенные овощи в теплице менее полезны, чем грунтовые.

14. Учебники, полученные в начале года и которые указаны в списке, должны быть сданы на перерегистрацию.

Ответы:

1. В мастерскую привезли табуретки, сделанные столярами.

2. Из этой книги мы узнали о тех ужасах, которые пережил наш народ.

3. Мы увидели крестьян, отправляющихся домой.

4. Дети играли на покрытом свежей травой лугу.

5. Там стоит какая-то фигура, напоминающая надсмотрщика.

6. Честь и хвала воспитателям, сумевшим вырастить хороших людей.

7. Книга, прочитанная с увлечением, содержит много интересного.

8. На окраине поселка стояла палатка, в которой продавались спички и хлеб.

9. В тяжелом положении находились люди, потерявшие жилье и не получившие компенсацию.

10. Он написал статью о проблеме, которая интересовала всех и вызвала большие споры.

11. Полученное на практике задание следует выполнить к концу марта.

12. Выступивший по телевидению президент рассказал о новых указах.

13. Выращенные в теплице овощи менее полезны, чем грунтовые.

14. Учебники, полученные в начале года и указанные в списке, должны быть сданы на перерегистрацию.

Упражнение 2. Найдите ошибки и недочёты, связанные с использованием причастий и причастных оборотов. Исправьте предложения.

1. В центре романа образ любящей, страдающей молодой женщины от неразделённой любви.

2. Приведённые факты в докладе свидетельствуют о больших успехах современной медицинской науки.

3. Живущие родственники в Сибири, приехав в Москву, поселились у нас.

4. Арендаторов следовало переселить в новые дома, отвечавшие бы всем нуждам людей.

5. Этой пятёрке я очень обрадовался, полученной мной впервые в жизни.

6. Вошедший был одет в крестьянский армяк, обросший бородой.

7. Солнечный луч освещал падающие листья с деревьев.

8. Плющ, который вьющийся по стене, радовал глаз.

9. Если человек хорошо знающий местность, он не заблудится.

10. Проявленная инициатива мастером помогла быстро справиться с аварией.

11. Прошедшие обильные дожди в мае вызвали хороший рост трав.

12. Нам надо выяснить причины отставания недавно преуспевающей бригады.

13. Приспособления, применяющиеся ранее, были весьма ненадёжными в эксплуатации.

14. Большую часть языка составляет общеупотребительная лексика, то есть употребляющаяся всеми говорящими.

15. Казалось, мы находимся не на электростанции, ежечасно пожиравшей сотни пыльного торфяного топлива, а в хирургическом кабинете.

16. Ничего другого, двигавшего бы дело вперёд, никто из участников совещания не предложил.

17. В таком же положении находились жители прибрежных районов, отрезанных наводнением и спасающихся на крышах домов, угрожающих в любой момент обвалом.

18. Представитель администрации заявил, что зерна, могущего быть отправленным на элеватор, имеется свыше 40 тонн.

19. Арестованный тревожился о семье, взятой под надзор полицией и которую он оставил без средств к существованию.

20. Краска на штукатурке пузырится, опалённая солнцем.

21. Смешанный дождь с сажей разводит смутную слякоть.

22. Островский показал в Катерине борющийся характер против отживших устоев.

Упражнение 3. Объясните, почему в данных предложениях невозможна замена придаточной части причастным оборотом.
1. Учёные ежедневно обогащают науку большими и малыми открытиями, которые в дальнейшем принесут людям большую пользу.
2. А.И. Куинджи был из тех мастеров, которые умели схватить, запечатлеть моменты проявления наивысшей красоты природы.
3. Есть люди, которых на пути к заветной цели не остановит ни одно препятствие.
4. Люди на холстах Сильвестра Щедрина не были условными фигурками, которым отводилась роль лишь «оживлять» прекрасные виды.
5. Российские учёные предлагают разместить на Луне микроволновые станции, которые можно питать электроэнергией от солнечных батарей.
6. В иллюминаторе самолёта видны камчатские реки, берега которых покрыты крупными и средней величины валунами.
7. Лишь немногие осознают ту огромную роль, которую играет магний в нашем организме.
8. Учёные предложили пропитывать старинные рукописи органическим раствором с добавлением антиоксидантов, которые смогли бы остановить процесс распада бумаги.
9. Это село возникло в более поздний период рядом с остатками древнего города, название которого оно закрепило за собой.
10. Дело В.В.Алёхина продолжают преданные науке учёные, для которых смыслом работы стало сохранение неповторимого природного уголка соловьиного края.
11. По библейской легенде, жители Древнего Вавилона пытались построить башню, которая должна была бы достигнуть неба.
12. Скептик - это тот человек, который не верит в бесплатный энтузиазм.
13. Важный момент, который необходимо учитывать при выборе материала для покрытия террасы, - это лёгкость ухода за ним.
14. Есть множество приёмов, которые помогут превратить ваш сад в райский уголок.
15. Камни, из которых слагаются ныне вершины Альп и Гималаев, когда-то формировались под водой.

Упражнение 2. Укажите место причастного оборота или одиночного причастия по отношению к определяемому слову. Расставьте знаки пунктуации.

А. 1.Списки эти валялись в рассохшихся шкафах захолустных военных канцелярий. 2.0 человеке загнанном в эту пустыню начисто забывали. 3.Кочевники с недоумением смотрели на пожилого солдата с желтым лицом и добрыми глазами бродившего по пустыне. 4.Семь лет Шевченко слышал только треск барабанов и раздирающие сердце звуки военного горна. 5.Слуга сидел у стола и лениво отковыривал ногтем воск на чадящей свече. 6.Дымные тени от недавно распустившихся берез шевелились под ногами. 7.Солнечный свет падал на суровую скатерть и раскрытую на столе книгу. 8.Сваты повязанные вышитыми рушниками степенно пили пшеничную водку и закусывали розовым салом и квашеной капустой. 9.И каждый раз появлялась и снова тонула в кромешном мраке припавшая к широким балкам степная станица. 10.Только брехали по всей станице собаки встревоженные ночным выстрелом.

Б. 1.Пропитанный солнцем туман лежал над Москвой. 2.На столике около зеркала, на его морской фуражке лежала изорванная и измятая коробка "Казбека". 3.Только равномерно поскрипывали сходни переброшенные на берег. 4.Мельница эта вся тряслась от старости окруженная обильными брызгами и потоками воды. 5.Охрипший громкоговоритель передавал местные новости. 6.Разве не прекрасна каждая травинка наполненная пахучим соком и каждое летучее семечко липы? 7.Когда погасала очередная вспышка, гасли и здания, будто они сами являлись источником этого пульсирующего огня. 8.Позванивала подо льдом в арыках вода, и, как исполинские зимние розы, расцветали в палисаднике облепленные мохнатым снегом замерзшие цветы рудбекии. 9.Маленькие радуги дрожат над шумящими мельничными колесами, брызжут водой на черные прибрежные ветлы. 10.Котенок сидел под диваном, дрожал от охотничьего азарта и ловил растопыренной лапой то кружево, то легкий носовой платок пролетавшие мимо.

В . 1.Где-то вскрикнула и закудахтала испуганная курица. 2.Из всех окошек высунулись разгневанные хозяйки. 3.Неожиданно футбольный мяч угодил в козу привязанную к крылечку. 4.На столе горами лежал табак высыпанный из коробок. 5.Часто падали пожелтевшие лепестки. 6.Воробей вспорхнул под купол зала, сел на люстру и начал чистить растрепанные в драке перья. 7.Желтые чайные розы казались молодыми красавицами потерявшими румянец от злоупотребления чаем. 8.Все говорили мало и прислушивались к то возникавшему, то затихавшему в темноте колокольному звону. 9.От вокзала до монастыря стоявшего на высоком зеленом холме было два километра. 10.Художник подошел к картине висевшей на стене и закрытой холстом и снял холст.

Г. 1.Мария схватила его за руку и дрожащим голосом передала просьбу отца. 2.Прачка разгибала спину, вытирала ладонью покрасневшие глаза и покачивала головой. 3.Дагни почувствовала порыв ветра исходивший от музыки и заставила себя успокоиться. 4.Листья висели, как в летаргии, пока не налетал неизвестно откуда взявшийся ветер и не переворачивал их кверху изнанкой. 5.Слепо блестели окна особняков избитых во время блокады осколками снарядов. 6.Я сидел под мигающей свечой и читал в растрепанной книге журнала “Современный мир” бунинский рассказ “Илья Пророк”. 7.Пожалуй, только запах насквозь промокшей листвы акаций напоминал недавние летние дни. 8.Чуть позванивали и скрипели от ветра побитые фарфоровые розы и жестяные заржавленные листья на погребальных венках. 9. Проснулся я от далекого гула уходящих бомбардировщиков. 10.Падающий снег останавливался и повисал в воздухе, чтобы послушать звон лившийся ручьями из дома.

Д. 1.В глубине были видны не успевшие еще дотянуться до поверхности воды круглые листки кувшинок. 2.Она надменно смотрела из-под полуопущенных век на восхищенных зрителей. 3.Он взглянул на землю пробитой к шалашу и не заросшей травой тропинки. 4.Я боялся поднять глаза и видел только начищенные до невероятного блеска крепкие ботинки гардемарина. 5.За ее спиной в плетеной сумочке висели баранки посыпанные маком. 6.Мы подошли к дому окруженные взволнованными лающими собаками. 7.Мы жалели буров дравшихся за свою независимость и ненавидели англичан. 8.Святославская улица застроенная скучными доходными домами из желтого киевского кирпича с такими же кирпичными тротуарами упиралась в огромный пустырь изрезанный оврагами. 9.Чучело гориллы окруженное листвой из крашеных стружек уносило в лесную чащу бесчувственную девушку с распущенными золотыми волосами. 10.Любишь каждую травинку поникшую от росы или согретую солнцем, каждую кружку воды из лесного колодца, каждое дерево над озером трепещущее в безветрии листьями, каждый крик петуха и каждое облако плывущее по бледному и высокому небу.

Из К.Паустовского

Упражнения по теме "Причастие"

Упражнение 1 .

Из текста выписать страдательные причастия прошедшего времени, выделить суффикс.

Мы вошли в лес, который был освещен лучами осеннего солнца. Расчищенная дорожка вела к неугомонному морю. Мы часто останавливались, пораженные яркой красотой необыкновенного леса. На пожелтевшей траве лежали опавшие листья. Березы как будто окутаны золотистой листвой, сверкавшей на солнце. Очень красивы клены, одетые в багряную листву. Часто мы видим позолоченные солнцем и осенью листья, тихо падающие на землю. Дорожки пустынны, но на них листья, печально шуршащие под ногами. Иногда попадется дача, окруженная деревянными выкрашенными масляной краской забором.

Упражнение 2.

Прочтите текст шуточного письма, которое было написано одним сказочным героем. Выпишите из текста краткие страдательные причастия, выделите суффикс и укажите глагол, от которого образовано данное причастие.

Живем очень хорошо. Дом всегда прибран, белье выстирано и выглажено. В комнате очень уютно: пол застелен ковром, шторы накрахмалены и обшиты оборочками, стены украшены картинами. Цветы вовремя политы и подкормлены.

Книги разложены по полочкам. Игрушки бывают разбросаны, но вечером они всегда собраны и спрятаны в специальные ящики.

Наши дети вымыты, обстираны, причесаны. Носики у них всегда вытерты, банты и шнурки завязаны. Девчонки наряжены и накрашены. Мальчишки одеты и обуты.

Упражнение 3.

Разделите данные словосочетания на 2 группы: отглагольные прилагательные, страдательные причастия. Вставьте Н/НН.

Жаре..ый картофель, поджаре..ая рыба, черче..ый мной график, кваше..ая капуста, выточе..ая игрушка, моче..ые яблоки, суше..ая на чердаке черемуха, реше..ая задача, вяле..ая рыба, топле..ое молоко.

Упражнение 4 .

Спишите, расставляя знаки препинания. Обозначьте причастные обороты, составьте схемы предложений.

1) Наступает золотая осень приносящая дожди. 2) Река огибавшая берег уходила в горы. 3) Не закрытая тучей заря освещала окна.4) Мы опускаем руки в воду струящуюся между пальцев. 5) Замёрзшие за ночь цветы оживали.6) Листья кружащиеся в воздухе падают на землю.

Упражнение 5.

От данных глаголов образуйте и запишите все возможные формы причастий.

Накормить, насаждать, раскаяться, обидеть, оберегать, омывать, объявить, отчаяться, зависеть, увлекать.

Упражнение 6 .

Прочитайте текст и выполните задания.

Из всех слов могучего и первородного русского языка, полногласного, кроткого и грозного, бросающего 3 звуки взрывным водопадом, журчащего неуловимым ручейком, исполненного говоров дремучего леса, шуршащего степными ковылями, поющего ветром, что носится и мечется и уманивает сердце далеко за степь, пресветло сияющего серебряными разливами полноводных рек, втекающих в синее море, - из всех несосчитанных самоцветов этой неисчерпаемой 3 сокровищницы языка живого, сотворенного 3 и, однако же, без устали творящего 3 , больше всего я люблю слово - воля. Так было в детстве, так и теперь. Это слово - самое дорогое и всеобъемлющее. (К. Бальмонт).

1. Найдите в тексте причастия.

2. Определите их разряд (действительные и страдательные) и время.

3. Назовите глаголы, от которых они образованы. Установите, с помощью каких суффиксов образованы причастия.

4. Определите синтаксическую функцию причастий в тексте. Придумайте предложения, в которых причастия выступают в роли сказуемых.

5. Сделайте морфологический разбор указанных слов.

Тест по теме "Причастие"

1. В каком ряду все слова являются причастиями?

А) перевернув, посидев, невпопад, раскидистый

Б) перепрыгнувший, решаемый, вынув, несчастный

В) гонимый, затемнена, нагретая, назначено

Г) разделенный, держащий, расставаясь, увлекая

2. Сколько причастий в двух приведенных предложениях?

Это были опаленные летним солнцем, утомленные тяжелым трудом люди. Руки их были исцарапаны, ноги испачканы землей.

А ) 2

Б) 3

В) 4

Г) 5

3. В каком варианте форма причастия образована от глагола неправильно?

А) закрутить - закрутивший

Б) решать - решенный

В) возвращаться - возвращающийся

Г) изучать - изучавший

4. В каком варианте грамматические признаки причастия определены неправильно?

А) убранный - страдательное причастие совершенного вида, прошедшего времени

Б) бегущий - действительное причастие несовершенного вида, настоящего времени

В) принятый - страдательное причастие совершенного вида, настоящего времени

Г) слышавший - действительное причастие несовершенного вида, прошедшего времени.

5. В каком варианте содержится ошибка в определении грамматических признаков выделенных в предложении слов?

В облике этой улицы угадываются старинные черты: кое-где сохранившиеся двухэтажные и даже одноэтажные дома с мезонинами; пустырь на месте снесенного дома и открытый двор без заборов и ворот, с разросшимися густо тополями и кленами, из-за которых виднеется обшитое желтыми досками двухэтажное здание, служившее в старину подсобным помещением, а впоследствии приспособленное под жилье.

А) сохранившиеся - причастие, действительное, прошедшего времени, совершенного вида, возвратное, полное, в форме именительного падежа, множественного числа, в предложении является определением;

Б) снесенного - причастие, страдательное, прошедшего времени, совершенного вида, невозвратное, полное, в форме мужского рода, родительного падежа, единственного числа, в предложении является определением;

В) разросшимися - причастие, действительное, прошедшего времени, совершенного вида, возвратное, полное, в форме творительного падежа, множественного числа, в предложении является определением;

Г) обшитое - причастие, страдательное, настоящего времени, совершенного вида, невозвратное, полное, в форме среднего рода, именительного падежа, единственного числа, в предложении является определением.

Предложения с причастным оборотом (примеры): Я увидела кота, лакающего молоко из миски. На улице шел дождь, сопровождающийся раскатами грома. На дереве сидела ворона, громко каркающая куда-то в сторону. В небо поднимался самолет, улетающий в другую страну. На сцене находился мужчина, исполняющий веселую песню. Он слушал музыку, доносящуюся из радиоприемника. Снаружи моросил дождь, сопровождающийся небольшими раскатами грома.

Образование и правописание причастий

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Образование и правописание причастий
Рубрика (тематическая категория) Литература

Упражнение 86. От данных глаголов образуйте действительные причастия настоящего времени, пользуясь таблицей.

Строить, бороться, хвалить, мыть, сеять, вести, смеяться, славиться, клеить, любить, знать, читать.

Упражнение 87. От данных глаголов образуйте действительные причастия прошедшего времени, пользуясь таблицей.

Сеять, похвалить, бороться, класть, положить, сесть, умереть, принœести, согреть, сжечь, привести, победить.

Упражнение 88. От данных глаголов образуйте страдательные причастия настоящего времени, пользуясь таблицей.

Высказать, делить, предлагать, повторять, осуществлять, отвлекать, растворять, рисовать, сопровождать, управлять, читать.

Упражнение 89. Образуйте страдательные причастия прошедшего времени от следующих глаголов (см. комментарий в конце упражнения).

Восстановить, возобновить, вымыть, поднять, полить, посœеять, убрать, решить, сказать, прочитать, измучить, одеть, обидеть, схватить, запереть, покрасить.

Комментарий. Страдательное причастие прошедшего времени образуется от основы инфинитива посредством суффиксов -нн-, -енн- (-ённ-), -т-.

Суффикс -нн- находим у причастий от глаголов на -ать (-ять), -еть, к примеру: прочитать - прочитанный, засеять - засеянный, просмотреть - просмотренный.

Суффикс -енн- (-ённ-) -у причастий от глаголов на -ить, -ти, -чь, к примеру: выстроить - выстроенный, привезти - привезённый, испечь - испечённый. При образовании причастия с суффиксом -енн- (-ённ-) происходит соответствующее чередование согласных: покрасить - покрашенный, схватить - схваченный, убедить - убеждённый, обидеть - обиженный, оскорбить - оскорблённый.

Суффикс -т- бывает у причастий от глаголов, имеющих в инфинитиве перед -ть гласную у или о (к примеру: натянуть - натянутый, расколоть - расколотый) или же другую гласную, в случае если это односложные глаголы или образованные посредством приставок от односложных основ (к примеру: бить - битый, разбить - разбитый; мыть - мытый, вымыть - вымытый; одеть - одетый; снять - снятый; сжать - сжатый). Но приставочные глаголы, образованные от глаголов брать, гнать, дать, драть, знать, спать, образуют причастия с суффиксом -нн-, к примеру: собранный, выгнанный, выданный, разодранный, узнанный, заспанный.

Переходные глаголы на -ереть имеют страдательные причастия на -тый: запереть - запертый, стереть - стёртый.

Упражнение 90. Перепишите, вставляя пропущенные причастия, данные в скобках, и согласуя их с существительными. Укажите причастия действительные и страдательные.

1. Студенческий драматический кружок, ... артистом городского театра, готовит новую пьесу. - Артист, ... студенческим драматическим кружком, терпеливо разъясняет роль каждому участнику спектакля (руководящий, руководимый). 2. Студенты... большую работу на экспериментальном участке, написали о своём опыте в стенную газету. - Большая работа͵ ... студентами, была описана в газете (проделавший, проделанный). 3. Девушка, ... новую книгу, рассказывала о своём впечатлении от неё. - Новая книга, ... девушкой, была написана ярко и увлекательно (прочитавший, прочитанный). 4. Ветер, ... облака, не утихал ни на минуту. - Облака, ... ветром, быстро закрыли вершины гор (гонящий, гонимый).

Упражнение 91. По приведённому образцу составьте таблицу образования причастий и впишите в неё формы причастий от данных глаголов. В случае невозможности образования какой-либо формы ставьте черту. Укажите, от каких глаголов нельзя образовать причастия страдательные, от каких - причастия настоящего времени.

Глагол Причастия
неопре- делённая форма пере- Вид действительные страдательные
ходн. наст. прошед. наст. прошед.
или вр. вр. вр. вр.
непере -
ходн.
читать пере- несов. читающий читавший читаемый читанный
ходн.
любить пере- несов. любящий любивший любимый -
ходн.
прочитать пере- сов. - прочитав- - прочитан-
ходн. ший ный
подойти непере-
ходн. сов. - подошед-
ший - -

Упражнение 92. Перепишите предложения, вставляя пропущенные буквы и объясняя правописание причастий. К каждому причастию в скобках припишите неопределœенную форму того глагола, от которого оно образовано.

1. Тесто хорошо замеш...но. Петрова не была замеш...на в данном нашумевшем судебном процессе. 2. Окопы были обстрел... ны неприятелœем. Подстрел...нная утка спряталась в кустах. 3. Стены комнаты были окле...ны обоями. 4. Потер...нная книга нашлась. 5. Замеченные вовремя ошибки удалось быстро исправить. 6. На засе...нных ранней весной полях дружно появились первые всходы. 7. Работа была оконч...на своевременно. 8. Платье было быстро высуш...но и поглаж...но. 9. Лекция прослуш...на с большим вниманием.

Упражнение 93. Перепишите, вставляя пропущенные буквы и объясняя устно написание н или нн.

Кипячё...ая вода - вскипячё...ое молоко; краше...ый пол - покраше...ый забор, рама покраше...а, коше...ый или некоше...ый луг, скоше...ая трава, трава скоше...а, стреля...ый воробей - подстрелœе...ая птица; жжё...ый кофе - сожжё...ое письмо; копчё...ая колбаса - закопчё...ые стены; балова...ый ребёнок - избалова...ое дитя - девочка избалова...а родителями; стриже...ый мальчик - остриже...ая голова, волосы остриже...ы; дистиллирова...ая вода.

Упражнение 94. От данных глаголов образуйте полные и краткие страдательные причастия (в кратких используйте формы всœех родов и множественного числа) и в соответствии с приведёнными образцами расставьте ударения; н и нн в причастиях подчеркните.

1. Организовать - организованн ый - организован - организован а - организован о - организован ы; основать, обосновать, остановить.

2. Внести - внесённ ый - внесён - внесен а - внесен о - внесен ы; внедрить, заключить, испечь, перевезти, просветить, посвятить, решить.

3. Возложить - возложенн ый - возложен - возложен а - возложен о - возложен ы; восстановить, добавить, заучить, предусмотреть.

Упражнение 95. Объясните различия в написании созвучных слов.

Девочка хорошо воспитана Девочка послушна и воспи-родителями. танна.

Встреча выпускников нашей Эта ученица дисциплинирован-

школы была организована и на и организованна.

в данном году.

Грозовая туча была рассеяна Ты вчера была рассеянна, ког-

ветром, и снова сверкало сол- да говорила со мной.

Упражнение 96. Замените придаточные предложения причастными оборотами по образцу.

Образец: Возьми чемодан, который я принёс тебе вчера. - Возьми чемодан, принœесённый мною тебе вчера.

1. На улице было мокро от снега, который растаял под лучами солнца. 2. Мы любовались полем, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ дышало свежестью. 3. Перед нами была степь, которая расстилалась до самого горизонта. 4. В читальном зале занимались студенты, которые готовились к зачётам. 5. Панораму леса, которая открывалась из окна, закрыло здание, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ строится напротив нашего дома. 6. В здании, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ возводится на площади, будет кино. 7. Все заинтересовались докладом, который был сделан профессором. 8. Самолёт может развить скорость, которая превышает скорость звука. 9. В квартире, которая недавно освободилась, устроили библиотеку. 10. Мы сидели в беседке, которую сами построили. 11. Мы увидели на горизонте тучу, которая медленно надвигалась. 12. Показался косяк журавлей, которые улетали в теплые края.

Правописание суффиксов наречий и -о

Упражнение 97. Перепишите предложения, вставляя попущенные буквы. Объясните правописание наречий.

1. Налев... был угрюмый лес, направ... Енисей (Н.). 2. На Белом море издавн... живет русское населœение. 3. Самгин искос... взглянул на жену (М.Г.). 4. Изредк... ударяет Кузьма правым веслом и не дает плоту сбиться с русла (Сераф.). 5. Снов... тучи нужно мною собралися в вышинœе (П.). 6. Обстоятельства разлучили их нужнолᴦ... (П.). 7. У Кати для раздумья времени было досыт... (А.Н.Т.). 8. Нева точно спала; изредк..., будто впросонках, она плеснёт легонько волной в берег и замолчит (Гонч.). 9. Публика горяч... аплодировала певцу. 10. Докладчик говорил очень общ... . 11. Он отпил из стакана холодного дочерн... настоянного чая.

Упражнение 98. В соответствии с образцом к данным словам и словосочетаниям в правой колонке подберите синонимичные наречия из тех, что приведены в левой колонке. Запомните их написание.

Образец: очень просто - запросто.

I. Очень просто, высокомерно, II. Заново, запросто, издавна,

необдуманно, тихонько, исподлобья, исподтишка,

с давних пор, спросонья, свысока,

недружелюбно (смотреть), сплеча, сгоряча,

не выспавшись. сызнова.

Образование и правописание причастий - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Образование и правописание причастий" 2017, 2018.

ПРИЧАСТНЫЙ И ДЕЕПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТЫ

Подготовила учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №28

Кущяк О. Г.


  • Внезапно раздавшиеся громкие крики разбудили меня и весь наш табор приютившийся у огонька. Крики отдавались в мирно спавших заводях реки. В сумерках на берегу виднелись странные группы каких-то людей. Невдалеке стояла телега запряженная лошадью спокойно ждавшей перевоза. Через полчаса нагруженный паром отвалил от берега а еще через четверть часа из-за мыса выплыл пароход ведущий большую баржу. Я устроился на палубе и любовался уголками открывавшимися с каждым поворотом реки еще окутанной синеватой мглой. (По В. Короленко )

Проверьте себя.

  • Внезапно раздавшиеся громкие крики разбудили меня и весь наш табор, приютившийся у огонька . Крики отдавались в мирно спавших заводях реки. В сумерках на берегу виднелись странные группы каких-то людей. Невдалеке стояла телега, запряженная лошадью, спокойно ждавшей перевоза. Через полчаса нагруженный паром отвалил от берега, а еще через четверть часа из-за мыса выплыл пароход, ведущий большую баржу . Я устроился на палубе и любовался уголками, открывавшимися с каждым поворотом реки, еще окутанной синеватой мглой . (По В. Короленко )

Расставьте знаки препинания, объясните их постановку.

Красиво смотреть со стороны на судно окрыленное белыми парусами грациозно плывущее по бесконечной глади морских волн. Но взгляните на число рук приводящих его в движение! Парусное судно обмотавшееся веревками и завесившееся парусами дремлющее в штиль и лавирующее при противном ветре не может в одно мгновение двинуться назад или быстро поворотиться.

(По И. Гончарову )


Проверьте себя.

Красиво смотреть со стороны на судно, окрыленное белыми парусами , грациозно плывущее по бесконечной глади морских волн . Но взгляните на число рук, приводящих его в движение ! Парусное судно , обмотавшееся веревками и завесившееся парусами, дремлющее в штиль и лавирующее при противном ветре, не может в одно мгновение двинуться назад или быстро поворотиться. (По И. Гончарову )


Пропитанная полынным запахом длинная степная дорога, тянувшаяся к морю от далекого города, осталась позади, а впереди во всю даль и ширь расстилалось открытое море, не имеющее границ. И ребятам казалось, что они добрались до самого края света, что дальше уже нет ничего. Есть одно тихо плещущееся море, а над ним такое же бескрайнее небо, лишь кое-где покрытое бледно-розовыми облачками. Мальчики, утомленные долгим путем, шли молча. Их головы прятались за ворохами сухого бурьяна, собранного ими для будущего костра.


Расставьте знаки препинания, объясните их постановку.

Волки медленно поднялись и поджав хвосты пошли в поле. Молодая волчица села в снег подняв голову и первый раз в жизни завыла жалобно не спуская глаз с месяца. Вой ее слушали волки, и в сердцах их холодя на спинах шерсть просыпалось чувство злой тоски.

Волчица пела свою песню высоко задрав голову и глядя на месяц. Заслышав ее зайцы вышедшие в поле откапывать зеленую озимь испуганно поднимались на лапках. Волкам было тоскливо, они стояли глядя мерцающими глазами на снег.

(По И. Соколову-Микитову)


Проверьте себя.

Волки медленно поднялись и, поджав хвосты, пошли в поле. Молодая волчица села в снег, подняв голову, и первый раз в жизни завыла жалобно, не спуская глаз с месяца. Вой ее слушали волки, и в сердцах их, холодя на спинах шерсть, просыпалось чувство злой тоски.

Волчица пела свою песню, высоко задрав голову и глядя на месяц. Заслышав ее, зайцы, вышедшие в поле откапывать зеленую озимь, испуганно поднимались на лапках. Волкам было тоскливо, они стояли, глядя мерцающими глазами на снег.

(По И. Соколову-Микитову)


Расставьте знаки препинания, объясните их постановку.

Сочные щепки летели на росистую траву и легкий треск послышался из-за ударов. Дерево дрогнуло всем телом, погнулось и быстро выпрямившись заколебалось на своем корне. На мгновение все затихло, но снова прогнулось дерево наклонилось рухнув макушкой на землю. Звуки топора затихли. Малиновка свистнула и вспорхнула выше зацепив ветку крыльями. Ветка покачавшись замерла.

(По Л. Толстому )


Проверь себя.

Сочные щепки летели на росистую траву, и легкий треск послышался из-за ударов. Дерево дрогнуло всем телом, погнулось и, быстро выпрямившись , заколебалось на своем корне. На мгновение все затихло, но снова прогнулось дерево, наклонилось, рухнув макушкой на землю . Звуки топора затихли. Малиновка свистнула и вспорхнула выше, зацепив ветку крыльями . Ветка , покачавшись, замерла.

(По Л. Толстому )


Объясните постановку знаков препинания.

На крыльцо вышел мальчик лет шести. Не сводя зачарованных глаз с Дика [собака], он резво сбежал с крыльца и очутился возле отпрянувшего назад огромного пса. Худая ручонка мальчика зарылась в густую бурую шерсть, стала ее ворошить, и лесник предостерегающе окликнул пса, приказывая ему сесть. Но Дик и сам от изумления и обиды потерялся. Лишь верхняя губа его приподнялась, сморщившись и обнажая крепкие клыки.


Объясните постановку знаков препинания.

Радостно и звонко засмеявшись, мальчик двумя руками крепко обхватил шею собаки. Ошалело мотнув головой, освобождаясь от непрошеной ласки, Дик с задавленным ворчанием отбежал в сторону. Сел, высунув язык, и, конфузясь, потряс головой, освобождаясь от незнакомого запаха, вызывающего желание чихнуть. Спасаясь от непрошеного гостя, вновь бросившегося к нему, Дик в два прыжка достиг изгороди, перемахнул через нее и пропал в кустах.

(По П. Проскурину)

Самостоятельная работа № 1.

1). Найти словосочетание «прич. + сущ.»

1. чернеющая пропасть 6. мокрый снег
2. черная ночь 7. синее небо
3. белого снега 8. поспевающий крыжовник
4 спелый крыжовник 9. лаявшая собака
5. теплый дождь 10. темный горизонт

2). Найти словосочетания «прилаг.+ сущ.»

1. стоящий мальчик 6. болотная вода
2. засеянное поле 7. горячая печь
3. летящая птица 8. спеющая ягода
4. светлое небо 9. мелкий брод
5. собранные грибы 10. последний лист

3). Найти словосочетания «прич. + определяемое слово»

1. служащие родине 6. рассказанного стариком
2. растаявшие льдины 7. скошенные косой
3. построенные арендаторами 8. исследованной местностью
4. с обрадованными ребятишками 9. прочитавшего книгу
5. разбросанные ребенком 10. светящиеся окна

4). Найти словосочетания «прич. + зависимое слово»

1. разведанная геологами 6. дремлющего океана
2. освещенная луной 7. замешанные в преступлении
3. обнаруженного противника 8. пенящиеся струи
4. расчищенная школьниками 9. колеблющиеся от ветра
5. в написанных словах 10. стоящей лампы

5). Найти словосочетания с действительным причастием

1. написанная учеником 6. проверенная учителем
2. распиленная плотником 7. плескавшиеся волны
3. ведущая в парк 8. построенный дом
4. посаженные весной 9. покрашенный краской
5. опрокинутый котенком 10. летящим самолетом

6). Найти словосочетания со страдательным причастием

1. на пестреющем лугу 6. сидящая девочка
2. о движущемся предмете 7. засыпанные аллеи
3. опавшие с тополя 8. у потревоженных птиц
4. отнятая игрушка 9. рассказывающие о путешествии
5. разлившаяся по небу 10. борющийся за свободу

Самостоятельная работа № 2.

1). Спиши, вставив пропущенные буквы

Бор…щийся народ, держ…щий знамя, развева…щийся по ветру, стро…щий школу, та…щий снег, кол…щий предмет, пол…щий огород, кол…щий дрова, ро…щий канаву, дремл…щий великан, колебл…щийся тростник, дежур…щий милиционер, скач…щие на конях, маяч…щие огни, стел…щийся туман, колыш…щиеся отражения, готов…щие выступление.

8). Спиши, вставив пропущенные буквы

Слыш…мого рокота, вид…мый в микроскоп, навева…мый воспоминаниями, огражда…мый от невзгод, колебл…мый ветром, озаря…мого луной, ороша…мый водами, леле…мый родителями, оберега…мый товарищами, невид…мый глазом, обижа…мый братом, ожида…мого поезда, освеща…мый светом, согрева…мый солнцем.

Самостоятельная работа № 3.

Спиши предложения, вставляя пропущенные буквы и запятые. Причастные обороты выдели.

1. К реке сбегает тропинка едва вид…мая во мгле. 2. Серебрится река слабо озаря…мая луной. 3. Шелестит камыш чуть колебл…мый ветром. 4. Чьи- то голоса слыш…мые издалека гулко раздаются в ночной тишине. 5. Пригиба…мая ветром трава ложилась на землю. 6. Всадник скач…щий на коне показался за бугром. 7. Леч…щий нашу семью врач должен зайти сегодня. 8. Не та…щий на крыльце снег приходилось скалывать каждый день. 9. Дачи стро…щиеся повсюду украсили нашу местность. 10. Туман стел…щийся в низине мешал видеть происходящее.

Самостоятельная работа № 4.

Спиши, вставляя пропущенные буквы.

Слыш…вший шорох, прав…вший конями, обид…вший ребенка, раста…вший снег, увид…вший паука, направ…вший пешехода, постро…вший дом, ужал…вшего малыша, ла…вшей собаки, об отта..вшей земле, завис…вший от обстоятельств, ненавид…вший врагов, с встрет…вшимся другом, рассе…вший сомнения.

С 2 словосочетаниями составьте и запишите предложения.

Самостоятельная работа № 5.

Спиши, расставляя запятые.

Осенний лес.

Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна кленов и осин раскрашенных осенью. Шелестит под ногами листва опавшая с деревьев. Кое-где виднеется шляпка позднего подосиновика. Тонко просвистит рябчик прокличут в небе журавли пролетающие косяком.

Что-то грустное прощальное слышится и видится в осеннем лесу наполненном тишиной. Идешь по такому лесу расцвеченному красками и поэтическим чувством наполняется душа. Бабьим летом называли на деревне это осеннее краткое время. Прозрачен и чист воздух прозрачна вода в лесных ручьях. Еще цветут осенние поздние цветы. Готовятся к отлету певчие птицы. Иногда затрещит в лесу дрозд застучит дятел сидящий на сухом дереве. Еще зеленый стоит на краю леса старый развесистый дуб роняющий на землю спелые желуди.

Самостоятельная работа № 6.

Замените, где можно, придаточные предложения причастными оборотами, поставьте необходимые знаки препинания.

1. Наступил день, которого мы давно ожидали. 2. Жизнь, которая прошла без служения широким интересам и задачам общества, не имеет оправдания. 3. Книги я брал в городской библиотеке, которую основал еще А.П.Чехов. 4. Ум, когда он направлен на одно отрицание, бледнеет, сохнет. (Тургенев И.С.) 5. Крупный дождь, который успел прибить пыль, но не успел навести грязь, перестал. 6. Нет слаще покоя, чем тот, что покупается трудом.(Чехов А.П.) 7. Завтра мы должны были соединиться с ополченцами, что шли нам навстречу. 8. По всей террасе разливался зеленый полусвет, от которого лица женщин сразу побледнели.

Самостоятельная работа № 7.

Спишите, вставляя окончания.

1. В узкое оконце виднеется заросш… кустарником устье реки. 2. Путешественники свернули с дороги к речке, разливш…ся в этом месте. 3. Наш народ помнит имена героев, совершивш… подвиг в дни Великой Отечественной войны. Однако многие герои живут в рассказах и легендах, в шелесте берез над заросш… окопами. 4. Ранним утром 13 апреля 1904 года броненосец «Петропавловск», шедш… на бой с японской эскадрой и нарвавш…ся на мину, пошел мгновенно ко дну. Вместе с командой погиб и находящ…ся на борту корабля художник Василий Васильевич Верещагин, стоявш… в момент взрыва на палубе и делавш… зарисовку начинающ….ся боя. 5. Библиотекарь беседовал с мальчиком, интересующ…ся книгами о космосе.

Чем отличаются причастный и деепричастный оборот? Упражнения по нахождению обособленных определений и обстоятельств представлены в статье. В ней же даются сведения о формах глагола.

Глагол и особые формы глагола

Глагол является в языке ведущей частью речи, которая сообщает о процессах и действиях, происходящих вокруг. Вместе с существительным он входит в грамматическую основу предложения: Мальчик плывет. Дом строится; а в глагольных односоставных предложениях самостоятельно составляет их предиктивную основу: Вижу! Посмотри. Было поздно. Ему звонят .

Если рассмотреть и деепричастным оборотом, то можно заметить, что в них содержится несколько слов, отражающих процесс, - причастий или деепричастий. И те и другие представляют собой глагольные формы, при этом причастие схоже с прилагательным, так как имеет такую же парадигму склонения и отвечает на вопросы прилагательных: какой? какое? и другие, а деепричастие - с наречием, так как тоже является и отвечает на основные вопросы наречий: как? каким образом?

Причастия образуются от основ глаголов с помощью суффиксов -ащ-,-ящ-, -ущ-,-ющ-, -вш-, -ш-, -енн-, -нн-, -т-: кричащий, смотрящий, несущий, пустующий, живший, шедший, определенный, указанный, спетый. Деепричастия - с помощью суффиксов -а-, -я-, -ючи, -учи-, -в-, -ши-, -вши-: крича, запевая, играючи, едучи, посмотрев, принесши, познакомившись.

Например: Заполонившая весь сад трава росла густо, не давая возможности вырасти культурным растениям. В данном предложении представлено четыре разных глагольных формы: росла - глагол прошедшего времени, женский род, вырасти - инфинитив, заполонившая - причастие, не давая - деепричастие. Можно заменить причастие прилагательным, а деепричастие - наречием: Зеленая трава росла густо, и возможности вырасти у культурных растений было немного. В предложении сохранился главный смысл, но утеряны дополнительные действия, которые отражали причастный и деепричастный оборот. Упражнения из таблицы ниже помогут научиться находить глагольные формы и отличать их друг от друга.

Упражнения на нахождение глагольных форм

Задание Текст задания
Из текста выпишите три причастия Была гроза, сопровождающаяся устрашающим громом и огненными молниями. Миша, как учил его дед, спрятался под кустарником, расположенным в низине. Вдруг послышался сильнейший раскат грома, а затем звук, напоминающий шипение змеи. Это молния попала в дерево в десяти шагах от домика лесничего.
Из текста выпишите все деепричастия Не отрывая глаз, Яша смотрел на зарю. Почему-то в это время суток ему всегда хотелось, стоя на мансарде и смотря вдаль, размышлять о вечном. То он задавался вопросом, почему птицы так красиво летают, то его волновал вопрос о происхождении Солнца, то задумывался о дальних странах, мечтая путешествовать.

Причастный оборот как обособленное определение

Причастным оборотом называется конструкция причастия с зависимым словом. Так, предложение: Цветущий сад был красив - без причастного оборота, а предложение: Цветущий на даче сад был красив - имеет причастный оборот, так как у причастия есть зависимое слово: цветущий (где?) на даче.

Построение причастных оборотов может быть разным, но данная синтаксическая единица обязательно представляет собой причастия с зависимыми словами.

Причастный оборот требует обособления, если стоит после главного слова: Грибы, набранные всей семьей, лежали теперь на скамье под сосной; если зависит от личного местоимения: Мечтающий о поездке в Конго, он оформлял визу - или имеет дополнительное уступительное или причинное значение: Уставшая от шумных посетителей, Лена еле добралась домой.

Ошибки при употреблении причастных оборотов

Употребляя в речи причастный оборот, ошибки можно допустить как пунктуационные, так и грамматические. встречаются при неверном определении границ синтаксической единицы, при невнимательном прочтении предложения с причастным оборотом и при отсутствии теоретических знаний об условиях его обособления.

При употреблении причастных оборотов связаны прежде всего с неуместным использованием причастного оборота в предложении и с неправильным согласованием причастия с главным словом. Например: Северный баскетбольный клуб приехал в родной город, удачно сыгравший на чемпионате. (Верный вариант: Северный баскетбольный клуб, удачно сыгравший на чемпионате, приехал в родной город ).

как обособленное обстоятельство

Деепричастие с зависимыми словами называется деепричастным оборотом. Деепричастие и деепричастный оборот всегда обособляются. Их выделение запятыми не зависит от месторасположения относительно главного слова. К примеру: Они приехали, не предупредив. Галя, увидев красивый букет в его руках, сразу успокоилась. Слушая, Коля делал записи. Не требуют обособления лишь те деепричастия, которые входят в состав фразеологических оборотов: Спустя рукава он работал весь сезон. Ребенок прислушивался затаив дыхание - или перешли в наречия: Толя читал не торопясь. Он рассердился не шутя.

Причастный и деепричастный оборот: упражнения

В таблице ниже приведен ряд заданий на нахождение обособленных членов, выраженных причастным или деепричастным оборотом.

Задание Текст задания
Из текста выпишите обособленный деепричастный оборот Маша, перебирая подаренные ей открытки, вспомнила свой первый праздник. Это был ее седьмой день рождения. Мама напекла булочек и пирожков, чтобы Маша угостила своих одноклассников. Она была счастлива организовать чаепитие для всех ребят, которые встретили ее у порога школы с огромной корзиной фруктов.
Среди предложений найдите то, в котором есть причастный оборот.
  • Кот, который спугнул цыплят, спрятался под гнездом.
  • Рыбак, поймавший окуня, возвращался на берег.
  • Анна, моя соседка снизу, работала в санатории.
Из текста выпишите деепричастие и деепричастный оборот. Спрыгнув с высокого дерева, Паша побежал на пруд. Здесь он встретил своих друзей. Искупавшись, они стали рассказывать друг другу истории, произошедшие с ними за этот год.

Причастный и (упражнения из таблицы это подтверждают) вносят в предложения значение дополнительного действия. Они, являясь обособленными членами, лишь сопровождают основной процесс, заключенный в сказуемом.

Причастный и деепричастный обороты: примеры из литературы

Предложения с причастным и деепричастным оборотом нередко встречаются в художественных произведениях. "Океан, ходивший за стенами, был страшен", "Малый помолчал и, сбив кнутом прилипшего к лошади крупного овода, сумрачно ответил" (И. А. Бунин). "То с утра до утра шел не переставая мелкий... дождик, превращавший глинистые дороги и тропинки в сплошную густую грязь..." (А. И. Куприн). "Покрытые инеем, они уходили в неясную, озаренную даль..." (В. Г. Короленко).